Об истории чешских мотоциклов. Чехословацкие мотоциклы
История знаменитого мотоцикла "Ява" - МОЙ МОТОЦИКЛ
Как и многие другие знаменитые мотоциклетные марки (назовем в качестве примера английскую БСА, бельгийскую ФН, австрийский «Пух-» и наш «ИЖ»), чешская «ЯВА» — плод конверсии. Оружейный-завод инженера Франтишека Янечека выпускал взрыватели и ручные гранаты, переделывал стоявшие на вооружении в чешской армии пулеметы «Шварцлозе» под современные боеприпасы. Но в конце 20-х годов обозначалась явная перспектива сокращения военных заказов и Янечек всерьез задумался над освоением гражданской продукции. Налаженное оружейное производство могло освоить достаточно сложные вещи. После недолгих экспериментов со швейными и печатными машинками выбор пал на мотоцикл.Когда в 1929 году было подписано лицензионное соглашение между Янечеком и немецкой фирмой «Вандерер», то нельзя было сказать, кто был доволен больше. Янечек получил довольно современную конструкцию мотоцикла, а также большой задел деталей и комплекс производственного оборудования. Фирма «Вандерер», решившая перейти на выпуск только автомобилей, выгодно рассталась со своим мотопроизводством.
23 октября 1929 года на открывшемся Пражском автосалоне был представлен первый мотоцикл новой чешской фирмы. Название его было составлено из слов: Янечек + Ванде-рер=ЯВА. Мотоцикл имел 500-кубовый двигатель со штанговым приводом верхних клапанов, трехступенчатую коробку передач в блоке с двигателем, привод на заднее колесо карданный валом, дуплексную раму из штампованных деталей и трубчатую переднюю вилку с листовой рессорой в качестве пружинящего элемента. Он уже был окрашен в красный цвет, со светлыми боковинами бензобака — эта окраска стала впоследствии традиционной. Но вскоре после начала продаж Янечек убедился, что в фирме «Вандерер» имели веские причины радоваться сделке. Прежде всего, в условиях начавшегося кризиса, охватившего весь мир, столь дорогие мотоциклы перестали пользоваться спросом. Ведь мотоцикл» ЯВА-500″ с коляской стоил столько же, сколько легкий чешский автомобиль «Аэро». Излишняя усложненность конструкции способствововала снижению расходов. Отдельные узлы мотоцикла были ненадежными и часто ломались. К тому же мотоцикл имел очень большую массу — 175 кг — и при 18-сильном двигателе развивал скорость всего 95 км/ч, что уже в те времена считалось недостаточным для 500-кубовой машины.
В итоге за три года производства было выпущено чуть более тысячи мотоциклов, и покрывать убытки мотоциклетного отделения приходилось оружейному делу. Обжегшись на своем первом опыте производства мотоциклов, Янечек решил не полагаться более на свой вкус и пригласил на пост главного конструктора англичанина Джорджа Патчета, уже приобретшего известность в мотоциклетном мире. И хотя в дальнейшем Патчет проявил себя не столько талантливым конструктором, сколько одаренным механиком, его выбор будущего мотоцикла оказался верен. Новая «ЯВА-175» имела простой двухтактный двигатель английской фирмы «Виллиерс», весила всего 70 кг и стоила втрое дешевле, чем неудавшийся предшественник. Уже за первый год производства было выпущено 3020 мотоциклов новой модели -— втрое больше, чем за три года изготовления 500-кубовой машины. Именно от «ЯВЫ-175» начинается прямая линия развития простых и надежных чешских мотоциклов — от первенца они в наследство получили лишь название и окраску..Вслед за этим мотоциклом последовали модели «ЯВЫ-250», также с двухтактным двигателем, и 350-кубовые модели с четырехтактным двигателем с верхним или нижним расположением клапанов. Они вскоре завоевали популярность в Чехословакии и энергично потеснили зарубежных конкурентов: если в 1930 году на чешском рынке было продано 94 % мотоциклов иностранных марок и только 6 % чешских, то к 1937 году соотношение было изменено на прямо противоположное, и главная заслуга в этом принадлежала заводу «ЯВА».
Франтишек Янечек, сам большой любитель состязаний, прекрасно понимал всю пользу развития мотоспорта и всячески поощрял участие мотоциклов «ЯВА» в разнообразных соревнованиях. Можно сказать, что заводская команда в те годы участвовала во всех проводимых на территории Чехословакии встречах, и не только в них. Уже в 1932 году мотоцикл чешской марки появился и в таком престижнейшем состязании, как «Турист Трофи». А самыми большими достижениями марки в довоенный период стали два вторых места чешской команды на мотоциклах «ЯВА» на Международных шестидневных мотосоревнованиях в 1935 и 1938 годах и два звания чемпиона Европы по гаревым гонкам заводского гонщика Гутценхаузера. Вместе с ростом прибыли расширялась и производственная программа фирмы, с 1934 года включившая в себя также небольшие переднеприводные автомобили. А в 1937 году на Пражской ярмарке был представлен маленький мотоцикл «ЯВА-100», получивший на конкурсе, проведенном среди посетителей ярмарки, название «ЯВА Робот». По тогдашней классификации он относился к мотовелосипедам, и для его вождения не требовалось ни водительских прав, ни номерного знака, а управлять им можно было уже с 14 лет. К тому же маленький «Робот» был вынослив и неприхотлив, так что неудивительно, что за три года он разошелся в 12 тысячах экземпляров. Этот мотоцикл, спроектировал Йозеф. Йозеф — конструктор, мировую славу которому принесла его следующая модель, «ЯВА-250/10», прозванная «Перак».
Уникальная до неправдоподобия судьба выпала на долю «Перака». Сама история его создания — вполне в духе романов Юлиана Семенова. В годы немецкой оккупации на заводе «ЯВА» было размещено производство авиадеталей и вооружения, за любые попытки производства или разработки гражданской продукции кара была одна — расстрел. Все сотрудники завода с истинно немецким педантизмом были предупреждены об этом под расписку. Но столько велика была вера в недолговечность «тысячелетнего рейха», что разработка мотоциклов для послевоенного производства шла полным ходом. Чертежи конструкторы разрабатывали дома, детали изготовлялись в филиале фирмы, занимавшемся ремонтом мотоциклов оккупационной армии, дорожные испытания проходили на «сэкономленном» бензине, предназначенном для обкатки отремонтированных мотоциклов, и с эмблемами немецких фирм. Чехи превосходно использовали «новый порядок» — пунктуальным немцам и в голову не приходило, что что-то может быть не так, если на бумаге все в порядке. А на бумаге все было в соответствии с их предписаниями.
Это покажется невероятным, но уже а 1944 году полный цикл дорожных испытаний серии из 20(1) мотоциклов был завершен, причем некоторые накатали по 100 тысяч километров. Масштабы работ были таковы, что о них знали едва ли не все сотрудники завода — но предателей среди них не нашлось.
Когда «Перак» появился на Парижском автосалоне 1946 года, стало ясно, что все мотоциклы отныне делятся на довоенные и послевоенные. Причем несколько лет «Перак» оставался единственным в мире послевоенным мотоциклом.Простой одноцилиндровый двухтактный 250-кубовый двигатель. Днище поршня плоское, безо всякого дефлектора, как на предвоенных моделях. Карбюратор закрыт легким кожухом. Для переключения четырехступенчатой коробки передач, сблокированной с двигателем, не надо пользоваться ручным рычагом сцепления: его выжмет автомат. Подрессорены оба колеса: телескопическая вилка спереди и свечная подвеска сзади. И при этом — очень гармоничный дизайн мотоцикла с характерным кожухом фары. Даже все провода были тщательно спрятаны в раму. А свою надежность мотоцикл подтвердил на первой послевоенной «Шестидневке», когда чехословацкая команда уверенно выиграла оба главных приза.
В 1948 году появился вариант «Перака» с двухцилиндровым 350-кубовым двигателем. А еще через четыре года начался серийный выпуск мотоциклов с выполненной по тем же канонам ходовой частью, но с 500-кубовым двухцилиндровым четырехтактным двигателем с верхним распредвалом. В 1953 году вся гамма мотоциклов была существенно модернизирована: свечную подвеску заднего колеса сменила маятниковая, цепь была заключена в кожух, появилось сдвоенное сиденье — это та «ЯВА», которую увидели и у нас.
история продолжается……….
mmoto.tk
Об истории чешских мотоциклов | Пражский Телеграф
Основателем чешской, любимой и желанной многими в Советском Союзе марки мотоциклов «Ява» был Франтишек Янечек. Фирма, в которой он работал, отправила его в 1901 году в Голландию, поручив ему организовать там продажу динамоэлектрических станков. В Голландии он окончил политехнический институт. Именно тогда и началась его карьера изобретателя, свои патенты он выгодно продавал в Голландии и Англии.
В 1929 году Янечек решил производить мотоциклы и купил лицензию, дающую ему право это делать. В 1931 году он строит современный завод по производству алюминиевых конструкций, электроники и магнитов в Тынце над Сазавой, а спустя 6 лет расширенное производство приобретает тот вид, какой сохранился в своей основе по нынешний день.
Во время Второй мировой войны и оккупации Чехословакии производство мотоциклов было приостановлено. Завод был вынужден изготавливать детали самолётов и моторы для генераторов. Но работники были против военного производства и нелегально продолжали производство мотоциклов. Так появилась «Ява Робот военного окраса».
После окончания войны завод перешёл в народную собственность и был переименован в «Завод 9-го мая». Возобновилось производство мотоциклов и автомобилей довоенного образца, но и шли разработки новых моделей. В 1946 году на выставке в Париже была представлена «Ява 250».
Мотоцикл был технически и технологически настолько нов, что опередил время лет на 20. Во всём он был потрясающий. Обтекаемая форма, совершенно новое соединение фары с телескопической передней вилкой, карбюратор, закрытый крышкой, мотор в блоке со сцеплением, автоматическое выключение сцепления – это лишь некоторые из совершенно новых решений мотоцикла, которые произвели фурор. Спрос на него превзошёл всё ожидания, но расширенное производство тормозилось дефицитом материалов. Был выпущен и спортивный двухцилиндровый вариант – «Ява 350».
Сегодня Ява продолжает расти, совершенствоваться и выпускать новые современные мотоциклы. Самая новая модель – «Ява 660 Спортард» – победитель конкурсов 2011 года. Это самый мощный мотоцикл из всех когда-либо производимых в Чехии.
И другие предшественники
«Ява» – самая знаменитая марка чешских мотоциклов. Но далеко не единственная в истории. Всего в Чехии и Чехословакии существовало 50 марок мотоциклов.
«Лаурин И Клемент» существовал с 1899 по 1908 год. Они одни из первых начали производство мотоциклов, в их ассортименте были одно-, двух- и четырёхцилиндровые двигатели. Внесли они и некоторые инновации – водяное охлаждение, вилка передней подвески. Они же выпускали и модель «Республика Чехия». С 1908 года они перешли на производство автомобилей, а позднее стали частью концерна Шкода.
„Вальтер“ просуществовал почти полвека – с 1900 по 1949 год. Его основатель Йозеф Вальтер поставил производство одно- и двухцилиндровых мотоциклов. Он основал также несколько дочерних компаний, которые производили суперкомфортные одноцилинровые мотоциклы, несколько спортивных мотоциклов, а также мощный двухцилинровый Вальтер для чехословацкой армии.
«Итар» (1921-1929 годы) производил военные мотоциклы, которые распространились и как городские мотоциклы.
Очень необычным был «Богмеральд» (1925-1939 годы) – единственный трёхместный мотоцикл, который отличался всем, чем мог. Его автор – Альбин Лайбиш «оседлал» два бензобака по бокам, длинную базу, литые колёса, одноцилиндровый мощный мотор. Планировалось производство и его облегчённого варианта, которое не состоялось из-за второй мировой войны.
?Z — ?esk? zbrojovka – чешский оружейный завод начинал призводство малых велосипедов с мотором, потом перешёл к малым мотоциклам. К первой мировой войне в ассортименте появились и мощные двухтактовые мотоциклы. В 1949 году произошло объединение с «Явой», на заводе продолжали выпуск двухтактовых мотоциклов, которые пользовались успехом в гонках. А в 1993 году завод был продан итальянской фирме Цагива.
Ольга Добрышкина
Опубликовано в газете «Пражский телеграф» №20
чешские мотоциклы Видео
1 г. назад
Распаковка посылки с редким чешским мотоциклом JAWA 350 Typ 639-2 chopper с раздельной смазкой OilMaster. Обзор мотоцикла...
1 г. назад
Встречайте новинку 2017 года от чешской Jawa! Мотоцикл Ява Винтаж с прекрасным современным инжекторным двигате...
4 г. назад
Моими глазами краткое видео.
2 г. назад
Осторожно! Cezet 350 Typ 472.5. Друзья, мы продолжаем знакомить вас с интереснейшими мотоциклами Орловских коллекц...
1 г. назад
КАЖДУЮ НЕДЕЛЕЮ НОВЫЕ ПОСТАВКИ ПО 14 МОТОЦИКЛОВ. Вся информация здесь https://motobaza.biz/ ЗВОНОК ПО РОССИИ БЕСПЛАТНЫ...
2 г. назад
Сайт OLDTIMERBAZAR и цены на мотоциклы: http://oldtimerbazar.pl/motocykle ДАТЫ МОТОБАЗАРА НА 2017 ГОД: 23 kwietnia – Wrocław 21 maja ...
4 мес. назад
Контакты магазина: https://yamaha.ok-motorraeder.com/de/gebrauchte-motorraeder 55545 Bad Kreuznach/Planig Grete-Schickedanz-Str. 12 Telefon:0671 ...
5 г. назад
Мото Евро Трип 2014 Этап 3 Чехия Путешествие на мотоциклах по Европе Польша, Чехия, Австрия, Словения, Венгри...
2 г. назад
Марки и модели мотоциклов: 1. Kawasaki ZX-6R Ninja 2008 г.в. 2. Kawasaki ZX-6R Ninja 2004 г.в. 3. Suzuki GSX-R 600 k5 2005 г.в. 4. Kawasaki ZZR-1400 ...
4 г. назад
Одиночное путешествие на мотоцикле май 2013 года, длинною в 7000 км, по дорогам России, Украины, Словакии, Чехии...
4 г. назад
Я створив(-ла) це відео за допомогою Відеоредактора YouTube (http://www.youtube.com/editor)
1 мес. назад
Продолжаем наш тур по музеям Европы! Сегодня это музей мотоциклов ГДР в Берлине и один этаж национального...
2 г. назад
Небольшой обзор по ценам на мотоциклы в Германии диллер Honda Поддержать канал, покупка видео и аудио оборудо...
11 мес. назад
Небольшое видео от наших друзей, в котором они сняли путь в наш мотосалон Ява в Москве и кое что интересное...
2 г. назад
28 мая в Праге прошла выставка ретро-автомобилей. В этом видео я покажу выставку и расскажу о чешских ретро-а...
1 мес. назад
Мотоциклы Ява||Что с заводом? Какие модели выпускаются до сих пор?Jawa||350||СССР Я ВК - https://vk.com/id39194877 Группа...
1 г. назад
Мотоцикл Ява 350 НОВАЯ!!! Последняя чешская Jawa! "...Такая только у меня и Майкла Джексона!..." Все следующие уже...
2 г. назад
Обзор мотоцикла Honda NT 700 V Deauville 2007 г.в. Сайт мотосалона: http://jrmoto.ru/ Наш instagram: https://instagram.com/motolubiteli_tv/ Мы в контакте.
4 г. назад
Проект "Как купить мотоцикл в Европе". Ответы на вопросы. В этом видео: - Как формируется стоимость мотоцикла...
turprikol.com
Чехословакия или ФРГ? (1954—1959 гг.)
Англичане на конгрессах ФИМ стали предлагать проекты замены основных пунктов правил соревнований с целью обеспечения себе будущих побед. Вместо заключительной часовой гонки они предложили учитывать время, необходимое для быстрого пуска двигателя. Когда же с их доводами не согласились, они потребовали, по крайней мере, снижения разности времени прохождения дистанции в пользу более мощных мотоциклов. При критической оценке этого предложения следует признать, что оно было правильным. Однако уважаемые и достаточно искушенные деятели ФИМ тогда еще не оценили быстрое развитие двухтактных двигателей низших и средних классов. Кроме того, на мотоциклах большого объема выступали только англичане, поэтому голосование не могло быть в их пользу.
Одобрено было лишь сокращение времени утренней подготовки мотоциклов с 15 до 10 мин. Кроме того, были введены большие и обычные золотые медали, что учитывало разницу условий соревнований: для гонщиков, борющихся за оба главных трофея, и для заводских команд время соревнований было на 10 % меньше, чем для одиночек и для клубных команд.
Успешное использование задних маятниковых вилок в Великобритании
Основные изменения в конструкции ходовой части дорожных мотоциклов «Ява» и 43 были внесены в спортивные, где и прошли проверку. Рамы с задней телескопической подвеской были заменены новыми рамами с задней качающейся вилкой. Еще одним новшеством было применение гидравлических амортизаторов в обеих подвесках.
Чехословацкие мотоциклы были хорошо подготовлены к Международным шестидневным соревнованиям 1954 г. Они отличались более совершенными источником питания и фарой, что положительно сказывалось при прохождении ночных этапов.
Основой мотоцикла «Ява» с задней маятниковой вилкой была рама из труб прямоугольного сечения
Спортивные мотоциклы «Ява 350» (выше) и ЧЗ 150 (ниже) были созданы на базе дорожных мотоциклов
20 сентября 1954 г. в понедельник в Лландриндод-Уэлсе соревнования начались с традиционных неурядиц. На промежуточных пунктах контроля времени, хотя и указанных в маршруте, никого не было. Однако наибольшие сложности возникали из-за плохо обозначенного маршрута. Гонщики блуждали, получали штрафные очки, а при возвращении, то есть езде против движения, дело доходило и до аварий. Судейская коллегия во время вечернего заседания опять аннулировала некоторые штрафные очки. Так, после долгих дебатов был аннулирован штраф Б. Роучки из команды Чехословакии, боровшейся за «Международный трофей». В поисках маршрута он столкнулся с другим гонщиком и не доехал до пункта контроля времени из-за поломки передней вилки мотоцикла. Роучке было разрешено в порядке исключения потратить 30 мин утром на приведение мотоцикла в готовность.
На второй день беспорядок на маршруте создали заблокировавшие трассу мотоциклы с колясками, но и в этот раз судейская коллегия была снисходительна. В результате к третьему дню соревнований в среду утром из шести команд, боровшихся за «Международный трофей», пять не имели штрафных очков.
Шестидневные соревнования 1954 г. затрудняли погодные условия. На переднем плане Гоффман (7) на мотоцикле ЧЗ 150 и Абт (9) на ДКВ 175
Еще большее оживление на старте вызвал гонщик итальянской команды Феноккио на «Джилере 150». Его мотоцикл при старте воспламенился. Итальянец быстро погасил пожар, но при следующей попытке пуска мотоцикл был опять объят пламенем. Лишь в последнюю секунду третьей разрешенной минуты ему удалось стартовать.
При дождливой погоде пятого дня соревнований и до заключительной часовой гонки шестого дня без штрафных очков в борьбе за «Международный трофей» остались только команды Великобритании, хозяев соревнований и Чехословакии.
Энергично пройдя маршрут, победили гонщики Чехословакии в составе Пудила, Б. Роучки, Климта, Кубеша и Шедины, уверенно оставив позади английских гонщиков с их мотоциклами и на их собственной территории. «Серебряный кубок» получила команда Нидерландов.
«Серебряный кубок» из дождливого Готвальдова
Пожелание спортивной комиссии ФИМ о выявлении победителя «Серебряного кубка» по результатам всего маршрута, а не заключительной часовой гонки, выполнили организаторы следующих соревнований. В Готвальдове дождь пошел уже за два дня до начала соревнований. Твердая и пыльная трасса в Моравии и Западной Словакии, так хорошо запомнившаяся участникам в 1953 году, изменилась до неузнаваемости.
В Готвальдове в 1955 г. мотоциклы с колясками доставляли много хлопот
При недостаточно мощных фарах ночные этапы были довольно опасными
Хорошая организация соревнований была следствием труда организаторов и помощи государственных органов Чехословакии. Исключительно четкой была маркировка маршрута, медицинское обслуживание обеспечивали 78 врачей, 4000 медсестер и 125 санитарных машин. Между всеми пунктами маршрута была налажена радиосвязь. Выбор некоторых участков маршрута был, однако, не совсем удачным.
Конец первого дня соревнований был омрачен. При проезде через Готвальдов итальянский гонщик Серафини столкнулся с автомобилем и получил сильную травму. Из-за этого инцидента итальянская команда на следующий день прекратила соревнования.
Следующий этап соревнований проходил по маршруту первого, но в обратном направлении.
Но тридцатичасовой дождь полностью изменил его характер. К критической ситуации во второй половине дня привели мотоциклы с колясками, которые заблокировали трассу. В связи с этим опоздание некоторых гонщиков исчислялось не минутами, а часами. Холм Соланец стал ассоциироваться с непрерывным дождем.
После длительных ночных дебатов судейская коллегия приняла следующие решения: послеобеденное время второго этапа и его результаты полностью аннулируются; к старту третьего дня допускаются те гонщики, которые сами привели свои мотоциклы на стоянку, а также те, мотоциклы которых были доставлены организаторами; для ремонта поврежденных мотоциклов гонщикам предоставляется 1 ч.
После второго дня соревнований за «Международный трофей» без штрафных очков шла только команда ФРГ. Следующими были команда Чехословакии (3 штрафных очка), Австрии (101), Великобритании (124) и Швеции (300). Гонщики Чехословакии, фавориты прошлогодних выступлений, были оштрафованы за задержку при ремонте шин.
Руководство команды ФРГ сделало вывод из прошлых успехов чехословацких мотоциклистов. Теперь они использовали не тяжелые БМВ, а мотоциклы ДКВ и «Майко» средних классов.
Последние три этапа уже не могли изменить расстановку команд. Перед заключительной часовой гонкой мотоциклисты, боровшиеся за «Международный трофей» и «Серебряный кубок», должны были слить из баков бензин, так как правила соревнований позволяли применять любой бензин на всех этапах, кроме заключительного. Часовую гонку мотоциклисты должны проходить на стандартном топливе, которое обеспечивает организатор соревнований.
Эту гонку по кольцевой трассе в Готвальдове команда ФРГ прошла без штрафных очков. В результате борьбы за «Международный трофей» победила команда ФРГ, не получив ни одного штрафного очка, следующей была команда Чехословакии с 29 штрафными очками, затем команда Великобритании — 329 очков.
В борьбе за «Серебряный кубок» победила команда В Чехословакии в составе Соучека, Поланки, Штастки на мотоциклах 43 150, опередив также не имевшую штрафных очков команду А Польши на мотоциклах «Ява» более ранних образцов и команду В ФРГ на мотоциклах НСУ с четырехтактным двигателем.
Разнообразие конструкций мотоциклов
В тяжелых условиях шестидневных соревнований 1955 г. лучше всего себя показали мотоциклы классов до 175 и 250 см3. Их было всего 56, но с их помощью было завоевано 43 золотые медали.
Эти соревнования вообще отличались пестротой мотоциклетной техники. Первое, что бросалось в глаза при осмотре мотоциклов на стоянке, это застой в развитии английских мотоциклетных фирм. На их мотоциклах не было практически никаких новшеств, кроме коробки передач «Триумфа 200», которая была выполнена отдельно.
Мотоциклы Чехословакии уже традиционно выделялись своими целесообразными внешними формами. На дорожных мотоциклах были использованы 16-зубчатые колеса.
Западно-германские и итальянские мотоциклы демонстрировали пути дальнейшего развития конструкции мотоциклов. Четырехтактный двигатель на мотоциклах «НСУ Макс 250» и двухтактный на «Цюндапп 250» были подвешены под рамой с помощью только одного держателя. Интерес представлял мотоцикл БМВ 250 с приводом на заднее колесо карданным валом и одноцилиндровым двигателем, а также мотоцикл ТВН 350 с двухпоршневым двигателем. Сенсацией стал дорожный мотоцикл «Виктория Свинг» с продольным оребрением почти горизонтального цилиндра и коробкой передач, управляемой кнопкой. Он представлял собой модернизированный вариант мотоцикла с двигателем с рабочим объемом 200 см3.
Спортивный мотоцикл «Майко 250» с удлиненным седлом напоминает внешним видом дорожный мотоцикл
Сравнительно легкую конструкцию имели итальянские мотоциклы «Джилера 175» и «Лаверда 100» с четырехтактным двигателем.
Мотоцикл Лаверда с четырехтактным двигателем
Среди тяжелых мотоциклов с колясками, снабженных четырехтактными двигателями, белыми воронами выглядели мотоциклы марки НСУ 250 массой всего 62 кг.
Перспективным новшеством в спортивных мотоциклах было зажигание двумя свечами или одной, но с возможностью переброса кабеля на другую. При дождливых условиях соревнований с влажными катушками и контактами это решение было, пожалуй, наибольшим техническим достижением в шестидневных соревнованиях 1955 г.
Победы в Гармиш-Партенкирхене в 1956 г.
За «Международный трофей» должны бороться шесть гонщиков на мотоциклах не менее трех классов, а за «Серебряный кубок» — четыре гонщика на мотоциклах по крайней мере двух классов. Такой состав определяли правила 31-х ежегодных Международных шестидневных соревнований, проходивших в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ). По сравнению с предыдущим летом число участников увеличилось за счет команды СССР, которая приехала набираться опыта, а также гонщиков ГДР, стартовавших в одной команде со спортсменами ФРГ.
Техническая приемка мотоциклов прошла в течение двух дней при безупречной организации. Из 320 мотоциклов было принято 313, на каждом из которых краской и пломбами отмаркировано 35 деталей.
После ночного дождя погода прояснилась, но дорога оставалась заболоченной. Разнообразие в первый день соревнований внесли многократные пересечения вброд реки Исар.
Вброд через реку Исар
Черным для фаворитов был второй день соревнований. Итальянец Саини застрял в болоте, но еще хуже пришлось другому итальянцу по фамилии Д. Ара из команды, боровшейся за «Международный трофей». Ему пришлось прямо среди болота ремонтировать незакрытую цепную передачу, в результате чего он получил одно штрафное очко. Во вторник потеряли все надежды на победу и немецкие гонщики. Боднер, член команды, боровшейся за «Международный трофей», после поломки своего мотоцикла ДКВ заменил его мотоциклом той же марки другого гонщика (Г. Отто), который в интересах команды выбыл из соревнований. После того как эта махинация открылась, оба гонщика были, конечно, дисквалифицированы.
Третий день благодаря прекрасной погоде прошел спокойно, но без штрафных очков к этому времени оставались лишь две команды — Чехословакии и Великобритании.
Гора Эттальберг со своим крутым подъемом на четвертом этапе осталась незабываемым воспоминанием для участников шестидневных соревнований. Мотоциклы с колясками здесь было разрешено толкать зрителям и организаторам, чтобы соревнования вообще не оказались законченными в этом трудном месте. Англичане хорошо преодолевали подъем на своих тяжелых мотоциклах, но из-за лопнувшей рамы на одном из мотоциклов команда Великобритании получила 30 штрафных очков.
Заключительный этап соревнований прошел по сценарию руководителя чехословацкой команды, боровшейся за «Международный трофей», который призывал своих гонщиков к осторожности и рассудительности в последней часовой гонке.
Команда Чехословакии в составе Соучека, Б. Роучки, выступавших на мотоциклах Ч3 125, Пудила, Поланки на мотоциклах Ч3 150, а также Климта, Шедины на «Явах 250» победила в этих соревнованиях, итальянская команда была второй с одним штрафным очком, а третьей — команда Великобритании с 300 штрафными очками.
Тактика, предложенная руководителем чехословацкой команды, боровшейся за «Международный трофей», не оправдала себя на заключительном 7-километровом круге, по которому шли пять команд, боровшихся за «Серебряный кубок» и не имеющих штрафных очков. После жестокого боя победили гонщики-любители из Нидерландов благодаря в основном молодому гонщику Янсену, выступавшему на мотоцикле ЧЗ 125.
Конец эры четырехтактных двигателей?
В соревнованиях 1957 г., проходивших в Шпиндлерове Млине в горах Крконоше (Чехия), большинство участников учли опыт прошлых лет. Больше стало легких мотоциклов, снабженных двухтактным двигателем с рабочим объемом 250 см3. Из 246, вышедших на старт, их было 110; 56 мотоциклов было класса 175 см3, 44 — до 125 см3, 29 — до 350 см3, 4 — до 100 см3, только два мотоцикла имели двигатели класса 500 см3 и один — 650 см3. Мотоциклы с колясками впервые по решению ФИМ не участвовали в соревнованиях.
Только 9,8 % мотоциклов имело четырехтактные двигатели. К ним относятся мотоциклы «Симсон» из ГДР), НСУ и «Виктория» из ФРГ, легкие итальянские мотоциклы «Лаверда», «Джилера» и «Каприола» и английские «Триумф» и БСА.
Мотоцикл «Симсон 250» с четырехтактным двигателем
Все двигатели имели сравнительно низкую степень сжатия, так как работали на бензине с октановым числом 80.
Мотоциклы фаворитов, то есть гонщиков ФРГ (рис. 55) и Чехословакии, имели в основном колеса больших диаметров: передние 21", задние 19".
Команда ФРГ, выигравшая «Международный трофей» 1957 г., во многом обязана мотоциклам «Цюндапп» (сверху) и «Майко» (снизу) с двухтактными двигателями
Команда Чехословакии, боровшаяся за «Международный трофей», шла на легких мотоциклах ЧЗ 125 и ЧЗ 175 с зажиганием от магнето и четырехступенчатой коробкой передач, а также на мотоциклах «Ява 250» с одноцилиндровым и «Ява 350» с двухцилиндровым двигателями. Последние имели зажигание от аккумулятора, коробку передач с контрприводом и автоматическим выключением. Как и у дорожных мотоциклов этой же марки, рамы были изготовлены из труб четырехгранного сечения.
Из мотоциклов ФРГ наибольшего внимания с технической точки зрения удостоились мотоциклы НСУ классов 175, 250, 300 см3 с четырехтактным двигателем и верхним расположением распределительного вала. Но команда, боровшаяся за «Международный трофей», пользовалась более совершенными, легкими и простыми мотоциклами «Майко» и «Цюндапп». Мотоциклы обеих марок имели двигатели с рабочим объемом до 250 см3. Чтобы получить мотоциклы еще одного, третьего, класса, рабочий объем двигателей был увеличен: у марки «Цюндапп» до 262 см3, у «Майко» до 272 см3. Конструктивной особенностью мотоцикла «Майко» была рама, выполненная замкнутой, с очень большим внутренним объемом. «Цюндапп» был оборудован передней и задней маятниковыми вилками.
В соревнованиях участвовало 54 гонщика из Чехословакии, столько же выступало за объединенную команду ФРГ и ГДР, из них 38 были представителями ФРГ и 16 — ГДР. От Великобритании выступали всего 7 гонщиков, причем четверо из них шли на мотоциклах чехословацкого производства.
Холодно и моросит
Чехословацкие организаторы решили ограничить влияние погоды а ход соревнования, поэтому вместо Готвальдова они предложили маршрут по каменистым дорогам Крконоше. Однако это не помогло: камни под дождем стали скользкими, а пыльную глину Моравии дождь и колеса мотоциклов превратили в бездонное болото. Погода превзошла все пессимистические предсказания. Холодно и дождливо стало уже во время трехдневного технического осмотра мотоциклов и в первый день соревнований. 15 сентября, в воскресенье, продолжительный дождь на Крконоше еще более усилился. Послеобеденная часть соревнований проходила по так называемым «Синим камням», настолько сильно заболоченным, что их синяя окраска, давшая им название, была не видна.
На второй день к дождю добавились ледяная крупа, снег и туман. Даже старожилы не помнили другого сентября с белыми заснеженными вершинами гор.
В течение третьего дня соревнований только моросило и был туман, на четвертый опять пошла густая пороша, и гонщикам пришлось преодолевать снеговые участки. Дождь пятого дня соревнований не был таким уж сильным, но зато не прекращался в течение всего дня. В пятницу в конце концов прояснилось.
Во время шестидневных соревнований в Шпиндлеровском Млиие из-за дождей разлились ручьи и реки
Путь к победе команды ФРГ значительно усложняли гонщики Чехословакии до тех пор, пока у них не отказали коробки передач на мотоциклах ЧЗ — первая на мотоцикле Поланки. В результате чехословацкие гонщики, боровшиеся за «Международный трофей», получили 500 штрафных очков, а вместе с ними потеряли надежду на успех.
Из итальянской шестерки до финиша доехали лишь двое на мотоциклах «Джилера 175». Более слабые мотоциклы сошли с маршрута на третьем и четвертом этапах.
Довольно курьезной была ситуация и среди команд, боровшихся за «Серебряный кубок», где победила чехословацкая команда А на мотоциклах «Ява» в составе трех гонщиков. Из 20 стартовавших команд с четырьмя гонщиками, в каждой до финиша добрались всего три с тремя гонщиками, восемь — с двумя, шесть — с одним. Три команды выбыли из борьбы на первых четырех этапах.
Историческая победа команды Чехословакии
Двадцать чехословацких гонщиков на мотоциклах «Ява» и Ч3 стартовали на 33-х Международных шестидневных соревнованиях в Гармиш-Партенкирхене и все 20 получили золотые медали. Команда Чехословакии в составе Климта, Шедины, Матейки, Поланки, Пудила и Б. Роучки на мотоциклах «Ява 250», «Ява 350», Ч3 175 и Ч3 125 завоевали «Международный трофей», кроме того, в борьбе за «Серебряный кубок» также победила команда Чехословакии, были выиграны первенства среди заводских и клубных команд. Такого успеха за всю историю шестидневных соревнований еще никто не достигал.
Надежная опора команды Чехословакии в борьбе за «Международный трофей»— В. Шедина
В чехословацкие мотоциклы при подготовке к соревнованиям не вносилось никаких коренных изменений. Лишь благодаря незначительным модернизациям и большому вниманию при подготовке мотоциклов был достигнут такой успех.
На мотоциклах ЧЗ была улучшена вся трансмиссия, а у мотоцикла «Ява» были модернизированы алюминиевые цилиндры с штампованными гильзами, а также установлены новые задние рессоры и амортизирующие элементы. Победе способствовали и колеса «Барум» с традиционно хорошей резиной.
А как остальные?
Организаторы приложили немало труда для обеспечения нормального хода всех этапов соревнований и выбора подходящей трассы. Несмотря на то что трасса не была легкой, а периодически повторяющийся дождь ее еще больше усложнял, между тремя командами, боровшимися за «Международный трофей», и пятью командами, разыгрывавшими «Серебряный кубок», все решилось лишь в заключительной часовой гонке.
Хозяева соревнований проиграли гостям в заключительной гонке из-за прогоревшего поршня в мотоцикле «Цюндапп 250» у гонщика Хесслера. Итальянцы на легких мотоциклах «Джилера» с четырехтактным двигателем и параллельными клапанами на время часовой гонки установили скоростную передачу, но этим скорее навредили своим двигателям, чем помогли. Для конкуренции мотоциклам с двухтактным двигателем их не хватило.
ГДР впервые послала своих гонщиков под своим флагом. Им все же не хватало пока опыта международных соревнований. Интересной и перспективной была конструкция крышки с двумя профилированными резиновыми трубками на цепном приводе у их мотоциклов МЦ.
Англичанам пришлось осознать, что старыми заслугами гордиться можно, но нельзя долго побеждать. Однако они продолжали оставаться верными классу выше 350 см3. Двое из шести гонщиков их команды, боровшейся за «Международный трофей», сошли с дистанции уже во второй день.
Еще одна победа гонщиков Чехословакии
Автомотоклуб Чехословакии, конечно же, использовал свое право на организацию 34-х Международных шестидневных мотоциклетных соревнований в 1959 г. Для обеспечения лучших бытовых условий гонщикам центром соревнований был опять избран Готвальдов. Первый этап для знакомства с условиями соревнований был более легким, и для исключения очень поздних прибытий на финиш уже в темное время суток трасса была значительно сокращена, приблизительно на 300 км.
Соревнования отразили тенденции производства мотоциклов в западно-европейских странах в то время. В конце 50-х годов небывало возрастает спрос на автомобили, а сбыт двухколесных моторизованных средств передвижения затрудняется.
Одновременно с этим все более широким становится участие в шестидневных мотоциклетных соревнованиях социалистических стран.
Во время заключительной часовой гонки были установлены следующие средние скорости: для мотоциклов класса 75 см3 — 58 км/ч, 100 см3 — 64 км/ч, 125 см3 — 68 км/ч, 175 см3 — 75 км/ч, 250 см3 — 82 км/ч, 350 см3 — 89 км/ч, свыше 350 см3 — 95 км/ч.
Восемь команд, боровшихся за «Международный трофей»
1. Чехословакия—1 штрафное очко.
Успех чехословацких мотоциклистов в Гармиш-Партенкирхене еще более возрос — все 46 чехословацких гонщиков дошли до финиша. В борьбе за «Международный трофей» победила команда в составе: В. Шедина — мотоцикл «Ява 350», С. Климт — «Ява 250», А. Матейка — «Ява 250», И. Пудил — ЧЗ 175, 3. Поланка — ЧЗ 175, Б. Роучка — ЧЗ 125. Штрафное очко получил Поланка за невыполнение стартовых испытаний в первый день соревнований. Любопытно, что ни на «Яве», ни на ЧЗ не было никаких замен. Кроме того, гонщики Чехословакии победили на «Явах», опередив свою же команду В на мотоциклах ЧЗ также и в борьбе за «Серебряный кубок».
В конце 50-х гг. лучшими спортивными мотоциклами были «Ява» (вверху) и ЧЗ (внизу), надежные и способные развивать высокую скорость
Команда Чехословакии, завоевавшая «Международный трофей» в 1959 г. Слева направо: Я. Пудил, 3. Поланка, Б. Роучка, С. Климт, А. Матейка, В. Шедина и руководитель Я Крживка
2. Италия — 206 штрафных очков и 3248,7 дополнительных.
Итальянские гонщики шли на двух мотоциклах «Каприоло 125», имевших двигатель с верхним расположением распределительного вала и необычными плоскими кулачками на вертикальном кулачковом вале, и на четырех мотоциклах «Гуцци 175» и «Гуцци 250».
Из-за трудностей при старте и разгоне итальянцы монтировали на двигателе разогревающие свечи. Надежды на успех пропали, когда у одного из мотоциклов «Гуцци 250» прогорел поршень.
3. ГДР — 206 штрафных очков и 2673,9 дополнительных.
Гонщики ГДР впервые стартовали в борьбе за «Международный трофей». Мотоциклы МЦ 175 и МЦ 250 с двухтактным двигателем привлекали своей надежностью, мощностью и, главное, подвеской обоих колес, которая хорошо показала себя до самого финиша. Однако не оправдали себя мотоциклы «Симсон» с четырехтактными двигателями.
4. СССР — 300 штрафных очков.
Команда СССР стартовала только в шоссейной гонке.
5. Швеция — 801 штрафное очко.
У гонщика Скогсмо на мотоцикле «Монарк 125» в первый день соревнований отказал ручной тормоз, и в течение разрешенного утреннего времени он сумел наладить задний тормоз так, что им можно было управлять также и рукой. Технические арбитры, однако, оценили его как «два независимых друг от друга тормоза», и гонщик был снят с соревнований.
6. ФРГ—1000 штрафных очков.
Тысячу очков ровно поделили гонщики Граф на мотоцикле «Цюндапп», у которого сгорело сцепление, и Кампер на «Майко» с поврежденной передней вилкой.
7. Великобритания — 1301 штрафное очко.
8. Польша — 1640 штрафных очков.
mxworld.ru
Чешский Мотоцикл
- Acasă
- Populare acum
- Istoric
- Film și animație
- Automobile și vehicule
- Muzică
- Animale și animale de companie
- Sport
- Jocuri video
- Comedie
- Divertisment
- Tutoriale și stil
- Știință și tehnologie
- Acasă
- Tendințe
- Istoric
- Videoclipuri apreciate
- Termeni și condiții
- Confidențialitate
- Contacte
ro-tv.com