«В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь. Измучившись мысли совсем не шли на ум как правильно


Цитаты и высказывания по метке «ум»

Несчастен тот человек, у которого есть любимый ресторан и нет любимого автора. Он нашел любимое место, где можно накормить тело, но не нашел любимого места, где можно накормить свой ум.

Рон Джим

№ 7700

Когда человек не такой, как вообще, потому один такой, а другой такой, и ум у него не для танцевания, а для устройства себя, для развязки свого существования, для сведения обхождения, и когда такой человек, ежели он вчёный, поднимется умом своим за тучи и там умом своим становится ещё выше Лаврской колокольни, и когда он студова глянет вниз, на людей, так они ему покажутся такие махонькие-махонькие, всё равно как мыши... пардон, как крисы... Потому что это же Человек! А тот, который он, это он, он тоже человек, невчёный, но... зачем же?! Это ж ведь очень и очень! Да! Да! Но нет!

проня прокоповна, из фильма «За двумя зайцами (фильм, 1961)», 1961

№ 6784

Ибо умы бывают трёх родов: один всё постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.

Николо Макиавелли

№ 6717

Ум проводит резкую грань между животным и человеком, намекает на божественность последнего и в некоторой степени даже заменяет ему бессмертие, которого нет. Исходя из этого, ум служит единственно возможным источником наслаждения.

Антон Павлович Чехов, из книги «Палата номер 6», 1892

№ 6184

Из двух соседних народов тот, у которого более здравого смысла, всегда рано или поздно возьмет верх над тем, у которого один только ум.

Пьер Буаст

№ 5396

В коротком обществе, где умный, разнообразный разговор заменяет танцы, где говорить можно обо всем, не боясь цензуры тетушек и не встречая чересчур строгих и неприступных дев, - в таком кругу он мог бы блистать и даже нравиться, потому что ум и душа, показываясь наружу, придают чертам жизнь, игру и заставляют забыть их недостатки: но таких обществ у нас в России мало, в Петербурге еще меньше, вопреки тому, что его называют совершенно европейским городом и владыкой хорошего тона.

Из книги «Княгиня Лиговская»

№ 5615

Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию здешнего неба. Какое-то печальное равнодушие, подобное тому, с каким наше северное солнце отворачивается от неблагодарной здешней земли, закрадывается в душу, приводит в оцепенение все жизненные органы. В эту минуту сердце не способно к энтузиазму, ум к размышлению.

Из книги «Княгиня Лиговская»

№ 5624

— Мне кажется, лучше будет, если брюки состарятся здесь, — сказал он. — Они не в моем стиле. — Очень жаль, — сказала старушка. — Ну, а новую шляпу тебе не надо? Снусмумрик испуганно надвинул на глаза свою старую зеленую шляпу. — Большое спасибо, — сказал он. — Мне вовремя пришло на ум, как опасно обременять себя собственностью.

Снусмумрик

№ 4945

Если твое сердце и твой ум беспокойны, чего же тебе больше? Кто перестал любить и делать ошибки, тот может похоронить себя заживо.

Иоганн Вольфганг Гёте

№ 4543

Но всех в гостиной занимаетТакой бессвязный, пошлый вздор;Всё в них так бледно равнодушно;Они клевещут даже скучно;В бесплодной сухости речей,Расспросов, сплетен и вестейНе вспыхнет мысли в целы сутки,Хоть невзначай, хоть наобум;Не улыбнется томный ум,Не дрогнет сердце, хоть для шутки.И даже глупости смешнойВ тебе не встретишь, свет пустой....Несносно видеть пред собоюОдних обедов длинный ряд,Глядеть на жизнь как на обряд,И вслед за чинною толпойИдти, не разделяя с нейНи общих мнений, ни страстей.

Александр Сергеевич Пушкин, из романа «Евгений Онегин», 1835

№ 4335

Ваше тело, душа и ум — это не вы. Каждый из них сам по себе не требует вашего участия. Тело идёт на работу на автомате, ум автоматически решает встающие перед ним вопросы, душа без вашего участия создаёт эмоции. Эти три вещи образуют вашу личность. Так вот, ваша личность — это не вы. Вы — то, что ей управляет.

Николай Иванович Козлов

№ 4156

Земля всегда полна чудес. Только большинство людей не знает об этом, отчего и происходят все их несчастья. И самое первое чудо заключается в том, что, заняв свой ум доброй мыслью, мы не оставляем в нем места для злой.

Фрэнсис Элиза Бернетт, из источника «Страна Голубого Цветка»

№ 3766

Глупость становится впереди, чтобы ее видели, ум становится позади, чтобы видеть.

Кармен Сильва

№ 3011

Когда ум рассматривает предмет лишь в общих чертах, то в них видно только смещение непостижимых затруднений и неясностей. Но это лишь порождаемые ленью призраки, населяющие этот мрак. Внесите туда лучи размышления, и все, что было неясным, станет ясным.

Клод Адриан Гельвеций, из источника «Сочинения в двух томах», 1973

№ 2879

Если бы человеческую глупость холили и воспитывали веками так же, как ум, может быть, из нее получилось бы нечто необычайно драгоценное.

Евгений Замятин, из источника «Мы», 1920

№ 2813

В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось бы употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанье подавать?

Александр Сергеевич Пушкин, из источника «Станционный Смотритель»

№ 2183

Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда.

Василий Ключевский

№ 1927

Кто постепенными упражнениями достиг способности в любое время предаваться состоянию душевного спокойствия и отдыху мыслей, тот дошел до самообладания. Самообладание — это присутствие духа; это невозмутимая сосредоточенность и безмятежность духа. Владеть собой значит уметь в любой момент, если нужно, пустить в ход весь свой рассудок, такт, ум, решимость и знание. Самообладание — ключ и краеугольный камень успеха в жизни. Оно внушает оратору готовую мысль, подходящую к месту и к обстоятельствам. Оно лучшая опора дельца. Не владеющие собою, неуравновешенные и потому вечно усталые люди редко могут пригодиться для чего-нибудь ответственного и серьёзного. На них нельзя полагаться.

Мильфорд Прентис, из книги «К жизни», 1912

№ 1706

Тупой ум восходит к истине через материальное.

Сюгер

№ 1682

Любовь – это то единственное, что обостряет ум, будит творческую фантазию, то, что очищает нас и освобождает.

Паоло Коэльо, из источника «Заир»

№ 1617

Бедность сокрушает душевную силу, ожесточает сердце, притупляет ум.

Пьер Буаст

№ 1458

...А ум в мужчине, с точки зрения женщины, важнее, на мой взгляд, смелости и силы, вот почему. Умный мужчина способен понять женщину, проникнуть в ее мир. А женщина желает быть понятой. И знаете, какая это большая редкость. Некоторые всю жизнь живут с мужчиной и не чувствуют, что они их понимают...

Михаил Рощин

№ 21

greatwords.org

Является ли хитрость признаком ума? | Проза жизни

Вот и в жизни так: часто маленькая (а то и совсем не маленькая) хитрость помогает извлечь нам выгоду из какой-нибудь ситуации или обойти острые углы, или решить задачку быстрее. Как в поговорке говорится? — «Умный в гору не пойдет, умный гору… обойдет!» Не говорит ли это о том, что «умный» часто применяет свою хитрость для достижения быстрого результата более коротким путем? А значит, не говорит ли это о том, что хитрость является признаком ума?

Для начала, давайте определимся, что же такое «ум» и «хитрость»?! В Большом энциклопедическом словаре значится: «Ум — способность мышления и понимания. В истории философии — то же, что и разум, дух. В латинском языке этому понятию соответствует „интеллект“».

Однако, понятие «хитрость» в этом же словаре опускается, зато в других словарях можно найти определения, которые отождествляют хитрости: «Хитрость — ловкость, лукавство, коварство, ухищрение, злоухищрение, виляние, криводушие, выверт, изворот, увертка, уловка, ухватка, прием, обходец, маневр, махинация, тактика, лазейка, предлог, софизм, плутня, проделка»…

А теперь попробуем определения «хитрости» «примерить» к определению «ума». Ловкий, изворотливый — значит умный? Лукавый — значит умный? Или все же тактичный — умный?

В итоге, получается, что «ум" — более многогранное понятие, нежели «хитрость», однако одно другого не исключает. Если же обратиться к природе понятий, то невольно придешь к выводу, что хитрость и ум мало связаны между друг другом, потому как Хитрость — социальная характеристика, а ум — биологическая. Тем не менее, ловишь себя на мысли, что «Хитрость и ум часто идут рука об руку».

Однако интересен тот факт, что многие считают наличие хитрости у людей, не обладающих званием «умный». То есть хитрость, по мнению некоторых, обычно развивается у тех, кто не отличается своим умом, в качестве некоторой компенсации. Например, у слепых чрезвычайно развит слух. А у тех, у кого нет ума, гипертрофированно развита хитрость. Или еще иначе говорят: «Хитрость-это ум дураков».

Согласитесь ли вы с этим, дорогие читатели? Моей точке зрения, например, это утверждение чуждо. Конечно, можно доказывать, что ум и хитрость — это вообще разные понятия (умный не значит хитрый, а хитрый не значит умный), а также то, что если ум служит добру, отвергается хитрость, а если ум служит злу, то он становится хитростью… Но так ли это? Какое из утверждений близко лично вам, дорогие читатели?

Есть и такая категория граждан (и я разделяю их точку зрения!), которые считают «хитрость» определенным типом мышления, включающего такие понятия как: смекалка, находчивость, нестандартность мышления, смелость, наряду с обаянием. А ум — это всеобъемлющее понятие, которое включает в себя сознание, мышление, эрудицию, эмоции… Таким образом, «хитрость» оказывается лишь типом мышления, а мышление — это часть ума.

Но является ли хитрость признаком ума? На этот вопрос, наверное, каждый ответит в меру своей хитрости и ума. Тем не менее, я все же считаю, что глупому чужда и хитрость, а значит, хитрость является признаком ума! Однако стоит заметить, что речь не идет о хитрости во вред обществу. Разговор касается той хитрости, которая сопричастна со смекалкой, она помогает нам «спасти себя», а также преодолевать трудности более «оригинальным» и «кратким путем»…

А вообще, человек должен обладать не только умом и некоторой хитростью, но и, главным образом, мудростью, включающую в себя и ум, и хитрость, и те другие качества, которые помогают отыскать в себе и вокруг себя Истину. Просветления вам, мудрости и правильности в принятии решений!

shkolazhizni.ru

«В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь Горе от ума Грибоедов А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / «В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь

    (Тема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.)     Весьма меткое, ироничное и удручающе-верное высказывание Н. В. Гоголя, которое заставляет задуматься не только над количественным показателем интеллектуального богатства, но, прежде всего, над качественной его окраской и, главное, над умением правильно пользоваться этим богатством, напрямую связано с названием комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Изначально автор задумывал положить в основу названия притчу о противостоянии между умным и глупцом, заканчивающемся победой глупца, и наречь свое произведение “Горе уму”. Конфликт между мудростью и глупостью был всегда важен и актуален для комедиографов, принадлежавших к школе классицизма, таких как Мольер, Бомарше и др. Но не был бы Грибоедов гением, если бы попросту продолжил традицию своих великих предшественников. Он не только обозначил наличие старой проблемы в новое время, но и обострил ее, переосмыслил и, самое главное, предоставил возможность читателю самому разобраться, что есть смысл жизни: быть бездумно счастливым или осмысленно несчастным?     Ум, безусловно, является добродетельным качеством не только человека, но в первую очередь литературного персонажа. Именно умом, острым, всепроницающим, наделяет автор заведомо положительного героя, противопоставляя ему беспробудную глупость, затаившуюся в узких коридорах сплошной темноты. Грибоедов впервые заставил задуматься не только о количестве ума, в чем явно лидирует Александр Андреевич Чацкий, но и о его качестве. А вот на чью сторону склонится чаша весов здесь, еще очень большой вопрос.     Кроме очевидно пародийных типов, как, например, тупой и самовлюбленный Скалозуб:

    Я с восемьсот девятого служу;      Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы,      Об них как истинный философ я сужу;     Мне только бы досталось в генералы.

    как болтливый и ограниченный Репетилов:

    Зови меня вандалом:     Я это имя заслужил.     Людьми пустыми дорожил!     Сам бредил целый век обедом или балом!     Об детях забывал! обманывал жену!     Играл! проигрывал! в опеку взят указом!     Танцовщицу держал! и не одну:     Трех разом!     Пил мертвую! не спал ночей по девяти,     Все отвергал: законы! совесть! веру!

    как князь и княгиня Тугоуховские, глухие ко всему, кроме денег и богатых женихов для своих внучек:

    Вот то-то детки:     Им бал, а батюшка таскайся на поклон;     Танцовщики ужасно стали редки!..

    как гости на балу, рассуждающие о “ланкарточных взаимных обучениях” (вместо ланкастерских школ взаимного обучения) в комедии есть персонажи далеко не одномерные. А. С. Пушкин в 1825 году в своем письме Бестужеву о “Горе от ума” предрекал: “О стихах не говорю — половина войдет в пословицы”. Позже Белинский констатировал этот факт: огромная часть стихотворных строк Грибоедова вошла в пословицы и поговорки. Однако вопреки ожиданиям едва ли не половина всех цитат принадлежит Фамусову:

    Петрушка, вечно ты с обновкой,     С разодранным локтем. Достань-ка календарь;     Читай, не так как пономарь,     А с чувством, с толком, с расстановкой...     Вкус, батюшка, отменная манера...     Ну вот!Великая беда,     Что выпьет лишнее мужчина!     Ученье — вот чума, ученость — вот причина...

    Он не менее остроумен и не менее афористичен, чем Чацкий. Он, собственно, и является главным собеседником героя, главным его оппонентом. Именно его назвал Белинский “самым знаменитым москвичом всей русской литературы”, символом грибоедовской Москвы. И в умении сказать нужное слово в нужный момент, чтобы отстоять собственную точку зрения, никого не обидев при этом, Фамусов может дать огромную фору Чацкому.     Очень умна Софья, которая росла и воспитывалась вместе с Чацким; блещет остроумием служанка Лиза. Умом обладает и Молчалин, ибо “умно соблюдение меры во всем”. Приэтом угодливый ум Молчалина противопоставляется возвышенному уму Чацкого, и это уже не противопоставление ума и глупости. Грибоедов противопоставляет разные умственные типы, а над этим пиршеством конфликта возвышается ум и ироничность самого А. С. Грибоедова. И смысл названия комедии, являющийся прямым подтверждением правоты слов Н. В. Гоголя, относится отнюдь не к одному Чацкому. Да, его трагедия очевидна и бесспорна. Именно Чацкий покидает сцену побежденным, ибо “Один в поле не воин”:

    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.      Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,      Где оскорбленному есть чувству уголок! —     Карету мне, карету!

    Но и для остальных героев финал комедии трагичен. Саморазоблачение Молчалина становится непреодолимой пропастью, пересекшей его расчетливый карьерный путь. приговор, который выносит Софье ее отец:

    Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,     Еще дни два терпение возьми,     Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.     Подалее от этих хватов,     В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!     Там будешь горе горевать,     За пяльцами сидеть, за святцами зевать.

    Сам же Павел Афанасьевич Фамусов, всю жизнь посвятивший заботам о собственной благопристойной репутации, вдруг осознает весь ужас своего позора:

    Моя судьба еще лине плачевна ?     Ах! Боже мой! Что станет говорить     Княгиня Марья Алексевна!

    В итоге ни умеренность и аккуратность Молчалина, ни житейский опыт и расчетливость Фамусова, ни свобода мыслей и чувств Софьи, ни пылкость и вольнолюбивость Чацкого не приносят им счастья, ибо все они умны по-разному, но все слишком умны, чтобы быть счастливыми.     Позже Л. Н. Толстой в своем произведении “Анна Каренина” напишет: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. Думается, в полной мере это можно отнести к счастью и трагедии каждого отдельного человека. Быть абсолютно счастливым может только глупец; слишком умный человек в любом случае обречен на несчастье. И каждый, пришедший в этот свет, чтобы уйти из него, сам решает для себя, по какому пути шагать достойнее.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / «В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь

Смотрите также по произведению "Горе от ума":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Ум. Догадки и мысли об уме

Уму не под силу долго разыгрывать роль сердца.

Самыми изобретательными в делах любви оказываются именно те, у кого меньше всего ума.

Умные люди - это орудия, которыми делают свою работу дурные люди.

Со слишком умными слушателями скучно иметь дело. Им кажется, что они все знают, и ошибаются.

Никогда не поздно поумнеть.

Истинно цельный и надёжный человек, чье чувство находится в полной гармонии с его умом; про кого можно сказать, что со светлым умом он соединяет правдивое сердце.

Путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас есть.

Рядом с красотой ум и сердце всегда выглядят бедными родственниками.

Догадки и мысли об уме

Люди острого ума всегда погружены в меланхолию.

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Ум всех людей, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего: человек, лишенный зрения, не способен восполнить этот недостаток за счет окружающих.

Безвозмездные догадки и мысли об уме

В характере человека больше изъянов, чем в его уме.

Из всех прав самое неопровержимое - это право умного (силой ли, уговорами ли) вести за собой дурака.

Нужно очень немногое, чтобы отличаться утонченностью манер, и очень многое, чтобы отличаться утонченностью ума.

Сердце и ум имеют лишь совещательный голос. Решающий остается за телом.

Ум невозможно унизить, так ему отмщают тем, что гонят его.

Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять.

Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму - основательность и медлительность.

Не заботься о богатстве, человек многоумный почтен и без богатства.

Кто избирает между умом и красотой, тот должен взять красивую своей дамой сердца, а умную - своей женой.

Умён не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознавать и любуется им.

Мы познаем правду не только умом, но и сердцем.

Политик не должен быть слишком умен. Очень умный политик видит, что большая часть стоящих перед ним задач совершенно неразрешима.

У ума, как у просёлочной дороги, есть своя проторенная колея.

Мужество, сочетаемое с умом, помогает более, нежели один ум без мужества.

Наш ум - это металл, извлеченный из формы, а форма - это наши действия.

Сентенциозные догадки и мысли об уме

Силу уму придают упражнения, а не покой.

Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.

- Почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не развитию интеллекта? - Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных.

Ум - сравнительно самый приятный из всех пороков.

Умственное превосходство дается неустанной и беспрерывной деятельностью ума. На что эта деятельность направлена, это само по себе не существенно и важно только для личности, - следовательно, имеет второстепенное значение. Образованием обуславливается только направление насущной деятельности ума, - следовательно, и оно нечто второстепенное. Гораздо больше значения имеют природные способности.

Ум так относится к таланту, как целое к части.

Женщине не нужно много ума, - так, нам довольно, если попугай отчетливо произнесет хотя бы несколько слов.

Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения.

В природе человека нет ничего выше ума. Но не по уму ему следует жить, если он хочет быть счастливым; иначе он жил бы только по человечески, тогда как мы должны жить по божески, чтобы достичь счастья. Ума его ему недостаточно, и он должен подчиниться Богу.

Одиночество есть жребий всех выдающихся умов.

Высота чувств - в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум - две конечности баланса. Опустите ум в глубину познания - вы поднимете сердце до небес.

Великий человек идет впереди своего времени, умный идет рядом с ним на всяком пути, хитрый старается порядком использовать его, глупый становится ему поперек дороги.

Вящие догадки и мысли об уме

Ум око души, но не сила её; сила души - в сердце.

Об уме человека много легче судить по его вопросам, чем по его ответам.

Нужно иметь большой ум, чтобы уметь не показывать своего умственного превосходства.

Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное упражнение - оно оплодотворяет ум и изощряет мысль.

Самые глупые вещи говорятся всегда с самым умным выражением лица.

Человек, сильно убеждённый в том, что он очень умен, почти всегда принадлежит к числу тех людей, у которых или мало ума, или вовсе нет его.

Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собою и, во-вторых, не быть с другими. Эту последнюю выгоду оценишь высоко, когда сообразишь, сколько принуждения, тягости и даже опасности влечёт за собою каждое знакомство.

Общение с учёными дамами полезно: начинаешь более снисходительно судить о дурочках.

Женщина должна выглядеть настолько умной, чтобы её глупость оказалась приятным сюрпризом.

Измеряйте высоту вашего ума по величине отбрасываемой им тени.

Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно.

Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие - сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

Умная женщина - та, в обществе которой можно держать себя как угодно глупо.

С умом - как с бритвой: острый, он ранит других; притупившись - самого себя.

Отвесные догадки и мысли об уме

Ум не только в том, чтобы получить много знаний, но и в том, чтобы избежать лишних.

Умный человек имеет право быть несчастным только из-за женщины, которая стоит того.

Ничего лишнего. Рано ложиться и рано вставать - вот что делает человека здоровым, богатым и умным.

Уметь с умом распорядиться досугом - высшая ступень цивилизованности.

Недостаток скромности есть недостаток ума.

Тонкость так же необходима уму, как изящество телу.

Счастье есть дело судьбы, ума и характера.

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

Характер гораздо больше сближает людей, чем ум.

Ум служит нам порою лишь для того, чтобы смелее делать глупости.

Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными.

Там, где недостаёт ума, недостаёт всего.

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Сообщить друзьям о публикации "Ум. Догадки и мысли об уме" и почитать Заповедные цитаты о правде: И политик может говорить правду, если из него сделать шута.

mudroslov.com

Виталий Кандалинцев Учение Оптинских старцев

Учение Оптинских старцев, Глава 6

Появление мыслей (помыслов, помышлений) далеко не всегда подконтрольно человеку. Поэтому плохие мысли, если они не задерживаются в сознании человека и не действуют негативно на его поведение, не ставятся в грех.

Преп. Антоний говорит:

О помышлениях же ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так «: весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна» (Пс. 93, 11). А посему и за грех не ставьте их, о чем я лично вам говаривал, но вы привыкли безпокоиться по-пустому [2, т.2, с. 67].

Мимолетный помысел не создает вины, так как его возможность вытекает из обычных условий нашего мышления. Мы опытно знаем, что не способны заранее оградить себя от нежелательных мыслей, но и не связаны необходимостью одобрять и принимать любую мысль. Скоротечные и быстро забываемые плохие мысли, не повлекшие никаких последствий – суетны. Они безрезультатны, и потому беспокоиться о них означает беспокоиться попусту.

Тем не менее, было бы серьезной ошибкой полагать, что помыслы вообще не несут никакой угрозы человеку. Опасность – в поддержке помысла своей волей, которая дает возможность помыслу укорениться в сознании, набрать силу желания и превратиться в действия.

Поэтому старцы четко различают две ситуации. Первая – когда человек безгрешен, хотя бы и ему пришла на ум плохая мысль, но не укоренилась и миновала без последствий для самого человека или для другого. Вторая – когда плохая мысль не исчезла, но стала набирать силу и влечь человека к дурным поступкам. Здесь уже наступает ответственность человека за принятие помысла и согласие с ним. Соответственно, возникает задача охранения своей души от таких помыслов.

Преп. Варсонофий говорит:

Охранять свою душу от помыслов – это трудное дело, значение которого даже непонятно людям мирским. Нередко говорят: зачем охранять душу от помыслов? Ну, пришла мысль и ушла, чего же бороться с нею? Очень они ошибаются. Мысль не просто приходит и уходит. Иная мысль может погубить душу человека, иной помысл заставляет человека вовсе повернуть на жизненном пути и пойти совсем в другом направлении, чем он раньше шел. Святые отцы говорят, что помыслы есть от Бога, помыслы от себя, т.е. от своего естества, и помыслы от бесов. Для того, чтобы различать, откуда приходят помыслы, внушаются ли они Богом, или враждебной силой, или происходят от естества, требуется великая мудрость [2, т.2, с. 69].

Отсюда мы действительно видим, что наши мысли отнюдь не всегда исходят от нас самих и потому нам неподконтрольны. Наличие трех источников помыслов должно подразумевать и три вида отношения к помыслам.

Мысли от Бога всегда важны, истинны и спасительны. Нам важно учиться распознавать их, всецело принимать и стремиться по ним выстраивать всю свою жизнь. Это бывает непросто. Как мы знаем из притчи Спасителя о сеятеле, слово Божие, к сожалению, может и утрачиваться нами. Бог не принуждает нас к выполнению Своей воли, но ждет от нас добровольного ее принятия. Поэтому наше нерадение может приводить и к отпадению от воли Божией. Преодолевать такое нерадение мы можем через опыт мышления, направленного на распознавание мыслей от Бога и их закрепление в сознании.

Помыслы от себя (от своего естества) столь же естественны, сколь необходимы. Как разумные существа мы, естественно, не можем жить без своих мыслей. Наше мышление в некотором смысле свободно: мы сами избираем предмет своих размышлений, делаем выводы из осмысленного и руководствуемся этими выводами в жизни. Но при этом должны не забывать, что ограниченность личного опыта, знаний и самой способности к мышлению может приводить к ошибкам или неточностям, которые становятся помехой на жизненном пути. В силу этого мы должны соотносить наши помыслы со Священным Писанием и Преданием (в том числе и поучениями старцев). Это позволяет существенно снизить риск серьезных ошибок.

Помыслы от бесов разрушительны и несут серьезную опасность для людей. Они противоположны тому, что человек получает от Бога или законно (в согласии с заповедями и при помощи Божией) вырабатывает сам. Конечная цель таких помыслов – погубить человека, и поэтому учение старцев о помыслах в основном и предназначено для успешного противостояния этой угрозе со стороны врага. Говоря кратко, старцы наставляют правильному мышлению и правильным мыслям. Это правильное мышление вполне реализуется тогда, когда человек полностью очищается от бесовских помыслов и всецело принимает мысли от Бога, что и создает настоящую возможность для свободной и праведной мыслительной деятельности.

Как же выстраивается, согласно старцам, линия обороны от душевредных помыслов? Она начинается с некоторого общего уяснения нами ситуации. Преп. Макарий объясняет:

Помыслы стужающие и безпокоящие имеют многое различие: прилог, или приражение помысла, не имеет греха, но есть искус нашего самовластия, к чему оное преклоняется – к ним ли, или к сопротивлению им, а когда бывает сосложение и сочетание с оными страстьми, считается грехом и подлежит покаянию. Не в силах будучи самим противиться оным, должно прибегать к Богу, повергать свою немощь и просить Его помощи, просить и Матерь Божию о помощи на оные. Когда кто одолеваем бывает помыслами, то это знак, что предварила гордость, а потому надобно через оные более смиряться [2, т.2, с. 66].

Как следует из приведенного наставления, нужно обратить внимание на следующее:

Первое соприкосновение с помыслом называется прилогом или приражением помысла. Враг «прикладывает» или «приражает» помысл определенного греховного или неудобопроизносимого содержания в надежде на его принятие человеком. Однако сам по себе контакт с этим помыслом, который вне нашего контроля, нашим грехом не является. По сути, он – искус нашего самовластия. Т.е. значение имеет не то, что помысл появился, а то, как на него человек реагирует – отвергает ли, сопротивляется, или пропускает в сознание для дальнейшего рассмотрения (собеседования с помыслом).

Если помысл прошел в сознание, рассматривается и анализируется нами, то произошло «сочетание». Ум принял помысл, а враг получил площадку для дальнейших действий. Ближайшая цель врага – превратить сочетание в «сосложение», т.е. добиться согласия человека с помыслом. На основе такого согласия помысл превращается в пленение и страсть – греховные состояния души, выливающиеся и в греховные действия. В сочетании и сосложении уже есть грех человека. Он проявляется в согласии допустить помысл к рассмотрению при сочетании, и в согласии с самим греховным содержанием помысла при сосложении. Эти грехи подлежат покаянию.

Чем глубже проник помысл в душу, тем труднее от него освободиться и тем более греховные последствия он имеет. Поэтому при первых признаках немощи, т.е. неспособности одолеть помысл и избавиться от него, следует прибегать к Богу, исповедовать Ему свою немощь и просить помощи. Также нужно просить помощи и у Божией Матери. При этом частая подверженность помыслам и трудность освобождения от них нам указывают на неслучайность мысленной брани. Наша гордость приводит к тому, что Бог попускает приближаться к нам тем, кто имеет этот грех в избытке – бесам, и мы видим, кому мы через нашу гордость уподобляемся. Поэтому покаяние и просьбы к Богу и Божией Матери о помощи должны сопровождаться нашим радением о смирении, какового должно быть достаточно для одоления гордости.

Старцы советуют решительно вступать в борьбу на самой ранней стадии прилога, когда еще есть возможность победить самостоятельно. Преп. Макарий говорит:

Ты не понимаешь, как это: «побеждать и побеждаться от нас зависит»? А как же иначе? Приходит прилог какого помысла скверного; в твоей воле состоит принять оный или отвергнуть; когда сочетаешься с ним и сложишься, то уже пленилась и стала побеждена, а когда отвергла прилог, то победила;[2, т.2, с. 66].

Когда приходит прилог скверного помысла, еще в нашей воле принять его или отвергнуть. Если же принимаем, то и получаем свидетельство о том, что склоняемся перед относительно слабым действием врага, а потому и мало имеем надежды устоять перед более сильным.

В этой связи преп. Макарий учит:

Сопротивляйтесь первому прилогу мысленному, сокрушайте младенцы вавилонские, пока они еще младенцы, – молитвою и смирением, а когда возрастут, то уже будут исполинами и трудно им сопротивляться [2, т.2, с. 66 – 67].

Совет старца прост и логичен. Не стоит ждать, когда прилог произведет сочетание и сосложение, и набрав в этих последних силу создаст для нас сложную ситуацию. Ведь тогда придется уделять особое внимание борьбе с злой силой, которая уже начала действовать в нас, а сама эта борьба может оказаться трудной и длительной.

Гораздо разумнее отвергнуть помысл, когда он еще не пустил корни в душе человека, не начал забирать из нее соки, не окреп и может быть отброшен сравнительно легко. Лучшее средство борьбы в этом случае – молитва и смирение. По молитве мы можем получить помощь свыше для противодействия (отбрасывания) прилога, а смирением не позволить врагу зацепиться за гордость или иной наш грех, которые предательски вводят врага в наши души.

Простое правило, которым прежде всего надлежит руководствоваться, преп. Макарий сформулировал так:

…Не предавай самовластия твоего первомыслию прилогов, которые по сложению с ними возжигают сласть в теле [2, т.2, с. 80].

Как только прилог обнаружен, т.е. появившаяся мысль идентифицирована нами как плохая и вредная, так сразу же мы должны употребить свою волю для отказа иметь какое-либо дело с этим прилогом. Его нужно игнорировать, «пропускать мимо ушей» и т.д. Уловка врага заключается в том, чтобы мы все же втянулись, по неосторожности ли, из любопытства ли, или из приобретенной ранее (увы) склонности к греху в рассматривание прилога. И хотя субъективно мы можем иметь и благие намерения в этом случае, например намерение разобраться в содержании прилога и дать ему надлежащую оценку, все же это будет промахом с нашей стороны.

Ибо враг начнет убеждать нас в правильности прилога, искусно подбрасывая ложные, но не выявляемые нами немедленно как ложные, аргументы. А это значит что нам нужно будет рассматривать и эти аргументы, а потом и следующие – и все это время прилог будет внедряться в наше сознание, а враг искать наши слабые стороны чтобы добиться своего. Это «свое» заключается в том, чтобы мы в том или ином виде приняли бы прилог («сложились» с ним), в результате чего у врага появилось бы уже и орудие телесного воздействия на нас – сласть в нашем теле.

Преп. Антоний закрепляет это правило, указывая границу между тем, что мы не в состоянии предотвратить, и тем, чего мы уже можем избежать:

А что вы в домашней молитве своей, а иногда даже и в церковной, ощущаете разные мысли и разсеяние, то это бывает так иногда невольно, а иногда произвольно. Например, в Москве и Санкт-Петербурге почти безпрерывно проходят мимо окошек разносчики с разными мелочами и кричат: «купите, купите! продаю очень дешево». Чтобы не проходить им и не кричать, это не в нашей воле, а остановить их и вступить в разговор с ними и в разсматривание разносимых мелочей, это в нашей воле, и мы не без убытка бываем, когда купим у них что. Так должно разуметь и об мыслях. Чтобы они не приходили, это не в нашей воле, а разговаривать с ними в нашей, т.е. если усладимся нечистым воображением, от чего да сохранит нас Господь! [2, т.2, с. 68].

Ненужные мысли часто появляются без нашего согласия на них. Но это несогласие должно сохраняться, т.е. мы не должны «разговаривать с ними». Если же такой разговор все же происходит, то это означает, что нечистое содержание ненужных мыслей привлекло нас и мы услаждаемся таким содержанием и влечемся нечистым воображением. Но это и указывает на то, что наше несогласие сменилось на согласие, хотя бы мы и внутренне противились и укоряли себя за это. Старцы предлагают не давать врагу подобных лазеек и призывать Господа в помощь ради сохранения от этого соблазна.

Преп. Макарий показывает, к чему ведет уступка соблазну и призывает не поддаваться действию врага:

Ежели ж ты повинишься помыслам, влекущим тебя в мир и приносящим удовольствие от плотских наслаждений, то что безумнее этого? Будь уверена, что ни на малое время не получишь утешения, а томление и мучение совести всегдашнее обрящешь, когда же будешь противиться, то помощию Божиею и убежит от тебя враг [2, т.2, с. 80].

Помыслы зовут в мир плотских наслаждений, представляя его привлекательным. Но они скрывают то, что мир этот обманчив и не дает утешения. Удовольствия скоротечны, и это подталкивает человека к ненасытности, а через «зацикленность» на удовольствиях ослабляется и затрудняется все истинное в человеке. Томление и мучение совести будет постоянным сигналом о нерадении об истинном, и не будет спокойствия и утешения праведности. Поэтому надо сопротивляться помыслам и избегать участи, которой хочет для нас враг, и помощь Божия, если мы ее призываем, отгонит врага с его помыслами.

Борьба с помыслами делает человека духовно искуснее и мудрее. Преп. Анатолий (Зерцалов) говорит так:

Без помыслов не проживешь. Все равно как без навоза хлебушка не вырастишь. Премудрому они венец сплетают. Дай премудрому вину, и премудрший будет. А кто ими оплетается, тот пусть кается, возстает и спасается [2, т.2, с. 76].

И для имеющего навык ведение мысленной брани не бывает легким. Случается, что и такой человек пропускает прилог и вовлекается в тот или иной помысл. Но обнаруживает позже, с какой мыслью он имеет дело, и чувствует свою вину. Осознание вины побуждает его к большей бдительности, неотложно требует умения быстро распознавать и отражать даже тщательно замаскированные врагом прилоги. От такого опыта человек еще больше умудряется, а терпение и неподатливость греху «сплетают премудрому венец». Но и тем, кто менее искусен, кто «оплетается», т.е. запутывается в помыслах как в сетях, дан тот же самый путь: через покаяние восстать, избавиться от помыслов и спрятанного в них греха, и спасаться, держась веры и праведности.

Праведность, т.е. правильная и сильная жизнь, есть щит от помыслов и вызываемой ими тяготы. По грехам нашим мы бываем далеки от нее, потому и оплетаемся помыслами, ропщем и малодушничаем. Но и в этом состоянии нужно помнить сказанное преп. Анатолием (Зерцаловым):

А что помыслы мутят, и ропот, и малодушие, то это обычный плод неправильной и слабой жизни. Но придет час, и ныне есть, егда мертвии (т.е. духом) услышат глас Сына Божия и услышавши оживут, то есть Духом Святым [2, т.2, с. 69 – 70].

Неправильная и слабая жизнь! Как изменить ее к лучшему? Ответ дан: надо услышать голос Сына Божия и ожить Святым Духом. Все старческое учение направлено к пониманию и правильному исполнению заповедей, все в нем указывает через многий опыт на слышание голоса Божия без искажений, которые вызываются нерадением, ограниченностью и привычкой увлекаться внешним. Усвоение учения в его полноте и дает понимание, как неправильная и слабая жизнь может быть исправлена, сделана чище и сильнее. И в этом обновлении жизни отступают помыслы, ропот и малодушие.

Придти к такой жизни можно только через смирение, о чем напоминает преп. Амвросий :

…Сама сознаешься, что часто бываешь в борьбе с высокоумием. Блюди же за этим и отвергай гордые и всякие другие Богу противные помыслы. Все святые считали себя худшими всех, землею и пеплом, значит, если кто высокое о себе помышляет, тот не идет путем, указанным святыми отцами [2, т.1, с. 176].

Высокоумие – плод гордости человека, такое состояние ума, в котором ум постоянно упражняется в доказательствах превосходства над другими. Обычные проявления высокоумия: убежденность в собственной непогрешимости, вера в собственную исключительность, пренебрежительное отношение к способностям других и т.д. Святые противопоставляли высокоумию смиренномудрие, т.е. мышление, основанное на смирении. И если человек затруднялся следовать смиренномудрию, то это говорило и о его неспособности иди путем, указанным святыми отцами.

Преп. Амвросий замечает:

…Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются, и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: «корень хулы есть гордость». Если желаешь смирить себя, то помни всегда слово одного святого, глаголющего, что самая исправная жизнь человека-христианина подобна только купели, а заповеди Божии подобны неизмеримому морю, как глаголет псаломник Господу: заповедь твоя широка зело (Пс. 118, 96). Если сравнить великое море с малою кадочкою воды, то и нечем возноситься будет возносящемуся [2, т.2, с. 88].

Гордость мешает нам признавать себя хуже других, мешает принять смирение, в котором гаснут недовольство, раздражительность, гневливость и другие греховные наклонности. Напротив, в горделивом расположении человека эти наклонности получают простор для развития. Гордый человек отягощен постоянными помыслами осуждения других, он мысленно и вслух ругает других, полагая себя во всем более осведомленным.

Если человек не закоснел в гордости, т.е. не утратил способность замечать ее в себе и сожалеть об этом, то он рано или поздно захочет смириться. Смиряющимся старец советует помнить о том, что самые лучшие наши дела и самая исправная жизнь всего лишь капля в неизмеримом море добра, которое заключают в себе заповеди Божии. Ощущение этой разности масштабов, несоизмеримости того, что делаем мы, и того, что подразумевают заповеди, и смиряет нас.

Проходя школу смирения, нам надо учиться не смущаться и не унывать от разных неудобств, причиняемых помыслами. Преп. Антоний говорит:

В рассуждении частого разговора вашего с помыслами своими также не должно смущаться вам и приходить в уныние, ибо помышления таковые, кажется мне, не больше, как сонная греза. Некоторые люди бредят только ночью в глубоком сне, а мы с вами грешные часто бредим и наяву… Врачевство на сие одно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную и силою креста Твоего огради моя помышления от суетного и душевредного парения!.. [2, т.2, с. 67].

Если прилоги не удается сразу отразить и мы по немощи вступаем в разговоры с помыслами, то это становится и некоторым испытанием для нас. Помыслы привязываются к нам, начинают подавать разные поводы для сомнений, тревог, страхов, стыда и других малоприятных переживаний. Но и здесь надо не унывать и тоже применять правило игнорирования, как и в случае с прилогами. Помыслы надлежит рассматривать как сонную грезу, т.е. нечто иллюзорное, мимолетное, мало затрагивающее реальную жизнь человека. Чем меньше придается значения помыслам, тем больше они слабеют и в конце-концов оставляют человека. От навязчивых и тяжелых помыслов ограждает Господь. Ему и надо в таких случаях молиться.

Преп. Никон также отчетливо выражал эту линию:

Мимолетные мысли, к которым сердце не прилепляется, быстро проходят, как в калейдоскопе. Ум наш никогда не останавливается, всегда занят. Дурные мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью, они не от нашего естества. Не может один и тот же ум и славословить Бога, и хулить. На такие мысли не надо обращать внимание, надо выбрасывать их, как сор, как нечто постороннее. Если же какая-либо дурная мысль неотступно приходит на ум и сердце к ней прилепляется, сочувствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбросить ее с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием старцу [2, т.2, с. 76].

Мысли, которым мы не уделяем особенного внимания, образуют своеобразный «фон» в нашем сознании. Они не становятся началом идей или практических замыслов, не притягивают другие мысли и не образуют с ними те или иные сочетания. Они мимолетны, и ум перебирает их, никогда не останавливаясь в своем занятии, но и не цепляясь ни за одну из них. Это свойство ума не привязываться к мыслям – полезно, ибо оно удерживает нас от обязательного рассматривания помыслов, если таковые пришли.

Среди мимолетных мыслей случаются и дурные, например, богохульные. Не нужно сильно смущаться или скорбеть по поводу таких мыслей – старец ясно указывает, что они не наши. А раз не наши, то и нечего беспокоиться, нужно лишь выбросить их из головы как мусор. И лишь в случае особой навязчивости, неотступности дурных мыслей следует освобождаться от них усилием воли, молитвой Иисусовой и исповедью старцу.

По поводу исповеди помыслов преп. Иларион замечает:

На вопрос твой, какие исповедовать надо помыслы. – Только те, которые борют душу, а о прочих много безпокоиться не надо, а то чрез это они будут более стужать [2, т.2, с. 70 – 71].

Предметом нашей заботы должны стать не всякие помыслы, но только те из них, которые борют душу. Прочие же помыслы надо игнорировать, не беспокоиться о них. Иначе наше внимание к таким помыслам усилит их, ибо враг, стоящий за ними, ободрится нашим вниманием и предпримет дополнительные усилия для внедрения помысла в наши души.

В этом особенность ситуации: чем меньше мы тревожимся и боимся помыслов, тем менее они способны принести нам вред. Ибо их вред проистекает из длительности воздействия помысла на наше сознание и силы такого воздействия. Поэтому чем более мы склонны рассматривать помысл как мимолетный и неважный, тем более он таковым (мимолетным и неважным) и становится. Но если тревожимся зря, многократно возвращаемся к нему – он набирает и длительность, и силу.

В общем, как сказал преп. Антоний:

Тревожные мысли – хуже всего, коих и должно опасаться всегда [2, т.2, с. 68].

Старцы, говоря о помыслах, наставляют осмотрительности и разумности нашего поведения при их нашествии. Следует ограничивать время контакта с прилогом, пользуясь способностью нашего ума непрерывно перебирать мысли, не задерживаясь на них. Это препятствует превращению прилога в сочетание и сосложение. Если сочетание все же произошло, полезно придерживаться все той тактики умаления значения помысла, пренебрегания им, чтобы хотя и через большее усилие, но все же освободиться от него. В более сложном случае, когда наступило грозящее страстью сосложение, надо молиться Господу о помощи и исповедовать грех.

Об этой-то осмотрительности говорит и преп. Иосиф:

Относительно помыслов надо быть осмотрительней и с плачем вопиять – Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя [2, т.2, с. 68].

Погибание в помыслах может происходить, если неосмотрительно не учитывать действия врага, который стоит за помыслами. Хитрый и злой враг имеет множество уловок, и нам надлежит для успешного противодействия ему изучить с помощью старцев его повадки. Действия врага разнообразны и настырны, он готов использовать любую слабину в нас для достижения своих планов погибели человека.

Преп. Амвросий говорит об этом так:

…Вся эта противоречащая путаница есть действие врага, который борет и десными и шуиими, то тоскою и страхом, то высокоумием и самонадеянностью, а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: «благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик». Тебе сильно казалось, что действительно пришла в меру совершенства, а сама пишешь, что голова пустая, душа, как разграбленная храмина, что с трудом привыкаешь к устной молитве, а четочного правила ни разу не выполнила, потому что, как только за него берешься, начинает тебя сильно ломать. Откуда же взялось твое совершенство? Видим, что тут явное противоречие, которое прежде всего врачуется искренним покаянием и чистосердечным исповеданием «кому следует» [2,т.2, с. 73].

Путанность наших мыслей и противоречивость чувств в отношении самих себя, наших близких, природы наших суждений и образа наших действий нередко вызывается прямым действием врага. Он стремится любое наше сомнение и чувство вины за что-либо отяготить непомерно и вызвать сильные тоску и страх. Эти последние открывают дорогу самым черным мыслям, подавляют волю и толкают к отчаянию. Однако подвергшийся мысленной агрессии человек может собраться и отвергнуть домогательства врага.

Потерпевший неудачу враг тут же пытается из самой своей неудачи сделать новую уловку. Он приступает с другой стороны и начинает нас хвалить: «хорошо бесов отогнал, молодец, ты сильнее их, ты вообще великий человек». Увы, лесть может сделать то, что были не в состоянии сделать угрозы – привести к нашему падению через высокоумие и самонадеянность. В любом случае человек в такой ситуации имеет весьма противоречивое восприятие если, конечно, он не наделен даром самоконтроля и полного понимания происходящего.

Из наставления старца Амвросия видно, что мы часто склонны под влиянием врага считать себя совершенными, достигшими если не всего, то весьма многого. И нам трудно понять, отчего же такой сильный контраст между тем, что представляет наше самомнение и тем, мы видим и ощущаем в действительности – пустоту головы, трудность совершения обычных действий, например, чтения молитвы и т.д. Сильный и решительный шаг здесь состоит в том, чтобы покаяться и перестать кичиться своим «совершенством». Так и преодолевается уловка врага, построенная на лести.

Не следует удивляться, что помыслы досаждают человеку и тогда, когда он делает хорошее дело. Преп. Макарий замечает:

Не удивляйся тому, что во время службы находят тебе помыслы различные: когда ты принимаешься за оружие против врагов, т.е. молитву, то и они на тебя вооружаются сильнее прилогами помыслов. Прибегай ко Господу на них молитвою и не смущайся: они исчезнут, а когда будешь смущаться, видя, что оные не оставляют тебя, то сим больше их на себя вооружаешь, а когда со смирением стоя вопиешь на них к Богу, то и успокоишься…[2, т.2, с. 73 – 74].

Что хорошо для нас, то вызывает приступ злобы у врагов. Молитва для нас – средство получения благодати. Для бесов же она сильнейшее оружие против них, которое они стремятся нейтрализовать прилогами. Эти прилоги как стрелы запускаются в человека, но их можно отразить отсутствием смущения и молитвой ко Господу с просьбой о помощи и защите. В этом проявится смирение, которое наиболее угодно Богу и наименее удобно для бесовской атаки. Обыкновенно при таком ходе событий успокоение человека достигается быстрее всего.

Полезно знать также виды помыслов и порядок, в котором враг их приносит. Преп. Никон отмечает:

Какие и в каком порядке приносятся врагами помыслы, во-первых, оскорбления и обиды, чтобы поколебать основание молитвы. Помыслы о земной славе и земном преуспеянии под видом добродетели и даже чего-то духовного; основа их – гордость [2, т.2, с. 70].

Сначала в помыслах содержится то, что более всего может отвратить нас от молитвы. Это оскорбления и обиды, которые вызывают такое возмущение души, что молиться, как мы считаем, неуместно или стыдно. Так сказать, «не до молитвы». Если враг видит успех прилогов такого рода, будьте уверены, он сделает все, чтобы удерживать нас в состоянии обиженности, оскорбленности, раздраженности.

Далее во вражьей «табели о рангах» идут помыслы о земной славе и преуспеянии как о добродетели. Здесь подменяются понятия. Например, земная слава сама по себе не может быть достойной целью человека. Она должна ра

azbyka.ru

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Н. Толстой)

«Писатель, ты пишешь не для себя, а для других», – возможно, именно это хотел сказать Лев Николаевич Толстой своей фразой «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли».

Писатель, сознавая свою ответственность за написанное им, должен знать, что «глаголом» жечь «сердца людей» нужно правильно, тщательно подбирая слова. То, о чем ты думаешь, следует выражать чётко, «не растекаясь мыслью по древу». Толстой никогда этого правила не нарушал, написав колоссальные труды, и его ёмкие характеристики и поразительные описания говорят о том, что он совершенно ясно сознавал свою ответственность перед будущими читателями.

Крайне важно уметь владеть словом – об этом, кроме Льва Николаевича, сказали свое веское слово многие другие известные личности.

«Ясность языка — результат ясного мышления, а ясная мысль неизбежно обусловливает ясную форму», – утверждал Вильгельм Либкнехт. «Все языки стремятся к точности, а точность требует краткости, сжатости», – это мнение Максима Горького. «Мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают» – сделал вывод Блез Паскаль.

Николя Буало и Артур Шопенгауэр тоже замечали, что «кто ясно мыслит, тот ясно и излагает». А Иоганн Гердер резюмирует: «Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, неопределёнен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка».

Богатый словарный запас – это необходимая составляющая для речи того, кто хочет быть услышанным. Лексика должна изобиловать разными тропами, синонимами, умением использовать различные синтаксические конструкции. Ведь всего лишь одно неправильно подобранное слово может разрушить тщательно построенное предложение, как один некачественный блок, заложенный в основание здания, может повредить, в конечном счёте, всей постройке.

Да, из этого следует, что Толстой предпочёл бы видеть как можно больше людей, правильно выражающих свои мысли. Выбор слова, употреблённого в неправильном значении, не говорит о том, что человек полностью понимает, что же он сам хотел высказать словами, значение которых ему не совсем понятно: если тебе неясно слово, ты не сможешь правильно донести до других свою мысль. Ведь «язык — это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Это также слова Льва Николаевича Толстого.

Для того, кто желает повысить свой языковой уровень, можно предложить начать изучение произведений классиков, в частности, того же Льва Толстого – ведь нашёл же он подход к крестьянским ребятишкам Ясной Поляны. Значит, шанс имеется у каждого желающего.

sochinyalka.ru

как достигать тишины ума в медитации

Когда надоест бороться со своим умом, прочитайте эту запись.

Свидетельствование мыслей, или отмечание мыслей, или осознавание мыслей и есть способ достижения состояния безмыслия. Я обнаружил этот метод в сутре Будды, убедился в его полезности и описал свой опыт в этой статье, чтобы практикующие узнали об этом методе и смогли применять его для себя.

Статья имеет немного комический характер, потому что, когда ты научился останавливать внутренний диалог, трудно смотреть на свои прошлые медитации без улыбки. :)

Вот, например, я начинаю делать медитативное упражнение: сажусь в полу-лотос и создаю в уме определенный образ.

Но в этот момент в голове возникает мысль про работу, которую надо сегодня сделать.Вслед за ней возникает мысль, что не отвлекаться.Вслед за ней - о том, что я неправильно медитирую.Вслед за ней - о том, что мне некомфортно, что в моем уме возникла мысль о том, что я неправильно медитирую.Вслед за ней - череда других мыслей.

Так проходит минут 7… а потом я вспоминаю, что надо пребывать в спокойствии.Затем мне удается сохранить безмолвие минуты на 3 или 5, а потом - снова мысли. В итоге моя медитация больше напоминает течение горной реки, нежели гладь озера.

Написанное выше напоминает мне мой прежний опыт практики (до сентября 2013). Тогда я узнал из книги “Слова Будды”, как можно контролировать свои мысли.

Итак, дальше я описываю метод, который помогает останавливать мысли, внутренний диалог и сохранять эту тишину когда необходимо. В конце приводятся ссылки на параграф текста из “Слов Будды”, из которого я узнал об этом методе, а также на статью тибетского ламы, который тоже описывает этот метод.

Во время медитации есть два действия, которые помогают сделать ум тише: это созерцание мыслей и расслабление.

1. Созерцание мыслей или наблюдение за мыслями

Когда мы медитируем, возникают мысли. Чтобы мысли сначала затихли, а потом совсем исчезли, необходимо за ними наблюдать, спокойно осознавая их возникновение и суть. Например:

Вот я сел ровно, успокоился, закрыл глаза. Прошло 10 секунд. Возникает мысль: “А что если когда ты медитируешь возникает столб на энергетическом уровне?”. Тогда я спокойно осознаю: “Отвлеченная мысль”.

Далее возникает мысль: “А что если этот столб могут заметить духи?”. Спокойно осознаю: “Отвлеченная мысль”.

Далее ум начинает приукрашивать: “Кажется я вижу духа”. Здесь есть два варианта: если я начинаю испытывать эмоцию - страх, меня как-бы “выкидывает” из медитации. Если же я спокойно осознаю: “Возникновение эмоции - страх”, то медитация продолжается, замечаю, что ничего не произошло. Это пустой страх.

Продолжаю спокойно сидеть. Затем цепочка мыслей прерывается. Тогда я осознаю: “Прекращение мыслей”. Тишина в голове. Через некоторое время снова мысль… и т.д.

Таким же образом надо поступать по отношению к эмоциям. Можно заметить, что эмоции возникают вслед за мыслями или образами. Можно также заметить, за эмоцией иногда следует реакция тела. Полное описание находится в “Словах Будды”.

2. Расслабление

Когда мы медитируем, время от времени, может возникать такой момент, когда непрерывно идет поток мыслей. В такой момент можно заметить, что какие-то мышцы напряжены: на руках или на ногах, может, плечи, может лоб нахмурен. Тогда надо расслабить тело полностью. При этом подметить: “Расслабление тела”. Тогда можно заметить, что в результате расслабления ум становится тише.

Вот и все! Надеюсь, что вы так же откроете для себя, что медитировать правильно намного легче, чем многие думают! :)

Полезные ссылки

  1. Глава 4.5: “Единственный путь - сатипаттхана-сутта” из книги “Слова Будды”, в которой Будда Шакьямуни рассказывает про созерцание.

  2. Статья Ламы Тубтена Йеше, который тоже описывает этот метод.

Предупреждение

Тем, кто любит потроллить - священные тексты троллить нельзя, иначе могут возникнуть проблемы.

Заключение

Пусть эта статья приносит пользу практикующим!С Новым Годом! Выражаю благодарность Татьяне Магерко, которая помогла мне убедиться в том, что метод работает не только для меня, а также всем участникам обсуждения, которые поделились своим опытом!

Добавления

2.01.2014

“Чтобы остановить поток мыслей я говорю себе : ,, Стоп ! У меня есть всего час времени и нужно использовать его только для практики. Потом буду думать, сейчас это не важно. ” Еще помогает практика дыхательных упражнений. А если просто спокойно наблюдать за мыслями как-бы со стороны, через время ум сам успокоится . Важно найти равновесие , иначе можно много думать или уснуть :)”- Татьяна Магерко

4.01.2014

“Почему-то не вспомнили метод для успокоения сознания и остановки внутреннего диалога, что давал Сюи Минтан: концентрировать внимание на задних участках мозга. Это приводит к оттоку энергии от речевых центров и внутренняя речь, мысли останавливаются.Естественно, тихий вариант дыхания кожей на 2 ст. и дыхание пупком на 3 ст. быстрее помогают войти в состояние цигун.

Не так давно ученые нашли в головном мозге мужчин центр, который ответственен за внутреннюю тишину. У женщин пока такого же центра не нашли. )) может поэтому женщинам необходимо выговориться, а мужчины предпочитают много не говорить о своих проблемах, некоторые из них входят в состояние бездумия, постоянно переключая тв программы. Кстати, этот метод тоже рекомендовал Мастер.А так же после хорошей физической нагрузки голова сама успокаивается. ”- Елена Вершинина

8.01.2014

“С позиции классического дзена делается так - сел,представил кр.шарик ,и вот как только ты его представил, больше о нем думать вообще не надо (есть он, нету ли, сознание запомнило образ). Дальше просто отстраненно наблюдается эта область. На счет мыслей, никто с ними не борется,ум рождает мысли, сознание наблюдает (оно не рождает мыслей,если они есть, твоё я не в плоскости сознания). Твоё я, может быть либо в плоскости ума, либо в плоскости сознания. С позиции дзен, вообще не важно, что наблюдать, скажем Дамо, наблюдал трещину в стене.”- Дмитрий Йонин

11.01.2014

Ни о чем не думать - это не значит перестать существовать, как я раньше думал. :)

Это значит переключиться из привычного режима “осознавание - обдумывание - эмоция - реагирование” в режим “только осознавание происходящего”. Это полезно.

18.01.2014

“Вообще есть метод, который описывал Шри Ауробиндо. Можно представить как белый поток опускается вам на голову и нейтрализует все мысли, опускается ниже и нейтрализует все эмоции. А по сути представьте, что Вам все пофиг и все, мыслей и тревог нет.”- Юрий

27.04.2014

Книга ”Простыми словами о внимательности” или “Mindfullness in plain english”. Автор - досточтимый Хенепола Гунаратана. http://dhamma.ru/lib/authors/gunaratana/gunaratana.htm Мне эта книга помогла лучше понять процесс медитации, научила лучше его контролировать. Научила правильно относиться к боли и к феноменам.

Сейчас я чуствую, что названное, это только малая доля того, что я на самом деле получил от этой книги. У меня нет ни малейшего сомнения, что этой книгой стоит поделиться.

Книга в формате PDF и FB2

2.7.2014

В начале практики мы, в силу привычки, сомневаемся что это возмножно - постоянно осознавать происходящее, быть постоянно внимательными. Но, со временем, мы шаг за шагом начинаем обнаруживать у себе способность находиться в состоянии созерцания в обыденной жизни. Так происходит интеграция практики в жизнь. Этот навык можно тренировать.

8.8.2014

Пусть даже достигнуто понимание пустоты – при отсутствии сострадания оно превращается в нигилизм, поэтому уравновесь сострадание и пустоту!

Гуру Падмасамбхава

Источник: facebook.com/trdat.donikyan

Миларепа, также учит, что, для достижения Просветления, недостаточно одних искусных средств (т.е. медитации) - необходимо “соединять искусные средства и мудрость”.

Источник: “Свежесть горного потока”

9.8.2014

Метод, который я описал в этой статье, в книге “Свежесть горного потока” называется критическое осознавание. Метод, который мы используем в Чжун Юань Цигун в этой книге называется осознание памятования. Миларепа в своих песнях поет об объединении этих методов.

10.8.2014

Во время медитации возникла такая ассоциация:

Подобно тому, как певец или певица очищает свой голос от изъянов, доводя его звучание до ясности, так же и медитирующий очищает свой ум от лишних эмоций и отвлекающих мыслей, доводит его до ясности.

10.8.2014

Если вы женщина или девушка и сомневаетесь в своих возможностях в медитации, тогда эти слова Гуру Падмасамбхавы для вас:

Человеческое тело-основа для обретения мудрости Тело женщины и мужчины одинаково годятся для этой цели Но если женщина имеет непреклонную решимость Ее возможности выше

Источник: facebook.com/trdat.donikyan.

13.9.2014

медитировать = полностью осознавать происходящее = быть внимательным = быть здесь и сейчас

Таким образом:

полностью интегрировать практику (медитацию) в жизнь = жить настоящим = быть счастливым

13.9.2014

Нет пути к счастью. Счастье - это путь.

Будда

Источник: Бу́дда (сериал Будда)

15.9.2014

Как только вы начнете наблюдать за собой и понимать себя, у вас будет расти мудрость. Не перекладывайте вину на других и следите за недостатками не других людей, а за своими. Тогда будет толк.

Шри Матаджи Нирмала Деви

Источник: ]]>]]>http://vk.com/yogatest]]>]]>

3.10.2014

Осознавание мыслей, эмоций, чувств и своего состояния в целом - кратчайший путь для возвращения внимания в настоящий момент.

Прежде чем применять методики, предоставленные в данной статье, ознакомьтесь с условиями использования.

www.zyq108.com