choptop › Блог › Про супермото. Мотоциклы супермото


В чем разница между "мотард" и "супермото" в классе питбайк

Очень часто, люди путают два совершенно разных класса питбайков "мотард" и "супермото". Многие считают, что это вообще одно и то же и разницы в них нет, но это совсем не так ! ...

Немного истории и примеров.

«Мотард» как таковой, явился в мир из области гражданских «эндуро»,  а «эндуро», как известно, мотоцикл двойного назначения, который хорошо лазит по грязи разного вида и формы, и в то же время может свободно ехать по дорогам общего пользования, но комфорт не на высшем уровне, да и устойчивость на асфальтированном покрытие на злой резине просто присутствует, но не более. Но самое главное «эндуро» техника часто дефорсированная или просто сделанная таким образом, что запас прочности огромен, а основной упор сделан на надежность и РЕСУРС!  И вот однажды кому-то захотелось сделать юркий, компактный, достаточно мощный и в тоже время обладающий большим ресурсом мотоцикл, на котором можно было бы свободно скакать по ступенькам и бордюрам, без ущерба для самого мотоцикла. Естественно этому должны были способствовать жесткая рама и энергоемкие подвески с большим ходом. Ну и конечно же, нужно было избавится от главного противника устойчивости на дорогах - злых и узких колес. По сути изначально «мотардами» можно было назвать любой «эндуро» на литых или спицевых колесах, чаще всего семнадцатидюймовые, естественно с дорожной резиной. Очень часто колеса брались от малокубатурных спортбайков, классиков и прочей дорожной техники.  Вилки особыми наборами регулировок не отличались и единственное что делалось, это поджатие пружин за счет проставок.  Это потом «мотарды» стали отдельным классом мотоциклов и появились куча примочек с регулируемыми подвесками, спицевыми колесами и прочим.

Вполне знакомым вам примером является

Suzuki DR-400 и Suzuki DR-Z 400. Конечно различия у них есть, но незначительные, если речь идет о полном стоке.        

«Супермото» же совсем другая песня. Этот класс пришел из мира мотокросса, где как известно на ресурс плевать, главное выжать из мотора все что можно. Ни о каком использовании на дорогах общего пользования речи идти не может, только заточка под специализированные трассы!  Естественно, так же как и в кроссе борьба за каждый грамм веса, поэтому ни о какой светотехнике и тяжелых полноценных генераторах можно даже не думать, только магнето, дающее искру и не более. Техника делалась для трека, а соответственно подгонялась под каждого пилота отдельно, то имелся полнейший набор регулировок подвесок, ведь в борьбе за результат важна каждая мелочь, хотя подвеска совсем не мелочь. В общем как ни крути, но «супермото», хоть на первый взгляд и имеет множество сходств с «мотардом», но на деле совсем другая техника, другой направленности и предназначения. Если «мотард» - это покатушная версия эндуро для города , то супермото - это злая бескомпромиссная техника для трека. Вот вам пример корней «супермото» от кросса . Honda CRF 450 и  Honda CRF 450 SM.

     

C историей и основными различиями мы ознакомились, а теперь переходим непосредственно к питбайкам, ведь они выбиваются из системы, имеют свои нюансы.

Узел/применение

Мотард

Супермото

1 двигатель

Yx 125,140,150,160 ( лучше применять 125 и 150 ресурс+надежность)

Yx150,160,DAYTONA

2 головка

Стандарт 2v ,DEVIL 4v (используется реже ,ресурс на первом месте)

DEVIL 4v (максимальная мощность в ущерб ресурсу

3 объем

От 125 до 160

От 160 до 190 ( получение максимальной мощности в ущерб ресурса)

4 колеса

Спицевые колеса R12,R14

Литье (спицы плохо перенесут возросшие нагрузки от более мощного мотора)

5 светотехника

Наличие фары

Отсутствует в угоду весу и бесполезности на треке

6 электоротехника

Полноценный генератор ,реже только на искру

Облегченная система зажигания с выходом только на катушку

7 маятник

Обычный или с прогрессий

Алюминиевый маятник с прогрессией максимально доступной длинны ( малый вес+устойчивость)

8 стартер

Наличие приветствуется (удобство запуска)

Отсутствие в угоду весу и усложнение конструкции

9 амортизатор

Стандарт или DNM /YCF

Только лучшие топовые , с полным набором регулировок( управляемость , эффективность , управляемость)

10 вилка

Стандарт или улучшенные

Только лучшие топовые,с полным набором регулировок ( управляемость , эффективность , управляемость)

11 защита рук

Наличие приветствуется

Отсутствует напрочь (борьба за вес)

12 воздушный фильтр

Фильтр бокс( более эффективный повышающий ресурс) или же обычный нулевик 

Только нулевик ( фильтр бокс убирает сотые доли л.с)

13 акуммулятор

Приветствуется ( если установлена фара и стартер)

Безкомпромисно отсутствует

14 применение

Любительские активные  покатушки

Трек , специализированные трассы , картодром.

15 тормозные машинки

Любые

Топовые Nissin

16 покрышки

Дорожная резина

Спец покрышки , слики ,полуслики

17 глушители

Стандартные , тихие , с флейтами

Только прямотки (опять же для остутсвия мизерных потерь в мощности)

18 пружины сцепление

Стандарт

Усиленные ( для реализации возросшей мощности и предотвращения проскальзывания)

А вот вам и прямая демонстрация питбайков супермото, пожалуй самых злых в классе питбайк в принципе.

 

«Мотарды» тоже не отстают и радуют нас.

 

 

Хоть и кажется, что «мотарды» и «супермото» близки, но это совершенно разные понятия, ровно так же как «кросс» и «эндуро».

pitbikeclub.ru

Конвертация в супермотард, или... Брюки превращаются!

18

Авг 2011

Текст: Сергей Тургенев Фото: архив автора

 

После просмотров роликов в интернете, ты потерял покой и сон? Тебе снятся странные мутанты, страшная смесь кроссача и спортбайка? Поздравляю! Ты заболел супермото!

Возможность проехать практически везде, ни взирая на состояние дорожного покрытия, гонять на асфальтовом треке, безбоязненно съезжая на грунтовые участки, позволит специально подготовленный мотоцикл - мотард. Конечно, самое простое решение это купить изготовленный на заводе мотоцикл. Многие производители, держа «нос по ветру», имеют подобные аппараты в своей модельной линейке. Но как говорится  «это не наш путь!»

Для начала нужно определиться с главным вопросом, для каких условий вам нужен мотоцикл? Существует три основных направления использования моторадов: городская эксплуатация, стант-райдинг и гонки супермото. От того, где и как планируется использовать мотард, зависит очень многое. В первую очередь это выбор базового «донора» для переделки, а во вторую, количество и стоимость работ.  Давайте ниже попробуем разобраться с основными видами превращения вашего кроссового мотоцикла (или эндурика) в мотард.  Вариант номер один:Я хочу иметь мотоцикл достаточно легкий в сравнении с дорожными – туристическими моделями. Мотоцикл должен обладать большими ходами подвесок, чтобы безболезненно гонять  по лестницам, бордюрам и прочим городским препятствиям. Но в то же время мотард должен быть достаточно практичным и «комфортным»  для ежедневного использования и легкого «дальнобоя». Идеальный вариант, в таком случае, на мой взгляд, это постройка мотарда на базе легендарной Honda XR650R. Хотя здесь вполне подойдут и другие большие одноцилиндровые эндурики типа Honda XR400, Suzuki DR-Z400, Yamaha TTR600, Kawasaki KLR650, Suzuki DR650 и пр. Так же неплохо подходят и довольно просто конвертируются эндуро KTM 620-640 с двигателем LC4. Чем же так хорош XR? Он довольно надежен, оснащен мощным двигателем, а главное в продаже множество тюнинга и готовых комплектов для переделки Honda в супермотард!

 

 

 

Итак, что нужно будет купить для самостоятельной конвертации?:-   колеса на 17”-   передний тормозной диск 320мм(можно не плавающий),-   переходник для суппорта-   защиту руля-   желательно специализированное переднее  крыло для супермотардов.

 

Это минимальный набор для того чтобы ваш эндуро превратился в мотард. Вот хотелось бы сразу оговориться. Строя  мотард из большого тяжеленького эндуро, не стоит ожидать, что на гонках вы будете приезжать в «призах». Нет. Для этого стоит подобрать другого донора. Поэтому я не советовал бы вкладывать большие деньги в переделку и покупать всякие там проскальзывающие сцепления и прочие вкусности. Но если все-таки хочется пойти дальше, и позволяют финансы, то покупаем четырехпоршневой передний суппорт и тормозную машинку большей производительности. Это предотвратит перегрев и провал передних тормозов при серии интенсивных торможений на асфальте или тренировке «стоппи». Так же для увеличения мощности стоит поменять стоковую выхлопную систему на прямоток и настроить карбюратор. Кстати в Америке очень распространен тюнинг карбюратора путем его замены на аналог например от Edelbrock. Вариант номер два:У вас неплохо получается ездить по пересеченной местности на спортивном эндуро. Вам очень хочется сохраняя возможность кататься по дёрту, добавить опцию «езда на картодроме».Подходящие «доноры»: Yamaha WR450F, KTM EXC 450-530, Honda CRF450X.

 

 

Если хочется сделать все быстро, то можно купить готовый набор (Kit). Такие наборы сейчас предлагают многие компании, напримерhttp://www.motostrano.com/sucoki.htmlМожно постараться минимизировать затраты – собирать, установить и подогнать все самому. -Помимо колес, тормозов, защит руля и крыла понадобятся следующие, совсем  не дешевые вещи. -Проскальзывающее сцепление, набор продвинутых клапанов в вилку и амортизатор (например от Race Tech). -Пружины с прогрессивной характеристикой. Желательно еще и траверсы с меньшим углом наклона вилки. -Необходим хороший прямоточный тюнинговый выхлоп для снижения веса и увеличения мощности. -Слайдеры на колесные оси. -Слайдеры на подножки. -Бачок, куда нужно завести все трубочки перелива бензина и тосола(обязательно для гонок по регламенту). Получившийся таким образом мотоцикл будет вполне конкурентоспособен на гонках. Он реально даст вам прочувствовать что такое настоящий супермотард. И при этом такой мотоцикл при всех его наворотах остается дорожно-легальным. То есть у вас есть ПТС, возможность поставить фару когда катаетесь по городу  и т.д.Опять таки никто не отнимал у вас возможность поставить обратно все эндурное хозяйство и поехать месить грязь! Одним словом, сказка. Вариант номер три:Вариант для психов. Хотя кто здесь нормальный? Прежде чем браться за такое, подумайте! Может лучше купить девушке браслетик с бриллиантами? Или сделать ремонт в квартире? Вобщем строим экстремально заряженный снаряд для побед в гонках. Бескомпромисный и беспощадный. Сомневаюсь что вы захотите ездить на нем на работу. Эти  мотоциклы созданы побеждать, они точны как бритва, они управляются силой мысли. Но и расплата за это – стоимость конвертации  и ограниченный ресурс. Строить мотик верхнего уровня нужно только из четырехтактного кроссового мотоцикла с объемом от 450кубов. Вы их все прекрасно знаете Honda CRF450R, Yamaha YZ450F, Suzuki RM450Z, Kawasaki KX450F, KTM SXF450 (530 тоже пойдет).

 

 

Тут уже нам понадобятся только лучшие компоненты. Колеса Excel или Marchesini. Ступицы Talon. Резина слик для супермото. Учтите, что для мокрой погоды понадобится еще и комплект дождевого слика. Тормозная машинка радиального действия. Это системы от контор Brembo, Magura, Braking, Beringer, Motomaster, FTE. Суппорт очень желателен с радиальным креплением. Для этого придется поменять нижнюю часть вилки(например тюнинг от компании race tech). Так же у этих «ног» смещен назад центр колесной оси что тоже помогает супермотарду в поворотах. Траверсы с регулируемым или фиксированным под супермото углом. Установка поршневой увеличенного объема, чтобы уж точно быть быстрее всех на прямых. Установка тюнингованного натяжителя цепи ГРМ(с фиксацией контргайкой). Радиаторы охлаждения увеличенного размера чтобы справиться с подросшим объемом. Проскальзывающее сцепление(Hinson, STM). Подвески. Можно сразу купить комплекты от Ohlins, Marzocchi или WP для супермото. А можно  проапгрейдить «оригинальную» новыми пружинами с прогрессивной навивкой и наборами шайб и клапанов. Так же пригодится и линк задней подвески для занижения высоты мотоцикла. И обязательно рулевой демпфер! Поймать «расколбас» на разгоне очень просто, особенно если выставлен мотардовый угол наклона вилки.Конечно же лёгенький титановый выхлоп с карбоновым глушителем.Так же снижения веса предлагается море деталей из карбона (углепластика). Это крылья, бензобак, основание сидушки, защиты вилки и т.д. Слайдеры в колесные оси, слайдеры на подножки, защиты руля. Слайдер-кольцо на глушитель. Кнопка для фиксирования передней подвески в сжатом состоянии на старте (Hole Shot device). Нужно понимать что падение даже на небольшой скорости на асфальте очень отличается от падения на грунте. Мотоцикл падает словно на раскатанный рулон наждачной бумаги и чем лучше он будет к этому подготовлен – тем меньше будет стоимость этого падения.

 

 

Но купить все «вкусности», это еще далеко не все. Все это нужно установить на мотоцикл и грамотно настроить. О настройках подвески вам лучше всего поведает библия настройщиков подвесок от все той же компании RaceTech. Называется книжечка "Race Tech's Motorcycle Suspension Bible by Lee Parks". Настройка мотарда - дело очень тонкое т.к. мотардисты едут и по асфальту, и по грунту. То есть лучше обратиться к специалистам или самому штудировать мат. часть.Настройка карбюратора под другой выхлоп и увеличенный диаметр поршневой тоже весьма не простое дело. Очень рекомендую поехать в мастерскую, где есть динамометрический стенд, иначе проблем не избежать. С тормозами, пожалуй, вопрос самый простой. Их надо просто аккуратно смонтировать, не забыв посадить болты на фиксатор резьбы. Как ни странно, но тормозную жидкость надо использовать Dot 4, а не 5.1 или RBF как многие думают. «Тормозуха» гигроскопична, то есть всасывает влагу из воздуха.  Например жидкости RBF это делают моментально, то есть менять ее надо чуть ли не каждую неделю. А если этим пренебречь, то накопившаяся в тормозной жидкости вода начинает кипеть при агрессивной езде, что и приводит к проваливанию рычага. Так что просто залейте хороший синтетический Dot 4 (это естественно не касается тормозных машинок, например Magura или Brembo, где желательно использовать «фирменную» жидкость). Ниже я дам несколько полезных советов начинающим мотардистам:Когда поставите заднее колесо, убедитесь что цепь проходит по обеим звездам без перекоса. Это хорошо видно, если, нагнувшись посмотреть на цепь вдоль, сзади мотоцикла. После установки колес, покрутите их на поднятом мотоцикле, чтобы убедиться что все крутится легко и без заеданий. Подшипники при замене или установке новых могут встать не на место и при затягивании гайки оси их будет «прихватывать». Кстати, слайдеры колесных осей можно сделать самому из колесиков от скейтборда.При падении часто ломается основание бачка с тормозной жидкостью. Я рекомендую вместо болта крепить его на пластиковые хомутики-стяжки. Они при падении рвутся, сохраняя бачок.Болты крепления тормозных механизмов, масляных магистралей, масляных фильтров, пробок и крышек. Их нужно просверлить тонким сверлом и надежно зафиксировать тонкой проволокой.Запомните, что на мотардах очень часто откручивается задняя звезда. На чемпионате Британии в прошлом году один из лидеров сошел по этой банальной причине. Так что всегда перед гонкой проверяйте затяжку задней звезды! Цепи на мотардах испытывают серьезные нагрузки. Чаще меняешь – меньше риск «схода»» из-за обрыва. Если мотоцикл используется только для гонок, можно ставить цепь без резиновых уплотнителей. Она дешевле и легче крутится. Проколы колес на гонках не редкость. Мой первый сход был именно по этой причине. Запаситесь камерами, они уже есть в продаже в  Москве. Или сделайте спицованное колесо бескамерным. Наборы для этого делает японская фирма Outex (или почитайте статью в нашем разделе о самостоятельной переделке). Совершенству нет предела. Я описал лишь основные моменты. Совершенствуйтесь сами, совершенствуйте мотоцикл и до встречи на картодроме.

 

 

Сергей Тургенев.

 

 

 

www.supermoto.ru

Суперхулиган: колесная мечта - "Супермотард"

В мотоспорте всегда сосуществовали два противоположных полюса: шоссейно-кольцевые мотогонки и мотокросс. Между этими специфическими дисциплинами нет почти ничего общего. Различаются и внешний вид, и конструкция мотоциклов и двигателей, и техника управления машинами, и даже требования к физическим данным пилотов (в идеале кольцевик должен обладать небольшим ростом и весом, а кроссмен – богатырской физической силой). Кроссовый мотоцикл не может быстро проехать по асфальтовому кольцу, тогда как шоссейник абсолютно беспомощен на гаревой трассе.В то же время и спортсменов, и зрителей всегда интересовал вопрос: кто все-таки самый лучший мотогонщик, кто лучше владеет двухколесной машиной, независимо от ее специфики? В конце 1970-х – начале 1980-х в Америке шла телепередача Superbiker. В ней впервые показали невероятные гонки на мотоциклах по трассе, состоящей из асфальтовых и гаревых участков с мотокроссовыми трамплинами. Так начинали набирать популярность соревнования AMA Supermoto – гонки супермотардов.

В те времена соревнования Supermoto были очередным экстремальным шоу компании Red Bull, известной своим пристрастием к необычным спортивным состязаниям. Позже, когда выяснилось, что супермотард – это практически идеальный мотоцикл для города, серийные модели супермотардов появились в гаммах крупных мотопроизводителей. Тем не менее Supermoto по сей день присущ особый хулиганский антураж, дух безграничной свободы в городе.

Городской хулиган

Идея супермотарда проста. За основу универсального байка взят кроссовый мотоцикл. Только вместо традиционных колес (19 дюймов заднее и 21 дюйм переднее) с внедорожной резиной и развитым протектором на супермотард установлены 17-дюймовые колеса со сликами или полусликами (резиной с минимально выраженным протектором) от шоссейника.

Кроссовая основа Supermoto связана с отличной управляемостью внедорожников. Длиннобазный, низкий и широкий шоссейник с максимально опущенным центром тяжести позволяет сохранить стабильность в скоростных, но достаточно пологих поворотах. Высокий и узкий «кроссач» не стесняет свободы гонщика и дает возможность мгновенно изменять направление движения, а также контролировать положение байка в глубоком заносе. Шоссейные колеса с гладкими шинами позволяют супермотарду выиграть время на асфальте – на сликах он быстрее разгоняется, может проходить повороты «вкатыванием», без скольжений, не теряя скорости.

Супермотард сохранил кроссовую длинноходную подвеску – только лишь она способна мягко «приземлить» мотоцикл после трамплина, не допустив повреждения колес, вилки или рамы. Мотоцикл делается лишь чуть-чуть ниже, чтобы снизить центр тяжести и улучшить управляемость в скоростных асфальтовых поворотах.

Тормоза супермотарда ближе к шоссейным, нежели к кроссовым. Мощные вентилируемые диски с четырех- или шестипоршневыми суппортами – реальная необходимость для Supermoto, так как на асфальтовых участках трассы мотоциклы достигают настоящих асфальтовых скоростей (до 150 км/ч). С асфальтовыми скоростями связано и повышенное внимание к аэродинамическим качествам супермотардов: для них разрабатываются специальные обвесы.

Наконец, в гонках Supermoto чрезвычайно важна характеристика двигателя мотоцикла. В мотокроссе ключевым моментом является эластичность мотора. Мощность должна плавно нарастать с ростом оборотов двигателя, так как при ее скачкообразном увеличении гонщик потеряет контроль над мотоциклом в скольжении. Чед Уотс, механик команды Red Bull, считает, что популярные некогда двухтактные двигатели уступили место четырехтактным не из соображений экологии и маркетинга, как думают многие, а из-за своего взрывного характера. Эластичность не менее важна и для супермотарда, так как гаревые участки трассы очень скользкие. Однако для улучшения скорости на асфальте стандартные моторы форсируют, делая их чуть более резкими и выигрывая в максимальной мощности на высоких оборотах.

Супермотард способен обставить любой другой мотоцикл не только на специальной смешанной трассе, но и в естественных городских условиях. Он отлично чувствует себя на асфальте, быстр и устойчив на шоссейном покрытии. Супермотарду не придется стоять в пробках – отличная управляемость позволяет ему легко лавировать между автомобилями, а длинноходная подвеска – забираться на тротуары. При желании на мотоцикле можно носиться даже по лестницам и подземным переходам (заметьте, сотрудники органов правопорядка на BMW на такое не способны).

Считается, что настоящий супермотард обязательно нужно строить самостоятельно из кроссового мотоцикла. Тем не менее неплохого уличного хулигана вполне можно приобрести и в магазине. Модели Husqvarna Nox и KTM Duke II уже стали легендарными.

Трасса с сюрпризом

Трасса для гонок Supermoto строится на стадионе или же на любой открытой площадке. Ее основное достоинство состоит в том, что зрители могут видеть всю трассу целиком, а не отдельный ее участок. Соотношения асфальта и гари, конфигурация поворотов и разнообразных препятствий уникальны для каждой трассы. Например, трек Laguna SECA Raceway состоит на 70% из асфальта и на 30% из гари, к тому же содержит трамплины в стиле Supercross. Трасса непривычна как для гонщиков-кольцевиков, так и для кроссменов. Она готовит массу сюрпризов и для зрителей, и для пилотов.

Прежде всего, асфальтовая часть трассы не обеспечивает такого сцепления колес с дорогой, как на шоссейно-кольцевых гонках. Проезжая по гаревому участку, гонщики привозят на асфальт грязь, прилипшую к разогретым шинам. В результате асфальт становится довольно скользким. Проходить ли асфальтовые повороты в заносе или «вкатыванием» – каждый гонщик решает самостоятельно.

По словам семикратного чемпиона в суперкроссе, участника AMA Supermoto Джереми Макграта, самым сложным моментом в гонке является выезд с гари на асфальтовое покрытие. Гладкий асфальт, обильно присыпанный грязью, – это еще более скользкая поверхность, чем сама гарь. Не потерять контроль над мотоциклом и попросту не упасть в этой ситуации – задача, уже требующая солидного опыта и высокого мастерства.

Мало того, трасса изменяется по ходу гонки. Гонщики выносят все больше и больше гари на асфальт, делая его все более скользким. Умение адаптироваться к изменяющимся условиям трассы – необходимый навык для гонщика Supermoto.

Джереми Макграт говорит, что гонки супермотардов дают невероятное ощущение жесткой борьбы с соперниками. В суперкроссе трасса настолько широка, что гонщик фактически борется только с самим собой, а побеждает тот, кто в принципе способен проехать трассу быстрее. На узком треке Supermoto каждый обгон – это значительное событие. Обогнать соперника можно лишь в том случае, если он совершит ошибку или если ты способен пройти поворот намного быстрее. Контактная борьба тоже не такая уж и редкость для этих соревнований.

Чистый спорт

Гонки супермотардов проходили и в Москве, на картодроме «Пилот» в Медведково. Гаревого участка на медведковской трассе не было. Зато супермотарды имели возможность блеснуть своей фантастической управляемостью, проходя крутые повороты картодрома. Гонка прошла с огромным успехом, а главное, начало было положено. В настоящее время множество российских мотоциклистов строят свои Supermoto, делясь опытом в специальных журналах и на форумах с другими энтузиастами этого перспективного вида спорта. Серийные машины встречаются и в мотосалонах, и на дорогах.

Особенно важно и то обстоятельство, что гонки супермотардов еще не успели превратиться в арену борьбы промышленных производителей-рекламодателей за долю на рынке, не стали соревнованиями для избранных, закрытым клубом. Они обходятся организаторам сравнительно недорого и не обладают грандиозностью и пафосом, характерным для элитных шоссейно-кольцевых мотогонок и суперкросса. Соревнования Supermoto всегда проходят в непринужденной дружеской атмосфере, пилоты с радостью демонстрируют свои хулиганские машины, а зрители получают огромное удовольствие от захватывающей честной борьбыПо материалам «Типичный мотоциклист» ( группа в контакте )

mmoto.tk

Мотоциклы Супермото — Дорожные мотоциклы — Мотоциклы и скутеры

24 мая 2012 г.

Экстремальная одноместная модификация мотоцикла KTM 990 SUPER DUKE R отличается измененными подвесками с расширенными возможностями регулировок, новым рулевым демпфером, модернизированными углепластиковыми деталями облицовки.

В модельном ряду компании выделяется KTM 950 SUPERMOTO R. Мотор и элементы шасси взяты практически без изменений от супермотарда 950 Supermoto, а «верхняя надстройка» — бензобак и седло — от 990 Super Enduro. Получился, наверное, самый большой, мощный и тяжелый аппарат среди всех мотардов. Своеобразно колористическое решение — оранжевая рама и окрашенные в черный цвет колеса и маятник задней подвески.

Мотоцикл КТМ 950 SUPERMOTO, разработанный на базе модели 950 Adventure с «большим» мотором, стал бестселлером среди дорожных моделей КТМ. Этот спортивного толка аппарат весит 189 кг и в состоянии развивать скорость 224 км/ч, превращая класс «супермото» в серьезную альтернативу мотоциклам классов «суперспорт» и «супербайк».

Первенец серии одноцилиндровых мотоциклов КТМ нового поколения — KTM 690 SUPERMOTO. Спроектированный «с чистого листа» силовой агрегат оснащен системой впрыска топлива, электронным управлением дроссельной заслонкой, снижающим уровень вибраций балансирным валом, электростартером, раздельными контурами смазки для двигателя и коробки передач, сцеплением с обратной пробуксовкой, снижающим риск блокировки заднего колеса при резком сбросе газа. Мотор установлен в стальную пространственную трубчатую раму. Маятник задней подвески изготовлен из алюминиевого сплава и соединен с моноамортизатором WP через промежуточный рычажный механизм для создания прогрессивной характеристики. Передний тормозной диск оснащен радиальной четырехпоршневой скобой Magura.

Модификация КТМ 690 SM PRESTIGE отличается расширенными возможностями регулировки подвесок.

Модели КТМ 660 SMC и КТМ 640 LC4 SUPERMOTO предназначены для гонок супермотардов, но на них допускается и езда по дорогам общего пользования. Двигатель и ходовая часть в большой степени унифицированы со спортивными внедорожными мотоциклами.

КТМ 640 DUKE II — изысканный и стильный мотоцикл для городской езды. Двигатель LC4 этой модели характеризуется большим крутящим моментом в широком диапазоне оборотов коленчатого вала и обеспечивает интенсивное ускорение.Ход подвесок мотоцикла уменьшен с целью улучшения управляемости. Также для городской езды уменьшена высота седла и снижен дорожный просвет. Оригинальна внешность мотоцикла: небольшой обтекатель имеет две расположенные вертикально фары.

www.smug.ru

Супермото и Супермотард » Мотоциклы твоей мечты

Супермото, как один из самых увлекательных видов мотоциклетного спорта появился благодаря креативным идеям американских телеведущих свыше 30 лет назад. В 1979 году спортивным телеканалом ABC’s Wide World of Sports было принято решение о запуске нового экстремального шоу. Его задача заключалась в том, чтобы каждый участник на одном и том же мотоцикле продемонстрировал своё мастерство в самых различных дисциплинах: в мотокроссе, драг-рейсинге и на скоростном треке.

Одним словом, у телешоу было две задачи – выявить универсального водителя (superbiker) и универсальный мотоцикл (supermoto). Для привлечения участников и вместе с ними инвесторов готовых вкладывать деньги в развитие проекта, телеканал пообещал им 20 млн. телезрителей.

Так родился Супермото. Поначалу на соревнованиях выступали райдеры на самых разных мотоциклах и было не ясно, какой же класс мототехники максимально устойчив к таким нагрузкам.

В итоге, постоянные победы лёгких кроссовых эндуро с широкими колесами и цепкими тормозами, определили приоритеты подходящих мотоциклов. Эти байки нашли «золотую середину» и показали великолепные результаты как на бездорожье и скоростных прямых, так и на искусственных трамплинах и асфальтированных треках.

Несмотря на ажиотажную популярность телепередачи на протяжении всех гоночных сезонов, спустя 5 лет успешного проведения, она всё же «приелось» зрителям, со временем к ней пропал интерес и шоу было закрыто.

Но всего-навсего было закрыто шоу, а не рождённая дисциплина! Вторая фаза развития «Супермото» началась во Франции, где как и во многих странах появилось новое мотоциклетное движение «superbikers» - «супермотоциклисты».

Вскоре началась путаница в правильном названии категории универсальных мотоциклов – «Супермото» или «Супермотард». Ведь мотоцикл на французском языке звучит как «motard» и соответственно «супермотоцикл» ни что иное, как «Supermotard».

Несмотря на бесконечные споры о том, на счет какого государства списать происхождение дисциплины – США, где появилось первое упоминание о «Супермото» или Франции, где шло мощное движение «Супрмотарда» и после закрытия американского телешоу, - преобладает следующее утверждение.

 «Супермото» - так кличут вид спорта, а «супермотардом» называют отдельно взятые единицы мотоциклов из ряда «супермото».

Необычайно большой вклад в развитие Супермото внесла Франция и именно из этой страны движение начало распространяться по всей Европе. Сначала мотоциклов класса «супермотард», как такового не было вообще, поэтому первые французские супермотарды изготавливались вручную, точнее на базе имеющихся мотоциклов с многочисленными переделками. 

Донорами явились японские Honda XR600R, Honda CR500, Yamaha XT\TT600, Suzuki DR600, Kawasaki KX500, а также KTM LC4 620 и аналогичные модели. Несмотря на явные внедорожные преимущества кроссовых мотоциклов, их старались не использовать. Причина проста - небольшой ресурс двигателя и полное отсутствие комфорта.

Первый французский чемпионат по Супермото состоялся в 1991 году и получил звучное названии «Золотой руль» (Guidon d’Or). Чемпионат был организован в окрестностях Парижа на трассе Carole и с тех пор набирал всё большую популярность с каждым годом.

Спустя два года, соревнования по Супермото транслировались по всем европейским теле- радио каналам и в прессе, а Франция прославлялась своими «супермотоциклистами».

Постепенно уровень культуры «Супермото» рос и возникла необходимость разделять супермотарды на определенные классы:

утилитарные супермотарды (эксплуатировались как основные мотоциклы для повседневных нужд),спортивные супермотарды (с ограниченным временем жизни ресурса двигателя),обычные мотоциклы (выполненные в стиле «Супермотард», но не имеющие с ним ничего общего).

Самым первым серийным супермотардом явилась модель Gilera Nordwest дебютировавшая в 1991 году. Gilera представила тяжёлый мотоцикл с литыми спортивными колёсными дисками и неуклюжим одноцилиндровым двигателем. Этот «мотард» нормально мог ехать лишь по гладкому асфальту, так что «супер» его назвать было сложно.

Это был всего лишь заводской эксперимент, который не нашел популярности в Супермото. На треках продолжали бороться самодельные супермотарды, постоянно шла шлифовка и улучшение мотоциклов, класс Супермото совершенствовался и лишь сейчас мы может видеть по-настоящему универсальные мотоциклы о которых гонщики прошлого могли только мечтать.

В середине 90-х европейские производители внедорожных мотоциклов сумели вывести формулу настоящего супермотарда. Особо отличились мотоциклы компаний КТМ, Husaberg, ССМ и Husqvarna. Однако японские коллеги не ощутили дыхание этого рынка и до сих пор не поставили в производство ни одного настоящего супермотарда. По этой причине, в Европе появились небольшие «фирмочки» (напр. Monnier и Dall'ara), которые переоборудуют японские модели в Супермото и продают их под своей эгидой по сей день.

Движение европейского Супермото вернулось обратно в Северную Америку, где в 2003-м году, спустя почти 20 лет заново начались проводиться чемпионаты по Супермото. Наиболее впечатлительными явились Supermoto Canada и AMA.

Между американскими и европейскими канонами проведения соревнований по Супермото, безусловно, есть большая разница. Европейское Супермото отличатся обилием асфальтовых секций и многочисленных извилистых поворотов, где соотношение асфальта к грунту примерно 70/30.

В Америке напротив, популярны «оффродные» участки Супермото со всевозможными «грязевыми ваннами» и скользкими участками. Это, естественно, сказывается на стиле гонщиков. Американцам больше по вкусу грязь и бездорожье, в то время когда европейцы лидируют на скоростных асфальтовых секциях не оставляя американцам ни единого шанса.

Сегодня Европа является лидером как в спортивном классе Супермото, так и в умениях производить лучшие многофункциональные супермотарды.

Фото "Супермото":

Видео "Супермото":

Ещё: супермото и мотард

motomechta.ru

Supermoto.ru - Поколение-Х. Класс Supermoto

18

Июнь 2010

Журнал МотоДрайв.

Многие люди созрели до понимания того, что в современном городе самым быстрым и наиболее комфортным видом транспорта, особенно в условиях перманентной ''пробки'' и горячей взаимной ненависти участников дорожного движения, является мотоцикл. На этом все единство мотоциклетной части народонаселения заканчивается, ведь у каждого свое мнение относительно того, какой тип мотоциклов для города оптимален. Кто-то голосует в пользу “спортов”, мол, динамические возможности позволяют держаться далеко впереди потока и ''на ура'' объезжать пробки по ''встречке''.

Немедля им оппозицию составляют владельцы стритфайтеров и неоклассиков: любое мало-мальски серьезное падение или контакт с машиной в потоке, что бывает сплошь и рядом, грозит ремонтом пластикового обвеса не на одну сотню “вечнозеленых”, поэтому эти самые ''нейкеды'' и есть лекарство от всех болезней. Особняком ото всех стоят скутеристы, которые на своих юрких машинках смотрят на мир совершенно по-особенному. Тут, по всем законам жанра, я должен встать на сторону одних, других или третьих, и продолжать раскручивать ''сюжет''.

Придется вас разочаровать. По моему скромному разумению, ни один из вышеперечисленных классов не подходит для ''пуляния'' в условиях большого города. А наталкивают на такие крамольные мысли байки такого экзотичного (пока) у нас класса, как Supermoto (SuperMotard).

Какие мотоциклы самые выносливые, неприхотливые и при этом обладают завидной динамикой и маневренностью? Верно: кроссовые байки или легкие эндуро. Но для города их зубастый протектор резины и разновеликие внедорожные колеса совсем не подходят, делая на асфальте поведение отличных машин похожим на оное у представителей семейства крупного рогатого скота.

И вот, с легкой руки какого-то экстремала-любителя, дерзнувшего поставить “кроссач” на спортбайковские диски с самой, что ни на есть, дорожной резиной, миру явился так почитаемый сегодня в Европе класс Supermoto.

Французы с американцами вот уже почти двадцать лет борются за право обладать лаврами первооткрывателей. Янки говорят, что Supermoto родились, когда в далеких восьмидесятых охочие до всяких сенсаций американцы решили выяснить, кто лучше: кольцевики или мотокроссмены. Для того, чтобы поставить представителей обоих дисциплин в более менее равные условия, построили некий гибрид кроссача и кольцевого байка, отправив пилотов гонять по асфальтированной трассе, на которой был сектор с трамплином и гравием.

Французская версия такова: местная молодежь, никогда не отличавшаяся законопослушностью и любовью к органам правопорядка, остро нуждалась в легком и быстром транспорте, позволявшем уходить от фликов (ментов по-нашему), по пробкам, подземным переходам и другим местам, мало приспособленным для передвижения нормальной техники, включая мотоциклы. Выходом стал все тот же Supermoto, легкий, динамичный, совершенно равнодушный к качеству покрытия благодаря кроссовым подвескам, с “неубиваемым” движком и полным отсутствием лекобьющегося пластика — просто мечта! Лично мне французская версия кажется более правдоподобной, особенно с точки зрения объяснения такой бешеной популярности Supermoto в Европе.

Как бы там ни было, этот класс мотоциклов как нельзя лучше вписывается в современное понятие жизни в ''стиле Х''.

Итак, выкиньте из головы так часто повторяемые многими личностями, страдающими снобизмом, постулаты о том, что ''меньше литра — это не круто'' или ''какой там экстрим, если под задом меньше сотни ''лошадок''''. Пусть продолжают жить в сладком неведении. Мы-то знаем, что экстремальность определяется лишь уровнем мастерства и степенью ''безбашенности'' конкретного индивида, нужна лишь благодатная почва. Именно такой почвой и можно считать Супермотарды.

В результате почти тридцатилетней эволюции супермотардов эти мотоциклы можно условно разделить на две ''ветви'': уличные и гоночные мотарды. Условно потому, что программа тюнинга, в принципе, сходна, но отличается глубиной и сложностью вмешательсва в ''потроха'' байка.

Наибольшую популярность “мотардам” в мире принесли уличные мотоциклы, которые чаще всего получают путем самостоятельного тюнинга легких эндуро или кроссовых мотоциклов. В принципе, для переделки подходит любой мотоцикл, но наибольшей благосклонностью у мотардистов всего мира пользуются модели Honda серии CR и кроссовые мотоциклы семейства Kawasaki KХ. Популярны и байки Yamaha, например, YZ426F и WR400F, не говоря уже про KTM и Husqvarna. Советуем обратить внимание именно на эти модели, так как ввиду их популярности на рынке есть множество готовых тюнинговых комплектов и аксессуаров.

Как водится, корнем всех переделок является смена среды обитания мотоцикла с грунтовой на асфальтовую. Соответственно первыми ''под нож'' попадают колеса: вместо разновеликих внедорожных устанавливаются вполне дорожные размером 17''. Для большего эстетизма можно порадовать байк, а заодно и себя, литыми дисками, но если в планах похулиганить — лучше остановиться на спицованых — их способность поглощать энергию удара не в пример лучше, что пойдет на пользу при прыжках и езде по лестницам, бордюрам и прочим элементам урбанистического пейзажа..

Вторым номером идут тормоза. При внедорожной езде основная нагрузка ложиться ''на плечи'' заднего тормоза, однако на асфальте все как раз наоборот. Вперед придется поставить полноценный тормозной механизм от средней кубатуры спортбайка или спорт-туриста. При этом следует помнить, что если вы не используете готовый кит для вашей модели, то, не исключено, что придется применить переходники для установки диска и суппорта. Что касается подвесок, то все зависит от ваших личных предпочтений и типа мотоцикла: на хорошем кроссаче или ''хардкорном'' эндуро можно вполне оставить оригинальные, если же в ''конюшне'' просто легкий эндурик, а вы планируете дорожные бесчинства, то имеет смысл заменить оригинальные элементы подвесок жесткими тюнинговыми, обладающими широкими возможностями для регулировки. Рама супермотарда также испытывает серьезные нагрузки, поэтому если машина не относится к ''породистым'' кроссачам или хард-эндуро, то вовсе не лишним будет усилить ее в наиболее ''проблемных'' точках.

Логично, что у любого спортсмена, уличного мото-хулигана и иже сними, рано или поздно возникает потребность в большей мощности. Если не ставить перед собой запредельных целей, то вполне подойдет “дедовский” способ с установкой “прямотока”, фильтра нулевого сопротивления и комплекта Dynojet. Еще лучше, если есть соответствующий набор тюнинговых комплектующих от производителя мотора именно вашего байка. Такой подход не приведет к огромному улучшению характеристик, но разница все же будет достаточно ощутима. Если на первое место выходит потребность в максимальной мощности, то специалисты советуют установку поршней, повышающих компрессию, титановых шатунов и распредвалов с острым профилем кулачков. Совсем не лишними будут спортивные карбюраторы и, последний писк “мотардистской” моды: карбоновые диски сцепления. О, чуть не забыл: еще советуют забыть о кошельке и перейти на хлеб и воду!

В любом случае, не поленитесь загнать байк на динамометрический стенд для соответствующей регулировки, иначе весь ваш недешевый тюнинг не будет стоить и гроша.

Вопрос выбора резины для такого специфического типа мотоциклов также достаточно актуален. Пока выбор шин для супермотардов не блещет широтой, но, в принципе, все основные производители предлагают товары для мотардистов. Наибольшей популярностью среди дорожных водителей пользуются шины Dunlop GPR 70 R и Pirelli MT60 R, а Bridgestone Battlax BT92 занимают третье место. Для гонок подойдут слики, а особо изощренные и продвинутые ставят “дождевую” асфальтовую резину впереди и слик, но с вручную нарезанным ассимметричным протектором — сзади.

И, наконец, о том, чего ради весь сыр-бор. Ради практически абсолютной свободы передвижения в городе. Отныне советую выбросить карту города и обзавестись компасом — на мотарде вполне можно ездить по азимутам, не ограничивая себя рамками дорог, а любые препятствии преодолеваются легко и непринужденно (помните о кроссовом прошлом вашего байка?). Теперь можно снисходительно посмотреть сверху вниз на спортбайкеров, парящихся в пробке, — теперь то он вряд ли скажет ''сушеная вобла'' на ваш байк, ведь тонкий стан — еще один плюс в городе, в придачу к сумасшедшей динамике и отличной маневренности. Особый же кайф — возможность объединить элементы кроссовой и кольцевой техники езды, проходя быстрые повороты ''с коленочкой'', а медленные — в головокружительном заносе.

В любом случае, мотарды дарят нам еще одну возможность черпать адреналин ведрами, так что дерзайте!

www.supermoto.ru

Про супермото — DRIVE2

В прошлом году, теперь уже, мой хороший знакомый, Constructorsнаписал замечательную статью про мой мотоцикл в журнале мотодрайв, здесь я запощу только начало статьи кому интересно, тот может посмотреть всю на моем недоделанном сайте panfmx.ru/blogadrenalin.html

Эта история начинается в далеком 1979 году в США.История Супермото.Именно так, с больших букв.

Родился этот вид спорта с подачи телеканала «ABCs Wide World of Sports». Основная идея – выявление самого быстрого, универсального мотогонщика (Superbiker) в смешанных дисциплинах: мотокросс и трек.Все бы ничего, но было одно условие: байк должен быть один.

В ходе проведенных испытаний было выявлено, что среди всех классов мотоциклов самый проворный и эффективный – легкий кроссовый байк на дорожной резине и с усиленными тормозами. Он имеет малый вес, хорошую энерговооруженность, ему под силу грунт и прыжки на трамплинах – идеальный вариант для «смешанных боев».До года 1985 было проведено 5 серий, после чего интерес угас, а дисциплина канула в небытие. Но история ведь осталась? Через несколько лет эхо долетело до Европы, где Superbikers было подхвачено французами. Название «Супермотоциклист» французы конвертировали в Supermotard* – этот термин живет и по сей день.

* Супермото – дисциплина. Супермотард, мотард – тип мотоцикла.

Движение обрело значительную популярность на извилистых европейских серпантинах. Как же завладеть таким зверем? Заводских мотардов в те годы еще не существовало, поэтому выход был один – самостоятельная постройка.

За основу брались «кубатурные» кросс-эндуро: Honda XR600R, CR500 (2T), Suzuki DR600, Yamaha XT/TT600, и, конечно, культовый KTM LC4.

Первый чемпионат под названием Guidon d’Or «Золотой руль» состоялся под Парижем в 1991 году. К 1993 его популярность набрала обороты, и за становлением новой дисциплины «супермото» наблюдала добрая половина Европы.В гонках в основном катались прототипы на базе Yamaha, Husqvarna, Borile, Honda и KTM. Особого разнообразия моторов не было, приходилось выбирать между японскими пяти-(шестисотками) Rotax, а также «воздушками» от Ямахи и Хонды. Кроме того, остро встал вопрос жесткости и прочности рам. Ведь на ускорении при выходе из поворота, когда кроссовый байк эффектно разбрасывает задним колесом рыхлый грунт, супермотард цепко держится за асфальт. Поэтому вся нагрузка передается на раму. К решению проблемы подходили по разному: от усиления штатной конструкции, до изготовления новой рамы «с нуля».Только к середине 90-х европейские производители КТМ, ССМ, Husaberg и Husqvarna вывели базовую формулу успешного мотарда: легкая, устойчивая на скручивание рама + широкие диски и трековые слики + кубатурная «одностволка» + мощные тормоза. Сплав уникальных характеристик дал байку непревзойденную управляемость и энерговооруженность.В 2003 году произошло возрождение класса «Супермото» в США, под эгидой AMA и Supermoto Canada. На сегодняшний день «штатовские» сообщества не уступают по численности и популярности европейским. Но вам интересно, как «универсальное» направление развивается на наших просторах? Тогда мы идем к вам!На сегодняшний день практически у каждого именитого мотобрэнда есть линейка байков двойного назначения (Dual Sport). В основном, это конверсии эндуро и задушенных кросс-версий, с настроенной подвеской и универсальными колесами. Но что делать, когда предложенный у нас продукт не удовлетворяет всех пожеланий? Правильно, «строить» свой. Тем более, что он может получиться ничем не хуже заводского, что уж говорить про уникальность

www.drive2.ru