Техника прошлого. Немецкий гусеничный мототягач (17 фото). Мотоцикл вермахта гусеничный


Немецкий гусеничный мототягач - NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2

При посещении немецкого музея техники в г. Синхайм нас очень привлек такой необычный экспонат : своеобразный мото-бронетранспортер времен Второй Мировой войны . Это - NSU Kettenkrad HK 101 1940 года. В 1940 году компания Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, расположенная в г.Некарсульм, получила от Министерства вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) заказ на разработку легкого тягача, предназначенного для повышения мобильности пехотных подразделений, ведения разведки, буксировки легких артиллерийских систем и других грузов военного назначения. NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 оснащался автомобильным, 4-цилиндровым, рядным, бензиновым двигателем Opel Olympia мощностью 36 л.с. при 3400 об/мин. Трансмиссия включала сухое однодисковое сцепление, 3-ступенчатую коробку передач, демультипликатор и двойной дифференциал. В ходовую часть входили переднее управляемое колесо в вилке мотоциклетного типа и смонтированный на несущем сварном корпусе гусеничный движитель, состоящий из пяти сдвоенных обрезиненных катков, ведущего колеса переднего зацепления и цепной ленты, шириной 170 мм с резиновыми подушками. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. Гусеничный мотоцикл вооружения не имел. По пересеченной местности машина могла передвигаться по грязи и даже по болоту, благодаря незначительному давлению на грунт. Масса мотоцикла составляла 1235 кг. Он мог перевозить груз в 325 кг. и буксировать прицепы массой до 450 кг. Кроме водителя мог перевозить еще двух человек. Топливные баки общей емкостью 42 литра, размещенные по бокам от сиденья водителя обеспечивали запас хода — 260 км. по шоссе, а по пересеченной местности – 175 км. Максимальная скорость по шоссе достигала 62-70 км/ч., а по пересеченной местности – 40-48 км/ч. Поворот машины с большими радиусами поворота осуществлялся за счет поворота колеса, с малыми радиусами поворота машина поворачивалась за счет торможения гусеницы. Благодаря своей хорошей проходимости и надежности, а также простоте и удобстве в обслуживании, гусеничные мотоциклы NSU Kettenkrad HK-101 SdKfz2 постепенно распространились во всех наземных войсках, в том числе и бронетанковых подразделениях. Они представляли собой одно из немногих средств, способных действовать в условиях весенней и осенней распутицы на советско-германском фронте. Недостатки машины – узкая колея, полная незащищенность экипажа, а также склонность к опрокидыванию при движении по косогорам и при выполнении поворотов на большой скорости, причем, при опрокидывании водитель практически никогда не успевал покинуть машину. Нарекания у водителей также вызывала высокая трудоемкость обслуживания машины: одних только точек смазки у нее было 150.

Приборная панель очень простая . Сзади довольно комфортные сиденьяи прицепное устройство для небольшого прицепа А вот и сам одноосный прицеп ( в стиле этого необычного транспортного средства) . А производитель надежно выштампован на кузове в виде эмблемы :

Вот архивное презентационное видео мототягача :

Еще два уже современных видео прекрасно восстановленных NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2 :

Основные технические характеристики

Производитель :Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, г. Неккарзульм, ГерманияГоды выпуска : 1940 – 1949Количество, шт : 9 420Стоимость : 6 810 RМСтоимость в современных ценах : 44 017,9 $ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯТип : Opel Olympia, карбюраторный, 4-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлажденияОбъем двигателя, см3 : 1 478Диаметр и ход поршня, мм : 80 х 74Мощность : 36 л.с. при 3400 об / мин.Карбюратор : Solex, 32FJ-IIАккумулятор : 6В, 75ВтСцепление :сухое однодисковоеКоробка передач : 3-ступенчатая

РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА

Передняя подвеска : параллелограммная мотоциклетного типа с дисковым колесом большого диаметраЗадняя подвеска : смонтированный на несущем сварном корпусе гусеничный движительРазмеры колес : 3,5-19 (переднее колесо)

РАЗМЕРЫДлина, мм - 3 000Ширина, мм - 1 000Высота, мм - 1 200Клиренс, мм - 230

Масса, кг - 1 230Емкость бензобака, л - 42 (2х21)Максимальная скорость, км/ч - 70Дальность, км - 260

По материалам сайта : motos-of-war.ru

carakoom.com

Сообщества › Военно-Техническое Общество › Блог › SdKfz 2, Kettenkrad HK 101 полугусеничный мотоцикл высокой проходимости,

SdKfz 2, известный также, как Kettenkrad HK 101 Эту удивительную машину придумали наши враги и рассчитывали с её помощью нас победить. Но, думается, данный гибрид трактора и мотоцикла интересен не поэтому. Как ни крути, это одно из самых странных транспортных средств ХХ века. Вот и посмотрим, откуда оно взялось и что оно такое.

В Историю немецкий гусеничный мотоцикл вошёл под названием «Кеттенкрад» (Kettenkrad). Объясняется оно просто: «Ketten» — гусеничный трак, а «Krad» укороченная военными форма слова «Kraftrad» — мотоцикл. А официальное его название, первоначальное, и того круче — «Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2». Да, ещё есть тип — HK-101.

Что же до затейливого кода SdKfz, то им, надо думать, как раз обозначали машины-гибриды – уже во время первой русской зимы нацисты поняли, что на колёсах особо не поездишь: немцы делали наполовину (или на 2/3) гусеничными грузовики, артиллерийские установки и машины для командного состава.

Их много собрано здесь, но наша тема всё-таки «Кеттенкрад».

«Кеттенкрад», вид сзади. Номерной знак, брызговики, катафоты – и не скажешь, что это была военная машина kettenkrad.com/gallery.htmlНеобходимо отметить, что и в Интернете фанатов «танкоцикла» немало. Главные сетевые ресурсы, посвящённые «Кеттенкраду» – это, соответственно, сайт немца Андреаса Мельхорна (Andreas Mehlhorn) из Брауншвайга kettenkrad.de/ и американский kettenkrad.com/gallery.htmlУ Мельхорна три гусеничных мотоцикла (ездят два), у американцев – девять (все на ходу). То есть, и тот, и другие знают, с чем имеют дело. Да, на этих сайтах владельцы не только хвастаются своими машинами, но и ищут редкие запчасти и даже продают «Кеттенкрады» тысяч за 45 долларов.

Поэтому, чтобы воссоздать картину, доверимся этим, ну и кое-каким другим источникам, вроде этого, этого и вот этого. Всё воедино, к сожалению, пока толком никто так и не собрал.

В общем, концепцию придумал и запатентовал в июне 1939 года немецкий изобретатель Хайнрих Эрнст Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp). По его замыслу, это было транспортное средство, способное к перевозке небольших грузов по бездорожью.

Нацисты перевозят на «Кеттенкраде» себя и свои орудия (фото panzer-modell.de).Дальнейшей разработкой, а затем и производством занялась NSU Werke AG Neckarsulm (NSU), ранее называвшаяся Neckarsulm и занимавшаяся производством вязальных машин, велосипедов, мотоциклов и автомобилей. Именно поэтому часто «танкоцикл» называют NSU Kettenkrad, хотя машину выпускала и компания Stower Werke.

Первые 500 штук нулевой серии были произведены уже в июле 1940-го, а 5 июня 1941 года армия взяла на вооружение первую модель — SdKfz 2.

Забегая вперёд, скажем, что всего моделей было три, то есть плюс SdKfz 2/1 и SdKfz 2/2. Чаще всего пишут, что выпуск продолжался до 1948-го, а всего гусеничных мотоциклов было произведено 8345 штук.

Теперь на гусеничном танке разъезжают любители военно-исторических маскарадов (фото foothill.net).По другим данным, с 1940-го по 1945-й было произведено 8411 машин, а с 1945-го по 1949-й ещё 550 для гражданских нужд. Итого: 8961.

Однако продолжим. «Кеттенкрад» изначально разрабатывался для парашютистов-диверсантов, действующих в тылу врага, в основном в горной местности.

На гусеничном мотоцикле могли спиной к спине разместиться два-три человека и тянуть за собой необходимое лёгкое вооружение, вроде миномётов и небольших противотанковых орудий (весом до 450 кг).

Но от использования машины в данном качестве, несмотря на хорошую проходимость, пришлось отказаться – после тяжёлых потерь на острове Крит парашютисты превратились в наземные войска – необходимость отпала сама собой.

Редкое нынче зрелище – 9 «Кеттенкрадов» одновременно. Их собрали американцы. Все машины на ходу (фото kettenkrad.com).Таким образом, «танкоцикл» был, скорее, не оружием, а транспортным средством для буксировки и прокладки кабеля.

Две последние модели использовались преимущественно связистами, на «мотоцикле» и двухколёсных прицепах (Sd.Anh. 1.1 и Sd.Anh. 1.2 — Sonderanhanger: «специальный трейлер») устанавливались большие катушки кабеля, в том числе тяжёлого сверхпрочного для распределительных щитов.

Один из источников утверждает, что в конце войны топливо для немцев стало на вес золота, поэтому самолётам больше не позволялось самим выезжать на взлётную полосу — вытягивать их туда стало работой «Кеттенкрадов». Скорее всего, нескольких одновременно.

Короче говоря, стационарного оружия на «Кеттенкраде» не было – он не был машиной смерти. Так что больше подходит определение «мототрактор». Можно было бы и просто «трактор» – от мотоцикла у него, по большому счёту, только переднее колесо, без которого он теоретически может обойтись.

SdKfz 2 был оснащён 1,5-литровым 4-циллиндровым двигателем Opel Olympia 38 мощностью 36 «лошадей», что позволяло ему двигаться по дороге с максимальной скоростью 64 км/час, по бездорожью в полтора-два раза медленнее. И это при весе в 1200 кг.

Модель, конечно, но хорошо видны катушки кабеля (фото quarter-kit.com).Правда, характеристики некоторые источники называют другие – кто пишет максимальная скорость 75 км/час, кто 80 км/час, но, как говорится, за что покупали, за то и продаём. Оправдание, между прочим, необходимое, так как сведений крупицы, а достоверность за давностью лет установить уже невозможно.

Например, говорят, что после войны некоторая часть «мототракторов» была завезена в США и использовалась тамошними лесниками, а в Германии в то же время «Кеттенкрады» обрели обязанности в сельском хозяйстве.

Пишут, что впоследствии французская фирма SIMCA производила запчасти для Kettenkrad, но не собирала машины полностью, а одна французская же компания — Babiolle — предлагала восстановленные «Кеттенкрады».

Так или иначе, промышленность от причудливых машин отказалась: производить их слишком дорого, покупать накладно, да и вообще – кому они нужны. Примерно так.

www.drive2.ru

Техника прошлого. Немецкий гусеничный мототягач (17 фото) . Чёрт побери

В 1940 году компания Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, расположенная в г.Некарсульм, получила от Министерства вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) заказ на разработку легкого тягача, предназначенного для повышения мобильности пехотных подразделений, ведения разведки, буксировки легких артиллерийских систем и других грузов военного назначения.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 оснащался автомобильным, 4-цилиндровым, рядным, бензиновым двигателем Opel Olympia мощностью 36 л.с. при 3400 об/мин.

Трансмиссия включала сухое однодисковое сцепление, 3-ступенчатую коробку передач, демультипликатор и двойной дифференциал. В ходовую часть входили переднее управляемое колесо в вилке мотоциклетного типа и смонтированный на несущем сварном корпусе гусеничный движитель, состоящий из пяти сдвоенных обрезиненных катков, ведущего колеса переднего зацепления и цепной ленты, шириной 170 мм с резиновыми подушками.

В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса.

Гусеничный мотоцикл вооружения не имел. По пересеченной местности машина могла передвигаться по грязи и даже по болоту, благодаря незначительному давлению на грунт. Масса мотоцикла составляла 1235 кг. 

Он мог перевозить груз в 325 кг. и буксировать прицепы массой до 450 кг. Кроме водителя мог перевозить еще двух человек. Топливные баки общей емкостью 42 литра, размещенные по бокам от сиденья водителя обеспечивали запас хода — 260 км. по шоссе, а по пересеченной местности – 175 км.

Максимальная скорость по шоссе достигала 62-70 км/ч., а по пересеченной местности – 40-48 км/ч. Поворот машины с большими радиусами поворота осуществлялся за счет поворота колеса, с малыми радиусами поворота машина поворачивалась за счет торможения гусеницы.

Благодаря своей хорошей проходимости и надежности, а также простоте и удобстве в обслуживании, гусеничные мотоциклы NSU Kettenkrad HK-101 SdKfz2 постепенно распространились во всех наземных войсках, в том числе и бронетанковых подразделениях. Они представляли собой одно из немногих средств, способных действовать в условиях весенней и осенней распутицы на советско-германском фронте.

Приборная панель очень простая . 

и прицепное устройство для небольшого прицепа .

А вот и сам одноосный прицеп ( в стиле этого необычного транспортного средства) . 

А производитель надежно выштампован на кузове в виде эмблемы : 

chert-poberi.ru

Мотоцикло-трактор

Ещё одной очень странной немецкой военной машиной был гусеничный мотоцикл «Кеттенкрад» (Kettenkrad). 

Эта необычная машина была разработана летом 1939 года. По замыслу конструкторов это должен был быть легкий тягач для горнострелковых и десантных частей. 

С парашютами их конечно не сбрасывали — но на десантных планерах перевозили.. 

Многие думают, что управлялся Kettenkrad как обычный мотоцикл — с помощью переднего мотоциклетного колеса. Это не совсем так — руль не только поворачивал колесо, но и воздействовал на гусеничные дифференциалы, «притормаживая» требуемую гусеницу. В первых модификациях при движении по пересеченной местности очень сильно страдало рулевое колесо (в последствии спицованное колесо даже было заменено на цельное литое). 

Более того — при постоянном движении в распутице переднее колесо иногда попросту снимали — чтобы не собирало перед собой грязь. А управляли гусеничным мотоциклом рулем без колеса по-танковому — притормаживая гусеницами... 

Впрочем, может именно поэтому Kettenkrad в войсках не очень-то любили. Бортовые фрикционы включались в действие только при достаточно большом угле поворота переднего колеса (при повороте руля на угол до 12 градусов работало только переднее колесо). А вот переход на управление фрикционами был довольно неприятный: при повороте руля на большой угол машина резко дергалась в сторону. Что при большом весе и небольшой ширине было чревато очень большим травматизмом и даже смертностью пассажиров гусеничного мотоцикла. 

Но все минусы компенсировались феноменальной проходимостью. Уже первая распутица в 1941 году на Восточном фронте сделала такие машины очень популярным и востребованным транспортом Вермахта. Комфорт ездока обеспечивался мягким, широким подрессореным сиденьем и резиновой обивкой интерьера, защищавшей ноги от ударов при езде по бездорожью. Кеттенкрад был предусмотрен для транспортировки двух пассажиров, сидевших сзади на откидных сиденьях. Для винтовок имелись специальные крепежи, позволявшие быстро ими воспользоваться в случае необходимости.

В качестве двигателя гусеничный мотоцикл Kettenkrad HK 101 SdKfz2 использовал автомобильный, рядный 4-цилиндровый бензиновый мотор Opel Olympia мощностью 36 л.с. и объемом 1,3л. Вся электрика была от известного производителя — компании Bosch. КПП четырехступенчатая (три вперед, одна назад), каждая передача с двумя режимами «дорога» и «бездорожье». 

В ходовую часть входили переднее управляемое колесо мотоциклетного типа, гусеничный движитель, состоящий из пяти сдвоенных обрезиненных катков и цепной ленты, шириной 170 мм с резиновыми подушками. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. 

Сухая масса мотоцикла составляла 1235 кг. Он мог перевозить груз в 325 кг и буксировать прицепы массой до 450 кг. Топливные баки общей емкостью 42 литра, размещенные по бокам от сиденья водителя, обеспечивали запас хода в 260км по шоссе и 175км по пересеченной местности. 

Первые 500 штук нулевой серии были произведены уже в июле 1940-го. А всего было произведено — с 1940-го по 1945-й — 8411 машин, а с 1945-го по 1949-й еще около 500 для гражданских нужд. Итого: около 9000 экземпляров. 

Интересно так же, что после войны французская фирма Babiolle переделала некоторое количество трофейных Kettenkrad в обычные трактора (пост управления переносился назад, переднее колесо демонтировалось). 

Через несколько дней в Сокольниках откроется военно-технический фестиваль «Моторы Победы». Исторический проект Игоря Шишкина «Военный Ангар» покажет на фестивале не только превосходно отреставрированный Kettenkrad, но и другие образцы «трофейной» техники — редчайшие Horch-830 и Horch-107.

www.oldtimer.ru

Трактора и тягачи | Германия — Всё о Второй мировой

Полугусеничный мотоцикл SdKfz 2 (Kettenkrad HK-101)

Мотоцикл изначально разрабатывался для использования в парашютно-десантных и горно-егерских подразделениях. Он производился фирмами «NSU» и «Shtewer» с 1940 г. и предназначался для буксирования легких артиллерийских орудий и разного рода прицепов, для прокладки кабелей, для буксирования самолетов и т.п. Кроме базовой модели, выпускалось две специализированные – «Kfz 2/1» с оборудованием для перевозки полевого кабеля и «Kfz 2/2» с оборудованием для перевозки тяжелого полевого кабеля. Мотоцикл представлял собой своеобразный гибрид мотоцикла и гусеничного тягача. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. Управление осуществлялось при помощи переднего колеса, смонтированного в вилке мотоциклетного типа. Машина также могла выполнить поворот с малым радиусом при помощи гусениц. Всего было выпущено около 9,4 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 3 м; ширина – 1 м; высота – 1,2 м; масса – 1,2 т; грузоподъемность – 350 кг; тип двигателя – карбюраторный 4-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения «Opel Olimpia 38»; мощность двигателя – 36 л.с; скорость передвижения по шоссе – 62 км/ч; запас хода – 260 км; экипаж – 2 — 3 человека.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz.3 (Opel-Maultier)

Тягач выпускался в 1942-1945 гг. фирмами «Ford», «Klockner-Humboldt-Deutz», «Opel» и «Daimler-Benz» в трех вариантах в зависимости от грузовика, использованного для постройки машины: «Sd.Kfz. 3a» — на базе 2-тонного грузовика «Opel»; «Sd.Kfz. 3b» — на базе 2-тонного грузовика «Ford»; «Sd.Kfz. 3c» — на базе 2-тонного грузовика «KHD». В качестве движителя использовалась гусеничная ходовая часть типа «Carden-Loyd». Всего было выпущено 1870 машин. ТТХ тягача: длина – 6 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,5 м; колесная база – 3,6 м; масса – 6,6 т; полезная нагрузка – 2,9 т; двигатель – 6-цилиндровый, бензиновый; мощность двигателя – 68 л.с; емкость топливного бака – 82 л; запас хода – 200 км; скорость передвижения по трассе – 38 км/ч; экипаж – 2 человека.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz.6

Артиллерийский тягач производился с 1945 г. на заводах фирм «Buessing-NAG» и «Daimler-Benz». В зависимости от предназначения тягач выпускался с кузовом одного из двух типов. В первом (Sd.Kfz.6/1) имел кузов с оборудованным в его кормовой части зарядным ящиком, в котором перевозились боеприпасы к буксируемому орудию. Во втором (PF-10, PF-11 и PF-12) — оснащался кузовом для перевозки личного состава, инженерное оборудование находилось, на буксируемом прицепе. На обоих типах кузовов скамьи для размещения личного состава устанавливались поперёк продольной оси машины, с обеих сторон кузова имелись вырезы для быстрой посадки десанта. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент. Тягач служил для буксировки легких 105-мм гаубиц и 75-мм противотанковых пушек Он также использовался в качестве ЗСУ и САУ. Всего было выпущено 3660 машин. ТТХ тягача: длина – 6,3 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,5 м; масса – 7,5-9 т; тип двигателя — карбюраторный 6-цилиндровый водяного охлаждения «Maybach HL 54-TUKRM»; мощность двигателя – 90 — 115 л.с; удельная мощность – 12,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 290 км; экипаж – 1 человек; количество мест для людей – 6 — 14.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz. 7

Тягач был разработан фирмой «Krauss-Maffei AG» и выпускаться серийно с 1933 г. Он использовался для буксировки зенитных орудий, тяжелых полевых орудий и гаубиц, а также в качестве ЗСУ. Он был оснащен лебедкой с грузоподъемностью 3,5 т. Тягач использовался в Бразилии и Болгарии. В Италии было выпущено 250 машин собственного варианта тягача под обозначением «Semincingolato Breda Tipo 61». Всего было выпущено 12187 машин. ТТХ тягача: длина – 6,9 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; масса – 9,7 т; клиренс – 400 мм; масса буксируемого груза – 8 т; тип двигателя — 6-цилиндровый бензиновый «Maybach HL 52/57/62/64»; мощность двигателя – 140 л.с; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; емкость топливного бака – 215 л; запас хода – 250 км; экипаж – 1 человек; количество мест для перевозки людей – 12.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz. 8

Тягач был разработан фирмой «Krauss-Maffei AG» и начал выпускаться серийно с 1938 г. Тягач использовался для буксировки зенитных орудий, тяжелых полевых орудий и гаубиц, а также в качестве ЗСУ. Он был оснащен лебедкой с грузоподъемностью 3,5 т. Тягач использовался в Бразилии и Болгарии. В Италии было выпущено 250 машин собственного варианта тягача под обозначением «Semincingolato Breda Tipo 61». Всего было выпущено около 4 тысяч машин.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz. 8

ТТХ тягача: длина – 6,9 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; масса – 9,7 т; клиренс – 400 мм; масса буксируемого груза – 8 т; тип двигателя — 6-цилиндровый бензиновый «Maybach HL 52/57/62/64»; мощность двигателя – 140 л.с; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 250 км; экипаж – 1 человек; количество мест для перевозки людей – 11.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz. 9

Тяжелый тягач выпускался фирмами «FAMO», «Vomag», «Tatra» с 1936г. и предназначался для буксирования тяжелых орудий типа «24-сm Kanone 3» или зенитных орудий «FlaK 18». Машина имела открытый кузов, который мог закрываться тентом, переднее стекло складывалось вперед или снималось. Под грузовой платформой была установлена лебедка. Моторный отсек, и кабина водителя были полностью бронированы листами катаной стали толщиной 8-14,5 мм. Известны варианты тягача: «Sd.Kfz. 9/1» (с краном грузоподъемностью 6 т) и «Sd.Kfz. 9/2» (с краном 10 т). Тягачи также состояли на вооружении румынской армии. Всего было выпущено около 2,7 тысяч машин. ТТХ тягача: длина – 8,3 м; ширина – 2,6 м; высота – 2,9 м; клиренс – 440 мм; масса — 15,3 т; двигатель – 12-цилиндровый, бензиновый с водяным охлаждением «Maybach HL»; мощность двигателя – 230 — 270 л.с; грузоподъемность – 2,6 т; емкость топливного бака – 290-310 л; запас хода – 260 км; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; тяговое усилие – 18 т; экипаж – 2 человека; количество мест для перевозки людей – 6.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz. 10

Тягач выпускался с 1938 г. фирмами «Demag», «Adlerwerke», «Büssing-NAG», «MWC» и «Saurerwerke». Тягач использовался в качестве платформы для ЗСУ, САУ и других специализированных машин. Известны следующие модификации: «Sd.Kfz. 10/1», «Sd.Kfz. 10/2», «Sd.Kfz. 10/3», «Sd.Kfz. 10/4», «Sd.Kfz. 10/5». Водитель и командир машины размещались впереди в открытой кабине, отделенной от кузова невысокой перегородкой. В кузове размещался артиллерийский расчет. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент. Тягач также использовался в Румынии. Всего с 1939 по 1945 г. было выпущено около 14,7 тысяч машин, из которых 7326 шасси было использовано для постройки бронетранспортеров «Sd.Kfz.250». ТТХ тягача: длина – 4,8 м; ширина – 1,9 м; высота – 2 м; масса – 4,9 т; тип двигателя — 6-цилиндровый, бензиновый с водяным охлаждением «Maybach HL-42 TRKM»; мощность двигателя – 100 л.с; удельная мощность – 21,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 65 км/ч; запас хода – 300 км; экипаж – 2 человека; количество мест для перевозки людей – 6.

Полугусеничный тягач Borgward HLkl6 (Sd.Kfz.11)

Тягач выпускался в 1936-1944 гг. компаниями «Hanomag», «Skoda», «Adler» и «Wanderer». Он предназначался для буксирования средних орудий. Для защиты от непогоды над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент. Существовали следующие модификации тягача: «Sd.Kfz. 11/1», «Sd.Kfz. 11/2», «Sd.Kfz. 11/3», «Sd.Kfz. 11/4», «Sd.Kfz. 11/ 5». На базе шасси тягача был создан средний бронетранспортер «Sd.Kfz. 251». Всего было выпущено 9028 машин. ТТХ машины: длина – 6 м; ширина – 2,1 т; высота – 1,8 м; снаряженная масса – 8 т; грузоподъемность – 1,8 т; масса буксируемого груза – 3 т; тип двигателя – 6-цилиндровый карбюраторный с водяным охлаждением «Maybach HL-42 TRKM»; мощность двигателя – 90-100 л.с; максимальная скорость – 53 км/ч; запас хода – 300 км; экипаж – 1 человек; количество мест для перевозки людей – 9.

Гусеничный тягач Raupenschlepper Ost (RSO/01)

Гусеничный тягач Raupenschlepper Ost RSO/03

Тягач был разработан на основе советских тракторов «СТЗ-5» и «Сталинец-2», получив обозначение «Raupenschlepper Ost» (Восточный тягач). Он предназначался для использования в условиях с большим количеством снега и на размытых дорогах. Тягач производился фирмой «Steyr» с 1942 г. Известны модификации «RSO/01» и «RSO/03», различающиеся весом и мощностью мотора. Тягачи служили для буксировки 50-мм и 75-мм противотанковых пушек, легких гаубиц и даже 88-мм противотанковых пушек «8,8-cm Рак-43». На базе тягача была создана 75-мм противотанковая САУ. Всего было выпущено 28 тысяч машин. ТТХ тягача: длина – 4,4 м; ширина – 2 м; высота – 1,5 м; масса – 5,2 – 5,5 т; клиренс – 550 мм; грузоподъемность – 1,7 т; масса прицепа – 3 т; тип двигателя – 8-цилиндровый «Steyr» ; мощность двигателя – 66 — 85 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км/ч; запас хода – 300 км; экипаж 2 человека.

Колесный тягач Krupp-Protze Kfz 69

Тягач выпускался фирмой «Krupp» в двух модификациях – «L-2H 43» (1933-1936 гг.) и «L-2H 143» (1937-1941 гг.). Тягач использовался для буксировки легких пехотных, противотанковых и зенитных пушек. В некоторых случаях пушки устанавливались прямо в кузове тягача. Всего было выпущено 3,2 тысячи машин. ТТХ тягача: длина – 5,1 т; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; масса – 2,5 т; клиренс – 225 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя – 4-цилиндровый бензиновый воздушного охлаждения «Krupp М-304»; мощность двигателя — 60 л.с; скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч; грузоподъемность – 1,2 т; масса буксируемого прицепа – 1 т; объем топлива – 110 л; запас хода – 450 км; экипаж – 4 человека.

Артиллерийский тягач Artillerie Schlepper 35(t)

В 1943-1945 гг. чехословацкие танки «Pz 35(t)» были переоборудованы в тягачи под обозначением «LT vz. 35». Башня танка демонтировалась, а на ее место крепился брезентовый тент. Всего было переоборудовано не менее 12 машин. ТТХ тягача: длина – 4,9 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,4 м; тип двигателя – 4-цилиндровый бензиновый с водяным охлаждением «Skoda T-11»; мощность двигателя – 120 л.с; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 190 км; масса буксируемого груза – 12 т; экипаж – 3 человека.

Полугусеничный тягач sWS (schwerer Wehrmachtschlepper)

Тягач выпускался с 1943 г. фирмами «Büssing-NAG» и «Ringofer-Tatra». Первые тягачи представляли собой небронированные машины с брезентовым верхом, оснащенные деревянной кабиной и кузовом. Второй вариант, производство которого наладили в 1944 г, отличался бронированным моторным отсеком и кабиной водителя низкого профиля. Масса этой машины составляла 13,5 т. Первый вариант машины использовался, как артиллерийский тягач, второй в качестве основы для постройки САУ. Всего было выпущено 825 машин. ТТХ тягача: длина – 6,9 м; ширина – 2,5 м; высота – 2 м; масса в небронированном виде – 9,5 т; клиренс – 465 мм; тип двигателя – 6-цилиндровый бензиновый с водяным охлаждением «Maybach H-42 TRKMS»; мощность двигателя – 100 л.с; скорость передвижения по шоссе – 27 км/ч; запас хода – 300 км; грузоподъемность – 4 т; экипаж – 2 человека; количество мест для перевозки людей – 10.

Тягач Hanomag SS – 55

Средний короткобазный тягач выпускался в 1934-1941 гг. в шести модификациях. Он имел короткую кабину и служил для буксировки прицепов или самолетов массой до 15 т. Тягач оборудовался лебедкой с тяговым усилием в 3,5 т. ТТХ машины: длина – 4,5 — 5,7 м; ширина – 2,2 — 2,4 м; высота – 2,5 м; снаряженная масса – 3,9 — 4,9 т, полная – 4,7 — 5,4 т; колесная база – 2,7 — 4 м; трансмиссия – 4-скоростная коробка передач; тип двигателя – 4-цилиндровый, дизельный; мощность двигателя – 55 — 60 л.с; емкость топливного бака – 350 л; буксируемый вес – 15 т; скорость передвижения по шоссе – 25 — 40 км/ч.

Тягач Hanomag SS-100W (Gigan)

Короткобазный гражданский балластный тягач выпускался в 1936-1944 гг. и предназначался для буксирования орудий и самолетов. Он имел двойную 7-местную 4-дверную кабину для перевозки сцепщиков или экипажей буксируемой техники. За кабиной располагались запасные колеса и площадка для укладки бетонных или металлических плит балласта. Тягач оснащался 3,5–тонной лебедкой с тросом длиной 80 м. Известна упрощенная 2-дверная модель под обозначением «SS-100N». ТТХ машины: колесная база – 3 м; тип двигателя – дизельный; мощность двигателя – 100 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; максимальная скорость – 40 км/ч; буксируемый вес – 20 т.

Трактор Lanz Eil-Bulldog

Трактор Lanz Eil-bulldog

Компанией «Lanz» в 1934-1944 гг. выпускалась серии гражданских многотопливных тракторов под обозначением «HR-8» и «HR-9», которые использовались войсками в качестве дорожных или аэродромных тягачей. Тягачи выпускались в различных модификациях: с открытой кабиной, с тентовым покрытием кабины и с металлической кабиной. На некоторых моделях устанавливалась лебедка. ТТХ машины: колесная база – 2 м; масса – 3,8 т; двигатель – одноцилиндровый, горизонтальный с термосифонным охлаждением; мощность двигателя – 35 — 55 л.с; трансмиссия – 6-ступенчатая коробка передач; максимальная скорость – 22 — 33 км/ч; буксируемый вес – 5-10 т.

Аэродромный тягач Kaeble Z2S

В 1936 г. колесные трактора были переоборудованы в аэродромные тягачи «Z-2S» для Люфтваффе. Тягач оснащался лебедкой, которая монтировалась над задним мостом. Всего было построено 196 машин. ТТХ тягача: длина – 3,4 м; ширина – 2 м; высота – 2,1 м; полная масса – 4,2 т; двигатель – 2-цилиндровый дизельный; мощность двигателя – 36 л.с; скорость передвижения по шоссе – 25 км/ч.

Тягач Kaeble Z-6WA/ Z-8V2A

В 1936-1937 гг. фирма «Kaeble» изготовила 30 короткобазных аэродромных балластных тягачей «Z-6WA». Тягач оснащался лебедкой с тяговым усилием 4,5 т. Он имел открытый кузов для балласта и два задних места для сцепщиков. ТТХ тягача: двигатель – дизельный; мощность двигателя – 100 л.с; трансмиссия – 5-ступенчатая коробка передач; колесная формула – 6х4. В 1938-1939 гг. было выпущено еще 120 машин со 130-сильным двигателем и 6-ступенчатой коробкой передач.

Тягач Faun ZR

Тягач Faun ZRS

В 1938-1944 гг. фирмой «Faun» выпускались короткобазные двухосные дорожные машины «ZR». Их использовали для буксировки самолетов или прицепов. Они имели двойную 4-дверную кабину на семь мест и короткий кузов для размещения сцепных приспособлений и балласта. Для сортировки вагонов на железнодорожных станциях служил вариант «ZRS», представлявший собой маневровый локомотив, способный работать на рельсах или на обычных дорогах. В состав его оборудования входили толкающие плиты для перемещения вагонов или грузов, четыре железнодорожных буфера со сцепным устройством и отвод от собственной пневматической системы для привода вагонных тормозов. ТТХ тягача: длина – 6,5 м; ширина – 2,4 м; высота – 2.6 м; колесная база — 3,6 м; масса – 10,6 т; двигатель — 6-цилиндровый дизель «KHD F-6M 517»; мощность двигателя – 150 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; масса буксируемого груза – 40 т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч, по рельсам – 39 км/ч.

wwii.space