Кросс-мотоциклы - это скорость на бездорожье. Кросс мотоцикл это


2QM.ru: Кросс-мотоциклы - это скорость на бездорожье

Одним из типов мотоциклетного спорта является мотокросс. Это зрелищная гонка на спортивных особенных байках. Гонка проводится по пересечённой местности. На поле сооружается замкнутая трасса и устанавливаются преграды. Преграды используют либо искусственные, либо натуральные.

Сперва в мотокроссовых соревнованиях участвовали гонщики на обыкновенных дорожных мотоциклах. Но эти байки они приспосабливали к передвижению по пересечённой местности собственными силами. Им приходилось облегчать мотоциклы. Снимались бесполезные для соревнования части: багажники, фары, пассажирские подножки и так далее. Одновременно дорабатывалась подвеска и повышалась тяга двигателя.

И вот появились кросс-мотоциклы. Произошли эволюционные изменения в конструкции. Изначально руль был очень широким, но его уменьшили, а ход маятника и вилки слегка увеличили. Расположенные снизу выхлопные трубы гонщикам пришлось приподнять. Ведь таким образом предотвращалась их поломка при падении.

Конечно, кросс-мотоциклы совершенно не похожи на дорожные байки. Вес движка был уменьшен, а его тяга увеличена. Тяжёлые 4-тактные движки сменили оборотистые, лёгкие и несложные в сборке 2-тактные. Изготавливались исключительно одноцилиндровые моторы. Затем появилась кроссовая резина. Этот нюанс позволил кардинально усовершенствовать управляемость байка. Электростартер заменили на кикстартер, а аккумулятор упразднили.

Итак, по какой же схеме сконструированы кросс-мотоциклы? Нововведения появились в 80-е годы:

  • Теперь сиденье как бы наплывало на бак. Этот нюанс позволял гонщику на мотоцикле комфортно выполнять различные движения.
  • Старый барабанный тормоз был тяжёл и неэффективен. Ему на смену пришёл дисковой тормоз.
  • Появилась прогрессивная подвеска с моноамортизатором. Благодаря ей работа амортизатора была адекватной в любом режиме.
  • На смену воздушному охлаждению пришло водяное охлаждение.

Нынешние кросс-мотоциклы имеют мощный двигатель, лёгкую раму и внушительный ход подвески – от 300 мм и более. У них нет бокового упора, зеркал, приборной панели и светового инвентаря. Очень часто у них отсутствует электростартёр. Движки могут быть как двухтактными, так и четырёхтактными.

Кроссовые байки в органах ГИБДД не регистрируют. Ведь у них отсутствует сертификат, необходимый для передвижения по трассам общего пользования. У них нет номерного знака и ПТС. Для управления таким байком иметь водительское удостоверение не нужно, так как он является спортивным инвентарём.

Интересно, а что представляет собой мотоцикл "Кросс Монстр 250" (TTR 250)? Он же "YAMAHA TTR 250R", а также он весьма популярен в России как "IRBIS TTR 250". Ему не нужна регистрация и водительское удостоверение. Из оптики на нем имеется только фара. Оснащён вертикальным мотором 250 куб. см. Это двухколёсный вездеход на все случаи жизни, байк для любых дорог.

Но ведь мотоциклетный спорт обожают не только взрослые, но и дети! Специально для малышей белорусская компания «Полесье» изготовила мотоцикл "Молто-Кросс Полесье".

Это эффектный байк для ребёнка, желающего почувствовать себя гонщиком! Детский мотоцикл имеет:

  • Комфортное сиденье.
  • Прочные колёса.
  • Впереди байка находится бампер и красочные наклейки.
  • Байк предназначен для энергичных игр на улице.
  • Его предельная нагрузка равна 20 кг.

Эта игрушка изготовлена из высококачественной пластмассы. Вообще, компания "Полесье" все игрушки производит только лишь из экологически чистых материалов.

2qm.ru

мотоциклы - это скорость на бездорожье

Одним из типов мотоциклетного спорта является мотокросс. Это зрелищная гонка на спортивных особенных байках. Гонка проводится по пересечённой местности. На поле сооружается замкнутая трасса и устанавливаются преграды. Преграды используют либо искусственные, либо натуральные.

Сперва в мотокроссовых соревнованиях участвовали гонщики на обыкновенных дорожных мотоциклах. Но эти байки они приспосабливали к передвижению по пересечённой местности собственными силами. Им приходилось облегчать мотоциклы. Снимались бесполезные для соревнования части: багажники, фары, пассажирские подножки и так далее. Одновременно дорабатывалась подвеска и повышалась тяга двигателя.

И вот появились кросс мотоциклы. Произошли эволюционные изменения в конструкции. Изначально руль был очень широким, но его уменьшили, а ход маятника и вилки слегка увеличили. Расположенные снизу выхлопные трубы гонщикам пришлось приподнять. Ведь таким образом предотвращалась их поломка при падении.

Кроссовые байки в органах ГИБДД не регистрируют. Ведь у них отсутствует сертификат, необходимый для передвижения по трассам общего пользования. У них нет номерного знака и ПТС. Для управления таким байком иметь водительское удостоверение не нужно, так как он является спортивным инвентарём.

Интересно, а что представляет собой мотоцикл "Кросс Монстр 250" (TTR 250)? Он же "YAMAHA TTR 250R", а также он весьма популярен в России как "IRBIS TTR 250".  Ему не нужна регистрация и водительское удостоверение. Из оптики на нем имеется только фара. Оснащён вертикальным мотором 250 куб. см. Это двухколёсный вездеход на все случаи жизни, байк для любых дорог.

Но ведь мотоциклетный спорт обожают не только взрослые, но и дети! Специально для малышей белорусская компания «Полесье»

изготовила мотоцикл "Молто Кросс Полесье".

Это эффектный байк для ребёнка, желающего почувствовать себя гонщиком! Детский мотоцикл имеет:

  • Комфортное сиденье.
  • Прочные колёса.
  • Впереди байка находится бампер и красочные наклейки.
  • Байк предназначен для энергичных игр на улице.
  • Его предельная нагрузка равна 20 кг.

Эта игрушка изготовлена из высококачественной пластмассы. Вообще, компания "Полесье" все игрушки производит только лишь из экологически чистых материалов.

autogear.ru

что такое? Типы, описание, фото мотоциклов

Все мы видели мотоцикл. Что такое транспортное средство собой представляет, мы тоже знаем, сегодня мы подробно рассмотрим азы терминов в этой категории, а также познакомимся с основными классами "байков".

Общие сведения

Для начала сформулируем общее определение. Мотоцикл – это колесный транспорт (двухколесный реже трехколесный). «Сердце» транспорта – двигатель. Чаще всего устанавливается бензиновый двигатель внутреннего сгорания, но есть и редкие варианты, где в качестве силового агрегата установлен электрический мотор или пневматический мотор, также есть редкие экземпляры мотоциклов с дизельными двигателями.

Главная отличительная черта мотоцикла – это вертикальная посадка водителя (по принципу посадки на лошадь), также транспортное средство всегда имеет боковые подножки для ног водителя. Еще одна особенность мотоцикла – это безредукторное (прямое) управление передним колесом через руль велосипедного типа.

В настоящее время мотоциклы крайне разнообразны по своему исполнению и мощности, рассмотрим классы данной техники. Без подробного описания в этом вопросе разобраться не так уж и просто, особенно если вы никогда не имели дела с такой техникой.

Мотоцикл эндуро: что это такое

Популярный класс мототехники в настоящее время. Если переводить название класса с английского языка, то получится «выносливость». Это именно такой мотоцикл. Что такое подразумевается под выносливостью? На таких мотоциклах гоняют в условиях бездорожья. Для таких гонок, как раз нужно очень выносливые модели, которые не ломаются и при этом просты в своем техническом устройстве.

У этих мотоциклов есть особенности. Их крылья и максимум облицовки делаются обычно из пластика. Это снижение веса и при этом пластик не так деформируется от ударов, как металл. Элементы подвески эндуро имеют длинный ход, чтобы «проглатывать» неровности пересеченной местности. Двигатель на таких мотоциклах всегда одноцилиндровый. А вот «кубы» могут варьироваться от 50 на легких моделях с двухтактным мотором до 650 на мощных четырехтактных моделях.

Сразу разберемся попутно с еще одним термином. Что такое кубы на мотоцикле? Кубы (кубики) – это сленговое название единиц измерения рабочего объема мотора мотоцикла. Один кубик подразумевает один кубический сантиметр рабочего объема двигателя. В принципе, в этом моменте все достаточно просто.

Бывают эндуро классического типа, а бывают мотоциклы скремблер. Что это такое? Это некий гибрид. На таком мотоцикле можно погонять по асфальту на приличной скорости, а можно передвигаться достаточно успешно по пересеченной местности. Классический скремблер проиграет на асфальте дорожному мотоциклу и чистокровному эндуро вне асфальта. Такой мотоцикл можно купить, как первый. Это поможет понять, какой вариант вам ближе и куда развиваться дальше вам как мотоциклисту.

Что такое кроссовый мотоцикл

Он во многом походит на эндуро. Главное отличие, которое бросается в глаза – это отсутствие передней и задней фар, а также подножки на кроссовом мотоцикле. У них удаляется все лишнее. Бензобаки специально имеют малый объем, чтобы снизить вес мотоцикла. Двигатели таких мотоциклов всегда высокооборотистые, а передачи короткие, подвеска «заточена» под прыжки и другие трюки. Такой мотоцикл не предназначается для езды по дорогом общего пользования, в то время, как на эндуро передвигаться по дорогам допускается. Кроссовый мотоцикл – это выбор профессионалов, эндуро - это вариант для любителей.

Чоппер

Что такое чоппер? Мотоцикл, который имеет свой стиль. Главная особенность данного класса – это удлиненная рама и передняя длинная вилка. Также на чопперах часто бывает высокий руль, отсутствует переднее крыло, а также длинное заднее крыло. Форма классического бензобака для этого класса – это «капля». Иногда у чопперов даже удаляют амортизаторы и демпфер. Что такое демпфер на мотоцикле? Еще один термин, который нужно расшифровать. Демпфер – это такое специальное устройство, которое добавляет управляемости и устойчивости мотоциклу. Байкеры, которые катаются на чопперах, - опытные ребята и стремятся к упрощению конструкции своего «железного коня», именно по этой причине они иногда удаляют такие вещи на своем мотоцикле. Что такое безопасность, они видимо забывают в данном моменте и полагаются на свой исключительный опыт вождения.

В настоящее время подобные мотоциклы выпускаются именитыми производителями. Но также есть умельцы, которые переделывают стоковый мотоцикл в чоппер. Мы столкнулись с названием «стоковый мотоцикл» и сразу попутно поясним, что под данным термином понимается базовое исполнение мотоцикла, если мотоциклист начинает видоизменять свой транспорт, то он уже не стоковый.

Круизер

Неопытные мотоциклисты часто путают круизер и чоппер. Конечно же, внешне сходства прослеживаются, но есть и отличия. Первый круизер выпустила компания Harley-Davidson, которая до сих пор специализируется в основном на данном классе мотоциклов. Что такое отличительное есть в круизерах, что отличает их от чопперов? Перечислим отличительные особенности:

  • Круизер всегда имеет жидкостное охлаждение, а чоппер воздушное.
  • У круизера иная форма рамы (дуплексная), а не рама с поднятой рулевой колонкой.
  • Богатая облицовка из пластика круизера против почти отсутствующей в целом облицовки чоппера.
  • Переднее и заднее колесо крузера примерно одинакового диаметра, у чоппера колеса имеют значительную разницу по диаметру.
  • Круизер имеет вилку со стандартным углом к дороге, у чоппера угол руля изменен в сторону дороги.
  • Круизер имеет много хрома в оформлении.
  • Круизер имеет большое сидение водителя и большое сидение пассажира, очень часто оно оснащается спинкой. У чоппера место водителя минимально, а сидение пассажира иногда вообще отсутствует или присутствует чисто формально.
  • Круизер и чоппер в классическом исполнении имеют разные формы руля. На чоппере посадка прямая, на круизере есть отклонение назад.
  • Круизер имеет больший бак, ветровое стекло, богатую систему приборов, он рассчитан на дальние поездки. Чоппер не предназначен для дальних путешествий.

Иными словами, круизер более цивилизован, если так можно выразиться. Но самые крутые байкеры гоняют на чопперах!

Дорожные мотоциклы

Классика. С них все началось. Чтобы привести пример такого мотоцикла, можно вспомнить любую модель, которая выпускалась, к примеру, в СССР. Это были самые классические мотоциклы. По сути, это самый универсальный «байк».

Спортивные мотоциклы

Самый массовый класс мотоциклов в России на данное время. Это те быстрые красивые «байки» в обтекателях, которые быстро ездят и громко звучат. На дорогах таких мотоциклов много. Они «заточены» на скорость и эргономику, иногда для лучшей обтекаемости воздухом водитель имеет не слишком удобную посадку на этом «байке». В плане безопасности и экономии топлива – это не самый лучший выбор, но для того, чтобы произвести эффект на кого-либо, это то что нужно.

Супербайк

Разновидность спортивных мотоциклов. Отличие заключается в сниженном весе и более мощном моторе. Отличить внешне супербайк от «спортбайка сложно, если недостаточно опыта в вопросах мотоспорта. Такой мотоцикл выбирают те, кто долго гонял на спортивном «байке», понял, что это его вариант, и теперь хочет сделать шаг вперед. Новичкам не рекомендуется выбирать такие варианты в качестве первого мотоцикла, так как он не прощает никаких ошибок. Начинать нужно с моделей класса попроще.

Турер

Это туристический мотоцикл, который предназначен для поездок на дальние расстояние. Посадка на таком «байке» очень комфортная. Сами мотоциклы очень крупные, отлично держат дорогу и управляются. Бак имеет всегда большой объем, моторы низкоборотистые и экономичные. На таком мотоцикле можно легко проехать за раз более тысячи километров и при этом у вас ничего не заболит и не затечет.

Скарвер

Чаще встречается другое название класса - это «минибайк». Несложно догадаться, что вся особенность в габаритах. Это очень маленькие мотоциклы. Размер детский, а предназначаются они для езды на них взрослых людей. Очень легкие модели, имеющие достаточно мощные двигатели. Связка малого веса и мощного мотора делает модели очень резвыми на дороге. Если привыкнуть к такому мотоциклу, то можно очень комфортно на нем передвигаться. Самое сложное - это научиться держать равновесие на таком «байке».

Подводим итоги

Сегодня мы рассмотрели все основные классы мотоциклов, в также разобрались с некоторыми сложными терминами из данной категории. Естественно, что мы разобрали далеко не все, а только основы, но все приходит с опытом, а начинать познавать что-либо нужно именно с основ.

fb.ru

Мотокросс - это... Что такое Мотокросс?

Мотокро́сс (англ. motocross от англ. motorcycle — мотоцикл и англ. cross country — пересеченная местность) — один из видов мотоциклетного спорта, представляет собой гонку на специальных спортивных мотоциклах, проводимую на пересеченной местности по замкнутой трассе с естественными (в виде крутых подъемов, спусков, поворотов, канав, песка и т. п.[1]) и искусственными (столы, трамплины, колейные мосты[1]) препятствиями[2]. Иногда название «motocross» сокращают до «MotoX» или «MX».

История

Соединение езды на мотоциклах по пересеченной местности со скоростью стало стимулом для возникновения соревнований по мотокроссу. Одним из первых доступных общественности соревнований на пересеченной местности была так называемая «гонка за лисой», проведенная на военном учебном плацу недалеко от Лондона в 1908 г. В ней участвовали 13 мотоциклистов и 16 конных всадников. Целью мотоциклистов было доказать, что новая техника на бездорожье по скорости превосходит лошадей. Однако, в заезде одержали победу именно кавалеристы, а из мотоциклистов закончили соревнования только двое[3][4].

В последующие годы в Великобритании и Франции продолжали проводить мотокроссы, но они не вызывали интереса у публики — не хватало наглядности. Для первых кроссов использовался один из элементов многодневки — подъём на холм. Старт был одиночным, а не массовым, трасса выбиралась так, чтобы ни один гонщик не смог добраться до вершины, а победителем считался тот, кто смог пройти наибольшее расстояние[4]. И только после первой Мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов. Их стали проводить на естественной местности с травянистой, песчаной или даже грязевой (но без камней) поверхностью, используя массовый старт.

Споры о протяженности одного круга дистанции закончились в пользу довольно коротких трасс — 1,5-3 км — как более зрелищных для зрителей и более безопасных для самих гонщиков. Однако, в СССР и США устраивались мотокроссы с длиной круга в 30 км и больше[5]. Это было связано с массовостью мотокроссовых соревнований — гонщиков, принимавших участие в гонке, было настолько много, что они не могли разместиться на трассе, не мешая друг другу[4].

Официальным признанием мотокросса в СССР принято считать первую Всесоюзную рабочую спартакиаду, проведенную в 1928 году. В ее программу была включена мотокроссовая гонка на дистанцию 100 км. В 1936 году в Киеве состоялось первенство СССР по мотоспорту. В 1957 году в Расторгуево впервые был проведен мотокросс на короткой трассе 1,3 км в три заезда по десять кругов[6].

Кроссовые мотоциклы

Как мотоциклетная дисциплина, мотокросс регламентируется специальными техническими требованиями к мотоциклам

В первых мотокроссовых соревнованиях принимали участие гонщики на дорожных мотоциклах, приспособленных к передвижению по пересеченной местности собственными усилиями. Мотоциклы облегчались посредством снятия ненужных для соревнования частей — фары, стоп-сигналов, багажника, пассажирских подножек, зеркал, дорабатывалась подвеска, повышалась мощность мотора[7].

Появление серийных кроссовых мотоциклов привело к эволюционным изменениям в конструкции. Изначально очень широкий руль, предназначенный для увеличения рычага вращения, был уменьшен, а ход вилки и маятника — увеличен. Выхлопные трубы, расположенные снизу, стали поднимать, чтобы предотвратить их повреждение при падениях[7].

Облегчение двигателя и одновременное увеличение его мощности привело к тому, что на смену достаточно распространенным, но тяжеловатым 4-тактным моторам пришли легкие, оборотистые, простые в изготовлении 2-тактные. Двигатели стали исключительно одноцилиндровыми. Появление кроссовой резины позволило кардинальным образом улучшить управляемость мотоцикла[7]. Электростартер был заменен на кикстартер, а аккумулятор упразднен.

В 80-х эти нововведения положили начало современной схеме кроссового мотоцикла[7]:

  • сиденье конструктивно теперь как бы наплывало на бак, что делало движения гонщика на мотоцикле более удобными;
  • на замену тяжелому и неэффективному барабанному тормозу пришел дисковый тормоз, который к середине 90-х полностью вытеснил старую систему;
  • самые главные изменения коснулись подвески — прогрессивная подвеска с моноамортизатором позволила увеличить ход маятника, уменьшить вес и, хотя и была несколько сложнее, однако делала работу амортизатора адекватной на всех режимах;
  • еще одним из значимых изменений 80-х стало появление водяного охлаждения, пришедшего на смену воздушному.

Дальнейшие нововведения были также связаны с уменьшением подрессоренных масс и привели к появлению перевернутой передней вилки, что позволило на современных скоростях намного улучшить работу передней подвески. Появление новых сплавов и материалов позволило вносить новые изменения, улучшающие ходовые качества и мощность мотоциклов. В конце 90-х в связи с ужесточением экологических норм на рынке вновь появились 4-тактные двигатели — новейшие разработки позволили сделать такие моторы достаточно легкими и надежными[7].

Таким образом, современные серийные кроссовые мотоциклы имеют большой ход подвески — 300 мм и больше, мощный двигатель и легкую раму[8]. По типу рабочего процесса двигателя могут быть двухтактными (2Т) или четырёхтактными (4T)[9]. Не имеют светового оборудования, зеркал, приборной панели, бокового упора. Чаще всего не имеют электростартера.

Однако, например, в 2011 году в кроссовую линейку мотоциклов KTM электростартер был возвращен[10].

Кроссовые мотоциклы не регистрируются в органах ГИБДД, так как не сертифицированы для передвижения по дорогам общего пользования и не могут иметь ПТС и номерной знак. Для управления кроссовым мотоциклом не требуется водительское удостоверение, так как он является спортивным инвентарем.

Производители

Основные производители кроссовых мотоциклов[11]:

  • Honda (Япония) — серия CRF R
  • Kawasaki (Япония) — серия KX
  • KTM (Австрия) — серия SX
  • Suzuki (Япония) — серия RM
  • Yamaha (Япония) — серия YZ

Другие производители кроссовых мотоциклов[11] по странам с примерами моделей:

Испания:

  • Alfer — VR 250 Cross
  • Gas Gas — серия MC
  • Ossa — Phantom, Stiletto MX

Италия:

  • Aprilia — MXV 450
  • Benelli — BX 449
  • TM Racing — серия MX
  • Vermati — C450/500/570
  • VOR — серия MX

Австрия:

  • Husaberg (Австрия KTM, ранее марка принадлежала Швеции) — серии FC, FX

Германия:

  • Husqvarna (на настоящий момент принадлежит BMW) — серии CR, TC
  • Maico (Германия) — 250/500 Cross

Великобритания:

  • CCM (Великобритания) — CMX 450

Чехия:

  • Praga (Чехия) — CD610

Производители кроссовых мотоциклов, либо прекратившие их производство, либо уже несуществующие:

  • BSA (Великобритания)
  • Bultaco (Испания)
  • Can-Am (Канада)
  • Cooper (Мексика)
  • CZ (быв. Чехословакия)
  • DKW (быв. Восточная Германия)
  • Fabrique Nationale (Бельгия)
  • Greeves (Великобритания)
  • Hodaka (Япония)
  • Harley-Davidson (США)
  • Monark (Швеция)
  • Penton (США)
  • Puch (Австрия)
  • Rickman (США)
  • SWM (Италия)
  • Zündapp (Германия)
  • Bultaco Pursang MK2 250cc, 1967

  • Greeves Griffon 250 MX, 1974

  • Harley Davidson Baja 100, 1972

Детские кроссовые мотоциклы

Детский кроссовый мотоцикл для начинающих Yamaha PW50

Детские кроссовые мотоциклы обычно делят на мотоциклы для начинающих, предназначенных для получения первых навыков внедорожной езды, и мотоциклы, уже относящиеся к спортивной технике. Мотоциклы для начинающих могут иметь полуавтоматическую или автоматическую трансмиссию[12] (как, например, Yamaha PW50).

Производители по странам с примерами моделей [11]:

Япония:

  • Honda — CRF 100F, CRF 150F, CRF 150R,
  • Yamaha — PW50, PW80, TT-R50E, TT-R110E, YZ85
  • Suzuki — JR50, RM85, RM85L
  • Kawasaki — KX65, KX85

Австрия:

  • KTM — 50SX, 50SX Mini, 65SX, 85SX

Германия:

Италия:

  • Aprilia — Mini MX
  • Beta — серия Minicross
  • DB Motors — серия ZZ, Pirat
  • DBM — CRX-S 10-10
  • Italjet — серия Fast Boy
  • Lem — серия LX
  • Malaguti — серия Grizzly
  • Polini — серия Young
  • Siamoto серия Minicross
  • TM Racing — серия MC/CR/MX
  • Young Rider — YRS, YRL, YRLC

Испания:

  • Derbi — Dirt Kid, Dirt Boy
  • Factory Bike — Mini Desert, Desert, Phantom Aqua
  • Gas Gas — MC Boy
  • Rieju — MX50

Словения:

  • Manet — 50MX Mirive
  • Tomos — TX50 Super Tom

Китай:

  • Jianshe — JS80PY (копия Yamaha PW80), разработан фирмой Yamaha специально для китайского рынка
  • Jinceeng — JC50/70Y

Следует отличать детские кроссовые мотоциклы от питбайков. Питбайки конструируют так, чтобы на них мог ездить и взрослый человек, он имеет удлиненную колесную базу. Детский кроссовый мотоцикл сделан специально для ребенка. Ребенок должен свободно ставить обе ноги на землю, сидя в седле, и легко доставать до рычагов управления[13].

Международные соревнования

Чемпионат мира по мотокроссу 2012 — Россия, Семигорье Прыжки в мотокроссе — Чемпионат мира 2012, Семигорье

FIM Motocross World Championship (англ.)русск. — ведущий Чемпионат мира по мотокроссу, организованный Международной Мотоциклетной Федерацией (ФИМ) в 1957 году (до этого чемпионат с 1952 года был известен как чемпионат Европы)[14]. В настоящее время разделен на три класса: MX1, MX2, MX3. Гонка длительностью чуть больше 35 минут плюс два круга.

AMA Motocross Championship (англ.)русск. — основная серия по мотокроссу в США, проводится с 1972 года, организована Американской Ассоциацией Мотоциклистов (AMA) (англ.)русск..

Motocross des Nations (англ.)русск. — ежегодная командная гонка по мотокроссу, проводится с 1947 года. В настоящее время представляет собой объединение трех отдельных событий — собственно, Мотокросс Наций (Motocross des Nations) для мотоциклов 500 см3, Трофей Наций (Trophée des Nations) для мотоциклов 250 см3 (введен с 1961 года)[15] и Кубок Наций (Coupe des Nations) для мотоциклов 125 см3 (введен с 1980 года)[15].

British Motocross Championship (англ.)русск. — британский чемпионат по мотокроссу в двух классах MX1 и MX2, проводится при финансовой поддержке тайваньского производителя шин Maxxis.

Мотокросс в СССР

Во времена СССР мотокросс был одним из самых популярных видов мотоциклетного спорта. Проводились соревнования, начиная с первенства районов и городов и заканчивая первенством Советского Союза. Часто мотокроссы были посвящены знаменательным людям или событиям. Например, мотокросс памяти Юрия Гагарина — в Саратове, памяти Федора Полетаева — в Рязани, памяти Владимира Куриленко — в Смоленске, памяти Зои и Александра Космодемьянских — в Тамбове, памяти молодогвардейцев — в Краснодоне, памяти Циолковского — в Калуге и др.[16]

В 1954 году в СССР впервые состоялись международные соревнования по мотокроссу. Гонка длительностью два дня проходила в районе Планерной под Москвой. В ней приняли участие чехословацкие, польские, немецкие (ГДР) и советские гонщики. Впоследствии международные мотокроссы стали проводиться в СССР ежегодно [17].

В 1956 году Центральный автомотоклуб СССР вступил в члены ФИМ, и гонщики из СССР смогли принимать участие в чемпионатах мира по мотокроссу.

В 1963 году гонщик Игорь Григорьев завоевал третье место в классе 250 см3 и первым из советских гонщиков был награждён бронзовой медалью ФИМ [17][4].

В 1964 году завоевал третье место Виктор Арбеков. А в 1965-м он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу[18][4], одержав победу над шестикратным чемпионом мира в классе 250 см3 бельгийцем Жоэлем Робером[19].

В 1968 году в Кишиневе ФИМ и Центральный автомотоклуб СССР проводят «Мотокросс наций» (англ.)русск. — командное соревнование по кроссу на мотоциклах класса 500 см3. Первое место завоевывает СССР, второе — ГДР, третье — Франция, четвёртое — Румыния, пятое — Финляндия и последнее — Швейцария [20].

В 1973 году советские спортсмены завоевали третье место в «Мотокроссе наций» и второе — в «Трофее наций».

В 1974 году гонщик Геннадий Моисеев становится чемпионом мира по кроссу на мотоциклах 250 см3.

В 1978 году в соревнованиях на приз «Трофей наций» советские гонщики занимают второе место[21].

По идеологическим причинам в СССР было запрещено использовать технику западных стран, поэтому спортсмены могли участвовать в гонках только на мотоциклах производства Советского Союза и соцстран, в частности, Чехословакии (мотоциклы CZ и Jawa). Однако, на одном из этапов чемпионата мира 1973 года мотоцикл CZ Моисеева не был доставлен вовремя, и тогда австрийцы предложили проехать этот этап на KTM. Геннадий Моисеев принял предложение и выиграл гонку. С KTM Геннадий Моисеев стал трижды чемпионом мира в 1974, 1977 и 1978 годах[22].

В 1979 году был наложен очередной запрет на использование техники западных стран, что отрицательно сказалось на результатах советских кроссменов[22].

Советские кроссовые мотоциклы

Дисциплины, относящиеся к мотокроссу

Гонки на питбайках или Мини-мотокросс

Мотокросс на мотоциклах с коляской

Соревнования на специальных мотоциклах с коляской, проводимые вне дорог общего пользования по замкнутой трассе с естественными препятствиями.

Снегоходный кросс

Соревнования на снегоходах (Snowcross), проводимые вне дорог общего пользования по замкнутой трассе с естественными препятствиями. Длина круга не менее 1,5 км.[34]

Дисциплины, произошедшие от мотокросса

Суперкросс

Трасса для суперкросса — Москва, СК Олимпийский, 2007 г.

Cуперкросс (англ. supercross ), или стадион-кросс, — соревнование, проводимое на стадионе под открытым небом или в зале по кроссовой трассе с использованием в качестве покрытия естественных материалов (песок, земля, дерн и т. д.), длина трассы должна быть не менее 300 м в закрытых залах и 400 м на открытых стадионах.

Термин «суперкросс» был придуман в качестве названия для первой организованной гонки по мотокроссу, успешно проведенной на стадионе Los Angeles Memorial Coliseum (англ.)русск. в Соединенных Штатах в 1972 году Майклом Гудвином. Гонка называлась «Super Bowl of Motocross»[35] и принесла такой коммерческий успех, что породила множество подражателей, а термин «суперкросс» стал использоваться для определения похожих на неё мотокроссов на стадионе. В настоящее время основной и самой престижной серией по суперкроссу в Америке является AMA Supercross Championship (англ.)русск.[36].

Из-за размера трассы[37], в мотокроссе обычно участвует 40 гонщиков, а в суперкроссе — около 25. Заезды бывают различными по длительности — в среднем от 10 до 30 минут и, как правило, даются один или два добавочных круга. Гран При (GP) или Чемпионат Америки (Pro AMA) проходят обычно в течение 30 минут с двумя добавочными кругами. Любительские заезды, как правило, бывают короче — около 15 минут, это зависит от того какой класс мотоциклов выступает на трассе. Самые короткие по времени заезды в классе 65 куб. см., так как в нём выступают юные гонщики. При заезде в классе 85 куб. см. ко времени заезда прибавляют 10 минут. Заезды в классах 125 куб. см. и 250 куб. см. самые продолжительные. По окончании отведенного на заезд времени на финише гонщикам дается отмашка. Заезд завершается по прохождении гонщиками дополнительных кругов отмашкой клетчатого флага на финише.

Аренакросс

Аренакросс (англ. arenacross, иногда сокращают до AX) — соревнования, схожие с суперкроссом, но проводимые на небольших аренах вместо стадиона. Проходят в небольших городах, в которых нет больших стадионов. Первое открытие соревнований по аренокроссу произошло в 2006 году[38].

AMA использует серию AMA Toyota Arenacross как возможность перехода от любительских гонок к суперкроссу.

Супермото

Грунтовый и асфальтовый участки трассы на соревнованиях по супермото

Супермото (англ. supermoto или англ. supermotard) — в настоящее время самостоятельный вид мотоспорта, трасса для которого сочетает в себе асфальтированные и грунтовые участки, а также используются специальные мотоциклы для супермото.

Однако, зарождение этого вида спорта произошло в 1979 году благодаря телешоу в США, смыслом которого было соревнование между «звездами» из разных мотодисциплин — мотокросса, дрэгрейсинга, трековых мотогонок, за звание наилучшего и наиболее универсального гонщика (superbiker)[39]. В результате этого шоу был определен наиболее эффективный в подобных условиях тип мотоцикла — кроссовый, способный как разгоняться на асфальте и грунте, так и прыгать на трамплинах.

Мотофристайл

Мотофристайл (англ. Freestyle Motocross или FMX) — затяжные прыжки с трамплина в длину на кроссовом мотоцикле c акробатическими элементами. Термин появился в 90-х годах в США, благодаря американским обозревателям мотокроссовых соревнований. Публичные фристайл-шоу начались в 1998 году на ежегодном конкурсе экстремальных видов спорта X-Games в Сан-Диего. Как самостоятельный вид спорта признан FIM в 2005 году.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Афремов, 1970, с. 64
  2. ↑ По рецепту FIM, 2006
  3. ↑ Гусак, 1981, с. 4
  4. ↑ 1 2 3 4 5 Грингаут, 1971, с. 26
  5. ↑ Гусак, 1981, с. 5
  6. ↑ Грингаут, 1971, с. 26-27
  7. ↑ 1 2 3 4 5 Елтышев, 2006
  8. ↑ Нарбут, 2008, с. 12
  9. ↑ Выбираем мотоцикл для мотокросса: 2Т или 4Т?. www.motogonki.ru. Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 12 октября 2012.
  10. ↑ Кроссовые КТМ 2011 года. www.mx-sport.ru. Архивировано из первоисточника 23 октября 2012. Проверено 16 октября 2012.
  11. ↑ 1 2 3 Воронцов и др., 2005, с. 175-198
  12. ↑ Gorr, 2008
  13. ↑ James Holter Школа для родителей: Учим своего ребенка ездить на мотоцикле  (рус.) (29 января 2007). Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012. Проверено 23 октября 2012.
  14. ↑ History of Individual Motocross World Championships  (англ.) (1 June 2010). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 10 октября 2012.
  15. ↑ 1 2 History of the Motocross des Nations  (англ.) (1 January 2009). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 10 октября 2012.
  16. ↑ Трамм, 1979, с. 55
  17. ↑ 1 2 Трамм, 1979, с. 56
  18. ↑ Трамм, 1979, с. 57-58
  19. ↑ Роман Мишенев Немного истории накануне Гран-При России  (рус.). Архивировано из первоисточника 7 августа 2012. Проверено 20 июля 2012.
  20. ↑ Трамм, 1979, с. 58-59
  21. ↑ Трамм, 1979, с. 60
  22. ↑ 1 2 Роман Мишенев Подборка статей по истории мотокросса в СССР, часть 1  (рус.). Архивировано из первоисточника 7 августа 2012. Проверено 20 июля 2012.
  23. ↑ 1 2 Боришанский, 1963, с. 4-5
  24. ↑ Воронцов, 2003, с. 225
  25. ↑ Боришанский, 1963, с. 6-9
  26. ↑ Пилюкевич, 1970, с. 16-17
  27. ↑ От дорожных до гоночных, 1975
  28. ↑ 1 2 3 4 Юдин, 1970, с. 16-17
  29. ↑ Мотоциклам ИЖ - полвека, 1979
  30. ↑ Шаколин, 1965, с. 7
  31. ↑ Восход, 1976, с. 21
  32. ↑ Воронцов, 2011, с. 69
  33. ↑ Коновалов, 1973, с. 15=
  34. ↑ Снегоходный спорт в Северной Столице - календарь 2006. motogonki.ru. Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012. Проверено 8 ноября 2012.
  35. ↑ The First Supercross. motorcyclistonline.com. Архивировано из первоисточника 7 августа 2012. Проверено 29 июня 2012.
  36. ↑ Taking Motocross to the people. motorcyclemuseum.org. Архивировано из первоисточника 7 августа 2012. Проверено 29 июня 2012.
  37. ↑ Галямов, 2003, с. 54
  38. ↑ Historical Arenacross news and discussion. dirtbikefanatic.com. Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012. Проверено 5 ноября 2012.
  39. ↑ Gavin Trippe. motorcyclemuseum.org. Архивировано из первоисточника 7 августа 2012. Проверено 29 июня 2012.

Литература

  • Гусак П. Кроссовые мотоциклы на чемпионатах мира. — М.: ДОСААФ СССР, 1981. — 216 с.
  • Трамм Б. Ф. На мототрассах Европы. — М.: ДОСААФ СССР, 1979. — 160 с.
  • Мотоциклетный спорт. Правила соревнований / Ред.-сост. Г. М. Афремов. — М.: ДОСААФ СССР, 1970. — 224 с.
  • Нарбут А. Н. Мотоциклы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2008. — 176 с. — ISBN 978-5-7695-3991-6, ББК 30.4я73
  • Галямов А. Про суперкросс // Мотокросс / Глав. ред. В. Потатуев. — 2003. — № 3. — С. 54-55.
  • Грингаут Е. Мотокросс // За рулем. — М.: ДОСААФ СССР, 1971. — № 12. — С. 26-27.
  • Воронцов А., Ксенофонтов И., Певзнер Е. Внедорожные мотоциклы (рус.) // Мир мотоциклов : журнал / Вед. ред. Е. Певзнер. — За рулем, 2005. — В. десятый. — С. 175-198. — ISSN 1560-3288.

Советские кроссовые мотоциклы

  • Боришанский Л. А., Слесаренко Н. И., Чермных М. Г. Ижевские спортивные мотоциклы. Устройство и эксплуатация. — Удмуртское книжное издательство, 1963. — 213 с.
  • Воронцов А. Е., Певзнер Е. В., Дольников Д. В., Попов А. Г., Сазонов Р. М. Энциклопедия мотоциклов. Фирмы. Модели. Конструкции. — За рулем, 2003. — 576 с.
  • Шаколин Н. М-204К // За рулем. — М.: ДОСААФ СССР, 1965. — № 6. — С. 7.

Ссылки

dic.academic.ru