Как выбрать мотоциклетный шлем. Мопедный шлем
Мотоциклетный шлем - это... Что такое Мотоциклетный шлем?
Мотоцикле́тный шлем или мотошле́м — средство пассивной защиты головы водителя при езде на мотоцикле или мотороллере. Обязателен к использованию мотоциклистами и водителями мопедов в большинстве стран мира. Помимо защиты головы в случае аварии, шлем предохраняет от встречного ветра, воды, камней, насекомых и пыли.
Красивый шлем способен создать определенный имидж, наравне с одеждой и модными аксессуарами. Существует несколько конструктивных разновидностей шлемов. Применение того или иного вида определяется личными предпочтениями мотоциклиста.
Защитные свойства мотоциклетных шлемов регламентируются международными и государственными стандартами, а также нормативами неправительственных тестовых лабораторий, предоставляющих независимую экспертную оценку качества шлемов.
История мотоциклетного шлема
В 1935 году легендарный Лоуренс Аравийский, подполковник британской армии, прослуживший более 20 лет в разведке на Ближнем Востоке, в авиации и в танковых войсках, вышел в отставку и поселился на родине в графстве Дорсет.
Лоуренс любил скорость и был опытным мотоциклистом, ему принадлежали (в разное время) восемь мотоциклов «Броу Супериор» (англ. Brough Superior). 13 мая 1935 года Лоуренс ехал по проселочной дороге поблизости от своего дома на мотоцикле «Броу Супериор» SS100 (англ. Brough Superior SS100). Шлема на нем не было. Внезапно на дороге появились двое детей на велосипедах. Пытаясь избежать столкновения с ними, Лоуренс совершил резкий маневр, потерял управление и упал, получив травму головы. Шесть дней спустя Томас Лоуренс умер не приходя в сознание.В начале 1950-х годов Британский институт стандартов по заданию Министерства транспорта Великобритании впервые в мире сформулировал набор требований и способы испытаний, которым должны соответствовать мотошлемы[2][3].
В 1953 году профессор Университета Южной Калифорнии Чарльз Ломбард (англ. Charles F. Lombard) впервые запатентовал мотошлем современной конструкции: с жесткой внешней оболочкой и поглощающей энергию удара внутренней частью[4]. Разработка Ломбарда изначально предназначалась для военной авиации, однако его патент охватывал и другие сферы применения, в том числе защиту головы мотоциклистов.
На государственном уровне обязанность мотоциклистов использовать шлем впервые была узаконена в Австралии, с 1 января 1961 года[5]. Австралия по сей день сохраняет лидерство в этой области: современный австралийско-новозеландский стандарт AS/NZS 1698:2006 содержит наиболее строгие (из государственных) требования к мотоциклетным шлемам.
В России использование защитного шлема при езде на мотоциклах и мотороллерах впервые стало обязательным в 1967 году, после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 1092 от 29 ноября «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах»[6].
Значение мотоциклетного шлема
По статистике Министерства транспорта Великобритании[7], в 2005 году[8]:
- мотоциклисты составили 1 % от числа участников дорожного движения, но при этом 19 % всех погибших на дорогах;
- 80 % случаев гибели мотоциклистов связаны с травмами головы[9];
- 70 % всех тяжелых травм, полученных мотоциклистами при авариях, стали травмы головы.
Конструкция
Мотошлемы состоят из двух основных частей: твердой наружной оболочки (или «скорлупы»), и эластичной внутренней начинки. Наружная отвечает за прочность и внешний вид. Внутренняя обеспечивает амортизацию удара и комфорт при езде.
Для изготовления наружных оболочек обычно применяются два вида материалов: композиционные, такие как стеклопластик, углепластик (карбон), либо термопластики. При равной механической прочности, композиционные оболочки позволяют снизить вес шлема за счет меньшей толщины защитного слоя, шлемы из термопластов тяжелее. Шлемы, изготовленные из пластика литьем под давлением, дешевле. Шлемы с композиционными оболочками дороже.
Основу мягкой внутренней обивки составляет полистироловый колпак. Именно толщина полистирола определяет размер шлема. К оболочке добавляется ткань, поролоновые уплотнители, ремешки, застежки. В современных шлемах тканевую подложку можно вынимать и стирать.
Защитный ремешок удерживает шлем от соскакивания при столкновении. Застежки ремешка бывают двух видов: простая комбинация двух скоб и «быстрые». На гоночных шлемах применяются обычные скобы, а японская фирма Arai даже запатентовала такую «обычную» застежку.
Ветрозащитные экраны в мотошлемах (визоры) бывают стандартные (прозрачный пластик, иногда цветной) и улучшенные (упрочненный передний слой от царапин, антитуманное, антибликовое, каплеудаляющее напыление, тонированные).
Ресурс мотошлема
Конструкция шлема рассчитывается производителем для защиты головы человека в течение одной аварии. С этой точки зрения шлем как защитное устройство за свою жизнь используется от 2 до 4 миллисекунд. После аварии или падения с большой высоты мотошлем более не может применяться по назначению и должен быть заменён.
В то же время мотошлем хорошего качества является достаточно прочным изделием и однократные случайные падения пустого шлема, к примеру, с высоты стола на пол (или с седла на асфальт) обычно не приводят к его повреждению. Чтобы убедиться в пригодности шлема после падения, его следует подвергнуть тщательной проверке. Услугу либо инструкцию по проверке шлема, как правило, может предоставить изготовитель.
Из соображений износа и естественного старения материалов шлема, а также технологического прогресса, постоянно улучшающего защитные свойства новых разработок, рекомендуется периодическая замена шлема на новый примерно каждые пять лет[10].
Классификация мотошлемов
Конструкция шлемов в большинстве случаев определяется условиями применения мотоцикла.
- Интеграл (англ. full face, фулл-фейс) — шлем с интегрированной защитой подбородка, полностью закрывающий голову мотоциклиста. Включает откидывающийся визор (защитное стекло). Некоторые модели шлемов этой конструкции иногда критикуются за недостаток вентиляции. В то же время конструкция шлема обеспечивает наилучшую защиту, поскольку в 35 % всех аварий основной удар приходится в район подбородка мотоциклиста[11].
- Флипап (англ. flip-up, модуляр) — закрытый шлем с высокой степенью защиты. Также как и в интеграле, голова полностью защищена. Можно откидывать вверх не только визор, но и всю подбородочную дугу шлема. Решает такую проблему интеграла, как невозможность попить (покурить) без снятия шлема. Недостатки: высокая цена, самый большой вес среди всех типов шлемов, бо́льший по сравнению с интегралом уровень аэродинамических шумов. На некоторых моделях отмечались случаи откидывания подбородочной дуги в момент удара.
- Кроссовый — разновидность шлема-интеграла для кроссовых гонок с высокой степенью защиты. Подбородочная дуга усилена и выдвинута вперед для облегчения дыхания. Для защиты лица от летящих из-под колес камней устанавливается длинный козырек. Визор отсутствует, шлем используется только в комплекте с защитными очками. Из-за сложной формы, на высоких скоростях шлем передает бо́льшее по сравнению с интегралом аэродинамическое давление на голову мотоциклиста.
- Открытый — шлем без подбородочной дуги с невысокой степенью защиты (грубо, на треть меньше, чем интегралы). Визор может как присутствовать, так и отсутствовать. Некоторые модели включают солнцезащитный козырек. Достоинства: дешевизна, малая масса, нет проблем с обдувом и обзором. Предназначены для езды с небольшой скоростью — на скутерах, мотоциклах небольшой кубатуры, чопперах — и/или в жаркую погоду. Открытые шлемы также подразделяют на два типа: «3/4» — закрывающие три четверти головы и «половинка» — самый легкий тип шлема.
- Каска — исторический прародитель мотошлемов. Материалы: кожа, металл, пластик. Степень защиты — минимальная. В настоящее время используется как элемент эпатажа некоторых байкеров, либо как формальный элемент экипировки (законодательство РФ не классифицирует шлемы, поэтому езда в каске трактуется как соблюдение ПДД, а, например, в бандане — как их нарушение, подлежащее административному наказанию в виде штрафа согласно КоАП РФ.
Связь между стоимостью мотошлема и уровнем защиты
Производство безопасных шлемов — сложный процесс, который вынуждает изготовителя нести значительные расходы на научные исследования, испытания и технологии. Поэтому в общем случае уровень безопасности шлема влияет на его себестоимость.
В то же время разработка и производство удобных, надежных и практичных шлемов также имеет свою цену. Поэтому стоимость шлема зависит также от его комфорта, веса, вентиляции, окраски, оформления, узнаваемости бренда, размеров партии, стоимости доставки, маркетинговой политики и так далее.
В результате, прямая связь между стоимостью мотошлема и уровнем защиты отсутствует[12].
К примеру, по состоянию на ноябрь 2009 года, ни один из шлемов премиум-бренда Shoei не имел рейтинга безопасности SHARP «5 звезд»[13], при том, что недорогой (цена менее 4000 руб) шлем модели LZ6 эконом-бренда Lazer получил наивысшую возможную оценку уровня защиты[14].
Для определения степени защиты планируемого к приобретению мотошлема следует обращаться к результатам его сертификации и независимого тестирования.
Сертификация мотошлемов
Все выпускаемые в мире шлемы должны отвечать строгим стандартам. Действующий российский стандарт: ГОСТ 41.22-2001 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения защитных шлемов и их смотровых козырьков для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов».
Пример шлема, сертифицированного во Франции по нормам ЕЭК 22.05Маркировка мотошлемов, сертифицированных в Европе, включает букву E и номер внутри круга, наносится изготовителями на внутреннюю часть шлема. Номера стран, где производилось тестирование шлема:
- E1 Германия
- E2 Франция
- E3 Италия
- E4 Нидерланды
- E5 Швеция
- E6 Бельгия
- E7 Венгрия
- E8 Чехия
- E9 Испания
- E10 Югославия
- E11 Англия
- E12 Австралия
- E13 Люксембург
- E14 Швейцария
- E16 Норвегия
- E17 Финляндия
- E18 Дания
- E19 Румыния
- E20 Польша
- E21 Португалия
- E22 Россия
- E23 Греция
- E25 Хорватия
- E26 Словения
- E27 Словакия
- E28 Беларусь
- E29 Эстония
- E31 Босния Герцеговина
- E37 Турция
Маркировка мотошлемов, сертифицированных в США, включает надпись «DOT», наносится изготовителями на наружную затылочную часть шлема.
Ссылки
Известные в России производители мотошлемов
В России к настоящему моменту времени сформировался рынок мотошлемов, сходный с европейским. Большинство мировых производителей так или иначе присутствуют на нем.
|
|
|
Примечания
- ↑ Lawrence of Arabia, Sir Hugh Cairns, and the Origin of Motorcycle Helmets (англ.)
- ↑ Paternalism & Its Discontents: Motorcycle Helmet Laws, Libertarian Values, and Public Health
- ↑ Becker Edward B., «Helmet Development and Standards», in N. Yoganandan, et al., eds., Frontiers in Head and Neck Trauma: Clinical and Biomedical, IOS Press, 1998, p. 3.
- ↑ Патент США № 2625683 от 20 января 1953 года.
- ↑ https://www.surgeons.org/AM/Template.cfm?Section=Position_papers&Template=/CM/ContentDisplay.cfm&ContentFileID=49263 (англ.)
- ↑ http://www.gibdd.ru/history/ История автоинспекции.
- ↑ опубликованной в июне 2008 года на 145 сессии Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств
- ↑ http://www.unece.org/trans/doc/2008/wp29/WP29-145-15e.pdf
- ↑ SHARP Helmets (англ.)
- ↑ FAQs about Snell and Helmets (англ.)
- ↑ http://jeff.dean.home.att.net/swisher.htm (англ.)
- ↑ FAQs about Snell and Helmets (англ.)
- ↑ http://sharp.direct.gov.uk/search/results/?sort=manufacturer&dir=asc&manufacturer=48&model=0&type=0&rating=5&size=0&price=0&x=37&y=5 (англ.)
- ↑ http://sharp.direct.gov.uk/search/results/?sort=manufacturer&dir=asc&manufacturer=24&model=0&type=0&rating=5&size=0&price=0&x=36&y=3 (англ.)
- ↑ ECE 22.05 Motorcycle Helmet Standard, revision 4. Economic Commission for Europe (20 February 2001). Архивировано из первоисточника 18 марта 2012. Проверено 21 января 2012.
- ↑ ГОСТ Р 41.22-2001 | Электронный магазин стандартов
- ↑ http://www.saiglobal.com/PDFTemp/Previews/OSH/as/as1000/1600/1698-2006.pdf
- ↑ Sharp Helmets — The Helmet Safety Scheme
dic.academic.ru
Как выбрать мотоциклетный шлем - КАК
Езда на мотоцикле – это всегда драйв и свобода движения, сопряженные с повышенной опасностью. О своей безопасности мотоциклист должен думать всегда, поэтому не стоит забывать о таком важном элементе защиты, как мотоциклетный шлем. Шлем не только защитит голову от повреждений при возможных дорожных авариях, но и просто обеспечит комфортную езду водителю.
Выбор мотоциклетного шлема – дело серьезное и ответственное, поскольку неправильно подобранный шлем – это не только выброшенные деньги на ветер, но и бесполезная вещь, которая не сможет обеспечить гарантированной защиты во время езды.
Размер шлема. Перед покупкой шлема необходимо определить размер головы. Размер определяется очень просто. Сантиметровой лентой обмеряется окружность головы по линии бровей и поверх ушей. Посетив магазин можно смело ориентироваться в размерах с учетом окружности головы. Как только вам предложили модель, наденьте шлем для того, чтобы определить насколько он будет комфортным в использовании. Шлем нужного размера не должен давить в голову, но при этом и не должен болтаться на ней, он должен сидеть плотно. Застегните все застежки и покрутите головой, оцените, является ли он удобным для вас. Для того чтобы окончательно удостовериться в том, подходит ли выбранная модель именно вам, сядьте на мотоцикл, определите углы обзора, удобство ношения. Предпочтительно находиться в шлеме не менее 5 минут. За это время вы сможете привыкнуть к шлему и проверить его функциональность.
Важно: со временем шлем может разноситься (путем растяжения внутренней обивки шлема). Поэтому выбирайте шлем с учетом этой особенности.Виды шлемов. Производители предлагают 4 наиболее популярных видов мотоциклетных шлемов.
Интеграл
Такой тип шлема закрывает голову водителя полностью. Он является наиболее безопасным и эффективным. Шлем Интеграл обладает высокими показателями звукоизоляции, что обеспечивает комфортную езду в любую погоду. Качественное стекло способно обеспечить защиту от солнца, ветра, дождя и снега. Несмотря на достаточно неплохую систему вентиляции, в таких шлемах все же будет немного душно во время езды в летнее время года. А вот недостатком этих шлемов можно считать внушительный вес — до 1,5 кг.
Фулфейс
Это тип шлема закрывает голову не полностью, но надежно, при этом обеспечивает нужный обзор дороги во время движения. Кроме того шлем типа Фулфейс снабжен прочным козырьком, для эффективной защиты лица во время возможной аварии, а также конструкцией для усиления защиты подбородка.
Открытый
Такой тип шлема является открытым и по своему внешнему виду напоминает каску. Шлем может быть снабжен козырьком и стеклом для защиты лица. Этот тип шлема позволяет общаться по телефону, кушать и пить, при этом, не снимая его с головы. Такой шлем имеет хороший обзор, звукопроницаемость. Благодаря своему небольшому весу, он становится наиболее популярным среди мотоциклистов.
Модуляр
Этот тип шлема представляет собой симбиоз первого и третьего типов шлемов. Достаточно удобный и компактный шлем обеспечивает высокую защиту лица благодаря встроенным элементам защиты.
Если вы любите быструю езду, к тому же имеете спортивный мотоцикл, тогда стоит приобрести Интеграл или Модуляр. Для неспешной езды по городским улицам, купите открытый шлем.Материал. Особое внимание стоит уделить материалу, который используется для производства шлемов. В настоящее время все мотоциклетные шлемы в основном изготовлены из термопластика и стеклопластика.
Стеклопластик является более долговечным материалом, который поддается окрашиванию и нанесению наклеек, надписей, принтов.Термопластик – менее долговечен, но при этом имеет меньший вес и низкую стоимость.Стекло. Стекло в шлеме является одним из основных элементов, которые защищают лицо во время езды. Поэтому стекла в шлемах должны быть предназначены только для использования во время езды на дороге. Определить это соответствие легко. Достаточно проверить наличие маркировки на стекле – BSI (стандарт для стекол мотоциклетных шлемов).
Несмотря на прочность и надежность, стекло в шлеме легко царапается. Со временем, количество царапин и повреждений будет увеличиваться. При выборе шлема стоит уточнить есть ли возможность в дальнейшем заказать стекло к выбранной модели с последующей заменой. Если такой возможности нет, в таком случае стоит присмотреться к тем моделям, которые позволяют это сделать.Цена. Одной из важных составляющих в выборе шлема является его цена. Стоимость мотоциклетных шлемов варьируется от 50 до 500$. Так, за простые шлемы можно заплатить от 50 до 160$. Цены на шлемы из дорогостоящих композитних материалов, с усиленной вентиляцией и двухслойными стеклами будут составлять порядка 170 – 250$. Шлемы с дизайнерским оформлением, многоканальной вентиляцией и трехслойными стеклами можно приобрести не менее чем за 350$. А вот, в 500$ обойдутся шлемы с применением современных технологий производства и высокими функциональными показателями.
kakru.ru
мотоциклетный шлем с 360-градусным обзором
credit: BorderlessСтартап Borderless, созданный японцем Arata Ono, разработал футуристический мотоциклетный шлем CrossHelmet, обладающий дополнительными функциональными возможностями, которые облегчают водителю процесс управления мотоциклом и снижают риск возникновения несчастных случаев. Этот высокотехнологичный защитный головной убор имеет аэродинамический внешний дизайн, функционал группового разговора, 360-градусный обзор и супер удивительные светодиодные фонари, которые повышают видимость мотоциклиста ночью, заставляя его выглядеть как персонаж из фильма «Трон».
Возможности шлема Borderless CrossHelmet
Встроенная камера заднего вида снабжает пользователя изображением дороги позади мотоцикла, устраняя любые слепые пятна, и предоставляя водителю реальный 360° обзор дорожного полотна вокруг. При этом картинка транслируется на внутренний жк-дисплей прямо перед глазами мотоциклиста. Шлем CrossHelmet также оснащен технологией звукового контроля, которая позволяет пользователю отфильтровывать или улучшать звуки окружающей среды. Компания заявляет, что эта функция является первой в индустрии мотоциклов и позволяет байкеру контролировать, что он хочет слышать громче — двигатель, дорогу, ветер или дорожные сигналы от других участников движения.
Дисплей высокой четкости может быть настроен для отображения не только видеопотока с задней камеры, но и соответствующей информации о путешествии, такой как погода, время до места назначения, навигационная карта и подобное. Мотоциклетный шлем CrossHelmet соединяется со смартфоном по Bluetooth и оснащен сенсорной панелью, которая также реагирует на перчатки. Специальное приложение доступно на iOS и Android и обеспечивает доступ ко всем функциям CrossHelmet.credit: BorderlessКомпания Borderless предлагает свой шлем покупателям примерно за 1500 долларов США. Их видение инновационного шлема будущего с продвинутым функционалом стало возможным благодаря очень успешной кампании на Kickstarter, которая завершилась в октябре прошлого года, собрав 344336 долларов США, что намного больше первоначальной цели в размере $100000.credit: Borderless
credit: BorderlessПохожая статья: Велосипедный шлем Beacon оборудован лазерами для дополнительной безопасности.
credit: Borderlesscredit: Borderless
fshoke.com