Мотоцикл Урал - 3 (М - 66). Мотоцикл м


Мотоцикл М-72 - советская копия BMW-R71

М-72 — самый массовый и наиболее удачный советский мотоцикл периода Великой Отечественной войны.

Вначале 1940 года в Москве было созвано совещание военных и гражданских специалистов по мотоциклам и представителей заводов. Военные потребовали немедленно освоить выпуск более мощного мотоцикла. В качестве образца был взят немецкий BMW-R71, один из самых мощных мотоциклов немецкой армии тех лет.

СОЗДАНИЕ

Из Германии были доставлены несколько экземпляров R71, а на базе московского завода «Искра» создали опытное производство с КБ, которое возглавил Н. П. Сердюков. Выпуск мотоциклов начали в 1941-м. Головным стал Московский велосипедный завод (он выпускал мотоциклы до 1951 года), который вел сборку. Двигатели ему поставлял ЗИС, коробки передач — завод КИМ (впоследствии — АЗЛК), коляски — ГАЗ. Другой базой производства стал один из харьковских заводов. Двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. Наконец, в Ленинграде завод -Красный Октябрь» также был привлечен к производству новых мотоциклов.

Процесс освоения немецкой машины оказался чрезвычайно сложным. Никакой технической документации на нее у наших конструкторов не было. Полученные немецкие образцы пришлось полностью разобрать, обмерить, самим установить допуски на размеры, определить материалы и их термообработку и ни на йоту (такова была команда сверху) не отступать от технического уровня, конструкции и качества прототипа. Словом, делать своими силами все, не изменяя ничего. Коллектив Сердюкова справился с этой задачей, хотя трудности пришлось преодолеть немалые. Например, на БМВ рама сваривалась из цельнотянутых труб переменного сечения (эллиптическое переходило в круглое).

Нашим трубопрокатным заводам пришлось осваивать новую для себя продукцию. С технологической точки зрения новинкой стали и сложные отливки из алюминиевого сплава картеров двигателя и коробки передач. Прежде в нашем автомобилестроении и мотоциклостроении господствовал чугун, а дефицитный алюминий доставался преимущественно авиационной промышленности. Телескопическая вилка с гидравлическим амортизатором требовала одинаково высокой точности и чистоты обработки на большой длине. Наконец, конические шестерни со спиральным зубом по системе «Глисон» могли нарезать только два автомобильных завода в стране (ЗИС и ГАЗ), а именно такие шестерни были в главной передаче БМВ.

ПРОИЗВОДСТВО

Тем не менее все три завода освоили выпуск мотоцикла, который получил обозначение М-72. Для советского мотоциклостроения он означал такую же революцию, какая сопровождала освоение модели ФИАТ-124 в 1970 году на ВАЗе. Дело в том, что конструкция BMB-R71 была ориентирована на современное массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах тех лет не применяли. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка, карданная передача, питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора и т. д.

Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он находился на высоте 592 мм. Правда, торчащие в стороны цилиндры при езде по грунтовым дорогам часто задевали за кочки и корми деревьев и мешали водителю выбрасывать вперед ногу как третью опору. Да и значительная габаритная ширина (по головкам цилиндров 603 мм) создавала неудобство при езде без коляски — машину можно было накренять только на небольшой угол. После начала Великой Отечественной войны производство мотоциклов в СССР резко сократилось. Часть производственных мощностей мотоциклетных заводов переориентировали на выпуск другой продукции, часть эвакуировали на восток — в Ирбит, Тюмень, Горький. В итоге осенью 1941 года выпуск мотоциклов в Советском Союзе практически прекратили. Немногим лучше была ситуация и в 1942 году, когда цеха покинули только 3028 мотоциклов. В 1943 году советские заводы изготовили не намного больше — 3760 машин, в 1944-м — 5380, и, наконец, за четыре месяца 1945 года — 1595 мотоциклов. Таким образом, за четыре года войны было изготовлено всего 13 763 мотоцикла.

    11317      

warfor.me

Мотоцикл М - 72 - Мотоциклы России и СССР

Мотоцикл М-72  

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде завод «Красный Октябрь» также взялся за производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М — 72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.Конструкция прототипа (BMW R71) была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка(к слову, после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора.Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он лежал на высоте 592 мм. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещен вперед на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа БМВ-R71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад. Так же, в очень ограниченном количестве, в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.С 1956 года ИМЗ перешел на модель М-72М. Ее главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 г.) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надежного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешел на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.Для спортивных клубов небольшими партиями выпускался кроссовый мотоцикл М-72К: облегченный, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъема клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов. Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерен. Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая— вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой. Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря легкому боковому прицепу и облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный амортизатор, гасящий колебания задней подвески. Рукоятка управления дросселем — катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота рукоятки.

Техническая характеристика: Масса — (одиночки/с коляской) 225/350 кг. Длина — 2130/2380 мм. Ширина — 815/1590 мм. Высота — 960/1000 мм. База — 1430 мм. Клиренс 135 мм. Высота сиденья — 790 мм. Мощность двигателя 22 л.с. при 4600 об/мин. Рабочий объем 745,42 см³. Число тактов 4. число цилиндров 2. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Тип свечей А 11. Карбюратор К-37. Зажигание батарея 3 МТ-14. Напряжение 6 В. Реле-регулятор РР-1/РР-31. Генератор, мощность Г-11, 45 Вт. Трансмиссия карданный вал. Коробка передач 4-х скоростная. Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3. Шины 3,75x19. Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя). Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 110/95 км/ч.

rusmotorcycle.ucoz.ru

Мотоцикл М-35 - Мотоциклы России и СССР

Мотоцикл М-35  

М-35 - средний мотоцикл спортивного класса М-35 был создан конструкторами Горьковского моторного завода на базе М-72. Отличается от него двигателем новой конструкции объемом 350 см3 и несколько облегченной ходовой частью.Еще одна конструкция Наума Гуткина - спортивная машина "М-35" 1947 года. Ее ходовая часть повторяла ту, что у "BMW R71", правда, в несколько облегченном варианте. Но мотор Гуткин спроектировал новый. По компоновке он похож на "М-75", но... Это был двигатель с очень мелким масляным поддоном - глубиной 145 мм вместо 184 у "М-75" и "М-72". "Мелкота" стала возможна благодаря изначала заложенной системе смазки с так называемым сухим картером и отдельным маслобаком. В свою очередь, "мелкий" картер позволил опустить мотор в раме, однако не в ущерб дорожному просвету. Конструктор сделал двигатель короткоходным - 61,7x58 мм. Тем самым удалось при рабочем объеме цилиндров 347 см3 получить вполне приемлемую ширину мотора - 660 мм. Мощность двигателя при степени сжатия 8,0, составляла 20 л. с. при 6000 об/мин. Одновременно удалось существенно сократить длину толкающих штанг в приводе клапанов. Удачное сочетание фаз газораспределения, размеров клапанов, формы камеры сгорания - все это вкупе создало резервы для формировки двигателя. На некоторых экземплярах для подбора наивыгоднейших фаз газораспределения применялся разборный кулачковый вал. Алюминиевые цилиндры с чугунными гильзами, зажигание от магнето, выпуклые поршни с узкими компрессионными кольцами, анкерные шпильки крепления цилиндров - вот другие особенности этого мотора. В конце 40-х годов ни один европейский завод не мог похвалиться такой совершенной конструкцией в классе 350 куб. см . И мотоцикл, и мотор "М-35" - большая удача Гуткина."ГМЗ" до 1948 года, выпустил всего 25 штук "М-35", и все они разошлись по мотоклубам. Евгений Грингаут и другой известный столичный гонщик Сергей Овчинкин на "М-35" шесть раз выигрывали первенство СССР по кольцевым мотогонкам. Во многих случаях спортсменам удавалось поднять мощность двигателей с 20 до 30-31 л. с. Работая на метаноле, машины "М-35" расходовали 16 -17 литров топлива на 100 км пути, и неудивительно, что на машине Грингаута установили 30-литровый топливный бак.Конструктор Гуткин в конце 40-х годов перешел работать в серпуховское "ЦКЭБ". В нем велись обширные работы с гоночными и спортивными мотоциклами. И вот по проекту Гуткина два "М-35" оснастили объемными коловратными нагнетателями лопастного типа, которые монтировались на переднем торце двигателя. С ними мощность двигателя возросла до 37 л. с. - это впечатляющий показатель для 1947 года. Пришел и практический результат: на "М-35К" Грингаут стал чемпионом СССР 1949 года. Однако и он, "М-35К", в 1949 -1950 годах подвергся серьезной реконструкции. Был усилен кривошип и ряд других деталей, нагнетатель стал обеспечивать более высокое давление наддува (2,1 атмосферы) - и мощность возросла до 44 л. с. при 6600 об/мин. Эдуард Кулаков на таком мотоцикле с коляской в 1950 году развил скорость 152,736 км. В 1953 установили на машину и коляску обтекатели, на дистанции 1 километр с хода показал среднюю скорость 191,082 км/ч.Двигатель двухцилиндровый четырехтактный верхнеклапанный оппозитный. Рабочий объём – 339 см3. Передача карданная. Мощность  24 л.с при 6000 об/мин. Скорость - 120 км/ч.

rusmotorcycle.ucoz.ru

Мотоцикл Урал - 3 (М - 66)

 Мотоцикл «Урал 3» М-66

            Мотоцикл «Урал 3» М-66 появившийся в 1971 году мотоцикл М-66 «Урал-3» был сыном дальнейших эволюционных изменений конструкции ирбитских мотоциклов. Внешне машина практически не изменилась, разве что бросались в глаза указатели поворотов. Мощность мотора повысилась до 32 л.с, впервые в систему смазки двигателя был введен полнопоточный масляный фильтр со сменным элементом. 

         Эта машина строилась до 1975 года, но на базе ее мотора к 1973 году была готова значительно переработанная ходовая часть с объединенным сиденьем водителя и пассажира. Дебютант получил наименование «Урал» 

Общие данные             

Максимальная нагрузка, кг        255Масса (сухая), кг                         320

Габаритные размеры, мм:                    длина                                   2420    ширина                                1640    высота                                 1100База, мм                                   1450Дорожный просвет, мм           150Колея, мм                                1130Максимальная скорость, км/ч  105Контрольный расход топлива, л/100 км, при скорости 75 % от максимальной  5,8

Двигатель    

            Тип  -   Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушного охлаждения.

Модель                                                                   М-66Рабочий объем, см3                                              649Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                78×68Степень сжатия                                                    7,0Максимальная мощность, кВт                             23,5Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, мин-1 5600-5800Максимальный крутящий момент, Н•м  44,1

Трансмиссия                Сцепление                          Сухое, двухдисковоеКоробка передач                ЧетырехступенчатаяМодель                                6604Карданная передача           Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипникахГлавная передача                Пара конических зубчатых колес со спиральным зубом

Ходовая часть                Подвеска мотоцикла:                   Передняя      -      Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия   Задняя          -       Рычажная, на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по на грузкеХод передней подвески, мм                140Ход задней подвески, мм                    90Рама мотоцикла                               Трубчатая, двойная, закрытого типа, сварнаяКолеса, размер шин                        Взаимозаменяемые легкосъемные, 5-484 (3,75"—19")Боковая коляска                              Одноместная с багажным отделением за спинкой сиденьяПодвеска колеса коляски                Рычажная, на пружинно-гидравлическом амортизаторе с ходом 120 мм

Тормоза           -                               Колодочные, на переднем и заднем колесах

Электрооборудование                Система зажигания                        БатарейнаяНапряжение, В                               6Аккумуляторная батарея                3МТ-12

Заправочные емкости, л                      топливный бак                    20      картер двигателя                 2,3      коробка передач                  0,8

rusmotorcycle.ucoz.ru

Мотоцикл М1А Москва - Мотоциклы России и СССР

Мотоцикл М1А Москва 

B 1951 год по праву считается годом рождения Белорусского мотопрома на базе Минского велозавода. В 1951 году с Московского мотозавода на Минский велозавод было передано производство мотоцикловМ1А "Москва" (копии DKW RT125).     DKW RT125 в 1940 г. это была для своего времени передовая конструкция, к тому же очень технологичная. Её создатели хотели видеть в ней мотоциклетный «Фольксваген», он представлял собой гармоничное сочетание таких технических решений, как двигатель в блоке с коробкой передач, двухканальная петлевая продувка цилиндра с небольшим по сегодняшним понятиям оребрением который отливался из чугуна и имел необработанные (литые) продувочные каналы, шестерни постоянного зацепления в коробке передач, переключение передач педалью.   Легкий дорожный мотоцикл М1А Москва по конструкции и техническим данным в основном аналогичен мотоциклу К-125.Органы управления мотоциклом М1А расположены так же, как и у мотоцикла К-125, за исключением центрального переключателя и контрольной лампы, которые установлены в фаре.В механизме сцепления силовой передачи установлены три ведущих и три ведомых стальных диска, а также нажимной диск. На ведущих дисках в окнах установлены по 18 пробковых вкладышей, которые обеспечивают необходимую силу трения.Основное отличие заключается в установке на мотоцикле М1А с октября 1954 года электрооборудования с генератором переменного тока Г-37 и фарой ФГ-17.Катушка зажигания, сигнал, переключатель света, задний фонарь и аккумуляторная батарея использованы из прежнего комплекта электрооборудования (динамо-батарейное электрооборудование с генератором Г-35, см. электрооборудование мотоцикла К-125).  Для установки зазора в контактах прерывателя (зазор должен быть в пределах 0,35-0,4 мм)Ослабляют винты 2 и вращением эксцентрика 1 устанавливают требуемый зазор.Для изменения опережения зажигания повертывают в нужную сторону (при ослабленных установочных болтах 3) корпус генератора.Угол начала размыкания контактов регулируются винтом 4.Особенность установки генератора переменного тока Г-37 на двигатель заключается в том, что сначала к картеру двумя винтами крепят установочное кольцо со вставленными в его отверстия длинными болтами 3, а затем на установочном кольце крепят корпус генератора при помощи этих болтов.У М1А ключ зажигания и контрольная лампа размещались в фаре, бобина, реле и другие приборы находились в одном блоке — черной коробке под сиденьем.    Вначале это был одноместный мотоцикл с неподрессоренным задним колесом и пружинной телескопической передней вилкой. На двигателе устанавливался простейший карбюратор К-30 с диаметром диффузора всего лишь 16 мм, и простого сетчатого воздухофильтра диаметром всего 70 мм состоящего из набора штампованных сеточек завальцованых в металлический корпус, который был снабжен заслонкой, при закрытии которой уменьшалось поступление воздуха, обогащалась горючая смесь.    Система электрооборудования включала генератор постоянного тока и аккумулятор. Мотоцикл был снабжен трехступенчатой коробкой передач и открытой цепью главной передачи. Двигатель развивал мощность 4,25 л.с. при 4500 об/мин. коленчатого вала, что позволяло достигать максимальной скорости 70 км/ч. Сам двигатель, хотя и имел чугунный цилиндр, был довольно легким — 17,5 кг. это достигалось не только компактной конструкцией, но и отлитым из алюминиевого сплава картером и головкой цилиндра. 

rusmotorcycle.ucoz.ru