Как выбрать мотоцикл? Какой мотоцикл выбрать новичку? Мотоцикл какой


Как выбрать мотоцикл? Какой мотоцикл выбрать новичку? :: SYL.ru

Итак, цель четко определена – нужно покупать байк. Остается только понять, как выбрать мотоцикл и что необходимо учесть в первую очередь перед тем, как оседлать нового железного друга.

Для чего нужен мотоцикл?

Перед тем как отправиться в мото-салон за своей железной мечтой, нужно четко определиться, для чего на самом деле нужен мотоцикл. Это самое главное. Ты хочешь выглядеть крутым парнем на фоне своих друзей? Хочется покрасоваться перед девушками? Тогда забудь об этом, и как можно скорее. Байк покупают не для этого.

А вот если это цель всей твоей жизни, и ты прошел путь от мопеда к скутеру, настало то самое время – купить настоящего железного коня. Однако здесь есть свои тонкости и нюансы, которые необходимо учесть перед выбором байка. Прежде всего, нужно четко понимать, для каких целей покупается мотоцикл.

Для небольшого городка с не очень хорошим дорожным покрытием спортивный байк явно не подойдет. Поездки на дальние расстояния требуют удобной посадки. Мотоцикл нужно выбирать с учетом его непосредственного предназначения – комфортности передвижения.

Как выбрать первый мотоцикл?

Ключевое слово – «первый». Это говорит о том, что у водителя нет как такового опыта вождения. А это, в свою очередь, обусловливает некоторые особенности заветной покупки. Не стоит сразу же покупать литровый спортбайк – можно ограничиться и 450 кубами. Спортивные мотоциклы смотрятся очень эффектно, но эта техника покорна лишь в руках опытных водителей. Первое падение с литровой R-ки красноречиво докажет это. Поэтому стоит четко определить основные правила выбора мотоцикла для новичка:

  • Мотоцикл должен нравиться
  • Водитель должен комфортно сидеть в седле
  • Водитель должен доставать до земли во время остановки мотоцикла
  • Байк должен иметь оптимальный вес, чтобы водитель был в состоянии его поднять с земли и – самое главное – удержать на повороте.

Помимо этого, есть еще несколько особенностей – стоимость байка (как правило, меняют мотоцикл через год-два, поэтому не стоит тратить большую сумму на покупку первого), техническое обслуживание (на некоторые модели мотоциклов расходные запчасти не так просто найти), расход топлива и прочие технические характеристики.

Где покупать свой первый мотоцикл?

Пожалуй, рассматривать вариант покупки мотоцикла отечественного производителя не стоит, поэтому лучше сразу переключиться на поиск иномарки. Очень хорошо, если есть откуда взять пример – рекомендации друга или ценный совет настоящего байкера о том, как правильно выбрать мотоцикл. Здесь есть несколько вариантов, каждый из которых хорош по-своему:

  • Купить абсолютно новый мотоцикл – сумма немалая, зато нет никаких проблем и сюрпризов с байком.
  • Приобрести в мото-салоне поддержанный мотоцикл – стоимость на порядок меньше нового байка, а в случае поломки можно рассчитывать на гарантийный ремонт; минус есть – в реальности очень сложно определить степень «подержанности» мотоцикла, то есть его техническое состояние.
  • Купить подержанный байк по объявлению – стоимость гораздо меньше, чем в салоне, но велик риск приобрести вместе с ним дополнительные хлопоты, связанные с ремонтом.
  • Существует еще один вариант – это заказать мотоцикл в салоне. Сумма достаточно велика, но здесь можно оговорить многие детали, связанные с внешним видом мотоцикла и его технической оснащенностью.

Модели первых мотоциклов

Так все-таки – какой мотоцикл выбрать новичку? Как такового стандарта не существует. Все зависит от особенностей езды, дорожного покрытия и непосредственно самого предназначения байка. Ведь кому-то нужен первый мотоцикл и для занятия стантрайдингом.

Существует две основные группы байков – дорожные и внедорожники. Первая, в свою очередь, классифицируется на следующие виды мотоциклов:

  • Классический мотоцикл – внешние показатели и техническая оснащенность в таких моделях находятся на высоте.
  • Круизер. Этот байк стоит рассматривать в качестве первого мотоцикла. Большая скорость не для него. Зато все остальные характеристики просто созданы для дальней неспешной прогулки.
  • Спортивный мотоцикл – мечта всех новичков. Стильный дизайн и мощность мотора привлекают многих, однако садясь впервые на такую технику, нужно понимать, чем это может закончиться. Поэтому, если и выбирать спортбайк, то с небольшим объемом двигателя.

Внедорожники включают в себя:

  • Кроссовые мотоциклы – наиболее оптимальный выбор для тех, кто не знает, как выбрать мотоцикл. Оптимальное соотношение цены, качества и технических показателей выделяют этот класс байков среди остальных моделей.
  • Эндуро как нельзя лучше подойдет для езды за пределами городской черты и на дальние расстояния.

Существует еще несколько классов, но эта информация будет бесполезной для начинающих байкеров.

Кроссовые мотоциклы

Отдельного внимания заслуживают кроссовые мотоциклы, так как именно этот класс байков подходит для начинающих водителей, причем по многим показателям. Как выбрать кроссовый мотоцикл? Особых сложностей здесь нет. Как таковая классификация кроссовых мотоциклов основана по большей части на разнице в объемах двигателя. Итак, кроссовый мотоцикл с объемом 125 см3 – неплохой вариант для новичка, один минус – небольшой вес. Мотор с объемом 250 см3 представляет собой наиболее гармоничное сочетание между массой и мощностью; есть один небольшой недостаток – это коробка передач (она требует к себе особого внимания). Кроссовый мотоцикл с объемом двигателя 450 см3 обладает довольно прилично массой, такой «малыш» легко встанет на заднее колесо – в общем, одно удовольствие.

Мотоцикл – выбор для новичка

Как выбрать мотоцикл начинающему водителю? Советов по этому поводу можно давать бесконечное множество – в конечном счете, новичок может легко запутаться. Именно поэтому необходимо в первую очередь четко ограничить основные принципы, исходя из которых следует выбирать свой первый байк.

  • Цели приобретения. Это просто компактное транспортное средство для передвижения в условиях городского трафика, это езда за пределами городской черты в условиях бездорожья, это способ приобщиться к байкерской культуре и прочувствовать на себе все прелести встречного ветра и духа романтизма, это вид спорта или же это просто очередная попытка продемонстрировать свое стремление быть не как все – в любом случае от цели приобретения напрямую зависит тип мотоцикла и основные его характеристики.
  • Первый мотоцикл, как первая девушка – до конца дней своих вы вряд ли будете вместе, но запомнится он надолго. Самое время обозначить ключевые требования к байку – безопасность и комфорт.

Что еще необходимо учесть при покупке первого мотоцикла?

Покупая свой первый байк, не лишним будет позаботиться о некоторых других средствах защиты. Как выбрать шлем для мотоцикла и специальную экипировку, которая защитит от переломов и других нежелательных последствий при падении? При выборе средств специальной защиты необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Тщательно подобранные размеры (шлем и экипировка не должны быть маленькими, но и покупать на несколько размеров больше не стоит)
  • Качественные материалы, обладающие достаточной прочностью и одновременно обеспечивающие должный воздухообмен.

И помните! Любой байкер, каким бы он крутым ни был, всегда посоветует купить экипировку. Это несложное правило позволит еще долгое время наслаждаться стремительными поездками и неспешным движением навстречу новым приключениям.

Несколько советов о том, какой мотоцикл выбрать новичку

Бывалые байкеры всегда говорят о том, что железного коня лучше всего выбирать под стать наезднику. Разобравшись с тем, как выбрать мотоцикл, можно приступать конкретно к решению поставленной задачи.

Естественно, многим хочется сесть на серьезную технику и ощутить всю мощь двигателя. Однако спешить не стоит. Представьте, как молодой человек (весом 70 кг) будет справляться на повороте с 200-килограммовым конем, да еще и кубовым двигателем. Так какой мотоцикл выбрать новичку? Естественно, с меньшим объемом двигателя. Начинать лучше в этом диапазоне – 150-250 см3. Не исключено, что после первого падения охота желание сесть на железного коня пропадет совсем.

Что остается добавить? Следуйте за своей мечтой и открывайте новые горизонты. Но не забывайте, что дома вас всегда ждут близкие и родные.

www.syl.ru

Как выбрать свой первый мотоцикл? Золотые правила

RIDE IT! Блог: Как выбрать свой первый мотоцикл? Или как купить мотоцикл без проблем и надолго

Я уже писал о том, как научиться ездить на мотоцикле. Надеюсь тебе это помогло и ты не сбавляешь оборотов к своей мечте ездить круто. А если ты сейчас находишься на моем сайте и читаешь о том, как выбрать свой первый байк — будь уверен, что твои руки очень скоро будут держать руль СВОЕГО байка, первого родного — это логическое последствие нашего «мотоциклетного» образа жизни. Если же у тебя уже есть байк — пиши в комментариях, какой купил, где, у кого и почему — делиться впечатлениями у меня в Блоге разрешается и даже приветствуется!

 

Личность превыше всего

Ты решил купить себе первый мотоцикл — рано или поздно, но это должно было случиться! В первую очередь, мотоцикл должен нравиться тебе, как личности. Ты понял, о чем я — он должен соответствовать твоему представлению о свободе, о скорости, соответствовать твоему темпераменту и характеру. Только тогда ты найдёшь с ним общий язык. Только тогда он будет слушаться тебя и только тогда он станет продолжением твоих мыслей. Вся эта эзотерика должна произойти ещё до первой вашей встречи. Потому что бывают такие модели, которые охмуряют одним своим видом, хромом выхлопной трубы, звуком двигателя, стремительным и волевым профилем.

 

К сожалению, первое визуальное впечатление может быть обманчиво и ты решительно не сможешь с жить с этим сатаной на колёсах. Ты будешь корчиться и мучиться, будешь страдать, у тебя будет болеть спина, но общего языка вы можете не найти. У меня такие случаи были и не раз, когда хотелось байк помощнее, а справиться с ним оказывалось не так уж и просто. Пару раз упрямо на грабли — и теперь я делюсь с тобой советом. Просто подумай об этом перед тем, как рассматривать технические характеристики и тип мотоцикла. Подумал? Тогда вперёд!

 

Играем в кубики и лошадки

Никто не станет спорить, что на характер байка влияет мощность и кубатура соответственно. До 50 кубов рассматривать технику уже нецелесообразно (я когда-то уже тестировал новый EXO Neutrino, который разгонялся всего до 45 км/ч — ощущения интересные, ибо «скутер» был новым и нестандартным, но скорости и правда детские). Поэтому кубики ты выбирай сам, причём нужно меньше слушать советов снаружи, а больше изнутри. Я просто приведу несколько градаций мотоциклетных моторов, которые будут кстати, если опыта в руках маловато и если ты пока не определился с выбором конкретной модели. Но хватит уже работы психолога — вернемся к более интересной теме кубиков.

 

Купить литровый мотоцикл или 600-ку?

На первых порах не стоит даже смотреть в сторону литровых спортивных байков, несмотря на то что виражи и прострелы за секунды до сотни выглядят очень эффектно. Ты даже не представляешь, насколько такой аппарат сложен в управлении и какой у него поразительный потенциал. Оптимальный вариант на первых порах присмотреть мотоцикл от 125 до 250 кубиков. Стилистически это может быть что угодно. Играть в букварь мы не станем, поскольку ты и так, скорее всего, знаешь, как отличить чоппер от кафе-рейсера и круизер от спорт-турера. Но об этом мы поговорим отдельно.

 

Мотоцикл Kawasaki Ninja ZX10R.

Такие мотоциклы как Honda CBR, Kawasaki Ninja, Suzuki-GSX-R, Yamaha R1 или даже Yamaha R6 тебе пока не по зубам. Они — крутые «убойные» байки, но слишком мощные для того, чтобы стать твоим первым мотоциклом. Просто поверь — я уж знаю (Yamaha R6, моя мечта-мотоцикл и стала моей первой 600-кой — и его мощности оказалось для меня многовато). 

 

 

Шустрые спортбайки — сначала меньше, но потом лучше!

В чемпионате MotoGP Red Bull Rookies Cup и мировом FIM Junior Moto3 я, к примеру, соревнуюсь на 250-кубовых байках. На них же «едет» и мировой Moto3. Это отличные байки для роста и получения опыта. Понятное дело, байки чемпионатов нестандартные, но вся суть в том, что в обычной жизни именно лёгкие и шустрые 125-ки и 250-ки быстро научат правильно распределять тормозное усилие, правильно дозировать мощность и аккуратно маневрировать. За счёт лёгкости конструкции ими довольно просто управлять. Даже высокий и откровенно внедорожный кроссовый мотоцикл с мотором небольшого объёма, позволит освоить основные навыки управления байком не только рулём, но и телом. Ты научишься контролировать центр тяжести единого организма, который называется «ты и мотоцикл». Кроссовые мотоциклы и лёгкие эндуро откроют дорогу в такие места, в которые ты и пешком не проберёшься. Но на асфальте они не дома, а в гостях. Несмотря на то что они могут показывать довольно высокие средние скорости, комфорта от дальних переездов ты не дождёшься.

 

Из многих мотоциклов этой категории я лично выбрал бы для покупки KTM Duke 125 (или же его более спортивного «брата» KTM RC 125). Эти байки более дерзкие и стильные, нежели их «вялые» конкуренты, в виде, например, Yamaha YBR 125.

 

Дорожные классические мотоциклы

Дорожные классические мотоциклы с кубатурой 250-400 см3 это, пожалуй, самые спокойные и уравновешенные байки. Они прощают незначительные ошибки, они помогут справиться с трудностями, они тоже не слишком тяжёлые, но достаточно мощные и скоростные. Подумай сам, в запале так просто пережать ручку переднего тормоза или переборщить с дозировкой газа, а это может закончиться не слишком весело. Мотоциклы с объёмом мотора до 600 кубов — дружелюбные и не слишком привередливые, терпят некоторое отсутствие опыта и не требуют отточенного мастерства.

 

Из категории мотоциклов до 600 кубов Валентино Росси одобряет Yamaha R3 — маломощный спортбайк, на котором можно и по городу катать, и на треке гонять в свободное время.

Практически у каждого производителя мотоциклов есть и другие варианты байков похожей кубатуры.

 

 

Купить питбайк или супермотард?

К питбайкам и супермотардам у меня особое отношение. В 2015 году я досрочно стал Чемпионом России по Супермото и Чемпионом России в Кубке Минимотарда — как это было, можно прочитать здесь. Мне нравится то, что к питбайку можно относиться, как к развлечению, а можно и серьёзно. Это небольшой мотоцикл на колёсах от 12 до 17 дюймов и двигателем от 50 до 250 кубиков. Как правило, питбайки оборудованы полуавтоматической коробкой передач, хотя это не аксиома. Небольшие размеры и средний вес в пределах 100 кг делают их доступными в управлении даже для школьника, поэтому такой вариант отлично подойдёт для тренировок как для спорта, так и для общего развития. И, естественно, питбайк может поселиться в твоём гараже, как первый мотоцикл. Это не значит, что он не пригодится тебе, когда ты почувствуешь, что готов к выбору, скажем, спорт-турера. Питбайк позволит всегда держать себя в форме, независимо от времени года, что он и делает в межсезонье между чемпионатами или в перерывах между гоночными этапами.

 

Супермотард, в принципе, недалеко от них ушёл по той причине, что конструктивно они базируются на кроссовых конструкциях, а резина может быть как для бездорожья, так и для асфальта. Выбирая питбайк или супермотард, не стоит бояться надписей «Made in China». Даже самые что ни на есть европейские питбайки Apollo или YCF могут быть собраны из китайского железа и это не значит, что ты покупаешь одноразовый хлам. При этом учти, что питбайки, как правило, не предназначены для езды по дорогам общего пользования, их не нужно регистрировать, у этого чуда может не быть техпаспорта, достаточно иметь на всякий случай бумагу, которая подтверждает право собственности, и все дела. Но это не значит, что мотард или питбайк — неполноценный мотоцикл. Ещё какой полноценный! Он компактный, но двигатели, которые применяют на них, как правило, четырехтактные и мощность их может достигать вполне солидных 20-30 лошадей.

 

Для города одним из самых популярных мотардов в России является Suzuki DRZ 400. Для него всегда можно найти нужную запчасть (ну или снять ее с DRZ-ки соседа, пока тот не видит)…

 

 

На что еще обратить внимание при выборе мотоцикла?

При выборе мотоцикла такого плана обрати внимание прежде всего на двигатель, подвеску и диски. Учти, что спицованные колеса идеально подходят для кросса, а легкосплавные — для шоссейных гонок или покатушек по асфальту. Передняя вилка должна быть перевёрнутого типа и в идеале должна иметь модуль регулировки жёсткости и интенсивности отбоя. Неплохо себя показали DNM, Racetech, WP, Fastage, но есть и другие не менее качественные вилки и детали подвески.

 

На этом пока все, вернусь позже, но остаюсь с вами на связи через комментарии! Делитесь мнениями и опытом по теме, да и просто о мотоспорте! Всем рад и всем отвечу!

 

 

—————————————

© Makar Yurchenko / Макар Юрченко #76, мотогонщик

Все права на статейный материал защищены. Репост, копирование или любое другое использование данного статейного материала без ссылки на источник и указания имени автора запрещены.

—————————————

 

Тебе может быть еще интересно:

 

— Как выбрать гоночную экипировку?

— Список самых необходимых вещей, которые нужно всегда брать с собой на мототренировку.

— Что нужно знать о новом автодроме Sokol Racetrack в Казахстане?

— Как проходят тесты Moto3 в Портимао, Португалия (инсайд-видео и полный онборд).

 

 

makaryurchenko.com

какие бывают мотоциклы и как выбрать новичку

Каким должен быть первый мотоцикл. Советы байкеров

Начинающий водитель не садится на многотонную фуру с прицепом, а начинающий мотоциклист не садится на мощный мотоцикл с кубовым двигателем.

Внимание! Самой опасной маркой мотоцикла считается Yamaha.

Для новичков больше подходят модели со следующими характеристиками:

  • малая мощность. Со «злой» машиной, разгоняющейся за пару секунд до немыслимых скоростей, справиться будет так же сложно, как с необъезженным мустангом;
  • оптимальный объем двигателя для начинающих 150-300 кубов;
  • минимальный вес. Если на ногу (в лучшем случае) упадет тяжелый байк весом 235 кг, то вы не выберетесь без посторонней помощи;
  • средний ценовой сегмент. Покупать дорогую модель не стоит, даже если у вас есть эта возможность. Скорее всего, на первом мотоцикле будут царапины и вмятины. Профессионалы советуют учиться ездить на подержанном байке;
  • яркая расцветка. Не для того, чтобы покрасоваться, а для того, чтобы вас было видно на дороге;
  • лучше, если мотоцикл не будет мгновенно реагировать на команды. Реакция, замедленная на 1-2 сек., может спасти порывистых водителей от необдуманных поступков. Как говорится, спокойный байк простит ошибку.

Если соблюсти все эти рекомендации, то есть вероятность, что мотоцикл станет любимым и безопасным средством передвижения.

Первые шаги начинающего байкера

Для начала необходимо решить, для чего вам нужен мотоцикл:

  • для плавного передвижения по городу;
  • для стремительной езды по трассе;
  • для путешествия в местности, где нет дорог.

Если ответив на данные вопросы, вы присмотрели недорогую, маломощную, легкую и простую в управлении модель, то обратите внимание на следующие шаги:

  1. Пройти обучение в авто- или мото- школе. Отработать навыки маневрирования, вхождения в поворот, грамотного торможения.
  2. Купить специальную экипировку. Лучше, если шлем будет полностью закрытый, а куртка и штаны – со специальными вкладками. Обувь без каблуков должна быть крепкой, а перчатки – плотными.
  3. После покупки байка следует его застраховать.

Для того чтобы не попасть впросак с выбором мотоцикла, нужно разобраться в особенностях его моделей.

Мотоцикл для новичка должен быть малой мощности

Виды мотоциклов

Кажется, что видов мотоциклов много, но все они делятся на две объемные группы, значительно отличающиеся по техническим характеристикам.

Совет. Мотоцикл, как и велосипед, должен подходить по размеру. Если вы, сидя на байке, крепко и уверенно стоите на ступнях, то модель соответствует вашему росту.

Первая группа – дорожные байки. К ним относятся:

  • классики. Вечно актуальные универсальные модели;
  • спортивные модели. Быстрые, мощные и легкие. Обладают малым весом, а значит, минимальным запасом прочности деталей. Не рекомендуются для новичков;
  • круизеры. Подходят для неспешной езды по городу. Отлично управляются;
  • нейкеды. В переводе с английского – «обнаженные». Эти мотоциклы выпускают без обвеса;
  • чопперы. Модели и с длинной рамой и передней вилкой;
  • туреры. Байки для длительных туров, т.е. для путешествий. Серьезные мощные машины, комфортные в управлении и снабженные электроникой. Это большие и дорогие модели, на которых можно преодолевать большие расстояния.

Вторая группа – внедорожные мотоциклы:

  • эндуро. Неприхотливый, легкий и маневренный мотоцикл для езды по бездорожью. Отличается длинноходными подвесками и значительным дорожным просветом;
  • кроссовые модели. На них нельзя ездить по городу, т.к. у байков нет фар и места для номеров. Используются исключительно на соревнованиях;
  • мотарды. Похожи на эндуру, но имеют больше возможностей. На них можно преодолевать лестницы прыгать через невысокие ограждения. Имеют мощные тормоза и подвески для езды по асфальту.

Используя знания моделей байков, вы не ошибетесь с выбором.

Что покупать не рекомендуется

Как говорят профессионалы, первый мотоцикл – это байк на один сезон. За это время вы его не раз отремонтируете и продадите дешевле, зато приобретете неоценимый опыт.

Какие байки покупать не нужно:

  • новые. Лучше подойдет «опытная лошадка» 90х годов;
  • редкие. Поиск и покупка редких запчастей заставит изрядно поволноваться и потратиться;
  • китайские. Несмотря на развитие китайского автопрома, сегодняшние модели не отличаются качеством.

Новичкам чаще всего советуют бренды: Honda Shadow RS, Harley Davidson, Kawasaki KLR650, Suzuki V-Strom 650 ABS, Honda NT700V и CB400, BMW F650GS, Yamaha FZ6R, Ducati Monster 696 и т.д.

Honda Shadow RS — отличный мотоцикл для новичка

Мощность двигателя

Мы уже писали, что новичкам оптимально подойдет небольшая мощность до 300 кубов. Дискуссий по этому поводу – масса. Предлагаем разобраться, почему предпочтительнее именно этот показатель.

Мотоциклы с объемом мотора до 250 куб/см – легкие и покладистые. Для новичков подходят практически все, кроме «кросс» и «эндуро», т.к. сидеть на них удобно только высоким людям.

Байки до 400 куб/см – категория, тоже подходящая для новичков. Среди мотоциклов большой выбор моделей средней тяжести с приемлемым управлением. Следует начинать с меньшего, то есть с 250-300 кубов. Ведь байки с 400 кубовым двигателем весят около 200 кг.

Внимание! Лучше всего постепенно привыкать к весу, периодически меняя мотоциклы. Даже если вы не любите риск, мощный байк обязательно спровоцирует на агрессивное вождение, что может привести к больнице (в лучшем случае). Незнание особенностей управления тяжелой техникой не освобождает от аварий.

Мотоциклы с объемом двигателя более 400 куб/см не годятся в качестве первых байков. Они яркие, внушительные, мощные. Именно поэтому на них можно будет поездить позже, после отработки первоначальных навыков.

Как выбрать мотоцикл для новичка — видео

kakhack.ru

Какой мотоцикл лучше?

Каждый человек, все выбирает по собственному вкусу и имиджу, при том, ориентируясь на собственные привычки. Поэтому кого-то устроит и старый велосипед, остальные отдадут предпочтение автомобилю, и только лишь небольшая категория людей, к примеру, вы замечтались о мотоцикле. И в вашей голове постоянно звучит фраза, какой мотоцикл лучше купить? Прежде всего, от причины надобности этого вида транспорта, будут зависеть его параметры. Главным в мотоцикле является скорость, но также есть и остальные параметры, на которые стоит обратить внимание.

Скорость

Если вы истинный поклонник скорости, и мотоцикл вам нужен именно для этого, то лучшим вариантом в данном случае будут спортивные мотоциклы. Определенно, как японские скоростные марки, так и байки с низкой посадкой, способные в считанные секунды развить шальную скорость, как например Harley Davidson. Прекрасный разгон – это когда мотоцикл вот стоял рядом, а вот он уже на горизонте. Для скорости приобретаем обтекаемые мотоциклы, типа многих японских производителей – Honda или Yamaha, или же вышеупомянутые Harley.

Надежность

Что же относительно надежности, здесь все зависит от моментов эксплуатации. Существует много городских мотоциклов, использование которых на бездорожье без поломок невозможно. Естественно, что для спортивных мотоциклов необходим гладенький асфальт, можно сказать взлетная полоса. А вот по пересеченной местности или по горам долго ездить он не сможет, и вскоре выйдет из строя. Другое дело, мотоцикл с широкими колесами, мощной рамой и прочными спицами – как раз то, что доктор прописал. На таком мотоцикле можно и по лужам, и по камням ездить. Поэтому, прежде всего, надежность зависит только от отношения хозяина к своему железному коню. С каждым годом производители выпускают все новые модели мотоциклов, в связи с чем, надежность с их стороны гарантируется. В данном случае, судить какой лучший мотоцикл абсолютно неуместно, поскольку все зависит от ваших предпочтений.

Когда вы приобретаете мотоцикл, вне зависимости от его пр

elhow.ru

Какой мотоцикл выбрать ? - мотоциклы и скутеры

После того как Вы решили стать мотоциклистом, перед Вами встает вопрос выбора мотоцикла. От того насколько правильно Вы выберете мотоцикл зависит не только безопасность (Ваша и окружающих), но и то, будете ли вы получать удовольствие от езды на мотоцикле. А это, по сути, и есть самое важное.

При выборе мотоцикла нужно руководствоваться следующим:

  • для каких целей Вы решили купить мотоцикл.
  • какой тип езды на мотоцикле будет свойственен вашему характеру и/или потребностям;
  • что Вы ожидаете от мотоцикла: комфортабельность, проходимость, внешний вид, динамика или топливная экономичность;
  • Можете ли Вы по своим физическим данным совладать с мотоциклом который планируете купить.

Помните, что трудно управлять мотоциклом, который для Вас слишком высок или тяжел.Убедитесь, что Вы достаете обеими ногами до земли, когда сидите на сиденье. Если нет, значит мотоцикл слишком высок и управление им будет затруднено.Кроме того, мотоцикл должен быть достаточно легким, чтобы водитель мог его поставить на центральную подставку, толкать вперед или назад при развороте и легко парковать. На тяжелом мотоцикле затруднительно проехать “восьмерку” на малой скорости без потери равновесия. По крайней мере, для этого нужен опыт. И чем тяжелее мотоцикл и мощнее его двигатель, тем больше опыта требуется от мотоциклиста.

Следует также решить на каком мотоцикле обучаться основам управления, перед сдачей экзамена на права. Проще всего воспользоваться услугами мотошкол, в которых есть не только классы с наглядными пособиями и опытные преподаватели, но и учебные мотоциклы. Такие мотоциклы лучше всего подходят для обучения базовым навыкам вождения и сдачи экзаменов.

Рекомендуем Вам так же ознакомиться со статьей “Типы мотоциклов“, Вам это поможет в выборе. И, изучить содержимое рубрики “Советы” на предмет покупки/выбора первого мотоцикла.

moto.ironhorse.ru

Как выбрать первый мотоцикл для новичка?

Покупка мотоцикла для байкера – это самое значимое событие. При этом моя задача сделать этот чудесный день, первой поездки, незабываемым. Для того чтобы он не обернулся черным днем благополучном календаре вашей жизни, а также не стал излишней тяжестью для кошелька. Когда покупаете мотоцикл, внимательно изучите характеристики и обратите внимание на некоторые вещи.

 

Далее статью мы разбили на такие части:

Как выбрать мотоцикл правильно?

Прежде чем покупать мотоцикл журнал LuckyFamilyMan.ru рекомендует определиться, для чего вы его берете. Во-первых, где вы будете кататься на своем мотоцикле. Рассчитываешь ездить по городу или населенному пункту по плохой грунтовой дороге? Тогда спортбайк не твой выбор. Желаете много путешествовать, преодолевать большие расстояния – выбирайте мотоциклы с удобными сидениями.  Выбирайте такие байки, чтобы было, где ездить и удобно ездить, а не такие, чтобы просто пылились в гараже.Выбрать мотоцикл можно не заморачиваясь на чтении всяких технических характеристик, нормативов эксплуатации и количества выхлопного газа. Отправляйтесь в кружок заядлых мотоциклистов, которых в народе называют байкерами, и требуйте рассказать вам особенности их железных товарищей, а ещё лучше требуйте их показать. После того, как челюстные мышцы срастутся, и вы сможете нормально разговаривать, – повторите попытку, пока не найдёте доброго любителя, который раскроет перед вами все секреты этого непростого дела.

Это конечно шутка, а если серьёзно, то при выборе мотоцикла, постарайтесь соблюдать основные правила:

  • Возможность поднять мотоцикл самостоятельно с земли;
  • При остановке мотоцикла нужно доставать ногами до земли;
  • Комфортные сидения на мотоцикле;
  • Вам нравится мотоцикл (пожалуй, это самое важное).

Следующий момент – это, конечно же, деньги. Как правило, первый мотоцикл меняют уже через пару лет. Не тратьте на первый мотоцикл много денег.

На что обращать внимание при выборе мотоцикла?

  • Когда покупаешь свой первый мотоцикл, с собой возьми друга, имеющий в этом опыт, и который ездит на мотоцикле (для этого необходимы права категории А).
  • Тщательно изучите документы покупаемого мотоцикла, особенно если он б/у.
  • После сверьте данные на мотоцикле с данными из документов – год выпуска, номер двигателя, номер рамы. Год выпуска можно найти на дисках и тормозных шлангах.
  • Осмотрите внешний вид, поищите следы от падений (такие следы имеют почти все мотоциклы, их отсутствие должно вас насторожить).
  • Обязательно возьмите с собой фонарик и загляните в бак на предмет наличия ржавчины.
  • Цепи не должны быть растянутыми и ржавыми.
  • На раме не должно быть никаких следов повреждений и заводской сварки.
  • Осмотрите перья вилки, предварительно надавив на вилку несколько раз, не должно быть масляных следов.
  • Заведите и прогрейте мотор. На холостых оборотах звук должен быть ровным, двигатель без задержек откликается поворот ручки газа.
  • Если мотоцикл имеет водяное охлаждение, на радиаторе должен включиться вентилятор
  • Проверьте работу тормозов.
  • При отсутствии прав, попросите друга проверить работу подвески и коробки, и покататься на нем.
  • Проверьте состояние резины, так как покупка новой стоит недешево.
  • Проверьте работу световых приборов и сигнализации, если она имеется.
  • Пробег на спидометре почти не даст информации.
  • Оцените общее состояние мотоцикла, часто, выглядящий внешне лучше, мотоцикл бывает в плохом техническом состоянии. Привести в порядок внешний вид требует меньших затрат, поэтому отдавайте предпочтение тех. состоянию.

Купив мотоцикл, можно позаботиться о тюнинге. Сразу в автосалоне профессионалы дополнят мотоцикл всеми необходимыми функциями: приладят обтекатели, поставят дополнительные амортизаторы. Короче, сделают мотоцикл вашей мечты.  Это дополнительные расходы, но почему бы не порадовать свою душу. Кстати, мотоцикл  тюнингуйте в соответствии со своим имиджем, иначе вы будете нелепо на нем смотреться. Также можно установить на гараж автоматические ворота для эффектного выхода на своем мотоцикле.

При выборе мотоцикла помните, что при сомнениям советы друзей и знакомых – это только их точка зрения, а не подтверждение собственной. Поэтому просто идите в автосалон и найдите подходящий мотоцикл, который привлечет ваше внимание. Примерьте его, сядьте верхом и закройте глаза. Сидите на нём как влитые, чувствуете себя уверенно? Тогда берите этот мотоцикл – он создан именно для вас.

Какой первый мотоцикл купить девушке?

  • У девушки, чтобы ехать, должно быть прилично сил для удержания и поворота руля в сложных ситуациях.
  • Девушка должна иметь достаточно длинные ноги для опоры, когда она просто сидит за рулем. Сиденье должно быть как можно ниже.
  • Девушка должна самостоятельно поднимать лежачий мотоцикл, не всегда рядом будут галантные крепкие парни.
  • Девушке будет легче поднимать лежачий байк, если он будет легче и ниже центра тяжести.
  • У дешевых мотоциклов слабейший двигатель. Чем изначально дешевле мотоцикл, тем у девушки больше шансов взять его за вменяемые деньги в приличном состоянии.
  • Чем лучше состояние мотоцикла, тем больше уверенности, что девушка будет именно кататься на нем, а не отправит своего железного коня в стойло автосервиса.

Удачной покупки!

1002

luckyfamilyman.ru

какой мотоцикл выбрать

Какой мотоцикл выбрать начинающему мотоциклисту из множества различных моделей и стилей и как не ошибиться в выборе,  будет подробно описано в этой статье. Если раньше советскому мотоциклисту приходилось выбирать всего лишь из 5 — 6-ти скромных моделей, а иногда и выбирать то было не из чего, приходилось брать то, что завезли в местный магазин, то сейчас огромное изобилие всевозможных классов, стилей и моделей, может поставить начинающего мотоциклиста в тупик.

Многие новички растерявшись в выборе, просто приобретают тот байк, с которым более менее знакомы, например такой же как и у товарища, который расхваливает свою модель и даже дал проехаться. И после пробной поездки, все другие модели сразу забываются и появляется мысль: хочу такой же. Но часто такой выбор ошибочный и не подходит для другого человека, у которого другие цели и другое телосложение, и такой байк как правило продаётся через пару месяцев.

Так какой мотоцикл выбрать новичку, и при этом сделать правильный выбор, ведь от него зависит не только удовольствие от дальнейших поездок, но и собственная безопасность.

Прежде чем давать какие то советы, хочу сначала предупредить, что эта статья рассчитана только для новичков, приобретающих свой первый в жизни мотоцикл. Так же стоит отметить, что ниже написанные советы следует считать как общие рекомендации и не следует слепо следовать им. Это в том плане, если вы например поклонник какого то стиля мотоцикла, но он не подходит к примеру для ваших дорог.

Следует отметить, что стиль это всё, и если например вам очень нравятся чопперы или спортбайки, но по убитым дорогам в вашем городе или селе можно ездить только на эндуро или кросаче, то всё же можно пожертвовать своей пятой точкой ради стиля и купить именно тот мотоцикл который вам нравится.

При этом придётся ездить аккуратнее, медленнее, но зато вы будете как говорится на коне, и именно на таком, который вам нравится и подходит по стилевым убеждениям. Если же стиль и модель мотоцикла для вас пока не играет никакой роли, то тогда следует слепо следовать рекомендациям, описанным ниже.

Какой мотоцикл выбрать новичку — основы безопасности.

Для начала стоит написать несколько строк самым самым начинающим мотоциклистам, у которых до этого никогда мотоцикла не было. Будьте готовы к тому, что купленный вами байк будет в скором времени (примерно через полгода — год, практически на один-два сезона) продан вами и объясню почему.

Ну во первых, самый первый мотоцикл следует приобретать небольшого объёма от 125 до 400 кубиков. Так как современные мотоциклы (даже небольшого рабочего объёма) достаточно мощные и у начинающего мотоциклиста недостаточно опыта, чтобы совладать с табуном современного литра и даже шестисотки.

Имейте в виду, что по статистике (а статистика это довольно жестокая вещь) бьются практически все новички, которые сразу купили себе современный байк большого рабочего объёма (600 — 1000 и более кубов), не поездив полгода-год на малокубатурной технике. А некоторые разбивают в хлам и четырёхсотку, которая кстати тоже довольно мощная для новичка и на которой следует первые дни осторожничать.

Для общего развития скажу, что в развитых странах (например в стране мотоциклов Японии) даже на мотоцикл с объёмом двигателя 400 кубиков, новичок по закону не может сесть в свой первый в жизни сезон и это всё же правильно.

Приобретая первый байк небольшого рабочего объёма, вы обезопасите себя и окружающих, при этом недостатка мощности вы совсем не будете испытывать, по крайней мере в первые месяцы. Ведь современный байк, даже с мотором в 250 кубиков, может иметь за 30 лошадей и способен ускориться довольно резво. А современная четырёхсотка с рядной четвёркой, имеет уже за 50 — 60 кобыл и может творить чудеса на треке в умелых руках не хуже литра, конечно же при определённом опыте пилота и умелом использовании штатной мощности.

Купленный вами первый байк с скромным рабочим объёмом и мощностью, будет прощать вам первые ошибки (резкую работу рукоятью газа и сцепления, ведь даже лишний сантиметр проворота ручки газа, может сделать байк для новичка неуправляемым), а современный литр, или даже шестисотка (некоторым и четырёхсотка) способны натворить немало бед в неумелых руках новичка.

Конечно же по истечению некоторого времени и приобретения у вас некоторого опыта, вы почувствуете, что мощности вам уже не хватает (ведь мощности как и денег много не бывает) и именно по этой причине вам придётся расстаться со своим первым мотоциклом, чтобы купить уже более свежую и мощную модель, с бóльшим рабочим объёмом. Так делали на заре своей юности все адекватные мотоциклисты, которые до сих пор живы и здоровы, так же советую поступить и вам.

Надеюсь, что касаемо рабочего объёма начинающим мотоциклистам всё понятно, значит можно переходить к определяющим факторам, которые вам помогут ответить на вопрос: какой мотоцикл выбрать.

Какой мотоцикл выбрать — определяющие факторы успешного выбора.

Бюджет. Для начала следует определиться с бюджетом и выделить несколько моделей (составить список), которые укладываются в рамки накопленных вами денег. И если какая то модель нравится больше, чем другая и лучше подходит вам по параметрам, которые описаны ниже, но эта модель стоит немного дороже, то всё же не стоит спешить с покупкой, а лучше подкопить ещё немного денег и купить именно нужный байк.

Однако можно сэкономить определённую сумму денег, если купить такую же модель какая понравилась, но старее по году выпуска. Причём следует иметь в виду, что техническое состояние некоторых экземпляров, (которые старше по году выпуска), может быть даже лучше, чем у более свежих байков. Ведь всё зависит от бывшего заботливого хозяина, пробега, а главное от своевременного техобслуживания. К тому же некоторые старые модели надёжнее некоторых более свежих, да и обслуживать их проще для новичка.

Условия эксплуатации и выбор модели. Далее следует хорошенько подумать, где и по каким дорогам вы чаще всего будете ездить. Если вы любитель дальних путешествий и в дальнейшем планируете ездить по крупным городам (например по Европе) то следует приобретать комфортный круизёр, ну или хотя бы спорт-турист, но опять же небольшого объёма. Вообще то круизёры не подходят для новичков, так как имеют большой объём двигателя и не малый вес и габариты.

И если вы всё же поклонник круизёров, то стоит немного потерпеть (особенно если вы не слишком мощного телосложения) и взять для своего первого в жизни сезона, что нибудь поменьше, например ту же Хонду СБ, или какой то лёгкий эндурик. А уже после приобретения некоторого опыта, на второй или третий сезон приобрести для себя уже большой мотоцикл.

Если же вы любитель путешествий по любым дорогам и вне дорог (по бездорожью, или хотите отправиться в кругосветку, с приобретением опыта конечно же, например во второй или третий сезон), то следует приобретать мотоцикл класса эндуро. Однако следует учесть, что многие внедорожные мотоциклы (например тот же «гусь» БМВ GS — он показан на фото выше) довольно высоки «в холке» и для водителей маленького роста могут не подойти. Разумеется прежде чем покупать байк, следует посидеть на мотоцикле (обе ноги должны полной ступнёй касаться земли) и даже проехаться.

Если вам нужен байк для каждожневных поездок на работу в городской суете, то следует приобретать современный дорожный мотоцикл (дорожник), который манёвренен и достаточно мощный (например распространённая Хонда СВ400, которая при умелом обслуживании очень надёжна).

К тому же дорожный мотоцикл не имеет пластиковой облицовки (или её очень мало) и в случае первых падений (а целовать асфальт придётся в первые дни большинству новичков) не нужно будет тратиться на ремонт или покупку пластика, взамен испорченного, ведь не забываем, что первый мотоцикл через полгода-год придётся продавать.

А комплект пластика для современного спорта стоит немалых денег, а слайдеры или дуги в большинстве случаев не спасут, так как в падении на скорости всего за 60, любой спортбайк может кувыркаться довольно лихо (особенно в городских условиях, ударившись о бордюрный камень).

Хотя, если вы любитель спортивного стиля и желаете не только кататься по городу, но и по выходным учиться на треке, то конечно же можно приобрести и спортбайк, небольшого рабочего объёма (опять же не более 400 кубиков). А чтобы при первых поездках не был испорчен пластик, то можно его вообще снять и превратить мотоцикл в стильный стритфайтер (хотя бы на первое время).

Однако следует учесть, что спортивные мотоциклы не предназначены для плохого асфальта, из-за короткоходных спортивных подвесок и низкопрофильной резины, и если у вас в городе и за городом ужасные дороги, то стоит всё же отдать предпочтение эндуро (однако не забываем что стиль это всё и можно жертвовать пятой точкой ради стиля).

Если вы любите неспешные покатушки и цените красивые стильные вещи, то следует приобретать чоппер, хотя некоторые современные чопперы (например Хонда Магна, Харлей Девидсон V-Rod и множество других) способны ускориться не хуже любого спортбайка и для новичков не подойдут. Но имеется множество малокубатурных моделей чопперов (например Хонда Стид, Ямаха Вираго, и многие другие), которые не смотря на скромный рабочий объём имеют почти такой же внешний вид и размер как и их более старшие «собратья» одного модельного ряда.

Но всё же чоппер позволяет купить первый мотоцикл с мотором чуть большего объёма, чем первый спортбайк, так как всё же моторы большинства чопперов спокойнее реагируют на неумелые действия с ручкой газа.

А так же чоппер позволяет в полной мере ощутить прелести тюнинга, так как для большинства моделей (например тот же легендарный Харлей Девидсон) развита целая индустрия по улучшению внешнего вида и эксплуатационных характеристик. А если вы ещё любите всё делать сами, то из серийного чоппера можно построить красивый кастом, ну или хотябы улучшить внешний вид байка, а это поможет его быстрее продать и купить второй байк с мотором побольше.

То же самое касается не только чопперов, но и спортов, стритфайтеров, каферейсеров… да и вообще любой мотоцикл, с умелыми руками и хорошей мастерской, можно существенно улучшить и продать успешнее.

Несколько слов хочется сказать про дешёвые китайские модели мотоциклов. Конечно же они подкупают многих новичков своей дешевизной и небольшими объёмами двигателя, но всё же советую переплатить и купить японскую, американскую или европейскую бэушную технику, чем новое изделие китайского мотопрома, чтобы не портить себе настроение и вообще не отбить желание связываться с мотоциклами вообще.

Конечно же китайский мотопром не стоит на месте и сейчас скачет в развитии семимильными скачками, и конечно же скоро на мировом рынке появятся действительно качественные мотоциклы из Китая (ведь японцы тоже когда то так начинали).

Но пока картина довольно печальная, в виде поломанных рам и легкосплавных колёс, не говоря уже о постоянных глюках в электрике и двигателях. К тому же продать бэушного китайца через год будет совсем не просто, ну разве что за копейки (некоторые экземпляры превращаются в хлам всего за полгода).

Если уж с деньгами совсем напряг, и не хватает даже на малокубатурную японскую технику, то лучше уж купить отечественный мотоцикл, чем приобретать китайца. Многие мотоциклисты (в том числе и я) начинали с советской или чешской мототехники и поверьте — это хороший опыт во всех смыслах.

Мощности в отечественных мотоциклах мало, но для новичка самое то. К тому же запчасти очень дешёвые и большинство мотоциклов можно отремонтировать самостоятельно, не прибегая к услугам мото-сервиса, которого кстати до сих пор нет во многих городах (я имею в виду грамотный мотосервис).

На что обратить внимание перед покупкой — технические советы.

Отправляться смотреть свой первый мотоцикл очень желательно с знающим и технически грамотным человеком. Если же его нет среди ваших знакомых или друзей, то первым делом приобретите компрессиметр и замерьте компрессию во всех цилиндрах.

Разброс (разность) компрессии в разных цилиндрах не должен превышать более 1 килограмма (лучше не более 0,5 кг). Если разница составляет более 1 кг, то скорей всего на таком моторе проблемы с клапанами (так как все цилндры, в большинстве случаев, изнашиваются равномерно) и придётся перебирать головку.

Величина требуемой компрессии равна примерно 10 кг/см² и более (на более форсированных моторах поболее и точную величину следует уточнить в мануале конкретного двигателя). Если же компрессия менее 9-ти кг/см², то байк подуставший и его будет сложнее продать через год, да и заводиться (и разгоняться) он будет хуже.

Прежде, чем хозяин будет заводить двигатель мотоцикла, проверьте (рукой или по датчику температуры) холодный он или горячий. Мотор, который вы будете проверять и собираетесь завести и послушать его работу, должен быть непременно холодный. Так как горячий мотор, даже убитый, может завестись довольно легко, а вот если убитый мотор холодный, то могут быть проблемы с его запуском. Если вы обнаружили, что мотор холодный, но при этом он завёлся довольно легко, то это уже хорошо и можно смотреть байк дальше.

Так же следует обратить внимание и на коробку передач, так как на некоторых японских четырёхсотках (например тот же популярный Kawasaki ZZR400) вторая передача как правило не работает (её выбивает). Так как механизм, облегчающий поиск нейтрали, довольно нежен и не рассчитан на топтание рычага переключения ногой новичка. И большинство мотоциклов этой модели продают с убитой второй передачей и разумеется с таким дефектом ездить будет неприятно, да и продать байк после первого сезона будет не просто.

Вообще следует учесть, что японские мотоциклы с объёмом в 400 кубиков изначально планировались для внутри японского рынка и от этого в большинстве стран и регионов на них довольно не просто найти запчасти. Конечно же сейчас с развитием интернета всё стало несколько проще, но всё же следует учесть это обстоятельство и к тому же следует помнить, что байк возможно придётся продавать через год, поэтому не должно быть проблем с какими то дефектами, или с поиском запчастей.

А значит осмотр японской четырёхсотки следует проводить более внимательно, особенно если в вашем регионе нет грамотных мото-мастерских. Кстати, на некоторых мотоциклах (например на той же популярной сибишке (Хонда СВ)) довольно часто горят реле-регуляторы (так как установлены в не продуваемом месте), а стоят они довольно дорого, по сравнению с отечественными реле. Поэтому при осмотре мотоцикла перед покупкой, следует проверить нормальную работу реле-регулятора, тое сть зарядку батареи.

Для этого следует подсоединить щупы тестера, выставленного в режим вольтметра (замера постоянного тока) к клеммам батареи, до запуска двигателя (примерно 12,5 вольт) и затем после запуска. Когда мотор заведётся, напряжение должно возрасти (примерно до 13 — 13,5 вольт), а при увеличении оборотов двигателя бортовое напряжение должно увеличиться до 14,5 вольт, не более). Подробнее о диагностике электрики японского мотоцикла перед покупкой, можно почитать вот тут.

Также рекомендую сесть на мотоцикл и проехаться, так как возможны проблемы с управляемостью (особенно если байк после падения). Как проверить и устранить проблемы с управляемостью современного мотоцикла, я описал вот в этой статье.

Не помешает проверить и состояние покрышек, звёздочек и цепи (подробно об этом вот тут) так как с цепью шутить не стоит, а её замена (и звёздочек тоже) существенно ударит по карману новичка.

Вообще, при осмотре мотоцикла, конечно же есть ещё что проверять и перечислять достаточно долго (как нибудь напишу отдельную статью на эту тему  — статья находится здесь), но думаю основные главные моменты я описал.

И последнее: когда вам повезло выбрать мотоцикл, не спешите заводить его и ехать в первый же день кататься и набираться опыта на дороги, которые полны общественного транспорта и забиты пробками. Советую первые покатушки (хотя бы несколько часов) устроить в безлюдном месте, где очень мало или вообще нет машин (например на заброшенной автостоянке или дороге).

Также советую перед первым выездом заменить все расходники (все жидкости) несмотря на уверения продавца, что он всё заменил. Поверьте, если даже и заменил, то самые дешёвые жидкости, ведь он знал, что байк будет продан и переплачивать свои кровные за качественные расходники мало кто хочет, но в большинстве случаев перед продажей жидкости не меняют. И разумеется несколько потраченных денег на свежее моторное масло, тормозную и охлаждающуюся жидкость, окупятся нормальным ресурсом байка и вашей безопасностью.

Ну и как было сказано в начале статьи, после определённого времени (полгода-год), вам захочется продать свой байк и взять что то более солидное, с бóльшим рабочим объёмом и соответственно мощностью. Но чтобы продать свой мотоцикл быстро, следует его правильно подготовить к продаже, А как это сделать можно почитать вот здесь.

Вот вроде бы и всё, надеюсь после прочтения этой статьи, такой вопрос, какой мотоцикл выбрать новичку, немного прояснится и поможет определиться с правильным выбором, удачи всем на дороге.

suvorov-castom.ru