Журнал «Музыкальный руководитель» — 04/2013. Моя земля отечество святое я шлю тебе свой пламенный привет слушать
Журнал «Музыкальный руководитель» — 04/2013
Программы и технологии
Г. Кузнецова. Программа «Радуемся!». Музыкальное развитие ребёнка раннего возраста в новых формах дошкольного образования
Программа «Радуйся» — уникальная разработка методов и приёмов работы музыкального руководителя с родителями детей, посещающих группу кратковременного пребывания и Центр игровой поддержки ребёнка.
Авторские методики
Е. Гомонова. Электронная технология универсального планирования
Одной из самых злободневных проблем в работе музыкального руководителя остаётся проблема ежедневного планирования непосредственно образовательной деятельности. Автор предлагает электронный алгоритм планирования, который во многом облегчит работу педагога-музыканта.
На нашем сайте в Личном кабинете можно посмотреть запись вебинара Е. Гомоновой «Универсальное календарное планирование работы музыкального руководителя».
В. Петрова. Малыши и музыка. Движение. Упражнения для детей 2-3 лет. Окончание
Приложение 1. Баю-баю. Музыка М. КрасеваПриложение 2. Марш. Музыка Э. ПарловаПриложение 3. Гопачок. Украинская народная мелодия. Обработка М. РаухвергераПриложение 4. Марш. Бег. Музыка Е. ТиличеевойПриложение 5. Стуколка. Украинская народная мелодияПриложение 6. Гречаныки. Украинская народная мелодияПриложение 7. По улице мостовой. Русская народная песняПриложение 8. Экосез. Музыка Ф. ШубертаПриложение 9. Экосез. Музыка Ф. ШубертаПриложение 10. Латышская народная мелодия. Обработка М. Раухвергера
О. Арапова. Разбудим Солнце. Музыкальная гостиная. Старший дошкольный возраст
В приложении — описание танца «Куклы», автор С. Васильева (музыкальное сопровождение — «Музыкальная табакерка» А. Лядова).
Г. Евстегнеева. Кто у нас хороший? Игровое занятие-знакомство в группе кратковременного пребывания. Ранний возраст. С нотным приложением.
Музыка в коррекционной работе
В. Плиговка. Зелёный огонёк. Развлечение по правилам дорожного движения. Старший дошкольный возраст
Использование доступной игры в кубики (в данном случае используются кубы) — удачная педагогическая находка, позволяющая без труда обучать детей с тяжёлыми нарушениями речи правилам дорожного движения.
Сценарии праздников и развлечений
Н. Щербакова. Чудо-дерево. Досуг для детей старшего дошкольного возраста
Досуг составлен из игр с музыкальным сопровождением, с пением и со словом. Игры способствуют развитию у дошкольников внимания, памяти, чувства ритма, ориентировки в пространстве, быстроты реакции, ловкости, коммуникативных качеств. Весьма полезными эти игры могут стать для детей с нарушениями речи, с задержкой психического развития. Некоторые из предлагаемых игр могут проводиться воспитателем без помощи музыкального руководителя и даже самими детьми в свободной деятельности. С нотным приложением.
Е. Шаламонова. Идём учиться! Кукольное представление для детей старших групп ко Дню знаний
Т. Саленко. За что любят солнышко? Досуг в средней группе
В приложении — «Песня солнышку» (муз. Н. Елисеева, сл. Г. Ладонщикова), «По солнышку» (муз. Н. Преображенского, сл. Н. Найдёновой).
Т. Широкова. Пусть птицы весело поют! Экологический досуг в старшей группе
В приложении — «Здравствуй, солнце!» (муз. Г. Левкодимова, сл. И. Черницкой), «Берёзка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. П. Воронько», пер. с укр. Г.Абрамова), «Песенка цветов» (муз. и сл. З. Роот).
О. Волкова, Т. Пушкарёва. Репка. Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки. Старший дошкольный возраст
С нотным приложением
Песни, танцы, стихи
С. Кузьмичёва. Россия — Родина моя
Моя земля, Отечество святое, Я шлю тебе свой пламенный привет. Леса и реки, небо голубое — И ничего прекрасней в мире нет.
Г. Портнов, А. Веселова. Пчёлки. Песенка-отгадка
В. Шестакова. Барабан.
Песня предназначена для исполнения детьми среднего дошкольного возраста.
Я шагаю — раз и два, С барабаном вместе. Звонко палочки стучат, Помогают песне.
Я — весёлый морячок, Бескозырка на бочок! Все девчонки до одной Стайкой бегают за мной…
Л. Веселова. Волшебный дождик. Песня для исполнения детьми 6 лет.
Застучал по крыше дождик:
Тук-тук-тук! Он весёлый, он весёлый — Он наш друг…
Л. Титова. Песенка гномиков
Л. Тимченко, К. Бальмонт. Комарики-макарики. Хороводная игра
Консультации
С. Хмельков. Ответы юриста
Почтовый ящик
З. Паладьева. Мудрость — детству, детство — мудрости
В номере опубликованы стихи:
А. Пушкин. «Румяной зарёю…»
И. Аксаков. «Жар свалил. Повеяла прохлада…»
И. Суриков. «Ярко солнце светит…»
Е. Трутнева. Подсолнечник. Лето
А. Лугарёв. Поздравление первоклассникам
Т. Кириличева. Жара. Облака. Гроза
План-конспект урока музыки в 5 классе "МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА"
План-конспект урока музыки в 5 «А» классе
"МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА"
Открытый урок 24 ноября 2015 год
Корнилова Ирина Анатольевна
Тема урока: «Мир русской песни ».
Цель урока:
Сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах этого жанра в духовном возрождении России.
Развивать логическое мышление, умения анализировать и сравнивать два вида искусств, делать выводы.
Воспитывать интерес и любовь к искусству через музыкальные произведения.
Ключевые компетенции:
УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Образовательные:
Научить и закрепить знания выделяя особенности русской народной песни
Определять жанры русских народных песен
Отработать полученные знания на примерах
Познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.
Воспитательные:
Формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству.
Воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.
Развивающие:
Развить интонационно – образное мышление, музыкальную память. Чувства ритма, тембровый слух.
Способность развивать вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор, экран;
фортепиано, учебник и творческая тетрадь;
презентация к уроку;
портреты композиторов.
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
УУД
Организация начала занятия.
Встали ровненько, красиво.
Посмотрю-ка я на вас!
Молодцы, все встали прямо.
Ах, какой хороший класс!
По приветствуем друг друга, с музыкальным инструментом
Учитель « Здравствуйте ребята!»
Учащиеся « Здравствуйте учитель!» ( на звук ля-ля-ля)
Здесь затеи и задачи,
игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи.
За работу, в добрый час!
Регулятивные
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Актуализация знаний.
-Я очень рада новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня мы продолжим этот разговор .Наш урок я хочу начать с таких стихотворных строчек Е. Растопчиной:
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…..
Блаженство, радость,муки,
Любовь, вражду – все облекаем в них...
В словах и звуках вечный ключ сердец!
-О чем говорит нам поэтесса?
В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
Самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества- песня. Именно на примере песни становятся очевидными сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.
Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.
Регулятивные:
принятие учебной задачи.
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний
III
Подготовка к основному этапу занятия.
Повторение изученного материала.
-Когда (в каких случаях)люди поют?
Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.
Послушайте и назовите название песни
( «У моей России» музыка Г.Струве)
Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении
-Какие чувства вызывает у вас эта песня? (Любовь к Родине, нежность)
Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?
Регулятивные: принятие учебной задачи.
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке
высказывать своё предположение
IV
Изучение новой темы.
Песня – душа народа. в ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов.
Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков: а прочитает нам эти стихотворные строки Сережа:
Как кому на свете
Дышится, живется-
Такова и песня
У него поется…
Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки.
Даст ли день раскошный
Тьму ли без рассвета-
То и отразится
В песне у поэта
Тоже можно сказать и о песне народной. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве.
Сейчас учащиеся Даниил и Анастасия прочитают нам строки из стихотворения С. Есенина « Русская песня»
Песня русская в березах, в хлебах-
На покосах, на морозах.
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины.
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России-
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез
Столько песен из России.
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России –
Никому не сосчитать.
Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?
( русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много их не сосчитать)
Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний:
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
V 1.
Закрепление знаний
1.Игра « Собери слоги – назови жанр»
дат ски сол е
До тру вы е
Со вы пля е
Ри чес ли ки е
Е точ ны шу
Е деб сва ны
Туш час ки
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке
высказывать своё предположение
2.Слушая песни, определите к какому в жанру она относится и исправьте в таблице ошибки.
2.
Назови песни
1.Во поле береза стояла
2.Солдатушки, браво, ребятушки!
3.Лебедин мой, лебедин
4.Эй, ухнем!
5.Камаринская
Жанр песни
1.Хороводная
2.Солдатская
3.Плясовая
4.Трудовая
5.плясовая
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний:
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
3.
Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, объединяет все русские песни. Назовите ее. (На доске слово из разбросанных букв ) ПВЧЕЕСУЬТ (Певучесть)
- А теперь пора отдохнуть.
Физкультурная минутка:
« Та –Та два кота,(показывают пальчики)
Два ободранных хвоста,(показывают рукой)
Серый кот в чулане,
Все усы в сметане,( показывают где усы)
Черный кот полез в подвал,(изображают кота, как полез)
И мышонка там поймал!»(Подпрыгивают и руками хлопают)
Мы старались, мы считалиИ немножечко устали.Вверх поднимем наши ручкиИ дотянемся до тучки.
(Дети поднимают руки, потягиваются.)
Уходи от нас скорей,Не пугай ты нас. Детей.
(Дети машут руками, прогоняют тучку.)
Вот к нам солнышко пришло,Стало весело, светло.
(Дети поворачивают головы влево, вправо, вверх, вниз.)
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
VI
VII
VIII
Формирование практических навыков. Итог урока. Оценивание детей.
Подведение итогов
Обобщение и систематизация знаний.
Игра –тест « Верите ли вы, что…»
Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами
«Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить : «Да» или «Нет».
-Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?
-Верите ли вы, что русская песня поется только хором?
- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства? ( Да, поэзия и музыка)
Народная песня – это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Русь и в песне –то могуча,
Широка и глубока
И свобода, и гремуча,
И привольна, и звонка!
Ребята, в завершении нашего урока, давайте исполним выученную песню «Россия –Родина моя»
Солисты Акатьева Анна и Ржевская Вика исполняют куплеты, а мы все вместе припев.
1.Моя земля, Отечество святое
Я шлю тебе свой пламенный привет
Леса и реки, небо голубое -
И ничего прекрасней в мире нет
Россия –Родина моя!
Одна на свете ты такая.
Родная русская земля
Твои любимые мы дети.
2.Тебя всегда мы защитить умеем
И если вдруг настанет трудный час
Твоих врагов мы снова одолеем
Россия – мать надеется на нас.
Россия –Родина моя!
Одна на свете ты такая.
Родная русская земля
Твои любимые мы дети.
- Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и следовать им.
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Отработать полученные знания на примерах
Дать мотивацию на успех учащихся.
- Регулятивные:
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
IX
Контроль и самопроверка знаний.
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке
высказывать своё предположение
X
Рефлексия.
Вы считаете, что урок прошёл
для вас плодотворно, с пользой.
Вы научились и можете помочь другим.
Вы считаете, что усвоили тему «Мир русской песни»,
но вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке, вы не усвоили тему.
- Я очень рада, что сегодняшний урок прошел с пользой для вас.
- Я всех вас благодарю за урок.
Литература
1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка. 5-7кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2009.
2. Учебное пособие 5-7 класс Сергеева Г.П., Критская Е.Д., - М Посвещение 2011.
3. Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2007.
5. Ресурсы сети интернет:
-Фестиваль педагогических идей" Открый урок» http://festival.1september.ru
У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички,У моей России голубые очи,На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,Ливни льются над Россией,В небе радуга цветная -Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,Для меня Россия - утренние росы.Для меня, Россия, ты всего дороже,До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,Ливни льются над Россией,В небе радуга цветная -Нет земли красивей.Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,Ты, моя Россия, песни петь умеешь.Ты, моя Россия, неразлучна с нами,Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,Ливни льются над Россией,В небе радуга цветная -Нет земли красивей.
1.Моя земля, Отечество святое
Я шлю тебе свой пламенный привет
Леса и реки, небо голубое -
И ничего прекрасней в мире нет
Россия – Родина моя
Одна на свете ты такая.
Родная русская земля
Твои любимые мы дети.
2.Тебя всегда мы защитить умеем
И если вдруг настанет трудный час
Твоих врагов мы снова одолеем
Россия – мать надеется на нас.
Россия –Родина моя!
Одна на свете ты такая.
Родная русская земля
Твои любимые мы дети.
Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез,
Столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.
Заместитель руководителя ОО /Елфимова Е. Н. /
infourok.ru
Здравствуй, мать, сестреночка Галина!.. (с видео)
Здравствуй, мать, сестреночка Галина! Шлю я вам свой пламенный привет! Расскажу я вам, что за картина, дорогая мама, Где я пробыл около трех лет.
Климат, мама, здесь очень суровый: Ветер дует, хоть глаза коли, А мороз, как волк, как волк голодный, дорогая мама, Пальцы отмерзают у ноги.
Сроку у меня осталось мало; Скоро отсижу проклятый срок. И тогда откроются дороги, дорогая мама, Что ведут в любимый городок.
На пороге встретит меня мама С старою, седою головой. И платком ресницы утирая, дорогая мама, Скажет: - Сын, вернулся ты домой!
Но может это все не получиться, А произойдет наоборот; Заболею, и болезнь сломает, дорогая мама, И земля навек к себе возьмет.
И родная мама не узнает, Где сынок на Севере зарыт. Только расцветут весной бурьяны, дорогая мама, И земля с звездой заговорит.
Как на Дерибасовской... Песни дворов и улиц. Книга первая / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин, СПб.: Издательский дом "Пенаты", 1996, с. 254-256.
Появилась не позднее середины 1950-х. См. также близкую песню – «Здравствуй, мать, прими привет от сына".
Исполнение Натальи Дей, передача "В нашу гавань заходили корабли", "5 канал", 01.02.2009:
ВАРИАНТЫ (2)
1. Здравствуй, мать, и ты, сестренка Нина…
Здравствуй, мать, и ты, сестренка Нина, Шлю я вам свой пламенный привет! Расскажу, какая здесь картина, дорогая мама, Где прожил я около трех лет.
Климат, мама, здесь очень холодный, Ветер злой кусает, хоть беги, И мороз, мороз, как волк голодный, дорогая мама, Пальцы отгрызает у ноги.
Сроку у меня не так уж много. Скоро отсижу проклятый срок. И тогда откроется дорога, дорогая мама, Что ведет в родимый городок.
На пороге встретишь ты, родная, С белою, седою головой. И, платочком слезы утирая, дорогая мама, Скажешь: "Сын, вернулся ты домой!"
Только может быть судьба иная - Всё произойдет наоборот. Заболею, и болезнь сломает, дорогая мама, И земля навек к себе возьмет.
И родная мама не узнает, Где сынок на Севере зарыт. Лишь весной бурьяны расцветают, дорогая мама, И звезда с звездою говорит.
Здравствуй, мать, и ты, сестренка Нина, Шлю я вам свой пламенный привет! Вот какая здесь у нас картина, дорогая мама, Где провел я около трех лет.
А я не уберу чемоданчик! Песни студенческие, школьные, дворовые / Сост. Марина Баранова. - М.: Эксмо, 2006.
2. Здравствуй, мать, сестрёнка моя Галя...
Здравствуй, мать, сестрёнка моя Галя, Шлю я вам свой пламенный привет. Опишу я вам, какой здесь климат, дорогая мама, Где я пробыл больше пяти лет.
Климат здесь суровый очень, мама, Ветры буйны, хоть глаза коли. А мороз здесь, словно волк голодный, дорогая мама, Объедает пальцы у ноги.
Посинеет нос, словно клюв у птицы, И стоишь, как чучело в снегу. Лич(и)ко длинно, словно у лисички, дорогая мама, Да и мысли только про еду.
Но ничто не станется такого, Отсижу я свой проклятый срок, И тогда откроются дороги, дорогая мама, Что сведут в любимый городок.
На вокзале встретишь меня, мама, Приласкаешь нежною рукой И, платком ресницы утирая, дорогая мама, Скажешь: «Сын, тогда пойдём домой!»
Дома встретит нас сестрёнка Галя, Растеряет, бросится встречать. «Наконец-то к нам приехал братик, дорогая мама!» - Галя будет радостно кричать.
Соберутся все мои родные. Все, кого так долго не видал. И, забыв про годы роковые, дорогая мама, Я тогда тебя к груди прижал.
Но ведь это все мои желанья. Может быть и всё наоборот: Заболею, и болезнь сломает, дорогая мама, Что меня в могилу заберёт.
И тогда родные не узнают, Где сынок на севере зарыт. Лишь одна пурга над ним гуляет, дорогая мама, Да звезда с звездою говорит. Расшифровка фонограммы Владимира Дудника, запись 1956 г., пластинка на ребрах. Аудиофайл – см. http://www.youtube.com/watch?v=R2rfhuHYXp8
a-pesni.org