Нашлемные гербовые украшения 1350-1415. Изготовление рыцарского шлема
Нашлемные гербовые украшения 1350-1415 » SwordMaster
загрузка...
Геральдические украшения на шлем – Нашлемник (анг. crest; нем. zimier, helmkleinod; итал. cimiero), геральдическая фигура, выходящая из короны, венчающей шлем. Согласно геральдическим правилам, нашлемниками могут быть фигуры, тождественные расположенным в щите, части этих фигур и даже иные фигуры. Например, используются рука с мечом, лев или орел. В русских гербах часто изображаются три страусовых пера и два крыла.
Вероятно поначалу эти украшения изготовлялись из рогов животных и перьев птиц. К концу 13 века их стали делать из лёгкого дерева, кожи и папье-маше. Покрывали фольгой и/или дорогой тканью.
Нашлемники бывают вспомогательными и самостоятельными. Вспомогательные полностью повторяют изображение гербового щита. Самостоятельные нашлемники не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему. Также нашлемник может соотносится по смыслу с девизом.
Представленная тут подборка сделана на основе надгробных памятников Юго-Западной Германии, охватывает датировку 1350-1415 годы. Предсставленные тут нашлемные фигуры надевались на горшкобразные шлемы Топфхельмы или как еще называют Грейтхельмы. В начале 15 века Топфхельмы морально устаревают, их вытесняют другие шлемы и сами фигуры заменяются на разноцветные перья, поскольку новые шлемы были не удобны для ношения геральдических фигур.
ок 1400 - гобелен "Игры Любви", Ближний Рейн, или Heidelberg, Германский национальный музей, Нюрнберг, Бавария, Германия. Фантастические монстры в шлемах "Жабья Голова" и щитами в лапах. Гербы на щитах и нашлемных фигурах идентичны. |
Топхельм Пранкхов ≈ 1350
Принадлежал рыцарю из штирийского рода Пранков; шлем предназначен для поединка на копьях поэтому ... левая сторона шлема защищена дополнительной стальной пластиной на заклепках и изнутри снабжена войлочной прокладкой ... Кожаная позолоченная геральдическая фигура (рога) – более позднего изготовления, относится к началу XV в.
В. Бехайм, "Энциклопедия оружия"
Тильманн фон Рудештейн 1351
|
||
1351 - рыцарь, возможно Тильманн фон Рудештейн (Tilmann von Rüdesheim) † 1351, Монастырь Эббербах, Эльтвилле-на-Рейне, Германия. Памятник Тильманну очень плохо сохранился, но все равно угадываются: шлем Бацинет с кольчужной бармицей, кольчуга с длинными рукавами, латные рукавицы, Бригадина (а может просто сюрко) с цепью на груди. Рыцарь левой рукой держит свой щит, висящий у него у пояса, и рукоять своего меча правой рукой. На ногах (по аналогии с прочими надгробиями) он носил бы кольчужные чулки, наколенники, вероятно, и пластинчатые. Наиболее сохранившейся и нтерессной деталью является Топфхельм, с геральдическим украшением. Надгробный памятник Тильманна сравним с современным ему Гюнтер фон Шварцбург во Франкфурте, но Гюнтер носит пластинчатую защиту на руках. |
Гюнтер фон Шварцбург 1352
Итак мы видим: шлем Бацинет со съемным наносником, скульптор изобразил наносник в отстегнутом состоянии, висящим на кольчужной брамице Бацинета. Сама кольчужная бармица широкая и расклешенная – закрывает плечи рыцаря.
Кольчуга с длинными рукавами защищает тело рыцаря. Также на ногах и руках мы видим доп защиту из продольных железных пластин, закрепленных на кожаной или тканевой основе – так называемая шинно-бригантная конструкция. Суставы закрыты наколенниками и налокотниками цельной конструкции.
Кисти рук защищены латной перчаткой жесткой конструкции, но с подвижными пальцами. Подвижность пальцев достигается большим количеством чешуек на каждом пальце.
Учитывая скромные размеры щита корпусный доспех (вероятно Бригандина) несомненно подразумевается, но он скрыт под сюрко.
Кольчужных чулок под наголенниками не видно, вероятно что кольчужные чулки не входят набор защитного снаряжения этого рыцаря. Ступни жесткой защиты не имеют, если, конечно, считать таковой остроносые башмаки, на которых видны шляпки заклепок.
Грейтхельм украшен самостоятельной геральдической фигурой, она не повторяет рисунок на щите. Совершенно очевидно что этот большой горшкобразный шлем надевался на голову поверх Бацинета.
Надгробие украшено изображениями гербовых щитов. Слева и справа статуэтки мужчин и женщин. Интересен, изображенный по правую руку изображен воин снаряженный подобно Гюнтеру, но без Топфхельма и в кольчужных чулках.
1352 – Граф Гюнтер фон Шварцбург-Бланкенбург (Graf Günther von Schwarzburg-Blankenburg († 1349)). Собор Святого Варфоломея, Франкфурт на Майне, Германия.Рыцарь Вейкхард Фрош † 1371
На примере надгробия этого рыцаря мы видим эволюцию доспеха. Интересен красный плащ который является обязательным атрибутом рыцаря в фентези и сказках – в реальности не обязателен.
Бацинет этого рыцаря снабжен поднимающимся забралом, и в данный момент забрало поднято.
Корпус рыцаря защищает кольчуга и одетая поверх неё, приталенная Бригандина, в основе которой крупная пластина, закрывающая грудную клетку, а в районе живота и поясницы, для подвижности установленны узкие пластины. Защита рук и ног трудноугадываемая из-за плохой сохранности.
Грейтхельм подвергся некоторым изменениям: по нижнему ободу выгнут для закрепления упора на плечах; в районе носа и глаз выступает вперед для рационального отражения ударов. На Топфхельме установлена фигура в виде мужской головы и черного плаща с гербом. Вероятно изображен на шлеме Викер Фрош – основатель церкви св. Екатерины, где они были погребены.
Щита в руках нет, но два щита изображены вверху надгробия, символика одного из них аналогична изображенной на украшении шлема.
Рыцарь граф Йохан II фон Катзенелнбоген
Данное скульптурное надгробие в целом повторяет вышепоказанное. Но не раскрашено и сохранилось практически в первозданном виде.
Из бросающихся в глаза отличий: щита нет вообще, и рыцарь, похоже, левша.
Кольчуга, по прежнему, является основой защиты корпуса и рук.
Латные перчатки, по сравнению с серединой 14 века получили пальцы из укрупненных сегментов - что сделало более надежную защиту.
На Бригадине видны шляпки заклепок – это позволяет предположить что в её основе крупная грудная пластина и узкие продолговатые пластины живота и поясницы.
Функциональное назначение цепей на бригандине также легко просматривается: по правую руку для крепления рукояти кинжала – чтоб не потерять в пылу боя; левая короткая цепь фиксирует Грейтхельм на плече в тот момент когда рыцарю на голове он не нужен.
Латные наголенники и наколенники изображены очень детально, включая даже ремешки. Набедренники если и предполагаются скрыты длинными полами Бригандины и Кольчуги. Кольчужных чулков нет. Защита ступни чешуйчатая, скульптор изобразил даже шляпки заклепок крепления чешуек.
Рудольф фон Заксенхаузен † 1371
Рудольф был соратником Гюнтера фон Шварцбурга (символика его герба изображена на надгробии Гюнтера), но пережил своего командира на 20 лет, поэтому при общей стилистической схожести 20 лет прогресса заметны.
В целом Рудольф фон Заксенхаузен снаряжен аналогично Йохану II. Но присутствует щит, полы Кольчуги и Бригандины немного короче и под ними видно Набедренники, вероятно из пластин приклепанных изнутри к мягкой основе.
бедный рыцарь Генрих фон Берванген 1378
Надгробие Генриха фон Берванген показывает что не все рыцари могли позволить себе надгробие со статуей. Здесь мы видим только шлем и щит. Геральдический рисунок на шлеме и щите одинаков, нашлемный герб выполняет вспомогательную функцию.
ок 1378 - Генрих фон Берванген (Heinrich von Berwangen † 1378), Klosterkirche, Bad Herrenalb, Баден-Вюртемберг, Германия |
Бернхард I, маркграф Баденский 1390
Надгробие этого рыцаря было изготовлено за 41 год до его смерти в 1431 году.
Движение к полному латному доспеху шло планомерно и в конце 14 века пришло к конкретным результатам. Крупные железные и тем более стальные пластины подогнанные под форму теля дают наиболее серьезную защиту.
Есть не очень много изобразительных источников на ранний латный "Белый доспех", поэтому данное надгробие очень ценно.
Тут все еще много кольчужных деталей. Широкий латный нагрудник уже не покрыт тканью. Поясница защищена всего лишь кольчугой. Руки и ноги защищены довольно серьезно, ступни защищены сегментными Саббатонами.
Шлем Бацинет имеет у висков крепления для забрала Хунсдгугель, но этого забрала нет так как оно исключает использование шлема Топфхельм, который в руках у ангелов.
Очевидно что в то время большие горшкообразые шлема уже редко использовались на войне, но сохранили турнирное и церемониальное значение. Эволюция Грейтхельма в конце концов привела их шлему "Жабья Голова"
Даммо (Тэм) Кнеболь фон Катзенельбоген 1401
Процесс превращения Грейтхельма-Топфхельма в Жабью Голову (анг. frog-mouth) подошел к концу. Но традиция установки на большой шлем фигурных геральдических фигур еще жива. Традиции, они в принципе, устойчивее моды и прогресса. Новым модным веяньем в начале 15 века стало ношение просторной одежды. В данном примере показан Упелянд.
Под Упеляндом доспеха не видно, поэтому привлекает внимание разве-что латная перчатка с угловым ребром. Пальцы данной перчатки кажутся укороченными, поскольку их частично закрывает пластина на пястье – так в некоторый ущерб подвижности достигается большая защита.
Йохан Каммерер фон Вормс 1415
Доспех этого славного рыцаря скрыт роскошным дутым Пурпуоном. Шлем и почти декоративный щит украшены просто великолепно.
загрузка...
swordmaster.org
Средневековый рыцарский шлемМастерская "Зброевы фальварак"
Мастерская «Зброевы фальварак» с первых дней своей работы, старается не только изготовить какой-либо предмет стилизации или реконструкции эпохи Средневековья, но и старается просветить наших возможных партнеров, а также всех интересующихся, историей предмета, его типологией и распространенностью в том или ином регионе. Так в свое время при изготовлении нашего первого корда появились статьи рассказывающие о том, что есть корд и его европейский аналог, фальшион. То же самое, произошло, при создании нового раздела сайта «Зброевы фальварак» — рыцарские щиты. Создав этот раздел, мы создали соответствующие статьи, где рассказали, что такое европейский щит, какая типология и как он создается, что такое щит викингов, древнерусский щит, а также дополнил эту статью, новой статьей, посвященной щитам на территории ВКЛ.
В данном случаи, статья появляется вслед за впервые изготовленном рыцарском шлемом —топхельмом.
В этой статье мы не только рассказываем о различных видах шлемов рыцарства, но и призываем вас, вместе с нами их изготавливать. Пока мы начинаем с относительно простого шлема — —топхельмом, но надеемся, что это наш первый шлем в ряду многих других.
За основу нашего повествования возьмем нижеприведенную схему из небольшой книги: Educational charts. [Arms and armor] изданной Metropolitan Museum of Art, схемы из которой мы уже публиковали в другой нашей статье: Средневековый щит.
История развития рыцарского шлема ZF
Metropolitan Museum of Art — начинает свое описание с основообразующего шлема, восходящего к эпохи поздней Римской империи — шпанглехельм.
Шпангельхельм Остроготов, 500 х г.
Шпангельхельм (немецкий Spangenhelm — шпангенхельм)- сегментный шлем на основе каркаса, широко распространенный в эпоху поздней античности и раннего средневековья. Названия шлема происходит из немецкого языка, Spangen — металлические полоски, которые образуют каркас шлема и немецкого helm — шлем. Металлические полоски — это каркас для соединения 3 до 6 стальных или бронзовых пластин (могли быть костяные пластины, кожа). Шлем имел коническую форму, в более поздних вариантах, у шлема мог быть наносник, а также щеки, выполненный из кожи или металла. Кроме того, шлемы подобного типа могли иметь полумаску для защиты глаз война, такие шлема называли «spectacle helmets», у других шлемов подобного типа могли быть полные маски, которые обеспечивали защиту лица война.
Шпангельхельм V-VI вв. Европа
Самые ранние доказательства начала производства шлемов шпангельхельм, датируется IV м веком в регионе Месопотамии в форме сасанидских типов шлема, таких как хранящиеся в Национальном музее Ирака, Багдада (найден на месте храма Иштар в Ниневии) и еще два в Британском музеи, Лондона,(найдены в Амлаше, к юго-западу от Каспийского моря). Шпангельхельмы «пришли» в Западную Европу, через Южную Россию и Украину благодаря кочующим иранским племенам, — сарматам и скифам. Уже к VI веку этот вид шлема стал самым популярным в Западной Европе и использовался до XI века (Гобелен Байе), а последнее упоминание шлема в Библии Моргана. которая датируется XIII веком.
Популярность этого типа шлема объясняется не только относительной легкостью, с которой он мог быть изготовлен, но, в частности, тем, что в эпоху, когда железо можно было производить только в очень ограниченных количествах, шлем мог быть изготовлен из не большего количества материала.
Шлем из Саттон-Ху
Яркой разновидностью шпангельхельма, являлась группа шлемов — вендельского типа, — группа шлемов, распространённых в Северной Европе (VI—VIII в.н. э.). Шлем подобного типа получили широкое распространение у англосаксов и скандинавов. Подобные шлема делились на два вида: 1-й) шлем с дополнительными элементами: нащёчниками, назатыльником, лицевой маской; 2-й) шлем с кольчужной бармицей
Шпангельхельм, как можно увидеть, занимал свое главенствующее место на протяжении всего «темного» раннего Средневековья. Однако, постепенно с образованием новых централизованных государств, происходило развитие технологий металлообработки. Результатам развития технологии металлообработки (совершенствования кузнечного мастерства) в области изготовление шлемов, стала постепенное вытеснение шлемов изготовленных из нескольких частей, на шлема выкованные из цельного листа металла, что значительно увеличивало прочность подобного вида шлема. Шлема данного типа получили название — норманнские шлема.
Конический норманнский шлем — в нашей «истории рыцарского шлема», обозначена датой 1000 г н.э. Именно в этот период, появилась технология изготовления шлемов из единого куска металла.
Статья в разработке, продолжение следует…
zbroevy-falvarak.by
Изготовление шлема рыцаря (топфенхельм) для урока рыцарского турнира
weburok.com
Подборка устрашающих и забавных рыцарских шлемов | Fresher
Рыцарский шлем с древних времен являлся один из важнейших атрибутов воина. Помимо своей основной защитной функции, он также служил устрашением для врагов. Особенно славилось искусством изготовления и разнообразием шлемов Средневековье. В этом обзоре самые модные шлемы того времени.
Шлем «Жабья голова»
Stechhelm или шлем «Лягушачья пасть». Использовался конными рыцарями с 14-го по 17-й века. Шлем из музея Метрополитен, ок. 1500 г.
Шлем Штеххелм, или «Жабья голова», или Шлем с «лягушачьим ртом», был очень популярен в Европе, начиная с конца 15 и до 17 века. Этот шлем, выглядевший довольно зловеще, предназначался для конного боя и довольно долго являлся самым популярным шлемом при проведении турниров.
Шлем Бацинет
«Большой бацинет» из Музея Армии в Париже. Ок. 1400 – 1420 гг.
Бацинет или «бундхугель» («собачий шлем», «собачья морда»)- нетрудно догадаться, что свое название этот шлем получил за характерную форму. Шлем, имеющий откидное забрало в виде конуса, выглядит довольно забавно. Забрало своей формой напоминает морду собаки или мыши. Конус служил неплохой защитой лица при ударе, поскольку оружие соскальзывало с такого забрала. Большим плюсом этого шлема являлось то, что его забрало можно было не только поднять или откинуть, но даже полностью снять. Носили шлемы-бацинеты в основном рыцари, и популярен этот шлем был в 14-15 веках.
Шлемы-саллеты
В середине 15 века в Европе на смену бацинетам пришли шлемы-саллеты, салады, Sallet(Челата), представляющие собой покатые шлемы полусферической формы, имеющие узкие прорези-щели для глаз и вытянутый хвост.
Cалллеты прикрывали голову не полностью, лишь сверху, поэтому дополнением к ним служили еще горжет и подбородник. И в таком виде уже обеспечивалась максимальная защита.
Полный комплект – шлем, горжет и подбородник
Саллет в форме львиной головы, 1475-1480, усиленный броней ‘armor all’antica’ – сталь, покрытая тиснёной и позолоченной медью.
Саллет, покрытый масляной росписью, Германия, 1500 Челата с масляной росписью, носившаяся мечниками более низкого ранга.
Закрытые шлемы
В 16 веке в Европе большую популярность приобрели полностью закрытые шлемы, сферической формы и с забралами. Считается, что такие шлемы способны обеспечить максимальную защиту. Шлемы стали украшать чеканкой.
Закрытый шлем, Германия, начало XVI века
Закрытый шлем с сегментарным забралом. Милан. Вес 2,78 кг. 1590-1595 гг.
Закрытый шлем. Северная Италия. Вес 3,86 кг. Около 1600-1620 гг.
Гротескные шлемы
Одной из разновидностей закрытых шлемов стали шлемы армэ. Для них характерна довольно сложная система соединения отдельных частей. Забрало у этих шлемов также поднимается.
В 16 веке большую популярность приобрели так называемые «гротескные» забрала. Оружейники с большой охотой и мастерством воплощали все, что приходило на ум рыцарям. Часто забралам придавали форму либо человеческого лица, либо морды животного. Шлемы при этом походили на что угодно, только не на шлем, и их стали называть гротескными.
1520-1530 Германия
Южная Германия, 1510-20.
Немецкий (Нюрнберг) или австрийский (Инсбрук), 1520-25 Армэ с забралом-маской. Инсбрук или Нюрнберг. Вес 3,23 кг. Около 1520-1525 гг.
Парадный птичий шлем 16-го века. Птицеголовый шлем из Германии, начало 16 века
Шлем герцога Урбино. Милан 1532-35гг.
Зубастый шлем неизвестного итальянского мастера 17-го века
Шлемы Императора Карла V Мудрого
Шлем Коломана Кольмана «Хельмшмидта»
Еще один весьма странного вида закрытый шлем-маска, который был популярен в начале 16-го века в Австрии и Германии.
Закрытый шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г. Аугсбург, Германия, 1515
Шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г.
Использовался он как на турнирах, так и в бою. Кольман (Colman), «Хельмшмидт» – это фамилия знаменитой династии оружейников, изготовивших этот шлем. Шлем в виде довольно скуластого лица с роскошными усами отличается не совсем обычной формой, напоминающей тыкву.
«Рогатый» шлем
Шлем Генриха VIII, 1511-1514
Этот шлем – один из самых знаменитых. В 1514 году император Священной Римской Империи Максимилиан I подарил Генриху VIII Тюдору, королю Англии, «костюмный» доспех, частью которого и являлся этот «рогатый» шлем. К сожалению, кроме шлема от этих доспехов больше ничего не сохранилось.
Выполненный в виде предельно детализированного человеческого лица, выражающего ехидство и презрение, с круто загнутыми рогами, напоминающими бараньи, выглядит шлем довольно зловеще. К нему прилагались сменные маски, с помощью которых можно было менять выражение лица на шлеме, но эти маски тоже не сохранились.
Шлем Бургиньот
Бургиньот, бургундский шлем или штурмхаубе, от нем. Sturmhaube – «штурмовая каска», появился в первой половине 16 века. Бургиньот имеет округлую форму и тонкий острый гребень. Разновидностей этого шлема огромное множество. У всех бургиньотов есть подвижный щиток, похожий на козырек, который можно поднимать вверх, а также науши, закрепленные на шарнирах. Очень часто макушка такого шлема украшена разными фигурками и геральдическими знаками.
Бургиньот открытого типа с ремешком. Северная Италия. Вероятно, Милан. 1571 г. Науши соединяются между собой только подбородочным ремешком
Бургиньот закрытого типа. Франция. Вес 2,24 кг. 1610 г. Науши образуют жесткую конструкцию
Бургиньот Савойяр. Северная Италия. Вес 4,5 кг. Около 1600 г.
Кольман Helmschmid, шлем (бургиньот) императора Карла V, 1530
Очень красивые шлемы бургиньот
Начиная с 17 века шлемы, как и остальные доспехи, уже не могли противостоять огнестрельному оружию, и постепенно вышли из употребления.
Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!
• Рубрика: история, любопытное
www.fresher.ru
Как сделать шлем рыцаря / Всё о рукоделии!
Инструкция
- Используйте для изготовления шлема листовую сталь толщиной 2 мм. Вырежьте заготовки из стали по предварительно созданному шаблону, а затем отбейте заготовку кувалдой по всей линии периметра на трубе большого диаметра. Ударяйте кувалдой по стальному листу, направляя удары от краев к центру заготовки.
- Затем поместите заготовку на полусферическую форму и отбейте односторонним рихтовочным молотком края металла, на которых образовались небольшие складки. Поочередно отбивайте обе заготовки, чтобы они были идеально ровными и симметричными.
- Ударяя по заготовкам молотком, добейтесь возникновения небольшой полусферической выпуклости на их поверхности и затем возьмите трубу небольшого диаметра и небольшую кувалду. Обработайте таким способом край заготовки, направляя удары от лобной части к затылку через макушку, чтобы сформировать загиб края и образовать сферический вид ребра стыковки деталей.
- Обработайте половинки заготовок рихтовочным молотком, чтобы их поверхность стала ровной. Детали подогните, придавая им конусообразную форму, затем попробуйте состыковать их. Половинки шлема должны состыковываться ровно и плотно. Места соединения половинок обработайте напильником и наждачной бумагой, удалите выступы, устраните щели.
- Изнутри и снаружи сварите шлем с помощью сварочного аппарата. Затем обработайте шлифовальным кругом наружную часть шлема и отполируйте его вручную мелкой шкуркой. Подровняйте нижний край шлема и просверлите по нижнему краю ряд отверстий, чтобы закрепить подшлемник.
- Для изготовления забрала вырежьте стальную заготовку и разметьте на ней места для глазниц. Сверните забрало с помощью трубы нужного диаметра в конусообразную воронку. Небольшой кувалдой выбейте глазницы нужной формы. Пробейте отверстия для глаз с помощью зубила и обработайте напильником края отверстий. Затем просверлите вентиляционные отверстия и прикрепите забрало к шлему с помощью шарниров.
handfun.ru