Выбор бюджетного кросс-эндуро мотоцикла. Кросс мотоциклы


Мотоциклы > Кросс | Major Moto

449 см³ , 45 л.с., 2015

249 см³ , 30 л.с., 2015

149 см³ , 22.5 л.с., 2015

249 см³ , 43.7 л.с., 2015

449 см³ , 55.1 л.с., 2015

49 см³ , 3 л.с., 2015

www.major-moto.ru

мотоциклы - это скорость на бездорожье

Автомобили 7 октября 2013

Одним из типов мотоциклетного спорта является мотокросс. Это зрелищная гонка на спортивных особенных байках. Гонка проводится по пересечённой местности. На поле сооружается замкнутая трасса и устанавливаются преграды. Преграды используют либо искусственные, либо натуральные.

Сперва в мотокроссовых соревнованиях участвовали гонщики на обыкновенных дорожных мотоциклах. Но эти байки они приспосабливали к передвижению по пересечённой местности собственными силами. Им приходилось облегчать мотоциклы. Снимались бесполезные для соревнования части: багажники, фары, пассажирские подножки и так далее. Одновременно дорабатывалась подвеска и повышалась тяга двигателя.

И вот появились кросс-мотоциклы. Произошли эволюционные изменения в конструкции. Изначально руль был очень широким, но его уменьшили, а ход маятника и вилки слегка увеличили. Расположенные снизу выхлопные трубы гонщикам пришлось приподнять. Ведь таким образом предотвращалась их поломка при падении.

Конечно, кросс-мотоциклы совершенно не похожи на дорожные байки. Вес движка был уменьшен, а его тяга увеличена. Тяжёлые 4-тактные движки сменили оборотистые, лёгкие и несложные в сборке 2-тактные. Изготавливались исключительно одноцилиндровые моторы. Затем появилась кроссовая резина. Этот нюанс позволил кардинально усовершенствовать управляемость байка. Электростартер заменили на кикстартер, а аккумулятор упразднили.

Итак, по какой же схеме сконструированы кросс-мотоциклы? Нововведения появились в 80-е годы:

  • Теперь сиденье как бы наплывало на бак. Этот нюанс позволял гонщику на мотоцикле комфортно выполнять различные движения.
  • Старый барабанный тормоз был тяжёл и неэффективен. Ему на смену пришёл дисковой тормоз.
  • Появилась прогрессивная подвеска с моноамортизатором. Благодаря ей работа амортизатора была адекватной в любом режиме.
  • На смену воздушному охлаждению пришло водяное охлаждение.

Нынешние кросс-мотоциклы имеют мощный двигатель, лёгкую раму и внушительный ход подвески – от 300 мм и более. У них нет бокового упора, зеркал, приборной панели и светового инвентаря. Очень часто у них отсутствует электростартёр. Движки могут быть как двухтактными, так и четырёхтактными.

Кроссовые байки в органах ГИБДД не регистрируют. Ведь у них отсутствует сертификат, необходимый для передвижения по трассам общего пользования. У них нет номерного знака и ПТС. Для управления таким байком иметь водительское удостоверение не нужно, так как он является спортивным инвентарём.

Интересно, а что представляет собой мотоцикл "Кросс Монстр 250" (TTR 250)? Он же "YAMAHA TTR 250R", а также он весьма популярен в России как "IRBIS TTR 250".  Ему не нужна регистрация и водительское удостоверение. Из оптики на нем имеется только фара. Оснащён вертикальным мотором 250 куб. см. Это двухколёсный вездеход на все случаи жизни, байк для любых дорог.

Но ведь мотоциклетный спорт обожают не только взрослые, но и дети! Специально для малышей белорусская компания «Полесье» изготовила мотоцикл "Молто-Кросс Полесье".

Это эффектный байк для ребёнка, желающего почувствовать себя гонщиком! Детский мотоцикл имеет:

  • Комфортное сиденье.
  • Прочные колёса.
  • Впереди байка находится бампер и красочные наклейки.
  • Байк предназначен для энергичных игр на улице.
  • Его предельная нагрузка равна 20 кг.

Эта игрушка изготовлена из высококачественной пластмассы. Вообще, компания "Полесье" все игрушки производит только лишь из экологически чистых материалов.

Источник: fb.ru

Похожие материалы

Автомобили Машина "Бигфут" - это акробатика на бездорожье!

Автомобиль, стилизованный под пикап, называется Monster Truck. Такие автомобили созданы для участия в особенных состязаниях – Monster jam – и имеют весьма интересную конструкцию. Они специально п...

Автомобили Двигатель-«миллионник» - что это значит? На каких машинах стоит?

Хотя бы раз каждый автомобилист слышал такой термин, как двигатель-«миллионник». Довольно звучное название, конечно же, имеет толковое определение. Что это такое, и на каких автомобилях он чаще встречается...

Автомобили Мировые рекорды скорости на автомобиле

Какие только не устанавливали рекорды скорости на автомобиле. Интерес покорить трассу, наверное, был в крови у любителей гонок всегда, с самого момента появления машин. И многим это удавалось.

Автомобили Рефрижераторы - это... Рефрижератор на "Газель" (фото)

Доставке товаров уделяется особое внимание, особенно если речь идет о продуктах питания и скоропортящихся изделиях. В этом случае необходимо сохранить как можно дольше не только презентабельный вид, но и добиться того...

Автомобили Молдинг - что это? Молдинг на авто

Молдинг играет немаловажную роль в дизайне автостекол. Он способствует не только преображению внешнего вида, но и предохраняет салон авто от попадания в него воды и пыли. Защищает от шума и ветра. Но это не единственн...

Автомобили Мотоцикл Honda CBR600RR - на грани безумия

Мотоцикл Honda CBR600RR – это спортивный байк, что был представлен публике еще в 2003 году. Он представляет собой точную копию линейки CBRFx от "Хонда", так как был спроектирован на общей для них платформе RC211...

Автомобили Датчик скорости на "ВАЗ-2110": настройка, снятие и установка

Когда из строя выходит спидометр, то большинство водителей сразу же винят датчик скорости. Действительно, данное устройство довольно часто ломается, что обусловлено многими факторами. Принцип его работы основан на эфф...

Автомобили Как переключать скорость на машине? Советы начинающим автолюбителям

Новички при первом выезде автомобиля на дорогу сталкиваются, как правило, с 2 проблемами: плавным троганием с места и переключением передач. По сути, оба процесса происходят аналогичным образом – в обоих случаях...

Бизнес Кросс-докинг- это что? Кросс-докинг: склад, схема, услуги

Кросс-докинг - это своеобразная система доставки грузов, при которой прием и отгрузка происходят непосредственно через склад. Это достаточно удобная процедура, при которой нет необходимости задействовать дополнительны...

Бизнес Квота - это ограничение на определенные экономические показатели

 Квота является понятием многогранным и довольно обширным. Данное слово пришло к нам в конце 19-го века, переводится с немецкого как «доля (часть) в производстве, внешнеторговых связях и налогах&raqu...

monateka.com

Выбор бюджетного мотоцикла класса кросс-эндуро

Среди мотоциклов, которые наиболее пользуются популярностью на сегодняшний день, далеко не самое последнее место занимают мотоциклы класса эндуро. Данные мотоциклы, относят к немногочисленному ряду универсальных, поскольку могут эффективно перемещаться по практически любым дорогам, как с хорошим покрытием, так и не очень. Для мотоциклов данного класса, не страшны любые преграды, а сама техника отличается высокой надёжностью, неприхотливостью в обслуживании и самой большой выносливостью.

При выборе бюджетного кросс-эндуро, очень важно понимать, что выпускают данные мотоциклы как изготовители с мировым именем, так и производители попроще. Поэтому прежде чем выбирать бюджетный вариант, важно более детально ознакомиться с характеристиками приобретаемой модели.

Итак, в чём же отличие кросс-эндуро от других байков, которые характеризируют его как мотоцикл-внедорожник?

1. Наличие переднего колеса, которое имеет размеры, несколько превышающие заднее колесо.

2. Достаточно широкий руль, который умело, приспособлен для лучшего контроля за мотоциклом.

3. Шины кросс-эндуро имеют специальные протекторы, что делает их приспособленными именно для передвижения по бездорожью.

4. Камеры внутри шин, способны выдержать значительные удары.

5. Кросс-эндуро, как правило, оснащены мощным одноцилиндровым двигателем.

6. Грязевой щиток спереди несколько завышен, что в полной мере предотвращает попадание грязи на мотоциклиста во время его передвижения.

7. Практически все мотоциклы данного класса имеют пятиступенчатую коробку передач и амортизационную цепную передачу.

Немаловажно при покупке данного мотоцикла, знать и то, что имеются подклассы эндуро, что в большей мере сказывается на технические характеристики и стоимость выбираемой модели. Эндуро подразделяются на туристические, кроссовые и триальные мотоциклы.

Кроссовые мотоциклы в свою очередь предназначаются для передвижения по любой поверхности дороги. От других мотоциклов, кроссовые эндуро отличаются довольно жёсткой подвеской, отсутствием какого-либо пластика в своей конструкции и соответственно самой высокой стоимостью.

Туристические мотоциклы эндуро, рассчитаны на долгосрочные переезды, как правило, по пересечённой местности. В конструкции таких мотоциклов, предусмотрены некоторые особенности, а именно:

1. Имеется пластиковое стекло для защиты мотоциклиста от встречного потока ветра;

2. Установлен мощный мотор до 1000 кубических сантиметров;

3. Имеется на борту хорошая осветительная техника, которая обеспечивает безопасность передвижения на мотоцикле в ночное время;

4. Более комфортное сиденье, для длительных переездов;

5. Имеется защита двигателя и довольно большой топливный бак;

Триальные мотоциклы эндуро, предназначены в основном для специфической езды по скалистой местности или иным подобным преградам. Отличие данных мотоциклов, прежде всего в лёгком весе и двигателе небольшого объёма.

Похожие записи:

jawa-motor.ru

Мотокросс — википедия орг

Мотокро́сс, Мотоциклетный кросс (англ. motocross от англ. motorcycle — мотоцикл и англ. cross country — пересечённая местность) — один из видов мотоциклетного спорта (мотоспорта), представляет собой гонку на специальных спортивных мотоциклах, проводимую на пересечённой местности по замкнутой трассе с естественными (в виде крутых подъёмов, спусков, поворотов, канав, песка и тому подобное[1]) и искусственными (столы, трамплины, колейные мосты[1]) препятствиями[2].

Иногда англоязычное название «motocross» сокращают до «MotoX» или «MX».

История

Соединение езды на мотоциклах по пересечённой местности со скоростью стало стимулом для возникновения соревнований по мотоциклетному кроссу. Одним из первых доступных общественности соревнований на пересечённой местности была так называемая «гонка за лисой», проведённая на военном учебном плацу недалеко от Лондона в 1908 году. В ней участвовали 13 мотоциклистов и 16 конных всадников. Целью мотоциклистов было доказать, что новая техника на бездорожье по скорости превосходит лошадей. Однако, в заезде одержали победу именно кавалеристы, а из мотоциклистов закончили соревнования только двое[3][4].

В последующие годы в Великобритании и Франции продолжали проводить мотокроссы, но они не вызывали интереса у публики — не хватало наглядности. Для первых кроссов использовался один из элементов многодневки — подъём на холм. Старт был одиночным, а не массовым, трасса выбиралась так, чтобы ни один гонщик не смог добраться до вершины, а победителем считался тот, кто смог пройти наибольшее расстояние[4]. И только после Первой мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов. Их стали проводить на естественной местности с травянистой, песчаной или даже грязевой (но без камней) поверхностью, используя массовый старт.

Споры о протяжённости одного круга дистанции закончились в пользу довольно коротких трасс — 1,5 — 3 километра — как более зрелищных для зрителей и более безопасных для самих гонщиков. Однако, в СССР и США устраивались мотокроссы с длиной круга в 30 км и больше[5]. Это было связано с массовостью мотокроссовых соревнований — гонщиков, принимавших участие в гонке, было настолько много, что они не могли разместиться на трассе, не мешая друг другу[4].

Кроссовые мотоциклы

  Как мотоциклетная дисциплина, мотокросс регламентируется специальными техническими требованиями к мотоциклам

В первых мотокроссовых соревнованиях принимали участие гонщики на дорожных мотоциклах, приспособленных к передвижению по пересечённой местности собственными усилиями. Мотоциклы облегчались посредством снятия ненужных для соревнования частей — фары, стоп-сигналов, багажника, пассажирских подножек, зеркал, дорабатывалась подвеска, повышалась мощность мотора[6].

Появление серийных кроссовых мотоциклов привело к эволюционным изменениям в конструкции. Изначально очень широкий руль, предназначенный для увеличения рычага вращения, был уменьшен, а ход вилки и маятника — увеличен. Выхлопные трубы, расположенные снизу, стали поднимать, чтобы предотвратить их повреждение при падениях[6].

Облегчение двигателя и одновременное увеличение его мощности привело к тому, что на смену достаточно распространённым, но тяжеловатым 4-тактным моторам пришли лёгкие, оборотистые, простые в изготовлении 2-тактные. Двигатели стали исключительно одноцилиндровыми. Появление кроссовой резины позволило кардинальным образом улучшить управляемость мотоцикла[6]. Электростартер был заменён на кикстартер, а аккумулятор упразднён.

В 80-х эти нововведения положили начало современной схеме кроссового мотоцикла[6]:

  • сиденье конструктивно теперь как бы наплывало на бак, что делало движения гонщика на мотоцикле более удобными;
  • на замену тяжёлому и неэффективному барабанному тормозу пришёл дисковый тормоз, который к середине 90-х полностью вытеснил старую систему;
  • самые главные изменения коснулись подвески — прогрессивная подвеска с моноамортизатором позволила увеличить ход маятника, уменьшить вес и, хотя и была несколько сложнее, однако делала работу амортизатора адекватной на всех режимах;
  • ещё одним из значимых изменений 80-х стало появление водяного охлаждения, пришедшего на смену воздушному.

Дальнейшие нововведения были также связаны с уменьшением подрессоренных масс и привели к появлению перевёрнутой передней вилки, что позволило на современных скоростях намного улучшить работу передней подвески. Появление новых сплавов и материалов позволило вносить новые изменения, улучшающие ходовые качества и мощность мотоциклов. В конце 90-х в связи с ужесточением экологических норм на рынке вновь появились 4-тактные двигатели — новейшие разработки позволили сделать такие моторы достаточно лёгкими и надёжными[6].

Таким образом, современные серийные кроссовые мотоциклы имеют большой ход подвески — 300 мм и больше, мощный двигатель и лёгкую раму[7]. По типу рабочего процесса двигателя могут быть двухтактными (2Т) или четырёхтактными (4T)[8]. Не имеют светового оборудования, зеркал, приборной панели, бокового упора. Чаще всего не имеют электростартера.

Однако, например, в 2011 году в кроссовую линейку мотоциклов KTM электростартер был возвращен[9].

Кроссовые мотоциклы не регистрируются в органах ГИБДД, так как не сертифицированы для передвижения по дорогам общего пользования и не могут иметь ПТС и номерной знак. Для управления кроссовым мотоциклом не требуется водительское удостоверение, так как он является спортивным инвентарем.

Производители

Основные производители кроссовых мотоциклов[10]:

  • Honda (Япония) — серия CRF R
  • Kawasaki (Япония) — серия KX
  • KTM (Австрия) — серия SX
  • Suzuki (Япония) — серия RM
  • Yamaha (Япония) — серия YZ

Другие производители кроссовых мотоциклов[10] по странам с примерами моделей:

Испания:

  • Alfer — VR 250 Cross
  • Gas Gas — серия MC
  • Ossa — Phantom, Stiletto MX

Италия:

  • Aprilia — MXV 450
  • Benelli — BX 449
  • TM Racing — серия MX
  • Vermati — C450/500/570
  • VOR — серия MX

Австрия:

  • Husaberg (Австрия KTM, ранее марка принадлежала Швеции) — серии FC, FX

Германия:

  • Husqvarna (на настоящий момент принадлежит KTM) — серии CR, TC
  • Maico (Германия) — 250/500 Cross

Великобритания:

  • CCM (Великобритания) — CMX 450

Чехия:

  • Praga (Чехия) — CD610

Производители кроссовых мотоциклов, либо прекратившие их производство, либо уже несуществующие:

  • Monark (Швеция)
  • Penton (США)
  • Puch (Австрия)
  • Rickman (США)
  • SWM (Италия)
  • Zündapp (Германия)
  • Bultaco Pursang MK2 250cc, 1967

  • Harley Davidson Baja 100, 1972

Детские кроссовые мотоциклы

  Детский кроссовый мотоцикл для начинающих Yamaha PW50

Детские кроссовые мотоциклы обычно делят на мотоциклы для начинающих, предназначенных для получения первых навыков внедорожной езды, и мотоциклы, уже относящиеся к спортивной технике. Мотоциклы для начинающих могут иметь полуавтоматическую или автоматическую трансмиссию[11] (как, например, Yamaha PW50).

Производители по странам с примерами моделей [10]:

Япония:

  • Honda — CRF 100F, CRF 150F, CRF 150R,
  • Yamaha — PW50, PW80, TT-R50E, TT-R110E, YZ85
  • Suzuki — JR50, RM85, RM85L
  • Kawasaki — KX65, KX85

Австрия:

  • KTM — 50SX, 50SX Mini, 65SX, 85SX

Германия:

Италия:

  • Aprilia — Mini MX
  • Beta — серия Minicross
  • DB Motors — серия ZZ, Pirat
  • DBM — CRX-S 10-10
  • Italjet — серия Fast Boy
  • Lem — серия LX
  • Malaguti — серия Grizzly
  • Polini — серия Young
  • Siamoto серия Minicross
  • TM Racing — серия MC/CR/MX
  • Young Rider — YRS, YRL, YRLC

Испания:

  • Derbi — Dirt Kid, Dirt Boy
  • Factory Bike — Mini Desert, Desert, Phantom Aqua
  • Gas Gas — MC Boy
  • Rieju — MX50

Словения:

  • Manet — 50MX Mirive
  • Tomos — TX50 Super Tom

Китай:

  • Jianshe — JS80PY (копия Yamaha PW80), разработан фирмой Yamaha специально для китайского рынка
  • Jinceeng — JC50/70Y

Следует отличать детские кроссовые мотоциклы от питбайков. Питбайки конструируют так, чтобы на них мог ездить и взрослый человек, он имеет удлинённую колесную базу. Детский кроссовый мотоцикл сделан специально для ребёнка. Ребёнок должен свободно ставить обе ноги на землю, сидя в седле, и легко доставать до рычагов управления[12].

Международные соревнования

  Чемпионат мира по мотокроссу 2012 — Россия, Семигорье   Прыжки в мотокроссе — Чемпионат мира 2012, Семигорье

Чемпионат мира по мотокроссу — высшая серия соревнований, организованная Международной Мотоциклетной Федерацией (ФИМ) в 1957 году (до этого чемпионат с 1952 года был известен как чемпионат Европы)[13]. В настоящее время разделён на два класса: MXGP, MX2. Гонка длительностью чуть больше 30 минут плюс два круга.

AMA Motocross Championship (англ.)русск. — основная серия по мотокроссу в США, проводится с 1972 года, организована Американской Ассоциацией Мотоциклистов (AMA) (англ.)русск..

Motocross des Nations (англ.)русск. — ежегодная командная гонка по мотокроссу, проводится с 1947 года. В настоящее время представляет собой объединение трёх отдельных событий — собственно, Мотокросс Наций (Motocross des Nations) для мотоциклов 500 см3, Трофей Наций (Trophée des Nations) для мотоциклов 250 см3 (введён с 1961 года)[14] и Кубок Наций (Coupe des Nations) для мотоциклов 125 см3 (введён с 1980 года)[14].

British Motocross Championship (англ.)русск. — британский чемпионат по мотокроссу в двух классах MX1 и MX2, проводится при финансовой поддержке тайваньского производителя шин Maxxis.

Дисциплины, относящиеся к мотокроссу

Гонки на питбайках или Мини-мотокросс

Мотокросс на мотоциклах с коляской

Соревнования на специальных мотоциклах с коляской, проводимые вне дорог общего пользования по замкнутой трассе с естественными препятствиями.

Снегоходный кросс

Соревнования на снегоходах (Snowcross), проводимые вне дорог общего пользования по замкнутой трассе с естественными препятствиями. Длина круга не менее 1,5 км.[15]

Дисциплины, произошедшие от мотокросса

Суперкросс

  Трасса для суперкросса — Москва, СК Олимпийский, 2007 г.

Суперкросс (англ. supercross ), или стадион-кросс, — соревнование, проводимое на стадионе под открытым небом или в зале по кроссовой трассе с использованием в качестве покрытия естественных материалов (песок, земля, дёрн и т. д.), длина трассы должна быть не менее 300 м в закрытых залах и 400 м на открытых стадионах.

Термин «суперкросс» был придуман в качестве названия для первой организованной гонки по мотокроссу, успешно проведённой на стадионе Los Angeles Memorial Coliseum (англ.)русск. в Соединённых Штатах в 1972 году Майклом Гудвином. Гонка называлась «Super Bowl of Motocross»[16] и принесла такой коммерческий успех, что породила множество подражателей, а термин «суперкросс» стал использоваться для определения похожих на неё мотокроссов на стадионе. В настоящее время основной и самой престижной серией по суперкроссу в Америке является AMA Supercross Championship (англ.)русск.[17].

Из-за размера трассы[18], в мотокроссе обычно участвует 40 гонщиков, а в суперкроссе — около 25. Заезды бывают различными по длительности — в среднем от 10 до 30 минут и, как правило, даются один или два добавочных круга. Гран При (GP) или Чемпионат Америки (Pro AMA) проходят обычно в течение 30 минут с двумя добавочными кругами. Любительские заезды, как правило, бывают короче — около 15 минут, это зависит от того какой класс мотоциклов выступает на трассе. Самые короткие по времени заезды в классе 65 см³, так как в нём выступают юные гонщики. При заезде в классе 85 см³ ко времени заезда прибавляют 10 минут. Заезды в классах 125 см³ и 250 см³ самые продолжительные. По окончании отведённого на заезд времени на финише гонщикам даётся отмашка. Заезд завершается по прохождении гонщиками дополнительных кругов отмашкой клетчатого флага на финише.

Аренакросс

Аренакросс (англ. arenacross, иногда сокращают до AX) — соревнования, схожие с суперкроссом, но проводимые на небольших аренах вместо стадиона. Проходят в небольших городах, в которых нет больших стадионов. Первое открытие соревнований по аренокроссу произошло в 2006 году[19].

AMA использует серию AMA Toyota Arenacross как возможность перехода от любительских гонок к суперкроссу.

Супермото

  Грунтовый и асфальтовый участки трассы на соревнованиях по супермото

Супермото (англ. supermoto или англ. supermotard) — в настоящее время самостоятельный вид мотоспорта, трасса для которого сочетает в себе асфальтированные и грунтовые участки, а также используются специальные мотоциклы для супермото.

Однако, зарождение этого вида спорта произошло в 1979 году благодаря телешоу в США, смыслом которого было соревнование между «звёздами» из разных мотодисциплин — мотокросса, дрэгрейсинга, трековых мотогонок, за звание наилучшего и наиболее универсального гонщика (superbiker)[20]. В результате этого шоу был определён наиболее эффективный в подобных условиях тип мотоцикла — кроссовый, способный как разгоняться на асфальте и грунте, так и прыгать на трамплинах.

Мотофристайл

Мотофристайл (англ. Freestyle Motocross или FMX) — затяжные прыжки с трамплина в длину на кроссовом мотоцикле c акробатическими элементами. Термин появился в 90-х годах в США, благодаря американским обозревателям мотокроссовых соревнований. Публичные фристайл-шоу начались в 1998 году на ежегодном конкурсе экстремальных видов спорта X-Games в Сан-Диего. Как самостоятельный вид спорта признан FIM в 2005 году.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Афремов, 1970, с. 64.
  2. ↑ По рецепту FIM, 2006.
  3. ↑ Гусак, 1981, с. 4.
  4. ↑ 1 2 3 Грингаут, 1971, с. 26.
  5. ↑ Гусак, 1981, с. 5.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 Елтышев, 2006.
  7. ↑ Нарбут, 2008, с. 12.
  8. ↑ Выбираем мотоцикл для мотокросса: 2Т или 4Т?. www.motogonki.ru. Проверено 12 октября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
  9. ↑ Кроссовые КТМ 2011 года. www.mx-sport.ru. Проверено 16 октября 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  10. ↑ 1 2 3 Воронцов и др., 2005, с. 175-198.
  11. ↑ Gorr, 2008.
  12. ↑ James Holter. Школа для родителей: Учим своего ребенка ездить на мотоцикле (рус.) (29 января 2007). Проверено 23 октября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  13. ↑ History of Individual Motocross World Championships (англ.) (недоступная ссылка — история) (1 June 2010). Проверено 10 октября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
  14. ↑ 1 2 History of the Motocross des Nations (англ.) (1 January 2009). Проверено 10 октября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
  15. ↑ Снегоходный спорт в Северной Столице - календарь 2006. motogonki.ru. Проверено 8 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  16. ↑ The First Supercross. motorcyclistonline.com. Проверено 29 июня 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.
  17. ↑ Taking Motocross to the people (недоступная ссылка — история). motorcyclemuseum.org. Проверено 29 июня 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.
  18. ↑ Галямов, 2003, с. 54.
  19. ↑ Historical Arenacross news and discussion. dirtbikefanatic.com. Проверено 5 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  20. ↑ Gavin Trippe. motorcyclemuseum.org. Проверено 29 июня 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.

Литература

  • Гусак П. Кроссовые мотоциклы на чемпионатах мира. — М.: ДОСААФ СССР, 1981. — 216 с.
  • Трамм Б. Ф. На мототрассах Европы. — М.: ДОСААФ СССР, 1979. — 160 с.
  • Мотоциклетный спорт. Правила соревнований / Ред.-сост. Г. М. Афремов. — М.: ДОСААФ СССР, 1970. — 224 с.
  • Нарбут А. Н. Мотоциклы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2008. — 176 с. — ISBN 978-5-7695-3991-6, ББК 30.4я73.
  • Галямов А. Про суперкросс // Мотокросс / Глав. ред. В. Потатуев. — 2003. — № 3. — С. 54-55.
  • Грингаут Е. Мотокросс // За рулём. — М.: ДОСААФ СССР, 1971. — № 12. — С. 26-27.
  • Воронцов А., Ксенофонтов И., Певзнер Е. Внедорожные мотоциклы (рус.) // Мир мотоциклов : журнал / Вед. ред. Е. Певзнер. — За рулём, 2005. — Вып. десятый. — С. 175-198. — ISSN 1560-3288.

Советские кроссовые мотоциклы

  • Боришанский Л. А., Слесаренко Н. И., Чермных М. Г. Ижевские спортивные мотоциклы. Устройство и эксплуатация. — Удмуртское книжное издательство, 1963. — 213 с.
  • Воронцов А. Е., Певзнер Е. В., Дольников Д. В., Попов А. Г., Сазонов Р. М. Энциклопедия мотоциклов. Фирмы. Модели. Конструкции. — За рулём, 2003. — 576 с.
  • Шаколин Н. М-204К // За рулём. — М.: ДОСААФ СССР, 1965. — № 6. — С. 7.

Ссылки

  • Motocross Russia: сайт для тех, кто любит мотогонки, мотокросс, кому интересны новости, соревнования, чемпионаты, история и события из мира мотокросса в России и в мире.
  • МОТОГОНКИ.РУ: Мотокросс, Супермото и Эндуро — статьи, новости, анонсы, актуальный календарь соревнований
  • Новости мотокросса, результаты соревнований. История развития мотокросса.
  • Новости мотокросса, эндуро, мотофристайла.
  • Мотогон - информационный портал внедорожного мотоспорта.

www-wikipediya.ru