Предок современных мотоциклов – мотороллер Муравей. Мотоцикл муравей


Мотоцикл "Муравей" - дешево и надежно

Мотоцикл «Муравей» - это раритетная автотехника отечественного производства, которая даже сегодня может быть незаменима для владельцев приусадебных участков. Несмотря на свой «преклонный возраст», он обладает рядом преимуществ по сравнению со многими моделями.

История создания

В советские годы на тульском заводе в больших количествах производили легковые и грузовые мотороллеры по типу скутера. Многие из модификаций ограничивались экспериментальными сериями, так и не выходя в массовое производство. Однако один из них - грузовой мотоцикл «Муравей», ласково так называемый в народе, к их категории не относился. Этот небольшой «труженик» пользовался большой популярностью не только в СССР, но и за его пределами. Спрос на него постепенно возрастал и в девяностых начался экспорт сборочных моделей этих грузовых мотоциклов в Колумбию, Аргентину и Мексику. За короткий срок в эти страны было доставлено почти тринадцать тысяч полных штук. Качество этого советского скутера понравилось даже аргентинским спецслужбам, которые для полицейских заказали мотоцикл «Муравей» со специальной кабинкой и крытым кузовом, имеющим окошечки для пассажиров.

Характеристики

Закрытая кабина, которая была установлена на мотоцикл «Муравей», была собрана из сваренных стальных штампованных листов. Она весила пятьдесят килограмм. А достаточно большое по размерам панорамное стекло, оснащенное ручным стеклоочистителем, не ограничивало угла обзора водителя. Дверь кабины имела резиновый уплотнитель для ее плотного закрывания и сохранения внутри тепла. Кресло водителя - мягкое - делало эту модель по тем временам очень комфортной. При этом в кабине даже в жгучий мороз сохранялась температура в восемь градусов.

«Муравей» - мотоцикл, цена которого была низкой даже в советские годы, достаточно маневрен благодаря заднему ходу. Его радиус поворота – всего три с половиной метра, а его масса при сравнении с тяжёлыми мотоциклами с боковыми прицепами, имеющими вес триста двадцать килограмм,  ощутимо меньше – всего двести сорок. Тем самым облегчается задача водителя, проводящего неожиданно ремонт на дороге: мотоцикл можно без труда и усилий уложить на бок.

Так же легко проводится и замена повреждённых шин, поскольку дисковые колёса состоят из двух половинок, стянутых болтами. Поэтому для монтировки запаски с камерой надо лишь разъединять эти половинки.

Модификации

Мотоцикл «Муравей», помимо стандартной, имел еще несколько других интересных модификаций. Например, в середине девяностых была выпущена модель, имеющая пластмассовую кабину. Другая, более дешевая разновидность, производилась со съемными ветровыми стеклами. Из других собратьев тульского детища можно выделить мотоцикл «Муравей-4». Его двигатель, рассчитанный на восемьдесят тысяч километров, работал на дизельном топливе. Кроме того, эта модель была оснащена ощутимо более просторной кабиной. Мотоцикл «Муравей», фото которого хранится в музее завода, смог бы буксировать до шестисот килограмм груза, поэтому его предполагалось использовать не только в городских условиях, но и во время сельских работ. Однако дальше разработок дело не пошло.

Сегодня многие любители этой раритетной автотехники очень дешево покупают «Муравей», восстанавливают его, модернизируют по своему вкусу, иногда даже проводят тюнинг. И он ещё долгое время будет надёжным помощником в домашнем хозяйстве, особенно в сельской местности.

fb.ru

Технические характеристики мотороллера "Муравей" - Alisa-motors

Во времена бывшего СССР “Муравей” хоть и доставлял немало хлопот своим хозяевам, но люди его покупали и даже ездили на нем. А куда народу было деваться? Кто дом строил, кто хозяйство держал вот и несли в магазин последние деньги и одной рукой руля, а второй вытирая слезы эксплуатировали эти советские коросты.

Дизайн для тех лет много лучше многих современных образцов

 

Если заводской дизайн не комильфо – многочисленные колхозные тюнинг-ателье предлагают свои вариацииТам же, в качестве дополнительных опций можно заказать прицепное и автоматический натяжитель цепи…

Общие характеристики

  • Сухая масса — 250 кг
  • Максимальная скорость с полной нагрузкой — 62км/ч
  • Расход топлива с полной нагрузкой при скорости 45км/ч — 6л/100 км
  • Тормозной путь со скорости 60 км/ч — не более 30 м
  • Длина — 2720 мм
  • Ширина — 1250мм
  • Высота — 1180 мм
  • База — 1840 мм
  • Колея задних колес — 1050мм
  • Дорожный просвет — 115 мм

Характеристики электрооборудования

  • Напряжение — 12 В
  • Система зажигания — батарейная
  • Аккумуляторы — 6МТС-9 (два в параллельном соединении) или 3МТР-10 (два в последовательном соединении)
  • Регулятор напряжения — РР121
  • Катушка зажигания — Б51
  • Свеча зажигания — А17В
  • Фара — ФГ140-200Б
  • Звуковой сигнал — С205Б

Характеристики двигателя

По сути двигатель сам по себе неплох: в меру надежен, прост, ремонтнопригоден и не прихотлив. Если бы не его крайне не надежный и капризный диностартер, который по старой “доброй” колхозной традиции принято упразднять и ставить магнето

  • Тип — двухтактный, одноцилиндровый с трехканальной продувкой
  • Охлаждение — воздушное, принудительное от вентилятора
  • Диаметр цилиндра — 62 мм
  • Ход поршня — 66 мм
  • Рабочий объем — 199 см
  • Степень сжатия — 7,6 кг/см
  • Мощность — 13 л. с./9,6 кВт при 5200 об/мин
  • Карбюратор — К62Г

Самым большим преимуществом «Муравья» перед другими двухтактными советскими чахотками был его вместительный и очень удобный кузов и наличие задней передачи.

В стоке борта кузова не имеют надставок

На двухместных и одноместных версиях кузова немного отличались по размеру

В стоке «Муравей» комплектовался запаской

Весь секрет «Муравья» заключался в его реверс-редукторе. Именно за счет него удалось существенно увеличить передаточное число и реализовать заднею передачу

Характеристики реверс-редуктора

  • Передаточное число — 1,7
  • Привод — цепью

alisa-motors.ru

Устройство мотороллера муравей - Alisa-motors

В советские годы этого кровопийца Муравья покупали только из-за его кузова. Так как ничего подобного в СССР в те годы не выпускалось. А людям нужно было, то на огород ездить, то хозяйство кормить вот его и брали.

Кузов в Муравье действительно хорош в него с легкостью можно нагрузить мешков 10 комбикорма, килограмм 500 угля или с полкуба дров и он смело попрет все это барахло домой. На двухместной версии кузов был существенно меньше и сильно сдвинут назад из-за чего перегруженный мотороллер на кочках опрокидывался назад. Но зато на двухместном варианте можно было ездить вдвоем

Задний борт открывается как на обычном грузовике

В стоке — кузов не имеет надставок. В колхозах эту особенность игнорировали и нашивали борта до каких-то нереальных размеров

Управление

Рулевое управление стандартное для советских мотоциклов: справа ручка газа, слева — рычаг сцепления, а что еще нужно?..

Двигатель

Двигатель Муравья несколько отличается от советских двигателей той поры. Самое существенное отличие заключается в системе запуска: тут он может осуществляться с помощью электрического стартера (в 50-е это было очень круто) или с помощью ручного кикстартера. Ни на одном советском мотоцикле тех лет — электрического стартера и в помине не было.

Запускается двигатель стартером также как обычный автомобиль: вставляете ключ замок зажигания, проворачиваете до упора вправо ключ и двигатель запускается

Второе отличие заключается в принудительном охлаждении двигателя

Вентилятор гонит воздух по кожухам охлаждая цилиндр и головку блока цилиндров. Работает система охлаждения сносно

Сцепление механическое с тросовым приводом от рычага на руле

Коробка передач механическая, рычаг переключения находиться слева прямо под ногой водителя. Алгоритм включения следующий: первая, вторая, третья и четвертая передача включается вверх. Нейтральная передача находится в самом начале и чтобы ее включить нужно нажать рычаг переключения передач вниз. Спорное решение, но так тут сделано

КПП двухвальная с постоянным зацеплением шестерен

Двигатель прост как веник

Трансмиссия

Привод задних колес осуществляется цепью

Цепь передает крутящий момент на понижающий реверс-редуктор и далее через полуоси и резиновые муфты крутящий момент распределяется между задними колесами. Характерной особенностью данного редуктора является наличие реверса

Рычаг включения реверса находится с правой стороны

Электрика

Самой проблемной частью Муравья всегда считалась его электрика в особенности реле-регулятор напряжения и диностартер (генератор и стартер в одно лице). Диностартер и реле-регулятор из-за своих конструктивных особенностей требуют к себе постоянного внимания и квалифицированного обслуживания. Если диностартер вовремя не обслуживать, то но начинает недозаряжать аккумулятор буквально в первый же сезон

На старых моделях реле-регулятор был механического типа

На последних, более совершенный — электронного типа

Зажигание контактное. Контакты расположены в кожухе охлаждения

Катушка зажигания и конденсатор вынесены на раму. В плане ремонта и обслуживания это очень удобно

Топливная система

Система питания состоит из топливного бака, карбюратора и воздушного фильтра

Подача топлива самотеком, управление подачей — механическим топливным краном

На последних мотороллерах устанавливался более совершенный карбюратор К-65Г. В целом карбюратор очень хороший хотя бы тем, что в нем есть две системы облегчающие запуск в холодное время: ручной обогатитель на руле и утопитель поплавка. Все эти системы в совокупности обеспечивают уверенный пуск двигателя в любой мороз

Чтобы повысить тягу на низах в конструкцию двигателя внесен лепестковый клапан. Клапан установлен в цилиндре и перекрывает обратный выброс топлива из кривошипной камеры

Продувка цилиндра трехканальная. Трехканальная продувка обеспечивает более лучшее наполнение цилиндра

Головка блока цилиндров имеет вытеснитель. Вытеснитель сам по себе вещь бесполезная, но в совокупности с трехканальной продувкой и лепестковым клапаном он существенно добавляет тяги на низах

Подвеска

Передняя подвеска рычажного типа. В плане легкости управления, плавности хода ей нет равных

Задняя подвеска так же как и передняя рычажного типа. В отличии от передней — задняя много хуже, примитивна и не выдерживает даже малейшей критики

Тормоза

Есть у Муравья и тормоза и ими даже можно попытаться остановить мотороллер, но только километра за три до препятствия. Оба тормоза — барабанные с механическим приводом:  передний ручной с тросовым приводом, задний ножной с приводом от тяг

alisa-motors.ru

Мотороллер "Муравей" - трудяга со стажем :: SYL.ru

Мотороллер «Муравей» – трехколесный советский мотороллер грузового типа, выпускаемый Тульским машиностроительным заводом. Был широко распространен у жителей СССР в связи с бюджетной по сравнению с автомобилями стоимостью.

Легковые мотороллеры советского производства

История выпуска мотороллеров советского производства ведет свое начало с апреля 1957 года, когда был выпущен первый советский мотороллер «Тула Т-200». Его родственником стал немецкий Goggo-roller ТА200. «Тула Т-200» – это аппарат мощностью 8 л. с., четырехступенчатой коробкой передач, весом в 155 кг, максимальной скоростью в 80 км/ч, расходом топлива не более 3,4 л на километр, допустимым топливом его являлся бензин А-66. Это первая и единственная модель тульского мотороллера, оборудованная фонарем в моторном отсеке. Во всех последующих моделях фонарь отсутствовал. Первую модернизацию «Тула-200» пережил в 1961 году. Обновленный вариант получил название «Т-200М». Масса данного экземпляра была уменьшена до 145 кг, мощность же, напротив, увеличена до 9 л. с. Основанием для этого послужило изменение головки цилиндра. Кардинальными отличиями новой модели от «Т-200» стало получение мотороллером кик-стартера, изменение типа передней вилки и деформированное крыло. Спустя несколько месяцев на поток было поставлено также производство грузового мотороллера, оборудованного боковым прицепом. Эта модель получила название «Т-200К». Кузов коляски был скопирован у прицепа «ИЖ-56», рама имела оригинальный дизайн, ходовая часть была значительно усилена.

Время «Туриста»

1967 год был ознаменован выпуском Тульским заводом новой модели мотороллера. Она называлась «Турист». При производстве «Туриста» были учтены и доработаны все допущенные в «Т-200» и «Т-200М» недостатки. Мотороллер стал более управляемым, его мощность была увеличена до 11 л. с., а скорость - до 85 км/ч. Допустимым горючим для «Туриста» являлся бензин не ниже 72-й маркировки. Кузов мотороллера также подвергся модернизации и стал значительно более прочным. В 1971 году был организован выпуск «Туриста-М». Данная модель уже не признавала топлива ниже 76-й маркировки, а максимальная мощность двигателя возросла до 12 л. с., что отразилось и на скорости – 90 км/ч. «Турист-М» также получил новое решение глушителя. В 1978 году Тульским заводом был выпущен очередной модернизированный вариант мотороллера. «Тулица» обладала мощностью в 14 л. с., максимальной скоростью в 97 км/ч и весом в 140 кг. Внешний дизайн мотороллера изменений практически не претерпел, кроме сокращения длины глушителя и некоторых других мелочей. Окончательная модификация Тульского мотороллера была произведена в 1986 году. Модель была именована «Тулица-02». Она весила 134 кг. При максимальной скорости в 100 км/ч обладала мощностью в 14,5 л. с.

Предшественники «Муравья»

Каждый из вышеперечисленных мотороллеров легкового типа в дальнейшем был переоборудован в грузовой мотороллер «Муравей», технические характеристики которого кардинально отличались от легкового наличием кузова. Все выпущенные грузовые мотороллеры, так же как и легковые, носили различные индивидуальные индексы. Уже в 1957 году свет увидел прародитель «Муравья» - «ТГ-200». На его базе было налажено и производство мотороллеров «ТГ-200Ф» (с кузовом-фургоном) и «ТГ-200И» (изотермическим фургоном). Все модификации и изменения, прослеживающиеся от модели к модели легковых мотороллеров, последовательно и незамедлительно отражались и на грузовых моделях. Единственное, на что стоило бы обратить отдельное внимание, – это постепенное увеличение грузоподъемности кузова.

Рождение первого «Муравья»

Первый мотороллер «Муравей» модели «ТГА-200» был спущен с контейнера в 1968 году, он стал грузовой копией «Туриста» (1967 год). Грузоподъемность предшествующего ему «ТГ-200» была увеличена в данной комплектации до 250 килограмм, под кузовом конструкторы расположили «запаску» и ящик для инструментария. К 1980 году грузоподъемность модели была увеличена до 255 килограмм («ТГА-200-01»). В 1986 году был «рожден» «Муравей-2» («ТМЗ-5.403-01»). Это грузовой мотороллер, основанный на легковой «Тулице-2». Он стал обладателем новой, отличной от предыдущей, модели облицовки. Его грузоподъемность была увеличена до 320 килограмм. В 1988 году доля «Муравьев» среди всех произведенных на территории СССР и за рубежом мотороллеров грузового типа составила 84%, что свидетельствует о необычайной популярности модели. Даже сегодня, когда производство «Муравьев» обеих известных моделей уже давно прекращено, запчасти к ним можно приобрести не только на территории России, но и на заводах Польши, Чехии и Китая.

Мотороллер «Муравей»: характеристики

Мотороллер «Муравей» не только является одной из наиболее популярных в советское время моделей, но и успешно служит современным пользователям. Он идеально подходит для транспортировки разнообразных грузов умеренной весовой категории, в связи с чем идеален для использования в современных фермерских или подсобных хозяйствах.

Размеры, быстроходность и проходимость

«Муравей» не слишком быстроходен, но это замечательно компенсирует его проходимость, обеспеченная дорожным просветом в 115 мм при максимальной загрузке. Что касается веса, то при длине в 270 см и ширине в 125 см он составляет всего лишь 280 кг, что гораздо меньше, чем у многих современных мотоциклов. Благодаря этому хозяин в случае неполадок может с легкостью «уложить» своего «железного коня» набок для проведения ремонта. Конструкторами мотороллера сделано все возможное, дабы увеличить его ремонтопригодность. Например, при смене покрышки либо камеры не надо бортировать колесо, достаточно лишь отвинтить болты на нем.

Мотороллер «Муравей» – настоящий трудяга

Высота мотороллера в нагруженном состоянии (с кузовом-фургоном) равна 156 см, в то время как без кузова фургона – всего лишь 118 см. При двигателе мощностью в 12 л. с. он обладает грузоподъемностью, равной его весу в 280 килограмм, что при его максимальной скорости в 60 км/ч выгодно выделяет его среди не только других экземпляров своего времени, но и многих современных грузовых мотороллеров. Связано это не только с техническими характеристиками, но и с надежностью и качеством используемых при конструировании материалов.

Оправданный недостаток

Оставляет желать лучшего экономичность мотороллера. Расход горючего составляет от 6,2 до 8 л на 100 км. А после длительной эксплуатации и, соответственно, износа поршня он достигает десяти-двенадцати литров. И это при двухтактном моторе объемом в 199 сантиметров кубических. Но четырехступенчатая коробка передач, амортизаторы задней подвески и феерическая грузоподъемность с лихвой оправдывают этот небольшой недостаток.

Обновленный «Муравей» с крышей

2009 год был ознаменован тем, что ОАО «АК "Туламашзавод"» была предпринята попытка возобновления массового производства грузовых мотороллеров типа «Муравей». На своем сайте руководство завода представило чертежи и образец новинки – «ГТС-1», оборудованный кабиной.

Предназначение модели предполагало транспортировку грузов на локальных закрытых территориях (фабрики, заводы, промышленные зоны и предприятия), что не нашло активного отклика у аудитории, и производство модели так и не стартовало. Хотя проект задуман был крайне интересный и перспективный. Возможно, причиной того, что он не заинтересовал публику и спонсоров, стало ограничение областей использования аппарата закрытыми территориальными единицами. На данный момент предприятие ОАО «АК "Туламашзавод"» абсолютно никоим образом не связано с разработкой и выпуском мотороллеров и подобных им транспортных средств, оно специализируется исключительно на производстве пулеметов.

www.syl.ru

Муравей, Тула, Турист, Тулица - история и подробности (54 фото)

Давно убедился, что многие, оказывается, даже не знают, как выглядит мотороллер Муравей, хотя почти все его видели, но что он так называется – не догадывались. Поэтому хочу в общих чертах рассказать, про модели Тульского машиностроительного завода и имена конструкторов.

Началось все 27 апреля 1957 года, когда с конвейера Тульского машиностроительного завода официально сошел первый мотороллер (сейчас мы это называем скутер) Тула Т-200.

Прародителем Тулы стал Goggo-roller ТА200 выпускавшегося в ФРГ.

Тула имела восьмисильный двигатель рабочим объемом 199 см3, 4-ступенчатую коробку передач в одном блоке с мотором, цепной привод заднего колеса, 10-дюймовые колеса, вилку толкающего типа передней подвески. Вес -155 кг, максимальная скорость - 80 км/час, расход топлива при движении со скоростью 45-50км/ч на 100 км – не более 3,4 литра. Емкость топливного бака 11 литров + 0,5 резерв, допускалось использование бензина А-66. Так же она имела принудительное воздушное охлаждение, электрозапуск вместо кик стартера и однотрубные амортизаторы, в то время практически не применявшиеся даже на мотоциклах.

На приборной панели находился спидометр, центральный переключатель (служит для включения света и объединен вместе с замком зажигания), индикатор включенной передачи, индикатор нейтральной передачи (зеленый глазок) и индикатор заряда аккумулятора (красный глазок), а под панелью находился крючок для сумок.

В ногах слева располагалась педаль переключения передач, а справа - педаль заднего тормоза.

Моторный отсек был оборудован фонарем, на следующих моделях его убрали.

В 1961 году вышла в свет обновленная «Тула», модель Т-200М, у которой масса была снижена до 145 кг, а мощность за счет применения измененной головки цилиндра возросла до 9 л. с. Помимо всего она получила кик-стартер, изменился тип передней вилки. Вместо вилки с рычажной подвеской толкающего типа стали использовать вилку тянущего типа и главное визуальное отличие - другое по форме крыло, а так же много других мелочей.

Под седлом находился ящик для инструментов.

Проводка так же как и у Т-200 шла под мотороллером.

В 1961 году была выпущена партия из 94 легковых мотороллеров с боковым прицепом Т-200К. Кузов "коляски" был позаимствован у бокового прицепа "ИЖ-56", рама имела оригинальную конструкцию. Ходовая часть мотороллера была усилена.

Следующая модернизация произошла в 1967 году, модель назвали «Турист». В этой конструкции было устранено большинство недостатков мотороллера Т-200/Т-200М. Несущий капот позволил отказаться от массивного трубчатого подрамника в задней части машины, новая передняя рычажная вилка толкающего типа обеспечила хорошую управляемость. Мотороллер имел существенно измененный дизайн. Старый, но форсированный мотор путем внесения некоторых корректив (за счет улучшения фаз газораспределения, формы камер сгорания и увеличения степени сжатия), увеличился в мощности на 20% - с 9 л.с. при 4500 об/мин. до 11 л.с. при 5600 об/мин. Повышение степени сжатия потребовало применения бензина с октановым числом не менее 72. Максимальная скорость - 85 км/час, бак на 12 л, расход топлива 3-3,5 литра на 100 км, так же появились сигналы поворота, чего еще не было в штатном исполнении на Т-200М. Кузов "Туриста" стал намного прочнее, центр тяжести заметно снизился. В крыле переднего колеса располагался ящичек для инструментов.

В 1971 году была осуществлена модернизация "Туриста". Модель именовали "Турист-М". Самое основное - степень сжатия была увеличена до числа 7,8, мотор теперь работал на бензине А-76, и его максимальная мощность возросла до 12 л.с. Максимальная скорость, возросла до 90 км/час. Мотороллер получил новый глушитель сигарообразного типа. Инструментальный ящик, который поначалу располагался в нише кожуха переднего колеса, переехал под седло.

Перед водителем располагался спидометр, слева был переключатель дальнего/ближнего света и кнопка звукового сигнала, справа переключатель указателей поворотов, под рулем находилось до 3 контрольных глазка, индикатор нейтральной передачи (зеленый), индикатор заряда аккумулятора (красный глазок), индикатор указателей поворота (оранжевый). Под ними находился замок зажигания и кнопка включения освещения, а ниже - панель закрывающая электропроводку.

В 1978 году начиналось серийное производство мотороллера "Тулица" (модернизация Турист-М). Он получил двигатель с алюминиевым цилиндром и чугунной гильзой (что позволило полностью избавиться от главной беды "чугунка" - прихватов поршня), трех-канальную продувку. Все это увеличило максимальную мощность двигателя до 14 л.с. Машина полегчала до 140 кг и имела максимальную скорость 97 км/ч. Внешне новый мотороллер почти не отличался от "Туриста" - его можно было узнать лишь по алюминиевым литым ступицам колес и укороченному глушителю.

Последняя модификация 1986 года Тулица-02М. Как всегда, увеличили мощность и уменьшили вес: 14,5 л.с. и 134 кг, на впуске поставили лепестковый клапан, что позволило уменьшить расход, и также обновили облицовку. Максимальная скорость 100 км/ч.

На этом история легковых мотороллеров заканчивается, но на базе каждого из них был создан грузовой мотороллер, по сути это был легковой вариант, просто сзади было 2 колеса и кузов. Грузовые мотороллеры имели даже большую популярность, чем легковые, все они были с разными заводскими индексами, но называли их одним словом – Муравей.

В начале 1957 года первые образцы грузового мотороллера ТГ-200 (названия «Муравей» еще не носил) были изготовлены и начались дорожные испытания.

В опытных образцах – использовались узлы из выпускаемой в г.Серпухове инвалидной мотоколяски : дифференциал и балансиры. В остальном грузовой мотороллер имел унифицированные с легковым узлы: двигатель, рулевая вилка с передней подвеской и колесом, рулевое управление, электрооборудование, система выхлопа, передний щит с настилом, кожух переднего колеса, колесо переднее с тормозом, электрооборудование и двигатель с глушителем. Благодаря дифференциалу, мотороллер получил передачу заднего хода. При испытаниях появилась необходимость, кроме электростартера, иметь дублер – кикстартер, в дальнейшем его внедрили и на легковом мотороллере Т-200М. После непродол­жительного его выпуска эта модель была переделана и в таком виде выпускается до сих пор, сменились только конструкции облицовки, сед­ла, руля. На базе мотороллера ТГ-200 были разработаны и освоены производством его модификации с кузовом-фургоном и изотермическим фургоном ТГ-200Ф и ТГ-200И.

Помимо всего, в процессе эксплуатации у потребителя выявилась необходимость изменения параметров рулевого управления и жесткости передней подвески, поэтому на мотороллере был сделан еще и демпфер руля.Первые серийные грузовые мотороллеры ТГ-200 имели следующие технические данные: двигатель 2х-тактный, рабочий объем 199 см3, мощность 8 л.с., грузоподъемность 200 кг, максимальная скорость 50 км/ч., расход топлива на 100 км. – до 7л. масса 265 кг (с кузовом) и 310 кг ( с фургоном). Все изменения, улучшающие легковой мотороллер, незамедлительно внедрялись и на грузовом мотороллере, поэтому в принципе по двигателю ничего нового сказать нельзя, разве что с каждым разом у грузового мотороллера увеличивалась грузоподъемность и максимальная скорость.

После появления модернизированной Тулы Т-200М в 1962 году аналогичной модернизации подвергся грузовой мотороллер. Он имел тот же индекс ТГ-200.

Первые серийные мотороллеры "Турист" сошли с конвейера в 1967 году, а в 1968 году началось изготовление грузового мотороллера ТГА-200 "Муравей" с узлами новой базовой модели и увеличенной до 250 кг грузоподъемностью.

Под кузовом находилось запасное колесо и ящик для инструментов.

Аккумулятор и проводка так же как на Туристах и Тулице находились между ног водителя.

Существовал и грузопассажирский вариант, не менее популярный чем просто грузовой.

В 1980 году было освоено производство нового семейства грузовых мотороллеров на базе узлов "Тулицы" с символически увеличенной до 255 кг грузоподъемностью (индекс ТГА-200-01). С 1983 года началось постепенное внедрение в производство узлов новой гаммы моделей (ТМЗ-5.403). На первом этапе было освоено изготовление нового трубчатого регулируемого руля, воздушного фильтра с пластмассовым корпусом и бумажным фильтрующим элементом, установлен более экономичный карбюратор К62.

В 1986 году мотороллеры получили облицовку новой формы - плод коллективного труда заводских дизайнеров. Легковой мотороллер стал называться "Тулица 2", а грузовые, у которых за счет обновленного двигателя грузоподъемность поднялась до 320 кг, - индекс ТМЗ-5.403-01 или Муравей 2.

Тульские мини-грузовички были чрезвычайно популярны в стране и за рубежом — из произведенных на ТМЗ в 1988 году 97 996 мотороллеров доля «Муравьев» составила 84 %. Показательно, что запчасти к ним сегодня можно купить не только от отечественных кустарей, но и с заводов в Чехии, Польши и, конечно, Китая.

Для грузовых мотороллеров выпускали варианты с закрытой кабиной. Они представляли собой штампованную сварную конструкцию из листовой стали весом 50 кг. Стекло панорамного типа обеспечивало хороший обзор, оно было оборудовано стеклоочистителем с ручным приводом. Двери с резиновым уплотнением и мягкое сиденье делали поездку в кабине достаточно комфортной. За счет тепла, отводимого от работающего двигателя, при морозе до -25 °С в кабине температура не опускалась ниже + 8.

С середины 90-х годов в выпускались так же пластмассовые кабины. Но оба варианта кабин очень редки в наше время.

Необычный заказ был получен заводом в конце 50-х годов: изготовить партию мототакси для ВДНХ. Конструкторская документация разработана совместно с ЦКЭБ, и в 1960 году партия из 50 мототакси Т-200Т поступила к заказчику. Эти машины имели пристыкованный к задней части легкового мотороллера открытый двухместный кузов довольно простой конструкции, с двумя передними управляемыми колесами.

Для легкой защиты водителя от непогоды и встречного ветра для грузовых и легковых мотороллеров с 1960 года до остановки производства мотороллеров выпускался съемный ветровой щит.

Грузовой мотороллер всегда пользовался хорошим спросом на зарубежном рынке, и с целью расширения экспортных поставок в 1989-1991 году была выполнена работа по созданию документации на сборочные группо-комплекты грузового мотороллера и мотоцикла для предприятий Мексики, Колумбии, Аргентины. Руководил работой опытный начальник бюро Е.И.Гололобов. Отправка изделий группо-комплекты позволила значительно снизить затраты на перевозку экспортируемой мототехники. Общее количество отправленной техники по адресатам составлено 12 868 изделий.

А вот Муравей на службе у аргентинской полиции =)

Так же в 1985 году началось серийное производство мотоцикла повышенной проходимости «Тула» ТМЗ-5.951.

Наиболее яркой чертой машины были широкопрофильные шины размером 6,70-10”. Мотоцикл имел абсолютно новую конструкцию за исключением двигателя. Он был был оснащён обычным тульским двухсот кубовым мотором с лепестковым клапаном на впуске и имел мощность 15 лошадиных сил. После модернизации в 89 году мотоцикл получил индекс «5.952».

Существовал вариант Тулы повышенной проходимости на трех колесах, он имел индекс 5.971 и назывался Тула трицикл. Все узлы были идентичны мотоциклу, только сзади стоял редуктор от Муравья, при необходимости, его легко было переделать в двухколесный вариант.

Так же завод имел много различных разработок, которые существовали либо как экспериментальные, либо были выпущены в ограниченном количестве. Например Муравей с самосвальным кузовом.

Самосвальный модуль к тульскому легковому мотороллеру.

Была разработка гру­зового мотороллера «Мура­вей-4» с кабиной и дизельным двигателем, рассчитанным на длительный ресурс (80 тыс. км) и большую грузоподъемность (620 кг) для использования в городской черте и в сельской местности.

И вот такие модели:

Много внимания уделялось разработке абсолютно нового, 250-ти кубового двигателя, но на мотороллеры его ставить так и не начали.

Были попытки воссоздать производство в 90-х годах, был разработан и выпущен ограниченным тиражом скутер Фрегат, который не выдержал конкуренции с японскими аналогами и кризис...

После 1995 года завод перестал выпускать всю мото продукцию, оборудование было распродано и сейчас на ТУЛАМАШ заводе делают одни пулеметы...

Источник: televisore.livejournal.com

fishki.net

Обзор мотоцикла Муравей Турист | Motowave.ru

Мотоцикл Муравей Турист, несомненно, требует отдельного внимания, ведь, по сути, он представляет собой мотороллер, производился который исключительно в СССР. Такое транспортное средство считается наследником несколько ранних моделей, в сравнении с ранними Муравьями они имеют совершенно другой внешний вид.Мотороллеры, о которых мы начали говорить выше, имеют инструментальный ящик, который находится под сиденьем. Основной источник энергии в виде аккумулятора решено было установить между ногами водителя. Ручки воздушного корректора разработчики серии установили в непосредственной близости от рукоятки переднего тормоза. Мягкая подвеска была создана при участии особенностей наших советских дорог. У транспортного средства имеется два упора стоянки, его оснастили центральной и боковой ножками.Мотоцикл Муравей укомплектован таким же мотором, как и представителей ранних моделей Тула. При этом его мощность способна отличиться более высоким показателем в сравнении с моделями, которые были созданы и выпущены до конца 1960-х.

Для того чтобы переключить передачи, не придется прикладывать особых усилий. В отличие от моделей популярных на территории СССР, где нейтральная передача находилась между двумя первыми передачами, в модели Турист, нейтральная позиция располагается перед первой самой передачей. Но не только эта модель смогла сделать компанию популярной, выпуск модели Тулица также оказался успешным.Кроме этого, главной отличительной чертой таких транспортных средств является наличие на переднем крыле изделия вместительного бардачка. Бензобак такой модели железного коня прикреплен к раме либо к капоту при помощи хомутов. Довольно громкий сигнал звука в такой модели транспортного средства был установлен прямо под передним колесом. Данный подход имеет успех, так как в плохую погоду сигнал не будет заливать дождевой водой. Всех представителей этой серии можно разделить на два типа Турист и Турист-М, при этом каждая из нах отличается рядом особенностей и каждым конкретным людям придется по душе.Технические характеристики модели МуравейМотороллеры Тула указанной выше серии были оснащены двигателем малого объема – примерно 200 кубов. При этом их мощность составляла 11 лошадиных сил. Наличие 4-х ступенчатой коробки передач ножного вида, для данного транспортного средства оказалась весьма странной. С ее помощью можно было развивать высокую скорость, что стало важным показателем для всех поклонников железных коней. В Туристе имеется воздушная система охлаждения с принудительной подачей воздуха от вентилятора. Нагнетание потока осуществляется с помощью воздушной крыльчатки.Расход топлива у такого транспортного средства довольно высокий, он составляет 3.2 литра. В сравнении с современными японскими мотороллерами и китайскими мотоциклами, Тула Муравей оказались просто ненасытными. Хотя, кто в то время обращал внимание на прожорливые транспортные средства, ведь бензин тогда стоил сущие копейки. Заправлялся этот железный конь бензином марки А76, который на сегодняшний день в некоторых регионах СНГ и вовсе не найти. На трассе расход бензина был гораздо меньше в сравнении с условиями города, где его прожорливость доходила до 3.5 литра на 100 километров.Передача топлива предусматривает смешения масла с бензином. Любопытно и то, что по инструкции для использования Муравьев допускается применение А80 и А72. При этом бак такого транспортного средства сделали вместительным, его объем составляет 12 литров. По таким показателям мотоцикл можно сравнить с Восходом и Минском. Да и первые модели ИЖ не отличались более объемными баками.Максимальная скорость мотоцикла Муравей Турист составляла 85 километров в час. Данная скорость не максимальная, а только рекомендуемая, при этом ее многие водители просто игнорировали, выжимая из него 100, а нередко и больше. Сухая масса транспортного средства также удивляет, она равняется 145 килограммам.Основные минусы Муравья ТуристКак и в любом транспортном средстве в этом мотоцикле имеются и свои недостатки. Нередко были зафиксированы моменты, когда водитель терял управление при езде на таком транспортном средстве. Кроме этого, на практике большой вес такого мини-байка зачастую приводил к тому, что центр упора для постановки его на стоянку было использовать крайне неудобно. Такая неустойчивость возникала чаще всего при мокрой погоде. Особенно трудно поддавался управлению байк при передвижении по мокрой траве.Во время снаряженного состояния масса транспортного средства зачастую достигала показателя больше цифры в 150 килограмм. В таком случае начинали становиться заметными все минусы большой массы. Хуже всего являлось то, что проходило уменьшение динамических характеристик.

 

motowave.ru

Предок современных мотоциклов – мотороллер Муравей

Мотороллер Агостино д'Асканио Paperino 1944 г.

Новинка получила весьма неплохую популярность, ведь это компактное, маневренное и самое главное дешевое средство для передвижения. Создатель шедевра не остановился на базовой модели и разработал ряд ее модификаций, наибольшую известность из которых получил трёхколёсный бортовой грузовичок.

Как ни странно, но подобные диковинки постепенно начали пользоваться огромным спросом и уже спустя 2 года мотороллеры начали выпускаться серийно. Спустя какое-то время их начали использовать практически все страны и даже начали выпускать свои модели. Кто-то это делал официально, покупав лицензии, а для кого-то закон не имел границ и они занимались копированием моделей.

Удивительно, но в нашу страну это чудо техники приблизилось лишь летом 1956-го года. Первые образцы, которые начали выпускаться в СССР стали называться Т-200 Тулица.

Т-200 Тулица

  • Двухтактный двигатель (объем 199 см3)
  • Диаметр цилиндра 62мм.
  • 6,6-кратная степень сжатия
  • Мощность 8,5 л.с.
  • Бензин А-72
  • Длина мотороллера (1830 мм колёсная база) – 2690 мм
  • Ширина – 1250 мм.
  • Высота – 154 см. (фургонный вариант), 1075 мм. (вариант с открытым кузовом)
  • Следует отметить, что двигатель оснащали династартером ДС-1А, а это давало возможность работать либо как генератор, либо как стартер (мотор запускался при помощи поворота ключа в замке зажигания). Династартёр работал в комплексе с реле-регулятром РР-121 и 12-вольтовой аккумуляторной батареей 6МТС-9. Спустя некоторое время был сконструирован грузовой вариант, который получил две модификации:
  • ТГ-200К
  • ТГ-200Ф
  • Уже начиная с 1962-го года, тульские мастера создали новую серию грузовых «монстров», которые получили изотермические кузова, предназначенные для перевозок скоропортящихся продуктов.

    1969 год ознаменовался тем, что базовая модель была заменена на более современную и машина получила себе новое обозначение – ТГА-200 или как ее ласково прозвали – «Муравей».

    ТГА-200 («Муравей»)

  • Значительно усиленная рама
  • Облицовка и руль нового типа
  • Двигатель – мощнее
  • Карбюратор – экономичнее
  • Нагрузка - 260 кг.
  • Максимальная скорость при полной нагрузке – до 60 км/ч.

Некоторое время спустя на мотороллере Тулица начали применять новый биметаллический цилиндр, благодаря чему была увеличена мощность аж на 40% (мотор - Т200А). Его также начали устанавливать на «Муравья». С 1987 по 1989-ые года больше всех проявила себя модель ТМЗ-5.402-3. Под свое управление мотороллер получил широкопрофильные шины размерами 6,7– 1С дюймов и демультипликатор. Также следует отметить, что в эти годы железные «монстры» тульских производителей начали использовать новые поворотники и даже получили зеркала заднего вида. Сюда можно еще отнести приборный щиток, усиленную переднюю подвеску, ступицы колес, новую тормозную систему и многое другое, что подняло мотороллеры на новый уровень. Следует отметить, что мощность двигателя была увеличена до 14 л.с.

megaobzor.com