Мотоцикл DKW NZ 350 350cc. Дкв 350 мотоцикл


DKW NZ 350 - прародитель всех послевоенных мотоциклов Иж

Уровень жизни среднего жителя Германии в середине 1930-х не позволял иметь автомобиль, в небе витал призрак народного автомобиля - "Фольксвагена". Это - отдельный разговор. Ну а пока… Германия к концу тридцатых годов буквально наводнилась легкими двухтактными мотоциклами. Но разговор  сегодня о DKW NZ 350 и его советской копии - Иж - 350.

Несмотря на свою ''двухтактность'', это был очень надежный мотоцикл, обладающий необычной рамой сложного сечения из штампованной стали, передней вилкой параллелограммного типа и, конечно, легендарным двухтактным двигателем с рабочим объемом 346 см3. Это был первый DKW с хотя и дублированным, но ножным переключением передач. Династартера на нем не было, надежность же пуска кикстартером обеспечивалась оригинально исполненным электрооборудованием, сконцентрированным в отдельном блоке.

Подвергавшийся небольшим ''мутациям'' DKW NZ 350 выпускался с 1939 года до самого конца Великой Отечественной войны, в которой принимал самое активное участие, на ряду с более надежными четырехтактниками от BMW и Zundapp. Большинство DKW прямо с гражданки попадали на фронт, ведь все они, как и люди, стояли на воинском учете. И, доказав свою необходимость, “350-ка” в 1943 году получила специальную, военную модификацию, имевшую некоторые отличия от гражданской. Здесь следует отметить специальный кронштейн на баке для крепления противогазной коробки, кофры-ящики по бокам заднего колеса, воздушный фильтр инерционного типа, менее глубокое переднее крыло, И, главное: в последние годы выпуска двигатель (видимо в целях экономии ''крылатого металла'' для авиации) получил чугунный картер. Гражданский DKW NZ 350 иногда эксплуатировался с коляской. Изготовленная из алюминия, она была под силу легкой “350-ке”. Некоторые экземпляры ''сайдкаров'' попадали и на фронт.

За годы производства DKW NZ 350 было выпущено 57000 штук, из которых 12000 — его военная модификация DKW NZ 350-1, машинка была надежна и незамысловата .

В 1946 году Ижевский машиностроительный завод получил оборудование, чертежи и технологии завода DKW, вывезенные из Германии. В 1946 г. на Ижевском мотоциклетном заводе был выпущен новый мотоцикл ИЖ 350, основой для которого стал немецкий DKW NZ 350. Для быстрейшего запуска конвейера в филиал компании DKW в городе Цшопау прибыли главный конструктор "Ижмаша" В.И.Лавренцов и главный технолог В.П.Болтушев с целью получения специального оборудования. По легенде, в качестве технического консультанта в Ижевск привозили Герберта Вернера — создателя DKW NZ 350.

Таким образом первый мотоцикл ИЖ выехал из проходной ижевского завода в этом же 1946 году. Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. В целом же общий вид и конструкция были практически идентичны с германским оригиналом. Поставив рядом DKW последнего выпуска, и ИЖ из первой партии, отличить их было практически невозможно, лишь встроенный в фару спидометр ИЖа диссонировал с DKW, установленным на современный манер в приборном щитке. Даже в руководстве по эксплуатации ИЖа на всех рисунках фигурировали подретушированные DKW. Следует отметить, что для своего времени это был довольно современный, простой и надежный мотоцикл.

droband1975.livejournal.com

DKW - Мотомир Вячеслава Шеянова

Датчанин Йорген Скафте Расмуссен (Jörgen Skafte Rasmussen) в 1907 году основал предприятие по изготовлению стационарных паровых машин, а также разнообразной паровой и водяной арматуры. Во время Первой мировой войны фирма «Расмуссен унд Эрнст» (Rasmussen und Ernst) на производствах в Хемнитце и Цшопау выпускала различное военное снаряжение, например, гранатные взрыватели. По причине военного бензинового кризиса в Германии большим спросом пользовались паровые двигатели, и Расмуссен решил наладить серийное производство паровых автомобилей. Были построены опытные образцы, даже зарегистрирована новая торговая марка Д.К.В. – сокращение от немецкого названия «Паровой автомобиль» (Dampf Kraft Wagen). Тем не менее, до серийного производства дело не дошло – Расмуссена увлекла новая идея. Перешедший незадолго до конца войны на фабрику в Цшопау инженер Хуго Руппе, в дальнейшем строивший мотоциклы «Бекамо», предложил серийно выпускать миниатюрные моторчики. Двухтактный стационарный игрушечный силовой агрегат с вертикальным цилиндром рабочим объемом всего 18 см3 и мощностью 0,5 л.с., появившись в продаже, вызвал к жизни новую расшифровку названия – «Мечта мальчишки» (Des Knaben Wunsch), ведь от него можно было приводить множество игрушек и вполне серьезных механизмов. Таких мини-моторчиков было реализовано более 1000 штук – очень большая цифра для проигравшей войну державы.

В 1919 году на Лейпцигской ярмарке дебютировал первый вспомогательный велосипедный двухтактный двигатель DKW рабочим объемом 118 см3 и мощностью 1 л.с. Такой силовой агрегат с горизонтальным цилиндром монтировался на багажник велосипеда. С небольшого шкива, куда крутящий момент передавался парой шестерен, ременный привод шел на большой шкив, крепившийся на заднем колесе. Плоский топливный бак емкостью 2 л располагался над двигателем. Весил агрегат 14 кг, но при этом разгонял велосипед до скорости 40 км/ч. К 1922 году было продано более 20 тысяч таких моторов, породивших новое прочтение марки – «Маленькое чудо» (Das Kleine Wunder).

В 1921-1922 годах совместно с фирмой «Айхлер» компания DKW изготовила около 500 прообразов современных мотороллеров. Машина называлась «Голем» (Golem) и представляла собой трубчатую раму с короткорычажной передней вилкой. Двигатель был тот же – «Маленькое чудо» мощностью в 1 л.с., а позже – в 1,5 л.с. Любопытно, что в качестве водительского сиденья использовалось не велосипедное седло, а нормальное мягкое кресло с небольшой спинкой. Вынесенные вперед подножки, позволявшие ездить практически с вытянутыми ногами, сегодня делают эту машину одним из прародителей не только мотороллеров, но и мотоциклов категории «чоппер».

С 1922 года, опять же на двух предприятиях, производилась модель «Ломос» (Lomos), имевшая все черты современного скутера – двигатель под сиденьем водителя, широкий проем между сиденьем и короткорычажной передней вилкой (для этого усиленная рама специальным образом изгибалась), маятниковая подвеска заднего колеса, широкие подножки, переходящие в передние щитки, закрывавшие седока от встречной пыли и грязи из-под переднего колеса. Одновременно фирма DKW выпустила свой первый настоящий мотоцикл модели «RM» (ReichsfahrtModell) с ременным приводом заднего колеса. Обе машины оснащались новым мотором – двухтактным силовым агрегатом рабочим объемом 143 или 148 см3, мощность которого составляла соответственно 1,5 или 2,25 л.с. Главная особенность этого двигателя – система принудительного воздушного охлаждения с большим вентилятором и характерным кожухом. Такие моторы не только монтировались на продукцию предприятия, но и продавались многим мотопроизводителям того времени, так что их можно увидеть на мотоциклах самых разных, зачастую уже позабытых марок. И мотоцикл, и мотороллер находились в производстве до 1925 года.

Модель «RM» стала переходной ступенькой к настоящим мотоциклам. Изначально представлявшая собой велосипед с моторчиком и короткорычажной передней вилкой, она постепенно избавилась велосипедного привода, получила маятниковую переднюю вилку, ножной колодочный тормоз дополнился ручным ленточным. Логичным стало появление в 1923 году следующей модели – «ZL» (Zschopauer Leichtmotorrad). Все узлы «RM» были смонтированы на новой раме с вытянутым бензобаком. На следующий год появилась модель «ZM» (Zschopauer Modell) -абсолютно новый мотоцикл, комплектовавшийся двухтактными двигателями пяти различных кубатур – от 128 до 206 см3. Самое же главное – в блоке с двигателем стояла двухступенчатая коробка передач с кикстартером. Колодочный и ленточный задние тормозные механизмы постепенно уступили место ступицам с барабанными тормозами на обоих колесах. Мотоциклы DKW практически с самого начала успешно выступали в многочисленных соревнованиях. Многим покупателям хотелось приобрести именно спортивные версии, поэтому им предлагались варианты, отличавшиеся карбюраторами и дополнительным оборудованием.

Почти одновременно с моделью «ZM» появилась еще одна версия с теми же моторами, получившая индекс «SM» (Stahlmodell). Эта машина имела совершенно новую ходовую часть, выполненную в стиле, весьма популярном в Германии середины 20-ых годов. Основу мотоцикла составляла коробчатая ферма из штампованных деталей, внутри которой скрывался топливный бак. Штампованными делались и прочие части рамы, а также детали маятниковой передней вилки. Двухтактные двигатели рабочим объемом 170, 181 и 206 см3 имели мощность соответственно 3, 3,5 и 4 л.с., что позволило обойтись весьма упрощенной системой выпуска отработавших газов. Коробка передач оставалась двухступенчатой, привод заднего колеса по-прежнему был ременным. В качестве прибора освещения, как и на предыдущих моделях, использовалась ацетиленовая фара.

В период 1925-1926 годов на рынок Германии поступили трехколесные развозные грузовички, разработанные компанией DKW совместно с фирмой «Айхлер» на базе мотороллера «Ломос». Фактически вместо передней вилки к мотороллеру приделали двухколесную тележку с закрытым контейнером посредине. Грузоподъемность такой машины составляла 250 кг, а в качестве силового агрегата использовался наиболее мощный на тот момент 206-кубовый двигатель. Аналогичные модели по лицензии DKW стали строить многие другие фирмы. Очень тесное сотрудничество началось с компанией «Фрамо» (Framo), которая чуть позже совместно с DKW начала производство гораздо более мощных и совершенных трехколесных грузовичков с мотором на передней вилке. Одноцилиндровый двухтактный двигатель с горизонтальным цилиндром рабочим объемом 293 см3 и мощностью 7л.с. приводил цепью переднее колесо. Сзади размещалась тележка с открытой платформой или закрытым кузовом, а часто и с подобием кабины водителя.

С 1925 года в массовое производство пошли идентичные модели «Е 200» и «Е 206». Двигатели с несъемной головкой цилиндра были подобны предыдущему семейству и между собой отличались лишь диаметром цилиндра. Кубатура варьировалась от 125 до 206 см3. На этих машинах рама была сделана более экономно, нижняя подрамная труба отсутствовала, а бензобак был просто подвешен к верхней трубе. Максимальная скорость новых версий DKW достигала 70 км/ч. Именно на таких мотоциклах двое заводских гонщиков Ганс Шпрунг (Hans Sprung) и Эмиль Бергельт (Emil Bergelt) прибыли в СССР для участия во Всесоюзном испытательном автомобильном и мотоциклетном пробеге 1925 года по маршруту Москва-Харьков-Москва. С января 1927 года все мотоциклы «Е 200/206» стали оснащаться цепным приводом заднего колеса вместо ременного.

В течение 1926-1927 годов фирма DKW оказалась втянута в длительный судебный процесс, поскольку на аналогичную аббревиатуру претендовал кабельный завод из Берлина (Deutsche Kabel-Werke). Пока длилась эта тяжба, для мотоциклов использовались очень похожие сокращения – ДГВ (DGW) и ДРВ (DRW). Буква «Р» в середине символизировала предприятие Расмуссена, ДГВ часто расшифровывали как «Большое чудо» (Das Grosse Wunder). К концу 1927 года сокращение DKW было узаконено как торговая марка мотоциклетного предприятия из Цшопау.

Спортивные успехи английских мотоциклов «Скотт», выступавших под девизом «Два такта – два цилиндра», побудили конструкторов из Цшопау во главе с Германом Вебером (Hermann Weber) заняться разработкой подобной машины. 25 сентября 1926 года был готов первый экземпляр новой конструктивной схемы – с двухцилиндровым двухтактным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 494 см3 и мощностью 12 л.с. Смазка двигателя осуществлялась комбинированно – под давлением и разбрызгиванием. Топливный бак содержал в себе два отделения, на 12 л топливной смеси и на 2 л масла для маслонасоса. Мотоцикл мог разгоняться до скорости 100 км/ч. Другими революционными изменениями на этой машине стали параллелограммная передняя вилка с одной центральной пружиной, заменившая маятниковую, цепная передача на заднее колесо, а главное – трехступенчатая коробка передач, расположенная отдельно от двигателя и приводившаяся цепной моторной передачей.

Получившая индекс «Z 500» машина сразу привлекла внимание публики, и не только в Германии – хороший спрос позволил увеличить экспортные продажи. Но если в равнинных местах претензий к «Z 500» не было, то из Италии с ее горными дорогами и высокими летними температурами воздуха стали поступать тревожные сведения о регулярных «прихватах» поршней от перегрева. Это побудило инженеров в срочном порядке подготовить модернизированную версию. Модель «ZSW 500» образца 1928 года с двухцилиндровым 14-сильным двигателем водяного охлаждения была лишена недостатков предшественницы. Гораздо более «комфортные» температурные условия работы мотора и переработанная конструкция коленчатого вала позволили отказаться от системы смазки под давлением, что значительно упростило и без того сложный двигатель.

1927 год стал временем появления модели «Е 250» (247 см3, 6 л.с.), получившей двухтактный двигатель с трехканальной продувкой и съемной алюминиевой головкой цилиндра. Ходовая часть была аналогична созданной ранее двухцилиндровой модели. Через год появилась версия «Е 300», отличавшаяся увеличенным диаметром цилиндра (293 см3, 8 л.с.). В 1928 году концерн DKW стал крупнейшим в мире изготовителем мотоциклов. Кроме того, строились лодочные и стационарные двигатели, а еще одним видом деятельности предприятия стало изготовление первых в мире массовых переднеприводных малолитражных автомобилей.

Первая половина 1929 года стала для мотоциклов DKW во многом этапной. Во-первых, на Берлинском и Лондонском салонах была представлена новая версия мотоцикла «DKW Super Sport 500» (она же ZBW 500) с двухцилиндровым двигателем водяного охлаждения (494 см3, 18 л.с.) в блоке с трехступенчатой коробкой передач. Моторная передача на этот раз была сделана шестеренной. Рама и передняя вилка были трубчатыми, а топливный бак из подрамного превратился в седловидный. Чуть позже покупателям было предложено семейство мотоциклов серии «Люксус» (Luxus) с двигателями воздушного охлаждения рабочим объемом 200, 300 и 500 см3. Эти машины получили абсолютно новую раму из штампованных элементов, собиравшихся на длинных шпильках. Передняя вилка также получила штампованные перья. 200- и 300-кубовые моторы еще представляли собой развитие старого ряда силовых агрегатов, а «пятисотка» стала развитием нового поколения, начавшегося с аналогичного «водяного» агрегата. Кстати, одна из этих моделей, а именно «Люксус 300», стала прототипом первого серийного советского мотоцикла Л-300. Параллельно продолжался выпуск более простых и дешевых легких мотоциклов предыдущего поколения.

В 1930 году Йорген Расмуссен приобрел мотоциклетную компанию «Шюттофф» из Хаймница, и часть двухтактных моделей DKW предлагалась покупателям под новой маркой. Кроме того, модельный ряд DKW несколько расширился за счет мотоциклов с 200- и 500-кубовыми четырехтактными двигателями, поскольку фирма «Шюттофф» изначально специализировалась именно на таких моторах. Продажи мотоциклов «ДКВ-Шюттофф» продолжались до 1932 года, а затем предприятие в Хаймнице перешло на изготовление электрооборудования для всего модельного ряда DKW.

Отдельно следует сказать о гоночной программе DKW. Кроме обычных мотоциклов, специально подготовленных к гонкам, в конце 20-х годов конструктор Хуго Руппе специально для DKW создал новый гоночный мотор. Еще на своих мотоциклах «Бекамо» Руппе опробовал конструкцию с воздушным нагнетателем, цилиндр которого находился напротив рабочего цилиндра двигателя относительно коленчатого вала. Для DKW Руппе разработал аналогичную версию водяного охлаждения, предлагавшуюся в двух вариантах – AR (173 см3, 12 л.с.) и OR (247 см3, 17 л.с). Мотоциклы с этим силовым агрегатом продавались гонщикам-индивидуалам, среди которых можно отметить Ксавера Гмельха (Xaver Gmelch), Курта Фридриха (Kurt Friedrich), Вилли Хенкельманна (Willy Henkelmann), Лео Штайнвега (Leo Steinweg) и многих других.

Герман Вебер сначала продолжил наддувную тему, а затем сосредоточился на серийной продукции. Его с середины 30-ых годов сменил на посту шеф-конструктора гоночной линии Август Прюссинг (August Prüssing). Непосредственные же работы вел инженер Арнольд Цоллер (Arnold Zoller). Именно ему принадлежит идея соединить схему «Гарелли» (два цилиндра с общей камерой сгорания) и конструкцию Руппе с воздушным нагнетателем. Для уменьшения размеров силового агрегата Цоллер расположил цилиндр воздушного нагнетателя горизонтально. Каждый поршень двигателя имел по отдельному шатуну, которые шарнирно соединялись и приводили единственную коренную шейку коленчатого вала. Мало того – Цоллер установил на впуске лепестковый клапан. Мощность такого двигателя водяного охлаждения, работавшего, естественно, на специальной топливной смеси, к 1937 году при рабочем объеме 246 см3 составляла 24 л.с. Затем появились более мощные 500- и 600-кубовые моторы Цоллера, которые оснащались цилиндрическим золотником во впускном тракте. Следующим шагом стала замена поршневого воздушного нагнетателя центробежным. Наконец, во второй половине 30-ых годов был создан четырехцилиндровый двигатель с двумя камерами сгорания и центробежным воздушным нагнетателем. Кроме того, строились разнообразные опытные конструкции гоночных мотоциклов. На наддувных машинах DKW было одержано множество побед, самой громкой из которых стала выигранная Эвальдом Клюге (Ewald Kluge) в классе 250 см3 гонка «Турист Трофи 1938 года.

Лепестковый клапан на впуске был установлен и на двигатель дорожного мотоцикла «DKW Sport 350» образца 1933 года. К этому моменту окончательно сформировалось семейство мотоциклов DKW, получивших блок-моторы с шестеренной моторной передачей. Все они имели разборную раму из штампованных элементов, многие комплектовались бензобаком с хромированными боковинами. Самой легкой на тот момент считалась модель «Блок 175» (Block, 175 см3, 5,5 л.с), а самой тяжелой – «Блок 500» (494 см3, 15 л.с.). Эта машина уже оснащалась четырехступенчатой коробкой передач, а двигатель охлаждался встречным воздушным потоком. Знаменитые модели с моторами водяного охлаждения «Супер Спорт 500» (494 см3, 18 л.с.) и «Супер Спорт 600» (586 см3, 22 л.с.) исчезли из программы годом ранее. Зато в 1933 году впервые на мотоциклах ДKB была опробована новинка – династартер, сделанный по аналогии с тем, что устанавливался на автомобильных моторах DKW. Идея была проста – любой генератор постоянного тока по сути является электродвигателем. Если установить достаточно мощные обмотки и подать питание от мощного аккумулятора, то он вполне способен раскрутить коленчатый вал мотоциклетного мотора. С появлением нового семейства «SB» династартеры перекочевали и на 200- и 500-кубовые мотоциклы нового модельного ряда, которые получили наименование «Люксус». В 1934 году мотоциклетную программу концерна DKW составляли модели «КМ 200» и «SB 200» (192 см3, 7 л.с.), незначительно отличавшиеся размерами цилиндра и бензобака, «SB 350» (345 см3, 11 л.с.), «SB 500» (494 см3, 15 л.с). Последняя, кстати, получила переднюю вилку с перьями, которые сваривались из двух половинок, образовывая более прочную конструкцию, чем обычные штампованные элементы. Новинкой этого года стала легкая машина «RT 100» (98 см3, 2,5 л.с.). При своих возможностях концерн DKW, подобно «Виктории» и НСУ, самостоятельно строил 100-кубовые моторы, не приобретая их на стороне.

С появлением мотоциклов семейства «NZ» модели с династартером были сняты с производства, поскольку специальное электрооборудование повышало стоимость мотоциклов. Новые модели – «NZ 250» (247 см3, 9 л.с.) и «NZ 350» (246 см3, 11,5 л.с.) – кардинально отличались от всех предыдущих мотоциклов DKW. Во-первых, переработанный двигатель получил цепную моторную передачу под алюминиевой крышкой картера. Во-вторых, коробка передач стала четырехступенчатой, а в дополнение к ручному появился и ножной механизм переключения передач. В третьих, основу рамы теперь составлял мощный сварной передний конверт, к которому крепились две задних траверсы. Кроме того, центральный переключатель электрооборудования был вынесен на бензобак, который также увеличился в объеме. Передняя вилка получила сварные перья, аналогичные «пятисотке». Кстати, версия «NZ 500» (489 см3, 18,5 л.с.) появилась годом позже и отличалась не только модернизированным шасси и силовым агрегатом, но и появившейся свечной задней подвеской, которую можно было регулировать по жесткости в зависимости от того, использовалась ли машина с коляской или в одиночном варианте.

Последней предвоенной новинкой от DKW стало гениальное творение Германа Вебера – легкий мотоцикл «DKW RT 125» (123 см3, 4,75 л.с), отличавшийся целым рядом нетрадиционных для легкого класса решений. Так, цилиндр с головкой крепились к картеру не длинными болтами, а анкерными шпильками. Генератор уменьшился в размерах и спрятался под изящной обтекаемой крышкой. Механизм переключения был только ножным, а рама после долгого перерыва вновь стала трубчатой сварной. Машина по совокупности параметров оказалась настолько удачной, что после войны ее копировали во всех странах мира, даже в США.

После начала Второй мировой войны модели «RT 125» и «NZ 350» попали в число основных мотоциклов вермахта. Их производство продолжалось до 1944 года, причем во время войны «NZ 350» была модернизирована – блок-мотор стал целиком делаться из чугуна, а генератор был взят от «младшей» модели. Именно в таком виде модель «NZ 350/1» стала прототипом для нашего Иж-350, в то время, как модель «RT 125» взяли за основу заводы в Москве (ММЗ) и Коврове (ЗиД).

После окончания войны заводы концерна DKW оказались по разные стороны «линии фронта». Большая часть предприятия в Цшопау была демонтирована и вывезена в СССР, а на оставшейся базе возникла компания ИФА, позже переименованная в МЦет. Что же касается фабрики в Ингольштадте, то она с 1949 года возобновила изготовление 125-кубовой машины. С 1951 года к ней добавилась модель «RT 200» (191 см3, 8,5 л.с.) с телескопической передней вилкой. Чуть позже появилась версия «RT 250» (250 см3, 11 л.с.). С 1952 года обе машины получили свечную заднюю подвеску, а зимой 1953-54 годов была переделана передняя вилка, а карбюратор скрылся под специальным кожухом. С 1954 года в серию пошла также модель «RT 175» (175 см3, 9,75 л.с.). Во второй половине 50-ых годов все эти мотоциклы по господствовавшей моде получили длиннорычажную переднюю вилку и маятниковую заднюю подвеску.

В 1951 году возобновилась и гоночная программа предприятия. Сначала в гонках участвовали модернизированные довоенные мотоциклы, а в мае 1952 года на трассы вышла новая трехцилиндровая машина (348 см3, до 40 л.с.), которую создал Эрих Вольф (Erich Wolf). Кроме шоссейно-кольцевых гонок, на базе серийных мотоциклов было создано большое количество версий для разнообразных внедорожных соревнований.

На смену мотоциклам постепенно приходила более легкая техника. Фирма DKW освоила производство разнообразных мопедов-«полтинников», ничем особо не выделявшихся среди множества аналогичных машин других производителей. Гораздо интереснее оказался мотороллер «Хобби» (Hobby, 74 см3, 3 л.с.), который вместо коробки передач оснащался клиноременным вариатором. Эта модель пользовалась устойчивым спросом и выпускалась до 1957 года.

Последним серийным мотоциклом компании DKW стала двухцилиндровая версия «DKW RT 350 S» (350 см3, 18 л.с.), выпускавшаяся с 1955 года. Машина комплектовалась маятниковой задней подвеской и алюминиевыми тормозными барабанами увеличенного диаметра, причем привод заднего тормоза был гидравлическим. Для лучшего охлаждения цилиндров короткие ребра цилиндров располагались в «шахматном» порядке. Но эта прогрессивная и интересная машина, послужившая, кстати сказать, прототипом для советского двухцилиндрового семейства «Иж-Юпитер», уже не могла изменить кризисной ситуации на рынке. Спрос на мототехнику стремительно падал, и, чтобы избежать полной катастрофы, фирма DKW в 1958 году объединилась с компаниями «Виктория» и «Экспресс». Новое объединение, названное «Цвайрад Унион», сохранило торговые марки вошедших в него предприятий, но их самостоятельная история на этом завершилась.

motos-of-war.ru

Мой байк - История - DKW NZ-350

    

    1939 год. Появляется мотоцикл DKW NZ350 и его поздняя, военная модификация — DKW NZ 350-1.

     Германия к концу тридцатых годов, буквально наводнилась легкими двухтактниками сразу нескольких производителей. Среди недорогих, легких мотоциклов хочется выделить марку, четыре кольца с эмблемы которой нам привычнее видеть на современных лимузинах представительского класса. Наряду с известными марками Audi, Horch и Wanderer была и марка DKW, выпускавшая в Немецком городе Цшопау как автомобили, так и мотоциклы. Кстати, первый немецкий переднеприводный автомобиль был построен именно здесь. Существует несколько расшифровок названия фирмы- ''Dampf Kraft Wagen'' — ''паровой автомобиль'' отражала вид деятельности фирмы на заре ее становления — в 1907 году. Начинал DKW именно с транспортных средств, приводимых в движение силой пара. Достижения производства в Цшопау были достойны восхищения. Уже в 1935 году с конвейера сошло 300.000 мотоциклов…

     Несмотря на ''двухтактность'', это был очень надежный мотоцикл, обладающий необычной рамой сложного сечения из штампованной стали и легендарным двигателем с рабочим объемом 346 см3. Это был первый DKW с хотя и дублированным, но ножным переключением передач. Подвергавшийся небольшим ''мутациям'' DKW NZ 350 выпускался с 1939 года до конца войны.     За годы производства DKW NZ350 было выпущено 57000 штук, из которых 12000 — его военная модификация DKW NZ 350-1.     В основном, машинка была надежна и незамысловата, что и предопределило ее дальнейшую судьбу.     Самый доступный из “ДКВушек” была копия DKW NZ-350, вупущен в 1940 году DKW RT-125 - это последняя предвоенная новинка завода.

    Великая Германия повержена!     Изможденная промышленность СССР для скорейшего исцеления требовала инъекции новых технологий, иначе с колен пришлось бы вставать еще очень долго. И, в качестве репараций, вместе с завершением производства в Германии, в страну перекочевывает все оборудование и документация для производства мотоцикла DKW NZ350. Эту модель было поручено освоить в Ижевске.

    Первые мотоциклы ИЖ 350 (так назвали советский DKW NZ350) выехали из проходной ижевского завода уже через год — в 1946 году. Поставив рядом DKW последнего выпуска, и ИЖ из первой партии, отличить их было практически невозможно, лишь встроенный в фару спидометр ИЖа диссонировал с ДКВ-шным, установленным на современный манер в приборном щитке. Даже в руководстве по эксплуатации ИЖа на всех рисунках фигурировали подретушированные DKW-шки...

mybike.ucoz.ru

DKW NZ 350 - прародитель всех послевоенных мотоциклов Иж

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, страны, субкультура, субкультуры, тайные общества, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, торговля, трагедия в Новороссии, транспорт, труд, тюрьмы, убийства, удивительное, ужас, унифорама, униформа, учебные заведения, флот, флот. 1960-е, фото-техника, фотоателье, фот

foto-history.livejournal.com

Мотоцикл DKW NZ 350 350cc,

Технические характеристики

Размеры и масса
Клиренс 120
Колесная база 1355
Полная высота 935
Полная длина 2110
Полная ширина 710
Сухая масса 145
Двигатель
Мощность при оборотах 4000
Система питания Карбюратор
Система охлаждения воздушная
Мощность двигателя (л.с.) 11.5
Диаметр цилиндра x Ход поршня 85/72
Степень сжатия 5.8
Число тактов 1
Число цилиндров 1
Трансмиссия
Тип привода Цепь
Число передач 4
Динамика и экономичность
Максимальная скорость 90
Объем бензобака 15
Примерный расход топлива на 100 км 3.3
Ходовая часть
Задние тормоза Барабанные
Передние тормоза Барабанные
Основные характеристики
Год выпуска (г.) 2018 г.
Тип модели техники NZ 350
Тип мотоцикла КЛАССИК

universalmotors.ru

Мотоцикл - любовь моя. Часть 3

Как рождаются Гении? На этот вопрос нелегко ответить. По моему мнению, точно также, как и планеты. В темном космическом хаосе вдруг вспыхивает маленькая планета, и на ней образуется жизнь. Так же и в нашем человейнике из разных народов ни с того ни с сего появляется человек одаренный. Наделенный даром Божьим - творить, быть Творцом. Это происходит также редко, как и в случае с Космосом.

Герман Вебер (нем. Hermann Weber, 11 марта 1896 - 24 сентября 1948) — немецкий инженер, конструктор мотоциклов, мотогонщик известнен как разработчик легендарного мотоцикла DKW RT-125.

В 1922 году Герман Вебер начал свою инженерную работу в качестве менеджера по дизайну на заводе фирмы DKW в городе Чопау.

К сожалению других фотографий Германа Вебера я не нашел.

Модель 1922 года

DKW E 200.  Модель 1928 года

Первой конструкцией Вебера был DKW ZL (Zschopauer Leichtmotorrad). Эта модель производилась с 1922 по 1924 год, всего было выпущено 2000 экземпояров. Мощность двигателя с объемом 148 куб.см была 2,25 л.с.,  и мотоцикл достигал максимальной скорости 65 км / ч.

DKW ZL 1923. - Первая конструкция Вебера

В 1925 году Вебер возглавил отдел гоночных мотоциклов DKW, кроме того он сам принимал участие в спортивных мотогонках, был неоднократным призером ряда престижных соревнований. Впоследствии основатель и управляющий DKW Дж. С. Расмуссен запретил ему участвовать в гонках - его услуги для компании были слишком ценными.

DKW Super Sport 500, модель 1930 года. Super Sport оснащен 2-цилиндровым двухтактным двигателем с водяным охлаждением. Мотор имеет мощность 18 л.с.

и немного в другом исполнении:

Следующая модель мотоцикла RT -125 с мотором объемом 125 куб.см. создана Вебером в 1939 году, стала революционной в истории мотоциклов. Модель DKW RT-125 была самым копируемым в мире мотоциклом, его выпускали в разных странах с 1940 по 1965 год.

В частности, Yamaha, появившаяся в 1955 году на рынке, скопировала мотоцикл до мельчайших деталей, за исключением рисунка - эмблемы DKW. Посмотрите:

Мотоцикл DKW Luxus 200 1931 года выпуска

ПЛАГИАТОРЫ

США

Чертежи RT 125, доставшиеся американцам после Второй мировой войны, сформировали основу мотоцикла Harley-Davidson «Hummer». Легендарня американская компания выпускала его вплоть до 1959—1960 гг.

Япония

1 июля 1955 основатель компании Yamaha Геничи Каваками (Genichi Kawakami) принял решение развить мотоциклетное направление и образовал Yamaha Motor Company. Первой моделью стала Yamaha YA-1, скопированная с немецкого мотоцикла DKW RT 125. Стоимость мотоцикла в 138000 иен была недоступна большинству желающих - средняя зарплата выпускника колледжа равнялась 10780 иенам. В то время, когда в мотоциклетном дизайне доминировал черный цвет, YA-1 удивил мир своим каштаново-красным цветом. За простые формы и цвет он получил прозвище "Aka-tombo" - "Красная стрекоза". Именно "Красной стрекозе" Yamaha обязана своими первыми спортивными победами: в первой же гонке в июле 1955 года у подножья горы Фудзи на YA-1 была одержана первая победа.

Токийский автосалон 2011 года включал ретрофутуристический концепт-мотоцикл Yamaha, спроектированный по линии YA-1 1955 года. Мотор 125 кубиков.

Рама изготовлена из алюминия, что снизило вес до 80 кг.,  на 20-дюймовых колесах.

Великобритания

Уже во время Второй мировой войны компанией Royal Enfield были скопированы RT 100 и RT 125. Позже чертежи RT 125 стали основой BSA Bantam. «BSA-D1» (1948—1951 гг.) представлял собой зеркальную копию немецкого мотоцикла: цепь задней передачи и генератор находилась не справа, а слева, механизм переключения передач и кикстартер перекочевал на правую сторону.

Оцените английский дизайн, это же  какие способности надо иметь, чтобы так изуродовать машину !

Особенно меня бесит заднее крыло, ну неужели непонятно что оно нарушает всю гармонию?

А защитные щитки? такое впечатление, что их слямзили у советского "Урала":

А этот шедевр английского дизайна образца 1970 года - копия DKW RT175 образца 1953 года. Да, бензобак немного изменили и сиденье - из поролона, и глушак зачем-то перенесли на правую сторону. Какой ногой его заводить?

А вот оригинал:

Осенью 1953 года Auto Union представил RT 175 на Международной выставке мотоциклов во Франкфурте вместе с более крупной моделью RT 250/2 . Благодаря своей прочности, экономичности и хорошим характеристикам управления, RT 175  сразу стал одним из самых продаваемых. В середине 1950-х годов каждый второй мотоцикл в классе до 175 куб.см был DKW RT 175 .

Недавно разработанный двигатель с 174 куб.см имел максимальную мощность 9,5 л.с. при 5000 об / мин.

Другими особенностями DKW RT 175 были корпус с закрытой цепью, телескопическая вилка и мягкая подвеска заднего колеса, а также замаскированный карбюратор. Средний расход топлива составлял 2,8 литра на 100 км.

В сентябре 1955 года модель  была выпущена на рынок как RT 175 S.

Качающееся седло было заменено подушкой сиденья для водителя, подушка для пассажирского сиденья или скамейка были доступны по запросу.

Еще до начала продаж сборная Германии выиграла Международный шестидневный поход , неофициальный чемпионат мира гонок по бездорожью.

1955 год

RT 175 VS 1956 года выпуска.

Кроме перечисленных стран после войны DKW RT-125 производился в Польше, Венгрии и Советсом Союзе, но не будем забегать вперед.

***

В начале тридцатых годов, дeржа нос по ветру, компания приступила к проектированию и производству средних и тяжелых мотоциклов.

Весной 1938 года DKW представила новое семейство мотоциклов: серия NZ, состоящая из моделей NZ 250 и NZ 350. Помимо четырехступенчатой коробки передач с ручным и педальным переключением, наиболее яркой новой особенностью была центральная рамная секция, изготовленная методом электросварки, что сделало новые мотоциклы более жесткими.В 1939 году в семейство NZ была добавлена модель объемом 500 куб. см

DKW NZ 350-1 Wehrmacht 1945 r.

DKW SB 500 выпускался с 1934 года, одиночка и с коляской.

Благодаря мощному двухцилиндровому двухтактному двигателю к SB 500 подходит и коляска. Мотоцикл оснащен электрическим стартером и двойными фарами. Двухцилиндровый двухтактный двигатель имеет объем 494 куб.

А этот трудяга попал в реанимацию:

С двойными фарами:

В 1939 году началась Вторая мировая война, как называют ее историки. Хочешь жить - готовься к войне. И мы в следующей части рассмотрим как страны -участники подготовились к войне.

А этот воин NZ350-1 остался жив:

К началу войны, вплоть до 1941 года, по непонятным причинам легкие и средние мотоциклы в СССР не выпускали.

Несмотря на это, над созданием отечественного мотоцикла с 1928 года работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, Ижевске.

Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства — от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода.

Для серийного производства был избран "Иж-7" - фактически это были двойники модели DKW Luxus 1931 года выпуска. Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод — подвела система зажигания. Но вскоре недостатки были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.

Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение "Иж-12", должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе, как пишут советские историки, "помешала война"...

Продолжение следует

alexsrb.livejournal.com

История четырех колец, или Как немецкие DKW превращались в советские мотоциклы (44 фото)

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны недавно открылась выставка "Следы войны", на которой можно увидеть историю немецких и советских мотоциклов. Ее уникальность состоит в том, что вживую присутствует редчайшая техника DKW военного времени из коллекции Алексея Тикунова. О том, как немецкие DKW превращались в советские мотоциклы, читайте в нашем материале.

Выставка "Следы войны" - это совместный проект музея и коллекционера Алексея Тикунова. В центре внимания любителя мотоциклетной техники - модели DKW военного времени. После главной катастрофы ХХ века их сохранилось очень мало, но Алексей Тикунов буквально по крупицам восстановил мотоциклы из оригинальных немецких запчастей. Более того, техника на ходу, несмотря на нелегкую судьбу.

"Пощупай руками раму снизу, - говорит Алексей. - Этот DKW РТ 125 воевал - вся его задняя часть была посечена осколками. Судя по всему, вначале он наехал на мину передним колесом, сработал замедлитель - взрыв произошел под задним колесом…"

Дыхание войны - в каждом экспонате. Сколько трагедий и смертей видели эти мотоциклы?

Выставка разделена на блоки, в которых отражено начало войны, отступление немцев и повседневная жизнь в послевоенные годы. Отдельным блоком выделена полевая ремонтная зона. Соответственно техника стоит в хронологическом порядке: сначала выставлены мотоциклы DKW, а затем советские модели Московского, Минского и Ижевского мотоциклетных заводов.

"После Версальского договора 1919 года немцы были очень стеснены в возможностях развития военной техники, - рассказывает коллекционер. - Поэтому они активно развивали те виды техники, которые были разрешены. Мотоциклы никто не запрещал, поэтому большой скачок немецкие инженеры совершили в развитии двухколесного транспорта. В годы войны на мотоцикл было возложено множество различных функций, техника использовалась даже в качестве тягачей".

Мотоцикл позволял относительно дешево и экономично моторизовать целые подразделения. В нем видели соответствующую времени замену на полях сражений верховой лошади. Поэтому двухколесная техника до войны в Германии активно развивались. А фирма DKW была одним из лидеров мотоциклетной промышленности. Кроме того, здесь производили и автомобили.

К слову, о знаменитых четырех кольцах. Этот значок появился в 1932 году, когда произошло объединение четырех производителей: Audi, DKW, Horch и Wanderer.

Итак, переходим к самим мотоциклам. Первый экспонат - DKW KS 200 1938 г.в. из музейного фонда. Создан он был в 1936 году специально для молодежи. Купив этот мотоцикл, каждый молодой человек получал возможность бесплатно обучаться в мотошколе DKW. Развитая сеть сервиса, небольшая цена (540 рейсхмарок), доступность запчастей - мотоциклы сразу "улетели" в стотысячные тиражи.

DKW KS 200 представлял собой облегченную версию появившегося ранее SB 200. Бак мотоцикла был меньшего объема по сравнению с SB 200, который позиционировался как туристический байк. Двигатели у них были похожими: двухтактные 200-кубовые "одностволки" мощностью 7 л.с. Да, на фото мы видим две выхлопные трубы, но это специфика двигателей DKW, оснащенных системой петлевой продувки цилиндров. Сами моторы одноцилиндровые.

DKW KS 200 был нацелен на молодых покупателей, любящих быструю езду. Максимальная скорость - 90 км/ч, что очень неплохо по тем временам. Выпускался мотоцикл до 1940 года. Некоторые из экземпляров, в том числе и этот, побывали на войне, хотя на фронте KS 200 не использовался, только в тылу, поскольку оказался слаб для настоящего бездорожья.

Следующий экспонат выставки - DKW NZ 350 - производился в 1938-1945 годах в различных модификациях. У предка советских "Ижей" была как гражданская, так и армейская версии. Двухтактный одноцилиндровый мотор объемом 346 куб.см выдавал 11 л.с.

"Некоторые узлы дублировались: у ножного рычага переключения передач был ручной дублер, ключом зажигания можно было выбрать вариант пуска с аккумулятором и без аккумулятора, - комментирует Алексей. - То есть в любом случае солдат должен был убежать. Весит мотоцикл всего 135 килограммов за счет того, что многие детали, в том числе и двигатель, выполнены из алюминия".

Конкретно этот экземпляр - версия для вермахта 1941 г.в. Таких мотоциклов было выпущено всего 2500 штук, все они ушли на фронт.

"Если мы считаем редким Иж-350, выпущенный в мирное время в количестве 127.000 штук, то понимаете, насколько этот DKW NZ 350 1941 года выпуска уникален?"

Подвергавшийся небольшим "мутациям" DKW NZ 350 выпускался до самого конца Второй мировой войны, в которой принимал самое активное участие наряду с "четырехтактниками" от BMW и Zundapp.

Каждая деталь старого мотоцикла - триумф немецкой педантичности.

"Немецкий мотоцикл очень легко собирать, - рассказывает реставратор. - У меня есть каталог, в котором конструкция описана в мельчайших подробностях, до каждого болтика. Вот, к примеру, клейменные болты. В этом мотоцикле более 100 таких болтов Ribe и Verbus. Немецкий мотоцикл собрать просто".

Хотя с запчастями не все так просто. При реставрации что-то Алексею приходится заказывать новодельное, поскольку часть деталей просто физически не может сохраниться с тех времен. Например, седло приехало из Польши. Попытка поставить "родные" шины не удалась, так как они взорвались. Поэтому Алексей приобрел новые, благо чешская компания по производству мотошин Mitas занимается и ретрорезиной. Но в основном запчасти полностью оригинальные. И именно немецкого производства, а не их советские копии.

В связи с этим совет "Мотовелозаводу". Сейчас активно развиваются фирмы по производству ретродеталей для автомобилей и мотоциклов (к примеру, "Ретродеталь" иOldtimer Garage). Почему бы на старых станках не запустить производство деталей для раритетной техники? Спрос в Европе на них есть. По мнению Алексея, хорошо бы продавались спицы на M1A (DKW RT) и различные резиновые изделия вроде ручек и подножек.

"Я не мог понять, почему долго не находил хвост на заднее крыло, - рассказывает Алексей. - Оказалось, что немцы их просто выбрасывали, когда они забивались грязью в России. Самое интересное - этот хвост так и нашли отдельно от мотоцикла. К слову, все тактические знаки, что вы видите на этой детали, восстановлены миллиметр в миллиметр".

Кстати, более подробно о процессе восстановления этих мотоциклов можно почитать наспециализированном форуме в темах пользователя tikynoff.

Еще один любопытный факт - мотоциклы перед отправкой на фронт или в тыл должны были иметь допуск Siemens или Bosch на отсутствие радиопомех.

Идем дальше. DKW RT 125, прообраз нашего "минскача", появился в 1939 году. Это была миниатюрная копия DKW NZ-350. И передняя вилка параллелограммной конструкции с фрикционным амортизатором, и силовой агрегат, и рама - все очень похоже. Но все его части были миниатюрными, придавая мотоциклу некую "игрушечность". Зато переключение передач было ножным, что для того времени являлось весьма прогрессивным решением.

Преимущества мотоцикла - простота, дешевизна, надежность. Настоящий автомат Калашникова в области мотостроения. Если бы он не был надежным, немцы бы его просто сняли с производства во время войны. Все модели RT 125 имеют одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением рабочим объемом 123 куб.см и мощностью от 4,75 до 6,5 л.с. (в зависимости от версии) с двухканальной возвратной продувкой. Максимальная скорость - от 75 до 90 км/ч, вес - около 70 кг. Существовали как гражданские RT 125, так и версии для вермахта.

Это наиболее скопированный мотоцикл всех времен и народов. Его копии под разными именами после войны производились в СССР, ГДР, Польше, Индии, Великобритании, США (Harley-Davidson Hummer), Японии (Yamaha YA-1 - первый мотоцикл Yamaha), Италии и Венгрии.

Конкретно этот мотоцикл - упрощенный военный вариант 1941 г.в. На нем установлены оригинальные шины и седло. Даже лампочки в фарах - именно 1941 года. Осколочные ранения, пулевое отверстие - мотоцикл явно попадал в передряги.

"У немцев все очень четко, - комментирует Алексей Тикунов. - Зачем в тылу использовать более тяжелый 350-кубовый мотоцикл, когда можно ездить на маленьком экономичном 125-кубовом? На таком мотоцикле ездил даже Вильгельм Кубе".

По словам Алексея, сложнее всего на этот мотоцикл найти сигнал. Он пластмассовый, поэтому легко трескался на морозе и разбивался при падениях. На сигнале изображена печать. Как вы уже поняли, у немцев в те годы было промаркировано все, что только можно: болты, ниппели, камеры для шин и т.д.

Следующий экземпляр - военный DKW NZ 350-1 WH 1944 года. Доказав свою необходимость в армии, "350-й" в 1943-м получил новую военную модификацию, имевшую некоторые отличия от прежней. У него были грязеотбойные щитки, дополнительное мягкое сиденье для второго номера, фильтр инерционного типа. В последние годы выпуска двигатель в целях экономии "крылатого металла" для авиации получил чугунный картер, что изрядно утяжелило мотоцикл.

Надписи говорят о том, что не нужно забывать смешивать бензин с маслом, а также не оставлять ключ в замке зажигания на стоянке, потому что есть риск угона мотоцикла партизанами. Что любопытно, у моделей DKW был указатель включенной передачи, правда, механический. Тем не менее такая опция имеется далеко не у всех современных мотоциклов!

А вот поздний военный DKW RT 125 WH 1944 года. Его особенности - резиновое седло, чугунный двигатель, стальные лапки, бугеля из толстых трубок и т.д.

Всего до конца войны вермахт получил около 12.000 экземпляров DKW RT 125 всех версий, благодаря чему модель стала одним из самых массовых армейских мотоциклов. Пробежал конкретно этот DKW всего 5600 км до того момента, как немцы закопали его при отступлении, чтобы техника не досталась советским войскам.

Также на выставке отдельным блоком показана полевая мастерская с различными запчастями для немецких мотоциклов.

Далее в хронологическом порядке - советские мотоциклы. По решению союзников любое предприятие, поставлявшее вооружение вермахту, подлежало демонтажу. Поэтому в качестве компенсации ущерба, нанесенного народному хозяйству СССР, в страну были вывезены техническая документация и оборудование с завода DKW в городе Цшопау. В Советский Союз также были доставлены немецкие инженеры и некоторые запчасти со складов. Так из RT 125 получился М1А "Москва", который сначала производился на Московском мотоциклетном заводе. Что любопытно, иногда на мотоциклах первых лет выпуска встречаются немецкие запчасти с оригинальным клеймением. Параллельно с производством в Москве мотоцикл под именем К-125 "Ковровец" выпускался и в г. Коврове, на небезызвестном ЗиДе.

В 1951 году с Московского мотозавода на Минский велозавод было передано производство мотоциклов М1А. Так появились первые "минскачи". Их собирали из московских комплектующих, чем объясняется надпись "Москва" на бензобаке. Надпись "Минск" появилась в 1954-м, а за год до этого у мотоцикла появилась телескопическая вилка и генератор переменного тока, благодаря которому удалось избавиться от аккумулятора.

На выставке представлен экземпляр 1954 г.в. в "родной" краске с пробегом чуть больше 5000 км.

Мотоцикл "Минск" М-103 - это дальнейшее развитие М1А и М1М от Минского мотовелозавода. Выпускался он с 1961 по 1964 год.

ИЖ-350 производился Ижевским машиностроительным заводом в 1946-1951 годах. Он представлял собой смесь разных версий немецкого DKW NZ 350. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки и некоторые другие детали - как у более поздних, выпускавшихся уже во время войны. В основном же ранние советские "ижи" и "минскачи" - это поздние армейские версии немецких DKW.

Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы, но общий вид и конструкция были практически идентичными немецкому оригиналу. Для своего времени это был современный, простой и надежный мотоцикл.

С 1961 по 1966 годы выпускался "ИЖ-Юпитер". Корни DKW чувствуются и в нем… Двигатель тут двухцилиндровый, похож на мотор модели NZ 500.

Немецкая конструкторская мысль до войны произвела на свет ряд прогрессивных для того времени мотоциклов, которые впоследствии превратились в советские модели. Визуально эту историю можно увидеть в музее - выставка продлится до 17 июля. А Иж-350 и DKW-350-1 будут участвовать в ретромотофестивале "Кола Часу", который пройдет 25 июня под Минском. Мотоциклы уже заправлены и готовы к бою!

Площадкой для четвертого фестиваля раритетной мототехники станет Гребной канал на Заславском водохранилище. Судя по насыщенной программе, "Кола Часу" должно стать одним из самых ярких событий этого лета.

divo-ra.blogspot.com