Расколбас руля и что с ним делать. Вобблинг мотоцикла
Расколбас руля и что с ним делать - Обучение - MotoCitizen
Колебательные движения мотоцикла.
Vittore Cossalter, Roberto Lot
Оригинал статьи находится здесь
Предположим, что мотоцикл движется прямо по ровной гладкой дороге с постоянной скоростью. Водитель считается твердым телом, жестко прикрепленным к раме, не оказывающим влияния на мотоцикл. Для упрощения, мотоцикл имеет жесткую подвеску. С точки зрения кинематики это пространственная система, движение которой может быть описано следующими четырьмя параметрами:
- угол поворота руля
- угол наклона мотоцикла
- угол поворота мотоцикла
- боковое перемещение центра масс
Рис. 1
Систему "мотоцикл" можно рассматривать как состоящую из двух частей:
- задняя часть, включая водителя, двигатель, бак, сиденье и заднее колесо
- передняя часть, включая вилку, руль и переднее колесо
Задняя часть и передняя часть соединены между собой двумя подшипниками рулевой колонки на оси поворота руля.
Во время движения шины могут скользить в стороны. При этом возникают боковые силы, которые являются линейными функциями от углов бокового скольжения и угла наклона мотоцикла. Эти силы, с практической точки зрения, могут считаться возвращающими (стабилизирующими) силами, подобными силам, производимым пружинами.
Рис. 2
Учитывая принятые упрощения, ось рулевой колонки считается закрепленной так, что она не может иметь боковых движений. Таким образом, мотоцикл считается состоящим из двух разъединенных частей, каждая из которых имеет только одну степень свободы:
Передняя часть колеблется вокруг оси рулевой колонки. На нее действует восстанавливающая (стабилизирующая) боковая сила переднего колеса (с нормальным вылетом как рычагом).
Задняя часть тоже колеблется вокруг оси рулевой колонки, на нее действует восстанавливающая (стабилизирующая) сила заднего колеса (с рычагом, пропорциональным колесной базе).
Рис. 3
Две колебательные моды:
Колебание передней части мотоцикла вокруг оси рулевой колонки называется воблингом (wobbling)
колебание задней части мотоцикла вокруг оси рулевой колонки называется вивингом (weaving)
Частота воблинга:
аn - нормальный вылет,
If - момент инерции передней части относительно оси рулевой колонки,
klf - жесткость передней шины,
e - угол наклона рулевой колонки (кастор).
Частота вивинга:
l рычаг силы заднего колеса, по отношению к оси рулевой колонки,
Irмомент инерции задней части относительно оси рулевой колонки,
klr жесткость задней шины.
В реальности, эти моды не совсем такие, с учетом факта, что ось рулевой колонки не заблокирована.
Воблинг - это по существу поворотные колебания в передней вилке. Эти колебания никак не связаны с задней частью.
Типичные частоты меняются от 4 Гц на тяжелых мотоциклах до 9 Гц на легких.
Частота воблинга растет вместе с увеличением вылета и увеличением инерции передней части. Она зависит, в основном, от жесткости передней шины. На частоту воблинга также оказывает влияние боковая жесткость передней вилки.
Когда скорость мотоцикла лежит в пределах 10-20 м/с (40-80 км/ч), воблинг демпфирован слабо и может становиться неустойчивым (то есть амплитуда колебаний будет расти). Установка рулевого демпфера улучшает демпфирование и, соответственно, уровень устойчивости.
Рис.4 Воблинг
Вивинг - это движение из стороны в сторону всего мотоцикла определяемое совокупностью закручивающих и наклонных колебаний со значительным боковым смещением оси рулевой колонки.
Вивинг имеет естественную частоту, растущую от, приблизительно, 0.2 Гц на маленькой скорости до 3-4 Гц на большой скорости. Эго величина зависит от многих факторов:
- положение центра масс задней части,
- инерция колес,
- угол наклона оси рулевой колонки (кастор),
- величина вылета.
Вивинг может быть неустойчив на маленькой скорости. На большой скорости его трудно контролировать, так как его частота может быть слишком большой для реакции водителя.
Рис.5 Первая мода вивинга
Рис. 6 Вторая мода вивинга
Теперь рассмотрим неколебательные моды.
Хорошо известно, что мотоциклы без управляющих действий водителя неустойчивы в плоскости бокового наклона. Эта мода, то есть движение, является неколебательной, и заключается в опрокидывании мотоцикла.
На самом деле, мотоцикл в обычном прямолинейном движении в конце концов упадет. Таким образом, мотоцикл - это система с неустойчивым равновесием. Неустойчивость особенно велика в области низких скоростей, где стабилизирующее действие гироскопического эффекта пренебрежимо мало.
Опрокидывающее движение важно для управления мотоциклом. Оно используется и контролируется водителем посредством руления.
Рис. 7 Опрокидывающая мода
Время опрокидывания мотоцикла зависит от множества факторов:
- скорость мотоцикла,
- инерция колес (гироскопический эффект),
- высота центра масс,
- масса мотоцикла,
- боковая инерция мотоцикла,
- угол кастора,
- величина вылета.
Рис. 8 Пример воблинга и вивинга гоночного мотоцикла
Примечания
Мода колебаний - это характерная часть движения системы.
Кастор (castor), он же rake, он же lead. Все эти термины обозначают один и тот же угол e между рулевой колонкой и вертикалью (В журнале "мото" ошибаются, считая их дополняющими друг друга до 90 градусов).
1 Гц - одно колебание в секунду.
http://www.thunder.ru/mods.htm
motocitizen.info
это... / МотоЛурк / FreeBiker: Мотоновости, Общение, Статьи и Справочная информация по мотоциклам
Что-то типа
Шимми особенно опасно тем, что возникает только на больших скоростях движения. Самые опытные гонщики могут попасть в такую ситуацию, что регулярно наблюдается в соревнованиях на трассах шоссейно-кольцевых мотогонок. В авиации были случаи разрыва колёс и излома стоек шасси, разрушение крыльев самолетов и лопастей вертолетов.
В особо одаренных случаях вобблинг заканчивается вот так, и автор вобблинга раскладывается.
Вобблинг на мотоцикле возникает, когда управляемое колесо после отбоя от дорожного покрытия приземляется уже под некоторым углом относительно курса движения мотоцикла. При этом, в результате наклона вилки и выноса оси колеса вперед по отношению к оси поворота вилки, возникает импульс, толкающий руль в противоположную отклонению сторону, что на относительно малых скоростях способствует сохранению равновесия и направления движения. Но если скорость значительно превышает расчётную, то при определённом соотношении сил, действующих на вилку, импульс получается слишком большим, и руль отклоняется дальше, чем направление по курсу.
Опытные люди сообщают:
Как пишут отцы гоночных теорий вроде К. Кода, расколбаса просто так на технически исправном мотоцикле не бывает, во всем всегда виноват райдер. Что такое расколбас? Это когда руль начинает неконтролируемо ходить из одной стороны в другую, причем с такой силой, что удержать его практически невозможно.Различают три стадии расколбаса:Легкий (шимми, shimmy). Для этого дела характерна небольшая амплитуда колебаний руля, которая постепенно затухает. Как правило быстро проходит, поэтому немногие успевают испугаться и наделать глупостей.Средний (воблинг, wobbling). Дает больше поводов испугаться. Амплитуда колебаний руля на 1/3 — 2/3 хода руля постоянная или растет. При растущей амплитуде легко переходит в третью стадию.Полный расколбас (tank slapper). Последняя, самая интересная стадия. Характерна тем, что рукоятки руля лупят по ограничителям хода руля, а если их нет или они сломались, то лупят по бензобаку. Возможности выхода из шимми на мотоцикле: вначале — открытие газа (ускорение), расслабление рук, перенос веса тела ближе к задней оси. Далее, на «раскачке»: на прямых — сильное плавное торможение задним колесом,; в поворотах — общепринятой тактики не существует. Эффективна установка рулевого демпфера для компенсации колебаний. Крайне важны балансировка переднего колеса, качество покрышки, исправность вилки, правильно выбранная жёсткость амортизатора.freebiker.ru
Вобблинг | Мотошкола.ру
Колебательные движения мотоцикла.Vittore Cossalter, Roberto Lot
Перевод Grom
Предположим, что мотоцикл движется прямо по ровной гладкой дороге с постоянной скоростью. Водитель считается твердым телом, жестко прикрепленным к раме, не оказывающим влияния на мотоцикл. Для упрощения, мотоцикл имеет жесткую подвеску. С точки зрения кинематики это пространственная система, движение которой может быть описано следующими четырьмя параметрами:
- угол поворота руля
- угол наклона мотоцикла
- угол поворота мотоцикла
- боковое перемещение центра масс
Рис. 1
Систему "мотоцикл" можно рассматривать как состоящую из двух частей:
- задняя часть, включая водителя, двигатель, бак, сиденье и заднее колесо
- передняя часть, включая вилку, руль и переднее колесо
Задняя часть и передняя часть соединены между собой двумя подшипниками рулевой колонки на оси поворота руля.
Во время движения шины могут скользить в стороны. При этом возникают боковые силы, которые являются линейными функциями от углов бокового скольжения и угла наклона мотоцикла. Эти силы, с практической точки зрения, могут считаться возвращающими (стабилизирующими) силами, подобными силам, производимым пружинами.
Рис. 2
Учитывая принятые упрощения, ось рулевой колонки считается закрепленной так, что она не может иметь боковых движений. Таким образом, мотоцикл считается состоящим из двух разъединенных частей, каждая из которых имеет только одну степень свободы:
Передняя часть колеблется вокруг оси рулевой колонки. На нее действует восстанавливающая (стабилизирующая) боковая сила переднего колеса (с нормальным вылетом как рычагом).Задняя часть тоже колеблется вокруг оси рулевой колонки, на нее действует восстанавливающая (стабилизирующая) сила заднего колеса (с рычагом, пропорциональным колесной базе).
Две колебательные моды:
Колебание передней части мотоцикла вокруг оси рулевой колонки называется воблингом (wobbling)колебание задней части мотоцикла вокруг оси рулевой колонки называется вивингом (weaving)
Частота воблинга:
аn - нормальный вылет,If - момент инерции передней части относительно оси рулевой колонки, klf - жесткость передней шины,e - угол наклона рулевой колонки (кастор).
Частота вивинга:
l рычаг силы заднего колеса, по отношению к оси рулевой колонки, Irмомент инерции задней части относительно оси рулевой колонки,klr жесткость задней шины.
В реальности, эти моды не совсем такие, с учетом факта, что ось рулевой колонки не заблокирована.
Воблинг - это по существу поворотные колебания в передней вилке. Эти колебания никак не связаны с задней частью.
Типичные частоты меняются от 4 Гц на тяжелых мотоциклах до 9 Гц на легких.Частота воблинга растет вместе с увеличением вылета и увеличением инерции передней части. Она зависит, в основном, от жесткости передней шины. На частоту воблинга также оказывает влияние боковая жесткость передней вилки.Когда скорость мотоцикла лежит в пределах 10-20 м/с (40-80 км/ч), воблинг демпфирован слабо и может становиться неустойчивым (то есть амплитуда колебаний будет расти). Установка рулевого демпфера улучшает демпфирование и, соответственно, уровень устойчивости.
Рис.4 Воблинг
Вивинг - это движение из стороны в сторону всего мотоцикла определяемое совокупностью закручивающих и наклонных колебаний со значительным боковым смещением оси рулевой колонки.Вивинг имеет естественную частоту, растущую от, приблизительно, 0.2 Гц на маленькой скорости до 3-4 Гц на большой скорости. Эго величина зависит от многих факторов:
- положение центра масс задней части,
- инерция колес,
- угол наклона оси рулевой колонки (кастор),
- величина вылета.
Вивинг может быть неустойчив на маленькой скорости. На большой скорости его трудно контролировать, так как его частота может быть слишком большой для реакции водителя.
Рис.5 Первая мода вивинга
Рис. 6 Вторая мода вивинга
Теперь рассмотрим неколебательные моды.Хорошо известно, что мотоциклы без управляющих действий водителя неустойчивы в плоскости бокового наклона. Эта мода, то есть движение, является неколебательной, и заключается в опрокидывании мотоцикла.На самом деле, мотоцикл в обычном прямолинейном движении в конце концов упадет. Таким образом, мотоцикл - это система с неустойчивым равновесием. Неустойчивость особенно велика в области низких скоростей, где стабилизирующее действие гироскопического эффекта пренебрежимо мало.Опрокидывающее движение важно для управления мотоциклом. Оно используется и контролируется водителем посредством руления.
Рис. 7 Опрокидывающая мода
Время опрокидывания мотоцикла зависит от множества факторов:
- скорость мотоцикла,
- инерция колес (гироскопический эффект),
- высота центра масс,
- масса мотоцикла,
- боковая инерция мотоцикла,
- угол кастора,
- величина вылета.
Рис. 8 Пример воблинга и вивинга гоночного мотоцикла
Примечания
Мода колебаний - это характерная часть движения системы.
Кастор (castor), он же rake, он же lead. Все эти термины обозначают один и тот же угол e между рулевой колонкой и вертикалью (В журнале "мото" ошибаются, считая их дополняющими друг друга до 90 градусов).
1 Гц - одно колебание в секунду.
www.motoshkola.ru
Вобблинг - это... Что такое Вобблинг?
Вобблинг (англ. wobbling, wobble, «шимми», в народе — расколбас) — эффект возникновения на большой скорости нарастающих колебаний (~4-10Гц) переднего колеса мотоцикла, велосипеда или шасси самолета относительно курсового направления. Другое название — «шимми» — происходит от популярного в начале XX в. танца, для которого характерно быстрое покачивание плечами вправо-влево.
Основная опора шасси предсерийного самолёта Як-42 с гидравлическим гасителем колебаний «шимми»Вобблинг опасен тем, что возникает только на больших скоростях движения. Он требует немедленных действий от водителя и даже они не гарантируют успех. Самые опытные гонщики могут попасть в такую ситуацию, что регулярно наблюдается в соревнованиях на трассах шоссейно-кольцевых мотогонок. В авиации были случаи разрыва колёс и излома стоек шасси.
Подробней в контексте управления мотоциклом.
Вобблинг — это явление, когда рулевое колесо после отрыва от дорожного покрытия приземляется уже под некоторым углом относительно курса движения мотоцикла. При этом, в результате наклона вилки, возникает импульс, толкающий руль в противоположную отклонению сторону, что на относительно малых скоростях способствует сохранению равновесия и направления движения. Но если скорость значительно превышает расчётную, то при определённой массе мотоцикла импульс получается достаточно сильным, чтобы руль отклонился дальше, чем курсовое направление. Следует учесть, что в момент получения импульса, толкающего колесо в сторону, противоположную отклонению от курса, часть энергии уходит в амортизатор и в раму, что автоматически увеличивает следующий интервал времени отрыва колеса от дорожного полотна — когда рама и амортизатор отработают обратный ход и произойдёт переброс руля в противоположную сторону. В результате возникает положительная обратная связь, ведущая к нарастанию колебаний рулевого колеса относительно курса. Началом для такой реакции могут послужить: неровности дороги, состояние дорожного покрытия, качество протектора, динамика разгона и т. д.
Борьба с вобблингом
Способы пресечения шимми на самолётах ещё во время Великой Отечественной войны изучал М. В. Келдыш, за что в 1946 году получил Сталинскую премию.
С точки зрения ТАУ, шимми — это неустойчивость системы регулирования, включающей в себя, кроме конструкции руля, вилки, амортизатора и пр. — и действия водителя. Лучший способ бороться с вобблингом — не допускать его возникновения. Эффективна установка рулевого демпфера для компенсации колебаний. Крайне важны балансировка переднего колеса, качество покрышки, исправность вилки, правильно выбранная жёсткость амортизатора.
Возможности выхода из воблинга: на начальной стадии — открытие газа (ускорение), расслабление рук, перенос веса тела ближе к задней оси мотоцикла. В последующем (на «раскачке»): на прямых — резкий задний тормоз, на поворотах — общепринятой тактики не существует.
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
воблинг / Поиск по тегам / БайкПост
Вечер. Еду по ТТК от Ленинского к Волгоградке. Быстро еду. 160 или около того. Машин мало. И тут с полосы разгона через всю трёху мне наперерез вылетает Q7. В левом ряду машина, кое-как оттормозившись, я в последний момент проскакиваю между ней и этой Ауди. Я-то спокойный, я не сигналю. Но тут большой палец сам прилип к кнопке. И не отпускает. Смотрю назад, пытаясь за тонированным стеклом разглядеть глаза водителя. Тщетно. Дальше ехал 120.
Вечер понедельника. Еду к другу по тому же ТТК, в районе Нижегородской. 130. Обхожу справа микроавтобус и вижу в правом ряду ползущий на аварийке фургон. Уходить некуда. С ангельским спокойствием выжимаю тормоза. Впервые за время эксплуатации почувствовал, как оторвал от земли заднее колесо. За несколько метров до фургона наши скорости сравнялись. Поехал дальше.
Сегодняшняя ночь. Снова ТТК, почти пустое, спят все. Еду со смотровой домой, при выезде с Вернадского на внешнюю сторону замечаю два спорта, несущихся посреди дороги. Тьфу, тоже мне. 170...180...190. Они в зеркалах. Ха. В гарнитуре рубит Sunrise Avenue – Fairytale Gone Bad, настроение великолепное. Развязка на Варшавку, правый поворот. Закладываю мот… но попадаю на какую-то кочку. Ловлю вобблинг — руль начинает кидать из стороны в сторону. 160 км/ч. Время замедляется. Сбрасываю газ. Понимаю, что с середины дороги я медленно но уверенно иду в левый отбойник. Уже прдеставляю, как это будет — скрежет металла об асфальт, удар. Я готов.
Но тут что-то происходит. Вспоминаю, что нужно отпустить руль. И добавить газ. Делаю. В метре от отбойника словно невидимая рука нежно отводит меня вправо. Пятая до отсечки. ~200. Всё, успокойся. Сегодня у меня передозировка адреналином.
Мораль: во-первых, я понял, что настал тот момент, когда ты начинаешь считать себя Валентино Росси. Это хорошо. Значит не нужно доводить до раннего завершения карьеры, я это тоже понял. Во-вторых, коробку подвеску надо в спорт переключить, ага. То есть делать её более жесткой, когда планируешь дико закладывать на асфальте. В-третьих, нефига дико закладывать на ДОП. Ладно бы сам убрался, а вдруг в кого-нибудь? И главное — не нужно выпендриваться. Никак не могу от этого отойти.
Удачи всем, берегите себя, друзья.
bikepost.ru
Воблинг на мотоцикле
Mysportbike Инстаграм - https://www.instagram.com/mysportbike/ Воблинг - амплитудное раскачивание руля, идёт как правило после...
Воблинг что это такое? Как не упасть на мотоцикле если поймал воблу. Сегодня расскажу о моем опыте Группа...
Воблинг, он же расколбас представляет высокую опасность, привести к ДТП, как для молодых, так и для опытных...
Большинство секретов выживания на мотоцикле, таятся в азбуке, которую многим так не хочется учить. Поэтому...
Mysportbike Инстаграм - https://www.instagram.com/mysportbike/ Воблинг - амплитудное раскачивание руля, идёт как правило после...
Все мотоциклисты слышали это странное, страшное слово - вобблинг. Или его вариации - шимми. тэнкслэп, расколб...
вобблинг / расколбас / wobbling.
Vk- https://vk.com/id155489854 Music : ÉWN – Feels.
Воблинг, он же расколбас представляет высокую опасность, привести к ДТП, как для молодых, так и для опытных...
Почему мотоцикл не падает. Вобблинг, управляемость, трейл-брейкинг, подвеска. Геометрия - Самая интересная...
В этом видео мы вкратце пробежимся по причинам возникновения этого неприятного эффекта, и расскажем истори...
Падение на скорости 220 км/ч, При обгоне поймал воблинг.
Немного по нервничал...
У вас есть канал на YouTube? Хотите заработать? Присоединяйтесь к партнерской программе - http://bit.ly/1dD3zq5 ------------------...
Заехала в кочку на 120кмч.
Это видео с прошлогодней Мотодвижухи Ромса, на которую приезжали мотоциклисты на своих байках. Ромс расска...
Поставил кофр, сразу ощутил воблинг, убрав руки с руля на подъезде к светофору.
Shit happens :)))) Жив! Цел! Пилот! :D Не забудьте подписаться на канал и поделиться этим видео в соц. сетях! Приятного...
Вобблинг, как с ним бороться, из за чего он появляется и что это. Моя страничка вк: https://vk.com/id421659621 MotoDalnoBoy,...
По дтп: у такси поврежден бампер, локтем пробил ему крыло, оторвано колесо от рулевой рейки, у мотоцикла...
Расколбас при вилли на второй передаче.
спасли навыки эндуро, попал на срез дорожного полотна.
Что это? Для чего нужен демпфер? Ощущения до и после. ▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭▭ ▻Купить его и другие...
Падение произошло из-за того, что пилот CB400 поздно понял, что нужно поворачивать и съехал с накатанной траек...
По многочисленным просьбам наших подписчиков, видео про обслуживание недавно приобретённого Kawasaki ER6-f 2013...
Mysportbike Инстаграм - https://www.instagram.com/mysportbike/ Сумасшедшие моменты на мотоцикле, которые даже не придумаешь! Они...
Поймал воблинг. Жаль мот не видно.
Канал YouTube - http://goo.gl/fQGmRv ГРУППА ВКОНТАКТЕ - http://vk.com/multijoger _ Мотобудни # - http://goo.gl/lDrbD1 Покатушки # - http://goo.gl/DhhZsE.
Поймал расколбас (воблинг), потому что не стояло рулевого демпфера, но не упал, так что все ок)
VK: https://vk.com/adel_khanov_art INSTAGRAM: DriveKhanzo Facebook: https://www.facebook.com/ad...
Главная дорога 14 мая 2016 года.
all animatronics attack popularmmos caterkiller vscet oggun alaguede minecraft pe tornado seed maldita bleach reviews mat v zakone grupi i dukatit bangkok temple 8 ball pool squids birthday vlog
debojj.net