Мотокросс в СССР. Кроссовые мотоциклы ссср


Культовые мотоциклы СССР

Производство мотоциклов в СССР было налажено с размахом. Главными центрами мостостроения стали Ирбит, Ижевск, Ковров и Минск, а сами мотоциклы, в том числе и импортные «Явы» и «Чезеты» стали неотъемлемой частью культуры.

«Восход»

«Восход» стал культовым мотоциклом среди молодежи и подростков. Он покорял неприхотливостью, малым расходом топлива, легкостью и ремпригодностью.

Особой надежностью мотоцикл не обладал, зато с его помощью учились чинить ДВС.

Производство «Восхода» было развернуто после войны на заводе им. Дягтерева. Прототипом стал немецкий мотоцикл DKW RT-125. В 1946 году завод выпустил 286 мотоциклов «К-125».

С 1957 года завод стал выпускать совершенно новый мотоцикл «К-175» с 175-кубовым двигателем. Этот мотоцикл получил название «Восход» и дал жизнь целому семейству. Самыми популярными моделями стали «Восход-2», «Восход – 2М.» Последняя модель «Восхода», созданного в СССР, носила название М3-01. Кроме этого, завод выпускал ограниченные партии мотоциклов для мотокросса, а в 80-е годы создал несколько интересных разработок спортбайков.  

«Минск»

История создания «Минска» также восходит к DKW RT-125. Первые мотоциклы М1А были произведены в Москве, а в 1951 году производство было передано в Минск на велосипедный завод.

В 1956 году завод выпустил новую модель М1М с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами, короткорычажной вилкой и двигателем в 5 л.с., который развивал скорость в 75 км/час.

В 1961 году появилась новинка М-103 с гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой. Производство было ориентировано для села, что и объясняло популярность мотоциклов.

Дальнейшая модернизация привела к большей мощности и скорости. Например, вышедшая в 1973 году модель ММВЗ-3.111 могла разогнаться до 90 км/час и имела мощность в 9,5 л.с. А ММВЗ-3.112 имел 12 л.с.  

ИЖ

Мотоцикл ИЖ по популярности в СССР мог поспорить с самыми известными импортными аппаратами.

Первые модели мотоцикла связывают с именем конструктора Петра Можарова, но настоящая популярность пришла к ИЖ после войны, когда в руки конструкторов попала документация на немецкий мотоцикл DKW NC-350.

После основательной модернизации мотоцикл назвали ИЖ-49. Легендарная модель была оснащена телескопической вилкой и гидравлическими амортизаторами. В условиях плохих дорог мотоцикл приобрел популярность.

Следующая модель - ИЖ-56 была не менее популярной, но настоящее признание пришло с появлением «ИЖ-Юпитер», «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Планета-спорт», которые предназначались для туристических и спортивных поездок. ИЖ-ПС получил раздельную систему смазки двигателя и мог разгоняться до 100 км/час за 11 секунд.

В 70-х годах завод производил до 350 000 мотоциклов в год.

«Ява»

«Ява» стала поистине культовым мотоциклом для молодежи СССР. Именно с ним  и с ИЖ связано движение рокеров. Одноцилиндровая модель мотоцикла получила уважительное прозвище «Старушка». Молодежь привлекала надежность мотоцикла, универсальность и скорость. Мотоцикл одинаково легко мог ехать по шоссе и по лесным дорогам.

Чехословацкая фирма Jawa была основана в 1929 году. После войны производство возобновилось. Завод выиграл тендер на поставку мотоциклов в СССР и начал поставлять в страну по 100 тысяч мотоциклов в год. В 1964 году была выпущена миллионная «Ява», в 1976 году - двухмиллионная, а в 80-х годах количество достигло трех миллионов экземпляров.

Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.

«Ява» ценилась спортсменами. Спортивные модели мотоцикла использовали в мотокроссе, в гонках эндуро, до сих пор российская команда по ледовому спидвею выступает на мотоциклах «Ява».

После развала СССР завод оказался на грани краха, но сумел выстоять.

«Паннония»

Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.

Производство «Паннонии» началось на заводе «Чаппель» в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.

С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов.

Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской.

Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.

В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.  

«Чезет»

История легендарного «Чезет» (Cezet) уходит в довоенные времена, когда чехословацкий оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) решил начать производство мотоциклов. В 1936 году завод произвел прототипы «Чезета», на основании которых позже возникли мотоциклы с двигателями в 250 и в 350 куб.см.

В 1960-м году CZ запустил в серийное производство мотоциклы «Чезет». В СССР CZ ждал невиданный успех. Наравне с «Явой» этот мотоцикл пользовался успехом у рокеров, а «черный «Чезет» стал мечтой целого поколения.

Знаменитый кроссовый Cezet появился на свет в 1962-м году. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем в 250 куб.см. Звездный час «Чезета» продолжался до конца 60-х. На нем выступали и побеждали на чемпионатах гонщики из СССР, Бельгии и ГДР.

«Урал»

История мотоциклов «Урал» с конца 30-х годов и до 1964 года была историей военного мотоцикла. Даже после того, как мотоцикл стали продавать обывателям, владелец «Урала» был обязан встать на воинский учет, а Госавтоинспекция запрещала эксплуатировать мотоцикл без коляски. Из-за этого «Урал» не снискал славы среди молодежи. Он нашел свою нишу как тяжелый утилитарный мотоцикл. Его использовали и для прогулок под луной, и для перевозки грузов, и для поездок в тайгу, и даже для мототуризма.

Мотоцикл ИМЗ был оснащен 650-кубовым четырехтактным двигателем и считался надежным среди советских мотоциклов. Мощность двигателя в зависимости от модели составляла от 31 до 36 л.с. Максимальная скорость при использовании с коляской - 105 км/час.

В 1985 году с конвейера завода сошел двухмиллионный мотоцикл модели «М-67». В 90-е годы завод сумел выстоять. Сейчас большая часть мотоциклов идет на экспорт.

 

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

zabarankoi.mirtesen.ru

Мотокросс в СССР

мотокросс в ссср сексаМотокросс в СССР был одним из самых популярных видов мотоциклетного спорта Проводились соревнования, начиная с первенства районов и городов и заканчивая первенством Советского Союза Часто мотокроссы были посвящены знаменательным людям или событиям Например, мотокросс памяти Юрия Гагарина — в Саратове, памяти Федора Полетаева — в Рязани, памяти Владимира Куриленко — в Смоленске, памяти Зои и Александра Космодемьянских — в Тамбове, памяти молодогвардейцев — в Краснодоне, памяти Циолковского — в Калуге, памяти Сергея Бирюзова — в Скопине и др1

Содержание

  • 1 История
    • 11 Советские кроссовые мотоциклы
  • 2 Примечания
  • 3 Литература

Историяправить

Официальным признанием мотокросса в СССР принято считать первую Всесоюзную рабочую спартакиаду, проведённую в 1928 году В её программу была включена мотокроссовая гонка на дистанцию 100 км В 1936 году в Киеве состоялось первенство СССР по мотоспорту В 1957 году в Расторгуево впервые был проведён мотокросс на короткой трассе 1,3 км в три заезда по десять кругов2

В 1954 году в СССР впервые состоялись международные соревнования по мотокроссу Гонка длительностью два дня проходила в районе Планерной под Москвой В ней приняли участие чехословацкие, польские, немецкие ГДР и советские гонщики Впоследствии международные мотокроссы стали проводиться в СССР ежегодно 3

В 1956 году Центральный автомотоклуб СССР вступил в члены ФИМ, и гонщики из СССР смогли принимать участие в чемпионатах мира по мотокроссу

В 1963 году гонщик Игорь Григорьев завоевал третье место в классе 250 см3 и первым из советских гонщиков был награждён бронзовой медалью ФИМ 34

В 1964 году завоевал третье место Виктор Арбеков А в 1965-м он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу54, одержав победу над шестикратным чемпионом мира в классе 250 см3 бельгийцем Жоэлем Робером6

В 1968 году в Кишиневе ФИМ и Центральный автомотоклуб СССР проводят «Мотокросс наций» англрусск — командное соревнование по кроссу на мотоциклах класса 500 см3 Первое место завоевывает СССР, второе — ГДР, третье — Франция, четвёртое — Румыния, пятое — Финляндия и последнее — Швейцария 7

В 1973 году советские спортсмены завоевали третье место в «Мотокроссе наций» и второе — в «Трофее наций»

В 1974 году гонщик Геннадий Моисеев становится чемпионом мира по кроссу на мотоциклах 250 см3

В 1978 году в соревнованиях на приз «Трофей наций» советские гонщики занимают второе место8

По идеологическим причинам в СССР было запрещено использовать технику западных стран, поэтому спортсмены могли участвовать в гонках только на мотоциклах производства Советского Союза и соцстран, в частности, Чехословакии мотоциклы CZ и Jawa Однако, на одном из этапов чемпионата мира 1973 года мотоцикл CZ Моисеева не был доставлен вовремя, и тогда австрийцы предложили проехать этот этап на KTM Геннадий Моисеев принял предложение и выиграл гонку С KTM Геннадий Моисеев стал трижды чемпионом мира в 1974, 1977 и 1978 годах9

В 1979 году был наложен очередной запрет на использование в соревнованиях техники западных стран, что отрицательно сказалось на результатах советских кроссменов9Правда сборная СССР пересела на мотоциклы марки Каджива, но это так и осталось пробным экспериментом

Советские кроссовые мотоциклыправить

Мотоциклы ИЖ:

  • Иж-350С
  • Иж-50Б 10
  • Иж-51К
  • Иж-55
  • Иж-57К 10
  • Иж-60К
  • Иж-60К-240
  • Иж-61К 1112
  • Иж-61К-246
  • Иж-62К-347
  • Иж-64К 13
  • Иж-К11 1415
  • Иж-К12А
  • Иж-К13
  • Иж-К14 15
  • Иж-К15 16
  • Иж-К16
  • Иж 7201
  • Иж 6216
  • Иж 7205

Мотоциклы Минск:

  • М-1В
  • М-201К
  • М-203К
  • М-204К 17
  • М-204КУ
  • М-206КУ
  • М-205С
  • М-207К
  • М-207КУ
  • М-210К
  • 3214
  • 3218
  • 3221
  • 3222

Мотоциклы Урал:

  • М-52К
  • М-61К
  • М-62К
  • К-1000
  • ИМЗ 8201

Мотоциклы Восход:

  • 175-СК
  • 250-СК
  • 250-У
  • 250-СКУ-318
  • 250-СКУ-419
  • 250-СКУ-5
  • 250-СКУ-6
  • 250-СКУ-7
  • 250-СКУ-8

Мотоциклы Ковровец:

  • К-55С1
  • К-175СК2015
  • К-58СК
  • К-125СК 1962
  • К-175СК 1962
  • К-125СКС
  • К-175СКС
  • К-175СК 1964
  • К-250СКС 1963
  • К-250СК15

Примечанияправить

  1. ↑ Трамм, 1979, с 55
  2. ↑ Грингаут, 1971, с 26-27
  3. ↑ 1 2 Трамм, 1979, с 56
  4. ↑ 1 2 Грингаут, 1971, с 26
  5. ↑ Трамм, 1979, с 57-58
  6. ↑ Роман Мишенев Немного истории накануне Гран-При России рус Проверено 20 июля 2012 Архивировано 7 августа 2012 года
  7. ↑ Трамм, 1979, с 58-59
  8. ↑ Трамм, 1979, с 60
  9. ↑ 1 2 Роман Мишенев Подборка статей по истории мотокросса в СССР, часть 1 рус Проверено 20 июля 2012 Архивировано 7 августа 2012 года
  10. ↑ 1 2 Боришанский, 1963, с 4-5
  11. ↑ Воронцов, 2003, с 225
  12. ↑ Боришанский, 1963, с 6-9
  13. ↑ Пилюкевич, 1970, с 16-17
  14. ↑ От дорожных до гоночных, 1975
  15. ↑ 1 2 3 4 Юдин, 1970, с 16-17
  16. ↑ Мотоциклам ИЖ - полвека, 1979
  17. ↑ Шаколин, 1965, с 7
  18. ↑ Восход, 1976, с 21
  19. ↑ Воронцов, 2011, с 69
  20. ↑ Коновалов, 1973, с 15=

Литератураправить

  • Гусак П Кроссовые мотоциклы на чемпионатах мира — М: ДОСААФ СССР, 1981 — 216 с
  • Трамм Б Ф На мототрассах Европы — М: ДОСААФ СССР, 1979 — 160 с
  • Грингаут Е Мотокросс // За рулём — М: ДОСААФ СССР, 1971 — № 12 — С 26-27
  • Боришанский Л А, Слесаренко Н И, Чермных М Г Ижевские спортивные мотоциклы Устройство и эксплуатация — Удмуртское книжное издательство, 1963 — 213 с
  • Воронцов А Е, Певзнер Е В, Дольников Д В, Попов А Г, Сазонов Р М Энциклопедия мотоциклов Фирмы Модели Конструкции — За рулём, 2003 — 576 с
  • Юдин А Мотоциклы для спорта: Ижевские и ковровские // За рулём — М: ДОСААФ СССР, 1970 — № 7 — С 16-17
  • Кузнецов В От дорожных до гоночных // За рулём — М: ДОСААФ СССР, 1975 — № 7 — С 32-33
  • Мотоциклам ИЖ - полвека // За рулём — М: ДОСААФ СССР, 1979 — № 11 — С 11
  • Шаколин Н М-204К // За рулём — М: ДОСААФ СССР, 1965 — № 6 — С 7
  • Кроссовый Восход // За рулём — М: ДОСААФ СССР, 1976 — № 7 — С 21
  • Воронцов А С зайцами на бензобаке // Мото — М: За рулём, 2011 — № 9 — С 69
  • Коновалов В Спортивные мотоциклы // За рулём — М: ДОСААФ СССР, 1973 — № 6 — С 15

мотокросс в ссср секса

Мотокросс в СССР Информацию О

Мотокросс в СССР Комментарии

Мотокросс в СССРМотокросс в СССР Мотокросс в СССР Вы просматриваете субъект

Мотокросс в СССР что, Мотокросс в СССР кто, Мотокросс в СССР описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

История мотокросса

17.09.2016 

Соединение езды на мотоциклах по пересеченной местности со скоростью стало стимулом для возникновения соревнований по мотокроссу. Одним из первых доступных общественности соревнований на пересеченной местности была так называемая «гонка за лисой», проведенная на военном учебном плацу недалеко от Лондона в 1908 г. В ней участвовали 13 мотоциклистов и 16 конных всадников. Целью мотоциклистов было доказать, что новая техника на бездорожье по скорости превосходит лошадей. Однако, в заезде одержали победу именно кавалеристы, а из мотоциклистов закончили соревнования только двое.

В последующие годы в Великобритании и Франции продолжали проводить мотокроссы, но они не вызывали интереса у публики — не хватало наглядности. Для первых кроссов использовался один из элементов многодневки — подъём на холм. Старт был одиночным, а не массовым, трасса выбиралась так, чтобы ни один гонщик не смог добраться до вершины, а победителем считался тот, кто смог пройти наибольшее расстояние. И только после первой Мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов. Их стали проводить на естественной местности с травянистой, песчаной или даже грязевой (но без камней) поверхностью, используя массовый старт.

 

Споры о протяженности одного круга дистанции закончились в пользу довольно коротких трасс — 1,5-3 км — как более зрелищных для зрителей и более безопасных для самих гонщиков. Однако, в СССР и США устраивались мотокроссы с длиной круга в 30 км и больше. Это было связано с массовостью мотокроссовых соревнований — гонщиков, принимавших участие в гонке, было настолько много, что они не могли разместиться на трассе, не мешая друг другу.

 

Официальным признанием мотокросса в СССР принято считать первую Всесоюзную рабочую спартакиаду, проведенную в 1928 году. В ее программу была включена мотокроссовая гонка на дистанцию 100 км. В 1936 году в Киеве состоялось первенство СССР по мотоспорту. В 1957 году в Расторгуево впервые был проведен мотокросс на короткой трассе 1,3 км в три заезда по десять кругов.

 

Кроссовые мотоциклы

В первых мотокроссовых соревнованиях принимали участие гонщики на дорожных мотоциклах, приспособленных к передвижению по пересеченной местности собственными усилиями. Мотоциклы облегчались посредством снятия ненужных для соревнования частей — фары, стоп-сигналов, багажника, пассажирских подножек, зеркал, дорабатывалась подвеска, повышалась мощность мотора.

Появление серийных кроссовых мотоциклов привело к эволюционным изменениям в конструкции. Изначально очень широкий руль, предназначенный для увеличения рычага вращения, был уменьшен, а ход вилки и маятника — увеличен. Выхлопные трубы, расположенные снизу, стали поднимать, чтобы предотвратить их повреждение при падениях.

 

Облегчение двигателя и одновременное увеличение его мощности привело к тому, что на смену достаточно распространенным, но тяжеловатым 4-тактным моторам пришли легкие, оборотистые, простые в изготовлении 2-тактные. Двигатели стали исключительно одноцилиндровыми. Появление кроссовой резины позволило кардинальным образом улучшить управляемость мотоцикла. Электростартер был заменен на кикстартер, а аккумулятор упразднен.

В 80-х эти нововведения положили начало современной схеме кроссового мотоцикла:

• сиденье конструктивно теперь как бы наплывало на бак, что делало движения гонщика на мотоцикле более удобными;

• на замену тяжелому и неэффективному барабанному тормозу пришел дисковый тормоз, который к середине 90-х полностью вытеснил старую систему;• самые главные изменения коснулись подвески — прогрессивная подвеска с моноамортизатором позволила увеличить ход маятника, уменьшить вес и, хотя и была несколько сложнее, однако делала работу амортизатора адекватной на всех режимах;

• еще одним из значимых изменений 80-х стало появление водяного охлаждения, пришедшего на смену воздушному.

Дальнейшие нововведения были также связаны с уменьшением подрессоренных масс и привели к появлению перевернутой передней вилки, что позволило на современных скоростях намного улучшить работу передней подвески. Появление новых сплавов и материалов позволило вносить новые изменения, улучшающие ходовые качества и мощность мотоциклов. В конце 90-х в связи с ужесточением экологических норм на рынке вновь появились 4-тактные двигатели — новейшие разработки позволили сделать такие моторы достаточно легкими и надежными.

 

Таким образом, современные серийные кроссовые мотоциклы имеют большой ход подвески — 300 мм и больше, мощный двигатель и легкую раму. По типу рабочего процесса двигателя могут быть двухтактными (2Т) или четырёхтактными (4T). Не имеют светового оборудования, зеркал, приборной панели, бокового упора. Чаще всего не имеют электростартера.

Однако, например, в 2011 году в кроссовую линейку мотоциклов KTM электростартер был возвращен.

Кроссовые мотоциклы не регистрируются в органах ГИБДД, так как не сертифицированы для передвижения по дорогам общего пользования и не могут иметь ПТС и номерной знак. Для управления кроссовым мотоциклом не требуется водительское удостоверение, так как он является спортивным инвентарем.

 

Детские кроссовые мотоциклы

Детские кроссовые мотоциклы обычно делят на мотоциклы для начинающих, предназначенных для получения первых навыков внедорожной езды, и мотоциклы, уже относящиеся к спортивной технике. Мотоциклы для начинающих могут иметь полуавтоматическую или автоматическую трансмиссию.

 

Следует отличать детские кроссовые мотоциклы от питбайков. Питбайки конструируют так, чтобы на них мог ездить и взрослый человек, он имеет удлиненную колесную базу. Детский кроссовый мотоцикл сделан специально для ребенка. Ребенок должен свободно ставить обе ноги на землю, сидя в седле, и легко доставать до рычагов управления

 

Мотокросс в СССР

Во времена СССР мотокросс был одним из самых популярных видов мотоциклетного спорта. Проводились соревнования, начиная с первенства районов и городов и заканчивая первенством Советского Союза. Часто мотокроссы были посвящены знаменательным людям или событиям. Например, мотокросс памяти Юрия Гагарина — в Саратове, памяти Федора Полетаева — в Рязани, памяти Владимира Куриленко — в Смоленске, памяти Зои и Александра Космодемьянских — в Тамбове, памяти молодогвардейцев — в Краснодоне, памяти Циолковского — в Калуге и др.

 

В 1954 году в СССР впервые состоялись международные соревнования по мотокроссу. Гонка длительностью два дня проходила в районе Планерной под Москвой. В ней приняли участие чехословацкие, польские, немецкие (ГДР) и советские гонщики. Впоследствии международные мотокроссы стали проводиться в СССР ежегодно .

В 1956 году Центральный автомотоклуб СССР вступил в члены ФИМ, и гонщики из СССР смогли принимать участие в чемпионатах мира по мотокроссу.

В 1963 году гонщик Игорь Григорьев завоевал третье место в классе 250 см3 и первым из советских гонщиков был награждён бронзовой медалью ФИМ .

В 1964 году завоевал третье место Виктор Арбеков. А в 1965-м он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу, одержав победу над шестикратным чемпионом мира в классе 250 см3 бельгийцем Жоэлем Робером.

В 1968 году в Кишиневе ФИМ и Центральный автомотоклуб СССР проводят «Мотокросс наций» (англ.)русск. — командное соревнование по кроссу на мотоциклах класса 500 см3. Первое место завоевывает СССР, второе — ГДР, третье — Франция, четвёртое — Румыния, пятое — Финляндия и последнее — Швейцария .

В 1973 году советские спортсмены завоевали третье место в «Мотокроссе наций» и второе — в «Трофее наций».

В 1974 году гонщик Геннадий Моисеев становится чемпионом мира по кроссу на мотоциклах 250 см3.

В 1978 году в соревнованиях на приз «Трофей наций» советские гонщики занимают второе место.

 

По идеологическим причинам в СССР было запрещено использовать технику западных стран, поэтому спортсмены могли участвовать в гонках только на мотоциклах производства Советского Союза и соцстран, в частности, Чехословакии (мотоциклы CZ и Jawa). Однако, на одном из этапов чемпионата мира 1973 года мотоцикл CZ Моисеева не был доставлен вовремя, и тогда австрийцы предложили проехать этот этап на KTM. Геннадий Моисеев принял предложение и выиграл гонку. С KTM Геннадий Моисеев стал трижды чемпионом мира в 1974, 1977 и 1978 годах.

В 1979 году был наложен очередной запрет на использование в соревнованиях техники западных стран, что отрицательно сказалось на результатах советских кроссменов

bars-motocross.ru

Мотокросс в СССР — WiKi

Официальным признанием мотокросса в СССР принято считать первую Всесоюзную рабочую спартакиаду, проведённую в 1928 году. В её программу была включена мотокроссовая гонка на дистанцию 100 км. В 1936 году в Киеве состоялось первенство СССР по мотоспорту. В 1957 году в Расторгуево впервые был проведён мотокросс на короткой трассе 1,3 км в три заезда по десять кругов[2].

В 1954 году в СССР впервые состоялись международные соревнования по мотокроссу. Гонка длительностью два дня проходила в районе Планерной под Москвой. В ней приняли участие чехословацкие, польские, немецкие (ГДР) и советские гонщики. Впоследствии международные мотокроссы стали проводиться в СССР ежегодно [3].

В 1956 году Центральный автомотоклуб СССР вступил в члены ФИМ, и гонщики из СССР смогли принимать участие в чемпионатах мира по мотокроссу.

В 1963 году гонщик Игорь Григорьев завоевал третье место в классе 250 см3 и первым из советских гонщиков был награждён бронзовой медалью ФИМ [3][4].

В 1964 году завоевал третье место Виктор Арбеков. А в 1965-м он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу[5][4], одержав победу над шестикратным чемпионом мира в классе 250 см3 бельгийцем Жоэлем Робером[6].

В 1968 году в Кишиневе ФИМ и Центральный автомотоклуб СССР проводят «Мотокросс наций» (англ.)русск. — командное соревнование по кроссу на мотоциклах класса 500 см3. Первое место завоевывает СССР, второе — ГДР, третье — Франция, четвёртое — Румыния, пятое — Финляндия и последнее — Швейцария [7].

В 1973 году советские спортсмены завоевали третье место в «Мотокроссе наций» и второе — в «Трофее наций».

В 1974 году гонщик Геннадий Моисеев становится чемпионом мира по кроссу на мотоциклах 250 см3.

В 1978 году в соревнованиях на приз «Трофей наций» советские гонщики занимают второе место[8].

По идеологическим причинам в СССР было запрещено использовать технику западных стран, поэтому спортсмены могли участвовать в гонках только на мотоциклах производства Советского Союза и соцстран, в частности, Чехословакии (мотоциклы CZ и Jawa). Однако, на одном из этапов чемпионата мира 1973 года мотоцикл CZ Моисеева не был доставлен вовремя, и тогда австрийцы предложили проехать этот этап на KTM. Геннадий Моисеев принял предложение и выиграл гонку. С KTM Геннадий Моисеев стал трижды чемпионом мира в 1974, 1977 и 1978 годах[9].

В 1979 году был наложен очередной запрет на использование в соревнованиях техники западных стран, что отрицательно сказалось на результатах советских кроссменов[9].Правда сборная СССР пересела на мотоциклы марки Каджива, но это так и осталось пробным экспериментом.

Советские кроссовые мотоциклы

Мотоциклы ИЖ:

  • Иж-350С
  • Иж-50Б [10]
  • Иж-51К
  • Иж-55
  • Иж-57К [10]
  • Иж-60К
  • Иж-60К-240
  • Иж-61К [11][12]
  • Иж-61К-246
  • Иж-62К-347
  • Иж-64К [13]
  • Иж-К11 [14][15]
  • Иж-К12А
  • Иж-К13
  • Иж-К14 [15]
  • Иж-К15 [16]
  • Иж-К16
  • Иж 7.201
  • Иж 6.216
  • Иж 7.205

Мотоциклы Минск:

  • М-1В
  • М-201К
  • М-203К
  • М-204К [17]
  • М-204КУ
  • М-206КУ
  • М-205С
  • М-207К
  • М-207КУ
  • М-210К
  • 3.214
  • 3.218
  • 3.221
  • 3.222

Мотоциклы Урал:

  • М-52К
  • М-61К
  • М-62К
  • К-1000
  • ИМЗ 8.201

Мотоциклы Восход:

  • 175-СК
  • 250-СК
  • 250-У
  • 250-СКУ-3[18]
  • 250-СКУ-4[19]
  • 250-СКУ-5
  • 250-СКУ-6
  • 250-СКУ-7
  • 250-СКУ-8

Мотоциклы Ковровец:

  • К-55С1
  • К-175СК[20][15]
  • К-58СК
  • К-125СК (1962)
  • К-175СК (1962)
  • К-125СКС
  • К-175СКС
  • К-175СК (1964)
  • К-250СКС (1963)
  • К-250СК[15]

ru-wiki.org