Мотоциклетные шины. Держак – наше все. Резина мотоциклы


Выбор резины для мотоцикла! / Гараж / БайкПост

Есть ли различия шин автомобильных и мотоциклетных? Есть, и одно из них — срок службы — «наши» шины служат нам, к сожалению меньше. Мотошины должны иметь лучшие сцепные свойства с дорожным покрытием, поэтому сделаны из особой резины, но за счет этого они эти свойства быстрее теряют. Правила ПДД говорят нам о том, что когда протектор на шине становится меньше 0,8 мм, то пора бежать в магазин и прикупать резину. Ну в магазин то мы прибежим… у нас разбегуться глаза… и мы зададим себе вопрос — а что же выбрать!? Вот она — проблема, которую надо решать… постараюсь немного вам в этом помочь!)))

Первое, что мы будем выбирать — это размер шины. Его узнать не сложно: смотрим на старую шину и берем аналогичную, другой вариант — посмотреть инструкцию к моту, ну или обнаружить на своем коне специальную наклейку ( как правило на раме в задней ее части или как вариант — под сиденьем).

С размером определились. Но к сожалению это не единственный показатель, влияющий на ваш выбор. Начнем с того на каком моте вы рассекаете дороги — спорт, дорожник, эндуро или какой-то другой? Это важный момент при выборе резины. Шины, не правильно подобранные под тип мотоцикла могут испортить все впечатления от езды и повлиять на безопасность. Для каждого типа мота соответствует свой протектор, влияющий на проходимость, сцепление с дорогой, расход топлива и шумность.

А из чего же состоит шина, что у нее внутри? Внутренние части покрышки так же имеют различия, важные при выборе. Шина «начинается» с каркаса — силовой части. Каркас дает нам прочность — как изнутри шины так и снаружи — воздействие покрытия дороги. Каркас состоит из одного или нескольких слоев корда — это прочные нити (полимеры или сталь)основы, соединенные поперк с более тонкими и элластичными нитями.нити корда могут быть изготовлены из вискозного, хлопкового, капронового волокна, чаще всего из стали.Можно позволить себе шины с кордом из кевлара, но они влетят вам в копеечку.

Каркас с протектором в шине связывает такая штука как брекер — он амортизирует удары и увеличивает сопротивляемость механическим повреждениям. Нити корда в брекере расположены диагонально. Далее — слой, который мы видим глазом и который непосредственно соприкасается с дорогой — протектор. Это особо прочная резина, на поверхности которой расположен тот или иной рисунок. Протектор несет на себе такие функции как износостойкость шины, ее сцепление с дорогой, шум, вибрации. Вот как раз по протектору можно определить назначение шины. Как только «закончился» протектор мы видим боковину шины, та часть которая соединяет протектор и каркас. Вот как раз на эту самую боковину наносят всячекие маркировки шин. Ну и затем идет та часть, которой шина крепится к диску — это борт ( кант, кромка).Это самая жесткая часть шины, основой для которой является кольцо из стальной обезжиренной проволоки, сверху обмотанное резиновым шнуром.

Далее, что еще важно? Шины бывают камерные и безкамерные — так же как автомобильные. Понятно, что в камерных- имеется камера заполняемая воздухом, а в безкамерных — герметичный резиновый слой не пропускающий воздух.Безкамерные шины в случае прокола не спускают сразу воздух, они намного легче, меньше нагреваются меньше нагружают подвеску — такие шины ставят на большинство мотоциклов.Камерные шины в основном ставят на спицованные колеса.

Еще шины различаются своей конструкцией — они могут быть радиальные и диагональные. Различия — в расположении нитей корда: в радиальных оин расположены в разных слоях каркаса параллельны друг другу, а в диагональных шинах — нити перекрещиваются под углом 45-60 градусов.Сегодня уже диагональные шины считаются устаревшими, т.к. эти покрышки в 1.5-2 раза быстрей изнашиваются.Но есть в них и преимущества перед радиальными — они более бесшумные, легче переносят повреждения (особенно ее боковина) и проще в ремонте. Такие шины обычно используют для эндуро: прочная боковина «диагоналки» очень важна для бездорожья. Диагональная конструкция:

Радиальная конструкция:

Далее, есть такое понятие как тип шин. К какому типу оносится та или иная шина можно понять по маркеровке. Что касается расшифровок всяческих буквенных и цифровых обозначений — информацию пришлось собрать с разных источников тем или иным образом рассказывающих о том, как расшифровать все эти иероглифы!))) Итак, если вы видите маркировкуТТ (Tube Type), то она означает, что перед вами камерная покрышка, а маркировка TL (Tubeless) — бескамерная шина. Три или четыре цифры на боковине взятые в овал скажут нам о том когда эта шина была сделана. Две первые цифры —номер недели изготовления. Например (1008) — 10-я неделя 2008 года. На бортах специальными надписями фиксируются особенности конструкции шины: число слоев брекера и каркаса, материале корда. Например, TREAD: 2 RAYON: 2 PL-STEEL означает, что брекер шины состоит из 2-х слоев вискозного корда и 2-х слоев металлокорда, TREAD: 2 RAYON 1POLYAMIDE — два слоя вискозы и один полиамидный. Надпись SIDEWALL 2 RAYON означает, что боковина состоит из двух слоев вискозы. Маркировка DOT — данная шина соответствует нормам безопасности Транспортного Департамента США (Department оf Transportation), а так же допущена к эксплуатации на территории Штатов. Дальше идет идентификационный или серийный номер шины; до 11-ти цифр и букв. Знаком официального утверждения по результатам испытаний в рамках правил ЕЭК ООН служит буква Е. Маленькая цифра рядом с буквой Е скажет нам в какой стране проводилось испытание данной шины: 1 — Германия, 2 — Франция, 3 — Италия, 22 — Россия и так далее, все знаки равноценны. Индекс рядом с кружком — номер сертификата проверки. Оба знака, выставленные на одной шине, означают, что шина сертифицирована для обоих рынков. Если вы решили поддержать отечественного производителя то обратите внимание на указание номера ГОСТа или ТУ предприятия-изготовителя. Буква F после обозначения подскажет, что покрышку можно использовать только на переднем колесе. Так же это можнопонять, если вы видите надписи типа Front Wheel или Front Wheel Only. Аналогично — покрышка с надписью Rear Wheel — для установки на заднее колесо. Как понять стрелочку на колесе? А так, что стрелка с надписью «Rotation» (может быть без надписи) указывает направление вращения шины. Резину можно установить любой стороной только в том случае, если у вас шина с симметричным рисунком протектора. Steеll (steel belted) — шина имеет опоясывающий металлический корд. ETRTO — The European Tyre and Rim Technical Organization (Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель). ECE — Economic Commission for Europe (Ведомство ООН в Женеве). FMVSS — Federal Motor Vehicle Safety Standards (Нормативы безопасности США). Буквенными знаками могут быть обозначены так же условия эксплуатации, например: Rain — дождь, Water или Aqua — вода, AW (Any weather) — всепогодная. Гораздо прикольней смотрятся значки типа солнышка, снежинки, тучки — такие обозначения используют некоторые производители. DA (в виде штампа) — незначительные производственные дефекты, которые не мешают нормальной эксплуатации.

Хочу еще раз вернуться к размеру шин. Часто вижу картину когда владельцы мотов хотят установить покрышки побольше размером. Это понятно-все хотят что б их байк выглядел красивее, но помните о безопасности — размер шин должен соответствовать указаниям производителя, в противном случае вы рискуете ухудшить управляемость.Но порадую — отклонения допускаются, но не большие — на заднем колесе дорожного или универсального байка +/— 10 миллиметров от нормальной ширины. На переднем — никаких отклонений.Для практикования больших весовых нагрузок больше подходит полнопрофильная резина — соотношение высоты к ширине — не меньше 80%, но на повышенных скоростях она плохо держит дорогу. Для скоростей используют сверхнизкопрофильные шины (50-60%), но для них необходимо идеальное качеством покрытия шоссейных дорог, чем мы похвастаться не можем.

Помяную проходящее лето надо сказать и том, что каждая покрышка имеет оптимальную рабочую температуру. Всем известно, что когда резина холодная, она не размягчается и не держит дорогу, но в то же время перегретая шина быстро разрушается.температурные нагрузки в плюс выдерживают спортивные шины, но их невозможно прогреть в условиях города, поэтому сново возникает вопрос безопасности, т.к. они будут проскальзывать и резина будет теряться клоками. Каждый раз когда резина перегревается она как бы заново вулканизируется, и после остывания становится жестче, поэтому количество температурных циклов — так же важная характеристика покрышки. Заметить изменения на шине можно по наличию на ней фиолетового отлива.

Не менее важно определить свой стиль езды и местность, по которой вам приходится ездить — от этого зависит выбор рисунка протектора.Как пример — ставим на спорт туристическую резину тем самым продлевая ее срок службы т.к. она жестче, но теряем. И наоборот. Рисунок — так же гарантия вашей безопасности, особенно во время дождя. На протектор передней шины наносят продольные канавки — для сопротивления боковому скольжению. Большой крутящий момент на заднем колесе обуславливает выбор шашечного рисунока или зигзагообразные канавки. Если мы видим перед собой гладкие шины безо всякогорисунка, то это слики. У них максимальная площадь контакта с ровной дорогой, а значит и сцепление. Однако, при малейших «неприятностях» таких как дождь, грязь, колдобины они становятся опасными.

Они уже не способны «держать» дорогу.

Что бы не лучше контактировать с мокрой дорогой шины должны быть мягкими и со множеством канавок. Продольные канавки делают хуже устойчивость мотоцикла в повороте, поперечные — увеличивают тормозной путь и вероятность пробуксовки при интенсивном разгоне.

Ну вот — вроде с параметрами определились и уже готовы выложить свои капиталлы продавцу, но видим, что по параметрам нам подходит много шин разных производителей. Опять чешем затылок — кого выбрать!?)))производителей сейчас на рынке много — итальянцы, японцы, британцы, американцы. Переплачивать за бренд желания нет, но и брать «темных лошадок» страшновато.Но как ни странно качество продукта у всех практически одинаково — как у известных брендов (Avon, Dunlop, Michelin, Metzeller), так и менее именитых (Mitas, Duro, Kenda, Maxxis), т.к. общность технологии и требования рынка дают о себе знать.

Хочу еще немного расшифровать некоторые нарытые маркировки:

K0 — supersoft — очень мягкая мотошина K1 — soft — мягкая мотошина K2 — medium — средняя по жесткости мотошина

TL — tubeless — безкамерная мотошина.

M/C — motorcycle –шины относятся именно к категории шин для мотоциклов. Нужно отличать эти шины от тех, которые были спроектированы для других средств передвижения.

RS1 — soft – мягкая мотошина RS2 — medium – средняя мотошина RS3 — hard – жесткая мотошина

Друзья, помните о своей безопасности и следите за состоянием своей «обувки»: Проверяйте давление в шине или камере на непрогретом колесе. Если вы едите «на дальняк» в дождь- увеличте давление на 10% от базового значения. Менять покрышки нужно не реже раз в два года, даже если вы их еще не «искатали» т.к. со временем резина «сохнет» и дубеет, в шинах появляются трещинки, которые собирают с дороги масло, битум и другую грязь.Так же важна равномерность износа протектора. Старайтесь что бы на шины не попадали различные химические средства — лучший помошник в помывке вода и мыло Не ставьте две шины различной конструкции. Приобретя и поставя новые покрышки не спешите гарцовать первые 100-200 км — резина еще не обкаталась и не приобрела оптимального сцепления с дорогой.

В общем вот так вот самое основное постаралась рассказать! Всем удачного, а главное правильного выбора обуви для своего коня!!!)))

bikepost.ru

Часто задаваемые вопросы по моторезине

Мотоциклетные шины – это то, единственное, что удерживает мотоцикл на дороге и именно от них, в первую очередь, зависит ваша безопасность и безопасность окружающих участников движения. Поэтому очень важно регулярно контролировать их состояние и соблюдать правильный режим эксплуатации. Кроме того, это позволит значительно продлить их срок службы.

Когда пора менять резину на мотоцикле?

Мотоциклетные шины – это то, единственное, что удерживает мотоцикл на дороге и именно от них, в первую очередь, зависит ваша безопасность и безопасность окружающих участников движения. Поэтому очень важно регулярно контролировать их состояние и соблюдать правильный режим эксплуатации. Кроме того, это позволит значительно продлить их срок службы.

Стоит взять за правило еженедельную проверку шин на предмет внешних повреждений, трещин, неравномерность износа и величину глубины протектора. А также контролировать давление не реже двух раз в месяц.

Политика производителей, в частности компании Michelin, не одобряет какой-либо ремонт поврежденной моторезины и не несет ответственности за какие-либо последствия, травмы или ущерб, полученные в ходе эксплуатации отремонтированных или восстановленных шин.

Весомые причины для замены мотошин на новые:

  1. Прокол или повреждение шины, особенно если она бескамерной конструкции. Тщательно осматривайте шины на предмет повреждений после попадания в ДТП, ударов о препятствия или попадания в выбоину на асфальте, сопровождавшегося серьезным ударом подвески.
  2. Достижение предельно допустимого износа. По российским правилам запрещена эксплуатация моторезины с остаточной величиной протектора 0,8 мм. В некоторых странах эта величина достигает 1,6 мм или 2/32 дюйма. Для облегчения определения высоты протектора на моторезине обычно имеются индикаторы износа. Езда с изношенным протектором опасна, особенно на мокрой дороге, когда глубина канавок не позволяет эффективно отводить воду из пятна контакта.
  3. Появление признаков «старения», т.е. трещины, деформация или износ. Не зависят от даты изготовления, а скорее от условий хранения, эксплуатации, нагрузки и давления. Так или иначе, если шинам более пяти лет, то они требуют более тщательного и регулярного внимания. Ну а шины с возрастом, приближающимся к десяти годам, например на только что приобретенном мотоцикле с зарубежного аукциона, однозначно требуют замены, даже если не достигли предельно допустимого износа.
  4. Чрезмерный или аномальный износ в определенной части протектора – в центре или на боковине. Также это указывает на неправильное давление в шинах, либо неисправность подвески, геометрии ходовой части или дисбаланс колеса.
  5. Шины не соответствуют требованиям производителя для данной модели мотоцикла. Такое бывает, если вы не первый хозяин, а предыдущий по каким-то причинам отступил от регламента. Более широкие шины могут ухудшить управляемость и динамические возможности мотоцикла, а более узкие, кроме того, еще и не соответствовать требованиям по допустимой нагрузке. Спереди и сзади рекомендуется установка шин одной модели и рекомендованной производителем размерности.

Что значит «подходящая» моторезина для моего мотоцикла?

Прежде всего, выбирать моторезину надо исходя из требований завода-изготовителя мотоцикла к следующим параметрам шины: размер, выдерживаемая нагрузка, допустимый индекс скорости и конструкция.

Рисунок протектора выбирается исходя из условий, в которых преимущественно эксплуатируется мотоцикл: асфальтовые дороги общего пользования, грунтовки, пересеченная местность или спортивный трек.

Если устанавливаемая резина отличается по каким-то параметрам от рекомендованной заводом изначально, то необходимо помнить, что согласно нормам законодательства шины, по размеру или допустимой нагрузке не соответствующие заводским, могут вызвать проблемы с прохождением техосмотра.

Если вы устанавливаете шины, купленные с рук и имеющие какой-то износ, то перед установкой следует тщательно проверить их на наличие повреждений и равномерность износа.

Можно ли устанавливать разные шины на одном мотоцикле?

Речь здесь, конечно не о размере, который практически у всех современных мотоциклов на переднем и заднем колесе разный, а о разных моделях шин. Какими-то нормативами в нашей стране на данный момент это не регламентируется, но нужно понимать, что коэффициент сцепления у разных моделей может отличаться очень существенно, что может привести к совершенно непредсказуемым изменениям в управляемости и нестабильности мотоцикла, особенно на асфальте. Поэтому настоятельно рекомендуется использовать одинаковую модель резины соответствующих размеров. На пересеченной местности эксперименты с различными рисунками более популярны и позволяют получить позитивный эффект, но опять же – только после множества проб и ошибок и при примерно равной степени «зубастости» внедорожных покрышек.

Нужна ли обкатка новой моторезины?

Да, рекомендуется первые примерно 100-200 км ездить в щадящем режиме, избегая резких разгонов и торможений и постепенно увеличивая углы наклона в поворотах. За это время мотопокрышка приобретает необходимую рабочую шершавость поверхности, а также окончательно усаживается на диск. Кроме того, в этот период нужно убедиться, что колеса сбалансированы и стабильны на выбранном давлении. Разумеется, для более мягких гоночных покрышек период обкатки гораздо меньше, но в идеале требует специальных грелок и нескольких кругов на треке.

Какой стороной ставить резину с направленным рисунком протектора?

Большинство современных мотопокрышек, особенно передних, имеют направленный рисунок протектора. Такие покрышки важно уже при шиномонтаже сориентировать в правильном направлении, обычно указанном на боковине стрелкой. При этом, в большинстве случаев визуально может показаться, что на переднем и заднем колесах похожий рисунок направлен в разные стороны, однако так и должно быть. Специфика переднего протектора ориентирована прежде всего на эффективную работу в поворотах и рисунок рассчитывается на эффективный отвод воды из пятна контакта именно в наклонном положении.

Каков средний срок службы и средний пробег моторезины?

Наиболее часто задаваемый вопрос по моторезине, но при этом не имеющий конкретного ответа. Общее правило: более твердая, но менее цепкая моторезина служит дольше, а более мягкая и цепкая – меньше. В последние годы производителям моторезины удалось найти компромисс и совместить приятное с полезным: например, компания Michelin выпускает многие модели своей моторезины по технологии двойного компаунда 2CT, когда середина протектора выполнена из более твердой смеси, а боковины из более мягкой. Пробег таких мотошин исчисляется уже не несколькими тысячами километров, а десятками тысяч.

Но помимо технологии изготовления, эксплуатация мотошины – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые из них подвластны мотоциклисту: это давление в шинах, нагрузка на шины (модель мотоцикла, пассажир, багаж), скорость движения и стиль езды (торможение и ускорение). Другие объективно не зависят от него: извилистость маршрута, качество дорожного покрытия, температура окружающей среды. В зависимости от сочетания этих факторов пробег одной и той же модели шин на одном и том же мотоцикле, может весьма существенно отличаться.

Что значит «прогреть резину»?

Моторезина обеспечивает наилучшее сцепление с дорогой тогда, когда достигает рабочей температуры, поэтому первые несколько километров после начала поездки следует проезжать в аккуратном режиме, избегая резкого закладывания в повороты. Наиболее заметная разница в поведении прогретой и непрогретой резины у спортивных мягких моделей.

Какая разница между спортивной и спортивно-туристической моторезиной?

Спортивные гоночные шины (в классификации Michelin - шины Hypersport) проектируются в расчете на максимальное сцепление на сухом асфальте, а именно на спортивном треке, когда счет идет на доли секунд. Состав резиновой смеси - мягкий и цепкий, но плата за это – более быстрый износ. Протектор имеет рисунок с небольшим числом канавок и на мокром покрытии не настолько хорош, как на сухом.

Спортивно-туристическая моторезина, в свою очередь – отличный компромисс между сцепными свойствами на сухом и мокром покрытии и длительным сроком службы.

Примером омологированной для использования на треке шины класса гиперспорт является Michelin Power Cup с выдающимися сцепными характеристиками на сухом покрытии. Несколько более сбалансированным решением для повседневной активной езды на спортбайках по обычным дорогам будут шины семейства Michelin Pilot Power, позволяющие более уверенно двигаться в дождь и имеющие больший ресурс. Ну а настоящим эталоном спортивно-туристической резины уже давно стала серия Michelin Pilot Road, уже четвертое поколение которой радует мотоциклистов выдающимся ресурсом и отличным сцеплением в различных условиях.

Как влияет на моторезину динамометрический стенд?

Не стоит использовать в ходе обычной эксплуатации шины, с которыми мотоцикл проходил настройку и испытания на динамометрическом стенде. Такой стенд – серьезное испытание для моторезины, характеризующееся повышенными нагрузками, увеличивающими риск ее преждевременного и внезапного разрушения.

bikeland.ru

Мотоциклетные шины. Держак – наше все

Текст: Артем ‘S1LvER’ Терехов

Мотоциклетные шины.

Шины. По сути, это расходный материал для байка, точно такой же, как бензин, воздушный фильтр или масло. Однако в данном случае, качество «расходника» напрямую определяет, вцепится ли мотоцикл в асфальт или улетит в ближайший кювет, сможет ли райдер сполна использовать потенциал тормозной системы и замедлиться безопасно и эффективно, или же шины завизжат слишком рано, сдавшись на милость поджидающему лоусайду. Одним словом, «обувка» для дисков вашего байка играет значительную роль в общей безопасности и управляемости машины.

 

 

Каждая готовая шина – это труд, материал и сложные технологии, уровень которых отражен в ее цене. Из всего многообразия транспорта, колесящего по дорогам планеты, мотоцикл предъявляет самые высокие требования к шинам. Помимо того, что шина должна работать безукоризненно, если нужно избежать ДТП, она должна справляться с этими обязанностями в гораздо более серьезных условиях, чем те, которые характерны для автомобилей и грузовиков. Ведь пятно контакта мотоциклетной шины в десятки раз меньше, чем автомобильной.Чтобы понять, как такой маленький кусочек резины сложного состава удерживает байк в контакте с полотном, давайте, для начала, разберемся с общим устройством шины.КонструкцияОсновой шины являются слои, которые составляют ее каркас. Эти слои состоят из прорезиненных синтетических волокон корда, уложенных один на другой и связанных между собой в готовой шине. Слои, в свою очередь, покрыты слоем мягкой резины, на который наносится протектор. Внутренние кромки шины (борта) выполнены в виде тщательно сформированной и усиленной области, которая удерживает шину на краю обода и не дает ей соскочить. Если шина бескамерная, то борт дополнительно усиливается, а внутренняя поверхность шины покрывается воздухонепроницаемым слоем резины. Теперь разберемся с каждым элементом подробнее.Слои каркаса обеспечивают прочность шины и сохраняют ее форму, даже на высоких скоростях, когда увеличенные центробежные силы стремятся ее деформировать. Слои должны быть жесткими для предотвращения деформации шины и вибрации протектора при резком ускорении или торможении. Однако при этом слои должны еще и позволять шине изгибаться в месте, где она находится в контакте с дорогой. Многие мотошины содержат четыре слоя, но если требуется еще большая жесткость, шина может содержать и шесть слоев. Слои изготавливаются из корда, сделанного из искусственного шелка, кевлара, полиэстера или нейлона, связанного резиной. Слои оборачиваются вокруг проволочного основания борта на краю шины.Вы наверняка знаете, что шины бывают диагональные и радиальные. Эти термины как раз и обозначают тип слоя каркаса, по виду расположения нитей.

Много лет использовалась схема с диагональным расположением нитей корда. Название связано с методом укладки чередующихся слове в виде буквы “X” для обеспечения жесткости боковины. Шины такого типа при высоких скоростях растягиваются под воздействием центробежной силы, при этом они удлиняются и становятся более узкими, что приводит к перегреву и ухудшению управляемости.

Конструкция диагональной шины (возможно дополнительное укрепление несколькими слоями брекера)

 

 

Не мирясь с недостатками диагональных шин, производители разработали другую схему – с радиальным расположением нитей корда. В такой шине слои каркаса наносятся от одного борта к другому, кроме того, присутствуют один или два слоя брекера, расположенные снаружи каркаса. Недостаток такой конструкции в том, что боковина покрышки слабее, чем в диагональных шинах. Из-за этого радиальные шины не использовались на байках долгое время, пока производители шин, колес и мотоциклов не собрались вместе и не сконструировали мотоциклы с увеличенной шириной колес, которые допускали установку низкопрофильных шин без каких-либо потерь площади контакта, но обладающих преимуществом усиленной боковины.

Конструкция радиальной шины (также может быть укреплена брекером)

Радиальные шины легче диагональных, они обладают лучшей износостойкостью и характеристиками. Можно применять более мягкий резиновый компаунд (термин, которым обозначают состав шины), не опасаясь при этом чрезмерного увеличения износа. Современные радиальные шины изготавливают на основе технологии монолитной конструкции слоев. В такой шине предварительно сформированные ленты заменены одним элементом-материалом, который наносится на шину подобно тому, как нитка наматывается на катушку. Эта технология позволила еще больше облегчить шины и увеличить прямолинейную устойчивость на высоких скоростях.

С каркасом разобрались, теперь уясним для себя, что собой представляет борт шины. Внутренним кромкам шины придается форма усиленного борта, который удерживает шину на ободе. Борт состоит из непрерывного пучка стальной проволоки, обладающей высокой прочностью на растяжение и покрытого резиной. Для использования камерных шин борт делается достаточно гибким, чтобы его можно было перетянуть через край обода при установке. У бескамерных шин борта гораздо жестче, и они плотнее устанавливаются на обод. Это необходимо для обеспечения герметичности между бортом и ободом. Дополнительным «бонусом» бескамерных шин идет трудность установки в гаражных условиях, если нет специализированного оборудования. Поэтому, если не уверены в том, что можете установить «бескамерку» сами, лучше оставьте это дело шиномонтажу – сэкономите время и нервы, плюс не будете волноваться о том, что можете повредить шину или даже обод.

Наконец, давайте поговорим о видимой части шины, о протекторе. Протектор изготовлен из резинового компаунда, который выбирается, исходя из заданных характеристик износа и сцепления с дорогой. Мягкий компаунд обеспечивает наилучшее сцепление, но быстро изнашивается. Более твердый компаунд «держит» хуже, но служит дольше. Как видим, это еще один компромисс, который в данном случае разрешается в зависимости от назначения шины и стиля вождения райдера.Некоторые компании производят двухкомпаундные шины, которые состоят из твердого компаунда в центре и мягкого по краям. Это решение обеспечивает хороший «держак» в поворотах при более низком общем уровне износа, и, что еще важнее – предотвращает проминание центральной части, влияющее на форму шины, а следовательно, на ее характеристики.

Рисунок протектора оказывает значительное влияние на сцепные свойства шины. При идеальных условиях движения шина с абсолютно гладким протектором обеспечила бы максимальную площадь контакта резины с поверхностью дороги. Именно поэтому слики (slick) используются на гонках всегда, когда условия это позволяют. Особенно отчаянные райдеры, адреналина ради, пытаются ездить на гоночных сликах и по городу, однако это скорее «дешевые понты», чем действительно полезное решение. Главная причина – слики разрабатываются для гонок, не для города. Из этого вытекает множество последствий: их нужно прогревать до рабочей температуры, которую трудно обеспечить в городском «старт-стоп» режиме движения, да еще и на законных скоростях. Кроме того, предельные сцепные свойства слика означают, что долговечность резины – явно не ориентир для гоночного продукта. Что хорошо для трека, далеко не всегда идет на пользу в городе.

Pirelli Diablo Superbike. Слики детям не игрушка!

Для дорожного мотоцикла важно, чтобы резина могла работать при всевозможных дорожных и погодных условиях. Если бы слики использовались на влажной трассе, то между протектором и поверхностью дороги образовывалась пленка воды, и шина начинала бы скользить. Сеть «канавок», имеющихся в протекторе, позволяет воде стекать с поверхности на боковины шины, а небольшой изгиб протектора используется для отвода водяной пленки. Чем больше износ шины, тем менее эффективно «канавки» отводят воду, поэтому большинство производителей рекомендует заменять шины при износе протектора приблизительно до 2 мм.

 

Dunlop Sportmax Roadsmart - шины для дождевой езды

Вы наверняка замечали, что на многих дорожных байках рисунок протектора переднего и заднего колеса направлен в разные стороны. Это легко объяснить, если задуматься о том, какие функции выполняет каждое из колес. Тяга передается на заднее колесо, его задача – сообщать движение байку, «толкать» дорогу. Протектор шины заднего колеса смотрит «острием» рисунка вперед. Переднему колесу сообщается вращение, поэтому «острие» рисунка направлено в обратную сторону – так протектор полностью отрабатывает свое расположение. Также нельзя забывать о тормозных усилиях, которые у мотоциклов сосредоточены в основном на переднем колесе. Обратный протектор в таком случае добавляет стабильности и цепкости при экстренном торможении. Если бы серийно выпускались, скажем, полноприводные спортбайки, то для их передних шин пришлось бы разрабатывать другой тип рисунка, который бы удовлетворял новым свойствам переднего колеса.

На внедорожной технике, вроде кроссовых и эндуро-байков, различный рисунок протектора используется, чтобы справиться с грязными или пыльными поверхностями. Развитый рисунок протектора шин для мотокросса разработан для обеспечения зацепления с рыхлым грунтом, который за секунду забил бы дорожную шину. Выступам протектора придана такая форма, чтобы отбрасывать любую грязь, попадающую между ними. Попытка покататься по асфальту на кроссовой резине окончится плачевно – асфальт превратит «шипы» протектора в месиво, на такой резине уже нормально не поездишь нигде.

 

Шина для кроссовых байков Bridgestone M204

Шины для триальных байков и мотоциклов двойного назначения представляет собой компромисс между протектором шин кроссовых и дорожных байков; высота выступов меньше, и они так же, как и дорожные шины, могут использоваться на дорогах с твердым покрытием.

 

Триальная шина Bridgestone Trail Wing TW24

Это точно немцы! Только они так любят перекачивать шины. (с) к/ф «Такси»

Давление воздуха в шине – очень важный момент, который затрагивает многие моменты: степень износа шины, управляемость байка и, как следствие - безопасность райдера. Производители всегда рекомендуют для каждой шины определенное давление, отклонение от которого не приносит ничего, кроме проблем. При слишком высоком давлении мотоцикл покажется «дубовым», будет жестче реагировать на неровности, но главное – уменьшится площадь контакта с дорогой. Низкое давление, напротив, увеличит площадь контакта, однако шина будет перегреваться, что приведет к стремительному износу и ухудшению управляемости. Немного отклоняться от значений, рекомендованных производителем, можно, однако не стоит увлекаться – эти цифры берутся не с потолка, а продиктованы множеством испытаний и расчетов.

Пятно контакта при различном давлении в шине

Многие райдеры находятся в плену сладостных иллюзий о том, что установка более широкой, чем стандартная, шины, приведет к улучшению управляемости. Да и смотрится круто! Вот только когда ставят более широкую шину на стандартный обод, она слегка деформируется,  чтобы расположиться на нем. Угадайте, как это влияет на управляемость?..Как вариант, можно поставить шину с меньшим профилем – это увеличит ширину без увеличения общего диаметра. Но производители мотоциклов тратят огромное количество средств и времени на испытания шин и колес своих машин, поэтому можно быть абсолютно уверенным, что именно эта ширина и рисунок протектора наилучшим образом подходят для вашего джиксера или TDM.

***

В этой статье мы не будем объяснять, что значат цифры 170/30 или буква Z на борту шины – все это подробно изложено в нашей давнишней заметке (которая, в свою очередь, является «компиляцией» статьи, взятой с отличного сайта moto.swissblog.ru).Надеюсь, «шинные дела» теперь чуточку прояснились для вас, уважаемые читатели. Приходите к нам на следующей неделе, когда мы будем говорить о маленьких машинках, которые останавливают «коня на скаку». До скорого!

motocafe.ru

Шины для мотоциклов

MotoVolg » Как купить мотоцикл » Какая шина лучше

Продукцию немецкой компании Metzeler, французских Dunlop и Michelin, тайваньской Kings Tire или отечественной Петрошины? Коллекции основательно обновились к сезону. Интересна закономерность: отступает тенденция обуваться в шины как можно большей ширины. Даже на мощные спортивные машины монтируют более узкие задние баллоны, а на среднекубатурные - старомодные изделия с диагональным каркасом. Все это стало возможным благодаря новым составам резины, которые делают ее мягкой, а также особенной нарезке протектора.

Лидер в области производства шин для скоростной техники - Dunlop, официальный поставщик резины для большинства японских спортбайков. Компания предлагает серию продвинутых покрышек Sportmax, ориентированных на использование исключительно на высокоскоростных мотоциклах. Новейшая разработка -D208 120/70-17 ($110), 180/55-17 и 190/50-17 ($185) развила идею липких моделей прошлых лет. Шоссейные бублички Sportmax D207 ($120-195) на протяжении нескольких лет считаются одними из лучших. Более жесткие шины -Touring D205 ($100-115) и Sportmaxll D204 ($90-115) удовлетворят запросы дальнобойщиков. Гамма Sportmax D207 RR/D207 GP ($155-190) по липучим свойствам круче вышеперечисленных моделей и уже хорошо зарекомендовала себя на любительских кольцевых гонках. Заметим: при том, что эти покрышки, как положено трековым, дают эффект «сырой резины, их срок службы куда больший, чем сликов.

Другие прелести - у серии Arrowmax: D103 100/80-16 ($70), 110/80-17 ($75), 110/80-18 ($90-95), 120/70-18 ($100), 130/70-17 и 130/80-17 ($90). Хоть у этих моделей рисунок протектора и старомодный, но хорошо себя зарекомендовавший - он универсальный. Эту доступную по цене обувку можно использовать на японских бэушных дорожниках, благо выбор размеров - широчайший.

Шины Michelin очень дороги. Исключительно для использования в спорте компании предлагают серию покрышек Racing/Supersport. За навороченные модели Racing Slick 180/67-17 придется выложить $230 за штуку, а за Pilot Race 190/50-17 и Racing Rain и того больше - $240. Более умеренные по цене покрышки серии Sport. Ее фаворит -дорожные шины Pilot Sport 120/60-17 ($130) и 180/50-17 ($210).

Скромнее по стоимости продукция от немецкой Metzeler и тайваньской Kings Tire. К примеру, за самые крутые покрышки серии Metzeler Supersport MEZ3 180/55-17 в мотосалонах берут $190, а за MEZ2 размерностью 180/55-17 - $165.

Что покупать не особенно богатым владельцам четырехсотою)? Для них представлена широчайшая гамма покрышек Kings Tire. Размеры - любые, моделей - устанешь выбирать, рисунки идентичныет данлоповским, цена - демократичная: от $30 до $70. Не лишне упомянуть, что продукция этого тайваньского производителя сертифицирована на российском рынке. Есть одно но. Владельцы большеобъемных шоссейников пусть в эту сторону не заглядывают. Индекс скорости покрышек Kings Tire -всего 210 км/ч.

Дольше всего живут баллоны на круизерах и чопперах. Стиль езды их водителей неторопливый, а значит, и щадящий покрышки. Куда круче поразить друзей гигантским размером катка или козырнуть фирменной белой надписью на боковине покрышки. Для этого есть Dunlop. Серия Custom ($120-170) включает в себя аж 17 моделей. Самые распространенные -К555, К525 и D206. Следует отметить, что серия Dunlop Harley Davidson D404F и D402 создана специально для фанатов Харли. Резина отличается изысканным родным рисунком, белым молдингом-окантовкой и... немалой ценой. Не меньший выбор но гораздо выше Dunlop. Так, серия Marathon с покрышками размерности 200/70-15, 170/80-15 и 160/80-16 тянет в среднем на $190 за штуку. За стиль приходится платить. Для владельцев же среднекубатурных японских чопперов цены не столь разорительны. Речь, опять же, идет о Kings Tire: обувка серии КТ-982 130/90-16 ($65), 140/90-15 ($65), 150/80-15 ($70) и КТ-983 110/90-18 ($50), 100/90-19 ($60) и 90/90-21 ($55) придется впору популярным Honda Steed, Shadow, Yamaha Drag Star и некоторым другим.

Эндуристам подыскать покрышки к своим двухколесным джипам сложнее - использование байка и на бездорожье, и а дорогах выдвигает к шинам противоречивые требования. Требуется зацепистая резина с низким индексом скорости? Эти требования резинщики удовлетворяют, но исполнение желаний стоит денег. В гамме Dunlop самые навороченные - из коллекций Norme F. I. М. (D905 F, D907, D903 ($90-130) и Trail (К750, К550, К360 и D603 ($60-120). Внушительно представлена категория Cross ($75-90) - пять моделей различной размерности. Но и конкуренты не дремлют: Metzeler выступает с сериями МС4, МС5 и Unicross ($70-90), a Michelin - с 12 ($40-100). На другом полюсе характеристик - покрышки для асальтовых эндуро. Их протектор не столь зубастый, зато индекс скорости заметно выше. Модели покрышек Dunlop Trailmax и D604 ($90-135), Michelin Dualsport Т66 ($145) и Metzeler Tourance ($90-120) позволят разогнаться на асфальте до 210 км/ч и обеспечат уверенное сцепление с грунтовой трассой.

С ума можно сойти, охнет читатель: выложить под $300 за комплект покрышек, которые уже через пару тысяч километров лазанья по окрестностям превратятся в лохмотья!.. А что делать кроссменам, которые стачивают обувку за несколько тренировок? Есть покрышки особой ценовой группы. Активным райдерам, которые резину меняют, как перчатки, стоит закупить изделия Петрошины. Так, модель Л-249 (4,25-18, $24) считается одной из лучших отечественных кроссовых шин. Л-314 (3,00-21, $23) более жесткая и все-гоолазная, Л-131 (3,25-19, $24) хороша для зимнего кросса, а Л-231 (3,25-18, $23) при всей своей ершистости обладает более дорожным характером.

Недостаток изделий - их больший, в сравнении с импортными, вес. Весьма загруженная масса мотоцикла негативно влияет на работу подвесок. Амортизаторы, в свою очередь, быстрее изнашиваются. Поэтому основная сфера применения питерских шин - любительское катание. Правильный эндурист выберет качество по умеренной цене - покрышки тайваньского Kings Tire. Производитель представляет ассортимент резины для эндуро KT-967 (90/90-21 и 120/90-18 за S30-40) и KT-966 ($50-55). Модели КТ-965 и KT-963 ($35-45) самых различных размерностей больше подойдут для кросса, тогда как KT-962 ($40) -для дорожных покрытий. Кстати, именно Kings Tire может предложить исчерпывающий список катков на ATV и скутера. Табуреточных - более 50 моделей, они идут по ценам $10-28. Дешевле - только даром.

При покупке помните: если вы не дока в шинных вопросах, руководствуйтесь при выборе резины рекомендациями изготовителя мотоцикла. Не забывайте об индексе скорости - одна и та же модель покрышки может иметь разные индексы, они указаны латинскими буквами на боковине (F -80, G - 90, J - 100, К - 110, L - 120, М - 130, N - 140, Р - 150, Q - 160, R - 170, S - 180, Т - 190, Н - 210, V - 240, W - 270, Y - 300 км/ч). Обратите внимание на дату изготовления покрышки - резина, как и молочные продукты, со временем киснет: самая мягкая шина дубеет после нескольких лет лежки на складе. И, наконец, вернемся к тому, с чего начинали: не гонитесь за пухлыми покрышками. Установив толстый бублик на узкий обод, вы уменьшаете пятно контакта, а, значит, ухудшаете управляемость байка.

motovolg.com