Основы управления мотоциклом и безопасность движения. Основы управления мотоциклом


Основы управления мотоциклом и безопасность движения

Основы управления мотоциклом и безопасность движения

Почему люди ездят на мотоциклах? Для этого есть много причин. Одним езда доставляет удовольствие из-за «открытости» мотоцикла, чувства единения с природой, другим по душе проходимость на бездорожье или маневренность и легкость парковки в городе, третьи видят в мотоцикле самое дешевое и экономичное транспортное средство, четвертым прибавляют адреналина в крови динамика и скорость, а кому-то важнее всего имидж байкера в коже… Сколько мотоциклистов — столько и мнений.

Однако объединяет всех этих людей одно — они участники дорожного движения. И еще то, что любой мотоцикл, в силу своих особенностей, является самым «уязвимым» транспортным средством среди других участников движения. Этот аргумент нередко используют родители (друзья, коллеги по работе), отговаривая от покупки мотоцикла.

Откровенно говоря, в нашей жизни мало дел без риска. Правильная оценка своих возможностей, окружающей обстановки, а также исправный мотоцикл и подходящая мотоэкипировка, твердые знания, тренировки и хорошая ездовая практика — все это снижает риск управления мотоциклом.

В начале предлагаемого руководства рассказывается о первых шагах мотоциклистов: выборе мотоцикла и мотоэкипировки, о приобретении базовых ездовых навыков — троганье с места, переключение передач, остановка. Затем даются советы по подготовке к экзаменам (теоретическому и практическому) при получении водительского удостоверения категории «А». Вторая часть руководства будет полезна тем, кто лишь недавно начал выезжать на дорогу и не имеет достаточного опыта.

В конце рассмотрены приемы безопасного вождения в сложных дорожных условиях и критических ситуациях, на бездорожье. Кроме того, в руководстве приводятся особенности вождения разных типов мотоциклов: с колясками, скутеров, трех- и четырехколесных.

Подготовка, знание и ответственность — вот основа долгой, безаварийной езды на мотоцикле!

ВНИМАНИЕ – перепечатка данной статье ВОСПРЕЩЕНА, размещение авторской статьи на других ресурсах будет пресекаться! Автор © Кравченко Дмитрий http://pride-u-bike.com/

pride-u-bike.com

Основы управления мотоциклом — КиберПедия

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ.

Запустите и прогрейте двигатель согласно п.8 «Запуск двигателя». Снимите мотоцикл с центральной подставки и, держась за рукоятки руля двумя руками, сядьте на седло. Опираясь правой ногой о поверхность дорожного полотна, поставьте левую ногу на подножку водителя.

ВНИМАНИЕ! Прежде чем начать движение, убедитесь, что не создадите помех другим участникам дорожного движения и включите левый указатель поворота.

Нажмите левой рукой на рычаг сцепления и включите первую передачу, плавно, но энергично нажав левой ногой на педаль переключения передач вниз. Поворачивая рукоятку управления дросселем на себя, плавно отпуская рычаг сцепления, начинайте движение и постепенно набирайте скорость.

ВНИМАНИЕ! Резкий поворот рукоятки управления дросселем и слишком быстрое отпускание рычага сцепления может служить причиной рывка, пробуксовки и даже переворота мотоцикла. Будьте особенно осторожны при начале движения и разгоне на мокрой, скользкой дороге.

Набрав достаточную скорость, одновременно повернув рукоятку управления дросселем от себя и энергично нажав на рычаг сцепления, включите вторую передачу, нажав носком ноги на педаль переключения передач вверх. В процессе дальнейшего набора скорости последовательно переключайте передачи аналогичным образом, вплоть до высшей, 5-й передачи. Номер включенной передачи высвечивается соответствующим индикатором на панели приборов. Переключение с высшей передачи на низшую осуществляется в противоположном направлении.

ВНИМАНИЕ! Будьте внимательны при переключении передач, выбирайте передачу, соответствующую скорости движения мотоцикла

РЕГУЛИРОВКА СКОРОСТИ

Скорость мотоцикла регулируется поворотом рукоятки управления дросселем: поворот на себя - ускорение (вращать медленно), поворот от себя (или отпускание)- замедление.

ВНИМАНИЕ! Избегайте резких манипуляций с рукояткой управления дросселем, особенно при прохождении поворотов и при движении по скользкой дороге.

ТОРМОЖЕНИЕ

Во избежание возникновения аварийных ситуаций, связанных с резким торможением, заблаговременно снижайте скорость при приближении к препятствию или месту остановки. Рекомендуется осуществлять торможение посредством совместного использования переднего и заднего тормозов. Для торможения поверните рукоятку управления дросселем от себя до упора и нажмите на рычаг переднего тормоза и педаль заднего тормоза, соизмеряя усилие нажатия с необходимым темпом замедления мотоцикла. Помните, что резкое торможение может привести к блокировке колес, заносу и падению мотоцикла.

ВНИМАНИЕ! Будьте особенно осторожны при движении по мокрой, скользкой дороге, так как в этом случае резко возрастает тормозной путь и вероятность возникновения заноса из-за ухудшения сцепления шин мотоцикла с дорожным полотном. Кроме того, снижается эффективность тормозов из-за увлажнения тормозных колодок.

ОСТАНОВКА И СТОЯНКА

Включите заблаговременно указатель поворота, чтобы предупредить других участников движения о своем намерении остановиться. Торможение осуществляйте в соответствии с рекомендациями, изложенными в пункте «торможение». После полной остановки мотоцикла заглушите двигатель, повернув ключ зажигания в положение.

ВНИМАНИЕ! Не выключайте зажигание во время движения мотоцикла, т.к. в этом случае произойдет размыкание электрических цепей, что может привести к аварии.

Поставьте мотоцикл на центральную подставку. Убедитесь, что не создаете помехи движению транспорта. Заприте замок руля для предотвращения возможной кражи.

ВНИМАНИЕ! Не оставляйте мотоцикл на склоне или рыхлой поверхности; он может упасть.

 

Обкатка мотоцикла

Надежность, безотказная и долговечная работа мотоцикла зависят от начального периода эксплуатации. Во время обкатки происходит приработка рабочих поверхностей деталей и узлов.

Продолжительность обкатки мотоцикла установлена - 1600 км. При обкатке выполняйте следующие требования: необходимо менять число оборотов двигателя и не давать работать двигателю на постоянной скорости длительное время, не перегружать двигатель, избегать езды по тяжелым дорогам.

Рекомендуемые пределы по открытию дроссельной заслонки двигателя и максимальной скорости движения в период обкатки.

Пробег Предел открытия дроссельной заслонки Максимальные обороты двигателя
Первые 800 км 60% не свыше 5000 об/мин.
800-1600 км 80% не свыше 7500 об/мин.
Свыше 1600 км 100% не свыше 8500 км/час

ВНИМАНИЕ! Вовремя выполненное техническое обслуживание обеспечит оптимальную работоспособность двигателя.

 

Техническое обслуживание

Периодичность технического обслуживания в гарантийный и послегарантийный период.

Операции 1000км(ТО-1) 4000км(ТО-2) 8000км(ТО-3) 12000км(ТО-4)
Аккумулятор Проверка Проверка Проверка Проверка
Предохранитель Проверка Проверка Проверка Проверка
Свеча зажигания Очистка Очистка, регулировка Замена Очистка, регулировка
Моторное масло Замена Замена Замена через 3000 км
Масляный фильтр Очистка Очистка Очистка Очистка
Зазоры клапанов Регулировка Проверка, регулировка Проверка, регулировка Проверка, регулировка
Сцепление Проверка Проверка, регулировка Проверка, регулировка Проверка, регулировка
Тормоза Регулировка Регулировка Контроль износа накладок тормозных колодок, регулировка Контроль износа накладок тормозных колодок, регулировка
Топливный шланг Проверка Проверка Проверка Проверка
Воздушный фильтр Промывка Промывка Промывка Промывка
Карбюратор Проверка Проверка Проверка Проверка
Цепь Регулировка натяжения через 1000 км
Шины Проверка Проверка Проверка Проверка
Подшипники рулевой колонки Проверка Проверка, регулировка Проверка, регулировка, смазка Проверка, регулировка
Крепеж Подтяжка Подтяжка Подтяжка Подтяжка

Техническое обслуживание мотоцикла выполняйте в соответствии с таблицей.

ВНИМАНИЕ! После завершения периода обкатки и прохождения ТО-1,ТО-2, ТО-3 и ТО-4 в дальнейшем рекомендуем выполнять работы в объеме ТО-3 с интервалом пробега 4000 км.

Если ваш мотоцикл эксплуатируется в тяжелых условиях (длительная работа на полной мощности или эксплуатация на пыльных дорогах), некоторые виды обслуживания, для повышения надежности работы, следует выполнять чаще.

АККУМУЛЯТОР

Двигатель мотоцикла оснащен электронной бесконтактной системой зажигания, для функционирования которой не требуется внешний источник питания, т.е. двигатель можно запустить при разряженном аккумуляторе и даже без него. Однако для нормальной работы приборов светотехники и сигнализации необходимо наличие заряженного аккумулятора, который расположен под правой декоративной крышкой. Для обеспечения доступа к аккумулятору вытяните крепежные выступы крышки из обрезиненных гнезд (в верхних углах крышки) и, не допуская чрезмерных изгибающих усилий, аккуратно снимите крышку, приподняв ее вверх с установочного выступа. Уход за аккумулятором заключается в поддержании в норме уровня электролита (между верхней и нижней метками на боковой стенке корпуса) и плотности электролита, которая должна составлять 1,25. ..1,27 г/см3 при полном заряде аккумулятора. Номинальное напряжение аккумулятора 12 В., емкость - 7 А.ч. При напряжении менее 11,5 В запуск двигателя рекомендуется осуществлять кик-стартером.

ВНИМАНИЕ! Не допускайте длительного хранения аккумулятора в разряженном состоянии, т.к. это резко снижает срок его службы и может привести к преждевременному выходу его из строя.

В случае длительного перерыва в эксплуатации мотоцикла отключайте клемму «-» от бортовой сети и периодически подзаряжайте аккумулятор постоянным током не более 0,7А.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ

Плавкий предохранитель защищает электрическую схему от короткого замыкания. Он установлен в капсулу, расположенную рядом с аккумулятором, крышка которой служит пеналом для хранения запасного предохранителя. При отсутствии напряжения в электрической сети проверьте исправность предохранителя. Если предохранитель вышел из строя, замените его на аналогичный (ток 10А). Следите за чистотой контактных поверхностей предохранителя.

СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ

ВНИМАНИЕ! Во время работы двигателя свеча и другие его части нагреваются до высоких температур, поэтому, во избежание получения ожогов, дайте двигателю охладиться, прежде чем приступить к демонтажу свечи.

На двигателе мотоцикла установлена свеча зажигания SX D 8 RTC. Заменяйте свечу только на аналогичную.

ВНИМАНИЕ! При демонтаже свечи не допускайте попадания грязи и посторонних предметов через свечное отверстие внутрь цилиндра.

Очистку свечи от нагара производите после пробега первых 1000, 4000км, и далее с интервалом 4000км. Для этого выверните ее из свечного отверстия головки цилиндра, очистите от твердых частиц нагара и промойте растворите лем или чистым бензином. Прежде, чем установить свечу на место проконтролируйте зазор между ее электродами, который должен составлять 0,6..0,8 мм. Регулировку зазора осуществляйте подгибанием бокового электрода.

МОТОРНОЕ МАСЛО

cyberpedia.su

Управление мотоциклом на бездорожье - Основы управления - Мото раздел - Каталог статей - MotoClub

Виды бездорожья и техника управления двухколесными мотоциклами

Грязь значительно усложняет езду по проселочным дорогам. Неудобства доставляет не столько грязь сама по себе, сколько колеи, выбитые в ней грузовыми автомобилями и тракторами.

Езда по межколейному участку (казалось бы, более сухому и ровному) чревата наездом на бревно или камень. Сама езда по колее не так уж страшна — но вот выехать из нее бывает непросто. Лучше всего ехать рядом с колеей, а при необходимости пересекать ее под возможно более прямым углом.

При движении по глубокой грязи лучше ехать сбоку от колеи

На дорогах с густой грязью она, забившись под крыло переднего колеса, стремится его блокировать (имеются в виду дорожные мотоциклы с нижним расположением крыла). В такой ситуации лучше ехать по более жидкой грязи и почаще заезжать в лужи. В критической ситуации переднее крыло приходится вообще снимать.

Сухой песок лучше объехать (если есть такая возможность). Проскакивать небольшие песчаные участки следует на высоких частотах вращения двигателя. При этом старайтесь не спускать ног с подножек, чтобы не терять скорость. Ехать можно, стоя на подножках или сидя, сместившись назад и поддерживая равновесие быстрым боковым смещением корпуса, отводом коленей в стороны. В общем, стиль езды должен быть агрессивным. В конце концов, песок — не самый плохой амортизатор при падениях.

Езда по песку осуществляется при повышеных частотах вращения коленчатого вала

Главное в езде по песку — тронуться с места. Об этом надо думать до остановки, выбирая площадку с растительностью или более плотным грунтом. Трогаясь, плавно отпускайте сцепление, чтобы не забуксовать (при этом можно помочь двигателю, отталкиваясь ногами).

Повороты на песке следует делать по возможно более пологой траектории. Если есть возможность, избегайте ехать по свежим следам другого мотоцикла. Лучше ехать по второй, не изрытой колее. Если песок в колее очень рыхлый, выходом может стать движение по целине вдоль колеи. Там более тряско, зато нет участков сплошного «голого» песка.

По сырому песку можно «газовать» достаточно смело и на высокой скорости. Поэтому если песчаная дорога идет недалеко от морского побережья или берега реки, держитесь ближе к воде. На севере России сообщение между поселками нередко проходит прямо по полосе отлива.

При езде по пересеченной местности рано или поздно встречаются водные преграды. Если поблизости нет моста, прежде всего вспомните народную мудрость о том, что надо делать, «не зная броду»...

Признаком того, что в этом месте действительно переезжают через водоем, служат подходящие к воде следы, пологие берега и большая ширина (относительно других мест) реки. Мелкая рябь на поверхности скорее всего свидетельствует о том, что глубина в этом месте небольшая. Однако будет лучше все же пройти брод пешком, а заодно найти участок с наиболее плотным дном. Ограничивают «бродоходимость» мотоцикла система зажигания, карбюратор и место забора воздуха в двигатель. Современные зарубежные эндуро имеют герметизированный генератор и воздухозаборник на уровне седла. Высоковольтная часть системы зажигания у них также достаточно водостойкая, поэтому можно смело переезжать броды глубиной до 0,5 м. Чтобы такой же брод переехать на российском «дорожнике» (или «Яве»), эти мотоциклы нужно специально готовить: герметизировать крышку картера, высоковольтные провода, катушку зажигания, дорабатывать воздушный фильтр, защищать карбюратор. Поэтому на этих мотоциклах не рекомендуется переезжать водоемы глубже 0,3–0,4 м. При необходимости перетащите мотоцикл с заглушенным двигателем и потом слейте воду из генератора и карбюратора.

На бродах с быстрым течением лучше воспользоваться посторонней помощью

Коварной может оказаться речка, хотя и неглубокая, но с сильным течением. Пересекайте ее под как можно более острым углом, причем неважно — по течению или против него. Оказавшись в воде, не поддавайтесь искушению дать «газ» и побыстрее оказаться на другом берегу. Двигайтесь на первой передаче, слегка пробуксовывая сцеплением, поддерживайте повышенные частоты вращения двигателя. Оптимальная скорость 5–6 км/ч, чтобы сильно не разбрызгивать воду. При этом опытные водители вытягивают ноги вверх и в стороны вовсе не из боязни их промочить, а чтобы уменьшить образование волн.

Неровности не так уж страшны, если ехать не торопясь. Под любую кочку, яму или выбоину можно подобрать такую скорость, при которой подвески мотоцикла не будут срабатывать до удара и водитель с пассажиром не получат неприятных ощущений. Безопасную езду на больших скоростях по неровностям обеспечивают, помимо головы, руки и ноги. Когда мотоциклист стоит на подножках, ноги как бы увеличивают ход подвесок, дополнительно гася колебания и удары. Нужно стремиться, чтобы центр тяжести водителя (представьте его расположенным в середине живота) совершал вертикальные колебания с меньшей амплитудой и большим периодом и в противофазе. На практике это означает, что при наезде на кочку нужно присесть, а при попадании в яму — привстать.

Главный принцип езды по любой плохой дороге, изобилующей неровностями, — не допустить отрыва колес от земли. Если он все же произошел — это сигнал, что скорость слишком высока и ее надо снизить. Кто-то возразит: «В спорте гонщики все время прыгают». Да, это так, в мотокроссе гонщики значительную часть времени проводят в воздухе. Там соревнуются на замкнутой трассе, «облизывая» каждый трамплин десятки раз. И все равно, впервые попадая на незнакомую трассу, спортсмен едет очень аккуратно и осмотрительно. Наша же цель — не подготовка к соревнованиям, а безопасная езда в различных условиях, чаще всего незнакомых.

Особенности управления трех- и четырехколесными мотоциклами

Особенности управления такими мотоциклами наиболее заметно проявляются на бездорожье. При подходе к повороту сбросьте «газ» и поворачивайте руль в сторону поворота. При этом перенесите вес тела на ногу, стоящую на внешней подножке, а сами повернитесь внутрь поворота. Верх туловища сместите к центру поворота. Поворот проходите, согласовывая прибавление «газа» и поворот руля. Тренируйтесь на открытых площадках без препятствий, начиная с малых скоростей. Помните, что на сухом грунте четырехколесный мотоцикл, в отличие от автомобиля, скорее перевернется, чем пойдет в занос. На скользком покрытии, если машину сносит, тренируйтесь перемещать тело вперед и назад. В первом случае улучшится управляемость, во втором — зацепление ведущих колес с грунтом (если мотоцикл не полноприводный).

При прохождении поворотов на четырехколесном (а, б) и трехколесном (в) мотоциклах следует наклонять тело к центру поворота

Обучение вождению на подъемах и спусках начинайте с пологих холмов с хорошим (нескользким) грунтом и без «ловушек» на вершине. Поднимайтесь на пониженной передаче строго «в лоб», переместив тело вперед. Избегайте перегазовок в середине холма (они могут вызвать пробуксовку колес) и большой скорости в конце. Желательно вершину холма проходить без отрыва колес, по крайней мере в начале обучения. Если вы остановились посередине подъема, трогайтесь очень аккуратно, так как можно перевернуться вокруг задней оси. Также если машина начала катиться назад, не тормозите одним задним тормозом. Заглушите двигатель, поставьте мотоцикл на ручной тормоз и разверните мотоцикл вручную.

Наклоны тела при преодолении подъемов (а) и спусков (б) на четырехколесном мотоцикле

Траекторию спуска выбирайте, как и при подъеме, перпендикулярно холму. Оттянитесь как можно больше назад, поставьте пониженную передачу. Двигатель в этой ситуации должен обеспечивать большую часть тормозной силы. Если машина на передаче разгоняется, помогите тормозами, но только обоими — от одного переднего можно перевернуться. Главное, чтобы колеса не пошли на юз. Естественно, про «газ» на время забудьте.

Проезжая вдоль наклонной части холма, сместите тело к его вершине и будьте предельно осторожны: при наезде на скользкие участки и просто при неловком движении легко перевернуться. Также избегайте поворотов на наклонной поверхности, особенно скользкой.

Движение по косогору на четырехколесном мотоцикле

Броды четырехколесные мотоциклы преодолевают глубиной до 0,3–0,4 м, при этом нужно быть уверенным, что под водой нет препятствий в виде камней, бревен или топкого грунта. По песчаным и илистым грунтам ехать следует плавно. Если неосторожным открытием «газа» вы зарыли мотоцикл и вдобавок утопили (двигатель заглох), то, чтобы его вытащить, потребуется в лучшем случае несколько человек, в худшем — трактор. На реках с быстрым течением следует поискать место с максимально широким бродом. Выехав на берег, обязательно просушите тормоза, нажав несколько раз на педаль (рычаг).

Большие препятствия в виде бревен или камней лучше объехать, даже если ради этого потребуется расчищать путь. Прыжки оправданы только после приобретения должного опыта только в компании вблизи от дома. В начале своей практики старайтесь не допускать заносов. Если сносит передние колеса, загрузите их наклоном корпуса и поверните руль в сторону заноса. При этом не следует тормозить или ускоряться. Во время тренировок управляемого заноса (а они крайне необходимы) избегайте продольных неровностей на трассе или изменения скользкости покрытия — мотоцикл может перевернуться.

И еще несколько советов:

  • не допускайте детей до 16 лет на «взрослые» машины —для них существуют специальные мотоциклы с двигателями до 90 см3;
  • избегайте перевозки пассажира: длинное сиденье предназначено не для двоих, а чтобы водителю было удобнее маневрировать. Это требование — не прихоть: у подавляющего большинства мотовездеходов нет дифференциала, а значит, при повороте одно из колес пробуксовывает. Когда (из-за пассажира) возрастает нагрузка, колесо становится тяжелее повернуть, особенно на твердом грунте;
  • выбирайте для езды на мотоцикле по бездорожью экипировку для мотокросса и эндуро: боты, костюм с защитой, очки, перчатки и, конечно, шлем;не забудьте перед выездом проверить техническое состояние мотоцикла, особенно тормоза, состояние шин и давление воздуха в них;
  • не снимайте рук с руля, а ног с подножек. Начинающим противопоказаны прыжки, езда на задних колесах и «на боку»;
  • не теряйте бдительности при езде на незнакомых покрытиях (грунтах): камнях, песке, глине, по болоту. Только убедившись, что владеете ситуацией, можно увеличивать скорость.

mclub.moy.su

основы управления мотоциклом Видео

3 г. назад

Серия их 2х видео по управлению мотоциклом. Как управлять мотоциклом? Будет полезно тем людям, кто ни разу...

2 г. назад

Мотоакадемия - Александра Андреева представляет серию уроков об управлении мотоцикла и его устройства....

2 г. назад

Занятия по управлению мотоциклом начинаются с изучения основ. Профессиональный мотоинструктор Сергей...

2 г. назад

Основы управления мотоциклом.

2 г. назад

https://vk.com/all_for_biker.

4 г. назад

Первая часть из серии обучающих видео о продвинутом управлении мотоциклом. Круг трения - основа в этом вопр...

3 г. назад

Вырезал 30 минут неинформационной голливудщины с парой даунов и детьми.

5 г. назад

Поддержать "В шлеме" ▻ http://donatepay.ru/d/vshleme Ездить на мотоцикле по прямикам - просто. Сможет даже обезьяна....

4 г. назад

Мото полезности #3 | Как новичку научиться ездить на спортивном мотоцикле Видео для новичков, которые хотят...

5 г. назад

Рубрика [Изучая Мотоцикл] направлена на саморазвитие мотоциклиста. Наша группа Вконтакте https://vk.com/stopdeadbody...

2 г. назад

Я в ВК https://vk.com/air1580 Группа ВК https://vk.com/air1580_group Мой канал, видео блог на youtube: http://www.youtube.com/user/Air1580.

3 мес. назад

Александр Андреев представляет: Тест на управление мотоциклом. В чем заключается тестирование: В выполнени...

3 г. назад

Внимание, ролик, представленный выше, является моим личным мнение и никак не претендует на звание объективн...

3 г. назад

https://www.facebook.com/advmotox/

4 мес. назад

Краткое описание основ управления мотоциклом.Это направление в котором стоит увеличивать свои навыки...

4 мес. назад

Больше о модели: http://geon.bike/geon-pantera-202cbf/ Обучение езде на мотоцикле для новичка. Раскрываем базовые навыки...

2 г. назад

Как новичку научиться ездить на спортивном мотоцикле, правильно садиться, заводить, переключать передачи...

2 г. назад

Начинающим мотоциклистам профессиональный мотоинструктор Сергей Яскевич расскажет о том, как правильно...

3 г. назад

Подробное описание техники Advanced Riding http://bikepost.ru/blog/63748/Advanced-Riding-chto-eto-takoe.html.

www.meizer.kz

Раздел 1 психологические основы безопасного управления мотоциклом

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

МОТОЦИКЛОМ

Тема 1. Психологические основы деятельности водителя

Зрение, слух и осязание–важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении транспортным средством. Внимание, его свойства (устойчивость (концентрация), переключение, объем и т.д.). Основные признаки потери внимания. Причины отвлечения внимания.

Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление мотоциклом.

Психологические качества человека (импульсивность, склонность к риску, агрессивность и т.д.) и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.

Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления мотоциклом.

Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление мотоциклом. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.

Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления мотоциклом

Психические состояния, влияющие на управление мотоциклом: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.

Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении мотоциклом. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.

Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения

Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов.Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТОЦИКЛОМ

И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Тема 2. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения

Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия и т.д. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками.

Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.

Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.

Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством

Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30–120 секунд), средняя (12–15 секунд) и ближняя (4–6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков.

Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки.

Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного

пространства вокруг мотоцикла при разных скоростях движения

Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Уровни допускаемого риска при выборе дистанции. Время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг мотоцикла в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.

Техника управления Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы.

Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению аварийной сигнализации, регулирования систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов.

Приемы действия органами управления. Техника руления.

Пуск двигателя. Прогрев двигателя.

Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем.

Действия тормозами, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.

Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес.

Особенности управления мотоциклом при наличии АБС.

Специфика управления мотоциклом с АКПП. Приемы действия органами управления АКПП. Выбор режима работы АКПП при движении на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог.

Действия водителя при управлении велосипедом, мопедом,скутером.

Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления - условие безопасности движения.

Управление велосипедом, мопедом, скутером в ограниченном пространстве, на перек­рестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках. Управление в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.

Способы парковки и стоянки мотоцикла.

Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей. Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта.

Обгон и встречный разъезд.

Проезд железнодорожных переездов.

Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.

Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.

Действия водителя в нештатных ситуациях

Условия потери устойчивости мотоцикла при разгоне, торможении и повороте. Основные случаи падения или опрокидывания мотоцикла в движении и в неподвижном положении. Основные приемы обеспечения устойчивости в движении и неподвижном положении. Действия водителя при падении в движении и в неподвижном положении.

Случаи использования падения для выхода из нештатной ситуации и уменьшения тяжести последствий ДТП. Порядок действий при использовании преднамеренного падения. Оценка технического состояния мотоцикла и состояния здоровья после падения.

Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади.

Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении.

Действия водителя при возгорании и падении мотоцикла в воду.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРЕДМЕТА «ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

№№

п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

в том числе

теорети

ческие

занятия

практи

ческие занятия

1.

Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП

1

1

2.

Основы анатомии и физиологии человека

1

1

-

3.

Терминальные состояния. Шок, острая дыхательная недостаточность, асфиксия, синдром утраты сознания

3

1

2

4.

Проведение сердечно-легочной реанимации

3

3

5.

Кровотечение и методы его остановки

3

1

2

6.

Первая медицинская помощь при травмах. Раны и их первичная обработка

3

1

2

7.

Правила наложения транспортной иммобилизации

2

2

8.

Виды бинтовых повязок и правила их наложения

2

1

1

9.

Первая медицинская помощь пострадавшему с острым заболеванием и в состоянии неадекватности

2

2

10.

Особенности транспортировки пострадавшего при ДТП в лечебное учреждение

2

2

11.

Правила пользования медицинской аптечкой

1

1

ЗАЧЕТ

1

1

Всего

24

9

15

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

Тема 1. Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП

Характеристика травм в зависимости от вида происшествия. Оснащение средствами безопасности транспортных средств. Обязанности водителя, медицинского работника, административных служб при ДТП с человеческими жертвами.

Тема 2. Основы анатомии и физиологии человека

Основные представления о строении и функциях организма человека. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Тема 3. Терминальные состояния. Шок, острая дыхательная недостаточность, асфиксия, синдром утраты сознания

Определение и характеристика терминальных состояний. Признаки жизни и смерти, реанимационные мероприятия при наличии признаков жизни. Признаки и симптомы шока. Комплекс противошоковых мероприятий. Причины острой дыхательной недостаточности и асфиксии, комплекс мероприятий первой медицинской помощи и критерии его эффективности. Характеристика синдрома утраты сознания, кома, обморок, причины возникновения и первая медицинская помощь.

Тема 4. Проведение сердечно-легочной реанимации

Показания к проведению мероприятий сердечно-легочной реанимации. Восстановление функции внешнего дыхания. Проведение искусственного дыхания методом «рот в рот», «рот в нос». Методика использования воздуховода. Техника проведения закрытого массажа сердца одним или двумя спасателями. Контроль эффективности реанимационных мероприятий. Ошибки при проведении сердечно-легочной реанимации. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей и пожилых людей.

Тема 5. Кровотечение и методы его остановки

Виды кровотечений. Способы остановки кровотечения (пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, наложение жгута или жгута-закрутки). Методика наложения жгута. Особенности остановки кровотечения из носа, ушей и полости рта. Первая медицинская помощь при легочном кровотечении и подозрении на внутрибрюшное кровотечение.

Тема 6. Первая медицинская помощь при травмах. Раны и их первичная обработка

Общая характеристика травм, особенности травм при ДТП. Классификация ран и их первичная обработка. Черепно-мозговые травмы. Закрытые повреждения мягких тканей. Синдром длительного сдавливания, особенности оказания медицинской помощи. Переломы костей скелета, характерные признаки перелома кости. Ожоги. Холодовая травма.

Тема 7. Правила наложения транспортной иммобилизации

Показания к транспортной иммобилизации и применяемые средства. Особенности транспортной иммобилизации при различных повреждениях и типичные ошибки при ее наложении.

Тема 8. Виды бинтовых повязок и правила их наложения

Правила наложения повязок на различные части тела. Применение индивидуального перевязочного пакета

Тема 9. Первая медицинская помощь пострадавшему с острым заболеванием и в состоянии неадекватности

Особенности оказания первой медицинской помощи при острой сердечно-сосудистой недостаточности, гипертоническом кризе, диабетической коме, бронхиальной астме. Признаки и симптомы отравлений, оказание первой медицинской помощи. Симптомы острых заболеваний органов брюшной полости. Психические реакции и состояния неадекватности. Эпилептический припадок.

Тема 10. Особенности транспортировки пострадавшего при ДТП в лечебное учреждение

Правила переноски пострадавшего на носилках. Способы переноски пострадавшего на руках. Особенности транспортировки при различных повреждениях. Предотвращение травм при транспортировке.

Тема 11. Правила пользования медицинской аптечкой

Комплектация медицинской аптечки. Применение содержимого медицинской аптечки.

Приложение к программе

предмета «Основы медицинской помощи»

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

И МАНИПУЛЯЦИЙ.

1. Техника очищения ротовой полости и восстановления проходимости верхних дыхательных путей.

2. Искусственная вентиляция легких: «рот в рот», «рот в нос», методика применения воздуховода.

3. Техника проведения закрытого массажа сердца одним или двумя спасателями.

4. Методика определения частоты пульса на: лучевой артерии, бедренной артерии, сонной артерии.

5. Определение состояния зрачков и их реакции на свет.

6. Способы остановки кровотечения: пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, максимальное сгибание конечности.

7. Методика наложение жгута или жгута-закрутки. Наиболее правильные места их наложения.

8. Временная остановка кровотечения пальцевым прижатием артерий (плечевой, сонной, подключичной, подмышечной, бедренной) в типичных местах.

9. Методика проведения передней тампонады носа.

10. Использование салфеток «Колетекс ГЕМ» и порошка «Статин» с целью остановки капиллярного или венозного кровотечения.

11. Этапы и методика проведения первичной обработки раны.

12. Методика наложения бинтовой повязки.

13. Правила наложения типичных бинтовых повязок на различные части тела: циркулярная, спиральная, крестообразная, колосовидная, возвращающая.

14. Методика наложения повязки Дезо.

15. Методика наложения косыночных повязок на различные части тела.

16. Наложение герметизирующей повязки при пневмотораксе.

17. Техника наложения индивидуального перевязочного пакета.

18. Техника наложения транспортной иммобилизации с использованием подручных средств и стандартных шин при повреждениях: ключицы, плеча, предплечья, кисти, бедра, голени, стопы.

19. Техника наложения транспортной иммобилизации при повреждениях: позвоночника и костей таза, органов живота, множественных переломах ребер, черепно-мозговой травме.

20. Техника укладывания пострадавших на носилки и правила переноски с различными повреждениями.

21. Техника переноски пострадавших с применением лямок.

22. Техника переноски пострадавших на руках одним и двумя людьми.

23. Техника переноски пострадавших с применением подручных средств.

24. Порядок снятия одежды с пострадавшего при ДТП.

25. Техника применения гипотермического пакета-контейнера.

26. Безопасное снятие мотошлема.

27. Освобождение от мотоэкипировки, зашиты, мотообуви.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ

МОТОЦИКЛА

№№

п/п

Наименование заданий

Количество

часов практического обучения

1.

Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами.

0,5

2.

Приемы управления транспортным средством.

Пуск двигателя, прогрев, переключение передач при вывешенном заднем колесе в восходящем и нисходящем порядке.

0,5

3.

Начало движения. Движение на первой передаче, поддержание равновесия на малой скорости.

Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке и с изменением направления.

2

4.

Остановка в заданном месте, развороты.

1

5.

Маневрирование в ограниченных проездах:

Проезд габаритной змейки и колейной доски

2

Проезд габаритного коридора и круга

2

Проезд по габаритной восьмерке. Остановка на линии «Стоп»

2

Комплексное вождение по ограниченным проездам

2

6.

Вождение на кольцевом маршруте площадки для учебной езды

2

7.

Совершенствование навыков вождения мотоциклом

2

Итого

16

Экзамен

1

Всего:

17

Примечания:

1. При отработке упражнений по вождению предусматривается проведение контрольного осмотра транспортного средства и выполнение работ по ежедневному обслуживанию.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ

МОТОЦИКЛА

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ

Задание 1. Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами

Общее ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами. Посадка на транспортное средство. Положение за рулем. Сход с транспортного средства.

Подготовка к запуску двигателя.

При неработающем двигателе или при поднятом ведущем колесе:

Ознакомление со схемой переключения передач, включение первой передачи, начало движения, разгона с переключением передач в восходящем порядке и замедления с переключением передач в нисходящем порядке.

Задание 2. Приемы управления транспортным средством

Освоение техники руления. Отработка сигналов поворота и остановки. Пуск двигателя, прогрев, переключение передач при вывешенном заднем колесе в восходящем и нисходящем порядке.

Действия органами управления при начале движения, переключении передач в восходящем и нисходящем порядке, плавном и экстренном торможении, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе или при поднятом ведущем колесе).

Начало движения, движение по прямой, торможение и остановка.

Задание 3. Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке

Запуск двигателя. Начало движения. Движение на первой передаче, поддержание равновесия на малой скорости. Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке. Движение по прямой. Способы перехода на низшую передачу (последовательный и без соблюдения последовательности). Способы торможения. Режим торможения двигателем. Сохранение равновесия, остановка транспортного средства.

Движение по кольцевому маршруту. Разгон и торможение с остановками у стоп-линии. Повороты направо и налево, между препятствиями.

Работа по контрольному осмотру и техническому обслуживанию.

Задание 4. Остановка в заданном месте, развороты

Остановка при движении, на обочине, у выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара (параллельно, под углом 45 и 90 градусов). Выбор места для остановки. Кратковременные остановки, сохранение равновесия. Длительная стоянка на уклоне и подъеме. Подъезд к ограничителю. Развороты. Экстренное торможение.

Задание 5. Маневрирование в ограниченных проездах

Проезд габаритной змейки и колейной доски

Проезд по змейке с прямолинейного движения. Проезд по змейке с предварительным поворотом направо, налево. Проезд по колейной доске с прямолинейного движения. Проезд по колейной доске с предварительным поворотом направо, налево.

Проезд габаритного коридора и круга

Въезд в габаритный коридор прямо и проезд по нему. Въезд в габаритный коридор с предварительным поворотом направо, налево и проезд по нему. Вождение по кругу в направлении по часовой стрелке. Вождение по кругу в направлении против часовой стрелки.

Проезд по габаритной восьмерке. Остановка на линии «Стоп»

Проезд по габаритной восьмерке с въездом в направлении по часовой и против часовой стрелки. Движение на различных передачах по кольцевому маршруту с остановками на линии «Стоп» и выполнением требований дорожных знаков.

Комплексное вождение по ограниченным проездам

Вождение с последовательным проездом габаритных коридора, змейки, восьмерки, проезд по колейной доске, остановка на линии «Стоп».

Задание 6. Вождение на кольцевом маршруте площадки для учебной езды

Движение по кольцевому маршруту с объездом стоящего транспортного средства. Очередность проезда в узком месте, обгон. Встречное движение транспортных средств, разъезд.

Задание 7. Совершенствование умения вождения мотоциклом

Данное задание проводится по индивидуальному плану для каждого обучаемого с целью устранения выявленных недостатков в управлении транспортным средством.

ЭКЗАМЕН ПО ВОЖДЕНИЮ:

Проводится на автодроме.

ПРИЛОЖЕНИЕ

П Е Р Е Ч Е Н Ь

учебных материалов для подготовки водителей

транспортного средства категории «А»

№№ п/п

Наименование учебных материалов

Единица измерения

Количество

1

2

3

4

Учебно-наглядные пособия

1.

Учебно-наглядное пособие «Схемы устройства и работы систем и механизмов транспортных средств»*

Комплект

1

2.

Учебно-наглядное пособие «Светофор с дополнительными секциями»*

Комплект

1

3.

Учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки»*

Комплект

1

4.

Учебно-наглядное пособие «Дорожная разметка»*

Комплект

1

5.

Учебно-наглядное пособие «Сигналы регулировщика»*

Комплект

1

6.

Учебно-наглядное пособие «Схема перекрестка»*

Комплект

1

7.

Учебно-наглядное пособие «Расположение дорожных знаков и средств регулирования в населенном пункте»*

Комплект

1

8.

Учебно-наглядное пособие «Маневрирование транспортных средств на проезжей части»*

Комплект

1

9.

Учебно-наглядное пособие «Оказание медицинской помощи пострадавшим»*

Комплект

1

10.

Набор средств для проведения практических занятий по оказанию медицинской помощи**

Комплект

1

11.

Медицинская аптечка водителя

Комплект

1

12.

Правила дорожного движения Российской Федерации

шт

3

Информационные материалы

13.

Информационный стенд, содержащий:

- копию лицензии с приложением;

- книгу жалоб и предложений;

- Закон РФ «О защите прав потребителей»;

- рабочий учебный план и тематические планы по предметам программы;

- расписание занятий;

- график вождения.

шт

1

textarchive.ru

Управление мотоциклом в дорожной обстановке - Основы управления - Мото раздел - Каталог статей - MotoClub

Начало движения

Видеть и быть увиденным — одно из главных условий «выживания» мотоциклиста. Прежде всего, во время езды внимание должно быть сконцентрировано на обстановке вокруг. Если же вы думаете о том, как и когда отпускать сцепление или какую включить передачу, — значит, вам рановато выезжать на дорогу. Покатайтесь еще на учебной площадке или пустыре, пока не выработался автоматизм управления.

Видеть нужно больше того, что перед вами. Необходимо представлять, что происходит по бокам и сзади. Информации, полученной от зеркал, не всегда бывает достаточно, если они имеют мертвые зоны. У человека угол зрения составляет 90–100°, и, повернув голову на 30°, можно оценить боковым зрением — не «висит» ли кто на колесе в мертвой зоне.

Мертвые зоны зеркал

И об очевидном: перед троганьем с места убедитесь (лучше, если повернуть голову), что сзади свободно, затем включите левые указатели поворота и спокойно выезжайте на проезжую часть.

Расположение на проезжей части

Расположение мотоциклиста на дороге (у осевой, посредине полосы или ближе к тротуару) зависит от различных факторов дорожной обстановки и ваших намерений. К ним относятся:

  • дефекты покрытия и посторонние предметы на дороге;
  • воздушные потоки от большегрузных автомобилей и автобусов или боковой ветер;
  • стремление лучше видеть дорожную обстановку;
  • сообщение другим водителям о своем намерении повернуть или остановиться;
  • обеспечение запасного варианта пути при возможном (прогнозируемом) возникновении опасности.
Все препятствия на проезжей части условно могут быть разделены на три группы. Первая — движущиеся объекты. Это автомобили, мотоциклы, велосипеды. Хотя траектория их перемещения характеризуется определенной упорядоченностью (насколько водители соблюдают ПДД, сигналы светофора и разметку), все равно следует быть начеку. Ко второй группе относятся пешеходы (в том числе в нетрезвом состоянии, а также дети и животные). Они перемещаются относительно медленно, но выделяются непредсказуемостью действий и короткими быстрыми движениями. От них лучше держаться подальше. И третья группа — стационарные объекты: ограждения, стоящие автомобили, столбы, дорожные люки (иногда открытые). Хотя они не могут перебегать дорогу, но подчас, в сочетании с другими препятствиями, могут создать критическую ситуацию.

Не менее важно с точки зрения вашего «выживания» — быть увиденным. Ведь больше половины аварий происходит оттого, что другие водители просто не заметили мотоциклиста до того момента, когда стало слишком поздно... Как было уже сказано, мотоцикл меньше по габаритам, а значит, его труднее выделить в транспортном потоке и правильно оценить скорость. Некоторые водители стараются еще больше «замаскироваться»: не включают фару, не моют свой мотоцикл и одеваются в темную одежду. А нужно делать все наоборот: ехать не просто с включенным стояночным светом, лишь бы что-то теплилось в фаре, а только со светом фары. Мотоцикл должен быть чистым и ярким, как одежда мотоциклиста и шлем. Все это элементы активной безопасности.

Естественно, что приборы сигнализации — указатели поворотов и сигналы (звуковой и торможения) должны работать. В некоторых ситуациях полезно дублировать указатели поворота рукой, например, при перестроении в левый ряд и при повороте (развороте). Движение рукой сразу привлекает внимание и позволяет избежать недоразумений. Перед торможением мигните пару раз сигналом торможения — ведь пульсирующий свет более заметен, чем горящий постоянно.

Чтобы сделать себя более видимым в транспортном потоке, необходимо правильно «разместить себя». Не следует ехать в одном ряду с грузовиком или автобусом, лавировать без необходимости в потоке машин. Возможно, вы сможете безопасно делать это позже, когда наберетесь мастерства и опыта, а пока старайтесь создать вокруг себя зону отчуждения. Это поможет не только самому видеть дорожную обстановку, но даст время на поиск запасного варианта траектории движения в экстренной ситуации.

Расположение мотоцикла на проезжей части

I — у осевой линии;II — посредине;III — ближе к тротуару.Выбор полосы движения зависит от дорожной обстановки

Не следует чрезмерно приближаться к движущимся впереди: это быстро утомляет и к тому же легко «прозевать» какой-либо предмет, пропускаемый автомобилем между колесами, например открытый люк или кирпич. Общеизвестна рекомендация по определению безопасной дистанции: значение скорости (в км/ч) делить на 2 и считать, что это расстояние в метрах. В городе в условиях интенсивного движения эту цифру можно немного сократить, поскольку водитель находится все время начеку. В противном случае другие норовят заполнить пустоту. «Сидящих на хвосте» не подпускайте слишком близко: мигните несколько раз фонарем сигнала торможения.

Проезд перекрестков и пересечений

Перекрестки в городе — серьезное испытание для новичков, ведь нужно не только управлять мотоциклом (трогаться, переключаться, тормозить). Сложность представляет даже не интенсивное движение (или вообще «пробка»), когда сложно маневрировать. Многоуровневые развязки современных городов, «хитрые» разводки по полосам, запрещающие знаки и неизвестно где расположенные светофоры — все это ставит в тупик и опытного водителя, не знающего местности.

Поначалу старайтесь ездить известными маршрутами недалеко от дома, постепенно расширяя зону охвата. Неизвестные маршруты исследуйте в выходные или в такое время суток, когда нет интенсивного движения. Даже если вы проскочите нужный поворот, можно будет вернуться и сделать второй заход. По возможности избегайте нарушений ПДД, и не только из соображений «налететь» на штраф. Другие транспортные средства, водители которых знают маршрут, могут ехать быстро и не ожидать вашего запрещенного маневра. Лучше потерять время на «легальный» объезд — сбережете уши от нелицеприятных высказываний, нервы, а может, даже и жизнь.

На перекрестках (да и не только на них) ваши глаза должны постоянно «сканировать» обстановку вокруг, отмечая все возможные источники опасности и их перемещения. Мозг же тем временем моделирует возможные ситуации, выделяя объекты, которые могут оказаться на пути. Этот поиск потенциальной опасности должен происходить непрерывно, ведь от него зависит ваша жизнь! Но не следует при этом задерживатьвзгляд и концентрировать внимание на каком-либо одном объекте более чем на долю секунды.

Оценка обстановки на перекрестках

I — (зеркало заднего вида) — приближающийся автомобиль останавливается;II — светофор переключается на «зеленый»;III — автомобиль готовится к повороту;IV — знак, предписывающий объезд;

V — автомобиль трогается;VI — пешеход может перебежать дорогу;VII — автомобиль может поехать на «красный»

Наибольшую опасность на перекрестках представляет встречный транспорт, поворачивающий налево. «Незаметный» мотоцикл водитель воспринимает иначе, чем, скажем, грузовик. И попытается проскочить, даже если преимущество на вашей стороне. Другая критическая ситуация возникает у правого ряда, когда там едет автомобиль и еще достаточно места для проезда мотоцикла. Часто водитель машины, объезжая стоящий на левый поворот транспорт, совершает резкий маневр направо не глядя в зеркало. Он уверен, что там никого нет: ведь ширина полосы явно меньше той, что требуется для автомобиля.

Малые размеры мотоцикла и высокая маневренность позволяет часто проезжать перекрестки «под прикрытием» машин. Но не нужно этим увлекаться, так как для водителя «прикрывающей» вас машины едущий рядом мотоцикл может оказаться в мертвой зоне зеркал.

Если на равнозначном перекрестке сложная ситуация и несколько водителей решают, кому ехать первым, не спешите. Пусть наиболее нетерпеливые разберутся друг с другом, а с одним оставшимся вы поступайте, как требуют ПДД. Когда наберетесь достаточного опыта городской езды, и изучите все маршруты, все равно не расслабляйтесь. Ситуация может измениться в любой момент: знаки и разметку меняют без предупреждения, на дорогу могут пролить масло или уронить посторонние предметы. Статистика показывает, что наибольшее количество аварий происходит именно вблизи дома.

Стоянка и остановка

Одни из важных достоинств мотоциклов — легкость их парковки и малогабаритность. Многие жители городов предпочитают для поездок летом мотоцикл именно из-за этих его качеств. Если место на краю проезжей части плотно заставлено, можно воспользоваться своим правом вести мотоцикл на руках по тротуару. Также допускается парковать мотоциклы-одиночки в два ряда параллельно краю проезжей части. Подробнее права мотоциклистов, закрепленные ПДД, изложены в подразделе Изучение Правил дорожного движения.

Такой способ парковки мотоциклов не запрещается ПДД

Даже на самой плотно заставленной стоянке всегда найдется место для мотоцикла. Все же, если вы паркуете свой аппарат в узком пространстве между машинами, задумайтесь: а сможет ли водитель автомобиля открыть дверь или выехать? В противном случае разъяренный автомобилист может повредить или даже опрокинуть вашего «коня».

Старайтесь не ставить мотоцикл позади больших машин (грузовиков, автобусов, фургонов). Их водители, «сдавая» назад по зеркалам, могут попросту не заметить ваш байк... Паркуя тяжелый мотоцикл, подумайте, как лучше его поставить. Если придется подавать его назад (или перекатывать через какое-нибудь препятствие), оцените свои физические возможности. Ведь задний ход имеют далеко не все модели. Оставляя мотоцикл, обязательно убедитесь в твердости покрытия под подставкой. Нередко летом асфальт размягчается, подставка (или боковой упор) продавливает его и мотоцикл падает. При этом страдают не только зеркала и рычаги руля, но и стоящие рядом машины.

При парковке следует принять противоугонные меры. Обычно каждый мотоциклист имеет свой арсенал средств. Самые серьезные должны пускаться в ход, если предстоит длительная стоянка мотоцикла.

Противоугонные устройства

Противоугонный замок

Противоугонный трос

Противоугонная блокировочная скоба для дискового тормоза

Перевозка пассажира и груза

Перевозка груза и пассажира на мотоцикле-одиночке может вызвать неожиданные ощущения. Особенно если их весогабаритные показатели сильно превышают таковые у водителя. Здесь важны три момента: вес, расположение и закрепление груза.

Пассажир должен твердо знать несколько правил. Главное — не стараться активно участвовать в управлении мотоциклом. Не нужно наклоняться прежде водителя или, еще хуже, препятствовать наклону мотоцикла. Таким пассажирам дайте совет: лучше просто сидеть «мешком», слившись с водителем и повторяя его движения. Держаться следует за предусмотренные конструкцией ручки или ремешок поперек седла. Можно держаться и за водителя, но не удушая его своими объятиями. На коротких остановках не следует спускать ноги с подножек, это может вызвать потерю равновесия водителем. И конечно, не приближайте руки и ноги к вращающимся и горячим деталям.

Перевозка пассажира

Пассажир держится за водителя (не сдавливая его)

Пассажир держится за специально предусмотренные ручки (дуги)

При торможении на спортбайках бывает удобно упереться в топливный бак

Несколько советов водителю. Не забудьте подкачать шины в соответствии с увеличивающейся нагрузкой. Следите, чтобы пассажир был соответствующе одет и имел шлем на голове. И не старайтесь поразить вашего спутника (спутницу) «крутой» ездой с заносами, визгом резины при резком торможении, отрывом переднего колеса при троганье. Для большинства пассажиров спокойная поездка на мотоцикле — это верх наслаждения. Сомневаетесь – сядьте назад сами...

Вождение мотоциклов разных типов

Пересаживаясь с двухколесного мотоцикла на трех- или четырехколесный, начинающий водитель всегда почувствует себя неуверенно.

Мотоциклы с боковым прицепом требуют специфических навыков вождения. Главная их особенность — невозможность компенсации на поворотах центробежных сил наклоном корпуса. Попросту, такой мотоцикл не наклонишь, он ведет себя, как автомобиль. Правда, в отличие от последнего, на мотоцикле с боковым прицепом можно наклоном туловища в нужную сторону заметно облегчить прохождение поворотов. Однако самое сложное — то, что при поворотах вправо и влево мотоцикл ведет себя по-разному.

При правом повороте после небольшого поворота руля боковой прицеп старается взмыть в воздух (особенно если он не загружен). Нередко новички вообще не могут повернуть направо и продолжают ехать прямо, съезжая с дороги. Противодействие — увеличить радиус поворота руля или, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, прибавить «газ». Правильные установка бокового колеса и развесовка, а также полученный опыт позволят не бояться правых поворотов.

При правых поворотах на мотоцикле с боковым прицепом колесо прицепа стремится оторваться от дороги

При левом повороте требуется приложить некоторое усилие к рулю. Не обольщайтесь кажущейся легкостью маневра: именно левые повороты самые коварные. При резком движении руля в сочетании с торможением силы инерции стремятся перевернуть мотоцикл. Воображаемая ось проходит через пятна контакта переднего колеса и бокового колеса с дорогой. Переворот происходит очень быстро, и, если он начался, сделать ничего уже нельзя. Последствия чаще всего фатальны, особенно для пассажира коляски. Несколько снижает вероятность переворота по возможности меньшая загрузка бокового прицепа.

Левый поворот на мотоцикле с боковым прицепом грозит переворотом в сторону

На мотоцикле с боковым прицепом несколько компенсировать действие центробежных сил, как при повороте направо, так и налево, можно, наклоняясь вместе с сидящим сзади пассажиром внутрь поворота. Вторая особенность мотоциклов с боковым прицепом — наличие второй колеи (и, соответственно, увеличенной ширины всего мотоцикла). К этому легче привыкнуть водителям автомобиля, нежели мотоцикла-одиночки.

Посадка пассажира на поворотах на мотоцикле с боковым прицепом

Третья особенность — воздействие сил инерции бокового прицепа. Ее ощущаешь сразу при троганье: мотоцикл стремится сам повернуть вправо. При сбросе «газа» и торможении (особенно если тормоз бокового колеса не работает) мотоцикл стремится повернуть влево.

Действие сил инерции бокового прицепа тем сильнее, чем больше он загружен. По этой причине многие водители предпочитают сажать пассажира на заднее сиденье. Во время первых учебных поездок будьте готовы к тому, что при ускорениях и замедлениях придется прикладывать некоторые усилия к рулю, чтобы сохранить прямолинейное движение.

Для выработки чувства габаритов положите на площадке доску и попытайтесь попасть на нее боковым колесом, двигаясь по прямой, а затем — выходя из поворота. Поставьте из картонных ящиков ворота и проезжайте их на малой скорости, постепенно сближая ящики. И наконец, научитесь поднимать мотоцикл на два колеса (используя резкий поворот руля вправо) и сохранять после этого прямолинейное движение. Но не увлекайтесь «двухколесной» ездой, ведь она создает повышенные нагрузки на колеса и детали подвесок.

Выработка чувства габаритов на мотоцикле с боковым прицепом с помощью «габаритной доски»

Мотоциклы с приводом на колесо бокового прицепа — не редкость. Однако не надо обольщаться их повышенной проходимостью. Даже с кроссовыми шинами эти мотоциклы никак нельзя назвать вездеходами. Причин две: нехватка крутящего момента «на низах» и отсутствие блокировки дифференциала. Не только на скользком грунте, но и при поворотах стоит колесу прицепа получить свободу, как оно начинает бешено раскручиваться, а другое, соответственно, останавливается. И получается, что во время правого поворота (прохождению которого, если помните, способствует ускорение мотоцикла) мотоцикл замедляется и даже останавливается. Опытному «колясочнику», привыкшему к езде в сложных условиях на двух колесах, управлять таким мотоциклом будет, по крайней мере, непривычно. Конечно, у мотоциклов с ведущим боковым колесом есть и плюс: независимо от загрузки бокового прицепа руль не ведет в сторону.

Принципиальное отличие трехколесных мотоциклов (трайков) от мотоциклов с боковым прицепом с точки зрения их управляемости состоит в том, что правые и левые повороты они проходят совершенно одинаково. Внутри своего класса трайки делятся на конструкции с независимой и зависимой подвеской задних колес. Первые, к ним относятся «Муравей», «Тула» и большинство самодельных трайков-чопперов, имеют несколько меньшую склонность к переворотам, чем мотоциклы с зависимой подвеской (из отечественных к последним относится «Фермер»).

При управлении трайком любой конструкции избегайте резких поворотов рулем. Ведь отрыв от дороги одного из задних колес, из-за наличия дифференциала, приводит к тем же нежелательным последствиям, что и у мотоциклов с боковым прицепом с ведущим колесом. Поэтому перед поворотом снижайте скорость и смещайте корпус внутрь виража.

Четырехколесные мотоциклы более устойчивы на поворотах, чем трехколесные. Правда, ездить по дорогам общего пользования на них практически во всех странах мира запрещено, для них там строят специально оборудованные трассы.

Российские четырехколесные мотоциклы адаптированы для езды по дорогам общего пользования. Их отличают от зарубежных мотоциклов крайне жесткие и относительно низкопрофильные шины и жесткое крепление заднего моста. Это накладывает скоростные ограничения: движение быстрее 30 км/ч становится небезопасным, так как из-за подскакиваний мотоцикла теряется управляемость. К тому же геометрия рулевого управления и подвески передних колес такова, что мотоцикл ехать прямо сам по себе не хочет. Поэтому не отвлекайтесь на ходу и не отпускайте руль — тогда с этой пока еще редкой машиной можно будет справиться.

Одним из достоинств отечественных четырехколесных мотоциклов является наличие блокируемого дифференциала. Этот узел позволяет легко (и без лишнего износа шин) поворачивать на дорогах и в то же время обеспечивает проходимость на бездорожье (при блокировке дифференциала). Кроме того, на таких машинах имеются понижающая передача и задний ход.

mclub.moy.su

основы управления мотоциклом видео YouTube видео

...

3 лет назад

Серия их 2х видео по управлению мотоциклом. Как управлять мотоциклом? Будет полезно тем людям, кто ни разу...

...

2 лет назад

Мотоакадемия - Александра Андреева представляет серию уроков об управлении мотоцикла и его устройства....

...

2 лет назад

Занятия по управлению мотоциклом начинаются с изучения основ. Профессиональный мотоинструктор Сергей...

...

2 лет назад

https://vk.com/all_for_biker.

...

2 лет назад

Основы управления мотоциклом.

...

4 лет назад

Первая часть из серии обучающих видео о продвинутом управлении мотоциклом. Круг трения - основа в этом вопр...

...

3 лет назад

Вырезал 30 минут неинформационной голливудщины с парой даунов и детьми.

...

5 лет назад

Поддержать "В шлеме" ▻ http://donatepay.ru/d/vshleme Ездить на мотоцикле по прямикам - просто. Сможет даже обезьяна....

...

4 лет назад

Мото полезности #3 | Как новичку научиться ездить на спортивном мотоцикле Видео для новичков, которые хотят...

...

5 лет назад

Рубрика [Изучая Мотоцикл] направлена на саморазвитие мотоциклиста. Наша группа Вконтакте https://vk.com/stopdeadbody...

...

2 лет назад

Я в ВК https://vk.com/air1580 Группа ВК https://vk.com/air1580_group Мой канал, видео блог на youtube: http://www.youtube.com/user/Air1580.

...

3 меc назад

Александр Андреев представляет: Тест на управление мотоциклом. В чем заключается тестирование: В выполнени...

...

3 лет назад

Внимание, ролик, представленный выше, является моим личным мнение и никак не претендует на звание объективн...

...

4 меc назад

Краткое описание основ управления мотоциклом.Это направление в котором стоит увеличивать свои навыки...

...

4 меc назад

Больше о модели: http://geon.bike/geon-pantera-202cbf/ Обучение езде на мотоцикле для новичка. Раскрываем базовые навыки...

...

2 лет назад

Как новичку научиться ездить на спортивном мотоцикле, правильно садиться, заводить, переключать передачи...

...

3 лет назад

https://www.facebook.com/advmotox/

...

3 лет назад

Подробное описание техники Advanced Riding http://bikepost.ru/blog/63748/Advanced-Riding-chto-eto-takoe.html.

...

2 лет назад

Начинающим мотоциклистам профессиональный мотоинструктор Сергей Яскевич расскажет о том, как правильно...

youtuberu.ru