Поэтический словарь/Метонимия. Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули стой


ДЕСЯТИЛЕТНЯЯ ПЕСНЯ. «Избранное» | Маяковский Владимир Владимирович

 

Дрянь адмиральская, пан и барон шли от шестнадцати разных сторон. Пушка — французская, английский танк. Белым папаша Антантовый стан. Билась Советская наша страна, дни грохотали разрывом гранат. Не для разбоя битва зовет — мы защищаем поля и завод. Шли деревенские, лезли из шахт, дрались голодные, в рвани и вшах. Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: – Стой! — Били Деникина, били Махно, так же любого с дороги смахнем. Хрустнул, проломанный, Крыма хребет. Красная крепла в громе побед. С вами сливалось, победу растя, сердце — рабочих, сердце — крестьян. С первой тревогою с наших низов стомиллионные встанем на зов. Землю колебля, в новый поход двинут дивизии Красных пехот. Помня принятие красных присяг, лава Буденных пойдет на рысях. Против буржуевых новых блокад красные птицы займут облака. Крепни и славься в битвах веков, Красная Армия большевиков!

1928

litresp.ru

Поэтический словарь/Метонимия — Wikilivres.ru

Материал из Wikilivres.ru

< Поэтический словарь

МЕТОНИ́МИЯ (греч. μετωνυμία — переименование) — распространенный поэтический троп, замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Существует несколько видов М.; наиболее употребительны следующие.

1) Упоминание имени автора, вместо его произведений:

Читал охотно Апулея (вместо книгу Апулея «Золотой осел»)А Цицерона не читал.

(А. Пушкин)

В Москве у входа в книжный магазин,Где очередь стояла за Спинозой (вместо «за книгой Спинозы»).

(В. Инбер)</small>

2) Или, наоборот, упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор:

Однако несколько творенийОн из опалы исключил:Певца Гяура и Жуана(т. е. Байрона)Да с ним еще два-три романа.

(А. Пушкин)

Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужик(т. е. Ломоносов)По своей и божьей волеСтал разумен и велик.

(Н. Некрасов)</small>

3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета (наиболее часто встречающаяся в поэзии форма М.):

С них отражал герой безумный,Один в толпе домашних слуг,Турецкой рати приступ шумный,И бросил шпагу под бунчук(т. е. сдался туркам).

(А. Пушкин)

Балалаечка на ленте,Двухрядочка на ремне.С балалаечкой — к подружке,А с двухрядочкой — ко мне.

(Частушка)

Серые шлемыс красной звездойбелой оравекрикнули: ‎— стой!

(В. Маяковский)

Заячьими шапкамиРазбит Колчак... (т. е. партизанами)

(В. Луговской)

На крыльях черные крестыГрозят нам нынче с высоты.Мы стаи звезд на них пошлем,Мы их таранить в небе будем,Мы те кресты перечеркнемЗенитным росчерком орудий.

(Н. Тихонов)

Только слышно на улице где-тоОдинокая бродит гармонь.

(М. Исаковский)</small>

4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются:

Шипенье пенистых бокалов (вместо «пенящегося вина в бокалах»).

(А. Пушкин)

Гирей сидел, потупя взор,Янтарь в устах его дымился.

(Он же)

Летят последние гранаты,Огонь бутылочный скользит (т. е. зажигательная смесь в бутылках).

(Н. Тихонов)</small>

У А. Блока имеется редчайший образец сложной М., которая понятна лишь людям, знающим некоторые социально-бытовые черты дореволюционной России:

Вагоны шли привычной линией,Подрагивали и скрипели;Молчали желтые и синие;В зеленых плакали и пели.

«Желтые и синие» — это вагоны 1-го и 2-го классов, а «зеленые» — вагоны 3-го класса. В двух строках А. Блок охарактеризовал дорожное настроение пассажиров — богатых и бедных.

М. отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», «вроде», «подобно» и т. д.; с М. этого сделать нельзя.

wikilivres.ru

Квятковский. Метонимия // Поэтический словарь. — 1966 (текст)

158

МЕТОНИ́МИЯ (греч. μετωνυμία — переименование) — распространенный поэтический троп, замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Существует несколько видов М.; наиболее употребительны следующие.

1) Упоминание имени автора, вместо его произведений:

Читал охотно Апулея (вместо книгу Апулея «Золотой осел»)А Цицерона не читал.

(А. Пушкин)

В Москве у входа в книжный магазин,Где очередь стояла за Спинозой (вместо «за книгой Спинозы»).

(В. Инбер)

2) Или, наоборот, упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор:

Однако несколько творенийОн из опалы исключил:Певца Гяура и Жуана (т. е. Байрона)Да с ним еще два-три романа.

(А. Пушкин)

Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужик (т. е. Ломоносов)По своей и божьей волеСтал разумен и велик.

(Н. Некрасов)

3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета (наиболее часто встречающаяся в поэзии форма М.):

С них отражал герой безумный,Один в толпе домашних слуг,Турецкой рати приступ шумный,И бросил шпагу под бунчук (т. е. сдался туркам).

(А. Пушкин)

Балалаечка на ленте,Двухрядочка на ремне.С балалаечкой — к подружке,А с двухрядочкой — ко мне.

(Частушка)

Серые шлемыс красной звездойбелой оравекрикнули:

— стой!

(В. Маяковский)

159

Заячьими шапкамиРазбит Колчак... (т. е. партизанами)

(В. Луговской)

На крыльях черные крестыГрозят нам нынче с высоты.Мы стаи звезд на них пошлем,Мы их таранить в небе будем,Мы те кресты перечеркнемЗенитным росчерком орудий.

(Н. Тихонов)

Только слышно на улице где-тоОдинокая бродит гармонь.

(М. Исаковский)

4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются:

Шипенье пенистых бокалов (вместо «пенящегося вина в бокалах»).

(А. Пушкин)

Гирей сидел, потупя взор,Янтарь в устах его дымился.

(Он же)

Летят последние гранаты,Огонь бутылочный скользит (т. е. зажигательная смесь в бутылках).

(Н. Тихонов)

У А. Блока имеется редчайший образец сложной М., которая понятна лишь людям, знающим некоторые социально-бытовые черты дореволюционной России:

Вагоны шли привычной линией,Подрагивали и скрипели;Молчали желтые и синие;В зеленых плакали и пели.

«Желтые и синие» — это вагоны 1-го и 2-го классов, а «зеленые» — вагоны 3-го класса. В двух строках А. Блок охарактеризовал дорожное настроение пассажиров — богатых и бедных.

М. отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», «вроде», «подобно» и т. д.; с М. этого сделать нельзя. L=0>

openlit.ru

Кстати, по вопросу о 7 ноября: beauty_spirit

Ноябрь и фильм Михалкова разбудил дух Бунина. Который день «роты фейсбук» ведут бои, доказывая, что большевики «в ходе гражданской войны сознательно уничтожали всех культурных и образованных людей» (это дословная цитата, если что) и какую-то борьбу между «низостью и благородством». Ну и Бунин в качестве тяжелой артиллерии - «Я с ужасом думаю, что нарожает это пьяное кровавое быдло, захватившее власть в России, и что будет с моей страной через два-три поколения». Я себе, конечно, плохо представляю, что такое «сознательное уничтожение лучших» (по каким параметрам?). Но вы хотите песен? Их есть у меня. Например, вот эта, Маяковского:"Дрянь адмиральская,пани бароншлиот шестнадцатиразных сторон.Пушка -французская,английский танк,БелымпапашаАнтантовый стан.БиласьСоветскаянаша страна,днигрохоталиразрывом гранат.Не для разбоябитва зовет -мызащищаемполяи завод.Шли деревенские,лезли из шахт,дралисьголодные,в рвании вшах.Серые шлемыс красной звездойбелой оравекрикнули:- Стой! -Били Деникина,билиМахно,так желюбогос дороги смахнем.Хрустнул,проломанный,Крыма хребет.Краснаякреплав громе побед.С вамисливалось,победу растя,сердце -рабочих,сердце -крестьян.С первой тревогоюс наших низовстомиллионныевстанем на зов.Землю колебля,в новый походдвинутдивизииКрасных пехот.Помняпринятиекрасных присяг,лаваБуденныхпойдетна рысях.Противбуржуевыхновых блокадкрасныептицызаймут облака.Крепнии славьсяв битвах веков,КраснаяАрмиябольшевиков!"

Видите – немного изменяем коннотации и вопрос о «лучшести людей» выступавших на стороне иностранных интервентов кажется большим вопросом. Стихотворение охренительно сильное, но это пропаганда. В реальности все много сложнее. Чего Маяковский не говорит, так это того, что романтический образ людей в белых кителях не очень отвечает реальности, чтобы война укладывалась в теорию "классовой борьбы", а народ не сильно рефлексировал по поводу того, что свои стреляли в своих. Вообще я лично считаю, что все люди равны от рождения вне зависимости от сословий (поэтому товарищи, поставившие в основе своей концепции выравнивание мне и симпатичны), но нашим социал-дарвинистам, которые отмахиваются от того, что всякое «быдло» может иметь свою волю, следует знать, что белая армия была «офицерской» только формально. Белые офицеры военного времени и офицеры из фильма «Адъютант его превосходительства» - это разные вещи. Тогда в офицеры кого только не брали, а господ «блахородных» и «культурных» там было меньшинство как раз. Похожий был состав армий, господа хорошие - разночинцы, мобилизованные крестьяне, те же рабочие, да всяко бывало.

Дальше стоит подумать о том, что чтобы выиграть войну нужны ресурсы, в том числе человеческие ресурсы – образованные и обученные кадры. Так кто бил Деникина? А генерал-лейтенант Императорской Армии, командующий южным фронтом красных Владимир Николаевич Егорьев (потомственный дворян) и его заместитель, генерал-лейтенант Императорской Армии Владимир Иванович Селивачёв (потомственный дворян). Сам Деникин был, к слову, сыном бывшего крепостного крестьянина – мне то все равно, я думаю, что он был хорошим военным вне зависимости от происхождения, это для любителей потрындеть о войне между благородными и быдлом безродным. Кто бил Колчака? Генерал-майор Императорской Армии, командующий восточным фронтом красных - Владимир Александрович Ольдерогге (дворянин) и генерал-майор Императорской Армии Сергей Иванович Одинцов (дворянин). Кто бил интервентов? Генерал-лейтенант Императорской Армии, командующий Северных фронтом красных Дмитрий Павлович Парский (ну ты понЕл), генерал-лейтенант Императорской Армии Дмитрий Николаевич Надёжный (происхождение - да-да). Кто бил Юденича? Бывший полковник Императорской Армии Сергей Дмитриевич Харламов. Куда ни ткни, среди командующих фронтов – сплошные экс-золотопогонники и дворяне. Всего в РККА служило более 70 тысяч людей с благородными родословными. Так кто с кем воевал, мм?

ЗЫ Все никак не могу собраться, чтобы рассказать небратишкам, как и какие большевички "оккупировали" Украину, но люди, которые об этом говорят уже давно не с нами в смысле адекватности, поэтому им бесполезно рассказывать.

beauty-spirit.livejournal.com

Изобразительно-выразительные средства тропы (А3)

Изобразительно-выразительные средства ТРОПЫ (А3)

Подготовила:

Попова Г.Н.,

учитель русского языка и литературы

ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении

  • ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку
  • Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)

  • Спит земля в сиянье голубом.

(М.Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО
  • Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит

МЕТАФОРА

Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение
  • Пустых небес прозрачное стекло;

Багровый костёр заката

(И.А. Бунин»

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)

МЕТОНИМИЯ

Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь
  • Все флаги в гости будут к нам

(А.С. Пушкин)
  • Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)

  • Выпил всю бутылку

МЕТОНИМИЯ

  • Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)

  • Я прочитал всего Тургенева.

  • Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)

  • Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»

  • (В. Маяковский)

ГИПЕРБОЛА

Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
  • Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

  • В сто тысяч солнц закат пылал.

АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
  • Ты и убогая , Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь!

АНАФОРА

Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди

Лексический повтор

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности
  • Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

АССОНАНС

Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков
  • Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных
  • Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле.
  • За тридевять земель, зарубить себе на носу

Алгоритм выполнения А3

  • Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;

  • Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов

  • Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности

  • Выбери правильный ответ

Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия

  • Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..

  • Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.

  • «Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.

  • Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса

Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола

  • Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.

  • Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».

  • - Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.

  • - Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.

Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.

  • Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.

  • Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.

  • На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.

  • Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.

ЛИТЕРАТУРА

С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012.

Шаблон для презентации взят на одном из сайтов

rpp.nashaucheba.ru