Мотоциклы и скутеры. Мотоциклы иж


Иж Сайгак - цена, характеристики и обзор мотоцикла

Отечественный байк ИЖ Saigak это модернизированная версия Иж Спринбока, который в свою очередь создавался на базе всем известного популярного мотоцикла Иж Планета 7. Внешний вид не принес этой модели каких бы то ни было кардинальных перемен. Уже привычный бензобак прямоугольной формы слегка заужен. Приборная панель традиционная, на ней разместились лампы, сигнализирующие о некоторых неисправностях, о степени зарядки аккумуляторной батареи, лампы дальнего света и спидометр с делениями до 160 км/ч. Переднее крыло низкое, в отличие от Спринбока. Седло с пеналом рассчитано на двух человек и достаточно удобно для обоих. Гидропневматическая вилка и передний дисковый тормоз делают дизайн модели вполне под стать дорожному мотоциклу среднего класса. А хромированные детали придают модели некоторый лоск, которого была лишена Планета 7.

В мотоцилке ИЖ Saigak отечественная ходовая часть соседствует с китайским двигателем. При этом двигатель очень неплох – и представляет собой новое семейство четырехтактников с одним цилиндром, имеющий ONC 4-клапана. Рабочий объем двигателя позволяет отнести Иж Сайгак к мотоциклам среднего класса и составляет 249 кубов, как и у изначальной модели – Планеты 7. При этом размерность составляет 72 x 61,2 и степени сжатия 8,9. Мощность двигателя достигает максимума в 15.5/8500 кВт/об/мин.

В продолжение разговора о технических характеристиках Иж Сайгак - это мотоцикл способен развивать скорость до 120 км/ч и при этом расходует топливо очень экономично. Так на трассе на 100 км потребуется всего 3,5 л, что на 0,5 л меньше чем у Планеты 7 при очень близких характеристиках. Конечно, при движении в городе расход увеличится, но все равно останется достаточно низким. Неизменная уже в модельном ряду пятиступенчатая коробка передач позволяет быстро разгонять мотоцикл до максимальных скоростей.

Функция электрозапуска мотора благодаря электростартеру не нова, но очень удобна. Все-таки не приходится толкать многократно заводную лапку, а можно сразу завести и ехать

По своим габаритам мотоцикл полностью повторяет уже известную Планету 7. его длина составляет 220 см, ширина 810 см, а высота с учетом зеркал заднего вида 130 см. длина колесной базы равна 145 см, а дорожный просвет составляет 13,5 см. однако веем Сайгака на 10 кг меньше Планеты 7 и составляет 150 кг. При этом нагрузка на мотоцикл может достигать 170 кг, как и у его прародителей.

Что касается тюнинга мотоцикла Иж Сайгак, то для внутреннего причин как- бы и нет. Технические характеристики мотоцикла вполне приемлемы, если не сказать, что хороши. А вот внешне есть над чем поработать. Вполне можно заменить оптику на ксеноновую, это поможет не только улучшить внешний вид, но и пойдет на пользу освещению мотоцикла. Не лишним будет и ветровое стекло обтекаемой формы, дополненное оригинальными зеркалами. Так мотоцикл будет выглядеть более стильно, при этом во время езды прибавится комфорта, и лучше будет обеспечиваться безопавсность. Но даже если обойтись без тюнинга модель Иж Сайгак, для своей цены, выглядит неплохо и остается надежным и экономичным мотоциклом.

moto.ironhorse.ru

Мотоциклы ИЖ

Мотоциклы ИЖ - народные любимцы

Разумеется, мотоциклы отечественных производителей во многом уступают своим зарубежным собратьям: у них слабее технические характеристики и непрезентабельный дизайн. Но дешевизна, доступность покупки запчастей и комплектующих, а также конструктивная простота делают продукты российского мотоциклетного производства весьма популярными.

Одним из самых ярких представителей братии отечественных мотоциклов является знаменитый ИЖ. Производство данной марки началось ещё в 1928 году, когда для Всесоюзных пробегов собирали опытные модели мотоциклов. Они успешно прошли тысячи километров пути. Однако в те годы прототипы современных ИЖ были далеко не совершенными, поэтому до массового производства дело тогда так и не дошло.

© Светлана Силецкая / Фотобанк Лори

История серийного производства ИЖ началась в 1946 году. Тогда в городе Ижевске выпустили примерно 11 миллионов мотоциклов разных модификаций. Особенно популярным среди населения в то время был легендарный ИЖ-49. Он был своеобразной технической новинкой: в конструкцию мотоцикла производители включили заднюю подвеску с гидравлическими амортизаторами, переднюю вилку телескопического типа. ИЖ-49 считался комфортабельным транспортным средством, надёжным и долговечным.

Мотоциклы ИЖ произвели настоящий бум: народ полюбил их за хорошую проходимость и возможность поездок в условиях неважной дороги. Чуть позже стали появляться спортивные модели для кроссовых соревнований и кольцевых гонок с гордыми названиями «ИЖ Планета Спорт», «Иж-Юпитер 5», «Иж-Планета 4» и «Иж-Юнкер». Высокий руль, обеспечивающий комфортную посадку, двухуровневое седло, предполагающее разделение на зоны пассажира и водителя, системы выпуска и впуска, создающие высокий крутящий момент и хромированные детали сделали ИЖ в чём-то неповторимым.

Базовыми моделями мотоциклов среднего класса были и остаются «Планета-5» и «Юпитер-5». А представители российской молодёжи всегда отдавали предпочтение «Иж Планета Спорту», в котором японский карбюратор сочетается с двигателем, развивающим мощность до 32 лошадиных сил.

Сейчас руководители ижевского завода строят амбициозные планы по выпуску новых моделей. Однако, для реализации этих планов требуются кардинальная модернизация производственного оборудования и глобальное развитие внутренней инфраструктуры завода.

planeta-4.ru

ИЖ Планета-Спорт - мотоциклы и скутеры

Объединить двигатели известных производителей с собственной рамой и другими мелкими компонентами - решение не блистающее оригинальностью: в мире немало фирм, выбравших этот путь развития своей мото-техники. По тому же пути пошел и “Ижмаш”. Цель - воссоздать и развить мотоциклы ИЖ “Планета-Спорт”.

Замысел использовать импортные компоненты возник не на голом месте. В былые времена мотоцикл ИЖ “Планета-Спорт” по большинству технических параметров и потребительским свойствам вплотную приблизился к своим аналогам зарубежного производства. “Пес”, как его называли, оставил заметный след в душах многочисленных поклонников. На той популярности и решили сыграть - выпустить новую версию ПСа - R21.

Чтобы новый мотоцикл был конкурентоспособен, к выбору компонентов отнеслись с пристрастием: двигатель - от Rotax (такой же, как у BMW F650), тормозные скобы (Nissin), вилка (Kayaba) и колеса такие же, как на некоторых мотоциклах Suzuki. Задние амортизаторы - от известной фирмы Reiger с огромным диапазоном регулировок. Приборная панель задумана по последнему слову техники - ее роль выполнит жк-экран, на котором и будут отображаться все показания “виртуальных” приборов.Сразу приходит в голову первая идея для любителей тюнинга: на такую приборную панель можно направить сигнал от видеокамеры, расположенной в хвостовой части мотоцикла - это позволит заменить классические зеркала заднего вида электронными.

При разработке нового мотоцикла использовались оригинальные компоновочные и конструктивные решения. Трубчатая рама из хром-молибденовой стали выполнена так, что охватывает большинство хрупких и дорогих импортных узлов, таким образом, она защищает их от повреждений при возможных падениях. Единственная деталь, не защищенная сравнительно дешевой рамой отечественного производства, - радиатор. Но так как он также производится в России, его цена настолько низка, что позволяет отнести его в разряд “расходных материалов”. В конструкции заднего маятника использовали как стальные трубы, так и алюминиевые элементы - с ними легко демонтировать заднее колесо.О внешности нового мотоцикла ИЖ “Планета-Спорт” можно сказать одним словом - стильный. Новый ИЖ “Планета-Спорт” задуман как живучий и практичный родстер.

Технические характеристики нового ИЖ “Планета-Спорт” Общие данные Двигатель Ходовая часть
База, мм 1400
Высота по седлу, мм 820
Объем бензобака, л 10
Тип 1-цилиндровый, 4-тактный
Рабочий объем, см3 651,9
Размерность, мм 100×83
Макс, мощность л.с. при об/мин 47/6500
Макс. крутящий момент Н-м при об/мин 57/5000
Система охлаждения жидкостная
Система запуска электростартер
Система смазки сухой картер
Рама трубчатая, стальная
Передняя вилка телескопическая, перевернутого типа, ход 120 мм
Задняя подвеска маятниковая, рычажная, ход 110 мм
Передний тормоз 2 диска D310 мм, 4-поршневые скобы
Задний тормоз диск D220 мм, 2-поршневая скоба
Передняя шина 120/70 ZR17
Задняя шина
170/60 ZR17

moto.ironhorse.ru

Ижевский завод - Отечественные мотоциклы, описание, ремонт и тюнинг

Мотоциклы ижевского завода

Дорожные мотоциклы

Спецтехника

Малая серия

 

 

В сентябре 2009 года исполняется 80 лет со дня выпуска первого мотоцикла марки ИЖ.

 

 

Производство мотоциклов в Ижевске связано с именем Петра Владимировича Можарова, талантливого инженера и заядлого мотоциклиста. Можаров фактически стал организатором серийного производства мотоциклов в СССР.

В сентябре 2008 г. исполнилось 120 лет (07.09.1888 - 11.03.1934) со дня рождения этого выдающегося российского инженера. Еще до революции проявились его незаурядный талант конструктора и умение работать своими руками – он отремонтировал и вернул к жизни не одно транспортное средство - автомобиль, катер, а в 1914г. восстановил нелетающий трехместный самолет, на котором сам совершал полеты над окрестностями Тамбовской губернии, где находилось имение его отца.

Но страстью его были именно «железные кони» - в Ижевске (Можаров работал в Ижевске с 1924г.) долго помнили, как Можаров каждый день с оглушительным треском мчался из инженерного барака N 22 на работу и обратно на единственном тогда в Ижевске немецком мотоцикле. Однако, эта особенная любовь к мотоциклам не только передалась ижевчанам, но и до 70 - 80 х годов была такой яркой особенностью ижевского менталитета и образа жизни, которые и не снились байкерам последующих времен.

Весной 1928 г. П. В. Можаров подал официальное предложение об организации выпуска мотоциклов на Ижстальзаводах. В 1928 году в Ижевске на Ижстальзаводе было создано конструкторское бюро по мотоциклостроению, которое возглавил П. В. Можаров. Под его руководством были спроектированы, изготовлены и испытаны первые ижевские мотоциклы.

17 сентября 1929 году из ворот завода выехал «Иж-1» - трехсоткилограммовый красавец со штампованной рамой, с прогрессивной по тем временам карданной передачей.. Наиболее важную для завода 1200-кубовую машину обозначили Иж-1, вторую модифицированную модель с принудительным охлаждением двигателя и приводом колеса коляски - Иж-2, а самый первый мотоцикл с мотором Wаndеrеr - Иж-3. Историки техники считают 17 сентября 1929 г. датой создания первого ижевского мотоцикла, но в действительности ИЖ -1 сделали после Иж-3. «Тройку» изготовили и обкатали еще весной 1929 г.

1929 год - это расцвет таланта инженера Можарова. За восемь месяцев он создал пять моделей мотоциклов, полностью закончив их компоновку, и шестую модель - в эскизах. Появилось славное поколение первых «Ижей» - «Иж- 1», «Иж-2», «Иж-3», «Иж-4» - лучшая из ижевских моделей, «Иж-5», «Тремасс-300», «Л-300», «НАТИ-А-750».

В 1932 году при Наркомате тяжелой промышленности создается специальная комиссия по мотоциклостроению. По ее решению на базе опытных мастерских Ижстальзавода, где были собраны первые ИЖ-1 и ИЖ-2, теперь организуется Ижевский мотоциклетный завод. И уже в 1933 году здесь начинают выпускать мотоцикл ИЖ-7, доработанный и улучшенный Можаровым вариант Л-300 - некоторые экземпляры его дожили до наших дней. Потом были у Можарова и поездки за границу, и работа над отечественными мотоциклами в Ленинграде и Москве.

Массовое производство мотоциклов началось на ижевском машиностроительном заводе в 1946. Cразу же после войны, в 1945 году, в Ижевске была вновь организована конструкторская группа по мотоциклостроению. Вскоре сюда перевезли из Германии чертежи и техническую документацию мотоцикла ДКВ «НЦ-350» и почти ничего не меняя, приступили к выпуску копии под названием ИЖ-350.

После серьезной модернизации этот мотоцикл стал называться ИЖ-49. В его конструкции применялись технические новинки, такие как передняя вилка телескопического типа, задняя подвеска с гидравлическими амортизаторами и многие другие. Это создало комфортабельность езды и обеспечило надежность в эксплуатации.

А потом Ижевск стал главным мотоциклетным городом Советского Союза. К концу 70-х годов его конвейеры могли выдавать до 350 000 мотоциклов в год. Мотоциклы ИЖ приобрели хорошую проходимость в плохих дорожных условиях. Они стали весьма популярными среди населения. Позднее начали производиться и спортивные мотоциклы, предназначенные для шоссейно-кольцевых гонок и кроссовых соревнований. Настоящее признание пришло к мотоциклам ИЖ с появлением такого семейства как «Иж-Юпитер», «Иж-Юнкер», «Иж-Планета» и «Иж Планета спорт».

Сегодня рынок предлагает любителям мотоциклов продукцию ведущих мировых производителей мототехники и отечественные мотоциклы составляют им слабую конкуренцию в плане технических характеристик и дизайнерских решений. Но благодаря относительной дешевизне, конструктивной простоте, доступности, комплектующих и запчастей, Ижевские мотоциклы до сих пор по-настоящему любимы в народе.

 

 

                                    История моделей.

 

 

 

 

Первые модели ИЖ - 1, ИЖ - 2, ИЖ - 3, ИЖ - 4, ИЖ - 5

 

 

Модели 1929 г. Конструктор П.В. Можаров.

ИЖ - 1

Мотоцикл относится к классу тяжелых мотоциклов.

В основе мотоцикла лежит штампованная рама из двух цельных ферм. Нижняя часть рамы служила так же и корпусом глушителя - эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. Это была внушительная по весу и габаритам машина с двухцилиндровым четырехтактным V-образным двигателям рабочим объемом 1200 куб. см. и максимальной мощностью 24 л.с. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом.

Машина предназначалась для эксплуатации как с пассажирским так и грузовым прицепами. Запас мощности обеспечивал возможность движения по самым сложным дорогам.

ИЖ - 2 (модификация ИЖ - 1)

Предназначался для тяжелого бездорожья и распутицы. Характерными чертами являются:

  • четырехтактный двухцилиндровый V-образный двигатель с карданным приводом на заднее колесо;
  • наружная хребтовая рама из штампованных элементов;
  • нижние ветви рамы одновременно являются выхлопными трубами и глушителями;
  • подвеска заднего колеса рессорная, рычажная;
  • ось заднего колеса жестко закреплена на раме;
  • ручное переключение передач;
  • привод на колесо коляски;
  • корфы над осью заднего колеса.

В отличие от базовой модели он имел принудительное охлаждение и усиленную коляску. Мотоцикл мог перевозить четверых: водителя, пассажира на заднем сидении, двух пассажиров в коляске.

ИЖ - 3

Чтобы сократить объем разработок П.В. Можаров применил в этой модели силовой агрегат от мотоцикла фирмы Wanderer. Двигатель четырехтактный двухцилиндровый V-твин объемом 750 куб. см., разборная рама из стальных штампованных элементов, подвеска переднего колеса рычажная, вилка параллелограмного типа с прогрессивной пружиной (диаметр навивки возрастает к середине). Ось заднего колеса жестко закреплена на раме. Привод заднего колеса осуществляется втулочно-роликовой цепью.

ИЖ - 4

Модель легкого мотоцикла. Одноцилиндровый двухтактный двигатель германской фирмы "Stock" рабочим объемом 200 куб. см., карданный привод заднего колеса, рама из штампованных элементов, вилка параллелограмного типа.

ИЖ - 5

Четырехтактный двигатель с одним, расположенным вертикально, цилиндром объемом 400 куб. см. Привод заднего колеса закреплен втулочно-роликовой цепью. Рама, бензобак, седло и руль - это доработанные части мотоцикла Neander. В этом мотоцикле вместо колесной подставки впервые был использован боковой упор.

 

  ИЖ - 7                                                                              

 

 

Трехскоростная коробка передач с сухим многодисковым сцеплением, одноцилиндровый двухтактный двигатель с воздушным охлаждением. Мотоцикл показывал хорошие качества и в ряде состязаний занял первые места.

ИЖ - 8

Одноместная машина с одноцилиндровым двухтактным двигателем с двойной продувкой и воздушным охлаждением. На этой машине слесарь-сборщик Николай Пешехонов, участвуя во Всесоюзных соревнованиях, не раз становился чемпионом, и ему первому в Удмуртии было присвоено звание мастера спорта СССР

ИЖ - 9                                                                                   

Конструкция четырехтактного одноцилиндрового двигателя с двойной продувкой и воздушным охлаждением была разработана ленинградским заводом «Красный Октябрь». Трехскоростная коробка передач со скользящей парой шестерен постоянного зацепления.

 

 

Мотоцикл ИЖ - 49                                                                    

Амортизаторы подвески заднего колеса и телескопическая вилка переднего, а так же низкая посадка сделали эту машину незаменимой при езде по проселочным дорогам. Подвеска заднего колеса и телескопическая вилка обеспечивали мягкость хода. На 49-м штампованная рама и закончила свое существование.

Мотоцикл ИЖ - 56                                                                                

Вместо штампованной рамы была применена рама сварная, трубчатая, сдвоенное седло придало мотоциклу новую форму , обусловило новую, полуспортивную посадку водителя, подвеска заднего колеса осуществлена при помощи качающейся вилки и двух пружинно-гидравлических амортизаторов, шарнирно связанных с рамой, передние и задние колеса взаимозаменяемы, цепь, идущая от коробки передач к заднему колесу была защищена герметическим кожухом. Двигатель этого мотоцикла имел цилиндр, состоящий из оребренной алюминиевой рубашки с запрессованной в него чугунной гильзой.

ИЖ Планета -1                                                                                                                  На базе мотоцикла "ИЖ - 56" в 1962 году создается его модификация "Иж Планета". Мотоцикл отличался от "ИЖ - 56" конструкцией бензобака, седла, переднего и заднего щитков, глушителями. Так, неподвижное седло было заменено легкосъемным, вместо штампованных щитков применены штампосварные.

ИЖ Планета - 2                                                                                         

Повышенная мощность двигателей и иная конструкция ступиц колес. Вместо штампованных стальных ступиц колес и тормозных колодок применялись литые из алюминиевого сплава.

ИЖ Планета - 3                                                                                           

Унифицированные экипажные части с мотоциклами "Иж Ю - 3" и "Иж Ю - 3К", отличавшимися от предшественников конструкцией бензобака, инструментальных ящиков, грязевых щитков более мощными двигателями с унифицированными коробками передач, более высоким и приближенным к водителю рулем, улучшившим посадку и управление. Впервые на мотоциклы ИЖ были установлены указатели поворотов.

ИЖ Планета - 3-01                                                                       

ИЖ Планета Спорт                                                               

Предназначен для туристических и спортивных поездок как в одиночку, так и с пассажиром. Мотоцикл ИЖ Планета отвечал требованиям внутреннего и внешнего рынков по техническим параметрам, удобству и безопасности, имел привлекательный внешний вид, что достигнуто за счет удачного расположения всех деталей и узлов, формы бензобака, инструментальных ящиков, седла, окраски в два цвета. На Иж Планета впервые в практике отечественного мотоциклостроения была внедрена система раздельной смазки двигателя с помощью автоматического устройства для дозировки масла, что снизило токсичность выпускных газов. На этом Иж планета Впервые были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике, ее функциональному решению. Некоторые конструктивные решения были использованы на всех последующих моделях мотоциклов.Мотоцикл обладал высокими динамическими качествами - время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд, расход топлива при скорости 60 км/ч составлял 3,5 литра на 100 км пути. Эта модель была предназначена для любителей высоких скоростей поэтому стала популярной среди молодежи.

ИЖ Планета - 4                                                                                             

Мотоцикл отличают иные внешние формы, отвечающие требованиям технической эстетики, конструкции отдельных узлов двигателя, электрооборудования, экипажа и повышенной безопасностью. В двигателе "ИЖ Планета - 4" была предусмотрена система, обеспечивающая автоматическую дозировку масла с уменьшением его расхода вдвое, что снизило токсичность выхлопа. Была применена система электрооборудования с трехфазным стоваттным синхронным генератором переменного тока с напряжением 12 вольт, с полупроводниковым выпрямителем и с бесконтактным полупроводниковым регулятором напряжения.От "ИЖ Планета - 3" мотоцикл отличался увеличенным ходом переднего колеса, повышенной прочностью перьев вилки, улучшенной амортизацией заднего колеса. Передний глубокий щиток был заменен неглубоким - циркульного типа. Были установлены переключатели новой конструкции, обеспечивавшие управление всеми приборами без отрыва рук водителя от руля, замок зажигания автомобильного типа с номерным ключом и противоугонное устройство.

ИЖ Планета - 5                                                                                                   

ИЖ Планета - 5 прозванный «Композиция», был создан с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла «Неандер», но с оригинальной передней вилкой и изменённой рамой. Увеличенный объем воздухоочистителя в комплекте с виброгасителями ребер цилиндра снижают уровень шума мотоцикла и утомляемость водителя и пассажира. Новые переключатели на руле и фонари-указатели поворота улучшают дизайн мотоцикла и сохраняют удобство управления. Мотоцикл может быть дополнительно оборудован коленными щитками и багажником. Модель 7.107-016 с двумя глушителями комплектуется гидропневматической подвеской переднего колеса с повышенной плавностью хода и дисковым тормозом.ИЖ Планета - 5 - классический мотоцикл, проверен временем и российскими дорогами. Относится к мотоциклам среднего класса. Недорогой и надежный. Простая конструкция двигателя- удобство при обслуживании. Оптимальный вариант недорогого транспортного средства. Отлично зарекомендовал себя при эксплуатации, как в условиях города, так и в сельской местности. Регулируемая в зависимости от типа дорожного покрытия задняя подвеска обеспечивает комфортную езду по асфальту и бездорожью. Двигатель обладает хорошей тягой на низких оборотах.

ИЖ Юнкер                                                                                          

ИЖ 6.113-020-05 ЮНКЕР - дорожный мотоцикл выполнен в характерном американском стиле:* высокий руль и вынесенные вперед подножки обеспечивающие вальяжную посадку водителя* каплевидный бак с расположенной на нем панелью приборов* двухуровневое раздельное седло со спинкой для удобства пассажира* новая система впуска-выпуска обеспечивающая низкий уровень шума и хорошую тягу на низких оборотах* лицензионная гидропневматическая вилка с повышенной плавностью хода* дисковый тормоз переднего колеса* краска цвета "металлик" и обилие хромированных деталей

ИЖ Планета - 7                                                                                        

От стандартного Ижа П-5 отличается электронным зажиганием! Особенность-не нуждается в регулировке, работает БЕЗ АККУМУЛЯТОРА!!!Ещё в нём немного усовершенствован механизм выжима сцепления-работает и регулируется лучше, чем у П-5. Всё остальное - спицованные колёса, совместная смазка-всё стандарт. По отзывам владельцев иж планета 7 надёжный, выносливый, достаточно мощный и неприхотливый!!! и при этом очень даже не дорогой.

 

 

 

izh-motor.ru

Мой байк - История мотоциклов

Содержание

  • Превый этап.
  • Второй этап.
  • Третий этап.

    Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что город Ижевск является родиной отечественного мотоциклостроения. Именно здесь в 1928 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П.В. Можарова были созданы чертежи, а в 1929 году изготовлены образцы первых "Ижей". Попытки же создать первые опытные образцы русских мотоциклов были предприняты в 1914-1918 годах московским заводом "Дукс"и рижским заводом Лейтнера, но они не увенчались успехом. Можно рассматривать три периода истории мотоциклостроения:1. Производство опытных образцов мотоциклов (ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5) в мастерских Мотосекции на ижевском оружейном заводе в период 1928-1929гг2. Серийное производство на мотозаводе (ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9, ИЖ-12) в период 1933-1940гг.3. Массовое производство на ижевском машиностроительном заводе (в настоящее время это ОАО Ижмаш и ДОАО Ижмаш-Мото) в период с 1946 года и по сей день, за который выпущено около 11 миллионов мотоциклов различных моделей.

Первые модели ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5

    Может показаться совершенно невероятным, но за считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее импозантными были мотоциклы - колоссы Иж-1 и Иж-2 с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объемом 1200 куб. см. и максимальной мощностью 24 л.с.. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнеста Ньюманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила так же и корпусом глушителя - эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии.

ИЖ - 1 (1929г.)

    Мотоцикл относится к классу тяжелых мотоциклов. В основе мотоцикла лежит штампованная рама из двух цельных ферм. Нижняя часть рамы служила так же и корпусом глушителя - эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. Это была внушительная по весу и габаритам машина с двухцилиндровым четырехтактным V-образным двигателям рабочим объемом 1200 куб. см. и максимальной мощностью 24 л.с. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Машина предназначалась для эксплуатации как с пассажирским так и грузовым прицепами. Запас мощности обеспечивал возможность движения по самым сложным дорогам.

ИЖ - 2 (модификация ИЖ - 1)

    Предназначался для тяжелого бездорожья и распутицы.Характерными чертами являются:

  • четырехтактный двухцилиндровый V-образный двигатель с карданным приводом на заднее колесо;
  • наружная хребтовая рама из штампованных элементов;
  • нижние ветви рамы одновременно являются выхлопными трубами и глушителями;
  • подвеска заднего колеса рессорная, рычажная;
  • ось заднего колеса жестко закреплена на раме;
  • ручное переключение передач
  • привод на колесо коляски
  • корфы над осью заднего колеса.

В отличие от базовой модели он имел принудительное охлаждение и усиленную коляску. Мотоцикл мог перевозить четверых: водителя, пассажира на заднем сидении, двух пассажиров в коляске.

ИЖ - 3

Чтобы сократить объем разработок П.В. Можаров применил в этой модели силовой агрегат от мотоцикла фирмы Wanderer . Двигатель четырехтактный двухцилиндровый V-твин объемом 750 куб. см., разборная рама из стальных штампованных элементов, подвеска переднего колеса рычажная, вилка параллелограмного типа с прогрессивной пружиной (диаметр навивки возрастает к середине). Ось заднего колеса жестко закреплена на раме. Привод заднего колеса осуществляется втулочно-роликовой цепью. работавшей в герметично закрытом кожухе, заполненном маслом.

ИЖ - 4

    Модель легкого мотоцикла. Одноцилиндровый двухтактный двигатель германской фирмы "Stock" рабочим объемом 200 куб. см., карданный привод заднего колеса, рама из штампованных элементов, вилка параллелограмного типа.

ИЖ - 5

    Четырехтактный двигатель с одним, расположенным вертикально, цилиндром объемом 500 куб. см. Привод заднего колеса закреплен втулочно-роликовой цепью. Рама, бензобак, седло и руль - это доработанные части мотоцикла Neander. В этом мотоцикле вместо колесной подставки впервые был использован боковой упор.

    Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года, и успешно прошли 3300 км - не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После окончания пробега самый маленький из экспериментальных моделей - Иж-4 был рекомендован для серийного производства. Однако, "Ижстальзавод" получил более важный заказ и первый опыт мотопроизводства не получил продолжения. Но Можаров на этом не остановился и перебрался со своей группой в Ленинград, где принялся за разработку легкового мотоцикла "Л-300" по документации, привезенной с немецкой фирмы ДКВ.

Наверх

Модели ИЖ - 7, ИЖ - 8, ИЖ - 9, ИЖ - 12

    К началу 30-ых годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это, над созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П.В. Можаров - в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства - от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода.

    Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжелый мотоцикл НАТИ-А-750, спроектированный под руководством П.В. Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 747 кубических см., характерную для можаровских мотоциклов штампованную раму, и достигал мощности 15 л.с.. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла.

ИЖ - 7

    Параллельно были собраны и опытные экземпляры легких мотоциклов Иж-7 по документации, полученной из Ленинграда. Фактически это были двойники модели Л-300 (та самая, разработанная Можаровым копия ДКВ-Люксус-300) - двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трехступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но "Иж-7" подвергся печально знакомой нам операции "снижения трудоемкости": исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не дистанционный, а краником на головке цилиндра.    В конце концов, для серийного производства был избран именно "Иж-7". Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод - подвела система зажигания. Но вскоре "детские болезни" были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.

ИЖ - 8

    В начале 1938 года на смену "Иж-7" пришла новая модель "Иж-8". Одноместная машина с одноцилиндровым двухтактным 300-кубовый двигателем получившим петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счет чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее стала и система электрооборудования - вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором.    На этой машине слесарь-сборщик Николай Пешехонов, участвуя во Всесоюзных соревнованиях, не раз становился чемпионом, и ему первому в Удмуртии было присвоено звание мастера спорта СССР

ИЖ - 9

    B 1940 году началось производство модели Иж-9, с увеличенной до 9 л.с. мощностью. Конструкция четырехтактного одноцилиндрового двигателя с двойной продувкой и воздушным охлаждением была разработана ленинградским заводом "Красный Октябрь". Трехскоростная коробка передач со скользящей парой шестерен постоянного зацепления.

ИЖ - 12

    Тогда же из Ленинграда была получена документация на мотоцикл Л-8, оснащенный 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 348 куб.см. и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла Иж-9. Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение Иж-12, должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.

Наверх

Послевоенный период.

    Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60 годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время "испытательными стендами" для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции.

ИЖ-350

    В 1946 году завод получил оборудование, вывезенное из Германии в счет репараций, и освоил производство мотоцикла Иж-350 - сделал копию немецкого DKW-NZ350. Было решено поставить мотоцикл на основе оружейного завода.

ИЖ-350С

    В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл Иж-350С с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с.

ИЖ-55

    В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта спортивного мотоцикла Иж-55.

Наверх

Модель ИЖ-49 ИЖ-56 ИЖ-58

    За счет применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надежность в эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях.

Мотоцикл ИЖ - 49

    В 1951 году в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную модель Иж-49.Амортизаторы подвески заднего колеса и телескопическая вилка переднего, а так же низкая посадка сделали эту машину незаменимой при езде по проселочным дорогам. Подвеска заднего колеса и телескопическая вилка обеспечивали мягкость хода. На 49-м штампованная рама и закончила свое существование.    Без остановки производства был осуществлен переход на массовый выпуск мотоциклов Иж-49, завоевавший всеобщую популярность у населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки. Это была первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство которой организовали в Вятских Полянах. В последствии - выпущена опытная партия машин с колясками.

Мотоцикл ИЖ - 56

    В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской. Иж-54 для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л.с., а Иж-55 для кроссовых и многодневных соревнований - 16 л.с.    Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов выделиласьв специальное бюро. В 1956 году появилась новая модель - Иж-56, а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колес, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с.. Неудивительно, что Иж-56 стал более массовой моделью. Его "тираж" за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. В целом машина стала более современной.

    В дальнейшем, в содружестве с работниками центрального конструкторского экспериментального бюро, создается и испытывается ряд опытных образцов мотоциклов и отдельных узлов. Группа перспективного проектирования конструирует мотоциклы Сатурн, Орион, Сириус. Наиболее оригинальным из них был Сатурн - машина класса 250 кубических сантиметров. В отличие от обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель. Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель. В это же время создается несколько модификаций спортивных машин. На базе первых дорожных мотоциклов Иж-350 и Иж-49 появляются спортивные машины Иж-350С, Иж-50, Иж-50А, Иж-50Б, на которых наши спортсмены начинают принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать честь марки Иж.    В 1954-1955 годах были разработаны модели мотоциклов Иж-54 и Иж-54А для шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л.с. Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В. Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места. Примерно в этот же период создаются мотоциклы Иж-55М и Иж-55К для многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются более надежными моделями Иж-57М и Иж-57К.

Наверх

История моделей "Юпитер" и "Планета".

    На вторую половину 1958 года перед конструкторами бюро встала новая задача - подготовка к выпуску мотоцикла Иж-Юпитер. Ижевские машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сохранял экипажную часть Иж-56, но имел совершенно новый двухцилиндровый мотор. Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мощность двигателя была доведена до 18-19 л.с., мотор имел оригинальную конструкцию раздельных цилиндров. Более удобной в эксплуатации была и коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Производство двигателя было организовано на Ижевском механическом заводе. Серийный выпуск начат в 1961 году.

ИЖ - 58 "Юпитер"

    Оригинальным в его конструкции было соединение двух коленчатых валов одним маховиком, расположенным в специальной камере между цилиндрами. После проведения полного цикла стендовых и дорожных испытаний двигатель ИЖ-58 был рекомендован в серийное производство. Мощность двигателя 18 л. с. Двигатель устанавливался на экипаж, унифицированный с экипажем мотоцикла ИЖ-56. Мотоцикл сначала именовался ИЖ-58, а затем Иж-Юпитер. Выпуск мотоцикла производился в двух модификациях - как для езды в одиночку, так и с боковым прицепом.

ИЖ Планета

    На базе мотоцикла "ИЖ - 56" в 1962 году создается его модификация "Иж Планета". Мотоцикл отличался от "ИЖ - 56" конструкцией бензобака, седла, переднего и заднего щитков, глушителями. Так, неподвижное седло было заменено легкосъемным, вместо штампованных щитков применены штампосварные.    Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована с Иж-Юпитером. Гарантийный пробег Иж-Планеты по сравнению с Иж-56 возрос на 2000 километров, а срок службы цилиндра и деталей поршневой группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя увеличен в полтора раза.

ИЖ Юпитер - 2, Планета - 2

    Период 1966-1970 гг. для мотоциклостроителей ознаменовался освое-нием новых дорожных мотоциклов Иж-Планета-2 и Иж-Юпитер-2.    Повышенная мощность двигателей и иная конструкция ступиц колес. Вместо штампованных стальных ступиц колес и тормозных колодок применялись литые из алюминиевого сплава.

ИЖ Юпитер - 3, Планета - 3

    1971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов Иж-Планета-3, Иж-Юпитер-3, Иж-Юпитер-3К, Иж-Планета-Спорт. В перечисленных марках мотоциклов сочетаются надежность в эксплуатации удобство в обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций, оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением новых материалов сократился период разработки новых моделей и увеличился объем их выпуска, улучшились эксплуатационные качества.    Унифицированные экипажные части мотоциклов "Иж П - 3", "Иж Ю - 3" и "Иж Ю - 3К", отличавшимися от предшественников конструкцией бензобака, инструментальных ящиков, грязевых щитков более мощными двигателями с унифицированными коробками передач, более высоким и приближенным к водителю рулем, улучшившим посадку и управление. Впервые на мотоциклы ИЖ были установлены указатели поворотов.

ИЖ Планета Спорт

    Особняком стоит мотоцикл "Иж-Планета-Спорт", разработанный в 1974 году. Это совершенно новая модель, которая отличалась от немецкой. Двигатель в сочетании с японским карбюратором развивал мощность 32 л.с., к тому же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки двигателя с помощью автоматического устройства для дозировки масла, что снизило токсичность выпускных газов. Мотоцикл обладал высокими динамическими качествами - время разгона до 100 км/ч не превышало 11секунд, расход топлива при скорости 60 км/ч составлял 3,5 литра на 100 км пути.. Эта модель была предназначена для любителей высоких скоростей поэтому пользовалась большой популярностью среди молодежи.    Предназначен для туристических и спортивных поездок как в одиночку, так и с пассажиром. Мотоцикл отвечал требованиям внутреннего и внешнего рынков по техническим параметрам, удобству и безопасности, имел привлекательный внешний вид, что достигнуто за счет удачного расположения всех деталей и узлов, формы бензобака, инструментальных ящиков, седла, окраски в два цвета. Впервые были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике, ее функциональному решению. Некоторые конструктивные решения были использованы на всех последующих моделях мотоциклов.

Наверх

Новый комплекс.

    В начале 80-ых годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащенный подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год.

ИЖ Юпитер - 4, Планета - 4

    В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов Иж-Юпитер-4. А в 1982 году появилась Иж-Планета-4 с новым 12-вольтовым электрооборудованием.    Мотоцикл отличают иные внешние формы, отвечающие требованиям технической эстетики, конструкции отдельных узлов двигателя, электрооборудования, экипажа и повышенной безопасностью. В двигателе "ИЖ П, Ю - 4" была предусмотрена система, обеспечивающая автоматическую дозировку масла с уменьшением его расхода вдвое, что снизило токсичность выхлопа. Была применена система электрооборудования с трехфазным стоваттным синхронным генератором переменного тока с напряжением 12 вольт, с полупроводниковым выпрямителем и с бесконтактным полупроводниковым регулятором напряжения. От "ИЖ П, Ю - 3" мотоцикл отличался увеличенным ходом переднего колеса, повышенной прочностью перьев вилки, улучшенной амортизацией заднего колеса. Передний глубокий щиток был заменен неглубоким - циркульного типа. Были установлены переключатели новой конструкции, обеспечивавшие управление всеми приборами без отрыва рук водителя от руля, замок зажигания автомобильного типа с номерным ключом и противоугонное устройство.

ИЖ Юпитер - 5, Планета - 5

    С 1985 года началось производство мотоцикла Иж-Юпитер-5 с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка аварийного запуска, отключавшая все приборы, кроме зажигания, при запуске с подсевшим аккумулятором. Иж-Планета-5, выпущенная в 1987 году получила значительно обновленный двигатель мощностью 22 л.с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и Юпитер.    В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных и по сей день мотоциклов Орион, Марафон и Спринтер. По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.

ИЖ Лидер и ИЖ Вега

    ИЖ "Лидер" — аппарат с очень развитой капотировкой и массивными пластиковыми обтекателями, которые хорошо защищали водителя от ветра и осадков. Своими обводами он чем-то напоминает мне легендарный спорт-турер BMW K1, появившийся на свет примерно в то же время (1988-й год).    В качестве силового агрегата предусматривалась установка 2-секцинного роторно-поршневого мотора РД-601. При рабочем объеме в 613 кубиков, он выдавал мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент в 51Нм (при 3500 об/мин). Данная установка была разработана в Тольятти и во много унифицирована с ВАЗ-овскими роторными агрегатами, которые в те времена уже начали активно ставить на автомобили для спецслужб.

    ИЖ-8.201 или "Вега". Отличается более изящным и стремительным обликом. В отличии от "Лидера", его внешность не вызывала ассоциаций со средневековыми рыцарями.    Макеты строились как вокруг шасси с РПД, так и с привычным оппозитным мотором

      

ИЖ 9 Грузовые мотоцикклы

    В период 1992-96 гг. разработаны грузовой боковой прицеп Иж 9.204 и грузовой модуль Иж 9.604 ГР. Конструкция грузового модуля была разработана таким образом, чтобы его можно было установить на любой мотоцикл семейств Планета или Юпитер. Установив грузовой модуль вместо заднего колеса и маятниковой вилки мотоцикла, получается трехколесный грузовой мотоцикл с симметричным расположением колес. Наличие раздаточной коробки, блокировки дифференциала, заднего хода расширяет сферу использования мотоцикла.

    С 1995 по 1998 годы разрабатывалась гамма стационарных двигателей: СД 101 - на базе двигателей "Иж-ПС" и СД 1012 - на базе двигателя "Иж-П-5". Одновременно с разработкой центробежного самовсасывающего насоса Иж НЦС спроектирована мотопомпа "Иж МП-1" с двигателем СД 1012.     1997 год ознаменовался разработкой мотоцикла "Иж 6.92001" для перевозки противопожарного оборудования (мотопомпы, набора пожарных рукавов, огнетушителя и т. п.) и грузового мотоцикла "Иж 6.920ГР" с двигателем "Иж-Ю-5" Сб.1-08.10 жидкостного охлаждения, разработанным на Ижевском механическом заводе в 1990-92 годах.

Наверх

ИЖ 6.113-05 "Юнкер"

    В период 1996-2000 годов разрабатывается принципиально новая модель - мотоцикл Иж 6.113-05 в стиле чоппер, отличающийся необычным для ижевских мотоциклов дизайном.    Сегодня планы предприятия ДОАО Ижмаш-Мото вдохновляют. С текущего 2001 года вышел в серию мотоцикл в стиле чоппер и появится на мотоциклетном рынке в количестве не менее трех тысяч штук.

Технические характеристики
Наверх

ИЖ 2.673 "Корнет"

    Первый шаг в мир настоящих мотоциклов - легкий и недорогой миникруизер КОРНЕТ. Создан для энергичных людей, предпочитающих комфорт, безопасность, экономичность и современный дизайн: высокий руль, вынесенные вперед подножки, передний и задний дисковые тормоза, хромированные детали, превосходно сочетающиеся с пластиковой облицовкой. Малые габариты, маневренность, мягкие подвески- все для удобства. Не требует водительского удостоверения и регистрации в ГИБДД.Технические характеристики:Минимотоцикл ИЖ 2.673Тип двигателя Двухтактный одноцилиндровый, карбюраторный в блоке с коробкой передачРабочий объем двигателя, см3 49,6Система смазки совместно с топливомСистема охлаждения воздушнаяМаксимальная мощность двигателя, кВт (л.с.) 2,21 (3,0)Емкость бензобака, л 5Снаряженная масса, кг 90Максимальная скорость, км/ч 50Расход топлива на 100 км пути, л: в режиме городского цикла 3,1

Наверх

mybike.ucoz.ru

История мотоциклов ИЖ

В 2008 году исполнилось 120 лет со дня рождения Петра Владимировича Можарова – энтузиаста мотоциклиста и инженера. С его именем связана история мотоциклов Иж и  организации их серийного производства. Мотоциклы были его страстью, и она передалась многим людям, которые стояли у истоков развития мотоциклетной промышленности в Советском Союзе.

В истории мотоциклов Иж знаменателен 1928 г. Весной этого года было подано официальное предложение об организации на Ижевском заводе выпуска мотоциклов. В том же году было создано конструкторское бюро, и возглавил его Можаров. Он руководил разработкой, изготовлением и испытанием первых экземпляров. Самым первым был Иж — 1, он увидел свет в сентябре 1929 г. Это был тяжелый (около 300 кг.) мотоцикл с карданной передачей, штампованной рамой, и двигателем объемом 1200 куб.см. Мотоцикл почти уникальный, для своего времени с множеством передовых решений. Трехступенчатая коробка передач, выполненная в блоке с двигателем; нижняя часть рамы служащая одновременно корпусом глушителя. Почти одновременно вышли из стен завода Иж — 2 с приводом на колесо коляски и Иж — 3 с V – образным двигателем «Вандерер» объемом 750 куб.см.

1929 был очень плодотворным для Можарова. Всего за восемь месяцев было создано пять моделей мотоциклов, среди них лучшая на то время: Иж-4.

Но все это по сути создавалось в опытных мастерских при предприятии Ижсталь. По настоящему же Ижевский мотоциклетный завод был организован в 1932, после решения специальной комиссии при наркомате тяжелой промышленности СССР.

После Великой Отечественной войны в истории мотоциклов Иж начался новый этап, было организовано массовое производство мотоциклов. Из Германии была привезена техническая документация ДКВ НЦ-350. Почти полная его копия выпускалась на предприятии под маркой Иж-350. А после доработки и модернизации ( в конструкции были использованы технические новинки – телескопическая передняя вилка и задние гидравлические амортизаторы) он стал называться Иж — 49. Он получился надежным и удобным в эксплуатации. За ним в 1956 последовала очень удачный Иж — 56 с трубчатой рамой. Всего было выпущено около 680 тысяч экземпляров, в том числе с боковым прицепом.

Со временем мотоциклетная продукция Ижевского завода стала очень популярной в Союзе. Мотоциклы «Иж-Планета», «Иж-Юпитер» были известны практически каждому. Кроме дорожных, выпускались и спортивные для мотокросса и кольцевых гонок. Особенно выделялась разработанная в 1974 модель Иж Планета Спорт с множеством новых технических решений, очень популярная среди молодежи.

История мотоциклов Иж продолжается в настоящее время. В 2000 гг. разрабатывается принципиально новая разновидность мотоцикла – Иж-6.113-05 «Юнкер», необычным для отечественного мотоциклостроения в первую очередь своим дизайном в стиле чоппер. Кроме него продолжается выпуск и традиционных, любимых народом моделей Юпитер и Иж Планета 5.

В настоящее время конечно можно критиковать Ижевскую продукцию за отсутствие развития в техническом плане и невзрачный дизайн. Но не стоит и забывать, что у них есть несомненные достоинства, а именно простота и доступность. Не каждый может позволить себе дорогой мотоцикл ведущих мировых производителей, а вот Иж – пожалуйста. И ремонт можно выполнить подручными средствами, и запчасти доступны и недороги. Так что продукция Иж легко находят своего потребителя, за что и спасибо.

Похожие записи:

jawa-motor.ru

Иж (мотоцикл) — википедия орг

Производство опытных образцов мотоциклов (Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5) в мастерских «Мотосекции» на ижевском оружейном заводе в период 1928—1929 гг.

За считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее импозантными были мотоциклы — колоссы «Иж-1» и «Иж-2» с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объёмом 1200 см³ и максимальной мощностью 24 л. с. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трёхступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнста Нойманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила также и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. «Иж-2» отличался вентилятором для охлаждения двигателя и приводом на колесо коляски. «Иж-3» имел двухцилиндровый V-образный 750-кубовый двигатель «Вандерер», коленчатый вал которого был расположен поперечно, и привод на заднее колесо цепью, работавшей в герметично закрытом кожухе, заполненном маслом.

«Иж-4» — один из самых лёгких из пятёрки, отличался одноцилиндровым двухтактным двигателем «Шток» и приводом на заднее колесо валом.

«Иж-5», прозванный «Композиция», был создан с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла «Неандер», но с оригинальной передней вилкой и изменённой рамой.

Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года, и успешно прошли 3300 км — не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После окончания пробега самая маленькая из экспериментальных моделей — «Иж-4» — был рекомендован для серийного производства. Однако «Ижстальзавод» получил более важный заказ, и первый опыт мотопроизводства не получил продолжения. Но Можаров на этом не остановился и перебрался со своей группой в Ленинград, где принялся за разработку лёгкого мотоцикла «Л-300» по документации, привезённой с немецкой фирмы DKW.

  ИЖ-8 во Владивостокском музее автомотостарины

Серийное производство на мотозаводе (Иж-7, Иж-8, Иж-9, Иж-12) в период 1933—1941 гг.

К началу 30-х годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это над созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П. В. Можаров — в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства — от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода.

Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжёлый мотоцикл «НАТИ-А-750», спроектированный под руководством П. В. Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объёмом 747 кубических см., характерную для можаровских мотоциклов штампованную раму, и достигал мощности 15 л. с. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные экземпляры лёгких мотоциклов «Иж-7» по документации, полученной из Ленинграда. Фактически это были двойники модели «Л-300» (та самая, разработанная Можаровым копия «ДКВ-Люксус-300») — двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но «Иж-7» подвергся печально знакомой нам операции «снижения трудоёмкости»: исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не дистанционный, а краником на головке цилиндра.

В конце концов для серийного производства был избран именно «Иж-7». Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод — подвела система зажигания. Но вскоре «детские болезни» были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.

В начале 1938 года на смену «Иж-7» пришла новая модель «Иж-8». 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счёт чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л. с. Совершеннее стала и система электрооборудования — вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году началось производство модели «Иж-9», с увеличенной до 9 л. с. мощностью. Тогда же из Ленинграда была получена документация на мотоцикл «Л-8», оснащённый 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объёмом 348 см³ и максимальной мощностью 13,5 л. с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла «Иж-9». Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение «Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.

Массовое производство ведётся на Ижевском машиностроительном заводе (в настоящее время это ОАО «Ижмаш» и ДОАО «Ижмаш-Мото») в период с 1946 года и по сей день[когда?], за который выпущено около 11 миллионов мотоциклов различных моделей. Данная информация не совсем достоверна[прояснить], так как завод обанкротился в 2008 году.

В 1946 году завод получил оборудование, чертежи и технологии, вывезенные из Германии в счёт репараций, и освоил производство мотоцикла «Иж-350» — сделал копию немецкого «DKW NZ-350». Он представлял собой смесь разновидностей немецкого мотоцикла. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки — как у более поздних, выпускавшихся уже во время войны. Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. В целом же общий вид и конструкция были практически идентичны с германским оригиналом. Следует отметить, что для своего времени это был довольно современный, простой и надёжный мотоцикл. Было решено поставить производство мотоцикла на оружейном заводе.

Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60-х годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время «испытательными стендами» для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл «Иж-350С» с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л. с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта спортивного мотоцикла «Иж-50».

В 1951 году в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную модель «Иж-49». За счёт применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надёжность в эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. Без остановки производства был осуществлён переход на массовый выпуск мотоциклов «Иж-49», завоевавший всеобщую популярность у населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки. Это была первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство которой организовали в Вятских Полянах. Впоследствии была выпущена опытная партия машин с колясками.

В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской. «Иж-54» для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л. с., а «Иж-55» для кроссовых и многодневных соревнований — 16 л. с.

Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов выделилась в специальное бюро. В 1956 году появилась новая модель — «Иж-56», а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колёс, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л. с. Неудивительно, что «Иж-56» стал более массовой моделью. Его «тираж» за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. В целом машина стала более современной.

В дальнейшем в содружестве с работниками центрального конструкторского экспериментального бюро создаётся и испытывается ряд опытных образцов мотоциклов и отдельных узлов. Группа перспективного проектирования конструирует мотоциклы «Сатурн», «Орион», «Сириус». Наиболее оригинальным из них был «Сатурн» — машина класса 250 см³. В отличие от обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель. Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель. В это же время создаётся несколько модификаций спортивных машин. На базе первых дорожных мотоциклов «Иж-350» и «Иж-49» появляются спортивные машины «Иж-350С», «Иж-50», «Иж-50А», «Иж-50Б», на которых наши спортсмены начинают принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать честь марки «Иж».

В 1954—1955 годах были разработаны модели мотоциклов «Иж-54» и «Иж-54А» для шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л. с. Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В. Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места. Примерно в этот же период создаются мотоциклы «Иж-55М» и «Иж-55К» для многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются более надёжными моделями «Иж-57М» и «Иж-57К».

На вторую половину 1958 года перед конструкторами бюро встала новая задача — подготовка к выпуску мотоцикла «Иж Юпитер». Ижевские машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сначала именовался «ИЖ-58», а затем переименован в «Иж Юпитер». Мотоцикл сохранял экипажную часть «Иж-56», но имел совершенно новый двухцилиндровый мотор. Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мощность двигателя была доведена до 18-19 л. с., мотор имел оригинальную конструкцию раздельных цилиндров. Более удобной в эксплуатации была и коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Производство двигателя было организовано на Ижевском механическом заводе. Серийный выпуск начат в 1961 году. Выпуск мотоцикла производился в двух модификациях — как для езды в одиночку, так и с боковым прицепом.

С 1962 года на базе машины «Иж-56» освоено производство мотоцикла «Иж Планета». Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована с «Иж-Юпитером». Гарантийный пробег «Иж-Планеты» по сравнению с «Иж-56» возрос на 2000 км, а срок службы цилиндра и деталей поршневой группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя увеличен в полтора раза.

Период 1966—1970 годов для мотоциклостроителей ознаменовался освоением новых дорожных мотоциклов «Иж Планета-2» и «Иж Юпитер-2».

1971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов «Иж Планета-3», «Иж Юпитер-3», «Иж-Юпитер-3К», «Иж Планета Спорт». В перечисленных марках мотоциклов сочетаются надёжность в эксплуатации удобство в обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций, оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением новых материалов сократился период разработки новых моделей и увеличился объём их выпуска, улучшились эксплуатационные качества. Примером может служить «Иж Юпитер-3», мощность которого по сравнению с предшественником возросла почти на 40 процентов. Моделям «Иж Планета-3» и «Иж Юпитер-3» был присвоен государственный Знак качества. Их выпуск доведён в 1975 году до 250 тысяч в год.

Особняком стоит мотоцикл «Иж Планета Спорт», разработанный в 1973 году. Это совершенно новая модель, которая отличалась от немецкой. Первые годы мотоцикл был с импортными комплектующими. Двигатель в сочетании с японским карбюратором Микуни развивал мощность 32 л. с., к тому же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки. Эта модель пользовалась большой популярностью среди молодёжи. В дальнейшем завод отказался от импорта и стал заменять комплектующие на отечественные, что привело к изменению облика мотоцикла в худшую сторону, двигатель стал развивать только 28 л. с., да и надёжность упала. Готовилась к производству модель ИЖ-ПС 01 с унификацией некоторых узлов с дорожными моделями, но решено было совсем снять эту легендарную модель с производства

В начале 80-х годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащённый подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов «Иж Юпитер-4». А в 1982 году появилась «Иж Планета-4» с новым 12-вольтовым электрооборудованием.

С 1985 года началось производство мотоцикла «Иж Юпитер-5» с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л. с. Появилась кнопка «аварийного запуска», отключавшая все приборы, кроме зажигания, при запуске с подсевшим аккумулятором. «Иж Планета-5», выпущенная в 1987 году получила значительно обновлённый двигатель мощностью 22 л. с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и «Юпитер». В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных и по сей день мотоциклов «Орион», «Марафон» и «Спринтер». По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.

За весь период производства ижей цветовая гамма была не велика, так рама красилась в классически чёрный цвет в остальном преобладал голубой, красный, светло-коричневый.

В период 1992—96 годов разработаны грузовой боковой прицеп «Иж 9.204» и грузовой модуль «Иж 9.604 ГР». Конструкция грузового модуля была разработана таким образом, чтобы его можно было установить на любой мотоцикл семейств «Планета» или «Юпитер». Установив грузовой модуль вместо заднего колеса и маятниковой вилки мотоцикла, получается трёхколёсный грузовой мотоцикл с симметричным расположением колёс. Наличие раздаточной коробки, блокировки дифференциала, заднего хода расширяет сферу использования мотоцикла.

С 1995 по 1998 годы разрабатывалась гамма стационарных двигателей: СД 101 — на базе двигателей «Иж-ПС» и СД 1012 — на базе двигателя «Иж-П-5». Одновременно с разработкой центробежного самовсасывающего насоса Иж НЦС спроектирована мотопомпа «Иж МП-1» с двигателем СД 1012.

1997 год ознаменовался разработкой мотоцикла «Иж 6.92001» для перевозки противопожарного оборудования (мотопомпы, набора пожарных рукавов, огнетушителя и т. п.) и грузового мотоцикла «Иж 6.920ГР» с двигателем «Иж-Ю-5» Сб.1-08.10 жидкостного охлаждения, разработанным на Ижевском механическом заводе в 1990-92 годах.

В период 1996—2000 годов появилась принципиально новая модель — мотоцикл «Иж 6.113-05» (он же «Юнкер») в стиле чоппер.

Московский мотовзвод ГИБДД, в целях поддержки отечественного производителя, в качестве эксперимента несколько лет использовал модели «Иж-Юнкер».[1][2] По различным причинам, в дальнейшем, руководство московского ГИБДД отказалось от продолжения закупок мотоциклов марки «Иж».

В связи с большими долгами, завод ИЖмото в 2008 году был законсервирован на неопределённый срок, а большая часть оборудования была распродана.

www-wikipediya.ru