Коробка передач мотоцикла Урал с задней скоростью. Коробка мотоцикл


Коробка передач мотоцикла Урал: основные нюансы ремонта

 

 

За свою долгую жизнь коробка передач мотоцикла Урал претерпела несколько модификаций, в том числе и обзавелась задней передачей. Использование в КПП вторичного вала позволило повысить производительность и значительно уменьшить размеры коробки, что весьма актуально для мотоцикла. Ремонт и сборка КПП мотоцикла Урал не отличаются высокой сложностью, и эти работы вполне можно выполнить самостоятельно.

Как работает коробка мотоцикла Урал с задней скоростью

Двухвальная коробка скоростей мотоцикла Урал задействует меньше шестерёнок при передаче крутящего момента, что и является основной причиной повышенного КПД. Первичный вал коробки передач имеет три шестерни начальных скоростей, составляющих с валом одно целое. Назначение вторичного вала заключается в осуществлении выбора необходимой передачи, и шестерни на ней не имеют жёсткой фиксации. Коробка передач мотоцикла Урал с задней скоростью имеет ручной и ножной способы переключения, что делает её весьма удобной в эксплуатации.

На более поздних модификациях коробки передач в алюминиевом картере появилась съемная задняя крышка, позволяющая проводить ремонт КПП без снятия её с двигателя.

Среди прочих мотоциклов именно простотой обслуживания и отличается мотоцикл Урал — капитальный ремонт коробки передач легко выполнить в течение дня, при наличии соответствующих запчастей. Нужно помнить, что некоторые детали от различных модификаций КПП взаимозаменяемы. Это одно из основных достоинств, по которым довольно просто собрать рабочую коробку из нескольких неисправных.

Снятие и ремонт КПП мотоцикла Урал

Для снятия коробки переключения передач без откручивания мотора нужно выполнить следующие действия:

  1. Снять у мотоцикла заднее колесо.
  2. Демонтировать карданную передачу.
  3. Отвернуть 1 болт и 3 гайки, крепящие КПП к двигателю.
  4. Затем коробку переключения передач можно вытаскивать из рамы мотоцикла и приступать к её осмотру.

 

Ремонт КПП мотоцикла Урал заключается в замене износившихся шестерней, с последующей регулировкой механизма переключения передач. Также следует уделить внимание сальникам — их износ станет причиной подтекания масла, в результате чего коробка передач мотоцикла Урал будет работать в условиях недостаточной смазки.

Разборка и сборка КПП мотоцикла Урал

Чтобы разобрать коробку передач, требуется поступить следующим образом:

  • произвести демонтаж механизма сцепления вместе с подшипником;
  • убрать рычаг стартера, затем резиновую муфту, находящейся на вторичном валу;
  • снять крышку картера механизма переключения передач;
  • открутить крышку коробки и аккуратно снять её с валов.

Полная разборка механизм сцепления, механизма выбора передач и кикстартера допускается только при их ремонте — в противном случае разбирать их нет необходимости.

 

 

Собирается коробка передач мотоцикла Урал с задней скоростью в обратной последовательности. После сборки предстоит регулировка механизма переключения передач, иначе могут возникнуть проблемы при их выборе.

Коробка мотоцикла Урал с задней скоростью начинает регулироваться с установки мотоцикла на подножку. Затем включается 2-я скорость и вдавливается педаль до 3-ей передачи. При совпадении шарика с лункой подстройка нижнего регулировочного винта не требуется. После с 3-ей скорости нужно вернуться на вторую и проверить совпадение шарика, подкрутить верхний винт при его несоответствии. На этом регулировка выбора передач окончена.

Мотоцикл Урал позволяет осуществить ремонт коробки передач с минимальными усилиями, благодаря простоте конструкции, что выгодно отличает эту модель от прочей двухколёсной техники.

Оцените статью

 

 

 

www.real-biker.ru

В чем особенности мотоциклов с автоматической коробкой передач? — Рамблер/авто

Если составляющие конструкции автомобиля чаще упоминаются в повседневных разговорах,

то устройство мотоцикла известно в основном только настоящим поклонникам

данного вида транспортных средств. К примеру, знаете ли вы, что мотоцикл с  автоматической КПП — это такая же реальность, как и автомобиль с коробкой-автомат, вот только

принцип ее действия на двухколесном транспорте несколько отличается? Если нет,

то скоро вам станет известно об особенностях работы АКПП на мотоциклах и ее  преимуществах на данном виде транспортных средств.

Как работает коробка-автомат на мотоциклеДостоинства и недостатки коробки на мотоциклеЧто выбрать: автомат или механикуСписок производителей, выпускающих мототранспорт с автоматической коробкой передач

Как работает коробка-автомат на мотоцикле

Удобство и комфорт передвижения — важные составляющие любой поездки, и со  временем к данному заключению пришли не только автомобилисты, но и  мотолюбители. Благодаря этому мир увидели модели мотоциклов с автоматической

коробкой передач — гениальным и достаточно простым изобретением.

Не сложен и  принцип работы автоматической коробки передач на мотоцикле: к внутреннему барабану за один край

прикреплены колодки (точно такие же, как в барабанном тормозе), а их второй

конец подсоединен к ним посредством пружин. Когда барабан вращается, действие

центробежной силы заставляет эти элементы расходиться и прижиматься к внешнему

барабану, тем самым передавая ему крутящий момент. Эффективность такой системы

подтверждена не одним годом практики, и ее можно найти внутри любого

современного скутера.

Знаете ли Вы? Первый патент на автоматическую КПП был выдан еще в 1904

году братьям Стертевант из Бостона, но материалы тех времен не могли

гарантировать надежность устройства, из-за чего об открытии на время забыли.

Достоинства и недостатки коробки на мотоцикле

Все новые конструкции, так или иначе, сталкиваются с проблемой несовершенства.

Однако в случае с автоматической коробкой передач разработчикам удалось

избежать многих неточностей, так как все первоначальные недочеты уже были

отработаны на автомобильных коробках передач на протяжении десятилетий. В  итоге, мотоциклы с автоматической коробкой передач работают плавно, без рывков и с минимальной

задержкой между переключением скоростей.

Первым и самым главным преимуществом данного вида трансмиссий на  мотоциклах является все тот же комфорт передвижения, так как водителю больше не  нужно следить за работой передаточной коробки и вручную переключаться с низкой

передачи на более высокую и обратно, ведь все это за него делает АКПП.

Кроме того, рабочие условия силовой установки в этом случае более

щадящие, нежели при взаимодействии с механикой, а значит, общий ресурс

двигателя будет увеличен.

Наличие коробки-автомат на мотоциклах существенно облегчает управление транспортным

средством, что особенно заметно на ровных участках пути, однако и это  устройство не лишено недостатков. Увеличенный вес, повышенный расход топлива, довольно

сложная конструкция и необходимость в дорогостоящем обслуживании — основные критерии,

которые заставляют многих мотолюбителей отдавать

предпочтение классической «механике». Также не понравится управлять таким

мотоциклом и любителям острых ощущений, поскольку придется забыть о резком

ускорении и переключении скоростей.

Можно сказать, что мотоциклы с автоматической КПП уже нашли свою целевую аудиторию,

которая представлена в основном новичками-мотолюбителями, недавно пересевшими

со скутеров на более серьезный мототранспорт. Стоит ли менять механический байк

на транспортное средство с АКПП — это уже отдельный вопрос, ответ на который в  каждом отдельном случае может существенно отличаться. Так, любители спокойной и  максимальной комфортной езды, наверняка оценят всю прелесть передвижения на  коробке-автомат, в то время как экстремалы, предпочитающие хорошо «газануть», будут считать ее обузой.

Интересно знать! Лидером

в разработке мотоциклов «автомат» стала известная компания «Honda», которая

выпустила первый серийный мотоцикл с АКПП (был предложен в 1975 году в Канаде).

Но модель Honda CB 750с не получила коммерческого успеха, так как коробка-автомат отличалась большим весом, ненадежностью, да и работала рывками.

Что выбрать: автомат или механику

Автоматическую коробку переключения передач выбирают в основном люди,

которые не умеют или не хотят переключать скоростные режимы вручную. При этом

стоит учитывать, что мотоциклы с коробкой-автомат отличаются от механических

аналогов не только внутренними составляющими, но и внешним видом. Более обтекаемая

и логически завершенная форма кузова, компактный размер, лучшие пропорции и  V-образный двигатель с оптимальным объемом не могут не влиять на общую

привлекательность данного транспортного средства.

Управление многих мотоциклов с автоматической КПП — кнопочное, с размещением

кнопки на руле, а отсутствие рычагов и механического сцепления делает езду

намного проще, позволяя полностью сосредоточиться на дорожной обстановке,

ускорении, торможении и маневрировании.

Механическая коробка передач — это традиционный вариант КПП, который

намного проще автомата, как в плане работы, так и в обслуживании. Детали к «механике»

значительно дешевле, нежели к автомату, а с точки зрения динамики, механическая

КПП дает возможность полного контроля мощности байка. Тем не менее, вариаторы хоть и проигрывают в  динамических показателях, но значительно мягче ручного переключения передач.

Благодаря оптимизации технологий, с каждым годом разница между механикой и  автоматом становиться все меньшей. Однако, в плане стоимости, на данном этапе нельзя сказать, что отличий нет. Бюджетный и средний класс «механики» дешевле и  экономичнее в роботе, в то время как АКПП стоит достаточно дорого (за комфорт

всегда приходится платить).

В том случае, когда для вас больше важна экономия, лучше обратить внимание

на менее прожорливую механику, хотя новые типы силовых установок и современные

передаточные коробки минимизируют топливный разрыв между двумя видами КПП до  0,1-0,3 литров на 100 км. Более того, чаще всего байки покупают не бедные люди,

которые, к тому же, не планируют их использовать каждый день, а это значит, что  столь незначительная разница в топливных затратах вообще не принципиальна.

Если при выборе оптимального для себя варианта исходить из будущих условий

эксплуатации, то стоит отметить, что мотоцикл с автоматической коробкой передач идеально подходит для  передвижения в городских условиях, с постоянным торможением, разгоном, сменой

полос и опережением. Автомат мягче и быстрее меняет скорости, благодаря чему

водитель меньше устает.

Обратите внимание! Опытные байкеры предпочитают МКПП, так как в сложных

дорожных условиях (на мокрой, грязной или грунтовой дороге) она дает больше

контроля над мотоциклом. Хотя вам может показаться, что для транспортных

средств с АБС это не принципиально, но в тех случаях, когда нужно резко

выполнить маневр, а АКПП срабатывает в установленном заводском режиме, даже

такой нюанс очень важен.

Бытует мнение, что «автомат» (не важно, идет речь о мотоциклах или  автомобилях) — это удел женщин или лентяев, в то время как на механике ездят

чуть ли не «профи», но так ли это на самом деле? Убеждать кого-то в правоте

этого утверждения или, напротив, в его неуместности — это бесполезная трата

времени. Поэтому, выбирая между МКПП и АКПП, сначала ответьте себе на несколько

несложных вопросов. Сколько денег вы готовы потратить на покупку и содержание

мотоцикла? Что вам важнее: комфорт или контроль?

С практической точки зрения наличие подобного выбора просто расширяет круг

возможных вариантов, среди которых каждый водитель сможет подобрать наиболее

оптимальный для себя.

Список производителей, выпускающих мототранспорт с автоматической коробкой передач

Самыми удачными моделями мотоциклов с АКПП являются творения компаний Honda,

Yamaha, BMW и Aprilia. Honda — первопроходец в плане разработки и выпуска АКПП

для мотоциклов. Первая автоматическая гидравлическая коробка передач была

создана специалистами компании на базе КПП квадроциклов Honda и так же, как  автомобильная передаточная коробка, предусматривает три рабочих режима:

управление «автомат», режим «triptronic» и «sport», которые выбираются с помощью

кнопки на левой ручке руля. За работой трансмиссии следит электронная система «Human

Friendly Transmission».

Следом за первой моделью «автоматического

мотоцикла» от Honda, которая, к слову, остается лидером в этой сфере, были

выпущены и другие аналогичные модели, а также продолжают разрабатываться

системы бесступенчатого переключения передач (вариаторов) и варианты режимов, в  зависимости от дорожных и климатических условий. Тем не менее, нельзя утверждать,

что идея создания мотоциклов с автоматической коробкой передач понравилась всем

без исключения производителям.

Кроме Honda, среди «серийников»

популярными остаются только детища итальянской фирмы «Aprilia»

и немецкой «BMW»,

а известная фирма «Yamaha» снабжает автоматическими КПП только легкие скутеры,

продолжая выпускать тяжелые машины со стандартной механической трансмиссией.

Что касается конкретных

представителей мира «автоматических» мотоциклов, то тут стоит упомянуть

следующие транспортные средства:

Honda VFR1200XD Crosstourer AUTO

может предложить покупателю стабильную работу передаточной коробки, которая

выражается в плавном разгоне, качественном переключении передач и легкости

управления транспортным средством. Кроме того, владельцы этого мотоцикла

сходятся и на том, что датчик наклона, который препятствует самостоятельному

переключению передач на поворотах, работает четко и без сбоев.

Немного хуже отзываются о  мотоцикле Aprilia NA 850 MANA, поскольку он считается более сложной и не  слишком надежной моделью с неоправданно большим расходом топлива и худшими

динамическими характеристиками. Также проблемы появляются в процессе

обслуживания сложной АКПП, и при необходимости использования управляемого

заноса и силового скольжения (на этом байке невозможно выполнить подобные

маневры).

Важно! Разница в цене между похожими моделями мотоциклов с разными типами

коробок передач практически такая же, как и в автомобилях (в районе 2000

долларов).

Несмотря на высокую стоимость «автоматики», все большее число мотоциклистов

выбирают спокойную и комфортную езду, которую способна обеспечить АКПП. Более

того, ежегодно к ним присоединяются и многие байкеры, решившие немного

отдохнуть от своей обыденности. Однако, чтобы делать какие-либо выводы, стоит

самому оценить все преимущества и недостатки подобного вида транспорта.

auto.rambler.ru

Мотоциклы с автоматической коробкой передач: Honda

В то время как автомобильные концерны начали осваивать АКПП, подобной идеей загорелись производители мототехники. Мотоциклы с автоматической коробкой передач должны были стать намного удобнее, позволив байкеру насладиться ездой, не отвлекаясь на тахометр.

Первый опыт

Первый в мире мотоцикл с автоматической коробкой передач появился в 1975 году. Новинку представила компания Honda, которая поставила модель на конвейер и выпускала её для канадского рынка, а также продавала в США. Японцы надеялись, что их творение, получившее название Honda CB-750, вызовет невероятный интерес у любителей мототехники, однако ожидания не оправдались. Мотоциклы с автоматической коробкой передач получили большое количество негативных отзывов. Байкеры не пришли в восторг от массивной АКПП, которая плохо выполняла свою непосредственную функцию, а также была неремонтопригодной. Стоит отметить, что с подобной проблемой столкнулись автомобильные гиганты, которые также испытывали трудности с недоработанной трансмиссией. Большинство автомобилей не способно было оправдать надежд водителей, которые отдавали большие деньги за «автомат». Пока в СССР выпускали обычную коробку передач мотоцикла «Днепр», японская фирма получила колоссальный опыт с АКПП.

Возвращение к АКПП

Несмотря на неудачу с Honda CB-750, концерн не распрощался с идеей создать целую линейку мотоциклов с автоматической коробкой передач. Проекты были заморожены и ждали лучших времён, когда АКПП полностью будет доработана, а её характеристики выйдут на должный уровень. Спустя три десятка лет автомобили с «автоматом» завоевали мировой рынок и стали популярнее «механики». Такого результата удалось достичь благодаря плавной работе механизма, который значительно снизил расход топлива, увеличил манёвренность и динамику автомобиля.

В 2005 году японцы решили поставить на серийное производство модель Honda DN-01. Этот спортивный мотоцикл с автоматической коробкой передач стал успешнее своего предшественника. Новый байк получил АККП с шестью скоростями и тремя режимами:

  • Sport.
  • Tiptronic.
  • Automatic.

Для мотолюбителей отлично подойдёт режим automatic, который даёт возможность насладиться комфортной ездой, сконцентрировавшись лишь на дороге. Переключив на sport, агрегат моментально меняет не только динамику, но и звук двигателя, демонстрируя весь потенциал. Режим tiptronic был создан специально для поклонников механики, предпочитающих держать спорт-байк под собственным контролем.

Лучший среди аналогов

На современном рынке мототехники можно найти множество моделей с АККП, но лучшими остаются японцы. Они занимаются производством байков, которые представлены в двух вариациях трансмиссии: автоматическая и механическая. Если раньше «автомат» был менее привлекательным вариантом, имея большой вес, то в новых моделях он тяжелее обычной КПП лишь на 10 кг. Сейчас Honda представляет несколько мотоциклов, оснащённых «автоматом». Среди них лучшим является Crosstourer, получивший:

  • V-образный, шестнадцатиклапанный мотор объёмом 1237 см3.
  • 130 л. с.
  • Клиренс – 18 см.
  • Систему электростартера.
  • Бензобак объёмом 21,5 литра.

Это модель является не только самой продаваемой, но и наиболее надёжной. Итальянские специалисты, занимающиеся установкой АКПП на свои мотоциклы, существенно не дотягивают до уровня японцев.

fb.ru

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ», «ДНЕПР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ», «ДНЕПР»

На мотоциклах "Урал" и "Днепр" К-650 устанавливается двухходовая четырехступенчатая коробка передач модели 6204. На мотоциклах "Днепр" МТ9, МТ10-36, МВ-750М МВ-650, "Днепр-12" устанавливается двухвальная четырехступенчатая с передачей заднего хода и механизмом автоматического выключения сцепления модели МТ804.

Все модели коробок передач дорожных мотоциклов имеют неизменные передаточные числа на всех четырех передачах для движения вперед: 1 - 3,6 (36/10), 2 - 2,28 (32/14), 3-1,7 (29/17), 4-1,3 (26/20). Величину передаточного числа получают как результат деления количества зубьев шестерни ведомой (вторичного вала) на количество зубьев шестерни ведущей первичного вала.

 

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛОВ "УРАЛ", К-750 И К-750М

Коробки передач мотоциклов "Урал" и К-750, К-750М, К-650 (рис. 4.9) Киевского мотоциклетного завода унифицированы. Начиная с 1980 г. на мотоциклах "Урал" и "Днепр" начали устанавливать модернизированные коробки передач. Кулачковые муфты включения на вторичном валу были заменены шлицевыми, внешние детали механизма переключения передач переменены в закрытую полость картера и изолированы от попадания грязи на рабочие поверхности. Замена кулачковых муфт шлицевыми заметно снизила возможность самовыключение передач. Размещение всех деталей механизма переключения в закрытые полости значительно уменьшило их износ, повысило надежность работы и долговечность механизма. Новые модели коробок мотоциклов "Урал" созданы на основе существовавших ранее путем неоднократной модернизации. Модель коробки передач с передачей заднего хода выпускающаяся с 1987 г., имеет много общего с предыдущей.

Корпус коробки передач состоит из: картера 3, крышек передней 1, левой 11 (рис. 4.9) и правой 19 (рис. 4.10). Картер и передняя крышка - несущие детали, воспринимающие основные нагрузки во время работы коробки передач. В них размещены опоры валов. К картеру крепятся левые и правые крышки, на которых смонтирован механизм переключения передач.

 

 

 

 

Рис. 4.9. Коробка передач мотоциклов "Урал", К-750, К-750М: 1 - передняя крышка картера, 2 -первичный вал; 3 - картер; 4 - рычаг выключения сцепления; 5 - рычаг ручного переключения передач на правой крышке картера; 6 - вторичный вал; 7 - вал пускового механизма; 8 - пробка буфера; 9 - сливная пробка; 10 - нижний регулировочный винт механизма переключения передач; 11 крышка картера; 12-педаль переключения передач; 13 - пробка с заливной горловиной

 

 

Рис. 4.10. Поперечный разрез валов мотоциклов "Урал", К-750, К-750М: 1 - фланец передней крышки; 2 - маслоподводная шайба с трубкой, 3 - полость в середине вала; 4 - вторичный вал; 5 - регулировочные прокладки; 6 - шариковый подшипник; 7 - передняя крышка картера; 8 - картер; 9 - упорная шайба; 10, 13, 14, 18 -шестерни соответственно 4, 3,2, 1 передач; 11, 17-муфты включения соответственно 3, 4, 1 и 2 передач; 12, 16 - вилка переключения соответственно 3 и 4, 1 и 2 передач; 15 - шлицевая муфта; 17 - муфта включения первой и второй передач; 19 - правая крышка картера; 20, 24 - ведомая и ведущая шестерни привода спидометра, 21, 37 - манжеты; 22 - диск упругой муфты; 23 гайка; 25 - ползун; 26 - резиновое кольцо; 27 -упорный подшипник; 28 - роликовый подшипник; 29 - наконечник штока; 30,32, 33 - венец 1-й, 2й, 3-й передач; 31 - сальник штока; 34 - шестерня 4-й передачи, 35 - шпонка; 36 - шариковый подшипник; 38 - первичный вал; 39 - шток выключения сцепления; 40 - муфта манжеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

 

zinref.ru

Фотоотчет: Разборка КПП (коробки) мотоцикла "Урал"

В этой статье в подробностях (ну а как иначе?) будет показан процесс полной разборки КПП мотоцикла «Урал», также, повышенное внимание будет уделено приемам диагностики состояния деталей КПП как визуально, так и с помощью специальных мерительных инструментов. Многие сейчас воскликнут: Как!!!??? По деталям «Урала» да еще микрометром и индикаторам часового типа!!!???? Да, да дорогие мои… Только так и никак иначе.

Ингредиенты: В наличии есть три КПП непонятного состояния, две из которых в полуразобраном и некомплектном состоянии, одна КПП была «подана к столу» якобы в рабочем  состоянии (по словам хозяина-она еще девочка, не вскравалась типа еще-ну, ну посмотрим), правда изрядно при этом сопливила маслом, к тому же повсюду были видны следы «тюнинга», одна лапка переключения передач чего стоит. С неё пожалуй и начнем.

Задача: Из трех КПП  нужно собрать хотя бы одну, задача сложная так как, детали КПП всех трех экземпляров очень сильно изношены, ну ничего… Бывало и по хуже.

Лапка переключения передач а-ля SUPER SPORT.

Сливаем масло, откручиваем крестовину кардана, укладываем КПП на дощечки, выкручиваем болты на крышке, обстукиваем деревянной киянкой крышку со всех сторон и снимаем ее с корпуса КПП.

Механизм задней передачи в этой КПП почему-то отсутствует, вот тебе и девочка!

Вынимаем из корпуса вал кикстартера и внимательно осматриваем его. Зубья шестерни задней передачи в ужасном состоянии, такую шестерню смело выкидываем на помойку.

Храповый механизм практически разрушен, штифт почти вылетел, огромный люфт в сочленении, в общем вал кикстартера смело выкидываем на помойку вместе со всеми «потрохами».

scooter-mania.ru

Коробка передач мотоцикла и вариатор

 

Все современные мотоциклетные двигатели объеди­нены в общий блок с коробкой передач. Но двигатель тесно связан с трансмиссией не только физически, но, если можно так выразиться, и «духовно», т. е. характеры работы двигателя и коробки всегда взаимно согласо­вываются конструкторами. Для того чтобы более четко себе представить, что конкретно кроется за этими фра­зами, выделим среди ' широкого многообразия  различ­ных двигателей две характерные группы. Одни, назы­ваемые водителями в просторечии «тяговитыми», отли­чаются весьма гибкой характеристикой протекания кру­тящего момента в зависимости от числа оборотов. При езде на машине с таким двигателем не надо часто пе­реключать передачи, поскольку он легко сам приспо­сабливается к изменениям внешней нагрузки. Другое дело «скоростной» двигатель. Он, как правило, высоко- форсированный, рабочий диапазон оборотов у него до­вольно узок — 2000—3000 об/мин. Он плохо приспосаб­ливается к изменениям внешней нагрузки, хорошо ра­ботает, когда водитель «держит его на оборотах». Ти­пичным представителем «тяговитых» двигателей может служить мотор мотоцикла ИЖ-П5, а примером «скоро­стных»— двигатель последнего «.ИЖ-Ючитер-5». Совместить характеристики высокой мощности и хорошей приспособляемости к изменениям нагрузки — задача почти невозможная. Выигрывая в одном, при­ходится поступаться в другом. А современные двига­тели— в большинстве «скоростные» по характеру — на­чинают отдавать сколько-нибудь ощутимую мощность при сравнительно высоких числах оборотов. Чтобы вывести их в рабочий диапазон, нужно уже не четыре передачи, а пять, а то и все шесть. К примеру, гоноч­ные мотоциклы «Сузуки» класса 50 см3 в 1968 г. имели такую характеристику двигателей, что рабочий диапа­зон составлял всего около 500 об/мин, а максимальную мощность (18 л. с.) они развивали при 17 500 об/мин  Чтобы выйти на этот режим и без конца манипулиро­вать передачами, удерживая в нем двигатель, даже самым искушенным гонщикам экстра-класса требова­лась... 12—14-ступенчатая коробка передач. Если заглянуть в справочник 50-летней давности, где приведены характеристики тогдашних мотоциклов, можно обнаружить, что 93% моделей оснащались трех­ступенчатыми коробками передач. Что же, двигатели тех лет отличались умеренной форсировкой, и очень гиб­кой характеристикой? Трех передач оказывалось, вполне достаточно. Двадцать пять лег назад положение стало иным — большинство (74%) машин имело четырехсту­пенчатые трансмиссии. А сегодняшние форсированные двигатели настоятельно требуют дальнейшего увеличе­ния числа передач — 66% моделей уже снабжены 5- и 6-ступенчатыми коробками передач;. Ну, а как быть дальше — увеличивать число пере­дач до 12—14? Видимо, в будущем конструкторам при­дется проявить благосклонность к автоматическим трансмиссиям. Кое-что в данном направлении уже делается. Шведские фирмы «Хускварна» и «Хэглунд» ведут обширные эксперименты по применению бесступенчатых передач на армейских мотоциклах. С автоматической гидродинамической передачей для модели «В7» ведет опыты итальянская фирма «Мото- Гуцци», но все это скорее исключения, подтверждающие правило. А пока для мотоциклов единственный реаль­ный тип автоматической трансмиссии не гидромехани­ческая (как, на автомобилях) , а ременная. В такой передаче крутящий момент двигателя пе­редается с помощью клинового ремня, который охва­тывает шкивы, состоящие из двух полови . С ростом числа оборотов и уменьшением нагрузки на двигатель половинки ведущего шкива сближаются, их рабочий диаметр становится больше. Одновременно раз­двигаются половинки ведомого шкива, уменьшая егорабочий диаметр. В итоге передаточное число транс­миссии становится меньше. С ростом нагрузки и па­дением числа оборотов происходит обратная картина. Управляет движением шкивов центробежный автомат. Трансмиссия такого типа получила широкое распро­странение на скутера, мопедах, легких моторол­лерах. Что касается долговечности ремня, то, как по­казывает опыт, он может выдержать 3—5 тыс. км про­бега. Аналогичная конструкция создана и у нас в стра­не.

В 1973 г .успешно прошли испытания опытные мо­педы «Селена»  с ременной передачей. Такой же принцип использовала американская фир­ма «Рокон» для модели «Эндуро» с двигателем рабо­чим объемом) 340 ем3. Говоря о современных мотоциклетных коробках пе­редач, нельзя обойти вниманием одно новшество, ко­торое особенно ценно для двухтактных моделей. Оно заключается в том, что валы коробки передач с ше­стернями и подшипниками смонтированы в легкосъем­ной боковой крышке картера (мотоцикл «Yamaha R6», спортивные «Honda»). Таким образом, при ремон­те коробки передач нет нужды одновременно разбирать и двигатель, как приходится делать при продольном вертикальном разъеме картера.Поскольку сейчас все модели имеют коробки передач, объединенные в один компактный блок с двигателем, заводы все чаще стали применять не цепную, а шестеренчатую моторную передачу. Так делают не только на мощных моделях, где цепь оказывается слабым: элементом и часто рвется. Шестеренчатая передача применяется и на «Бенелли-ЭА-2К», «МЦ-ТС250», «ИЖ< Планета-Спорт». Но если цепь в качестве моторной пе­редачи у многих конструкторов начинает вызывать недоверие, то для главной передачи она используется почти повсеместно. Лишь пять фирм во всем мире делают? исключение из этого правила и выпускают мотоциклы с карданной передачей: БМВ (ФРГ), Киевский и Ирбитский заводы, «Мото-Гуцци» и «МВ-Агуста» (Италия). Причем последние две ставят ее только на модели класса 750 см3 и выше. ‘ В то же время «Хонда» и «Кавасаки», «Харлей-Да­видсон» даже на самых мощных моделях без сомнений отдают предпочтение цепной передаче. Она, действительно, имеет преимущества в компактности, простоте, дешевизне. Правда, карданная надежнее и долговечнее. Но ряд заводов убедился, что цепь, рабо­тающая в масляной ванне и помещенная в герметичный кожух, может служить довольно долго. Такое конструк­тивное решение применяется на «Крайдлер-Флоретт», «Яве-90-Родстер», МЦ-ТС-250, «Паннонии-1120», «Мото- бекан-350» и «Мюнх-1200». А машины с обоими ведущими колесами? Когда-то эксперименты над ними вела итальянская фирма «Мото-Гуцци». Сейчас наиболее известные представители этой группы — мотоциклы «Рокон». Привод на оба ко­леса осуществляется длинным валом, идущим справа вдоль наклонной трубы рамы. Связанные с ним кони­ческие редукторы передают вращение на промежуточ­ные валы, а оттуда посредством цепей — на колеса. Для того чтобы мотоцикл не увязал в топкой почве, «Рокон- FT 140» оснащен широкопрофильными по­крышками размером 8,50—12 с давлением 0,3 кГ/см2. Эти шины имеютбольшую площадь опоры, очень эла­стичны и их применение позволило обойтись вообще без подвески колес. Последнее обстоятельство послужило причиной тому, что за этими машинами; закрепилось прозвище «одноколейные тракторы».

 

 

xn----dtbhnkgdbhjdadq8ad3e.xn--80adxhks

Мотоцикл Урал и Днепр - Коробка передач мотоцикла Урал

Устройство механизма переключения передач мотоцикла Урал показано  на   рис. 3.  Механизм   переключения  имеет ручной и ножной приводы. Переключение передач осуществляется шлицевыми муфтами, которые пере­мещаются вилками переключения передач. Вилки пе­реключения передач I и II и передач III и IV не

взаимозаменяемы.

 

Управляются вилки с помощью сектора, который приварен к валику. В секторе име­ется два фигурных паза, куда входят соответствую­щие шипы вилок. При повороте сектора пазы воздей­ствуют на шипы вилок и сообщают им осевое пере­мещение. Для удержания сектора в определенном положении при включенной передаче на его внешнем радиусе имеется пять канавок, куда входит подпру­жиненный шарик фиксатора.

Для поворота сектора вручную на правый наруж­ный конец валика сектора устанавливают рычаг и фиксируют его клинком. Рычагом ручного переключе­ния можно установить сектор в любое из пяти поло­жений: передача I, нейтральное положение, переда­ча II, передача III, передача IV. Левый конец вали­ка сектора переключения своим хвостовиком квадрат­ного сечения входит в соответствующее отверстие храповика механизма ножного переключения. Храпо­вик опирается па крышку картера коробки передач. Справа на храповик устанавливают кривошип собач­ки и во избежание осевого перемещения фиксируют стопорным кольцом. На кривошипе имеется палец, который входит в паз рычага, установленного на шлицах валика педали переключения передач.

При отсутствии воздействия на педаль детали ме­ханизма ножного переключения с помощью возврат­ной пружины устанавливаются так, что собачка не входит в зацепление с храповиком, поэтому при ра­боте рычагом ручного переключения храповик сво­бодно поворачивается, не взаимодействуя с деталями механизма ножного переключения. Если производит­ся воздействие на педаль, то она поворачивает рычаг, который, в свою очередь, перемещает кривошип с со­бачкой. Под действием возвратной пружины собачка входит в зацепление с одним из зубьев храповика и поворачивает его, а вместе с ним и сектор. Угол по­ворота кривошипа, а следовательно, и остальных де­талей ограничивается двумя регулировочными вин­тами. Поэтому собачка поворачивает храповик толь­ко на один зуб, вследствие чего механизмом ножного переключения   можно   переключить   передачи  только с одной соседней на другую.

При воздействии на переднее плечо педали пере­дачи переключаются с высшей на низшую; при воздействии на заднее плечо — с низшей на высшую. После снятия усилия с педали детали механизма ножного переключения с помощью возвратной пружины занимают нейтральное положение.

Если в коробке передач мотоцикла Урал включена передача I и к переднему плечу педали приложено усилие, то при повороте кривошипа собачка попадает на гладкую поверхность храповика (без зубьев). В этом случае усилие на храповик не передается и весь механизм застрахован от поломок. То же самое происходит и при воздействии на заднее плечо педали, если вклю­чена передача IV.

Эксплуатация  и ремонт коробки передач. В  про­цессе эксплуатации коробки передач мотоцикла Урал необходимо про­верять уровень масла, не допускать его подтекания. При обнаружении подтекания масла следует подтянуть болты крепления или заменить уплотнительные элементы: прокладки, сальники. Через каждые 4000 км пробега масло подлежит замене.

Иногда может потребоваться регулировка меха­низма ножного переключения, например при ослаб­лении контргаек и выворачивании регулировочных винтов-упоров или после переборки коробки.

Для проверки регулировки потребуется переклю­чать передачи со II на III и наоборот. Для этого, пе­ремещая мотоцикл вручную, надо добиться легкого переключения передач рычагом ручного переключе­ния,

или, поставив мотоцикл на подставку, запустить двигатель и проводить регулировку с работающим двигателем и вращающимся задним колесом. При переключении с высшей передачи на низшую (с III на II) необходимо надавить на переднее плечо пе­дали. При этом педаль повернется против часовой стрелки (если смотреть слева), а кривошип собачки будет поворачиваться по часовой стрелке и, следова­тельно, будет упираться в верхний упор. Поэтому его и надо регулировать.

Правильность регулировки проверяют рычагом ручного переключения. Для этого, держась рукой за рычаг ручного переключения, необходимо нажать на переднее плечо педали (переключить коробку пере­дач с III передачи на II) до упора. Затем, покачивая рычаг ручного переключения, убедиться, что сектор удерживается фиксатором. Если упор отрегулирован неправильно, то при легком покачивании рычаг вме­сте с сектором поворачивается на небольшой угол и становится на фиксатор. По рычагу ручного пере­ключения чувствуется, что под действием педали сек­тор немного «проскочил» шарик фиксатора, а затем под действием шарика, когда усилие с педали сняли, повернулся назад и занял правильное положение, т. е. переключение передач происходит с «доскоком» после снятия усилия с педали.

Если такие отклонения выявлены, то необходимо отрегулировать положение верхнего упора следую­щим образом: если ход рычага ручного включения мал, т.е. пе­редача  недовключается, то упор необходимо вывер­нуть; если ход рычага ручного включения велик, т. е. рычаг проходит положение, соответствующее фикса­ции, то упор необходимо завернуть.

После регулировки необходимо проверить пра­вильность включения. Положение нижнего упора ре­гулируется аналогично, но при переключении с низ­шей передачи на высшую (со II на III). Если пере­дача недовключается, нижний упор надо вывернуть. Если ход сектора велик, и он проходит положение фиксации, упор надо ввернуть.

Ремонт коробки передач заключается обычно в замене изношенных деталей новыми.Предельно допустимые износы деталей и зазоры в сопряженных деталях коробки передач не должны превышать приведенных ниже:

Износ на диаметр, мм:

вилка переключения передач (по ширине)…………………………0,40

палец вилки переключения передач…………………  ……………0,20

Диаметральный зазор, мм:

вал вторичный - зубчатые колеса вторичного вала ...….……......0,25

валик вилок переключения - вилки переключения………………0,25

Осевой зазор, мм:

вилка переключения передач - муфта переключения

передач (по  ширине)…………………………………………………1,00

палец вилки переключения - паз сектора………………… ………0,80

 

Чаще   всего   изнашивание   происходит   по шлицам включения на. зубчатых колесах и. муфтах. Внешним признаком  повышенного  износа   является самопроизвольное выключение передач во время движения. Это же будет  наблюдаться при  неправильной  регулировке упоров. Детали,  пришедшие в  негодность,  необходимо заменить.

Долговечность деталей КП зависит от правильной эксплуатации. Необходимо, чтобы сцепление полно­стью выключалось (не «вело»), при переключении передач по возможности выравнивать скорость дета­лей коробки в момент переключения. Кстати, опыт­ные водители могут переключать передачи бесшумно, не пользуясь сцеплением, а только лишь подбирая обороты двигателя ручкой газа. Начинающим води­телям пренебрегать сцеплением не следует, а вот па­раллельно с выжимом сцепления делать «перегазов­ку» при переключении передач желательно. Кроме   износа   шлицев   включения   передач,   рас­пространенной неисправностью является износ собачки   пускового   механизма.   Причинами   износа   могут быть плохой запуск двигателя,  поломка возвратной пружины пускового механизма или выпадение переднего конца пружины из втулки. При поломке или выпадании пружины педаль кикстартера мотоцикла Урал не возвращает­ся вверх после запуска, собачка долгое время проскальзывает по зубьям храповика   и   изнашивается. Для устранения дефекта надо снять коробку, втулку вала кикстартера. Если пружина цела, ее надо растянуть на 7—10 мм, чтобы  предупредить  выпадание. Если   пружина   поломана — ее   надо   заменить.   При плохом  запуске двигателя  приходится  часто пользоваться кикстартером, поэтому собачка изнашивается. Изношенную собачку надо спять, развернуть неизношенной  гранью в сторону храповика  и собрать ко­робку передач.

 

uraldnepr.ru