Очень плохо знаю, практически не умею; 5 – что-то умею, знаю, но не полностью. Обучить могу только отдельным элементам; 10 – знаю, умею, могу обучить других. Они шли по прежнему молча прячась в тени деревьев
Рыбаков Анатолий Наумович. Бронзовая птица
– Вернемся, – едва слышно, одними губами прошептал Генка.
– Боишься? – так же шепотом спросил Миша.
Тогда, с радостью в душе, но с таким видом, будто он уступает Генкиной трусости, Миша пожал плечами и тихонько стал пробираться назад…
Но не успел он сделать и шага, как увидел за деревом фигуру человека. Миша замер на месте. Человек вышел из-за дерева. Это был Жердяй. Так вот кто крался за ними! Чудак! Только зря напугал их.
– Боязно одному сидеть, – тихо сказал Жердяй.
– Так какого же ты черта… – с негодованием начал Генка, обрадованный тем, что есть на кого свалить свой испуг.
Но Миша сделал ему знак молчать. Он сам злился на Жердяя, но сейчас не время разговаривать и не место: их могут услышать…
Втроем мальчики почувствовали себя увереннее. И уже перед Жердяем ни Миша, ни Генка не могли обнаружить своего страха. Миша снова повернул к Голыгинской гати. Генка и Жердяй осторожно двинулись за ним.
Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда бы не догадался, что это просека, настолько густо заросла она молодым ельником.
Движением руки Миша приказал Жердяю идти впереди и показывать дорогу. Тот жалобно посмотрел на него, но подчинился. Только поминутно оглядывался, чтобы убедиться, что Миша здесь, рядом с ним.
Они прошли еще с версту. Лес перешел в мелколесье. Чувствовались гнилые запахи болота.
Вдруг Жердяй остановился и стал внимательно всматриваться в землю. Миша и Генка тоже наклонились и увидели рядом с собой глубокую яму длиной аршина в три и шириной в аршин. Рядом высился холмик свежевыкопанной земли.
Мальчики вгляделись. На некотором отдалении виднелась другая яма, потом третья. Жердяй развел руками, показывая, что этих ям раньше не было.
Мальчики прошли еще немного. Просека кончилась.
Жердяй остановился, протянул вперед дрожащую руку:
Луна освещала темное бугристое болото. Местами из него торчали не то бревна, не то поваленные деревья. Белесые испарения поднимались над болотом, образуя таинственные движущиеся фигуры. Изредка перебегали огоньки – зеленые, синие, желтые… И хотя Миша знал, что это болотные огни и больше ничего, а белесые движущиеся фигуры, похожие на мертвецов в саванах, не более как испарения, подымающиеся с болот, но и ему было жутко.
Мальчики стояли безмолвные, окаменевшие перед жуткой картиной ночного болота. Им казалось, что вот сейчас один из этих белесых движущихся призраков приблизится к ним и они увидят мертвого графа и страшную бородатую голову у него в руках.
Вдруг совсем близко мальчики услышали глухие, равномерные удары. Как будто кто-то стучал под землей. Жердяй от страха присел и уткнул голову в колени.
Миша и Генка тоже присели. Но, как они потом говорили, не от страха, а для того, чтобы их не заметили люди, производившие эти звуки.
Удары повторялись равномерно через короткие, но точные промежутки времени.
Миша прислушался. Когда первый страх прошел, он сообразил, что удары доносятся не из-под земли и не с болота, а откуда-то справа, из леса, и совсем близко.
Он сделал мальчикам знак оставаться на месте, а сам, пригибаясь к земле, ползком стал подвигаться в сторону, откуда слышались странные звуки. Но за ним пополз Генка, а за Генкой – Жердяй.
Они проползли шагов двести. Удары раздавались все ближе и ближе. Теперь было ясно, что где-то копают и отбрасывают землю. Между деревьями мелькнула полоска лунного света. Миша осторожно раздвинул ветки…
Перед ним была крошечная полянка, а в середине полянки – яма. Два бугра земли высились по ее краям. Возле ямы сидели два человека и курили.
Это было совсем близко. Удивительно, что эти люди не услышали приближения мальчиков.
Как ни меняется лицо человека при лунном свете, Миша сразу узнал парней, которым лодочник передал мешки.
Один парень плюнул на окурок, бросил его, поднялся, взял лопату и прыгнул в яму. То же сделал и второй парень. И все это без единого слова.
Снова раздались равномерные удары лопат.
Миша сделал Генке и Жердяю предупреждающий жест и начал тихо отползать назад. Генка и Жердяй поползли за ним.
Через несколько минут три маленькие юркие тени быстро мелькнули по краю просеки, направляясь в обратный путь, к лагерю.
Глава 41Ерофеев
Итак, парни – в лесу. Ребята торжествовали. Ведь они оказались правы. Здесь действует банда. И возглавляет банду лодочник. И, конечно, они убили Кузьмина. Правда, они что-то ищут, весь лес перерыли. Может быть, клад, о котором с такой насмешкой говорили и следователь, и доктор, и художник. Но тогда тем более вероятно, что именно они убили Кузьмина, который был лесником. Теперь остается только доказать это. Но как доказать? Ведь следователь не обращает на мальчиков никакого внимания. А может быть, он сам хочет во что бы то ни стало доказать виновность Николая? Трудно в это поверить, но некоторые обстоятельства укрепили Мишины подозрения. Когда следователь приезжал в деревню, то он долго разговаривал с кулаком Ерофеевым. А на другой день Миша увидел Ерофеева в избе у Жердяя. Ерофеев сидел на скамейке. Он часто вынимал из заднего кармана большой цветастый носовой платок, похожий на небольшую скатерку, и вытирал им сначала красную морщинистую шею, потом лоб и, наконец, очки. Глаза его без очков были совсем маленькие, красные, беспомощные… Потом он надел очки и сказал: – Так-то вот, Мария Ивановна, по-божески надо думать, по-божески жить. Тебе общество поможет, и ты обществу помоги. – Что же я сделать-то могу? – грустно спросила Мария Ивановна; она сидела у стола, подперев голову рукой. – В город съезди, с сыном поговори. Зачем он невинных подводит? – Разве он винит кого? – Винить не винит, а от своей вины отказывается, – строго и внушительно сказал Ерофеев. – Потому и ищут других. Глядишь, и невинного привлекут… Вот приезжал следователь, допрашивал: «Кто лодку угнал?» А кто ее угнал? Может, мальчонка какой… А тут на всю деревню, на все общество подозрение падает. Разве в лодке дело? Тут человек убитый, вот что. – Может, Микола и не виноват вовсе, – уныло проговорила Мария Ивановна. – Кто же тогда виноват? Были-то они двое. – Ерофеев вздохнул. – Нет, согрешил, так уж покайся. Нехорошо. Всей деревне, всему обществу неприятности. Разве можно? Ну, поспорили, в бессознательности был. Разве много ему дадут? Тем более бедняк. Советская власть к беднякам снисходительна. Через год и под амнистию попадет. – Как же можно такой грех на себя принять, ежели не убил? – сказала Мария Ивановна. – Грех будет, если не покается, – сказал Ерофеев. – Невинных из-за него таскают. Следователи ездют, шарят… Конечно, никому от них не боязно, совесть у всех чистая, а все же неприятность. Нельзя так… Общество – сила. Разве можно против общества идти? Общество и в нужде выручит, общество и в беде поможет. Николая твоего все равно засудят, потому виноват. А тебе тут с людьми оставаться. Вот и подумай: как на тебя люди-то будут смотреть, ежели сын твой общество подводит? Мария Ивановна тупо смотрела на угол стола. Мишу удивляло, что Ерофеев при нем так откровенно и цинично требует, чтобы Николай признался в том, в чем он не виноват. И, точно угадав Мишино недоумение, Ерофеев ханжески добавил: – Конечно, если бы Николай не был виноват, тогда другой разговор. А раз виноват – признавайся. И органы судебные не надо обманывать. И следователя не надо зря водить. Люди государственные, занятые. Правду им надо говорить. Не должны мы государство наше советское обманывать. Мишу передернуло от такого лицемерия. Ишь ты, о советской власти заботится! – Советская власть нас и землей наделила, – продолжал Ерофеев. – Правда, слухи ходют, собираются эту землю отобрать в колонию беспризорническую. Ну, да власть не позволит. Не оставит она крестьян без земли. Здесь уже Миша не мог смолчать. – Никто у крестьян землю не отбирает, – сказал он. – Ее должны будут вернуть только те, кто незаконно владеет сотнями десятин и эксплуатирует бедняков и батраков. – Таких у нас нет, молодой человек, – елейным голоском возразил Ерофеев. – Живем мы всем обществом, мирно, справедливо, по христианскому обычаю. Нет у нас ни кулаков, ни бедняков – все едины. – Ерофеев встал, надел на голову фуражку. – Вот так, Ивановна, подумай… – Потом добавил: – Вечером мальчонку подошли. Мучицы наскребу. Ох-ох!.. А насчет Николая подумай. Очень тебя общество просит. Ерофеев вышел. Мимо низеньких окошек, на мгновение затемнив избу, проплыли его сапоги и длиннополый сюртук. – И не вздумайте его слушаться! Понятно, Мария Ивановна? – сказал Миша. Мария Ивановна молчала. – Неужели вы его не раскусили? – воскликнул Миша. – Ведь он хочет, чтобы Николай взял вину на себя. Он боится, что найдут того, кто действительно убил Кузьмина. И не вздумайте даже говорить об этом с Николаем. И никакой муки у него не берите. – Жить-то надо, – проговорила Мария Ивановна. – Разве вы без кулаков не проживете? Да мы вам отдадим все, что у нас есть! – Я не про то, я не про муку, – печально ответила Мария Ивановна. – Как против общества-то пойдешь? Жить-то с ними. Вот, – она показала на Жердяя, – Ваську надо подымать. – Ерофеев – общество? – воскликнул Миша в негодовании. – Никакое он не общество! Кулаки тут у вас все захватили. Боитесь вы их. Советская власть вас поддерживает, а вы кулаков боитесь. Безобразие! И я вас предупреждаю, Мария Ивановна: если только вы будете уговаривать Николая взять вину на себя, то я все расскажу, что вас подговорил Ерофеев. Так и знайте! А ты, Жердяй, не смей ходить к Ерофееву, не смей! Какой благодетель нашелся! Хочет, чтобы вы за кулечек муки сына продали. Как угодно, Мария Ивановна, а мы не допустим этого. Ни за что!
Глава 42Клуб
Опасаясь, что Мария Ивановна все же пошлет Жердяя к Ерофееву за мукой, Миша увел его с собой в клуб. Зина Круглова объясняла деревенским ребятам законы и обычаи юных пионеров. – «Пионер смел, честен и правдив», – говорила Зина. – Что это значит? Это значит, что пионер ничего и никого не боится, никогда не врет, всегда говорит только одну правду. Вот что это значит. Понятно? Ребята молчали. – Я спрашиваю: понятно или нет? – переспросила Зина. – А как же отца-мать, тоже не бояться? – спросил Муха. – Конечно, не надо. – Выпорют! – уверенно сказал Муха. – Если вы перед родителями ни в чем не провинились, то чего вам их бояться? – Разбираться не станут, – сказал Муха, – выпорют, и всё. Поди потом доказывай! – Родителей надо не бояться, а уважать, – объяснил Славка. – Понятно? Все молчали. – Значит, понятно? – неуверенно проговорила Зина. – А как же, например, грозу, – спросил Жердяй, – или молнию? Ее тоже не бояться? А если убьет? – Трусость и осторожность – это совсем разные вещи, – объяснила Зина. – Конечно, человек должен опасаться молнии, должен ее беречься, для этого и делаются громоотводы. А бояться не надо. Оттого, что будешь бояться, все равно от молнии не спасешься. – Разве громоотвод поможет от молнии? – улыбнулся Жердяй. – Конечно! – Нет! – Почему? – А потому! Гроза – это что? Это пророк Илья ездит по небу в колеснице и гонит бесов. А бесы прячутся. И в деревья, и в зверей разных, и в людей даже прячутся. Вот Илья-пророк и бьет по ним молнией. Спрятался бес в дерево – молния по дереву лупит. Спрятался бес в человека – молния в человека бьет. А чтобы бес в тебя не вселился, молиться надо. Будешь в грозу молиться, то бес в тебя не вселится и ты жив останешься. Больше ничем не спасешься. Поднялся страшный шум. Комсомольцы доказывали, что ни пророка Ильи, ни вообще никакого бога нет. Жердяй и Муха стояли на своем. Так каждый раз! О чем бы ни говорили, всегда переходили на бога. – Давайте потише! – навел порядок Миша. – Сейчас беседа не о боге, а о законах и обычаях юных пионеров. О боге поговорим в другой раз. А пока вам надо хорошо понять законы и обычаи. Иначе как же вы сможете вступить в пионеры? В это время в клуб вошли Сенька Ерофеев и Акимка. Услышав последние Мишины слова, Сенька сказал: – Кто в пионеры поступает? – Он повернулся к сидевшим на скамейках ребятишкам и грозно повторил: – Кто? Покажись! Никто не показался. Все боялись Сеньки. Только Жердяй не боялся ни Сеньки, ни Акимки. И хотя именно он не собирался вступать в пионеры, потому что верил в бога (впрочем, после посещения Голыгинской гати эта вера изрядно поколебалась), Жердяй сказал: – А хотя бы я собираюсь. Тебе какое дело! – Только попробуй! – угрожающе проговорил Сенька. – И попробуем. У тебя не спросили! – сказал осмелевший Муха.
Глава 43Борьба разгорается
Сенька и Акимка были с позором изгнаны из клуба. А на следующий день в бывшем помещичьем саду кто-то сломал четыре яблони. Ребята этих яблонь и в глаза не видели. Но явился председатель с двумя крестьянами, пригласил Мишу в сад, показал ему сломанные яблони и мрачно спросил: – Твоих ребят работа? – Нет, – твердо ответил Миша, – никто из ребят не мог этого сделать. – Кто же их сломал? – Не знаю. – Кроме ваших ребят, некому, – сказал председатель. – Разве вы видали кого постороннего? Но никого постороннего Миша не видел. – То-то и оно, – сказал председатель. – Не было здесь посторонних и не могло быть. Значит, ваши ребята и сломали. – Нет! – закричал Миша. – Никогда они не будут ломать деревья. Председатель покачал головой: – Ведь вот сломали… Миша немедленно созвал сбор отряда, рассказал о поломанных деревьях и строго спросил, кто это сделал. Ответом ему было общее недоуменное молчание. Миша пытливо всматривался в лица. Но ни на одном не уловил и тени смущения. Да ему и без того было ясно, что никто деревьев не ломал, да и не мог сломать. Кто решится на такой подлый поступок? Почему же их в этом обвиняют? Через несколько дней Миша понял почему… В уездной газете одна за другой появились три заметки. Первая называлась «Хороши клубные устроители», вторая – «Прекратить уничтожение народного добра!», третья – «Разве так помогают старшим?». Все они были подписаны неким «Шило». Смысл этих заметок заключался в том, что комсомолец Миша Поляков несерьезно относится к своим обязанностям, распустил пионеров, превратил отряд в банду хулиганов. Вместо того чтобы помочь крестьянам деревни Карагаево устроить клуб, Миша связался с местным алкоголиком, выбросил на ветер общественные деньги и испортил клуб. Ребята ломают фруктовые деревья в усадьбе, которая является народным достоянием. Комсомолец Миша Поляков не хочет помогать местным органам власти, пример тому – случай с Борками. И у него установились подозрительные связи с семьей лица, обвиняемого в уголовном преступлении. Это был неожиданный удар. Ребята были подавлены. Как их опозорили! Публично, в печати… Ведь все это несправедливо, неверно. – Надо послать опровержение, – сказал Славка. – Разве газета напечатает опровержение против самой себя? – возразила Зина Круглова. – А мы их заставим! – вращая глазами, закричал Генка. – Я сам поеду в редакцию. Пусть попробуют не напечатать! – Никто там тебя не испугается, – резонно заметил Миша. – И что, спрашивается, мы будем опровергать? Ведь с клубом было, с Борками тоже, только насчет деревьев неправильно. Очень хорошее будет опровержение: «Клуб мы изуродовали – это действительно. Поручение председателя не выполнили – тоже правда. А вот уж деревья мы не ломали, неверно». После такого опровержения над нами еще больше будут смеяться. Кто же скрывается за подписью «Шило»? И как мог редактор газеты напечатать это? Безусловно злой, нехороший человек. Бюрократ. Так казенно, ни за что ни про что, опозорить целый коллектив, смазать их работу! Такая несправедливость! Миша выходил из себя. Может быть, действительно написать опровержение? Не в эту газету, в другую, в центральную. Например, в «Правду» или в «Известия». Ведь есть же справедливость на свете… И почему, когда здесь вожатым был Коля Севостьянов, ничего подобного не случалось? Никаких происшествий. Все было в порядке. А при нем, при Мише, все получается неладно. И Сева с Игорем сбежали, и клуб испортили, и вообще. Может быть, действительно он еще молод и не умеет руководить отрядом? Что же такого неправильного он сделал? Ребята не знали, куда деваться от стыда. Они проходили по деревне с опущенной головой. Им казалось, что все читали газету и теперь осуждают их. Впрочем, никто их не осуждал. Только один Сенька Ерофеев со злорадством объявил: – Пропечатали вас в газете! Подождите, еще не то будет! Сенькины угрозы оправдались. Через несколько дней председатель вызвал Мишу в сельсовет и вручил ему бумагу из губоно. Отряду предлагалось немедленно покинуть усадьбу «ввиду систематической порчи таковой». Бумага была подписана Серовым. Итак, их выгоняют. Какой позор! Разве они могут уйти отсюда? Уйти – значит признать свою вину. Какая память останется о них в деревне? И как все бросить: отряд, который вот-вот уже организуется, ликбез, клуб, который они уже успели привести в порядок, закрасив мазню анархиста Кондратия Степановича. Как они могут бросить все это? Бросить из-за того, что их оклеветали! И оклеветали специально для того, чтобы выжить отсюда. Значит, они кому-то мешают! Нет, они так быстро не сдадутся! Они ни в чем не виноваты и докажут свою правоту. Было решено, что Миша и Славка поедут в город и будут там добиваться отмены распоряжения Серова. Тем более что «графиня» тоже выехала в город и, конечно, будет там наговаривать на отряд. Вожатым на время отсутствия Миши останется Генка. – Смотри, Генка, – сказал ему Миша, – до моего возвращения лагерь ни за что не оставлять. Кто бы ни приказывал. – Не беспокойся, – ответил Генка, – никто нас отсюда не выселит. – И сделал театральный жест: – Только через мой труп.
Глава 44Борьба продолжается
Товаро-пассажирский поезд тащился медленно, останавливаясь на каждом полустанке. За окном вагона проплывала знакомая однообразная картина: железнодорожные будки, телеграфные столбы, стаи воробьев на проводах, закрытые шлагбаумы и вереница подвод за ними, баба-стрелочница со свернутым желтым флажком в руке, деревня на косогоре, пруд за насыпью и утки на пруду, на платформе – бородатый мужчина с маленьким блестящим бидончиком в руках, рабочие с ломами и лопатами, ремонтирующие путь, старуха, бредущая по тропинке с цветастым узелком, дачники на велосипедах… Впрочем, наслаждаться пейзажем Миша и Славка особенно не могли: они ехали без билета, зайцами. Миша знал много способов такого передвижения. Самый простой заключался в том, чтобы сидеть в середине вагона и, как только в дверях появится контролер, немедленно уходить в другую сторону, вливаясь в жизнерадостную толпу других зайцев. Но за последнее время контролеры изловчились и входили вдвоем с разных концов вагона. Поэтому Миша ездил теперь по самому сложному способу. Во время движения поезда он стоял на площадке. Как только поезд подходил к остановке, он соскакивал на платформу, смотрел, куда садятся контролеры, и действовал в зависимости от этого. Сначала по вагонам уходил в другой конец поезда, затем на следующей остановке слезал, по платформе перебегал в тот вагон, где контролеры уже проверили билеты, и спокойно ехал дальше. Он так навострился, что, увидев контролеров, мог с точностью до одной минуты предсказать, когда они появятся в том или ином вагоне. Таким способом они со Славкой добирались до города. Славка не то чтобы трусил, но он был щепетильный и стеснительный мальчик. Ему казалось, что все понимают, что он заяц, и ему было стыдно перед другими пассажирами. Мише тоже было стыдно. Но, как всегда, он подвел теоретическую базу. – Конечно, нехорошо ездить зайцем, – говорил он, – но зайцы – явление восстановительного периода. Вот когда страна наша разбогатеет, то никто не будет ездить без билетов. – Если все так будут рассуждать, то никто не будет покупать билетов. А ведь железные дороги на хозрасчете, – возражал Славка. Обсуждая таким образом этот вопрос, они маневрировали, перебегая из вагона в вагон, потому что на этот раз контролеров по линии было много. Перебегали они до тех пор, пока одно обстоятельство не привлекло их внимания. Они увидели «графиню»… Вагон был набит битком. Только на верхнем ярусе люди лежали. На второй полке они сидели, свесив ноги в лицо тем, кто сидел на нижней. Было жарко и душно. «Графиня», притиснутая в угол, клевала носом. Она сидела у открытого окна, против хода поезда, и черная паровозная пыль садилась ей на лицо. Мальчики знали, что «графиня» тоже поехала в город, и потому не придали бы особого значения встрече с ней, но в другом вагоне они увидели лодочника. Зачем же они едут оба? И в разных вагонах? – Возможно, каждый из них едет сам по себе, – предположил Славка. Миша отрицательно качнул головой: – Не думаю… Вот приедем и посмотрим, вместе они приехали или отдельно. Поезд прибыл в город. Вышедшие из поезда пассажиры заполнили мокрую платформу. Видно, только что прошел дождь. Капли его блестели на урнах, на переплетах вокзальных ферм. – Я буду следить за лодочником, а ты за «графиней», – прошептал Миша. – Только смотри не прозевай. Не спуская глаз с «графини» и лодочника, мальчики медленно двигались в толпе. «Графиня» и лодочник шли отдельно, она впереди, он на некотором расстоянии сзади. Поэтому мальчики хорошо видели лодочника, а «графиня» то появлялась, то снова исчезала в толпе. Вот и привокзальная площадь, оживленная на то короткое время, когда на нее выплескивается поток прибывших пассажиров. Извозчики на высоких, неуклюжих пролетках, зазывающие седоков. Когда такая пролетка трогается по булыжной мостовой, то ее черный откидной, похожий на гармошку верх прыгает и трясется… Разносчики «фруктовой» с большими бутылями, в которых плещется обыкновенная водопроводная вода, подкрашенная дешевым сиропом. Лоточники с лотками на груди. Беспризорники, «последние из могикан», растянувшиеся в тени вокзала в ленивых позах, но зорко поглядывающие на вещи пассажиров. «Графиня» исчезла, но лодочника мальчики не упустили. Он пошел по улице, мальчики – на некотором расстоянии за ним. И когда они шли за ним, то снова увидели шедшую впереди «графиню». Вскоре мальчики убедились, что лодочник не просто шел за «графиней», а следил за ней. Он держался от нее на солидном расстоянии, прижимаясь к стенам, очень ловко скрываясь за идущими впереди прохожими. Когда «графиня» задержалась на углу, пропуская длинный обоз, то лодочник тоже остановился, даже спрятался за крыльцом дома и сделал вид, что скручивает папиросу. Мальчики едва успели укрыться за газетным киоском. Так шли они некоторое время – лодочник за «графиней», мальчики за лодочником, – пока все не пришли на улицу, где помещался краеведческий музей и где Миша уже был с Борисом Сергеевичем. Это была тихая, пустынная улица. Спрятавшись за углом, мальчики видели, как «графиня» вошла в музей, как, притаившись за выступом стены, следил за ней лодочник. Потом лодочник перешел улицу и улегся на траве на небольшой лужайке в тени дерева. Мальчики некоторое время постояли за своим укрытием. Затем выбрались в боковую улицу и начали совещаться, как им действовать дальше.
thelib.ru
Условные знаки. Чтение топографического плана местности
Просмотр содержимого документа «Условные знаки. Чтение топографического плана местности»
Тема: Условные знаки. Чтение топографического плана местности
История плана местности
- Одно из древнейших изображений, напоминающее план местности относится к III тыс. до н. э. — на серебряной вазе из Майкопского кургана показаны две реки, стекающие с залесенных гор и впадающие в озеро, а так же пасущиеся вокруг животные. На территории Греции найдены изображения долины реки с богатой растительностью, дикими животными и плывущей флотилией — им 3500 лет.
Как изображаются различные объекты местности изображают на планах и картах?
- Одни объекты имеют значительные размеры (озеро, лес…), другие объекты малы (колодец, мост…). Объекты, размеры которых значительны, отображают в масштабе данной карты с сохранением подобия контуров, для малых объектов такое отображение невозможно.
условные знаки
масштабные
(контурные )
внемасштабные
пояснительные
служат для
изображения
объектов
в масштабе
плана или карты
отображают небольшие,
но важные предметы,
которые из-за своих
небольших размеров
не могут быть
указаны в масштабе
(центровые, осевые,
основные)
представленные значком,
числом, надписью или
всем этим вместе, служат
для дополнительной
характеристики объектов.
Заполните таблицу
Проверь себя
Подпишите названия условных знаков
1.__________________________
2.__________________________
3.__________________________
4.__________________________
5.__________________________
6.__________________________
7. _________________________
8. _________________________
9. _________________________
10._________________________
11.________________________
12. ________________________
Замените в тексте слова топографическими знаками:
- Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец, вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли еще версту. Лес перешел в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Перед ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая, потом третья... (по А. Рыбакову. «Бронзовая птица».)
Придумай свои условные топографические знаки
- Внимательно осмотри свой двор. Как много в нем различных предметов — это деревья, кустарники, детская песочница, сушилка для белья и многое другое.
- Посмотри, какие предметы двора можно изобразить знакомыми тебе условными топографическими знаками. Подсказкой для тебя будут приведенные в географическом атласе 6-го класса условные знаки.
- Посмотри, для каких предметов двора условных топографических знаков не существует. Придумай их сам.
- Нарисуй в тетради и подпиши условные знаки предметов твоего двора.
- Привлеки к этой работе друзей и родителей, так будет интереснее и веселее.
- Придумай игры с условными географическими знаками. Например, опиши маршрут твоего движения по двору, используя топографические знаки.
multiurok.ru
Условные знаки. Чтение топографического плана местности
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Знания, умения, навыки | ||||||||||
Туристские навыки (постановка лагеря) | ||||||||||
Выбор места для лагеря (с учетом особенностей: времени года, категории сложности похода, размера группы, погодных условий, безопасности) | ||||||||||
Разведение костра (с учетом особенностей: погоды (дождь, ветер, солнце), влажности дров и их наличия | ||||||||||
Дежурство у костра (оборудование места, приготовление еды, с учетом гигиенических требований, раздача еды) | ||||||||||
Дежурство на газовом оборудовании (горелках) (присоединение баллонов к горелкам, особенности приготовления пищи на горелках, знание возможных нештатных ситуаций, техника безопасности) | ||||||||||
Постановка палатки, шатра (с учетом особенностей: погоды (дождь, ветер, солнце), безопасности, комфорта | ||||||||||
Пилка дров (с учетом особенностей: техника безопасности при валке дров, разный объем сушин, умение пилить двуручными пилами | ||||||||||
Специальные туристские навыки (ориентирование) | ||||||||||
Ориентирование по спортивным картам (с учетом особенностей: умение работать с компасом, картой, чтение топознаков спортивных карт, знание методов ориентирования) | ||||||||||
Ориентирование в походе по топографическим картам (с учетом особенностей: чтение топознаков, сличение горизонталей на карте с рельефом на местности, умение брать азимут, определение расстояния) | ||||||||||
Знание основных узлов | ||||||||||
Навыки ведущего\замыкающего в походе (с учетом особенностей: состава участников, категорийности похода, времени, безопасности) | ||||||||||
Специальные туристские навыки (сферы ответственности в походе) | ||||||||||
Завхозничество по питанию(с учетом особенностей: знание расхода участниками калорий в различных походах, соотношения БЖУ для различных походов, знание принципов составления раскладки, составление раскладки\меню для различных походов, учет продуктов в походе, знания и умения правильно упаковать продукты в поход, распределение продуктов по участникам) | ||||||||||
Завхозничество по снаряжению(умение составить список снаряжения для различных походов, знание особенностей снаряжения необходимого для похода, распределение снаряжения по участникам) | ||||||||||
Ремнабор(умение составить список необходимых вещей для ремнабора в зависимости от похода, умение чинить сломавшееся снаряжение в походе) | ||||||||||
Штурманство(умение работать с картой, классификационные требования к маршрутам, продолжительности, сложным участкам. умение составить маршрут для различных походов с учетом требований похода и возможностей участников, умение находить техническое описания и фото препятствий, знание того, как преодолеваются различные препятствия в походе, алгоритмы действия группы в аварийных ситуациях. умение распределить участников похода в качестве ведущих, понимание что такое высотный график, особенности акклиматизации, заявка похода в МКК) | ||||||||||
Медицина(умение составить список необходимых медикаментов, с учетом особенностей похода, знание о том, для нужен каждый медикамент, умение пользоваться медикаментами (доза, время выдачи медикаментов, промежуток между приемами, побочные свойства), выявление на ранней стадии заболеваний у участников, алгоритмы действий при различных заболеваниях с учетом особенностей похода) | ||||||||||
Личное снаряжение(умение составить список личного снаряжения, знание особенностей л.с. в разных походах, умение грамотно пользоваться своим личным снаряжением в походе с учетом особенностей погоды, времени суток, других обстоятельствах. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу) | ||||||||||
Подготовка документов к походу (умение составлять маршрутные книжки, письма в МЧС, Роспотребнадзор, заявка похода в МКК, делание финансового отчета, страховка, выписывание справок о туропыте после похода) | ||||||||||
Составление отчета о походе(знание по каким принципам пишется отчет, знание необходимых разделов, умение писать разделы о районе путешествия и умение создавать техническое описание маршрута, включая оформление фотографий, умение составлять высотный график похода, график движения) | ||||||||||
Знания, умения, навыки | ||||||||||
Другое(умение делать развесовку на всех участников похода, создавать гугл-документ и работать в нем) | ||||||||||
Специальные туристские навыки (лыжная, водная, пешая, горная техника) | ||||||||||
Пешая техника (умение преодолевать препятствия в пешем путешествии: броды, большие расстояния, организация переправ (навесная, через бревно). Техника пешеходного туризма: узлы, одевание обвязок, преодоление навесной переправы, параллельных перил, бревна, оказание ПМП, преодоление с самостраховкой подъемов и спусков. | ||||||||||
Зимняя техника(знание и умение вовремя применять лыжную технику. Навыки спуска\подъема\торможения (под рюкзаком): экстренное торможение, плуг, лесенка, боковое соскальзывание, подъем елочкой, подъем полуёлочкой, слалом. Тропёжка. Навыки спуска по утоптанной трассе, свежему снегу. Техника безопасности при спусках\подъемах. Техника движения без лыж. Лавины и лавинная опасность, организация прохождения лавиноопасного участка, действия группы при сходе лавины и действия попавшего в лавину | ||||||||||
Водная техника(знание техники безопасности на воде, умение гребли на лодках, байдарках, первая медпомощь при утоплениях. Умение загрузки\выгрузки байдарки (лодки) | ||||||||||
Психологические знания и навыки. Творческие способности | ||||||||||
Умение вступать в контакт с другими участниками группы | ||||||||||
Навыки понимания другого – эмпатия и рефлексия | ||||||||||
Умение конструктивно общаться с другими людьми | ||||||||||
Умение отвечать за дело, сферу ответственности в группе | ||||||||||
Знание закономерностей группового развития (особенности группового взаимодействия) | ||||||||||
Умение работать над общей задачей в малой группе | ||||||||||
Умение управлять состоянием группы | ||||||||||
Умение управлять (мобилизация) своим состоянием | ||||||||||
Навыки генерации идей(мозговой штурм, активность в высказывании своего мнения) | ||||||||||
Творческая активность(богатство мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотез, создание новых проектов) | ||||||||||
Умение высказываться свои размышления на занятиях на общий круг | ||||||||||
Блок физической подготовленности | ||||||||||
Знания о человеке и физическом строении(Основные системы организма. Гиподинамия и системы организма) | ||||||||||
Знания о тренировке и ее особенностях(принципы тренировки. Виды тренировок. Физиологические изменения в организме тренирующегося. Способы восстановления. Планирование спортивной тренировки) | ||||||||||
Личная тренированность(бег; основные виды упражнений: отжимания, приседания, подтягивания) | ||||||||||
Развитие физических качеств:выносливость, быстрота (скорость), ловкость, сила, гибкость | ||||||||||
Оказание первой доврачебной помочи | ||||||||||
Заболевания в походе.Профилактика заболеваний и травматизма. | ||||||||||
Помощь при различных травмах.Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации. Составление медицинской аптечки. |
cyberpedia.su
«Чтение плана местности. Решение практических задач по плану».
Кукушкина Людмила Семёновна,
учитель географии МАОУ СОШ
«Ямникская средняя школа»
Урок по географии в 5 классе, по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью
Тема урока: «Чтение плана местности. Решение практических задач по плану».
Цель: проверить, оценить и корректировать знание, умение и навыки в работе с планом местности.
Виды деятельности учащихся: работа с планом местности (отработка условных знаков плана), работа в парах и индивидуальная, игра «Топографическое лото».
Планируемые результаты
Регулятивные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Коммуникативные УУД: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Познавательные УУД: Делать описание местности с помощью условных знаков.
Форма урока: практикум.
Оборудование: Атласы, планы местности, линейки, карандаши и транспортиры.
Ход урока:
Организационный момент 1, 2 минуты
Основные этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Сегодня у нас урок практикум. Мы будем выполнять различные задания, где необходимы знания топографических знаков и умения работать с планом местности. Итак, начинаем работу.
Задание № 1
«Замени слова топографическими знаками»
(«Они шли, по-прежнему молча, прячась в тени деревьев, наконец, вышли к просеке. Если бы не жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли еще версту, лес перешел в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота, вдруг остановившись они стали внимательно всматриваться в землю, перед ними была глубокая яма. На некотором отдалении виднелась другая, потом третья … » (по А. Рыбакову «Бронзовая птица»))
Самопроверка-ответ на доске.
Просека тянется через еловый лес с запада на восток. На севере от нее стоит домик лесника.
С южной стороны озера находится болото, с севера и запада редколесье.
Западный склон холма (высота 177 м.) крутой, у подножья восточного склона находится колодец.
Река течет с северо-запада на юго-восток. Ее пересекает по деревянному мосту дорога, вдоль которой растет кустарник.
На крутом северном склоне холма (высотой 109 м.) вырубленный лес. А на пологом южном склоне – луг.
Самопроверка.
Проверка знаний с использованием игрового момента «Топографическое лото».
Раздаю топографические карты и предлагаю отправится в небольшое
путешествие.
Задание №2
Учащиеся раскладывают перед собой топографические знаки (приготовленные заранее в начале изучения данной темы) .
Наш путь начнем от деревянного моста на реке (квадрат 4). Идем на север по просеке через лес (17) и упираемся в вырубленный лес (10). Западнее просеки лежит луг (16), а восточнее кустарник (18). От вырубленного леса идем на
северо-восток и попадаем в редколесье (4). Юго-восточнее редколесья находится болото (12), а восточнее родник (13) к югу от которого находится фруктовый сад (20).
В каком квадрате находится фруктовый сад?
В какой клетке находится: кустарник, редколесье, болото и т.д.?
Работа с планом местности
Раздаю учащимся одинаковые планы местности и предлагаю при помощи условных знаков прочитать план.
Анализ отметок учащихся и их обоснование. Поблагодарить учащихся за активную работу.
В заключение урока предлагаю учащимся составить схему маршрута похода, используя топографические знаки.
Предлагаю обменяться работами с соседом по парте.
Задание № 3
Что изображено на северо-западе плана, на западе плана, северо-востоке, востоке и на юге. Перечислить.
Что можно сказать о рельефе местности?
Высшая точка на плане?
Какой склон холма пологий, крутой? Как определили?
Будет ли виден паром через реку Мечота из Ладогина?
Будет ли виден кустарник, растущий на северном склоне холма, если наблюдатель находится на деревянном мосту через Андогу?
В каком направлении от поселка Добрынино находится: смешанный лес, ж/д, хвойный лес, ветряная мельница, река Мечота?
Определите расстояние по шоссе от Добрынино до Ладогино?
Будет ли от родника виден мост через Андогу?
Мысленно проделайте путь от поселка Снежный к домику лесника, называя все объекты, встречающиеся справа и слева от дороги?
Туристы расположились на ночной привал и разожгли костер. От школы в селе Михалено, пламя костра было видно на северо-востоке, а от поселка Ладогино на северо-западе. Покажите на плане, где туристы устроили привал.
Пользуясь масштабом определите расстояние от ветряной мельницы на холме: до родника, до дома лесника, до моста через реку Андога у поселка Михалено, до водяной мельницы.
Опишите берега Мечоты.
С какой стороны легче подойти к озеру Глубокое и почему?
Задание №4
М в 1 см – 10 м.
От деревянного моста через реку Змейка, учащиеся прошли на север 40 м. Справа от них было редколесье, слева луг. Затем они свернули на северо-восток и прошли 30 м до родника. Справа был вырубленный лес, слева кустарник. От родника стали двигаться на север и через 30 метров подошли к колодцу. Слева и справа по ходу движения был лиственный лес. От колодца свернули на запад и прошли по тропинке через фруктовый сад, через 50 метров подошли к озеру, длина которого с севера на юг 30 метром, а с запада на восток 20 метров.
Ниже схемы пишут свои замечания и сдают тетради учителю.
Итог урока:
Отвечают на вопросы:
-Понравился ли урок?
-Что нового вы узнали для себя на уроке?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: составить топографический кроссворд.
Анализ урока географии в 5 классе по теме
«Чтение плана местности. Решение практических задач по плану»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ямникская средняя школа»
Учитель: Кукушкина Людмила Семеновна
Тема урока: «Чтение плана местности. Решение практических задач по плану»
Цель урока: проверить, оценить и корректировать знание, умение и навыки в работе с планом местности.
Тип урока по дидактической цели: урок применения знаний.
Оборудование и средства обучения: настенная карта, учебники, атласы, планы местности, линейки, карандаши и транспортиры.
Виды, формы и методы работы на уроке:
Самоконтроль и самооценка результатов деятельности;
Работа с планом местности;
Игровой момент;
Составление вопросов по теме и ответов на них, выбор лучших вопросов;
Практическая работа;
Работа в парах;
Индивидуальная и коллективная рефлексия.
Содержание деятельности на уроке:
Мотивационно-целевой этап урока: цель урока согласуется в обсуждении с учениками;
ученик:
-принимает цели и задачи, поставленные учителем;
-использует предложенный алгоритм действий:
-использует предложенные ресурсы;
-Соблюдает речевые нормы и процедуру работы в парах.
В ходе обсуждения определяются задачи:
– Учиться решать жизненные проблемы на основе темы;
– Учиться определять способы познания как методы достижения результата, осуществлять их выбор.
Инструктаж учителя по проведению рефлексии.
Домашнее задание: Задания, подобные классным. Объём не более 25-30% от классной работы. Задания, дифференцированного характера.
infourok.ru
ПИСЬМО Уважаемая Вера Викторовна обращаюсь к Вам как
ПИСЬМО: «Уважаемая Вера Викторовна, обращаюсь к Вам как к учительнице географии и прошу научить читать карту. А то этот выскочка Знайка, больно важничает. Надеюсь на помощь. Низнайка» . Незнайка
Проверка домашнего задания Переведите численный масштаб в именованный и наоборот • Численный 1: 1 000 Ответ: в 1 см – 10 м • 1: 75 000 Ответ: в 1 см – 750 км • Именованный в 1 см – 50 км Ответ: 1: 5 000 • в 1 см – 200 м Ответ: 1: 20 000
Переведите из одного масштаба в другой: Вариант 1 Вариант 2 В 1 см 1000 м В 1 см 2000 м 1: 7 000 Ответ: 1: 100 000 1: 200 000 В 1 см 70 м В 1 см 500 м 1: 100 000 1: 200 Ответ: 1: 50 000 В 1 см 1 км В 1 см 2 м
1. Измерьте расстояния на карте с помощью масштаба: Москва – Париж (по карте полушарий) 2. Что надо сделать, чтоб узнать расстояние между городами? 3. Определите это расстояние. • Ответ: 2 480 км Какой из масштабов крупнее? а) 1: 25 б) 1: 300 в) 1: 50 000 Ответ: 1: 25
МОЛОДЦЫ!
Путешествие в топографию Что это за наука – ТОПОГРАФИЯ? План местности. М 1: 2000
Топография – наука о составлении карт и планов. План местности - уменьшенное изображение небольшого участка местности на плоскости с помощью условных знаков.
Какие особенности и закономерности в изображении условных знаков вы можете выделить? На что эти знаки похожи? Какую роль играет цвет?
Какие особенности вы можете отметить - это при составлении условных знаков? Условные знаки символы, обозначающие на планах и картах разные объекты.
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ: 1. уменьшенный размер 3. цвет: синий, черный, зеленый, коричневый,
условные знаки масштабные (контурные) внемасштабные пояснительные служат для изображения объектов в масштабе плана или карты отображают небольшие, но важные предметы, которые из-за своих небольших размеров не могут быть указаны в масштабе (центровые, осевые, основные) представленные значком, числом, надписью или всем этим вместе, служат для дополнительной характеристики объектов.
Используя текст учебника на стр. 36 -37 устно заполняем таблицу
Проверь себя:
Физ. минутка Чтобы с планом разобраться, Нужно дружно поразмяться. Тихо встаньте. Подравняйтесь. Влево, вправо наклоняйтесь. Север, запад, восток, юг - Выпрямляйся, милый друг. А теперь рывки руками: Раз, два, три, четыре, Открывайте руки шире. Повороты начинайте. Ориентир не забывайте! Два на запад – на восток. Можем сделать раз по сто! Не ленитесь, повторяйте, Время даром не теряйте! Смотрим вниз, По сторонам… Сядьте тихо. Приступаем… Строить необычный план!
Какой условный знак вы уже видели на уроке? Редколесье Фруктовый сад Смешанный лес и вырубка
Узнай условный знак Тропинка в смешанном Вырубка лесу Деревянный мост Хвойный лес Колодец Шоссе Электростанция Кустарник Карьер
Выбери условный знак шоссе Шоссе
Выбери условный знак кустарника Кустарник
Выбери условный знак электростанции Электростанция
Выбери условный знак редколесья Редколесье
Выбери условный знак карьера Карьер
МОЛОДЦЫ! Спасибо за работу на уроке, мне приятно было с вами работать. От меня вам задание творческое
Домашнее задание: 12 параграф пересказывать, условные знаки учить, повторить МАСШТАБ подготовиться к топографическому диктанту 1. 2. 3. 4. 5. 6. ТВОРЧЕСКОЕ: Придумай свои условные топографические знаки Внимательно осмотри свой двор. Как много в нем различных предметов — это деревья, кустарники, детская песочница, сушилка для белья и многое другое. Посмотри, какие предметы двора можно изобразить знакомыми тебе условными топографическими знаками. Подсказкой для тебя будут приведенные в географическом атласе 6 -го класса условные знаки. Посмотри, для каких предметов двора условных топографических знаков не существует. Придумай их сам. Нарисуй в тетради и подпиши условные знаки предметов твоего двора. Привлеки к этой работе друзей и родителей, так будет интереснее и веселее. Придумай игры с условными географическими знаками. Например, опиши маршрут твоего движения по двору, используя топографические знаки.
Замените в тексте слова топографическими знаками: • Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец, вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли еще версту. Лес перешел в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Перед ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая, потом третья. . . (по А. Рыбакову. «Бронзовая птица» . )
Вариант 1. 1. Найдите названия двух городов Москвы и Лондона в атласе на странице 20 -21 (Политическая карта мира), 2. Измерьте расстояние между ними и, используя масштаб, указанный в атласе, 3. Найдите расстояние между городами. 4. Измерения и вычисления выполняем в тетрадях. Вариант 2. 1. Найдите названия двух городов в атласе на странице 20 -21 (Политическая карта мира) Астана и Москва, 2. Измерьте расстояние между ними и, используя масштаб, указанный в атласе, 3. Найдите расстояние между городами. 4. Измерения и вычисления выполняем в тетрадях.
present5.com
Анатолий Рыбаков повесть «Бронзовая птица» страница 157
Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда бы не догадался, что это просека, настолько густо заросла она молодым ельником.
Движением руки Миша приказал Жердяю идти впереди и показывать дорогу. Тот жалобно посмотрел на него, но подчинился. Только поминутно оглядывался, чтобы убедиться, что Миша здесь, рядом с ним.
Они прошли еще с версту. Лес перешел в мелколесье. Чувствовались гнилые запахи болота.
Вдруг Жердяй остановился и стал внимательно всматриваться в землю. Миша и Генка тоже наклонились и увидели рядом с собой глубокую яму длиной аршина в три и шириной в аршин. Рядом высился холмик свежевыкопанной земли.
Мальчики вгляделись. На некотором отдалении виднелась другая яма, потом третья. Жердяй развел руками, показывая, что этих ям раньше не было.
Мальчики прошли еще немного. Просека кончилась.
Жердяй остановился, протянул вперед дрожащую руку:
- Гать…
Луна освещала темное бугристое болото. Местами из него торчали не то бревна, не то поваленные деревья. Белесые испарения поднимались над болотом, образуя таинственные движущиеся фигуры. Изредка перебегали огоньки - зеленые, синие, желтые… И хотя Миша знал, что это болотные огни и больше ничего, а белесые движущиеся фигуры, похожие на мертвецов в саванах, не более как испарения, подымающиеся с болот, но и ему было жутко.
Мальчики стояли безмолвные, окаменевшие перед жуткой картиной ночного болота. Им казалось, что вот сейчас один из этих белесых движущихся призраков приблизится к ним и они увидят мертвого графа и страшную бородатую голову у него в руках.
Вдруг совсем близко мальчики услышали глухие, равномерные удары. Как будто кто-то стучал под землей. Жердяй от страха присел и уткнул голову в колени.
Миша и Генка тоже присели. Но, как они потом говорили, не от страха, а для того, чтобы их не заметили люди, производившие эти звуки.
shevkunenko.ru