Def-Aleks › Блог › Забытые имена. Глава 104. Wanderer. Мотоцикл вандерер


Очарованный странник - Wanderer - МОЙ МОТОЦИКЛ

Wanderer и по-немецки, и по-английски означает «странник», «скиталец». Для колёсных транспортных средств наименование – самое подходящее! И, хотя марок со сходным значением на исходе позапрошлого века, в эпоху велосипедного бума и становления авто-мото промышленности возникало великое множество: Rover, Rambler, Roamer, Ranger, тем не менее, не все они несут в себе романтический заряд достаточной силы. Ведь, если «wanderer» и «rambler» – именно «скитаются», без определенной цели, то «roamer» и «rover» такую цель вполне имеют, так что они, всё же, скорее «путешественники», чем «странники».

Фирма Wanderer сейчас подзабыта, а в своё время она была одним из лидеров немецкого мотопрома. История компании достаточно типична для мотоциклетных фирм начала двадцатого века. Первой продукцией фирмы были велосипеды – очень востребованный товар в конце девятнадцатого века. Дальше были велосипеды с мотором, потом мотоциклы и затем – переход к более крупным формам, автомобилям.

Название Wanderer выбрал в качестве торговой марки для своей продукции Иоганн Винкльхофер, сын мюнхенского пивовара. Начинал он пятнадцати лет от роду простым токарем, потом выучился на коммивояжера и с 1883 года занимался реализацией велосипедов английской фирмы Rudge – примитивных машин типа «penny-farthing» с огромным передним и крохотным задним колёсами – ещё их называли «пауками». Кроме этого, Винкльхофер был достаточно известным велосипедистом и победителем различных гонок у себя на родине, где обучал велосипедной езде и создавал велосипеды собственной конструкции! По ходу этой своей деятельности он познакомился со своим будущим компаньоном Рихардом Яничке, который к тому моменту поработал механиком в США, набрался опыта и – пару лет спустя молодые люди открыли в саксонском городе Хемнице мастерскую по ремонту велосипедов всех систем. Иоганн жертвует в уставной капитал 600 марок и тиски, Рихард – 1000 марок.

Двухколёсные машины ремонта требовали часто, причем серьёзного. Заказов у мастерской Winklhofer & Jaenicke было много, вырученные деньги приходилось вкладывать в приобретение нового инструмента и оборудования, так что очень скоро мастерская оказалась оснащена на уровне приличного велозавода, каким она, в конечном счёте, и стала. В самом начале 1887 года, сразу после новогодних праздников, продукции новой фирмы было официально присвоено название Wanderer, хотя сама она по-прежнему носила шикарное и длинное, словно дворянский титул, наименование Chemnitzer Velociped-Depot Winklhofer & Jaenicke. Только через девять лет, после акционирования и постройки нового производственного корпуса в ближнем пригороде Шёнау, название предприятия наконец-то совпало с торговой маркой его продукции: компания стала называться Wanderer Fahrradwerke AG.

Дебют первых мотоциклов Wanderer – одноцилиндровых машин с двигателем мощностью 1,5 л.с., имевшим автоматический впускной клапан, датируется 1902 годом. Привод заднего колеса осуществлялся кожаным ремнём, тормоза сначала были велосипедными, а потом на переднем колесе появился ленточный тормоз.

В раму велосипедного типа был вставлен плоский прямоугольный бензобак. Аналогичная двухцилиндровая модель с V-образным мотором мощностью 3 л.с. получила специально разработанную раму и переднюю вилку, где колесо подвешивалось на двух вертикальных коротких пружинах.Следующая серия моделей, образца 1908 года, явила миру, по сути, первый настоящий «Вандерер» – чрезвычайно прогрессивную для своего времени конструкцию. В специально разработанной раме могли помещаться на выбор два нижнеклапанных мотора – одноцилиндровый, мощностью 2 л.с., или V-образный двухцилиндровый, мощностью 4 л.с.

Двухцилиндровый двигатель представлял собой модернизацию одноцилиндрового: первый цилиндр располагался вертикально, а второй находился перед ним в наклонном положении под углом 45°, при этом его ребра охлаждения были сделаны горизонтальными. Система зажигания работала от магнето. Заднее колесо по-прежнему приводилось ремнём, коробка передач отсутствовала, зато механизм натяжения ремня был выполнен весьма оригинально. Если обычно ременный шкив насаживался непосредственно на цапфу коленчатого вала, то в данном случае на цапфе сначала крепилась круглая подвижная планшайба, на которой с эксцентриситетом устанавливалась ось вращения шкива. Следом за ней, на самом носке цапфы, привинчивалась цилиндрическая зубчатая шестерня. Ременный шкив внутри был полым и имел внутренний зубчатый венец. Таким образом, передача крутящего момента с коленчатого вала двигателя на ремень осуществлялась не напрямую, а через шестерёнчатую передачу. К планшайбе крепился плоский зубчатый сектор, который, в свою очередь, входил в зацепление с вертикальным червячным валом. К нему сверху шёл длинный стержень с рукояткой, вращая которую, водитель мог изменять положение сектора и, соответственно, натяжение ремня. Это было очень удобно, так как ремни в то время довольно быстро растягивались.

Но главной «фишкой» всех мотоциклов «Вандерер» стал оригинальной формы бензобак, в виде вытянутого пятигранника – узкого возле передней вилки и широкого под седлом, откуда и подавался бензин в карбюратор. Днище бензобака изготавливалось с уклоном, что решало довольно насущную проблему остатков топлива, не попадающих в заборник бензокрана. Необычной (по современным понятиям) была также конструкция тормозов и характерного вида короткорычажная передняя вилка.

Мотоциклы Wanderer оснащались вспомогательным педальным приводом (что было обычным для того времени) – для запуска двигателя. Кроме втулки заднего колеса велосипедного типа (с собственным тормозным механизмом), имелся ещё дополнительный – башмачный тормоз, действующий на ременной колёсный обод. А приводился он в действие от тех же педалей: при резком вращении педального узла назад специальный выступ на одном из шатунов задействовал несколько тяг, прижимавших башмак к ободу.

Передняя вилка мотоциклов нового семейства была короткорычажной, также весьма характерного вида. И завершая описание конструкции, следует отметить, что под заказ уже в 1908 году на мотоциклах «Вандерер» можно было получить мягкую подвеску заднего колеса: два наклонных телескопических пружинных амортизатора шли из-под сиденья к заднему колесу, а весь задний конверт рамы вместе с колесом и крылом качался на горизонтальной поперечной оси, находившейся сразу за силовым агрегатом. Для тех лет это было решение класса «люкс»!

Двухцилиндровая модель образца 1910 года – «Туре 3 Р5», при рабочем объёме 380 см/куб развивала на самом деле мощность 6 л.с. Цифра в названии – показатель так называемой «налоговой мощности». Скорость машины с собственным весом в 50 кг не превышала 40 км/ч. Правда, уже в 1913 году аналогичная мощность снималась с одного цилиндра рабочим объёмом 316 см/куб. К этому моменту в серию уже пошла более тяжёлая машина с V-образным двухцилиндровым нижнеклапанным мотором обычной конструкции, но с рабочим объемом 616 см/куб, в больших количествах поставлявшаяся в германскую армию.

После окончания Первой Мировой войны программу продукции завода Wanderer составили две основные модели с нижнеклапанными моторами – одноцилиндровым (327 см3, 4,5 л.с.) и V-образным двухцилиндровым (616 см3, 9 л.с.). Обе машины получили трёхступенчатую коробку передач. Но, если первая ещё имела ременный привод заднего колеса, то на вторую уже устанавливалась цепная главная передача. В 1925 году к ним добавилась очень любопытная верхнеклапанная модификация. Двигатель рабочим объемом 184 см3 и мощностью 5 л.с. имел горизонтальный цилиндр и четыре клапана!

В блоке с мотором размещалась двухступенчатая коробка передач. С левой стороны от силового агрегата находился внешний маховик, заднее колесо приводилось цепью. Полностью была переработана ходовая часть: плоский вытянутый прямоугольный бензобак разместили между двумя верхними трубами рамы, а передняя вилка теперь стала параллелограммной, с двумя центральными пружинами. Машина оказалась довольно сложной по конструкции и чуть позже появилась аналогичная, но упрощённая версия – двухклапанная, с рабочим объемом 196 см3. К 1924 году в подобную ходовую часть перекочевал и 616-кубовый двухцилиндровый мотор, только передняя вилка оснащалась не центральными, а боковыми пружинами.

В 1925 году фирма «Вандерер» представила на рынке свою топ-модель – мотоцикл с V-образным двухцилиндровым верхнеклапанным двигателем, который при рабочем объёме 708 см3 развивал мощность 15 л.с. Мало того – каждая головка цилиндра была четырёхклапанной! Чуть позже появилась версия с увеличенным до 746 см3 рабочим объёмом, её мощность составляла от 17 до 20 л.с., в зависимости от форсировки. Параллельно выпускалась и передовая верхнеклапанная модель с двумя клапанами на цилиндр – она продержалась в производстве почти до 1929 года.

К середине двадцатых мотоциклы Wanderer занимали хорошие позиции на рынке Германии, неплохо шли на экспорт. Не хватало только топовой модели, венчавшей модельный ряд. Таким мотоциклом стал Wanderer К 500. В продажу он поступил в 1927 году. Можно сказать, что это был один из первых мотоциклов туристического назначения. Разработал эту модель Александр фон Новикофф (Alexander fon Novikoff) – очевидно, дворянин, из «бывших». Покупатель принял мотоцикл на «хорошо». Wanderer К 500 прослыл почти неубиваемым мотоциклом, что очень нравилось тогдашним мототуристам, ведь автобаны в Германии только начинали строить и просёлочных дорог было очень много.Рама мотоцикла имела штампованную конструкцию (любимая фишка немецкого мотопрома!) и, хотя была тяжеловата, но зато обладала завидным запасом прочности. Нетипичное решение для мотоцикла с одноцилиндровым двигателем – наличие кардана вместо цепи. Сделано это было по двум причинам.

Во-первых, Wanderer хотел протолкнуть свой мотоцикл Рейхсверу, а военные брали на вооружение только мотоциклы с карданным приводом.

Во-вторых, K 500 позиционировался, как туристический мотоцикл, а качество тогдашних мотоциклетных цепей было таково, что на них далеко не уедешь. И для военного, и для туристического мотоцикла кардан был явно предпочтительней. К тому же, цепь требовала ежедневного обслуживания.Двигатель установили одноцилиндровый, с рабочим объёмом 498 см3 и мощностью 18 л.с. Это был очень хороший параметр для мотоциклетного мотора середины двадцатых! Даже гоночные мотоциклы того периода редко имели двигатели мощнее 30 л.с. Конечно, одноцилиндровый движок такого объёма выдавал при работе приличные вибрации, зато легко затаскивал мотоцикл на любую горку или холм. Поэтому Wanderer K 500 был очень популярен в гористых районах Германии и Австрии. Средняя скорость мотоцикла равнялась 95 км/ч, а «максималка» приближалась к 120 км/ч, причём, расход топлива составлял всего 4 литра на сто километров! Но мотоцикл опередил своё время: затраты на его производство были весьма высоки, а соответственно и цена, при этом непривычная конструкция отпугивала многих потенциальных покупателей. К тому же, финансовая ситуация в Германии конца 20-х годов была не из лучших, так что выпуск модели «К 500», задуманной, как конкурентная модель одноцилиндровым машинам от BMW, продолжался всего около 3-х лет. Всего было изготовлено порядка 2500 экземпляров.

Но этот мотоцикл интересен ещё тем, что благодаря ему на свет появилась хорошо знакомая нам фирма Jawa! Когда в тридцатом году было решено снять с производства Wanderer K 500, этим сильно возмутился чехословацкий дилер фирмы, инженер Франтишек Янечек (Janecek) из Праги. Спрос на этот мотоцикл в Чехословакии был велик и явно ещё не исчерпал себя. Янечек предложил фирме Wanderer продать ему лицензию на модель К 500. Его просьбу решили положительно – ведь руководство Wanderer готовилось к слиянию с недавно образованным концерном Auto Union, а оно, само собой, подразумевало изменение модельного ряда с отсечением малоприбыльных моделей. Так что, выгоднее было продать лицензию, чем просто снять K 500 с производства. Янечек не стал слепо копировать немецкий образец, он слегка подправил дизайн мотоцикла. Таким образом, на рынке появилась первая модель Jawa. Собственно, название марки и представляет из себя сочетание фамилии Janecek и марки Wanderer. А ещё через несколько лет практически аналогичную серию мотоциклов с двигателями чуть меньшего рабочего объёма поставит на поток концерн BMW, и эти машины окажутся гораздо более удачливыми, чем их прототип…

Но история мототехники марки «Вандерер» на этом не закончилась. Производство велосипедов никто сворачивать не собирался, и в 1930 году, в разгар мирового кризиса, когда появились первые образцы дешёвых 74-кубовых блок-моторов от фирмы «Фихтель унд Закс», то они были установлены на первые сверхлёгкие «Вандереры». Эти машины представляли собой велосипед с моторчиком; расположенный точно так же, как и у многих других вело-мотопроизводителей, только с одним отличием – выпускалась как мужская, так и дамская версии.

В 1932 году компания всё-таки вошла в концерн Auto Union AG, в который также входили Audi, DKW, Horch, и с 1933 года под маркой Wanderer начали выпускаться автомобили с современными кузовами и передней независимой подвеской. В производство была запущена целая серия моделей с шестицилиндровыми двигателями. В разработке этих машин участвовал Фердинанд Порше. Параллельно были запущены в серию мотовелосипеды с 80-кубовым блок-моторами от фирмы ILO, которые с 1934 года стали комплектоваться ещё и 98-кубовыми – как от ILO, так и «Sachs». Во второй половине 30-х годов передняя вилка велосипедного типа сменилась параллелограммной, со штампованными перьями. К этому моменту для мотовелосипедов уже строились специальные рамы с креплениями под силовой агрегат.Внешне все машины этого класса во многом напоминали друг друга, отличаясь лишь мелочами. Так, фирма «Вандерер» с самого начала 30-х годов держала в производстве модель «Гешефтсрад» (Geschaftsrad) с маленьким передним колесом, над которым крепился багажник для лёгкого груза, в то время, как другие предприятия лишь эпизодически строили подобную технику. С 1938 года в серию пошла модель «Заксонетт» (Saxonette) – так назывались мотовелосипеды всех фирм, покупавших 60-кубовое «мотор-колесо» у фирмы «Фихтель унд Закс».

Тогда же, небольшими партиями, строилась модель «15», оснащавшаяся боковой коляской, это, пожалуй, единственный пример «колясочного» варианта в столь лёгком классе мототехники. К 1940 году производство мотовелосипедов «Вандерер» было полностью свёрнуто, а предприятие сосредоточилось на выпуске штабных автомобилей для армии, пишущих машинок и иной нужной для войны продукции. Возврата к мотоциклетной теме в послевоенный период так и не произошло. Однако в 1941 году также были выпущены последние модели автомобилей – W-23 и W-24, которые были оснащены моторами с боковыми клапанами, а также независимой подвеской всех колес. После 1941 года компания Wanderer официально прекратила свое существование.

После преобразования компании Wanderer в акционерное общество 1 октября 1896 г. и переименования в Wanderer Fahrradwerke AG в 1897 г. Винкльхофер стал его директором. В 1902 г. он ушел со своего поста и вошел в совет директоров компании, в котором проработал до 1929 г. В 1916 г. он открыл в Мюнхене вторую компанию, первоначально производившую снаряжение для армии, а затем трансмиссионные цепи для оборудования и автомобилей. Его изделия пользовались успехом на рынке под маркой IWIS, аббревиатурой Johann Winklhofer Söhne. Йохан Баптист Винкльхофер умер 28 марта 1949 г. в Ландсберге.К 1897 году, когда количество выпускаемой техники начинает увеличиваться ежегодно вдвое, Ричард Адольф Яничке подает в отставку и переезжает в Дрезден, где в 1903 году налаживает массовое производство пишущих машинок Continental и развивает производство фрезерных станков. Умер Яничке 22.10.1917 года, будучи действующим директором, в г. Хемнице.

mmoto.tk

Забытые имена. Глава 104. Wanderer — DRIVE2

Рассказав немного про Хорьх и ДКВ нельзя не упомянуть и об третьей марке, входящей в Авто Союз. По сути можно писать и об Ауди, т.к. фирма просуществовала по сути до конца войны, потом была переименована и стала выпускать ГДРовские AWZ P70. А то, что мы имеем сегодня марку Ауди, так-то выросло из основанной заново Auto Union GmbH и если прослеживать строго исторически, то увидим что кроме имени практически у них нету ничего общего с довоенной фирмой. Как появился современный "Ауди" я писал на прошлой неделе. . ну ладно, речь не про "Ауди" сегодня, а про "Вандерер".

26 февраля 1885 года два молодых человека: Иоганн Баптист Винклхофер и Рихард Адольф Йенике, основывают в городе Хемниц фирму "Winklhofer & Jaenicke — Chemnitzer Velociped-Depot", которая занимается продажей и обслуживанием велосипедов. Винклхофер сам велосипедист и инструктор управления этих механизмов (помните может такие велики позапрошлого века — здоровенное переднее колесо и маленькое заднее), а Йенике — механик, который к тому же 3 года практиковался в США.

Первоначально они продавали велосипеды британской фирмы Rudge (те самые, со здоровым передним колесом), которые закупали на родине Винклхофера в городе Мюнхене, т.е чисто перепродавали велики, которые кстати стоили до 500 марок, при том, что рабочий зарабатывал 90 марок в месяц. Однако не смотря на такую цену спрос на велосипеды растёт, фирма расширяется. Зимой 1886 года компаньоны проектируют велосипед собственной конструкции, и в январе 1887 года переименовав компанию в „Chemnitzer Veloziped-Fabrik Winklhofer & Jaenicke“, начинают продавать велосипеды под маркой "Wanderer", что переводится на русский как "Странник" (в Англии марка "Rover" переводится точно так же, именно странник, а не путешественник, или путник).Вскоре "Вандерер" стали настолько уважаемыми велосипедами, что на них пересела семья немецкого императора, а это опять-таки реклама. В 1888м году фирма переходит на производство "низких" велосипедов.

В 1894м году фирмы покупает территорию в местечке Шенау, завод со складскими территориями был построен через год, в это же время фирма получает кредит на сумму в 1млн марок и преобразовывается в акционерное общество "Wanderer Fahrradwerke vorm. Winklhofer & Jaenicke A.G.". Кстати цена велосипед упала к этому времени в 10 раз! Так что фирма выпускает уже не сотни велосипедов в год, как ранее, а уже тысячи. Однако не смотря на рост профита и ценности фирмы, её покидает Рихард Йенике, который входит в состав директоров. В 1898м году фирма столкнувшись с тем, что подрядчики не качественно изготавливают детали, решает сама выпускать фрезерные станки, для точной обработки деталей.

В 1900м году фирма "Вандерер" патентует в Германии 2х скоростную заднюю звёздочку, 5ти годами ранее в США уже патентовали такую, но она оказалась не востребованной, в Британии тоже вскоре запатентовали такую конструкцию, но этот патент охватывал только британский рынок. В 1902м году фирма начинает ставить на велосипеды 1.5 сильные двухсот кубовые двигатели, таким образом начав производить мотоциклы.

Wanderer 1.5ps

В это время фирму покидает второй из основателей компании — Иоганн Винклхофер. Через 2 года компания начинает выпускать печатные машинки, под маркой "Continental", где-то я читал, что печатная машинка этой фирмы с лейблом W была и у секретаря Алойзыча.

В 1905м году начинаются работы над первым автомобилем, однако работы над одноцилиндровым автомобилем была не завершены, когда начались работы над вторым прототипом, в 1906м был построен 2х цилиндровый 1.9л 12 сильный автомобиль, который назвали Wanderermobil. Однако не смотря на вполне типичную конструкцию, причём с карданным приводом, фирма решила пока не запускать машину сконструированную Рихардом Шульцем в производство.

2й прототип Wanderer Wanderermobil 12PS

В 1908м году фирма снова меняет название, на Wanderer – Werke vorm. Winklhofer & Jaenicke A.G, при том, что основатели фирмы уже покинули предприятие, их имена всё равно вписаны в название фирмы. В начале новой десятилетки начинаются ходовые испытания нового прототипа, машина имела 1.15л 4х цилиндровый мотор, мощностью 12 л/с. В это же время в фирму обращается один уроженец Эльзаса, который предлагает свою очень аккуратную конструкцию маленького автомобиля, однако руководство фирмы отклонило его проект, решив запустить собственное детище. Тогда этот молодой инженер продаёт конструкцию фирме "Пежо", которая слегка модернизировав прототип запускает его под названием Type BP1, или более известный как Веве Peugeot, кто историю знает, то понял что речь про молодого Этторе Бугатти.

В 1912м году наконец машина была готова к серийному производству. Машина получившая индекс W1 имела, как я уже сказал 1.15л мотор, коробка передач была 3х ступенчатой, задний мост приводился в действие при помощи кардана. Машина была 2х местной, но сиденья располагались по тандемной системе (т.е. один сидит за другим, хотя понимаю, что у вас с этим словом другие ассоциации), дверей было 2, обе с левой стороны, этот тип кузова получил обозначение Н.

Wanderer W1 5/12PS Н

Маленькие дешевые машинки стали заполонять улочки Германии. Практически вместе с премьерой машины совпала премьера оперетты немца Жана Жильбера (ха, скажите, херасе немец с таким именем, просто настоящее имя композитора было Макс Винтерфельд) — "Куколка" или по-немецки "Puppchen". Машина была одолжена для постановки оперетты в Центральном Театре Хемница для декораций, сразу же после премьеры оперетты за машиной закрепилось прозвище "Puppchen".

Через год было решено увеличить мощность машинки до 15л/с, увеличив объём мотора до 1.22л. Помимо этого производственную программу пополнил вариант с кузовом типа N, который выпускался вместе с Н. Их отличие было в том, что новый кузов был уже 3х местным, правда водитель всё равно сидел один, а двое пассажиров теснились на заднем диване. Эта машина продавалась как Wanderer W2 5/15PS. В 1914м году эту машину сменила новая модель — W3 5/15PS, мощность мотора осталась на прежнем уровне, однако объём уже вырос до 1.3л. Вместе с этим появились 2х местные варианты, в которых пассажир сидел рядом с водителем, появились такие кузова благодаря расширенной колее колёс.

Когда началась первая мировая война заводы "Wanderer" начинает поставлять войскам не только велосипеды, мотоциклы, но и эти лёгкие машинки, которые использовались как тачанки для пулемётов, причём на фронт поставляли поездами шасси этих машин, а примитивные кузова строили на месте, так например на территории современной Украины, в руки царской армии попал эшелон, который вёз "Куколок" на фронт, естественно машины стали использоваться и в русской армии.

Wanderer W3 5/15PS во время ПМВ

Производство машин продолжилось до 1919 года, благодаря военным заказам на "Вандерере" их производство вообще не останавливалось, как на многих предприятиях, которые переквалифицировались на производство грузовых машин, либо другой военной продукции. В 1919м году машина подверглась ревизии, из производственной гаммы исчезли 2х местные тандемные кузова (H-Tourenwagen), трехместные получают индекс "Nv", а индекс "N" закрепляется за 2х местным обычным кузовом, кроме того клиентам предлагается пикап на базе этой машины. Мотор получил верхнее расположение клапанов, и мощность 1.3л двигателя равнялась уже 17л/с. Модель W4 5/15PS продолжали выпускать до 1924 года.

В 1921 модельный ряд фирмы расширяется. Появляется 1.55л 18 сильная модель W6. Этот автомобиль оснащается уже 4х ступенчатой коробкой передач, вся техническая начинка устанавливается на раму из П-образного профиля.

Wanderer W6 6/18PS Phaeton

В 1923м году эту машину модернизируют, мощность мотора увеличивается до 24 сил. Рычаг коробки передач переносят в кузов, размещая его между пассажиром и водителем, эта машина получает индекс W9 6/24PS.

Между тем, машинки и мотоциклы фирмы завоёвывают призовые места на гонках локального значения, причём приходя к финишу раньше продукции Benz или Fiat. В 1924м году Карл Баумайстер занимает первое место в своём классе на гонках "Großer Solitude Bergpreis". В 1925м году Гульдрих Хаузер подготавливает свою "куколку" на Тарга Флорио, мотор машины был форсирован до 40 сил, тормоза были установлены на все колёса.

В 1925м году появляется последнее поколение малолитражек W8. Объём мотора остался прежним, но теперь он выдаёт 20л/с. Кузова предлагаются только в 3х и 4х местном исполнении, но через год машина снимается с производства не оставив за собой наследника.

В декабре 1925 года появляется модель, которая заменяет W9. W10/I оснащается тем же мотором 1.5л, правда его мощность доведена уже до 30 сил, коробка передач 4х ступенчатая, и соединена в один блок с мотором. Тормоза на всех колёсах, руль установлен слева, новая рама изготовлена из П-образного профиля. Кузова этих машин выпускались собственными мощностями.

Wanderer W10/I 6/30PS Phaeton

Но в связи с тем, что экономика поднималась, клиентура стала требовать более солидные машины, вскоре к единственной выпускаемой машине прибавилась еще одна, на её же шасси. Модель W10/II 8/40PS получила 1.9л мотор мощностью 40л/с, кузова для неё стали поставлять уже ателье Glässer и Reutter (кстати фирма Ройтер, которая была основана в 1906м году существует и сегодня, правда, сейчас она известна под названием Recaro).

В ноябре 1928 года на Берлинском автосалоне была продемонстрирована первая 6ти цилиндровая модель фирмы. W11 10/50PS получил 2.5л 6ти цилиндровый мотор мощностью 50 сил, коробка передач была 3х ступенчатой. Эта машина стала уже конкурировать с аналогичной продукцией фирмы из Штутгарта — "Мерседес Бенц".

Wanderer W11 10/50PS Limousine

Эту машину начинают выпускать по лицензии в Швейцарии под маркой Martini (www.drive2.ru/users/def-a…/blog/288230376152199100/)В 1929м году, когда кризис ударил по промышленности Германии, Дрезденский Банк становится хозяином компании. И не известно как сложились бы дела у "Вандерера", если бы Советский Союз не закупал бы массового станки этой фирмы, но факт, что от мотоциклетного производства пришлось отказаться, практически весь мотоциклетный отдел был продан другой немецкой фирме — NSU, а так же лицензию на эти мотоциклы купил гражданин Чехословакии — Янечек, основав фирму JaWa.

В сентябре 1930 года появляется обновлённая и в то же время удешевлённая версия 10ки — W10/IV 6/30PS, на машину установлен новый 1.6л мотор мощностью 30 сил, 12 вольтовая электросистема заменена на 6 вольтовую. Не смотря на то, что покупатель может выбрать из нескольких типов кузова, основная ставка делается на 6ти местный кузов Ландоле, который поставляется таксопаркам.

Wanderer W10/IV 6/30PS Cabriolet

Вскоре не смотря на то, что одну модель удешевили, появилась и дорогая спортивная версия W14. Её рама была укорочена по сравнению с W11, мотор имел объём 3л и мощность 65 сил, коробка передач была 4х ступенчатой в заднем мосту была 2х скоростной редуктор поставляемый фирмой "Майбах", кузова поставлялись фирмой Glässer. Автором этого автомобиля, который был продан в течении 1931 года стал новый главный инженер фирмы — профессор Фердинанта Порше.

Wanderer W14 12/65PS Cabriolet Glässer

В 1932м году предприятие открывает новые мощности в городе Зигмар, вместе с тем W11 получает новую 4х ступенчатую коробку передач фирмы ZF-Aphon и рулевое управление типа червяк и ролик, выпускаемый этой же фирмой по лицензии американской компании "Ross Gear and Tool Inc."Вместе с обновлённой 11й появляется новая модель W15, которая приходит на смену W10. Рама машины удлиняется, что позволило использовать 6ти оконные кузова, мотор 1.6л остаётся прежним, с ним агрегатируется 3х ступенчатая коробка передач, одновременно на этой же базе появляются и творения доктора Порше — W17 и W20, оба имеют 6ти цилиндровые моторы, первый объёмом 1.7л и мощностью 35л/с, а второй 2х литровый, с отдачей в 40 сил. Обе 6ти цилиндровых модели оснащаются 4х ступенчатой коробкой передач.

Wanderer W17 7/35PS Cabriolet

В конце июня 1932 года фирма входит в состав концерна Auto Union, у Расмуссена уже имеется фирма, которая производит автомобили класса "Вандерера", "Ауди" которых выпускают меньше становятся чуточку классом выше.Тем временем 3.25 литровый 8ми цилиндровый мотор с компрессором спроектированный Порше становится ненужен концерну (дабы не создавать внутренней конкуренции автомобилям марки Хорьх).

В феврале 1933 года происходит обновление выпускаемой программы, все модели производимые до слияния снимаются с производства. В серию идут модели W21 и W22. От моделей W17/W20 их отличает новая более низкая рама, задняя качающаяся подвеска на поперечной рессоре (сконструированная Порше и для Вандерера и для австрийского Штайр), гидравлический привод тормозов. На выбор обе модели предлагаются с кузовом седан (первая 4х оконная, вторая с 6ью окнами), либо 4х оконные кабриолеты.

Wanderer W21 Limousine

Весной 1935 года машины переименовываются в W235 и W240 соответственно. У первой в производственную программу добавляется 4х дверный кабриолет, а у второй убавляется по 2 окна из прежних кузовов, седан становиться 4х оконным, а кабриолет 2х, так же добавляется пульманн-лимузин (с перегородкой за водителем). Вместе с ними публике представлены модели W245 и W250, которые пришла на смену W11. Машины получили новую низкую раму, такую же заднюю подвеску как на W235/W240. Под капотом был новый 2.3л мотор мощностью 50 сил.W245 имел 4х оконные 4х дверные кузова типа лимузин (по нашему — седан) и туренваген (фаэтон).W250 же имел 6ти оконный 4х дверный кузов лимузин, либо 2х двухдверный 4х оконный кабриолет, так же можно было заказать пульманн-лимузин с удлинённой на 15см базой.

Wanderer W250 Cabriolet

Закрытые кузова поставляла фирма Ройтер, открытые — Глязер. Кстати еще один интересный факт упомяну, в Англии эту марку — Wanderer, представлял князь Сергей Оболенский (кстати род ведёт родословную от некоего Рюрика).

В 1936м году все машины получают новые индексы, а вместе с ними и независимую переднюю подвеску. W235 становиться W35, W240 соответственно W40,W245 превращается в W45, и W250 в W50. Мощность моторов у 45/50 модели возрастает до 55 сил. W45 получает кузова 4х оконные фаэтон и лимузин, а так же 2х дверный 2х оконный кабриолет, W50 6ти оконные лимузин, пульманн-лимузин и 4х оконный 2х дверный кабриолет.

Wanderer W45 Limousine

В конце 1936 на базе W50 появляется новая модель, которую продали всего в 800 экземплярах — W51 Spezial, которая оснащается новыми кузовами с 2х секционным лобовым стеклом: 6ти оконным лимузином и 4х оконным двухдверным кабриолетом, при равной базе с 50й моделью эти автомобили были длиннее на 20см базовой модели W50 и на 5см длиннее удлинённого W50 Pullmann-Limousine.

Wanderer W51S Cabriolet

Еще одной новой моделью этого сезона стала модель W25К. На неё установили 2.0л 6ти цилиндровый мотор с компрессором Рутс. Автомобиль с этим мотором развивал 85л/с, в двое больше базового. Машина получилась довольно быстрой, она развивала до 145км/ч, и составляла конкуренцию BMW 328, который при объёме в 2.0л развивал атмосферные 80 сил. Кузова поставляемые фирмой Baur из Штутгарта были 2х типов: родстер или кабриолет.

Wanderer W25K Roadster

В 1937м году модельный ряд составили из старичков: W40, W45, W50 и W25K, которые остались без изменений, однако вскоре им добавились новые модели: W23, W26 и W52, которые однако по сути были дегративными моделями по сравнению с предшественниками. Дорогие верхнеклапанные моторы были заменены на нижнеклапанные объёмом 2.7л мощностью 62л/с, сзади установили жёсткую балку с поперечной рессорой (вместо качающихся осей), электросистема стала 6 вольтовой.Эти три машины оснащались одинаковыми двигателями и 4х ступенчатыми коробками передач, но всё же имели некоторые различия.Так W23 оснащался кузовами лимузин и кабриолет, а так же новинкой для фирмы — кузовом универсал, который был сделан по мотивам американских "woodie"

Wanderer W23 Limousine

Wanderer W23 Kombi

W26 появился осенью 1937го, он заменил собой W50. W26 имел удлинённую на 25см базу по сравнению с W23. Эта модель оснащалась кузовами типа 4х дверный фаэтон и пульманн-лимузин более классического дизайна.

Wanderer W26 Pullmann-Limousine

W52 же был на 10 см длиннее в базе нежели 23я модель, главным отличием от W23/W26 было наличие задней подвески на качающихся рычагах. Стилистически машины повторяли модель W51S, имея в наличии 2х дверный кабриолет и 6ти оконный пульманн-лимузин. Однако W52 из-за своей относительной дороговизны особым спросом не пользовался, и продав 1400 машин за год её сняли с производства в том же 1937м.

Одновременно с ними дебютировала 4х цилиндровая модель W24. 4х цилиндровые модели не предлагались с конца 1932 года, но тут фирма решила расширить модельный ряд более доступными автомобилями. Машина была построена на укороченном на 30см шасси W23. Мотор был объёмом 1.8л и мощностью 42л/с, остальная техническая начинка повторяла старшую модель. Кузовной ряд был довольно широк и включал в себя четыре варианта: 4х дверный фаэтон, 2х дверный лимузин, 4х дверный лимузин и 2х дверный кабриолет.

Wanderer W24 Tourenwagen

Тогда же начинаются поставки военным, штабные 3.0х литровые модели W11 Kfz12 Kübelwagen.

В 1938м году в производственной программе остаются W23, W24, W25K и W26. Модели 1937 года не претерпели изменений, но у W25K компрессорный двигатель заменяется атмосферным 40 сильным. Дело в том, что компрессорный двигатель не выдерживал постоянной высокой скорости и его клинило. Машина с новым мотором получила индекс W25, таких было выпущено 37 штук. Кстати часто владельцы Wanderer W25K устанавливали под капот более надёжные и не менее мощные двигатели фирм Форд или Опель. 1938 год стал последним для W25K/W25.

В 1938м году Wanderer подготовил 3 машины для марафона Льеж-Рим-Льеж. Они были построены на шасси W25K и получили обтекаемые алюминиевые кузова. В 1938м году две машины финишировали, одна сошла с дистанции в 30км от финиша из-за поломки распредвала. В 1939м году из 51 стартовавшей машины к финишу пришли 21, из них 3 машины были марки Wanderer. Экипажи Момбергера-Вайдауер и Мюллер-Менц пришли одновременно к финишу, и заняли четвёртое место, а Трягнер-Фритцшинг заняли 12 место.

Wanderer W25К Stromlinen Spezial

Кстати автомобиль на фото не оригинал, в наше время фирма Ауди решила построить реплики, с использованием оригинальных узлов, т.к. оригиналы были утеряны во время ВМВ.

Серийное производство легковых автомобилей остановилось в 1940м году, когда завод перешёл на производство гирокомпасов к подводным лодкам, шифровальных и печатных машин, велосипедов. Станкостроительное производство перешло на выпуск оборудования для производства двигателей для танков. Однако кроме W11 Kübelwagen, и появившегося в 1940м году Wanderer 901 Typ 40 в производстве осталась модель W23, которую выпускали до 1942 года по заказу имперской службы труда (Reichsarbeitsdienst).

В сентябре 1944 году основная территория завода подвергается обширной бомбардировке, не смотря на то, что на предприятии трудятся военнопленные и угнанные на работы жители европейских государств. Производство переносится в помещения старых заводов. В июне 1945 года всё уцелевшее оборудование конфискуется и отправляется в качестве репараций в СССР. Фирма начинает производить всякую мелочёвку для народного потребления.

В июне 1946 года завод национализируется автомобильный и станкостроительное отделение переименовывается в VEB Wanderer- Fräsmaschinenbau Siegmar-Schönau, а конторское отделение в VEB Wanderer-Continental Büromaschinenwerk. В это время в Западной Германии, в Мюнхене, бежавшее туда бывшее руководство завода Wanderer основывает новое предприятие — Wanderer-Werke AG München Haar. Главой фирмы стал бывший член правления Ауто Унион — Герман Грёшлер, которому помогает никто иной как Иоганн Винклхофер, который c 1916 года владеет фирмой занимающейся производством цепей — IWIS, кстати фирма существует до сих пор, и например они поставляют газораспределительные цепи для BMW. Через год почти 90 летний Винклхофер умирает.

В 1950м же начинается производство велосипедов и станков, тогда же начинается и выпуск офисной техники, правда в дочернем предприятии, которое стало называться Unternehmen Exacta Büromaschinen GmbH. В 1968м году Unternehmen Exacta Büromaschinen GmbH преобразовалась в самостоятельную компанию — Nixdorf Computer AG.Станкостроительное отделение было поглощено в 1981м году американо-корейской фирмой Tong, велосипеды же марки Wanderer с 2006 года выпускаются фирмой Zwei plus zwei GmbH по лицензии Wanderer-Werke AG, которая сама уже не занимается их производством. Да и вообще в 2010м году управление фирмой Wanderer-Werke AG, которая к этому времени занимается почтовыми услугами, продажами автомобильных запчастей и упаковочной тары, взял на себя банкротный управляющий.

Что касается исторических заводов, которые были в городе Хемниц, то и сегодня они успешно существуют под названием StarragHeckert GmbH, принадлежа швейцарскому капиталу. .

Но к сожалению, ни в ФРГ, ни в ГДР в послевоенное время не нашлось желания и возможностей для возрождения автомобильной марки Wanderer.

www.drive2.ru

Wanderer. История создания. | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR

Компания Wanderer до 1911 года активно занималась выпуском мотоциклов и велосипедов. Производство автомобилей началось после того, как инженер Этторе Бугатти предложил реализовать проект маленькой легкой машины, которую после отказа Wanderer стала выпускать компания Peugeot, назвав ее Bebe. Но в 1911 году в серийное производство компании Wanderer был запущен автомобиль W-1 Puppchen, оснащенный 4-цилиндровым мотором рабочим объемом в 1,2 литра. Первая модель этой машины была двухместной – место водителя и пассажира располагались одно за другим. Это авто использовалось в качестве разведывательной машины, так как было небольшого размера и обладало маленьким весом, и оно идеально подходило для труднодоступных местностей.Но Wanderer W-1 Puppchen был модифицирован в 1914 году, в результате чего появилась модель W-2 – трехместная, в которой водительское место располагалось впереди, но посередине, рядом с двумя пассажирскими сидениями. В этом автомобиле устанавливался верхнеклапанный мотор рабочим объемом в 1,2 литра.В 1921 компания стала производить собственный четырехцилиндровый верхнеклапанный двигатель, рабочий объем которого составлял 1,5 литра. Со временем объем мотора увеличили до 2 литров. Такой двигатель использовался в производстве модельного ряда Wanderer от W-6 до W-10.В 1927 году на специализированной автомобильной выставке в Берлине была представлена новая модель W-11, оснащенная шестицилиндровым двигателем с рабочим объемом 2,5 литра. Мотор мощностью в 50 лошадиных сил был изготовлен согласно лицензии швейцарской фирмы Martini. Эта модель была недорогой и популярной. А в 1930 году появилась спортивная машина Wanderer W-11S, на которой был установлен двигатель с рабочим объемом в 3 литра.В 1932 году состоялось слияние нескольких компаний, среди которых была и Wanderer. В концерн под названием Auto Union также вошли DKW, Horch и Audi. С 1933 года под маркой Wanderer выпускались автомобили с современными кузовами и передней независимой подвеской. В производство была запущена целая серия моделей с шестицилиндровыми двигателями. В разработке этих машин участвовал Фердинанд Порше. Были выпущены такие модели Wanderer, как W-21, W-22, W-23, W-45 и W-51.Фердинанд Порше разработал модель двухместного спортивного автомобиля Wanderer W-25K. Эта модель была оснащена компрессорным рядным шестицилиндровым двигателем с рабочим объемом в 1,95 литра, причем диаметр цилиндра составил 70 мм, а ход поршня – 85 мм. Мощность мотора не превышала 85 лошадиных сил. В автомобиль, собранный на лонжеронной раме с поперечиной формой буквы Х, устанавливали механическую четырехступенчатую коробку передач, подвеску на поперечных листовых рессорах и барабанные тормоза. Максимальная скорость, которую мог развивать автомобиль Wanderer W-25K, не превышала 153 километров в час.В 1940-1941 годах были выпущены последние модели компании Wanderer - W-23 и W-24. Эти автомобили были оснащены моторами с боковыми клапанами, а также независимой подвеской всех колес. После 1941 года компания Wanderer официально прекратила свое существование.

retrobazar.com

1939 WANDERER W23 - немецкий лимузин

Wanderer («Вандерер», Wanderer Werke AG) — немецкая автомобилестроительная компания, выпускала легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, микроавтобусы и другую технику.

Штаб-квартира компании располагалась в Аугсбурге (Германия).

 

Основана в Хемнице в 1896 году Йоханом Винкльхофером (Johann Baptist Winklhofer) и Рихардом Янике (Richard Adolf Jaenicke), изначально называлась по именам основателей — Winklhofer & Jaenicke. В 1911 году фирма получила наименование от нем. wanderer (путник, странник).

В 1932 году вошла в концерн Auto Union AG в который также входили Audi, DKW и Horch. Окончательно упразднена в 1945 году.

Модельный ряд (легковые автомобили)

Тип Годы выпуска Тип двигателя, к-во цилиндров Рабочий объём, см3 Мощность, л.с. Макс. скорость, км/ч
W1 (5/12 PS) “Puppchen” 1912–1913 рядный, 4 1147 12 (8,8 kW) 70
W2 (5/15 PS) “Puppchen” 1913–1914 рядный, 4 1222 15 (11 kW) 70
W3 (5/15 PS) “Puppchen” 1914–1919 рядный, 4 1286 15 PS (11 kW) 70
W4 (5/15 PS) “Puppchen” 1919–1924 рядный, 4 1306 17 PS (12,5 kW) 78
W6 (6/18 PS) 1921–1923 рядный, 4 1551 18 PS (13,2 kW) 80
W9 (6/24 PS) 1923–1925 рядный, 4 1551 24 PS (17,6 kW) 85
W8 (5/20 PS) “Puppchen” 1925–1926 рядный, 4 1306 20 PS (14,7 kW) 78
W10/I (6/30 PS) 1926–1928 рядный, 4 1551 30 PS (22 kW) 85
W10/II (8/40 PS) 1927–1929 рядный, 4 1940 40 PS (29 kW) 95
W11 (10/50 PS) 1928–1930 рядный, 6 2540 50 PS (37 kW) 90
W10/IV (6/30 PS) 1930–1932 рядный, 4 1563 30 PS (22 kW) 85
W11 (10/50 PS) 1930–1933 рядный, 6 2540 50 PS (37 kW) 97
W14 (12/65 PS) 1931–1932 рядный, 6 2970–2995 65 PS (48 kW) 105
W15 (6/30 PS) 1932 рядный, 4 1563 30 PS (22 kW) 85
W17 (7/35 PS) 1932–1933 рядный, 6 1690 35 PS (25,7 kW) 90
W20 (8/40 PS) 1932–1933 рядный, 6 1950 40 PS (29 kW) 95
W21 / W235 / W35 1933–1936 рядный, 6 1690 35 PS (25,7 kW) 95
Wanderer W23S 1937–1939 рядный, 6 2651 62 PS 90
W22 / W240 / W40 1933–1938 рядный, 6 1950 40 PS (29 kW) 100
W245 / W250 1935 рядный, 6 2257 50 PS (37 kW) 100 – 105
W45 / W50 / Spezial W51 1936–1938 рядный, 6 2257 55 PS (40 kW) 100 – 105
W25K 1936–1938 рядный, 6 1950 85 PS (62,5 kW) 145
W52 1937 рядный, 6 2651 62 PS (45,6 kW) 115
W24 1937–1940 рядный, 4 1767 42 PS (30,9 kW) 105
W26 1937–1940 рядный, 6 2651 62 PS (45,6 kW) 115
W23 1937–1941 рядный, 6 2651 62 PS (45,6 kW) 105

Факты

  • Мотоцикл Wanderer-1Sp выпускался после войны на КМЗ под маркой К-1Б «Киевлянин».
  • Служебной машиной «Вандерер» пользуется Штирлиц в одной из серий телефильма «Семнадцать мгновений весны».

 

 

1939 WANDERER кузов W23

С документами старого образца , налог выплачиваетсякомплектное , но в разобранном виде , железо крепкое стояла под крышейтип кузова Лимузин.

 

Цена: 200 000

drom.ru

 

 

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

E-mail

xn--80aafe9bhdrpm.com

Досталась мне редкая Зверюшка … — DRIVE2

Полный размер

Попалась мне абсолютно случайно интересная зверушкаWanderer SP1. Он же Wanderer 98 или Wanderer SACHS-98.И что редкость для легких довоенных мотоциклов — отлично сохранившийся (родные ручки на руле, что редкость даже для Германии, родные инструментальные ящики, прибор и т.д)Именно с него был скопирован К1Б Киевлянин и пошло дальнейшее развитие нашей легкой техники.Активно использовался силами Вермахта во время ВОВ. Поэтому его называют почтовым или фельдъегерским. Именно в этих службах он стоял на вооружении.Комплектность действительно удивила. Стекло и отражатель фары есть, сняты для «оживления» отражателя. Так же в Германии заказаны оригинальные педали с шатунами тех лет от этого мотоцикла в отличном состоянии, (за полтиник), ну я ж реставратор, не вытерпел. Мотор оригинальный SACHS в полностью рабочем состоянии, заводится и ровно работает, свечку оригинальную правда продавец зажал — Гадюка он жлобская, вкрутил только для демонстрации.Сначала, как и полагается чокнутым реставраторам, мы с Тамилкой, хотели его оставить себе, вон и педальки уже купили — едут.Но здраво подумав, и посчитав количество проектов в работе, решили все ж таки продать.Цена видится в районе 1200 американских сребреников.Так, что если кто хочет себе довоенного немца — пишите.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Нравится 194 Поделиться: Подписаться на автора

www.drive2.ru

Настоящий Old-school. Wanderer K 500.

Фирма Wanderer сейчас подзабыта, а в своё время она была одним из лидеров немецкого мотопрома. История фирмы достаточно типична для мотоциклетных фирм начала двадцатого века. Первой продукцией фирмы были велосипеды, очень востребованный товар в конце девятнадцатого века. Дальше были велосипеды с мотором, потом мотоциклы и переход к более крупным формам - автомобилям. Таким же путем разваливался Opel, Adler и еще куча фирм.

К середине двадцатых мотоциклы Wanderer занимали хорошие позиции на рынке Германии, не плохо шли на экспорт. Не хватала только топовой модели, венчавшей модельный ряд. Таким мотоциклом стал Wanderer К 500. В продажу мотоцикл поступил в 1926 году. Этот мотоцикл был сугубо туристического назначения. Покупатель принял мотоцикл на хорошо. Wanderer К 500 был почти не убиваемым мотоциклом, что очень нравилось тогдашним мототуристам, автобаны в Германии только начинали строить и проселков хватало.

Рама мотоцикла штампованная, любимая фишка немецкого мотопрома, была тяжеловата, но зато обладала завидным запасом прочности. Не типичное явление для мотоцикла с одноцилиндровым двигателем - наличие кардана вместо цепи. Сделано это по двум причинам.Во-первых. Wanderer хотел протолкнуть свой мотоцикл Рейхсверу,а военные брали на вооружение только мотоциклы с карданом.Во-вторых. Wanderer K 500 позиционировался как туристический мотоцикл. Качество тогдашних мотоциклетных цепей было таково, что на них далеко не уедешь. Кардан был предпочтительней. Цепь требовала каждодневного обслуживания.

Двигатель мотоцикла одноцилиндровый, рабочий объем 500 куб.см., мощность 18 л.с. Это хороший показатель для мотоцикла середины двадцатых. Гоночные мотоциклы того периода редко двигатели мощней 30 л.с. имели. Конечно, одноцилиндровый движок такого объема имел при работе приличные вибрации, зато легко затаскивал мотоцикл на любую горку или холм. Поэтому Wanderer K 500 был очень популярен в гористых районах Германии и Австрии. Максимальная скорость мотоцикла равнялась 95 км/ч. Расход топлива составлял 4 литра на сто километров.

Выпускался Wanderer K 500 с 1926 по 1930 год. Еще этот мотоцикл интересен тем, что благодаря ему на свет появилась хорошо знакомая нам фирма JAWA. Когда в тридцатом году было решено снять с производства Wanderer K 500 этим сильно возмутился чехословацкий дилер фирмы инженер Янышек. Спрос на этот мотоцикл в Чехословакии был большой и явно себя еще не исчерпал. Янышек предложил фирме Wanderer продать ему лицензию на модель К 500. Просьбу Янышека решили положительно. Wanderer готовился к слиянию с Auto Union, это подразумевало изменение модельного ряда.Так что лучше было продать лицензию на производство, чем просто снять Wanderer K 500 с производства. Янышек не стал слепо копировать немецкий образец, он слегка подправил дизайн мотоцикла. Таким образом появилась первая JAWA. Собственно название и представляет из себя сочетание двух слов Янышек и Wanderer.

amonov.livejournal.com

Wanderer. История создания. | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR

Компания Wanderer до 1911 года активно занималась выпуском мотоциклов и велосипедов. Производство автомобилей началось после того, как инженер Этторе Бугатти предложил реализовать проект маленькой легкой машины, которую после отказа Wanderer стала выпускать компания Peugeot, назвав ее Bebe. Но в 1911 году в серийное производство компании Wanderer был запущен автомобиль W-1 Puppchen, оснащенный 4-цилиндровым мотором рабочим объемом в 1,2 литра. Первая модель этой машины была двухместной – место водителя и пассажира располагались одно за другим. Это авто использовалось в качестве разведывательной машины, так как было небольшого размера и обладало маленьким весом, и оно идеально подходило для труднодоступных местностей.Но Wanderer W-1 Puppchen был модифицирован в 1914 году, в результате чего появилась модель W-2 – трехместная, в которой водительское место располагалось впереди, но посередине, рядом с двумя пассажирскими сидениями. В этом автомобиле устанавливался верхнеклапанный мотор рабочим объемом в 1,2 литра.В 1921 компания стала производить собственный четырехцилиндровый верхнеклапанный двигатель, рабочий объем которого составлял 1,5 литра. Со временем объем мотора увеличили до 2 литров. Такой двигатель использовался в производстве модельного ряда Wanderer от W-6 до W-10.В 1927 году на специализированной автомобильной выставке в Берлине была представлена новая модель W-11, оснащенная шестицилиндровым двигателем с рабочим объемом 2,5 литра. Мотор мощностью в 50 лошадиных сил был изготовлен согласно лицензии швейцарской фирмы Martini. Эта модель была недорогой и популярной. А в 1930 году появилась спортивная машина Wanderer W-11S, на которой был установлен двигатель с рабочим объемом в 3 литра.В 1932 году состоялось слияние нескольких компаний, среди которых была и Wanderer. В концерн под названием Auto Union также вошли DKW, Horch и Audi. С 1933 года под маркой Wanderer выпускались автомобили с современными кузовами и передней независимой подвеской. В производство была запущена целая серия моделей с шестицилиндровыми двигателями. В разработке этих машин участвовал Фердинанд Порше. Были выпущены такие модели Wanderer, как W-21, W-22, W-23, W-45 и W-51.Фердинанд Порше разработал модель двухместного спортивного автомобиля Wanderer W-25K. Эта модель была оснащена компрессорным рядным шестицилиндровым двигателем с рабочим объемом в 1,95 литра, причем диаметр цилиндра составил 70 мм, а ход поршня – 85 мм. Мощность мотора не превышала 85 лошадиных сил. В автомобиль, собранный на лонжеронной раме с поперечиной формой буквы Х, устанавливали механическую четырехступенчатую коробку передач, подвеску на поперечных листовых рессорах и барабанные тормоза. Максимальная скорость, которую мог развивать автомобиль Wanderer W-25K, не превышала 153 километров в час.В 1940-1941 годах были выпущены последние модели компании Wanderer - W-23 и W-24. Эти автомобили были оснащены моторами с боковыми клапанами, а также независимой подвеской всех колес. После 1941 года компания Wanderer официально прекратила свое существование.

auction.retrobazar.com