Мотоцикл "Неман" - история и фотографии сохранившегося экземпляра из Белостока. Мотоцикл неман


Мотоцикл "Неман" - история и фотографии сохранившегося экземпляра из Белостока

    Богатый житель Белостока с помощью своих связей смог отыскать в одном из костелов Гродно сохранившийся экземпляр мотоцикла "Неман".

    Бесценную находку он перевез в Польшу, где принялись за реставрацию мотоцикла. Насколько нам известно, это единственный сохранившийся до наших дней образец с таким двигателем.

    Посмотрите, какую технику выпускали в Гродно в 1930-х годах!

    История гродненских мотоциклов "Неман" практически никому не известна. Выпускали такие мотоциклы лишь несколько лет до войны.

    Фабрика "Kresowa Wytwоrnia Rowerоw i Motocykli Niemen" находилась на ул. Карла Маркса, 20 в Гродно. Сейчас это филиал РУП "Гродноэнерго". Фабрику основала семья Старовольских в 1894 году. Изначально там выпускали металлические изделия. Позже, в 20-30-х годах на фабрике производили швейные машинки, велосипеды и легкие мотоциклы.

    Перед тем, как заняться выпуском чего-то "потяжелее", на фабрике изготовили мопеды: на задние колеса выпускаемых велосипедов навесили небольшие двигатели объемом 49,5 см.куб. После такого эксперимента решили выпустить и мотоциклы.

    В модельном ряде было три мотоцикла:    - 98 см.куб.    - 125 см.куб.    - 150 см.куб.

    Сегодня мы расскажем про самый легкий из них. Сейчас он находится в музее "Мото-ретро" в Белостоке.

    - Мотоциклы "Неман" с объемом двигателя до 100 см.куб. были очень популярны в 1937-39 годах. И "права" для их управления были не нужны, - рассказал AutoGrodno.by директор музея Мирослав Соха. - Экземпляр, который вы видите, долгое время хранился в одном из костелов Гродно. Представьте, раньше на нем ездил монах.  А все потому, что "дамская рама" была очень удобна для священнослужителей. Только недавно житель Белостока смог разыскать мотоцикл, перевезти его в Польшу и восстановить. Долгое время я просил, чтобы он выставил "Неман" в нашем музее, зато сейчас мотоциклом может полюбоваться любой желающий.

     Технические характеристики мотоцикла "Неман":

    Объем двигателя: 98 см.куб.    Максимальная скорость: 50-60 км/ч    Мощность: 3 л.с.    Объем бака: 7 литров    Топливо: АИ-84, АИ-85 с добавлением масла    Расход топлива: 3 л/100 км

    Обратите внимание - на логотипе мотоциклов и велосипедов "Неман" изображены гродненские замки.

Мирослав Соха, директор музея, рядом с мотоциклом "Неман"

    - На руле у мотоцикла четыре ручки управления, - говорит Мирослав. - Рядом - переключатель для света. Тормоз ножной, как у велосипедов.

Ручка переключения передач. У "Немана" было 3 передачи.

Мотоцикл оснащался немецким двигателем фирмы SACHS

    - На гродненских мотоциклах использовались компоненты с других фабрик. Двигатели привозили из Германии (MAW и Sachs) и Англии (Villiers). Оптику ставили фирмы BOSСH, - уточняет Мирослав.

    - Мотоцикл разгонялся до 50-60 км/ч. Задней подвески не было, но все вибрации гасили пружины под седлом. "Неман" мог выдержать еще и пассажира - сиденье для него крепилось над задним колесом, - поясняет директор музея.

У мотоцикла был "дальний" и "ближний" свет

На фонаре отчетливо видна маркировка BOSCH

Серийный номер рамы - 7973

    Несмотря на внушительную цифру серийного номера, "Неманов" выпустили немного. В 1937 году было изготовлено всего около 100 мотоциклов этой модели. В 1938 - 166 штук, а в 1939 году собирались выпустить 250 единиц техники.

 Подробнее про музей "Мото-ретро" в Белостоке

    К счастью, до наших дней удалось сохранить еще два образца гродненской фабрики. Мотоцикл с объемом двигателя 125 см.куб и велосипед с подвесным мотором показали в Минске в апреле прошлого года. Их восстанавливают Александр Загородник и Василий Терешко. Из информации польских форумов известно, что еще один мотоцикл находится у частника в Польше.

    Мирослав Соха уже приезжал в Гродно на Международный автофестиваль "SunDay". В 2016 году мы снова ждем гостей из польского музея "Мото-ретро". Ребята обещают привезти с собой и уникальный мотоцикл "Неман".

   P.S. В сентябре 1939 года Гродно вошел в состав БССР.  "Велосипедный завод "Неман" был национализирован. Предприятие объявили государственным, а, значит, народным достоянием. Историк Виктор Саяпин вышел на связь с потомком рода Старовольских - Иосифом. Он рассказал, что его дед Нохум был купцом и имел хорошие связи. Его сын Лазарь во время Первой мировой войны учился в одном из институтов Харькова. В Гродно он, имея техническое образование, с помощью своего отца Нохума развернул производство велосипедов и мотоциклов "Неман". В 1939 году советские власти его арестовали и поместили в белостокскую тюрьму, где дальнейшие следы затерялись. Оставшуюся часть семьи выслали в Казахстан, где Старовольские пережили войну, откуда в 1946 году переехали в Польшу, а затем в Германию. Нохум Старовольский в 1948-м эмигрировал в Израиль, где умер в 1983-м. Как вспоминал Иосиф Старовольский, к аресту его отца имел отношение знакомый из Харькова, который работал в НКВД, а в 1939 году он был переведен в Гродно…

   UPD: Музей находится по адресу: Białystok, ul. Węglowa 8. Это совсем не далеко от главного Аушана. 

autogrodno.by

История гродненских мотоциклов «Неман» - Блог Гродно s13

Не все знают, но в Гродно в начале прошлого века делали свои велосипеды и мотоциклы, которые пользовались огромным спросом. Велосипедно-мотоциклетная фабрика носила название «Неман» и располагалась в доме №20 по нынешней улице Карла Маркса.

Велосипедная фабрика была основана семьей Старовольских в 1894 году. Чуть позже, в 30-ых годах XX века, фабрика выпускала швейные машинки и легкие мотоциклы. О популярности продукции может сказать всего одна цифра — в 1936 году фабрика «Неман» выпустила около 10 000 велосипедов.

Гродненцы не изобретали кардинально нового, они просто заимствовали и совершенствовали. В частности гродненские велосипеды по своей конструкции были копиями немецких моделей, но с некоторыми доработками (рама выпускалась под колеса размером 26х2 дюйма, хромовые диски, спицы диаметром 2 мм, кожаные седла заказывались в Латвии, а ступицы колес закупались у немецкой фирмы «Fichtel & Sachs».)

На фото ниже сфотографирован взвод велосипедистов Почтового Отделения Военного Переселения в Гродно на велосипедах типа «Неман».

С возникновением моды на малолитражные мотоциклы с объемом двигателя до 100 кубических сантиметров, в Гродно в середине 30-ых годов наладили их производство. Начать решили с выпуска мопедов с немецкими двигателями объемом менее 75 куб.с.

За 2 года производства мопедов на фабрике «Неман» был накоплен достаточный опыт для начала выпуска малолитражных мотоциклов.

С 1936 года выпускалось три модели с двигателями объемом 98 см3 (3 лошадиные силы), 125 см3 и 150 см3 (5 л.с.). Наибольшей популярностью пользовалась первая модель- мотоцикл оснащался английским двигателем»Villiers and Wolverhampton» и познанскими шинами фирмы «Stomil». Максимальная скорость мотоцикла составляла 70 км/ч, а расход топлива был минимальным — всего 2,25 литра на 100 километров. При этом повышенная предельная нагрузка позволяла перевозить второго пассажира с помощью дополнительного седла установленного на багажник.

Цена мотоцикла составляла 900 злотых. Мотоциклы продавались как в Гродно, так и в Варшаве. В 1938 году было изготовлено 166 мотоциклов. План 1939 года предусматривал выпуск 250 мотоциклов с двигателем 98 см3.  Но эти планы не были реализованы…

Мотоцикл «Niemen 100 DS». Рама изготовливалась в Гродно, мотоцикл комплектовался немецким двигателем «Sachs» и английской фарой.

//Тонина Ольга

s13.ru

Первый белорусский мотоцикл "Нёман": теперь мы знаем его историю

ВелоГродно » История » Первый белорусский мотоцикл «Нёман»: теперь мы знаем его историю

Западная Беларусь, виленская мафия, контрабандисты, автомат Томпсона, польская полиция и мотоциклы «Неман»… Историк Игорь Мельников и владельцы единственных сохранившихся экземпляров малоизвестной гродненской фабрики «Неман» рассказали захватывающую историю первой белорусской мотоциклетной марки на выставке в Минске.

Не все знают, что в Гродно в начале прошлого века производились велосипеды и мотоциклы, которые пользовались большим спросом. Велосипедно-мотоциклетная фабрика носила название «Неман» и располагалась в доме №4 на нынешней ул. Молодежной. Только о двух сохранившихся до наших дней моделях марки пока что известно в Беларуси.

Один из сохранившихся экземпляров — мотоцикл, второй — велосипед с немецким бензиновым мотором MAW. Почему их сохранилось так мало?

— Когда я ездил по Западной Беларуси, в одной из деревень местные жители рассказали, что в годы оккупации немцы приказали собрать все мотоциклы и велосипеды, что были, на площади, — рассказывает кандидат исторических наук Игорь Мельников. — Они их забрали? Нет, проехались по технике танком, чтобы партизаны не смогли воспользоваться мобильными средствами передвижения. Возможно, это одна из причин, почему сохранилось так мало первых белорусских мотоциклов. 

Фабрика металлических изделий была основана семьей Старовольских в 1894 году. Чуть позже, в 20-30-х годах XX века, предприятие выпускало швейные машинки, велосипеды и легкие мотоциклы. О популярности продукции может сказать всего одна цифра — в 1936 году фабрика «Неман» выпустила около 10.000 велосипедов. В том же году, по данным историков, на предприятии трудилось 100 человек.

Гродненцы не изобретали кардинально новое — они просто заимствовали и совершенствовали. В частности, велосипеды по своей конструкции были копиями немецких моделей, но с некоторыми доработками. Например, рама выпускалась под колеса размером 26 х 2 дюйма. Хромовые диски, спицы диаметром 2 мм, кожаные седла заказывались в Латвии. Ступицы колес закупались у немецкой фирмы Fichtel & Sachs.

Расцвет предприятия приходится на период с середины 30-х гг. до начала Второй мировой войны. В это время в Польше и Западной Беларуси возникла мода на малолитражные мотоциклы, известные как «сотня». «Сотня» — это мотоцикл с двигателем объемом менее 100 куб. см. Такие мотоциклы стоили значительно дешевле, за них платили меньший налог, не нужно было получать водительское удостоверение. В 1934 году фабрика выпустила первые мопеды с двигателем объемом 75 куб. см. фирмы Robert Bosch AT.

На этом экземпляре 1938 г.в. установлен двигатель MAW объемом 49,5 куб. см. Есть фара, фонарь и спидометр.

Первые мотоциклы «Неман» появились в 1936 году. Они были трех типов: с объемом двигателя 98, 125 и 150 куб. см. На фото — «Неман» 125 DV 1938 г.в. Рама изготовлена в Гродно, двигатель объемом 125 «кубиков»- английской фирмы Villiers. Мощность мотоцикла составляла около 6 л.с., но он легкий — взрослый человек может поднять его над землей. Коробка передач была с ручным управлением и имела три передачи.

— Мы спорили, чьи это были мотоциклы, польские или белорусские. Приходим к согласию, что все-таки белорусские. Собирались они белорусскими руками, фабрика располагалась на нашей земле. Посмотрите на эмблемы — на них изображены старый и новый замки Гродно, — говорит владелец мотоцикла Василий Терешко. — Безусловно, их можно считать белорусскими мотоциклами.

Сами мотоциклы продавались как в Гродно, так и в Варшаве. На ул. Сенаторской, 28, в польской столице располагалось генеральное представительство фабрики «Неман», демонстрировались изделия и на Познанской фабрике. Но наибольшим спросом мотоциклы и велосипеды пользовались в восточных воеводствах.

По территории Западной Беларуси на продукции фабрики «Неман» часто ездили польские полицейские, поступали мотоциклы и на службу в армию. Они также были популярны у «осадников» — польских граждан, которым власти дарили белорусские земли. Кто знает, может быть, писатель, шпион и контрабандист Сергей Песецкий когда-нибудь удирал от погони на «Немане» 150 DV? У виленской мафии они наверняка были. Кстати, в лихие времена истории Западной Беларуси уже как-то погружался Дмитрий Новицкий («Контрабандный роман: кокаин, граница, Раков. Или как это было в 20-х…»).

Мотоциклы «Неман» даже принимали участие в ралли Варшава — Минск-Мазовецкий — Отвоцк — Варшава! В 1938 году фабрика выпустила 166 мотоциклов, на предприятии работало 105 человек. В сентябре 1939-го Гродно вошел в состав БССР, предприятие было национализировано.

Официально фабрика называлась Kresowa Wytwоrnia Rowerоw i Motocykli Niemen

Как сложилась дальнейшая судьба владельцев фабрики? Автор книги «Фабрика велосипедов «Неман» — завод «Радиоприбор» Виктор Саяпин вышел на связь с потомком рода Старовольских Иосифом. Он рассказал, что его дед Нохум был купцом и имел хорошие связи. Его сын Лазарь во время Первой мировой войны учился в одном из институтов Харькова. В Гродно он, имея техническое образование, с помощью своего отца Нохума развернул производство велосипедов и мотоциклов «Неман». В 1939 году советские власти его арестовали и поместили в белостокскую тюрьму, где дальнейшие следы затерялись. Оставшуюся часть семьи выслали в Казахстан, где Старовольские пережили войну, откуда в 1946 году переехали в Польшу, а затем в Германию. Нохум Старовольский в 1948-м эмигрировал в Израиль, где умер в 1983-м. Как вспоминал Иосиф Старовольский, к аресту его отца имел отношение знакомый из Харькова, который работал в НКВД, а в 1939 году был переведен в Гродно…

Карта города Гродно тех лет с проспектом фирмы Старовольских

Что дальше? Владельцы двух сохранившихся экземпляров велосипеда и мотоцикла, Александр Загородник и Василий Терешко, планируют восстановить технику в память о том времени, а также о людях, создавших первые белорусские велосипеды и мотоциклы. Ну а мы продолжим свой рассказ о раритетных мотоциклах.

Мотор одноцилиндровый, двухтактный, 125-кубовый. На боковине — логотип английской компании VilliersЗадней подвески, разумеется, нет, зато есть пружины под седломПодвеска параллелограммного типа с пружиной. Фара, увы, не сохранилась. В ней был вмонтирован спидометр с одометромКонструкция подножкиФара велосипеда и спидометр — просто и лаконичноВ комплектацию велосипеда входил ручной насосВремя неумолимо — все, что осталось, от велосипеда «Неман»

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

velogrodno.by

Неман — польский мотоцикл с гродненскими корнями

В минском Дворце спорта проходит международная выставка мото и велотехники. Среди выставленных экспонатов можно встретить раритетные образцы из Гродно.

Прежде всего речь идет о мотоциклах и велосипедах «Неман», которые производились в Гродно в 1930-х годах. Эта техника сразу снискала уважение не только у жителей Западной Беларуси, но и других регионов межвоенной Второй Речи Посполитой. На мотоциклах из Гродно ездили сотрудники польской Государственной полиции и офицеры Войска Польского, рассказывает «Твой Стиль».

Велосипедами пользовались многие жители деревень и местечек Виленского, Новогрудского, Белостокского и Полесского воеводств.

Владелец раритетных экземпляров довоенной польской техники с белорусским прошлом Василий Терешко не скрывает, что впереди еще много работы, но первые шаги сделаны и важно, что эта страница белорусском истории возрождается.

К слову, 29 апреля в 18.00 в рамках выставки «Мотоцикл на улицах Минска. История о людях и для людей «, проводимой в торговом центре» Скала «(ст.м. Спортивная, Минск, ул. П. Глебки 5, 2 этаж) состоится» День «Немана».

Во время презентации кандидат исторических наук Игорь Мельников расскажет об истории производства мотоциклов в Гродно, продемонстрирует интересные снимки межвоенного времени по данной теме. Гости мероприятия смогут задать вопросы исследователю, а также коллекционерам — Василию Терешко и Александру Загорскому, которые представят свои, пока единственные в Беларуси, экземпляры -гродненских мотоцикла и мотовелосипеда

s13.ru

Привет из прошлого. Мотоцикл и велосипед «Неман» представлены на выставке в Минске

29 апреля 2015 Текст и фото: Ирина Репина

В рамках выставки ретро мотоциклов "История о людях и для людей" прошла презентация малоизвестной страницы мото и вело истории — мотоциклетного и велосипедного завода «Неман», который был расположен в Гродно. Holiday.by предлагает посмотреть на экспонаты.

Как рассказал художник-рестовратор Алесь Пушкин, раньше мотоцикл могли позволить не все люди. В конце 30-х годов он стоил как современный подержанный автомобиль. С велосипедами было проще, но они тоже, как правило, вызывали море детских улыбок и расположение девушек. 

Любопытно, что на выставке были представлены детали велосипеда, конца 20 — начала 30-х годов прошлого века. С помощью художника Алеся Пушкина его планируют восстановить до действующей модели.

Напомним, выставка ретромотоциклов работает ежедневно с 11.00 до 21.00. Адрес: ТЦ «Скала», ул. Петра Глебки, 5, 2-й этаж.

Стоимость билета: 60 000 (для взрослых), 50 000 (студенты и пенсионеры), 40 000 (дети от 6 до 16 лет). Детям до 6 лет — вход бесплатный.

Интересное по теме:

Выставка «Мотовелоэкспо – 2015»: можно протестировать велосипед и получить скидку на покупку

Первый в стране кастом-мото фестиваль пройдет в Минске 17 мая

www.holiday.by

Польский коллекционер отреставрировал мотоцикл 30-ых годов

Житель польского города Белосток Сергей Мукосей нашел единственный сохранившейся экземпляр мотоцикла «Неман» с объемом двигателя 98 кубов. Столь древняя находка была обнаружена в Белоруссии, в Гродно, в польском католическом храме. Видимо, конкретно на этом мотоцикле в 30-ых годах ездили монахи – «дамская рама» была удобна для езды в длинных монашеских одеждах.Раньше в Гродно на улице Карла Маркса находилась фабрика, выпускающая металлические изделия. Основала это производство фамилия Старовольских в конце 19 века. Занимались они выпуском велосипедов, а позднее и швейных машин.  А чтобы идти в ногу со временем и не отставать от прогресса в 30-ых годах на фабрике стали производить и мотоциклы. Конечно, мотоциклы того времени не особо напоминают современные байки, да и появились они на заводе с помощью простого прикрепления к заднему колесу велосипеда небольшого двигателя в 49 кубов. Чуть позже, конечно, производство усовершенствовали и стали выпускать три модели мотоциклов, отличались они только объемом двигателя. Самый легкий – 98 куб. см., с тремя лошадиными силами, разгоняющийся до 60 км в час.  Его-то и нашел поляк, перевез на родину в Белосток и там отреставрировал. «Неман» производили лишь в 30-ых годах, несколько лет до начала войны. Он не имел задней подвески, в качестве амортизации использовалась пружина под седлом, подавляющая излишнюю вибрацию. Двигатель был английский - «Villiers and Wolverhampton», а шины от компании «Stomil».  

На раме красовался логотип фабрики с старинными замками Гродно. И несмотря на свою легкость и, казалось бы, хрупкость, двухколесный сын велосипеда мог выдержать не только водителя, но и пассажира. Мотоцикл был очень популярен в то время, и даже планировалось увеличить производство модели с двигателем 98 куб. см до 250 шт. в год. Такой план был на 1939 год. Но этому не суждено было исполниться – началась война.Сергею не в новинку иметь дело с раритетной техникой. Он профессиональный коллекционер, имеющий свой клуб. В его коллекции автомобили разных лет и моделей – ЗИМ 1951г, Волги, Победы, Москвичи, Запорожцы, теперь вот еще и гродненский мотоцикл «Неман», который недавно был передан Сергеем в музей Белостока.

 

motowave.ru

Туризм в гродненской области | Старая фабрика

Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, Гродненский район, Гродно, ул. Молодежная, 4

Контактная информация:

Описание:

 В 1894 г. семья Старовольских организовала в Гродно фабрику металлических изделий. Предприятие находилось на нынешней улице Молодежной в доме № 4, который построен был в течение 1876-1912 гг. вначале как одноэтажный. Начало производства велосипедов предприятия Нохума и Лазаря Старовольских, а также Исаака Пивоварского относится к 17 июля 1926 г. Впоследствии они купили еще один дом – по нынешней ул. К. Маркса, 20, который был возведен еще в 1886 г. и перестроили его под выпуск велосипедов. Нохум возглавил предприятие, а его сын Лазарь, который получил инженерное образование в Харькове, стал главным инженером.На предприятии производились велосипеды и комплектующие детали к ним, а также швейные машинки. Выпускаемые велосипеды по своей конструкции были копиями немецких моделей, но с некоторыми местными отличиями. Наибольшее развитие предприятия приходится на период с середины 30-гг. и до начала Второй Мировой войны. Во второй половине 30-х годов XX-го века в Польше возникла мода на малолитражные мотоциклы. Предприятие, которое получило название «Kresowa Fabryka Rowerów i Motocykli «Niemen», начало выпуск в 1934 г. мопедов с двигателями объемом 75 куб. см. фирмы «Robert Bosch АТ». Первые мотоциклы марки «Неман» появились на рынке в 1936 г. Мотоциклы были 3 типов – с двигателями объемом 98, 125 и 150 куб. см. Мотоциклы оснащались английскими двигателями «Villiers & Wolverhampton». Мотоциклы «Неман» демонстрировались на Познанской ярмарке, но спросом они пользовались преимущественно в восточных воеводствах, что вполне понятно, учитывая местоположение фабрики. Мотоциклы продавались как в самом Гродно, так и в Варшаве, на Сенаторской улице в доме № 28, где находилось генеральное представительство фабрики «Неман». В 1939г. Лазаря Старовольского арестовали и поместили в белостокскую тюрьму, где его следы потерялись. Оставшуюся часть семьи в начале 1941г. выслали в Казахстан, где Старовольские пережили войну, откуда в 1946г. они попали в Польшу, а затем в Германию. Нохум Старовольский в 1948г. эмигрировал в Израиль, где он умер в 1983г. Иосиф Старовольский вслед за дедом выехал в Израиль в 1949г., где он работал в авиационной отрасли. В послевоенные годы на предприятии продолжалось производство велосипедов, затем бытовых электроприборов. В 1976 г. предприятие перепрофилировали на производство радиоприемников и телевизоров. В 1996 г. завод ликвидировали. В настоящее время здесь находится одно из подразделений «Гродноэнерго».

Фото

tourgrodno.by