Puma (мотоцикл). Puma мотоцикл


Puma (мотоцикл) — Википедия. Что такое Puma (мотоцикл)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ПумаОбщая информация Производитель Годы выпуска Тип Составляющие Система смазки Сцепление КПП Подача топлива
DINFIA Puma 4-й серии
IAME (англ.)русск. DINFIA
1952—1966
дорожный
совместно с топливом
двухдисковое
механическая 2-ступ.Тип Число ступеней Передаточные отношения 1 передача 2 передача Тип шестерней Переключение
механическая
2
2,6
1,77
постоянного зацепления
ручное
самотёком
 Пума на Викискладе

«Пу́ма» (исп. Puma; прозвища — «Пуми́та», «Пумаро́ла») — марка мопедов[2] и мотоциклов, выпускавшихся мотоциклетным заводом аргентинского государственного машиностроительного конгломерата IAME (англ.)русск. (в 1956 переименован в DINFIA) с 1952 по 1966 годы. В общей сложности было выпущено 105 675 единиц в четырёх сериях.

Предыстория

Генерал Перон на «Пуме»

С середины 1930-х в Аргентине начался широкий процесс индустриализации, в основном в районе Большого Буэнос-Айреса, с упором на текстильную и пищевую промышленность. Сокращение во время Второй мировой войны импорта промышленных товаров привело к развитию их производства на территории страны. Значительное развитие получило производство холодильников, обуви, радиоаппаратуры, электропринадлежностей и прочих товаров широкого потребления[3]. К середине 1940-х годов промышленность начала расширяться в металлургической и металлообрабатывающей сферах, с вводом в строй крупных предприятий, таких как Altos Hornos Zapla (исп.)русск. и гидроэнергетики, с вводом новых ГЭС в провинции Кордова при губернаторе Амадео Сабаттини.

В 1946 году к власти пришёл Хуан Перон, провозгласивший особенный, Третий путь Аргентины и «аргентинизацию» экономики страны. Развитие промышленности теперь происходило на основе импортозамещения. Центром индустриализации в 1950-х стал город Ко́рдова, где были построены заводы по производству двигателей, вагонов, локомотивов (англ.)русск., тракторов (исп.)русск. и др.

История

В рамках плана развития автомобильной промышленности первого пятилетнего плана Аргентины (исп.)русск., 15 июня 1952 года техническое управление конгломерата IAME — государственного органа, созданного в 1951-м на базе авиационных и механических заводов Аргентины, для развития и содействия производству самолётов и автомобилей, приступило к разработке лёгкого малобюджетного мотоцикла для удовлетворения спроса в сегменте потребительского рынка. За основу был взят немецкий Göricke (нем.)русск. с 98 см³ двигателем Sachs (англ.)русск.. После месячной разработки и изготовления первого прототипа, IAME приступила к производству предсерийных экземпляров. Главным разработчиком на начальной стадии стал инженер Фернандо Ариэль Мартин[4]. К 5 октябрю 1952-го были готовы 19 предсерийных мотоциклов для прохождения тестовых испытаний[5]. В Аргентине бытовало ошибочное мнение, что название PUMA является аббревиатурой слов Perón Único Mandatario Argentino или Primera Unidad Motriz Argentina. Назван же был мотоцикл в честь южноамериканского хищника из семейства кошачьих, путём опроса среди сотрудников IAME[6].

«Теуэльче» Super Sport — аргентинский современник «Пумы». 1963

27 мая 1953 года правительственным указом № 9170 был образован мотоциклетный завод[4][5]. Предприятие строилось между городами Кордова и Вилья-Карлос-Пас в бывших помещениях 1-го парашютного батальона ВС Аргентины под управлением капитана , материалы поставлялись с предприятий Кордовы, Росарио и Буэнос-Айреса. Производственная мощность завода составляла 10 000 мотоциклов в год. По планам мотоциклы должны были быть легко доступными для рабочего класса Аргентины[4].

Первые 400 «пум» были проданы за нерентабельную для IAME цену в 6 500 аргентинских песо за единицу при тогдашнем курсе 23 песо за 1 доллар США[7], по сравнению с 9 500 песо за мотоцикл аналогичного класса импортного производства[4]. Однако правительство полагало, что высокий спрос вызовет интерес у местных предпринимателей и к сборке и поставке комплектующих подключатся частные фирмы по всей стране, высвободив мощности государственных заводов, как это было в случае с самолётом «Бойеро». Первой стала фирма Televel — поставщик лицензионных двигателей Sachs. Успех вызвал появление около 40 марок мотоциклов, созданных на базе «Пумы», производимых частными заводами[8]. В итоге, в середине 1950-х Кордова стала вторым после Милана крупнейшим центром в мире по производству мотоциклов, а «улицы города кишели мотоциклами „Пума“»[9].

Конструкция

Модели

  • Puma Primera Serie 98 cc
  • Puma Segunda Serie 98 cc
  • Puma Tercera Serie 98 cc — прототип, в серию не пошёл.
  • Puma Cuarta Serie
    • Puma Cuarta Serie 98 cc
    • Puma Cuarta Serie 125 cc
  • Puma Quinta Serie 200 cc
  • Puma Ancon

Производство

Сборка «пум» 5-й серии

Благодаря простоте конструкции, надёжности и лёгкости в эксплуатации мотоциклы марки «Пума» быстро завоевали популярность среди рабочего класса. Также сыграла свою роль дешевизна модели по сравнению с аргентинскими конкурентами — «Занелла», «Теуэльче», не говоря уже об импортных мотоциклах. Мотоцикл стал своеобразным символом индустриализации Аргентины, важной вехой в развитии транспортного машиностроения страны[10]. В общей сложности в период с 1953 по 1966 гг. было выпущено 105 655 единиц в четырёх сериях, не считая 1 прототипа и 19 предсерийных мотоциклов, изготовленных в 1952-м.

Несколько лет спустя президентом Фрондиси была инициирована программа автомобилизации страны и поддержки отечественного автомобилестроения. Попытка аргентинских промышленников создать автомобиль, доступный широким слоям населения, привела к появлению мотоколяски Dinarg D-200, которой, однако, не удалось повторить успех «Пумы».

Источник данных: Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios — 1-2 серии[11], 4-5 серии[12]

Серия 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 Всего Всего 20 229 2,627 5,673 4,144 12,352 9,006 11,843 15,879 11,879 9,758 6,886 7,446 6,171 1,762 105,675
1-я серия 98 20 229 2,627 5,673 1,507 10,056
2-я серия 98 cc 2,637 12,352 9,006 11,694 13,577 5,828 1,294 540
56,928
4-я серия 98 cc 149 2,302 6,051 2,819 11 11,332
4-я серия 125 cc 5,645 6,236 6,701 5,641 1,200 25,423
5-я серия 200 cc 99 745 530 562 1,936

Интересные факты

«Пума» 1-й серии. Такой мотоцикл был у Перона.
  • Президент Хуан Перон, любивший кататься по Буэнос-Айресу на мотоцикле[13], имел в своей мотоколлекции в резиденции Кинта-де-Оливос «Пуму» 1-й серии, подаренной ему аргентинской молодёжью из студенческого союза UES (исп.)русск.[8].

См. также

Примечания

  1. ↑ ТТХ 1-й серии
  2. ↑ Roger Hicks (Gen. ed.). Мотоциклы. Мировая Энциклопедия (пер. с англ.) = The Encyclopedia of Motorcycles. — М.: АСТ, 2005. — С. 417. — 544 с. — 1500 экз. — ISBN 5-17-035499-1.
  3. ↑ Очерки истории Аргентины / Ермолаев В. И.. — М.: Соцэкгиз, 1961. — С. 393. — 588 с. — 5000 экз.
  4. ↑ 1 2 3 4 Arreguez, 2008, с. 162.
  5. ↑ 1 2 Walter Bonetto. La industria perdida. — Univ Nacional de Río Cuarto, 2004. — С. 133. — 205 с. — ISBN 978-9-50665-251-7.
  6. ↑ Fulchieri, Bibiana. La moto puma: una pasión cordobesa (исп.), La Voz del Interior (16 de diciembre de 2012). Проверено 20 октября 2015.
  7. ↑ Moto Puma (исп.). FierrosClasicos (13 de abril de 2013). Проверено 20 октября 2015.
  8. ↑ 1 2 Claudio Scabuzzo. Las motocicletas del General (исп.). Проверено 20 октября 2015.
  9. ↑ James Brennan. The Labor Wars in Cordoba, 1955-1976: Ideology, Work, and Labor Politics in an Argentine Industrial Society. — Harvard University Press, 2009. — С. 28. — 456 с. — ISBN 978-0-67402-875-3.
  10. ↑ Ezequiel M. Chabay. 10 motos emblemáticas para los argentinos (исп.). Cronista.com (26 de septiembre de 2013). Проверено 28 октября 2015.
  11. ↑ Arreguez, 2008, с. 164.
  12. ↑ Arreguez, 2008, с. 252.
  13. ↑ Феликс Луна. Краткая история аргентинцев. — М.: Весь мир, 2010. — С. 213. — 280 с. — ISBN 978-5-7777-0491-7.

Литература

  • Ángel César Arreguez. Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios. — Córdoba: Ministerio de Ciencia y Tecnología de la Provincia de Córdoba, 2008. — 588 с. — ISBN 978-987-24620-0-0.

wiki.sc

Puma (мотоцикл) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Общая информация Производитель Годы выпуска Тип
Составляющие Система смазки Сцепление КПП Подача топлива
Пума
DINFIA Puma 4-й серии
IAME (англ.)русск. DINFIA
1952—1966
дорожный
совместно с топливом
двухдисковое
механическая 2-ступ.
Тип:механическая
Число ступеней:2
Передаточные отношения: 
1 передача:2,6
2 передача:1,77
Тип шестерней:постоянного зацепления
Переключение:ручное
самотёком
 Пума на Викискладе

«Пу́ма» (исп. Puma; прозвища — «Пуми́та», «Пумаро́ла») — марка мопедов[2] и мотоциклов, выпускавшихся мотоциклетным заводом аргентинского государственного машиностроительного конгломерата IAME (англ.)русск. (в 1956 переименован в DINFIA) с 1952 по 1966 годы. В общей сложности было выпущено 105 675 единиц в четырёх сериях.

Предыстория

Генерал Перон на «Пуме»

С середины 1930-х в Аргентине начался широкий процесс индустриализации, в основном в районе Большого Буэнос-Айреса, с упором на текстильную и пищевую промышленность. Сокращение во время Второй мировой войны импорта промышленных товаров привело к развитию их производства на территории страны. Значительное развитие получило производство холодильников, обуви, радиоаппаратуры, электропринадлежностей и прочих товаров широкого потребления[3]. К середине 1940-х годов промышленность начала расширяться в металлургической и металлообрабатывающей сферах, с вводом в строй крупных предприятий, таких как Altos Hornos Zapla (исп.)русск. и гидроэнергетики, с вводом новых ГЭС в провинции Кордова при губернаторе Амадео Сабаттини.

В 1946 году к власти пришёл Хуан Перон, провозгласивший особенный, Третий путь Аргентины и «аргентинизацию» экономики страны. Развитие промышленности теперь происходило на основе импортозамещения. Центром индустриализации в 1950-х стал город Ко́рдова, где были построены заводы по производству двигателей, вагонов, локомотивов (англ.)русск., тракторов (исп.)русск. и др.

Видео по теме

История

В рамках плана развития автомобильной промышленности первого пятилетнего плана Аргентины (исп.)русск., 15 июня 1952 года техническое управление конгломерата IAME — государственного органа, созданного в 1951-м на базе авиационных и механических заводов Аргентины, для развития и содействия производству самолётов и автомобилей, приступило к разработке лёгкого малобюджетного мотоцикла для удовлетворения спроса в сегменте потребительского рынка. За основу был взят немецкий Göricke (нем.)русск. с 98 см³ двигателем Sachs (англ.)русск.. После месячной разработки и изготовления первого прототипа, IAME приступила к производству предсерийных экземпляров. Главным разработчиком на начальной стадии стал инженер Фернандо Ариэль Мартин[4]. К 5 октябрю 1952-го были готовы 19 предсерийных мотоциклов для прохождения тестовых испытаний[5]. В Аргентине бытовало ошибочное мнение, что название PUMA является аббревиатурой слов Perón Único Mandatario Argentino или Primera Unidad Motriz Argentina. Назван же был мотоцикл в честь южноамериканского хищника из семейства кошачьих, путём опроса среди сотрудников IAME[6].

«Теуэльче» Super Sport — аргентинский современник «Пумы». 1963

27 мая 1953 года правительственным указом № 9170 был образован мотоциклетный завод[4][5]. Предприятие строилось между городами Кордова и Вилья-Карлос-Пас в бывших помещениях 1-го парашютного батальона ВС Аргентины под управлением капитана , материалы поставлялись с предприятий Кордовы, Росарио и Буэнос-Айреса. Производственная мощность завода составляла 10 000 мотоциклов в год. По планам мотоциклы должны были быть легко доступными для рабочего класса Аргентины[4].

Первые 400 «пум» были проданы за нерентабельную для IAME цену в 6 500 аргентинских песо за единицу при тогдашнем курсе 23 песо за 1 доллар США[7], по сравнению с 9 500 песо за мотоцикл аналогичного класса импортного производства[4]. Однако правительство полагало, что высокий спрос вызовет интерес у местных предпринимателей и к сборке и поставке комплектующих подключатся частные фирмы по всей стране, высвободив мощности государственных заводов, как это было в случае с самолётом «Бойеро». Первой стала фирма Televel — поставщик лицензионных двигателей Sachs. Успех вызвал появление около 40 марок мотоциклов, созданных на базе «Пумы», производимых частными заводами[8]. В итоге, в середине 1950-х Кордова стала вторым после Милана крупнейшим центром в мире по производству мотоциклов, а «улицы города кишели мотоциклами „Пума“»[9].

Конструкция

Модели

  • Puma Primera Serie 98 cc
  • Puma Segunda Serie 98 cc
  • Puma Tercera Serie 98 cc — прототип, в серию не пошёл.
  • Puma Cuarta Serie
    • Puma Cuarta Serie 98 cc
    • Puma Cuarta Serie 125 cc
  • Puma Quinta Serie 200 cc
  • Puma Ancon

Производство

Сборка «пум» 5-й серии

Благодаря простоте конструкции, надёжности и лёгкости в эксплуатации мотоциклы марки «Пума» быстро завоевали популярность среди рабочего класса. Также сыграла свою роль дешевизна модели по сравнению с аргентинскими конкурентами — «Занелла», «Теуэльче», не говоря уже об импортных мотоциклах. Мотоцикл стал своеобразным символом индустриализации Аргентины, важной вехой в развитии транспортного машиностроения страны[10]. В общей сложности в период с 1953 по 1966 гг. было выпущено 105 655 единиц в четырёх сериях, не считая 1 прототипа и 19 предсерийных мотоциклов, изготовленных в 1952-м.

Несколько лет спустя президентом Фрондиси была инициирована программа автомобилизации страны и поддержки отечественного автомобилестроения. Попытка аргентинских промышленников создать автомобиль, доступный широким слоям населения, привела к появлению мотоколяски Dinarg D-200, которой, однако, не удалось повторить успех «Пумы».

Источник данных: Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios — 1-2 серии[11], 4-5 серии[12]

Серия 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 Всего Всего 20 229 2,627 5,673 4,144 12,352 9,006 11,843 15,879 11,879 9,758 6,886 7,446 6,171 1,762 105,675
1-я серия 98 20 229 2,627 5,673 1,507 10,056
2-я серия 98 cc 2,637 12,352 9,006 11,694 13,577 5,828 1,294 540 56,928
4-я серия 98 cc 149 2,302 6,051 2,819 11 11,332
4-я серия 125 cc 5,645 6,236 6,701 5,641 1,200 25,423
5-я серия 200 cc 99 745 530 562 1,936

Интересные факты

«Пума» 1-й серии. Такой мотоцикл был у Перона.
  • Президент Хуан Перон, любивший кататься по Буэнос-Айресу на мотоцикле[13], имел в своей мотоколлекции в резиденции Кинта-де-Оливос «Пуму» 1-й серии, подаренной ему аргентинской молодёжью из студенческого союза UES (исп.)русск.[8].

См. также

Примечания

  1. ↑ ТТХ 1-й серии
  2. ↑ Roger Hicks (Gen. ed.). Мотоциклы. Мировая Энциклопедия (пер. с англ.) = The Encyclopedia of Motorcycles. — М.: АСТ, 2005. — С. 417. — 544 с. — 1500 экз. — ISBN 5-17-035499-1.
  3. ↑ Очерки истории Аргентины / Ермолаев В. И.. — М.: Соцэкгиз, 1961. — С. 393. — 588 с. — 5000 экз.
  4. ↑ 1 2 3 4 Arreguez, 2008, с. 162.
  5. ↑ 1 2 Walter Bonetto. La industria perdida. — Univ Nacional de Río Cuarto, 2004. — С. 133. — 205 с. — ISBN 978-9-50665-251-7.
  6. ↑ Fulchieri, Bibiana. La moto puma: una pasión cordobesa (исп.), La Voz del Interior (16 de diciembre de 2012). Проверено 20 октября 2015.
  7. ↑ Moto Puma (исп.). FierrosClasicos (13 de abril de 2013). Проверено 20 октября 2015.
  8. ↑ 1 2 Claudio Scabuzzo. Las motocicletas del General (исп.). Проверено 20 октября 2015.
  9. ↑ James Brennan. The Labor Wars in Cordoba, 1955-1976: Ideology, Work, and Labor Politics in an Argentine Industrial Society. — Harvard University Press, 2009. — С. 28. — 456 с. — ISBN 978-0-67402-875-3.
  10. ↑ Ezequiel M. Chabay. 10 motos emblemáticas para los argentinos (исп.). Cronista.com (26 de septiembre de 2013). Проверено 28 октября 2015.
  11. ↑ Arreguez, 2008, с. 164.
  12. ↑ Arreguez, 2008, с. 252.
  13. ↑ Феликс Луна. Краткая история аргентинцев. — М.: Весь мир, 2010. — С. 213. — 280 с. — ISBN 978-5-7777-0491-7.

Литература

  • Ángel César Arreguez. Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios. — Córdoba: Ministerio de Ciencia y Tecnología de la Provincia de Córdoba, 2008. — 588 с. — ISBN 978-987-24620-0-0.

wikipedia.green

Puma (мотоцикл) — WiKi

«Пу́ма» (исп. Puma; прозвища — «Пуми́та», «Пумаро́ла») — марка мопедов[2] и мотоциклов, выпускавшихся мотоциклетным заводом аргентинского государственного машиностроительного конгломерата IAME (англ.)русск. (в 1956 переименован в DINFIA) с 1952 по 1966 годы. В общей сложности было выпущено 105 675 единиц в четырёх сериях.

ПумаОбщая информация Производитель Годы выпуска Тип Составляющие Система смазки Сцепление КПП Подача топлива
DINFIA Puma 4-й серии
IAME (англ.)русск. DINFIA
1952—1966
дорожный
совместно с топливом
двухдисковое
механическая 2-ступ.Тип Число ступеней Передаточные отношения 1 передача 2 передача Тип шестерней Переключение
механическая
2
2,6
1,77
постоянного зацепления
ручное
самотёком
 Пума на Викискладе

Предыстория

  Генерал Перон на «Пуме»

С середины 1930-х в Аргентине начался широкий процесс индустриализации, в основном в районе Большого Буэнос-Айреса, с упором на текстильную и пищевую промышленность. Сокращение во время Второй мировой войны импорта промышленных товаров привело к развитию их производства на территории страны. Значительное развитие получило производство холодильников, обуви, радиоаппаратуры, электропринадлежностей и прочих товаров широкого потребления[3]. К середине 1940-х годов промышленность начала расширяться в металлургической и металлообрабатывающей сферах, с вводом в строй крупных предприятий, таких как Altos Hornos Zapla (исп.)русск. и гидроэнергетики, с вводом новых ГЭС в провинции Кордова при губернаторе Амадео Сабаттини.

В 1946 году к власти пришёл Хуан Перон, провозгласивший особенный, Третий путь Аргентины и «аргентинизацию» экономики страны. Развитие промышленности теперь происходило на основе импортозамещения. Центром индустриализации в 1950-х стал город Ко́рдова, где были построены заводы по производству двигателей, вагонов, локомотивов (англ.)русск., тракторов (исп.)русск. и др.

История

В рамках плана развития автомобильной промышленности первого пятилетнего плана Аргентины (исп.)русск., 15 июня 1952 года техническое управление конгломерата IAME — государственного органа, созданного в 1951-м на базе авиационных и механических заводов Аргентины, для развития и содействия производству самолётов и автомобилей, приступило к разработке лёгкого малобюджетного мотоцикла для удовлетворения спроса в сегменте потребительского рынка. За основу был взят немецкий Göricke (нем.)русск. с 98 см³ двигателем Sachs (англ.)русск.. После месячной разработки и изготовления первого прототипа, IAME приступила к производству предсерийных экземпляров. Главным разработчиком на начальной стадии стал инженер Фернандо Ариэль Мартин[4]. К 5 октябрю 1952-го были готовы 19 предсерийных мотоциклов для прохождения тестовых испытаний[5]. В Аргентине бытовало ошибочное мнение, что название PUMA является аббревиатурой слов Perón Único Mandatario Argentino или Primera Unidad Motriz Argentina. Назван же был мотоцикл в честь южноамериканского хищника из семейства кошачьих, путём опроса среди сотрудников IAME[6].

  «Теуэльче» Super Sport — аргентинский современник «Пумы». 1963

27 мая 1953 года правительственным указом № 9170 был образован мотоциклетный завод[4][5]. Предприятие строилось между городами Кордова и Вилья-Карлос-Пас в бывших помещениях 1-го парашютного батальона ВС Аргентины под управлением капитана , материалы поставлялись с предприятий Кордовы, Росарио и Буэнос-Айреса. Производственная мощность завода составляла 10 000 мотоциклов в год. По планам мотоциклы должны были быть легко доступными для рабочего класса Аргентины[4].

Первые 400 «пум» были проданы за нерентабельную для IAME цену в 6 500 аргентинских песо за единицу при тогдашнем курсе 23 песо за 1 доллар США[7], по сравнению с 9 500 песо за мотоцикл аналогичного класса импортного производства[4]. Однако правительство полагало, что высокий спрос вызовет интерес у местных предпринимателей и к сборке и поставке комплектующих подключатся частные фирмы по всей стране, высвободив мощности государственных заводов, как это было в случае с самолётом «Бойеро». Первой стала фирма Televel — поставщик лицензионных двигателей Sachs. Успех вызвал появление около 40 марок мотоциклов, созданных на базе «Пумы», производимых частными заводами[8]. В итоге, в середине 1950-х Кордова стала вторым после Милана крупнейшим центром в мире по производству мотоциклов, а «улицы города кишели мотоциклами „Пума“»[9].

Конструкция

Модели

  • Puma Primera Serie 98 cc
  • Puma Segunda Serie 98 cc
  • Puma Tercera Serie 98 cc — прототип, в серию не пошёл.
  • Puma Cuarta Serie
    • Puma Cuarta Serie 98 cc
    • Puma Cuarta Serie 125 cc
  • Puma Quinta Serie 200 cc
  • Puma Ancon

Производство

  Сборка «пум» 5-й серии

Благодаря простоте конструкции, надёжности и лёгкости в эксплуатации мотоциклы марки «Пума» быстро завоевали популярность среди рабочего класса. Также сыграла свою роль дешевизна модели по сравнению с аргентинскими конкурентами — «Занелла», «Теуэльче», не говоря уже об импортных мотоциклах. Мотоцикл стал своеобразным символом индустриализации Аргентины, важной вехой в развитии транспортного машиностроения страны[10]. В общей сложности в период с 1953 по 1966 гг. было выпущено 105 655 единиц в четырёх сериях, не считая 1 прототипа и 19 предсерийных мотоциклов, изготовленных в 1952-м.

Несколько лет спустя президентом Фрондиси была инициирована программа автомобилизации страны и поддержки отечественного автомобилестроения. Попытка аргентинских промышленников создать автомобиль, доступный широким слоям населения, привела к появлению мотоколяски Dinarg D-200, которой, однако, не удалось повторить успех «Пумы».

Источник данных: Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios — 1-2 серии[11], 4-5 серии[12]

Серия 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 Всего Всего 20 229 2,627 5,673 4,144 12,352 9,006 11,843 15,879 11,879 9,758 6,886 7,446 6,171 1,762 105,675
1-я серия 98 20 229 2,627 5,673 1,507 10,056
2-я серия 98 cc 2,637 12,352 9,006 11,694 13,577 5,828 1,294 540 56,928
4-я серия 98 cc 149 2,302 6,051 2,819 11 11,332
4-я серия 125 cc 5,645 6,236 6,701 5,641 1,200 25,423
5-я серия 200 cc 99 745 530 562 1,936

Интересные факты

  «Пума» 1-й серии. Такой мотоцикл был у Перона.
  • Президент Хуан Перон, любивший кататься по Буэнос-Айресу на мотоцикле[13], имел в своей мотоколлекции в резиденции Кинта-де-Оливос «Пуму» 1-й серии, подаренной ему аргентинской молодёжью из студенческого союза UES (исп.)русск.[8].

См. также

Примечания

  1. ↑ ТТХ 1-й серии
  2. ↑ Roger Hicks (Gen. ed.). Мотоциклы. Мировая Энциклопедия (пер. с англ.) = The Encyclopedia of Motorcycles. — М.: АСТ, 2005. — С. 417. — 544 с. — 1500 экз. — ISBN 5-17-035499-1.
  3. ↑ Очерки истории Аргентины / Ермолаев В. И.. — М.: Соцэкгиз, 1961. — С. 393. — 588 с. — 5000 экз.
  4. ↑ 1 2 3 4 Arreguez, 2008, с. 162.
  5. ↑ 1 2 Walter Bonetto. La industria perdida. — Univ Nacional de Río Cuarto, 2004. — С. 133. — 205 с. — ISBN 978-9-50665-251-7.
  6. ↑ Fulchieri, Bibiana. La moto puma: una pasión cordobesa (исп.), La Voz del Interior (16 de diciembre de 2012). Проверено 20 октября 2015.
  7. ↑ Moto Puma (исп.). FierrosClasicos (13 de abril de 2013). Проверено 20 октября 2015.
  8. ↑ 1 2 Claudio Scabuzzo. Las motocicletas del General (исп.). Проверено 20 октября 2015.
  9. ↑ James Brennan. The Labor Wars in Cordoba, 1955-1976: Ideology, Work, and Labor Politics in an Argentine Industrial Society. — Harvard University Press, 2009. — С. 28. — 456 с. — ISBN 978-0-67402-875-3.
  10. ↑ Ezequiel M. Chabay. 10 motos emblemáticas para los argentinos (исп.). Cronista.com (26 de septiembre de 2013). Проверено 28 октября 2015.
  11. ↑ Arreguez, 2008, с. 164.
  12. ↑ Arreguez, 2008, с. 252.
  13. ↑ Феликс Луна. Краткая история аргентинцев. — М.: Весь мир, 2010. — С. 213. — 280 с. — ISBN 978-5-7777-0491-7.

Литература

  • Ángel César Arreguez. Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios. — Córdoba: Ministerio de Ciencia y Tecnología de la Provincia de Córdoba, 2008. — 588 с. — ISBN 978-987-24620-0-0.

ru-wiki.org

Puma (мотоцикл) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Общая информацияПроизводительГоды выпускаТипСоставляющиеСистема смазкиСцеплениеКПППодача топлива
Пума
DINFIA Puma 4-й серии

IAME (англ.)русск. → DINFIA

1952—1966

дорожный

Двигатель

Производитель:</td>Televel (по лицензии)</td></tr>
Марка:</td>Sachs[1]</td></tr>
Объём:</td>98 см3</td></tr>
Максимальная мощность:</td>2,4 л. с.</td></tr>
Конфигурация:</td>1-цилиндр.</td></tr>
Цилиндров:</td>1</td></tr>
Расход топлива при смешанном цикле:</td>2,85 л/100 км</td></tr>
Диаметр цилиндра:</td>48 мм</td></tr>
Ход поршня:</td>54 мм</td></tr>
Степень сжатия:</td>5,8:1</td></tr>
Охлаждение:</td>воздушное </td></tr>
Материал ГБЦ:</td>алюминиевый сплав</td></tr>
Тактность (число тактов):</td>2-тактн.</td></tr>

совместно с топливом

двухдисковое

механическая 2-ступ.
Тип:механическая
Число ступеней:2
Передаточные отношения: 
1 передача:2,6
2 передача:1,77
Тип шестерней:постоянного зацепления
Переключение:ручное
</td></tr>

самотёком

Пума на Викискладе

«Пу́ма» (исп. Puma; прозвища — «Пуми́та», «Пумаро́ла») — марка мопедов[2] и мотоциклов, выпускавшихся мотоциклетным заводом аргентинского государственного машиностроительного конгломерата IAME (англ.)русск. (в 1956 переименован в DINFIA) с 1952 по 1966 годы. В общей сложности было выпущено 105 675 единиц в четырёх сериях.

Предыстория

С середины 1930-х в Аргентине начался широкий процесс индустриализации, в основном в районе Большого Буэнос-Айреса, с упором на текстильную и пищевую промышленность. Сокращение во время Второй мировой войны импорта промышленных товаров привело к развитию их производства на территории страны. Значительное развитие получило производство холодильников, обуви, радиоаппаратуры, электропринадлежностей и прочих товаров широкого потребления[3]. К середине 1940-х годов промышленность начала расширяться в металлургической и металлообрабатывающей сферах, с вводом в строй крупных предприятий, таких как Altos Hornos Zapla (исп.)русск. и гидроэнергетики, с вводом новых ГЭС в провинции Кордова при губернаторе Амадео Сабаттини.

В 1946 году к власти пришёл Хуан Перон, провозгласивший особенный, Третий путь Аргентины и «аргентинизацию» экономики страны. Развитие промышленности теперь происходило на основе импортозамещения. Центром индустриализации в 1950-х стал город Ко́рдова, где были построены заводы по производству двигателей, вагонов, локомотивов (англ.)русск., тракторов (исп.)русск. и др.

История

В рамках плана развития автомобильной промышленности первого пятилетнего плана Аргентины (исп.)русск., 15 июня 1952 года техническое управление конгломерата IAME — государственного органа, созданного в 1951-м на базе авиационных и механических заводов Аргентины, для развития и содействия производству самолётов и автомобилей, приступило к разработке лёгкого малобюджетного мотоцикла для удовлетворения спроса в сегменте потребительского рынка. За основу был взят немецкий Göricke (нем.)русск. с 98 см³ двигателем Sachs (англ.)русск.. После месячной разработки и изготовления первого прототипа, IAME приступила к производству предсерийных экземпляров. Главным разработчиком на начальной стадии стал инженер Фернандо Ариэль Мартин[4]. К 5 октябрю 1952-го были готовы 19 предсерийных мотоциклов для прохождения тестовых испытаний[5]. В Аргентине бытовало ошибочное мнение, что название PUMA является аббревиатурой слов Perón Único Mandatario Argentino или Primera Unidad Motriz Argentina. Назван же был мотоцикл в честь южноамериканского хищника из семейства кошачьих, путём опроса среди сотрудников IAME[6].

27 мая 1953 года правительственным указом № 9170 был образован мотоциклетный завод[4][5]. Предприятие строилось между городами Кордова и Вилья-Карлос-Пас в бывших помещениях 1-го парашютного батальона ВС Аргентины под управлением капитана Х. Тассо, материалы поставлялись с предприятий Кордовы, Росарио и Буэнос-Айреса. Производственная мощность завода составляла 10 000 мотоциклов в год. По планам мотоциклы должны были быть легко доступными для рабочего класса Аргентины[4].

Первые 400 «пум» были проданы за нерентабельную для IAME цену в 6 500 аргентинских песо за единицу при тогдашнем курсе 23 песо за 1 доллар США[7], по сравнению с 9 500 песо за мотоцикл аналогичного класса импортного производства[4]. Однако правительство полагало, что высокий спрос вызовет интерес у местных предпринимателей и к сборке и поставке комплектующих подключатся частные фирмы по всей стране, высвободив мощности государственных заводов, как это было в случае с самолётом «Бойеро». Первой стала фирма Televel — поставщик лицензионных двигателей Sachs. Успех вызвал появление около 40 марок мотоциклов, созданных на базе «Пумы», производимых частными заводами[8]. В итоге, в середине 1950-х Кордова стала вторым после Милана крупнейшим центром в мире по производству мотоциклов, а «улицы города кишели мотоциклами „Пума“»[9].

Конструкция

Модели

  • Puma Primera Serie 98 cc
  • Puma Segunda Serie 98 cc
  • Puma Tercera Serie 98 cc — прототип, в серию не пошёл.
  • Puma Cuarta Serie
    • Puma Cuarta Serie 98 cc
    • Puma Cuarta Serie 125 cc
  • Puma Quinta Serie 200 cc
  • Puma Ancon

Производство

Благодаря простоте конструкции, надёжности и лёгкости в эксплуатации мотоциклы марки «Пума» быстро завоевали популярность среди рабочего класса. Также сыграла свою роль дешевизна модели по сравнению с аргентинскими конкурентами — «Занелла», «Теуэльче», не говоря уже об импортных мотоциклах. Мотоцикл стал своеобразным символом индустриализации Аргентины, важной вехой в развитии транспортного машиностроения страны[10]. В общей сложности в период с 1953 по 1966 гг. было выпущено 105 655 единиц в четырёх сериях, не считая 1 прототипа и 19 предсерийных мотоциклов, изготовленных в 1952-м.

Несколько лет спустя президентом Фрондиси была инициирована программа автомобилизации страны и поддержки отечественного автомобилестроения. Попытка аргентинских промышленников создать автомобиль, доступный широким слоям населения, привела к появлению мотоколяски Dinarg D-200, которой, однако, не удалось повторить успех «Пумы».

Источник данных: Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios — 1-2 серии[11], 4-5 серии[12]

Серия 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 Всего Всего 20 229 2,627 5,673 4,144 12,352 9,006 11,843 15,879 11,879 9,758 6,886 7,446 6,171 1,762 105,675
1-я серия 98 cc 20 229 2,627 5,673 1,507 10,056
2-я серия 98 cc 2,637 12,352 9,006 11,694 13,577 5,828 1,294 540 56,928
3-я серия
4-я серия 98 cc 149 2,302 6,051 2,819 11 11,332
4-я серия 125 cc 5,645 6,236 6,701 5,641 1,200 25,423
5-я серия 200 cc 99 745 530 562 1,936

Интересные факты

  • Президент Хуан Перон, любивший кататься по Буэнос-Айресу на мотоцикле[13], имел в своей мотоколлекции в резиденции Кинта-де-Оливос «Пуму» 1-й серии, подаренной ему аргентинской молодёжью из студенческого союза UES (исп.)русск.[8].

См. также

Напишите отзыв о статье "Puma (мотоцикл)"

Примечания

  1. ↑ ТТХ 1-й серии
  2. ↑ Roger Hicks (Gen. ed.). Мотоциклы. Мировая Энциклопедия (пер. с англ.) = The Encyclopedia of Motorcycles. — М.: АСТ, 2005. — С. 417. — 544 с. — 1500 экз. — ISBN 5-17-035499-1.
  3. ↑ Очерки истории Аргентины / Ермолаев В. И.. — М.: Соцэкгиз, 1961. — С. 393. — 588 с. — 5000 экз.
  4. ↑ 1 2 3 4 Arreguez, 2008, с. 162.
  5. ↑ 1 2 Walter Bonetto. [books.google.nl/books?id=qP8da4SxnmoC&pg=PA133&lpg=PA133&dq=motocicleta+argentino+puma&source=bl&ots=Qui5U6dUt4&sig=2n4Bsgc-1EKCXcqizdSBSbJceGo&hl=ru&sa=X&ved=0CDYQ6AEwAjgKahUKEwjK9qLph9DIAhVEfhoKHWwfDwo#v=onepage&q=motocicleta%20argentino%20puma&f=false La industria perdida]. — Univ Nacional de Río Cuarto, 2004. — С. 133. — 205 с. — ISBN 978-9-50665-251-7.
  6. ↑ Fulchieri, Bibiana. [www.lavoz.com.ar/cordoba/moto-puma-pasion-cordobesa La moto puma: una pasión cordobesa] (исп.), La Voz del Interior (16 de diciembre de 2012). Проверено 20 октября 2015.
  7. ↑ [www.fierrosclasicos.com/moto-puma-1952-a-1966/ Moto Puma] (исп.). FierrosClasicos (13 de abril de 2013). Проверено 20 октября 2015.
  8. ↑ 1 2 Claudio Scabuzzo. [laterminalrosario.wordpress.com/2011/03/26/las-motocicletas-del-general/ Las motocicletas del General] (исп.). Проверено 20 октября 2015.
  9. ↑ James Brennan. [books.google.kz/books?id=F4ZFt87RSKcC&pg=PA28&dq=IAME+Puma&hl=en&sa=X&redir_esc=y#v=onepage&q=Puma&f=false The Labor Wars in Cordoba, 1955-1976: Ideology, Work, and Labor Politics in an Argentine Industrial Society]. — Harvard University Press, 2009. — С. 28. — 456 с. — ISBN 978-0-67402-875-3.
  10. ↑ Ezequiel M. Chabay. [www.cronista.com/rpm/10-motos-emblematicas-para-los-argentinos-20130926-0031.html 10 motos emblemáticas para los argentinos] (исп.). Cronista.com (26 de septiembre de 2013). Проверено 28 октября 2015.
  11. ↑ Arreguez, 2008, с. 164.
  12. ↑ Arreguez, 2008, с. 252.
  13. ↑ Феликс Луна. Краткая история аргентинцев. — М.: Весь мир, 2010. — С. 213. — 280 с. — ISBN 978-5-7777-0491-7.

Литература

  • Ángel César Arreguez. Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios. — Córdoba: Ministerio de Ciencia y Tecnología de la Provincia de Córdoba, 2008. — 588 с. — ISBN 978-987-24620-0-0.

Отрывок, характеризующий Puma (мотоцикл)

Ростов в кампании позволял себе вольность ездить не на фронтовой лошади, а на казацкой. И знаток и охотник, он недавно достал себе лихую донскую, крупную и добрую игреневую лошадь, на которой никто не обскакивал его. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Он думал о лошади, об утре, о докторше и ни разу не подумал о предстоящей опасности. Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему. Только что солнце показалось на чистой полосе из под тучи, как ветер стих, как будто он не смел портить этого прелестного после грозы летнего утра; капли еще падали, но уже отвесно, – и все затихло. Солнце вышло совсем, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, стоявшей над ним. Через несколько минут солнце еще светлее показалось на верхнем крае тучи, разрывая ее края. Все засветилось и заблестело. И вместе с этим светом, как будто отвечая ему, раздались впереди выстрелы орудий. Не успел еще Ростов обдумать и определить, как далеки эти выстрелы, как от Витебска прискакал адъютант графа Остермана Толстого с приказанием идти на рысях по дороге. Эскадрон объехал пехоту и батарею, также торопившуюся идти скорее, спустился под гору и, пройдя через какую то пустую, без жителей, деревню, опять поднялся на гору. Лошади стали взмыливаться, люди раскраснелись. – Стой, равняйся! – послышалась впереди команда дивизионера. – Левое плечо вперед, шагом марш! – скомандовали впереди. И гусары по линии войск прошли на левый фланг позиции и стали позади наших улан, стоявших в первой линии. Справа стояла наша пехота густой колонной – это были резервы; повыше ее на горе видны были на чистом чистом воздухе, в утреннем, косом и ярком, освещении, на самом горизонте, наши пушки. Впереди за лощиной видны были неприятельские колонны и пушки. В лощине слышна была наша цепь, уже вступившая в дело и весело перещелкивающаяся с неприятелем. Ростову, как от звуков самой веселой музыки, стало весело на душе от этих звуков, давно уже не слышанных. Трап та та тап! – хлопали то вдруг, то быстро один за другим несколько выстрелов. Опять замолкло все, и опять как будто трескались хлопушки, по которым ходил кто то. Гусары простояли около часу на одном месте. Началась и канонада. Граф Остерман с свитой проехал сзади эскадрона, остановившись, поговорил с командиром полка и отъехал к пушкам на гору. Вслед за отъездом Остермана у улан послышалась команда: – В колонну, к атаке стройся! – Пехота впереди их вздвоила взводы, чтобы пропустить кавалерию. Уланы тронулись, колеблясь флюгерами пик, и на рысях пошли под гору на французскую кавалерию, показавшуюся под горой влево. Как только уланы сошли под гору, гусарам ведено было подвинуться в гору, в прикрытие к батарее. В то время как гусары становились на место улан, из цепи пролетели, визжа и свистя, далекие, непопадавшие пули. Давно не слышанный этот звук еще радостнее и возбудительное подействовал на Ростова, чем прежние звуки стрельбы. Он, выпрямившись, разглядывал поле сражения, открывавшееся с горы, и всей душой участвовал в движении улан. Уланы близко налетели на французских драгун, что то спуталось там в дыму, и через пять минут уланы понеслись назад не к тому месту, где они стояли, но левее. Между оранжевыми уланами на рыжих лошадях и позади их, большой кучей, видны были синие французские драгуны на серых лошадях.

Ростов своим зорким охотничьим глазом один из первых увидал этих синих французских драгун, преследующих наших улан. Ближе, ближе подвигались расстроенными толпами уланы, и французские драгуны, преследующие их. Уже можно было видеть, как эти, казавшиеся под горой маленькими, люди сталкивались, нагоняли друг друга и махали руками или саблями. Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят; но ежели ударить, то надо было сейчас, сию минуту, иначе будет уже поздно. Он оглянулся вокруг себя. Ротмистр, стоя подле него, точно так же не спускал глаз с кавалерии внизу. – Андрей Севастьяныч, – сказал Ростов, – ведь мы их сомнем… – Лихая бы штука, – сказал ротмистр, – а в самом деле… Ростов, не дослушав его, толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Ростов сам не знал, как и почему он это сделал. Все это он сделал, как он делал на охоте, не думая, не соображая. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. Пули так возбудительно визжали и свистели вокруг него, лошадь так горячо просилась вперед, что он не мог выдержать. Он тронул лошадь, скомандовал и в то же мгновение, услыхав за собой звук топота своего развернутого эскадрона, на полных рысях, стал спускаться к драгунам под гору. Едва они сошли под гору, как невольно их аллюр рыси перешел в галоп, становившийся все быстрее и быстрее по мере того, как они приближались к своим уланам и скакавшим за ними французским драгунам. Драгуны были близко. Передние, увидав гусар, стали поворачивать назад, задние приостанавливаться. С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер – по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу. В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло. Офицер упал не столько от удара саблей, который только слегка разрезал ему руку выше локтя, сколько от толчка лошади и от страха. Ростов, сдержав лошадь, отыскивал глазами своего врага, чтобы увидать, кого он победил. Драгунский французский офицер одной ногой прыгал на земле, другой зацепился в стремени. Он, испуганно щурясь, как будто ожидая всякую секунду нового удара, сморщившись, с выражением ужаса взглянул снизу вверх на Ростова. Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо. Еще прежде, чем Ростов решил, что он с ним будет делать, офицер закричал: «Je me rends!» [Сдаюсь!] Он, торопясь, хотел и не мог выпутать из стремени ногу и, не спуская испуганных голубых глаз, смотрел на Ростова. Подскочившие гусары выпростали ему ногу и посадили его на седло. Гусары с разных сторон возились с драгунами: один был ранен, но, с лицом в крови, не давал своей лошади; другой, обняв гусара, сидел на крупе его лошади; третий взлеаал, поддерживаемый гусаром, на его лошадь. Впереди бежала, стреляя, французская пехота. Гусары торопливо поскакали назад с своими пленными. Ростов скакал назад с другими, испытывая какое то неприятное чувство, сжимавшее ему сердце. Что то неясное, запутанное, чего он никак не мог объяснить себе, открылось ему взятием в плен этого офицера и тем ударом, который он нанес ему. Граф Остерман Толстой встретил возвращавшихся гусар, подозвал Ростова, благодарил его и сказал, что он представит государю о его молодецком поступке и будет просить для него Георгиевский крест. Когда Ростова потребовали к графу Остерману, он, вспомнив о том, что атака его была начата без приказанья, был вполне убежден, что начальник требует его для того, чтобы наказать его за самовольный поступок. Поэтому лестные слова Остермана и обещание награды должны бы были тем радостнее поразить Ростова; но все то же неприятное, неясное чувство нравственно тошнило ему. «Да что бишь меня мучает? – спросил он себя, отъезжая от генерала. – Ильин? Нет, он цел. Осрамился я чем нибудь? Нет. Все не то! – Что то другое мучило его, как раскаяние. – Да, да, этот французский офицер с дырочкой. И я хорошо помню, как рука моя остановилась, когда я поднял ее». Ростов увидал отвозимых пленных и поскакал за ними, чтобы посмотреть своего француза с дырочкой на подбородке. Он в своем странном мундире сидел на заводной гусарской лошади и беспокойно оглядывался вокруг себя. Рана его на руке была почти не рана. Он притворно улыбнулся Ростову и помахал ему рукой, в виде приветствия. Ростову все так же было неловко и чего то совестно. Весь этот и следующий день друзья и товарищи Ростова замечали, что он не скучен, не сердит, но молчалив, задумчив и сосредоточен. Он неохотно пил, старался оставаться один и о чем то все думал. Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца, – и никак не мог понять чего то. «Так и они еще больше нашего боятся! – думал он. – Так только то и есть всего, то, что называется геройством? И разве я это делал для отечества? И в чем он виноват с своей дырочкой и голубыми глазами? А как он испугался! Он думал, что я убью его. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне дали Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю!»

wiki-org.ru

puma (мотоцикл) Википедия

ПумаОбщая информация Производитель Годы выпуска Тип Составляющие Система смазки Сцепление КПП Подача топлива
DINFIA Puma 4-й серии
IAME (англ.)русск. DINFIA
1952—1966
дорожный
совместно с топливом
двухдисковое
механическая 2-ступ.Тип Число ступеней Передаточные отношения 1 передача 2 передача Тип шестерней Переключение
механическая
2
2,6
1,77
постоянного зацепления
ручное
самотёком
 Пума на Викискладе

«Пу́ма» (исп. Puma; прозвища — «Пуми́та», «Пумаро́ла») — марка мопедов[2] и мотоциклов, выпускавшихся мотоциклетным заводом аргентинского государственного машиностроительного конгломерата IAME (англ.)русск. (в 1956 переименован в DINFIA) с 1952 по 1966 годы. В общей сложности было выпущено 105 675 единиц в четырёх сериях.

Пре

ru-wiki.ru

puma (мотоцикл) Википедия

ПумаОбщая информация Производитель Годы выпуска Тип Составляющие Система смазки Сцепление КПП Подача топлива
DINFIA Puma 4-й серии
IAME (англ.)русск. DINFIA
1952—1966
дорожный
совместно с топливом
двухдисковое
механическая 2-ступ.Тип Число ступеней Передаточные отношения 1 передача 2 передача Тип шестерней Переключение
механическая
2
2,6
1,77
постоянного зацепления
ручное
самотёком
 Пума на Викискладе

«Пу́ма» (исп. Puma; прозвища — «Пуми́та», «Пумаро́ла») — марка мопедов[2] и мотоциклов, выпускавшихся мотоциклетным заводом аргентинского государственного машиностроительного конгломерата IAME (англ.)русск. (в 1956 переименован в DINFIA) с 1952 по 1966 годы. В общей сложности было выпущено 105 675 единиц в четырёх сериях.

Предыстория

Генерал Перон на «Пуме»

С середины 1930-х в Аргентине начался широкий процесс индустриализации, в основном в районе Большого Буэнос-Айреса, с упором на текстильную и пищевую промышленность. Сокращение во время Второй мировой войны импорта промышленных товаров привело к развитию их производства на территории страны. Значительное развитие получило производство холодильников, обуви, радиоаппаратуры, электропринадлежностей и прочих товаров широкого потребления[3]. К середине 1940-х годов промышленность начала расширяться в металлургической и металлообрабатывающей сферах, с вводом в строй крупных предприятий, таких как Altos Hornos Zapla (исп.)русск. и гидроэнергетики, с вводом новых ГЭС в провинции Кордова при губернаторе Амадео Сабаттини.

В 1946 году к власти пришёл Хуан Перон, провозгласивший особенный, Третий путь Аргентины и «аргентинизацию» экономики страны. Развитие промышленности теперь происходило на основе импортозамещения. Центром индустриализации в 1950-х стал город Ко́рдова, где были построены заводы по производству двигателей, вагонов, локомотивов (англ.)русск., тракторов (исп.)русск. и др.

История

В рамках плана развития автомобильной промышленности первого пятилетнего плана Аргентины (исп.)русск., 15 июня 1952 года техническое управление конгломерата IAME — государственного органа, созданного в 1951-м на базе авиационных и механических заводов Аргентины, для развития и содействия производству самолётов и автомобилей, приступило к разработке лёгкого малобюджетного мотоцикла для удовлетворения спроса в сегменте потребительского рынка. За основу был взят немецкий Göricke (нем.)русск. с 98 см³ двигателем Sachs (англ.)русск.. После месячной разработки и изготовления первого прототипа, IAME приступила к производству предсерийных экземпляров. Главным разработчиком на начальной стадии стал инженер Фернандо Ариэль Мартин[4]. К 5 октябрю 1952-го были готовы 19 предсерийных мотоциклов для прохождения тестовых испытаний[5]. В Аргентине бытовало ошибочное мнение, что название PUMA является аббревиатурой слов Perón Único Mandatario Argentino или Primera Unidad Motriz Argentina. Назван же был мотоцикл в честь южноамериканского хищника из семейства кошачьих, путём опроса среди сотрудников IAME[6].

«Теуэльче» Super Sport — аргентинский современник «Пумы». 1963

27 мая 1953 года правительственным указом № 9170 был образован мотоциклетный завод[4][5]. Предприятие строилось между городами Кордова и Вилья-Карлос-Пас в бывших помещениях 1-го парашютного батальона ВС Аргентины под управлением капитана , материалы поставлялись с предприятий Кордовы, Росарио и Буэнос-Айреса. Производственная мощность завода составляла 10 000 мотоциклов в год. По планам мотоциклы должны были быть легко доступными для рабочего класса Аргентины[4].

Первые 400 «пум» были проданы за нерентабельную для IAME цену в 6 500 аргентинских песо за единицу при тогдашнем курсе 23 песо за 1 доллар США[7], по сравнению с 9 500 песо за мотоцикл аналогичного класса импортного производства[4]. Однако правительство полагало, что высокий спрос вызовет интерес у местных предпринимателей и к сборке и поставке комплектующих подключатся частные фирмы по всей стране, высвободив мощности государственных заводов, как это было в случае с самолётом «Бойеро». Первой стала фирма Televel — поставщик лицензионных двигателей Sachs. Успех вызвал появление около 40 марок мотоциклов, созданных на базе «Пумы», производимых частными заводами[8]. В итоге, в середине 1950-х Кордова стала вторым после Милана крупнейшим центром в мире по производству мотоциклов, а «улицы города кишели мотоциклами „Пума“»[9].

Конструкция

Модели

  • Puma Primera Serie 98 cc
  • Puma Segunda Serie 98 cc
  • Puma Tercera Serie 98 cc — прототип, в серию не пошёл.
  • Puma Cuarta Serie
    • Puma Cuarta Serie 98 cc
    • Puma Cuarta Serie 125 cc
  • Puma Quinta Serie 200 cc
  • Puma Ancon

Производство

Сборка «пум» 5-й серии

Благодаря простоте конструкции, надёжности и лёгкости в эксплуатации мотоциклы марки «Пума» быстро завоевали популярность среди рабочего класса. Также сыграла свою роль дешевизна модели по сравнению с аргентинскими конкурентами — «Занелла», «Теуэльче», не говоря уже об импортных мотоциклах. Мотоцикл стал своеобразным символом индустриализации Аргентины, важной вехой в развитии транспортного машиностроения страны[10]. В общей сложности в период с 1953 по 1966 гг. было выпущено 105 655 единиц в четырёх сериях, не считая 1 прототипа и 19 предсерийных мотоциклов, изготовленных в 1952-м.

Несколько лет спустя президентом Фрондиси была инициирована программа автомобилизации страны и поддержки отечественного автомобилестроения. Попытка аргентинских промышленников создать автомобиль, доступный широким слоям населения, привела к появлению мотоколяски Dinarg D-200, которой, однако, не удалось повторить успех «Пумы».

Источник данных: Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios — 1-2 серии[11], 4-5 серии[12]

Серия 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 Всего Всего 20 229 2,627 5,673 4,144 12,352 9,006 11,843 15,879 11,879 9,758 6,886 7,446 6,171 1,762 105,675
1-я серия 98 20 229 2,627 5,673 1,507 10,056
2-я серия 98 cc 2,637 12,352 9,006 11,694 13,577 5,828 1,294 540 56,928
4-я серия 98 cc 149 2,302 6,051 2,819 11 11,332
4-я серия 125 cc 5,645 6,236 6,701 5,641 1,200 25,423
5-я серия 200 cc 99 745 530 562 1,936

Интересные факты

«Пума» 1-й серии. Такой мотоцикл был у Перона.
  • Президент Хуан Перон, любивший кататься по Буэнос-Айресу на мотоцикле[13], имел в своей мотоколлекции в резиденции Кинта-де-Оливос «Пуму» 1-й серии, подаренной ему аргентинской молодёжью из студенческого союза UES (исп.)русск.[8].

См. также

Примечания

  1. ↑ ТТХ 1-й серии
  2. ↑ Roger Hicks (Gen. ed.). Мотоциклы. Мировая Энциклопедия (пер. с англ.) = The Encyclopedia of Motorcycles. — М.: АСТ, 2005. — С. 417. — 544 с. — 1500 экз. — ISBN 5-17-035499-1.
  3. ↑ Очерки истории Аргентины / Ермолаев В. И.. — М.: Соцэкгиз, 1961. — С. 393. — 588 с. — 5000 экз.
  4. ↑ 1 2 3 4 Arreguez, 2008, с. 162.
  5. ↑ 1 2 Walter Bonetto. La industria perdida. — Univ Nacional de Río Cuarto, 2004. — С. 133. — 205 с. — ISBN 978-9-50665-251-7.
  6. ↑ Fulchieri, Bibiana. La moto puma: una pasión cordobesa (исп.), La Voz del Interior (16 de diciembre de 2012). Проверено 20 октября 2015.
  7. ↑ Moto Puma (исп.). FierrosClasicos (13 de abril de 2013). Проверено 20 октября 2015.
  8. ↑ 1 2 Claudio Scabuzzo. Las motocicletas del General (исп.). Проверено 20 октября 2015.
  9. ↑ James Brennan. The Labor Wars in Cordoba, 1955-1976: Ideology, Work, and Labor Politics in an Argentine Industrial Society. — Harvard University Press, 2009. — С. 28. — 456 с. — ISBN 978-0-67402-875-3.
  10. ↑ Ezequiel M. Chabay. 10 motos emblemáticas para los argentinos (исп.). Cronista.com (26 de septiembre de 2013). Проверено 28 октября 2015.
  11. ↑ Arreguez, 2008, с. 164.
  12. ↑ Arreguez, 2008, с. 252.
  13. ↑ Феликс Луна. Краткая история аргентинцев. — М.: Весь мир, 2010. — С. 213. — 280 с. — ISBN 978-5-7777-0491-7.

Литература

  • Ángel César Arreguez. Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios. — Córdoba: Ministerio de Ciencia y Tecnología de la Provincia de Córdoba, 2008. — 588 с. — ISBN 978-987-24620-0-0.

wikiredia.ru

Puma (мотоцикл) — Википедия РУ

«Пу́ма» (исп. Puma; прозвища — «Пуми́та», «Пумаро́ла») — марка мопедов[2] и мотоциклов, выпускавшихся мотоциклетным заводом аргентинского государственного машиностроительного конгломерата IAME (англ.)русск. (в 1956 переименован в DINFIA) с 1952 по 1966 годы. В общей сложности было выпущено 105 675 единиц в четырёх сериях.

ПумаОбщая информация Производитель Годы выпуска Тип Составляющие Система смазки Сцепление КПП Подача топлива
DINFIA Puma 4-й серии
IAME (англ.)русск. DINFIA
1952—1966
дорожный
совместно с топливом
двухдисковое
механическая 2-ступ.Тип Число ступеней Передаточные отношения 1 передача 2 передача Тип шестерней Переключение
механическая
2
2,6
1,77
постоянного зацепления
ручное
самотёком
 Пума на Викискладе

Предыстория

  Генерал Перон на «Пуме»

С середины 1930-х в Аргентине начался широкий процесс индустриализации, в основном в районе Большого Буэнос-Айреса, с упором на текстильную и пищевую промышленность. Сокращение во время Второй мировой войны импорта промышленных товаров привело к развитию их производства на территории страны. Значительное развитие получило производство холодильников, обуви, радиоаппаратуры, электропринадлежностей и прочих товаров широкого потребления[3]. К середине 1940-х годов промышленность начала расширяться в металлургической и металлообрабатывающей сферах, с вводом в строй крупных предприятий, таких как Altos Hornos Zapla (исп.)русск. и гидроэнергетики, с вводом новых ГЭС в провинции Кордова при губернаторе Амадео Сабаттини.

В 1946 году к власти пришёл Хуан Перон, провозгласивший особенный, Третий путь Аргентины и «аргентинизацию» экономики страны. Развитие промышленности теперь происходило на основе импортозамещения. Центром индустриализации в 1950-х стал город Ко́рдова, где были построены заводы по производству двигателей, вагонов, локомотивов (англ.)русск., тракторов (исп.)русск. и др.

История

В рамках плана развития автомобильной промышленности первого пятилетнего плана Аргентины (исп.)русск., 15 июня 1952 года техническое управление конгломерата IAME — государственного органа, созданного в 1951-м на базе авиационных и механических заводов Аргентины, для развития и содействия производству самолётов и автомобилей, приступило к разработке лёгкого малобюджетного мотоцикла для удовлетворения спроса в сегменте потребительского рынка. За основу был взят немецкий Göricke (нем.)русск. с 98 см³ двигателем Sachs (англ.)русск.. После месячной разработки и изготовления первого прототипа, IAME приступила к производству предсерийных экземпляров. Главным разработчиком на начальной стадии стал инженер Фернандо Ариэль Мартин[4]. К 5 октябрю 1952-го были готовы 19 предсерийных мотоциклов для прохождения тестовых испытаний[5]. В Аргентине бытовало ошибочное мнение, что название PUMA является аббревиатурой слов Perón Único Mandatario Argentino или Primera Unidad Motriz Argentina. Назван же был мотоцикл в честь южноамериканского хищника из семейства кошачьих, путём опроса среди сотрудников IAME[6].

  «Теуэльче» Super Sport — аргентинский современник «Пумы». 1963

27 мая 1953 года правительственным указом № 9170 был образован мотоциклетный завод[4][5]. Предприятие строилось между городами Кордова и Вилья-Карлос-Пас в бывших помещениях 1-го парашютного батальона ВС Аргентины под управлением капитана , материалы поставлялись с предприятий Кордовы, Росарио и Буэнос-Айреса. Производственная мощность завода составляла 10 000 мотоциклов в год. По планам мотоциклы должны были быть легко доступными для рабочего класса Аргентины[4].

Первые 400 «пум» были проданы за нерентабельную для IAME цену в 6 500 аргентинских песо за единицу при тогдашнем курсе 23 песо за 1 доллар США[7], по сравнению с 9 500 песо за мотоцикл аналогичного класса импортного производства[4]. Однако правительство полагало, что высокий спрос вызовет интерес у местных предпринимателей и к сборке и поставке комплектующих подключатся частные фирмы по всей стране, высвободив мощности государственных заводов, как это было в случае с самолётом «Бойеро». Первой стала фирма Televel — поставщик лицензионных двигателей Sachs. Успех вызвал появление около 40 марок мотоциклов, созданных на базе «Пумы», производимых частными заводами[8]. В итоге, в середине 1950-х Кордова стала вторым после Милана крупнейшим центром в мире по производству мотоциклов, а «улицы города кишели мотоциклами „Пума“»[9].

Конструкция

Модели

  • Puma Primera Serie 98 cc
  • Puma Segunda Serie 98 cc
  • Puma Tercera Serie 98 cc — прототип, в серию не пошёл.
  • Puma Cuarta Serie
    • Puma Cuarta Serie 98 cc
    • Puma Cuarta Serie 125 cc
  • Puma Quinta Serie 200 cc
  • Puma Ancon

Производство

  Сборка «пум» 5-й серии

Благодаря простоте конструкции, надёжности и лёгкости в эксплуатации мотоциклы марки «Пума» быстро завоевали популярность среди рабочего класса. Также сыграла свою роль дешевизна модели по сравнению с аргентинскими конкурентами — «Занелла», «Теуэльче», не говоря уже об импортных мотоциклах. Мотоцикл стал своеобразным символом индустриализации Аргентины, важной вехой в развитии транспортного машиностроения страны[10]. В общей сложности в период с 1953 по 1966 гг. было выпущено 105 655 единиц в четырёх сериях, не считая 1 прототипа и 19 предсерийных мотоциклов, изготовленных в 1952-м.

Несколько лет спустя президентом Фрондиси была инициирована программа автомобилизации страны и поддержки отечественного автомобилестроения. Попытка аргентинских промышленников создать автомобиль, доступный широким слоям населения, привела к появлению мотоколяски Dinarg D-200, которой, однако, не удалось повторить успех «Пумы».

Источник данных: Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios — 1-2 серии[11], 4-5 серии[12]

Серия 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 Всего Всего 20 229 2,627 5,673 4,144 12,352 9,006 11,843 15,879 11,879 9,758 6,886 7,446 6,171 1,762 105,675
1-я серия 98 20 229 2,627 5,673 1,507 10,056
2-я серия 98 cc 2,637 12,352 9,006 11,694 13,577 5,828 1,294 540 56,928
4-я серия 98 cc 149 2,302 6,051 2,819 11 11,332
4-я серия 125 cc 5,645 6,236 6,701 5,641 1,200 25,423
5-я серия 200 cc 99 745 530 562 1,936

Интересные факты

  «Пума» 1-й серии. Такой мотоцикл был у Перона.
  • Президент Хуан Перон, любивший кататься по Буэнос-Айресу на мотоцикле[13], имел в своей мотоколлекции в резиденции Кинта-де-Оливос «Пуму» 1-й серии, подаренной ему аргентинской молодёжью из студенческого союза UES (исп.)русск.[8].

См. также

Примечания

  1. ↑ ТТХ 1-й серии
  2. ↑ Roger Hicks (Gen. ed.). Мотоциклы. Мировая Энциклопедия (пер. с англ.) = The Encyclopedia of Motorcycles. — М.: АСТ, 2005. — С. 417. — 544 с. — 1500 экз. — ISBN 5-17-035499-1.
  3. ↑ Очерки истории Аргентины / Ермолаев В. И.. — М.: Соцэкгиз, 1961. — С. 393. — 588 с. — 5000 экз.
  4. ↑ 1 2 3 4 Arreguez, 2008, с. 162.
  5. ↑ 1 2 Walter Bonetto. La industria perdida. — Univ Nacional de Río Cuarto, 2004. — С. 133. — 205 с. — ISBN 978-9-50665-251-7.
  6. ↑ Fulchieri, Bibiana. La moto puma: una pasión cordobesa (исп.), La Voz del Interior (16 de diciembre de 2012). Проверено 20 октября 2015.
  7. ↑ Moto Puma (исп.). FierrosClasicos (13 de abril de 2013). Проверено 20 октября 2015.
  8. ↑ 1 2 Claudio Scabuzzo. Las motocicletas del General (исп.). Проверено 20 октября 2015.
  9. ↑ James Brennan. The Labor Wars in Cordoba, 1955-1976: Ideology, Work, and Labor Politics in an Argentine Industrial Society. — Harvard University Press, 2009. — С. 28. — 456 с. — ISBN 978-0-67402-875-3.
  10. ↑ Ezequiel M. Chabay. 10 motos emblemáticas para los argentinos (исп.). Cronista.com (26 de septiembre de 2013). Проверено 28 октября 2015.
  11. ↑ Arreguez, 2008, с. 164.
  12. ↑ Arreguez, 2008, с. 252.
  13. ↑ Феликс Луна. Краткая история аргентинцев. — М.: Весь мир, 2010. — С. 213. — 280 с. — ISBN 978-5-7777-0491-7.

Литература

  • Ángel César Arreguez. Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios. — Córdoba: Ministerio de Ciencia y Tecnología de la Provincia de Córdoba, 2008. — 588 с. — ISBN 978-987-24620-0-0.

http-wikipediya.ru