Белый Бим Черное ухо :: Троепольский Гавриил. От шоссе до леса шли пешком иван иванович
Белый Бим Черное ухо - Троепольский Гавриил, стр. 17
Потом, уже за городом, ехали в автобусе, в котором и было-то всего пять-шесть человек в такое раннее утро. При посадке водитель что-то заворчал, повторяя слово «собака» и «не положено». Бим легко во всем разобрался: шофер не желает их везти, и это плохо, – по лицам разобрался. Один из пассажиров вступился за них, второй, наоборот, поддержал шофера. Бим с большим интересом наблюдал за перепалкой. Наконец шофер вышел из автобуса. У порога хозяин дал ему желтенькую бумажку, поднялся по ступенькам вместе с Бимом, сел на сиденье и печально вздохнул: «Эх-хе-хе!» Бим давно заметил, что люди обмениваются какими-то бумажками, пахнущими не разберешь чем. Однажды он почуял, что одна из лежащих на столе пахнет кровью, потыкал в нее носом, стараясь обратить внимание хозяина но, тот и ухом не повел – бесчутый! – а твердит свое «нельзя». Да еще и запер бумажки в стол. Иные, правда, пока чистые, пахнут хлебом, колбасой, вообще магазином, но большинство – множеством рук. Люди их любят, эти бумажки, прячут в карман или в стол, как хозяин. Хотя в этих делах Бим ничего не понимал, однако же легко сообразил: как только хозяин дал шоферу бумажку, они стали друзьями. А почему вздохнул Иван Иваныч, Бим не понял, что было видно по его внимательному взгляду в глаза друга. В общем, о магической силе бумажек он даже и смутно не догадывался – не доступно это собачьему уму, не знал Бим, что для него они сослужат когда-то роковую службу.
От шоссе до леса пешком.
Иван Иваныч остановился на опушке отдохнуть, а Бим поблизости обследовать местность. Такого леса он еще не видел никогда. Лес-то, собственно, тот же – они здесь бывали весной, приходили и летом (так, пошататься), но теперь здесь все-все вокруг было желтое и багряное, казалось, все горело и светило вместе с солнцем.
Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. Было прохладно и легко, а потому и весело. Осенний запах леса – особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим чуял хозяина. Лесную мышь он «прихватил» далеко, но не пошел за ней (знакомый пустяк!), а вот что-то живое так ударило издали в нос, что Бим приостановился. А подойдя вплотную, облаял колючий шар.
Иван Иваныч встал с пенечка и подошел к Биму:
– Нельзя, Бим! Нельзя, дурачок. Ежик называется. Назад! – и увел Бима с собой.
Выходит, ежик – зверюшка, и притом хорошая, а трогать его нельзя.
Теперь Иван Иваныч опять же сел на пенек, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил ее рядом на землю и смотрел на листья. И слушал тишину леса. Ну конечно, же, он улыбался! Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.
Бим тоже слушал.
Прилетела сорока, прострекотала нахально и улетела. Перепрыгивая с ветки, на ветку, приблизилась сойка, прокричала с кошачьим надрывом и тоже упрыгала так же, по веткам. А вот королек малютка, этот совсем совсем рядом: «Свить, свить! Свить, свить!» Ну что ты с ним будешь делать! И размером-то с жука, а туда же: «Свить, свить! Свить, свить!» Вроде бы приветствует.
Все остальное было тишиной.
И вот хозяин встал, расчехлил ружье, вложил патроны. Бим задрожал от волнения. Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим еще больше разволновался.
– Ну, мальчик… Ищи!
Бим пошел! Малым челноком пошел, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное – Бим, изящный, страстный, легкий на ходу. Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказывал ему лежать, чтобы дать успокоиться, втянуться. А вскоре Бим уже пошел ровно, со знанием дела.
tululu.org
Модель урока по теме “Комплексный анализ текста
Аннотация урока.
Урок “Комплексный анализ текста. 9 класс” – синтез видео, фото, слайдоматериалов, способный обеспечить развитие языковой компетентности учащихся. Умения и навыки работы с компьютерными тестами позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся. Дидактический материал, используемый на уроке, развивает интерес учащихся к сопоставлению и анализу текстов художественной словесности и художественных фильмов.
План - конспект урока.
- Организационный момент.
- Сегодня у нас урок “ Комплексный анализ текста”. Объектом исследования будут фрагменты из повести Г.Н.Троепольского “Белый Бим Чёрное Ухо”. Урок - анализ для Вас – обычный урок. Тексты будем рассматривать с точки зрения орфографии, пунктуации и определения средств художественной выразительности. С повторения тропов, теории, и начнём урок.
2. Повторение в формате тестирования.
Каждому ученику предоставляется тест, который проверяет остаточные знания учащихся по изученному ранее теоретическому материалу. (Тест прилагается).
- Новый материал.
- Слово учителя.
- Мультимедийный проектор со сведениями о Г.Н.Троепольском, иллюстрациями к произведению “Белый Бим Чёрное Ухо”. Учащиеся читают справку и записывают в тетради сведения о теме, конфликте и проблеме повести.
- Видеофрагменты из художественного фильма “Белый Бим Чёрное Ухо”.
- Слово учителя.
5) Коллективный анализ фрагмента из повести “Белый Бим Чёрное Ухо”.
На экране мультимедийного проектора текст.
а) Прочитайте текст и выполните задания.
1) От шоссе до леса шли пешком.
2) Иван Иванович остановился на опушке отдохнуть а Бим поблизости обследовал местность.3) Такого леса он ещё не видел никогда.4) Лес- то собственно тот же – они здесь бывали весной приходили и летом но теперь здесь всё всё было ж…лтое и б…гряное казалось всё г…рело и св…тило вместе с солнцем.
5) Деревья только только начали …брасывать одеяние листья ещё не успели пожухнуть они падали покачиваясь в воздухе бе…шумно и плавно.6) Было прохладно и легко а потому и весело.7) Осе…ий запах леса – особенный неповторимый стойкий и чистый настолько что за десятки метров Бим чуял хозяина.8) Лесную мыш… он “прихватил” д…леко но не пошёл за ней а вот что-то живое так ударило (из)дали в нос что Бим пр…остановился.9) А подойдя (в)плотную облаял к…лючий шар.
10) Иван Иваныч встал с пенёчка и подошёл к Биму Нельзя Бим! Нельзя дурачок!
1. Озаглавьте текст.
2. О чём говорится в этом тексте?
А) Рассказывается об удачной охоте Бима.
Б) Передаётся эмоциональное состояние героя повести.
В) Описывается удивительная атмосфера осеннего леса.
3. Определите стиль и тип речи текста:
А) публицистический, повествование;
Б) художественный, рассуждение;
В) художественный, повествование.
4. Расставь недостающие знаки препинания. Сколько их пропущено?
А)1 4;
Б)18;
В)21.
5. Какая характеристика соответствует предложению № 2?
А) Повествовательное, сложное, бессоюзное, состоит из 2 простых;
Б) повествовательное, ССП, состоит из 2 простых;
В) повествовательное, простое, распространённое.
6. Какое сочетание слов служит грамматической основой 3 предложения?
А) Не видел леса;
Б) не видел никогда;
В) он не видел.
А) Синонимы;
Б) антонимы;
В) местоимение.
8. Какие из указанных средств выразительности использованы в тексте?
А) Метафора;
Б) сравнение;
В) эпитет.
6) Итоги тестирования
(на экране мультимедийного проектора)
2в
3в
4в
5в
6в
7а
7) Самооценка полученных результатов.
Шкала оценок:
1-2 неверных ответа-“4”;
3-4-------------------------“3’’;
5 и более-----------------2”.
4. Закрепление. Индивидуальная работа учащихся с компьютерами.
1) Слово учителя:
- Настало время закрепить полученные знания. Перейдём к работе с компьютерами. Текст с заданиями перед Вами. Выполнив все задания, Вы узнаете результаты.
2)Работа учащихся с текстом. Учитель в это время просматривает записи в тетрадях, сделанные учащимися во время урока. (Проверяется скорость письма и объём записей. )
Текст с заданиями.
(1)Чу! (2)Шепчут… (3) Как музыка ш…лестят в душе камыши и зимой. (4) Леж…т у меня к ним сердце.
(5) То они тихие и п…корные нежные как мизин…чик ребёнка когда весной только только выходят из воды.(6) То они могучие и спокойные непробиваемой стеной охраняющие утиные топи куда не каждый охотник отважится загл…нуть даже на челноке.(7) То они буйные и непокорные в бурю строптивые бросающие вызов любому бурану ливню граду- чему угодно! (8) И тогда они в…личественны в своём непов…новении: их можно согнуть но сломать- никогда.
1. Озаглавь текст.
2.Какая мысль в этом тексте основная?
А) И зимой камыши шуршат в душе автора?
Б) Камыши можно только согнуть, но сломать - никогда;
В) Камыши напоминают о прошлом.
3. Определи стиль и тип речи текста.
А) Публицистический, повествование;
Б) разговорный, рассуждение;
В) художественный, описание.
4. Расставь недостающие знаки препинания и вставь пропущенные буквы. Сколько запятых пропущено?
А) 15;
Б) 22;
В) 6.
5. Какая характеристика соответствует предложению 3?
Б) повествовательное, сложное, состоит из 2 простых;
В) повествовательное, простое, осложнённое.
6. Какое сочетание слов служит грамматической основой предложения?
А) Лежит у меня;
Б) лежит сердце;
В) лежит к ним.
7. Укажи средства связи между 5-7 предложениями.
А) Союз;
Б) повтор слов;
В) синонимы.
8. Какие из указанных средств выразительности использованы в тексте?
А) Метафора;
Б) сравнение;
В) эпитет.
Итоги тестирования.
2в
3в
4б
5в
6б
7а
8б.
- Итоги урока.
- Итак, урок завершается, своё мнение об уроке Вы можете выразить при помощи цветных треугольников, которые получите сейчас. Если урок понравился, то Вы оставляете на учительском столе красный треугольник, а если нет - зелёный.
И не забудьте записать домашнее задание: повторить определения “алогизм”, “парадокс”; записать в тетради по 1 примеру из текстов художественной литературы, где используются данные приёмы.
6. Голосование учащихся.Аннотация урока (1) - Урок
Модель урока по теме “Комплексный анализ текста. 9 класс”, автор Гречко Тамара Борисовна, учитель русского языка и литературы, высшая категория, ОУ СОШ №129 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республика Башкортостан.
Аннотация урока.
Урок “Комплексный анализ текста. 9 класс” – синтез видео, фото, слайдоматериалов, способный обеспечить развитие языковой компетентности учащихся. Умения и навыки работы с компьютерными тестами позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся. Дидактический материал, используемый на уроке, развивает интерес учащихся к сопоставлению и анализу текстов художественной словесности и художественных фильмов.
План - конспект урока.
Организационный момент.
1)Вступительное слово учителя:
- Сегодня у нас урок “ Комплексный анализ текста”. Объектом исследования будут фрагменты из повести Г.Н.Троепольского “Белый Бим Чёрное Ухо”. Урок - анализ для Вас – обычный урок. Тексты будем рассматривать с точки зрения орфографии, пунктуации и определения средств художественной выразительности. С повторения тропов, теории, и начнём урок.
2. Повторение в формате тестирования.
Каждому ученику предоставляется тест, который проверяет остаточные знания учащихся по изученному ранее теоретическому материалу. (Тест прилагается).
Новый материал.
Слово учителя.
-От повторения темы “Изобразительные средства выразительности” перейдём к теме урока “Комплексный анализ текста”, предварив скрупулезную работу информационной справкой о писателе Г.Н.Троепольском.
Мультимедийный проектор со сведениями о Г.Н.Троепольском, иллюстрациями к произведению “Белый Бим Чёрное Ухо”. Учащиеся читают справку и записывают в тетради сведения о теме, конфликте и проблеме повести.
Видеофрагменты из художественного фильма “Белый Бим Чёрное Ухо”.
Слово учителя.
- Цель сегодняшнего просмотра видеосюжета - напомнить содержание повести “Белый Бим Чёрное Ухо”, чтобы активизировать мыслительную деятельность при работе с текстами из вышеназванного произведения.
5) Коллективный анализ фрагмента из повести “Белый Бим Чёрное Ухо”.
На экране мультимедийного проектора текст.
а) Прочитайте текст и выполните задания.
1) От шоссе до леса шли пешком.
2) Иван Иванович остановился на опушке отдохнуть а Бим поблизости обследовал местность.3) Такого леса он ещё не видел никогда.4) Лес- то собственно тот же – они здесь бывали весной приходили и летом но теперь здесь всё всё было ж…лтое и б…гряное казалось всё г…рело и св…тило вместе с солнцем.
5) Деревья только только начали …брасывать одеяние листья ещё не успели пожухнуть они падали покачиваясь в воздухе бе…шумно и плавно.6) Было прохладно и легко а потому и весело.7) Осе…ий запах леса – особенный неповторимый стойкий и чистый настолько что за десятки метров Бим чуял хозяина.8) Лесную мыш… он “прихватил” д…леко но не пошёл за ней а вот что-то живое так ударило (из)дали в нос что Бим пр…остановился.9) А подойдя (в)плотную облаял к…лючий шар.
10) Иван Иваныч встал с пенёчка и подошёл к Биму Нельзя Бим! Нельзя дурачок!
1. Озаглавьте текст.
2. О чём говорится в этом тексте?
А) Рассказывается об удачной охоте Бима.
Б) Передаётся эмоциональное состояние героя повести.
В) Описывается удивительная атмосфера осеннего леса.
3. Определите стиль и тип речи текста:
А) публицистический, повествование;
Б) художественный, рассуждение;
В) художественный, повествование.
4. Расставь недостающие знаки препинания. Сколько их пропущено?
А)1 4;
Б)18;
В)21.
5. Какая характеристика соответствует предложению № 2?
А) Повествовательное, сложное, бессоюзное, состоит из 2 простых;
Б) повествовательное, ССП, состоит из 2 простых;
В) повествовательное, простое, распространённое.
6. Какое сочетание слов служит грамматической основой 3 предложения?
А) Не видел леса;
Б) не видел никогда;
В) он не видел.
7. Укажите средство связи в 2-4 предложениях.
А) Синонимы;
Б) антонимы;
В) местоимение.
8. Какие из указанных средств выразительности использованы в тексте?
А) Метафора;
Б) сравнение;
В) эпитет.
6) Итоги тестирования
(на экране мультимедийного проектора)
2в
3в
4в
5в
6в
7а
7) Самооценка полученных результатов.
Шкала оценок:
1-2 неверных ответа-“4”;
3-4-------------------------“3’’;
5 и более-----------------2”.
4. Закрепление. Индивидуальная работа учащихся с компьютерами.
1) Слово учителя:
- Настало время закрепить полученные знания. Перейдём к работе с компьютерами. Текст с заданиями перед Вами. Выполнив все задания, Вы узнаете результаты.
2)Работа учащихся с текстом. Учитель в это время просматривает записи в тетрадях, сделанные учащимися во время урока. (Проверяется скорость письма и объём записей. )
Текст с заданиями.
(1)Чу! (2)Шепчут… (3) Как музыка ш…лестят в душе камыши и зимой. (4) Леж…т у меня к ним сердце.
(5) То они тихие и п…корные нежные как мизин…чик ребёнка когда весной только только выходят из воды.(6) То они могучие и спокойные непробиваемой стеной охраняющие утиные топи куда не каждый охотник отважится загл…нуть даже на челноке.(7) То они буйные и непокорные в бурю строптивые бросающие вызов любому бурану ливню граду- чему угодно! (8) И тогда они в…личественны в своём непов…новении: их можно согнуть но сломать- никогда.
(9) То эти же самые камыши пож…лтевшие высокие и тощие ра…детые первыми морозами почти догола стоят над свинцово- син…ей водой и с сожалением смотрятся в зеркало ледяной короч…ки у берега; с грустью пр…вожают они свои же оп…дающие листья что лодоч…ками бе…покойно вертятся и уплывают бе…возвратно.
1. Озаглавь текст.
2.Какая мысль в этом тексте основная?
А) И зимой камыши шуршат в душе автора?
Б) Камыши можно только согнуть, но сломать - никогда;
В) Камыши напоминают о прошлом.
3. Определи стиль и тип речи текста.
А) Публицистический, повествование;
Б) разговорный, рассуждение;
В) художественный, описание.
4. Расставь недостающие знаки препинания и вставь пропущенные буквы. Сколько запятых пропущено?
А) 15;
Б) 22;
В) 6.
5. Какая характеристика соответствует предложению 3?
А) Повествовательное, простое, нераспространённое;
Б) повествовательное, сложное, состоит из 2 простых;
В) повествовательное, простое, осложнённое.
6. Какое сочетание слов служит грамматической основой предложения?
А) Лежит у меня;
Б) лежит сердце;
В) лежит к ним.
7. Укажи средства связи между 5-7 предложениями.
А) Союз;
Б) повтор слов;
В) синонимы.
8. Какие из указанных средств выразительности использованы в тексте?
А) Метафора;
Б) сравнение;
В) эпитет.
Итоги тестирования.
2в
3в
4б
5в
6б
7а
8б.
Итоги урока.
*Слово учителя:
- Итак, урок завершается, своё мнение об уроке Вы можете выразить при помощи цветных треугольников, которые получите сейчас. Если урок понравился, то Вы оставляете на учительском столе красный треугольник, а если нет - зелёный.
И не забудьте записать домашнее задание: повторить определения “алогизм”, “парадокс”; записать в тетради по 1 примеру из текстов художественной литературы, где используются данные приёмы.
6. Голосование учащихся.
textarchive.ru
Читать онлайн "Белый Бим чёрное ухо" автора Троепольский Гавриил Николаевич - RuLit
От шоссе до леса пешком.
Иван Иваныч остановился на опушке отдохнуть, а Бим поблизости обследовать местность. Такого леса он еще не видел никогда. Лес-то, собственно, тот же – они здесь бывали весной, приходили и летом (так, пошататься), но теперь здесь все-все вокруг было желтое и багряное, казалось, все горело и светило вместе с солнцем.
Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. Было прохладно и легко, а потому и весело. Осенний запах леса – особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим чуял хозяина. Лесную мышь он «прихватил» далеко, но не пошел за ней (знакомый пустяк!), а вот что-то живое так ударило издали в нос, что Бим приостановился. А подойдя вплотную, облаял колючий шар.
Иван Иваныч встал с пенечка и подошел к Биму:
– Нельзя, Бим! Нельзя, дурачок. Ежик называется. Назад! – и увел Бима с собой.
Выходит, ежик – зверюшка, и притом хорошая, а трогать его нельзя.
Теперь Иван Иваныч опять же сел на пенек, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил ее рядом на землю и смотрел на листья. И слушал тишину леса. Ну конечно, же, он улыбался! Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.
Бим тоже слушал.
Прилетела сорока, прострекотала нахально и улетела. Перепрыгивая с ветки, на ветку, приблизилась сойка, прокричала с кошачьим надрывом и тоже упрыгала так же, по веткам. А вот королек малютка, этот совсем совсем рядом: «Свить, свить! Свить, свить!» Ну что ты с ним будешь делать! И размером-то с жука, а туда же: «Свить, свить! Свить, свить!» Вроде бы приветствует.
Все остальное было тишиной.
И вот хозяин встал, расчехлил ружье, вложил патроны. Бим задрожал от волнения. Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим еще больше разволновался.
– Ну, мальчик... Ищи!
Бим пошел! Малым челноком пошел, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное – Бим, изящный, страстный, легкий на ходу. Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказывал ему лежать, чтобы дать успокоиться, втянуться. А вскоре Бим уже пошел ровно, со знанием дела. Великое искусство – работа сеттера! Вот он идет легким галопом, подняв голову, ему не надо опускать ее и искать низом, он берет запахи верхом, при этом шелковистая шерсть облегает его точеную шею, оттого он так и красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.
Такие часы для Ивана Иваныча были часами забвения. Он забывал войну, забывал невзгоды прошедшей жизни и свое одиночество. Даже сын коля, его кровное дитя, отнятое жестокой войной, будто присутствовал с ним, будто он, отец, доставлял ему радость даже мертвому. Он ведь тоже был охотником! Мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил, мертвые только не стареют, оставаясь в сердце живых такими, какими они ушли. Так и у Ивана Иваныча: рана зарубцевалась в душе, но болит всегда. На охоте же всякая боль души становится хоть немного, но легче. Благо тому, кто родился охотником!
И вот Бим замедлил ход, сужая челнок, чуть приостановился на секунду и пошел редким, крадущимся шагом. Что-то кошачье было в его движениях, мягких, осторожных, плавных. Теперь он уже вытянул голову вровень с туловищем. Каждой частицей тела, включая и вытянутый хвост, оперенный длинной шерстью, он был сосредоточен на струе запаха. Шаг... И поднимается только одна лапа. Шаг – и следующая лапа так же на долю секунды замирает в воздухе и неслышно опускается. Наконец передняя правая, как почти всегда, замерла, не коснувшись земли.
Позади, взяв ружье наизготовку, тихо подошел Иван Иваныч. Теперь две статуи: человек и собака.
Лес молчал. Лишь чуть-чуть играли золотые листья березы, купаясь в блестках солнца. Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом, отцом и прародителем. Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно серенькие листья. А на палой желтой листве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека. Ни единый мускул не дрогнет! В такие минуты Бим кажется полумертвый, это похоже на транс от восхищения и страсти. Вот что такое классическая стойка в желтом лесу.
www.rulit.me
От леса до шоссе они шли пешком
1) От леса до шоссе они шли пешком. 2) Лес молчал. Лишь чуть-чуть трепетали осины. 3) Днем и ночью идет дождь. 4) Вот уже совсем подошли к селу. 5) В воскресенье и в праздничные дни не унимались муравьи.^ составьте сочинение на лингвистическую тему «Сложные предложения с разными видами связи».4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным построением сложносочиненных предложений. Определите характер ошибки: неправильное употребление союзов; неправильное повторение одного и того же союза; соединение предложений, не сочетающихся по смыслу; нарушение порядка следования простых предложений в сложносочиненном; неоправданный отрыв части сложного предложения.
1) Выпал первый снег, и земля покрылась белой пеленой. И повеяло морозцем. И еще больше нахохлились воробьи. 2) Внезапно подул ветер, а листья, сорванные им, покрыли дорожки парка. 3) Пришла ночь, и затихли и звуки, и шаги, и голоса, и только иногда раздавался гудок проходящего поезда. 4) Наступил погожий осенний вечер, однако птицы еще не улетели в теплые края. 5) Он был хорошим хоккеистом, зато Сережа не умел прыгать через планку.^
Проверяем теорию
1. Закончить запись.
Изменяемые слова в русаком языке состоят из основы и … .
Неизменяемые слова состоят из … .
… - значимая часть слова, которая находится после корня и служит для … слов.
Префикс – значимая часть слова, которая находится … и служит для обрзования … слов.
Корень - … .
Имя существительное – часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .^
Це була вже рідна земля! Тут не було ні пальм, ні магнолій, тут було ще холодно. І навіть верби, що перші випустили свої бруньки, одягли їх в хутряні кожушки, щоб не позамерзали. Але такої радості ще ніколи не відчував журавлик. Здавалося, усі гаї, річки – такі рідні, такі близькі! Та, напевне, так і було.
- Составьте вопросы к тексту.
- По опорным словам и словосочетаниям составьте свой рассказ о приключениях журавлика.3. Досочинялки
Это либо рифмование, либо задания на продолжение текста.
Требования к речи:
1. Правильность– это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
2. Ясность– это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
3. Чистота– свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
4. Точность– значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
5. Выразительность– умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
6. Богатство– определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех. Слов или словосочетаний.
Висновки Пропоновані методики формування мовленнєвої компетенції учнів є ефективними, оскільки дають загальні орієнтири навчання мови в стилістичному аспекті з урахуванням комунікативно - діяльнісного підходу до мовних явищ, розглядають виражальні засоби мови як найважливішу умову естетичного виховання, спираються на єдність лінгвістичного й літературознавчого підходів до слова під час аналізу текстів, знайомлять учнів з особливостями різних видів мовленнєвої діяльності, а також залучають школярів до застосування мовлення з комунікативною метою.
Отже, учні мають чітко розуміти - те, що є надбанням на уроці, можна використовувати у практичній діяльності, що наше життя пов’язане зі спілкуванням, а, таким чином, із мовою, мовленнєвою діяльністю та мовленнєвими компетенціями, набутими на уроках. Тому мовленнєві компетенції є важливими для кожної людини, а робота по створенню висловлювань відповідно особистісним комунікативним мотивам допомагає подальшій самореалізації як в школі, так і поза нею.
Література1. Загальноєвропейські рекомендації з мовної освіти: вивчення, викладання,
оцінювання. – Відділ сучасних мов, Страсбург. – К.: Ленвіт, 2003.- Режим доступу: dosvid-loippo.at.ua, osvitavol.org.ua
2. Гудзик И. Ф. Компетентностно ориентированное обучение русскому языку в начальных классах (в школах с украинским языком обучения) / И. Ф. Ґудзик. – Черновцы: Букрек, 2007.
3. Гудзик И. Ф., Корсаков В. А., Сакович О. К. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (четвертый год обучения) / И. Ф. Ґудзик, В. А. Корсаков, О. К Сакович. – К.: Освіта, 2008.
4. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
5. Овчарук О. Компетентності як ключ до оновлення змісту освіти / Стратегія реформування освіти в Україні: Рекомендації з освітньої політики. – К.: К.І.С., 2003.
6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
7. Слобин Д. Психолингвистика / Д.Слобин, Дж.Грин; Под общ. ред. и с предисл. д-ра филолог. наук А.А. Леонтьева; Перевод с англ. Е.И. Негневицкой. – М.: Прогресс, 1976. – 336 с. Режим доступу: dosvid-loippo.at.ua, osvitavol.org.ua
8. Крутій К.Л., Котій Н.І. Конспекти занять із навчання української мови і розвитку мовлення дітей середнього дошкільного віку. (Бібліотека вихователя дошкільного навчального закладу) / К.Л. Крутій, Н.І Котій. – Запоріжжя: ТОВ «ЛІПС» ЛТД, 2007. – 256 с.. Режим доступу: dosvid-loippo.at.ua, osvitavol.org.ua
9. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей / Т.А Ладыженская. - М.: Педагогика, 1980. -210с.
10. Ладыженская Т.А. Виды изложений. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителя / Т.А. Ладыженская. - М. 1980.
11. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. М. 1991.
12. Леонтьев А. А. Речевая деятельность / Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. -115с.
14. Гусак Т. Дискусія як метод оптимізації при вивчені іноземних мов у ВНЗ / Т. Гусак // Рідна школа. - 2002. №4.
15. Трубачова С. Роль методів самостійного набуття знань в організації пізнавальної діяльності учнів / С. Трубачова. // Рідна школа. – 2001. №1.
16. Франків Н. Розкривати дух допитливості / Н. Франків // Директор школи. – 2000. №37.
17. Михайлів Т.В. Нетрадиційні уроки / Т.В. Михайлів // Педагогічна академія Пані Софії, - травень 2006.
18. Туріщева Л.В. Психологічні особливості проведення нестандартних уроків / Л.В. Туріщева // Педагогічна академія Пані Софії, - травень 2006.
19. Зайко Н.І. Лекційно – семінарська система роботи / Н.І. Зайко // Педагогічна академія Пані Софії, - травень 2006.
20. Задорожний К.М. Використання рольових ігор на уроках / К.М. Задорожний // Педагогічна академія Пані Софії. - травень 2006.
21. Байназарова О.О. До проблеми оцінювання навчальних досягнень учнів / О.О. Байназарова // Педагогічна академія Пані Софії. - лютий 2006.
22. Освітні технології: Навчально – методичний посібник. За загальною ред. Пєхоти О.М. – К.: А.С.К., 2002.
23. Онищук В. Типи, структура і методика уроку в школі. – К.: Радянська школа. 1976.
24. Корсак К. До пошуків нової парадигми освіти / К Корсак // Директор школи. – 2000.
25. Якіманська І. Особистісно – орієнтована система навчання / І. Якіманська // Завуч. – 1999. №7.
26. Гнедашев В.М. Програма організації науково – дослідницької діяльності учнів/ В.М. Гнедашев. – Харків: Основа. 2005.
27. Інтерактивні засоби навчання як органічна складова уроку літератури
(До підсумків конкурсу «Авторський урок-2006») // Всесвітня література. - лютий 2007. №2.
28. Федько О. Кому і як ми ставимо оцінку / О Федько // Завуч. – 2006. №1.
29. Лисенко С. Оцінювання дискусії та дискусія як інструмент оцінювання / С. Лисенко // Завуч. – 2006. №1.
31. Мелашко К. Технологія проектного навчання / К Мелашко // Завуч. – 2006. №13.
30.Бєлий В. Секрети вчительської технологічної кухні / В.Бєлий // Завуч - 2004. № 31.
31.Яковець С.М. З досвіду організації особистісно-орієнтованого навчання на уроках зарубіжної літератури/ С.М. Яковець // – Методична служба – школі. - Тернопіль: 2004.
32. Тиханська. И.М. Роль і місце фонових знань / И.М. Тиханська // Зарубіжна література. - 2005. № 6,
33. Явоненко М.В. Літературно-творчі здібностей школяра: сутність і структура/ М.В. Явоненко // Зарубіжна література. - 2005. № 3.
34. Лучкань Н.О. Формування особистості школяра шляхом інтерактивного навчання/ Н.О. Лучкань // Зарубіжна література. - 2005. № 3.
35. Ситченко А.Л. Інноваційні системи навчання та перспективи їх застосування в шкільному курсі літератури / А.Л.Ситченко // Зарубіжна література. - 2005. № 8.
36. Ситченко А.Л. Методика літератури / А.Л. Ситченко // Зарубіжна література. - 2005. Випуск 1-6.
37Остапчук О.Є. Діяльність учителя і готовність до інновацій / О.Є.Остапчук. - Кривий Ріг. 2004.
38. Томашевська Т. Ефективна система роботи освіти (особистісно зорієнтоване навчання: основні принципи і пріоритети)/ Т.Томашевська // Завуч. - 2006, №30.
39. Подмазін С, Луцюк Н.. Технологічне забезпечення особистісно зорієнтованого навчання/ С.Помазан. Н.Луцюк //Завуч. - 2006. № 6.
40. Цепла Л.П. Методичний тиждень. Прогресивні технології в методиці проведення сучасного уроку/ Л.П.Цепла.// Завуч. - 2004. № 25.
asyan.org
Сложные предложения с различными видами связи. Тренировочные упражнения - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ - РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС - конспекты уроков - конспекти уроків російська мова - План уроку - Конспект уроку - Плани уроків
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
УРОК № 49
Тема. Сложные предложения с различными видами связи. Тренировочные упражнения
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении с различными видами связи; развивать навыки правильной расстановки знаков препинания, синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Сохраняйте молчание, и люди будут думать, что вы — философ.
Латинская поговорка
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учитель на выбор проверяет тетради учащихся.)
2. Беседа с учащимися.
1) Какое предложение называется сложным?
2) Какие виды синтаксической связи в сложном предложении вы знаете?
3) Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении с разными видами связи?
3. Графический диктант.
• Запишите предложения; составьте их схемы, определите тип связи.
1) Тропа, на которой мы ночевали, повела куда-то в сторону, и потому пришлось ее бросить.
2) Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить, куда она сядет.
3) Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины.
IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Стилистическое редактирование.
• Определите ошибки в построении предложений; запишите их в исправленном виде, определите вид синтаксической связи.
1) Когда Мурке надоело возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.
2) Когда приходишь на бульвар и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло.
3) Рассказывают, что Архимед, купаясь в ванне, заметил, что его тело, погруженное в воду, уменьшается в весе.
4) Тут Ольга Денисовна понижала голос, потому что подходила к тому, что ее особенно трогало.
3. Лингвистическое конструирование.
• Из данных простых предложений сконструируйте сложные с сочинительной и подчинительной связью.
1) От леса до шоссе они шли пешком.
2) Лес молчал. Лишь чуть-чуть трепетали осины.
3) Днем и ночью идет дождь.
4) Вот уже совсем близко подошли к селу.
• Составьте сложные предложения с союзами и если, а если, и когда, а когда.
4. Объяснительный диктант.
• Запишите текст, охарактеризуйте предложения, которые в него входят; составьте схему третьего предложения; озаглавьте текст.
В народе этот день называют днем Ивана Купалы, Ивана Травника. Это один из самых красивых и поэтичных праздников. Во многих местах России, Украины и Белоруси празднуется ночь под Иванов день, называемая «ночь под Ивана Купалу».
Парни и девушки в праздничных нарядах собираются обыкновенно к реке, водоему или специально отведенному месту, где у костров устраивают хороводы, гаданья и, взявшись за руки, попарно прыгают через эти костры. По удачному или неудачному прыжку предсказывают грядущее счастье или беду, раннее или позднее супружество.
Труднее всего достать в Иванову ночь папоротник, который только в эту ночь будто бы расцветает. Из широких листьев его внезапно появляется почка, которая в двенадцать часов ночи разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, такой яркий, что на него невозможно смотреть. Нет ничего невозможного для обладателя папоротника. Невидимая рука срывает его, а человеку это почти никогда не удается.
Многие смельчаки отправлялись в Иванову ночь на поиски цветка папоротника, но ни одному простому смертному не удавалось его увидеть и сорвать.
(Из журнала)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Ролевая игра «Микрофон».
• Закончите предложения, записанные на доске.
Сегодня на уроке я научился...
Мне очень понравилось...
Я хотела б усовершенствовать свои навыки в...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Описать один из украинских обычаев или обрядов, используя сложные предложения с различными видами связи.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.
www.subject.com.ua
Пешком в Ясную Поляну
История Лопасни
Пешком в Ясную Поляну
Л.Н. Толстой, до глубокой старости любил ходить пешком на дальние расстояния. Пешком ходил в деревни, совершая по: десять-пятнадцать верст, легко перебираясь через крутые овраги, прыгая через ручьи. Часто, весной выходил он на шоссе или на старую тридцатисаженной ширины скотопрогонную дорогу, которая пролегала около ворот Ясно-Полянской усадьбы, и уходил вдаль, обдумывая свои новые произведения. Несколько раз Толстой ходил пешком из Ясной Поляны в Тулу и обратно, и трижды — из Москвы в Ясную Поляну. Первое такое путешествие Толстой совершил в 1886 году, когда ему было 58 лет. Вот как это было. Вечером 4 апреля Толстой вместе с молодыми спутниками Н.Н. Ге — сыном художника и М.А. Стаховичем — близким знакомым, вышли из Москвы, дошли до Подольска поздно вечером, здесь заночевали у знакомых. Жена писателя С.Л. Толстая писала в Серпухов до востребования Л.Н. Толстому: «Было бы тепло, я бы радовалась вашему путешествию, а без теплого платья на холодном северном ветру это очень опасно... У тебя хорошее здоровье, но ты погибнешь от своих фантазий. Когда узнаю, что все здоровы и благополучны, тогда успокоюсь». 6 апреля путешественники дошли до Серпухова (последние 7 верст ехали), 7—8 апреля ночевали у 95-летнего отставного солдата, который служил еще при Александре I и Николае I. Толстой записал с его слов рассказ о Николае Палкине. Свой первоначальный набросок, сделанный в Серпухове, он вскоре переработал в рассказ под тем же названием. 9 апреля к 8 часам вечера дошли до Ясной Поляны. 17 апреля. 1888 года Л.Н. Толстой во второй раз пошей пешком из Москвы в Ясную Поляну. С ним шли вместе снова молодой Ге и Дунаев А.Н. Жена писала ему в Серпухов, куда они пришли 19 апреля: «Говорили мне, что ты вчера пошел такой веселый. Радуюсь, что погода такая хорошая и что вы не вышли накануне. Воображаю, как тебе весело стало, когда после мостовой и камней, и города, ты... пошел по травке, а перед тобой простор, и простор бесконечный... Надеюсь, что этот поход тебя немного разбудит, и что результат его будет не Палкин, а нечто более поэтическое, мягкое и художественное». 22-го путники пришли в Ясную Поляну. Об этом путешествии Толстой писал жене: «Путешествие очень удалось. Как я ни стар и как ни знаю нашу жизнь, всякий раз узнаешь во всех отношениях - и нравственном и умственном». Под влиянием московских переживаний последнего времени, угнетенный ими, Толстой решает немедленно уйти из Москвы. Второго мая 1889 года в 10 часов утра он в сопровождении Е.И. Попова в третий раз вышел из Москвы в Ясную Поляну пешком. Погода стояла не майская: шел дождь со снегом, дул холодный ветер, идти было трудно. Дошли до Сырова, четыре версты не доходя Подольска, где и заночевали. По пути от Подольска пили чай в доме крестьянина. Толстой запишет в дневнике: «Муж пьет, женщина работает, восьмилетняя девочка моет полы и делает папиросы — на один рубль в неделю». Прошли 25 верст, еле добрались до деревни Алачково Серпуховского уезда, где жил хорошо знакомый писателю М.П. Золотарев, о котором Толстой запишет в дневнике: «Умный и тихий, хороший человек». В дороге Е.И. Попов настолько устал и продрог, что свалился в лихорадке, а Лев Николаевич, сказав, что лучшее средство согреться — это играть в четыре руки, тотчас же сел с хозяйкой дома за рояль. Позже Е.И. Попов вспоминал о дальнем пути. «Когда мы проходили через Серпухов, мы зашли на почту. Лев Николаевич спросил письма на свое имя... Вся почта заволновалась: чиновники и публика — все шушукались и поглядывали на Толстого. Я не понимал, как Лев Николаевич выдерживает это всеобщее внимание. А он написал открытки, опустил, и мы пошли дальше...» 4 мая к вечеру с трудом зашли за Серпухов, ночевали в деревне. Шестого мая пришли в Тулу.... Писатель В.Б. Шкловский в своей книге «Лев Толстой» заметит, что в Ясную Поляну Толстой обычно ездил по железной дороге, но не любил вагонов с чужими городскими людьми, поэтому предпочитал езду на лошадях и трижды ходил из Москвы в Ясную Поляну пешком.
В. ШАХОВ, краевед. Газета «За коммунистический труд» от 27 сентября 1979 г.
xn----1941-1945-yij4d1asn2cf9c6cn5y.xn--p1ai