Мотоцикл ИЖ Планета 3. Мотоцикл 3


Мотоцикл "ИЖ Планета-3": описание, фото, технические характеристики

Снаружи неказистый "младший брат" более серьезной модели «ИЖ Юпитер-3», он смог завоевать любовь и признание многих людей. Он использовался не только для езды из пункта А в пункт Б, но и как верный помощник при перевозке грузов. На фото "старший брат" нашего героя – «ИЖ Юпитер-3».

Выход в свет

В далеком 1971 году с конвейера Ижевского завода «Ижмаш» сошел первый мотоцикл «ИЖ Планета-3». Изначально он конструировался как бюджетная версия для среднего класса и был, по сути, урезанной версией «ИЖ Юпитер-3». Новинка завоевала большую популярность среди населения. Подтверждением этому является то, что в период с 1971 по 1977 год было выпущено более 450 тысяч экземпляров базовой версии мотоцикла. И это не удивительно, ведь при своей относительной дешевизне он обладал неприхотливостью и «всеядностью», а также достаточной выносливостью и множеством совместимых деталей, что сильно упрощало ремонт. Кроме того, это был первый мотоцикл, на котором были установлены штатные указатели поворотов.

Характеристики базовой модели

Что касается технических характеристик «ИЖ Планета-3», то они были очень близки к таковым у его «старшего брата». Сцепление и коробка передач конструктивно были похожи друг на друга. Но, несмотря на всю похожесть, детали не являлись взаимозаменяемыми. Двигатель «ИЖ Планета-3» был одноцилиндровым, а объем его составлял 346 см3, что всего лишь на 1 см3 меньше, нежели у предыдущей модели. Но при этом его мощность составляла 25 л. с., против 18 л. с. прототипа. Оба двигателя были двухтактными. Силовой агрегат имел возвратно-петлевую систему продувки. Но из-за неуравновешенности деталей двигатель создавал очень сильную вибрацию. Была еще одна инновация, которая начала применяться на этой модели. Для того чтобы упростить ремонт и обслуживание техники, конструкторы предусмотрели установку разборного коленчатого вала. Это дало возможность производить ремонт коробки передач мотоцикла, не демонтируя сам узел.

Характеристики двигателя мотоцикла

  • Количество цилиндров двигателя - 1.
  • Диаметр и высота цилиндра - 72*85 мм.
  • Ход поршня - 85 мм.
  • Объем двигателя - 346 см3.
  • Степень сжатия - 7,51.
  • Мощность двигателя - 18 л. с.
  • Тип охлаждения - воздушное.
  • Тип карбюратора - К-36И, К-62И.

Но не только за простоту ремонта и обслуживания полюбили мотоцикл. Пожалуй, главным плюсом этого агрегата являлись не его скоростные характеристики (максимальная скорость, которую мог развить мотоцикл, 110 км/ч), а его проходимость. Конечно, характеристики «ИЖ Планета-3» уступали многим мотоциклам, это касалось и динамики разгона, но это компенсировалось повышенной выносливостью. Именно она сделала модель «народной маркой» среди жителей деревень, сел, поселков, словом, мест, где были плохие дороги. Этот мотоцикл был золотой серединой: его брали как для того, чтобы прокатиться с ветерком, так и для того, чтобы съездить на рыбалку, охоту, а также привезти какой-либо груз. При собственной массе 168 кг рекомендуемый вес нагрузки составлял 170 кг, и это, как утверждают, было не пределом.

Простота конструкции двигателя, его неприхотливость, долговечность, а также хорошо спроектированное охлаждение являлись наиболее подходящими для передвижения на низкой скорости по труднопроходимым местам. Двигатель мотоцикла развивал наивысший крутящий момент именно на первой передаче, причем происходило это уже на скорости около 25 км/ч. Это позволяло пройти в таких местах, где другие мотоциклы буксовали, либо глохли.

Все характеристики мотоцикла

Габаритные размеры мотоцикла (д*в*щ) 2115 мм*1025 мм*780 мм
Колесная база, длина 1400 мм
Просвет 135 мм
Максимальная развиваемая скорость 110 км/ч
Бензобак, объем 18 л
Расчетная длина пробега на одной заправке 180 км
Топливо, расход на 100 км при оптимальной скорости 60 км/ч- 3 литра на 100 км, в другом цикле- 5 л на 100 км
Преодолеваемый брод 300 мм
Напряжение аккумулятора 6 В
Вилка передняя с гидравлическим амортизатором
Задняя подвеска пружинная с гидравлическим амортизатором
Тип сцепления многодисковое
Тип коробки передач, количество передач четырех ступенчатая, двухходовая
Конструкция рамы трубчатая, сварная
Тип тормозов барабанные, привод- механический
Колеса легкосъемные, расположение спиц- тангетное
Размер шин 3.59-18"

Модель «ИЖ Планета-3-01»

Начиная с 1977 года в серию был запущена новая модификация нашего героя. Были сделаны следующие улучшения:

  • Возможность регулировать высоту переднего крыла над колесом.
  • Для задних амортизаторов появилась возможность менять предварительное натяжение пружин. Было предусмотрено три положения крепления фиксации. Это позволило задней подвеске иметь рабочий ход, несмотря на нагрузку, которую нес мотоцикл. Особенно это нововведение было важно для мотолюбителей, которые ездили с грузом по плохим дорогам.
  • Была произведена форсировка двигателя, и его мощность увеличилась на 2 л. с., что, в свою очередь, привело к изменению формы ребер охлаждения и их увеличению.
  • Претерпел изменения и руль мотоцикла: в новом варианте на него штатно устанавливалось зеркало заднего вида, а на окончания рукояток управления были добавлены специальные резиновые шарики, которые предотвращали травмы рук при падении мотоцикла. Также изменение формы руля диктовалось повышением уровня комфорта для мотоциклиста.
  • Были установлены штатные дуги, которые должны были защитить водителя при аварии.

За четыре года было выпущено около 400 тысяч мотоциклов этой модификации.

Модель «ИЖ Планета-3-02»

В 1981-м с легкой руки конструкторов «Ижмаша» с конвейеров сошла модернизированная модель мотоцикла. На этот раз инновации коснулись:

  • карбюратора: была добавлена одна лошадиная сила;
  • был разработан и установлен на мотоцикл новый топливный бак, который впоследствии был перенесен на последующую модель мотоцикла ИЖ, которую назвали «Планета-4».

За четыре года было выпущено более 210 тысяч мотоциклов этой модификации.

Простота = надежность

Учитывая то, что с 1985 года эти модели мотоциклов не выпускаются, а на дорогах нет-нет, да и встретишь этого железного скакуна, можно сделать вывод: он получился надежным и долговечным. Как уже говорилось выше, двигатель являлся простым, трубчатая рама – надежной, передняя телескопическая вилка и задний пружинный амортизатор позволяли относительно комфортно чувствовать себя на бездорожье. Минимализм коснулся и панели приборов: на ней расположены только две лампы – нейтральной скорости (зеленая) и та, которая сигнализирует о работе генератора – красная.

Также присутствует спидометр, который имеет зеленую подсветку. Глядя на фото «ИЖ Планета-3» можно сказать, что конструкторы того времени являлись еще немного и дизайнерами: в облике мотоцикла присутствуют хромированные детали, от модификации к модификации меняется не только внешний облик, но и вид коляски претерпевает изменения.

Благодаря своей живучести, способности к езде по бездорожью «ИЖ Планета-3» сейчас пользуется популярностью у байкеров, которые производят тюнинг мотоциклов. Они переделывают их и превращают в чопперы. А это значит, что еще долго на наших (и не только наших) дорогах можно будет увидеть эту легенду, созданную добросовестными работниками уральского завода «Ижмаш».

fb.ru

Мотоцикл ИЖ Планета 3 | Все о мотоциклах, мопедах, скутерах, квадроциклах, автомобилях

Многим мотолюбителям хорошо известен мотоцикл ИЖ Планета 3, который выпустился в 1971 году после мощного мотоцикла ИЖ Планета 2 заводом Ижмаш — Мото и сразу же приобрел высокую популярность. Ка упоминалось раньше данная модель мотоцикла внешне напоминает знаменитый мотоцикл ИЖ Юпитер 3, но это только внешне, а вот внутреннее отличие этих моделей на лицо. За долгое время эксплуатации мотоцикл ИЖ Планета 3 проявил себя на отлично и показал свои высокие характеристики только с лучшей стороны. Благодаря дноцилиндровому двухтактному двигателю с рабочим объемом 346 см3 мотоцикл является очень выносливым и приспособленным к разнообразным дорогам России.

Удобное и довольно вместительное седло мотоцикла ИЖ Планета 3 рассчитано на двоих человек, водителя и пассажира, которые на протяжении всего пути будут комфортно чувствовать себя на машине. При неплохой мощности 18 лошадиных сил мотоцикл может разогнаться до 110 км/час, при этом машина неплохо держит равновесие на трассе. Если говорить о поведении данного мотоцикла в городских условиях, то он обладает неплохой маневренностью и быстро набирает обороты, а благодаря высокой посадке легко переезжает высокие бордюры. Мощный двигатель дает возможность мото машине взбираться на различные подъемы без особых усилий, неимоверная тяга, выносливость и надежность — главные качества ИЖ Планета 3_________________________________________________________________________________________________________

Информация о мотоцикле ИЖ Планета 3

Тип двигателя одноцилиндровый, двухтактныйРабочий объем двигателя, см3 346Максимальная мощность, кВт 14,7 (20 л. с.) при 4800 мин-1Карбюратор К-62 И_________________________________________________________________________________________________________

Источник электроэнергии генератор Г 36—М7, 6 В, 45 ВтСистема зажигания батарейнаяСцепление многодисковое в масляной ваннеПередняя передача двухрядной втулочной цепьюКоробка передач четырехступенчатая, двухходовая_________________________________________________________________________________________________________

Максимальная скорость, км/ч 120 (80)*Контрольный расход топлива, л/км 5,5 (7,2)*/100Масса (сухая), кг 158 (251)*Передняя вилка телескопическая с пружинно-гидравлическими амортизаторамиПодвеска заднего колеса маятниковая, с пружинно-гидравлическими амортизаторами, ход 160 ммРазмер шин 3,50—18

Похожие статьи:

www.motopedy.ru

Мотоцикл ИЖ Планета 3

Советская мото техника известная в большинстве стран, ведь раньше проектировали и создавали действительно качественные уникальные мотоциклы, которые могли служить владельцам более 20 лет. Сегодня одним из долгожителей, работающих до сих пор, считается мотоцикл Иж планета 3. Впервые новинка появилась в 1971 году, тогда мотоцикл создавали и проектировали на машиностроительном заводе Ижевска. Классифицировалась техника как мотоцикл среднего класса, эксплуатация которого должна проходить как на простых дорогах, так и по бездорожью.

За долгие годы работы техника показала себя как надежный помощник при движении в разных ситуациях, поломки случаются крайне редко. Инженеры из Ижевска отлично справились с задачей сделать качественный и простой мотоцикл, поэтому простая и доступная конструкция позволяет производить ремонт самостоятельно. Такое название модели дано не случайно, мотоцикл считается старшим братом предыдущей модели — Иж Планета 2. К сожалению, данная модель не долго производилась в Ижевске, вплоть до 1977 года. Но за каких-то 6 лет было произведено около 500 тыс. экземпляров с коляской и без нее.

Технические характеристики ИЖ Планета 3

Главной особенностью модели считается надежный и мощный двигатель, при наличии всего 1 цилиндра двухтактный мотор обладал объемом 346 см. куб. Показатель мощности составил 18 лошадок и количество оборотов до 5 600 об/мин. Двигатель работал по стандартной на то время системе, где предварительно топливная смесь подавалась в цилиндр с карбюратора, а зажигание происходило при помощи свечи зажигания. Простая система позволила с легкостью использовать и ремонтировать мотоцикл. При таком немалом весе и предназначении мотоцикла, двигатель мог разогнаться до максимальных 110 км/час.

Также технические характеристики Иж планета 3 показывают, что при движении на скорости 90 км/час расход топлива на 100 км пути составит около 5 литров. Конечно, нужно следить за настройкой карбюратора. При оптимальной скорости в 60 км/час расход существенно уменьшиться и составит 3, 8 литра. В начале выпуска новинки конструкция предполагала использование карбюратора К-36И, после перешли на улучшенную версию К-62И. Обеспечить длительные поездки помогал топливный бак на 18 литров. У мотора Планета 3 основными узлами считался блочный картер и сборный коленвал, их отличные характеристики помогали обеспечить отличную тягу и мощность.

Еще одной особенностью можно назвать наличие 2 глушителей. Управление мотоциклом происходит посредством стандартной и простой механической коробки на 4 скорости. Запуск двигателя мог происходить как с кнопки, так и с кикстартера. Мотоцикл не предполагал наличие множества оборудования, поэтому оно работает от 6 Вольт. Электроэнергия подается от аккумуляторной батареи.

Обзор Иж Планета 3

В Советском Союзе мотоцикл считался одной из лучшей моделью, ведь не зря было выпущено для продажи 478 496 экземпляров. Инженеры могли похвастаться тем, что они первыми в СССР создали мотоцикл, оборудованный указателями поворотов. Использовали ИЖ люди, желающие просто покататься или те, кто хотел перевозить груз или ездить на рыбалку, охоту. Выдержать высокий вес могла трубчатая рама, вес Планеты 3 составил 168 килограмм. Максимально рекомендованная нагрузка составила 170 кг, но это далеко не предел.

Для передвижения по бездорожью более-менее комфортные условия обеспечила телескопическая передняя вилка и пружинная подвеска на заднем колесе.

Внешний вид мотоцикла планета 3 был вполне известным, но инженеры смогли улучшить его новыми деталями и их расположением. Новыми стали щитки колес, сами колесные диски оказались большими и получили радиус 18 дюймов, а задний маятник был существенно улучшен. Глядя на фото, многие замечают наличие хромированных деталей. Внешность стала лучшей после снятия защитного кожуха на задних амортизаторах.

Панель приборов на Планете 3 отличается простотой, многим это даже не нравиться. На панели решили расположить две лампочки, первая из которых зеленая и обозначает датчик нейтральной скорости. Вторая красная и показывает работу генератора. Соответственно, имеется крупный спидометр. Подсветка спидометра сделана в приятном зеленом цвете.

За несколько лет производства Ижевские конструкторы успели создать три модификации данной модели — 01, 02 и Планета 3К. Последняя отличалась лишь наличием боковой коляски. Сегодня данная модель уже считается старой и некрасивой, но среди советской техники это одна из любимых «старушек». Наиболее распространен мотоцикл с селах и загородных местностях, где такая техника пригодиться любому.

avtomoto-best.ru

Мотоцикл ИЖ Планета-3 | Советские мотоциклы

Мотоцикл ИЖ Планета-3 выпускался с 1971 года на машиностроительном заводе в Ижевске. Мотоцикл относится к мотоциклам среднего класса и преимущественно предназначен для бездорожья и обычных дорог.

Мотоцикл очень надёжный и в процессе эксплуатации у владельцев данных мотоциклов практически не возникает серьёзных неполадок. Также мотоцикл легко поддаётся ремонту благодаря простой конструкции.

ИЖ Планета-3 продолжил модельный ряд мотоциклов “ИЖ Планета”, сменив ИЖ Планета-2.Двигатель мотоцикла одноцилиндровый, двухтактный, имеет рабочий объём 346 кубических сантиметра. Мощность двигателя составляет 18 л.с. при 5000-5600 об/мин. Максимальная скорость ИЖ Планета-3 – 110 км/ч.

На 100 километров мотоцикл при скорости 90 км/ч. потребляет не более 5 литров смеси бензина и масла. А на двигаясь со скоростью 60 км/ч. – всего 3,8 литра топливной смеси. На Планета-3 сначала устанавливали карбюратор марки К-36И, а потом К-62И. Бензобак имеет объём 18 литров. Если Вам нужно установить двигатель от ИЖ Планета-3 в ИЖ Юпитер-3, ИЖ Юпитер-4, ИЖ Юпитер-5, то совершив небольшие переделки вы сможете это сделать.

Мотоцикл имеет 2 глушителя. Глядя на мотоцикл в глаза бросается его новый бензобак, который получил совершенно новую форму. Щитки колёс также претерпели изменения, они стали выглядеть более современно. Инструментальный ящик также не остался без внимания, он тоже подвергся изменениям.

На ИЖ Планета-3 четырёхступенчатая коробка передач.

ИЖ Планета-3 имеет оборудование на 6 Вольт. Зажигание батарейное, контактное. Источником электроэнергии является аккумулятор.

Рама трубчатая, снаряжённая масса мотоцикла – 168 килограмм. Мотоцикл может перевозить 170 килограмм, включая водителя и пассажира.

ИЖ Планета-3 – это первый советский мотоцикл, оборудованный указателями поворотов.

Телескопическая вилка установлена на переднем колесе. На заднем колесе применена пружинная подвеска.

ИЖ Планета-3 также имела модификации ИЖ Планета-3-01 и ИЖ Планета-3-02. Иж Планета-3К  – это та же Планета, но с боковой коляской.

На заводе в Ижевске мотоциклы ИЖ Планета-3 производили до 1977 года. На смену ему пришёл новый ИЖ Планета-4. За всё время производства ИЖ Планета-3 было собрано 478 496 мотоциклов.До сегодняшних дней мотоцикл пользуется большой популярностью как у сельских жителей, так и у городского населения, им интересуются и взрослые и дети.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

soviet-moto.ru

Мотоцикл МЛ-3 - Мотоциклы России и СССР

Мотоцикл МЛ-3 

Во второй половине 1939 года, на "Серпуховском механическом заводе" ("СМЗ") начали выпуск мотоцикла "МЛ-3" - копии "В-125". Одноместный мотоцикл, масса которого в снаряженном состоянии - 74,5 кг (сухой вес - 67 кг), развивал 68 км/ч.Одноцилиндровый, двухтактный, с двухканальной возвратной продувкой, и поршнем без дефлектора, двигатель имел рабочий объем 123,7 см3 (диаметр цилиндра - 54 мм, ход поршня - 54 мм). Степень сжатия - 6,0 (6,5?). Мощность мотора - 3,5 л. с. при 3500 об/мин. Чугунный цилиндр и головка цилиндра из алюминиевого сплава крепились к алюминиевому же картеру четырьмя анкерными шпильками и гайками. Для лучшего охлаждения цилиндра примерно половина его ребер, если считать снизу, имела в передней части, справа и слева, дополнительные "площадки". Такое ребро в плане было не круглым, а имело форму эдакого "круга с крылышками". А вот ребра охлаждения на головке цилиндра в передней своей части обрывались вниз почти под прямым углом. Вдобавок они были расположены довольно далеко друг от друга, зато имели значительную высоту, особенно спереди. Справа в головке располагался декомпрессор. Смазка двигателя осуществлялась смесью бензина и масла, пропорция смеси составляла 1:20. Карбюратор К-33 крепился к впускному фланцу кольцеобразным хомутиком, который стягивался винтом с гайкой. По конструкции это был простейший из всех отечественных мотоциклетных карбюраторов того времени. Судите сами - ни тебе канала холостого хода, ни регулировочной иглы в жиклерной колонке. Все устройство - два жиклера (малых и больших оборотов), которые вступали в действие по очереди, в зависимости от разрежения воздуха в смесительной камере. Никаких регулировочных винтов не было и в помине, зато предусматривался простенький воздушный фильтр с сетчатой набивкой. Дроссельная заслонка приводилась в движение тросом от правой рукоятки руля, имевшей, кстати, не ползунковое, а катушечное устройство. Трос наматывался на барабанчик, составляющий одно целое с вращающейся трубкой самой ручки - достаточно простая и эффективная конструкция.Коробка передач, в отличие от всех прочих отечественных мотоциклов того времени, располагалась в одном картере с двигателем. Мало того, передача "мотор-коробка" была шестеренчатой с отношением 3,347:1. "МЛ-3" имел три передачи (передаточные числа: 1 - 3,21; 2 - 1,76; 3 - 1,1) и оснащался многодисковым сцеплением, рассчитанным на работу в масле. Оно включало шесть пружин с постоянной регулировкой и вместе с моторной передачей помещалось под герметичной крышкой с правой стороны картера. Барабан сцепления жестко соединялся с ведомой шестерней моторной передачи. Ведомые диски имели пробковые вкладыши трапецеидальной формы. Задняя передача - цепью, размер цепи 1/2"хЗ/16", передаточное число - 7,0. Рычаг ручного переключения передач крепился к специальному лепестку, приваренному к верхней траверсе рамы. Весь силовой агрегат был очень компактным и в сборе с карбюратором и магнето весил всего 15,5 кг.О магнето нужно сказать особо. Точнее, о динамо-магнето, то есть магдино. Маховичного типа, оно было специально сконструировано для "МЛ-3" на московском заводе "АТЭ". Конструктивно этот агрегат имел две основные части - П-образный сердечник с катушками и круглый алюминиевый маховик, в котором внутри обода помещались постоянные магниты. Маховик крепился на левой шейке коленвала. На сердечнике, кроме низковольтных и высоковольтных катушек, находился также прерыватель, а кулачок конструкторы поместили на носок шейки коленвала. При вращении маховика вокруг неподвижного сердечника ток возбуждался во всех катушках, откуда и поступал к потребителям. Подобные системы отличались наибольшей простотой, поскольку отсутствовали как мелкие подшипники и угольные щетки, так и отдельный привод на магдино. Вся конструкция закрывалась снаружи выпуклым штампованным кожухом, на котором крепилась съемная крышечка прерывателя. В систему электрооборудования входили также простенькая фара, задний фонарь и переключатель света. А вот аккумулятор и реле отсутствовали (так же, кстати, как и спидометр).Рама состоит из двух штампованных половинок, сваренных между собой в головке и в местах установки подмоторного и подседельного мостиков. Сами половинки имели коробчатое сечение и изготовлялись из стали толщиной 2 мм. Масса рамы - 7,5 кг.Габариты мотоцикла: длина - 1940 мм, ширина - 650 мм, высота по рулю - 90 мм, высота по седлу - 680 мм, база - 1240 мм. Клиренс - 140 мм.Бензобак, вмещавший 8 л двухтактной смеси, был "упакован" внутрь рамы, предохранявшей его при авариях от всяких ударов и прочих внешних воздействий. Сваривался он из двух штампованных половинок, заливная горловина находилась в центре. Расход топлива на скорости 40 км/ч - 2,5 л/100 км. Сиденье подвешивалось на двух пружинах, работавших на сжатие, нигрипсы отсутствовали напрочь, и седок сжимал коленями прямоугольные траверсы, что вряд ли доставляло ему много удовольствия, но на такие мелочи в то время внимания не обращали.Передняя вилка мотоцикла - паралелограмного типа. Перья боковины, штампованные из того же материала, что и рама, не были сварены перемычками в единое целое, а соединялись длинными поперечными шпильками и гайками. Вилка в сборе в качестве упругого элемента имела одну центральную пружину в форме веретена, работающую на сжатие. Для погашения колебаний вилки при езде по неровным дорогам с двух сторон по бокам перьев имелись фрикционные амортизаторы. Их жесткость можно было регулировать вручную с помощью специальных рукояток. Задняя подвеска отсутствовала - ось вставлялась в горизонтальные прорези в массивных щеках, что позволяло регулировать натяжение задней цепи. Резина - 2,50-19 (или 2,75-19). Тормоза - барабанные, ширина накладок - 18 мм, внутренний диаметр ступицы - 140 мм.Кстати, руль, хоть и принадлежал легкому мотоциклу, по оснащению ничуть не уступал другим моделям - справа рукоятка дросселя и рычаг переднего тормоза, слева - рычаг сцепления и привод декомпрессора, а также центральный переключатель света. Кроме того, на правой стороне руля висел пневматический гудок с грушей.Передняя вилка мотоцикла, в отличие от «большого «ПМЗ», была обычного для тех лет параллелограммного типа. Однако и здесь конструкторы не обошлись без хитростей. Перья боковины, штампованные из того же материала (стали толщиной 2 мм), не были сварены перемычками в единое целое, а соединялись длинными поперечными шпильками и гайками. Для легкого мотоцикла проигрыш в жесткости несущественный, зато выигрыш… При падении мотоциклиста, если вилка мялась, ее можно было элементарно разобрать, после чего плоские перья рихтовались обычным молотком, как говорил герой известного кино, «за пять минут и без всяких фокусов». А этот момент был очень важен. Не надо забывать, что «МЛ-3» должен был стать для многих первым в жизни мотоциклом, «школьной партой». А при обучении всякие неприятности, как говорится, имеют место, и ремонтопригодность узла играет не последнюю роль.Перья по отдельности были достаточно легкими, судя по тому, что фигурных прорезей для их облегчения не предусматривалось, хотя для усиления поперечной жесткости фасонные выдавки, конечно же, имелись. Вилка в сборе в качестве упругого элемента имела одну центральную пружину в форме веретена, работавшую на сжатие. В случае поломки такая пружина частично сохраняла работоспособность и препятствовала жестким ударам вилки о раму. Для погашения колебаний вилки при езде по неровным дорогам с двух сторон по бокам перьев имелись фрикционные амортизаторы, собранные из стальных пластин и дисков из «ферродо». Их жесткость можно было регулировать вручную с помощью специальных рукояток. Предусматривалась также возможность регулировки поперечного люфта в шарнирах вилки с помощью шлицов на поперечных шпильках и гаек крепления. А вот рулевой демпфер — устройство, помогающее удерживать руль в нужном положении на большой скорости или на плохой дороге — на «МЛ-3», в отличие от других отечественных мотоциклов, отсутствовал. Кстати, руль, хоть и принадлежал легкому мотоциклу, по оснащению ничуть не уступал другим моделям — справа рукоятка дросселя и рычаг переднего тормоза, слева — рычаг сцепления и привод декомпрессора, а также центральный переключатель света. Кроме того, на правой стороне руля висел пневматический гудок с грушей (звук подобных «музыкальных инструментов» не сказать чтобы очень мелодичен, но зато весьма громок, особенно при многократном повторе).Бензобак, вмещавший 8 л двухтактной смеси, был «упакован» внутрь рамы, предохранявшей его при авариях от всяких ударов и прочих внешних воздействий. Сваривался он из двух штампованных половинок, заливная горловина находилась в центре. Сиденье подвешивалось на двух пружинах, работавших на сжатие, нигрипсы отсутствовали напрочь, и седок сжимал коленями прямоугольные траверсы, что вряд ли доставляло ему много удовольствия, но на такие мелочи в то время внимания не обращали. Багажник, хоть и в упрощенном виде, но имелся, подтверждая тем самым, что мотоцикл вполне «настоящий».«Настоящий» мотоцикл имел колеса обычного типа, «обутые» в резину 2.50Х XI9 (по некоторым данным, 2,75X19). Тем не менее, «МЛ-3» предназначался для эксплуатации, как писали в довоенных публикациях, «на фунтах и бездорожье, по пересеченной местности». Ступицы колес вращались на однорядных шариковых Подшипниках. Тормоза также не отличались оригинальностью — колодочные с накладками из «ферродо», ширина накладок была 18 мм. а внутренний диаметр ступицы — 140 мм.«Однако пора возвратиться к началу…» (Вот и строчка из Некрасова пригодилась к мотоциклетной теме.) Начало любого мотоцикла — его силовой агрегат. Посмотрим, что было предложено тогдашним покупателям подольской «мелкашки».Итак, двигатель. Одноцилиндровый, двухтактный, с двухканальиой возвратной продувкой, как на «ИЖ-9», и поршнем без дефлектора, он имел рабочий объем 123,7 см3. Несколько неожиданным было то, что мотор имел довольно высокую, по сравнению с другими отечественными мотоциклами, степень сжатия — по разным источникам от 6 до 6,5. Только первый советский верхнеклапанный двигатель мотоцикла «Л-8» имел равный показатель. Очевидно, конструкторы пошли на это, чтобы получить возможно более высокую мощность при сравнительно небольших оборотах — эти показатели составили у «МЛ-3» 3,5 л. с. при 3500 об/мин. Заведомо самый слабый мотоциклетный двигатель оказался вдобавок и самым тихоходным.Чугунный цилиндр и головка цилиндра из алюминиевого сплава крепились к алюминиевому же картеру четырьмя анкерными шпильками и гайками. Для лучшего охлаждения цилиндра примерно половина его ребер, если считать снизу, имела в передней части, справа и слева, дополнительные «площадки». Такое ребро в плане было не круглым, а имело форму эдакого «круга с крылышками». А вот ребра охлаждения на головке цилиндра в передней своей части обрывались вниз почти под прямым углом. Вдобавок они были расположены довольно далеко друг от друга, зато имели значительную высоту, особенно спереди. Справа в головке располагался декомпрессор. Смазка двигателя осуществлялась смесью бензина и масла, пропорция смеси составляла 1:20.Карбюратор К-33 типа «Амал-Бинкс» крепился к впускному фланцу кольцеобразным хомутиком, который стягивался винтом с гайкой. По конструкции это был простейший из всех отечественных мотоциклетных карбюраторов того времени. Судите сами — ни тебе канала холостого хода, ни регулировочной иглы в жиклерной колонке. Все устройство — два жиклера (малых и больших оборотов), которые вступали в действие по очереди, в зависимости от разрежения воздуха в смесительной камере. Никаких регулировочных винтов не было и в помине, зато предусматривался простенький воздушный фильтр с сетчатой набивкой. Дроссельная заслонка приводилась в движение тросом от правой рукоятки руля, имевшей, кстати, не пол-унковое, а катушечное (пожалуй, впервые у нас) устройство. Трос наматывался на барабанчик, составляющий одно целое с вращающейся трубкой самой ручки — достаточно простая и эффективная конструкция.Коробка передач, в отличие от всех прочих отечественных мотоциклов того времени, располагалась в одном картере с двигателем (так называемая система «блок-мотор»). Мало того, передача «мотор-коробка» была шестеренчатой (!) с отношением Вид на агрегаты единственного сохранившегося экземпляра «МЛ-3» в экспозиции Государственного Политехнического музея. Хорошо видны катушечная ручка газа и простенькая фара. Кожух маховичного магдино отсутствует. Зато сохранилась «антикварная» свеча зажигания, к которой высоковольтный провод крепился с помощью круглой гаечки с внешней накаткой. Такая конструкция, исключая «ПМЗ-А-750», также нигде у нас не применялась. Жаль, что схема эта была у нас прочно забыта на долгие годы и вновь появилась только в начале семидесятых на знаменитой «ИЖ — Планете — Спорт». «МЛ-3» имел три передачи и оснащался многодисковым сцеплением, рассчитанным на работу в масле. Оно включало шесть пружин с постоянной регулировкой и вместе с моторной передачей помещалось под герметичной крышкой с правой стороны картера. Барабан сцепления жестко соединялся с ведомой шестерней моторной передачи. Ведомые диски имели пробковые вкладыши трапецеидальной формы.Весь силовой агрегат был очень компактным и в сборе с карбюратором и магнето весил всего 15,5 кг.О магнето нужно сказать особо. Точнее, о динамо-магнето, то есть магдино. Маховичного типа, оно было специально сконструировано для «МЛ-3» на московском заводе АТЭ. Конструктивно этот агрегат имел две основные части — П-образный сердечник с катушками и круглый алюминиевый маховик, в котором внутри обода помешались постоянные магниты. Маховик крепился на левой шейке коленвала. На сердечнике, кроме низковольтных и высоковольтных катушек, находился также прерыватель, а кулачок конструкторы поместили на носок шейки коленвала. При вращении маховика вокруг неподвижного сердечника ток возбуждался во всех катушках, откуда и поступал к потребителям. Подобные системы отличались наибольшей простотой, поскольку отсутствовали как мелкие подшипники и угольные щетки, так и отдельный привод на магдино. Вся конструкция закрывалась снаружи выпуклым штампованным кожухом, на котором крепилась съемная крышечка прерывателя. В систему электрооборудования входили также простенькая фара, задний фонарь и переключатель света. А вот аккумулятор и реле отсутствовали (так же, кстати, как и спидометр).Едва появившись, легкие подольско-серпуховские мотоциклы сразу привлекли внимание не только покупателей, но и спортсменов. Так, в гонках, организованных Центральным автомотоклубом СССР 28 июня 1939 года на московском ипподроме, в чис-сле прочих мотоциклистов принял участие и гонщик команды «Старт» Каллианиди на переделанном им самим мотоцикле. Он установил в раму «МЛ-3» (вот где прочность пригодилась!) форсированный двигатель «ИЖ-8» в сочетании с коробкой передач «Л-300», причем цилиндр двигателя был повернут на 90° так, что выпускное окно смотрело вперед. Пришлось, естественно, переделать выхлопную трубу. Была изменена продувка цилиндра, а карбюратор крепился не сбоку, как получалось по схеме цилиндра «ИЖ-8» при его повороте, а сзади. К сожалению, неизвестно, каких спортивных успехов добилась эта занимательная конструкция. Зато на первенстве Москвы «по автомобилю и мотоциклу» (так в оригинале!) 18 июля того же года в гонках на 100 км впервые на мотоцикле «МЛ-3» стартовал гонщик команды Института физкультуры В. Чистов. Его время прохождении дистанции — 1 час 27 минут 36,1 секунды, а максимальная зарегистрированная скорость — аж 68,491 км/ч! Вот такие тогда были рекорды 

Характеристика: Рабочий объём  – 123,69 см3. Число рабочих тактов – 2. Число цилиндров – 1. Диаметр цилиндра – 51 мм. Ход поршня – 54 мм. Степень сжатия –5,0. Максимальная мощность – 3 л.с. при 3500 об/мин. Зажигание – батарейное. База – 1250 мм. Высота седла – 680 мм. Дорожный просвет – 140 мм. Максимальная скорость – 70 км/ч. Сухой вес – 70 кг. 

rusmotorcycle.ucoz.ru