Техника управления мотоциклом. Техника управления мотоциклом


Техника управления | Мото вики

Как правильно управлять мотоциклом и почему управлять именно так правильно. Вся эта информация здесь. (Торможение, контрруление, траектория и прочее)

    Управление мотоцикломПравить

    Разговор о управлении мотоциклом целесообразно начать с рассказа о том, как он движется, удерживает равновесия и поворачивает, одним словом о "физике" движения.

    "Физика" движенияПравить

    Слово "физика" не спроста взято в кавычки, дело в том, что мы будем оперировать физическими понятиями, но на бытовом уровне, так что у физиков могут зашевелиться волосы от нашей кощунственности, но, наша задача простыми словами и понятиями донести суть "физики" движения до каждого мотоциклиста, так что придется потерпеть.

    Центр массПравить

    Центр масс является одним мз основополагающих терминов в описании физики движения. Центр масс - это точка, характеризующая распределение масс в теле или механической системе. При движении тела его центр масс движется как материальная точка с массой, равной массе всего тела, к которой приложены все силы, действующие на это тело.

    Обычно центр масс располагается где(о в районе седла и посередине мотоцикла. Важно отметить, что центр масс не закреплен жестко, а подвижен, именно благодаря этой особенности он и привлекает наш интерес.

    Чем центр масс на машине выше, тем проще она рулится, но менее устойчива (проще опрокидывается). При низком центре масс мотоцикл более устойчив, но менее отзывчив к наклонам.

    Развесовка мотоцикла, торможение и ускорениеПравить

    Большинство машин спроектированы так, что бы 40 процентов веса машины приходилось на переднее колесо, а 60 на заднее. Заложенную разработчиками развесовку можно назвать идеальной, ведь именно при ней подвеска будет находиться в оптимальном положении, а пятна контакта шин будут иметь оптимальную площадь.

    При торможении центр масс мотоцикла смещается вперед, меняя при этом развесовку: на переднее колесо начинает приходиться большая масса, а на заднее-меньшее (именно этот эффект позволяет делать "стоппи"). Кроме того, при торможении СЖИМАЮТСЯ пружины подвески (как передней, так и задней) и мотоцикл полностью опускается, уменьшая дорожный просвет.

    При ускорении все происходит с точностью наоборот: цент масс смещается назад, развесовка меняется в пользу заднего колеса, давление на переднее колесо ослабевает настолько, что мы можем наблюдать "вилли". Побочным эффектом от ускорения является РАСПРЯМЛЕНИЕ пружин подвески и увеличение дорожного просвета. Если у вас есть сомнение по поводу задней подвески - уприте мотоцикл колесом в стену и немного откройте газ. Вы увидите, что задок поднимается.

    Как он едетПравить

    Как он поворачиваетПравить

    Правильная работа газомПравить

    Правильная работа тормозомПравить

    Правильное прохождение поворотаПравить

    ru.motorcycle.wikia.com

    Техника управления мотоциклом — советы от Mirkvadro.ru

    Для безопасного и удобного вождения мотоцикла очень важно оптимальное положение за рулем. Оптимальное - занять место на сиденье максимально близко к баку, в месте, где производитель предусмотрел центр тяжести мотоцикла. Нужно сесть так, чтобы был открыт быстрый доступ к управлению и свободе движений. Очень важна для безопасного вождения соответствующая регулировка зеркал заднего вида, их необходимо настроить так, чтобы в правом зеркале была максимально видна правая область мотоцикл и часть правого плеча. Аналогично, в случае левого зеркала.

    Затем проверить внешние фонари транспортного средства, работу фар ближнего света, указатели поворота спереди и сзади, а также тормозные огни. Перед тем, как отправиться, убедитесь, что нет угроз дорожного движения. На этапе обучения вам совсем не нужно восстановление мотоцикла после аварии.

    При старте Начало самое трудное, поэтому если у вас нет опыта, надо учиться искусству трогаться. На плавность при трогании с места решающее значение оказывает умение обращаться с рычагом сцепления. Чтобы этот маневр прошел правильно, выполняйте следующие действия: поддерживая мотоцикл правой ногой, решительным движением нажмите на рычаг сцепления и включите первую передачу, затем поддерживайте левой ногой, а правая должна находится на подножке, чтобы в случае чего - вовремя нажать на педаль тормоза. На следующем этапе отпускайте рычаг сцепления до того момента, когда почувствуете, что двигатель и трансмиссия начинают вводить мотоцикл в движение. Тогда правой рукой поверните рычаг газа.

    Не расстраивайтесь при первых неудачах, правильный баланс между ослабленным сцеплением и добавлением газа - это действительно вопрос тренировок и времени.

    Трогание мотоцикла, находящегося на возвышенности, требует использования заднего тормоза. В первую очередь, следует выжать сцепление, затем включить передачу, затем нажать на педаль заднего тормоза, опираясь на левую ногу. В момент отпускания рычага сцепления, когда почувствуете, что обороты двигателя начинают падать, и мотоцикл пытается тронуться, нужно постепенно отпускать задний тормоз, одновременно увеличивая обороты двигателя поворотом ручки газа.

    Безопасный интервал Безопасный интервал, это понятие относительное и зависит от таких факторов, как скорость, состояние дорожного покрытия, погодные условия, видимость и собственные навыки. Большинство дорожно-транспортных происшествий является столкновением с другими транспортными средствами, поэтому следует держать дистанцию. Безопасное расстояние можно сохранить, используя правило "двух секунд". При плохих погодных условиях необходимо увеличивать это расстояние вдвое.

    Статью предоставил мотосервис mirkvadro.ru.

    7 октября, Рекламная статья

    spokoino.ru

    Техника управления мотоциклом | cnitomis.ru

    Январь 26th, 2013

    Движение по болотистому участку. Для того, чтобы преодолеть небольшой (примерно до 5 м) болотистый участок, надо предварительно дать мотоциклу повышенную скорость и с хода преодолеть этот участок. Длинный болотистый участок рекомендуется преодолевать на низших передачах, заранее оценив, на какой передаче мотоцикл Далее

    Рубрики: Техника управления мотоциклом | Теги: двигатель, дорога, задний, подача, руль, сцепление

    Январь 24th, 2013

    Подъезжая к подъему, мотоциклист должен оценить подъем и решить, как он его преодолеет. Рекомендуется короткие крутые подъемы преодолевать с разгона.

    После остановки тормоз не отпускать, чтобы предотвратить скатывание.

    Трогание на крутом подъеме с места надо производить при торможении ножным (задним) тормозом следующим образом Далее

    Рубрики: Техника управления мотоциклом | Теги: двигатель, задний, ножной, подача, руль, рычаг, сцепление

    Январь 22nd, 2013

    Повороты

    Во время движения используются 3 способа поворота, именно: 1) рулем, 2) наклоном мотоцикла, 3) комбинированным способом.

    Поворот только рулем осуществляется на малой скорости путем поворота переднего колеса в нужном направлении.

    Поворот наклоном туловища вместе с мотоциклом в сторону поворота водителя Далее

    Рубрики: Техника управления мотоциклом | Теги: задний, коляска, подача, руль, сцепление

    Январь 22nd, 2013

    Правильная посадка мотоциклиста снижает его утомляемость и облегчает управление мотоциклом (рис. 114).

    За рулем мотоцикла надо сидеть слегка наклонно вперед, не сгибая спины, голову держать прямо, руки должны свободно лежать на руле, кисти отогнуть вниз, пальцами охватить рукоятки руля. Не рекомендуется без надобности держать пальцы на рычагах сцепления и тормоза Далее

    Рубрики: Техника управления мотоциклом | Теги: двигатель, задний, ключ, подача, рукоятка, сцепление

    Январь 21st, 2013

    Убедившись, что двигатель прогрелся и работает нормально, можно трогаться с места, для чего необходимо:

    А) снять мотоцикл с подставки, сесть на седло, поставить левую ногу на подножку, а правой упереться в землю. Выключить сцепление, нажать носком левой ноги на передний конец педали и включить первую передачу;

    Б) медленным Далее

    Рубрики: Техника управления мотоциклом | Теги: двигатель, золотник, подача, рукоятка, рычаг, сцепление

    Январь 21st, 2013

    Прежде чем пустить двигатель и выезжать, надо произвести положенное техническое обслуживание мотоцикла перед выездом (см. стр. 194). После того как произведено техническое обслуживание, надо:

    А) убедиться в том, что педаль или рычаг переключения передач поставлены в нейтральное положение Далее

    Рубрики: Техника управления мотоциклом | Теги: двигатель, передача, пусковой, рукоятка, рычаг, цилиндр

    Январь 19th, 2013

    Долговечность мотоциклов зависит не только от правильной обкатки, но также и от качества ухода за ними. В период нормальной эксплуатации громадное значение имеет своевременнее осуществление технического обслуживания мотоциклов.

    При этом водитель мотоцикла должен помнить, что в техническое обслуживание № 1 включаются работы, связанные Далее

    Рубрики: Техника управления мотоциклом | Теги: бензин, двигатель, провод, смазка, техобслуживание

    cnitomis.ru

    Управление мотоциклом: Часть 15. Техника управления мотоциклом: 12 рекомендаций на 12 месяцев | Мотоциклы, мопеды

    Ввиду суровых климатических условий эксплуатация мотоцикла или скутера в России возможна в течение 5-6, максимум 8 месяцев в году. В мировом масштабе (например в таких странах как Италия, Испания, Португалия и т.п.) эксплуатация мотоциклов — вещь круглогодичная. 12 рекомендаций на каждый месяц помогут Вам сделать эксплуатацию двухколесной техники более безопасной.

    Январь

    На скоростных магистралях, двигаясь в крайнем правом ряду, нельзя ехать слишком медленно. Держите бoльшую дистанцию, если впереди вас грузовик или автобус, ведь ваш обзор будет затруднительным. Не прижимайтесь к обочине, даже если вы едете медленно: при повороте или обгоне другие транспортные средства, выезжающие на обочину, могут вас не заметить.

    Февраль

    При въезде на перекрестки с круговым движением стоит быть осторожным с теми, кто движется по нему. На вашем пути могут оказаться другие транспортные средства. А при выезде необходимо заранее перестроиться, так как ехать поперек нескольких полос запрещено. Держитесь строго своего ряда!

    Март

    На автостраде скорость велика, поэтому на поворотах мы рекомендуем ее сбрасывать. Так будет легче вписаться в поворот. Не стоит при повороте направо прижиматься к краю дороги, при прохождении поворота вы можете выехать на полосу встречного движения, а там встретиться с автомобилем. К тому же грязь от обочины может попасть на край дороги, и вас может занести. Езжайте ближе к центру дороги, а на самой середине поворота начинайте выравниваться по центру полосы.

    Апрель

    Во время дождя стоит быть предельно внимательным и не наезжать на линии разметки, канализационные люки и решетки водостока, а также не попадать колесом в лужи. А на светофоре стоит тормозить осторожно, так как именно на этих участках дороги полно масляных пятен, смазочных веществ, которые капают из стоящих машин.

    Май

    В городе помимо транспорта полно пешеходов, которых мы должны уважать. Осторожнее при торможении перед пешеходным переходом: не наезжайте на линии разметки, вы можете заскользить. Не осуществляйте движение близко к тротуарам: ребенок или собака могут неожиданно выскочить на проезжую часть.

    Июнь

    Грузовики и автобусы создают сильные потоки воздуха, которые могут вам помешать. Зимой, если ехать за такими большими машинами, можно легко укрыться от ветра и холода. Но если вы надумаете их обогнать, осторожнее: встречный ветер может помешать Вам и резко изменить вашу траекторию.

    Июль

    При торможении двухколесное транспортное средство ведет себя по-особому. Нужно быть осторожным, чтобы при торможении колеса мотоцикла не потеряли сцепление с дорогой, а если это произойдет, необходимо тут же отпустить передний тормоз. Всегда держите достаточную дистанцию, особенно в тех местах, где возможно резкое торможение впереди идущего транспорта: светофор, поворот, перекресток и т.п.

    Август

    Во время ремонтных работ движение осложняется. Держитесь подальше от конусов и других ограничителей движения, так как если конус упал, вы неизбежно с ним столкнетесь. Избегайте тех участков дороги, на которых грязь, так как вы можете легко потерять сцепление с дорогой и заскользить. Осторожнее на поворотах, а также на неровных участках дороги.

    Сентябрь

    Будьте внимательнее с машинами такси. Они могут неожиданно остановиться, чтобы осуществить высадку или посадку пассажиров. Никогда не объезжайте машину такси или маршрутные автобусы справа близко к краю дороги, особенно когда они стоят: кто-нибудь может выйти из них.

    Октябрь

    Поливочная вода или фонтан могут устроить вам ловушку, если их капли попадут на асфальт, а уж тем более на дорожную разметку или линии зебры. Старайтесь объезжать такие участки, даже если вам придется неожиданно изменить траекторию, которую вы наметили до этого. Езжайте уверенно!

    Ноябрь

    Загорелся красный свет, и вы ищете наилучшее место, чтобы остановиться как можно ближе к светофору. Осторожнее при выезде на полосу встречного движения: какой-нибудь автомобиль мог также обогнать стоящий транспорт, а вас он не заметит. Осторожнее при движении в крайней правой полосе: в припаркованной машине может внезапно открыться дверь. И внимательно при остановке: вы можете попасть в «мертвую» зону видимости для водителя автомобиля.

    Декабрь

    Крайне важно защищать занятую вами полосу движения. Большой палец всегда держите на клаксоне, указательный – на тормозе. Это сокращает время реакции. Осторожнее, если одновременно два автомобиля решают занять вашу полосу, зажимая, таким образом, вас. Осторожнее с теми, кто едет за вами, а также с теми, кто перестраивается в вашу полосу и попадает на ва

    moto-rulit.ru

    Статьи » Техника вождения мотоцикла

     

     

    Статьи ” Техника вождения мотоцикла

    ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЕЗДЫ

    Естественно, что каждый владелец мотоцикла, купив его, изучит инструкцию по обслуживанию и уходу, которая поставляется вместе с машиной, ознакомится с обслуживанием мотоцикла, но лишь немногие стараются приобрести основные навыки вождения с тем, чтобы действия при управлении были автоматическими и, главным образом, действенными. На курсах водителей уделяют гораздо больше внимания управлению автомобилем, чем

    обучению вождению мотоцикла несмотря на то, что езда на мотоцикле намного сложнее и опаснее, чем езда на автомоби ле. Поэтому хочется обратить внимание на важные принципы хорошего управления мотоциклом и тем самым безопасной езды для тех, кто умеет управлять небольшим мотоциклом или начинают, или же не часто ездят на большом мотоцикле. Но это может оказаться полезным и для тех, кто думают, что они умеют управлять мотоциклом.

    Поездка на мотоцикле в летнюю солнечную погоду — это наслаждение. Однако, не имея уверенности в том, что погода не ухудшится, нужно иметь надлежащие одежду и принадлежности. Следует одеть достаточно прочные брюки.

    Куртка также должна быть изготовлена из материала, который ветер не продует и выдерживает дождь. Защита от скверной погоды для водителей одноколейных транспортных средств представляет важную составную часть безопасной езды. Необходимо пользоваться мотошлемами, очками и перчатками.

     

    ПОСАДКА НА МОТОЦИКЛЕ

    Настроить руль в такое положение, чтобы сидеть в небольшом наклоне вперед, т.е. не сидеть с прямой спиной (не скованно). Такой способ сидения не позволяет пружинить позвоночнику и передает ему твердые удары. Водитель, сидя в небольшом наклоне вперед, коленями сжимает топливный бак, образуя с мотоциклом “один комплекс”. Смотреть следует подальше вперед, а не вплотную перед передним колесом.

     

    ПРИНЦИПЫ НАЧИНАЮЩЕГО ВОДИТЕЛЯ МОТОЦИКЛА

    1. Ездить осторожно, главным образом, медленно. Приспособить способ езды своим способностям.

    2. Первое обучение проводить на местах без дорожного движения. Первые проезды совершать на дорогах с очень небольшой интенсивностью движения. Постепенно совершенствоваться в более интенсивном движении и не бояться решать даже сложные ситуации. Сначала не ездить в усложненных условиях (туман, гололедица, дождь).

    3. Наблюдать за движением сзади.

    4. Выбирать безопасную скорость.

    5. Учиться предвидеть сложные ситуации и решать их. В опасной ситуации быстро и правильно действовать, решать тормозить, добавить газу или разъехаться, видя препятствие, или же решать обстановку другим образом.

    6. Не менять направления движения, поворачивая голову в сторону или показывая изменение направления — поворот.

    7. Все время двигаться в надлежащей половине проезжей части дороги — избегать движения на повороте с выездом на внутреннюю встречную полосу.

    8. Выдерживать достаточную дистанцию от впереди идущих автотранспортных средств. Знать эффективность тормозов автотранспортных средств, движущихся впереди (автомобили с усилителем обладают большей эффективностью тормозов, чем мотоциклы).

    9. Избегать резкого выхода из направления движения, не имея достаточно знания об автотранспортных средствах, движущихся сзади.

    10. Осознавать большее воздействие бокового ветра против автомобилей и возможность въезда в неровности на дороге. Осознавать изменения сцепления шин с дорогой при дожде, гололедице и малое сцепление при наезде на пыль на обочине дороги.

     

    ТРОГАНИЕ С МЕСТА

    Учиться трогаться с места, координировать движения сцепления, газа и переключения передач, если нет никакого предыдущего опыта, рекомендуется “всухую” — без запуска двигателя. Первые разгоны с запущенным двигателем испробовать на открытом пространстве (лучше всего на спортивной площадке).

    В принципе следует точно соблюдать очередность:

    - нажать рычаг сцепления

    - включить передачу

    - добавить газу — с чувством поворачивать ручку управления дросселем - слегка отпускать рычаг муфты.

    Сначала разгон не бывает плавным, поэтому пробовать первый разгон лучше на дороге с небольшим уклоном. Наконец, выучить самое трудное — разгон на подъем. Не стоит повторять, что частый и длительный разгон через муфту изнашивает диски, так что следует выучить разгоняться с как можно меньшим пробуксовыванием сцепления.

    Запустив двигатель мотоцикла, сесть, правой ногой упираясь в землю (держа мотоцикл), левой ногой включить первую передачу. Сначала, чтобы на любом мотоцикле тронуться с места, нужно узнать точку, в которой включается сцепление. Это определить, медленно отпуская рычаг. Чувствуя, что сцепление уже начинает уносить, мотоцикл стремится двинуться с места, запомнить это место и при последующем разгоне можно отпускать рычаг до этой точки быстрее, а с этого момента:

    - добавить газу примерно до 1/3 оборотов

    - медленно с чувством отпускать сцепление; когда мотоцикл тронулся, отпустить быстрее сцепление. Затем повышать скорость движения, только добавляя газу.

    Плохая привычка — разгоняться на полном газе и во всем диапазоне разгона давать пробуксовывать сцеплению.

    Плавный и быстрый разгон требует длительной тренировки при соблюдении указанных принципов. Для выезда — разгона на большой подъем или для разгона со спутником недостаточно добавить газу до 1/3 оборотов, в данном случае нужно повышать обороты. В очень холодную погоду еще до первого включения передачи следует “оторвать” вклеенные диски сцепления. Это сделать лучше всего на неработающем двигателе, включить первую передачу и при выжатом сцеплении двигать мотоциклом вперед и назад. Теперь можно запустить двигатель и без затруднений переключать передачи. Затруднения вытекают из того, что прохладное масло сумеет “склеить

    ” диски сцепления, и в случае небрежного включения передачи без описанного освобожде ния может повредиться коробка передач.

     

    ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ

    Различается переключение “вверх” и “вниз”.

    А. Переключение “вверх” — включение более высокой передачи.

    Включив первую передачу, т.е. повысив скорость примерно до 2/3 оборотов двигателя, постепенно включать следующую передачу в следующих циклах:

    I.быстро сбросить газ, чтобы понизить обороты двигателя 2) выжать рычаг сцепления

    II. Включить следующую передачу

    III. Отпустить сцепление

    IV. Сразу же добавить газу и повышать обороты с 1/2 до 3/4. Этот цикл повторять и при последующем переключении передач.

    Б. Переключение “вниз” — включение более низкой передачи.

    При переключении “вниз”, когда нужно повысить мощность на заднем колесе, например, двигаясь под гору:

    I. Сбросить газ

    II. Нажать рычаг сцепления

    III. Включить более низкую передачу

    IV. Отпустить сцепление

    V. Быстро добавить газу — сразу же до 3/4 оборотов.

    При переключении “вниз”, когда следует замедлить или остановить мотоцикл, еще до выжимания сцепления нужно сбросить газ и притормозить. Больше всего следует притормозить до переключения первой передачи со второй.

     

    ОСТАНОВКА

    Тренируя остановку, необходимо стремиться останавливаться в ограниченном пространстве — лучше всего на линии, останавливаясь на ней передним колесом. Постепенно переключать до первой передачи и вплотную до полной остановки еще выжать рычаг сцепления, включить нейтраль и доехать до места остановки — до линии без включенной передачи

    (3-5 метров). Тормозить задним тормозом. Если нужно интенсивно тормозить, то пользоваться обоими тормозами. (Если нам не удалось включить нейтраль в ходе движения, то включить ее после остановки на месте).

     

    ПРИМЕНЕНИЕ ТОРМОЗОВ И ИНТЕНСИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

    Исследуя глубокие причины высокой аварийности мотоциклов, найдем единственную сугубо человеческую — умение управлять мотоциклом. Многим самоуверенным водителям мотоциклов, главным образом молодым, умение которых не отвечает мощности и скорости машины, что

    они не хотят признать, в отношении умения управлять мотоциклом свойственна самая большая слабость, заключающаяся в том, что они не умеют тормозить.

    Специалисты думают, что правильное освоение этого основного приема водителя снизило бы аварийность мотоциклистов по крайней мере на десять процентов.

    Это предположение подтвердила британская транспортная лаборатория ТРРЛ. Почти одна четверть экспериментально проверяемых мотоциклистов тормозили с грубым нарушением правил безопасности движения. Это были, в частности, медленная реакция, потеря управления, а также вредная привычка пользоваться только задним тормозом.

    Экспериментальное правило безопасного применения тормозов требует нажатия сначала заднего тормоза и потом эффективно тормозить передним тормозом. К сожалению, пользоваться передним тормозом не умеют не только водители дорожных мотоциклов, а даже мотоспортсмены.

     

    ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТОРМОЖЕНИЯ

    Время, которым располагает водитель для реагирования на меняющуюся транспортную обстановку, зависит в первую очередь от плотности явлений в движении, а также от скорости движения. Чем больше плотность и чем выше скорость, тем быстрее он должен реагировать. Доказательством общего признания этого правила является ограничение скорости в населенных пунктах. Оценка расстояния для остановки транспортного средства перед препятствием зависит от трех факторов, а именно:

    1. Начальной скорости транспортного средства.

    2. Расстояния, соответствующего времени реагирования водителя.

    3. Остановочного полного пути, который зависит от определенного значения коэффициента трения.

    Сайт создан в системе uCoz

    helios-shark.narod.ru

    Добро пожаловать на персональный сайт rav!

    Техника вождения мотоцикла для начинающих

     Общие принципы езды

    Естественно, что каждый владелец мотоцикла, купив его, изучит инструкцию по обслуживанию и уходу, которая поставляется вместе с машиной, ознакомится с обслуживанием мотоцикла, но лишь немногие стараются приобрести основные навыки вождения с тем, чтобы действия при управлении были автоматическими и, главным образом, действенными. На курсах водителей уделяют гораздо больше внимания управлению автомобилем, чем обучению вождению мотоцикла несмотря на то, что езда на мотоцикле намного сложнее и опаснее, чем езда на автомоби ле. Поэтому хочется обратить внимание на важные принципы хорошего управления мотоциклом и тем самым безопасной езды для тех, кто умеет управлять небольшим мотоциклом или начинают, или же не часто ездят на большом мотоцикле. Но это может оказаться полезным и для тех, кто думают, что они умеют управлять мотоциклом.

    Поездка на мотоцикле в летнюю солнечную погоду — это наслаждение. Однако, не имея уверенности в том, что погода не ухудшится, нужно иметь надлежащие одежду и принадлежности. Следует одеть достаточно прочные брюки.

    Куртка также должна быть изготовлена из материала, который ветер не продует и выдерживает дождь. Защита от скверной погоды для водителей одноколейных транспортных средств представляет важную составную часть безопасной езды. Необходимо пользоваться мотошлемами, очками и перчатками.

    Посадка на мотоцикле

    Настроить руль в такое положение, чтобы сидеть в небольшом наклоне вперед, т.е. не сидеть с прямой спиной (не скованно). Такой способ сидения не позволяет пружинить позвоночнику и передает ему твердые удары. Водитель, сидя в небольшом наклоне вперед, коленями сжимает топливный бак, образуя с мотоциклом «один комплекс». Смотреть следует подальше вперед, а не вплотную перед передним колесом.

    Принципы начинающего водителя мотоцикла

    1. Ездить осторожно, главным образом, медленно. Приспособить способ езды своим способностям.

    2. Первое обучение проводить на местах без дорожного движения. Первые проезды совершать на дорогах с очень небольшой интенсивностью движения. Постепенно совершенствоваться в более интенсивном движении и не бояться решать даже сложные ситуации. Сначала не ездить в усложненных условиях (туман, гололедица, дождь).

    3. Наблюдать за движением сзади.

    4. Выбирать безопасную скорость.

    5. Учиться предвидеть сложные ситуации и решать их. В опасной ситуации быстро и правильно действовать, решать тормозить, добавить газу или разъехаться, видя препятствие, или же решать обстановку другим образом.

    6. Не менять направления движения, поворачивая голову в сторону или показывая изменение направления — поворот.

    7. Все время двигаться в надлежащей половине проезжей части дороги — избегать движения на повороте с выездом на внутреннюю встречную полосу.

    8. Выдерживать достаточную дистанцию от впереди идущих автотранспортных средств. Знать эффективность тормозов автотранспортных средств, движущихся впереди (автомобили с усилителем обладают большей эффективностью тормозов, чем мотоциклы).

    9. Избегать резкого выхода из направления движения, не имея достаточно знания об автотранспортных средствах, движущихся сзади.

    10. Осознавать большее воздействие бокового ветра против автомобилей и возможность въезда в неровности на дороге. Осознавать изменения сцепления шин с дорогой при дожде, гололедице и малое сцепление при наезде на пыль на обочине дороги.

    Трогание с места

    Учиться трогаться с места, координировать движения сцепления, газа и переключения передач, если нет никакого предыдущего опыта, рекомендуется «всухую» — без запуска двигателя. Первые разгоны с запущенным двигателем испробовать на открытом пространстве (лучше всего на спортивной площадке).

    В принципе следует точно соблюдать очередность:

    - нажать рычаг сцепления

    - включить передачу

    - добавить газу — с чувством поворачивать ручку управления дросселем - слегка отпускать рычаг муфты.

    Сначала разгон не бывает плавным, поэтому пробовать первый разгон лучше на дороге с небольшим уклоном. Наконец, выучить самое трудное — разгон на подъем. Не стоит повторять, что частый и длительный разгон через муфту изнашивает диски, так что следует выучить разгоняться с как можно меньшим пробуксовыванием сцепления.

    Запустив двигатель мотоцикла, сесть, правой ногой упираясь в землю (держа мотоцикл), левой ногой включить первую передачу. Сначала, чтобы на любом мотоцикле тронуться с места, нужно узнать точку, в которой включается сцепление. Это определить, медленно отпуская рычаг. Чувствуя, что сцепление уже начинает уносить, мотоцикл стремится двинуться с места, запомнить это место и при последующем разгоне можно отпускать рычаг до этой точки быстрее, а с этого момента:

    - добавить газу примерно до 1/3 оборотов

    - медленно с чувством отпускать сцепление; когда мотоцикл тронулся, отпустить быстрее сцепление. Затем повышать скорость движения, только добавляя газу.

    Плохая привычка — разгоняться на полном газе и во всем диапазоне разгона давать пробуксовывать сцеплению.

    Плавный и быстрый разгон требует длительной тренировки при соблюдении указанных принципов. Для выезда — разгона на большой подъем или для разгона со спутником недостаточно добавить газу до 1/3 оборотов, в данном случае нужно повышать обороты. В очень холодную погоду еще до первого включения передачи следует «оторвать» вклеенные диски сцепления. Это сделать лучше всего на неработающем двигателе, включить первую передачу и при выжатом сцеплении двигать мотоциклом вперед и назад. Теперь можно запустить двигатель и без затруднений переключать передачи. Затруднения вытекают из того, что прохладное масло сумеет «склеить» диски сцепления, и в случае небрежного включения передачи без описанного освобожде ния может повредиться коробка передач.

    Переключение передач

    Различается переключение «вверх» и «вниз».

    А. Переключение «вверх» — включение более высокой передачи.

    Включив первую передачу, т.е. повысив скорость примерно до 2/3 оборотов двигателя, постепенно включать следующую передачу в следующих циклах:

    I.быстро сбросить газ, чтобы понизить обороты двигателя 2) выжать рычаг сцепления

    II. Включить следующую передачу

    III. Отпустить сцепление

    IV. Сразу же добавить газу и повышать обороты с 1/2 до 3/4. Этот цикл повторять и при последующем переключении передач.

    Б. Переключение «вниз» — включение более низкой передачи.

    При переключении «вниз», когда нужно повысить мощность на заднем колесе, например, двигаясь под гору:

    I. Сбросить газ

    II. Нажать рычаг сцепления

    III. Включить более низкую передачу

    IV. Отпустить сцепление

    V. Быстро добавить газу — сразу же до 3/4 оборотов.

    При переключении «вниз», когда следует замедлить или остановить мотоцикл, еще до выжимания сцепления нужно сбросить газ и притормозить. Больше всего следует притормозить до переключения первой передачи со второй.

    Остановка

    Тренируя остановку, необходимо стремиться останавливаться в ограниченном пространстве — лучше всего на линии, останавливаясь на ней передним колесом. Постепенно переключать до первой передачи и вплотную до полной остановки еще выжать рычаг сцепления, включить нейтраль и доехать до места остановки — до линии без включенной передачи (3-5 метров). Тормозить задним тормозом. Если нужно интенсивно тормозить, то пользоваться обоими тормозами. (Если нам не удалось включить нейтраль в ходе движения, то включить ее после остановки на месте).

    Применение тормозов и интенсивное торможение

    Исследуя глубокие причины высокой аварийности мотоциклов, найдем единственную сугубо человеческую — умение управлять мотоциклом. Многим самоуверенным водителям мотоциклов, главным образом молодым, умение которых не отвечает мощности и скорости машины, что они не хотят признать, в отношении умения управлять мотоциклом свойственна самая большая слабость, заключающаяся в том, что они не умеют тормозить.

    Специалисты думают, что правильное освоение этого основного приема водителя снизило бы аварийность мотоциклистов по крайней мере на десять процентов.

    Это предположение подтвердила британская транспортная лаборатория ТРРЛ. Почти одна четверть экспериментально проверяемых мотоциклистов тормозили с грубым нарушением правил безопасности движения. Это были, в частности, медленная реакция, потеря управления, а также вредная привычка пользоваться только задним тормозом.

    Экспериментальное правило безопасного применения тормозов требует нажатия сначала заднего тормоза и потом эффективно тормозить передним тормозом. К сожалению, пользоваться передним тормозом не умеют не только водители дорожных мотоциклов, а даже мотоспортсмены.

    Общие правила торможения

    Время, которым располагает водитель для реагирования на меняющуюся транспортную обстановку, зависит в первую очередь от плотности явлений в движении, а также от скорости движения. Чем больше плотность и чем выше скорость, тем быстрее он должен реагировать. Доказательством общего признания этого правила является ограничение скорости в населенных пунктах. Оценка расстояния для остановки транспортного средства перед препятствием зависит от трех факторов, а именно:

    1. Начальной скорости транспортного средства.

    2. Расстояния, соответствующего времени реагирования водителя.

    3. Остановочного полного пути, который зависит от определенного значения коэффициента трения.

    (по материалам журнала "Мото-Гид")

    Главное правило: кто на заднем сиденье - тот хозяин, его слово для водителя - закон. Пассажир имеет полное право говорить, чего ему хочется - ехать медленнее или совсем остановиться. Желая покрасоваться, вы ненароком рискнете - и испугаете пассажира, тем более, если это девушка, и у него пропадет охота на мотоциклы даже смотреть. Не допускайте этого никогда, пусть "второму номеру" поездка запомнится приятной, а водитель - здравомыслящим.

    Перед поездкой проведите своего рода инструктаж "второго номера". Разъясните, что он может сесть на место только после того, как вы сами уже разместитесь за рулем, переведете рычаг КП на нейтральную передачу, поднимите боковой упор и обеими ногами упретесь в землю. Обязательно поднимайте подножку, потому что когда пассажир плюхается в седло, подвеска сжимается и байк может резко наклониться и даже завалиться, если упор коснется земли.

    Готовы к движению? Кивните пассажиру - пусть занимает место за вашей спиной. Он (она) должен стараться перенести свой вес как можно ближе к центру мотоцикла. Во время движения подружка сзади вас может работать языком сколько угодно, но резкие движения телом и даже его частями запрещены категорически. Конечно, она не обязана превратиться в истукана - пусть шевелится, главное - чтобы это не стало неожиданностью для вас.

    Теперь о положении тел. Скажите своей хорошенькой (или очень хорошенькой пассажирке), что для ее же безопасности вы должны чувствовать ее бюст на своей спине, руки - на талии, колени - на бедрах. В таком положении она полностью контролируема, да и ей есть на что опереться, чтобы не чувствовать себя "подвешенной". А вы почуете ее страх раньше, чем она об этом скажет или подумает - у некоторых так и просто язык отнимается. Объясните, что ей не следует помогать вам наклонять мотоцикл - пусть прильнет и ни о чем не тревожится.

    Что бы ни случилось, пассажир всегда должен держать свои нижние конечности на подножках и не пытаться выравнивать мотоцикл, используя ноги в качестве балансира, и тем более опускать их на землю. Если на мотоцикле есть дуги для пассажира (они служат еще и для крепления туристических кофров), расскажите "второму номеру", что дуги выполнят свою основную задачу - защитят ноги, пока те "приклеены" к подножкам.

    А вы, господа водители, в свою очередь, должны блюсти этику езды с пассажиром: переключайте передачи плавно (суперкласс для пилота, если не возникают характерные кивки головы "второго номера" в момент переключения передач), начинайте движение и останавливайтесь так, чтобы пассажир не замечал начала движения или остановки. Стремитесь к абсолютной плавности хода - и ваша подружка будет долго греть вашу спину.»

    10 вещей, которые нужно научиться делать в следующем сезоне...

    Новичкам посвящается, но не только им адресуется.

    1. Не использовать тормоза

    Зачем? "О-о-о! Да ты крутой гонщик! Даже не используешь тормоза!" - это не комплимент, цель которого переполнить тебя гордостью. Это правда. Оставить в покое этот механизм -героический поступок и большое достижение само по себе. Но, кроме того, это ещё и послужит серьёзным толчком для улучшения скоростных характеристик езды и увеличения поля зрения.

    Для новичков это послужит стимулом глядеть подальше вперёд, чтобы предугадывать повороты, перекрёстки, открытые люки и вообще всё, что обычно заставляет тебя напрягаться. Это упражнение заставляет также лучше продумывать скорость входа в поворот, что, в конечном итоге, сделает тебя быстрее.

    Когда это делать? Всегда, как только пожелаешь проверить, насколько, в действительности, тебя замедляют тормоза, а не мозги.

    Когда не делать этого? Когда дорогу перебегают маленькие дети или большие лоси...

    Легко? Нет. На незнакомых извилистых трассах невероятно трудно забыть про тормоза.

    2. Блокировка заднего колеса

    Зачем? Затем, что это может произойти случайно при резком торможении, особенно на влажном покрытии, но, если тебе будет знакомо это ощущение, то оно не доставит сильного беспокойства. Кроме того, это наиболее лёгкий и безопасный из "двухколёсных" трюков. Вот почему ты делал его на своём велосипеде.

    Когда это делать? В любое время, когда ты движешься по прямой, и сзади никого нет. Скорость движения роли не играет, но резина обойдётся тем дороже, чем выше будет скорость. Ты можешь коротко нажать на педаль и отпустить или нажимать постепенно, пока не послышится характерный приятный звук (визг) или не почувствуешь скольжение. Это упражнение проще выполнить, если предварительно притормозить передним тормозом, что разгрузит заднее колесо и уменьшит его сцепление с дорогой. Будь готов к тому, что заднюю часть мотоцикла может повести вбок, если дорога имеет выгнутый профиль, или если траектория движения не абсолютно прямолинейна.

    Когда не делать этого? В поворотах, или если у тебя на хвосте грузовик.

    Легко? Да, но не увлекайся, а то протрёшь покрышку.

    2. Блокировка переднего тормоза Зачем? Всем нам приходится время от времени тормозить от души. Практика блокировки переднего колеса до того, как это действительно понадобится, может означать разницу между быстрым торможением и аварией. Нужно натренировать свои рефлексы, чтобы знать, как это выглядит. Таким образом, ты сможешь ослабить тормозное усилие, как только произойдёт блокировка.

    Когда это делать? Найдите пустынную ровную асфальтированную площадку. Можно попробовать пустую автостоянку. Расслабьтесь. Разгонитесь приблизительно до 30 км/ч и нажмите на рычаг тормоза как можно сильнее и на очень короткий промежуток времени. Передняя покрышка должна протестующе скрипнуть, а колесо - заблокироваться, оставив на асфальте короткую чёрную отметину. Если будете увеличивать давление на тормоз постепенно, переднее колесо нагрузится, сцепление с поверхностью возрастёт, заблокировать колесо станет трудно. Когда не делать этого? На поворотах (если, конечно у вас нет уверенности, что вы уже продали свой мотоцикл), на сильно профилированных дорогах и при наличии вокруг дорожного движения. Легко? Нет. Сначала придётся разрушить довольно мощный психологический барьер. Случается, что некоторы падают, пытаясь выполнить это упражнение. Однако, пока вы готовы немедленно отпустить тормоз, даже не дождавшись блокировки, всё будет в порядке. Упражнение сложно выполнять на резине с высокими характеристиками сцепления (мягкой, прогретой).

    3. "Стоппи" Зачем? Если ты можешь сделать "стоппи", это означает, что ты можешь использовать тормоза с максимальной эффективностью, что когда-нибудь отблагодарит тебя. Кроме того, это подготовит тебя к моменту, когда "стоппи" получится случайно. Некоторые мотоциклы вообще не позволяют сделать "стоппи", т.к. имеют неподходящую форму или слишком слабые тормоза. Любой HD - хорошая иллюстрация обоих случаев. Но в подходящих условиях спортбайк с радостью "встанет на нос" после недолгих уговоров.

    Когда это можно делать? Как и со всеми упражнениями с торможением, "стоппи" лучше тренировать на пустынных дорогах на сухом, плоском асфальте. На скорости 40-50 км/ч (скорость может быть любой), нажмите сильно передний тормоз до сжатия амортизатора вилки, затем постепенно, но быстро добавляйте тормозноге усилие, пока заднее колесо не окажется в воздухе. Когда этого нельзя делать? Пешеходы не будут в восторге, если увидят твой трюк перед "зеброй". Возможно выполнение "стоппи" на влажном покрытии, но до того момента, пока вы не почувствуете себя настоящим экспертом, вам от этого лучше воздержаться.

    Легко? И снова вопрос в преодолении психологического барьера, однако, если ты готов к тому, чтобы ослабить тормоз при появлении блокировки, это не будет слишком сложно. Не пытайтесь с самого начала делать высокие "стоппи", продвигайтесь вперёд постепенно.

    5. Переключение передач без использования сцепления Зачем? Потому что это быстрее, плавнее, круче и не вредит мотоциклу, но только при использовании этой техники при переключениях "вверх". Когда это можно делать? Когда ты ускоряешься с переключением передач. Вместо того чтобы выжать сцепление, сбросить газ, переключить передачу и отпустить сцепление, попробуй просто надавить на рычаг переключения передач и сбросить газ на долю секунды. Кратковременное снижение мощности позволит включиться повышенной передаче. Это намного быстрее и плавнее. Когда этого нельзя делать? При медленном движении очень трудно сделать плавное переключение без использования рычага сцепления, т.о. в городе лучше стартовать с выжиманием сцепления. Легко? Да, как только выполнишь все действия скоординированно, получится довольно плавное переключение.

    6. Раскрутка до "красной зоны" Зачем? Пока двигатель твоего мотоцикла находился в стадии разработки, его заставляли напрягать ограничитель оборотов нескончаемое количество часов на испытательном стенде. Только когда каждый из его компонентов смог бы рассмеяться в лицо таким испытаниям, мотор сочли достойным быть помещённым в раму и проданным тебе. Так дай шпоры этому парню. Не думай, что ты должен быть с ним мягок. Это значит, что надо загонять его в "красную зону". Именно для этого были придуманы ограничители оборотов.

    Когда это можно делать? Всегда, когда хочешь напомнить себе, почему ты купил мотоцикл, а, не, например, абонемент в филармонию. На самом деле для двигателя очень вредно напрягаться на малых оборотах. Т.е. лучше держать повышенные обороты, чем пониженные.

    Когда этого нельзя делать? Когда двигатель не прогрет, работает в помещении или ты едешь по городу. В других случаях стоит его подстегнуть. Легко? Как открутить ручку.

    7. Countersteering Зачем? Если вы ранее никогда не использовали этот приём, то вы будете удивлены, насколько быстро он позволяет класть мотоцикл в поворот, и как вы до сих пор без этого обходились. Если вы используете countersteering, попробуйте делать его ещё резче, это всегда возможно. В физику этого явления вовлечена целая комбинация сил механического и гироскопического происхождения. Но это не должно вас останавливать.

    Когда это можно делать? Неплохо попрактиковаться при езде по прямой, прежде, чем отрываться в поворотах. При движении по прямой, нажмите на правую рукоятку руля, мотоцикл повернёт вправо. Аналогично дело будет обстоять с левой рукояткой. Если вам понравилось, используйте этот приём для более быстрого, чем раньше, входа в повороты. Скоро он станет естественной частью ваших навыков езды. Практически нет ограничений в отношении того, насколько сильно можно применять countersteering. Когда этого нельзя делать? Всегда можно. Легко? Очень. Но не забывайте прекратить countersteering когда ваш мотоцикл примет горизонтальное положение.

    8. Быстрый старт Зачем?Иногда хочется оторваться от занудной толпы автомобилей. Иногда хочется поставить водителя автомобиля на подобающее ему место. Иногда просто хочется отжечь без какой-либо причины. Когда это можно делать? Красный, Жёлтый, Пошёл! Лучше всего практиковаться на пустынных дорогах, или если работаете в городе. Раскрутите двигатель до оборотов, на которых он имеет максимальную тягу. Некоторые держат постоянные обороты, другие неистово "дёргают" обороты до правильного значения. Отожмите сцепление до точки включения и отпустите с добавлением газа. Наилучший баланс получается, когда переднее колесо находится в минимальном контакте с поверхностью дороги, необходимом для некоторой возможности управления.

    Когда этого нельзя делать? Нет никаких законов, ограничивающих ускорение, однако, учитывая, что вы достигнете скорости под 50км/ч менее чем две секунды, то неплохо убедиться в отсутствии помех, если вы намерены быстро пробежаться по передачам. Есть также вероятность получить несколько едких замечаний типа "сумасшедший", если вас это волнует.

    Легко? Попрактикуйтесь в нахождении баланса между сцеплением и газом. На некоторых моделях мотоциклов это довольно сложно.

    9. Свешивание в поворотах

    Зачем? Вес вашего тела играет важную роль в динамике управления мотоциклом, т.о. его смещение, способно изменить поведение мотоцикла, давая возможность применения большего угла наклона и большего сцепления с трассой передней шины. Безусловно, можно ездить довольно быстро и без свешивания, но вы достигнете физических пределов управляемости вашего мотоцикла гораздо быстрее.

    Когда это можно делать? При приближении к правому повороту сместите свою задницу на правую часть седла до начала поворота. Оказавшись на кривой, вы сможете сохранять больший угол наклона мотоцикла, т.к. вы сместили центр тяжести. Смещением веса в переднем направлении можно добиться большего давления на переднее колесо, что даст лучшее сцепление с дорогой.

    Когда этого нельзя делать? Лучше не перемещаться, находясь в повороте, это может нарушить стабильность траектории.

    Легко? Поначалу этот приём кажется странным, но быстро становится естественной техникой езды.

    10. Прокручивание заднего колеса на влажном покрытии

    Зачем? Просто, чтобы почувствовать, что это такое, на случай, если это произойдёт случайно, и чтобы получить представление о сцеплении с дорожным покрытием. Иногда это явление сигнализирует, как легко прокручивается колесо, а иногда изумляет, как много тяги может быть в дождь. Пока не попробуешь, не узнаешь.

    Когда это можно делать? Проще всего - на низших передачах, при старте с перекрёстков. Грязные обочины - тоже наш полигон. Убедитесь, что ваше положение совершенно вертикально, затем открутите ручку газа. Как только мощность возрастёт, заднее колесо начнёт прокручиваться и задняя часть мотоцикла будет слегка вилять (двигаться из стороны в сторону). Об этом не нужно беспокоиться. В зависимости от сцепления с дорогой, вы можете переключить передачу и продолжить вращение.

    Когда этого нельзя делать? Вы будете ускоряться довольно быстро, даже при прокручивании заднего колеса, поэтому не загоняйте себя в такие условия, когда вам придётся панически тормозить. Выбирайте открытые участки дорог. И не делайте этого на дорогах с сильно изогнутым профилем.

    Легко? Да, вам нужно только понять, что это уже произошло. Однако иногда величина сцепления с дорогой не позволяет колесу прокрутиться.

    Экипировка для езды на мотоцикле

    Если хочешь избежать неприятностей, ты должен быть полностью защищен с ног до головы каждый раз, когда садишься на мотоцикл, независимо от того, жарко на улице или холодно, и едешь ли ты на дальняк или просто решил сгонять до магазина. Здесь действует такой же принцип - покупай самое дорогое из того, что можешь себе позволить. Или еще дороже. Хорошая одежда защитит от порезов, ушибов, битого стекла и стертых коленей или синяков, которые можно легко заиметь, упав даже на небольшой скорости. В принципе стоимость недорогого подержанного мотоцикла вполне может равняться стоимости хорошей защитной одежды, в этом нет ничего необычного, и ты должен быть готов к этим затратам. Вот что тебе понадобится:

    КУРТКА: Для поездок на мотоцикле надо иметь специально предназначенную для этого куртку. Тонкая кожа не пойдет. Цены на хорошие мотокуртки начинаются от 300 долларов. Куртка должна сидеть достаточно плотно, чтобы при падении она не задралась, обнажая пузо или спину. Но в то же время достаточно свободно, чтобы под не можно было одеть свитер в холодную погоду. Сама по себе кожа плохо сохраняет тепло, она больше предназначена для защиты, чем для езды в холодную погоду. На шее и на запястьях должны быть надежные застежки или липучки, иначе под них будет пробираться ветер. Кожаные костюмы или комбинезоны для гонок наиболее оптимальны с этой точки зрения, но сравнительно дороги. Не стоит искать подходящую одежду в бутиках или универмагах, там все равно нет того, что тебе нужно - самое время отправиться в специализированный мотомагазин. В качестве альтернативы многие фирмы производят классную одежду из Кордуры, нейлона, других искусственных материалов, с кевларовыми вставками (это то, из чего делают пуленепробиваемые жилеты). Они зачастую даже лучше по своим защитным свойствам, чем мотоциклетная кожа и стоят порядка 320-350 долларов.

    ШТАНЫ: В идеале всегда надо носить кожаные или нейлоновые штаны с защитными вставками. Но таскать их на себе весь день неудобно и непрактично. С другой стороны, согласно результатам исследований, деним джинсов Levi"s протирается на асфальте на дистанции 120 см (4 фута). Поэтому решение предстоит принять тебе самому. Сам определи, что для тебя важнее, и сделай выбор в пользу удобства или безопасности. Aerostich производит штаны, пристегивающиеся к куртке (около 300 долл.) или цельные костюмы-комбинезоны (около 600 долл.). Кожаные костюмы в большинстве случаев поставляются в раздельном варианте (штаны, пристегивающиеся к куртке). Тут действует то же правило: никаких модных кожаных штанишек из бутиков!

    ОБУВЬ: Ботинки из высококачественной кожи - что может быть лучше, разве что полусапоги, но и те, и другие - без каблуков! Если нравятся кроссовки, выбери высокую модель и завязывай шнурки потуже. Большинство кроссовок и туфель просто-напросто спадают во время удара, подставляя твои голые ноги под падающий мотоцикл. Без сомнения, сандалии, модельная обувь или открытые туфли даже не обсуждаются. Даже если ты не упадешь, они затрудняют управление мотоциклом, и в них труднее найти точку опоры при остановке.

    ПЕРЧАТКИ: В них ты лучше чувствуешь положение ручки газа и они защитят тебя при падении. Поначалу от них испытываешь странные и кажущиеся некомфортными чувства, но постепенно привыкаешь. Кожаные перчатки лучше передают тактильные ощущения на кожу ладони. Хорошие перчатки, кроме обычных мест, можно найти в магазинах, торгующих кожаными багажными сумками и кофрами.

    ЗАЩИТА ДЛЯ ГЛАЗ: Если у тебя не шлем-интеграл, придется по-любому покупать очки. Без них на дороге при скорости более 50 км/ч делать нечего. Очки от солнца не совсем удобны - ветер продувает их насквозь снизу или сверху. Более того, даже если у тебя интеграл с прозрачным стеклом, в солнечные дни придется носить противосолнечные очки. Крыши на мотоцикле нет (кто бы мог подумать!), а без нее солнечный свет намного более интенсивен, чем в салоне автомобиля. Для дневных поездок можно купить дополнительное тонированное стекло на шлем. Иначе купи пару очков для использования только на мотоцикле и выпрями дужки - тогда сможешь одевать и снимать их, не снимая шлема.

    Добавление: Или же купи пару настоящих "авиаторских" очков или очков, выполненных в этом стиле, которые одеваются на шлем сверху. Не покупай дешевку, настоящие Ray-Ban"ы не разочаруют качеством и прослужат дольше.

    Если планируешь часто брать с собой пассажиров, помни, что именно ты отвечаешь за их безопасность в пути. Если у них нет своей защитной одежды, ты должен обеспечить им минимальный набор. Когда наступает черед заменить свою собственную, не выбрасывай старую - она может пригодиться для твоих пассажиров. Не поддавайся на уговоры знакомых прокатить их (можешь быть уверенным, таких будет немало). Возможно, следует в любом случае подождать примерно полгода и набраться опыта и уж по крайней мере в свое первое лето не брать пассажиров.

    and-rav.my1.ru