Перевод книги “Мотоциклы на войне”. Глава 5. Мотоциклы Германии. Немецкие мотоциклы


Немецкие мотоциклы

Перейти к материалам

Байки из Германии

Немцы хороши не только в производстве автомобилей, но и в выпуске высококачественных мотоциклов, которые бороздят дороги всего мира. В данном разделе представлены выдающиеся и не очень модели байков, известных во всем мире. Технические характеристики, аэродинамики, скоростные и качественные показатели, живые обсуждения – здесь вы сможете найти все.

BMW S 1000 RR (БМВ С 1000 РР) — обзор супербайка нового поколения

Конструкторы BMW всегда серьезно подходили к созданию своих моделей. Касается это и автомобилей, и мотоциклов.

По поводу последних, то баварцы иногда могут удивить и порадовать мотолюбителей. Ведь это они первые сделали трековый спортбайк, который можно использовать и на трассах общего назначения.

themoto.net

Перевод книги “Мотоциклы на войне”. Глава 5. Мотоциклы Германии.

Глава 5.

Мотоциклы Германии.

В 1938-1939 годах Германия использовала для нужд армии в основном гражданские мотоциклы. Для примера можно взять NSU 201 ZDB, легкий мотоцикл с одноцилиндровым 200-кубовым двухтактным двигателем, мощностью в 7 лошадиных сил и имевшим четырехскоростную коробку передач, переключавшуюся ручным способом. Также использовались комбинации более тяжелых мотоциклов с колясками. NSU 201 ZDB выпускался всего около года, а затем компания сосредоточилась на производстве одного из самых необычных мотоциклов  войны 1939-1945 годов – Kleines Kettenkraftrad Type HK 101, Sd.Kfz 2, или просто “Кеттенкрад” (“The Kettenkrad”).

История мотоциклетного гибрида, известного под именем “Кеттенкрад” начинается с довоенных экспериментов и продолжается использованием этого необычного транспортного средства армией Германии на всех фронтах, от Северной Африки до России. Концепт был спроектирован Генрихом Эрнстом Книпкампом в июне 1939 года и после некоторых испытаний был принят компанией NSU Motorenwerk в производство в качестве небольшого гусиничного мотоцикла. На первый взгляд Кеттенкрад очень похож на мотоцикл, но при более пристальном рассмотрении оказывается, что на него возлагались совсем другие задачи. Вместо того, чтобы служить рабочей лошадкой для посыльных, Кеттенкрад использовался для транспортировки вооружения и разведки, наряду с обычными мотоциклами с коляской.

Первые испытания показали выдающиеся внедорожные возможности Кеттенкрада, и даже первые модификации этого мотоцикла (Sd.Kfz 2/1 и Sd.Kfz 2/2) уже были оснащены специальным барабанным устройством для протягивания шнура полевого телефона. Кеттенкрад мог тянуть небольшой двухколесный прицеп и успешно использовался для транспортировки легких противотанковых и зенитных орудий. Обычно этот мотоцикл использовался для транспортировки амуниции и продовольствия в труднодоступных местностях. С другой стороны, были и серьезные ограничения. Кеттенкрад имел превосходную проходимость, мог проходить расстояние до 150 миль на одном баке бензина, преодолевать броды глубиной до 18 дюймов, но при этом управление этим мотоциклом осуществлялось из довольно своеобразной позиции: место пилота располагалось между двумя топливными баками!

Комфорт ездока обеспечивался мягким, широким подрессореным сиденьем и резиновой обивкой интерьера, защищавшей ноги от ударов при езде по бездорожью. Кеттенкрад был предусмотрен для транспортировки двух пассажиров, сидевших сзади на откидных сиденьях. Для винтовок имелись специальные крепежи, позволявшие быстро ими воспользоваться в случае необходимости.

Как бы то ни было, пристальное изучение фотографий Кеттенкрадов выявило несколько проблем в конструкции, таких, как, например, отсутствие защиты экипажа, что делало его легкой жертвой осколков снарядов и легких орудий. Самым слабым местом в конструкции было переднее колесо и вилка. На асфальтированных дорогах все было отлично, но на бездорожье колесо могло просто развалиться на части. Сначала для усиления конструкции спицованное переднее колесо было заменено штампованным дисковым, а всем водителям Кеттенкрадов было выслано предписание заменить колесо в обязательном порядке.

Конечно, передняя вилка, хоть и участвовала в рулении, но не являлась единственным средством для маневрирования. Руление осуществлялось также гусеницами, как в танках, путем подтормаживания левым или правым траком. При этом управление подтормаживанием гусениц осуществлялось также с помощью руля. Об этой особенности управления даже написано в инструкции по эксплуатации. Одновременно в NSU работали над укреплением конструкции передней вилки.

Также стоял острый вопрос о подготовке водителей, способных осуществлять управление Кеттенкрадом в условиях бездорожья. Повороты малого радиуса могли совершаться одновременно поворотом переднего 19-дюймового колеса и блокировкой одной из гусениц. Имея определенный опыт управления, водитель мог совершать развороты, вписываясь в 12-футовый радиус. При этом высокий центр тяжести и не самая широкая колесная база заставляли вставать волосы дыбом от таких маневров на бездорожье! При езде по гудронированному шоссе Кеттенкрад издавал невероятный шум, так что использовать его в разведывательных целях имело смысл только в труднодоступных местностях. Полуторалитровый двигатель от Опеля разгонял полностью загруженный Кеттенкрад по гудронированному шоссе до скорости в 40 миль в час. Двигатель довоенного Opel Olimpia устанавливался на Sd.Kfz 2/1 и Sd. Kfz 2/2. Некоторая часть этих прекрасных мотоциклов пережили войну и сохранились в военных музеях и частных коллекциях. Они вызывают неподдельный интерес публики каждый раз, когда их моторы заводят на многочисленных шоу военной тематики по всему миру!

Вермахт также известен широким применением мотоциклов с коляской.В 1935 году компания BMW начала разработки модели R12. Мотоцикл предназначался для гражданского рынка и позиционировался, как туринговый. BMW R12 комплектовался телескопической передней вилкой и гидравлической задней подвеской.

Подстегиваемая инновациями в области мото-спорта, мотоциклетная индустрия Германии была хорошо подготовлена к началу войны. Мотоциклы BMW, DKW и NSU отлично себя показали на соревнованиях в классе 500-кубовых моторов в конце 1930-х годов. В классе 250-кубовых моторов доминировали мотоциклы компании DKW. Подоплекой успехов на спортивной арене была пропаганда Германии, как мирового лидера. В самой же Германии производством мотоциклов занималось еще множество более мелких компаний, и это позволило воспитать целое поколение опытных мотоциклистов и хороших механиков.

В 1938 году индустрия уже целенаправленно готовилась к войне. Количество производимых на гражданский рынок моделей было сокращено со ста пятидесяти наименований до тридцати, а двигатели многих мотоциклов были стандартизованы, так что одна и та же деталь могла подходить чуть ли не ко всем тридцати моделям. В то же время, многие элементы конструкции были намеренно упрощены. Седла, номерные знаки, электрические звуковые сигналы были приведены к единой конструкции. Идея оказалась успешной. Упростив производство, армия устранила проблемы с поиском недостающих запчастей и ремонтом техники.

Как и у всех участников Второй Мировой Войны, мотоциклы Вермахта имели несколько основных отличительных особенностей. Начав войну с большим количеством тяжелых оппозитных мотоциклов BMW и Zundapp с коляской, к 1944 году Вермахт изменил свои предпочтения в пользу легких 125-кубовых и 350-кубовых мотоциклов. DKW продолжала выпускать мотоциклы-одиночки на протяжении всей войны с 1939 по 1945 год.

На фотографиях ниже вы увидите совершенно различные мотоциклы, используемые армией Германии во Второй Мировой Войне.

К июню 1940 года стало ясно, что ничто не помешает немцам захватить Францию. Оснащенные пулеметами мотоциклы с колясками шли в бой бок о бок с пехотой и бронетехникой вплоть до самого побережья. Мотоциклист с Железным Крестом на груди разговаривает с пожилой француженкой, пока остальные ожидают приказа командования выдвигаться к Пон-Сюр-Сене.

Припорошенные пылью дорог мотоциклисты перекуривают рядом со своим Zundapp K800W после доставки срочного сообщения на Восточном Фронте в 1941 году. Это одна из официальных пропагандистских фотографий из серии: “Армия в Великой Борьбе за Освобождение Германии” (“Das Heer Im Grossdeutschen Freiheitskampf”).

Посыльный с полным комплектом обмундирования привязывает вещи к своему Zundapp DB200W. Отчетливо видны сумка для противогаза, фляга для воды, матрас, боковые кофры и кожаный планшет для карты на бензобаке.Франция, 1940 год.

Посыльные мотоциклисты откапывают свой Zundapp B800W с коляской из грязи на Восточном Фронте весной 1942 года. Коляска накрыта типичным для тех лет брезентовым чехлом. Отчетливо виден штифт крепления к коляске запасного колеса.

20 мая 1940 года. Вестовой военный мотоциклист на привале. Мотоциклетные очки сдвинуты на лоб, лицо и одежда черные от дорожной пыли, а мотоцикл загружен вещами под завязку.

Так A35(t) и военные мотоциклы преследуют врага весной 1940 года во Франции. Ближайший к нам мотоцикл – BMW R12 с телескопической передней вилкой.

Брошенный 250-кубовый NSU с прикрепленным к передней вилке шлемом Немецкого Африканского Корпуса. Остатки топлива и масло стекают прямо на песок.

Конвой отдыхает на площади г. Равия во Франции 19 июля 1940 года. Обратите внимание на водонепроницаемую накидку пассажира коляски, единственного члена экипажа, у кого имелась хоть какая-то защита от дождя.

На канале Айшне 10 июля 1940 года. Узкие тропки по обе стороны дороги были идеальным местом для засады. Останки мотоцикла с коляской лежат у поваленного дерева, на заднем плане виден брошенный армейский грузовик.

Типичный вид оккупированного немцами городка. Среди общего потока военной техники вы всегда найдете мотоциклы BMW и 750-кубовые Zundapp с коляской. На этой фотографии оба мотоцикла – KS600Ws.

Оппозитные мотоциклы BMW R12 с колясками в Праге на фоне Пражского Града.

Стандартный экипаж мотоцикла с коляской состоял из трех человек и был вооружен пулеметом MG34. Грязевой щиток и форма коляски являются нетипичными элементами для мотоциклов Вермахта, но конструкция вилки говорит о том, что перед нами NSU.

11 ноября 1942 года. Мотоциклист с ребенком на руках окружен болгарскими женщинами в национальных костюмах.

Неремонтопригодные мотоциклы разных марок свалены вдоль дороги где-то на побережье Франции. Мотоцикл с коляской – BMW R75.

Немецкие мотоциклисты усадили русского военнопленного в коляску мотоцикла BMW R12 для дальнейшей транспортировки.

Мотоциклисты СС толкают свой мотоцикл с коляской сквозь высокую летнюю траву в России. Обратите внимание на маркировку “SS” на номерном знаке.

Трофейные немецкие мотоциклы вызывали интерес британской армии. Здесь мы видим 350-кубовый DKW, заснятый во время наступления на Германию.

Тот же 350-кубовый DKW. Двигатель и воздушный фильтр типа центрифуги.

15 декабря 1941 года. Британские солдаты на немецком мотоцикле BMW R75 с коляской в окрестностях Тобрука. Обратите внимание на эмблему Немецкого Африканского Корпуса с изображением пальмы со свастикой на борту коляски.

Труп мотоциклиста Немецкого Африканского Корпуса около мотоцикла. Ноябрь 1942 года.

При ведении военных действий использовалась трофейная техника и вооружение. На этой фотографии, сделанной 15 июля 1944 года, изображены британские солдаты с немецким двухтактником Zundapp и сидящей на нем местной французской девушкой. Солдаты родом из Кента, Лондона и Суррея вооружены британскими и немецкими автоматами.

Турецкий кадет сидит на 250-кубовом мотоцикле NSU, логотип которого читается на бензобаке.

Финская кампания. Лыжи использовались в качестве эксперимента, они имели несколько различных вариантов креплений к мотоциклу и использовались в странах со снежными зимами.

Кеттенкрад – гусиничный мотоцикл.

Ноябрь 1942 года, Северная Африка. Офицеры Королевских Танковых Войск катаются на трофейном Кеттенкраде с прицепом. Переднее крыло демонтировано в соответствии с инструкцией для ускорения замены переднего колеса.

Сержант Ганн снят со своим трофейным NSU Kettenkrad 23 июля 1943 года в ходе Северо-Африканской Кампании. Фара демонтирована, вместо нее  на переднее крыло установлен габаритный свет.

Еще одна фотография того же трофейного Кеттенкрада.

Пострадавший в результате пожара Кеттенкрад, транспортировавший зенитное орудие Flak, заснят брошенным 3 мая 1945 года в Любене, Германия. На этом Кеттенкраде установлено дисковое переднее колесо.

Итальянский мотороллер для воздушно-десантных войск Vologrufo использовался Люфтваффе. Здесь заснят трофейный экземпляр, захваченный британскими войсками 6-7 июня 1944 года.

6-7 июня 1944 года. Можно заметить, что Vologrufo имел двойное переднее колесо. На фотографии британский техник тестирует мотороллер на улицах Рима.

Война закончилась, и транспорт прошлого вернулся. Это группа капитулировавших немецких солдат едет в Австрию со своими женами 22 мая 1945 года.

Оглавление.                                                                                                          Читать дальше.

Поделиться "Перевод книги “Мотоциклы на войне”. Глава 5. Мотоциклы Германии."

mototraveller.ru

Как немецкие DKW превращались в советские мотоциклы

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны недавно открылась выставка "Следы войны", на которой можно увидеть историю немецких и советских мотоциклов. Ее уникальность состоит в том, что вживую присутствует редчайшая техника DKW военного времени из коллекции Алексея Тикунова. О том, как немецкие DKW превращались в советские мотоциклы.

Выставка "Следы войны" - это совместный проект музея и коллекционера Алексея Тикунова. В центре внимания любителя мотоциклетной техники - модели DKW военного времени. После главной катастрофы ХХ века их сохранилось очень мало, но Алексей Тикунов буквально по крупицам восстановил мотоциклы из оригинальных немецких запчастей. Более того, техника на ходу, несмотря на нелегкую судьбу.

"Пощупай руками раму снизу, - говорит Алексей. - Этот DKW РТ 125 воевал - вся его задняя часть была посечена осколками. Судя по всему, вначале он наехал на мину передним колесом, сработал замедлитель - взрыв произошел под задним колесом…"

Дыхание войны - в каждом экспонате. Сколько трагедий и смертей видели эти мотоциклы?

Выставка разделена на блоки, в которых отражено начало войны, отступление немцев и повседневная жизнь в послевоенные годы. Отдельным блоком выделена полевая ремонтная зона. Соответственно техника стоит в хронологическом порядке: сначала выставлены мотоциклы DKW, а затем советские модели Московского, Минского и Ижевского мотоциклетных заводов.

"После Версальского договора 1919 года немцы были очень стеснены в возможностях развития военной техники, - рассказывает коллекционер. - Поэтому они активно развивали те виды техники, которые были разрешены. Мотоциклы никто не запрещал, поэтому большой скачок немецкие инженеры совершили в развитии двухколесного транспорта. В годы войны на мотоцикл было возложено множество различных функций, техника использовалась даже в качестве тягачей".

Мотоцикл позволял относительно дешево и экономично моторизовать целые подразделения. В нем видели соответствующую времени замену на полях сражений верховой лошади. Поэтому двухколесная техника до войны в Германии активно развивались. А фирма DKW была одним из лидеров мотоциклетной промышленности. Кроме того, здесь производили и автомобили.

К слову, о знаменитых четырех кольцах. Этот значок появился в 1932 году, когда произошло объединение четырех производителей: Audi, DKW, Horch и Wanderer.

Итак, переходим к самим мотоциклам. Первый экспонат - DKW KS 200 1938 г.в. из музейного фонда. Создан он был в 1936 году специально для молодежи. Купив этот мотоцикл, каждый молодой человек получал возможность бесплатно обучаться в мотошколе DKW. Развитая сеть сервиса, небольшая цена (540 рейсхмарок), доступность запчастей - мотоциклы сразу "улетели" в стотысячные тиражи.

DKW KS 200 представлял собой облегченную версию появившегося ранее SB 200. Бак мотоцикла был меньшего объема по сравнению с SB 200, который позиционировался как туристический байк. Двигатели у них были похожими: двухтактные 200-кубовые "одностволки" мощностью 7 л.с. Да, на фото мы видим две выхлопные трубы, но это специфика двигателей DKW, оснащенных системой петлевой продувки цилиндров. Сами моторы одноцилиндровые.

DKW KS 200 был нацелен на молодых покупателей, любящих быструю езду. Максимальная скорость - 90 км/ч, что очень неплохо по тем временам. Выпускался мотоцикл до 1940 года. Некоторые из экземпляров, в том числе и этот, побывали на войне, хотя на фронте KS 200 не использовался, только в тылу, поскольку оказался слаб для настоящего бездорожья.

Следующий экспонат выставки - DKW NZ 350 - производился в 1938-1945 годах в различных модификациях. У предка советских "Ижей" была как гражданская, так и армейская версии. Двухтактный одноцилиндровый мотор объемом 346 куб.см выдавал 11 л.с.

"Некоторые узлы дублировались: у ножного рычага переключения передач был ручной дублер, ключом зажигания можно было выбрать вариант пуска с аккумулятором и без аккумулятора, - комментирует Алексей. - То есть в любом случае солдат должен был убежать. Весит мотоцикл всего 135 килограммов за счет того, что многие детали, в том числе и двигатель, выполнены из алюминия".

Конкретно этот экземпляр - версия для вермахта 1941 г.в. Таких мотоциклов было выпущено всего 2500 штук, все они ушли на фронт.

"Если мы считаем редким Иж-350, выпущенный в мирное время в количестве 127.000 штук, то понимаете, насколько этот DKW NZ 350 1941 года выпуска уникален?"

Подвергавшийся небольшим "мутациям" DKW NZ 350 выпускался до самого конца Второй мировой войны, в которой принимал самое активное участие наряду с "четырехтактниками" от BMW и Zundapp.

Каждая деталь старого мотоцикла - триумф немецкой педантичности.

"Немецкий мотоцикл очень легко собирать, - рассказывает реставратор. - У меня есть каталог, в котором конструкция описана в мельчайших подробностях, до каждого болтика. Вот, к примеру, клейменные болты. В этом мотоцикле более 100 таких болтов Ribe и Verbus. Немецкий мотоцикл собрать просто".

Хотя с запчастями не все так просто. При реставрации что-то Алексею приходится заказывать новодельное, поскольку часть деталей просто физически не может сохраниться с тех времен. Например, седло приехало из Польши. Попытка поставить "родные" шины не удалась, так как они взорвались. Поэтому Алексей приобрел новые, благо чешская компания по производству мотошин Mitas занимается и ретрорезиной. Но в основном запчасти полностью оригинальные. И именно немецкого производства, а не их советские копии.

В связи с этим совет "Мотовелозаводу". Сейчас активно развиваются фирмы по производству ретродеталей для автомобилей и мотоциклов (к примеру, "Ретродеталь" и Oldtimer Garage). Почему бы на старых станках не запустить производство деталей для раритетной техники? Спрос в Европе на них есть. По мнению Алексея, хорошо бы продавались спицы на M1A (DKW RT) и различные резиновые изделия вроде ручек и подножек.

"Я не мог понять, почему долго не находил хвост на заднее крыло, - рассказывает Алексей. - Оказалось, что немцы их просто выбрасывали, когда они забивались грязью в России. Самое интересное - этот хвост так и нашли отдельно от мотоцикла. К слову, все тактические знаки, что вы видите на этой детали, восстановлены миллиметр в миллиметр".

Кстати, более подробно о процессе восстановления этих мотоциклов можно почитать на специализированном форуме в темах пользователя tikynoff.

Еще один любопытный факт - мотоциклы перед отправкой на фронт или в тыл должны были иметь допуск Siemens или Bosch на отсутствие радиопомех.

Идем дальше. DKW RT 125, прообраз нашего "минскача", появился в 1939 году. Это была миниатюрная копия DKW NZ-350. И передняя вилка параллелограммной конструкции с фрикционным амортизатором, и силовой агрегат, и рама - все очень похоже. Но все его части были миниатюрными, придавая мотоциклу некую "игрушечность". Зато переключение передач было ножным, что для того времени являлось весьма прогрессивным решением.

Преимущества мотоцикла - простота, дешевизна, надежность. Настоящий автомат Калашникова в области мотостроения. Если бы он не был надежным, немцы бы его просто сняли с производства во время войны. Все модели RT 125 имеют одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением рабочим объемом 123 куб.см и мощностью от 4,75 до 6,5 л.с. (в зависимости от версии) с двухканальной возвратной продувкой. Максимальная скорость - от 75 до 90 км/ч, вес - около 70 кг. Существовали как гражданские RT 125, так и версии для вермахта.

Это наиболее скопированный мотоцикл всех времен и народов. Его копии под разными именами после войны производились в СССР, ГДР, Польше, Индии, Великобритании, США (Harley-Davidson Hummer), Японии (Yamaha YA-1 - первый мотоцикл Yamaha), Италии и Венгрии.

Конкретно этот мотоцикл - упрощенный военный вариант 1941 г.в. На нем установлены оригинальные шины и седло. Даже лампочки в фарах - именно 1941 года. Осколочные ранения, пулевое отверстие - мотоцикл явно попадал в передряги.

"У немцев все очень четко, - комментирует Алексей Тикунов. - Зачем в тылу использовать более тяжелый 350-кубовый мотоцикл, когда можно ездить на маленьком экономичном 125-кубовом? На таком мотоцикле ездил даже Вильгельм Кубе".

По словам Алексея, сложнее всего на этот мотоцикл найти сигнал. Он пластмассовый, поэтому легко трескался на морозе и разбивался при падениях. На сигнале изображена печать. Как вы уже поняли, у немцев в те годы было промаркировано все, что только можно: болты, ниппели, камеры для шин и т.д.

Следующий экземпляр - военный DKW NZ 350-1 WH 1944 года. Доказав свою необходимость в армии, "350-й" в 1943-м получил новую военную модификацию, имевшую некоторые отличия от прежней. У него были грязеотбойные щитки, дополнительное мягкое сиденье для второго номера, фильтр инерционного типа. В последние годы выпуска двигатель в целях экономии "крылатого металла" для авиации получил чугунный картер, что изрядно утяжелило мотоцикл.

Надписи говорят о том, что не нужно забывать смешивать бензин с маслом, а также не оставлять ключ в замке зажигания на стоянке, потому что есть риск угона мотоцикла партизанами. Что любопытно, у моделей DKW был указатель включенной передачи, правда, механический. Тем не менее такая опция имеется далеко не у всех современных мотоциклов!

А вот поздний военный DKW RT 125 WH 1944 года. Его особенности - резиновое седло, чугунный двигатель, стальные лапки, бугеля из толстых трубок и т.д.

Всего до конца войны вермахт получил около 12.000 экземпляров DKW RT 125 всех версий, благодаря чему модель стала одним из самых массовых армейских мотоциклов. Пробежал конкретно этот DKW всего 5600 км до того момента, как немцы закопали его при отступлении, чтобы техника не досталась советским войскам.

Также на выставке отдельным блоком показана полевая мастерская с различными запчастями для немецких мотоциклов.

Далее в хронологическом порядке - советские мотоциклы. По решению союзников любое предприятие, поставлявшее вооружение вермахту, подлежало демонтажу. Поэтому в качестве компенсации ущерба, нанесенного народному хозяйству СССР, в страну были вывезены техническая документация и оборудование с завода DKW в городе Цшопау. В Советский Союз также были доставлены немецкие инженеры и некоторые запчасти со складов. Так из RT 125 получился М1А "Москва", который сначала производился на Московском мотоциклетном заводе. Что любопытно, иногда на мотоциклах первых лет выпуска встречаются немецкие запчасти с оригинальным клеймением. Параллельно с производством в Москве мотоцикл под именем К-125 "Ковровец" выпускался и в г. Коврове, на небезызвестном ЗиДе.

В 1951 году с Московского мотозавода на Минский велозавод было передано производство мотоциклов М1А. Так появились первые "минскачи". Их собирали из московских комплектующих, чем объясняется надпись "Москва" на бензобаке. Надпись "Минск" появилась в 1954-м, а за год до этого у мотоцикла появилась телескопическая вилка и генератор переменного тока, благодаря которому удалось избавиться от аккумулятора.

На выставке представлен экземпляр 1954 г.в. в "родной" краске с пробегом чуть больше 5000 км.

Мотоцикл "Минск" М-103 - это дальнейшее развитие М1А и М1М от Минского мотовелозавода. Выпускался он с 1961 по 1964 год.

ИЖ-350 производился Ижевским машиностроительным заводом в 1946-1951 годах. Он представлял собой смесь разных версий немецкого DKW NZ 350. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки и некоторые другие детали - как у более поздних, выпускавшихся уже во время войны. В основном же ранние советские "ижи" и "минскачи" - это поздние армейские версии немецких DKW.

Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы, но общий вид и конструкция были практически идентичными немецкому оригиналу. Для своего времени это был современный, простой и надежный мотоцикл.

С 1961 по 1966 годы выпускался "ИЖ-Юпитер". Корни DKW чувствуются и в нем… Двигатель тут двухцилиндровый, похож на мотор модели NZ 500.

Немецкая конструкторская мысль до войны произвела на свет ряд прогрессивных для того времени мотоциклов, которые впоследствии превратились в советские модели. Визуально эту историю можно увидеть в музее - выставка продлится до 17 июля. А Иж-350 и DKW-350-1 будут участвовать в ретромотофестивале "Кола Часу", который пройдет 25 июня под Минском. Мотоциклы уже заправлены и готовы к бою!

Площадкой для четвертого фестиваля раритетной мототехники станет Гребной канал на Заславском водохранилище. Судя по насыщенной программе, "Кола Часу" должно стать одним из самых ярких событий этого лета.

Юрий ГЛАДЧУКФото Ольги-Анны КАНАШИЦисточник  ABW.BY

feldgrau.info

Легендарные мотоциклы ГДР: gavailer

Мотоцикл — это свобода, скорость, состояние души. Чоппер, круизер, спортбайк, мопед, классик, тяжёлый мотоцикл, дрэгстер, турер, минибайк... — все это разновидности и классы двухколёсных железных друзей. Сегодня мы окунемся в историю и посетим самый крупный в мире музей мотоциклов ГДР. На площади в тысячу квадратных метров выставлено более 140 мотоциклов, мотороллеров и мопедов легендарных восточногерманских марок.

Музей был открыт в 2008 году в Берлине, расположен в исторических помещениях под железнодорожным полотном берлинского С-Бана между Александрплатц и Хакским рынком.

2

В нескольких помещениях ютятся экспонаты германских марок Simson, MZ, IWL, EMW и некоторых других.

3

4

5

6

В 1940-х годах на бывшем оружейном заводе в городе Зуле (нем. Suhl) возник завод по производству мотоциклов. Изначально на этом советском предприятии, объединившим несколько заводов, выпускалась техника с обозначением AWO ("Автовело"). С пятидесятых годов, после передачи собственности правительству ГДР, мотоциклы стали выпускаться под маркой Симсон (нем. Simson).

7

8

9

AWO-425 1955-1961 гг.

10

11

Simson SR-4.1 1964-1970 гг.

12

Редкий экспонат Simson-Eskorte, произведенный для Министерства внутренних дел ГДР. Всего было собрано 30 таких мотоциклов.

13

Simson KR-51 1964-1986 гг.

14

Всемирноизвестные мотоциклы под маркой MZ (нем. Motorrad Zschopau) в саксонском городе Цшопау начали производить с 1956 года.

15

16

17

Сопроводительные мотоциклы MZ ETS-250 1969-1973 гг.

18

Мотороллер Cezeta 502-1 (Чехословакия).

19

Мотоциклы IWL (нем. Industriewerke Ludwigsfelde) производились в Людвигсфельде, Бранденбург.

20

Элегантный вариант IWL Pitty, 1955 года выпуска.

21

А этот экспонат "Москва М1А" является копией, которую Советский союз создал на основе мотоцикла производства немецкой DKW. Оригинал производился в Германии с 1939 по 1944 годы.

22

Мотошлемы (и шлемы-каски) — с 1976 года обязательный атрибут мотоциклистов в ГДР и ФРГ.

23

24

25

Коляски.

26

27

Из личного. В детстве я с родителями и братом частенько ездил в деревню (пос. Залари, Иркутская область), где дедушка катал нас на зелёном Урале с коляской. Восторг и море положительных эмоций были обеспечены. Хорошо помню эти моменты.

Для придания атмосферы того времени:

28

29

30

На выходе в качестве сувенира можно приобрести какую-нибудь мотодеталь.

31

И ещё несколько фотографий из музея:

32

33

34

35

36

Тем, у кого бензин в крови, кому неравнодушны мотоциклы, их история и устройство, музей однозначно понравится. Боюсь, что простому обывателю будет скучновато, поэтому вам достаточно почитать и посмотреть этот эксклюзивный фототчет.

Мотомузей расположен по следующему адресу:

1. Berliner DDR Motorrad-MuseumRochstraße 14 c10178 Berlin

По Берлину на метро → Александерплатц, линия U5На официальном сайте можно распечатать купон со скидкой 7% на входной билет.

В заключение маленький вопрос: что не так на этой фотографии?

37

На сегодня всё. Читайте также другие записи из серии специализированных музеев.

   

Я на других сайтах:            

gavailer.livejournal.com

Фотографии мотоциклов Второй Мировой Войны. Мотоциклы Вермахта (Часть 3).

Здравствуйте.

Вот и подоспела уже третья подборка фотографий мотоциклов, принимавших участие во Второй Мировой Войне. Это опять мотоциклы Вермахта, фотографий сегодня будет много. В основном, это черно-белые фотографии, но есть и несколько цветных.

Я опять-таки повторюсь, что немецких военных кадров по архивам осталось довольно много. Особенно много фотографий, снятых во время наступления (во время отступления уже времени не было). У немецких солдат было достаточно личных фотоаппаратов и качественной пленки, так что снимали много и просто на память. То есть, если мы смотрим на фотографии Союзников – то это сплошь постановочные фото, если смотрим на фотографии солдат Красной Армии – это будут выцветшие карточки плохого качества. У немцев все наоборот: много качественных ситуационных, можно сказать, бытовых, фотографий.

Напомню, что предыдущие подборки фотографий мотоциклов Вермахта находятся тут и тут, фотографии мотоциклов Красной Армии и Союзников – тут и тут.

Теперь переходим непосредственно к фотографиям. Нашел несколько фоток из жизни танковой дивизии СС “Мертвая голова”. При танковой дивизии был мотоциклетный разведывательный батальон, и это была совершенно жуткая толпа головорезов. Погуглите по названию, наткнетесь на множество интересных, но жутких вещей. Мотоциклист в очках на КДПВ – как раз один из них.

Еще раненный мотоциклист из того же подразделения.

Смысл в том, что данная дивизия изначально была окутана таким как-бы ореолом смерти. Солдат этого подразделения награждали не только медалями, но и перстнями с черепами и другой подобной атрибутикой. А в остальном, это были обычные солдаты СС. Передача документов на ходу. Та же дивизия.

Короче, “Мертвую голову” дальше гуглите сами, а мы переходим к другим военным кадрам.Военный мотоциклист Вермахта на фоне легких танков.

А эта фотография снята на Курской дуге. Что там делал регулировщик посреди поля?

Мой любимый Kettenkrad.

Немецкий мотоцикл с коляской, которого вытягивают из грязи на тросе.

Колонна немецких мотоциклистов. Очевидно, постановочное фото, либо где-то на учениях.Мотоциклы – BMW, что касается тактического знака на колясках, то я, сколько ни искал, что он обозначает, не смог найти. Если у кого-то есть идеи, отпишитесь в комментах пожалуйста.

А вот это уже опять не учения) Застрявший в грязи мотоцикл – позади грузовика.

Вот интересное фото. Обратите внимание, что к мотоциклу по бокам приделаны лыжи.

А теперь обещанные цветные фотографии. Их осталось немного, и, глядя на некоторые из них, у меня складывается ощущение, что я по частям и в разных местах нахожу работы одного и того же фотографа.

Украина. На коляске мотоцикла знак, обозначающий военного корреспондента. В принципе, даже по обмундированию мотоциклиста видно, что он не принимает непосредственное участие в военных действиях.

Болгария. Мотоцикл – NSU.

После долгого марша мотоциклисты упали на рули от усталости. Мотоциклы – DKW-NZ350.

Немецкие солдаты занимаются обслуживанием самолета Fi 156. Один из них стоит на трофейном BSA, ножка кик-стартера которого забавно подвязана платочком к горловине масляного бака 🙂

На сегодня пожалуй хватит. Предыдущие подборки найдете тут и тут, а эта – не последняя, так что следите за обновлениями.

Все.

Также всем интересующимся военными мотоциклами рекомендую к прочтению книгу “Motorcycles at War” Гарвина Бёрча.

Поделиться "Фотографии мотоциклов Второй Мировой Войны. Мотоциклы Вермахта (Часть 3)."

mototraveller.ru

“Мотоциклы на войне”. Глава 5. Мотоциклы Германии.

В 1938-1939 годах Германия использовала для нужд армии в основном гражданские мотоциклы. Для примера можно взять NSU 201 ZDB, легкий мотоцикл с одноцилиндровым 200-кубовым двухтактным двигателем, мощностью в 7 лошадиных сил и имевшим четырехскоростную коробку передач, переключавшуюся ручным способом. Также использовались комбинации более тяжелых мотоциклов с колясками. NSU 201 ZDB выпускался всего около года, а затем компания сосредоточилась на производстве одного из самых необычных мотоциклов  войны 1939-1945 годов – Kleines Kettenkraftrad Type HK 101, Sd.Kfz 2, или просто “Кеттенкрад” (“The Kettenkrad”).

 

 

История мотоциклетного гибрида, известного под именем “Кеттенкрад” начинается с довоенных экспериментов и продолжается использованием этого необычного транспортного средства армией Германии на всех фронтах, от Северной Африки до России. Концепт был спроектирован Генрихом Эрнстом Книпкампом в июне 1939 года и после некоторых испытаний был принят компанией NSU Motorenwerk в производство в качестве небольшого гусиничного мотоцикла. На первый взгляд Кеттенкрад очень похож на мотоцикл, но при более пристальном рассмотрении оказывается, что на него возлагались совсем другие задачи. Вместо того, чтобы служить рабочей лошадкой для посыльных, Кеттенкрад использовался для транспортировки вооружения и разведки, наряду с обычными мотоциклами с коляской.

Первые испытания показали выдающиеся внедорожные возможности Кеттенкрада, и даже первые модификации этого мотоцикла (Sd.Kfz 2/1 и Sd.Kfz 2/2) уже были оснащены специальным барабанным устройством для протягивания шнура полевого телефона. Кеттенкрад мог тянуть небольшой двухколесный прицеп и успешно использовался для транспортировки легких противотанковых и зенитных орудий. Обычно этот мотоцикл использовался для транспортировки амуниции и продовольствия в труднодоступных местностях. С другой стороны, были и серьезные ограничения. Кеттенкрад имел превосходную проходимость, мог проходить расстояние до 150 миль на одном баке бензина, преодолевать броды глубиной до 18 дюймов, но при этом управление этим мотоциклом осуществлялось из довольно своеобразной позиции: место пилота располагалось между двумя топливными баками!

Комфорт ездока обеспечивался мягким, широким подрессореным сиденьем и резиновой обивкой интерьера, защищавшей ноги от ударов при езде по бездорожью. Кеттенкрад был предусмотрен для транспортировки двух пассажиров, сидевших сзади на откидных сиденьях. Для винтовок имелись специальные крепежи, позволявшие быстро ими воспользоваться в случае необходимости.

Как бы то ни было, пристальное изучение фотографий Кеттенкрадов выявило несколько проблем в конструкции, таких, как, например, отсутствие защиты экипажа, что делало его легкой жертвой осколков снарядов и легких орудий. Самым слабым местом в конструкции было переднее колесо и вилка. На асфальтированных дорогах все было отлично, но на бездорожье колесо могло просто развалиться на части. Сначала для усиления конструкции спицованное переднее колесо было заменено штампованным дисковым, а всем водителям Кеттенкрадов было выслано предписание заменить колесо в обязательном порядке.

Конечно, передняя вилка, хоть и участвовала в рулении, но не являлась единственным средством для маневрирования. Руление осуществлялось также гусеницами, как в танках, путем подтормаживания левым или правым траком. При этом управление подтормаживанием гусениц осуществлялось также с помощью руля. Об этой особенности управления даже написано в инструкции по эксплуатации. Одновременно в NSU работали над укреплением конструкции передней вилки.

Также стоял острый вопрос о подготовке водителей, способных осуществлять управление Кеттенкрадом в условиях бездорожья. Повороты малого радиуса могли совершаться одновременно поворотом переднего 19-дюймового колеса и блокировкой одной из гусениц. Имея определенный опыт управления, водитель мог совершать развороты, вписываясь в 12-футовый радиус. При этом высокий центр тяжести и не самая широкая колесная база заставляли вставать волосы дыбом от таких маневров на бездорожье! При езде по гудронированному шоссе Кеттенкрад издавал невероятный шум, так что использовать его в разведывательных целях имело смысл только в труднодоступных местностях. Полуторалитровый двигатель от Опеля разгонял полностью загруженный Кеттенкрад по гудронированному шоссе до скорости в 40 миль в час. Двигатель довоенного Opel Olimpia устанавливался на Sd.Kfz 2/1 и Sd. Kfz 2/2. Некоторая часть этих прекрасных мотоциклов пережили войну и сохранились в военных музеях и частных коллекциях. Они вызывают неподдельный интерес публики каждый раз, когда их моторы заводят на многочисленных шоу военной тематики по всему миру!

Вермахт также известен широким применением мотоциклов с коляской.В 1935 году компания BMW начала разработки модели R12. Мотоцикл предназначался для гражданского рынка и позиционировался, как туринговый. BMW R12 комплектовался телескопической передней вилкой и гидравлической задней подвеской.

Подстегиваемая инновациями в области мото-спорта, мотоциклетная индустрия Германии была хорошо подготовлена к началу войны. Мотоциклы BMW, DKW и NSU отлично себя показали на соревнованиях в классе 500-кубовых моторов в конце 1930-х годов. В классе 250-кубовых моторов доминировали мотоциклы компании DKW. Подоплекой успехов на спортивной арене была пропаганда Германии, как мирового лидера. В самой же Германии производством мотоциклов занималось еще множество более мелких компаний, и это позволило воспитать целое поколение опытных мотоциклистов и хороших механиков.

В 1938 году индустрия уже целенаправленно готовилась к войне. Количество производимых на гражданский рынок моделей было сокращено со ста пятидесяти наименований до тридцати, а двигатели многих мотоциклов были стандартизованы, так что одна и та же деталь могла подходить чуть ли не ко всем тридцати моделям. В то же время, многие элементы конструкции были намеренно упрощены. Седла, номерные знаки, электрические звуковые сигналы были приведены к единой конструкции. Идея оказалась успешной. Упростив производство, армия устранила проблемы с поиском недостающих запчастей и ремонтом техники.

Как и у всех участников Второй Мировой Войны, мотоциклы Вермахта имели несколько основных отличительных особенностей. Начав войну с большим количеством тяжелых оппозитных мотоциклов BMW и Zundapp с коляской, к 1944 году Вермахт изменил свои предпочтения в пользу легких 125-кубовых и 350-кубовых мотоциклов. DKW продолжала выпускать мотоциклы-одиночки на протяжении всей войны с 1939 по 1945 год.

На фотографиях ниже вы увидите совершенно различные мотоциклы, используемые армией Германии во Второй Мировой Войне.

К июню 1940 года стало ясно, что ничто не помешает немцам захватить Францию. Оснащенные пулеметами мотоциклы с колясками шли в бой бок о бок с пехотой и бронетехникой вплоть до самого побережья. Мотоциклист с Железным Крестом на груди разговаривает с пожилой француженкой, пока остальные ожидают приказа командования выдвигаться к Пон-Сюр-Сене.

Припорошенные пылью дорог мотоциклисты перекуривают рядом со своим Zundapp K800W после доставки срочного сообщения на Восточном Фронте в 1941 году. Это одна из официальных пропагандистских фотографий из серии: “Армия в Великой Борьбе за Освобождение Германии” (“Das Heer Im Grossdeutschen Freiheitskampf”).

Посыльный с полным комплектом обмундирования привязывает вещи к своему Zundapp DB200W. Отчетливо видны сумка для противогаза, фляга для воды, матрас, боковые кофры и кожаный планшет для карты на бензобаке.Франция, 1940 год.

Посыльные мотоциклисты откапывают свой Zundapp B800W с коляской из грязи на Восточном Фронте весной 1942 года. Коляска накрыта типичным для тех лет брезентовым чехлом. Отчетливо виден штифт крепления к коляске запасного колеса.

20 мая 1940 года. Вестовой военный мотоциклист на привале. Мотоциклетные очки сдвинуты на лоб, лицо и одежда черные от дорожной пыли, а мотоцикл загружен вещами под завязку.

Так A35(t) и военные мотоциклы преследуют врага весной 1940 года во Франции. Ближайший к нам мотоцикл – BMW R12 с телескопической передней вилкой.

Брошенный 250-кубовый NSU с прикрепленным к передней вилке шлемом Немецкого Африканского Корпуса. Остатки топлива и масло стекают прямо на песок.

Конвой отдыхает на площади г. Равия во Франции 19 июля 1940 года. Обратите внимание на водонепроницаемую накидку пассажира коляски, единственного члена экипажа, у кого имелась хоть какая-то защита от дождя.

На канале Айшне 10 июля 1940 года. Узкие тропки по обе стороны дороги были идеальным местом для засады. Останки мотоцикла с коляской лежат у поваленного дерева, на заднем плане виден брошенный армейский грузовик.

Типичный вид оккупированного немцами городка. Среди общего потока военной техники вы всегда найдете мотоциклы BMW и 750-кубовые Zundapp с коляской. На этой фотографии оба мотоцикла – KS600Ws.

Оппозитные мотоциклы BMW R12 с колясками в Праге на фоне Пражского Града.

Стандартный экипаж мотоцикла с коляской состоял из трех человек и был вооружен пулеметом MG34. Грязевой щиток и форма коляски являются нетипичными элементами для мотоциклов Вермахта, но конструкция вилки говорит о том, что перед нами NSU.

11 ноября 1942 года. Мотоциклист с ребенком на руках окружен болгарскими женщинами в национальных костюмах.

Неремонтопригодные мотоциклы разных марок свалены вдоль дороги где-то на побережье Франции. Мотоцикл с коляской – BMW R75.

Немецкие мотоциклисты усадили русского военнопленного в коляску мотоцикла BMW R12 для дальнейшей транспортировки.

Мотоциклисты СС толкают свой мотоцикл с коляской сквозь высокую летнюю траву в России. Обратите внимание на маркировку “SS” на номерном знаке.

Трофейные немецкие мотоциклы вызывали интерес британской армии. Здесь мы видим 350-кубовый DKW, заснятый во время наступления на Германию.

Тот же 350-кубовый DKW. Двигатель и воздушный фильтр типа центрифуги.

15 декабря 1941 года. Британские солдаты на немецком мотоцикле BMW R75 с коляской в окрестностях Тобрука. Обратите внимание на эмблему Немецкого Африканского Корпуса с изображением пальмы со свастикой на борту коляски.

Труп мотоциклиста Немецкого Африканского Корпуса около мотоцикла. Ноябрь 1942 года.

При ведении военных действий использовалась трофейная техника и вооружение. На этой фотографии, сделанной 15 июля 1944 года, изображены британские солдаты с немецким двухтактником Zundapp и сидящей на нем местной французской девушкой. Солдаты родом из Кента, Лондона и Суррея вооружены британскими и немецкими автоматами.

Турецкий кадет сидит на 250-кубовом мотоцикле NSU, логотип которого читается на бензобаке.

Финская кампания. Лыжи использовались в качестве эксперимента, они имели несколько различных вариантов креплений к мотоциклу и использовались в странах со снежными зимами.

Кеттенкрад – гусиничный мотоцикл.

Ноябрь 1942 года, Северная Африка. Офицеры Королевских Танковых Войск катаются на трофейном Кеттенкраде с прицепом. Переднее крыло демонтировано в соответствии с инструкцией для ускорения замены переднего колеса.

Сержант Ганн снят со своим трофейным NSU Kettenkrad 23 июля 1943 года в ходе Северо-Африканской Кампании. Фара демонтирована, вместо нее  на переднее крыло установлен габаритный свет.

Еще одна фотография того же трофейного Кеттенкрада.

Пострадавший в результате пожара Кеттенкрад, транспортировавший зенитное орудие Flak, заснят брошенным 3 мая 1945 года в Любене, Германия. На этом Кеттенкраде установлено дисковое переднее колесо.

Итальянский мотороллер для воздушно-десантных войск Vologrufo использовался Люфтваффе. Здесь заснят трофейный экземпляр, захваченный британскими войсками 6-7 июня 1944 года.

6-7 июня 1944 года. Можно заметить, что Vologrufo имел двойное переднее колесо. На фотографии британский техник тестирует мотороллер на улицах Рима.

Война закончилась, и транспорт прошлого вернулся. Это группа капитулировавших немецких солдат едет в Австрию со своими женами 22 мая 1945 года.

спасибо

feldgrau.info