Повторение изученного в VIII классе. Поздней осенью в городе на волге шли бои диктант


Гроза Помню застигнувшую нас в дороге грозу

Контрольный диктант по повторению в начале года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро­зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе­жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле­стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо­дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов)                        (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступав­ших строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, оп­ределите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относи­тельное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с при­частным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).^     На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

     От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.

    Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

^

1.   Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:

Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)

2.   Сделать синтаксический разбор предложения:

Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)

Волга - красавица. (2 вариант)^     Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

  Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

  Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

    Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.       

www.microbik.ru

Диктант с задание 4 класс

Слон

В жарких странах живёт самое большое на Земле сухопут­ное животное — слон. У него толстая серая кожа. Она хорошо защищает великана от укусов насекомых. Подвижный хо­бот — это нос слона. Но с его помощью слон не только дышит. Хоботом слон срывает плоды и ветки деревьев для еды, в жар­кий день поливает себя водой. Зрение у животного слабое, но зато слон прекрасно слышит даже лёгкие шорохи.

Слон — большое, но очень спокойное и добродушное жи­вотное. (71 слово)

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста по одному имени существительно­му, имени прилагательному, глаголу, наречию с орфограммой «Проверяемый безударный гласный в корне слова». Докажи­те правильность написания.
  2. Выпишите из текста два сложных имени прилагатель­ных, разберите их по составу.
  3. Выпишите из текста два синонима к слову слон.

 

Кижи

На северо-западе России в Онежском озере есть знамени­тый остров. Здесь расположен известный во всём мире музей Кижи. На территории заповедника собраны старинные па­мятники деревянного зодчества народов Севера. В музее под открытым небом есть крестьянские избы, бани, амбары, колокольня, часовни. Настоящим украшением коллекции стали церкви. Их серебристые луковки-главки изящно и ве­личаво возносятся к суровому северному небу.

Каждый год на остров приезжают тысячи туристов. Уди­вительное мастерство наших предков и спустя столетия про­должает восхищать потомков. (74 слова)

Слова для справок: заповедника, старинные, деревянного, зодчества.

Постановку дефиса проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста два имени существительных с ор­фограммой «Парный согласный в корне слова» и два имени прилагательных с орфограммой «Проверяемый безударный гласный в корне слова».
  2. Докажите правильность написания, подобрав проверочные слова.
  3. Выполните синтаксический разбор последнего предло­жения в первом абзаце.
  4. Разберите по составу слова: известный, серебристые, памятник, мастерство.

 

Всюду жизнь

Антарктида — самый холодный материк Земли. Его по­верхность покрыта вечными снегами. На территории ледяно­го континента находится не только Южный полюс, но и полюс холода нашей планеты. Зимой и летом здесь господствуют стужа да метели.

Но даже в таких суровых условиях есть жизнь. На каме­нистых скалах морского берега здесь растут мхи и лишайни­ки, гнездятся буревестники и поморники. На побережье ма­терика живут бесстрашные пингвины. В водах Антарктики можно повстречать тюленей и китов.

Животный мир белого континента небогат, но удивителен. (76 слов)

Слова для справок: континента, растут, небогат.

Постановку тире проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста два имени существительных с ор­фограммой «Парный согласный в корне слова» и два имени прилагательных с орфограммой «Проверяемый безударный гласный в корне слова». Докажите правильность написания, подобрав проверочные слова.
  2.   Укажите род и число имён существительных в первом абзаце.
  3.   Выполните морфологический разбор выделенного слова.

 

Засуха

Лето в этом году выдалось жарким и засушливым. На знойном небе нет ни облачка. Дождей давно не было. Над полями и лугами сильные ветры кружат едкую пыль. Земля растрескалась. Цветы и травы пожухли, начали жел­теть. Листочки на деревьях поникли, ветки ломаются от жа­ры. Природа ждёт дождя.

Вот на горизонте появилась туча и быстро стала прибли­жаться. Грянул гром, и по земле застучали первые долго­жданные капли дождя. Он усиливается и льёт стеной. Всё жи­вое жадно впитывает живительную влагу. (76 слов)

Слово для справки: долгожданные.

Грамматические задания:

  1. Разберите по составу слова: листочки, засушливым, растрескались, застучали.
  2. Разберите слова (на) знойном (небе), впитывает как части речи.
  3. Выполните синтаксический разбор четвёртого предло­жения.

 

Летний лес

Хорош лес в ясный летний день. Идёшь по тропке, любу­ешься красотой, слушаешь замечательные звуки. То сыч про­кричит, то кукушка закукует или лягушки начнут квакать на болоте. По деревьям пробегают лучи солнца, и листва уто­пает в волнах тёплого света. Воздух свеж и наполнен арома­том трав, цветов, ягод. Забираешься в самую глушь. Вдруг под ногами начинает хлюпать вода. Приглядываешься, а в траве бьёт ключ. Зачерпываешь холодной воды, умываешь­ся, и усталость как рукой сняло. Наберёшь лесных цветов и возвращаешься домой. (77 слов)

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста по одному имёни существительно­му в форме м. р. и ж. р. с орфограммой «Мягкий знак после шипящих». Придумайте и запишите ещё по два слова на дан­ное правило.
  2. Выполните разбор слов: слушаешь, лесных (цветов), (по) тропке как частей речи.
  3. Укажите, какими частями речи являются слова четвёр­того предложения. Подчеркните грамматическую основу.

 

Подвиг артиллериста

Шёл первый месяц войны. Ведя тяжелейшие оборони­тельные бои, советские войска отступали.

После одного из таких кровопролитных сражений отход оставшихся в живых солдат вызвался прикрыть молодой ар­тиллерист Николай Сиротинин. Он остался один перед целой колонной немецких танков. Первым выстрелом наводчик подбил головную машину фашистов. Враг открыл шквальный огонь из танков и пулемётов. Но бесстрашный воин продол­жал вести неравный бой. Он один уничтожил одиннадцать танков и семь бронетранспортёров противника.

Николай Сиротинин погиб в том сражении. Было тогда ге­рою всего двадцать лет. (79 слов)

Слова для справок: неравный, немецких, одиннадцать, бронетранспортёров.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста синонимы к слову солдат.
  2. Разберите по составу слова: головная, шквальный, пу­лемёт, бесстрашный.
  3. Выполните синтаксический разбор пятого предложения.

 

Мама

Мама. С первых мгновений жизни она — самый родной для тебя человек. В раннем детстве мама кормила тебя с ло­жечки и пела колыбельные песни. Она счастливо улыбалась и гордилась тобой, когда ты рассказывал стихи на празднике в детском саду. Ты чувствуешь мамину поддержку, когда учишься в школе. Даже когда будешь взрослым, как бы дале­ко ты ни оказался от родного дома, ты будешь знать, что мама тебя любит и ждёт.

Береги свою маму. Не жалей для неё добрых слов и ласко­вых улыбок. (80 слов)

Грамматические задания:

  1. Выполните синтаксический разбор третьего предложе­ния.
  2. Выпишите из текста три слова с непроизносимым со­гласным в корне. Обозначьте части речи.
  3. Дайте характеристику последнего предложения по цели высказывания и по интонации.

 

Бабье лето

Часто в середине сентября после моросящих дождей на­ступает короткая пора солнечных деньков. Затихает ветер. Лазурное небо снова становится безоблачным и высоким. В яркие золотые наряды одеты осенние деревья.

У этих сентябрьских дней есть особое название: «бабье ле­то». В старину в это время деревенские жители заканчивали полевые работы. В погожие тёплые дни осени женщины могли заниматься более лёгкими домашними делами или просто от­дохнуть на завалинке и погреться на солнышке. Поэтому яс­ные дни начала осени наши предки и стали называть бабьим летом. (80 слов)

Грамматические задания:

  1. Выпишите из первой части текста имена прилагатель­ные, в которых количество букв и звуков не совпадает. Ука­жите, сколько звуков и букв в этих словах.
  2. Подчеркните одной чертой нераспространённое предло­жение.
  3. Выполните морфологический разбор выделенных слов.

 

Мёртвое море

Близ государств Иордания и Израиль находится уникаль­ное море. Ещё древние отмечали, что вода в нём очень солё­ная. В водоёме не живёт рыба, нет растительности. За это лю­ди назвали море Мёртвым.

Море и сегодня продолжает удивлять нас своими нео­бычными особенностями. Поверхность воды в нём на четыре­ста двадцать метров ниже уровня Мирового океана, а побере­жье является самым низким участком суши на планете. В Мёртвое море впадает река Иордан, но не вытекает даже ру­чья. Плотность солёной воды здесь такая, что человек легко держится на морской поверхности. (83 слова)

Слово для справки: особенностями.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста два слова с разделительным ъ и два слова с ъ — показателем мягкости согласного в середине сло­ва. Допишите по три своих слова на каждую из этих орфо­грамм.
  2. Выполните морфологический разбор выделенного слова.
  3. Слова солёная, побережье, мирового, вытекает, мор­ской разберите по составу.

 

Городец

На левом берегу Волги стоит старинный русский город Го­родец. В давние времена он был пограничной крепостью и служил для защиты рубежей Древнерусского государства. Несколько раз враги сжигали город, но непокорный Городец поднимался снова.

Сегодня древний город — это целый музей под открытым небом. Здесь старинные дома украшает знаменитая городец- кая резьба. Над тенистыми улочками возвышаются золоти­стые маковки церквей. С набережной открывается живопис­ный вид на волжские просторы. Здесь родина известных на весь мир народных промыслов. Славен Городец росписью по дереву, плетением кружев, вышивкой, вкусными печат­ными пряниками. (83 слова)

Слово для справки: старинный.

Грамматические задания:

  1. Выполните синтаксический разбор первого предложе­ния.
  2. Определите спряжение глаголов во второй части текста. Выделите окончания глаголов.
  3. Укажите род, число, склонение имён существительных в последнем предложении.

 

Кому мороз не страшен?

Живут в Антарктиде необычные птицы. Они совсем не умеют летать, но могут ловко нырять и плавать. Среди ос­лепительных льдов их легко узнать по белоснежным рубаш­кам и чёрным фракам. Догадались? Это пингвины. Бесстраш­ные птицы смогли приспособиться к жизни в ледяной пустыне. От сильных морозов и вьюг пингвинов защищает толстый слой подкожного жира. На снежных просторах для них нет еды. Зато в холодных морских водах на обед мож­но поймать рачков, рыбку или краба. Даже своих пингвинят смелые родители выводят и воспитывают прямо на снегу. Удивительные птицы! (84 слова)

Слово для справки: воспитывают.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из второго предложения глаголы в неопреде­лённой форме. Образуйте от них и запишите глаголы в форме 2-го л. ед. ч. наст. вр. Определите спряжение глаголов, выде­лите окончания.
  2. Выпишите из текста три-четыре имени существитель­ных, которые нельзя переносить.
  3. Составьте и запишите со словом пингвины разные по це­ли высказывания предложения.

 

Как в России появился картофель

История появления картофеля в России интересна и не­обычна. Родина этого растения находится в Южной Америке. Оттуда испанские мореплаватели привезли картофельные клубни в Европу. Здесь картофель начали выращивать как декоративное растение. Знатные кавалеры украшали цветами картофеля петлицы мундиров, а дамы — свои причёски.

Позднее «земляные яблоки» стали использовать для при­готовления пищи. Тогда-то находившийся в Голландии Пётр Первый и переслал в Россию мешок картошки. Но крестьяне долго не принимали чужеземное растение. Только через годы народ оценил полезные качества картофеля. Сегодня в России его часто называют вторым хлебом. (84 слова)

Слова для справок: декоративное, кавалеры.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста два сложных слова и разберите их по составу.
  2. Выполните морфологический разбор выделенного слова.
  3. Выпишите из текста два словосочетания — народные названия картофеля.

moitvoru.ru

Итоговый контрольный диктант.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Контрольный диктант.

I вариант

 

Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

(По В. Пескову.)

 

 

II вариант

 

«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.

Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки»1 и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

 

Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.)

(По Б. Рыбакову.)

 

 

Контрольный диктант.

I

Андрей Рублев

 

В продолжении долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одаренность Рублева, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путем. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.

Рублеву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От этого далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов.)

(По В. Прибыткову.)

 

 

II

Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, его возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического черного (синего и черного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которого является этот нежный цветок.

 

Контрольный диктант.

I

Основатель Третьяковской галереи

 

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить свое богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он.– - Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово.)

(По В. Порудоминскому.)

 

 

II

Ноябрь – месяц борьбы осени с зимой, в течение которого стужи со снегом перемежаются с периодами тепла и ненастья. Хотя считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября, возвращение тепла случается и в третьей декаде месяца.

По ноябрьским приметам можно отчасти предсказать, какими будут предстоящая зима и будущий урожай, так как эти приметы находятся, по – видимому, между собой в связи и подчиняются законам, ключ к которым, может быть, даст изучение и сопоставление народных примет с научными наблюдениями.

Из наблюдений на декабрь следует, что нормальным, а следовательно, благоприятным считается холодный и снежный декабрь, с частыми инеями и ветрами.

С зимнего солнцеворота (с двадцать второго декабря) отмечается увеличение светового дня, хотя вначале оно бывает весьма незаметным. В последующие дни, в течение всего декабря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который считается предвестником урожая. Если дни и ночи ясные и небо звездное, а погода холодная, можно ожидать благополучного для людей года. (154 слова.)

(«Народный месяцеслов»)

 

.

 

Итоговый контрольный диктант.

 

I

Старый музыкант

 

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова.)

(По А. Платонову.)

 

 

II

Утро в тайге

 

Тайга дышала, просыпалась, росла.

Сердце мое трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.

И каждая роняла крошечную блестку света, но, слившись вместе, эти блестки заливали сиянием торжествующей жизни все вокруг.

Еще ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белесая глубь небес все таяла, таяла, обнажая блеклую, прозрачно – льдистую голубизну, в которой все ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.

Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защелкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костер наш, едва тлевший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнем.

Солнце во всем сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки. (160 слов.)

(По В. Астафьеву.)

 

 

megapredmet.ru

Годовой контрольный диктант в 9 классе № 19 | Сборник диктантов по Русскому языку в 9 классе с русским языком обучения

Годовой контрольный диктант в 9 классе № 19

24.09.2014 28675 0

Цель:  проверить  соответствие  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  требованиям  государственного  стандарта  и  программы  по  русскому  языку.

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  качества  усвоения  учебного  материала  за  9-й класс  и   направлено  на  повторение  предыдущего:

 - правописание  проверяемых  безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  -  написания  непроизносимых  согласных  в  корне  слова;

  - правописание окончаний  прилагательных  и  причастий;

    - написание  не  с  наречиями  и  глаголами;

  -правильное  написание  наречий;

  - написание  н-нн  в  прилагательных  и  причастиях;

  - написание  сложных  существительных.

Знаки  препинания:

  - запятая  при  однородных  членах  предложения;

  - запятая в  сложном  предложении

 - при  обособленных  членах  предложения.

   Грамматические  задания  направлены  на  выявления  умений:

  1.делать  фонетический  разбор  слова;

  2. разбора  слова  по  составу;

  3.производить  морфологический  разбор  прилагательного;

  4. синтаксического  разбора  предложения

В  городе

 

         Я  снял  комнату  на  окраине,  на  верху  старого  дома.  Хозяин  мой  был  вечно  занятый,  молчаливый  человек.  Внизу  у  него  было  три  комнаты,  но  он   редко  заходил  туда,  обедал  и  спал  на  террасе,  а  в  комнатах  было  сумрачно,  пахло  пылью  и  старыми  обоями.

       Окно  моей  комнаты  выходило  в  одичавший  сад,  заросший  смородиной,  малиной,  лопухом  и  крапивой.  По  утрам  за  окном  возились  воробьи,  тучами  налетали  дрозды  клевать  смородину.  На  забор  взлетали  соседские  куры  с  петухом.  Петух  громко,  гласно  пел,  вытягивая  кверху  шею,  и  с  любопытством  смотрел  в  сад.

        Я  жил  в  городе  уже две  недели,  но  всё  никак  не мог  привыкнуть  к  тихим  улицам  с  деревянными  тротуарами,  к  редким  гудкам  пароходов  по  ночам.

        Это  был  небольшой  город.  Почти  всё  лето  в  нём  стояли  белые  ночи.  Ночью  наш  сад  пах  смородиной  и  росой,  а  на  берегу  бубнил  мотором  катер.  Возле  домов  раздавался  отчётливый  дробный  стук  -  это  шли  рабочие  со  смены.  Казалось,  что  у  домов чуткие  стены  и город,  притаившись,  вслушивается  в  шаги  своих  обитателей.

   (163  слова)                                                                                                     (По  Ю. Казакову)

 

Грамматические  задания

 

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Пылью  -  1-й  вариант                                                        обоями  -  2-й  вариант

 

2. Разобрать  слова  по  составу:

Одичавший,  пел,  взлетали,  пароходов  -  1-й  вариант

Заросший,  соседские,  смотрел,  деревянными  -  2-й  вариант

 

3. Сделать  морфологический  разбор  слова:

Смородиной  -  1-й  вариант                                  (на)  реке  -  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

По  утрам  за  окном  возились  воробьи,  тучами  налетали  дрозды  клевать  смородину.  -  1-й  вариант

Ночью  наш  сад  пах  смородиной  и  росой,  а  на  берегу  бубнил  мотором  катер.  -  2-й  вариант

tak-to-ent.net

Диктант 8 класс .Повторение в начале года. - Диктанты - Русский язык - Каталог файлов

                                                                         Вариант 1

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро­зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе­жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле­стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо­дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов)                        (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Фонетический разбор слова сияло (1 вариант), омытая (2 вариант).

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, оп­ределите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относи­тельное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с при­частным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).

 

 

 Вариант 2

 

 Осенний лес

 

Наступила осень, и весь лес стоит в золоте листвы. Только иногда мелькнёт зелёное пятнышко.

 

В лесу тихо, даже как-то непривычно. Высоко над головой тихо шелестят и покачиваются кроны деревьев, обагрённые осенью. Сквозь них просвечивает мутно-жёлтым пятном солнце, скрывающееся за тучами. Из густой листвы иногда выглядывают огненные гроздья рябины.

 

Багряные кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве пылают, как огненные язычки.

 

Тихо. Но иногда тишину нарушает глухой стук жёлудя, падающего с дуба на землю, да хруст веток, попавшихся под ноги. Под серебряными ветвями плакучей ивы журчит, пробираясь между камнями, ручеёк. Недалеко от ручейка — тёмно-бурый гриб, выглядывающий из-под опавшей листвы. Вот хитрец! Прикрылся листиком и думает, что никто его не видит.

 

Под берёзкой, трепещущей на ветру, муравейник. На нём нет обычного оживления: сюда тоже пришла осень. (130 слов)

 

Вариант 3

   Чуть заметная тропинка вьется по крутому склону горы и уходит влево. Вначале идти по ней не очень трудно, но потом подъем становится круче, а наш путь тяжелее. Очень мешают заросли какого-то цепкого кустарника. Все чаще попадаются большие глыбы серого гранита. Они беспорядочно навалены друг на друга и кажутся непроходимыми. Однако в самых трудных местах кто-то заботливо уложил толстые стволы поваленных деревьев. Мы проходим по ним, почти не боясь высоты, как по мостикам.

   Но вот позади последнее препятствие, и мы на вершине горы. Вид отсюда чудесный. Никогда не приходилось видеть такой захватывающей картины. На восток уходит неширокая долина, утопающая в зелени садов. Чуть левее блестит на солнце среди холмов синяя гладь озера. Направо видны снежные шапки далеких вершин. И над всем – голубое, ясное небо!

 

Грамматическое задание:

1)      Выполните синтаксический разбор предложения

      1 вариант – предложение №               2 вариант – предложение №

2)      Укажите части речи в предложении

      1 вариант – предложение №               2 вариант – предложение №

3)      Составьте схему предложения

1 вариант – предложение №               2 вариант – предложение №

 

kadun.ucoz.ru

Повторение изученного в VIII классе

Богата наша земля. В земной коре люди разыскали огромные залежи железа, меди, угля, нефти. Им нет цены, этим кладам. Например, уголь — это топливо, электричество, миллионы работающих станков, химики научились получать из него краски и каучук, взрывчатые вещества и лекарство, духи и пластмассы. Нельзя представить себе жизнь без угля.

И все самое ценное на Земле — все-таки земля, почва. О земле говорят — плодородная. Она родит плоды. Все, какие есть, хлебное зерно и картофель, яблоки и бананы. Растения дают людям одежду, жилье, то есть все необходимое для жизни. (М. Ляшенко.)

Я никому не поверю, что есть на нашей Земле места скучные, не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению. Только исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой тропинке, даже к робкому попискиванию лесной пичуги (К. Паустовский.) (133 слова)

 

Указание. Подчеркните неоднородные определения.

Осень

1. На красноватой траве, на былинках, на соломинках — всюду блестели и волновались бесчисленные легкие нити осенних паутин. (Т.) 2. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (Ес.) 3. Я больше люблю ходить в лес, в тихие, пасмурные дни, даже если временами начинает сеять мелкий нешумный дождь.

Еще приятнее уйти в лес осенним днем с пронзительным холодным ветром.

Ни на реке, ни в поле в это время нечего делать. . . В такой день в лес входишь как с улицы в теплый уютный дом. . . Но вообще-то были бы грибы. . .

Радостно и в дождь, и в холодный резкий ветер, и в грозу возвращаться домой с полной корзиной.

Но как неловко идти через все село, неся пустой кузовок!

Всегда, когда охотник, рыбак или грибник возвращается пустой, ему досадно встречаться с людьми, которые будут заглядывать в ведро, сумку, корзину.

В середине осени, в конце сентября, в октябре устанавливается иногда удивительная ясная погода. Безветренно. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса… (Сол.) ( 151 слово)

 

I. Русь издревле славилась умелыми строителями. Русские люди умело разбивали дома и хозяйственные постройки, строили крепости и храмы. Посмотрите на старые деревянные дома, которые сохранились в наших городах и селениях. Как все в них разумно, прочно и красиво. Сколько смекалки, умения и фантазии проявили мастера, создавая их.

Еще большее мастерство требовалось от строителей, чтобы возводить сооружения из камня, во многих русских городах сохранились каменные постройки, достойные нашего удивления и восхищения. Это и крепостные стены и башни, и торговые здания. (Д. Лихачев.)

II. Иногда ночью Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраиваю инструменты, то тут, то там — не то на чердаке, не то в маленьком зале, не то в застекленной прихожей — кто-то трогал струну.

Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но утром забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что нельзя сейчас прослушать незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стекол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше. (К. Паустовский.) (156 слов)

Задание. Назовите музыкальные произведения П. И. Чайковского, В каком городе находится музей композитора?

 

Приступая к работе над скульптурным портретом Антона Павловича Чехова, я приобрел серию фотографических карточек, на которых великий писатель был запечатлен в разные годы жизни. Я поразился тому, как не похож Чехов-студент на Чехова-врача и писателя в период творческой зрелости.

За десять лет лицо Антона Чехова превратилось в нечто настолько прекрасное, что любой взыскательный художник долго будет раздумывать, прежде чем решится в живописном или скульптурном портрете поведать людям об этом умнейшем и добрейшем человеке. . . Да, развивающийся внутренний мир человека самым решительным образом отражается в чертах человека, в выражении глаз, во всем облике, включая походку и осанку. Изучая те же фотоснимки, я во всей полноте осознал, что чеховские слова: «В человеке должно быть все прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли», не общее пожелание для современников и потомков. Идеал был не только обрисован в словах, он существовал в самом Чехове. (С. Коненков.) (148 слов)

Задания. 1. Расскажите, что вы знаете о скульпторе С. Коненкове (см. Приложение). 2. Подберите фотографии вашего любимого писателя в разные периоды жизни и расскажите, как отразился в них его внутренний мир.

 

Триста лет назад в маленьком итальянском городе Кремоне, на площади святого Доминика, стоял старый двухэтажный дом. Мостовая перед ним всегда была устлана соломой, чтобы заглушить стук проезжавших экипажей. В окне второго этажа утром, днем и вечером можно было видеть погруженного в работу высокого худого человека в белом кожаном фартуке, с циркулем или ножом в руках.

Время от времени человек этот клал на плечо скрипку, проводил смычком по струнам, и тогда из окна лились удивительные звуки: то нежные, то жалобные, то страстные. . . Прохожие почтительно останавливались перед домом и шепотом говорили друг другу: «Слушай, Страдивари построил новую скрипку».

Это был Антонио Страдивари, величайший скрипичным мастер. Рафаэль скрипичною мастерства, как назовут его потомки. Всю свою жизнь посвятил он скрипкам. Первую он сделал в 13 лет, а последняя датирована 1737 годом, годом смерть Страдивари. Ему тогда было 93 года.

Около трех тысяч инструментов вышло из его мастерской, но среди них не было и двух одинаковых. . .

Многие мастера пытались проникнуть в «тайну Страдивари». Они в точности копировали его скрипки, но успеха не достигли. Тогда родилась легенда о «душе Страдивари, заключенной в его скрипках». (По Л. Кафановой.) (178 слов)

Задания. 1. Расскажите, почему Страдивари называли Рафаэлем скрипичного мастерства. 2. Назовите выдающихся скрипачей нашего времени.

 

Прощание

Кончался первый день после смерти Пушкина, толпа перед домом Волконских (последней квартиры поэта) заметно редела.

Именно этого часа и дожидался Тургенев. Неотступная, тайная мысль им овладела.

Он быстро вошел в квартиру. У гроба поэта никого уже не было, только старый камердинер Никита Козлов стоял в ногах покойного барина и неотрывно смотрел на него.

Пушкин, прикрытый по грудь погребальной парчой, лежал легко и спокойно. Курчавые волосы и бакенбарды резко оттеняли его побледневшее, осунувшееся лицо и особенно губы, на которых, казалось, застыла последняя жгучая обида.

Долго стоял Тургенев у гроба, плакал беззвучно, не утирая слез.

«. . . Вот что, голубчик, срежь мне на память локон Александра Сергеевича»,— еле слышно сказал он.

В голосе молодого человека было столько искренней скорби, что Никита Козлов тотчас осторожно срезал свисавшую на лоб мягкую русую прядь.

Тургенев бережно спрятал в карман драгоценную память и вышел на улицу.

Метель разыгралась. Она выла, стонала, кружила вокруг дома, по набережной, над застывшей Мойкой… (По Ю. Гаецкому.) (152 слова)

Задания. 1. Определите, сколько лет было Тургеневу в это время. 2. Расскажите, с какой целью автор ввел в этот рассказ описание метели.

cornfield.ru

Диктант Волга | НООС Руководителю

 

Контрольный диктант за первое полугодие

Волга

    На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

     От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.

    Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

Дополнительные задания

1.   Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:

Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)

2.   Сделать синтаксический разбор предложения:

Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)

Волга - красавица. (2 вариант)

Контрольный диктант за год

На тёплой земле

    Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

  Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

  Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

    Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.       

director.edu54.ru