Мото цепи для мотоциклов. Маркировка и подбор цепей. Мотоцикл цепью


Как выбирать, менять и обслуживать цепь мотоцикла

Цепная передача давно и прочно прописалась в мотоциклетном мире. В подавляющем большинстве случаев ведущее колесо приводится классической однорядной цепью. Вот неполный список преимуществ такого привода: удобство использования при классической мотоциклетной компоновке, невысокая стоимость, надежность, простота эксплуатации. Из отрицательного, пожалуй, можно отметить лишь шумность и необходимость регулярного ухода. Последнее уже на протяжении сотни лет не дает покоя конструкторам, механикам и, собственно, самим мотоциклистам. Постоянно возиться с грязной, пачкающейся и противно пахнущей цепью никому не хочется. Тем не менее, за эти же сто лет принципиальных изменений так и не произошло. Как же все-таки правильно обращаться с этим элементом трансмиссии?

Вот выдержки из инструкции по эксплуатации:

  • Грязь, пыль и недостаточная смазка сильно сокращают срок службы цепи.
  • Регулярно чистите и смазывайте цепь.
  • Смазку цепи следует производить после пробега каждой 1000 км. После поездок в сырую погоду или в условиях сильной грязи или запыленности смазку следует производить чаще.
  • Очистите цепь подходящим средством, дайте ей просохнуть и нанесите смазку.

• Вытрите излишки.

Думаю, всем жителям нашей страны понятно, что любая езда  связана либо с влажной погодой, либо с условиями сильной грязи или запыленности. А чаще и с тем, и с другим. Очевидно, что для соблюдения заводских рекомендаций цепь придется очищать и смазывать как минимум раз в 500 — 700 км. А также после каждой мойки под давлением. Кстати, такая мойка для мотоцикла очень не полезна. Ведь старательные мойщики, не вдаваясь в детали конструкции, с усердием вымывают не только цепную смазку из сочленений звеньев. Достается и сальникам колес, и радиатору, и электроразъемам. А с цепью может случиться вот такая неприятность — мощная струя воды, случайно попавшая на нее, скажем, при попытке отмыть колесный диск или маятник, вымывает смазку, но не со всей цепи, а только с ее части.

В результате именно на этом участке возникает дополнительное трение и повышенный износ.

А ведь нет ничего хуже неравномерно изношенной цепи!Чем мыть и смазывать цепь за нас решили производители мотоциклетной косметики. Хотя во многих руководствах (особенно по эксплуатации эндуро) допускается мойка керосином (дизтопливом, уайт-спиритом — только не бензином, ацетоном или очистителем тормозных систем, они вредны для уплотнителей!), а смазка — трансмиссионным маслом. Кто-то в условиях дальнего похода использует и моторное масло, и «Мовиль» (чтобы цепь хотя бы не ржавела) — по принципу «лучше так, чем никак». Но все же самый разумный выбор — специальные спреи, которые продаются во всех мотоциклетных магазинах. Для чистки цепи можно использовать малярную кисть, зубную щетку или специальные устройства — фактически те же щеточки плюс подача и слив сольвента «в одной коробочке», через которую и протаскивают цепь. Чистую цепь продуваем, чтобы высушить, и протираем чистой тряпочкой. Конечно, чем более «грязевой» мотоцикл, тем меньше смысла в «сдувании пылинок», хотя чистить цепь после оффроуда придется куда тщательнее, чем после шоссе.

Но если с очистителями все просто, так как они универсальны и подходят для всех мотоциклов, то, покупая смазку, нужно учесть специфику эксплуатации. На скоростных дорожных мотоциклах при обкатывании цепи по звездочкам возникает серьезная центробежная сила, стремящаяся выбросить смазку (заднее колесо аппарата, двигающегося со скоростью под 200 км/ч, вращается с частотой около 2000 об/мин!). Поэтому для быстрых мотоциклов разработаны специальные «липкие» смазки. При их использовании главное не переусердствовать с количеством и не торопиться в путь сразу после процедуры. При распылении жидкость вместе со специальным растворителем попадает на цепь и проникает внутрь звеньев, смазывая ролики и резиновые уплотнения. Через пару минут растворитель испарится, а смазка приобретет нужную консистенцию. На обработку обычно хватает 50-70 г, но если переборщить, весь мотоцикл (а зачастую и водитель) вскоре окажется покрыт липкими брызгами, притягивающими дорожную грязь, и отчистить их, по-верьте, трудно.

Для внедорожных мотоциклов такие средства не подходят, ведь их преимущества в полевых условиях превращаются в недостатки. Липкая цепь моментально покрывается слоем песка, способного очень быстро «приговорить» и ее саму, и звезды. Так как скорости в кроссе и эндуро относительно невысоки, больших центробежных сил не возникает, можно применять обычные аэрозольные смазки с пометкой «Off Road». Но ухаживать за цепью на бездорожье необходимо чаще, чем на шоссе.

После каждой чистки стоит проверить и натяжение цепи. Когда мотоцикл стоит на боковой подставке, провис нижней ветви цепи, как правило, рекомендуется в пределах 30-А5 мм, при ровном положении маятника (под нагрузкой) — около 10-15 мм (см. рисунок). При этом обязательно покрутите колесо и проверьте натяжение несколько раз, поскольку цепь изнашивается неравномерно. Лучше немного недотянуть цепь, чем перетянуть. И, конечно, при этом лучше пользоваться хорошим инструментом, а гайку колеса затягивать динамометрическим ключом.

Дорожный набор и мышечную память оставьте для походных условий. Однако стоит проверить, сможете ли вы открутить гайку «дорожным» ключом.

После регулировки вывесите заднее колесо и покрутите его. Убедитесь, что провисание цепи не меняется по мере вращения колеса. Если же цепь то натягивается, то ослабевает — это явный сигнал к ее замене в комплекте со звездами, как и заметный зазор при оттягивании цепи от ведомой звезды (см. фото). Поводом задуматься о замене цепи и звезд может стать видимый износ одной или обеих звезд или предел хода натяжителя (как правило, это бывает, когда звезды меньше штатных или длиннее цепь). При правильном уходе срок службы цепного привода дорожного мотоцикла может составлять более 30 000 км. При небрежном обращении и в условиях жесткой эксплуатации пробег уменьшится втрое.Как и в случае с выбором смазки, нужно точно понимать, где и как вы эксплуатируете свой мотоцикл.

Проще всего любящим агрессивную манеру  езды владельцам мощных дорожных и спортивных мотоциклов. Если вы относите себя к таковым, забудьте о недорогих вариантах.Вам придется потратиться на цепь из верхней линейки именитого производителя. Сразу хочу извиниться перед рвущимися на рынок китайскими брендами, предлагающими порой вполне пристойное качество за небольшие деньги. В нашем случае необходимо избегать любых рисков.

В результате выбор сведется к нескольким фирмам, в числе которых японские RK и ЕК, американская Daido (D.I.D.), итальянская Regina и английская Renthal (больше, правда, ориентированная на внедорожную специфику). Все они предлагают множество цепей для мощных мотоциклов, различающиеся цветом, формой соединительных пластин, способом закалки роликов и типом уплотнительных сальников. Последние и стали излюбленным оружием в руках цепных маркетологов. Именно эти колечки называют разнообразными буквами латинского алфавита. Все началось в 1974 году, когда ЕК выпустила первую цепь с уплотнениями круглого сечения, благодаря чему и получила название O-Ring. Все остальные X,W,T,RX,XW, SRS-ring’n также отражают форму сечения уплотнительных колец, но задача и принцип действия у всех при этом остаются одинаковыми, а именно — не давать заложенной на заводе внутрь втулок цепи смазке выйти наружу.

Изготовители утверждают (и небезосновательно), что колечки с сечением типа X и W внутри дополнительных канавок-полостей как бы держат немного смазки внутри себя, благодаря чему надежнее и дольше служат, продлевая и жизнь самой цепи даже в условиях недостаточного ухода.

Однако наружная смазка даже самым современным цепям все равно необходима — для уменьшения трения между роликами и втулками, а также между цепью и звездами. Иначе цепь начнет сильно греться, и масло, заложенное внутрь на заводе, сгорит, испарится, вытечет — словом, свои функции выполнять перестанет.

Владельцам среднекубатурных мотоциклов, круизеров и тем, кто редко использует весь потенциал мощности своего двигателя, можно менее пристрастно относиться к выбору цепей. Для них подойдут и самые простые, с О-рингами. В данном случае наличие логотипа известного бренда обязательным не является. Правда, ухаживать все равно придется, и не менее, а, возможно, даже более тщательно, чем за дорогой цепью.

Для эндуро рабочим объемом 250 см/куб и менее можно использовать цепи с замками- защелками. Их можно быстро снять и надеть, но практически это ничтожное преимущество. Замки под расклепку намного надежнее, да и запас регулировки, как правило, позволяет использовать одну цепь с тремя-четырьмя разными ведущими звездами, подбирая передаточное отношение под конкретные условия.

АЛЬТЕРНАТИВА ЦЕПНОМУ ПРИВОДУ

Карданная передача. Работает тише, не требует ухода, но имеет большие потери в редукторе, больше весит и вызывает нежелательный реактивный момент в подвеске заднего колеса.

Ременная передача. Работает тише, не требует ухода. Очень чувствительна к попаданию камней и других инородных предметов.

источник: журнал МОТО.

mmoto.tk

цепь для мотоцикла

Цепь для мотоцикла некоторых зарубежных байков может при резком разгоне испытывать нагрузки в несколько тонн. И обрыв её, особенно на высоких скоростях, может привести к печальным последствиям. Поэтому мотоциклетная цепь является важной деталью, к которой не следует халатно относиться при выборе и обслуживании. В этой статье мы рассмотрим какие бывают цепи для современных мотоциклов, как их заменить или обслужить (натянуть) и другое.

Современные мотоциклы подкупают начинающих мотоциклистов своим красивым и современным внешним видом, опрятностью (не имеют утечек масла) скоростью и конечно же мощностью. Но именно огромная мощность современных двигателей импортных байков и является виновником быстрого износа цепи для мотоцикла и обоих звёздочек (особенно ведущей, установленной на двигателе).

А у любителей резких разгонов со светофора, на байке с мотором мощностью в 160 — 170 кобыл, даже качественные звёзды и цепи от авторитетных производителей, отхаживают всего лишь несколько тысяч. Заменить звёздочки, как ведущую так и ведомую, для многих начинающих мотоциклистов не составляет труда, а вот как правильно заменить импортную цепь (например Х-ring) многие новички не знают.

Как заменить современную цепь, не имеющую замка и какой инструмент для этого понадобится я уже писал (подробно о замене цепи советую почитать вот тут) или посмотреть в видеоролике ниже, и поэтому в этой статье не буду повторяться.

Следует отметить, что своевременная замена цепи и звёздочек даст вам гарантию как вашей безопасности, так и безопасности окружающих. Ведь современный спортбайк или даже «дорожник» способен порвать свою изношенную цепь в независимости от объёма двигателя (ведь чем меньше объём, тем тоньше цепь).

И хотя изношенная цепь чаще всего рвётся не на большой скорости, а во время разгона, но порванная цепь может доставить неприятность владельцу в виде развороченного картера в районе ведущей звёздочки. А правильно восстановить картер из лёгкого сплава не так то просто.

К тому же не стоит забывать, что порваться цепь мотоцикла может и на большой скорости, так как современные мощные байки способны резко ускориться и после сотни км/ч.

И откладывать замену изношенной цепи не стоит не только из-за опасности её обрыва, но ещё и потому, что изношенная цепь, которая как правило изнашивается раньше звёздочек, довольно быстро «съест» вполне работоспособные звёздочки и замена всего комплекта (цепи и звёздочек) разумеется больше ударит по карману.

Поэтому важно уметь вовремя определить, когда пора менять цепь, а когда звёздочки. Как это точно определить я написал подробную статью (статья находится вот тут) и да простят меня читатели, что следует переходить на другие статьи, но ведь повторяться в этой статье нет смысла, а в одной статье охватить все нюансы сразу, довольно не просто.

И ещё: сейчас довольно много подделок как цепей, так и звёздочек, но разумеется здесь как и везде действует знаменитая пословица, что скупой платит дважды. Экономить на этих деталях не стоит, так как подделка изготовленная из сырой или некачественной стали протянет всего несколько сотен километров и может оборваться в любой момент. Да и дополнительная трата денег и времени на покупку и установку уже качественных деталей думаю никому не нужна.

Поэтому стоит переплатить и купить цепь для мотоцикла и звёздочки (если изношены) от авторитетных производителей. Какому производителю отдать предпочтение можно узнать на форумах соответствующей тематики, но всё же лучше отдать предпочтение японской фирме EK CHAINS, которая вот уже 74 года изготавливает цепи и которая первой в мире придумала современные цепи О- ring и X- ring, которые не требуют смазки.

Подробнее об этой японской фирме и истории создания современных цепей можно почитать вот тут. Конечно же сейчас существуют и другие производители качественных цепей для мотоцикла, о которых всё же лучше узнать на форумах, так как я всегда говорил, что практическое применение и мнение большинства людей, всегда лучше мнения одного человека.

Какие бывают цепи для мотоцикла.

Самые простые цепи, не имеющие резиновых уплотнений в звеньях и которые следует периодически смазывать — это цепи отечественных мотоциклов. Такие цепи, даже изготовленные из качественной стали, довольно быстро изнашиваются. И износ происходит даже не от нагрузок, которые у отечественных мотоциклов небольшие, а от эксплуатации мотоцикла по пыльным дорогам, или по бездорожью. Так как частицы грязи, являющиеся хорошим абразивом, беспрепятственно попадают в сочленения цепи (звенья).

К тому же такие цепи следует периодически смазывать, но дорожная пыль быстро покрывает смазку и затем проникает во внутрь звеньев, и ускоряет износ. Тем мотоциклистам, которые ездят на отечественных мотоциклах по пыльным дорогам (например в сельской местности) или в условиях бездорожья (на рыбалку, на дачу, в лес) желательно первым видом тюнинга мотоцикла заменить цепь на импортную О- ring, или лучше X- ring, о которых будет казано ниже.

Использовать импортную цепь подходящей длины, следует от мотоциклов иномарок такой же мощности, как и отечественный байк. А если цепь от иномарки немного длиннее, то её можно укоротить, срезав заклёпки нужного звена и соединив звенья как подробно описано в статье про замену цепи (вторая ссылка в начале этой статьи). Конечно же импортная цепь с уплотнениями будет стоить дороже обычной цепи, но зато переплатив некоторую сумму денег, вы забудете о замене цепи на вашем мотоцикле надолго.

Цепь для мотоцикла О- ring. Такие цепи, как было сказано выше, первой придумала японская фирма EK CHAINS ещё в 1974 году. Это был рывок вперёд в мировом совершенствовании цепей для мотоцикла и уменьшению износа звеньев. Так как на таких цепях, на каждой оси звена, начали устанавливать с каждой стороны крошечные резиновые колечки, предотвращающие попадание грязи вовнутрь и утечки смазки, заложенной внутри каждого звена.

И так как колечки (см. фото слева), являющиеся и сальниками и пыльниками, не допускали проникновения грязи и пыли в трущиеся элементы звена, эти цепи произвели фурор в мировом мотоциклетостроении, ведь их ресурс существенно увеличился (по сравнению с обычными цепями). Со временем все мировые цепные производители начали выпускать цепи О- ring.

Но у таких цепей сразу выявился небольшой минус, который состоял всего лишь в том, что резиновые колечки создавали небольшое трение, при изгибании звеньев (мелочь, но всё же минус). Но даже такую мелочь фирма EK CHAINS решила тут же устранить, так и появились цепи X- ring, которые описаны чуть ниже.

Цепь для мотоцикла «Quadra X- ring». Отличие таких цепей от вышеописанных в том, что резиновые колечки на каждом звене имеют в сечении профиль в форме буквы Х, причём на концах колечек их кромки довольно острые.

 

Разница в уплотнениях цепи x-ring и о-ring наглядно показана на рисунке слева. Благодаря форме сальников в виде буквы Х с острыми кромками, такие уплотнения гораздо эффективнее удерживают смазку внутри звеньев, лучше защищают от попадания пыли, грязи и воды, ну и к тому же они не создают никакого трения при изгибании звеньев (при работе цепи).

 

Цепи системы Zero Stretch Technolody (ZST). Такие цепи разработала всё та же японская фирма и как видно из названия (Zero Stretch дословно переводится как нулевое растяжение), цепи помеченные клеймом ZST и сделанные из особо прочных металлов и по совершенной новейшей технологии, они гораздо менее подвержены растяжению от нагрузок. По крайней мере, как бы резко вы не стартовали, при первой тысяче километров, такая цепь не вытянется ни на миллиметр.

Подтверждением особой прочности цепей, сделанных по технологии ZST, является использование их на спортивных мотоциклах и на мотоциклах для дрегрейсинга, а такие аппараты как известно имеют от 500 до 1000 коней, иногда и более. И по уверениям спортсменов, им удаётся отъездить несколько довольно жёстких гонок, без регулировки натяжения таких цепей.

Вот вроде бы и всё, что хотелось рассказать про цепь для мотоцикла, которая является не только важной деталью современного байка, но и является гарантией вашей безопасности и безопасности окружающих, удачи всем на дорогах.

suvorov-castom.ru

Выбор типа, замка и длины цепи для мотоцикла

Я думаю каждый из нас знает, что такое мотоциклетная цепь и для чего она нужна. Очевидно, что без нее никакой мотоцикл просто не поедет, хотя вполне вероятно, что скоро придумают и такие транспортные средства.

Какую функцию исполняет цепь в мотоцикле

Втулочно-роликовая цепь передает крутящий момент от двигателя на ведущее колесо. Такая цепь имеет очень много преимуществ, так как она не очень то и дорогая и не очень сложная в своей конструкции. Маленьким недостатком будет шум при работе и, конечно же, регулярный уход.

Знаете ли Вы? Существует теория о Леонардо Да Винчи, который может быть автором мотоциклетной цепи? В шестнадцатом веке на его эскизах были нарисованы модели, которые очень похожи на ролики, которые продаются на рынке сейчас.

Когда требуется замена цепи

Замена цепи сама по себе не является очень сложной процедурой. Ничего вечного в этом мире нет, так что любая проблема, в принципе, решаема. Если вы вдруг услышали какое-то странное дребезжание в районе подножки, то знайте, что вам пора присмотреться к вашей цепи. Не стоить отчаиваться. Цепи время от времени могут немного растягиваться и изнашиваться, впрочем, как и много остальных деталей.

Естественно, что новые цепи требуют несколько меньшего ухода, но это не значит, что можно полностью отказываться от диагностики. Часто бывает так, что цепь сама по себе устарела и обычной смазкой вы уже не отделаетесь. Она может просто поржаветь или же постареть.

Помните! Если цепь порвется в движении, она запросто может повредить двигатель (это как минимум). Все же помнят, как в детстве нога случайно соскальзывала с педали велосипеда, что нередко приводило к болезненным падениям. Теперь представьте это все на скорости 100 км/час.

Итак, что такое мотоциклетная цепь мы уже разобрались, теперь осталось выяснитькакую цепь выбрать для своего мотоцикла и как ее правильно установить. Однако для начала, необходимо правильно провести диагностику. Стандартный способ проверки цепи очень простой. Вам нужно взять звено цепи на задней звезде и попробовать снять его. Если это легко получается, то значит она растянулась и вам нужно немножко ее подтянуть. Если цепь натянута до предела, но зубья звезд изношены, то пора вам отправляться в магазин за новой. В случае, когда вы не совсем опытный в этом вопросе – в сервисной книжке вы найдете всю необходимую информацию.

На что обратить внимание при выборе цепи мотоцикла

Зайдя в интернет или в обычный магазин, вы увидите очень большой выборцепей для вашего мотоцикла. Существует всего несколько параметров для выбора, а именно: тип, размер и длина цепи.

Тип цепи

Среди всех критериев выбора цепи ее тип - один из наиболее важных параметров. Его можно определить исходя из размеров отдельных звеньев, а также из расстояния между самими роликами.

Интересно! В народе, пластины часто встречаются под названием «косточки» из-за своей схожести с костями, которыми кормят собак.

Многие , наверное, спрашивают «Как считать звенья на цепи мотоцикла?». Тут все достаточно просто. Если говорить о маркировках, которые встречаются чаще всего, то это будут трехзначные числа, вроде 420 или 525(современные мотоциклы). Этой маркировкой определяют шаг и ширину звеньев. Конечно же, если вы не живете в пещере, то у вас найдется каталог запчастей, где вы сможете, получить всю нужную информацию, в противном случае, вам нужно знать формулы для вычисления, чтобы подобрать цепь для мотоцикла. Первая цифра означает расстояние между звеньями в дюймах, которые следует перевести в миллиметры, умножив их на восемь. Вторая и третья цифра определяют саму ширину между боковыми стенками.

Замок цепи

Очень часто на заводах не делают готовую склепанную цепь с замками, ведь куда надежнее будет сделать цепь под расклепку. Однако для этого нужно либо уметь самому хорошо обращаться с цепями или же сдавать деталь в сервис. Также встречается еще и маркировка мотоцепей в виде латинских больших букв, которую сейчас мы и будем разбирать.

Такими буквами, как Z, X, W, O обозначается тип сальника, который предназначен для защити от воды. Z, W, X являются более продвинутым уплотнением, чем O, хотя и стоят дороже, зато они значительно эффективнее. Встречаются также цепи без уплотнения на не очень дорогой китайской технике, но всем нам ясно, что покупать данное «изделие» не к добру, не так ли? Нет уплотнителя – нет срока службы.

Длина цепи

Данный показатель вовсе не зависит от модели мотоцикла, потому что мотоциклетная цепь и ее размеры могут быть разными даже на одном и том же аппарате. А все потому, что длина зависит от количества зубьев на звездах.

Важно! В различных магазинах вы сможете найти информацию по длине цепи, но она будет соответствовать заводским вариантам. Поэтому нужно быть очень внимательным при выборе.

Как заменить цепь мотоцикла

На первый взгляд этот процесс может показаться достаточно сложным, но это не совсем так. С одной стороны многие советуют идти в СТО. С другой, если постараться и учесть все нюансы и сделать все своими руками. В любом случае, нельзя забывать о расчете длины цепи мотоцикла.

Теперь приступим к следующему шагу. Для начала нужно уточнить один момент по поводу клепателя цепи. Некоторые мастера утверждают, что его можно заменить обычным молотком, но тогда надеяться на долговечность не приходится.

Итак, первым шагом будет снятие цепи с обоих звезд. Если под крышкой звезды вы заметите какую-то грязь, то устранить ее поможет специальный спрей. Сразу скажу, что ножовкой пилить ничего не нужно, так как это очень долго. Мастера советуют спилить болгаркой, только головки штифта, так как пробойник для расклепки может сломаться. Дальше разорвите цепь. Это будет не очень сложно. После этого берете в руки новую цепь и потихоньку начинаете обматывать вокруг звезд.

Сначала – вокруг ведущей, потом – вокруг задней. Дальше остается только соединить их вместе при помощи звена. Если ставите цепь типа О или Х, то стоит вам воспользоваться специальными сальниками для соединительного звена. Следующим шагом будет проверка натяжки цепи. Здесь вы сами понимаете, что важно не перегнуть, а если не дотянуть, то цепь сразу же слетит. Самый проверенный вариант – это заглянуть в сервисную книжку и почитать рекомендации самого производителя.

Как продлить жизнь мотоциклетной цепи

Что такое цепь для мотоцикла и как ее выбрать мы с вами уже выяснили, теперь поговорим о томкак продлить ее ресурс. Начните с удаления старой грязи и смазки, а дальше все зависит от того, какая у вас цепь. Если в кожухе и без сальников, то вам нужно опустить и проварить цепь в банке с графитовой смазкой. Банку ставим в кипящую воду, но не даем воде закипеть. После этого цепь должна полностью остыть, а от вас требуется удалить остатки старой смазки.

В случае, когда у вас сальниковые цепи и без сальников, то вы должны использовать баллоны со смазкой. Периодичность такая, как и в предыдущем варианте: во-первых, нужно проделывать процедуру раз в сезон, во-вторых чистите мотоциклетную цепь раз на пару тысяч километров.

Итак, сегодня мы рассмотрели все вопросы о выборе, замене, уходе и размере цепей мотоциклов. Конечно, перед работой с цепью нужно немало начитаться, иметь «прямые руки», ну и, конечно же, не бояться что-то сломать. Я думаю, данная статья поможет вам разобраться со всеми проблемами, касательно замены и ухода за цепью. Удачи вам во всех начинаниях!

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Мото цепи для мотоциклов. Маркировка и подбор цепей.

В наших мотосалонах и Интернет-магазине вы можете купить мото цепи DID, Iris и JT (Bikealert) всех популярных типоразмеров и модификаций, а также отдельные соединительные звенья к ним.

В наших мотосалонах и Интернет-магазине вы можете купить мото цепи DID, Iris и JT (Bikealert) всех популярных типоразмеров и модификаций, а также отдельные соединительные звенья к ним.

При подборе цепи для вашего мотоцикла следует руководствоваться следующими параметрами: тип (размер) цепи и длина цепи (количество звеньев).

Тип цепи Тип цепи определяется геометрическими размерами ее отдельных звеньев, шагом цепи - расстоянием между осями роликов и имеет общепринятую систему для всех производителей маркировки. Наиболее распространенные на современных серийных мотоциклах типы цепей: 530, 525, 428 и 420. Также на спортивных мотоциклах, малокубатурной технике и квадроциклах можно встретить мото цепи 630, 520, 532, 420 и 415.

Трехзначная цифровая маркировка содержит информацию о шаге и ширине звеньев цепи. Первая цифра, поделенная на 8 - это шаг цепи в дюймах. Например для цепи 525 это 5/8” или 15,875 мм. Вторая и третья цифры обозначают внутреннюю ширину между боковыми пластинами звена. Для цепи 525 формула следующая: 2,5/8” или 7,9375 мм. На практике обычно нет нужды производить какие-либо измерения и достаточно воспользоваться каталогом запчастей для вашего мотоцикла либо каталогом производителя цепей и подобрать нужный вариант, ориентируясь на трехзначный индекс. Если же под рукой нет такой информации, то выяснить тип цепи можно по вышеприведенным формулам, переведя в обратном порядке миллиметры в дюймы (1 дюйм = 25,4мм) и умножив их на 8.

Длина цепи Длина цепи может варьироваться даже на одной модели мотоциклов, в зависимости от того, с каким количеством зубьев установлены ведущая и ведомая звезды. В каталогах информация по звездам и количеству звеньев обычно приводится для стандартного заводского варианта передаточного отношения. Число звеньев в маркировке цепи соответствует числу роликов цепи.

Замок цепи Как правило, на цепи, установленной на мотоцикл на заводе, замок отсутствует и все звенья склепаны одинаково. Это делается с целью повышения надежности. В случае с цепями, поставляемыми как запчасти может быть два варианта: как с соединительным звеном под расклепку, так и с разъемным замком. Безусловно, правильно склепанная цепь без замка будет предпочтительнее во всех смыслах, нежели замковая. Однако потребует наличия специального приспособления-выжимки для расклепки и “прямых рук”, либо обращения в сервис.

В зависимости от производителя, в маркировке мотоцепей могут встречаться дополнительные символы, означающие те или иные конструктивные особенности.

Буквами O, X, W, Z обозначается тип уплотнения или сальника, используемого в роликах цепи и удерживающего смазку в ролике, одновременно защищая его от воды и грязи. В свое время именно появление таких уплотнителей сделало возможным перейти на открытую эксплуатацию цепи, без громоздких защитных кожухов. O-ring - наиболее простое уплотнение в виде обычного кольца. X, W и Z - более передовые и ныне распространенные варианты уплотнителей, которые хоть и дороже чем O-ring, но значительно превосходят их в эффективности и долговечности.

Именно от качества этого уплотнения зависит в большей степени срок службы цепи. До сих пор можно встретить и цепи вообще без уплотнителей, например в профессиональном мотоспорте или на дешевых китайских мопедах и мотоциклах. Понятно, что срок службы таких цепей ограничен едва ли не одним гоночным уикендом или сезоном соответственно.

Кроме вышеуказанных параметров, производители цепей также предлагают различные варианты цветового оформления: мотоцепь может быть стандартной черной, никелированной, с позолоченными частично или полностью звеньями или цветной.

Некоторые производители, как правило именитые и являющиеся ведущими в разработке новых технологий в этой отрасли, могут предлагать и еще какие-то свои ноу-хау в цепях, превосходящие стандартные по прочности и долговечности, тем или иным образом отражая это в маркировке.

Еще по данной теме:

Обслуживание мотоцепи. Смазка цепи мотоцикла.

bikeland.ru

Мото цепь.Что означает маркировка цепи.Типы цепей и их назначение

Цепь для мотоцикла. Короткий ликбез

В начале статьи стоит немного сказать о самом цепном приводе, о его особенностях, плюсах и минусах.На сегодняшний день одним из самых распространенных приводов на заднее колесо, является цепной привод.Преимущество цепного привода очевидны: высокое КПД, легкость в обслуживании и установке, возможность легко менять передаточное число, относительно низкая стоимость.Минусов не так уж много, но они есть: прежде всего, это необходимость смазывать цепь и по мере износа и растягивания мото цепи своевременно подтягивать ее не допуская чрезмерного провиса.

Шаг приводных цепей мотоцикла

Первое на что следует обратить внимание это на шаг мото цепи. Каждая мото цепь имеет цифровую маркировку. Наиболее распространенные цепи: 428, 520, 525, 530. Первая цифра обозначает шаг цепи.  Вторая и третья ширина мото цепи.

Количество звеньев мото цепи

Следующее, что необходимо знать – это количество звеньев мотоциклетной цепи, которое нам необходимо. Тут все просто. Можно взять нашу старую изношенную цепь и посчитать количество звеньев или используя некоторые сайты для подбора приводных звезд посмотреть необходимое количество звеньев на наш мотоцикл. Но если передаточные числа будут изменены, то соответственно и количество звеньев цепи понадобится или больше или меньше в зависимости от выбранных приводных звезд.Разобравшись с количеством звеньев и шагом цепи, переходим к типам уплотнений.

Типы уплотнений мотоциклетных цепей

Для начала следует разделить цепи для мотоциклов на сальниковые и без сальниковые.Ну, если без сальниковые цепи тут все ясно, то сальниковым мото цепям следует уделить чуть больше внимания. На сальниковых мото цепях принято наносить маркировку в зависимости от типа сальников или уплотнителей. Самый простой тип сальников это О-ринг, более продвинутые это X,W,Z-ринговые( у них выше ресурс и меньше потерь на трение). Предназначение сальников мотоциклетной цепи, удерживать заводскую смазку внутри роликов. Эта смазка позволяет минимизировать износ пинов и роликов, значительно увеличивая ресурс цепи в целом. Что бы сальники мото цепи не пересыхали и не теряли своей эффективности необходимо регулярно смазывать мотоциклетную цепь специальными смазками.

Просматривая историю и эволюцию мото цепей, именно сальниковые цепи позволили в свое время отказаться от использования защитных кожухов и применять открытую систему, которую мы наблюдаем теперь практически на всех мотоциклах.

Тем не менее, без сальниковые мото цепи по-прежнему используются, но как правило или в спорте или на мало кубатурной технике. Особенно популярны без сальниковые цепи и повсеместно используются, в мотокроссе и Hard Enduro.

Замок приводной цепи

Замки для мото цепей как правило поставляются в комплекте вместе с цепью. Поэтому тут особо выдумывать не приходится, просто берем и устанавливаем соединительный замок цепи. Если нам необходим, по каким то причинам новый замок мото цепи, то тут нам обязательно нужно знать маркировку цепи и под нее подбираем цепной замок с точно такой же маркировкой. Установка замков с разными маркировками не желательна, так как может быть не только разная толщина пинов и пластин, но и различная сталь. Следовательно, чтобы наша цепь не имела слабых мест, устанавливаем замки одного и того же производителя и точно с такой же маркировкой.

В завершении статьи

Кроме основных, выше перечисленных параметров приводных цепей, необходимо учитывать на какой технике и в каких условиях будет использоваться мото цепь. Например, если у нас мощный литровый спорт байк, то необходимость установки усиленных цепей очевидна. В то же время, если у нас обычный дорожный мотоцикл с мощностью до 100лс. то нет особого смысла переплачивать и устанавливать самую дорогую цепь, рассчитанную на мощные моторы под 200лс.Немалое значение имеет и выбор бренда. О брендах, преимуществах и недостатках, правильном обслуживании и тд. будут следующие статьи, в которых мы более детально обсудим тему о мото цепях.

motoexpress.com.ua

Проверка состояние цепи и звезд.

Приводные цепи для мотоцикла.

Цепь на мотоцикле выполняет роль приводного механизма, через ведущую звездочку (малую), посаженную на вал двигателя мотоцикла, энергия передается на звезду, звезда тянет цепь, цепь в свою очередь тянет «на себя» заднюю звездочку, которая соединена с диском колеса мотоцикла.

Не зря же есть выражение про цепь и звенья цепи, вся цепь и звезды связаны единым механизмом и работают «как часы» до тех пор, пока некоторые части изнашиваются.

Износ на различных деталях из систем привода мотоцикла отражается по-разному на старте, остановке, движении мотоцикла, а так же на ощущении мотоциклиста от управления с исправной или изношенной приводной системой мотоцикла.

Как проверить состояние цепи и приводных звездочек на мотоцикле.

Износ приводных звездочек мотоцикла.

На передней звездочке изнашиваются зубцы, примерно одновременно с задней звездочкой.

На зубцах появляются сколы, зубья стачиваются, искривляются, так же редко зубья на передней (ведущей) звездочке обламываются.

Задняя звездочка – ведомая, «болеет» теми же «болячками», что и передняя, так же изнашиваются зубцы, скалываются, в некоторых ситуациях обламываются, однако задняя звезда еще и может быть повреждена при падении мотоцикла при ДТП или даже когда мотоцикл падает «на ровном месте».

На фото показаны две звездочки верхняя новая, нижняя с изношенными зубьями.

Износ цепи мотоцикла.

Износ цепи выявить довольно просто. Помните, обрыв изношенной цепи на скорости может привести не только, к поломке металлических деталей но и травмам самого мотоциклиста. Однако хорошая качественная цепь, обрывается очень редко, для того, чтобы произошел разрыв, цепь на мотоцикле должна быть достаточно сильно изношена или слишком сильно натянута.

Обычно износ цепь на мотоцикле выражается в том, что цепь вытягивается, а уже вытяжение цепи отражается в шуме на ходу, на любой скорости, звук походит на «шу-шу-шу» иногда, если на цепи еще и присутствует ржавчина можно отчетливо услышать «свист» роликов.

Внимание обрыв цепи на мотоцикле, может произойти даже с новой цепью, если она неправильно установлена или слишком перетянута!

Так же износ цепи отражается на неравномерности хода, так на ускорении можно почувствовать (рывки), а при резком торможении вытянутая цепь способна «прошагать» по звездочкам при этом мотоциклист почувствует биение в области цепи, будто бы по маятнику мотоцикла ударили молотом.

Как проверить состояние передней звездочки на мотоцикле (ведущей звезды).

Схема 1. Износ звездочки мотоцикла.

Для того, чтобы проверить состояние передней звездочки, достаточно снять защитный кожух, как снять защитный кожух передней звезды на мотоцикле смотрите ниже в аннотации №1.

Когда передняя звездочка установлена то оценку ее состояния придётся производить, проворачивая заднее колесо, чтобы осмотреть все зубцы.

Изношенные зубцы, будут выглядеть, как на схеме 1.

Немедленная замена передней звездочки на мотоцикле (ведущей) требуется, если звезда изношена см. схему 1, на звездочке отсутствуют зубцы, загнуты или на зубцах присутствуют значительные сколы!

Как проверить состояние задней звезды на мотоцикле (ведомой звезды).

Заднюю звезду осмотреть достаточно просто. Необходимо заменить (заднюю) ведомую звезду, если звезда изношена см. схему 1, на звездочке присутствуют значительные сколы, отсутствуют зубцы или они изогнуты, так же необходимо произвести замену, если звезда повреждена или деформирована (например, при падении мотоцикла).

Как проверить состояние цепи мотоцикла.

Оценку состояния цепи нужно начать с осмотра уровня вытяжения. На маятнике мотоцикла, есть индикатор натяжения цепи.

На схеме показан натяжитель, на вашем мотоцикле тип натяжителя может быть другой но в целом расположение натяжителя, кроме редких моделей мотоцикл с левой стороны.

Обычно индикатор натяжения, расположен с левой стороны. Осмотрите шкалу, если остается 3-2 деления, цепь требует замену, вообще из практики, как только натяжитель цепи «перешагивает» за середину, цепь лучше заменить, так, как в дальнейшем цепь будет вытягиваться достаточно быстро.

Далее нужно очистить цепь от старой смазки и грязи, для более качественной очистки желательно использовать специальный очиститель, рекомендуем использовать мото-химию от Кастрол или Ликви Моли. Наносим очиститель и чистой ветошью вытираем цепь, повторяем до полной очистки.

Во время очистки цепи, обратите внимание на состояние резиновых уплотнителей между пластинками цепи. Если резинки-уплотнители в хорошей форме, это положительный знак. Если же «торчат усы – резинка лопается и два кончика торчат из цепи», требуется немедленная замена цепи. Обилие ржавчины, скрежет роликов не является обязательным показанием для замены цепи на мотоцикле, но в сочетании с разрушенными резиновыми уплотнителями, вытянутой цепи по шкале натяжителя, потребуют от вас произвести замену приводных звезд и цепей.

Некоторые цепи на некоторых моделях мотоциклов (в основном кросс или эндуро) выпускаются с приводными цепями без резиновых уплотнителей между пластинками. Для состояния такой цепи, применяйте те же правила, что и для цепи с уплотнителями.

Аннотация №1. Как снять защитный кожух передней звезды на мотоцикле.

На разных моделях мотоциклов данный процесс занимает разное время и требует разные инструменты. Если у вас на мотоцикле «тросиковое» сцепление, то процесс снятия защитного кожуха очень прост. Достаточно отвернуть все болты и запомнить их расположение, аккуратно снять защитную крышку с ведущей звездочки.

Если у вас на мотоцикле гидравлическое сцепление, то достаточно отвернуть все болты и аккуратно снять крышку. Для того, чтобы поставить крышку, нужно будет одеть крышку на шкив сцепления, при этом на крышку следует надавить, чтобы поставить ее на место.

pride-u-bike.com

Профессионально о мото: Цепь мотоцикла. Обслуживание

Узлы современных мотоциклов частого ухода и постоянного внимания к себе не требуют. За исключением, пожалуй, главной цепной передачи, по сей день остающейся "узким местом" в конструкции.

Выбор

Цепи продаются как заклепанные на заводе, так и разомкнутые. К разомкнутой цепи обычно прилагается звено с пружинным или заклепываемым замком (часто в комплекте идут оба замка сразу). Для установки заклепанных цепей приходится, как правило, снимать задний маятник, но можно совместить это с осмотром и смазкой подшипников задней подвески. Надежность цепи, заклепанной на заводе, наиболее высока, хотя новые замки ZJ от DID обладают, по утверждению производителя, даже большей прочностью, чем сама цепь. Наименее надежным считается пружинный замок, хотя его прочность тоже вполне достаточна для обычной езды.

Цифровая маркировка цепей (520, 525, 530), означающая шаг и ширину, стандартная у всех производителей. А вот буковки после цифр, обозначающие прочность и форму резинового уплотнения, разные у всех производителей. Поэтому нужно смотреть по каталогу подходящий именно вам вариант. При заказе новой цепи нужно знать модель и год выпуска вашего мотоцикла. Иногда на один мотоцикл допускается установка цепей с разной цифровой маркировкой. При такой замене нужно обязательно менять и звездочки.

Резиновое уплотнение бывает разных форм. Это, по сути, сальник, удерживающий смазку и защищающий ее от грязи. Самое простое уплотнение имеет форму бублика и называется O-ring, более сложные формы уплотнения, типа X-ring, лучше удерживают смазку. Идея в том, что возможное давление смазки не отжимает кромку сальника, а наоборот, прижимает ее к рабочей поверхности. Нужно понимать, что цепь живет до тех пор, пока сохраняется заводская смазка. Кроме того, производитель пытается новыми формами уплотнений снижать силы трения. Бывают, конечно, цепи и совсем без уплотнения. Они используются в спорте и на некоторых дешевых мотоциклах. В целом, качество обычно соответствует цене.Установка

Первый раз имеет смысл посмотреть, как меняет цепь мастер, сэкономив при этом кучу усилий и сведя к минимуму риск запороть новую цепь. Расклепка и заклепка цепи при определенной сноровке возможна с помощью болгарки, зубила, кувалды и молотка. Болгаркой срезаем старую цепь. Новую ставим на место, и, подложив сзади кувалду, расклепываем зубилом, пытаясь работать аккуратно и не повредить резиновое колечко уплотнения.

Более цивилизованный метод - использование специальной струбцины типа Motodetail или DID KM500. В комплекте со струбциной идет специальная проволочка для защиты резинок при установке цепи.

Цепь с пружинным замком ставить проще. Не забудьте только, что замок должен смотреть разомкнутой частью назад по отношению к направлению движения цепи.

Кстати, если наклеить на маятник при установке цепи наклеечку с линейкой, идущую обычно в комплекте с цепью, то будет видно, когда цепь растянулась, и пора ее менять.

Регулировка

Регулировать натяжение цепи лучше всего, посадив в седло пару бездельников потолще. Цепь в таком случае будет натянута по максимуму, и ее провисание должно составлять 10-15 мм. Иногда производитель мотоцикла указывает провисание цепи на разгруженном мотоцикле. Такая регулировка будет менее точной.

Если сильно перетянуть цепь, она моментально растягивается до прежнего положения. Повторите этот процесс несколько раз и получите действительно изношенную цепь. Нужно помнить, что из-за слегка провисшей цепи ничего страшного не случится, ну разве что за маятник начнет цепляться. А вот перетянутая цепь может просто порваться, не говоря уже о многократно увеличивающемся ее износе и порче звездочек и подшипников.

Сильно изношенная цепь тянется неравномерно, поэтому сначала нужно вывесить заднее колесо и, понемногу прокручивая его, проверять провисание в каждом месте до тех пор, пока ваша рука не покроется смазкой полностью. Подтяжку нужно производить в самом натянутом месте. В противном случае это место окажется перетянутым. Иногда оказывается, что в другом месте цепь уже начала бить по маятнику. Такую цепь придется заменить.

На большинстве мотоциклов цепь натягивается отодвиганием заднего колеса по меткам на обеих сторонах маятника. Для упрощения процесса есть специальное приспособление. После регулировки стоит убедиться, что колеса действительно стоят на одной линии. Для этого достаточно приложить пару длинных ровных предметов, например, уровней или металлических профилей, к колесам слева и справа.

Звездочки тоже должны стоять в одной плоскости. Потерянная при разборе колеса регулировочная шайба ускорит износ и цепи, и звездочек.

Износ

Срок жизни цепи очень сильно зависит от стиля и условий езды. Если ездить без рывков, не спеша, по чистым дорогам, смазывая цепь после каждого дождика, цепь может пройти более 40000 км. Разгоны на пределе, езда на заднем колесе, езда по песку сокращают жизнь цепи до 10000 км и меньше.

Как показывает практика, цепь требует подтяжки после первой тысячи километров. Затем подтяжка длительный период времени не требуется. К концу жизни цепь начинает сильно шуметь, ее приходится подтягивать почти каждый день, причем неравномерность износа приводит к заметным рывкам на маленькой скорости. Отлетающие внешние ролики - признак скорого обрыва цепи. Причем, оборвавшись, цепь может разбить картер и даже заклинить заднее колесо. Хотя чаще всего она просто змейкой "стекает" на асфальт.

И забудьте совковые методы укорачивания цепи на одно звено при сильном износе. На иномарках на цепь действуют совсем другие нагрузки…

Звездочки желательно, но необязательно, менять при каждой замене цепи. Если их износ на глаз не заметен, и "жаба душит" покупать новые, то достаточно просто перевернуть их на 180 градусов. Учтите, что сильно изношенная цепь быстро "ест" звездочки, а старые звездочки делают то же самое с цепью. Имейте в виду при этом, что звездочки стоят гораздо дешевле цепи, а на комплекты цепь-звездочки полагаются скидки.

Смазка

Смазывая цепь, на самом деле мы смазываем только внешние ролики и защищаем резиновое уплотнение от растрескивания. А еще смазка - хорошая приманка для грязи. Основная же смазка заложена производителем и работает до конца жизни цепи.

Периодичность смазки зависит от условий эксплуатации. В идеале, при езде по городу, нужно смазывать цепь один раз в 500 км и после каждого дождя. Общий принцип: смазка должна чувствоваться на ощупь, то есть цепь должна быть липкой. Можно смазывать цепь и реже. Так, есть пример, когда за 17000 км цепь обслуживали всего четыре раза.

При сильном загрязнении цепь моют перед смазкой мягкой щеткой с мылом. Можно промывать сильно загрязненную цепь в керосине или жидкости типа WD40 (но не в бензине!), хотя, при этом может вымываться и заводская смазка. Избегайте чистить цепь мойками высокого давления, типа Karcher. Они легко рвут резиновые уплотнения.

Смазывать лучше горячую цепь. После смазки нужно дать мотоциклу постоять 10-15 минут, чтобы смазка успела прилипнуть к цепи и не разлеталась, забрызгивая все вокруг. Для удобства чистки и смазки есть различные приспособления, надеваемые на цепь.

Существует система автоматической смазки цепи Scottoiler. Она достаточно дорога и сложна в установке, поэтому широкого распространения не получила. Но срок жизни цепи при ее использовании увеличивается значительно.

Альтернативы

Кардан, несомненно, проще в эксплуатации, но тоже способен сломаться, причем произойти это может неожиданно, с блокировкой заднего колеса. Кроме того, кардан отбирает большое количество мощности (до 15%), и имеет большой вес. Поэтому большинство мотоциклов имеют цепную передачу, хотя туристические мотоциклы часто оснащаются карданами.

Ременный привод непопулярен. Его недостатки - боязнь больших нагрузок, быстрый износ от песка и грязи - пока перекрывают достоинства - плавность хода, редкое обслуживание, чистоту. Хотя технологии не стоят на месте.

Источник - x-moto - блог магазина мотто техники

motoprof.blogspot.com