Военные мотоциклы: фото, описание, назначение. Военные мотоциклы


Мотоциклы для военных | Армейский вестник

Начиная с начала девяностых годов российская армия, впрочем, как и армии большинства постсоветских государств решили, что военный мотоцикл как транспортное средство не эффективен и его требуется убрать из войск как устаревший вид транспортного средства. Конечно, тягаться нашим военным мотоциклам по скорости и качеству с западными аналогами было бесперспективно, однако убирать из состава транспортных средств такую универсальную технику как мотоцикл было конечно, как мне кажется, большой ошибкой.

Да, западные вооруженные силы тоже избавились от мотоциклов с колясками и маломощными прожорливыми движками, заменив их быстрыми и мощными «enduro», которые были способны выдерживать самые варварские нагрузки.

А ведь все начиналось в начале двадцатого века, когда на вооружение армий поступили первые аналоги мотоциклов, которые были скорее мопедами, чем полноценными байками и представляли собой велосипед с моторчиком – слабым, прожорливым и очень капризным. Однако при правильном уходе и своевременном ремонте они были вполне приемлемым и универсальным транспортным средством для связных и командиров.

Практически все мотоциклы состоящие на вооружении как Российской так и Советской армии были либо приобретены за границей, либо просто скопированы с поправками для эксплуатации в наших суровых условиях. Именно эти поправки и сыграли фатальную роль в жизни советских военных мотоциклов.

Уверен, что многие видели в деревне списанные военные УРАЛы с приводной коляской и большим, довольно мощным оппозитным двигателем, который практически никогда не хочет работать нормально, потребляет от 10 до15 литровтоплива и не хочет ехать больше100 км/ч(да и на этой скорости его низкий моторесурс резко сокращается раз этак в тридцать). А большой вес и низкая маневренность ну никак не способствовали комфортной езде.

По иному пути пошли британские десантники, они приняли на ворожение маленькие и маневренные мотоциклы. Ими были «Welbike» по сути это мопеды-раскладушки (этакий Мини-Мокик для суровых дядек) для использования в диверсионных операциях, в качестве десантируемого транспортного средства.

Мотоцикл Welbike помещался в стандартный британский десантный контейнер, габариты которого составляли130 смв длину,38 смв высоту и всего30 смв ширину. Чтобы удовлетворять всем этим требованиям, конструкцию этого чуда инженерной мысли упростили до минимума – двигатель в 98 куб. см, полное отсутствие светотехники, механический тормоз только на заднее колесо, и никаких амортизаторов. Бензобак был до смешного маленьким – всего 3,7 литра, его дно располагалось ниже карбюратора, поэтому для езды требовалось поддерживать в баке повышенное давление с помощью ручных помп, встроенных в баки.

Благодаря мизерному расходу топлива, запас хода был достаточно большим – около150 км, а вес был равен весу современного велосипеда — всего32 кг. Десантнику было достаточно 11 секунд, чтобы вытащить Welbike из контейнера, поднять руль и сиденье и отправиться в путь. Недостатком была низкая проходимость, которая, в общем то, компенсировалась возможностью просто перенести свой транспорт через непроходимый для него участок.

Однако в нашей армии мотоцикл рассматривали не только как транспортное средство, но и как боевую единицу, поэтому предпочтение было отдано тяжелым мотоциклам УРАЛ, которые после войны стали основными мотоциклами советской армии. Конечно, в свое время они были отличным транспортом, однако прогресс на месте не стоит и мотоциклы, которые были хороши в конце шестидесятых к началу девяностых оказались как морально, так и физически устаревшими. Да и против современного оружия как боевая единица конкурировать не могли.

Западные вооруженные силы пошли по иному пути, уже в начале семидесятых они начали заменять тяжелые мотоциклы с колясками на простые, более легкие и маневренные enduro, которые были более приспособлены к агрессивной эксплуатации и использовали их не как боевую единицу, а как средство доставки-эвакуации бойцов к месту боя или транспорт для разведчиков. Такой подход оказался более успешным и уже в восьмидесятых на вооружение приняли мощный и быстрый Kawasaki KLR250.

Несмотря на объем двигателя в 250 куб. см он в несколько раз превосходил все армейские мотоциклы того времени, был экономичным и более проходимым чем тяжелый мотоцикл того времени, он невероятно быстро разгонялся и способен был проехать там, где и пройти то было тяжело. Неприхотливый двигатель мощностью в26 л.с. имел крутящий момент в 24 ньютонметра, что очень неплохо для того времени, а моторесурс при аккуратном вождении составлял до 100 тыс. км. Благодаря этому он стал очень популярен в войсках и простоял на вооружении более двенадцати лет.

— Предельная скорость:135 км/ч— Мощность:26 л.с.— Крутящий момент: 24 Нм— Вес:117 кг— Высота по седлу:855 мм— Топливный бак:11 л— Средний расход топлива: 3,6 литра на100 км— Двигатель: 249 см3, 4 клапана— Коробка передач: 6 скоростей— Рама: стальная, трубчатая— Передняя подвеска: нерегулируемая— Задняя подвеска: регулируемая к предварительной нагрузке— Передний тормоз: диск212 мм— Задний тормоз: барабанный— Передняя шина: 3.00 x 21— Задняя шина: 4.60 x 17

Ко времени «Бури в пустыне» командование армии США принимает решение о замене Kawasaki KLR250 на более унифицированный мотоцикл, притом имеющий возможность ездить на любом топливе. Тендер выигрывает компания Kawasaki и через год на испытание в войска поступил Kawasaki M1030. Он оборудовался одноцилиндровым ДИЗЕЛЬНЫМ мотором объемом в 250 куб. см и мощностью в23 л.с. Преимуществом такого двигателя было то, что топливо для него можно было достать практически везде, да и воспламенить солярку тяжелее чем бензин, что в боевых условиях немаловажно.

В 2003 году его начали заменять еще более универсальным HDT M1030-M2 LE 670, более мощным и при этом способным «переваривать» некачественный дизель, бензин и даже керосин. Одноцилиндровый четырехтактный мотор объемом 670 куб. см развивает мощность в33 л.с., чего вполне хватает для разгона до150 км/ч. Кроме того, мотоцикл полностью водонепроницаем, защищен от пыли и грязи, поэтому водные преграды до шестидесяти сантиметров для него не помеха.

При полном топливном баке HDT M1030-M2 LE 670 способен проехать653 кмна скорости в90 км/чбез дозаправки. Такое сочетание неприхотливого двигателя и конструкции enduro сделало его поистине незаменимым транспортом. Минусом можно считать только его цену – 18 тыс. долларов, что очень недешево для такого мотоцикла.

Тип двигателя: 1-цилиндровый, 4-тактный, ОдиночныйОбъем двигателя: 670 куб. см.Система охлаждения: масляно-водяное охлаждениеКрутящий момент: 53 Нм, 3300 об/минПривод газа: с тросовым приводомКлапаны: 4Крепление двигателя: поперечноеСистема смазки: масляный картерКоробка передач: ручная 5-ступенчатаяСцепление: мокрое, cable operatedПривод: цепьСтартер: электрическийДлина:2296 ммШирина:960 ммВысота:1219 ммКолесная база:1481 ммКлиренс:211 ммСухой вес:176 кгМаксимальная скорость:152 км/чТопливный бак:14 лКоличество мест: 2Ускорение до 100 км/ч. : 9.7 сек

Одновременно с Kawasaki M1030 компании Harley Davidson поступил заказ на разработку разъездного мотоцикла для нужд связи и военной полиции. Уже к 1994 году были начаты поставки Harley Davidson MT350 (МТ500). Он был значительно дешевле Kawasaki M1030 и прочнее Kawasaki KLR250 хотя и уступал последнему по проходимости. Спустя год «Харлей-Дэвидсон» модернизировал модель с двигателем в350 смкуб. и разработал новый вариант внедорожного мотоцикла с двигателем в 500 кубиков (МТ500). Обе американские машины внешне остались очень похожи: двигатель воздушного охлаждения, подвеска завышена для езды по сильно пересеченной местности.

Хотя мотоциклы считаются одноместными, при необходимости могут взять еще одного пассажира. В числе дополнительного оснащения, устанавливаемого на мотоцикл, можно было выбрать передние навесные вещевые ящики, сумку для оружия, дополнительные фары дальнего света и инфракрасную фару, именно такие мотоциклы закупали для обслуживающего персонала ВВС США. «Харлей-Дэвидсон» МТ500 достаточно прочен, чтобы выдержать сброс на небольших скоростях с воздуха. Имеются даже специальные ушки на раме для крепления его на грузовой платформе. А относительно небольшой вес машины позволяет ее сброс с самолета с использованием грузового парашюта Т-10С.

— Двигатель: Rotax бензиновый, 1 цилиндровый, сухой картер с воздушным охлаждением двигателя— Объем: 349 см³, мощность 23 kW30 л.с. 8000 об/мин— Коробка передач: механическая 5-ступенчатая— Электростарт + кикстартер Ohlins— Диски из алюминиевого сплава, передний 21″, задний 18″.— Дисковые тормоза спереди и сзади.— Сцепление — многодисковое— Максимальная скорость:130 км/ч— Ускорение 0-100 км/ч: 9,5 с— Бак для топлива: 12 л.

Не стоит на месте и армия НАТО. Мотоцикл KTM 400 LS-E/mi представляет собой военную версию спортивного мотоцикла класса enduro, доработанную конструкторами для его применения в военных целях. Его оснастили дефорсированным одноцилиндровым четырехтактным бензиновым двигателем (вариантом мотора KTM LC4), чей рабочий объем был снижен почти вдвое с 625 до 389 куб. см. Благодаря этому его моторесурс стал выше почти в четыре раза, а уменьшенная степень сжатия сделала возможным применение низкооктановых сортов бензина. Конечно, это снизило его мощность, вот только оставшейся мощности все равно более чем достаточно.

От серийных спортивных моделей KTM 400 LS-E/mil отличается также низким расположением сиденья (Low Seat), облегчающим длительные поездки, усиленной задней частью рамы для размещения дополнительных боковых и верхнего багажников, более мощным электрогенератором и увеличенным до18 литровбаком, а также системой подогрева руля.

Подвески WP с регулировками сжатия и отбояПередняя вилка перевёрнутого типа с диаметром пера 43 мм, ход 220 ммЗадняя подвеска с прогрессивной характеристикой, ход 240 ммТормозная система Brembo:— впереди двухпоршневая с одним диском 300 мм— сзади однопоршневая с одним диском 220 ммКолёса с размером шин 90/90-21 впереди и 140/80-18 сзадиБак — объём 19 л, резерв 2,5 лБаза 1480 ммВысота по седлу 890 ммДорожный просвет 290 ммСухая масса 148 кгМасса с маслом и тосолом 151 кгМаксимальная скорость 130 км/чМотор:— 1 цилиндр, 4 такта— 398 см3— диаметр/ход поршня 89/64 мм— степень сжатия 10,3— 4 клапана— водяная система охлаждения.

Несмотря на то что мотоциклов в армии США и НАТО более чем достаточно, они все равно приобретают все более или менее перспективные разработки. Например, Christini AWD 450 Military, один из немногих полноприводных мотоциклов. Мотоцикл Christini AWD 450 Military оснащен 450-кубовым двигателем с жидкостным охлаждением и уникальным механизмом полного привода, который, по словам конструкторов, повышает тягу, управление и стабильность мотоцикла. Однако из-за сложности обслуживания данное «чудо» техники закуплено пока всего в двухстах экземплярах для сил специальных операций ВС США.

Двигатель: 1-цилиндровый, 4-тактныйОбъем: 450 куб. см с жидкостным охлаждениемСкорость: 130 км/чРазгон до 100: 8,9 сек.Расход: 4,7 л на 100 кмАлюминиевая рамаВес: 120 кг.

Помимо этого в 2014 году для спецназа запланирована покупка почти бесшумных электромотоциклов Zero MMX. Помимо электромотора мотоцикл получит экранирование от тепловыделения двигателя и покрытие способное поглощать ИК-лучи. Технические характеристики пока не уточняются.

Несмотря на тенденции Запада, наша армия не спешит с закупкой мотоциклов для своих солдат, тем более то что предлагает отечественное мотостроение. Несмотря на время, прошедшее с шестидесятых годов, конструктивно там мало что изменилось. Достаточно глянуть на фото и все станет понятно.

«Днепр-16М» 156-252 «Хищник»:Габаритные размеры, мм не более (ДхШхВ): 2600х1700х1150База, мм: не более 1575Колея, мм: не более 1200Дорожный просвет, мм: не менее 125Масса снаряженного мотоцикла, кг: не более 380Полная масса, кг: не более 640Количество посадочных мест: 3Двигатель, тип: четырехтактный карбюраторный, верхнеклапанный, воздушного охлажденияКоличество цилиндров: 2Рабочий объём двигателя, см3: 649Трансмиссия: сцепление сухое, двухдисковоеКоробка передач: четырехступенчатаяТопливный бак, л: не менее 19Система зажигания: бесконтактнаяМаксимальная скорость, км/час: 95Мощность двигателя л.с.: 32Максимальный крутящий момент Н•м: 47Система запуска: электростартер, кикстартер.

Хотя и у нас есть вполне приличные мотоциклы, подходящие для армии — тот же «M1NSK CX-200»:

Есть и более мощный вариант RX 250 или RX 450:

Не стоит забывать и про простые «M1NSK C4-200» — модернизацию старого доброго «МИНСК-125», который даже ведущий программы Top Gear Ричард Хамонд назвал «АК-47 среди мотоциклов».

Вот только пока наши генералы додумаются, придет новое поколение индивидуальной техники для солдат…

/Александр Мартынов, специально для «Армейского Вестника»/

army-news.ru

Военные мотоциклы: фото, описание, назначение

Считается, что первые военные мотоциклы были созданы в 1898 году Фредериком Симсом. Машина оснащалась четырьмя колесами, рамой велосипедного типа, седлом, силовым агрегатом мощностью 1,5 лошадиных силы. Motor Scout, а именно такое наименование получила техника, в качестве вооружения оборудовался пулеметом «Максим», бронированным щитком для защиты верхней части туловища водителя-стрелка. Аппарат был в состоянии транспортировать почти 0,5 тонны снаряжения, боеприпасов и прочего груза. Одной заправки хватало примерно на 120 миль пути. Указанная версия не получила серьезного распространения в армии.

Развитие военного мотостроения

Уже к началу Первой мировой военные мотоциклы прочно обосновались в армейских подразделениях, эксплуатировались всеми прогрессивными государствами. Машины призваны были заменить лошадей, поэтому первыми начали использовать рассматриваемые аппараты солдаты-курьеры.

Первые действующие экземпляры появились в армейских частях Германии. В отличие от «прародителя», они представляли собой модернизированные гражданские аналоги, усиленные пулеметами. Подобные передвижные точки, несмотря на тонкую броню, успешно применялись в различных операциях на фронтах Первой мировой войны.

Послевоенная активизация

В 1928 году был презентован французский военный мотоцикл Mercier. Оригинальности этому творению добавляла переднее гусеничное колесо. Через 10 лет инженером Леэтром был создан модернизированный аналог указанной машины, получивший название Tractorcycle, полностью оснащенный гусеничным ходом.

Предполагалось, что отличная проходимость и легкая броня должна была обеспечить модели признание и успех в армейской сфере. Однако байк обладал рядом существенных недостатков:

  • Большой массой (свыше 400 кг).
  • Низким параметром скорости (до 30 км/ч).
  • Плохой управляемостью.
  • Неустойчивостью на дорогах.

Несмотря на то, что вскоре конструкторы дополнили конструкцию боковыми колесами, армия так и не заинтересовалась указанной разработкой.

Другие оригинальные модели

Оригинальную модель военного мотоцикла разработали в Италии. Компания Guzzi представила трицикл с пулеметом и бронированным щитком. Особенностью этой модификации стало «мертвое» размещения пулемета, направленного назад.

Бельгийские конструкторы также пытались создать нечто уникальное в этом плане. В 1935 году фирма FN презентовала упрощенную модель М-86. По сравнению с остальными европейскими аналогами того времени, машина получила ряд преимуществ:

  • Форсированный мотор объемом 600 «кубов».
  • Усиленную раму.
  • Бронированные фронтальные и боковые листы.
  • Возможность транспортирования бронированной коляски с пулеметом «Браунинга».

За время серийного выпуска было выпущено свыше 100 подобных экземпляров, эксплуатируемых армиями Румынии, Бразилии, Китая и Венесуэлы.

Немецкие военные мотоциклы

Лидер немецкой автомобильной промышленности «БМВ» сначала не представил особых инноваций, монтируя на имеющиеся аппараты оппозитный мотор М2-15В. Первая совершенно новая серийная модификация от немецких инженеров была представлена в 1924 году.

Уже в начале 30-х годов баварский концерн занялся обновлением специализированного военного мотоцикла БМВ-R35. Модель получила телескопическую переднюю вилку, усиленный силовой агрегат на 400 «кубиков», карданную передачу, отличающуюся большим показателем надежности от цепного варианта. Среди недостатков отмечают «старые» грехи, выражающиеся в жесткой задней подвеске и хрупкости рамы при нагрузках. Тем не менее, машина использовалась в моторизованных подразделениях, полиции, медсанбатах. Выпуск аппарата продолжался до 1940 года.

Одновременно с версией R35 компания «БМВ» изготавливала модификацию R12. По сути, эта машина являлась усовершенствованным вариантом серии R32. Техника оборудовалась 745-сильным мотором, вилкой-телескопом с гидравлическими амортизаторами. В конструкции рассматриваемой вариации был удален один карбюратор, что снизило мощность R-12 до 18 «лошадок». Указанная модификация приобрела свою популярность благодаря хорошим параметрам и низкой цене, став самым массовым представителем своего класса в армии Германии. С 1924 по 1935 год было произведено свыше 36 тысяч экземпляров как в одиночном исполнении, так и с коляской.

Из всех производителей немецких военных мотоциклов основным конкурентом BMW стала компания Zundapp, которая ориентировалась на государственные заказы. Серийные модели: К500, K600 и К800. Последний вариант с люлькой пользовался особой популярностью, оснащался четырьмя цилиндрами. Такая особенность наряду со всеми плюсами, имела свой недостаток в виде частого замасливания свечей, так как не все узлы прогревались равномерно.

Военные мотоциклы СССР

После окончания Первой мировой войны в России собственного мотопроизводства в военном направлении практически не было. Такая ситуация длилась до 30-х годов прошлого столетия. Техническое оснащение армии требовало модернизации, в связи с чем начались разработки первого отечественного мотоцикла, способного с достоинством переносить все тяготы русского климата.

Первыми армейскими вариантами стали модификации ХМЗ-350 и Л-300. Первый аппарат стал практически точной копией «Харлей Дэвидсон», значительно уступая американскому аналогу в качестве. Впоследствии от него решено было отказаться. На смену пришла версия ТИЗ-АМ600, выпускаемая с 1931 года. Собственная разработка включала в себя британские и американские черты, однако особых достижений не проявила.

В 1938 году советское конструкторское бюро презентовало несколько военных моделей: Л-8, а также два ИЖа, под индексами 8 и 9. Что касается первого экземпляра, он выпускался на различных заводах страны, которые вносили собственные доработки, что привело к потере унификации запчастей.

CZ 500 «Турист»

Данный байк чехословацкого производства впервые сошел с конвейера в 1938 году. Серийный выпуск не прекращался до 1941 г. Мотоцикл предназначался не только для военных нужд, но и эксплуатировался гражданским населением. На свет появилось всего шестьсот образцов машины. Модернизированную версию этого «железного коня» выпустили специально для гвардии Папы Римского. Техника окрашивалась в черный колер, что отлично сочетается с хромированными деталями аппарата.

Harley-Davidson WLA

Этот армейский мотоцикл стал одним из самых распространенных модификаций по всему миру. Он оснащался кобурам на вилке, раскрашивался в оливковый цвет. Всего было выпущено более 100 тысяч экземпляров. Именно эта версия после войны стала самой популярной в качестве переделок на чопперы и каста-байки. В СССР модель поступала по ленд-лизу.

Welbike

Британский "Вэлбайк" больше похож на мини-велосипед с моторчиком. Он обладал складной конструкцией, позволяющей транспортировать его при переброске военных отрядов по воздуху. В дальнейшем он собирался и служил для ускорения доставки личного состава до места назначения, однако не получил особого практического применения.

Период Второй мировой войны

Первыми и единственными в своем роде стали два немецких военных мотоцикла с коляской: BMW R75 и Zundapp KS750. Они специально конструировались с учетом передвижения по бездорожью. Оборудованные специально для этой цели приводы колес и специальная скорость, позволили зарекомендовать эти машины исключительно с положительной стороны.

По причине высокой цены рассматриваемые модели сначала поставлялись в парашютно-десантные подразделения и африканский корпус, позже – в войска СС. В 42-м было принято решение о производстве усовершенствованного Zundapp KS-750 с коляской BMW 286/1 (военного мотоцикла с хранением в стратегическом запасе). Он так и не вышел в серию. Производство запланировали на период после выполнения заказа на 40 тысяч экземпляров R-75 и KS-750, которых вышло всего 17 000.

Kettenkrad

С 1940 по 1945 гг. эта полугусеничная модификация использовалась для транспортировки орудий легкого типа, выступая в качестве тягача. В движение технику приводил двигатель «Опель», объемом 1,5 литра. Всего было изготовлено чуть более 8,7 тысячи экземпляров, ориентированных преимущественно на Восточный фронт.

Гусеницы неплохо справлялись с отечественным бездорожьем. Среди минусов – высокий процент переворачивания на резких поворотах, при этом система посадки усложняла быстрое ее оставление водителем. Кроме того, на этом транспорте невозможно было перемещаться на возвышенных местах в диагональном направлении.

М-72

Военные мотоциклы России того периода начались создаваться на базе БМВ. Тяжелая техника с коляской применялась в СССР с 1945 года. Выпуск машины осуществлялся в пяти городах страны. До 1960 г. Именно эта модификация стала прототипом для будущего аналога под маркой «Урал».

Изначально рассматриваемые аппараты были ориентированы строго на нужды армии. База оснащалась креплением для монтажа мощного стрелкового оружия. Байк по праву стал самым популярным боевым «железным конем». Его изображение имеется даже на одной из почтовых марок. Всего было выпущено более 8,5 тысяч экземпляров данной техники. Лишь в середине 50-х военный мотоцикл «Урал» с консервации поступил в свободную продажу для населения.

Vespa150 TAP

Эти боевые мотороллеры создавались во Франции для своей армии. Массовый выпуск техники указанного типа начался в 1956 году, оснащался мощной пушкой калибром 75 мм. Подобное вооружение не способствовало широкому применению байка в рядах вооруженных сил. При этом мотор со скромным рабочим объемом 145 «кубиков» не мог обеспечить должный показатель скорости и мобильности. Мотороллер развивал скромную скорость до 65 км/ч. Стоит отметить, что разработчики планировали в паре использовать еще один подобный аналог для транспортировки снарядов.

К-750

Военный мотоцикл «Днепр» этой серии стал усовершенствованной версией М-72 и выпускался в Киеве с 1958 года. Машина оснащалась «движком» объемом 750 «кубов», как и остальные аналоги этой серии от других производителей.

Особенности и характеристики:

  • Мощность мотора – 26 л. с.
  • Улучшенный показатель комфортабельности и надежности.
  • Ходовая часть сделана с амортизаторами с гидравликой.
  • Коляска оснащалась резиновыми рессорами и специальной подвеской.
  • Повышенная проходимость военного мотоцикла «К-750» обеспечивалась усовершенствованным механизмом привода на колесо люльки.
  • При повышении мощности двигателя, потребление горючего сократилось почти на один литр.

Новинка конца прошлого столетия

Для усиления мотострелковых возможностей армии, в середине 90-х был разработан военный мотоцикл «Урал» серии ИМЗ-8.107 с приводом бокового колеса коляски, обеспечивающего повышенную проходимость техники. Основное предназначение машины – эксплуатация в составе патрульных, мобильных разведывательных групп, для транспортировки систем связи и в качестве многоцелевой машины.

Меньшие габариты и увеличенная маневренность, по сравнению с любым армейским автомобилем, делают его оптимальным средством для ведения боевых действий в условиях города. Экипаж состоит из двух или трех человек, масса дополнительного снаряжения составляет от 25 до 100 кг.

В качестве основного орудия применяется крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 мм. Он дает возможность поражать низколетящие воздушные мишени и наземные цели с легкой броней. Кроме того, вооружение позволяет вести бой с живой силой противника на дистанции до двух тысяч метров. Обзорность обуславливает возможность стрельбы из личного оружия экипажа, находящегося под прикрытием индивидуальной бронезащиты.

Особенности «Урала»

Высокая динамика военного мотоцикла, фото которого приведено выше, проходимость и маневренность обеспечивает мощный «движок», трансмиссия и ходовая часть. Байк имеет укороченную до 1,5 метров базу, большие 19-дюймовые колеса с вездеходным узором протектора.

Конструкция и компоновка рабочих элементов сделана по автомобильному принципу:

  • Система смазки мотора.
  • КПП в отдельном блоке.
  • Карданный трансмиссионный вал.

Указанные особенности гарантируют высокий показатель надежности и ремонтопригодности. Рабочий ресурс увеличивается при соблюдении применения подходящих моторных и трансмиссионных масел автомобильного типа.

Боевой мотоцикл «Урал» с прицепом имеет особо важный для выполнения боевых заданий параметр – возможность преодоления препятствий, которые неподвластны большинству автомобилей. С поднятой коляской техника может двигаться по одной колее, сохраняя равновесие. Это позволяет миновать глубокие ямы и препятствия высотой до 70 сантиметров. Вес мотоцикла составляет 315 килограмм, что дает возможность перекантовать агрегат силами экипажа через упавшее дерево или заградительную конструкцию. Скорость до 100 км/ч обеспечивает высокий запас времени для совершения маневра, при этом эксплуатация рассматриваемого байка возможна в различных климатических поясах (от – 40 до + 50 градусов).

Характеристики ИМЗ-8.107

Ниже приведены основные ТТХ военного мотоцикла «Урал»:

  • Тип мотора – атмосферный четырехтактный бензиновый двигатель.
  • Показатель мощности – 23,5 кВт.
  • Формула колесная – 3*2.
  • Коробка передач – 4 режима с включением заднего хода.
  • Рама – сварного трубчатого типа.
  • Передняя/задняя подвеска – рычаги/маятники с пружинными гидроамортизаторами.
  • Напряжение в бортовой сети – 2 В.
  • Скорость перемещения максимальная – 105 км/ч.
  • Запас хода на одной заправке – 240 км.
  • Длина/ширина/высота – 2,56/1,7/1,1 м.
  • Вес сухой – 315 кг.
  • Возможность использования вооружение – пулемет 12,7 или 7,6 мм, ПТРК, АГС, РПГ.
  • Дополнительное оснащение – емкость для топлива, фара-искатель, набор шанцевого инструмента.

Harley-Davidson

Также популярностью в последние годы пользуется армейский мотоцикл «Харлей Дэвидсон» с двухтактным одноцилиндровым мотором «Ротакс» объемом 350 «кубов». Указанная модификация распространена в различных странах мира, эксплуатируется как транспорт для разведки или сопровождения. Среди недостатков данной модели – использование горючего J-8, которое по составу больше напоминает смесь солярки и авиационного керосина. Это делает его непригодным для эксплуатации на бензиновых моторах. Имеются исключения, например модель HDT M103M1. Средняя скорость аппарата составляет 55 миль в час.

Kawasaki/Hayes M1030

Еще одна дизельно-керосиновая модификация армейского мотоцикла. Машина относится к одним из самых утилитарных вариаций. Для американской армии его специально переработала компания Hayes Diversified Technologies. До 650-кубовой версии использовался предшественник под индексом KLR-250.

fb.ru

ТОП-10 военных мотоциклов. | Путешествия на мотоцикле и не толькоПутешествия на мотоцикле и не только

Здравствуйте.

Очередная подборка от Visordown, на этот раз военные мотоциклы. На страницах моего сайта этой тематике уже было посвящено много статей, в том числе с выставок Шеянова, и даже переведена целая книга о мотоциклах Второй мировой. Зачем же тогда переводить еще одну, не самую компетентную подборку, спросите вы?

Дело в том, что до этого момента все военные мотоциклы, о которых я рассказывал, имели отношение к совершенно определенному периоду времени – Второй мировой войне. Здесь же мы увидим и несколько современных разработок, принятых на вооружение армиями разных стран уже в послевоенное время, и, что не менее важно, любую из этих моделей вы сможете найти в продаже и купить!

Основной костяк моделей военных мотоциклов, тем не менее, останется прежним, и я поставлю ссылки на более глубокое их описание в соответствующих разделах. Пусть эта статья служит и подобием оглавления.

10. Cagiva T4E.

Cagiva T4E использовалась Армией Франции в 1980-х годах, ее легко найти в продаже и, скорее всего, это будет самый дешевый из вариантов, доступных к покупке. Этот мотоцикл использовался во время Войны в Персидском заливе и засветился во множестве фильмов, среди которых “Золотой глаз”. Так что можно почувствовать себя Джеймсом Бондом.

Двигатель этого мотоцикла представляет из себя четырехтактную одностволку с рабочим объемом 350 кубических сантиметров, мотоцикл имеет 12-литровый бензобак, 40-милиметровую вилку Marzocchi и снаряженную массу в 146 кг.

9. Cushman Model 53.

Подробно об этом скутере читайте здесь.

Простая и компактная конструкция этого мотороллера задумывалась для того, чтобы десантировать ее с парашютом в местах проведения десантных операций Армией США.

За время Второй мировой войны было выпущено почти 5000 экземпляров.

Слабый моторчик, выдававший всего 4,6 лошадиных сил, тем не менее, не был достаточно мощным для любых нужд, кроме проведения армейских шоу и выставок.

Существует легенда, что первый Cushman был собран одним из служащих военного аэродрома просто из ненужных запчастей от самолетов и обслуживающих аэродром механизмов. Стоит отметить, что, даже по тем временам, Cushman имел довольно кондовую конструкцию (которая, наверное, нравилась военным) и, как следствие, весьма немалый для скутера вес в 115 кг.

8. Harley-Davidson серии J.

Этот мотоцикл отсылает нас к началу XX века, аж к Первой мировой войне! Именно там мотоциклы получили свой первый шанс доказать свою нужность и пригодность в военных условиях. В те времена по настоящему массово выпускать военные мотоциклы могли только американские мотопроизводители Indian и Harley-Davidson, по причине удаленности производств от мест военных действий. Мотоциклы Harley-Davidson серии J использовались наиболее часто.

7. Welbike.

Британским Велбайкам, являвшимся по своей задумке, аналогом Кашмена, посвящен отдельный большой раздел книги. Легкий складной мотороллер предназначался для специальных операций, он сбрасывался на место высадки десанта в специальной капсуле, и потом мог быть использован для доезда от места высадки к месту непосредственного проведения военной операции.

6. Vespa 150 TAP.

Покупка такой Веспы очень заманчива по причине возможности использовать пушку (а на самом деле, безоткатное орудие M20) в дорожных спорах с невнимательными водителями. Но есть одно “но”: орудие не было приспособлено осуществлять стрельбу прямо с мотороллера, и для приведения его в боевое положение сначала приходилось устанавливать его на станок. Как и Кашмен, и Велбайк, Vespa 150 TAP предназначалась для выброске из самолета при десантировании.

5. Harley-Davidson/Armstrong-CCM MT350/MT500.

Один из известнейших современных военных мотоциклов. Сначала производится британской фирмой Armstrong, затем, в 1993 году лицензия была продана Harley-Davidson. Мотоцикл строился на базе одноцилиндровых 350-кубового и 500-кубового двигателя Rotax с ременным приводом распредвала, который, помимо военных H-D, устанавливался еще и на мотоциклы Jawa, один из которых вживую можно увидеть в Музее Задорожного.

MT-350 или 500 после списания легче всего найти в продаже.

4. Kawasaki/Hayes M1030.

Kawasaki KLR650 наверное, является самым утилитарным мотоциклом из когда-либо построенных, и американская фирма Hayes Diversified Technologies переработала его специально для армии США. Этот мотоцикл обычно имеет приставку “дизельный”, однако на самом деле, он мультитопливный, и приспособлен для езды также и на керосине и ряде марок авиационного топлива, используемых армией США. До 650-кубовой версии в армии США использовались также мотоциклы Kawasaki KLR250.

3. Norton WD16H.

В 1930-х годах британская промышленность выпустила десятки тысяч этих мотоциклов, адаптированных для армии, ставших, наряду с Royal-Enfield и BSA, самыми распространенными мотоциклами той эпохи.

2. Harley-Davidson WLA.

WLA можно было бы легко поставить на первое место, в данной подборке. Этот военный мотоцикл выглядит как надо именно в оливковом раскрасе и с кожаными кофрами и кобурой на вилке. Было выпущено более 100 000 экземпляров, треть из которых ушли в СССР по Ленд-лизу. После Второй мировой и Корейской войн эти мотоциклы стали самой распространенной мечтой американских подростков и болванками для первых чопперов и кастом-байков.

1. BMW R71 and R75 (and Dnepr M-72, and Chang Jiang M1).

В то время, как H-D WLA считался двухколесным Виллисом, немецкие инженеры установили свой собственный стандарт военных мотоциклов (в книге, у Шеянова). BMW R71 и его более поздняя версия R75, наряду с монстром Zundapp, были настолько грамотно сконструированы для войны, что подтолкнули даже H-D на создание модели XA с оппозитным двигателем.

Далее в статье утверждается, что Днепр и ЧангДжанг являются почти точными копиями R75, но мы то знаем, что это очень, ОЧЕНЬ неточные копии, поэтому просто надо воздержаться от комментариев и принять ЧангДжанг на одном месте с прославленным военным мотоциклом марки BMW.

Все.

Поделиться "ТОП-10 военных мотоциклов."

mototraveller.ru

Военные мотоциклы на вооружении в разных странах — Мотоциклы | Гонки на мотоциклах

В девяностых годах армия Российской Федерации, как и армии большей части стран бывшего советского союза, приняли решение о том, что использование мотоциклов в военных целях не является эффективным, и его необходимо устранить как несовременное транспортное средство.

Советские военные мотоциклы по показателям скорости и мощности значительно уступали западным аналогам, однако полностью избавляться от столь универсального транспортного средства было шагом ошибочным и непродуманным.

В свою очередь, западные военные силы также сняли с вооружения некоторые виды мотоциклов с колясками, которые были оборудованы мощными силовыми агрегатами, которые требовали большого количества топлива. Однако на их смену пришли мотоциклы нового поколения, которые во время тестирования выдерживали наиболее большие и жестокие нагрузки.

Военные мотоциклы: начало

Использование мотоциклов в военных целях началось еще в самом начале двадцатого столетия. В то время армия была вооружена первыми военными мотоциклами, которые были больше похожи на аналог современных мопедов. По своей сути, первые мотоциклы военных лет представляли собой обыкновенные велосипеды, к которым были приделаны двигатели.

Силовой агрегат не демонстрировал особо большой мощности, требовал много горючего, а также довольно часто выходил из строя. Несмотря на это, при своевременном и качественном уходе, а также тщательном ремонте, данный вид транспортного средства был незаменимым для связистов, а также полевых командиров.

Преимущественное большинство военных мотоциклов, которые были на вооружении России, либо покупались за ее пределами, либо банально скопированы с внесением небольших изменений с учетом условий использования. Как не странно, но именно эти изменения в конструкции стали фатальными для отечественных военных мотоциклов.

Большинство людей, который проживают на постсоветском пространстве, могли видеть военный мотоцикл Урал, который был оснащен коляской с приводом, а также достаточно громоздким двигателем. Силовой агрегат редко когда соизволит стабильно работать, при этом требуя до пятнадцати литров горючего на сто километров дороги. Максимальная скорость при этом никогда не могла превысить сто километров в час. На мотоцикле редко кто мог комфортно ездить, ведь он отличался достаточно большим весом и низкими показателями маневренности.

Военные специалисты из Британии приняли решение все сделать наоборот. На вооружении у их солдат появились небольшие мотоциклы с большой маневренностью. По своему внешнему виду они напоминали раскладные мопеды. Использовались они при организации диверсий в качестве десантируемых средств передвижения. Данные мотоциклы можно было без проблем разместить в стандартных десантных контейнерах.

Через то, что мотоцикл использовал маленькое количество топлива, полного бака горючего, объем которого составлял всего 3.7 литра, хватало на 150 километров дороги. Всего за 11 секунд солдат мог привести транспортное средство в готовность к езде. Недостаток – небольшие показатели проходимости. Однако солдат мог без проблем перенести мотоцикл, ведь тот весил всего 32 килограмма. Немецкие военные мотоциклы тех лет даже такими показателями не могли похвастаться.

Философия военных мотоциклов

Представители отечественных военных сил рассматривали мотоцикл не как средство передвижения, а как военную единицу. По этой причине и было отдано предпочтение мотоциклам марки Урал. Стоит отметить, что во время своего появления они были замечательными средствами передвижения для военных целей. Однако, технический прогресс отодвинул их на задний план. Против современной техники и оружия Урал конкуренции не составит.

Философия западных военных сил гласила, что мотоцикл не нужно рассматривать исключительно как боевую единицу. По этой причине, их специалисты уже в семидесятых годах начали разрабатывать легкие военные мотоциклы, фото которых сохранились и по сей день, который не потребляет много топлива, но при этом демонстрирует высокие показатели скорости и мощности в экстремальных условиях эксплуатации. Данные мотоциклы разрабатывались для разведывательных служб, а также для медиков, которые должны были быстро перевозить бойцов.

Такая концепция была решающей, и уже через некоторое время западная армия была вооружена мотоциклами Kawasaki KLR250. Данный вид транспорта получил достаточно большую популярность, чему свидетельствует его использование на протяжении 12 лет. Кстати, мотоциклы Ява чем-то напоминают военные мотоциклы.

Через некоторое время данный мотоцикл был заменен более современным, который в качестве горючего использовал дизельное топливо. Данный фактор сыграл немаловажную роль, ведь в боевых условиях достать солярку было гораздо проще, а, учитывая тот факт, что она еще и воспламеняется хуже, чем привычный бензин, мотоциклу и цены не было.

В сегодняшнем видео разговор, как вы уже догадались, пойдет о мотоциклетной технике военных лет:

moto-wagen.ru

История военных мотоциклов

Человек всегда стремился использовать любые средства передвижения в военных целях. Сначала это были лошади и колесницы, а как только появился мотоцикл, его тоже стали использовать в бою.Принято считать, что первый военный мотоцикл Motor Scout был создан Фредериком Симсом. Он был представлен в 1898 году. Имел четыре(!) колеса, велосипедную раму и седло, полуторосильный двигатель фирмы De Dion-Bouton, пулемет Максим и бронированный щиток, защищавший грудь и голову стрелка-водителя. Motor Scout мог нести на себе 450 килограммов снаряжения и топлива, которого ему было достаточно на 120 миль пробега. Детище Фредерика Симсома не получило серьезного распространения в армии.

Первая мировая война

К началу первой мировой войны мотоциклы уже твердо обосновались в армии и были на вооружение у всех прогрессивных стран. Моторизованная техника должна была заменить лошадей, поэтому первыми, кто ей начал пользоваться были курьеры и вестовые солдаты. Германия Первые мотоциклы, усиленные пулеметами, появились в германской армии. В отличие от изобретения Симса, это были модернизированные гражданские мотоциклы, которые не отличались хорошей броней. Стоит заметить, что попытки создать бронированный мотоцикл продолжались вплоть до пятидесятых годов XX века, однако ни к чему так и не привели. Несмотря на этот недостаток, немецкие «передвижные пулеметные точки» были успешно применены в некоторых операциях на фронтах Первой мировой.

Следующим шагом в развитии военной мототехники стало вполне логичное появление передвижных ПВО. Авиация уже перестала использоваться только в качестве разведки и стала эксплуатироваться наравне с остальной техникой в боевых действиях. В связи с этим появилась потребность отбивать атаки с воздуха, для чего на мотоциклы установили крупнокалиберные пулеметы.К сожалению, на протяжении Первой мировой войны мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов, в том числе и топлива для остальной техники.

Послевоенная лихорадка

После окончания Первой мировой войны все страны-участницы, по достоинству оценившие все плюсы мототехники на поле боя, начали разрабатывать новые виды мотоциклов. Многие из них были чересчур футуристичны для своего времени. Так, например, в 1928 году французы представили новый мотоцикл Mercier. Основным его отличием от прочих коллег по цеху являлось переднее гусеничное колесо, что для того времени казалось весьма свежей идеей. Позже, в 1938 году, также француз, инженер Леэтр, представил свой мотоцикл под названием Tractorcycle. Как следует из названия, Леэтр модернизировал модель 1928 года, сделав свой мотоцикл целиком на гусеничном ходу. Казалось бы, легкая броня и высокая проходимость должны были сделать эту модель идеальным военным мотоциклом, однако существовал ряд серьезных недочетов: большой вес (400 килограммов), низкая скорость (при моторе мощностью 500 кубических сантиметров он развивал скорость всего лишь 30 км/ч) и плохая управляемость. Так как поворот мотоцикла осуществлялся изгибанием гусеницы, при повороте мотоцикл был крайне неустойчив. Позже Леэтр добавил в свою конструкцию боковые колеса, но армия так и не заинтересовалась его разработкой.

Нестандартную модель военного мотоцикла создавали и в Италии. Конструкторы компании Guzzi представили трицикл, оснащенный пулеметом и все тем же бронещитом, однако отличительной чертой этого мотоцикла было то, что пулемет оказался направлен назад и развернуть его не было никакой возможности.

В Бельгии тоже пытались создать что-то оригинальное, и в 1935 году концерну FN это удалось. Бельгийские конструкторы представили более простую модель бронированного мотоцикла M86. По сравнению с остальными европейскими «коллегами» M86 получился удачным: мотоцикл был оснащен форсированным двигателем на 600 кубических сантиметров, усиленной рамой, бронелистами, закрывавшими мотоцикл и водителя по бокам и спереди. Также M86 мог нести с собой целиком закованную в броню коляску, на которую был установлен пулемет системы Браунинга. За все время производства было произведено около 100 подобных мотоциклов, которые стояли на вооружении таких стран, как Румыния, Боливия, Китай, Венесуэла и Бразилия. К сожалению, ни одного экземпляра не сохранилось.

Помимо различных малоприспособленных для жизни идей, развивалась и «обычная» мотоиндустрия. Особенно ярко это было заметно в Германии. После окончания Первой мировой войны по условиям мирного договора Германии было запрещено производить все виды вооружения, однако про мототехнику не было ни слова. В связи с этим в Германии начался настоящий рассвет мотостроения. Основным фактором для развития этой сферы являлось то, что мотоцикл мог приобрести средний житель разоренной страны, тогда как автомобиль оставался уделом богатых. Именно это и подстегнуло компанию BMW переключиться с производства запчастей для поездов на мотоциклы и вступить в состязание со вторым крупным производителем мотоциклов в Германии, фирмой Zundapp.

Поначалу BMW не представили ничего нового, устанавливая на свои мотоциклы оппозитный двигатель М2 В15, который фактически копировал английский мотор Douglas, но уже к 1924 году инженеры представляют созданный с нуля первый серийный мотоцикл BMW R32.

Но время шло, и с начала 1930-х годов баварский концерн понял необходимость создания специализированного военного мотоцикла. Именно таким стал BMW R35. В отличие от свих предшественников он имел телескопическую переднюю вилку и более мощный двигатель, объемом 400 кубов. Важным моментом для армии являлась карданная передача, которая отличалась высокой износостойкостью относительно цепной. Конечно, были у R35 и «старые болячки», например жесткая задняя подвеска. Иногда при больших нагрузках рама лопалась, но это не помешало R35 встать в строй. Этот мотоцикл пользовался успехом как в пехоте, моторизированных частях и медсанбатах, так и в полиции. Производство BMWR35 продолжалось до 1940 года, после чего он уступил место узкоспециализированным военным мотоциклам.

Одновременно с моделью R35 BMW выпускал модель R12. Фактически это был улучшенный вариант R32. Мотоцикл имел двигатель объемом 745 кубических сантиметров и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, что делало его на класс выше, чем R35. Создавая военную версию R12, из конструкции был удален один из двух карбюраторов, что понизило мощность с 20 лошадиных сил до 18-ти. Благодаря низкой цене и хорошим показателям, модель R12 стал самым массовым мотоциклом в немецкой армии. С 1924 года по 1935-й было выпущено 36000 таких мотоциклов. Как и большинство мотоциклов фирмы BMW, R12 выпускался как «соло», так и с коляской. Выпускаемая фирмой «Royal» она была любопытна тем, что не имела ни одного сварочного шва и обладала специально разработанной рессорой для бережной транспортировки раненых.

Помимо BMW, в промышленной гонке участвовал и вышеупомянутый мотоконцерн Zundарр, который так же выполнял государственные заказы. Zundарр поставлял три основные модели: К500, КS600 и К800. Большой популярностью среди солдат пользовалась модель К800 с коляской. Благодаря своей дешевизне они легко попали «на вооружение», однако из всей ветки, представленной фирмой Zundарр, только К800 мог состязаться с BMW R12. Также К800 был интересен тем, что только это единственная четырехцилиндровая модель, стоявшая на вооружении в германской армии. Эта особенность была отчасти и недостатком, так как задние цилиндры у К800 плохо охлаждались, что приводило к частому замасливанию свечей.

В России же в ходе и после окончания Первой мировой войны своего мотопроизводства практически не было. Так продолжалось вплоть до 1930-х годов. Именно тогда, в момент технического переоснащения Красной армии, появилась потребность в собственном мотоцикле, который мог бы перенести все тяготы русской погоды. Первыми специально разработанными для армии отечественными мотоциклами были Л300 и ХМЗ 350. Фактически ХМЗ 350 был копией американского Harley-Davidson, однако российский аналог сильно уступал в качестве западному мотоциклу, и от него было решено отказаться. На его замену встал выпускаемый с 1931 года ТИЗ-АМ600. Этот мотоцикл был разработан и поставлялся только в армию. Являясь сочетанием «Харлея» и некоторых британских веяний, ТИЗ-АМ600 был собственной разработкой отечественного автопрома, хоть и не особо выдающейся.

В 1938 году отечественные КБ представляют сразу несколько моделей: Иж-8, Иж-9 и Л-8. Самым ярким и удачным среди представленных мотоциклов был Л-8. Относительно мощный верхнеклапанный двигатель в 350 кубических сантиметров был гордостью отечественного мотопроизвоства. Но несмотря на то что модель Л-8 выпускалась сразу на нескольких заводах по всей России, мотоцикл не отвечал всем потребностям армии. Связано это было с тем, что каждый завод вносил свои поправки в проект мотоцикла, что привело к отсутствию унификации в запчастях и превратилось в серьезную проблему в боевых условиях.

Вторая мировая война

Kraftrad («силовое колесо») — именно так в Германской армии называли мотоциклы. Именно отсюда появилось сокращение «Krad» или буквы «К» и «R» в обозначении некоторых мотоциклов. Но обо всем по порядку.

С 1940 года в германской армии начались настоящие реформы. Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов. Первыми и единственными в своем роде стали два мотоцикла: BMW R75 и Zundapp KS750. Это были специально разработанные для передвижения по бездорожью «тягловые лошадки». Оборудованные приводом колеса коляски и специальной скоростью для бездорожья, оба мотоцикла зарекомендовали себя как нельзя хорошо. Однако из-за высокой цены эти мотоциклы поставлялись сначала в африканский корпус и парашютно-десантные части, а после 1942 года в войска СС. Также в 1942-м было принято решение выпускать новый усовершенствованный мотоцикл Zundapp KS750 с коляской BMW 286/1, но, к сожалению, этой модели так и не удалось увидеть свет. Его производство должно было начаться после выполнения заказа на производство 40 тысяч R75 и KS750, которых за все время войны было выпущено всего около 17 тысяч.

Чем-то абсолютно новым для немецкой армии стал полугусеничный мотоцикл Sd. Kfz. 2, известный как Kettenkrad. Выпускаемый с 1940-го по 1945-й, Kettenkrad был предназначен для передвижения легких орудий и был больше тягачом, нежели мотоциклом. Внутри этой модели стоял полуторалитровый двигатель фирмы Opel. Всего за годы войны было произведено 8733 подобных агрегатов, которые в основном поставлялись именно на восточный фронт. Гусеничная тяга прекрасно справлялась с русским бездорожьем, но были у них и свои недостатки. Kettenkrad часто переворачивался на резких поворотах, а из-за системы посадки водитель не мог быстро спрыгнуть с мотоцикла. Также на Sd. Kfz. 2 нельзя было заезжать на возвышенности по диагонали.

О появлении полноценного мотоцикла в российской армии существует легенда: Когда в 1940 году комитету по бронетанковым войскам были представлены все новейшие моторазработки почти всех стран, кто-то из высокопоставленных военных чинов спросил: «На чем наступают немцы?» В ответ ему указали на BMW R71. С этого момента началась разработка мотоцикла М72. Первая партия этих мотоциклов вышла с конвейера в июле 1941 года, уже после вторжения германских войск на территорию СССР. М72, фактически не отличался от R71: он имел простую конструкцию, оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести, обладающий мощностью в 22 л. с., дуплексную трубчатую раму с использованием труб переменного сечения, переднюю вилку с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора. Конечно, мотоцикл был не быстрым (максимальная скорость М72 — 90 км/ч), но с высоким крутящим моментом, что было большим преимуществом для военной машины.

BMW R71 произвел впечатление и на американских конструкторов. Так, двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и привод карданным валом на заднее колесо американское производство «посадило» на классическую основу фирмы Harley-Davidson, получив при этом новый мотоцикл Harley-Davidson 42ХА. В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42. Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL и отличался от своего «мирного брата» только усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя. Также на нем были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson М1А1. Внутри же мотоцикл имел V-образный двухцилиндровый двигатель на 740 кубических сантиметров, что позволяло ему развивать внушительную для того времени скорость в 110 км/ч.

WLA42 поставлялся и советскую армию, где на него часто ставили коляску от отечественных моделей. Однако американцы поставляли в союзные армии и другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.

Армейские мотоциклы после войны

После окончания Второй мировой войны и окончательного распила Германии между странами-союзницами на арену снова вышел BMW R35, выпускавшийся немцами с 1935-го по 1940-е годы. В советской оккупационной зоне выпуск R35 возобновился в городе Айзенах в 1946 году. Безусловно, мотоцикл был доработан и изменен. В нем сменили электрооборудование и систему питания, а также добавили заднюю подвеску. Именно таким он и начал поступать в СССР. Мощный и неприхотливый, он пользовался большим спросом. Примерно то же самое происходило и с остальными мотоциклами Второй мировой. Их перекраивали и меняли, но суть оставалась та же.

Серьезной новинкой стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.107, который по сей день пользуется большим спросом. Оснащенный коляской Gear-Up, этот мотоцикл представляет собой дефорсированную версию гражданского ИМЗ-8.017. Этот мотоцикл может быть оснащен пулеметом, что делает его отличным экземпляром военного мотопроизводства.

Также сейчас популярен армейский Harley-Davidson с двухтактным одноцилиндровым двигателем «Ротакс» на 350 кубических сантиметров. Эта модель широко распространяется по всему миру и используется как мотоцикл разведки или сопровождения. Однако, как и большинство современных военных мотоциклов, «Харлей» имеет недостаток: он использует топливо JP-8. По своему составу JP-8 больше похоже на смесь авиационного керосина с дизельным топливом, что делает его непригодным для использования с обычными бензиновыми двигателями. Но есть и исключения. К примеру, мотоцикл HDT M103M1, созданный на базе известного Kawasaki KLR650, использует простое дизельное топливо, что является неоспоримым преимуществом. Также этот мотоцикл может похвастаться высокой экономичностью. При средней скорости 55 миль в час он проходит 96 миль на одном галлоне топлива.

Читайте ещё: Как делают мотоциклы «Урал»

ribalych.ru

Мотоциклы для армии РФ -

Смотрю я тут на днях телевизор (да, я часто смотрю "зомбоящик", особенно в не очень трезвом состоянии) и вижу сюжет про военные учения ОДКБ в Таджикистане. Диктор рассказывает что-то про "разведгруппы ВДВ на мотоциклах". Мне становится интересно...Сообщение дополняется картинкой. На ней действительно боец на мотоцикле. И на другом канале - тоже! Но я-то прекрасно знаю, что армия РФ уже лет пять как официально отказалась от использования мотоциклов! Вот вам ссылка на "Военное обозрение". И вот - на "Известия".

Все логично! Тяжелые, неповоротливые и не особо надежные "Уралы", действительно, нафиг никому не нужны. Их с успехом заменяют квадроциклами. Вот, недавно сообщали, что квадрики "Тульчанка" (перелицованный Stels Leopard) собираются принять на вооружение. И точно, в сюжетах про учения они то и дело мелькают.

Но про легкие эндуро, которые вовсю используют в зарубежных армиях, в наших войсках я не слышал. Для буржуинов такую технику выпускает и Honda, и Kawasaki. Существуют даже армейские Harley-Davidson - модели MT350 и MT500 (на фото). Может наши десантники используют трофейные мотоциклы? Эли это вообще не российские разведгруппы?

Нет, точно российские! Вот в сюжете "Первого канала" разгружается наш армейский борт. Мотоциклы в трюме хорошо видны. Что-то подобное я несомненно где-то видел. Начинаю смотреть новостные сюжеты еще внимательнее...

Вот оно, бинго! Здесь видна даже надпись на вилке мотоцикла. Конечно же я такие видел! Это...

Это тоже Stels! Модель 250 Enduro производства российской компании "Веломоторс" из Люберец. А секретный "десантный" мотоцикл, оказывается, можно приобрести в любом магазине страны! Не сочтите за рекламу - я сам бы не купил! Просто интересно стало, каким он будет, наш новый армейский мотоцикл.

mnenevlom.livejournal.com

В Российской армии военные мотоциклы "уничтожены, как класс"

Боевой супермотоцикл "Урал", выпускаемый на заводе в г.Ирбит - все самые лучшие боевые машины России делаются на Урале!

   В середине 90-х годов в Российской армии было решено полностью отказаться от использования такого зарекомендовавшего себя вида техники, как мотоциклы. В то время у нас были распространены тяжелые мотоциклы с коляской, которые уже не применялись в разведке, как в Великую Отечественную, однако были распространены в фельдъегерско-почтовой связи, в рембатах и ремротах для тех.разведки. 

Советские мотоциклисты в годы Великой Отечественной войны.

    На гражданке "колясычи" очень ценились на селе, где со времен Советского Союза использовались, как дешевые заменители автомобилей - именно там снятые с вооружения мотоциклы пригодились бы лучше всего, если бы их выставили на продажу. В 90-х это был распространенный способ избавления от излишков техники в армии - тогда не обделенный деньгами человек мог приобрести практически любую наземную военную технику со снятым вооружением.

  Однако военное руководство решило отправить мотоциклы не в пользование гражданским, а в утиль, превратить в груду бесформенного лома.

Советские мотоциклисты перед парадом Победы 1945г.

    Как вспоминает офицер, служивший в те годы на окружном складе бронетанкового имущества под Новосибирском, списанная техника была подвергнута настоящему мотоциклетному геноциду – только на его глазах более 50 "Уралов" раздавили тягачом БТС-4, причем, присутствующие отслеживали, чтобы от мотоциклов не осталось ни одной целой детали.

   Так печально закончилась история мотоцикла с коляской - как вида военной техники, и многие эксперты считают это закономерным - практически все функции, выполняемые в армии колясочниками, сейчас взяла на себя другая, более совершенная и универсальная техника.

Как ни странно, но в настоящее время, практически вся продукция Ирбитского мотоциклетного завода отправляется прямиком в США, где пользуется ни меньшим успехом, чем их хваленные "харлеи"...

     Но, например, в армии Китая, несмотря ни на что, не спешат отказывать от проверенных временем мотоциклов с коляской, являющихся прямыми потомками советских ИМЗ М-72.

   В армии США концепция мотоцикла с коляской также считается устаревшей, однако на смену последним пришли более легкие двухколесные аппараты, которые заменили колясочников в разведке и патрулировании. В настоящий момент на вооружении у американских морпехов состоит мотоцикл HDT M1030-M2 LE 670, примечательный, прежде всего, всеядностью своего 670 кубового мотора, способного переваривать 7 видов топлива - 3 вида бензина, 2 вида авиационного топлива, дизель и биодизель.

   При мощности в 33 лошадиные силы он разгоняет 186 килограммовый аппарат более чем до 150 км/ч. При этом мотоцикл полностью непромокаем, защищен от пыли и грязи, а также может преодолевать водные преграды глубиной до 610 мм.

Боевой мотоконь ирбитского завода ИМЗ-8.103 "Урал"

    Однако российский колясочный "Урал" не собирался просто так сдаваться. В начале 2000–х появились сообщения, что "в десантные и мотострелковые подразделения российской армии будут поставляться мотоциклы ИМЗ-8.1030 GEAR-UP, вооруженные пулеметом ПКМБ калибра 7,62 мм на штатной турели, и ИМЗ-8.1030 GEAR-UP-ATGM, оснащенные противотанковым ракетным комплексом "Конкурс-М".

 Вот характеристики ИМЗ-8.1030 Урал ATGM

Двигатель: 649 см3;32л.с

Бесконтактная электронная система зажигания: БЗС

Система электрооборудования: 12В, альтератор 500Вт

КПП: Четырехступенчатая с передачей заднего хода

Карданная передача 

Главная передача: Коническая пара

Передаточное число главной передачи: 4,62

Колеса: взаимозаменяемые, шины: 4,00-19"

Топливный бак: 19л.

Макс.скорость: 105

Масса (сухая): 315кг

Длина: 2560мм

Ширина: 1700мм

    От гражданских версий милитаризированный, в армейском камуфляже "Урал" отличался приводом на колесо коляски с дифференциалом. При внешнем осмотре можно было заметить, что у него напрочь отсутствовали хромированные детали. На мотоцикле смонтировали фару-искатель, не забыли специальную канистру и необходимый армейский атрибут - лопату.

   6 мотоциклов ИМЗ-8.1030 были отправлены для опытно-войсковой эксплуатации в составе размещенного в Косово российского миротворческого контингента. 

Янки на трофейном "Урале" иракской Республиканской Гвардии.

    В целом машины там зарекомендовали себя довольно-таки хорошо, но о дальнейших заказах для российской армии ничего не слышно до сих пор. И вроде бы сейчас деньги у армии есть, но мототехника не закупается. И неизвестно: нашли ли место отечественные мотоциклы в государственной военной программе. 

Мотоцикл ИМЗ-8.103 на выставке вооружений Russian Expo Arms - 2000.

gurkhan.blogspot.com