Надо ли менять исправный шлем каждые 5 лет? Скорлупа шлем


Из чего делают мотошлемы?

Шлемы для мотоциклистов, как известно, делают из пластмассы, но вот какой? Читая статьи про шлемы, сталкиваюсь с большим количеством ошибок, вызванных в первую очередь кривыми переводами с английского языка людьми далекими от химии пластмасс. Посему сел и написал вот это…На картинке шлем Arai послойноЭкипировка и Аксессуары: Из чего делают мотошлемы?
Краткие тезисы
Для тех кому лень читать заумь написанную ниже Я рекомендую не покупать
  • у которых скорлупа из изготовлена ABS пластика, потому что прочность его не очень высокая
  • у которых скорлупа непонятно из чего (просто написано термопласт) потому что АБС это тоже термопласт и см. пункт 1,
  • у которых скорлупа из «стекловолокна» (ниже безграмотная цитата с одного сайта по продаже ноунейм шлемов) потому что это может оказаться что угодно
Стекловолокно — гораздо прочнее обычного пластика. Оно не трескается даже при очень сильном ударе. Не царапается и гораздо легче пластмассы.Сообщаю, что стекловолокно это такие нитки из стекла. И шлем из них не сделать.

Нормальный шлем должен быть изготовлен из Поликарбоната (PC, Polycarbonate, Makrolon, Lexan) и т.д. или из Стеклопластика (Fiberglass) или из Углепластика (карбона). Желательно покупать шлемы известных фирм. Обязательно должна быть сертификация по DOT или ECE или SNELL. Если есть только сертификат ISO 9000x — это ни о чем не говорит, кроме того что в компании введена система менеджмента качества.

Итак по порядку про шлемы.
Пластмассы – это органические высокомолекулярные соединения. Сложно? В общем, чтобы не погружать вас в пучины химии, пластмассы это вещества, состоящие из длииииииных молекул-цепочек с повторяющимися «звеньями». Их так и называют Высокомолекулярные соединения. Одним из видов этих высокомолекулярных соединений являются эластомеры (в частности каучуки) из которых делают резину. Но исторически их не относят к пластмассам.

Все пластмассы бывают двух видов – которые плавятся и которые не плавятся. Первые называются ТЕРМОПЛАСТАМИ. К ним относятся полиэтилен, полипропилен, поликарбонат, АБС (сополимер Акрилонитрила, Бутадиена и Стирола) и многие другие. Вторые не плавятся и называются РЕАКТОПЛАСТЫ. Чаще всего это СМОЛЫ. Они до того как «отвердились» были жидкие жидкие, но потом под воздействием отвердителя «зашились», между их молекулами появились химические связи, они стали твердыми и расплавить их уже невозможно. Самые известные это Эпоксидные и Полиэфирные пластмассы. Но, например, полифторэтилен (тефлон) тоже реактопласт, хотя не является пластмассой с зашитой структурой. Просто он разрушается раньше чем плавится.

В принципе любая пластмасса может быть использована сама по себе, куском, а может быть «наполненной». Но на практике чаще всего термопласты используются без наполнителей, а вот отверждаемые смолы используются для изготовления наполненных, армированных пластмасс. Это как цемент. Он может быть сам по себе, а можно вставить туда армирующую сетку из стали, добавить песка и щебня и получить гораздо более прочный железобетон. Такие системы называют композиционными материалами.

Пластмассы «наполняют», усиливают, армируют стекловолокном, углетканью, волокнами других пластмасс. Кроме того могут быть разные неорганические наполнители типа мела, талька, силикона. Самой известной и распространенной наполненной композицией является «стелопластик» или фибергласс (Fiber – волокно, Glass – стекло). Наполненные композиции состоят из связующего (эпоксидная, полиэфирная и т.п. смола) и наполнителя (см. выше). В зависимости от используемого связующего и вида наполнителя можно получить изделия широкого спектра свойств.

Это было краткое и сумбурное введение :).

Возвращаемся к нашим баранам, а точнее к шлемам.

Шлемы.
Скорлупа шлемов.
Наружная часть шлемов изготавливается 1. Из термопласта. В большинстве случаев в современном мире это поликарбонат. Поликарбонат известен еще под торговыми марками Лексан и Макролон. На сегодня это один из самых прочных пластиков. Кроме поликарбоната, шлемы делают из АБС пластика – но это точно не то, что вам нужно. Ни одна достойная фирма делать шлемы из АБС не будет, так как он не обеспечивает достаточную прочность при разумной толщине. Поликарбонат дает прекрасную защиту от пробития, недаром его еще называют «пулестойким» стеклом. Но он хуже поглощает энергию удара чем шлемы из армированных пластиков

2. Шлем из композита. За счет армирования волокнами стекла он, при том же весе, будет прочнее. Еще легче будет скорлупа сделанная на основе композиции из смолы и кевлара. Кевлар – это тоже пластмасса. Из нее делают волокна, превосходящие по прочности на разрыв стальные, при той же толщине. Кевлар, это торговое название пара-арамидного волокна выпускаемого концерном Дюпон. В данном случае произошло замещение истинного названия торговой маркой, как все когда-то все копировальные аппараты стали ксероксами, а подгузники — памперсами. Еще большей прочностью обладают волокна из полиэтилена. Но не обычного, а сверхвысокомолекулярного. Т.е длина его молекул очень большая. Фактически это шаги в направлении известной в фантастике «мономолекулярной» нити – т.е практически неразрушимой на разрыв нитки состоящей из одной длиной молекулы. Ну и самым «модным» наполнителем является углеткань. Так что модный «Карбон» это тоже пластмасса (эпоксидная смола + углеткань). В зависимости от наполнителя, свойства композитного материала меняются в довольно широком диапазоне. Часто для достижения наилучшего результата по прочности при минимуме массы используется многослойная структура, когда различные слои наполнителя с различными свойствами связываются в одно целое с помощью связующего. Задача слоев и связующего не только защитить шлем от пробития, но и перераспределить силу внешнего воздействия и за счет внутренней деформации и разрушения перевести часть кинетической энергии удара в тепловую, к сожалению при этом шлем будет неизбежно и необратимо повреждён. Внутри большинства шлемов из композитов вы найдете и стекловолокно и кевларовые нити, и углевололокно и другие интересные вещи.

Энергопоглощающая вставка
Под скорлупой прячется вставка из пенопласта. Точнее это вспененный полистирол. Его свойства также подбираются таким образом, что бы он за счет своей деформации и частичного разрушения погасил кинетическую энергию накопленную вашей головой во время движения. Еще его задача что бы при встрече с препятствием ваш череп не остановился сразу. Есть еще более современный материал – пенополипропилен, но о применении его в мотошлемах мне не известно, хотя в вело он используется довольно широко.

Внутренняя обивка шлемов может быть сделана из пластмассы (полиамидные волокна, пенополиуретановые вставки, поливинилхлоридные вставки и т.п.), а может и из натуральных материалов. Визор может быть сделан только из поликарбоната. Точнее его можно сделать и из оргстекла (полиметилметакрилата) но это полное говно, которое при падении расколется и сможет вырезать или проткнуть вам что-нибудь нужное, например глаз, на лице.

Самым дешевым в изготовлении будет шлем из тонкого АБС пластика с визором из оргстекла. Копейки. Никаких гарантий. Самым дорогим и самым прочным будет сложный шлем с несколькими слоями разных и разноориентированных тканей, с качественной вставкой и подкладкой. Самым легким при высочайшей прочности будет шлем из углепластика (карбона). Но у чистого углепластика есть свои недостатки, в частности он колется. Именно поэтому ЧИСТО углепластиковых шлемов не бывает. Чаще всего карбоновый слой для красоты снаружи, а внутри старый добрый стеклопластик.

В принципе, разница между дорогим шлемом и хорошим шлемом за 200 долларов будет только в комфорте и ЧСВ носителя. В штатных режимах шлема из поликарбоната должно хватать для штатной защиты водителя. Чем выше скорость, тем меньше шансов. Чем выше ваш вес, тем меньше шансов. Так что худейте и не гоняйте.

Ах да. После удара шлем надо поменять. Почему? Потому что при ударе в шлеме могли появиться незаметные глазом трещины, которые при вторичном воздействии помещают превратить вашу кинетическую энергию в тепло, со всеми вытекающими из шлема мозгами последствиями.

И безусловно после удара головой в шлеме безвозвратно разрушается, сминается часть пенопластовой вставки.

О том почему шлем надо менять раз в пять лет.

PS Понять из какого пластика сделано практически любое пластмассовое изделие изделие можно по маркировке PS — полистирол PP — полипропилен (на сегодня это самый популярный пластик для изготовление обтекателей, бамперов и прочего наружного оперения) ABS — Сополимер акрилонитрила с бутадиеном и стиролом. До недавнего времени это был самый популярный пластик в автомобилестроении PU — Полиуретан PE — Полиэтилен (вариант HDPE или LDPE) PVC — поливинилхлорил PET — Полиэтилентерефталат (бутылки из него делают) PC — Поликарбонат PMMA — Полиметилметакрилат

freebiker.ru

Семь закрытых ретро-шлемов - Мото

Supercar > Мото > Семь закрытых ретро-шлемов06.06.2014

Евгений Багдасаров

Семь закрытых ретро-шлемовДля  ретро-байка вроде Royal Enfield, Triumph Bonneville или Yamaha SR400 нужен и шлем в соответствующем стиле. Открытые модели с классического дизайна есть в каталогах большинства компаний, но они не обеспечивают должной защиты челюсти. А закрытые шлемы распространены меньше, их буквально единицы. Мы решили сделать рейтинг ретро-интегралов. 

Увы, лишь некоторые продаются в России — для них мы указываем цену в рублях. Несмотря на ретро-стилистику, материалы и уровень безопасности у этих шлемов самые современные.

Типичный интегральный ретро-шлем лишен вентиляционных отверстий, а визор прикрепляется с помощью кнопок. Однако есть исключения. 

1. Les Ateliers Ruby Castel 

Семь закрытых ретро-шлемов

Самый эффектный и необычный шлем от парижского ателье Les Ateliers Ruby. И к тому же самый дорогой. Скорлупа выполнена из углепластика, а внутри шлем отделан кожей Nappa. Визор на шлеме Castel крепится либо с помощью кнопок, либо с помощью резинки. Вентиляционные отверстия расположены в области подбородка, а выпускные отверстия отсутствуют. Материал скорлупы: углепластикВес: 910-1450 гСертификация: DOT, ECE 22.05 Цена: от 930 евро (39900 руб в России)

2. Bell Bullitt

Семь закрытых ретро-шлемов

Моделью Bullitt компания Bell решила отпраздновать свое 60-летие. Это единственный ретро-шлем с полноценной вентиляцией, причем верхние круглые отверстия выполнены в виде кнопок. Скорлупа Bullitt выполнена из композитного материала. Подъемный визор фиксируется фирменным магнитным фиксатором Magnefusion. Выпуклый "пузырь" предлагается только для двухцветной модели (на фото), все прочие цветовые варианты предлагаются только с прямыми визорами.

Материал скорлупы: композитВес: 1400 гСертификация: DOT, ECE 22.05, ASЦена: от 358 евро (21900 руб в России)

3. Premier Trophy

Семь закрытых ретро-шлемов

Это реплика шлема 1970-х, выполненная по современным технологиям. Скорлупа интеграла сделана из композитного материала Premier DCA (дайнима, углеволокно, арамидное волокно). У Premier Trophy отсутствует вентиляция, зато есть подъемный визор. Материал скорлупы: композитВес: 1290 гСертификация: ECE 22.05Цена: от 259 евро

4.Biltwell Gringo

Семь закрытых ретро-шлемов

Этот недорогой шлем выполняется из ABS-пластика с внутренней оболочкой из пенополистирола. Подкладка — простроченная лайкра. Вместо странноватого визора на пяти кнопках лучше приобрести "пузырь", подходящий также для открытых моделей. Так шлем будет выглядеть намного эффектнее, вдобавок выпуклые визоры предлагаются во множестве расцветок. Материал скорлупы: ABS-пластикВес: 1170 гСертификация: DOTЦена: от 179 евро (от 9000 руб в России)

5. Tachibana GT-750 Grand Prix

Семь закрытых ретро-шлемов

Редкий интеграл из Японии в стиле классического Bell Star II. Он довольно тяжел, зато предлагается в нескольких вариантах раскраски. Шлем сертифицирован по японскому стандарту безопасности SG. Вентиляции у Tachibana GT-750 Grand Prix, зато есть подъемный визор.

Материал скорлупы: усиленный фибергласом пластик Вес: 1800 гСертификация: SGЦена: от 27980 иен (201 евро)

6. DMD Rocket

Семь закрытых ретро-шлемов

Классический шлем из 70-х c современным уровнем безопасности. Пять вариантов раскраски и два размера скорлупы. Здесь также подъемный визор и полное отсутствие вентиляционных отверстий.

Материал скорлупы: фибергласВес: 1500 гСертификация: DOT, ECE 22.05Цена: от 359 евро

7. Daytona Retro Ride

Семь закрытых ретро-шлемов

Чуть более легкий, чем DMD Rocket шлем Daytona Retro Ride также выполнен из фибергласа. Эта модель предлагается в единственном варианте раскраски. Кроме того, она не сертифицирована по более строгому европейскому стандарту ECE 22.05.

Материал скорлупы: фибергласВес: 1170-1200 гСертификация: DOTЦена: от 88 евро

Также по теме:

Комментарии

  • Facebook
  • Supercar.ru
  • Вконтакте

supercar.ru

helmets structure | Motowave.ru

1. Защитная оболочка (скорлупа) — внешний жесткий слой, предназначенный для принятия ударного воздействия и рассеивания его энергии по всей поверхности. Скорлупа шлема защищает от точечных проникающих ударов и уменьшает силу воздействия в точке удара. Помимо этого внешний слой защищает от истирания при скольжении. Защитные свойства скорлупы заключаются в её монолитности, она не может иметь швов или различаться по структуре в различных местах. Защитные оболочки в современных шлемах чрезвычайно прочные. Изготавливаются они в основном из поликарбоната, стекловолокна, композитных материалов (карбон и др.).2. Поглощающий слой — внутренний слой, гасящий энергию удара за счет собственной деформации. Изготавливается из материалов на основе пенополистирола (пенопласта). Часто присутствует не один сплошной поглощающий слой, а несколько с различной плотностью, или один, но переменной плотности. Такая конструкция позволяет более плавно и равномерно поглощать энергию.3. Лицевой щиток или визор — прозрачный элемент защиты лица. Изготавливается из поликарбонатных материалов. На гоночных моделях шлемов имеет специальный замок, препятствующий открыванию визора.4. Защитный элемент на подбородке изготавливается из материала напоминающую мелкопористую резину или из пенополистирола (как и поглощающий слой). Его задача защитить 

подбородок при ударе, так же как внутренний слой защищает поверхность головы.5. Система крепления — представляет собой пару ремешков и застежку. Существует несколько видов застежек ремешков: D-образные кольца («полукольца»), «трещетка», клипса. Использование не застегнутого шлема лишает большинства его защитных возможностей, так как при аварии шлем может слететь с головы после первого удара.6. Внутренний комфортный слой — внутренняя обивка для создания комфортных условий, часто съемная для возможности стирки. Этот слой не несет защитных функций.Для того чтобы понимать как шлем защищает голову, следует понимать механизмы ее травмирования. При аварии наиболее частыми являются травмы связанные не с переломами черепных костей, а с повреждением мозга — закрытыми травмами головы, по сути сотрясениями мозга различной степени тяжести. При ударе, головной мозг продолжает двигаться внутри черепа и сжимается в направлении движения, растягиваясь с противоположной стороны, потом происходит обратный процесс. При этом разрушаются нервные ткани и могут быть повреждены кровеносные сосуды, вызывая опасные внутренние кровотечения. 

Ещё более опасная ситуация, когда голова резко вращается вокруг оси позвоночника, при этом ткани мозга двигаются с различной скоростью и разрушаются — так называемое «диффузное повреждение мозга». И если в первом случае шлем способен справляться с проблемой, то во втором — его возможности крайне ограничены.Основная задача мотошлема: предотвратить проникновение ударяющих предметов к голове и погасить энергию воздействия. Первую функцию выполняет внешняя оболочка. Изготовленная из прочных и упругих материалов она способна остановить очень сильный удар. Снижением энергии воздействия занимается внутренний поглощающий слой. При принятии удара внешняя оболочка очень быстро останавливает шлем, рассеивая энергию по всей поверхности скорлупы. Но голова внутри шлема продолжает двигаться с той же скоростью что и прежде. Пористый материал поглощающего слоя сминается под весом головы и постепенно замедляет её. Эффективность поглощающего слоя увеличивается вместе с его толщиной и уменьшением плотности. Но кто-же захочет пользоваться шлемом полуметрового диаметра, поэтому толщина поглощающего слоя обычно не превышает пяти сантиметров, что накладывает ограничения на его плотность. Материал с небольшой плотностью рискует не остановить голову и полностью быть продавленным при ударе, что лишает его защитных функций. Жесткий материал, способен замедлить голову даже при сильном воздействии, но при слабом будет не очень эффективен и остановит голову слишком быстро. В это заключается проблема жесткости шлемов. Фактически, производители мотошлемов, следуя различным стандартам, предлагают шлемы, которые способны эффективно останавливать голову на скоростях до 7 м/c (25 км/ч). Но ведь мотоциклы ездят со скоростью за 200!. Действительно, но следует понимать что скорость удара шлема об асфальт не равняется скорости движения мотоцикла, а, по сути, будет соответствовать обычному падению с высоты роста пилота. Другое дело, если на пути скользящего шлема встретиться бордюр или стена. Именно поэтому трассы кольцевых мотогонок имеют такие широкие гравийные зоны безопасности, дающие возможность погасить скорость упавшему пилоту.

Защитные характеристика внешнего и внутреннего слоев регулируются различными стандартами во многих странах. Во многих странах, в том числе и в России, мотоциклист на мотоцикле обязан передвигаться только в застегнутом мотошлеме. К сожалению, законы в России не регламентируют обязательность использования сертифицированных шлемов, поэтому, фактически, можно ездить в чем угодно, что по виду напоминает мотошлем.

Дополнительной задачей шлема является обеспечение комфорта при движении. Большие скорости не оставляют выбора: шлем обязателен, без него в лицо будет попадать сильный поток воздуха, пыли или воды при дожде, особую опасность могут представлять насекомые. Шлем дает возможность сосредоточиться на управлении, не отвлекаясь на условия мешающие видимости. Некоторые модели современных шлемов оснащаются системами связи

По материалам сайта b e m o t o .r u

motowave.ru

Надо ли менять исправный шлем каждые 5 лет?

Arai. В условиях гарантии японский производитель поясняет, что:

"Все шлемы Arai имеют гарантию, покрывающую дефекты (брак) в материалах и сборке. Гарантия составляет 5 лет с даты первого использования, но не более 7 лет с даты изготовления. Шлем должен быть заменен на новый по истечении 5 лет с даты первого использования."

Schuberth. Ниже — строчка из FAQ, размещенный на официальном сайте Schuberth. На вопрос пользователя где брать запчасти к шлему, который уже не продаётся, ему отвечают, что надо идти к дилеру, но предупреждают:

"В целях вашей безопасности, обращаем Ваше внимание, что в зависимости от потребностей в использовании и ухода, шлем должен заменяться после 5-7 лет."

X-lite(Nolan)

Импульсивные Итальянцы также не вдаются в объяснения пользователю (всё равно не поймёт) и даже не боятся взаимоисключающих утверждений:

"У шлемов нет срока годности, но они должны заменяться после пяти лет регулярного использования."

Shoei.Производитель в описании обслуживании шлема приводит массу причин, по которым шлем должен быть заменен… Тут всё понятно – падения, аварии, итд. Но дальше идет еще один пункт:

"Даже если ничего из этого не произошло, мы, Shoei, рекомендуем замену (шлема) в течении 5 лет после первой продажи в розничной сети. "

В общем, производители высказались чётко. Но, надо понимать, что, несмотря на весь авторитет и уважение – это производители. Их бизнес не делать хорошие шлемы, а делать их и продавать. А еще не попасть на претензию по гарантии. В самом деле, не давать же пожизненную гарантию и не объявлять срок службы вечным – издергают бесплатной заменой всяких деталей, новые шлемы покупать не будут.

С другой стороны, шлемы они делают хорошие. Которые реально отрабатывают и спасают жизни. Дыма без огня не бывает – может и есть резон в этих цифрах? При этом продолжает напрягать одно – срок определен, а вот почему шлем надо менять, никто ответа не даёт. Ищем дальше, в независимых ресурсах:

Некоммерческая (в отличие от производителей экипировки) организация Авторитетный Фонд Снелла отвечает на наш вопрос следующее:

"Рекомендация пятилетней замены шлема основана на единодушном мнении производителей шлемов и фонде Снелла. Клеи, смолы и другие материалы, используемые в производстве шлема могут оказывать воздействие на материал подкладки. Масла для волос, выделения тела, косметика, так же как и естественный износ, всё это вносит вклад в снижение качества шлема. Сделанные на основе нефти очистители, краски, топливо и другие часто встречающиеся материалы также ухудшают материалы, используемые во многих шлемах и могут привести к снижению его характеристик. Кроме того, как показывает опыт, в течении пятилетнего срока происходит заметное улучшение защитных характеристик шлемов в из-за развития материалов, конструкций, методах производства и стандартов. Таким образом, рекомендация заменять шлем раз в пять лет вытекает из разумной философии безопасности."

Хорошо, с этим ясно. А что по поводу материалов? Ведь производители не скрывают, из чего они делают шлемы. Может имеет смысл посмотреть характеристики этих материалов — действительно-ли они разрушаются со временем? Стандартный шлем имеет три слоя и состоит из жёсткой скорлупы, энергопоглащающего материала и внутренней подкладки.

Наружная оболочка мото шлема – жёсткая скорлупа, изготовленная из разных материалов (термопласты или композиты). Из термопластов чаще всего используется ABS или поликарбонат. Для композитных материалов как правило используются стеклоткань, карбон или кевлар. В качестве связующего используются эпоксидные или полиуретановые смолы, а также термопластик с различными присадками. С композитами сложно — там столько всего намешано, что вычленить характеристики отдельного материала довольно сложно.

А вот бюджетные и распространенный ABS-пластик проверить можно:

  • Растворяется в сложных эфирах, кетонах, 1,2-дихлорэтане, ацетоне.
  • Некоторые виды АБС могут разрушаться под воздействием солнечного света.

Не врут, получается. Протерли ацетончиком шапку из АБС пластика, чтобы смыть, например, остатки мошек, разбившихся о шлем после дальняка — получайте ухудшение характеристик. Поплыл ваш ABS. Или там, бросили на солнце — всё, просела шапка. Хотя может она у вас и не из «некоторых видов пластика»? Но опять таки — причём тут время? Вы можете абсолютно новую шапку на солнышке поджарить или ацетоном угробить. Откуда 5-7 лет? ABS пластик не разрушается от контакта с воздухом, насколько известно.

Второй слой — демпфирующий, энергопоглащающий. Делается обычно из пенопласта\пенополистирола. Одним из преимуществ этого материала в разных источниках всегда заявляется долговечность: "Одним из способов определения долговечности пенополистирола является чередованием нагревания до +40 °C, охлаждения до −40 °C и выдерживанием в воде. Каждый такой цикл принимается равным 1 условному году эксплуатации. Утверждается, что долговечность изделий из пенополистирола по данной методике испытаний составляет не менее 60 лет, а то и 80 лет."

Тем не менее, если долговечность установлена, значит пенополистирол всё-таки разрушается от времени. Правда 5 и 60 лет — несколько разные цифры…

Выходит 5-7 лет это сильно усреднённый срок. В большей степени он продиктован маркетингом и желанием максимально обезопасить конечного пользователя. На долговечность шлема влияют масса факторов. И вышеуказанный срок является сильно обобщенным. Срок службы шапки активного мотопутешественника или спортсмена, у которых шлем — наиболее часто одеваемый предмет гардероба по жизни, никак не может быть таким же, как у каферейсера, который за неделю проезжает 50км по маршруту дом-гора-бар.

С другой стороны — логика в замене шлема есть. Пенополистирол материал довольно хрупкий и тупо сминается об вашу голову в процессе многочисленных сниманий-надеваний и общих вибраций при езде. Агрессивных нефтесодержащих жидкостей действительно много в нашей жизни и они могут медленно, но верно разрушать Ваш шлем.

В любом случае решение о замене шлема принимать вам.

moto-hit.ru


Смотрите также