Электросхема мотоцикла ява 634 6 вольт. Электропроводка Ява 350: источники питания электрооборудования и электрические компоненты мотоцикла

Авто Байк. Электросхема мотоцикла ява 634 6 вольт


видео-инструкция по монтажу своими руками, схема проводки, фото

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Появившись в 70-х годах, мотоциклы семейства JAWA представляли собой совершенно новую концепцию двухколесного транспортного средства.

Хотя, на первый взгляд все параметры мотоцикла стандартны – электропроводка Ява 350, схема работы двигателя и электрические системы встречалась и раньше на других моделях, включая и отечественные. 

Заводская схема электропроводки Ява 350 образца 1976 года

Фантастическая популярность

Отечественная промышленность в 70-е годы также не стояла на месте и предлагала потребителям ряд моделей мотоциклов (см. также статью о схеме проводки мотоцикла Урал ).

Однако:

  1. по соотношению скоростных качеств и комфорта;
  2. а также в сочетании с надежностью и простотой в обслуживании своими руками;

мотоциклам из Чехословакии не было равных. Об этом красноречиво свидетельствует статистика: в 1976 году в стране было зафиксировано более 1000 000 владельцев мотоцикла семейства JAWA.

Фирменное фото сети «Спорттовары», продававшей мотоциклы JAWA в СССР

Столь огромная популярность объяснялась довольно просто – отсутствие у граждан технической возможности путешествовать:

  1. Даже имея средства на покупку, легковой автомобиль нужно было ждать в очереди страждущих по нескольку лет;
  2. Отечественные мотоциклы отличались низкой надежностью и не годились для комфортных многокилометровых поездок (см. также о деталях схемы проводки ИЖ Планета 5).

Справочно: свой индекс «350» мотоцикл чешского производства получил от двигателя, чей объем составлял 350 куб. см.Двухцилиндровый силовой агрегат имел мощность от 12 до 18 л.с. в зависимости от года выпуска.

Особенности комплектации

Мотоцикл поставлялся в СССР в нескольких модификациях:

  1. «JAWA 250» модели 559-07 – вариант с 6В оборудованием и 250 кубовым мотором мощностью 12 л.с. Выпускался с 1969 года;
  2. «JAWA 350» модели 634-04 – вариант с 6В оборудованием и 350 кубовым мотором мощностью 16 л.с. Выпускался с 1973 года;
  3. «JAWA 350» модели 634-08 – вариант с 12В оборудованием на 16-ти дюймовых колесах. Выпускался с 1977 года;
  4. «JAWA 350» модели 638 – последняя из поставлявшихся в СССР моделей. Выпускался с 1986 года и отличался увеличенными до 18-ти дюймов колесами и иной формой рамы.

Цена подержанной Явы в 2 раза превышала цену нового отечественного мотоцикла

Источники питания электрооборудования

Особенностью чешского мотоцикла был генератор, позволявший эксплуатировать Яву без аккумуляторной батареи. В его конструкции был заложен способ возбуждения электрического тока, достаточный для подачи искры в момент запуска двигателя.

Заводская черно-белая инструкция – основные узлы генератора

На представленной схеме цифрами обозначены:

  1. статор генератора JAWA;
  2. рычаг прерывателя;
  3. электронный регулятор напряжения;
  4. панель реле-регулятора4-клеммная;
  5. конденсаторы 2 шт. – на каждый цилиндр.

Справочно: генератор представлял собой систему изолированных радиальных ламелей. Внутри статора располагались катушки и вращающийся ротор с обмоткой.В процессе вращения в обмотке возбуждения образовывалось магнитное поле, а переменный ток преобразовывался в постоянный через электронный преобразователь.

Аккумуляторная батарея

Вместе с новым мотоциклом в комплекте шла аккумуляторная батарея щелочного типа на 14 Ампер-часов.

Ее особенность заключалась в том, что:

  1. АКБ поставлялась в сухозаряженном состоянии;
  2. Перед эксплуатацией требовалось заполнить ее электролитом;
  3. Рекомендовалось зарядить АКБ перед началом работы в течение 5-6 часов.

На практике все происходило иначе:

  1. Счастливый владелец привозил с собой в магазин готовый электролит;
  2. Заполнял им емкости АКБ;
  3. Заводил мотоцикл «с толкача»;
  4. Эксплуатировал (ехал домой).

Справочно: рекомендуемый производителем дополнительный заряд батареи нужен для того, чтобы свинцовые пластины пропитались электролитом под воздействием электрического тока.Благодаря этому,

avtoelektrik-info.ru

Электрооборудование мотоцикла Ява-638 » Авто-Мото-Ремонт

Благодаря введению системы электропитания 12 В с генератором мощностью 14 В 15 А (т.е. 210 Вт) на мотоцикле Ява-638, её мощности хватает не только на покрытие потребностей в электроэнергии всех потребителей на мотоцикле, в том числе и прицепной коляски, а также своим запасом мощности позволяет питать другие потребители, например, дополнительную противотуманную фару и др.

Все элементы системы электропитания изготовляются по современной технологии и достигают высокой мощности и надежности.Чтобы не допустить их повреждения, мотоциклы Ява-638 следует эксплуатировать только лишь с надежно подключенным аккумулятором, который нельзя отключать при работающем двигателе от электрической сети мотоцикла. Аккумулятор, постоянно подключенный к синхронному генератору (через клемму "+В" выпрямителя), своей емкостью поглащает все пики напряжения, возникающие во вторичной статорной цепи, которые своим размером могут во много раз превышать максимальное допустимое запирающее напряжение полупроводниковых элементов и испортить их. Данные пики напряжения возникают на том же принципе, что и зажигание двигателя - искрой, создаваемой энергией свечи зажигания. Под нагрузкой генератора сквозь катушки статорной обмотки протекает электрический ток. В результате его резкого понижения (выключением некоторого из потребителей) или даже полным прекращением (отсоединение аккумулятора, если потребители выключены) энергия электромагнитного поля катушки вызывает обратной индукцией в катушке напряжение, размер которого прямо пропорционален скорости понижения или затухания тока и его размеру. В случае, если на мотоцикле будут производить электродуговую сварку (разные виды ремонта, усовершенствования и т. п.), то до этого следует отсоединить все провода от регулятора и выпрямителя.

Следущая принципиальная рекомендация относительно к отбору максимального тока генератора 15 А. Данную мощность можно отбирать согласно техническим условиям генератора при условии, что температура статорной обмотки не превышает значения 155°С. На практике это обозначает, что для мотоцикла Ява-638, включая прицепную коляску, для постоянно или временно включенных потребителей которых вполне достаточна длительная мощность генератора 12 А, возможно длительно подключать еще один потребитель мощностью до 42 Вт (т.е. 3 А) до максимальной температуры окружающего воздуха 30-40°С. При использовании максимальной мощности генератора 15 А при более высоких - тропических температурах, превышающих 40°С, может произойти тепловое повреждение статорной обмотки или изоляции присоединяемых проводов и соединений, в частности в том случае, когда мотоцикл работает с малым числом оборотов двигателя и генератор согласно своей характеристике (см. Рис. 1) еще не развивает полной мощности.

Рис. 1. Характеристика генератора с выпрямителем в нагретом состоянии при температуре окружающей среды +20°С

А теперь рассмотрим более подробно отдельные элементы системы электропитания 12 В.Применяемый на мотоцикле ЯВА-638 генератор - трехфазный синхронный с независимым возбуждением от аккумулятора (т.е.с шестидиодной схемой) и отдельным выпрямителем. Он состоит из ротора и статора, и способ его работы аналогичен работе автомобильных генераторов.

Рис. 2. Трехфазный генератор 12 В мотоцикла Ява-638. Стрелкой показано направление вращения

Ротор - вращающейся электромагнит, образованный обмоткой возбуждения (подключенной своими контактами к двум контактным кольцам), которая намотана на сердечник из магнитной мягкой стали -сердечник представляет одновременно ось ротора. Он оснащен внутренним конусом с вырезом для посадки на коленчатый вал. На другом конце сердечника в цилиндрическом отверстии установлен кулачок прерывателя зажигания, тот же как и у генератора. Обмотка возбуждения, сжимаемая с обоих сторон между звездообразными лобовыми поверхностями ротора, пропитана полиэфирной смолой. Магнитный поток, возникающий при проходе тока сквозь обмотку возбуждения, проходит сквозь воздушные зазоры между отдельными выступами противоположных лобовых поверхностей ротора таким образом, что его силовые линии выходят за периметр ротора и, следовательно, проходят через статорную листовую сталь. При вращении возбужденного ротора его магнитное поле пересекает перпендикулярные провода статорных обмоток, в которых таким образом электромагнитной индукцией возникает электрический ток. Такой компоновкой обмотки возбуждения и вторичной (статорной) обмотки, какая имеет место у генератора, возникает электрический ток с намного большим КПД уже при более низком числе оборотов, чем у старого генератора 6 В - 10,7 А. Поэтому может генератор развивать намного более высокую мощность, чем генератор постоянного тока аналогичного размера. Число оборотов начала дозарядки тоже более низко, чем у генератора постоянного тока, что позволяет дозаряжать аккумулятор уже при оборотах холостого хода двигателя при движении мотоцикла без включенных фар.

Статор генератора - пучок сваренной листовой стали с пазами на внутреннем периметре, в которых установленны изолированные катушки трехфазной рабочей обмотки. Обмотки всех трех фаз в одном конце объединены в общий узел (т.наз. соединение в звезду), который выводится на клемму "86" четырехполюсной клеммной колодки и своим напряжением управляет реле сигнальной лампы дозарядки. Противоположные концы обмотки отдельных фаз индивидуально подключаются к клеммам "X", "Y", "Z" четырехполюсной клеммной колодки, находящейся в верхней части кожуха статора (если смотреть в сторону установленного на двигателе генератора).

Кожух статора - точная отливка, получаемая литьем под высоким давлением из алюминия; статор посажен в кожух горячей запрессовкой. В середине кожуха статора размещается основная плата прерывателей, отличающаяся от платы прерывателей на генераторе ЯВА-634 постоянного тока лишь размерами плоских штепселей 6,3 и большей длиной проводов подключенных конденсаторов. В правой части кожуха статора приболчен щеткодержатель из пластмассы, стойкой к повышенным температурам. В нем имеются две щетки, прижимаемые пружинами к контактным кольцам ротора; медные литцендраты соединяют отдельные щетки с наружными присоединительными клеммами в виде плоского штепселя 6,3, обозначенными "DF" и "I" (заземление). Держатель с щетками предназначается для подачи тока возбуждения в ротор. Это практически единственная составная часть синхронного генератора, которую рекомендуется после пробега около 10 тыс. км проверять, а именно степень износа щеток и возможность их свободного движения в держателе. Для удобства контроля щеток сбоку кожуха статора предусматривается вырез, позволяющий после отвинчивания крепежных болтов высовывать держатель с щетками из генератора без необходимости снимать плату прерывателей и тем самым отменять точную настройку опережения зажигания. При последущей установке держателей с щетками на синхронный генератор рекомендуется воспользоваться отверстиями в нижней части держателя под проволочным предохранителем. Путем ввода щеток вначале в держатель и продевания через отверстия проволоки длинной примерно в 50 мм облегчается монтаж держателя с щетками и предотвращается возможность поломки щеток, которые иначе могли бы заклиниваться за кромку контактных колец и сломаться при дотяжке держателя к кожуху генератора. При монтаже зафиксированного таким образом держателя с щетками продеть выступающую внизу проволоку сквозь подходящее отверстиеи в плате прерывателей. После дотяжки болтов щеткодержателя не забыть извлечь проволоку, так как остающаяся в щеткодержателе проволока может причинить при включении зажигания (следовательно, тоже цепи возбуждения) короткое замыкание на щетках и порчу дорогостоящего полупроводникового регулятора.

Синхронный генератор не нуждается в другом контроле и уходе.Необходимо лишь настраивать и смазывать плату прерывателя описанным в инструкциипо обслуживании мотоцикла способом.Поэтому уход сводится лишь к переодическому контролю коннекторных соединений(отсутствие ослабления или коррозии).Это и есть единственная операция по контролю и уходу за выпрямителем,полупроводниковым регулятороми реле сигнальной лампы дозарядки.

Выпрямитель преобразовывает переменное напряжение всех трех фаз синхронного генератора в постоянное напряжение. Его основой является трехфазный выпрямительный мост, отличающийся высоким КПД выпрямления и минимальной пульсацией выходного напряжения

Рис. 3. Схема подключения генератора и выпрямителя

Рис. 4. Выпрямитель с обозначением присоединительных клемм, выполненных плоскими штекерами

Ввиду того, что нельзя было размещать диоды непосредственно на кожухе статора, как это обычно на синхронных генераторах автомобилей, из-за значительных температур генератора без возможности охлаждения протикающим воздухом, а также из-за возникающих на двигателе вибраций и недостатка места под правой крышкой двигателя, выпрямитель раэмещяется в отдельности в ящике под седлом. Выпрямитель охлаждается воздухом, протекающим во всасывающий патрубок глушителя шума всасывания, вблизи которого находится выпрямитель, и воздухом, попадающим под правую крышку ящика под седлом во время движения мотоцикла.

Для выпрямителя на мотоцикле ЯВА-638 применяются обычный автомобильный выпрямительный мост, из которого можно отбирать постоянный ток 60 А при интенсивном охлаждении воздухом, поступающим от вентилятора, входящего в состав каждого автомобильного синхронного генератора. Ввиду того, что на мотоцикле нет такого интенсивного охлаждения, можно отбирать из этого моста максимальный постоянный ток 15 А, чтобы избегать его перегрева и повреждения диодов - этому допускаемому току отвечает и максимальная мощность синхронного генератора.

Применяемый выпрямительный мост изготовлен по самой современной технологии. К никелированным алюминиевым профилям - охладителям - в водородной электропечи припаивают т.наз.таблеточные диоды одним из своих электродом - катодом или анодом в зависимости от того, имеет ли место охладитель "плюс" или "минус". К второму электроду диода припаивают никелированную медную полосу. После сборки обоих охладителей с изолирующей вставкой эти полосы соединяются припоем у двух противоположных диодов. Таблеточные диоды, имеющие кремневый переход, можно кратковременно нагружатьвысокими токами и температурами. Выпрямительный мост крепится в крышке из листового материала выпрямителя изолированными штырями "ПЛЮС" и "МИНУС"; на штыре "МИНУС" выпрямителя, носящий обозначение "-I" (заземление). На четырехполюсную клеммную колодку выведены соединения противоположных диодов короткими проводами на клеммы"X", "Y", "Z", а на клемму "+В" -полюс "+" выпрямителя. Таким образом выпрямитель подключается к фазам синхронного генератора при помощи проводов электропроводки мотоцикла. Не имеет значения последовательность взаимного соединения клемм "X", "Y", "Z" на генераторе и выпрямителе (это значит, что, например, можно подключить клемму генератора "Y" к клемме выпрямителя "X" и т.п.).

Полупроводниковый регулятор удерживает напряжение постоянного тока на выходе синхронного генератора, т.е. на клемме "+В" выпрямителя, на постоянном значении 14 В с допуском +0,3 В - 0,6 В.

Рис. 5. Полупроводниковый регулятор с обозначением присоединяемых клемм

Его работа заключается в изменении значении среднего значения тока возбуждения, проходящего сквозь ротор генератора, в мгновенной, точной зависимости от изменений выходного напряжения синхронного генератора. Это напряжение подается от клеммы "+В" выпрямителя через замок зажигания на вход регулятора, т.е. на клемму "+D", находящуюся в четырехполюсной клеммной колодке с плоскими штепселями, аналогичной как у выпрямителя. Выходная клемма регулятора "DF" прямо соединяется с клеммой "DF" на щеткодержателе синхронного генератора, конец "минус" обмотки возбуждения заземлен, так что возбуждение генератора работает с т.наз. положительным регулированием. Клемма "+В" регулятора должна быть совершенно соединена с полюсом "минус" синхронного генератора, аккумулятора и каркасом (массой) мотоцикла. Для безопасного хода и экранирования регулятора замыкается на массу тоже кожух регулятора. Остающаяся клемма регулятора "54" в случае нашего синхронного генератора не соединена, она предназначена для сигнализации дозарядки синхронного генератора с самовозбуждением, т.е. с девятидиодной схемой (обычно применяемой на легковых автомобилях марки "ШКОДА"). Для постоянства регулируемого напряжения при разных температурах регулятор оснащается компенсационными цепями, равно как и защитными элементами для повышения надежности в эксплуатации.

Реле сигнальной лампы дозарядки - обычное механическое реле с н.з. контактами - соединение его клеммвидно на рисунке.

Рис. 7. Внешний вид электромагнитного реле сигнальной лампы дозарядки

Рис. 8. Схема электромагнитного реле сигнальной лампы дозарядки

Притягивание якоря (размыкание контактов) происходит при величине напряжения постоянного тока на управляющей обмотке (клемма "86") в пределах 4,8 - 8,6 В; эта величина напряжения, отбираемая из центра статорной обмотки синхронного генератора, отвечает правильной функции всех трех фаз. В случае неисправности или полного отказа в работе одной фазы имеет место изменение этого напряжения, что сразу же проявится постоянным или прерывестым светом сигнальной лампы. При любой манипуляции с реле необходимо следить за правильной посадкой колпачка реле из пластмассы, чтобы в ходе работы мотоцикла не загрязнились контакты реле.

avto-moto-remont.ru

Схема электрооборудования мотоцикла «Ява-634.01» | Авто Байк

Схема электрооборудования мотоцикла «Ява-634.01».

1 — передние указатели поворотов с лампами 6В, 15Вт;

2 — контрольная лампа дальнего света фары 6В, 2Вт; 3 — центральный переключатель;

4 — лампа головного света фары 6В, 35 35Вт;

5 — лампа стояночного света в фаре 6В, 4Вт; 6 — контрольная лампа работы генератора 6В, 2Вт;

7 — звуковой сигнал;

8 — переключатель указателей поворотов;

9 — конденсаторы и прерыватели;

10 — реле-прерыватель указателей поворотов;

11 — генератор 6В, 75Вт,

12 — разъемные соединения;

13 — лампа подсвета шкалы спидометра 6В, 2Вт;

14 — переключатель света фары;

15 — кнопка светового сигнала;

16 — кнопка звукового сигнала;

17 — аккумуляторная батарея 6В, 14А- ч,

18 — реле-регулятор;

19 — предохранитель ISA;

20 — задние указатели поворотов с лампами 6В, 15Вт;

21 — лампа стоп-сигнала 6В, 15Вт;

22 — включатель стоп-сигнала;

23 — лампа стояночного света задняя 6В, 5Вт;

24 — катушки зажигания.

Схема электрооборудования мотоцикла «Ява-634.01»

По чехословацким стандартам звуковой, световой и стоп-сигналы могут работать независимо от наличия ключа в замке зажигания. В наших условиях это неудобно. Поэтому можно посоветовать красные провода, идущие от кнопки 15 и звукового сигнала, отсоединить от клеммы «30» центрального переключателя и подключить к клемме «15» или «54», а красный провод от включателя стоп-сигнала «перекинуть» с клеммы «В» реле-регулятора на клемму «15» любой катушки зажигания. После этого все сигналы будут работать только при включенном зажигании.

avtobike.com