ГЛАВА XIIII - ТОМ ВТОРОЙ - ДУБРОВСКИЙ - А.С.Пушкин. Волга протекала под окнами по ней шли нагруженные баржи


Диктанты — Н и нн в прилагательных и причастиях

1

Бадминтонный, балованный, бедственный, безвременный, бережёный, берестяной, бесписьменный, бешеный, вербованный, воспитанный, глиняный, гостиная, гранёный (стакан), дарованный, дарственная, дисквалифицированный, долгожданный, дрянной, жасминный, желанный, забракованный, заигранный, захламлённый, избранный, изданный, изменённый, израсходованный, искусный, кожаный, кожевенный, конкретизированный, малосолёный, мороженое, мудрёный, мужественный, мысленный, навеянный, наделённый, набелённый, нежданный-негаданный, негашеная (известь), недвусмысленный, непрошеный, неразделённый, несмышлёный, нетленный, нивелированный, нитяной, непуганый, нутряной, обваренный, обведённый, обветренный, обетованный, овсяный, оловянный, осведомлённый, ошеломлённый, первозданный, перестрелянный, песенный, перефразированный, песчаный, поверенный, подлинный, подобранный, полотняный, попранный, посажёный (отец), посаженный (дуб).

(70 слов)

 

2

Похищенный, предвоенный, прокипячённый, просяной, пустынный, путаный, разбавленный, раззолоченный, разобщённый, распланированный, самозванный, свежемороженый, сверженный, серебряный, скрещённый, скреплённый, слоеный, сломанный, смоляной, смолянистый, смородинный, снесённый, современный, сокровенный, сонный, сотканный, стеклянный, стираный, стреляный, стреноженный, студёный, суженый (жених), суженный (канал), таможенный, тождественный, убранный, уверенный, увлечённый, удвоенный, усовершенствованный, утончённый, филигранный, увлажнённый, укомплектованный, хоженый, чеканный, чинный, юный, эшелонный, эскадронный, ячменный.

(50 слов)

 

3

У крыльца стояли оседланные кони (Г.). Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная (П.). Опять тянется выжженная равнина… (Ч.). Срубленную ёлку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать её (Ч.). Посреди леса, на расчищенной и разработанной полянке возвышалась одинокая усадьба Хоря (Т.). Сильвио вынул из кармана утром полученное письмо и дал мне его читать (П.). Здесь я увидел Михаила Пущина, раненного в прошлом году (П.). Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами (П.). Мы оставили раненого казака (П.). Метелица прошёл ещё несколько переулков и наконец

упёрся в крашеный забор поповского сада (Фад.). У Лёньки в глазах блеснула непрошеная слеза (Сим.). В небольшом, оклеенном белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масляной краской, на блестящем крашеном полу у стены стояли две китайские вазы (А. Н. Т.). Что такое станционный смотритель? (П.) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в мазаной хате (А. Н. Т.). Степь была пустынная, ужасающе тихая (Шол.). Пушка наша была заряжена картечью (П.). Я кипячу крепкий чай в жестяном закопчённом чайнике (Пауст.).

(110 слов)

 

4

Промежутки между кустами и стволами деревьев были полны тумана, негустого, нежного, пропитанного насквозь лунным светом (Ч.). Избушка была заброшена, стёкла выставлены (Гайд.). Солдаты со скатанными шинелями шли быстро (Шол.). Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури! (П.) Глазам моим представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом (Т.). Размышления мои были прерваны приходом одного из казаков (П.). В приметах заключено много точного знания и поэзии (Пауст.). Утреннее солнце било в окно сквозь спущенную штору… (Ч.) Город, растрёпанный бурей, выглядел косматым и тёмным. Рваные снасти хлестали по ветру. Даже в номере гостиницы, освещённом лампой с зелёным абажуром, были видны следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе около окон, рама вдавлена внутрь, и за ней наискось торчала сорванная ветром водосточная труба (Пауст.).

(110 слов)

 

5

Широкая черкеска кое-где была порвана, шапка была заломлена назад по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Т.). Восток, денницей озарённый, сиял (П.). Всё в мирный сон погружено (Л.). В строгом порядке ускоренным шагом едут псари по холмам и оврагам (Н.). Широкая дороженька берёзками обставлена (Н.). Небо было загромождено клочьями снежно-белых облаков (М.Г.). Деньги от купца за лес были получены и ещё не издержаны (Л. Т.). Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы (П.). У зайца передние ноги коротки, задние длинны (Бианки). Григорий дёрнул вожжи, и бричка стала у крашеных, в мелкой резьбе ворот (Шол.). Вот и изменило вам хвалёное чувство собственного достоинства (Т.). Один день обед готовила бабушка из провизии, купленной на её деньги, на другой день провизию и хлеб покупал дед (М. Г.). Девочки чинно сидели, боясь измять свои накрахмаленные платьица (Т.).

(110 слов)

 

6

Безмолвно стояли брошенные, с закрытыми ставнями курени (Шол.). Я оглянулся и увидел мужика лет пятидесяти, запылённого, в лаптях, с плетёной котомкой и армяком за плечами (Т.). На столе уже стояли и сало, и копчёная гусятина, и вяленая рыба (А. Н. Т.). Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутым парусом (П.). Толстый дворецкий, блестя круглым лицом и крахмаленым бантом белого галстука, доложил, что кушанье подано (Л. Т.). Драгуны начали бодрить заморенных лошадей и поскакали к берегу (А. Н. Т.). Лицо её было густо и неумело накрашено (Ч.). Время от времени он надменно взглядывал на скованного Кирджали (П.). Несколько солдат и башкирцев выведены в поле и расстреляны картечью (П.). Никите было запрещено стрелять из стеклянной трубочки жёваной бумагой (А.Н.Т.). Одна снимает шлем крылатый, другая кованые латы (П.). Под насыпью, во рву некошеном, лежит и смотрит, как живая, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая (Бл.). Велика земля, а спрятать краденое негде (Ч.). Пахло печёным хлебом, палёной свининой (А. Н. Т.).

(140 слов)

 

7

Раненый боец, израненный солдат, сеяная мука, посеянное зерно, кипячёная вода, прокипячённое молоко, крашеный пол, покрашенный забор, кошеный клевер, некошеная трава, скошенная трава, стреляный воробей, подстреленная птица, пуганая ворона, испуганный человек, негашеная известь, погашенный костёр, тканая скатерть, копчёная колбаса, закопчённые стены, кованый меч, скованные движения, стриженый мальчик, остриженная голова, линованная тетрадь, ветреный день, поношенный костюм, отчаянный человек, растерянный вид.

(65 слов)

 

8

Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал; очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались. В комнате тихо; только слышно его равномерное дыхание и бой часов. На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Ивановича. На третьей стене, в середине которой была дверь, внизу с одной стороны висели две линейки: одна изрезанная, наша, другая новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования, с другой — чёрная доска.

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной чёрной клеёнкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой — стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетёный частокол; через аллею виден и луг.

Л. Н. Толстой. «Детство».

(180 слов)

 

9

Поля, изрытые траншеями, окопами, усыпанные глубокой коростой от взрывов снарядов и бомб, отдыхали: кровавые битвы прогремели над этой ныне тихой землёй и отхлынули, оставив после себя самый безобразный, искорёживший землю след. Ах, какая надвигалась удивительная осень отдохновения души; сердца отвыкали от мучительных судорог; всё было пусто окрест, всё было разгромлено, зато к порогу подступало самое бесценное — осенняя, невероятная, сказочная тишина.

Уже серебрилась тонкая, цепкая паутина; разумеется, все старались, пока было тепло, меньше находиться в землянке и с утра до вечера работали под открытым небом. Старики и женщины занимались своим, мы — своим, мне уже сравнялось пятнадцать, и я был взрослым человеком по тем временам, на меня во все глаза глядели два родных брата и двоюродный любимый белоголовый Серёга, для них не мать, а я был непререкаемым авторитетом, и на мне довольно тяжело сказывалась эта ответственность. Вокруг было разбросано великое множество гранат, патронов, снарядов, винтовок, попадались и пистолеты; в лесу поблизости стояли на боевых позициях брошенные впопыхах заряженные пушки, на десятки вёрст тянулись минные заграждения.

П. Проскурин «Возвращение».

(160 слов)

 

10

Перекрытия ярусов рухнули — где целиком, где частично, — наверное, от взрыва, уничтожившего все другие строения, и тьма, тронутая изнемогающим в закате светом, возносилась под худой купол, в который заглядывали ещё неразличимые снаружи звёзды. Пахло сырым камнем, плесенью, илом, отложившимся на стенах, застойной водой и ещё чем-то — птичьим помётом, спёртым духом животного существования и занесённой людьми нечистоты.

Сергеев задел весло — звук, круглый, гулкий, похожий на глоток, не исчерпался в себе самом, обрёл протяженное существование в одетой камнем тьме. Он отскочил… Когда-то Сергеев любил игру эха, а к старости нарочитые эффекты природы стали раздражать. Сергеев затих в лодке, не прикасаясь к вёслам и удерживаясь от всяких движений. Это подарило тишину, и стало хорошо.

Вверху, где звёзды, послышался слабый вздох. Затем повторился с лёгким отзвоном. Вновь долгий нежный стон, истончаясь, стёк к воде и поглотился ею. Тут не было даже милой игры — проникающая печаль, музыка сфер, подхваченная необыкновенным инструментом — флейтой-колокольней.

И это оказалось лишь вступлением к долгой песне без слов, которую завёл, чтобы исполнить до конца, ночной ветер на каменной дудке. С силой проталкиваясь в её звучащее тело, он рождал протяжные, редкой нежности и красоты звуки, изредка искажавшиеся захлёбным воем в куполе — взвинтилось и вдруг сразу оборвалось. И вновь льётся мелодичная жалоба, похожая на щемящую ноту юродивого Николки в железной шапке. Сравнение пришло много позже, когда Сергеев вернулся домой и, ворочаясь без сна, силился понять, что напоминали ему преображённые сетования ветра.

Сергеев забыл о часах и не знал, сколько времени провёл в каменном теле музыкального инструмента. Уже когда музыка, постепенно истаивая, замолкла, он всё боялся пошевелиться, чтобы грубой игрой эха не помешать эоловой арфе, но ветер окончательно стих, и, осторожно оттолкнувшись веслом, Сергеев, выплыл наружу.

Ю. Нагибин «Колокольня».

(240 слов)

 

11

Нигде больше, ни на одном базаре не найдёте вы табачных рядов, вымерли они, сгинули они под напором фабрики «Дукат» и всяких иноземных папирос-сигарет, от которых одна медовая тошнота и никакой крепости. А вот в Городе Городов настоящие табачные ряды ещё есть. В льняных, густотканых мешочках, в затейливо вышитых торбочках, в старинных дедовских кисетах высится горкой самосад рубленый, резаный, толчёный. Подходи, отрывай особым манером сложенную газетку, которая лежит тут же на прилавке, сворачивай хочешь — козлиную ножку, а хочешь — обыкновенную папиросу и затягивайся до хрипоты, до изнеможения, вспоминай, как во время пахоты, уборки или молотьбы затягивался точно таким же табачком, выбрав одну-две минуты для короткого перекура. А рядом пробует, приценяется к другому сорту рубленого табака давний знакомец из соседнего села. И вот вы уже, подымливая папиросками, обсуждая силу и крепость табака, заводите разговор об извечных своих крестьянских делах. Мол, табак табаком, пустяки всё это и забава, а вот жара нынче стоит несносная, рожь-пшеница на корню гибнет, скотину нечем кормить, государство в накладе. И уже дымок вьётся не так дружно, уже тает в раскалённом воздухе, уже кисеты завязаны и спрятаны в карманы, а кепки-восьмиклинки в задумчивости сбиты на затылки, и впору мужикам окончательно расстроиться и пасть духом. Но тут от соседнего ряда подходит к ним ещё один старый знакомец и начинает утешать-уговаривать. Не падайте, мол, ребята духом, жара жарой, а вон в селе Курганном живёт такой же, как вы, мужик Задорожный, так ему хоть каждый день сорок градусов, хоть ни одного дождя за всё лето, а пшеница у него стоит в рост человеческий. И мужики уже потихоньку отходят душой, загораются надеждой и желанием: а не поехать ли в будущее воскресенье в Курганное, не поглядеть ли, что там за мужик выискался Задорожный, не перенять ли его земледелие?

И. Евсеенко «Петушиные Дворики».

 

12

Где-то на болотах кричали журавли. Перед восходом солнца крик их был так гулок, что казалось, будто птицы кружатся над коньком избы. Лесное эхо подхватывало их крик, и он, усиленный и многократно отражённый гулкой органной звучностью сосновых стволов, окружавших болото, метался над топью. Крик этот не был резок или тороплив, нельзя было назвать его и трубным кличем. В нём было что-то глубинное, грудное, как в сильном женском меццо-сопрано, какой-то русалочий полувопль, таинственный и печальный, невольно уносящий воображение в мир полузабытых сказок детства.

Да и всё из моего окна виделось мне здесь сказочным: и эта горстка высоких теремных изб на горке между двух озёр — иные заколоченные, иные ещё с живыми красными гераньками в нешироких резных оконцах; и поленницы берёзовых дров, сложенные у стен задымлённых бань, заросшие вместе с банями высокой крапивой; и округлые, ещё свежезелёные стожки, похожие на островерхие шлемы былинных витязей; и бесконечные изгороди-прясла с белобокими сороками на берёзовых кольях; и звон коровьих колокольцев, и мягкий, гол ос рожка, искусно закрученного из длинного берестяного ремня, того самого старинного рожка, которым здешний пастух до сих пор скликает разбредшуюся по лесным тропам скотину. И леса, леса… Леса, в какую сторону ни глянь: чёрные, отвесные, с белыми мазками берёз, с малинниками по сухим волокам, с россыпями рыжиков по опушкам, боры-брусничники, боры-моховики, глухариные и медвежьи заломы, журавлиные топи.

Е. Носов. (210 слов)

diktanty.ru

Сочинение на тему Пейзаж в романе Дубровский.

<a rel="nofollow" href="http://v.ht/iq5P?0=44989" target="_blank">Артём посмотри здесь, страница 225</a>

<a rel="nofollow" href="http://v.ht/iq5P?0=349225" target="_blank">Артём посмотри здесь, страница 187</a>

Описание природы имеет большое значение во многих литературных произведениях. С помощью пейзажа автор часто передает общую атмосферу произведения или характер и чувства героев. В романе «Дубровский» природа играет особую роль. Автор часто упоминает красоту русской природы при описании помещичьих имений. А. С. Пушкин знакомит нас с Покровским, Кистеневкой и Арбытовым. Село Покровское – принадлежит Троекурову. Это богатое и красивое имение: «…из широкого озера вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревянные избы с их огородами и колодезями». Имение Дубровского выглядело совсем иначе. Тут все скромнее, однако чувствуется красота русской природы. «Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нём забилось; перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца. Берёзки, которые при нём только что были посажены около забора; выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь…» В произведение автор описывает ещё одно имение под названием Арбатово. «Чистые и веселые избы крестьян, каменный, господский дом, выстроенный во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками». «Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность», «беседка на берегу широкого озера, усеянного островами» - так автор описывает село Арбатово, образец изысканности и красоты. Однако в Арбатове безлюдно и тихо. В нем как будто не хватает души. Часто с помочью пейзажа автор передает душевное состояние героя. Так с помощью описания осенней природы Пушкин передает скорбь и печаль Владимира после смерти отца: «сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте», «сел на холодный дерн». «Будущее для него являлось покрытым грозными тучами». Автор показывает размышления героя о будущем с помощью метафоры. Русская природа в повести А. С. Пушкина Дубровский выступает не только фоном для событий, она помогает передать чувства героев, описать их характер и особенности мировосприятия.

Дубровский был тот ещё гад! Это, конечно, для ментов. А для простого народа он был герой. Он бегал по лесам и караулил, кто зазевается. Тогда набрасывался на него и грабил. Все карманы заставлял выворачивать, забирал мелочь и мобильники. У него было большое войско, человек 20. Богатство они делили между собой поровну, Дубровскому половину, потому что главный бандит. В него влюбилась какая-то Машка, дочь хромого Тимохи, которому Дубровский подарил 2 поросёнка, так они уже свадьбу хотели сыграть, но началась вторая мировая война и тех поросят забрали деникинцы, а Машку поставили поварихой. И всё, пути их разошлись. Однажды Дубровский поспорил с каким-то Архипом, что попадёт стрелой в яблоко, которое поставили на башку Сервантесу. Севантес-это такой дон на кляче и с копьём. Зарядили они свои луки и стали стрелять по яблоку. Дубровский попал в яблочко, а Архип в задницу осла, на котором сидел слуга Сервантеса Чигивара. Осёл испугался и побежал, сломя голову, через степи Кузыл-Кума прямо в логово Чингиз-Хана. Но не добежал, потому что устал и тогда он стал щипать колючки. А Чигивара давно упал с того осла и больше не вставал, потому что умер от страха. Дубровский был очень хорошим человеком, он раздавал беднякам деньги и машины, не говоря уж о коровах и всякой другой дряни. Все его боготворили и кланялись ему в ноги, вот он какой был, сволочь! Даже Троекуров, денщик егоный, говорил про него:» Ах ты каналья, ах ты сукин сын!». Вот такая у него была характеристика, только жалованья за это ему не платили и он был вынужден зарабатывать бандитом на большой дороге. Хороший был человек, не вредный... Но опасный. Так и сгинул в лесу, а золото его до сих пор ищут. То на Псковщине, то на дне Байкала, но никак не могут найти, бедняги.

touch.otvet.mail.ru

ГЛАВА XIIII - ТОМ ВТОРОЙ - ДУБРОВСКИЙ

Разделы сайта: 

Оглавление

Прошло несколько времени без всякого замечательного случая. Но в начале следующего лета произошло много перемен в семейном быту Кирила Петровича.

В 30-ти верстах от него находилось богатое поместие князя Верейского.Князь долгое время находился в чужих краях, всем имением его управлял отставной майор, и никакого сношения не существовало между Покровским и Арбатовым. Но в конце мая месяца князь возвратился из-за границы и приехал в свою деревню, которой отроду еще не видал. Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения и на третий день по своем приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком.Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее.Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал. Кирила Петрович был чрезвычайно доволен его посещением, приняв оное знаком уважения от человека, знающего свет; он по обыкновению своему стал угощать его смотром своих заведений и повел на псарный двор. Но князь чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами. Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу, но хвалил и восхищался; слуга пришел доложить, что кушание поставлено. Они пошли обедать. Князь прихрамывал, устав от своей прогулки и уже раскаиваясь в своем посещении.Но в зале встретила их Марья Кириловна, и старый волокита был поражен ее красотой. Троекуров посадил гостя подле ее. Князь был оживлен ее присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами. После обеда Кирила Петрович предложил ехать верхом, но князь извинился, указывая на свои бархатные сапоги и шутя над своею подагрой; он предпочел прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою. Линейку заложили. Старики и красавица сели втроем и поехали. Разговор не прерывался. Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека, как вдруг Верейский, обратясь к Кирилу Петровичу, спросил у него, что значит это погорелое строение и ему ли оно принадлежит?.. Кирила Петрович нахмурился; воспоминания, возбуждаемые в нем погорелой усадьбою, были ему неприятны. Он отвечал, что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому.- Дубровскому, - повторил Верейский, - как, этому славному разбойнику? - Отцу его, - отвечал Троекуров, - да и отец-то был порядочный разбойник.- Куда же девался наш Ринальдо? жив ли он, схвачен ли он? - И жив и на воле, и покамест у нас будут исправники заодно с ворами, до тех пор не будет он пойман; кстати, князь, Дубровский побывал ведь у тебя в Арбатове? - Да, прошлого году он, кажется, что-то сжег или разграбил... Не правда ли, Марья Кириловна, что было бы любопытно познакомиться покороче с этим романтическим героем? - Чего любопытно! - сказал Троекуров, - она знакома с ним: он целые три недели учил ее музыке, да слава богу не взял ничего за уроки. - Тут Кирила Петрович начал рассказывать повесть о своем французе-учителе. Марья Кириловна сидела как на иголках, Верейский выслушал с глубоким вниманием, нашел все это очень странным и переменил разговор. Возвратясь, он велел подавать свою карету и, несмотря на усильные просьбы Кирила Петровича остаться ночевать, уехал тотчас после чаю. Но прежде просил Кирила Петровича приехать к нему в гости с Марьей Кириловной - и гордый Троекуров обещался, ибо, взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения, он до некоторой степени почитал князя Верейского себе равным.Два дня спустя после сего посещения Кирила Петрович отправился с дочерью в гости к князю Верейскому. Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон. Хозяин встретил гостей у крыльца и подал руку молодой красавице. Они вошли в великолепную залу, где стол был накрыт на три прибора. Князь подвел гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинства и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением. Марья Кириловна слушала его с удовольствием. Пошли за стол. Троекуров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона и искусству его повара, а Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду. После обеда хозяин предложил гостям пойти в сад. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке. Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кириловне девическое любопытство, не вполне удовлетворенное учтивыми недомолвками князя; время прошло незаметно, начало смеркаться. Князь под предлогом свежести и росы спешил возвратиться домой; самовар их ожидал. Князь просил Марью Кириловну хозяйничать в доме старого холостяка. Она разливала чай, слушая неистощимые рассказы любезного говоруна; вдруг раздался выстрел и ракетка осветила небо. Князь подал Марье Кириловне шаль и позвал ее и Троекурова на балкон. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. Марья Кириловна веселилась как дитя. Князь Верейский радовался ее восхищению, а Троекуров был чрезвычайно им доволен, ибо принимал tous les frais {10} князя, как знаки уважения и желания ему угодить.Ужин в своем достоинстве ничем не уступал обеду. Гости отправились в комнаты, для них отведенные, и на другой день поутру расстались с любезным хозяином, дав друг другу обещание вскоре снова увидеться.

gumfak.ru

Читать книгу Дубровский Александра Пушкина : онлайн чтение

Глава XIII

Прошло несколько времени без всякого замечательного случая. Но в начале следующего лета произошло много перемен в семейном быту Кирила Петровича.

В тридцати верстах от него находилось богатое поместие князя Верейского. Князь долгое время находился в чужих краях, всем имением его управлял отставной майор, и никакого сношения не существовало между Покровским и Арбатовым. Но в конце мая месяца князь возвратился из-за границы и приехал в свою деревню, которой отроду еще не видал. Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения и на третий день по своем приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком.

Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал. Кирила Петрович был чрезвычайно доволен его посещением, приняв оное знаком уважения от человека, знающего свет; он по обыкновению своему стал угощать его смотром своих заведений и повел на псарный двор. Но князь чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами. Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу, но хвалил и восхищался; слуга пришел доложить, что кушание поставлено. Они пошли обедать. Князь прихрамывал, устав от своей прогулки и уже раскаиваясь в своем посещении.

Но в зале встретила их Марья Кириловна, и старый волокита был поражен ее красотой. Троекуров посадил гостя подле ее. Князь был оживлен ее присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами. После обеда Кирила Петрович предложил ехать верхом, но князь извинился, указывая на свои бархатные сапоги и шутя над своею подагрой; он предпочел прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою. Линейку заложили. Старики и красавица сели втроем и поехали. Разговор не прерывался. Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека, как вдруг Верейский, обратись к Кирилу Петровичу, спросил у него, что значит это погорелое строение и ему ли оно принадлежит?.. Кирила Петрович нахмурился; воспоминания, возбуждаемые в нем погорелой усадьбою, были ему неприятны. Он отвечал, что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому.

– Дубровскому, – повторил Верейский, – как, этому славному разбойнику?..

– Отцу его, – отвечал Троекуров, – да и отец-то был порядочный разбойник.

– Куда же девался наш Ринальдо?[10] жив ли он, схвачен ли он?

– И жив, и на воле, и покамест у нас будут исправники заодно с ворами, до тех пор не будет он пойман; кстати, князь, Дубровский побывал ведь у тебя в Арбатове?

– Да, прошлого году он, кажется, что-то сжег или разграбил… Не правда ли, Марья Кириловна, что было бы любопытно познакомиться покороче с этим романтическим героем?

– Чего любопытно! – сказал Троекуров, – она знакома с ним: он целые три недели учил ее музыке, да слава богу не взял ничего за уроки. – Тут Кирила Петрович начал рассказывать повесть о своем французе-учителе. Марья Кириловна сидела как на иголках. Верейский выслушал с глубоким вниманием, нашел все это очень странным и переменил разговор. Возвратись, он велел подавать свою карету и, несмотря на усильные просьбы Кирила Петровича остаться ночевать, уехал тотчас после чаю. Но прежде просил Кирила Петровича приехать к нему в гости с Марьей Кириловной, и гордый Троекуров обещался, ибо, взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды и три тысячи душ родового имения, он до некоторой степени почитал князя Верейского себе равным.

Два дня спустя после сего посещения Кирила Петрович отправился с дочерью в гости к князю Верейскому. Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон. Хозяин встретил гостей у крыльца и подал руку молодой красавице. Они вошли в великолепную залу, где стол был накрыт на три прибора. Князь подвел гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Потом они занялись рассмотрением галерей картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинства и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением. Марья Кириловна слушала его с удовольствием. Пошли за стол. Троекуров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона[11] и искусству его повара, а Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду. После обеда хозяин предложил гостям пойти в сад. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке. Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кириловне девическое любопытство, не вполне удовлетворенное учтивыми недомолвками князя; время прошло незаметно, начало смеркаться. Князь под предлогом свежести и росы спешил возвратиться домой; самовар их ожидал. Князь просил Марью Кириловну хозяйничать в доме старого холостяка. Она разливала чай, слушая неистощимые рассказы любезного говоруна; вдруг раздался выстрел, и ракетка осветила небо. Князь подал Марье Кириловне шаль и позвал ее и Троекурова на балкон. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. Марья Кириловна веселилась как дитя. Князь Верейский радовался ее восхищению, а Троекуров был чрезвычайно им доволен, ибо принимал tous les frais[12] князя, как знаки уважения и желания ему угодить.

Ужин в своем достоинстве ничем не уступал обеду. Гости отправились в комнаты, для них отведенные, и на другой день поутру расстались с любезным хозяином, дав друг другу обещание вскоре снова увидеться.

Глава XIV

Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком. Она не путалась шелками, подобно любовнице Конрада, которая в любовной рассеянности вышила розу зеленым шелком. Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, несмотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко.

Вдруг в окошко тихонько протянулась рука, кто-то положил на пяльцы письмо и скрылся, прежде чем Марья Кириловна успела образумиться. В это самое время слуга к ней вошел и позвал ее к Кирилу Петровичу. Она с трепетом спрятала письмо за косынку и поспешила к отцу в кабинет.

Кирила Петрович был не один. Князь Верейский сидел у него. При появлении Марьи Кириловны князь встал и молча поклонился ей с замешательством для него необыкновенным.

– Подойди сюда, Маша, – сказал Кирила Петрович, – скажу тебе новость, которая, надеюсь, тебя обрадует. Вот тебе жених, князь тебя сватает.

Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо. Она молчала. Князь к ней подошел, взял ее руку и с видом тронутым спросил: согласна ли она сделать его счастие. Маша молчала.

– Согласна, конечно, согласна, – сказал Кирила Петрович, – но знаешь, князь: девушке трудно выговорить это слово. Ну, дети, поцелуйтесь и будьте счастливы.

Маша стояла неподвижно, старый князь поцеловал ее руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу. Князь слегка нахмурился.

– Пошла, пошла, пошла, – сказал Кирила Петрович, – осуши свои слезы и воротись к нам веселешенька. Они все плачут при помолвке, – продолжал он, обратись к Верейскому, – это у них уж так заведено… Теперь, князь, поговорим о деле, то есть о приданом.

Марья Кириловна жадно воспользовалась позволением удалиться. Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал ее как плаха, как могила… «Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Тут она вспомнила о письме и жадно бросилась его читать, предчувствуя, что оно было от него. В самом деле оно было писано им и заключало только следующие слова: «Вечером в 10 час. на прежнем месте».

Глава XV

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду.

Как легкая тень молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания. Еще никого не было видно, вдруг из-за беседки очутился Дубровский перед нею.

– Я все знаю, – сказал он ей тихим и печальным голосом. – Вспомните ваше обещание.

– Вы предлагаете мне свое покровительство, – отвечала Маша, – но не сердитесь: оно пугает меня. Каким образом окажете вы мне помочь?

– Я бы мог избавить вас от ненавистного человека.

– Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите; я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса…

– Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях. Но как же спасу вас от жестокого отца?

– Еще есть надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он упрям, но он так меня любит.

– Не надейтесь по-пустому: в этих слезах увидит он только обыкновенную боязливость и отвращение, общее всем молодым девушкам, когда идут они замуж не по страсти, а из благоразумного расчета; что, если возьмет он себе в голову сделать счастие ваше вопреки вас самих; если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа…

– Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою.

Дубровский затрепетал, бледное лицо покрылось багровым румянцем и в ту же минуту стало бледнее прежнего. Он долго молчал, потупя голову.

– Соберитесь с всеми силами души, умоляйте отца, бросьтесь к его ногам: представьте ему весь ужас будущего, вашу молодость, увядающую близ хилого и развратного старика, решитесь на жестокое объяснение: скажите, что если он останется неумолим, то… то вы найдете ужасную защиту… скажите, что богатство не доставит вам и одной минуты счастия; роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки на одно мгновение; не отставайте от него, не пугайтесь ни его гнева, ни угроз, пока останется хоть тень надежды, ради бога, не отставайте. Если же не будет уже другого средства…

Тут Дубровский закрыл лицо руками, он, казалось, задыхался, Маша плакала…

– Бедная, бедная моя участь, – сказал он, горько вздохнув. – За вас отдал бы я жизнь, видеть вас издали, коснуться руки вашей было для меня упоением. И когда открывается для меня возможность прижать вас к волнуемому сердцу и сказать: ангел, умрем! бедный, я должен остерегаться от блаженства, я должен отдалять его всеми силами… Я не смею пасть к вашим ногам, благодарить небо за непонятную незаслуженную награду. О, как должен я ненавидеть того, но чувствую, теперь в сердце моем нет места ненависти.

Он тихо обнял стройный ее стан и тихо привлек ее к своему сердцу. Доверчиво склонила она голову на плечо молодого разбойника. Оба молчали.

Время летело. «Пора», – сказала, наконец, Маша. Дубровский как будто очнулся от усыпления. Он взял ее руку и надел ей на палец кольцо.

– Если решитесь прибегнуть ко мне, – сказал он, – то принесите кольцо сюда, опустите его в дупло этого дуба, я буду знать, что делать.

Дубровский поцеловал ее руку и скрылся между деревьями.

Глава XVI

Сватовство князя Верейского не было уже тайною для соседства. Кирила Петрович принимал поздравления, свадьба готовилась. Маша день ото дня отлагала решительное объявление. Между тем обращение ее со старым женихом было холодно и принужденно. Князь о том не заботился. Он о любви не хлопотал, довольный ее безмолвным согласием.

Но время шло. Маша наконец решилась действовать и написала письмо князю Верейскому; она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности, умоляла его отказаться от ее руки и самому защитить ее от власти родителя. Она тихонько вручила письмо князю Верейскому, тот прочел его наедине и нимало не был тронут откровенностию своей невесты. Напротив, он увидел необходимость ускорить свадьбу и для того почел нужным показать письмо будущему тестю.

Кирила Петрович взбесился; насилу князь мог уговорить его не показывать Маше и виду, что он уведомлен о ее письме. Кирила Петрович согласился ей о том не говорить, но решился не тратить времени и назначил быть свадьбе на другой же день. Князь нашел сие весьма благоразумным, пошел к своей невесте, сказал ей, что письмо очень его опечалило, но что он надеется со временем заслужить ее привязанность, что мысль ее лишиться слишком для него тяжела и что он не в силах согласиться на свой смертный приговор. За сим он почтительно поцеловал ее руку и уехал, не сказав ей ни слова о решении Кирила Петровича.

Но едва успел он выехать со двора, как отец ее вошел и напрямик велел ей быть готовой на завтрашний день. Марья Кириловна, уже взволнованная объяснением князя Верейского, залилась слезами и бросилась к ногам отца.

– Папенька, – закричала она жалобным голосом, – папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою…

– Это что значит, – сказал грозно Кирила Петрович, – до сих пор ты молчала и была согласна, а теперь, когда всё решено, ты вздумала капризничать и отрекаться. Не изволь дурачиться; этим со мною ты ничего не выиграешь.

– Не губите меня, – повторяла бедная Маша, – за что гоните меня от себя прочь и отдаете человеку нелюбимому? разве я вам надоела? я хочу остаться с вами по-прежнему. Папенька, вам без меня будет грустно, еще грустнее, когда подумаете, что я несчастлива, папенька: не принуждайте меня, я не хочу идти замуж…

Кирила Петрович был тронут, но скрыл свое смущение и, оттолкнув ее, сказал сурово:

– Всё это вздор, слышишь ли. Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия. Слезы тебе не помогут, послезавтра будет твоя свадьба.

– Послезавтра! – вскрикнула Маша, – боже мой! Нет, нет, невозможно, этому не быть. Папенька, послушайте, если уже вы решились погубить меня, то я найду защитника, о котором вы и не думаете, вы увидите, вы ужаснетесь, до чего вы меня довели.

– Что? что? – сказал Троекуров, – угрозы! мне угрозы, дерзкая девчонка! Да знаешь ли ты, что я с тобою сделаю то, чего ты и не воображаешь. Ты смеешь меня стращать защитником. Посмотрим, кто будет этот защитник.

– Владимир Дубровский, – отвечала Маша в отчаянии.

Кирила Петрович подумал, что она сошла с ума, и глядел на нее с изумлением.

– Добро, – сказал он ей, после некоторого молчания, – жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате, ты из нее не выдешь до самой свадьбы. – С этим словом Кирила Петрович вышел и запер за собою двери.

Долго плакала бедная девушка, воображая все, что ожидало ее, но бурное объяснение облегчило ее душу, и она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать. Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным. Она взглянула на кольцо, оставленное ей Дубровским. Пламенно желала она с ним увидеться наедине и еще раз перед решительной минутой долго посоветоваться. Предчувствие сказывало ей, что вечером найдет она Дубровского в саду близ беседки; она решилась пойти ожидать его там, как только станет смеркаться. Смерклось. Маша приготовилась, но дверь ее заперта на ключ. Горничная отвечала ей из-за двери, что Кирила Петрович не приказал ее выпускать. Она была под арестом. Глубоко оскорбленная, она села под окошко и до глубокой ночи сидела не раздеваясь, неподвижно глядя на темное небо. На рассвете она задремала, но тонкий сон ее был встревожен печальными видениями, и лучи восходящего солнца уже разбудили ее.

Глава XVII

Она проснулась, и с первой мыслью представился ей весь ужас ее положения. Она позвонила, девка вошла и на вопросы ее отвечала, что Кирила Петрович вечером ездил в Арбатово и возвратился поздно, что он дал строгое приказание не выпускать ее из ее комнаты и смотреть за тем, чтоб никто с нею не говорил, что, впрочем, не видно никаких особенных приготовлений к свадьбе, кроме того, что велено было попу не отлучаться из деревни ни под каким предлогом. После сих известий девка оставила Марью Кириловну и снова заперла двери.

Ее слова ожесточили молодую затворницу, голова ее кипела, кровь волновалась, она решилась дать знать обо всем Дубровскому и стала искать способа отправить кольцо в дупло заветного дуба; в это время камушек ударился в окно ее, стекло зазвенело, и Марья Кириловна взглянула на двор и увидела маленького Сашу, делающего ей тайные знаки. Она знала его привязанность и обрадовалась ему. Она отворила окно.

– Здравствуй, Саша, – сказала она, – зачем ты меня зовешь?

– Я пришел, сестрица, узнать от вас, не надобно ли вам чего-нибудь. Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас все сделаю.

– Спасибо, милый мой Сашенька, слушай: ты знаешь старый дуб с дуплом, что у беседки?

– Знаю, сестрица.

– Так если ты меня любишь, сбегай туда поскорей и положи в дупло вот это кольцо, да смотри же, чтоб никто тебя не видал.

С этим словом она бросила ему кольцо и заперла окошко.

Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать и в три минуты очутился у заветного дерева. Тут он остановился задыхаясь, оглянулся во все стороны и положил колечко в дупло. Окончив дело благополучно, хотел он тот же час донести о том Марье Кириловне, как вдруг рыжий и косой оборванный мальчишка мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил руку в дупло. Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за его обеими руками.

– Что ты здесь делаешь? – сказал он грозно.

– Тебе какое дело? – отвечал мальчишка, стараясь от него освободиться.

– Оставь это кольцо, рыжий заяц, – кричал Саша, – или я проучу тебя по-свойски.

Вместо ответа тот ударил его кулаком по лицу, но Саша его не выпустил и закричал во все горло: «Воры, воры! сюда, сюда…»

Мальчишка силился от него отделаться. Он был, по-видимому, двумя годами старее Саши и гораздо его сильнее, но Саша был увертливее. Они боролись несколько минут, наконец рыжий мальчик одолел. Он повалил Сашу наземь и схватил его за горло.

Но в это время сильная рука вцепилась в его рыжие и щетинистые волосы, и садовник Степан приподнял его на пол-аршина от земли…

– Ах ты рыжая бестия, – говорил садовник, – да как ты смеешь бить маленького барина…

Саша успел вскочить и оправиться.

– Ты меня схватил под силки, – сказал он, – а то бы никогда меня не повалил. Отдай сейчас кольцо и убирайся.

– Как не так, – отвечал рыжий и, вдруг перевернувшись на одном месте, освободил свои щетины от руки Степановой. Тут он пустился было бежать, но Саша догнал его, толкнул в спину, и мальчишка упал со всех ног. Садовник снова его схватил и связал кушаком.

– Отдай кольцо! – кричал Саша.

– Погоди, барин, – сказал Степан, – мы сведем его на расправу к приказчику.

Садовник повел пленника на барский двор, а Саша его сопровождал, с беспокойством поглядывая на свои шаровары, разорванные и замаранные зеленью. Вдруг все трое очутились перед Кирилом Петровичем, идущим осматривать свою конюшню.

– Это что? – спросил он Степана. Степан в коротких словах описал все происшествие. Кирила Петрович выслушал его со вниманием.

– Ты, повеса, – сказал он, обратясь к Саше, – за что ты с ним связался?

– Он украл из дупла кольцо, папенька, прикажите отдать кольцо.

– Какое кольцо, из какого дупла?

– Да мне Марья Кириловна… да то кольцо…

Саша смутился, спутался. Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою:

– Тут замешалась Марья Кириловна. Признавайся во всем или так отдеру тебя розгою, что ты и своих не узнаешь.

– Ей-богу, папенька, я, папенька… Мне Марья Кириловна ничего не приказывала, папенька.

– Степан, ступай-ка да срежь мне хорошенькую свежую березовую розгу…

– Постойте, папенька, я всё вам расскажу. Я сегодня бегал по двору, а сестрица Марья Кириловна открыла окошко, и я подбежал, и сестрица не нарочно уронила кольцо, и я спрятал его в дупло, и – и… этот рыжий мальчик хотел кольцо украсть…

– Не нарочно уронила, а ты хотел спрятать… Степан, ступай за розгами.

– Папенька, погодите, я всё расскажу. Сестрица Марья Кириловна велела мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, я и сбегал и положил кольцо, а этот скверный мальчик…

Кирила Петрович обратился к скверному мальчику и спросил его грозно: «Чей ты?»

– Я дворовый человек господ Дубровских, – отвечал рыжий мальчик.

Лицо Кирила Петровича омрачилось.

– Ты, кажется, меня господином не признаешь, добро, – отвечал он. – А что ты делал в моем саду?

– Малину крал, – отвечал мальчик с большим равнодушием.

– Ага, слуга в барина: каков поп, таков и приход, а малина разве растет у меня на дубах?

Мальчик ничего не отвечал.

– Папенька, прикажите ему отдать кольцо, – сказал Саша.

– Молчи, Александр, – отвечал Кирила Петрович, – не забудь, что я собираюсь с тобою разделаться. Ступай в свою комнату. Ты, косой, ты мне кажешься малый не промах. – Отдай кольцо и ступай домой.

Мальчик разжал кулак и показал, что в его руке не было ничего.

– Если ты мне во всем признаешься, так я тебя не высеку, дам еще пятак на орехи. Не то я с тобою сделаю то, чего ты не ожидаешь. Ну!

Мальчик не отвечал ни слова и стоял, потупя голову и приняв на себя вид настоящего дурачка.

– Добро, – сказал Кирила Петрович, – запереть его куда-нибудь да смотреть, чтоб он не убежал, или со всего дома шкуру спущу.

Степан отвел мальчишку на голубятню, запер его там и приставил смотреть за ним старую птичницу Агафию.

– Сейчас ехать в город за исправником, – сказал Кирила Петрович, проводив мальчика глазами, – да как можно скорее.

«Тут нет никакого сомнения. Она сохранила сношения с проклятым Дубровским. Но ужели и в самом деле она звала его на помощь? – думал Кирила Петрович, расхаживая по комнате и сердито насвистывая Гром победы. – Может быть, я наконец нашел на его горячие следы, и он от нас не увернется. Мы воспользуемся этим случаем. Чу! колокольчик, слава богу, это исправник».

– Гей, привести сюда мальчишку пойманного.

Между тем тележка въехала на двор, и знакомый уже нам исправник вошел в комнату весь запыленный.

– Славная весть, – сказал ему Кирила Петрович, – я поймал Дубровского.

– Слава богу, ваше превосходительство, – сказал исправник с видом обрадованным, – где же он?

– То есть не Дубровского, а одного из его шайки. Сейчас его приведут. Он пособит нам поймать самого атамана. Вот его и привели.

Исправник, ожидавший грозного разбойника, был изумлен, увидев 13-летнего мальчика, довольно слабой наружности. Он с недоумением обратился к Кирилу Петровичу и ждал объяснения. Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однакож, о Марье Кириловне.

Исправник выслушал его со вниманием, поминутно взглядывая на маленького негодяя, который, прикинувшись дурачком, казалось, не обращал никакого внимания на все, что делалось около него.

– Позвольте, ваше превосходительство, переговорить с вами наедине, – сказал, наконец, исправник.

Кирила Петрович повел его в другую комнату и запер за собою дверь.

Через полчаса они вышли опять в залу, где невольник ожидал решения своей участи.

– Барин хотел, – сказал ему исправник, – посадить тебя в городской острог, выстегать плетьми и сослать потом на поселение, но я вступился за тебя и выпросил тебе прощение. – Развязать его.

Мальчика развязали.

– Благодари же барина, – сказал исправник. Мальчик подошел к Кирилу Петровичу и поцеловал у него руку.

– Ступай себе домой, – сказал ему Кирила Петрович, – да вперед не крадь малины по дуплам.

Мальчик вышел, весело спрыгнул с крыльца и пустился бегом, не оглядываясь, через поле в Кистеневку. Добежав до деревни, он остановился у полуразвалившейся избушки, первой с края, и постучал в окошко; окошко поднялось, и старуха показалась.

– Бабушка, хлеба, – сказал мальчик, – я с утра ничего не ел, умираю с голоду.

– Ах, это ты, Митя, да где ж ты пропадал, бесенок, – отвечала старуха.

– После расскажу, бабушка, ради бога хлеба.

– Да войди ж в избу.

– Некогда, бабушка, мне надо сбегать еще в одно место. Хлеба, ради Христа, хлеба.

– Экой непосед, – проворчала старуха, – на вот тебе ломотик, – и сунула в окно ломоть черного хлеба. Мальчик жадно его прикусил и жуя мигом отправился далее.

Начинало смеркаться. Митя пробирался овинами и огородами в Кистеневскую рощу. Дошедши до двух сосен, стоящих передовыми стражами рощи, он остановился, оглянулся во все стороны, свистнул свистом пронзительным и отрывисто и стал слушать; легкий и продолжительный свист послышался ему в ответ, кто-то вышел из рощи и приблизился к нему.

iknigi.net

Урок №2. Описание общего вида местности

Урок 2. Описание общего вида местности Предмет: «Русская речь».

Класс: седьмой.

Раздел: «Типы речи. Описание».

Урок №2. Описание общего вида местности.

Дата: «____» ____________ 20 ___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р. Цель урока – познакомиться с основными правилами описания общего вида местности. Ход урока

  1. Организационный момент.
    1. Приветствие.
    2. Проверка списочного состава учащихся.
    3. Сообщение темы и цели урока.
  1. Повторение изученного.
  1. Что значит «Текст – единица речи»?
  2. На какие основные части можно разделить текст?
  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Изучение нового материала.

15. Прочитайте отрывок из статьи А. Т. Твардовского; озаглавьте текст. У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своём – для всех одна.

  1. Закончите и запишите предложения.
    1. Моя большая Родина - … .
    2. Моя малая родина - … .
  2. Вспомните и напишите синонимы к слову Родина.

16. Прочитайте отрывок из повести Л. Н. Толстого «Детство». Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой – стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетёный частокол; через аллею виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив лес; далеко в лесу видна избушка сторожа. * Закончите составление плана описания. Вид из окон

  1. Дорога.
  2. Аллея.
и т. д. 17. Закончите сжатый пересказ описания (см. упр. 16). ВИД ИЗ ОКОНПрямо перед окнами – дорога. За дорогой аллея. Через аллею виден луг. … Описание места во многом напоминает описание помещения. Рассмотрите схему композиции описания. ^ I часть – Общая характеристика предмета описания или впечатления от него

II часть – признаки предмета описания

III часть – Общая оценка предмета описания Примечание. III часть в некоторых описаниях может отсутствовать. ^ перечисление предметов, характерных для данного места (см. план к тексту упр. 16).

Это перечисление может сопровождаться указанием на местоположение предметов (см. упр. 17). И наконец, предметы могут быть не только названы, но и описаны (см. упр. 16).

18. Прочитайте отрывок из повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Укажите часть, в которой говорится о позиции наблюдателя; часть, в которой описывается общий вид местности. Князь подвёл гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. ^

  1. часть, где говорится о позиции наблюдателя;
  2. часть, в которой в определённой последовательности перечисляются или описываются характерные для данного места предметы.
В описании места все глаголы обычно употребляются в форме одного времени (чаще всего настоящего или прошедшего). 19. I. 1. Прочитайте отрывок из романа П. Сажина «Севастопольская хроника».

2. Укажите в нём композиционные части описания места.

3. Определите временной план описания. С гостиничного балкона, с шестого этажа смотрю на город.

Сверху видны крыши, узкие тротуары, зелёные шапки деревьев, машины, люди. Очень много людей. Они все куда-то спешат. * Спишите данный отрывок, изменив временной план описания.

II. Опишите вид, открывающийся из окна вашей комнаты, сначала предельно кратко, затем кратко.

Разверните описание (устно). 20. Подготовьте выразительное чтение стихотворения (см. памятку 1, с. 145). КАВКАЗКавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утёсов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зелёные сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к весёлым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьётся о берег в вражде бесполезной,

И лижет утёсы голодной волной…

Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

(А. Пушкин) * Объясните значения непонятных слов; проверьте себя по толковому словарю или «Школьному словарю устаревших слов…». 21. I. Прочитайте комментарии к стихотворению А. С. Пушкина «Кавказ».

  1. Изображая виденное, нужно строго придерживаться перспективы, то есть нужно знать, о чём упомянуть раньше (что стоит на первом плане), о чём – потом (что стоит на втором и третьем планах), что видно в естественную величину, что в уменьшенном объёме вследствие дальности расстояния.
Классический пример строгого соблюдения перспективы в описании – стихотворение А. С. Пушкина «Кавказ». Позиция наблюдателя
    1. Орёл… «парит со мной наравне».
    2. Горные снега; рождение потоков; первое движение обвалов.
    3. Тучи, прорезанные водопадами.
    4. Нагие утёсы.
    5. Мхи и сухие кустарники.
    6. Зелёные рощи; в них – птицы, олени.
    7. Жилища людей.
    8. Долины, на них – стада пасутся.
    9. Горные реки на дне ущелий.
(К. Бархин)
  1. Вы сами, читая это стихотворение строку за строкой, можете ещё раз убедиться, как точно и в какой последовательности взор поэта спускается всё ниже и ниже, от снегов горной вершины к зелёным долинам Арагвы.
Все ботанические пояса встают перед вами…

Завершается стихотворение яркой картиной Терека, бушующего на самом дне узкого Дарьяльского ущелья. Река «бьётся о берег», «лижет утёсы голодной волной».

(В. Рождественский) II. Подготовьтесь писать сочинение – описание общего вида местности.

Постарайтесь найти точку обзора на каком-либо возвышенном месте (крутой берег реки, пригорок, высокое строение и т. п., по возможности, конечно), а также учтите приведённые выше комментарии к стихотворению А. С. Пушкина «Кавказ». 22. Прочитайте сочинение ученика 7 класса Бориса Б. НА ВЕНЦЕ1Уже четвёртый день мы были в полёте. Но загадочная планета Икария Альфа всё ещё далеко. Здесь, в фотонной ракете, мы нередко вспоминаем Землю. Вот и сейчас мне представился родной Ульяновск и Венец, где я люблю бывать тихим летним утром. Прекрасный вид открывается оттуда. Лесок, окутанный дымкой утреннего тумана, справа от него Крутой спуск, по которому мы ещё мальчишками бегали на рыбалку. Чуть ниже маленькие хатки с садами и огородами, среди них выделяются два трёхэтажных дома, которые на фоне этих домишек кажутся великанами. За ними идёт мост, по нему проходит железная дорога. Если смотреть с Венца на поезд, проходящий по ней, то кажется, что ползёт гигантский червяк. Дальше за насыпью строительная площадка, за которой уже начинается Волга. Без того широкая, да ещё перепруженная плотиной, она течёт со свойственным ей русским спокойствием. Особенно хороша Волга зимой, когда она со всех сторон закована в ледяной панцирь. Тогда на её льду, словно разбросанные горошины, чернеют на снегу горсточки рыбаков…

Тут ко мне подошёл академик Шевченко и взволнованным голосом сказал: «Товарищ командир! Икария Альфа близко!» Тут только я очнулся от своих воспоминаний.

Полёт продолжался.

  1. Чем интересно это сочинение? Выскажите своё мнение.
  2. Укажите в приведённом сочинении: а) описание общего вида местности; б) обрамление к этому описанию. Какие выводы для себя вы сделали?

Сочинение типа описания общего вида местности (по личным впечатлениям или по картине) может обогатить обрамление к его основной – описательной части: воспоминание об этом уголке природы, села или города; «встреча» с ним после долгой разлуки; мечты об этой «встрече»; словесные зарисовки в дневнике, в письме к другу, которого вы приглашаете побывать в вашем селе или городе… и т. д.

23. I. Сравните темы сочинений. Что между ними общего? А в чём их различие?

  1. Улица моего детства.
  2. Любимый уголок родной природы.
  3. Вид из окна.
  4. Панорама родного города (села, деревни, нашей реки).

II. Подготовьтесь писать сочинение на тему «Любимый уголок природы». Используйте памятку 5 (см. с. 147).

При подготовке к сочинению учтите советы.

  1. Выберите место, которое будете описывать. Оно должно быть не только хорошо известно вам, но и чем-то особенно памятно, дорого.
  2. Продумайте, кого, в чём и как вы будете убеждать содержанием своей работы.
  3. Перед сочинением постарайтесь побывать на том месте, которое вы решили описать. Выберите точку обзора, наметьте последовательность описания.

III. Составьте сначала план или предельно краткое описание избранного вами места, а затем разверните, распространите его. Припомните, понаблюдайте, в какое время года, суток любимый вами уголок природы красив. Напишите об этом.

IV. Обратите внимание на правописание опорных слов, обозначающих местоположение предметов. Вблизи, поблизости, недалеко, неподалёку, вдали, поодаль, вдалеке; напротив, посреди, посредине и др. Запишите эти слова.

Имейте в виду, что в роли опорных слов могут употребляться и словосочетания такого типа. С одной стороны, с другой стороны; в нескольких шагах от, в нескольких метрах от, чуть поодаль и т. д. V. Укажите, что общего в значении глаголов простираться, стлаться, расстилаться, раскинуться.

Образуйте (письменно) от трёх первых глаголов формы 3-го лица единственного и множественного числа. Составьте с ними словосочетания или предложения. 24. Прочитайте описание широко известной картины; постарайтесь мысленно увидеть её. Солнечный яркий день. Небольшой уютный дворик, расположенный в одном из тихих арбатских переулков. Сквозь ветви тенистого сада виднеется фасад большого белого дома, боковой стороной выходящего во двор; правее – старый покосившийся сарай, колодец, вдали – крыши невысоких московских домов и, наконец, пятикупольная церковь с шатровой колокольней, вырисовывающаяся на фоне голубого неба. Дворик живёт своей обычной, повседневной жизнью: на зелёной лужайке играют белобрысые ребятишки; в глубине двора женщина несёт ведро с водой; на верёвке сушится бельё; лошадь мирно ожидает своего хозяина. Весь дворик окутан воздухом, светом и солнцем. (И. Раздобреева)

  1. Узнали ли вы картину? Как она называется? Кто её написал?
  2. Прочитайте сведения о художнике – авторе этой картины (см. с. 143).
  3. Рассмотрите её репродукцию на вклейке.
  4. Составьте подробный план описания картины.
  5. Перескажите текст или опишите картину по-своему.

25. Прочитайте строфу, «включив» своё воображение. Серебряные россыпи монет

Мерцают в южном небе до рассвета,

Но за горой рождается рассвет,

Сгребает мелочь, чтобы спрятать где-то. (Р. Гамзатов)

  1. Какие картины вы мысленно видите, читая эти строки? Что с чем и с кем в них сравнивается?
  2. Укажите синонимы. Подумайте, почему они оказались необходимыми в данном контексте.

26. Подготовьтесь писать сочинение по картине.

  1. Прочитайте сведения о художнике Ф. П. Толстом (см. с. 144).
  2. Рассмотрите на вклейке репродукцию его картины «Букет цветов, бабочка и птичка».
Скромна простая стеклянная ваза. Скромные самые распространённые садовые цветы. (Назовите их.) Что же придаёт неповторимую красоту составленному из них букету? Как по-вашему?

Какие ещё приметы лета запечатлел художник?

Можно ли картину «Букет цветов, бабочка и птичка» назвать по-другому? Как именно? Почему?

  1. Напишите сочинение по этой картине. (Используйте памятку 5, см. с. 147).

27. 1. Прочитайте сведения о художнике В. Д. Поленове (см. с. 143).

2. Рассмотрите на вклейке репродукцию его картины «Золотая осень». Она создана в 1883 году, то есть в то время, когда художник жил на берегу Оки, недалеко от Тарусы, где ныне музей-усадьба В. Д. Поленова. Пейзаж написан с высокого берега Оки, откуда расстилается вид на плавную излучину широкой реки, на холмы, покрытые осенним убором лесов, на спокойную гладь равнины.

Присмотритесь, какие они, краски осени, запечатлённые художником? Воздух? Солнце? Каким настроением окрашена картина? Какие чувства она рождает у вас?

3. Напишите сочинение по картине В. Д. Поленова «Золотая осень». 28. I. 1. Прочитайте сведения о художнике И. С. Остроухове (см. с. 142).

2. Рассмотрите на вклейке репродукцию его картины «Золотая осень». Не правда ли, глядя на эту картину, так и хочется сказать: «Входишь в лес – как в сказку попадаешь».

3. Напишите сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».

II. 1. Расскажите, что вы уже знаете о художнике И. И. Шишкине; напишите названия нескольких созданных им картин.

2. Прочитайте сведения о художнике И. И. Шишкине (см. с. 144).

3. Рассмотрите на вклейке репродукцию его картины «Парк в Павловске». (Павловск – это город в Ленинградской области; знаменит парками и дворцами; до 1917 года здесь находилась загородная резиденция русских царей.)

4. Напишите по этой картине сочинение. 29. I. Прочитайте сведения о художнике Г. Г. Нисском (см. с. 141-142).

II. Рассмотрите на вклейке репродукцию его картины «Подмосковная зима».

III. Опишите картину (устно).

IV. Прочитайте текст. ^

  1. Если в толстой книге на сотни страниц писатель может описать события, случившиеся за многие годы, то рассказ художника краток.
Краски запечатлели на холсте лишь одно мгновение. Поэтому нужно очень внимательно, не пропустив ни одну мелочь, рассматривать картину. Иначе не узнаешь: где и когда происходило то, что изобразил художник, и что было раньше.

^

Георгий Нисский назвал свой пейзаж «Подмосковная зима».

Когда?

Тебе ответят шубы, куртки, шапочки. Взрослые и дети, которые на остановке сошли с автобуса, одеты по-современному.

И ещё один важный свидетель – школьный портфель. В старину никто из подмосковных ребят не складывал в портфель тетрадки и букварь.

Но самое верное доказательство того, как изменилась жизнь в Подмосковье, - это автострада. Недаром художник поместил её в центре картины.

^

Шумел огромный лес. Он был полновластным хозяином этой земли. А теперь ржавые берёзы и густо-зелёные ёлки попятились, уступая место дороге, которую проложил человек. На ней слышится не топот конских копыт, а шорох автомобильных шин.

  1. Как ни быстро бегут резвые кони, им машину не обогнать. Кому нужно на новостройку, кому в магазин, кому в школу, кому на охоту, кому с покупками домой – все торопятся, все спешат. И всех доставит на место пригородный автобус. Он ходит круглый год.
Однако из всех времён года художник выбрал зиму. Но не для того, чтобы показать праздник красок на снежном поле.

Снег – будничный, деловой, придорожный – нужен Нисскому лишь как фон для автострады.

Если бы возле автострады зеленела трава или желтел песок, её тёмная полоса не проступала бы так чётко, как среди матовой белизны снегов.

В старину поэты воспевали дорогу, которая «убегает вдаль».

Про автостраду, какой её написал Нисский, можно сказать, что эта современная дорога не убегает, а мчится, летит. На переднем плане широкая, а потом, всё суживаясь, она становится похожа на огромную стрелу.

Взгляд скользит по тёмной глади асфальта, и кажется, что летящая стрела-дорога, остриём вонзаясь в горизонт, уносит вдаль и тебя. И в стремительности её линий ты узнаёшь наше время, время невиданных в старину скоростей. (Н. Надеждина)

  1. Рассмотрите репродукцию «Подмосковной зимы» ещё раз. Подумайте, как статья об этой картине помогла вам полнее её увидеть и лучше понять.
  2. Напишите изложение второй части текста, но сначала отметьте в ней синонимы; постарайтесь их сохранить в своём изложении.

30. 1. Прочитайте эпитеты к слову дорога.

Какие из них можно использовать при описании впечатления, которое производит дорога на человека, или настроения, которое она вызывает. Извилистая, весёлая, волшебная, окольная, невесёлая, очаровательная, печальная, прямая, радостная, сказочная, скучная, широкая, постылая, унылая, накатанная, чудесная, чудная, раздольная. 2. Какая дорога для вас особо памятна? Чем? Почему? Напишите миниатюру на тему «… дорога».

Уточните формулировку темы таким эпитетом, который соответствует вашему творческому замыслу.

31. I. 1. Прочитайте сведения о художнике Г. Г. Нисском (см. с. 141-142).

2. Репродукцию одной из картин Г. Нисского можно часто встретить в книгах и журналах. Узнаёте ли вы эту картину по её описанию? Как она называется? …Бесконечны суровые снежные просторы. Просты и строги очертания стройных сосен, уходящих за раму. Огромно иссиня-чёрное холодное небо. Ничтожными кажутся написанные на переднем плане человеческие фигурки. Но нет, и здесь, среди вечных снегов, люди труда не одиноки. Низко над горизонтом спокойно скользит по тёмному небу, алеет в последних лучах заката большой транспортный самолёт. Он идёт на посадку. 3. Внимательно рассмотрите репродукцию этой картины на вклейке.

4. Перескажите описание картины или опишите её по-своему (устно).

II. 1. Прочитайте сведения о художнике Г. Г. Нисском (см. с. 141-142).

2. Рассмотрите на вклейке репродукцию его картины «Радуга».

3. Напишите по ней сочинение.

4. Воспользуйтесь памятками 4 и 5 на с. 146-147.

5. При подготовке подумайте над вопросами.

  1. По каким деталям картины мы догадываемся: только что прошёл дождь?
  2. В чём проявляется незримое присутствие солнца в картине?
  1. Итог урока.

Выводы

  1. Основа описания места – перечисление предметов, характерных для данного места. Это перечисление может сопровождаться указанием на местоположение предметов. Предметы могут быть не только названы, но и описаны.
  2. В описании места обычно выделяют: часть, где говорится о позиции наблюдателя; часть, в которой перечисляются или описываются предметы;
  3. В описании места все глаголы обычно употребляются в форме одного времени.

Вопросы самоконтроля

  1. Охарактеризуйте композицию описания.
  2. В чём проявляются характерные особенности описания места?
  3. Какие структурные части обычно выделяют в описании общего вида местности?
  1. Окончание урока.
  1. Домашнее задание. Напишите сочинение по картине Г. Г. Нисского «Радуга» (см. упр. 31, сс. 30-31).
  2. Выставление и комментирование оценок.

cl.rushkolnik.ru