Мотоциклы. Мотоцикла


Устройство мотоцикла | Мото вики

Детали мотоцикла Ducati 1199 Panigale R Superleggera 2014

Не каждый мотоциклист обладает способностями, чтобы самостоятельно следить за своей техникой. Обычно многие  предпочитают передавать ее на ремонт и обслуживание в руки надежных специалистов, оставаясь при этом в блаженном неведении.

К сожалению, в дороге поломки случаются без предупреждения и чаще всего в самое неподходящее время, даже на качественно и своевременно обслуженной технике.

Именно в таких случаях люди начинают жалеть об отсутствии хотя бы какого-нибудь представления о работе своего железного коня, которое позволило бы им предположить причину поломки и направление действий по ее устранению.

Эта страница не направлена на то, чтобы сделать из вас профессиональных механиков, но она может дать вам хорошее представление  об устройстве и работе основных узлов мотоцикла или скутера.

Современный мотоцикл - результат многих лет непрерывной работы, направленной на улучшение характеристик, в результате которой мотоцикл стал сложным и замысловатым. Однако зачастую выясняется - то, что выглядит сложным, является ничем иным, как набором относительно простых деталей, соединенных между собой.

    Основная статья: Двигатель

    Двигатель вырабатывает энергию, необходимую для приведения мотоцикла в движение. К числу основных частей и узлов относится головка цилиндров, цилиндр (ры), поршень (ни), шатун (ны), и коленчатый вал. У всех двигателей внутреннего сгорания (ДВС), за исключением роторных (РПД), есть эти узлы; главное различие между двигателями заключается в числе цилиндров, поршней и их расположении. Почти во всех современных конструкциях детали двигателей внутри ли прикреплены к литому корпусу. Эти корпуса принято называть кривошипными камерами (картерами), не смотря на то, что в них расположено больше деталей, чем один коленчатый вал.

    Система впуска и выпускаПравить

    Основная статья: Система впуска и выпуска

    Все конструкции двигателей внутреннего сгорания объединяет потребность в точном управлении расходом топливовоздушной смеси, поступающей в делатель. Здесь рассмотрены процессы перемешивания топлива с воздухом в правильных пропорциях, подачи этой смеси в цилиндр(ры) в объеме, соответствующем заданной частоте вращения двигателя, и отвода от­работавших газов после окончания сгорания. Хотя принято разделять работу систем впуска и выпуска, полезно рассмотреть их вместе как процесс, в котором энергия топлива извлекается и превращается в полезную работу, а затем отводятся побочные продукты - тепло и шум.

    Система зажиганияПравить

    Источник питания • Катушка зажигания • Свеча зажигания • Опережение зажигания и сгорание • Система зажигания с маховичным генератором (магдино) • Батарейные системы зажигания • Электронные системы зажигания • Системы управления двигателем

    Основная статья: Система зажигания

    Для работы двигателя необходим какой-нибудь способ инициации сгорания в строго определенный момент каждого рабочего цикла. Наиболее общепринятым способом является использование кратковременной высоковольтной искры. Высоковольтная искра проскакивает с изолированного электрода в центре запальной свечи на массу(заземление на корпус) через небольшой воздушный промежуток. К неотъемлемым элементам любой системы зажигания относятся следующие. Во-первых, необходимо найти способ получения электрической энергии для питания системы Даже несмотря на то, что во многих случаях источником энергии служит батарея, следует обеспечить ее подзарядку, в противном случае система скоро перестанет работать в связи с тем, что батарея разрядилась. Питание от батареи или от отдельной обмотки питания подводится к катушке зажигания. Это устройство преобразует ток небольшого напряжения и большой силы ("низковольтный") в ток большого напряжения и низкой силы ("высоковольтный'), необходимый для образования искры на электродах.Обычно в современных системах приходится говорить о преобразовании напряжения 12 вольт в напряжение порядка 40 киловольт. Для управления и изменения момента искрообразования требуется какой-нибудь коммутатор механического типа в виде контактного прерывателя или его электронного аналога - индуктивного датчика, или датчика угла поворота коленчатого вала в сочетании с блоком электронного управления (ECU). Кроме того, необходим способ изменения момента новообразования (опережения и запаздывания), механически или при помощи электроники оптимизирующий угол опережения зажигания на всех частотах вращения двигателя. Здесь рассматриваются основные теории, принципы и методы, связанные с образованием искры и управлением моментом искрообразования

    Зубчатая передача и крутящий момент • Передняя передача  • Сцепление • Принцип действия и устройство механической коробки передач • Автоматические трансмиссии • Устройство главной передачи • Пусковой механизм (кик-стартер)

    Основная статья: Трансмиссия

    Всем моторизованным двухколесным транспортным средствам необходимо устройство для передачи мощности от двигателя к заднему колесу. Эту функцию выполняет "силовая передача' или "трансмиссия". Существуют трансмиссии двух основных видов: механическая и автоматическая: они отличаются отводимым водителю уровнем допустимого вмешательства и управления. Механическая трансмиссия используется на всех современных серийных мотоциклах, а в прошлом использовалась на некоторых мопедах. Автоматическая трансмиссия, в основном, встречается на мопедах и скутерах, хотя существуют примеры использования автоматических коробок передач на серийных мотоциклах (Honda DN-01).

    В трансмиссиях всех типов, и механических, и автоматических, присутствуют передняя передача, сцепление, коробка передач и главная передача, хотя в зависимости от типа машины их форма может видоизмениться. В механической трансмиссии традиционной схемы передняя передача передает мощность от коленчатого вала через сцепление к коробке передач. Сцепление используется для соединения и разъединения двигателя с коробкой передач, таким образом позволяя двигателю работать, когда машина остается неподвижной. Коробка передач допускает выбор различных передаточных чисел для достижения максимальных показателей в пределах диапазона частот вращения двигателя, его мощности и крутящего момента. Главная передача передает мощность от коробки передач к заднему колесу.

    Трансмиссия любого типа предназначена для обеспечения работы двигателя в пределах узкого диапазона частот вращения (измеряемых в оборотах в минуту), при том самой машине обеспечивается относительно широкий диапазон скоростей движения. Потому что,несмотря на возможность функционирования двигателя в достаточно широком диапазоне частот вращения, наиболее эффективная работа достигается только в узком промежутке этого диапазона. Для обеспечения широкого диапазона скоростей движения, при работе двигателя в узкой полосе частот вращения, требуются различные передаточные отношения между двигателем и задним колесом. В наиболее упрощенном виде работа одно- скоростной автоматической трансмиссии скутера не представляет особой сложности, в то время как на больших машинах применяются гораздо более сложные и изощренные системы. Многое зависит от предназначения рассматриваемой машины и ожидаемых от нее характеристик. От скутера небольшого объема требуется просто перемещать водителя на короткие дистанции с умеренными скоростями, быть дешевым при покупке и эксплуатации: следовательно, сложная схема трансмиссии не требуется. На больших машинах необходимый диапазон скоростей движения, расстояний, которые они покрывают, и массы перевозимого груза гораздо больше, это требует применения коробки передач, обладающей множеством передаточных чисел.

    Система смазки и охлаждения двигателяПравить

    Трение и смазочные материалы четырехтактных двигателей • Системы смазки четырехтактных двигателей • Системы смазки четырехтактных двигателей - масляные насосы • Системы смазки четырехтактных двигателей - давление масла, предохранительные и перепускные клапана • Системы смазки четырехтактных двигателей - масляные охладители • Системы смазки и смазочные материалы двухтактных двигателей • Системы смазки двухтактных двигателей - масляные насосы • Воздушное охлаждение • Жидкостное охлаждение

    СмазываниеПравить

    Для снижения трения внутренние подвижные части двигателя изготавливаются с высокой точностью и чистотой поверхности. При рассмотрении под микроскопом поверхности, кажущиеся гладкими, на самом деле оказываются достаточно грубыми, и для снижения трения и тепловыделения, происходящего при контакте поверхностей, необходимо ввести пленку смазочного материала для отделения ею контактирующих поверхностей. Поддерживая масляную пленку на различных деталях двигателя, система смазки эффективно удерживает трущиеся поверхности на расстоянии друг от друга. Если слой смазки нарушается в некоторой точке, то происходит быстрое и локализованное возрастание температуры. В крайнем случае это может привести к заеданию поврежденных поверхностей за счет их сваривания.

    Помимо своей основной роли - смазывания, масло выполняет множество второстепенных функций. Масляная пленка покрывает все внутренние части, благодаря чему исключается контакт с воздухом и кислотами, способными вызывать коррозию. На четырехтактных двигателях с постоянной рециркуляцией масла оно выводит всевозможные частицы грязи и продукты износа, которые затем улавливаются масляным фильтром, благодаря чему происходит очистка двигателя. Также масло используется для повышения герметичности между поршнем и кольцами, а на двухтактных двигателях - между лепестковыми или дисковыми клапанами и картером. Наконец, оно способствует теплоотводу от нагретых поверхностей: поршня, колец, стенок цилиндра, находящихся в условиях высоких локальных температур.

    ОхлаждениеПравить

    Несмотря на высокую эффективность современных двигателей, топлива и масла, остается проблема нагрева. В идеале двигатель преобразовал бы в полезную мощность всю энергию, содержащуюся в топливе, и отсутствовало бы механическое трение, в результате чего он бы оставался холодным. На практике во всех двигателях присутствует высокий уровень нежелательного тепловыделения, для предотвращения повреждений его надо удерживать в разумных пределах.

    Добиться этого можно непосредственно за счет излучения тепла в окружающий воздух (воздушное охлаждение), или косвенно - за счет отвода тепла в охлаждающую жидкость, которая сама охлаждается в радиаторе (жидкостное охлаждение].

    Колеса, шины и тормозаПравить

    Конструкции колес • Шины • Тормоза • Гидравлические тормозные системы • Антиблокировочная тормозная система (ABS) • Комбинированная тормозная система

    В совокупности колеса, шины и тормоза, возможно, являются наиболее важными деталями, связанными с безопасностью. Любая из них выполняет многосторонние задачи в наиболее неприметной форме.

    Основная статья: Колеса

    Колеса служат опорой для мотоцикла, обеспечивают точную и надежную установку шин и противостоят нагрузкам, прикладываемым к ним при торможении, ускорении или со стороны неровностей дорожного полотна. В дополнение к вышеперечисленному, колесо должно быть как можно легче. Исходя из потребностей, конструкция колес развивалась для удовлетворения все возрастающих требований, предъявляемых к ним с постепенным ростом мощности двигателей.

    Основная статья: Шины

    Шины устроены гораздо сложнее, чем можно было бы подумать: они тоже развились вместе с мотоциклом в те непростые изделия, которые теперь считаются обыденными. Шины должны обеспечивать безопасную и надежную эксплуатацию мотоцикла в широком диапазоне нагрузок, скоростей, температур и погодных условий. Они составляют основу безопасности водителя, но их цена должна поддерживаться в разумных пределах, поскольку шины скорее являются расходным материалом.

    Основная статья: Тормоза

    Тормоза должны обеспечивать поглощение накопленной энергии большого, быстро движущегося мотоцикла и его водителя в течение нескольких секунд. Тормоза преобразуют эту энергию в тепло и быстро его рассеивают - факт, который редко приходит на ум водителю во время движения.

    Передняя подвеска и рулевое управлениеПравить

    Неподрессоренные массы • Телескопическая вилка • Рычажные вилки тянущего и толкающего типов • Альтернативы телескопической вилке • Рулевое управление

    а — телескопическая «классическая»;б — телескопическая перевернутая;в — параллелограммная;г — рычажная с качающимся маятником;д — Подвеска автомобильного типа с поперечным рычагом;

    1 — пружинно-гидравлическая телескопическая вилка;2 — амортизатор;3 — качающийся поворотный рычаг;4 — шаровая опора;5 — сошка руля;6 — качающийся рычаг;7 — направляющая труба;8 — рулевая колонка рамы;9 — руль

    Подвеска любого типа служит для поглощения неровностей дорожного полотна при поддержании постоянного контакта колес с дорогой, а также для изоляции мотоцикла и его водителя от воздействия этих неровностей. Для этого необходим узел, который может сжиматься и растягиваться, в данном случае для этих целей идеально подходит пружина. Однако пружины обладают склонностью совершать колебания относительно своего естественного состояния в результате их сжатия и растяжения. Использование пружин без дополнительных устройств привело бы к очень не комфортной езде. Чтобы управлять колебаниями, потребуется некий способ их демпфирования, лучшей средой для этого может послужить масло.

    За прошедшие годы производители вместо пружин пробовали использовать резину, торсионные блоки и торсионные ленты. Торсионные блоки все еще используются в соединении ведущих устройств некоторых газонокосилок. Однако резина очень легко повреждается. Также использовался газ, который продолжает использоваться на некоторых машинах совместно с пружинами. Газоналопненные подвески обладают преимуществом легкости регулировки (увеличение давления повышает жесткость подвески и наоборот) и обеспечения естественной "прогрессивной характеристики" (по мере сжатия газа увеличивается сопротивление с его стороны). При использовании газа возникает проблема с уплотнением, а также проблема, связанная с тем, что изменение температур при атмосферных изменениях или при работе приводит к изменению давления, которое изменяет "жесткость".

    Так что в большинстве случаев комбинация пружин и гидравлики наиболее популярна: вопрос в том, как все это расположить в сочетании с рулевым управлением. За прошедшие годы существовало множество разнообразных конструкций, которые можно отнести к четырем основным категориям: телескопическая вилка, рычажная вилка толкающего и тянущего типа, рычажная подвеска автомобильного типа и параллелограммная вилка. Схема рулевого управления, которое обычно применяется на большинстве моторизированных двухколесных транспортных средств, "унаследована" от велосипеда и представляет собой трубу, связанную с передним колесом, которая поворачивается относительно рамы для осуществления поворота. Различия в конструкции связаны с различиями в схеме подвесок, но они незначительны, и в любом случее принцип действия остается тем же.

    Виды передней подвески:

    Рулевое управлениеПравить

    Основная статья: Рулевое управление

    Независимо от типа передней подвески, рулевое управление всегда начинается с руля, который поворачивается относительно рамы и связан с передним колесом таким образом, чтобы поворот руля приводил к перемещению колеса.

    Неподрессоренные массыПравить

    Что такое неподрессоренные массы?Править

    Масса всех узлов подразделяется на массу узлов, опирающихся на подвеску, - такая масса называется "подрессоренной", - и массу остальных узлов, не опирающихся на подвеску, - называется "неподрессоренной". Следует обратить внимание на то. что шины тоже поглощают некоторые неровности, и с этой точки зрения можно сказать, что вся масса мотоцикла подрессоренная.

    Для понимания термина неподрессоренных масс представьте мотоцикл, снятый с подставки и располагающийся вертикально. Когда человек садится на мотоцикл, пружины сжимаются при нагружении их весом водителя. Все узлы мотоцикла, перемещающиеся, при посадке водителя и сжатии пружин, представляют собой подрессоренные массы, они перемещаются вместе с подвеской (топливный бак, сиденье, рама, двигатель и т.д.). Все узлы, которые при этом не перемещаются, представляют собой неподрессоренные массы (колеса, шины, тормоза и т.д.). Это вызывает вопрос: масса рычагов подвески, амортизаторе» и вилок относится к подрессоренным или неподрессоренным массам? В целях простоты принято считать, что часть рычага подвески, располагающаяся за точкой крепления амортизатора, относится к неподрессоренным массам, а часть, которая находится перед точкой крепления, то есть между точкой крепления и осью вращения рычага, относится к подрессоренным массам; нижняя половина амортизатора относится к неподрессоренным массам, а верхняя половина - к подрессоренным; внешняя труба вилки или подвижный наконечник относится к неподрессоренным массам, а внутренняя или неподвижная труба - к подрессоренным.

    Почему важна низкая неподрессоренная масса?Править

    При наезде мотоцикла на неровность неподрессоренные узлы приобретают импульс, поскольку они начинают перемещаться; величина этого импульса пропорциональна неподрессоренной массе. Импупьс, создаваемый неподрессоренными узлами, увеличивает нагрузку на подвеску, для противодействия ему требуются более жесткие пружины подвески. При этом на подрессоренные узлы мотоцикла пружинами передается большее усилие, влияющее на их работу. Подобная ситуация встречается при попадании неподрессоренных узлов в выбоину.

    Для обеспечения идеальной работы подвески необходимо, чтобы не было неподрессоренных масс, но это, конечно, невозможно. Суть заключается в максимально возможном снижении неподрессоренных масс по отношению к подрессоренным, поскольку это соотношение является более важным, чем сама величина неподрессоренных масс. На таком мотоцикле, как Honda Goldwing, это соотношение хорошее, поскольку у него очень большая масса подрессоренных узлов, гораздо большая, чем на многих мотоциклах; при этом неподрессоренные массы примерно те же, что и у других больших мотоциклов. Однако на спортивном мотоцикле массу стремятся свести к минимуму, и выдержать хорошее соотношение при использовании традиционных колес и прочих неподрессоренных элементов трудно. Единственный способ решить эту проблему заключается в использовании для колес экзотических и дорогих облегченных материалов, типа магния или углепластика.

    Задняя подвескаПравить

    Подвеска рычажного типа • Амортизаторы • Схемы задней подвески

    Основная статья: Задняя подвеска

    Впервые задняя подвеска на мотоциклах появилась относительно недавно. В то время как необходимость передней подвески стала очевидной практически сразу, с задней подвеской дело обстояло гораздо менее критично - до тех пор, пока не увеличились скорости. На протяжении десятилетий пареллелограммные вилки работали совместно с жесткой подвеской заднего колеса (известной многими под названием хардтейл (hardtail)), а наиболее крупные неровности дороги смягчались за счет подрессоривания одиночного сиденья. Пассажиру приходилось мириться с элементарной подушкой, расположенной над задним крылом, а вместе с ней и с большинством ударов и вибраций, передаваемых задним колесом.

    Вскоре после второй Мировой войны из-за роста скоростей отсутствие задней подвески стало серьезной проблемой для гоночных мотоциклов, потому что время отсутствия контакта заднего колеса с дорогой тоже увеличилось. Это означало, что отсутствие подвески начинает ограничивать общие характеристики машин.

    Одной из первых появилась задняя подвеска свечного типа. Она представляла собой чуть больше чем пара двухсторонних вертикальных пружин. расположенных по обе стороны рамы между двумя специальными кронштейнами задней вилки. Ось колеса располагалась между ними и закреплялось между верхними и нижними пружинами. Несмотря на отсутствие амортизации, рамы со свечной подвеской обеспечивали определенный уровень комфорта и управляемости, и вскоре они стали широко использоваться на дорожных моделях. К числу главных недостатков подвески такого типа можно отнести износ (следовательно, стремление колеса к скручиванию относительно рамы из-за отсутствия взаимосвязи между концами вилки)и недостаточный ход подвески, который ограничен из-за натяжения цепи при вертикальном смещении колеса в любую сторону от центрального положения; кроме того, это означает, что в центральном положении цепь будет иметь самое слабое натяжение. Представленная компанией Triumph в 50-х годах подрессоренная ступица, по сути, являлась дальнейшим развитием задней подвески. Пружинный механизм располагался внутри задней ступицы и обеспечивал подрессоревание оси заднего колеса. Таким обрезом, подвеска получала некоторый ограниченный ход по сравнению с жесткой подвеской заднего колеса.

    Настоящий прорыв в области задних подвесок произошел с появлением качающейся задней вилки, или маятниковой рычажной (название обычно сокращают до "рычажной подвески"). Подвеска такого типа вскоре стала использоваться повсеместно, что мы наблюдаем до сих пор, хотя по сравнению с первоначальной конструкцией в результате ее развития, применения современных материалов, и совершенствования используемых амортизаторов появилось множество вариантов такой под¬вески.

    Одно из главных требований к задней подвеске любой конструкции - способность обеспечить расположение колес в одной плоскости, а оси колеса • под прямым углом к осевой линии рулевой колонки. Это зависит от прочности и жесткости подвески, а также от способности шарниров выдерживать высокие осевые и радиальные нагрузки.

    Конструкция и материалы • Типы рам • Устойчивость и управляемость • Облицовка

    Основная статья: Рамы

    Рама предназначена для выполнения ряда функций, которые можно разделить на "структурные" и "геометрические".

    Со структурной точки зрения, рама служит для расположения и крепления двигателя, трансмиссии. подвески и прочих вспомогательных деталей. Для эффективного выполнения этой функции рама должна быть жесткой, прочной и по возможности легкой.

    С геометрической точки зрения, рама обеспечивает требуемые геометрию рулевого управления и подвески, колесную базу и центр тяжести. Кроме того, рама выполняет еще одну важную функцию: она обеспечивает расположение колес на одной линии. Рама должна быть достаточно жесткой под воздействием сил, появляющихся при движении в повороте, ускорении и торможении без воздействия со стороны рулевого управления и подвески. В данном случае главными критериями служит взаимное расположение рулевой колонки и оси качания рычага подвески - рама должна обеспечить поддержание рулевой колонки в вертикальной плоскости, а оси качания рычага подвески - в перпендикулярной, горизонтальной плоскости.

    Именно эти факторы и определяют конструкцию рамы со времен появления первых мотоциклов. При отсутствии соответствующей прочности и жесткости рамы может происходить смещение переднего колеса относительно заднего в пределах от небольшого до совершенно опасного. Недостаточная жесткость рамы может не только служить причиной затрудненного или неприятного передвижения на машине, она может сводить преимущества двигателя на нет, вынуждая придерживаться осторожного стиля езды, оставляя таким обрезом данную модель далеко позади более сложных соперников. За прошедшие годы накопилось много примеров в сфере гоночных мотоциклов, когда машины с превосходными рамами, но скромными двигателями одерживали победу над конкурентами с замечательными двигателями и сомнительной ходовой частью.

    Рынок дорожных мотоциклов устанавливает другие требования, которыми руководствуются при окончательном выборе типа рамы для конкретной модели. В этой связи стоимость и форма обладают почти таким же значением, как и прочие характеристики рамы. Бесспорно, что хорошо сконструированная рама может преобразить почти любую машину. Возможность уделять внимание подробностям, присутствующая только в условиях мелкосерийного производства (результатом чего является высокая стоимость) объясняет не снижающуюся популярность тюнинговых рам. В довольно узко специализированных областях, заполненных производителями рам для гоночных мотоциклов и тюнинговых рам для дорожных, такими как Bimota и Harris, очевидна совокупность интуиции, знаний и мастерства.

    ЭлектрооборудованиеПравить

    Электрическая цепь • Маховичный генератор • Генератор переменного тока • Батареи • Электростартер • Диностартер • Реле стартера • Система освещения • Указатели поворота • Звуковые сигналы • Контрольные приборы и системы сигнализации • Переключатели управления • Электропроводка и разъемы • Предохранители и реле

    Основная статья: Электрооборудование

    В какой-то мере электрооборудование присутствует на любом мотоцикле, мопеде или скутера. В большинстве случаев электрооборудование питается от батареи, обслуживающей потребности систем освещения, сигнализации и контроля машины. Многим нелегко дается знакомство с электрооборудованием, и некоторые слишком рано отказываются от попыток его изучения из-за недостатка знаний в области физики. Но логичное применение нескольких основных правил облегчит понимание системы, упростит поиск и обнаружение неисправностей в ней.

    ru.motorcycle.wikia.com

    Мотоциклы - это... Что такое Мотоциклы?

    Рекламный плакат немецких мотоциклов ДКВ. 1929

    Мотоци́кл — двухколесное транспортное средство, с коляской или без нее, имеющее максимальную массу не более 400 кг и/или двигатель с объемом более 50 см³ в случае двигателя внутреннего сгорания (и/или номинальную мощность более 4 кВт в случае электродвигателя. Впрочем, нормы различаются в разных странах.) [1]

    Изобретение мотоцикла

    Днём рождения мотоцикла принято считать 29 августа 1885 года (этим днем датируется патент на мотоцикл). Немецкий инженер Готлиб Даймлер получил патент на мотоцикл, который был впервые продемонстрирован в ноябре 1885. Мотоцикл был запатентован как «Повозка для верховой езды с керосиновым двигателем».

    Американская семейная мотоциклетка на 4-х человек с зонтом. 1915. Вид сзади Британский военный мотоциклист с почтовыми голубями на фронте. Осень 1916 г.

    Немецкие инженеры Готлиб Даймлер и его помощник Вильгельм Майбах построили сегодня «машину для верховой езды» — велосипед с деревянной рамой и ременной передачей, массой 50 кг, с одноцилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом 264 кубических см, развивающий мощность 0,5 л.с. У заднего колеса с каждой стороны располагалось по одному маленькому подрессоренному выносному колесу (все колеса были с железными ободами и деревянными спицами). Первым решил прокатиться Майбах, и деревянный прадедушка мотоцикла отправился в дорогу со скоростью 12 км/ч. Возвращения Даймлер ждал долго, и вот, наконец, они появились. Майбах заглушил мотор, завел мотоцикл на место и вздохнул: «Это не машина, Готлиб, это костедробилка. Я вас поздравляю!» (взято с http://www.motolib.info/node/40)

    Мотоцикл в XX веке и в начале XXI века

    Изначально мотоцикл представлялся транспортным средством, значительно более дешёвым, чем даже самый дешёвый легковой автомобиль. Первый полноценный двухколёсный мотоцикл классической схемы (двигатель в центре специально сконструированной рамы, а не простой велосипедной конструкции, как это было принято ранее) был создан в 1901 г. выходцами из России братьями М. и Е. Вернерами. Ещё до Первой мировой войны, на которой мотоцикл проявил себя как скоростное средство связи и разведки, некоторое распространение получили дорогие тяжёлые мотоциклы с многоцилиндровыми четырёхтактными двигателями, а также с боковыми колясками.

    Однако, по мере распространения в развитых странах мира массовой автомобилизации, начавшейся в США в 1920-х, в Западной Европе только в 1950—1960 гг. из-за Второй мировой войны, а в Восточной Европе и Японии в 1970-80 гг., автомобиль стал доступен широким слоям населения, что неизбежно привело к значительному падению спроса на мотоциклы. Соответственно, большинству существовавших мотоциклетных марок в этих странах пришлось свернуть свою деятельность. Начиная с 1960-х первенство в производстве мотоциклов перешло к японской мотопромышленности, которая сохранила свои ведущие позиции законодателя мод и в начале XXI века.

    В СССР производство мотоциклов, приобретшее массовый характер в 1950-х, уже с конца 1970-х искусственно поддерживалось на высоком уровне (до 1,4 млн мотоциклов и мопедов в 1990 г. — 2-е место в мире после Японии) ввиду значительного отставания производства и продаж легковых автомобилей, а также завышенных цен на них, вынуждавших многих потребителей (особенно в сельской местности) продолжать покупать мотоциклы (особенно мотоциклы с коляской) как заменители автомобиля. С началом массовой автомобилизации в России, начиная с 1992 года, происходит катастрофическое падение спроса и, соответственно, производства отечественной мототехники. Одновременно в 1990-х годах начинается бурный рост китайского мотопрома, всего за полтора десятилетия увеличившего объём производства (в том числе и за счёт переноса к себе оборудования ряда обанкротившихся европейских марок) с нескольких десятков тысяч до десятков миллионов (в 2008 году, например, произведено 27,5 млн ед. мототехники) и прочно занявшего положение мирового лидера по объёмам выпуска мототехники. При этом большая часть китайской мототехники находится в классах до 250 см³, что позволяет японским маркам до сих пор прочно удерживать свои позиции на мировом рынке в более тяжелых и престижных классах мотоциклов (т. н. супербайков).

    В странах Европы на плаву осталось лишь ограниченное число мотоциклетных марок, во многом поддерживаемое (особенно в классах бюджетной малокубатурной мототехники) высокими протекционистскими барьерами и строгими экологическими стандартами. В США еще с 1930-х сложилась уникальная ситуация при которой на фоне тотальной автомобилизации в мотоциклетной рыночной нише сохранились только две национальные марки бренд «Харлей-Дэвидсон», создавший моду на мотоциклы типа чоппер и кастом пользующиеся культовой популярностью в субкультуре байкеров или рокеров. Чопперы отличаются низкой вертикальной посадкой и передней вилкой с большим вылетом, что удобно при длительных переездах.

    Падение спроса на обычные мотоциклы объективно обусловило (начиная с 1960-х) активную специализацию их типажа, спровоцированную, во многом, различными дисциплинами мотоспорта. Сначала из дорожно-кольцевых мотогонок родились скоростные мотоциклы типа «стрит» (важнейший признак — развитые обтекатели и низкий силуэт), затем внедорожные мотоциклы типа «эндуро» и «триал», пришедшие, соответственно, из дисциплин «шестидневка» и «триал», в дальнейшем дополненные мотоциклами для раллийных супермарафонов. Появление в конце 1960-х арочных шин низкого давления привело к созданию сначала двух- и трёхколёсных, а с 1980-х и четырёхколёсных внедорожных мотоциклов типа квадроциклов). В 1970-х появились мотоциклы типа «неоклассик», представлявшие собой дальнейшее развитие традиционного мотоцикла с элементами оформления в стиле ретро. В дальнейшем получили распространение многочисленные подвиды мототехники, основанные на данных основных типах мотоциклов.

    Отдельную главу в истории мировой мотоциклетной техники составили мотороллеры (в англоязычных странах «скутеры»), представляющие собой полностью закапотированные мотоциклы с вертикальной («стульчатой») посадкой водителя и площадкой без высокой перемычки для его ног. Первые мотоциклы такой схемы появились ещё в начале ХХ века, но относительное распространение получили лишь с конца 1930-х в США, как «внутризаводское» транспортное средство для передвижения по территории крупных производственных объектов. Но настоящую революцию в конструкции мотороллеров произвела в 1946 году итальянская фирма Piaggio («Пьяджо») создавшая в рамках конверсии на базе складного авиадесантного мотоцикла первый полноценный мотороллер Vespa (Оса) с привлекательным дизайном «кузова» и двигателем сблокированным с задним колесом и подвешенным на маятниковой подвеске. Данная сверхудачная модель стала законодателем мод в своём классе и спровоцировала в 1950-60-х настоящий «мотороллерный бум», утихший лишь с развитием массовой автомобилизации.

    В 1979 году японская фирма Yamaha, фактически второй раз возродила класс «скутеров», создав модель Passol с пластиковыми наружными панелями, изначально рассчитанный на домохозяек. С этого момента началось возрождение сегмента мотороллеров, приобретших в последние три десятилетия повышенную популярность уже как средство преодоления «пробок» в больших городах. В начале XXI века всё большую популярность приобретают E-bike — аккумуляторные электровелосипеды и электроскутера, лидером по производству которых стал Китай.

    Мотоциклетный спорт

    Мотоцикл также является популярным спортивным снарядом; проводится множество соревнований в разных дисциплинах (шоссейно-кольцевые гонки, шоссейно-кольцевые гонки сайдкар(боковые коляски)(СССР: 250 куб.см), мотобол, мотокросс, дрэг-рейсинг, триал и т. д.) В последнее время набирают популярность соревнования на супермотардах.

    Рынок мотоциклов

    В 2006 году в мире было произведено 44,1 млн мотоциклов (в том числе в Китае — 21,4 млн, в Индии — 8,4 млн. На долю японских марок пришлось 46 %. Выпуск мотоциклов быстро растёт — с 2003 года мировое производство увеличилось на 42 %. Основным рынком сбыта мотоциклетной техники являются азиатские страны. В 2006 году в 11 странах Азии было продано 32,9 млн мотоциклов (в Европе — лишь 2,5 млн.).[2]

    Эксплуатация мотоцикла

    Обычные мотоциклы ограничены в применении незащищенностью водителя и пассажира от погодных условий (необходима специальная одежда) и неустойчивого движения на снежном и ледовом покрове дорог (кроме оборудованных коляской). Мотоциклист, как правило, облачен в экипировку — как минимум в мотоциклетный шлем. В качестве экипировки также часто используются кожаные комбинезон и штаны специального покроя. Их основное отличие от обычной одежды - наличие специальных вставок, которые поглощают энергию ударов, приходящихся на позвоночник, локти и колени. Следует помнить, что экипировка в основном защищает от скольжения по асфальту и предшествующего об него удара, но практически ничем не помогает при прямом столкновении.

    Среди мотоциклистов встречаются любители риска, острых ощущений. Езда на мотоцикле более опасна, чем на автомобиле. Во избежание дорожно-транспортного происшествия рекомендуется пройти курс обучения управлению мотоциклом, научиться его чувствовать.

    Мотоциклы в России

    В России главными центрами мотостроения являются Ирбит (Ирбитский мотоциклетный завод) с мотоциклами УРАЛ (см. Урал (мотоцикл)), Ижевск (см. Иж (мотоцикл)) , Ковров (Завод им. Дегтярёва), Калининград (Балтмоторс).

    В 1935—1943 годах Таганрогским Инструментальным Заводом им. Сталина (позднее преобразован в Таганрогский комбайновый завод) выпускались мотоциклы модельного ряда ТИЗ. Наиболее известная модель ТИЗ АМ-600 широко использовалась в РККА во время Второй мировой войны.

    В 2004 году Калининградской компанией Балтмоторс было запущено первое в России сборочное производство мотоциклов и другой мототехники. В 2007 году производство было перенесено в Китай и налажено сотрудничество с Китайскими экспортерами мототехники.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Мото Портал | Все о мотоциклах, мопедах, скутерах, квадроциклах, автомобилях

    Мотоцикл – это прямое отражение характера его владельца, просто очень удобный и экономичный транспорт и средство передвижения. Мотоциклы могут быть мощными, они своей силой выплескивают из своего хозяина адреналин, придают чувство свободы, романтики путешествий, они бывают солидными или стройными, спокойными и резвыми, тихими и громкими. На нашем сайте имеются мотоциклы различных типов и марок, соответствующие каждый своей цене, а также полезная информация о выборе и покупке первого мотоцикла, и многое, что связано со значением мото.

    Ехать на мотоцикле означает получать неимоверное удовольствие смешанное с радостью. Не важно, короткий ли это спортивный бросок по стране, езда по городу или дальнее путешествие с большим багажом. Важно то, что каждая такая поездка должна доставлять водителю мотоцикла радость! Необходимо выбрать и купить мотоцикл, который не подведет своего седока ни на извилистой домашней трассе, ни во время длительного движения по автобану. Но не стоит забывать и про другие качества: экономичность, надежность и простота имеют такое же значение, как отличный внешний вид и абсолютное удовольствие от вождения. В городской суете или в спортивной поездке на выходные мотоцикл практически оправдал себя на высоком уровне и стал полезен многим любителям мотоциклетной езды.___________________________________________________________________________________________________________

    Модели мотоциклов

     

    Мотоциклы Suzuki

    Последние модели мотоциклов Suzuki просто удивляют своими вполне оправданными достоинствами. Во первых они стали выглядеть еще более впечатляюще чем их собратья, во вторых усовершенствованная ходовая часть мотоцикла, над которой хорошо поработали специалисты, дает полную уверенность мотоциклисту в своей надежности и безотказности. Представленный на мото портале___________________________________________________________________________________________________________

    Мотоциклы Honda

    Известнейший во всем в мире производитель надежной мототехники и отличных мотоциклов в частности, японский концерн Honda предлагает своим клиентам огромный выбор качественной продукции. Дорожные мотоциклы Хонда с мощными моторами объём которых равняется от 50 до 1800 кб. см., кроссовые мотоциклы Хонда и шоссейно – кольцевых гонок, которые имеют объем двигателя от 50___________________________________________________________________________________________________________

    Мотоциклы Yamaha

    Широко известные мотоциклы Ямаха, лидирующие среди своих конкурентов, заинтересовывают своих почитателей в первую очередь тем, что удобство управления, смягчающее ошибки начинающих мотоциклистов, дает возможность сесть за руль даже начинающему мотоциклисту. Более того, мотоциклы Yamaha радуют своим оригинальным дизайном и неповторимой эргономичностью.___________________________________________________________________________________________________________

    Мотоциклы Kawasaki

    Известная производственная компания Kawasaki с долгой, богатой историей, заглянула в мир мотоциклов в качестве производителя в 1960 году. Одним из самых основных являются ее высокая производительность спортбайков а так же новы классически мотоциклов Kawasaki высочайшего уровня. Компания продолжает вводить новшества и каждый раз удивляет своего потребителя изобилием и___________________________________________________________________________________________________________

    Мотоциклы ИЖ

    Российские мотоциклы ИЖ считаются мотоциклами среднего класса и эксплуатируются как с боковым прицепом (коляской), так и без бокового прицепа. Мотоциклы Иж 6.113-01 и ИЖ 6.114-01 – базовые модели, предназначены для езды по дорогам с покрытием разного типа. Мотоцикл оборудован удобным устройством для запуска двигателя при полностью разряженной___________________________________________________________________________________________________________

    Мотоциклы Jawa (Ява)

    Известный во всем мире чехословацкий мотоцикл Jawa (Ява) обладает отличными ходовыми характеристиками, работа его двигателя практически безупречна. Это комфортабельный мотоцикл, очень удобен для передвижения водителя и пассажира. На приборной панели находится только все необходимое: спидометр, тахометр, указатель поворота, лампа работы генератора___________________________________________________________________________________________________________

    Мотоциклы Днепр

    Мотоцикл Днепр – качественный дорожный мотоцикл с отличным, мощным двигателем, можно установить боковой грузовой или пассажирский прицеп. На мотоцикле установлена телескопическая передняя вилка, сидения подразделяются на два типа: раздельные и сплошные. Выделяется особо высокой проходимостью по труднопроходимой местности и бездорожью. На мотоцикл___________________________________________________________________________________________________________

    Мотоциклы Урал

    Мотоцикл Урал легко создаст конкуренцию рядовому авто, как по мощности так и по скоростному движению. Такой мотоцикл как Урал считается тяжелым дорожным мотоциклом, который предназначен для езды по дорогам различной сложности. В большинстве случаев Урал производится вместе с боковой коляской. Тяжелые мотоциклы Урал оснащены четырехтактным___________________________________________________________________________________________________________

    Мотоциклы Минск

    Легкая, экономичная, надежная и вовсе не привередливая марка мотоцикл Минск известна многим заядлым мотолюбителям имеющих немалый стаж и которые намотали на мотоциклах не одну тысячу километров, и теперь уже с мотоциклом на ты. В 1961 году вышел первый Минск М1М. Затем появились модели Минск М-103 М-105 М-106 которые начали изготавливаться в 1971___________________________________________________________________________________________________________

    Мотоциклы Восход

    Двухколесным представителем легкого класса является мотоцикл Восход, который был выпущен в в 1965 году. Конструкция его довольно проста, имея четырёх ступенчатую трансмиссию мотоцикл полностью ремонтопригоден, что обеспечивает неприхотливость и надёжность мотомашины в самой непредвиденной ситуации. Конечно, как и любая техника, мотоцикл Восход имеет свои_________________________________________________________________________________________________________

    www.motopedy.ru

    мотоцикл - это... Что такое мотоцикл?

  1. МОТОЦИКЛ — Велосипед. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. мотоцикл (лат. motor приводящий в движение гр. kyklos круг, колесо) одноколейное двухколесное транспортное средство, снаб женвое двигателем внутреннего… …   Словарь иностранных слов русского языка

  2. мотоцикл — а, м. и МОТОЦИКЛЕТ а, м. motocycle, motocyclette f. Двухколесная, напоминающая велосипед повозка, для передвижения по безрельсовым дорогам, приводимая в движение двигателем внутреннего сгорания. БАС 1. Он <дядя Леон> первым в Орле завел… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  3. МОТОЦИКЛ — (от мото... и греческого kyklos колесо), двух или трехколесное транспортное средство с карбюраторным двух или четырехтактным двигателем мощностью до 75 кВт. Различают дорожные (скорость до 215 км/ч), спортивные [до 300 км/ч, рекорд скорости на… …   Современная энциклопедия

  4. МОТОЦИКЛ — МОТОЦИКЛ, а, муж., (устар.) МОТОЦИКЛЕТ, а, муж. и (устар.) МОТОЦИКЛЕТКА, и, жен. Открытая транспортная машина с двумя или тремя колёсами, с двигателем внутреннего сгорания, расположенным впереди седла. Ехать на мотоцикле. Мотоцикл с коляской (с… …   Толковый словарь Ожегова

  5. мотоцикл — мотик, байк, мосасыкл, мотоциклет, мотоциклетка, мотороллер, мокик Словарь русских синонимов. мотоцикл сущ., кол во синонимов: 21 • байк (4) • …   Словарь синонимов

  6. МОТОЦИКЛ — двухколёсное одноколейное транспортное средство, снабжённое двигателем внутреннего сгорания и предназначенное для перевозки людей и грузов или спортивных целей; часто имеют прицепную (сбоку) коляску. Разновидностями М. можно считать мопед… …   Большая политехническая энциклопедия

  7. МОТОЦИКЛ — (от мото... и греч. kyklos колесо) двух или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, рабочий объем которого св. 50 см&sup3 (обычно карбюраторный, двух или четырехтактный, мощностью до 75 кВт). Подразделяются на… …   Большой Энциклопедический словарь

  8. МОТОЦИКЛ — (от мото... и греч. kyklos колесо) двух или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, рабочий объем которого св. 50 см&sup3 (обычно карбюраторный, двух или четырехтактный, мощностью до 75 кВт). Подразделяются на… …   Большой Энциклопедический словарь

  9. МОТОЦИКЛ — (от мото... и греч. kyklos колесо) двух или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, рабочий объем которого св. 50 см&sup3 (обычно карбюраторный, двух или четырехтактный, мощностью до 75 кВт). Подразделяются на… …   Большой Энциклопедический словарь

  10. МОТОЦИКЛ — МОТОЦИКЛ, оснащенное двигателем двухколесное транспортное средство. Создание первого действующего мотоцикла обычно приписывается Готлибу ДАЙМЛЕРУ. Он установил четырехтактный ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ на раму деревянного велосипеда. С тех… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  11. МОТОЦИКЛ — МОТОЦИКЛ, МОТОЦИКЛЕТ, мотоцикла, муж., и (разг.) МОТОЦИКЛЕТКА, мотоциклетки, жен. (от мото… и греч. kyklos колесо, в лат. произношении). Двухколесный механический экипаж, вроде велосипеда, снабженный двигателем внутреннего сгорания. Толковый… …   Толковый словарь Ушакова

  12. dic.academic.ru