«Путь из варяг в греки» и его значение для древнерусской торговли и истории. Через какое озеро в давние времена шли суда из скандинавии в византию
Путь из варяг в греки
Путь «из варяг в греки» — водный путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Само выражение «путь из варяг в греки» взято из Повести временных лет и звучит на самом деле немного не так. У Нестора-летописца написано: «путь из варяг в греки и из грек…». То есть, подразумевалось двустороннее движение — не только из Скандинавии в Византию, но и из Византии на север.
Сам путь без конкретных деталей описан в летописи во введении, рассказывающем о полянах и путешествии легендарного апостола Андрея, побывавшего у северных народов: «Когда же поляне жили отдельно по горам этим тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепр, а в верховьях Днепра волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское». Как мы знаем, река Волхов впадает в Ладожское озеро, которое соединено с Финским заливом рекой Невой. Но в те времена Нева была не просто рекой, а гораздо более широким водным протоком. Поэтому некоторые письменные источники X-XI веков вообще не разделяли Ладожское озеро и Финский залив, у них озеро Нево — это просто часть Финского залива и Ладоги одновременно.
Маршрут из варяг в греки для скандинава мог начинаться и на острове Готланд (Висбю), и в одном из древних торговых центров Скандинавии (Сигтуна, Бирка) и южного берега Балтики (Винета, Старигард, Ральсвик, Щецин). Начало путешествия с севера на юг в большинстве случаев приходилось на весну и лишь иногда на осень — в таком случае путешественникам приходилось на время прерывать свой путь и зимовать, оставаясь, например, в Ладоге до следующей весны.
По Балтийскому морю скандинавы плыли к Финскому заливу. Путешествие по морю могло осуществляться на корабле (ладье) довольно больших размеров — не менее 16 метров в длину при ширине более 2 метров. Такая ладья имела не менее 8−10 пар весел и обязательно парус.
Из Финского залива суда попадали в Неву, преодолевали там пороги, а затем оказывались в штормовом Ладожском озере. Из Ладоги ладьи попадали в реку Волхов. До низовьев Волхова варяги могли плыть на тех же больших кораблях, что они использовали для плавания по морю. Но морские ладьи не могли проходить по речкам: они были слишком большие и тяжелые. Поэтому в Ладоге скандинавские торговцы или воины пересаживались на ладью меньшего размера. Речные ладьи также могли иметь парус, но количество гребцов было меньшим. Их размер был не больше 10−12 метров в длину, а осадка — не более полуметра.
Двигаясь от Ладоги вверх по Волхову, судам надо было преодолеть Волховские и Пчевские пороги, которые сильно затрудняли передвижение по воде в общей сложности на протяжении почти 20 километров.
Из Волхова через Рюриково городище суда попадали в озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловать с дальнейшим переходом в Днепр.
Как именно проходил путь от Ловати до Днепра точно неизвестно. Возможно, маршруты были разными. Один из возможных вариантов пути пролегал через Западную Двину: из Ловати волоком через водораздел до озёр Усвятское и Узмень, откуда по реке Усвяче в Западную Двину.
Наиболее удобные переходы из Западной Двины к Днепру были на участке между Витебском и Суражем, с одной стороны, и Смоленском и Оршей, с другой стороны, где расстояние между Днепром и Западной Двиной доходит до 80 км, а притоки этих рек подходят друг к другу на расстояние до 7−15 км, что делало возможным переправлять суда и грузы волоком.
Предполагается, что существовало два главных пути между Западной Двиной и Днепром. Первый — через реку Касплю и одноименное озеро, по рекам Удре и Клец, волоком через деревню Ермаки, через озеро Купринское и реку Катынку. Второй — через реку Касплю в реку Рутавечь, через озеро Большое Рутавечь, волоком через деревню Переволочье и по реке Березине до Днепра.
Днепр в верхней части течет с востока на юго-запад, и плыть по нему можно было относительно спокойно до того места, где он резко поворачивает на юг (примерно в районе Орши), вблизи этого места располагаются Кобеляцкие пороги. А в низовьях Днепра было еще девять серьезных порогов, описанных византийским императором Константином Багрянородным в середине X века. Достаточно выразительны имена этих порогов, приведенные императором: Не спи, Сверкающий, Бушующий, Ненасытный и т. д.
Путь по Днепру выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги. Перед тем как выйти в море, судам требовалась дополнительная оснастка. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Выходя в море, суда двигались на запад, шли вдоль черноморского побережья (Румелийского берега).
Таким образом варяги прибывали в Константинополь. Скандинавские торговцы везли туда железо-сырец, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, янтарь. Из Северной Руси они везли меха, льняные ткани, лес, мёд, воск, кожи, смолу. Обратно из Византии везли вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, иконы, книги.
diletant.media
Путь «из варяг в греки» — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Пу́ть «из варя́г в гре́ки» — древний водный (морской и речной) и сухопутный торговый путь из Балтийского в Черное море в Византию. По этому пути в 9-12 веках шла активная торговля Руси и Северной Европы с Византией.
Торговый путь проходил от Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать, затем волоком до реки Тора, которая впадала в Западную Двину, далее вних по Двине до Кастли, затем волоком до Днепра и далее в Черное море. На этом пути находились крупнейшие города — Новгород Великий, Киев.
В древних трактатах описан также путь от Новгорода до Днепра, а также вариант связи среднего Поднепровья с волжским торговым путем, через Азовское море. Киев оставался одним из главных городов, через который шли все сухопутные пути, как на восток (в Булгар), так и на запад (в Европу) — через Краков в Регенсбург.
В «Повести временных лет» путь описан следующим образом:
бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река.
«Повесть временных лет»
Из Новгорода (Северной Руси) — везли меха пушных зверей (соболя, куницы, бобра, выдры, бобров), ткани из льна, кожу, лес, смолу, мед, воск, кованую утварь, изделия из керамики, оружие.
Из Киева (Южной Руси) — хлеб, разные ремесленные и художественные изделия, серебряные монеты и др.
Из Скандинавии на юг везли железо-сырец, оружие, художественные изделия, моржовую кость, изделия из китовой кожи.
Из Византии — вина и пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги.
Из Прибалтики — янтарь.
megabook.ru
Путь из варяг в греки
Сведения о том, какой путь из варяг в греки, то есть из земель, прилегающих к Балтийскому морю, в страны Средиземноморья, был избран нашими предками для торговых путешествий, а порой и военных походов, хранят в себе пожелтевшие страницы древних летописей. Раскрыв их, попытаемся ощутить ту давно канувшую в Лету эпоху и проследить маршрут бесстрашных купцов-путешественников.
Водные пути – предшественники сухопутных дорог
В те времена, описание которых содержится в Повести временных лет – древнейшем летописном своде, авторство которого приписывается киевскому святому преподобному Нестору Летописцу, - дорог в нашем понимании этого слова ещё не было. Но поскольку развитие торговых отношений требовало постоянных разъездов, альтернативными путями коммуникаций стали реки, которыми весьма богата Европа.
Именно по этим водным магистралям двигались купеческие ладьи, наполненные товаром, доставляемым ими в соседние страны. С течением времени путешественники стали отдавать предпочтение определённым, наиболее удобным для себя путям, из которых образовывались уже определённые торговые маршруты, движение по которым с каждым десятилетием становилось всё интенсивнее.
Самый протяжённый торговый путь
Образование таких торговых путей весьма благоприятно сказывалось на жителях прибрежных районов. Их поселения богатели, постепенно становились торговыми узлами, а некоторые со временем превращались в города. Кроме того, речные и морские коммуникации, соединяя между собой экономически развитый Запад с богатыми странами Востока, способствовали установлению международных отношений, а также развитию мировой культуры.
Одной из таких магистралей стал торговый путь из варяг в греки, подробно описанный летописцем Нестором. Он считается самым протяжённым из всех известных науке. Его протяжённость лишь по территории древней Руси составляла порядка 2850 километров, причём пролегал он не только по рекам и озёрам, но частично и по суше, где ладьи приходилось перетаскивать волоком.
От суровой Балтики к берегам солнечной Эллады
Путь из варяг в греки – это торговый маршрут, связывавший экономически развитые центры побережья Балтийского моря (летописец именует его Варяжским) с Центральной Русью, а позже - с её многочисленными удельными княжествами. Далее он уходил в степные просторы Причерноморья, являвшиеся в те времена прибежищем кочевников, и, преодолев Чёрное море, достигал Византии – восточной территории некогда мощной, но к тому времени распавшейся Римской империи. Оставив позади шумные рынки Царьграда, северные негоцианты продолжали свой путь в Средиземное море, где их ждали богатые прибрежные города. Рассмотрим подробнее торговый путь из варяг в греки и остановимся на основных его этапах.
Начало долгого пути
Принято считать, что своё начало он брал на озере Мэларен, расположенном на территории современной Швеции. На острове, расположенном в его центре, и по сей день находится поселение, называемое Бирка, в древности представлявшее собой крупный торговый центр, куда свозились товары со всей Скандинавии, и где шла бойкая торговля. Об этом свидетельствуют старинные монеты разных государств, найденные во время недавних археологических раскопок.
Оттуда гружённые товаром ладьи выходили в Балтийское (Варяжское) море и двигались к острову Готланду, также представлявшему собой крупный торговый узел, жители которого извлекали из коммерческих операций немалые выгоды, а потому радушно встречавшие гостей. Совершив там ряд промежуточных торговых сделок и пополнив запасы, купцы, следуя вдоль балтийского побережья, заходили в устье Невы и, поднявшись по ней, попадали в Ладожское озеро.
От ладожских просторов до Новгорода
Следует заметить, что путь из варяг в греки – это было крайне тяжёлое и опасное предприятие. Не только морские участки пути, но также и речные, и озёрные, таили в себе немало опасностей. Уже в начале следования, преодолевая невские пороги, приходилось вытаскивать ладьи на берег, и значительное расстояние тащить их волоком, что требовало немалых сил и выносливости. Что же касается Ладоги, печально-известной своими внезапными штормами, то она порой таила для путешественников смертельную опасность.
Далее, описывая подробный путь из варяг в греки, летописец сообщает о том, что с Ладожского озера караваны судов поднимались по реке Волхов и, достигнув Новгород, первого крупного русского города, встретившегося на их пути, надолго в нём задерживались. Некоторые купцы, не желая продолжать дальнейший путь и тем испытывать судьбу, распродав на новгородских рынках свой товар и закупив новый, поворачивали назад.
На пути к Днепру
Те же, кто непременно желал обогатиться на солнечных берегах Средиземноморья, продолжали путь. Покинув Новгород, они поднимались по Волхову и, достигнув озера Ильмень, следовали вверх по впадавшей в него реке Ловать. Далее купцам, засидевшимся в ладьях среди тюков с товарами, представлялась возможность размять ноги: миновав Ловать, им приходилось вытаскивать на берег свои суда и, пользуясь бревенчатыми роликами, тащить их до берега Западной Двины.
На её издревле обжитых берегах торговля возобновлялась, и здесь же к скандинавам во множестве присоединялись славянские купцы, также в поисках барыша направлявшиеся к городам Средиземноморья. Всех их впереди ждали новые тяготы, так как между бассейнами Западной Двины и Днепра, куда лежал их путь, предстоял пеший переход, сопряжённый всё с тем же перетаскиванием посуху хоть и небольших, но гружённых товаром судов.
Торговля в городах Приднепровья
Оказавшись в водах Днепра, на берегах которого их встречали такие крупные города, как Смоленск, Чернигов, Любич и, наконец, матерь городов русских – Киев, путешественники получали достойное вознаграждение за все понесённые ими труды. В каждом из них шла бойкая торговля, благодаря чему проданный товар сменялся вновь купленным, а объёмистые купеческие кошели приобретали приятную округлость.
Здесь, как и в Новгороде, часть путешественников завершала свой путь и отсюда уже с новым грузом возвращалась домой. Дальше следовали лишь самые отчаянные, ведь в те давние времена путь из варяг в греки – это был, по сути, вызов судьбе, так много всего непредвиденного и непредсказуемого могло ожидать смельчаков.
Путь за море
Их дальнейшие приключения начинались сразу же у днепровских порогов, представлявших в те годы серьезную опасность для судоходства, так как ладьи приходилось перетаскивать по берегу, где их уже поджидали засады кочевников, оглашавших берега свистом своих стрел. Но и те, кому удавалось благополучно миновать эти гиблые места и выйти в Чёрное море, ещё не могли вздохнуть с облегчением – впереди их ожидали новые опасности.
Но вот, достигнув, наконец, противоположного берега, хранимые судьбой негоцианты оказывались в богатой и утопающей в роскоши столице Византии – Константинополе, который у славян было принято называть Царьградом. Здесь на шумных и многоголосых рынках привезённый товар с выгодой продавался, уступая место новым запасам.
Венец трудов и возвращение домой
Путь из варяг в греки, описание которого мы встречаем у Нестора Летописца, продолжался далее через воды Средиземного моря. Он приводил тех, кому удавалось избежать штормов, лихорадки или встречи с пиратами, хозяйничавшими на водных просторах, в благословенный Рим, а также другие богатые города Италии и Греции. Это была конечная точка путешествия – итог многомесячных трудов. Однако благодарить судьбу за её благосклонность было ещё рано – впереди предстоял не менее опасный обратный путь.
Чтобы возвратиться домой и войти под родимый кров, купцы через Средиземное море выводили свои караваны в Атлантику и, огибая всё побережье Западной Европы, достигали скандинавских берегов. Стараясь свести к минимуму риск и продвигаясь по возможности ближе к берегу, они останавливались во всех крупных прибрежных городах, где также вели свою бесконечную куплю-продажу. Таким образом, путь из варяг в греки, краткое описание которого стало темой данной статьи, огибал всю Европу и завершался в своей исходной точке.
Ассортимент купеческих товаров
Чем же торговали те, кто проделывал столь трудный и опасный путь из варяг в греки? Города, расположенные по берегам морей и рек, через которые пролегал их маршрут, имели свои индивидуальные экономические особенности, и это, разумеется, сказывалось на ассортименте как привозимых, так и вывозимых товаров. Хорошо известно, например, что Волынь и Киев предлагали в большом количестве, а следовательно по весьма сходным ценам хлеб, серебро, оружие и всевозможные изделия местных ремесленников.
Жители Новгорода щедро снабжали рынок мехом пушных зверей, мёдом, воском, а главное – лесом, дешёвым и доступным в их краях и крайне дефицитным на юге. Поскольку путь из варяг в греки проходил через большое количество городов и даже стран с различными особенностями экономики, то ассортимент товаров постоянно менялся.
Общим же, как правило, было то, что начинали свой поход купцы основательно наполнив ладьи исконными дарами балтийских стран: оружием, янтарём и лесом. А возвращались - гружёные пряностями, заморскими винами, книгами, дорогими тканями и произведениями ювелирного искусства.
Влияние торгового пути на развитие государства
По мнению наиболее авторитетных исследователей, путь из варяг в греки – это был важнейший фактор, оказавший влияние на развитие международных связей той эпохи. Именно благодаря ему Древняя Русь наладила отношения с Византией, откуда к ней пришло христианство и различные технические новшества, а также с государствами Средиземноморья.
На внутригосударственную жизнь Древнерусского государства он оказал влияние, связав два таких крупных её центра, как Новгород и Киев. Кроме того, благодаря столь прочно установившемуся маршруту следования купеческих караванов, каждый близлежащий город получал возможность беспрепятственно сбывать распространённый в его краях товар. Это самым благоприятным образом влияло на экономику страны в целом.
Торговый путь, ставший дорогой войны
Как известно из летописных сводов, и в первую очередь из «Повести временных лет», многие древнерусские полководцы в своих походах использовали путь из варяг в греки. Реки, служившие магистралями для торговых сообщений, в этих случаях становились дорогами войны.
В качестве примера можно привести князя Олега, прозванного Вещим и широко известного благодаря бессмертному стихотворению А. С. Пушкина. В 880 году, используя уже известный речной маршрут, он со своей дружиной сумел дойти до Киева и овладеть им.
Подчинив себе также все встретившиеся по дороге города, князь тем самым объединил большинство славянских земель. Таким образом, путь из варяг в греки, кратко описанный летописцем Нестором, сыграл существенную роль в создании единого Российского государства.
Далее, в 907 году, князь Олег, используя тот же водный путь, совершил свой исторический поход на Византию, овладел Царьградом и, прибив на его вратах в знак победы собственный щит, заключил ряд выгодных торговых и политических соглашений.
Этим же маршрутом в 941 году, совершая военный поход, достиг берегов Босфора его преемник – князь Игорь. Кроме того, можно вспомнить имена князя Святослава, прозванного за полководческий талант древнерусским Александром Македонским, Александра Невского и многих других, умело использовавших водный путь, проторённый купечеством.
fb.ru
«Путь из варяг в греки» и его значение для древнерусской торговли и истории
Одним из самых старых и протяженных являлся так называемый «Путь из варяг в греки». Его часть, что проходила по Руси, проложенная не только по рекам и озёрам, но и по суше, была в длину около 2800 километров. Он связывал между собой Варяжское море (раньше так называли Балтийское море), Русь, а позже многочисленные русские удельные княжества, Причерноморские степные просторы, занятые кочевыми народами, Византию, восточную часть распавшейся Римской империи, и Средиземноморье.
Началом этого пути принято называть озеро Мэларен (территория современной Швеции). Главной торговой точкой всей Скандинавии, куда стекались купцы со всего полуострова, по мнению историков, было поселение Бирка, в Швеции, судя по археологическим находкам, там велась бурная торговля, до сих пор на той местности, где находилась Бирка, находят монеты различных королевств.
Следующим пунктом, к которому шел путь, был остров Готланд, также крупный торговый центр на Балтике, жители острова с удовольствием торговали с иноземцами и не препятствовали торговле. Далее купеческие суда плыли вдоль берегов Варяжского моря и часто останавливались в прибрежных городках. Доплыв до устья Невы, торговцы по реке преодолевали путь до ладожского озера. Из озера они попадали в Великий Новгород по реке Волхов, первый крупный русский город. Тут часть купцов останавливалась на долгое время и, распродав весь товар, возвращалась обратно.
Далее корабли преодолевали озеро Ильмень и шли по реке Ловать. Миновав Ловать, ладьи волокли по суше до Западной Двины. На берегах этой реки торговля продолжалась, здесь часто к скандинавам присоединялись уже славянские суда. Бассейны Западной Двины и Днепра соединялись опять же сухопутным путем.
На Днепре стояли Смоленск, Любеч, Чернигов и Киев, столица древнерусского государства. В каждом из этих городов шла активная торговля, здесь же сплавлялись по Днепру ладьи славян. Преодолев днепровские пороги, где кочевниками часто устраивались засады, славяне и скандинавы попадали в Черное море. Пересекая море, суда попадали в богатую столицу Византии – «Царьград» (так славяне называли Константинополь). По сохранившимся источникам можно делать вывод, что Константинополь был не последним городом, куда вел древний путь. Дальше можно было попасть, в Рим и другие богатые города Италии. Далее через Средиземное море, купеческие караваны выходили в Атлантику и, огибая всю западную Европу, следовали до самой Скандинавии, по пути останавливаясь в крупных торговых узлах и пунктах. Таким образом, начав путь в Балтийском море, купцы возвращались сюда, уже огибая всю Европу по морю.
Чем же торговали купцы? Что привозили из далеких стран и продавали уже у себя на родине? Русские летописи часто упоминают различные пряности, вина, книги, ювелирные изделия, иконы, дорогую ткань (все это тогда было роскошью и большой редкостью, поэтому заслуживало особого внимания летописцев), ввозимые из Византийской империи. Киев и Волынь торговали через своих людей ремесленными изделиями, оружием, серебром и хлебом. Новгородцы торговали мёдом, воском, мехом пушных зверей, а также лесом, которого на родине было в избытке и так не хватало на юге. Балтийские страны предлагали свое оружие, лес и янтарь. Страны Западной Европы служили источником предметов искусства.
«Путь из варяг в греки» для славян имел огромное значение. Благодаря торговле на этом пути, славяне имели доступ к рынкам сбыта достаточно распространенного товара в своих местах. Торговый путь также связывал два важнейших политических и экономических центра древнерусского государства – Новгород и Киев, позволял быстро перемещаться по Руси. Также торговый путь способствовал развитию городов на его пути внутри государства, Постепенно Русь наладила связь с Византией (откуда на славянские земли пришла православная вера и вместе с ней технические новшества) и другими иноземными государствами.
«Путь из варяг в греки» часто служил дорогой для древнерусских полководцев, по которой они шли со своей ратью на врагов. В 880 году Олег, прозванный народом Вещим, совершил свой поход на города южной Руси, в том числе и на Киев. Со своей дружиной он шел вдоль, уже известного нам торгового маршрута. Следуя этому маршруту, он все дальше продвигался на юг, подчиняя своей власти все города на пути. Дойдя до Киева, он захватил его и объединил все славянские земли, создав мощную державу. Получается, торговый путь сыграл немаловажную роль в объединении Руси.
В 907 году Олег, пользуясь удобной водной дорогой, предпринял свой знаменитый поход на Царьград, взял его и заключил выгодное торговое соглашение с Византией.
В 941 году уже князь Игорь, повторив маршрут своего предшественника, напал на столицу Византии.
Пользуясь различными водными ответвлениями торгового пути, князь Святослав, его еще называют древнерусским Александром Македонским за его полководческий дар, неоднократно ходил в походы в целях завоевания новых земель.
В период удельных княжеств, когда Русь распалась на отдельные, независимые друг от друга княжества, этот путь верой и правдой служил различным князьям как транспортная сеть, и те часто пользовались этим, нападая друг на друга или кочевников.
На Реке Неве в 1240 году состоялась битва между шведским войском и русской ратью, а в 1242 году Александр, прозванный в народе Невским, одержал победу уже над немецкими рыцарями-крестоносцами на льду Чудского озера, тем самым защитив северо-западные земли Руси от завоевателей и чужой католической веры.
Из всего этого можно сделать вывод, что торговый «Путь из варяг в греки» имел не только большое экономическое, но и военное значение для Руси в разные моменты её истории.
www.istmira.com
Путь «из варяг в греки»
Русская земля лежала на перекрестках водных и сухопутных путей. Для развития страны была важна торговля с соседями. А соседями Руси были скандинавы — северяне и южане — греки.
Нападение викингов
В I тыс. хорошие дороги в Европе сохранились только на западе, там, где некогда существовала мощная Римская империя. Главными путями тогда были реки. И воины, и купцы двигались на своих ладьях по рекам с севера, из Скандинавии, на юг. Путь, ведший из Скандинавии в Византию, так и назывался — «из варяг в греки», потому что варяги в большинстве своем пришли из Скандинавии, а основу Византийской империи составляли греческие земли. И начинался этот путь там, где сегодня расположился город Санкт-Петербург, в устье Невы. В те времена всю реку называли Невским устьем, или устьем озера Нево. Это озеро сегодня называется Ладожским. Из Ладоги путешественники попадали в реку Волхов, а из Волхова — в озеро Ильмень. Не удивительно, что именно неподалеку от этого озера вырос богатеющий на торговле Новгород, где сходились купцы из разных племен и вели оживленный торг. Но до Черного моря было еще очень далеко. В Ильмень впадала река Ловать, и по ней ладьи двигались на юг. Это был нелегкий путь — все время на веслах против течения. Но главные трудности ожидали людей впереди. Их целью были верховья Днепра, впадающего в Черное море, но путь к Днепру шел через Западную Двину. И тогда корабельщики волоком по суше перетаскивали свои ладьи в эту реку. Подойдя по ней и ее притокам как можно ближе к Днепру, они снова выбирались на сушу и достигали цели, перетягивая свои корабли волоком. На Днепре купцы и воины устраивали привал, чинили и смолили свои ладьи. Местные жители издавна добывали и гнали смолу для этих целей. Со временем там вырос город, который теперь носит имя Смоленск. Трогаясь в дальнейший путь, путешественники знали, что впереди, за Киевом, их ждет серьезная опасность — Днепровские пороги. Из-за этих каменных выступов, преграждавших путь ладьям, суда приходилось снова перетягивать волоком. Сегодня Днепровских порогов пет — они были затоплены в 1920-х гг. при строительстве Днепрогэса. Но в те времена, только миновав пороги, ладьи могли вниз по течению Днепра спуститься к Черному морю.
Таким был торговый путь «из варяг в греки». Так поддерживали связь между собой растущие государства Северной Европы и старые центры цивилизации, где некогда существовала блестящая античная Эллада, повлиявшая на весь ход мировой истории и уступившая свое место новой христианской культуре Византии. Постепенно росли города и на Руси, ставшей перекрестком дорог между севером и югом, востоком и западом.
Что такое волок?
Участок суши между двумя реками, через который в старину перетаскивали суда для продолжения пути по воде, назывался волоком.
Перетягивание корабля волоком было тяжелым трудом, требующим неусыпного внимания и немалой силы. На пути, по которому тащили ладью, выкладывали бревна, наподобие шпал. С помощью крепких веревок корабль вытаскивали на сушу и катили по этим бревнам.
Волоки охранялись. Люди, жившие в тех местах, нанимались к корабельщикам в помощь. Таким образом там вырастали поселения, становившиеся городами и селами. Некоторые из них сохранились до наших дней (города Вышний Волочёк в Тверской области, Волоколамск в Московской области, деревни Волоковая и Переволочье в Смоленской области).
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Путь из варяг в греки
Давно устоявшееся и привычное выражение «путь из варяг в греки» на слуху не только у историков и археологов, но и у обычных людей: школьников, преподавателей истории в школе и остальных. Что под этим подразумевается? Разные специалисты немного по-разному видят содержание этого выражения.
Тамара Пушкина, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ им. М. В. ЛомоносоваНа мой взгляд, правильнее понимать это как определение некоего географического пространства, на протяжении которого осуществлялись культурные и торговые взаимосвязи между разными народами и племенами. Это пространство на одном конце включало в себя Северную Европу и Скандинавию, а на другом – балканский мир и Византию, а между ними – Восточную Европу и Древнюю Русь. Относительно недавно понимание пути из варяг в греки не как четкой спланированной транспортной магистрали, а скорее как направления, по которому осуществлялись разного рода контакты, было предложено известным археологом Е.Н. Носовым.
История названия «пути…»
Само выражение «путь из варяг в греки» на самом деле звучит немного не так, как мы привыкли. В недатированной части Повести временных лет у Нестора-летописца написано: «путь из варяг в греки и из грек в…». Видимо, подразумевалось двустороннее движение – не только из Скандинавии в Византию, но и из Византии на север.
Археологические находки, связанные с восточноевропейским отрезком маршрута пути из варяг в греки, известны с XIX века. Именно тогда были проведены первые раскопки на южном берегу Ладожского озера, в низовьях Волхова, на Верхнем Днепре в Гнездове (окрестности Смоленска), в Среднем Поднепровье, в первую очередь в Киеве, а также Чернигове. В курганах, относящихся к концу IX и X веку, были найдены арабские и византийские монеты, дорогая поливная посуда, скандинавские украшения и др. Кстати, тогда же происходили раскопки известного шведского памятника Бирки, в курганах которой были обнаружены восточные и византийские монеты, византийский текстиль. А к началу XX века археологами и нумизматами был собран значительный материал, который мог проиллюстрировать слова древнерусской летописи о легендарном пути.
География пути
Сам путь в довольно общем ключе и без конкретных деталей описан в летописи во введении, рассказывающем о полянах и путешествии легендарного апостола Андрея, побывавшего у северных народов: «Когда же поляне жили отдельно по горам этим тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепр, а в верховьях Днепра волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское». Как мы знаем, река Волхов впадает в Ладожское озеро, которое соединено с Финским заливом рекой Невой. Но в те времена Нева была не просто рекой, а гораздо более широким водным протоком. Поэтому некоторые письменные источники X–XI веков вообще не разделяли Ладожское озеро и Финский залив, у них озеро Нево – это просто часть Финского залива и Ладоги одновременно.
Итак, летописец сообщил, что по Волхову можно попасть в «великое озеро Нево», а устье того же озера впадает в море Варяжское, и «по тому морю можно плыть до Рима». Варяжское море – это Балтийское море. Чтобы доплыть по нему до Рима, фактически нужно обогнуть всю Европу и, пройдя многочисленные проливы, войти в Средиземное море. А летописец отмечает, что от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду и оттуда в Понтское море, то есть в Черное море, в которое впадает Днепр. Так и замыкается круг. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что описанный в летописи маршрут (если не обращать внимания на слова о том, что из Варяжского моря попасть в Рим) – это в действительности целая система рек, входящая в бассейны Днепра, Западной Двины и Волхова, которая формирует Балтийско-Днепровский путь, соединяя Балтийское море с Черным.
Но, кроме этого, есть еще и другая система рек, которая соединяет Балтийское море с Каспийским. Из ильменского бассейна реки Мста и Пола выходили на Верхнюю Волгу, откуда путь лежал далее вниз по Волге до Каспийского моря через хазарские пределы – это так называемый Балтийско-Волжский путь. Нетрудно заметить, что оба пути имеют общий северный отрезок, связанный с Волховом. Таким образом, перед попавшими на озеро Ильмень скандинавами стоял выбор: плыть на юг, в Царьград, или на восток за арабским серебром. В связи с этим замечу, что известный по скандинавским источникам Восточный путь, или Аустрвег (то есть все пути, которыми скандинавы достигали юго-восточного берега Балтийского моря или двигались на Русь), в какой-то период включал в себя и Балтийско-Днепровский вариант, который мы традиционно рассматриваем как путь из варяг в греки.
Природные условия
Многие исследователи пытались понять, как в действительности могли проходить пути через огромное пространство Восточной Европы, по каким речкам было бы удобней пробираться с севера на юг или с юга на север, они внимательно изучали географические карты, анализировали соотношение речных систем. Кроме того, были рассмотрены сообщения письменных источников разного времени: торговые грамоты XII–XIV веков, саги, записки путешественников XVI–XVII веков и др. Комплексное изучение разного вида источников, в том числе археологических и нумизматических, позволяет ответить на некоторые вопросы об условиях, способах и времени использования пути из варяг в греки, протяженность которого только по территории Восточной Европы составляла около 2000 километров (а от побережья Средней Швеции до Константинополя – более 4000 километров).
Совершенно очевидно, что пройти от озера Нево до устья Днепра или наоборот было не так просто, и не только потому, что в целом ряде случаев на каких-то участках ладьи должны были двигаться против течения, что тяжело. В большинстве случаев северная территория, по которой проходил намеченный специалистами путь, в IX–X веках была малозаселенной или вовсе пустынна. Одним из серьезных препятствий были речные пороги, где быстрое течение и камни грозили потопить ладьи торговцев-воинов. Например, двигаясь от Ладоги вверх по Волхову, надо было преодолеть Волховские и Пчевские пороги, которые сильно затрудняли передвижение по воде в общей сложности на протяжении почти 20 километров. Всего же, по мнению некоторых авторов, общая протяженность преодолеваемых порогов на этой магистрали могла доходить до 200 километров.
Озеро Ильмень тоже очень бурное, по нему надо уметь пройти даже сейчас. Продолжая из Ильменя путь на юг по реке Ловать, опять надо идти против течения, причем до какого-то определенного места, ближе к верховьям реки. С Ловати попасть на Днепр можно, только используя сеть небольших речек, которые впадают в Западную Двину с левой стороны, с юга – они своими верховьями связаны с правыми притоками Днепра. Такими реками могли быть Жереспея и Каспля, в бассейне которых обнаружены известные редкие находки – скандинавские украшения и восточные монеты. При этом надо учитывать, что в среднем течении Каспли вплоть до начала XIX века известен значительный порожистый участок.
Днепр в верхней части течет с востока на юго-запад, и плыть по нему можно было относительно спокойно до того места, где он резко поворачивает на юг – это примерно в районе Орши, вблизи этого места располагаются Кобеляцкие пороги. А в низовьях Днепра, в районе, затопленном Днепровским водохранилищем, было еще девять серьезных порогов, описанных византийским императором Константином Багрянородным в середине X века. Достаточно выразительны славянские и скандинавские имена этих порогов, приведенные императором: Не спи, Сверкающий, Бушующий, Ненасытный и прочие. Для нас важно сообщение Константина Багрянородного о том, что в Константинополь приплывают моноксилы, собранные по весне в Киеве из разных земель: из Новгорода, Смоленска, Любеча, Вышгорода, Чернигова – и здесь в значительной мере переоснащенные. Судя по описанию трудностей, которые испытывали русы при прохождении Днепровских порогов, какой-то ремонт ладьи могли потребовать и после преодоления других порогов, например, на Волхове или Каспле. В связи с этим интересны наблюдения археологов о появлении цепочки небольших поселений по берегам Волхова в районе упомянутых мной порогов, а также находки корабельных досок с заклепками, использованных при сооружении одной из построек в слоях Старой Ладоги X века.
Процесс путешествия
Если говорить о маршруте из варяг в греки, то для скандинава он мог начинаться и на острове Готланд, и в одном из прибрежных пунктов Средней Швеции, и в других местах. Путешествие через Балтийское море и далее до низовьев Волхова могло осуществляться на корабле (ладье) довольно больших размеров – не менее 16 метров в длину при ширине более 2 метров, такая ладья имела не менее 8–10 пар весел и обязательно парус. Но морские ладьи не могли бы проходить по речкам: они слишком большие и тяжелые, хотя осадка кораблей викингов, как считают, была не более метра. Такая незначительная осадка помогала им очень активно действовать во время грабительских походов на прибрежные территории в Западной Европе: высадка происходила прямо на берега. А вот с глубинами Восточной Европы так не получалось. Сейчас среди специалистов все больше утверждается мнение, что морские суда скандинавов доходили примерно до Ладоги, а там торговцы или воины пересаживались на ладью меньшего размера. Речные ладьи-однодревки также могли иметь парус, но количество гребцов было меньшим. Были проведены эксперименты по прохождению таких ладей по небольшим рекам, которые показали, что самый приемлемый размер ладьи для внутренних рек Восточной Европы – не больше 12 метров в длину (лучше – до 10 метров), а осадка – не более полуметра.
Пороги надо было либо преодолевать на лодках, либо обходить по суше. Преодолеть на лодках – это значит, что их нужно проводить через пороги, частично разгрузив, опираясь на шесты, или тянуть бечевой. Значит, нужны люди, которые знают, как пройти через эти пороги, и умеют это делать. А для прохода по суше нужно представлять, куда идти через лес и как тащить лодки по земле. Волоки обычно представляли так: лодки вытаскивали на берег, подставляли под них колеса или катки и перекатывали или волокли, используя мшистую болотистую местность. В начале 1990-х годов было высказано предположение, что путь из варяг в греки мог сочетать в себе сухопутные и водные участки, а его северная часть в пределах Восточной Европы могла довольно продуктивно использоваться в зимнее время: катить лодки по льду легче, чем тащить их по берегу, можно было использовать и сани. Кстати, в одной из саг сообщалось о путешествии скандинавов из Новгорода в Ладогу зимой, то есть по волховскому льду или вдоль реки.
Сколько времени длилось путешествие и когда оно начиналось? Из сообщения Константина Багрянородного, а также из многочисленных упоминаний в скандинавских сагах следует, что начало путешествия с севера на юг в большинстве случаев приходилось на весну и лишь иногда на осень – в таком случае путешественникам приходилось на время прерывать свой путь и зимовать, оставаясь, например, в Ладоге до следующей весны.
В 1980 году шведы предложили пройти путь из варяг в греки на ладьях, но, поскольку им не дали разрешения идти через территорию Советского Союза, был разработан другой вариант экспериментального похода – через Польшу и Румынию. Экспедиция поднялась вверх по Висле, потом ладьи перешли в Западный Буг, затем на Тису и вышли на Дунай. Используя весла и парус и проходя за день около 20 километров, экспедиция преодолела путь от побережья Средней Швеции до низовьев Дуная немногим больше, чем за три месяца. Сопоставив длину маршрутов, можно предполагать, что никак не меньше трех месяцев должно было длиться путешествие до Константинополя по Балтийско-Днепровскому пути. Это подтвердили результаты шведско-российского проекта, поэтапно осуществленного в 2012–2014 годах. Только переход через штормившую Балтику от Бирки до устья Невы занял 11 суток.
Археологические свидетельства
Наиболее выразительным признаком направлений торговых путей обычно считают топографию кладов и находок «импортных» предметов. В нашем случае речь пойдет в основном о находках арабского монетного серебра, предметов скандинавского и византийского происхождения. Большую роль при изучении пути из варяг в греки играют нумизматические материалы. С конца VIII века на территорию Восточной Европы и Скандинавии начинает поступать арабское серебро – арабские монеты, которые чеканились в разных центрах Передней Азии или Северной Африки. Для скандинавов арабское серебро было воплощением богатства, источником ювелирного сырья, и оно побуждало искать пути к его источникам.
Первые клады арабского серебра конца VIII – первой трети IX века найдены на Готланде, в Средней Швеции и в устье Невы, в районе Старой Ладоги, на Верхней Волге, а также на пространстве между Западной Двиной и Верхним Днепром. Но основная масса таких находок VIII–IX веков располагается на Балтийско-Волжском отрезке. Есть очень интересный Петергофский клад, зарытый в начале IX века. В составе этого клада арабские монеты, на которых нанесены граффити – скандинавские и тюркские руны. А на одной монете нацарапано греческое имя Захариас – это ли не свидетельство одного из первых контактов скандинавов с Византией благодаря пути из варяг в греки? Вторая интересная находка – клад первой трети IX века, среди восточных монет которого выделяется одна – это так называемый полубрактеат Хедебю, монета, выпущенная в одном из раннегородских центров Северной Европы.
Топография скандинавских находок на территориях Балтийско-Днепровского пути говорит о том, что во второй половине IX века контакты скандинавов с населением древнерусских территорий уже достаточно устойчивы. Большинство находок связаны с двумя пунктами: со Старой Ладогой в низовьях Волхова и Рюриковым городищем у истока Волхова, откуда происходят и несколько небольших кладов восточных монет. Кроме того, известны отдельные находки вещей скандинавского происхождения и восточных монет на небольших сельских поселениях Поволховья. Междуречье Западной Двины и Днепра дает серию отдельных скандинавских находок и кладов арабского серебра, датированных IX веком. А вот южнее междуречья, на левом берегу Днепра и далее вниз по его течению, таких комплексов практически нет. Возникает впечатление, что днепровская часть пути из варяг в греки до X века скандинавам неизвестна или почти неизвестна. Некоторые историки полушутя говорят о том, что в Аскольде и Дире, появившихся в Киеве в 863 году, можно видеть варяжских первопроходцев. Если это действительно так, то поход Олега с варяжской дружиной из Новгорода (или Ладоги) в Киев в 882 году вполне вписывается в процесс его освоения. Косвенно подтверждают первые попытки освоения Днепровского отрезка пути из варяг в греки, по моему мнению, редкие находки византийских монет IX – начала X века, известные на территории Средней Швеции, преимущественно в Бирке.
Функционирование пути из варяг в греки, понимаемого как некое пространство и направление контактов, для Х столетия в значительной мере связано с активной деятельностью выходцев из Скандинавии, археологические данные о присутствии которых сконцентрированы на таких памятниках, как Старая Ладога и Рюриково городище в Поволховье, Гнёздово на Верхнем Днепре, Киев и Шестовица (окрестности Чернигова) в Среднем Поднепровье. С этими пунктами связано и большинство находок византийского происхождения.
Торговля на пути из варяг в греки
Что могли везти с севера на юг? Во-первых, меха: куницу, соболь, бобровые шкуры. Этот товар шел в Византию и по Волжскому пути к хазарам и дальше на восток. Драгоценные меха, добываемые в северных лесах Восточной Европы, видимо, вывозились и в Скандинавию – во всяком случае, об этом упоминают некоторые саги.
Меха, традиционные мед и воск – это товары, известные нам только по письменным данным, и археологически они не прослеживаются. Арабские авторы сообщают, что русы (здесь русы – скандинавы, отличные от славян, отмеченные на Волжском пути) кроме пушнины везут также рабов. О том, что рабов везли по Днепровскому пути, сообщает и Константин Багрянородный, когда описывает, как тяжело проходить Днепровские пороги. Он рассказывает, что там ладьи разгружались, рабов высаживали на берег и в сопровождении воинов эти рабы продвигали часть груза дальше вниз, пока лодки перетаскивали через пороги, а после преодоления порогов их опять сажали на лодки и караван двигался дальше. Рабами, как правило, становились захваченные во время военных действий пленники, безусловно, в основном представители местных племен Восточной Европы. Некоторые специалисты считают, что из Скандинавии на территорию Восточной Европы могло поступать железо-сырец в виде товарных брусков, но это требует доказательств.
На север, вверх по Днепру и Волхову везли как массовый, так и эксклюзивный товар, интересующий определенные слои как скандинавского, так и древнерусского общества. Стеклянные украшения: бусы, перстни и браслеты – не слишком дорогие, в отличие от стеклянных сосудов. Хотя стеклянные браслеты, украшенные росписью золотом, конечно, нельзя отнести к массовому товару – их находки для Х века единичны. Стеклянные бусы разной формы и цвета хорошо известны в материалах многих славянских и скандинавских курганов Х века. Стеклянные сосуды – находка редкая, встреченная только в отдельных наиболее богатых погребениях. Шелк (паволоки древнерусской летописи), золотные ткани и тесьма, полихромная и монохромная поливная керамика из императорских мастерских – это все тоже дорогой товар. Вывоз шелка из Византии вообще был лимитирован, те куски текстиля, которые разрешалось покупать, надо было опечатывать специальной печатью и получать разрешение на вывоз. Попутно отмечу, что находки византийского текстиля также известны по материалам шведской Бирки и некоторых других могильников Швеции.
К одной из наиболее археологически заметной группе византийского импорта относятся амфоры – тара, в которой перевозили масло, вина, пряности. Но считается, что в X столетии на Русь проникали лишь единичные экземпляры амфор византийского культурного круга, фрагменты которых известны по раскопкам таких памятников, как Старая Ладога, Рюриково городище, Гнёздово, Киев, Шестовица. Для XI века фрагменты амфорной тары отмечены в Киеве, Новгороде, Пскове и других крупных городах.
Помимо варягов, в торговле участвовало и местное население, особенно проживавшее в районе тех мест, где останавливались для починки и пополнения запасов. Кроме того, меха для продажи собирали при помощи полюдья. В дороге у местного населения меха выменивали на украшения, стеклянные, сердоликовые, хрустальные бусы. Если скандинавы привозили свои железные бруски, то они, вероятно, тоже могли их на что-то обменивать.
Мы не знаем наверняка, кто и как снаряжал корабли для путешествий по пути. Мы можем только предполагать, что ладьи, военные или торговые, шли караваном. Одна ладья – это пять пар весел, то есть десять человек гребцов, кроме них на ладье должно быть как минимум столько же воинов, своего рода охрана. Когда ладьи надо было перетаскивать через пороги, кто-то должен был заниматься непосредственно этой работой, а кто-то – вести и охранять товары и рабов. В среднем караван из 5–6 ладей включал в себя около 100–150 человек. Основное движение по этим путям шло ранней осенью и затем весной – в начале лета, потому что летом воды мало, а весной и осенью из-за дождей и таяния снегов уровень воды в реках несколько повышался.
Дальнейшая судьба пути из варяг в греки
Путь, конечно, не прекратил своего существования. Скорее, несколько изменился характер его использования и значение. Могли измениться маршруты на конкретных участках. Так, в XI веке сформировался и активизировался сквозной путь Днепр – Западная Двина – Балтийское море. Ранее он функционировал только на отдельных отрезках в верхнем и нижнем течении Западной Двины. Конечно, в XI–XII веках из-за беспокойных половцев южный участок пути в низовьях Днепра оставался таким же опасным, как и ранее при печенегах в X веке. Но массовый ввоз византийских товаров в амфорах на древнерусскую территорию прослеживается в XII – первой половине XIII века. Появление же амфор и византийского текстиля в материалах сельских памятников Руси отмечено раньше – в XI–XII веках. Знакомство скандинавов с этим путем и расположенными на нем центрами подтверждают упоминания таких древнерусских городов, как Новгород, Смоленск, Полоцк, Киев, в сагах и скандинавских географических сочинениях XII–XIII веков.
Источник: «ПостНаука»
novznania.ru
Путь «из варяг в греки»: значение и карта.
Путь «из варяг в греки» - водный путь из Балтийского моря в Византию через Восточную Европу, который использовался в основном для перемещения торговых судов. Также это один из водных путей переселения варягов в Юго-Восточную Европу и Малую Азию (X-XIII века).
Для Руси это был важнейший торговый путь, по которому русские купцы могли вести торговлю со Скандинавией и Византией.
Начало функционирования пути «из варяг в греки» относится к началу X века. Наиболее значение путь имел в X-XI веках. В конце XI века Русь начала торговлю с Западной Европой и путь «из варяг в греки» уступил важность другим торговым путям – Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и другим.
Интересно, что водный путь первоначально использовался варягами для набегов на развитые города и страны Европы, а также на Византию. Лишь потом он стал торговым. Помимо этого, варяги «подселялись» к различным племенам, включая славянские. В те времена, когда у восточных славян формировались племенные союзы, у прибалтийских славян уже были государственные образования, князья, дружины и проработанная религия. Из таких мест и шли переселения на восток (берега озера Ильмень). Именно там и начал княжение Рюрик.
Из-за раздробленности Руси, упадка Византии и централизации в Скандинавии торговый путь «из варяг в греки» потерял своё значение. Окончательно конец торгового пути был положен, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье.
Карта-схема пути «из варяг в греки».
Предлагаем Вашему вниманию подробную карту торгового пути «из варяг в греки».
Похожие статьи
infoogle.ru