ЦЕНТР РЕМОНТА И ЗАМЕНЫ ГЛУШИТЕЛЕЙ. Выхлопная система мотоцикла


Голос железного друга - Мотобратва

Устройство выхлопной системы

Текст: Артем 'S1LvER' Терехов

 

Урчание V-образника, надсадный вой спортивного японского рядника, неторопливое тарахтенье рядной британской двойки… Вот какие ассоциации возникают у обычного человека при словах "выхлопная система". Конструкторы и инженеры видят все немного по-другому, с суровой технической стороны. Мы не будем забираться в глубокие дебри, а просто составим представление, как работает "выдох" наших мотоциклов, причем постараемся сделать это максимально интересно.

 

 

Теория, теория…

Основные задачи, которые ставятся перед системой выпуска - отводить выходящие из камеры сгорания газы, охлаждать их и снижать уровень шума. Представьте, что было бы, если бы горячий выхлоп вылетал из цилиндра прямо в атмосферу! Само собой, передняя шина на пару с крылом расплавилась бы, а уровень издаваемого двигателем шума стал бы просто невыносим (ради интереса, попробуйте снять выпускную систему и завести мотор. Посмотрим, сколько продержится ваш нежный слух). Кроме того, если в выхлопе осталось немного несгоревшего топлива, то оно бы эффектно сгорало при контакте с кислородом воздуха. Поэтому выпускная система отводит отработавшие газы в "хвостовую" часть мотоцикла, охлаждая их и устраняя нежелательные тенденции к сгоранию в атмосфере.

Еще одна задачи системы выпуска - использование пульсаций давления, образующихся на каждом рабочем такте. Это делается для улучшения очистки и наполнения камеры сгорания.

Обычно заводская выпускная система изготавливается из стали. В зависимости от требований стиля сталь хромируют или окрашивают жаростойкой краской. Иногда, хоть это и дороже, используется нержавеющая сталь.

 

У байка тоже есть пульс

Во время каждого такта сгорания при движении газа в выпускной трубе образуются волны высокого давления. Логично предположить, что за волной высокого давления следует волна низкого давления. В некоторой точке системы выпуска, которая определяется конструкторами, часть волн высокого давления соударяются с системой, в то время, как оставшаяся волна высокого давления покидает трубу, волна низкого давления, следующая за ней, отражается назад. Волна низкого давления способствует наполнению камеры сгорания свежей топливовоздушной смесью. Затем отраженная волна высокого давления предотвращает вытекание свежей смеси через выпускной канал. Следующая за ней волна низкого давления удаляет отработавшие газы из камеры сгорания. Процесс повторяется, мотоцикл дышит ровно и хорошо.

Длина каждой трубы выпускной системы тщательнейшим образом рассчитывается, чтобы пульсации давления оказались в необходимой точке в заданный момент времени. Правильно выполненный выпуск играет решающую роль в высокой производительности двигателя. Поэтому не стоит покупать "концы" малоизвестных подвальных фирм. Если уж покупаете тюнинговый выпуск, не пожалейте денег на качественный товар от именитого производителя.

Выпускная система сконструирована таким образом, что наилучшие характеристики ее работы обеспечиваются в узком диапазоне частот вращения двигателя. Поэтому для улучшения отдачи двигателя во всем диапазоне оборотов применяют различные системы, о которых мы дальше и поговорим.

 

Клапаны везде! Даже в выхлопных системах

За пределами определенных частот вращения двигатель работает относительно неэффективно. Первыми решить проблему взялись специалисты Yamaha, разработав систему EXUP (Exhaust Ultimate Power Valve, что в переводе на русский означает монструозное "Абсолютный мощностной клапан системы выпуска"). Данная конструкция явилась первым механизмом изменения внутреннего сечения выпускной системы, таким образом, добившись получения максимальной мощности во всем диапазоне работы двигателя. EXUP располагается между выпускными трубами и глушителем. Мощностной клапан закрыт до средних оборотов, тем самым уменьшая сечение трубы, и открыт при высоких оборотах, увеличивая сечение. Управление им берет на себя электроника и сервомотор. Интересно, что задумывался данный механизм как дополнительное средство уменьшения токсичности выхлопа, и устанавливался на FZR1000 в версии для Калифорнии, известной своими жесткими эко-нормами. Однако инженеры с удивлением обнаружили, что клапан еще и выравнивает мощностную характеристику, и даже слегка поднимает лошадиное поголовье в моторе! После этого, естественно, EXUP стали устанавливать на многие другие байки компании, в числе которых R1, MT-01 и FZ1.

 

EXUP на Yamaha R1 2004

Позже появились решения от Suzuki под названием SET (Suzuki Exhaust Tuning), и от Honda - H-VIX (Honda Variable Intake\Exhaust). Ничем принципиально не отличаются от EXUP, только в хондовском варианте используются отдельные клапана в выпускных трубах.

 

H-VIX на Honda Fireblade 954

 

Выпускные системы двухтактников

Влияние выпуска на характеристики двигателя здесь гораздо существеннее, чем на четырехтактниках (если непонятно почему, ознакомьтесь с нашей статьей на эту тему). На каждый цилиндр всегда устанавливается отдельный комплект из выпускной трубы и глушителя, а также резонатора.

 

На фото хорошо видно выпускную систему с резонатором. Honda RS250R

Последний необязателен, но позволяет реализовать существенный прирост мощности за счет естественных склонностей пульсаций выхлопа резонировать внутри выпускной системы. Система сконструирована так, что выпускная труба постепенно переходит в прямой конус глушителя, в конце которого располагается обратный конус, заканчивающийся небольшой выхл

motocafe.ru

Прямоточный выпуск – эксперименты и выводы

Прямоточный выпуск – эксперименты и выводы

К написанию этой статьи - подтолкнуло множество вопросов от Клиентов, общий смысл которых - - "Ставлю прямоточную банку, нужно ли менять коллектор?"или- "Стоковый коллектор имеет довольно большое сечение, зачем его менять на тюнинговый?"-" Поставил только банку, нужно ли настраивать мотоцикл на стенде (устанавливать PowerCommander и т.д.)? "

Прольем свет на некоторые эксперименты, проведенные за дверьми сверхсекретной лаборатории AES-moto  :)

Решили провести эксперимент с выпускной системой мотоцикла, а именно проверить на практике гипотезу - что в прямотоках для 4 тактных моторов важна не тольо геометрия, форма банки и сечение труб - но и суммарный объем системы, определяющий ее резонансную частоту. 

Итак, дано: - Generic мотоцикл (транспортное средство с 2 колесами и прямоточным выхлопом :) В данном случае Hоnda CBR1000rr, но не суть важно – все тоже самое имеет смысл для Ducati, Suzuki, Yamaha и т.д.- нагрузочный стенд- шумомер CEM для анализа шума и спектра сигнала- видеокамера и немного времени для анализа данных

Изготовили выхлопную систему 4-в-1, без глушителя (выход в свободную атмосферу ) , сечение труб 38мм что полностью аналогично стоковому выхлопу:

 

 

 

Но, вместо банки добавили систему настройки геометрии:

 

 

В точке схода коллектора приварена 1.5 метровая телескопическая труба, перемещая шомпол в которой - можно менять объем коллектора резонатора, не меняя при этом его сечение и не внося какие-либо дополнительные элементы, создающие сопротивление.

 

 

 В тонкую трубу вставляется заглушенный с торца шомпол: что позволяет менять ее длину:

 

 

В сборе на Мотоцикле все это выглядит так:

 

 

 

 

Система называется Резонатор Гельмгольца.Банка отсутствует для более точного замера уровня/спектра звука.Так же в коллектор вварен штуцер под широкополосную лямбду стенда, при помощи которой можно наблюдать за составом смеси выхлопа.

Поставили мотик на стенд - зафиксировали газ в определенном положении и дали небольшую нагрузку. Обороты порядка 3000, газ 10-15%.Далее, перемещая шомпол стали менять объем резонатора – и наблюдать что происходит.

 

 

При изменении длины глухого телескопического "отростка" четко наблюдается:1) изменение громкости выхлопа - при попадании в резонанс шумомер показывает минимальное число, если трубу сделать длиннее или короче - громкость увеличивается. Этот эксперимент заснят на видео. На телескопической трубе есть черная метка маркером, когда длина трубы совпадает с этой меткой – уровень шума минимален:

 

 

2) Изменение циклового наполнения - при минимальном значении шума - наполнение максимально, это очень хорошо видно по показаниям альфометра - смесь резко обедняется

3) Изменение крутящего момента мотоцикла. При достижении резонанса - момент падает, т.к. смесь обедняется. Если ее забогатить, поправив коэффициенты в ЭБУ - получаем момент больший, чем в не-резонансном режиме работы коллектора. На мотоцикле с двигателем объемом 1л разница крутящего момента на 50% дросселе может достигать 7-10н/м в зависимости от положения шомпола телескопической трубы.4) Меняется оптимальная фаза впрыска. А это значит что выпускной коллектор образует со впуском единую резонансную систему, и при замене выхлопа - в идеале, нужно подбирать оптимальную длину велостаксов во впуском ресивере, либо менять объем ресивера.

Некоторые выводы:

1) Как ни парадоксально - вполне реально сделать прямоточный, но в то же время очень тихий выхлоп - используя так называемый "резонатор Гельмгольца": http://www.bluesmobil.com/shikhman/arts/helmhlz.htm2) ЛЮБОЕ изменение геометрии выхлопа приводит к изменению циклового наполнения двигателя, что влечет за собой необходимость его настройки3) Нельзя сравнивать стоковый коллектор с тюнинговым, даже если они одинакового сечения. Как правило, тюнинговый изготовлен с учетом резонансных характеристик. Так же, нельзя к примеру - ставить банку "яшимура" на коллектор "акрапович" , нормально работать не будет - объем банки не согласован с длиной и объемом коллектора4) Все начинают тюнинг мотоцикла с замены выхлопа, но никто при этом не задумывается про настройку впуска. А ведь это не менее важно. Более того, на Yamaha вообще длина впускного тракта регулируется сервоприводом, и эта система работает в паре с экзапом - непрерывно подстраиваясь под частоту работы мотора.5) Даже готовый выхлоп можно подстроить под двигатель, приварив к нему где-нибудь под днищем мотоцикла заглушенный патрубок правильной длины

Некоторые моменты, про которые я специально не упоминаю:1) Очень сильно влияет форма схода: 4-1, 4-2-1 и т.д.2) Катализатор. Он не только создает сопротивление, но и дает еще один интересный эффект - волны в потоке разбиваются сотами, на выходе поток становится практически ламинарным. Соответственно, это влияет на резонансы в коллекторе – и объясняет – почему, если просто вырезать катализатор, смесь не обедняется (как этого следовало ожидать при уменьшении сопротивления ) , а наоборот – обогащается.Просто нужно чуть подвинуть фазу впрыска, или объем-длину коллектора, или длину впускного тракта.2) Клапан ЭКЗАП. Это вообще отдельная интересная тема для отдельной статьи. Суть в том, что клапан не только создает противодавление, уменьшая сечение - но и изменяет объем коллектора - что сдвигает резонансную частоту. Соответственно, используя такой клапан - правильно настроенный, и обязательно установленный в правильной точке коллектора - можно получить довольно приличную прибавку крутящего момента.

aes-moto.ru

Глушитель мотоцикла Часть 1

29.07.2012

Глушитель мотоцикла Часть 1

          Самое первое, что, как правило, нуждается в замене в недавно купленном мотоцикле – это глушитель. Различные модификации глушителя мотоцикла, особенно спортивного, способны увеличить мощность не меньше чем на 4 л/с, а замена выхлопной системы полностью – не меньше чем на 8. Вполне возможна и такая ситуация, что при модификации одного лишь глушителя увеличится только шум, издаваемый мотоциклом, в таком случае необходима работа и с остальными деталями. Уверенность в хорошем результате можно получить лишь пройдя тест нового глушителя мотоцикла на динамометрическом стенде и определив нужную топливопередачу, а затем проведя замену карты впрыска или жиклеров, в зависимости от вида мотоцикла (с «впрыскным» двигателем или с карбюраторным).

       Зачастую усиление шума оказывается и отрицательным показателем – знаком того, что страдает звукоизоляция глушителя, - стекловолоконный материал, из которого она сделана, выгорает и больше не сдерживает шум. В этом случае можно произвести замену материала. Процедура это достаточно простая, единственную сложность, или скорее неудобство, может вызвать только снятие торцевой крышки, которая может быть прикреплена болтами, винтами или заклёпками. В некоторых типах глушителей придётся снять не только переднюю, а также заднюю крышку.

        В случае установки отдельного глушителя для начала хорошо прочитайте инструкцию и убедитесь в наличии всех нужных инструментов. Для установки следует выполнить следующие действия:

1) Ослабьте верхний болт крепления глушителя 2) Отверните гайки/болты крепления глушителя к соединительной трубе 3) Отверните полностью верхний болт крепления глушителя и снимите глушитель с мотоцикла 4) Установите новое уплотнительное кольцо на торец соединительной трубы или глушителя (в зависимости от конструкции соединения)  5) Установите новый глушитель, закрепите его прилагаемым хомутом и затяните болт хомута 6) Присоедините глушитель к трубе, заверните от руки болты/гайки  7) Проверьте правильность установки глушителя и надёжно затяните весь крепёж  8) Глушитель надвигающейся конструкции надо закрепить на соединительной трубе стяжным болтом.

    Имейте ввиду, что для доступа к болту, возможно, придётся снять нижнюю облицовку обтекателя. Если двигатель только что был в действии, дайте ему остыть. Старые детали выхлопной системы, в том числе и кронштейны, можно сохранить, на случай если вам не удастся пройти техосмотр с новой выхлопной системой (она может не соответствовать исправности вашего мотоцикла). Также случается, что некоторые глушители мотоцикла могут не пройти тест на «шумность» для соревнования на треке.

www.autoglushiteli.ru

Глушитель мотоцикла Часть 2

31.07.2012

Глушитель мотоцикла Часть 2

           Как уже говорилось на прошлой неделе, глушитель мотоцикла – это одна из деталей, которая чаще остальных нуждается в смене. В прошлый раз была описана схема замены глушителя в мотоцикле и даны некоторые рекомендации, касаемые этого вопроса, но не был учтён один важный момент – особенности установки глушителя, который расположен не стандартно, т.е. глушителя «высоко расположенного».

       Для установки высоко расположенного глушителя необходима предварительная установка новой соединительной трубы, позволяющей поднять его впоследствии. При этом необходимо знать, что подобная система не совмещается с правой подножкой, поэтому пассажиров на заднем сиденье возить будет невозможно.

      На некоторых мотоциклах, имеющих клапан управления выхлопом, этот клапан находится не перед соединительной трубой, а непосредственно внутри неё. В данной ситуации необходимо отсоединить и удалить тросы управления клапаном при сохранении способности сервомотора при этом.

      В некоторых моделях, особенно поздних выпусков (например, Fireblade, GSX-R1000 или R1) клапан находится в выхлопной системе. Если вы меняете только соединительную трубу и глушитель, клапан можно оставить в прежнем состоянии. Если же вы собираетесь менять в гоночном мотоцикле всю выхлопную систему, проводку сервопривода оставьте подключённой, удалив только управляющие тросы. Перед началом работы необходимо прочитать инструкцию и удостовериться в наличии всех необходимых инструментов. Новую систему лучше монтировать вне мотоцикла, для того чтобы потренироваться и если что, заранее заметить наличие недостающих деталей. Далее необходимо выполнить некоторые подготовительные действия: установить мотоцикл на монтажный стенд, для облегчения доступа к выхлопной системе; дать возможность остыть двигателю, если он только работал; отвернуть болты/гайки в месте крепления старого глушителя и снять его с мотоцикла, а также снять подножки, предназначенные для заднего пассажира, с обеих сторон; снять нижнюю панель обтекателя; отвернуть болты и снять задний глушитель и соединительную трубу с мотоцикла.

        После того, как выхлопная система будет установлена, хорошо проверьте её по всей длине, - важно, чтобы она ни в коем случае не касалась обтекателя или других деталей. Затем заведите двигатель, чтобы убедиться, что новая система не пропускает газов.

      Если проследить пошагово, как устанавливается высоко расположенный глушитель, это будет выглядеть следующим образом: 1) Установите коллектор на корпус клапана выхлопа с новой прокладкой. 2) Вверните четыре болта сначала от руки. Убедитесь, что кронштейны совместились, затем затяните все четыре болта. 3) Нанесите на соединения немного металлической обмазки, чтобы детали легче вошли друг в друга. 4) Подсоедините к коллектору две нижние соединительные трубы –сначала верхнюю секцию, затем нижнюю.  5) Закрепите нижние соединительные трубы пружинными растяжками. 6) Установите на место среднюю секцию трубы, совмещая её точки крепления с болтовыми отверстиями. 7) Прикрепите среднюю секцию к нижним трубам пружинными растяжками.  8) Установите опорный кронштейн глушителя на место правой подножки. 9) Наденьте глушитель на соединительную трубу и прикрепите его прилагаемым хомутом к опорному кронштейну. 10) Прикрепите глушитель к средней секции выхлопной системы пружинной растяжкой.

www.autoglushiteli.ru

Детали выхлопной системы мотоциклов

Вы приобрели свой первый мотоцикл и хотите увеличить мощность. первое, что надо заменить - глушитель. Это повысит мощность минимум на 4 л.с, а если вы хотите добавить около 8 л.с замените всю выхлопную систему. Но помните о том, что спортивные глушители "вне закона". Но может оказаться, что одной замены выхлопной системы не достаточно. Это покажет динамометрический стенд, а именно определить необходимую подачу топлива и после замените карты впрыска или жиклёры подходящими. Модифицированная выхлопная система изготовляется из материалов способных работать при повышенной температуре, должны обладать высокой долговечностью и иметь маленький вес. А вот приёмистая труба собирается из нержавеющей стали, так как в ней самая высокая температура. Всё это улучшает динамические характеристики вашего мотоцикла.

Теперь о материалах подробнее.

Начнём с алюминия, он очень легко обрабатывается и мало весит. Из него изготавливают некоторые фланцы и кронштейны. Следующий углепластик он очень легкий и при этом прочен. Из углепластика можно изготовить кронштейны и тепловые экраны. Ещё есть титан и нержавеющая сталь. Нержавейка имеет лучшую устойчивость к коррозии, долговечнее и легче стандартной стали. Титан также устойчив к коррозии и при этом он намного легче нержавеющей стали, но у него есть один недостаток титан очень дорогой.

К сожалению, любой глушитель не вечен, выгорает стекловолоконный материал, и шум становится сильнее. Возникает необходимость заменить звукоизоляцию для выполнения этой не сложной работы необходимо снять торцевую крышку. Крышка в свою очередь крепится болтами, винтами либо заклёпками. Иногда требуется снять обе крышки.

Прежде чем устанавливать новый глушитель прочитайте инструкцию и убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты. Замену глушителя рекомендуется проводить на холодном двигателе. Не спешите выбрасывать старые запчасти, они могут пригодиться в случай продажи или техосмотра.

А если вы решите поставить высоко расположенный глушитель, в обязательном порядке пройдется установить новую соединительную систему, и забудьте о пассажирах, так как при установке такого глушителя необходимо снять заднюю ножку.

В некоторых мотоциклах пропускной клапан расположен в выхлопной системе, и если вы решили заменить только глушитель с соединительными трубами его можно оставить не тронутым. А при замене всей выхлопной системы удалите управляющие тросы и оставьте подключенной проводку сервопривода. Прежде чем приступить к работе прочитайте внимательно инструкцию и проверьте наличие всех инструментов и деталей. Лучший способ проверить все детали или нет собрать вне мотоцикла это займёт дополнительное время, но вы будете уверены, что всё на месте. По окончанию установки выхлопной системы или трубы проверьте, чтобы она не касалась ни каких деталей мотоцикла, заведите машину и убедитесь, что выхлопные газы проходят только там где это предусмотрено конструкцией.

Прежде чем приступить к чистке также как и к демонтажу выхлопной системы убедитесь, что она остыла. При уходе за выхлопной системой не используйте кислотосодержащие средства лучше всего для нержавейки взять смоченную растворителем для удаления грязи и масла тряпочку, а потом протрите чистой. Чтобы ваша труба всегда была, как новая используйте полировочные составы. Титановые детали как сами по себе, так и в уходе дорогие их нужно протирать мочалкой смоченной WD-40 или подобной жидкостью.

Еще записи по теме

bezkolesa.ru

Мотоцикл стреляет в глушитель

Когда не уделяешь особого внимания системе зажигания, то появляются неисправности. Обычно глушитель стреляет, сопровождаясь неприятно громкими хлопками.

Причины:

  • бензин низкого качества;
  • сбой в системе подающей топливо;
  • в камеру сгорания попадает бензин с примесями.

Бензин низкого качества разбавляется с h3O. От этого завышается его температура сгорания. Когда он начинает гореть, то остатки воды попадают на стены раскаленного метала, отсюда и неприятные звуки.

Во время сброса газа происходят выстрелы. Намного больше воды попадает в глушитель, если в камере внутреннего сгорания малое давление. От этого в глушителе накапливается лишнее топливо, из-за чего слышаться редкие, но достаточно громкие хлопки.

Проблемы с выстрелами часто наблюдается у владельцев отечественного транспорта. Многие отечественные производители стреляют в карбюратор. Так как бензин засорен в карбюраторе, то выходят хлопки. Можно предотвратить это, если часто чистить фильтры и расходники. Именно они отвечают за чистку двигателя. Главное правильно ухаживать за своим мотоциклом, тогда и не будут появляться подобные проблемы. И тогда мотоцикл будет служить долго и надежно.

Влияние выстрелов

Ни к чему хорошему выстрелы не проводят. Если все оставить как есть, при этом не пытаясь разобраться в проблеме, то можно нахватать еще больше проблем, и не только в эстетическом плане. Загрязненный карбюратор, а также топливо низкого качества просто испортит компрессию цилиндров. Если это запустить, то в будущем может плачевно окончиться.

Дабы разобраться в этой проблеме, необходимо в сервисе проверить технику. Варианты:

  • Патрубки не герметичны.
  • Свечи зажигания находятся в неисправности.
  • Неправильная подача топлива.

Свечи подают заряд импульсами, то часть смеси исчезает в выхлопе. Оттуда она попадает на раскалённый метал отчего и воспламеняется – создается хлопок. Так что Проблема может заключаться в ограничителе оборотов.

Мотоциклы, которые используют в развлекательных шоу, имеют эту особенность. У них часть топлива сгорает в выхлопной трубе, из-за этого появляется пламя, создавая эффектное зрелище.

Установив прямоток на мотоцикл, где есть хлопки, только усугубит ситуацию. Так как выстрелы только усилятся. Поэтому стоит избегать установки, пока не решите проблему с хлопками.

Похожее

chopperfoto.ru