Мотоцикл ИЖ: от начала до краха. Модели мотоциклов иж


CAROLD.RU - Сайт о ретро авто и технике.

Отечественный мотопром неописуемо словами в какой степени отстаёт от импортного. Сравнить отставание можно лишь с отставанием автопрома. Но мотоциклы иж планета, иж планета спорт и прочие ижы как и днепры, уралы мински и прочее не просто покупаются сегодня но и пользуются хорошей популярностью среди нашего населения (правда по большей части среди подростков). Причина этого до печального проста. Нет денег - будешь ездить на советской мото технике. А поскольку денег у нашего населения не особенно много то и спрос на иж и прочие мотоциклы довольно большой. Раз есть спрос - значит есть и кому читать о такой технике. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что город Ижевск является родиной отечественного мотоциклостроения. Именно здесь в 1928 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П. В. Можарова были созданы чертежи, а в 1929 году изготовлены образцы первых « Ижей». Попытки же создать первые опытные образцы русских мотоциклов были предприняты в 1914-1918 годах московским заводом « Дукс» и рижским заводом Лейтнера, но они не увенчались успехом. Можно рассматривать три периода истории мотоциклостроения: 1. Производство опытных образцов мотоциклов ( ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5) в мастерских « Мотосекции» на ижевском оружейном заводе в период 1928-1929ггИж-1Может показаться совершенно невероятным, но за считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее импозантными были мотоциклы - колоссы « Иж-1» и « Иж-2» с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объемом 1200 куб. см. и максимальной мощностью 24 л. с.. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнеста Ньюманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила так же и корпусом глушителя - эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. « Иж-2» отличался вентилятором для охлаждения двигателя и приводом на колесо коляски. « Иж-3» имел двухцилиндровый V-образный 750-кубовый двигатель « Вандерер», коленчатый вал которого был расположен поперечно, и привод на заднее колесо цепью, Иж-4 работавшей в герметично закрытом кожухе, заполненном маслом. « Иж-4» самый легкий Иж-5 из пятерки, отличался одноцилиндровым двухтактным двигателем « Шток» и приводом на заднее колесо валом. « Иж-5», прозванный « Композиция», был создан с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла « Неандер», но с оригинальной передней вилкой и измененной рамой. Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года, и успешно прошли 3300 км - не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После окончания пробега самый маленький из экспериментальных моделей - Иж-4 был рекомендован для серийного производства. Однако, « Ижстальзавод» получил более важный заказ и первый опыт мотопроизводства не получил продолжения. Но Можаров на этом не остановился и перебрался со своей группой в Ленинград, где принялся за разработку легкового мотоцикла « Л-300» по документации, привезенной с немецкой фирмы ДКВ. 2. Серийное производство на мотозаводе (ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9, ИЖ-12) в период 1933-1940ггОпытный заводК началу 30-ых годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это, над созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П. В. Можаров - в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства - от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода. Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжелый мотоцикл « НАТИ-А-750», НАТИ-А-750 спроектированный под руководством П. В. Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 747 кубических см., характерную для можаровских мотоциклов штампованную раму, и достигал мощности 15 л. с.. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные экземпляры легких мотоциклов « Иж-7» по Иж-7 документации, полученной из Ленинграда. Фактически это были двойники модели « Л-300» (та самая, разработанная Можаровым копия « ДКВ-Люксус-300") - двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трехступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но « Иж-7» подвергся печально знакомой нам операции « снижения трудоемкости": исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не дистанционный, а краником на головке цилиндров. В конце концов, для серийного производства был избран именно « Иж-7». Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод - подвела система зажигания. Но вскоре « детские болезни» были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов. Иж-8В начале 1938 года на смену « Иж-7» пришла новая модель « Иж-8». 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счет чего мощность повысилась с 5, 5 до 8 л. с. Совершеннее стала и система Иж-9 электрооборудования - вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году началось производство модели « Иж-9», с увеличенной до 9 л. с. мощностью. Тогда же из Ленинграда была Иж-12 получена документация на мотоцикл « Л-8», оснащенный 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 348 куб. см. и максимальной мощностью 13, 5 л. с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла « Иж-9». Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение « Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война. 3. Массовое производство на ижевском машиностроительном заводе (в настоящее время это ОАО « Ижмаш» и ДОАО « Ижмаш-Мото") в период с 1946 года и по сей день, за который выпущено около 11 миллионов мотоциклов различных моделейИж-350В 1946 году завод получил оборудование, вывезенное из Германии в счет репараций, и освоил производство мотоцикла « Иж-350» - сделал копию немецкого « ДКВ-NZ 350». Было решено поставить мотоцикл на основе оружейного завода. Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60 годах был выпуск спортивных модификаций Иж-350С дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время « испытательными стендами» для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл Иж-50 « Иж-350С» с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л. с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта спортивного мотоцикла « Иж-50». Иж-49В 1951году в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную модель « Иж-49». За счет применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надежность в эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. Без остановки производства был осуществлен переход на массовый выпуск мотоциклов « Иж-49», завоевавший всеобщую популярность у населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки. Это была первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство которой организовали в Вятских Полянах. В последствии - выпущена опытная партия машин с колясками. В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской. « Иж-54» для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л. с., а « Иж-55» для кроссовых и многодневных соревнований - 16 л. с. Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов выделилась Иж-56 в специальное бюро. В 1956 году появилась новая модель - « Иж-56», а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колес, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л. с.. Неудивительно, что « Иж-56» стал более массовой моделью. Его « тираж» за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. В целом машина стала более современной. В дальнейшем, в содружестве с работниками центрального конструкторского экспериментального бюро, создается и испытывается ряд опытных образцов мотоциклов и отдельных узлов. Группа перспективного проектирования конструирует мотоциклы « Сатурн», « Орион», « Сириус». Наиболее оригинальным из них был « Сатурн» - машина класса 250 кубических сантиметров. В отличие от обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель. Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель. В это же время создается несколько модификаций спортивных машин. На базе первых дорожных мотоциклов « Иж-350» и « Иж-49» появляются спортивные машины « Иж-350С», « Иж-50», « Иж-50А», « Иж-50Б», на которых наши спортсмены начинают принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать честь марки « Иж». В 1954-1955 годах были разработаны модели мотоциклов « Иж-54» и « Иж-54А» для шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л. с. Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В. Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места. Примерно в этот же период создаются мотоциклы « Иж-55М» и « Иж-55К» для многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются более надежными моделями « Иж-57М» и « Иж-57К». На вторую половину 1958 года перед конструкторами бюро встала новая задача - подготовка к выпуску мотоцикла « Иж-Юпитер». Иж-Юпитер Ижевские машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сохранял экипажную часть « Иж-56», но имел совершенно новый двухцилиндровый мотор. Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мощность двигателя была доведена до 18-19 л. с., мотор имел оригинальную конструкцию раздельных цилиндров. Более удобной в эксплуатации была и коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Производство двигателя было организовано на Ижевском механическом заводе. Серийный выпуск начат в 1961 году. С 1962 года на базе машины « Иж-56» освоено производство мотоцикла « Иж-Планета». Экипажная часть этой модели была Иж-Планета максимально унифицирована с « Иж-Юпитером». Гарантийный пробег « Иж-Планеты» по сравнению с « Иж-56» возрос на 2000 километров, а срок службы цилиндра и деталей поршневой группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя увеличен в полтора раза. Иж-Юпитер-2 Период 1966-1970 гг. для мотоциклостроителей ознаменовался освоением новых дорожных мотоциклов « Иж-Планета-2» и « Иж-Юпитер-2». Иж-Планета-21971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов « Иж-Планета-3», « Иж-Юпитер-3», « Иж-Юпитер-3К», « Иж-Планета-Спорт». В перечисленных марках мотоциклов сочетаются надежность в эксплуатации удобство в обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций, оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением новых материалов сократился период разработки новых моделей и увеличился объем их выпуска, улучшились эксплуатационные качества. Иж-Планета-3 Примером может служить « Иж-Юпитер-3», мощность которого по сравнению с предшественником возросла почти на 40 процентов. Моделям « Иж-Планета-3» и « Иж-Юпитер-3» был присвоен государственный Знак качества. Их выпуск доведен в 1975 году до 250 тысяч в год. Особняком стоит мотоцикл « Иж-Планета-Спорт», разработанный в 1974 году. Это совершенно новая модель, которая Иж-Планета-Споpт отличалась от немецкой. Двигатель в сочетании с японским карбюратором развивал мощность 32 л. с., к тому же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки. Эта модель пользовалась большой популярностью среди молодежи. Конвееp В начале 80-ых годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащенный подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов « Иж-Юпитер-4». А в 1982 году появилась « Иж-Планета-4» с новым 12-вольтовым электрооборудованием. Иж-Юпитеp-5 С 1985 года началось производство мотоцикла « Иж-Юпитер-5» с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л. с. Появилась кнопка « аварийного запуска», отключавшая все приборы, кроме зажигания, при Иж-Планета-5 запуске с подсевшим аккумулятором. « Иж-Планета-5», выпущенная в 1987 году получила значительно обновленный двигатель мощностью 22 л. с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и « Юпитер». Спpинтеp В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных и по сей день мотоциклов « Орион», « Марафон» и « Спринтер». По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели. В период 1992-96 гг. разработаны грузовой боковой прицеп « Иж 9. 204» и грузовой модуль « Иж 9. 604 ГР». Конструкция Иж-9. 204 грузового модуля была разработана таким образом, чтобы его можно было установить на любой мотоцикл семейств « Планета» или « Юпитер». Установив грузовой модуль вместо заднего колеса и маятниковой вилки мотоцикла, получается трехколесный грузовой мотоцикл с симметричным расположением колес. Наличие раздаточной коробки, блокировки дифференциала, заднего хода расширяет сферу использования мотоцикла. С 1995 по 1998 годы разрабатывалась гамма стационарных двигателей: СД 101 - на базе двигателей « Иж-ПС» и СД 1012 - на базе двигателя « Иж-П-5». Одновременно с разработкой центробежного самовсасывающего насоса Иж НЦС спроектирована мотопомпа « Иж МП-1» с двигателем СД 1012. 1997 год ознаменовался разработкой мотоцикла « Иж 6. 92001» для перевозки противопожарного оборудования (мотопомпы, набора пожарных рукавов, огнетушителя и т. п.) и грузового мотоцикла « Иж 6. 920ГР» с двигателем « Иж-Ю-5» Сб. 1-08. 10 жидкостного охлаждения, разработанным на Ижевском механическом заводе в 1990-92 годах. В период 1996-2000 годов разрабатывается принципиально новая модель - мотоцикл « Иж 6. 113-05» в стиле чоппер, Чоппеp отличающийся необычным для ижевских мотоциклов дизайном. Сегодня планы предприятия ДОАО « Ижмаш-Мото» вдохновляют. С текущего 2001 года вышел в серию мотоцикл в стиле чоппер и появится на мотоциклетном рынке в количестве не менее трех тысяч штук. Кроме этого, продолжается выпуск традиционных мотоциклов моделей « Планета» и « Юпитер», которые продаются как на внутренний рынок, так и на экспорт. В будущем намечена работа по их модернизации: корректировке их внешнего облика. Ни для кого не секрет, что современный моторынок предъявляет высокие требования, поэтому одной из приоритетных задач, сегодня, является освоение четырехтактного двигателя, позволяющего значительно повысить потребительские свойства мотоциклов марки « ИЖ». На смену уже существующей мотопомпе МП-1 должна прийти новая модель МП-2, эксплуатационные характеристики которой будут значительно улучшены. В 2001 году запланировано проведение подготовки производства к выпуску стационарных двигателей СД-102, СД-103, которые могут устанавливаться на газонокосилки, мотопомпы, генераторные установки, малогабаритную сельскохозяйственную технику. Однако основной задачей на текущий год является разработка и освоение перспективных моделей мотоциклов, рассчитанных на использование разными возрастными категориями: 36-кубовый мокик и 50-кубовый мини-чоппер. Таким образом, работа предприятия ДОАО « Ижмаш-Мото» направлена на расширение ассортимента предлагаемой продукции, повышение ее качества, создание элегантной, недорогой и удобной в эксплуатации и обслуживании техники. 

carold.ru

Иж — Мотоэнциклопедия

Иж — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускавшихся с 1929 по 2008 год в городе Ижевске на заводе «ИЖМАШ».

В 1928 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П. В. Можарова были созданы чертежи, а в 1929 году изготовлены образцы первых «Ижей». Попытки же создать первые опытные образцы русских мотоциклов были предприняты в 1914—1918 годах московским заводом «Дукс» и рижским заводом Лейтнера, но они не увенчались успехом. Можно рассматривать три периода истории мотоциклостроения: производство опытных образцов, серийное производство, массовое производство.

Производство опытных образцов

Производство опытных образцов мотоциклов (Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5) в мастерских «Мотосекции» на ижевском оружейном заводе в период 1928—1929 гг.

За считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее импозантными были мотоциклы — колоссы «Иж-1» и «Иж-2» с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объёмом 1200 см³ и максимальной мощностью 24 л.с. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трёхступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнста Нойманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила также и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. «Иж-2» отличался вентилятором для охлаждения двигателя и приводом на колесо коляски. «Иж-3» имел двухцилиндровый V-образный 750-кубовый двигатель «Вандерер», коленчатый вал которого был расположен поперечно, и привод на заднее колесо цепью, работавшей в герметично закрытом кожухе, заполненном маслом.

«Иж-4» — один из самых лёгких из пятёрки, отличался одноцилиндровым двухтактным двигателем «Шток» и приводом на заднее колесо валом.

«Иж-5», прозванный «Композиция», был создан с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла «Неандер», но с оригинальной передней вилкой и изменённой рамой.

Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года, и успешно прошли 3300 км — не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После окончания пробега самая маленькая из экспериментальных моделей — «Иж-4» — был рекомендован для серийного производства. Однако «Ижстальзавод» получил более важный заказ, и первый опыт мотопроизводства не получил продолжения. Но Можаров на этом не остановился и перебрался со своей группой в Ленинград, где принялся за разработку лёгкого мотоцикла «Л-300» по документации, привезённой с немецкой фирмы DKW.

Серийное производство

Серийное производство на мотозаводе (Иж-7, Иж-8, Иж-9, Иж-12) в период 1933—1941 гг.

К началу 30-х годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это над созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П. В. Можаров — в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства — от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода.

Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжёлый мотоцикл «НАТИ-А-750», спроектированный под руководством П. В. Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объёмом 747 кубических см., характерную для можаровских мотоциклов штампованную раму, и достигал мощности 15 л.с. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные экземпляры лёгких мотоциклов «Иж-7» по документации, полученной из Ленинграда. Фактически это были двойники модели «Л-300» (та самая, разработанная Можаровым копия «ДКВ-Люксус-300») — двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но «Иж-7» подвергся печально знакомой нам операции «снижения трудоёмкости»: исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не дистанционный, а краником на головке цилиндра.

В конце концов для серийного производства был избран именно «Иж-7». Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод — подвела система зажигания. Но вскоре «детские болезни» были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.

В начале 1938 года на смену «Иж-7» пришла новая модель «Иж-8». 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счёт чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее стала и система электрооборудования — вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году началось производство модели «Иж-9», с увеличенной до 9 л. с. мощностью. Тогда же из Ленинграда была получена документация на мотоцикл «Л-8», оснащённый 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объёмом 348 см³ и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла «Иж-9». Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение «Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.

Массовое производство

Массовое производство ведётся на Ижевском машиностроительном заводе (в настоящее время это ОАО «Ижмаш» и ДОАО «Ижмаш-Мото») в период с 1946 года и по сей день[когда?], за который выпущено около 11 миллионов мотоциклов различных моделей. Данная информация не совсем достоверна[прояснить], так как завод обанкротился в 2008 году.

В 1946 году завод получил оборудование, чертежи и технологии, вывезенные из Германии в счёт репараций, и освоил производство мотоцикла «Иж-350» — сделал копию немецкого «DKW NZ-350». Он представлял собой смесь разновидностей немецкого мотоцикла. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки — как у более поздних, выпускавшихся уже во время войны. Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. В целом же общий вид и конструкция были практически идентичны с германским оригиналом. Следует отметить, что для своего времени это был довольно современный, простой и надёжный мотоцикл. Было решено поставить производство мотоцикла на оружейном заводе.

Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60-х годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время «испытательными стендами» для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл «Иж-350С» с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта спортивного мотоцикла «Иж-50».

В 1951 году в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную модель «Иж-49». За счёт применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надёжность в эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. Без остановки производства был осуществлён переход на массовый выпуск мотоциклов «Иж-49», завоевавший всеобщую популярность у населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки. Это была первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство которой организовали в Вятских Полянах. Впоследствии была выпущена опытная партия машин с колясками.

В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской. «Иж-54» для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л.с., а «Иж-55» для кроссовых и многодневных соревнований — 16 л.с.

Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов выделилась в специальное бюро. В 1956 году появилась новая модель — «Иж-56», а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колёс, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с. Неудивительно, что «Иж-56» стал более массовой моделью. Его «тираж» за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. В целом машина стала более современной.

В дальнейшем в содружестве с работниками центрального конструкторского экспериментального бюро создаётся и испытывается ряд опытных образцов мотоциклов и отдельных узлов. Группа перспективного проектирования конструирует мотоциклы «Сатурн», «Орион», «Сириус». Наиболее оригинальным из них был «Сатурн» — машина класса 250 см³. В отличие от обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель. Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель. В это же время создаётся несколько модификаций спортивных машин. На базе первых дорожных мотоциклов «Иж-350» и «Иж-49» появляются спортивные машины «Иж-350С», «Иж-50», «Иж-50А», «Иж-50Б», на которых наши спортсмены начинают принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать честь марки «Иж».

В 1954—1955 годах были разработаны модели мотоциклов «Иж-54» и «Иж-54А» для шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л.с. Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В. Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места. Примерно в этот же период создаются мотоциклы «Иж-55М» и «Иж-55К» для многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются более надёжными моделями «Иж-57М» и «Иж-57К».

На вторую половину 1958 года перед конструкторами бюро встала новая задача — подготовка к выпуску мотоцикла «Иж Юпитер». Ижевские машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сначала именовался «ИЖ-58», а затем переименован в «Иж Юпитер». Мотоцикл сохранял экипажную часть «Иж-56», но имел совершенно новый двухцилиндровый мотор. Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мощность двигателя была доведена до 18-19 л.с., мотор имел оригинальную конструкцию раздельных цилиндров. Более удобной в эксплуатации была и коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Производство двигателя было организовано на Ижевском механическом заводе. Серийный выпуск начат в 1961 году. Выпуск мотоцикла производился в двух модификациях — как для езды в одиночку, так и с боковым прицепом.

С 1962 года на базе машины «Иж-56» освоено производство мотоцикла «Иж Планета». Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована с «Иж-Юпитером». Гарантийный пробег «Иж-Планеты» по сравнению с «Иж-56» возрос на 2000 км, а срок службы цилиндра и деталей поршневой группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя увеличен в полтора раза.

Период 1966—1970 годов для мотоциклостроителей ознаменовался освоением новых дорожных мотоциклов «Иж Планета-2» и «Иж Юпитер-2».

1971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов «Иж Планета-3», «Иж Юпитер-3», «Иж-Юпитер-3К», «Иж Планета Спорт». В перечисленных марках мотоциклов сочетаются надёжность в эксплуатации удобство в обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций, оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением новых материалов сократился период разработки новых моделей и увеличился объём их выпуска, улучшились эксплуатационные качества. Примером может служить «Иж Юпитер-3», мощность которого по сравнению с предшественником возросла почти на 40 процентов. Моделям «Иж Планета-3» и «Иж Юпитер-3» был присвоен государственный Знак качества. Их выпуск доведён в 1975 году до 250 тысяч в год.

Особняком стоит мотоцикл «Иж Планета Спорт», разработанный в 1973 году. Это совершенно новая модель, которая отличалась от немецкой. Первые годы мотоцикл был с импортными комплектующими. Двигатель в сочетании с японским карбюратором Микуни развивал мощность 32 л.с., к тому же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки. Эта модель пользовалась большой популярностью среди молодёжи. В дальнейшем завод отказался от импорта и стал заменять комплектующие на отечественные, что привело к изменению облика мотоцикла в худшую сторону, двигатель стал развивать только 28 л.с., да и надёжность упала. Готовилась к производству модель ИЖ-ПС 01 с унификацией некоторых узлов с дорожными моделями, но решено было совсем снять эту легендарную модель с производства

В начале 80-х годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащённый подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов «Иж Юпитер-4». А в 1982 году появилась «Иж Планета-4» с новым 12-вольтовым электрооборудованием.

С 1985 года началось производство мотоцикла «Иж Юпитер-5» с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка «аварийного запуска», отключавшая все приборы, кроме зажигания, при запуске с подсевшим аккумулятором. «Иж Планета-5», выпущенная в 1987 году получила значительно обновлённый двигатель мощностью 22 л.с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и «Юпитер». В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных и по сей день мотоциклов «Орион», «Марафон» и «Спринтер». По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.

За весь период производства ижей цветовая гамма была не велика, так рама красилась в классически чёрный цвет в остальном преобладал голубой, красный, светло коричневый.

В период 1992—96 годов разработаны грузовой боковой прицеп «Иж 9.204» и грузовой модуль «Иж 9.604 ГР». Конструкция грузового модуля была разработана таким образом, чтобы его можно было установить на любой мотоцикл семейств «Планета» или «Юпитер». Установив грузовой модуль вместо заднего колеса и маятниковой вилки мотоцикла, получается трёхколёсный грузовой мотоцикл с симметричным расположением колёс. Наличие раздаточной коробки, блокировки дифференциала, заднего хода расширяет сферу использования мотоцикла.

С 1995 по 1998 годы разрабатывалась гамма стационарных двигателей: СД 101 — на базе двигателей «Иж-ПС» и СД 1012 — на базе двигателя «Иж-П-5». Одновременно с разработкой центробежного самовсасывающего насоса Иж НЦС спроектирована мотопомпа «Иж МП-1» с двигателем СД 1012.

1997 год ознаменовался разработкой мотоцикла «Иж 6.92001» для перевозки противопожарного оборудования (мотопомпы, набора пожарных рукавов, огнетушителя и т. п.) и грузового мотоцикла «Иж 6.920ГР» с двигателем «Иж-Ю-5» Сб.1-08.10 жидкостного охлаждения, разработанным на Ижевском механическом заводе в 1990-92 годах.

В период 1996—2000 годов появилась принципиально новая модель — мотоцикл «Иж 6.113-05» (он же «Юнкер») в стиле чоппер.

Московский мотовзвод ГИБДД, в целях поддержки отечественного производителя, в качестве эксперимента несколько лет использовал модели «Иж-Юнкер». По различным причинам, в дальнейшем, руководство московского ГИБДД отказалось от продолжения закупок мотоциклов марки «Иж».

В связи с большими долгами, завод ИЖмото в 2008 году был законсервирован на неопределённый срок, а большая часть оборудования была распродана.

Модельный ряд мотоциклов

Дорожные мотоциклы

Иж-1

Иж-2

Иж-3

Иж-4

Иж-5

Иж-7

Иж-8

Иж-9

Иж-12

ИЖ-Гр

Иж 6.920 ГР

Иж-350

Иж-49

Иж-56

ПМЗ-А-750, НАТИ-А-750

Юпитер

Юпитер-2

Юпитер-3

Юпитер-3-01

Юпитер-3-02

Юпитер-4

Юпитер-5

Планета

Планета-2

Планета Спорт

Планета-3

Планета-3-01

Планета-3-02

Планета-4

Планета-5

Планета-6

Планета-7

Юнкер

Корнет

Иж Сайгак

Иж 125D

Иж 125 GY

Иж 250 GY

Иж 250/400 Cruiser

Иж 400 STREET

Иж проект Кортеж

Спортивные мотоциклы

Иж-240М

Иж 250 SPORT

Иж-344А

Иж-350С

Иж 2.675

Иж 6.903

Иж-6.217

Иж-6.219

Иж-50

Иж-50А

Иж-50Б

Иж-51

Иж-54

Иж-54А

Иж-54-С2

Иж-55

Иж-57К

Иж-57М

Иж-60М, 60К, 60 2М

ИЖ-60МС

Иж-61К

Иж-62Ш

Иж-64К

Иж-64М

Иж-65М

Иж-М10

Иж-К11, М11

Иж-Ш11

Иж-М12

Иж-К12А

Иж-Ш12

Иж-К13

Иж-К14

Иж-М14

Иж-К15

Иж М15

Иж-К16

Иж М16

Модельный ряд скутеров

Иж QT-2

Иж QT-4

Иж-125Т

Иж-150Т

www.bikerwiki.ru

Мотоцикл ИЖ: от начала до краха

Начало двадцатого века принесло нашей стране много негативных моментов. Это Первая Мировая и гражданская война, коммунистическая революция и множество внутренних меж усобиц. В державе практически не было хорошей промышленности и выпуск серийных мотоциклов, в отличии от зарубежных стран, началось в тридцатых годах.

Самый первый мотоцикл ИЖ - опытный образец был представлен в 1929 году, а массовое производство налажено в 1933 году. Для сравнения один из первых Harley-Davidson появился на свет уже в 1903 году.

Некоторые из наших читателей возразят, что мол еще раньше были попытки наладить выпуск мотоциклов. Еще в далеком 1913 году на заводе по выпуску велосипедов "Дукс", который находился в Москве, собирали двухколесных коней с моторами внутреннего сгорания. Хотелось бы заметить, что они собирались исключительно из зарубежных деталей и за много лет было выпущено около 500 штук мотоциклов. То-есть выпуск мотоциклов в Российской Империи был не более чем экспериментальным.

Следует заметить, что этот первый опыт производства мотоциклов никак не пригодился и советским инженерам пришлось начинать все с самого начала. Главный основатель марки ИЖ - это Можаров Петр Владимирович. Он был инженером с большой буквы и свое образование получил в Германии. С самого начала карьеры он работал в отрасли теплотехники и пороха, потом предложил запустить в России серийное производство мотоциклов, это было в 1927 году.

Можаров прошел стажировку за границей и начал проектировать первые модели мотоциклов. В 1929 году он собирает ИЖ-3 - это первый советский мотоцикл. Опытных моделей мотоциклов было всего 5 штук и все они хорошо зарекомендовали себя как выносливые и надежные машины. Самого Мажарова назначили главным конструктором еще одного предприятия, но основной толчок к серийному производству мотоциклов был сделан.

 

Довоенные советские мотоциклы (ИЖ-7 и ИЖ-8)

Члены совета народных комиссаров обратили внимание на интересную технику на двух колесах и было принято решение построить завод по изготовлению мотоциклов. Место для этого было выбрано единогласно - это был Ижевск. Город оружейных мастеров подходил наилучшим образом - тут была отлично настроенная производственная база и хорошие специалисты. А сам Сталин подтвердил решение и дал название - Опытный завод мотоциклов. Начиная с 1933 года на заводе уже собирались первые массовые модели - НАМИ-А-750, которые сконструировал Можаров. В данном году в серийное производство была запущена еще одна удачная модель ИЖ-7, она уже была разработана и проверена конструкторским бюро завода.

ИЖ-7 оснастили мотором на один цилиндр и объемом в 300 кубиков, также мотоцикл получил коробку передач на три ступени и привод цепью. Но как говорят: "Первый блин комом". Всю первую партию ИЖ-7 пришлось вернуть на завод из-за отказа системы зажигания, но проблему устранили и уже в 1934 году мотоциклы удачно начали продаваться.

Новинкой завода оказалась следующая модель - ИЖ-8, которая имела усовершенствованный двигатель на 8 лошадок, улучшенную систему зажигания и надежную электропроводку. Через пару лет миру был представлен мотоцикл ИЖ-9 - он отличался лишь мощностью двигателя в девять лошадей, сам же дизайн практически не изменился.

Война помешала конструкторам выпустить через пол года новый ИЖ-12, который планировали оснастить улучшенным двигателем мощностью на 13.5 лошадок и объемом в 348 кубических сантиметров.

После победы в Великой Отечественной войне СССР сделал заметный рывок в нише мотоциклетного производства. Скорее всего на это повлияли технологии, которые Советский Союз освоил в побежденной Германии. На базе DKW-350, который уже выпускался для немцев, был создан ИЖ-350. На основе ИЖ-350 в последующие годы было сконструировано несколько спортивных моделей.

За короткий период производство советских мотоциклов кардинально продвинулось вперед и не уступало западным производителям. Средняя мощность двигателей возросла до 18 лошадок и появились модели ИЖ-49 - ИЖ-55, которые многие знают по своим дедушкам.

На Ижевском заводе с 1962 года начинают выпускать известные и по сей день модели ИЖ Планета и ИЖ Юпитер. Эти мотоциклы были оснащены более надежной поршневой системой и усовершенствованным воздушным фильтром. Именно эти нововведения дали возможность увеличить срок службы мотоциклов и поднять планку доверия и надежности к производителю ИЖ.

В семидесятых годах свет увидел модель ИЖ Юпитер 3 и новый Иж Планета 3, а позже вышли Планета Спорт и Юпитер 3 К. Теперь количество выпускаемых мотоциклов завода превысило 250 тысяч штук, но с экономической стороны марка стала работать неэффективно и новые модели мотоциклов стали повторять друг друга. Спрос был только из-за практически отсутствовавшей конкуренции. Для завода 80-е годы стали началом кризиса и новинки - мотоциклы Юпитер 5 и Планета 5 покупали лишь жители из сел и немногочисленная молодежь.

В тяжелых 90-х марка утратила свой авторитет и предприятие начало терять прибыль. Даже новинка ИЖ Юнкер не спасла ситуацию и в 2008 году ИЖ был объявлен банкротом. Таким образом история первого мотоцикла СССР была закончена.

Самой последней моделью ижевского мото завода, является ИЖ Корнет.

 

Похожие записи:
История Harley Davidson (5ч.)
В разделе: Новости, статьи

Несмотря на увеличение продаж в конце 70-х, успех оказался кратковременным. Качество продукции вновь поползло вниз, ежегодные продажи сократились до 40000 мотоциклов. Перед компанией встал вопрос ...

Мнение о мотоцикле Husqvarna TE125
В разделе: Новости, статьи

Все мы, наверное, видели по телевизору гонки на подобных мотоциклах, а самое, что нас впечатляет - это опасные для жизни трюки.

Можно ли ездить зимой на мотоцикле?
В разделе: Новости, статьи

Большинство новичков, а даже и опытные задают вопрос, а можно ли ездить зимой на мотоцикле?

Мото/авто пробеги могут запретить.
В разделе: Соревнования и мероприятия

Пресслужбой МВД РФ сделано заявление о подготовке поправок в федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Нужна ли сигнализация мотоциклу?
В разделе: Новости, статьи

После покупки мотоцикла каждый задумывался о том, не угонят ли его?

​Yamaha SUPERJET 700
В разделе: Гидроциклы

Среди всех гидроциклов стоячие очень редкий вид. Сегодня выпускаются только производства Benelli и Yamaha, среди известных.

amposter.com

Советский мотоцикл Иж Планета 5 не забыт по сей день.

Наверняка любовь к мотоциклам передалась нам ещё с давних времён. В наше время «стальной конь!», позволяет своему владельцу почувствовать свободу и независимость. Вероятно, что поэтому большинство парней (и не только парней) мечтают приобрести мотоцикл ИЖ Планета 5. Но перед тем как сделать выбор в пользу той или иной модели, необходимо изучить все интересные исторические факты, связанные с возникновением «стального коня».

История возникновения "Иж Планета 5"

Первые факты об этом средстве передвижения появились в Российской Империи ещё в конце 19 века, но тогда знали только зарубежные модели мотоциклов. Чтобы производить свои и речи быть не могло. Но спустя некоторое время на рижском заводе Лайтнера, была сделана первая модель мотоцикла, за основу которой был взят велосипед.

Если до конца быть честными, то все комплектующие для мотоциклов были швейцарскими. Дальнейшая революция, а затем война не дали возможность в полной мере развить весь потенциал отрасли.

Всё поменялось в конце 20-х годов, когда этим делом начал заниматься инженер Можаров, обладающий несомненным талантом. Он собрал огромное количество мотоциклов, которым дал название мотоцикл Иж Планета 5. Спустя некоторое время "стальные кони" были модернизированы, но опять, же из-за войны производство пришлось прекратить и производить технику только для военных нужд.

Лишь только после окончания войны, производство мототехники стало стремительно развиваться. Инженеры выпустили огромное количество различных модификаций мотоциклов, например мотоцикл ИЖ Юпитер 5 и большое количество людей стало пользоваться этим средством передвижения.

Как ни печально, но такая известность была короткой, и уже через некоторое время все люди пересели на автомобили. Впоследствии производство мотоциклов пошло на спад и в результате мототехнику почти перестали выпускать. Но и в наше время советские мотоциклы продолжают служить свои владельцам. Возобновить производство мототехники пытаются и сегодня. И вполне вероятно, что мы ещё когда-нибудь увидим своими глазами новый мотоцикл, который будет сконструирован на Ижевском заводе.

Мотоцикл ИЖ Планета 5 и его характеристики

Производство мотоциклов модельного ряда "Планета" закончилась созданием "стального коня", на котором был установлен одноцилиндровый мотор. Массовое производство началось в 1987 году и закончилось лишь в 2008 году. Главной технической характеристикой мотоцикла считается довольно высокая тяга при малых оборотах. Помимо этого можно присоединить коляску или грузовой модуль.

Эта модель пережила огромное количество модернизаций, к примеру, модель "ИЖ Планета 5-01" была укомплектована бесконтактной системой зажигания. Это значит, что водитель имел возможность завести мотоцикл без помощи аккумулятора. Технические параметры не менялись длительное время.

Весил мотоцикл 160 кг., был оборудован бензобаком, объём которого составлял 18 литров. А разогнаться мотоцикл ИЖ Планета 5 мог до 120 км/ч. Модель оборудована одноцилиндровым двигателем, мощностью приблизительно 22 л.с., объёмом 346 кубических сантиметров.

Специальная система охлаждения ничем не отличается от подобных агрегатов, и также является воздушным. Данная модель довольно экономная и требует до 6.5 литров на 100 км. Инженеры компании хотели выпустить мотоцикл ИЖ Планета 3, который бы отлично подходил для российских дорог.

Предприимчивые хозяева стали применять "стального коня" везде, где только можно. Его начали использовать для поездок по городу, для выезда на дачи и рыбалку, а кроме этого, как сельскохозяйственную технику. Стоит отметить, что, несмотря на некоторые изменения в технических параметрах внешний вид мотоцикла не потерпел особых изменений, и некоторые владельцы до сих пор могут похвастаться оригинальной версией этой модели.

Видео: Тест-драйв Иж Планета-5

www.chopper-style.ru