Roma-Urraco › Блог › Супербайки из СССР: эскортные мотоциклы ИЖ с роторными двигателями. Роторный мотоцикл


Советские мотоциклы с роторно-поршневыми двигателями

В 60-70-х годах прошлого века практически все ведущие авто- и мотопроизводители экспериментировали с роторно-поршневыми моторами, которые, как тогда многим казалось, за счет меньшей массы и высокой удельной мощности могли вытеснить традиционные ДВС.

В Советском Союзе также пытались идти в ногу с тогдашней технической модой, поэтому темой РПД активно занимались отечественные конструкторские бюро и научно-исследовательские институты, а на ВАЗе даже наладили мелкосерийное производство моделей с этой продвинутой силовой установкой. Речь пойдет именно об опытных мотоциклах с РПД, созданных специалистами ВНИИмотопром (Всесоюзный научно-исследовательский конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания).

Мотор РД-500В с корпусом из алюминиевого сплава и мощностью 40 л.с.

Еще в начале 60-х годов в ЦКЭБ (Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения в Серпухове) начали проектирование роторно-поршневого двигателя. Первый рабочий образец двигателя — РД-250, был создан в 1961 году. Он имел чугунный корпус и воздушное охлаждение. Удалось добиться устойчивой работы РПД на частотах до 6000 об/мин (при этом двигатель развивал мощность 8,5 л.с.). Однако, при дальнейшей форсировке мотора до 17 л.с. при 9000 об/мин появились проблемы, связанные с малой эффективностью уплотнений и большими механическими потерями. Их удалось разрешить за счет применения более эффективных уплотнений, изменения формы окон и камеры сгорания и перехода к подшипникам качения. Накопленный опыт позволил в 1964 году приступить к разработке РПД, предназначенного непосредственно для установки на мотоцикл. Техническое задание предусматривало создание мотора мощностью 30-35 л.с. для киевских и ирбитских тяжелых мотоциклов с коляской.В 1970-м году был построен 1-секционный роторно-поршневой мотор РД-350В мощностью 30,5 л.с. Для дорожных испытаний его установили в шасси стандартного мотоцикла "Днепр" К-650. Такой аппарат демонстрировал удовлетворительные динамические показатели, но отличался очень низким ресурсом — всего 100 часов работы.

Тираж — 10 опытных образцов для испытаний

Спустя 2 года инженеры создали модернизированную установку РД-500В с корпусом из алюминиевого сплава и хромовым покрытием рабочей поверхности. Такой 500-кубовый мотор развивал уже 40 л.с. при 6000 об/мин. Были также попытки оснастить агрегат системой впрыска топлива, но от этой затеи быстро отказались из-за проблем с пуском холодного двигателя. Этим РПД укомплектовали более современный мотоцикл "Днепр" МТ-9: в 1974-м году была выпущена опытная партия из 10 машин.

Музейная редкость

Дальнейшим развитием РД-500В стал мотор РД-501 (1973-й год), в котором применили износо-жаростойкое никасиловое покрытие алюминиевого корпуса. Ротор двигателя был изготовлен из спеченного алюминиевого сплава, а воспламенение бензовоздушной смеси обеспечивалось электронной бесконтактной системой зажигания.

Таких мотоциклов выпустили 30 штук

Испытания показали, что воздушное охлаждение для роторного двигателя подходит плохо, поэтому в 1976-м году разработали более совершенную конструкцию — РД-510. Этот роторно-поршневой мотор выдавал уже 48 л.с. и отличался системой жидкостного охлаждения. В 1979 году была выпущена партия из 30 машин с модифицированным шасси от мотоцикла "Днепр". Их раздали председателям окрестных колхозов – самые что ни на есть жесткие условия реальной эксплуатации. Дальнейшие работы были направлены на повышение надежности двигателя, снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов.

Мощность подобной установки — 48 л.с.

К началу 80-х годов также был создан 1-секционный двигатель РД-515, унифицированный по размерам и конструкции уплотнений с автомобильным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-111. При весе 38 кг и объеме 491 см куб. он выдавал 38 л.с. (6000 об./мин.) и 51 Нм (3500 об./мин.). Торцевые уплотнители изготовляли из стали или чугуна. Специально для этого мотора разработали технологию нанесения износостойкого жаропрочного никель-кремниевого покрытия "никасил" (BMW, привет!) на алюминиевую основу. Данный силовой агрегат выхаживал до капитального ремонта 50 тысяч километров.

Роторно-поршневой двигатель испытывали в самых жестких условиях, в том числе и на гоночных трассах. Перед вами – мотоцикл для кросса с коляской. Радиатор системы охлаждения вынесен в боковой прицеп.

Мотор испытывался в значительно модернизированном шасси экспериментального мотоцикла М-73. Тогда же во ВНИИМотопром занялись разработкой специального шасси под этот силовой агрегат. Модель под индексом 7.151 увидела свет в 1987 году.

Модель 7.151 : вполне современный облик и конструкция для 80-х годов, жаль только до конвейера дело так и не дошло

Глушитель необычной формы напоминает крыло

Помимо экзотического двигателя, ее отличали легкосплавные диски составной конструкции (литые спицы и отдельный обод), комбинированный гидравлический привод барабанных тормозов. Рассматривались даже планы строительства нового мотоциклетного завода в Набережных Челнах – увы, они так и остались на бумаге.

Односекционный двигатель РД-515 выдавал мощность 38 л.с

Конструкция мотоцикла-одиночки "Ротор V500" была максимально унифицирована с колясочным 7.151, а вот оригинальная внешность была разработана латышским дизайнером Гунаром Глудиньшем

"Лебединой песней" стал разработанный в 1988 году эскортный мотоцикл с двигателем РД-601, рабочим объемом 613 куб.см, мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальным крутящим моментом в 51Нм (3500 об. мин).

Мотоцикл 7.151 без коляски. Фото сделано в Германии в 90-х годах

Судя по наличию шлемов, это не музейный экспонат, а вполне ездящая техника!

В 1985-м году был построен еще один интересный прототип — мотоцикл РД-660. Правда, только с макетом перспективного 660-кубового роторно-поршневого мотора: начинки нет, а наружные детали двигателя изготовлены из дерева и пенопласта и окрашены серебристой краской под металл.

Прототип РД-660 отличался симпатичным дизайном

Макет 660-кубового РПД из дерева и пенопласта

К сожалению, "перестройка" и последовавшей за ней развал Советского Союза помешал амбициозным планам по запуску роторных мотоциклов в производство, хотя ВНИИмотопром уже располагал несколькими отработанными конструкциями РПД, пригодными для массового выпуска. В 90-х годах "роторную" тему окончательно забросили: сохранившиеся экспериментальные образцы байков разошлись по музеям, а некоторые "уплыли" за границу.

Один из тридцати: Днепр-одиночка с роторным мотор РД-510, вывезенный в Германию в 90-х годах

titcat.ru

абсолютно новый роторный мотоцикл Suzuki RE5 1976-го года — DRIVE2

Советские роторно-поршневые мотоциклы, о которых я рассказывал в прошлых записях (часть 1, часть 2), в силу различных причин так и не попали на конвейер. А вот японцы из Suzuki в 70-х годах прошлого века не только разработали, а и наладили полноценный серийный выпуск байка с РПД. Уникальная модель RE5 производилась всего 2 года (с 1974-го по 1976й), тем удивителен тот факт, что до наших дней сохранился абсолютно новый экземпляр с пробегом 0 миль.

Полный размер

Красивая техника

Полный размер

Вневременной дизайн классического мотоцикла

Данный мотоцикл предназначался для американского рынка: аппарат даже ни разу не заводили, а в его топливный бак никогда не заливали бензин. На нем все еще стоит новая родная резина INOUE Grand High Speed GS-8 F1 рамерностью 3.25 h29 на передней оси и 4.00 h28 — сзади. А все потому, что его использовали как выставочный образец в одном из мотоциклетных шоу-румов, ведь подобная экзотика непременно привлекает публику.

Полный размер

Полный размер

Много хрома: актуально для 70-х

Это уже рестайлинговая версия образца 1976-го года:с традиционными круглыми приборами и задним фонарем иной формы. А вот ранние варианты могли похвастаться футуристическим цилиндрическим щитком приборов, который был закрыт плексигласовым кожухом.

Полный размер

На одометре 0 миль

Полный размер

Красная зона начинается с 7000 /мин

Примечательно, что в конце 60-х и начале 70-х годов все 4 ведущих японских мотозавода активно работали над роторным направлением: Yamaha показала свой прототип RZ-201 на Токийской мотосалоне 1972-го года, Kawasaki и Honda тестировали сразу несколько опытных образцов, но только парни из Suzuki отважились на запуск мотоцикла с диковинным двигателем в серийное производство.

Полный размер

Комфортабельное 2-местное сиденье

Полный размер

500-кубовый 1-секционный РПД

Официально Suzuki RE5 был презентован в 1974-м году. Дизайн модели разрабатывался знаменитым итальянским ателье ItalDesign во главе с легендарным Джорджетто Джуджаро, а для рыночного продвижения новинки даже привлекали известного астронавта Эдгара Митчелла (шестого человека на Луне).

Полный размер

Полный размер

Отдаленно напоминает ИЖ-Планета Спорт

В качестве силовой установки использовался 1-секционный роторно-поршевой мотор рабочим объемом 497 кубиков. Его мощность составляла 62 л.с., а максимальные 74,4 Нм крутящего момента достигались уже при 3500 об/мин и это при практически полном отсутствии вибраций. О качестве механики и серьезности намерений Suzuki, говорила беспрецедентная гарантия на техническую "начинку" мотоцикла: бесплатная замена двигателя при любых проблемах в первые 12 месяцев или 19000 км.

Полный размер

Фирменный логотип модели

Полный размер

Температура выхлопных газов достигала 1000 градусов, поэтому выхлопная труба имела отдельный воздухозаборник для их смешивания с воздухом, чтобы обеспечить оптимальный отвод тепла и не обжигать ноги ездокам.

Полный размер

Под откидным сиденьем — бачек для масла, аккумулятор и дорожный инструмент

Полный размер

Радиатор охлаждения огромных размеров

Управляемость Suzuki RE5 на момент выпуска многими тест-пилотами оценивалась как лучшая среди японских мотоциклов и близкой к показателям лучших европейских байков. Собственно, аппарат изначально и задумывался как мощное оружие в борьбе с итальянскими, британскими и немецкими мотопроизводителями.

Полный размер

Родная инструкция по эксплуатации

Полный размер

Заводская бумажная бирка-сертификат

Однако, амбициозным планам японцев не суждено было сбыться. Аппарат получился довольно тяжелым (сухая масса 230 кг) и прожорливым (средний расход топлива — около 8 л/100 км). Он воспринимался потенциальными покупателями как нечто очень сложное и экзотическое на фоне традиционных байков. Свою роль сыграл и топливный кризис 70-х годов.

Полный размер

Полный размер

Одним словом — предполагаемый триумф обернулся ошеломляющим крахом, который поставил Suzuki буквально на грань выживания. Продав за два года всего около 6 тысяч Suzuki RE5, корпорация спешно свернула его производство и предпочла напрочь забыть об этом необычном детище. Даже в музее компании, открытом в 2010 году, провальной модели места не нашлось. По слухам, чертежи и рабочие образцы мотоцикла были утоплены в море, чтобы подобные неудачи не повторились.

Полный размер

Мощные

Сейчас сохранившиеся роторные Suzuki RE5 являются объектом вожделения для коллекционеров во всем мире. И что самое поразительное, его роторный мотор оказался на удивление надежным и живучим — до сих пор немалое количество этих мотоциклов остаются на ходу.

Полный размер

Традиционно, в финале записи — познавательное документальное видео о Suzuki RE5

www.drive2.ru

эскортные мотоциклы ИЖ с роторными двигателями — «Мототехника» на DRIVE2

Итак, друзья, продолжим интересную тему советских мотоциклов с роторно-поршневыми двигателями. В прошлой записи я упомянул, что в конце 80-х годов был создан экспериментальный образец эскортного (для сопровождения кортежей официальных делегаций и патрульной службы) мотоцикла с РПД. Заниматься данным проектом было поручено специалистам Ижевского мотозавода, причем это был полноценный госзаказ, который предусматривал постановку модели в мелкосерийное производство.

Богатырев Виктор Николаевич и Глухов Герман Яковлевич работают над макетом ИЖ-Лидер

В качестве силового агрегата предусматривалась установка 2-секцинного роторно-поршневого мотора РД-601. При рабочем объеме в 613 кубиков, он выдавал мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент в 51Нм (при 3500 об/мин). Данная установка была разработана в Тольятти и во много унифицирована с ВАЗ-овскими роторными агрегатами, которые в те времена уже начали активно ставить на автомобили для спецслужб.

Финальный вариант мотоцикла ИЖ-Лидер с РПД

В результате дизайнерского поиска, на свет появилось сразу несколько ходовых макетов "советского супербайка", которые своей внешностью напоминали лучшие образцы тогдашних японских и немецких мотоциклов.

Средневековый рыцарь

Первым стал ИЖ "Лидер" — аппарат с очень развитой капотировкой и массивными пластиковыми обтекателями, которые хорошо защищали водителя от ветра и осадков. Своими обводами он чем-то напоминает мне легендарный спорт-турер BMW K1, появившийся на свет примерно в то же время (1988-й год).

В таком состоянии уникальный мотоцикл пребывал в последний раз, когда его видели

Как и на "баварце", тяга мотора передавалась на заднее колесо посредством кардана. Было построено 2 опытных варианта "Лидера": первый — с уже упомянутым РПД, а второй — с более привычным 2-цилиндровым оппозитным ДВС от серийного мотоцикла "Урал".

А это уже останки другого Лидера — с мотором от Урала

Другой эскортный мотоцикл от "Ижмаша" получил название ИЖ-8.201 или "Вега". Он отличался более изящным и стремительным обликом. В отличии от "Лидера", его внешность не вызывала ассоциаций со средневековыми рыцарями.

В поисках оптимальной формы

Макеты строились как вокруг шасси с РПД, так и с привычным оппозитным мотором

Дизайн практически соответствовал лучшим западным моделям, хотя отдельные элементы выглядели на таком красавце чужеродными: например — барабанные тормозные механизмы или спицованные колесные диски (хотя проектом также предусматривались и легкосплавные).

Итоговый вариант эскортного мотоцикла с роторно-поршневым двигателем

Современный и привлекательный дизайн

Вариант с классическим ДВС

Кроме роторной "Веги", существовала также более приземленная версия данного эскортника, в шасси которого был установлен 650-кубовый оппозитный мотор от мотоцикла "Днепр".

Ничем не хуже тогдашних BMW, Honda и Moto Guzzi

Задняя передача — карданная

Барабанные тормоза тут не в тему

Планы создателей были амбициозные: наладить полноценный серийный выпуск таких аппаратов и даже организовать массовые поставки за границу — для нужд полицейских служб в разных странах.

Отлично сохранившийся экземпляр ИЖ-8.201 на одной из современных выставок

Жаль, что он так и не попал на конвейер

2-секционный роторно-поршневой мотор РД-601 мощностью 52 л.с.

Однако, перестройка, связанные с ней проблемы в экономике СССР и дальнейший развал страны поставил крест на этих перспективных разработках.

Силовой агрегат был построен специалистами АвтоВАЗа

Тут тоже спицованные колеса

Панель приборов частично унифицирована с Жигулями

Также рекомендую к прочтению материал о новом мотоцикле Иж Юпитер-3 1976 года в заводской упаковке, кастом-байке на базе ИЖ Планет Спорт, раннем Иж Планета Спорт 1974-го года выпуска, трех самых быстрых мотоциклах эпохи СССР, спортбайке Yamaha RZ500N 1985-го года с пробегом 0 км, кафе-рейсере, сделанный из популярной Yamaha YBR-125 и кастоме SKULL от DoZer garage с советским мотором К-750. Первая часть материала о советских мотоциклах с РПД находится — здесь.

www.drive2.ru

Эскортные мотоциклы ИЖ с роторными двигателями / Назад в СССР / Back in USSR

В конце 80-х годов был создан экспериментальный образец эскортного (для сопровождения кортежей официальных делегаций и патрульной службы) мотоцикла с РПД. Заниматься данным проектом было поручено специалистам Ижевского мотозавода, причем это был полноценный госзаказ, который предусматривал постановку модели в мелкосерийное производство.Богатырев Виктор Николаевич и Глухов Герман Яковлевич работают над макетом ИЖ-Лидер:

В качестве силового агрегата предусматривалась установка 2-секцинного роторно-поршневого мотора РД-601. При рабочем объеме в 613 кубиков, он выдавал мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент в 51Нм (при 3500 об/мин). Данная установка была разработана в Тольятти и во много унифицирована с ВАЗ-овскими роторными агрегатами, которые в те времена уже начали активно ставить на автомобили для спецслужб.

Финальный вариант мотоцикла ИЖ-Лидер с РПД:

В результате дизайнерского поиска, на свет появилось сразу несколько ходовых макетов «советского супербайка», которые своей внешностью напоминали лучшие образцы тогдашних японских и немецких мотоциклов.

Первым стал ИЖ «Лидер» — аппарат с очень развитой капотировкой и массивными пластиковыми обтекателями, которые хорошо защищали водителя от ветра и осадков. Своими обводами он чем-то напоминает мне легендарный спорт-турер BMW K1, появившийся на свет примерно в то же время (1988-й год).

В таком состоянии уникальный мотоцикл пребывал в последний раз, когда его видели:

Как и на «баварце», тяга мотора передавалась на заднее колесо посредством кардана. Было построено 2 опытных варианта «Лидера»: первый — с уже упомянутым РПД, а второй — с более привычным 2-цилиндровым оппозитным ДВС от серийного мотоцикла «Урал».

А это уже останки другого Лидера — с мотором от Урала:

Другой эскортный мотоцикл от «Ижмаша» получил название ИЖ-8.201 или «Вега». Он отличался более изящным и стремительным обликом. В отличии от «Лидера», его внешность не вызывала ассоциаций со средневековыми рыцарями.

В поисках оптимальной формы… Макеты строились как вокруг шасси с РПД, так и с привычным оппозитным мотором.

Дизайн практически соответствовал лучшим западным моделям, хотя отдельные элементы выглядели на таком красавце чужеродными: например — барабанные тормозные механизмы или спицованные колесные диски (хотя проектом также предусматривались и легкосплавные).

Итоговый вариант эскортного мотоцикла с роторно-поршневым двигателем:

Современный и привлекательный дизайн:

Вариант с классическим ДВС: Кроме роторной «Веги», существовала также более приземленная версия данного эскортника, в шасси которого был установлен 650-кубовый оппозитный мотор от мотоцикла «Днепр».

Ничем не хуже тогдашних BMW, Honda и Moto Guzzi:

Задняя передача — карданная.Барабанные тормоза тут не в тему: Планы создателей были амбициозные: наладить полноценный серийный выпуск таких аппаратов и даже организовать массовые поставки за границу — для нужд полицейских служб в разных странах.

Отлично сохранившийся экземпляр ИЖ-8.201 на одной из современных выставок:

Жаль, что он так и не попал на конвейер.2-секционный роторно-поршневой мотор РД-601 мощностью 52 л.с.: Однако, перестройка, связанные с ней проблемы в экономике СССР и дальнейший развал страны поставил крест на этих перспективных разработках. Силовой агрегат был построен специалистами АвтоВАЗа. Тут тоже спицованные колеса. Панель приборов частично унифицирована с Жигулями.

back-in-ussr.com

Полезно знать. Роторно-поршневой двигатель Феликса Ванкеля

 

Двигатель Ванкеля всегда привлекал внимание тем, что он не такой как все остальные - он уникум. Можно только представить, насколько был обрадован и изумлен простотой идеи Феликс Ванкель, когда ему пришла в голову мысль превратить возвратно-поступательные движения во вращательные!? Простая и гениальная идея оказалась сложной в освоении - главным образом тем, что технология требовала огромной точности в производстве деталей, и, как оказалось позже - достижения еще большей, чем в стандартных двигателях, износоустойчивости. Кроме этого, конструкция обладала рядом других технических особенностей, обеспечивших Феликса головной болью на долгое время вперед.

В первые годы после появления первого автомобиля NSU Ro-80 с двигателем, работающим по схеме Ванкеля, десятки компаний на волне возросшего ажиотажа ринулись выкупать лицензии на право производства роторного двигателя, но только считанные единицы смогли разумно преобразовать дорогостоящие чертежи гениального Феликса Ванкеля в металл. Самым известным примером из мира авто остается компания Mazda, которая устанавливает "роторы" на некоторые автомобили серии RX. В мотоциклах этот двигатель тоже нашел применение, примеры которых далее в статье. Впрочем, давайте обо всем по порядку...

 

 

Зри в корень. Устройство двигателя ВанкеляТак называемый двигатель Ванкеля был изобретен немецким инженером Феликсом Ванкелем в 1957 году. Этот тип двигателя внутреннего сгорания использует вращательные движения для создания напряжения вместо привычной поршневой системы.  Особенность двигателя – применение трехгранного ротора (поршня), имеющего вид треугольника Рело, вращающегося внутри цилиндра специального профиля, поверхность которого выполнена по эпитрохоиде*.

* Эпитрохоида — плоская кривая, образуемая точкой, жёстко связанной с окружностью, катящейся по другой окружности.

JavaScript is disabled!To display this content, you need a JavaScript capable browser.

Давление в РПД образуется за счёт вращения ротора. При этом происходит последовательное осуществление процессов – впуска, сжатия, сгорания, выпуска – в разных частях корпуса одного цилиндра. Такая конструкция даёт следующие преимущества: низкий уровень вибрации; отличные динамические характеристики; высокая мощность. Принципы процессов смесеобразования, зажигания, смазки, охлаждения, запуска принципиально ничем не отличаются от обычных поршневых двигателей внутреннего сгорания. Отсутствие громоздкого механизма газораспределения делает такой двигатель значительно проще четырехтактного поршневого за счёт меньшего количества деталей, обеспечивая необычайную компактность и высокую удельную мощность. Из минусов РПД отмечают крайне высокую критичность к регулярному сервисному обслуживанию (замена масла, уплотнителей) и высокий нагрев двигателя, а также большой расход топлива и токсичный выхлоп, что является следствием характерной для РПД узкой серпообразной камера сгорания (по краям камеры сгорание топлива затрудняется).

Соединение ротора с выходным валом через эксцентриковый механизм, являясь  особенностью РПД Ванкеля, вызывает давление между трущимися поверхностями, что в сочетании с высокой температурой, приводит к дополнительному износу и нагреву двигателя.

В связи с этим возникает требование к частой замене масла. При правильной эксплуатации периодически производится капитальный ремонт, включающий в себя замену уплотнителей. Ресурс при правильной эксплуатации достаточно велик, но не заменённое вовремя масло неизбежно приводит к необратимым последствиям, и двигатель выходит из строя.

В таком моторе очень важно следить за состоянием уплотнителей. Площадь пятна контакта очень невелика, а перепад давления очень высокий. Следствием этого, неразрешимого для двигателей Ванкеля, противоречия являются высокие утечки между отдельными камерами и, как следствие, падение коэффициента полезного действия и токсичность выхлопа.

Есть еще две сложности у этой схемы мотора - малая длина рабочего хода и очень специфический режим работы кривошипного механизма - эксцентрикового вала в отношении движения поршневой поверхности ротора. От этого у однороторного мотора  плохой график крутящего момента.

Подробнее об устройстве двигателя Ванкеля:http://autorelease.ru/articles/automobile/946-rotornyj-dvigatel-princzip-raboty.html

Кстати, не везде об этом говорится, но двигатель Ванкеля является всего лишь одним из пяти подтипов роторных двигателей. Подробнее:http://www.rotor-motor.ru

 

 

Интересно, что за счёт отсутствия преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное, двигатель Ванкеля способен выдерживать гораздо большие обороты, и с меньшими вибрациями, по сравнению с традиционными двигателями. Роторно-поршневые двигатели обладают более высокой мощностью при небольшом объёме камеры сгорания, сама же конструкция двигателя сравнительно мала и содержит меньше деталей. Небольшие размеры улучшают управляемость, облегчают оптимальное расположение трансмиссии (развесовка) и позволяют сделать аппарат более компактным, либо освободить место под другие цели.

Итак, компактность, производительность, оборотистость - не это ли есть магическая формула идеального двигателя, к которой пытаются приблизиться все без исключения производители мотоциклов? Да, именно так. Но в мотомире роторный двигатель пока прижиться не смог - все ставки сделаны на классический поршневой мотор различных конфигураций, таких как рядные "четверки" и v-образные "двойки" и "четверки". Правда, попадаются и редкие исключения:

Мотоциклы с РПД

Hercules

 

 

В 1974 году компания Hercules первой выпустила в массы мотоциклы серии Wankel (W-2000), с двигателями KC-27 от компании "Sachs". Это были однороторные движки с воздушным охлаждением, объемом двигателя 294 см.куб. и мощностью 25 лошадиных сил, позже мощность была увеличена до 27 л.с. (20 кВт) при 6000 об/мин. Для смазки двигателя было необходимо вручную добавлять масло в топливный бак мотоцикла, а с 1976 года, после апгрейда конструкции двигателя, масло начало подаваться из специального бака с помощью насоса. В некоторых странах W-2000 продавался как DKW (Dampf-Kraft-Wagen).

Norton

 

В начале 1980-х годов этот же двигатель использовался для установки в немногочисленные мотоциклы Norton, не смотря на то, что опытные прототипы РПД появились на байках Norton еще в начале 70-х. Надо отдать должное инженерам Norton, которые достаточно успешно использовали РПД в спорте - в конце 80-х и начале 90-х им практически не было равных. Особенно нужно отметить модели RCW588 и сменивший его в 91-м году NRS588, которые принесли Norton множество побед на поприще мотоспорта. Так, один из болидов NRS588 обладал превосходным отношением мощности к весу 135 л.с. / 135 кг, был компактен и легок. Существовала и дорожная версия  спортбайка - легендарный F1, мощность которого достигала 95л.с.@9500об/мин, а стоимость - 45 тысяч долларов США...

В настоящее время Norton производит 588-кубовую двух-роторную модель NRV588 и разрабатывает 700сс версию с названием NRV700. NRV588 - современный спортбайк со доработанным, теперь уже инжекторным 170-сильным двигателем Ванкеля с впускным трактом переменной величины и электронным управлением дросселя. Характеристики байка - 130кг / 170л.с., поэтому производительность мотоцикла просто феноменальная. Ожидается, что NRV700 сможет развивать уже 210 л.с. при схожем весе мотоцикла, однако в самой компании пока об этом не распространяются.

MZ

К 1963 году в рамках программы модернизации, отдел перспективных разработок завода MZ представил роторно-поршневой двигатель для мотоцикла. До 1965 года проводилось тестирование этого двигателя в нескольких прототипах MZ, но на этом все и закончилось.

Suzuki

 

На общей волне интереса к РПД, за разработку модели мотоцикла с роторно-поршневым двигателем взялась и японская компания Suzuki. Мотоцикл серии RE5 выпускался совсем недолго - с 1974 по 1976 г.г и вскоре стал предметом коллекционирования. Двигатель с рабочим объемом 497,5 см.куб. на 6500 об. мин. развивал мощность в 62 л.с. и максимальный крутящий момент в 54.9 Нм при 3500 об.мин.

Надо заметить, из Японцев, кроме Suzuki, планы по запуску в производство мотоциклов роторно-поршневыми двигателями были и у остальных компаний. Так, Honda тогда разрабатывала и тестировала свой прототип, а в 1972 году Yamaha даже показала на выставке Tokyo Motor Show  готовую модель мотоцикла RZ-201 с двухроторным двигателем.

 

Henk van Veen

 

И настоящей экзотикой является этот мотоцикл OCR 1000 компании Van Veen - датского дилера марки Kreidler. После того, как Kreidler обанкротилась, в Van Veen приступили к разработке своего собственного дорожного мотоцикла с роторно-поршневым двигателем. С 1966  по 1968 год было выпущено всего 30 таких аппаратов. Двигатель рабочим объемом: 2 х 498 см.куб.и мощностью - 100 л.с. был позаимствован у автомобиля NSU-Citroen Comotor (Citroen GZ), трансмиссия в центре разработок Porsche, а рама - у Moto Guzzi.

Энтузиасты не обходят стороной двигатель Ванкеля. Установка РПД в раму кастом-мотоцикла сразу же выделяет байк на фоне остальных и привлекает внимание, при должном умении обеспечивая оригинальнейший образ мотоциклу. Ярким примером служит кастом Revelation Родни Агуэра (Rodney Aguiar) с роторно-поршневым двигателем Mazda RX-7, карданным приводом на заднее колесо от BMW R1100GS и передней вилкой от Suzuki GSX-R 750.  Как утверждает владелец, на заднем колесе его кастома Revelation целых 250 л.с., и не верить ему причин у нас не имеется. Подробнее »

Мотоциклы с РПД - отечественные разработки от ВНИИмотопром

Интересно, что в Советском Союзе тоже существовали разработки в области РПД. И если о роторном автомобиле ВАЗ известно многим, то существование в прошлом отечественных мотоциклов с двигателями, построенными по схеме Ванкеля, до сих пор для многих остается секретом.

Еще в 1970 году начались дорожные испытания двигателя РД-350В, установленного в шасси от Днепр К-650. Динамика машины оказалась удовлетворительной, мощность двигателя была доведена до 30,5 л.с., но очень малый ресурс мотора (всего в 100 часов) не позволил увидеть разработке светлое будущее.

В 1972 году создается новый вариант РПД — РД-500В. Его корпус выполнен из алюминиевого сплава, с хромовым покрытием рабочей поверхности. Двигатель развивал мощность 40 л.с. при 6000 об/мин. Дорожные испытания мотора проводились в шасси мотоцикла Днепр МТ-9. На нем впервые опробовали систему впрыска топлива, но впоследствии отказались от нее из-за затрудненного запуска холодного двигателя (системы впрыска топлива тех времен были далеки от совершенства). Развитием РД-500В стал созданный в 1973 году РД-501, в котором применили износо-жаростойкое никасилевое покрытие алюминиевого корпуса, ротор двигателя был изготовлен из спеченного алюминиевого сплава, а воспламенение бензовоздушной смеси обеспечивалось электронной бесконтактной системой зажигания.

 

Решительным шагом стал переход на систему жидкостного охлаждения в 1976 году. Такой двигатель, получивший обозначение РД-510, развивал уже 48 л.с. при 6000 об/мин. Дальнейшие работы были направлены на повышение "живучести" двигателя, снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов.

Односекционный РД-515, в середине 70-х предполагалось ставить на тяжелые мотоциклы. При весе 38 кг и объеме 491 см куб. он выдавал 38 л.с. (6000 об./мин.) и 51 Нм (3500 об./мин.). Торцевые уплотнители изготовляли из стали или чугуна. Специально для этого мотора разработали технологию нанесения износостойкого жаропрочного никель-кремниевого покрытия "никосил" на алюминиевую основу. Агрегат выхаживал до капитального ремонта 50 тыс. км.

 

Последними из известных нам проектов в области отечественных мотоциклов с РПД являются разработанные в середине 80-х аппараты РД - 660 и эскортный мотоцикл РД-601 (613 куб.см, мощность 52 л.с. при 6000 об./мин.)

 

Становится понятным, что к началу "перестройки" 90-х годов институт располагал несколькими отработанными конструкциями РПД. Но дальнейший разворот событий в нашей стране убил все надежды на какое-либо успешное продолжение разработок. На сегодняшний день разработки советских времен в области роторно-поршневых двигателей можно наблюдать в таком состоянии:

Как мы видим, эпоха роторного двигателя так и не смогла захватить мир более привычной поршневой системы и занять свою устойчивую позицию на рынке. Обладатели мотоциклов с РПД автоматически превратились в небольшой клуб с единым интересом, а их байки – раритетом и диковинкой, которую с удовольствием примет практически любой музей!Но вполне возможно, что будущее, которое сулили разработчики и производители двигателю Ванкеля просто еще не настало. По крайней мере, возобновившийся к нему интерес марки Norton может развить новую спираль разработок и достижений, и тогда Феликс Ванкель еще себя покажет!

Капитальный ремонт двигателя по материалам www.okb-region.ru.

motocafe.ru

Спорт байки из СССР с роторными двигателями.

Итак, друзья, продолжим интересную тему советских мотоциклов с роторно-поршневыми двигателями. В прошлой записи я упомянул, что в конце 80-х годов был создан экспериментальный образец эскортного (для сопровождения кортежей официальных делегаций и патрульной службы) мотоцикла с РПД. Заниматься данным проектом было поручено специалистам Ижевского мотозавода, причем это был полноценный госзаказ, который предусматривал постановку модели в мелкосерийное производство.

Богатырев Виктор Николаевич и Глухов Герман Яковлевич работают над макетом ИЖ-Лидер

В качестве силового агрегата предусматривалась установка 2-секцинного роторно-поршневого мотора РД-601. При рабочем объеме в 613 кубиков, он выдавал мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент в 51Нм (при 3500 об/мин). Данная установка была разработана в Тольятти и во много унифицирована с ВАЗ-овскими роторными агрегатами, которые в те времена уже начали активно ставить на автомобили для спецслужб.

Финальный вариант мотоцикла ИЖ-Лидер с РПД

В результате дизайнерского поиска, на свет появилось сразу несколько ходовых макетов "советского супербайка", которые своей внешностью напоминали лучшие образцы тогдашних японских и немецких мотоциклов.

Первым стал ИЖ "Лидер" — аппарат с очень развитой капотировкой и массивными пластиковыми обтекателями, которые хорошо защищали водителя от ветра и осадков. Своими обводами он чем-то напоминает мне легендарный спорт-турер BMW K1, появившийся на свет примерно в то же время (1988-й год).

Сохранить в Альбом В таком состоянии уникальный мотоцикл пребывал в последний раз, когда его видели

Как и на "баварце", тяга мотора передавалась на заднее колесо посредством кардана. Было построено 2 опытных варианта "Лидера": первый — с уже упомянутым РПД, а второй — с более привычным 2-цилиндровым оппозитным ДВС от серийного мотоцикла "Урал".

Сохранить в Альбом А это уже останки другого Лидера — с мотором от Урала

Другой эскортный мотоцикл от "Ижмаша" получил название ИЖ-8.201 или "Вега". Он отличался более изящным и стремительным обликом. В отличии от "Лидера", его внешность не вызывала ассоциаций со средневековыми рыцарями.

В поисках оптимальной формы. Макеты строились как вокруг шасси с РПД, так и с привычным оппозитным мотором

Дизайн практически соответствовал лучшим западным моделям, хотя отдельные элементы выглядели на таком красавце чужеродными: например — барабанные тормозные механизмы или спицованные колесные диски (хотя проектом также предусматривались и легкосплавные).

Кроме роторной "Веги", существовала также более приземленная версия данного эскортника, в шасси которого был установлен 650-кубовый оппозитный мотор от мотоцикла "Днепр".

Ничем не хуже тогдашних BMW, Honda и Moto GuzziСохранить в Альбом Задняя передача — карданная.Барабанные тормоза тут не в тему

Планы создателей были амбициозные: наладить полноценный серийный выпуск таких аппаратов и даже организовать массовые поставки за границу — для нужд полицейских служб в разных странах.

Отлично сохранившийся экземпляр ИЖ-8.201 на одной из современных выставок, что он так и не попал на конвейер.

2-секционный роторно-поршневой мотор РД-601 мощностью 52 л.с.

Однако, перестройка, связанные с ней проблемы в экономике СССР и дальнейший развал страны поставил крест на этих перспективных разработках.

Силовой агрегат был построен специалистами АвтоВАЗа. Как и положено Тут тоже спицованные колеса.  Панель приборов частично унифицирована с Жигулями

Похожие записи:
Спорт байк, супер спорт и Street Fighter
В разделе: Новости, статьи

В первую очередь этот мотоцикл создан для любителей высоких скоростей. Как правило, количество лошадок (лошадиных сил) соответствует весу мотоцикла, но есть и исключения, где мощность превышает вес.

Развитие спидвея в России
В разделе: Новости, статьи

В России сначала проводились соревнования практически без правил. В дальнейшем спидвей стал очень популярен, стали проводиться чемпионаты страны. Первые проходили на конных ипподромах, зрители были...

Новинки от Aprilia в Чикаго: RSV4 и Tuono 2017
В разделе: Мото новости

На международной выставке мотоциклов, что происходит каждый год в городе Чикаго, было много интересных новинок. Байки RSV4 и Tuono 2017 от итальянской фирмы Aprilia вызвали фурор и восхищенные взгл...

Yamaha FJ-09 – перерождение легенды
В разделе: Мото новости

Доступная мототехника – конек Yamaha. Очередное доказательство тому – Yamaha MT-09. Этот агрегат представлен в классе спорт-туризм и может стать одним из самых доступных.

​В США презентовали бэггер Chieftain от Indian
В разделе: Мото новости

Indian Motorcycle не перестают удивлять своими шикарными новинками.

Новинки Outlander 800RXmr и OutlanderLMAX
В разделе: Новости, статьи

В мае этого года канадской компанией BRP было представлено сразу несколько новинок в модельном ряде квадроциклов, которые поступят в продажу только в 2015 году. Главное акцентирование было произвед...

amposter.com

Роторный мотоцикл видео Видео

...

8 меc назад

Mysportbike Инстаграм https://www.instagram.com/mysportbike/ За всю историю мотоцикла предпринимались попытки массового...

...

2 лет назад

И снова всем здравствуйте! Бьем рекорды по длительности отсутствия, но вопреки всему, вспоминая о подписчик...

...

2 лет назад

Первый запуск после реставрации мотоцикла Днепр МТ-9 с роторным двигателем РПД-515, разработки ВНИИМОТОПРОМ...

...

3 лет назад

Советские экспериментальный мотоциклы с роторными двигателями. материал взят с : 1) https://www.drive2.ru/b/2675582 2)...

...

1 лет назад

Hercules W 2000 - первый серийный роторный мотоцикл. https://www.youtube.com/channel/UCF42abSQuakkeijvlT_qGtQ/featured - Чудо техники с ...

...

11 меc назад

В мотомузее "Мотомир Вячеслава Шеянова" наткнулся на этого красавца! Иж 8.201 (некоторые еще пишут "Вега", но...

...

10 меc назад

Вашему вниманию Советские роторные мотоцыклы для эскорта правительственных колонн - ИЖ 8.202 Лидер и ИЖ 8.201...

...

1 лет назад

Настоящий роторный гипербайк 70-х сегодня у нас в выпуске! Мотоцикл голландского магната Хендрика Ван Вина,...

...

1 лет назад

В этом видео рассмотрим роторные спортбайки фирмы Norton. https://www.youtube.com/channel/UC-Vu462n6CS_PZNA6ahjxSA - канал MotoDalnoBoy.

...

3 лет назад

Разработка ВНИИМОТОПРОМ г.Серпухов -1974 года.

...

2 лет назад

Украина, Кривой Рог(Турбофлай)

...

2 лет назад

Всем привет, товарищи! Приношу извинения за свое долгое отсутствие, оправдываться не стану, скажу лишь,...

...

6 меc назад

Мой игровой канал: https://www.youtube.com/channel/UCAOmkYKjIuds_JpeEe5lcbg Материал взят с открытого источника: https://www.drive2.ru/b/2675582/ ...

...

2 лет назад

Видеорегистратор с антирадаром SHO-ME Combo №5 A7 - https://sho-me.ru/katalog/sho-me-combo-videoregistrator-s-antiradarom-gps/kupit-combo-5-a7 ...

...

8 меc назад

DKW W2000 / Hercules W-2000 Rotary - мотоцикл с роторным мотором Ванкеля DKW W2000 — мотоцикл с роторным мотором. За пределами...

...

2 лет назад

Возрождение мотоцикла ИЖ 8.202 Лидер, 1990 года выпуска с роторным двигателем разработки ВНИИмотопрома г.Серпу...

...

3 лет назад

В мастерской прогресс! Спустя 25 лет роторный двигатель экспериментального эскортного ИЖа вновь ожил! Progress...

...

4 лет назад

Очень редкий мотоцикл класса "эндуро" производства Киевского мотозавода - Днепр 158-02 "Динамит"

rd-t.ru