12.3. Аксиологические основы права. Ценность права. Право безопаснейший шлем


12.3. Аксиологические основы права. Ценность права : Теория государства и права

По вопросу о ценности права в философской и юридиче­ской мысли сложились разные подходы. Один из них подчер­кивает и даже преувеличивает ценность права. Это нашло вы­ражение в юридическом мировоззрении, в его крайнем про­явлении — юридическом фетишизме, или романтизме.

Другой подход выражен в юридическом нигилизме, скеп­тическом или безразличном отношении к праву, неверии в его социальный потенциал, в социальное назначение.

И наконец, третья позиция, например нормативизм Т. Кельзона, отрицает возможность вообще какой-либо оцен­ки права.

Юридическое мировоззрение уходит своими корнями в античный мир. Платон видел гибель государства там, где за­кон бессилен. Император Юстиниан в «Конституции об ут­верждении Дигест» отмечал, что нельзя найти ничего более важного, чем власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую не­справедливость. 1.ех ек 1;ип551та саз515 (право есть безопасней­ший шлем)— отмечали древнеримские юристы. 5иЬ с1урео 1е^5 пето ае^р^иг (под защитой права никто не бывает об­манут).

В новейшее время роль права подчеркивалась представи­телями естественно-правовых взглядов. Где нет закона, нет и справедливости, отмечал Д. Локк. Идеологи просветитель­ства — Дидро, Гольбах и др. — выдвинули лозунг: заменить правление людей правлением законов. Гольбах считал, что гуманного законодателя достаточно, чтобы обеспечить обще­ственный прогресс. Для этого законодатель должен лишь от­ражать естественное право. Гельвеций писал, что законы мо­гут всё. Конечно, законы могут многое сделать, но далеко не всё.

Уместно здесь вспомнить представителей юридического социализма (Дюринг, Мснгср и др.). С их точки зрения, с помощью законов можно устранить пороки капитализма и

175

 

построить социализм. Вопрос лишь в немногом: кто будет принимать такие законы?

Следует отметить, что юридическое мировоззрение не есть какая-то одна теория. Это направление подчеркивает не­обходимость и значение права вплоть до преувеличения его роли. Юридическое мировоззрение охватывает собой пред­ставителей школ естественного права, юридического позити­визма, юридического социализма, неокантианства и др.

Юридический нигилизм в том или ином виде имеет свои корни также в древности. Представители конфуцианства в Китае, выдвинув альтернативу господству традиций и нрав­ственности либо господству законов, разрешили ее отнюдь не в пользу закона. Ярким примером крайнего нигилизма явля­ется анархизм (Штирнер, Прудон, Бакунин), представители которого рассматривали право и государство как зло.

В России представителями правового нигилизма были славянофилы. Противопоставляя Россию Западу, они видели в ней особую цивилизацию, которой не свойственно прекло­нение перед государством и правом. Жизнь России, с их точки зрения, основывается не на праве, а на нравственных началах и традициях: монархическом патернализме, соборности, христианских идеалах. С точки зрения философа Бердяева, нравственные христианские заповеди выше права. Поэт про­шлого века по этому поводу сочинил такие стихи:

Широки натуры русские, Нашей правды идеал Не влезает в формы узкие Юридических начал.

Крупные русские писатели также были скептиками в оценке права. Л. Н. Толстой призывал жить по совести, а не по закону В наше время таких взглядов придерживается А. И. Солженицын, подчеркивая значение честности, добро­порядочности, в частности в торговых делах. Вряд ли следует противопоставлять добропорядочность и право. Одно должно поддерживать другое. Заметим, что ГК РФ довольно часто оперирует категорией добропорядочности, добросовестности, разумности и справедливости (ст. 6, 302, 303).

В советской науке, как, впрочем, и практике, в 20-х гг. мы также наблюдаем нигилистическое отношение к праву Право рассматривалось как реакционный и даже контрреволюцион-

176

 

ный фактор. А- Г. Гойбарх в 1924 г. в одной из своих работ писал, сравнивая право с религией, что право есть отравляю­щий и дурманящий опиум для народа. Хотя надо отметить, что названный автор практически много сделал для форми­рования советского права.

Постепенно нигилистическое отношение к праву из­живалось. Однако если мы посмотрим хотя бы учебники 50—бО-х гг. нашего века, то можем заметить однобокий под­ход к ценности права. Право рассматривалось как средство осуществления политики партии и государствами совсем упускался из виду аспект ценности права для личности, для охраны и утверждения личностных ценностей (свободы, чес­ти, достоинства личности, ее биологического и социального благополучия). В 1971 г. вышла книга С.С.Алексеева «Со­циальная ценность права в советском обществе», в которой сделаны первые шаги по преодолению одностороннего под­хода к ценности права.

В заключение краткого обзора взглядов на ценность права следует упомянуть, что существует точка зрения, высказанная индийским правоведом С. П. Снихом (Юриспруденция. Фи­лософия права. М., 1996), о неуниверсальности права. Право как фундаментальный принцип жизни присущ западной ци­вилизации, но не восточным (китайской, индийской, япон­ской). Здесь отдается предпочтение иным социальным регу­ляторам. Конфуций и его последователи в Китае отдавали предпочтение традициям и нравственности. Принятие зако­нов рассматривалось как дурное предзнаменование того, что государство должно погибнуть. Однако в современных усло­виях и восточные цивилизации под влиянием Запада не от­вергают значения права, которое, конечно, подвергается су­щественным влияниям со стороны издавна сложившихся тра­диций и стереотипов поведения.

Право характеризуется тем, что оно исходит от опреде­ленного авторитета — государства, и его соблюдение обеспе­чивается авторитетом силы государства- В этом плане право выступает как бы ничем не обоснованный приказ государства. Но если бы право было именно таким, простой волей или произволом государства, то оно имело бы мало шансов на успех в регулировании общественных отношений. Оно пре­вратилось бы в свою противоположность — бесправие, про­извол. Каждое право обосновано не только тетически (исхо-

177

 

дит от определенного авторитета), но и аксиологичсски, т. е. оно сориентировано на определенную систему ценностей, принятую в обществе. Право отражает, выражает, охраняет эти ценности, и прежде всего в силу этого, а не столько в силу принудительности, обретает в обществе авторитет, уважение со стороны его членов. Именно по этой причине подав­ляющее число членов общества соблюдают право без принуж­дения. Даже те члены общества, которые встают на путь пра­вонарушений, заинтересованы в праве, в его функциониро­вании, ибо надеются, что право защитит и их от неоправдан­ного произвола со стороны государственных служащих, преследующих правонарушителя.

Государство как порождение самого общества призвано осуществлять те функции, которые необходимы обществу, ох­ранять те ценности, в которых нуждается общество. При фор­мировании права государство ориентируется именно на эти ценности и в силу этого само является ценностью.

Ценность — это то, что необходимо человеку, обществу, то, что способно удовлетворить какие-то потребности, то, что в конечном счете оценивается положительно. Ценности обычно подразделяют на первичные и вторичные, основные и инструментальные. Право является ценностью вторичной и инструментальной. Первичными, основными ценностями являются жизнь, честь, достоинство, свобода человека, соб­ственность, общественный порядок, безопасность человека, его материальное, биологическое, социальное благополучие, справедливость и т. д. По отношению к указанным и иным ценностям право выступает как ценность вторичная и инстру­ментальная, ибо право на этих ценностях основывается и их охраняет. Если бы право не ориентировалось на эти ценности, то и само не имело бы ценности.

Право как инструментальная ценность есть средство (ин­струмент) для достижения определенных социальных целей. Ценности не существуют без субъекта. Те или иные вещи, явления как ценности проявляются только по отношению к субъекту. Поэтому ценность права можно рассмотреть приме­нительно как к целям, так и к определенным субъектам (об­ществу, личности, государству).

Право является средством достижения целей в разных сферах общественной жизни. Поэтому можно говорить об экономической ценности права (см. соотношение экономики

178

 

и права), политической (см. соотношение политики и нрава), нравственной (см. соотношение права и нравственности). В общем, можно сказать, что право — ценность общекультур­ная. Оно представляет собой достижение человеческой куль-гуры, выступает как антипод бесправия, беспорядка, произ­вола.

Ценность права для общества состоит в том, что оно яв­ляется нормативной основой существования и развития об­щества. Право упорядочивает общественные отношения, вво­дит их в определенные рамки, приемлемые для всех членов общества, придает общественным отношениям слаженность, регулярность, определенность. Право выступает как средство социального контроля по отношению к членам общества и тем самым дисциплинирует их, направляет их поведение в русло, приемлемое, необходимое для других членов общества ч для общества в целом. Норма права, как общая мерка, при­кладывается к поведению членов общества, на ее основе это поведение оценивается, избираются меры реагирования на отклоняющиеся от нормы поведение. Члены общества, фор­мальные и неформальные группы имеют самые разнообраз­ные интересы, которые могут не совпадать, противоречить друг другу. На этой основе в обществе могут возникать раз­личного рода социальные конфликты, споры. Право в этих случаях выступает средством регулирования и разрешения со­циальных конфликтов и тем самым способствует стабилиза­ции общества. Короче можно выразиться так, что право вы­ступает как средство самоорганизации общества, поддержа­ния социального гомеостаза (равновесия).

Важно подчеркнуть роль права в отношении общества и государства. Здесь роль права, его ценность проявляются в юм, что с помощью права общество подчиняет себе государ­ство, заставляет его функционировать в своих интересах, ибо с помощью права ставятся рамки деятельности государства, определяются его задачи, компетенция государственных ор­ганов. Основополагающая роль здесь принадлежит конститу­ции и другим основным законам, которые принимаются представителями общества. Этот аспект соотношения обще­ства и государства, подчиненности второго первому особенно пажен в правовом демократическом государстве.

Ценность права для личности видится в том, что право способствует созданию и существованию условий для нор-

179

 

мальной жизни любого члена общества, условий для всесто роннего развития личности.

Право прежде всего охраняет, защищает такие личност ные ценности, как жизнь, честь, свобода, достоинство чело века, его собственность, жилище и т. д. Право обеспечивае его правовую безопасность и социальную защищенность лич ности. «Право — безопаснейший шлем», ~ утверждали ещ| древнеримские юристы.

Ценность права для личности состоит в том, что оно за крепляет различные права и свободы личности (социаль­но-экономические, политические, личные и т. п.), которые выступают как средство удовлетворения тех или иных потреб­ностей и интересов личности (потребность в труде — праве на труд, потребность в образовании — право на образование и т. д.), устанавливает систему их гарантий.

Ценность права для личности видится и в том, что праве охраняет личность и от самого государства, обладающего ог­ромной силой, ставит преграды неоправданному вмешатель­ству государства в личную жизнь гражданина (неприкосно­венность личности, жилища, тайна личной жизни и т. д.). Право ограждает личность от произвола государства, как ука­зано выше, даже в случаях совершения личностью правона­рушений путем установления различного рода процессуаль­ных гарантий, порядка уголовного преследования и т. д.

Ценность права для государства заключается в том, что право используется для организации, упорядочения деятель­ности самого государственного аппарата. С помощью права определяются структура государственных органов, их компе­тенция, порядок их формирования (выборность или назнача-емость), принципы взаимодействия этих органов (принцип иерархического подчинения одних органов другим, или прин­цип горизонтальных отношений, основанный на координа­ции, согласовании их деятельности), порядок контроля за де­ятельностью государственных органов, зачастую строгая про­цедура деятельности (например, судебная).

Право для государства выступает и необходимым инстру­ментом осуществления функций последнего. Ни одна функ­ция государства не обходится без права. Функции государства осуществляются в правовых формах. К их числу относятся законодательная форма, правоисполнительная, правоприме-нительная, контрольная.

180

 

В ходе осуществления своих функций государство издает законы в той или иной сфере деятельности, принимает меры к их исполнению, в том числе и путем правоприменения, т. е-принятия конкретных индивидуальных решений на основе закона- Например, осуществляя правоохранительную функ­цию, государство устанавливает с помощью законов опреде­ленный правопорядок, в частности определяет перечень пра­вонарушений и меры принуждения за их совершение, опре­деляет систему правоохранительных органов и их компетен­цию, устанавливает с помощью закона процедуру применения принудительных мер.

В заключение отметим, что аксиологический подход к праву позволяет рассматривать право не просто как приказ, веление государства, а как регулятор, основанный на опреде­ленной системе ценностей. С этих позиций право, следова­тельно, должно подвергаться определенным оценкам, в осно­вании которых и лежат эти ценности. Ценность права, его | юложительная или отрицательная оценка зависят от того, на­сколько оно правильно отражает первичные, основные цен­ности и насколько оно эффективно в утверждении и охране этих ценностей.

www.adhdportal.com

12.3. Аксиологические основы права. Ценность права. Теория государства и права

Дискуссионное исследование действующего и перспективного законодательства

12.3. Аксиологические основы права. Ценность права.

Главная >> Теория государства и права >> Теория государства и права - А.В. Черданцев.
  • АННОТАЦИЯ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Глава 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК
  • 1.1. Понятие и состав науки
  • 1.2. Система юридических наук. Предмет и общая характеристика теории государства и права
  • 1.3. Место теории государства и права в системе наук
  • 1.4. Функции юридической науки, ее связь с практикой
  • 1.5. Юридическая наука и идеология
  • Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
  • 2.1. Понятие методологии. Принципы научного исследования
  • Глава 3. ЛОГИКО-ЯЗЫКОВЫЕ МЕТОДЫ
  • 3. 1. Особенности объектов юридической науки. Роль языка
  • 3.2. Приемы логики в юридической науке и практике
  • Глава 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 4.1. Власть и социальные нормы в догосударственном обществе
  • 4.2. Разложение родового строя и возникновение государства
  • 4.3. Отличие государства от власти роди племенной организации
  • 4.4. Происхождение права
  • 4.5. Теории происхождения государства
  • Глава 5. ОБЩЕСТВО, ЕГО "ИНСТИТУТЫ, ВЛАСТЬ
  • 5.1. Общество и его институты
  • 5.2. Государственная власть и ее обоснование
  • Глава 6.ГОСУДАРСТВО
  • 6.1. Понятие государства. Основные подходы к его пониманию
  • 6.2. Признаки государства
  • 6.3. Классовые и обшесоциальные элементы в содержании государства
  • 6.4. Исторические типы государства
  • Глава 7. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ЛИЧНОСТЬ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
  • 7.1. Общество и государство
  • 7.2. Место государства в политической системе общества
  • 7.3. Государство, право и религия
  • 7.4. Государство, право, личность. Правовой статус личности
  • Глава 8. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
  • 8.1. Понятие и общая характеристика функций государства
  • 8.2. Внутренние функции государства
  • 8.3. Внешние функции государства и формы осуществления функций
  • Глава 9, ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
  • 9.1. Понятия и виды форм государства, причины их многообразия
  • 9.2. Формы государственного правления
  • 9.3. Формы государственного устройства
  • 9.4. Политический режим

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Приказ министра МВД: водителей заставят надевать шлем?

Приказ министра МВД: водителей заставят надевать шлем?

Копия документа «О поправках и изменениях в ПДД» появилась в интернете 31 марта. Приказ министра МВД: водителей заставят надевать шлем?Приказ тут же подхватили пользователи соцсетей. В документе сказано, что за городом шлемы обяжут надевать водителей автомобилей, не оборудованных подушками безопасности. Изменения в ПДД вступят в силу 10 апреля 2017 года. Пользователи бросились гадать: будут ли комплектоваться отечественные машины шлемами с завода, поможет ли это моделям Lada получить на тестах EuroNCAP 5 звезд, сможет ли поместиться в салоне шлем с рогами...

Приказ министра МВД: водителей заставят надевать шлем?Некоторые СМИ поверили в подлинность картинки с подписью Колокольцева и даже успели запросить официальное подтверждение в МВД. Представители ведомства, конечно же, обсуждаемый приказ назвали первоапрельской шуткой. А внимательная Ирина Волк (официальный представитель МВД России) отметила, что изменять ПДД может только Правительство Российской Федерации.

Мы надеемся, что официальный представитель МВД от души посмеялась над доверчивостью некоторых журналистов, потому что нам нравится улыбка подполковника Ирины.Приказ министра МВД: водителей заставят надевать шлем?

 

www.cars.ru