Зимой на мотоцикле. Реальность или фантастика? Зимой мотоцикл


Как ездить на мотоцикле зимой

Про то, что мотоцикл на зиму убирают в гараж, в нашей стране знают даже дети. Но любое правило предполагает исключения

Утепляем двигатель

Если летом некоторые мотоциклы страдают от перегрева двигателя, то зимой проблема диаметрально-противоположна: слишком низкие температуры. Холодный двигатель трудно запускается, не «тянет», стучит, дымит и расходует слишком много топлива. Самое очевидное решение всех этих проблем – утепление двигателя. Если двигатель открытый, поможет щиток перед цилиндром: обдув мотора встречным потоком воздуха намного уменьшится. Ещё одна более эффективная мера – чехол из частой медной сетки, надетый на цилиндр. Только не забудьте избавиться от утеплителей весной.

Утепляемся сами

Стандартная мотоциклетная экипировка едва ли может сберечь от настоящих морозов. Так что очень важно, согрев двигатель, самому не замёрзнуть на мотоцикле. Прежде всего - ветровой щиток. Чем он больше, тем лучше (в пределах, конечно, разумных помех аэродинамике).  Для защиты рук от ветра отлично подходят пластиковые кожухи, устанавливаемые на руль – такие, как на многих эндуро. В Европе и США популярны тёплые чехлы на руль. Кроме того, можно приобрести комплект электрического подогрева рукояток руля. Можно и нужно установить подогрев сиденья, а самым теплолюбивым мотоциклистам остаётся посоветовать одежду с подогревом. «Электроодежду» сегодня продают многие фирмы (например, Tourmaster и Gerbing). Электрообогреваемая экипировка включает куртки, штаны, сапоги, перчатки и даже носки. Теплоотдача каждого элемента настраивается отдельно, всё соединено общим разъёмом и питается либо от 12 В, либо от встроенных батареек.

Подбираем свечи

Свечи зажигания лучше поменять. Чаще всего свечи, рекомендуемые в инструкции по эксплуатации мотоцикла не подготовлены для работы в мороз. Поэтому рекомендуется поставить другие, более «горячие» и с меньшим калильным числом. Такие свечи прогреваются значительно быстрее и меньше склонны к замасливанию.

Готовим колёса

Слабое сцепление колеса с заснеженной дорогой – основная причина, по которой зимой все мотоциклы отправляются в гараж. Для усиления контакта с дорогой можно снизить давление в шинах на 0,3-0,4 атм. Элементарная физика: увеличивается площадь соприкосновения колеса с дорогой – достигаем нужного результата. Важно иметь в виду, что такой способ не применим для шин с изношенным рисунком протектора. Да и в целом ездить зимой на старых покрышках крайне опасно. Для более эффективного улучшения сцепления с дорогой некоторые мотоциклисты устанавливают на колёса браслеты противоскольжения, любители «дедовских» методов могут надеть велосипедные цепи (оба способа годятся только для езды по укатанному снегу). Самый радикальный метод – зимняя резина для спидвея на льду. Техническим регламентом допускается применение шипов до 28 мм длинной, но на этих колёсах дальше специального трека выезжать не рекомендуется.

Учимся ездить

Теперь, когда мы более-менее подготовили мотоцикл для зимней эксплуатации, главное не потерять голову и помнить о том, что под колёсами всё ещё скользко. Манера езды должна быть максимально осторожной, а все движения – мягкими и плавными. Нельзя резко прибавлять газ – гарантированно уйдёте в занос. Нельзя круто поворачивать руль и резко наклонять мотоцикл – велик риск падения. И нельзя резко тормозить – помним про слабое сцепление с дорогой. Вообще, тормоза на снегу или на льду заметно теряют эффективность, поэтому снижать скорость, прежде всего, надо постепенно, тормозя двигателем.

5koleso.ru

МотоБлог: Зимой на мотоцикле - правила, советы и рекомендации Зимний мотоцикл

Любители езды на мотоцикле с тяжелым сердцем прячут своего железного коня в гараж с наступлением первых холодов. Однако, есть и те, которые вопреки всем правилам продолжают эксплуатировать мотоцикл даже в зимнее время года. Практика этих людей еще раз подтверждает правило, что в жизни нет ничего невозможного, и на мотоцикле можно, все таки, безопасно передвигаться по снегу, если придерживаться некоторых рекомендаций. О том, как переоборудовать своего железного коня в зимний мотоцикл и поговорим в этой статье.

Начнем с того, что зимой в связи с кардинально противоположными погодными условиями летним, мотоцикл, экипировка водителя, и сама езда тоже должны быть принципиально противоположными.

Подготовка мотоцикла к зимней эксплуатации предполагает:

  1. Адаптацию двигателя к работе в условиях низких температур. Холод негативно влияет на работу двигателя, он значительно теряет в мощности, становится более прожорливым, стучит, дымит, свечи постоянно «забрасывает» и т.д. Все это делает не только некомфортной езду зимой на мотоцикле, но и может привести к поломке двигателя. Чтобы этого не произошло, необходимо позаботиться об утеплении мотора. Надевать на него «душегрейку», конечно, не стоит, однако закрыть цилиндр щитком будет очень уместным. Таким образом, двигатель будет гораздо меньше обдуваться холодным воздухом, и, как следствие, риск его переохлаждения существенно ниже.
  2. Заменить свечи зажигания. Дело в том, что свечи, которые рекомендовано использовать согласно инструкции по эксплуатации мотоцикла, совершенно не предназначены для мороза. Поэтому, в данном случае, необходимо приобрести более «горячие» свечи, с более низким калильным числом. На их прогрев уходит значительно меньше времени, а также они менее склонны к замасливанию.
  3. Подготовить систему питания. Одна капля воды может поломать планы на целый день, а то и на несколько дней. А все потому, что замерзшая вода легко перекроет бензокран, а вот для того, чтобы освободить удалить ледяную пробку, придется много потрудиться. Поэтому, перед зимней эксплуатацией своего железного коня не следует пренебрегать тщательной промывкой топливной системы. Кроме того, заправлять мотоцикл зимой необходимо до полного бака, «под пробку», - это позволит избежать образования на стенках бензобака конденсата особенно во время продолжительных стоянок.
  4. Утеплить карбюратор. Особенно это относится к мотоциклам с открытым карбюратором, типа «Паннония».
  5. Сменить летнее масло на менее вязкий его сорт, или же смешать летнее масло с 20-25% веретенного масла. Некоторые мотоциклисты в данном случае используют бензин для разбавки масла, но это значительно укорачивает жизнь сальникам.
  6. Также следует позаботиться и о других деталях, требующих смазки, - амортизаторов, тросов и рычагов управления. Дело в том, что летняя смесь на холоде очень сильно загустеет, в связи с чем, ее прохождение через кольцевые зазоры и клапаны гасителя колебания существенно затруднится. В лучшем случае, мотоцикл станет очень «жестким», в худшем – можно получить обрыв штока.
  7. Приобрести соответствующие покрышки. Ведь наиболее распространенная причина, по которой мотоциклы в зимнее время отправляются в гараж, - это слабое сцепление колес и заснеженных дорог. Поэтому, необходимо либо приобрести зимнюю резину (что лучше всего), или же незначительно спустить давление в шинах, обеспечив большую площадь сцепления покрышек и проезжей части.
  8. Не забыть утеплить и себя, купив соответствующую теплую экипировку. В данном случае хорошо иметь в качестве нижней одежды термобелье. Верхняя одежда также должна быь очень теплая. Куртка - непромокаемой и непродуваемой, все таки, это не автомобиль и крыши над головой нет, которая убережет от снега, ветра и дождя. Стоит сказать, что непродуваемой она должны быть везде – в рукавах и воротнике в том числе, поэтому эти места должны затягиваться соответствующим образом. Такие же требования касаются и брюк. Не менее важным элементом экипировки мотоциклиста являются сапоги. Они должны быть достаточно свободными, лучше немного больше обычного размера обуви, для того, чтобы кровь в ногах нормально циркулировала. Не забудьте про перчатки! Особое внимание следует уделить шлему – он в обязательном порядке должен иметь двойной визор. Также не лишним будет и установить на мотоцикл ветровое стекло, которое не даст водителю превратиться в одну сплошную сосульку.
  9. Научиться ездить. Как это ни странно звучит, однако, на зимнее время стиль езды придется полностью поменять. Во-первых, придется быть скромнее со скоростью и не гонять так, как летом. Во-вторых, абсолютно все движения должны быть мягкими и плавными, без рывков и без резкого обращения с газом, иначе можно уйти в занос.

Если выполнять все рекомендации, то даже в зимний сезон мотоцикл будет незаменимым транспортом. Однако, стоит ли? Ведь, ездить зимой на мотоцикле – это, как минимум, очень затратно, и в любом случае опасно. Поэтому, целесообразнее оставить своего железного скакуна в гараже до наступления теплого времени года. Но и это нужно тоже делать правильно.

Консервация мотоцикла на зиму

  1. Первым делом следует произвести тщательную мойку транспортного средства. Удалить абсолютно все загрязнения, вытереть насухо, а также смазать полиролью и влагоотталкивающими средствами.
  2. Обязательно поменять масло в двигателе. При этом, необходимо после замены масла ненадолго запустить двигатель для того, чтобы образовалась масляная пленка.
  3. В свечные цилиндры также капнуть масло.
  4. Если двигатель двухтактный, то в обязательном порядке отсоединяется патрубок воздухоочистительный от карбюратора.
  5. Топливный бак следует заправить «под пробку». Также не забыть про стабилизатор топлива, который предотвратит расслоение бензина. Заполнить все магистрали топливом путем запуска двигателя.
  6. Не забыть и про глушитель. Он также нуждается в защите от влаги. Это можно сделать с помощью промасляных тряпок, которыми закупоривается выхлопная система глушителя.
  7. Аккумулятор необходимо снять. Для его зимовки следует найти умеренно прохладное место. Перед консервацией он в обязательном порядке должен быть заряжен. А также на протяжении всего срока хранения, аккумулятор периодически нужно подзаряжать.
  8. Также необходимо смазать такие элементы мотоцикла, как цепь и тормоза.

Следует помнить, что кроме указанных рекомендаций, также нужно позаботиться и о помещении, в котором будет зимовать мотоцикл. Помещение должно быть сухим и хорошо вентилируемым. Идеально, если оно будет отапливаться. Однако, наличие отопления не исключает вентиляцию – она должна быть в любом случае. Правильная консервация мотоцикла зимой влияет на его работоспособность с наступлением теплого времени. Не смотря на то, что подготовка мотоцикла к зимовки очень кропотливое дело, но оно того стоит, если есть желание сохранить своего железного скакуна в хорошем состоянии и проехать на нем еще не один километр. 

www.motoking.ru

Как ездить на мотоцикле зимой

Думаете, что сейчас вы узнаете суперсекреты, о том, как катать со скоростью 200 километров в час по заснеженном городу на любимом байке? Нет. Правда в том, что универсального решения для зимы не существует!

Например, гоночная дождевая резина классно держится за мерзлый сухой асфальт, но лед и шуга моментально отправят вас в офсайд. Зашипованная резина великолепна на льду и неглубоком снегу, но на асфальте круто скользит. Так что лучше использовать несколько лайфхаков, которые подходят в вашем случае.

1. Смена масла на более жидкое

Многие советуют менять масло в движке на пожиже. Не делайте так. Во-первых, стандартное для многих байков 10W-40 сгодится и при -20⁰. Во-вторых, вязкость масла при низких температурах влияет только на легкость запуска. В-третьих, масло типа 0W-30 при выходе на рабочую температуру окажется слишком жидким для вашего движка и не обеспечит достаточно толстой пленки на парах трения.

2. Замена масла в подвеске на более жидкое

Тут важно где, как и на чем вы гоняете. Если не спеша едете по лесу и аккуратно катаетесь по городу, то это лишнее. Другое дело, если вы вкрутили шипы и в безумии рассекаете на кроссовой трассе. Тут нагрузка на подвеску на много выше. И важно, чтобы она работала правильно. Хотя, даже в этом случае разбирать моно амортизаторы не нужно. Он защищен от холодного ветра горячим движком, да еще дополнительно подогревается выпускным коллектором.

3. Выход движка на рабочую температуру

Зимой у движка будет проблема выхода на рабочую температуру. А это очень плохо. Так что радиатор придется чем-то закрыть. Если у вас воздушник, то можете поставить щиток перед двигателем или обратиться к рукодельным талантам своей бабули.

4. Езда по сухому чистому асфальту в лютые морозы

Для езды по сухому чистому асфальту в сильный минус достаточно обычных покрышек. Просто спустите их на 0,3-0,4 атмосферы. Резина будет сильнее проминаться и прогреваться за счет этого. А в идеале, найдите дождевую резину, применяемую в шоссе на кольцевых мотогонках.

5. Зимняя езда по оффроуду

Для зимней езды по оффроуду достаточно обычных кроссовых покрышек с высокой шашкой нешипованных или оснащенными съемными шипами. Вкручивать саморезы не советуем, их хватает в лучшем случае на 2-3 активных тренировки на кроссовой трассе. Шиповка строительными дюбелями может отходить всю зиму. Но шайбы нужно приваривать, а это долго.

Идеальный вариант, это специальные сверхмягкие зимние покрышки с усиленным кордом и широким, высокими шашками. Плюс раллийные шипы общей длиной 20-25 мм и посадочной шириной 9.

6. Утепление мотоцикла

При температуре ниже -10⁰ не помешает утеплить карбюратор или блок дроссельной заслонки. Можно просто замотать войлоком.

7. Соль на дороге

У нас для борьбы со снегом и льдом дороги засыпают солью, из-за которой кузова машин прогнивают за несколько сезонов. Поэтому, после каждого выезда в город тщательно вымывайте мотоцикл.

8. Падения

Вы гарантированно будете падать. Так что поставьте, как минимум, защиту ручек руля.

9. Свечи

Не помешает поставить свечи с меньшим калийным числом, то есть более горячие. У них ниже температура самоочищения, что очень хорошо в зимний сезон.

10. Не замерзнуть

Сильнее всего зимой мерзнут пальцы рук. Подогрев ручек руля при этом не эффективен, а дедушкины краги и всякие толстенные перчатки убивают информативность при работе со сцеплением и тормозом ручкой газа. Удобней всего использовать г-образные утепленные чехлы на руль, в них удобно поместить руки в обычных летних перчатках. В них реально тепло и они не сковывают движения пальцев.

11. Одежда и обувь

По части экипировки, советы о зимней езде чаще всего сводятся к максимальному утеплению. Но это не всегда правильно. В идеале, экип должен быть сшит из не продуваемого материала, и иметь обширную перекрываемую вентиляцию. Хорошо подходит снегоходная, сноубордическая и лыжная одежда.

Сапоги должны быть на размер больше. Во-первых, должно быть место для шерстяных носков, во-вторых, если ботинки будут обтягивать, кровь не сможет нормально циркулировать и греть ноги.

Обязательно утепляйте колени, поясницу и шею. Особенно если собираетесь ехать долго и малоподвижно.

12. Шлем

Однослойные визоры шлемов зимой – это полный отстой. Запотевает от первого выдоха, поэтому, придется поставить двойной. А в идеале, купить снегоходный шлем с дефлектором дыхания и подогревом визора. Что касается эндуро, то в продаже имеются специальные зимние маски. Очень важно максимально ограничить доступ холодного воздуха к лицу. В обратном случае, вы рискуете заработать гайморит.

13. Опыт и навыки

Все ранее перечисленные советы по зимнему райдингу бесполезны, если у вас нет опыта внедорожной езды и хороших навыков баланса. В этом случае будьте готовы при первом же выезде падать. К счастью, баланс нарабатывается со временем. Вы можете сильно ускорить этот процесс, если прикупите домой балансборд и будете проводить на нем, хотя бы по 20 минут в день.

14. Дистанция и тормозной путь

Допустим, вы едете на шипованой резине, но никто не гарантирует, что во время гололеда на светофоре едущий за вами КАМаЗ успеет затормозить. Так что смотрите по зеркалам в 5 раз чаще и внимательнее, чем в летнее время.

Если уж выехали зимой в город, помните: тормозной путь значительно вырос. Поэтому держите дистанцию. Резкие маневры, ускорения или торможения – это к падению. В поворотах не прикасайтесь к тормозам, не щелкайте передачи, держите ровный газ. Заранее обруливайте глыбы льда, сугробы, участки асфальта более темного цвета.

15. Незаметность

Автомобилисты и летом не особо готовы к появлению в междурядье мотоциклиста, а зимой вы для них вообще, как скример в ужастике.

Будьте внимательны и помните, что дома вас ждут!

spasiboauto.ru

Мотоцикл зимой | Мотоциклы как стиль жизни

Вот и обещанная статья про зимнюю эксплуатацию мотоцикла. Уточняю: это не просто теория, а краткое изложение моей ежедневной практики.В очередной раз заявляю: езда на мотоцикле зимой - вполне нормальное явление, никакой не "экстрим" (терпеть не могу это дурацкое слово!). Скажу больше того, у нас некоторые владельцы мотоциклов ездят на них только зимой! Это, конечно, рыбаки - летом до реки можно доехать и на машине, а вот толкать ее по снегу - не такое уж и удовольствие. Справедливости ради добавлю, что все они ездят на мотоциклах с колясками - надо же куда-то положить приспособления для ловли рыбы, водку и прочее. Сам же я попросту езжу на работу на мотоцикле круглый год. Не надо думать, что уже застудил мозги и теперь от меня можно ожидать всего. Если сейчас возле проходной завода обычно два-три мотоцикла, то раньше их было значительно больше. Просто стало больше автомобилей. Но я все рано не могу понять, какое можно получить удовольствие, сидя в жестяной коробке на колесах. А от двух колес наслаждение получаешь по полной программе!Начну с матчасти. Если летом модно позволить себе ездить на не идеально работающем мотоцикле, то зимой - нет. Двигатель должен заводиться в любую погоду. Аккумулятор может недозаряжаться из-за низких температур, так что раз в неделю его надо подзаряжать. Масло в картере лучше взять пожиже, или просто линуть туда немного керосина, а весной залить нормальное. Тросики обязательно смазать, лучше всего кремнийорганической (силиконовой) смазкой - на морозе они могут примерзнуть или стать "резиновыми". Если есть кожухи карбюратора, то обязательно их поставить - во время стоянки на улице снег попадает в карбюратор, потом тает и остается в поплавковой камере. Регулярно извлекаю оттуда кусочки льда...Запуск мотоцикла. Как показала практика, до -15 градусов любая мототехника заводится беспроблемно. Дальше - хуже. Не рекомендую греть картер, нечего движок к этому приучать. Лучше разогреть свечку. Как правило, для отрегулированного движка этого достаточно. Кстати, про регулировку. Немного обогатите смесь поднятием иголки карбюратора и много - винтом качества. Карбюратор будет богатить, но улучшится запуск. Добавьте холостых оборотов - двигатель не должен глохнуть никогда. Иначе - блокировка заднего колеса и падение мотоцикла. Вернусь к свечкам. У меня есть простой, но действенный метод: я всегда ношу в кармане запасную свечу. И еще пару штук в бардачке. Но та, что в кармане - теплая!Заводите мотоцикл осторожно. Сначала несколько раз прокачайте двигатель кикстартером. Затем откройте бензокраник, подкачайте бензин утоплением поплавка. Корректор пока не трогайте. Заводите двигатель на малом газу, не больше 1/4. Когда он заведется (а он заведется), тогда можно добавить газа и немного поиграть обогатителем. Немного - потому, что у вас и так обогащенная смесь за счет регулировки карбюратора. Если движок упорствует в своем нежелании заводиться, тогда можете попробовать еще обогатить смесь топливным корректором. Но будьте внимательны - холодную свечу очень часто заливает бензином. Так что, если мотор не заводится, лучше выкрутить и посмотреть свечу. Если она сухая - открыть газ, прокачать движок и после этого залить несколько (в зависимости от объема двигателя) кубиков бензина. После этого двигатель не может не завестись. Если свеча сырая - меняйте ее на запасную. Иногда, в сильный мороз, чтобы завести двигатель вечером в темноте, приходится перепробовать три свечки - больше с собой не вожу. Утром проще - горячая свечка спасает всегда! Особенно, если завести движок минуть за 15 перед выездом и прогреть его. Что, кстати, я сейчас и пойду делать. Сегодня под -30, завелся с трудом.Теперь о том, на чем ездить. Я ездил зимой на оппозите (М67-36), "Планете" и "Минске". Однако оптимальным оказался мопед "Карпаты". Дело в том, что зимой не нужна большая мощность, а чем легче техника, тем проще ей управлять. К тому же и падать - тоже разница есть. Или лежать придавленным тяжелым мотоциклом, или легким. Конечно, на мопеде не так пафосно, как на оппозите, но зато проще ехать. Но: заводить оппозит и "Планету" намного проще. Загустевшее масло в картере не так-то просто провернуть слабосильному "полтиннику", да и по рыхлому снегу он катится не ахти как. Худший же выбор - скутер. Его "табуреточная" посадка и маленькие колеса сводят на нет защиту коленей от холодного ветра.О том, как шиповать колеса и одевать цепи, я уже писал (см. "Чтобы не скользить"), поэтому останавливаться на этом вопросе не буду, а сразу перейду к технике вождения. Основное правило здесь - все делать осторожно, точно и аккуратно. Лед и снег ошибок не прощают. Хотя падать не так больно, как на асфальт, но сумет ли затормозить на скользкой дороге идущий следом "КамАЗ" - это еще вопрос. Точнее, даже не вопрос. Поэтому заповедь номер один - не наглеть, уступать дорогу всем, кому только можно. Понимаю, что многим это будет тяжело, а что делать?Больной вопрос - троганье с места. Мой способ такой: резко газануть на нейтрали, включить передачу (из-за густого масла мотоцикл слегка дернется, даже тяжелый оппозит), а потом плавно отпускать сцепление на довольно большом газу. Как только мотоцикл тронется, отпустить сцепление и одновременно сбросить газ. Нормально отрегулированный двигатель должен тянуть на холостых оборотах. А потом потихоньку разгоняться. Будьте внимательны на больших оборотах двигателя - даже слабосильный "полтинник" способен на них сорвать заднее колесо в пробуксовку! Поэтому как можно больше ездите на малых и средних оборотах. Понятно, что "Юпитеру" это довольно тяжело, а потому для зимней езды он далеко не идеален.Рулем надо крутить очень осторожно, а главное - точно. Вилять им нельзя ни в коем случае. Если чувствуете, что не можете управлять мотоциклом (а такое часто случается на скользкой неровной дороге) - расслабьте руки и сбросьте газ. Мотоцикл, возможно, будет валиться на бок - удержите его ногами. Или хотя бы сами на ногах останетесь. Вообще, падения зимой - это норма. Лично я падаю за зиму десяток раз. Но все из них - без последствий, разве что настройка зеркала собьется. Да, ни в коем случае не вертите головой, высматривая машины сзади! лучше повесьте дополнительное зеркало под рулем, чтобы его не заслонять локтем. Когда я понял, что при повороте головы назад я теряю траекторию движения, начал думать, почему так? Оказалось, что из-за одежды поворачивается не только голова, но и плечи тоже. К чему это ведет - понятно.Забудьте о резких разгонах и остановках. Помните, что переднего тормоза нет. В смысле - вообще нет. Можете его даже совсем отцепить - хуже не будет, только лучше. Но это не значит, что надо тормозить задним тормозом. Он тоже допустим только в малых дозах. Тормозите двигателем. А поскольку быстро им не затормозить - особенно и не разгоняйтесь. Максимальную скорость зимой можно считать 60 км/ч. Все, что выше - не экстрим, а дебилизм. Но и задним тормозом надо тормозить правильно - не давить на него со всей дури, а сначала несколько раз слегка нажать на педаль (как на грузовиках с пневмоприводом тормозов), а уже потом плавно подтормаживать, не допуская блокировки колеса.Теперь о препятствиях. Самое страшное - обледенелые колеи и трамвайные пути. Старайтесь не заезжать в колеи - выехать из них или сложно, или невозможно! Но если чувствуете, что вас все-таки тащит в колею - резко (и точно!) съезжайте в нее и двигайтесь точно по ее центру. Вот где нужно ювелирно точное управление рулем! При возможности выбирайтесь, слегка наехав на один край колеи, а потом резко выезжайте в другую сторону. Смотрите за задним колесом: если оно не может легко выбраться из колеи, сразу опять съезжайте в нее, иначе мотоцикл развернет, и он упадет под идущую следом машину. Не беда, что они едут следом и сигналят - вас это не касается. Надо будет - объедут, вы свое летом возьмете.Трамвайные пути переезжайте на первой передаче, выставив ноги - как поведет себя холодная резина на скользком железе - никто не знает, даже она сама. Лучше объезжать их с краю, по снегу, а не по льду. Снежные заносы наоборот, форсируйте с разгона, сбрасывая газ по мере их преодоления. Очень коварны остатки снега после снегоуборщиков: среди рыхлого снега могут таиться глыбы льда и твердого снега. Лично я боюсь их больше всего.Прочитав все вышесказанное, можно подумать, что зимняя езда - ужас и кошмар. Это не так, самое страшное случается летом, когда веришь в хорошее сцепление резины с асфальтом. Самое главное зимой - не думать, что, покатавшись пару дней, становишься профессионалом. Основные навыки приходят через месяц - другой ежедневной езды, а полная уверенность - как минимум через два года. И "главнее главного" - никогда не садиться за руль мотоцикла зимой в нетрезвом состоянии! Копать могилу в мерзлой земле не так-то просто...P.S. Эту статью я писал два утра, перед работой. Вчера было под -30, с запуском двигателя пришлось повозиться. Сегодня -12 градусов, мотор завелся с третьего пинка. Чего и вам желаю. "

bikeclub.org.ua

Зимой на мотоцикле. Реальность или фантастика?

Доброго времени суток, дорогие читатели! За окнами зима, идёт снег и переменчивая погода. Температуры колеблются от -30 и до + 5. Снег порой сменяется слабеньким противным дождиком.

Именно это время наиболее неприятное для байкера. Ведь зимой на мотоцикле кататься не очень комфортно, а некоторые убеждают, что это и вовсе невозможно. Каждая из сторон по-своему права. Давайте углубимся в этот вопрос и сделаем вывод.

Столкновение теории с жизнью

Итак, ездить на железном коне в холодное время года традиционно не принято. Но ведь и зимой на велосипеде ездить тоже не приветствуется. Про последний можно смело утверждать, что распространённое мнение про зимнее катание совсем неверное. Зимой можно прекрасно кататься как на велосипеде, так и на электровелосипеде.

В случае, когда речь идёт про мотоцикл или мопед, ситуация меняется. Если велосипедист преимущественно перемещается по тротуарам или велодорожкам, то мотоциклист – это полноценный участник движения. Ситуация на дорогах города зимой и без того напряженная, чтобы усугублять её дополнительно. Такая среда без преувеличения опасна для байкера. Сам вес мотоциклиста здесь играет против его водителя. Конечно, грамотная работа с весом позволяет часто выкручиваться из сложных ситуаций, но без опыта это будет большая проблема.

Также, сильное воздействие оказывает окружающая погодная среда. Ощутимо холодно становится даже поздней осенью, когда ещё температура не переваливает за ноль. Зимой же передвигаться тоже совсем некомфортно.

Дорожная ситуация зимой

Зимой и поздней осенью дороги общего пользования становится совершенно неприятны и малопригодны для езды без защиты в виде кузова автомобиля. Даже летом ездить по ним далеко не подарок. Добавьте к этому фонтаны грязи и реагента, которые льются из под колёс каждой машины, и в которых будет купаться любой участник движения, и вы получите реальную картину. Кроме того, не стоит забывать про гололедицу и наледь. На ней может ошибиться как мотоциклист, так и другой водитель. Только там, где мотоциклист сломает шею, водитель четырехколесного транспортного средства просто чуть-чуть проскользит в соседний ряд. Соответственно, если он не заденет другие транспортные средства, то и проблем не будет.

Более приятная ситуация на проселочных дорогах. Если дорога прикатанная, практически любой мотоцикл спокойно по ней проедет. Это даже приятно. Однако, полноценного движения всё равно не стоит ожидать.

Намного более приятная картина у любителей мотокросса и других экстремальных дисциплин. Те, кто использует мотоцикл как спортивный снаряд, напротив могут получить массу удовольствия от катания по заснеженному треку! Это намного разнообразнее и требует большего контроля над мотоциклом, а соответственно и намного боле интересно.

Соответственно, из всех вариантов, дорожная ситуация позволяет использовать мотоцикл более или менее комфортно только для спортивных целей и для спокойного движения вне города. Покататься по снежку очень приятно и интересно. Выезжать на дороги общего пользования зимой будет как минимум не комфортно, а порой и опасно.

Особенности управления мотоциклом

Как мы уже отметили чуть выше, зимой поведение железного коня на дороге меняется. Участки с гололедицей, постоянная вода под колесами и сильная загрязненность делают управление сложным. Соответственно, если вы и решитесь на такую поездку в черте города, нужно проявлять максимум аккуратности, избегать больших скоростей движения и перемещаться только в крайнем правом ряду. Нужно понимать, что дорога может преподнести массу неприятных сюрпризов, на которые нужно успеть правильно отреагировать – наледь, ошибка другого водителя, дождик со снегом или волна грязи из лужи с реагентом. Если вдруг превысить скорость относительно возможной (даже не допустимой правилами, а доступной для данного участка), можно потерять управление. Любая ошибка и обратной дороги нет.

Если же другие участники движение отсутствуют, а едете вы по снегу, то тут можно и экспериментировать. Конечно же, лучше не допускать падений и рисковать лишний раз не нужно, но на прикатанном снегу мотоцикл намного более стабилен, чем на асфальте с коркой льда.

Важно запомнить одно. Никаких невероятные метаморфоз в управлении не происходит. Но есть у зимнего катания своя специфика. И если испытывать её на велосипеде не опасно (или практически не опасно для велосипедиста), то некоторые ошибки мотоциклиста простить нельзя.

Существует ошибочное мнение, что зимой мотоцикл не управляем. В соцсетях гуляют шутки про квадратные колёса и шапки снега. Это неверно. На 90% пути байкер даже не заметит, что едет по зимней дороге и может даже не встретить «подводные камни». Но если он на них попадет, то запомнит это навсегда. Эти ситуации очень опасны, т.к. если человек вдруг решился попробовать зимнее катание, то он выезжает на дорогу, начинает движение очень аккуратно. Через некоторое время он понимает, что преград особенных нет и пытается продолжить движение в летнем стиле, а именно тут и происходит авария. Если вы и решились выехать на мотоцикле зимой, то будьте очень внимательны от начала поездки до самого её конца. Никаких шуточек и риска допускать нельзя. Хулиганить можно только на треке или около дачного дома. Но и тут можно серьезно убраться.

Подготовка мотоцикла к зимней поездке

Технически, мотоцикл не будет подвергаться каким-то перегрузкам от зимнего использования. Напротив, для двигателя это расслабление. Особенно если охлаждение воздушное. Главная проблема в городе – вездесущая грязь, которая портит всю технику. Но, как мы выяснили ранее, в городе лучше стараться не ездить. Поэтому, за городом на снежке ничего мешать не будет. Главное не забывать просушивать тормоза. Также, хуже будут работать амортизаторы. Да и моторное масло хорошо бы заменить.

Ожидаемы проблемы и с аккумулятором, который может оказаться разряженным в ноль. Заводиться мотоцикл будет заметно хуже. Стартовать нужно с кика.

Для использования на грунте или снеге конечно лучше раздобыть шипованную резину. Для кроссовых мотоциклов продаётся специальная агрессивная резина с огромными металлическими шипами. В городе же лучше тоже было бы ставить городскую шиповку. Но раздобыть её сложно. Шипованную резину делают для скутеров (мало и скудно), но для мотоцикла это почти эксклюзив. Для спортивного использования резина существует, а вот для города резина типа липучки или городских шипов – это фантастика (по крайне мере, в своё время я не смог найти такую резину для себя).

Экипировка и одежда для зимнего катания на мотоцикле

Как мы обсуждали выше, катание зимой – дело опасное. Не нужно забывать, что если вы и едете один, а других участников движения нет, то сам по себе мотоцикл – это как минимум три ваших веса. Его не получится поймать ногой как велосипед или резко остановить. Соответственно, если падение будет неудачным, то это перелом. Иногда не один. Именно поэтому, крайне важно надевать максимальное количество защиты. Защита шеи, панцирь, шлем и колени. Также, не забывайте про мотоботы. Только в таком виде викинга можно гарантировать себе относительную безопасность. Теперь о комфорте. Обязательно правильно подбирать одежду. Она должна быть теплой, непродуваемой и относительной легкой. Движения лучше не сковывать. Сложнее всего будет обстоять дело с перчатками. Ведь толстые зимние перчатки не позволяют управлять мотоциклом полноценно. Обычные же утепленные мотоперчатки будут промерзать. Поэтому, обязательно стоит установить грипсы с подогревом. Под шлем нужно надеть балаклаву или маску, закрывающую лицо.

Подведем итог

Зимой на мотоцикле кататься непросто, а иногда и опасно. Ездить по дорогам общего пользования нужно крайне аккуратно и внимательно. Не стоит даже стараться добиться эффекта летнего передвижения. Если и решились на зимнюю поездку по городу, то аккуратненько и в правом ряду, да ещё и максимально заметно для других участников движения. Ведь большинство водителей ну никак не ожидает увидеть мотоциклиста зимой! Конечно же, нет ничего невозможного, но излишняя самоуверенность тут губительна. Кроме того, обязательно использовать все виды защиты. Нужно уметь чувствовать своего железного коня и помнить, что весь его вес – это огромная проблема в случае неуверенности или при падении.

Если говорить про спортивное и фановое катание по пригороду, перелескам или мототрассам – тут есть большая свобода для творчества. Если снега много, то лучше купить снегоход. Он намного более уверенно ведет себя на снежных дорогах. Мотоцикл скорее подойдет для оттепелей и грязи. Можно получить новые полезные навыки катания и пощекотать себе нервы.

Кататься зимой вполне возможно и это далеко не миф. Но использовать мотоцикл как полноценное средство транспорта вряд ли получится.

 

Похожие статьи

www.kryptobike.ru

Кто ездиет зимой на мотоцикле? Посоветуете пожалуйсто.

Вам нужно пообщаться с оппозитчиками - коляски это их тема. www.oppozit.ru и на www.moto.ru Проблема не в том как приладить коляску и зарегистрировать такую переделку, а лишь в том, утащит ли лёгкий кроссач её. Для таскания колясок ведь не даром используются тяжёлые и тяговитые мотоциклы с изменёнными передаточными числами и задним ходом.

У меня знакомые оппозитчики вообще сезон не закрывают, и даже Новый Год на Смотровой отмечают - на мотоциклах.

Для зимней езды нужно предусмотреть минимум три вещи - термобельё, обогрев карбюратора, и резину адекватную. Подогрев рукояток тоже весьма полезен будет.

Некоторые любители зимних покатушек вкрячивают двигатели от стареньких BMW800 в раму Урала - чтобы повысить надёжность и мощность. Лучше наших колясочников всё равно нет мотоцикла для бездорожья. Но движок получше поставить есть смысл.

Насчёт скрещивания ужа с ежом - в 2004 году для поездки на ЭлефантТриффен моими знакомыми была специально куплена пожилая Suzuki 800, и к ней приварили утеплённую коляску. Остальные мотоциклы-одиночки были оборудованы боковыми лыжами для избежания заваливания на скользких участках маршрута. В январе 2005, когда они выдвинулись в Германию, в Москве стоял мороз -38 градусов. Но они успешно съездили. Не обошлось без падений, конечно, но в целом выступили очень зачётно. Видео есть в и-нете.

(Elefanten Treffen - ежегодный международный зимний мотослет, проводимый в Германии с 1956 года. По одному из условий слёта в жилой лагерь можно въезжать только на мотоциклах, даже подвоз продовольствия и дров осуществляется на мото. )

Вот отчёт Варда о такой поездке: http://moto-ward.ru/index.php?id=29 и ещё фото: http://motoadventure.narod.ru/sezon2006/060118/Elefant2006.htm

Более чем странные ответчики тут собрались. Вас бы всех в 20-ый век обратно запихнуть. Там бы мотоцикл на зимней дороге никого не удивил.

Chelios Kamov, Если достаточно быстро приладите коляску, то можете ещё успеть съездить:

Регистрация участников зимнего ралли МЕДВЕДЬ ШАТУН 2010

otvet.mail.ru

Мотоцикл зимой

Вот и обещанная статья про зимнюю эксплуатацию мотоцикла. Уточняю: это не просто теория, а краткое изложение моей ежедневной практики.

В очередной раз заявляю: езда на мотоцикле зимой - вполне нормальное явление, никакой не "экстрим" (терпеть не могу это дурацкое слово!). Скажу больше того, у нас некоторые владельцы мотоциклов ездят на них только зимой! Это, конечно, рыбаки - летом до реки можно доехать и на машине, а вот толкать ее по снегу - не такое уж и удовольствие. Справедливости ради добавлю, что все они ездят на мотоциклах с колясками - надо же куда-то положить приспособления для ловли рыбы, водку и прочее. Сам же я попросту езжу на работу на мотоцикле круглый год. Не надо думать, что уже застудил мозги и теперь от меня можно ожидать всего. Если сейчас возле проходной завода обычно два-три мотоцикла, то раньше их было значительно больше. Просто стало больше автомобилей. Но я все рано не могу понять, какое можно получить удовольствие, сидя в жестяной коробке на колесах. А от двух колес наслаждение получаешь по полной программе!

Начну с матчасти. Если летом модно позволить себе ездить на не идеально работающем мотоцикле, то зимой - нет. Двигатель должен заводиться в любую погоду. Аккумулятор может недозаряжаться из-за низких температур, так что раз в неделю его надо подзаряжать. Масло в картере лучше взять пожиже, или просто линуть туда немного керосина, а весной залить нормальное. Тросики обязательно смазать, лучше всего кремнийорганической (силиконовой) смазкой - на морозе они могут примерзнуть или стать "резиновыми". Если есть кожухи карбюратора, то обязательно их поставить - во время стоянки на улице снег попадает в карбюратор, потом тает и остается в поплавковой камере. Регулярно извлекаю оттуда кусочки льда.

Запуск мотоцикла. Как показала практика, до -15 градусов любая мототехника заводится беспроблемно. Дальше - хуже. Не рекомендую греть картер, нечего движок к этому приучать. Лучше разогреть свечку. Как правило, для отрегулированного движка этого достаточно. Кстати, про регулировку. Немного обогатите смесь поднятием иголки карбюратора и много - винтом качества. Карбюратор будет богатить, но улучшится запуск. Добавьте холостых оборотов - двигатель не должен глохнуть никогда. Иначе - блокировка заднего колеса и падение мотоцикла. Вернусь к свечкам. У меня есть простой, но действенный метод: я всегда ношу в кармане запасную свечу. И еще пару штук в бардачке. Но та, что в кармане - теплая!

Заводите мотоцикл осторожно. Сначала несколько раз прокачайте двигатель кикстартером. Затем откройте бензокраник, подкачайте бензин утоплением поплавка. Корректор пока не трогайте. Заводите двигатель на малом газу, не больше 1/4. Когда он заведется (а он заведется), тогда можно добавить газа и немного поиграть обогатителем. Немного - потому, что у вас и так обогащенная смесь за счет регулировки карбюратора. Если движок упорствует в своем нежелании заводиться, тогда можете попробовать еще обогатить смесь топливным корректором. Но будьте внимательны - холодную свечу очень часто заливает бензином. Так что, если мотор не заводится, лучше выкрутить и посмотреть свечу. Если она сухая - открыть газ, прокачать движок и после этого залить несколько (в зависимости от объема двигателя) кубиков бензина. После этого двигатель не может не завестись. Если свеча сырая - меняйте ее на запасную. Иногда, в сильный мороз, чтобы завести двигатель вечером в темноте, приходится перепробовать три свечки - больше с собой не вожу. Утром проще - горячая свечка спасает всегда! Особенно, если завести движок минуть за 15 перед выездом и прогреть его. Что, кстати, я сейчас и пойду делать. Сегодня под -30, завелся с трудом.

Теперь о том, на чем ездить. Я ездил зимой на оппозите (М67-36), "Планете" и "Минске". Однако оптимальным оказался мопед "Карпаты". Дело в том, что зимой не нужна большая мощность, а чем легче техника, тем проще ей управлять. К тому же и падать - тоже разница есть. Или лежать придавленным тяжелым мотоциклом, или легким. Конечно, на мопеде не так пафосно, как на оппозите, но зато проще ехать. Но: заводить оппозит и "Планету" намного проще. Загустевшее масло в картере не так-то просто провернуть слабосильному "полтиннику", да и по рыхлому снегу он катится не ахти как. Худший же выбор - скутер. Его "табуреточная" посадка и маленькие колеса сводят на нет защиту коленей от холодного ветра.

О том, как шиповать колеса и одевать цепи, я уже писал (см. "Чтобы не скользить"), поэтому останавливаться на этом вопросе не буду, а сразу перейду к технике вождения. Основное правило здесь - все делать осторожно, точно и аккуратно. Лед и снег ошибок не прощают. Хотя падать не так больно, как на асфальт, но сумет ли затормозить на скользкой дороге идущий следом "КамАЗ" - это еще вопрос. Точнее, даже не вопрос. Поэтому заповедь номер один - не наглеть, уступать дорогу всем, кому только можно. Понимаю, что многим это будет тяжело, а что делать?

Больной вопрос - троганье с места. Мой способ такой: резко газануть на нейтрали, включить передачу (из-за густого масла мотоцикл слегка дернется, даже тяжелый оппозит), а потом плавно отпускать сцепление на довольно большом газу. Как только мотоцикл тронется, отпустить сцепление и одновременно сбросить газ. Нормально отрегулированный двигатель должен тянуть на холостых оборотах. А потом потихоньку разгоняться. Будьте внимательны на больших оборотах двигателя - даже слабосильный "полтинник" способен на них сорвать заднее колесо в пробуксовку! Поэтому как можно больше ездите на малых и средних оборотах. Понятно, что "Юпитеру" это довольно тяжело, а потому для зимней езды он далеко не идеален.

Рулем надо крутить очень осторожно, а главное - точно. Вилять им нельзя ни в коем случае. Если чувствуете, что не можете управлять мотоциклом (а такое часто случается на скользкой неровной дороге) - расслабьте руки и сбросьте газ. Мотоцикл, возможно, будет валиться на бок - удержите его ногами. Или хотя бы сами на ногах останетесь. Вообще, падения зимой - это норма. Лично я падаю за зиму десяток раз. Но все из них - без последствий, разве что настройка зеркала собьется. Да, ни в коем случае не вертите головой, высматривая машины сзади! лучше повесьте дополнительное зеркало под рулем, чтобы его не заслонять локтем. Когда я понял, что при повороте головы назад я теряю траекторию движения, начал думать, почему так? Оказалось, что из-за одежды поворачивается не только голова, но и плечи тоже. К чему это ведет - понятно.

Забудьте о резких разгонах и остановках. Помните, что переднего тормоза нет. В смысле - вообще нет. Можете его даже совсем отцепить - хуже не будет, только лучше. Но это не значит, что надо тормозить задним тормозом. Он тоже допустим только в малых дозах. Тормозите двигателем. А поскольку быстро им не затормозить - особенно и не разгоняйтесь. Максимальную скорость зимой можно считать 60 км/ч. Все, что выше - не экстрим, а дебилизм. Но и задним тормозом надо тормозить правильно - не давить на него со всей дури, а сначала несколько раз слегка нажать на педаль (как на грузовиках с пневмоприводом тормозов), а уже потом плавно подтормаживать, не допуская блокировки колеса.

Теперь о препятствиях. Самое страшное - обледенелые колеи и трамвайные пути. Старайтесь не заезжать в колеи - выехать из них или сложно, или невозможно! Но если чувствуете, что вас все-таки тащит в колею - резко (и точно!) съезжайте в нее и двигайтесь точно по ее центру. Вот где нужно ювелирно точное управление рулем! При возможности выбирайтесь, слегка наехав на один край колеи, а потом резко выезжайте в другую сторону. Смотрите за задним колесом: если оно не может легко выбраться из колеи, сразу опять съезжайте в нее, иначе мотоцикл развернет, и он упадет под идущую следом машину. Не беда, что они едут следом и сигналят - вас это не касается. Надо будет - объедут, вы свое летом возьмете.

Трамвайные пути переезжайте на первой передаче, выставив ноги - как поведет себя холодная резина на скользком железе - никто не знает, даже она сама. Лучше объезжать их с краю, по снегу, а не по льду. Снежные заносы наоборот, форсируйте с разгона, сбрасывая газ по мере их преодоления. Очень коварны остатки снега после снегоуборщиков: среди рыхлого снега могут таиться глыбы льда и твердого снега. Лично я боюсь их больше всего.

Прочитав все вышесказанное, можно подумать, что зимняя езда - ужас и кошмар. Это не так, самое страшное случается летом, когда веришь в хорошее сцепление резины с асфальтом. Самое главное зимой - не думать, что, покатавшись пару дней, становишься профессионалом. Основные навыки приходят через месяц - другой ежедневной езды, а полная уверенность - как минимум через два года. И "главнее главного" - никогда не садиться за руль мотоцикла зимой в нетрезвом состоянии! Копать могилу в мерзлой земле не так-то просто.

P.S. Эту статью я писал два утра, перед работой. Вчера было под -30, с запуском двигателя пришлось повозиться. Сегодня -12 градусов, мотор завелся с третьего пинка. Чего и вам желаю. "

Девушки и мотоциклы. Как хранить мотоцикл зимой?

note2auto.ru