Поэтический словарь/Метонимия. Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули стой
ДЕСЯТИЛЕТНЯЯ ПЕСНЯ. «Избранное» | Маяковский Владимир Владимирович
Дрянь адмиральская, пан и барон шли от шестнадцати разных сторон. Пушка — французская, английский танк. Белым папаша Антантовый стан. Билась Советская наша страна, дни грохотали разрывом гранат. Не для разбоя битва зовет — мы защищаем поля и завод. Шли деревенские, лезли из шахт, дрались голодные, в рвани и вшах. Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: – Стой! — Били Деникина, били Махно, так же любого с дороги смахнем. Хрустнул, проломанный, Крыма хребет. Красная крепла в громе побед. С вами сливалось, победу растя, сердце — рабочих, сердце — крестьян. С первой тревогою с наших низов стомиллионные встанем на зов. Землю колебля, в новый поход двинут дивизии Красных пехот. Помня принятие красных присяг, лава Буденных пойдет на рысях. Против буржуевых новых блокад красные птицы займут облака. Крепни и славься в битвах веков, Красная Армия большевиков!
1928
litresp.ru
Поэтический словарь/Метонимия — Wikilivres.ru
Материал из Wikilivres.ru
< Поэтический словарьМЕТОНИ́МИЯ (греч. μετωνυμία — переименование) — распространенный поэтический троп, замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Существует несколько видов М.; наиболее употребительны следующие.
1) Упоминание имени автора, вместо его произведений:
Читал охотно Апулея (вместо книгу Апулея «Золотой осел»)А Цицерона не читал. (А. Пушкин) В Москве у входа в книжный магазин,Где очередь стояла за Спинозой (вместо «за книгой Спинозы»). (В. Инбер)</small> |
2) Или, наоборот, упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор:
Однако несколько творенийОн из опалы исключил:Певца Гяура и Жуана(т. е. Байрона)Да с ним еще два-три романа. (А. Пушкин) Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужик(т. е. Ломоносов)По своей и божьей волеСтал разумен и велик. (Н. Некрасов)</small> |
3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета (наиболее часто встречающаяся в поэзии форма М.):
С них отражал герой безумный,Один в толпе домашних слуг,Турецкой рати приступ шумный,И бросил шпагу под бунчук(т. е. сдался туркам). (А. Пушкин) Балалаечка на ленте,Двухрядочка на ремне.С балалаечкой — к подружке,А с двухрядочкой — ко мне. (Частушка) Серые шлемыс красной звездойбелой оравекрикнули: — стой! (В. Маяковский) Заячьими шапкамиРазбит Колчак... (т. е. партизанами) (В. Луговской) На крыльях черные крестыГрозят нам нынче с высоты.Мы стаи звезд на них пошлем,Мы их таранить в небе будем,Мы те кресты перечеркнемЗенитным росчерком орудий. (Н. Тихонов) Только слышно на улице где-тоОдинокая бродит гармонь. (М. Исаковский)</small> |
4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются:
Шипенье пенистых бокалов (вместо «пенящегося вина в бокалах»). (А. Пушкин) Гирей сидел, потупя взор,Янтарь в устах его дымился. (Он же) Летят последние гранаты,Огонь бутылочный скользит (т. е. зажигательная смесь в бутылках). (Н. Тихонов)</small> |
У А. Блока имеется редчайший образец сложной М., которая понятна лишь людям, знающим некоторые социально-бытовые черты дореволюционной России:
Вагоны шли привычной линией,Подрагивали и скрипели;Молчали желтые и синие;В зеленых плакали и пели. |
«Желтые и синие» — это вагоны 1-го и 2-го классов, а «зеленые» — вагоны 3-го класса. В двух строках А. Блок охарактеризовал дорожное настроение пассажиров — богатых и бедных.
М. отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», «вроде», «подобно» и т. д.; с М. этого сделать нельзя.
wikilivres.ru
Квятковский. Метонимия // Поэтический словарь. — 1966 (текст)
158
МЕТОНИ́МИЯ (греч. μετωνυμία — переименование) — распространенный поэтический троп, замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Существует несколько видов М.; наиболее употребительны следующие.
1) Упоминание имени автора, вместо его произведений:
Читал охотно Апулея (вместо книгу Апулея «Золотой осел»)А Цицерона не читал.
(А. Пушкин)
В Москве у входа в книжный магазин,Где очередь стояла за Спинозой (вместо «за книгой Спинозы»).
(В. Инбер)
2) Или, наоборот, упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор:
Однако несколько творенийОн из опалы исключил:Певца Гяура и Жуана (т. е. Байрона)Да с ним еще два-три романа.
(А. Пушкин)
Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужик (т. е. Ломоносов)По своей и божьей волеСтал разумен и велик.
(Н. Некрасов)
3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета (наиболее часто встречающаяся в поэзии форма М.):
С них отражал герой безумный,Один в толпе домашних слуг,Турецкой рати приступ шумный,И бросил шпагу под бунчук (т. е. сдался туркам).
(А. Пушкин)
Балалаечка на ленте,Двухрядочка на ремне.С балалаечкой — к подружке,А с двухрядочкой — ко мне.
(Частушка)
Серые шлемыс красной звездойбелой оравекрикнули:
— стой!
(В. Маяковский)
159
Заячьими шапкамиРазбит Колчак... (т. е. партизанами)
(В. Луговской)
На крыльях черные крестыГрозят нам нынче с высоты.Мы стаи звезд на них пошлем,Мы их таранить в небе будем,Мы те кресты перечеркнемЗенитным росчерком орудий.
(Н. Тихонов)
Только слышно на улице где-тоОдинокая бродит гармонь.
(М. Исаковский)
4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются:
Шипенье пенистых бокалов (вместо «пенящегося вина в бокалах»).
(А. Пушкин)
Гирей сидел, потупя взор,Янтарь в устах его дымился.
(Он же)
Летят последние гранаты,Огонь бутылочный скользит (т. е. зажигательная смесь в бутылках).
(Н. Тихонов)
У А. Блока имеется редчайший образец сложной М., которая понятна лишь людям, знающим некоторые социально-бытовые черты дореволюционной России:
Вагоны шли привычной линией,Подрагивали и скрипели;Молчали желтые и синие;В зеленых плакали и пели.
«Желтые и синие» — это вагоны 1-го и 2-го классов, а «зеленые» — вагоны 3-го класса. В двух строках А. Блок охарактеризовал дорожное настроение пассажиров — богатых и бедных.
М. отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», «вроде», «подобно» и т. д.; с М. этого сделать нельзя. L=0>
openlit.ru
Кстати, по вопросу о 7 ноября: beauty_spirit
Ноябрь и фильм Михалкова разбудил дух Бунина. Который день «роты фейсбук» ведут бои, доказывая, что большевики «в ходе гражданской войны сознательно уничтожали всех культурных и образованных людей» (это дословная цитата, если что) и какую-то борьбу между «низостью и благородством». Ну и Бунин в качестве тяжелой артиллерии - «Я с ужасом думаю, что нарожает это пьяное кровавое быдло, захватившее власть в России, и что будет с моей страной через два-три поколения». Я себе, конечно, плохо представляю, что такое «сознательное уничтожение лучших» (по каким параметрам?). Но вы хотите песен? Их есть у меня. Например, вот эта, Маяковского:"Дрянь адмиральская,пани бароншлиот шестнадцатиразных сторон.Пушка -французская,английский танк,БелымпапашаАнтантовый стан.БиласьСоветскаянаша страна,днигрохоталиразрывом гранат.Не для разбоябитва зовет -мызащищаемполяи завод.Шли деревенские,лезли из шахт,дралисьголодные,в рвании вшах.Серые шлемыс красной звездойбелой оравекрикнули:- Стой! -Били Деникина,билиМахно,так желюбогос дороги смахнем.Хрустнул,проломанный,Крыма хребет.Краснаякреплав громе побед.С вамисливалось,победу растя,сердце -рабочих,сердце -крестьян.С первой тревогоюс наших низовстомиллионныевстанем на зов.Землю колебля,в новый походдвинутдивизииКрасных пехот.Помняпринятиекрасных присяг,лаваБуденныхпойдетна рысях.Противбуржуевыхновых блокадкрасныептицызаймут облака.Крепнии славьсяв битвах веков,КраснаяАрмиябольшевиков!"
Видите – немного изменяем коннотации и вопрос о «лучшести людей» выступавших на стороне иностранных интервентов кажется большим вопросом. Стихотворение охренительно сильное, но это пропаганда. В реальности все много сложнее. Чего Маяковский не говорит, так это того, что романтический образ людей в белых кителях не очень отвечает реальности, чтобы война укладывалась в теорию "классовой борьбы", а народ не сильно рефлексировал по поводу того, что свои стреляли в своих. Вообще я лично считаю, что все люди равны от рождения вне зависимости от сословий (поэтому товарищи, поставившие в основе своей концепции выравнивание мне и симпатичны), но нашим социал-дарвинистам, которые отмахиваются от того, что всякое «быдло» может иметь свою волю, следует знать, что белая армия была «офицерской» только формально. Белые офицеры военного времени и офицеры из фильма «Адъютант его превосходительства» - это разные вещи. Тогда в офицеры кого только не брали, а господ «блахородных» и «культурных» там было меньшинство как раз. Похожий был состав армий, господа хорошие - разночинцы, мобилизованные крестьяне, те же рабочие, да всяко бывало.
Дальше стоит подумать о том, что чтобы выиграть войну нужны ресурсы, в том числе человеческие ресурсы – образованные и обученные кадры. Так кто бил Деникина? А генерал-лейтенант Императорской Армии, командующий южным фронтом красных Владимир Николаевич Егорьев (потомственный дворян) и его заместитель, генерал-лейтенант Императорской Армии Владимир Иванович Селивачёв (потомственный дворян). Сам Деникин был, к слову, сыном бывшего крепостного крестьянина – мне то все равно, я думаю, что он был хорошим военным вне зависимости от происхождения, это для любителей потрындеть о войне между благородными и быдлом безродным. Кто бил Колчака? Генерал-майор Императорской Армии, командующий восточным фронтом красных - Владимир Александрович Ольдерогге (дворянин) и генерал-майор Императорской Армии Сергей Иванович Одинцов (дворянин). Кто бил интервентов? Генерал-лейтенант Императорской Армии, командующий Северных фронтом красных Дмитрий Павлович Парский (ну ты понЕл), генерал-лейтенант Императорской Армии Дмитрий Николаевич Надёжный (происхождение - да-да). Кто бил Юденича? Бывший полковник Императорской Армии Сергей Дмитриевич Харламов. Куда ни ткни, среди командующих фронтов – сплошные экс-золотопогонники и дворяне. Всего в РККА служило более 70 тысяч людей с благородными родословными. Так кто с кем воевал, мм?
ЗЫ Все никак не могу собраться, чтобы рассказать небратишкам, как и какие большевички "оккупировали" Украину, но люди, которые об этом говорят уже давно не с нами в смысле адекватности, поэтому им бесполезно рассказывать.
beauty-spirit.livejournal.com
Изобразительно-выразительные средства ТРОПЫ (А3)Подготовила: учитель русского языка и литературы Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)Спит земля в сиянье голубом. |
ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным
СРАВНЕНИЕ
Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит
МЕТАФОРА
Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение Пустых небес прозрачное стекло;
Багровый костёр заката (И.А. Бунин» (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло) МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
-
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая , Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит
Пустых небес прозрачное стекло;
Багровый костёр заката (И.А. Бунин» (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло) МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
-
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая , Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло) МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
-
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая , Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
-
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая , Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая , Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
Ты и убогая , Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь!
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
Жёлтые дожди Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
За тридевять земель, зарубить себе на носу
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
rpp.nashaucheba.ru