Мотопокрышки – расшифровка маркировок. Покрышка мотоцикл


МОТОШИНЫ — Мотоэнциклопедия

МОТОШИНЫ

Покрышки для мотоциклов бывают нескольких типов, все покрышки имеют индекс скорости индекс нагрузки, для каждого мотоцикла покрышки “подходят” только определенных типо-размеров, установка покрышек других размеров может привести к неустойчивости мотоцикла в поворотах, повышенному расходу бензина, а так же повышенному износу самой мото-покрышки.

Ширина покрышки

Расшифровка маркировки мото покрышек.

120/70 - ZR17 M/C

Первая группа цифр в маркировке мото-шины обозначает номинальную ширину шины.

Ширина измеряется по прямой линии см. схему выше.

Не стоит устанавливать на мотоцикл мото-покрышки шире или уже чем рекомендованные покрышки для данной модели мотоцикла.

Так установив шире или уже мото-покрышку, ваш мотоцикл потеряет динамику в поворотах, увеличится расход топлива, увеличится износ самих покрышек.

Высота профиля покрышки

120/70 - ZR17 M/C

Высота профиля мотошины с учетом высоты протектора. Чем меньше значение – тем ниже профиль покрышки. Не стоит устанавливать на мотоцикл мото-покрышки ниже или выше по высоте профиля чем рекомендованные покрышки для данной модели мотоцикла. Так установив выше или ниже по профилю мото-покрышку, ваш мотоцикл потеряет динамику в поворотах, увеличится расход топлива, увеличится расход самих покрышек.

Индекс скорости и индекс нагрузки

120/70 - ZR17 M/C

«Скоростной индекс» он же «Индекс Нагрузки»

Индекс нагрузки Индекс скорости – маркируется на мотопокрышке буквами, индекс является интернациональным, поэтому значение индекса нагрузки на шинах изготовленных, например, в Германии, будет равен и принятым в России индексам скорости.

Индекс скорости для мотопокрышек маркируется буквами английского алфавита, следом за высотой профиля мото покрышки.

Нельзя применять покрышку с низкими «скоросными» индексами на мотоциклах для которых эта покрышка не подходит, иначе покрышка можем просто не выдержать – спустить “распуститься”.

Расшифровку индекса нагрузки смотрите на таблице ниже.

Индекс нагрузки = Ограничение по скорости

120/70 - ZR17 M/C

Строение мотошины бывает РАДИАЛЬНЫМ, и обозначатся буквой R, бывает ДИАГОНАЛЬНОЕ может не обозначаться буквами вообще либо помечается буквой B.

Диаметр обода

120/70 - ZR17 M/C

Диаметр обода обозначается двухзначной цифрой, практически в конце маркировки. Выбирая мотопокрышки – обязательно удостоверьтесь в правильности выбора внутреннего диаметра. Нельзя установить покрышку с диаметром 16 на диаметр обода 17-ть.

Дополнительная информация

Существует так же маркировка покрышек обозначающая – подходит ли покрышка для использования БЕЗ камеры либо только с камерой.

TUBE или TT – с камерой

TUBELESS или TL– подходит для бескамерного использования.

Буквы M/C – обозначают слово – мотоцикл т.е. покрышка для мотоцикола.

Все размеры мотошины аналогичны размерам обычных автомобильных шин. Но в мотошинах есть свои особенные дополнительные обозначения, а именно:

K0 - supersoft - очень мягкая мотошина

K1 - soft - мягкая мотошина

K2 - medium - средняя по жесткости мотошина

TL - tubeless - безкамерная мотошина.

M/C - сокращенная аббревиатура того, что шины относятся именно к категории мотоциклетных шин. Нужно отличать эти шины от тех, которые были спроектированы для других средств передвижения.

RS1 - soft - мягкая

RS2 - medium - средняя

RS3 - hard - жесткая

A, P, H И т.д. - индексы после скорости мотошины - специальная версия мотошины, которая была произведена для конкретного типа (модели) мотоцикла.

Различные системы маркировки мото-покрышек

Существует несколько типов маркировки покрышек (ширина, высота по профилю и внутреннему даиметру).

Метрическая система

Альфа система

Стандартная в дюймах

Низкопрофильная дюймы

Метрическая

Пример: 180/55ZR-17 · M130/80-18 · 130/80HB-18 · 130/80H-18

Самая распространенная и самая «понятная» система маркировки мотоциклетных и автомобильных покрышек. Первая цифра ширина – 180, вторая цифра ширина по профилю, буква обозначает индекс скорости – Z, буквой R обозначается Радиальное строение покрышки, цифра в заключении маркировки обозначает диаметр обода на который может быть установлена эта покрышка.

Альфа

Пример: MT90S-16 · MT90HB-16

Система маркировки покрышек Альфа, обычно применяется на покрышках мотоциклов – туристического назначения.

Разобрав пример будет понятнее – М буква обозначается, что покрышка мотоциклетная (Motorcycle Tire).

T – буква обозначает ширину покрышки, цифрой – 90 обозначена высота по профилю, S – буква обозначает индекс скорости, цифра в заключении маркировки обозначает диаметр обода на который может быть установлена эта покрышка.

Стандартная в дюймах

Пример: 3.25H-19

Эта система измерений восновном применялась на мотоциклах выпускаемых в 1990-1999 годах.

В маркировке отсутствует высота по профилю покрышки, однако применение такой системы подразумевает, что высота профиля покрышки равна ширине профиля т.е. если например ширина покрышки равна 3.25 дюйма, то высота профиля так же должна быть 3.25 дюйма.

Рассматривая пример выше, можно более точно понять систему и как работать с ней. Цифра 3.25 дюйма, обозначает ширину покрышки в ~83 мм, в соответствии с шириной, высота профиля так же должна быть ~83 мм, обычно при такой размере покрышки устанавливаются 80х80 или 90х90. Буквой H – обозначается индекс скорости, цифра в заключении маркировки обозначает диаметр обода на который может быть установлена эта покрышка.

Низкопрофильная в дюймах

Пример: 4.25/85H-18 · 4.60S-16

Эта система применяется на покрышках с низким профилем, такие покрышки встречаются крайне редко.

Разобрав на примере можно понять как эта система расшифровывается.

Как обычно первые цифры обозначают ширину шины (в дюймах на этом примере), вторая цифра обозначает процентное соотношение высоты профиля к ширине покрышки.

Сводная таблица размеров для всех систем маркировки мото-покрышек.

www.bikerwiki.ru

Мотопокрышки – расшифровка маркировок. - мотоциклы и мототехника мотоэкипировка и мотоодежда Прайд Байк

Покрышки для мотоциклов бывают нескольких типов, все покрышки имеют индекс скорости индекс нагрузки, для каждого мотоцикла покрышки “подходят” только определенных типо-размеров, установка покрышек других размеров может привести к неустойчивости мотоцикла в поворотах, повышенному расходу бензина, а так же повышенному износу самой мото-покрышки.

Ширина покрышки

Расшифровка маркировки мото покрышек.

120/70 - ZR17 M/C

Первая группа цифр в маркировке мото-шины обозначает номинальную ширину шины.

Ширина измеряется по прямой линии см. схему выше.

Не стоит устанавливать на мотоцикл мото-покрышки шире или уже чем рекомендованные покрышки для данной модели мотоцикла.

Так установив шире или уже мото-покрышку, ваш мотоцикл потеряет динамику в поворотах, увеличится расход топлива, увеличится износ самих покрышек.

Высота профиля покрышки

120/70 - ZR17 M/C

Высота профиля мотошины с учетом высоты протектора. Чем меньше значение – тем ниже профиль покрышки. Не стоит устанавливать на мотоцикл мото-покрышки ниже или выше по высоте профиля чем рекомендованные покрышки для данной модели мотоцикла. Так установив выше или ниже по профилю мото-покрышку, ваш мотоцикл потеряет динамику в поворотах, увеличится расход топлива, увеличится расход самих покрышек.

Индекс скорости и индекс нагрузки

120/70 - ZR17 M/C

«Скоростной индекс» он же «Индекс Нагрузки».

Индекс нагрузки Индекс скорости – маркируется на мотопокрышке буквами, индекс является интернациональным, поэтому значение индекса нагрузки на шинах изготовленных, например, в Германии, будет равен и принятым в России индексам скорости.

Индекс скорости для мотопокрышек маркируется буквами английского алфавита, следом за высотой профиля мото покрышки.

Нельзя применять покрышку с низкими «скоросными» индексами на мотоциклах для которых эта покрышка не подходит, иначе покрышка можем просто не выдержать – спустить “распуститься”.

Расшифровку индекса нагрузки смотрите на таблице ниже.

Индекс нагрузки = Ограничение по скорости
Буква КМ.
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V220 220
V230 230
V or V240 240
V250 250
V260 260
W or V270 270
V280 280
V290 290
Y or V300 300
Z более 240

Строение мотоциклетной шины.

120/70 - ZR17 M/C

Строение мотошины бывает РАДИАЛЬНЫМ, и обозначатся буквой R, бывает ДИАГОНАЛЬНОЕ может не обозначаться буквами вообще либо помечается буквой B.

Диаметр обода

120/70 - ZR17 M/C

Диаметр обода обозначается двухзначной цифрой, практически в конце маркировки. Выбирая мотопокрышки – обязательно удостоверьтесь в правильности выбора внутреннего диаметра. Нельзя установить покрышку с диаметром 16 на диаметр обода 17-ть.

Дополнительная информация

Существует так же маркировка покрышек обозначающая – подходит ли покрышка для использования БЕЗ камеры либо только с камерой.

TUBE или TT – с камерой

TUBELESS или TL– подходит для бескамерного использования.

Буквы M/C – обозначают слово – мотоцикл т.е. покрышка для мотоцикола.

Различные системы маркировки мото-покрышек

Существует несколько типов маркировки покрышек (ширина, высота по профилю и внутреннему даиметру).

  • Метрическая система
  • Альфа система
  • Стандартная в дюймах
  • Низкопрофильная дюймы

Пример: 180/55ZR-17 · M130/80-18 · 130/80HB-18 · 130/80H-18

Самая распространенная и самая «понятная» система маркировки мотоциклетных и автомобильных покрышек.

Первая цифра ширина – 180, вторая цифра ширина по профилю, буква обозначает индекс скорости – Z, буквой R обозначается Радиальное строение покрышки, цифра в заключении маркировки обозначает диаметр обода на который может быть установлена эта покрышка.

Альфа

Пример: MT90S-16 · MT90HB-16

Система маркировки покрышек Альфа, обычно применяется на покрышках мотоциклов – туристического назначения.

Разобрав пример будет понятнее – М буква обозначается, что покрышка мотоциклетная (Motorcycle Tire).

T – буква обозначает ширину покрышки, цифрой – 90 обозначена высота по профилю, S – буква обозначает индекс скорости, цифра в заключении маркировки обозначает диаметр обода на который может быть установлена эта покрышка.

Стандартная в дюймах

Пример: 3.25H-19

Эта система измерений восновном применялась на мотоциклах выпускаемых в 1990-1999 годах.

В маркировке отсутствует высота по профилю покрышки, однако применение такой системы подразумевает, что высота профиля покрышки равна ширине профиля т.е. если например ширина покрышки равна 3.25 дюйма, то высота профиля так же должна быть 3.25 дюйма.

Рассматривая пример выше, можно более точно понять систему и как работать с ней. Цифра 3.25 дюйма, обозначает ширину покрышки в ~83 мм, в соответствии с шириной, высота профиля так же должна быть ~83 мм, обычно при такой размере покрышки устанавливаются 80х80 или 90х90. Буквой H – обозначается индекс скорости, цифра в заключении маркировки обозначает диаметр обода на который может быть установлена эта покрышка.

Низкопрофильная в дюймах

Пример: 4.25/85H-18 · 4.60S-16

Эта система применяется на покрышках с низким профилем, такие покрышки встречаются крайне редко.

Разобрав на примере можно понять как эта система расшифровывается.

Как обычно первые цифры обозначают ширину шины (в дюймах на этом примере), вторая цифра обозначает процентное соотношение высоты профиля к ширине покрышки.

Сводная таблица размеров для всех систем маркировки мото-покрышек.

Допустимые значение, ширины обода Метрическая Альфа Стандартная в дюймах Низкопрофильная в дюймах
1.60, 1.85 70 MG 2.75
1.60, 1.85 80 MH 3.00 3.60
1.85, 2.15 90 MJ 3.25 3.60
1.85, 2.15 90 ML 3.50 4.10
2.15, 2.50 100 MM 3.75 4.10
2.15, 2.50, 2.75 110 MN 4.00 4.60
2.15, 2.50, 2.75 110 MP 4.25 4.25/85
2.15, 2.50, 2.75 120 MR 4.50 4.25/85
2.15, 2.50, 2.75 120 MS 4.75 5.10
2.50, 2.75, 3.00 130 MT 5.00 5.10
2.75, 3.00, 3.50 140 MU 5.50
3.50, 4.00 150 MV 6.00
4.00, 4.50 160 6.25

pride-u-bike.com

Покрышки на мотоцикл с доставкой почтой по Украине

покрышка 110х70-12 KENDA

Цена: 699.38

Код товара:

77107

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 110х90-16 безкамерка

Цена: 724.80

Код товара:

74138

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 120х60-13 (асфальт) TL

Цена: 878.40

Код товара:

104621

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 120х70-12 DURO

Цена: 1 164.00

Код товара:

89432

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 120х70-12 асфальт

Цена: 642.51

Код товара:

67397

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 120х70-12 шипованная

Цена: 763.51

Код товара:

82925

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 130х60-13 DURO

Цена: 871.20

Код товара:

82924

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 130х60-13 QUALITY

Цена: 661.20

Код товара:

67398

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 130х70-12 (асфальт)

Цена: 970.42

Код товара:

68884

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 130х70-12 (болото)

Цена: 711.60

Код товара:

68885

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 130х70-12 Apollo

Цена: 992.20

Код товара:

41455

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 130х70-12 KENDA

Цена: 1 291.07

Код товара:

68312

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 130х70-13 асфальт

Цена: 781.66

Код товара:

77378

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 2.25-17 камерка с камерой

Цена: 333.60

Код товара:

69360

Количество:
+
-

Купить Удалить

покрышка 2.50-16 камерка без камеры (Карпаты)

Цена: 306.13

Код товара:

nash-moto.net.ua

Поведение покрышек мотоцикла в скольжении

Поведение покрышек мотоцикла в скольжении

..

Холодно на улице, покрышки уже плохо держат сцепление с асфальтом, даже когда светит

солнце. Вчерашний вечер порадовал хорошим настроением в плане отжечь на мотоцикле после завершения трудовой недели, которое на середине запланированного маршрута сменилось на мысли вроде: "И что же я, дебил, делаю на дороге в шлеме, джинсах и куртке без пластиковой защиты?…". В основном это было вызвано обгоном в затяжном правом повороте, где я в хорошем наклоне увидел встречную машину и для того, чтобы обогнать и успеть вернуться в свою полосу, применил резкое контрруление на полном газу. Газа в эндуре где-то на 45-50 лошадей - вроде бы немного, но холодно, и покрышки далеко не с самым лучшим сцеплением для асфальта, поэтому переднее колесо чуть поплыло в сторону (вернее по ходу движения в вывернутом состоянии). Про заднее колесо можно вообще сказать, что оно все время прокручивалось и скользило. Это не означает, что мотоцикл эффектно ехал боком, просто мягкая подвеска очень сильно растягивает ту грань, когда колесо начинает слегка прокручиваться, но затем восстанавливает сцепление.

Рассмотрим действия, которые не будут мешать мотоциклу ехать, несмотря на то, что передняя или задняя покрышка скользит. Прежде всего, если вы заметили скольжение - поздравляю, ситуация все еще находится под контролем. Если возможности покрышки многократно превышены, то уловить и осознать момент скольжения невозможно.

Для начала немного теории. В отличие от классического кирпича, который возили по разным поверхностям в школе, доказывая то что коэффициент трения меньше единицы, покрышка может толкать или останавливать транспотное средство сильнее, чем на нее давит сила тяжести. Впрочем, в хороших школах оговариали, что существует еще и адгезивное трение, что можно использовать для объяснения поведения расплавленных гоночных покрышек. Но кроме этого, из-за деформации под нагрузкой у самых обычных покрышек наблюдаются чудесные свойства, а именно: при начале проскальзывания покрышка может реализовать передачу большего крутящего момента, чем это возможно без проскальзывания.

Этот график построен на основании формулы Pacejka, которая сегодня используется для моделирования поведения покрышек. Формула действительно невероятно сложная, с 12-18 параметрами, которые определяют величины значений на данных графиках. Поэтому картинка выше - не более чем наглядный пример, на котором искать правильные цифры для некоторого абстрактного мотоцикла безсмысленно. Черный график показывает зависимость силы, с которой покрышка зацепляется с асфальтом, от степени скольжения.Как видим, сначала с увеличением скольжения эта сила растет, а затем уменьшается. Если это скольжение стремится к бесконечности (т.е. колесо полностью заблокировалось), то существует какая-то минимальная сила сцепления, которая останется в любом случае, хотя она может быть далека от максимума. Красный график показывает зависимость перпендикулярной силы от угла проскальзывания покрышки (это угол между фактическим направлением движения и направлением колес). Данный угол может быть вызван как деформацией покрышки в пятне контакта, так и боковым скольжением. Как видим, тут максимальная сила достигается плавнее (неправильно сравнивать разные графики с разными масштабами, но не забываем, что они специально были выбраны такими для наглядности).Может даже показаться, что руль можно крутить на любой угол, все равно боковое скольжение переднего колеса будет передавать на асфальт силу, близкую к максимальной. Но это не совсем так: есть еще зеленый график величины момента, который поворачивает мотоцикл, от того же самого угла проскальзывания. Соответственно, после максимума поворачивающего момента увеличивать угол выворота руля безсмысленно, если ставить перед собой цель повернуть наиболее эффективно.

Как видно из всей этой теоретической ерунды, скольжение покрышек - это нормальное контролируемое явление. До тех пор, пока скольжение сильно не превысило пределы возможностей покрышки (максимумы на графиках). Отличие "плохих" покрышек от "хороших" только в том, что у хороших покрышек больше диапазон работы в скольжении. Именно про это говорят, когда обсуждают "обратную связь" которую дают покрышки разных производителей. Замечу, что разделение покрышек на плохие и хорошие очень условно и зависит не только от правильных условий применения, но и от личных предпочтений. Переходим к практике…

Практическая польза от черного графика - это понимание того, что максимально эффективное торможение достигается при частичной блокировке переднего колеса. Жесткая туристическая покрышка может при этом визжать, а мягкая спортивная вызывать вибрацию вилки. Но суть остается неизменной - при этом достигается максимум замедления. Именно поэтому некоторые не любят системы АБС на мотоциклах. Действительно, ранние системы АБС на сухом асфальте тормозили значительно хуже подготовленного пилота. Справедливости ради следует признать, что современные системы АБС уже лишены этого недостатка. По аналогии с торможением, максимально эффективный разгон достигается при частичном прокручивании заднего колеса. Однако черезмерный прокрут ведет к уменьшению передаваемого на асфальт крутящего момента (вернее силы, которая толкает мотоцикл).

Боковое скольжение заднего колеса происходит обычно от того, что превышена возможность покрышки одновременно выдерживать боковое ускорение одновременно с продольным (тем, что разгоняет мотоцикл). Как правило это происходит от переизбытка газа, по крайней мере я не могу припомнить ни одного случая, когда скольжение заднего колеса началось бы от увеличения наклона на ровном газу. Добавляйте газ плавно, иначе скольжение может начаться с такой скоростью, что не будет времени на него среагировать. Можно прочитать в разных источниках, что мотогонщики утверждают, что контролировать скольжение заднего колеса в максимальном наклоне проще. Да, там это достигается исключительно плавной работой с газом, на очень липкой и цепкой резине, которая при легком прокручивании и скольжении практически не теряет своих сцепных свойств. Что делать обычному мотоциклисту со средней подготовкой, когда началось неожиданное скольжение заднего колеса? Ничего, нужно просто прекратить добавлять газ и ни в коем случае не хвататься крепко за руль. Мертвый хват руля при сносе заднего колеса приведет к непроизвольному контррулению, уменьшению угла наклона и более резкому восстановлению контакта заднего колеса с асфальтом. Резкое восстановление сцепления с асфальтом, когда заднее колесо далеко от линии движения, приводит к красивым хайсайдам, хотя и с ними можно справиться. Поэтому идеальный рецепт хайсайда в после того как заднее колесо потащило в сторону - это вцепиться в руль и закрыть газ. Если же руль держат расслабленные руки и в момент начала сноса он сам доворачивается так, чтобы переднее колесо смотрело по направлению движения, то мы получим красивый паверслайд, который с большой вероятностью закончится сам, если прекратить добавлять газ, когда мотоцикл наклонится на большой угол и за счет этого тяга на заднем колесе уменьшится. Данный фокус объясняется тем, что край покрышки большинства дорожных мотоциклов имеет значительно меньший диаметр, поэтому для поддержания преждней скорости вращения потребуются большие обороты двигателя. Если вы их не дадите отворотом ручки газа, то скольжение плавно прекратится. Естественно, ожидать прекращения скольжения по этому методу со 100% открученным газом не стоит. Второй метод контроля бокового скольжения заднего колеса на полном газу - использование руля. Колесо прокручивается к примеру в повороте направо и, соответсвенно скользит налево. Нам требуется давить в левый клипон, чтобы не дать заднему колесу обогнать переднее, одновременно поддерживая газ на достаточном уровне, чтобы заднее колесо не смогло восстановить контакт с асфальтом, когда мотоцикл уменьшит угол наклона. Этот способ используют стантеры для нарезки бубликов, стоя на подножках, и он очень слабо предназначен для контроля скольжения в приличных углах наклона мотоцикла.

Ну и наконец самое интересное - боковое скольжение переднего колеса. Прежде всего следует уяснить, что если мы не тормозим в наклоне, что есть всего две причины, по которым переднее колесо начнет скользить. Причины эти очевидные - мало веса или слишком много веса на переднем колесе. Ситуация с недостатком веса происходит при разгоне и понятно, что в этой ситуации остановить скольжение можно уменьшением интенсивности разгона или изменением посадки (в следующем повороте нужно сдвинуться ближе к бензобаку). Скольжение переднего колеса при разгоне или распрямление траектории вследствие кратковременного отрыва переднего колеса от асфальта в наклоне относительно безобидны. Значительно более интересная ситуация возникает от скольжения переднего колеса от переизбытка веса или от избыточного торможения в наклоне. При больших углах наклона от этого нет никакого спасения, а на средних можно еще побороться. Что такое большой угол, определяется типом мотоцикла и используемых покрышек. Что делать, если перетормозил в наклоне - плавно ослабить тормозное усилие и все станет отлично. Самая большая сложность в этом деле вовремя обнаружить проблему. А обнаруживается она так: многие (не все, некоторые не знают куда повернут руль в повороте) мотоциклисты со временем приблизительно начинают представлять, на сколько должен быть повернут руль в сторону поворота, когда мотоцикл лежит на дуге и наклонен на определенный угол. Если руль повернут сильнее обычного или пытается увеличить выворот, то это верный признак скольжения переднего колеса. В общем, это нужно один раз почувствовать, и впоследствии это чувство "невесомости" на руле уже ни с чем перепутать невозможно. При скольжении переднего колеса от перегрузки помогает добавление газа. Однако это работает только тогда, когда у заднего колеса есть хороший запас по сцеплению с дорогой. К примеру, при попытке спасти скользящее переднее колесо во время дождя, я как-то в позапрошлом году заработал и скольжение заднего. Все это окончилось отдыхом на обочине. Второй способ прекратить скольжение переднего колеса - контрруление. Как только показалось, что руль пошел поворачиваться в сторону поворота, тут же доворачиваем его в ту же сторону. Это приведет к рисованию черного треугольника на асфальте, уменьшению угла наклона и будьте готовы к расколбасу. Естественно, сразу же после восстановления сцепления переднего колеса с асфальтом нам потребуется опять закладывать мотоцикл в поворот. Поэтому чтобы не тратить время на расколбасы, вобблинги и прочие колебательные движения, нужно контррулить надавливая или потянув только один клипон или рукоятку руля. Это не значит, что за руль следует держаться только одной рукой, просто вторая должна быть расслаблена.

В заключение объясню ситуацию с резким контррулением и скольжением вследствие этого переднего колеса. Это не байка, а реальная ситуация. Особенно хорошо воспроизводится на обычных дорожных покрышках и при отсутствии рулевого демфера (да, рулевой демфер тормозит руление!). Это было типичная перегрузка переднего колеса, которая вылечилась полным газом. Исходные данные: длинная дуга направо, наклон около 20 градусов от вертикали, руль слегка вывернут в сторону поворота - мотоцикл полностью уравновешен, за исключением разгона. Когда понадобилось резко уйти на свою полосу, то первое движение рулем влево привело к началу очень быстрого заваливания мотоцикла (естественно, направо). И как только нужный угол был достигнут, руль вернулся прежднее в состояние. И вот инерции этого заваливания мотоцикла хватило для перегрузки передней покрышки, которая пищала до тех пор, пока открытый газ не разгрузил сжатую вилку. По времени это растянулось может на четверть секунды или что-то около того.

drive2moto.ru