«Чтобы превратить человека в заводной апельсин, надо лишить его выбора». Заводной апельсин мотоцикл


Александр Ширко: «Шлем для мотоцикла я расписал спартаковской символикой» - Заводной апельсин - Блоги

Дюжина вопросов Александру Ширко, в которых нет ни слова об «Аяксе»

Те три недели, что «Спартак» готовился и играл против «Аякса», Александр Ширко был окружен вниманием и заботой. Автору трех голов в четвертьфинале Кубка УЕФА-98 журналисты звонили по нескольку раз в день и спрашивали обо о всем, что было тогда и что будет сейчас. «НТВ-Плюс» решил оказаться в чуть более эксклюзивном положении и пригласил знаменитого нападающего посмотреть амстердамский матч «Спартака» в Останкино. Пробравшись в кабинет плюсовского начальства, Ширко оценивал венгеровский пуховик Карпина, удивлялся словам Андрея Тихонова, жевал шоколадное печенье и хлопал в ладоши по поводу гола-красавца от Алекса. Сюжет о поглядывающем Ширко можно было увидеть в последнем «Футбольном клубе».

Накануне ответной игры «Заводной апельсин» публикует расшифровку небольшого интервью, лишь частичка которого попала в сюжет. Расслабленно улыбаясь, Ширко рассказывает, чем живет через 13 лет после главных матчей своей жизни и через два года после завершения карьеры.

Тачки, мотоцикл, гастроли и ни единого слова об амстердамском «Аяксе».

«Интервью со мной выглядят так, как когда старых артистов показывают»

– Какое это для вас интервью за последние две недели?

– Наверное, двенадцатое – пятнадцатое. Можно сказать, впервые лет за пять обо мне вспомнили.

– Надоедает?

– Не надоедает. Другое дело – только перед этим матчем понадобился. Выглядит это так, как когда старых артистов показывают: кто чем занимается, кто совсем плохой, кто еще держится. Собираются все и давай ностальгировать.

– Чем вы сейчас занимаетесь?

– Воспитываю детей. Как росла дочь, я почти не видел, потому что был на играх и тренировках. Сейчас наверстываю, сыну год, растет... Ну и немного общаюсь с футболом – играю за команду «Артист». Встречаемся два раза в неделю. Иногда выезжаем в регионы – там в основном играем с правительствами, бизнесменами. Из футболистов у нас в команде Юра Ковтун, Егор Титов, Аркадий Белый, братья Смертины, Дмитрий Кузнецов.

– Ездить в регионы – это вроде гастролей?

– Примерно. Зовут известных футболистов – посмотреть, как играют. На поле музыканты нам помогают скорее количеством, чем качеством – основная нагрузка, конечно, на нас. Ну а после футбола дают концерт, где присутствуют все жители города – это, как правило, на центральной площади происходит. Там уже мы не помощники – просто смотрим.

«На мотоцикле разгонялся до 160. Но для него это детский лепет»

– Вы катаетесь, чтобы зарабатывать деньги?

– Это некий заработок, да. Плюс обычно мы ездим в регионы, где нас живьем мало кто видел – только по телевизору. Людям интересно: собираются полные стадионы, народу часто больше, чем на некоторых матчах чемпионата России. Плюс артисты известные: увидеть их на футбольном поле, а потом на концерте чем плохо?

– У вас есть бизнес. Какой?

– Автомобильный – достаточно распространенное в нашей стране занятие. Тюнинг, ремонт, эксклюзивная покраска, аэрография – много услуг. Существует он уже около шести лет. Когда я играл, им занималась жена. Сейчас продолжаю – чтобы не сидеть дома, чтобы заниматься делом и переключаться на новую жизнь.

– Самая оригинальная работа, которую приходилось делать вашему салону?

– Прямо скажем: выбор у народа простой – зверюшки, цветочки, ягодки. Что-то необычное в основном делают на выставки. Но бывает, что люди, чем-то серьезно увлеченные, переносят это на автомобили. Однажды разукрашивали машину в буддистскую тематику: Будды, кружева и все такое.

– Что это была за машина? «Жигули»?

– Volvo. Думаю, такие рисунки перекрывают стоимость «Жигулей» целиком.

– Вы ездите по Москве на мотоцикле. С каких пор?

– После того как закончил играть. В какой-то степени это связано с пробками. Передвигаться по Москве из одного конца в другой просто нереально. Летом можно решать проблему с помощью мотоцикла. Между рядами можно где-то влезть, что-то объехать, в общем, лавировать, лавировать и вылавировать. Еще это новые необычные впечатления. После того как прошел обучение, могу наслаждаться управлением. Понятно, что по загруженным улицам не особенно погоняешь, но если есть свободные прямые участки, бывает, разгоняюсь.

«Спартак» – моя команда. Хорошая она или плохая – другой вопрос. Она есть и все.

– Ваш рекорд скорости?

– Я рекорды не бил, поскольку это мой первый сезон был. Но до 160 км/ч доходило. Хотя 160 для мотоцикла – это детский лепет.

– Вас узнают в пробках?

– Конечно, нет – на мне же шлем. Хотя я разукрасил его недавно спартаковской символикой. Только если будут знать, что это мой шлем, – узнают. А так – нет.

– Вы болеете за «Спартак»?

– Всегда болел. Это с рождения. У меня папа болел за «Спартак». Династия не династия, но он брал меня на стадион маленьким. Я был на знаменитом матче, когда Шмаров забил в девятку и принес «Спартаку» чемпионство. Можно сказать, впитывал с молоком. Потом отец отдал меня в школу спартаковскую. Вот и получилось, что всю жизнь в «Спартаке»: сначала сознательную, потом несознательную. Не вижу смысла менять своих предпочтений – нормальные люди так не делают. «Спартак» – моя команда. Хорошая она или плохая – другой вопрос. Она есть и все.

Подписаться на блог

www.sports.ru

«Чтобы превратить человека в заводной апельсин, надо лишить его выбора»

«Заводной апельсин», который начинается с кадра, полностью залитого красным цветом, очень хорошо отражает дух своего времени вообще и 1971 года в частности. Главной темой тех лет была жестокость и насилие, которые зрители всего мира воочию наблюдали в жизни и в кино. К моменту выхода фильма Америку вовсю потрясали молодежные бунты - все более злые и обезличенные. В Италии одновременно начали действовать Красные бригады, которые похищали известных политиков и устраивали диверсии на заводах крупных корпораций. В Германии Фракция Красной армии (РАФ) стала поджигать универмаги, грабить банки и покушаться на жизни высокопоставленных лиц. В Великобритании конфликт между правительством и Ирландской республиканской армией (ИРА), которая вела городскую партизанскую войну за независимость Северной Ирландии, достиг кульминации как раз к моменту английской премьеры «Заводного апельсина». Общим фоном для всего этого служила американская война во Вьетнаме - одна из самых жестоких и бессмысленных за весь XX век. Из реальной жизни насилие перекинулось в кинематограф, который намекал зрителям: если насилие - единственный способ разрешения критической ситуации, значит, оно оправдано.1 «Заводной апельсин» в отличие от других фильмов о насилии, которые создавали у зрителей ложное впечатление, будто они защищены от Зла непреодолимым барьером, доказывал: вина за то, что происходит вокруг, лежит в равной степени на всех. Именно поэтому его появление на экране вызвал скандал и негодование многих зрителей. 

 

1. Фильм, который никого не устроил, но сорвал кассу

«Заводной апельсин» стал самым кассовым фильмом Стэнли Кубрика. При бюджете в 2 миллиона долларов общая сумма сборов за 10 лет проката фильма (с 1972 по 1982 год) составила 40 миллионов. Несмотря на коммерческий успех, содержание «Заводного апельсина» не устроило ни правых (консервативную часть аудитории), ни левых (либеральных зрителей). «В фильме, безусловно, высказаны радикальные политические взгляды, но отнести их какому-либо лагерю представляется затруднительным».2 Кубрик одновременно высмеивает социализм и фашизм, консерваторов и либералов, полицейских и правозащитников, двуличных политиков и недалеких избирателей, современное искусство и эпоху Просвещения... Неоднозначность фильма заставляла рецензентов полагаться исключительно на собственные представления о прекрасном и ужасном. Это искусство или порнография? Актуальная сатира или аморальная история с жено- и человеконенавистническая подтекстом? Отклики зрителей о фильме порой были диаметрально противоположны, что объяснялось исторической ситуацией: одним из последствий сексуальных революций 1960-х годов стала полная неразбериха в определениях порнографии и непристойности2.

 

2. Экранизация с разницей в одну главу

«Заводной апельсин» — экранизация одноименного романа английского писателя Энтони Берджеса, настоящая слава к которому пришла только после выхода фильма. Роман был написан в 1962 году и выражал отношение автора (довольно консервативное) к современной Англии. В основе романа лежала подлинная драматическая история, которая произошла с писателем в годы Второй мировой войны, когда его жену изнасиловали четверо дезертиров американской армии. Главное существенное отличие фильма от книги — последняя глава, которую выбросили при публикации романа в США американские издатели. О о ее существовании Кубрик узнал уже после начала работы, но это никак не повлияло на его планы. Оптимистичное содержание этой главы, где главный герой вставал на путь исправления, по мнению режиссера, противоречило пессимистичному духу фильма. 

 

3. Название «Заводной апельсин»: кокни против бихевиоризма

Как утверждал Берджесс, название его романа отсылает к обороту «странный, как заводной апельсин», что на лондонском просторечии кокни означает «человек с причудами».3 Впрочем, возможно, это выражение писатель выдумал сам. Студия «Уорнер бразерс» объясняла смысл названия иначе: после психологической обработки главный герой превращается в «заводной апельсин — снаружи он здоров и цел, но внутри изуродован неподвластным ему рефлекторным механизмом».3 Для самого Кубрика фильм с необычным названием стал формой заочной полемики с американским психологом Фредериком Скиннером* и его популярной книгой «По ту сторону свободы и достоинства», где тот проповедовал и развивал идеи бихевиоризма. Это направление в психологии утверждает, что поведение человека, его желания и стремления, целиком предопределены влиянием окружающей среды. Поэтому, меняя окружающую среду, можно моделировать и менять поведение человека – точно так же, как можно научить мышей танцевать или заставить голубей играть в пинг-понг (результаты опытов Скиннера).4 «Человеку необходимо иметь выбор, - объяснял Кубрик основную идею своего фильма, - быть хорошим или плохим, даже, если он выбирает последнее, лишить человека возможности выбирать - значит обезличить его, сделать из него заводной апельсин.5

4. Стиль главных героев: привет английским скинхедам

Наряды членов банды Алекса* — белая рубашка с украшениями на манжетах в виде окровавленных глазных яблок, белые брюки с боксерской прикрывающей пах ракушкой, армейские ботинки, подтяжки и трость-дубинка с ножом в рукояти - напоминают экипировку скинхедов конца 1960-х годов. Таким способом авторы хотели связать свое настоящее (начало 1970-х) с неопределенным будущим, в котором и происходят события романа.2

5. Молочный бар Korova: язык «надцатых»

Название заведения, где банда Алекса проводит свободное время, имеет русскоязычные корни, как и сленг, который используют главные герои. Чтобы избежать точного указания на время действия романа, Берджес изобрел так называемым язык «-надцатых» (гибрид английского и русского языков*), то есть тех, кому от тринадцати до девятнадцати. Именно этим языком главный герой Алекс и рассказывает свою историю.

6. Первая жертва: избиение нищего

Наиболее точно регрессивную политическую атмосферу 1971 года передает реплика, которую в фильме выкрикивает старый бомж, ставший первой жертвой банды Алекса: «Люди на Луне, люди летают вокруг Земли, а на самой Земле всем плевать и на закон, и на порядок».2

 

7. Главный герой: злодей и тонкий ценитель прекрасного

Прототипом для образа главного героя, как объяснял Кубрик, был Ричард III – злодей из одноименной пьесы Шекспира, преступник-художник, умный молодой человек с почти аристократическими манерами: «Алекс сознает собственное зло и открыто его принимает. Он не делает ни единой попытки обмануть себя или зрителей относительно глубокой порочности и злобности своей натуры. Его образ - откровенная персонификация зла».5 По замыслу режиссера, зрители должны одновременно бояться и ненавидеть персонаж Алекса: он олицетворяет не столько отдельные общественные недостатки (преступность, цинизм и т.д.), сколько воплощает темные стороны сознания человеческого социума в целом. «Большая часть зрителей, - отмечал Кубрик, - это признает, что рождает в них сочувственное отношение к Алексу. Другие же, напротив, испытывают злобу и неловкость. Они не находят в себе сил признаться в этом, поэтому начинают злиться на фильм».5

 

8. Драка с бандой свиньи Вили

Сцену драки банды Алекса с бандой «Свиньи Вилли» сопровождает идиллическая увертюра Россини к «Сороке-воровке». Этот прием (остранение) - соединения музыки и изображения по контрасту, благодаря чему насилие на экране воспринимается зрителями отстраненно, - Кубрик неоднократно применяет на протяжении всего фильма. Саму драку он показывает не целиком, а монтажно, выхватывая лишь отдельные мгновенные фазы: прыжок навстречу противнику, падение из окна, удар головой в живот и т.д. Это превращает сцену в своего рода стилизованный балет, что снимает натуралистичность кадров и спасает зрителя от неминуемого шока.6 «Все кровавое, жуткое, - отмечал советский критик Юрий Ханютин, - увидено как бы сквозь толстое, но абсолютно прозрачное стекло времени… Здесь холодная отстраненность, внеучастие, чувство дистанции, даже когда применяются самые крупные планы»*. Американскому критику Полин Кейл этот прием, наоборот, дал повод обвинить Кубрика в спекуляциях и прививании зрителям иммунитета к насилию: «В многочисленных эпизодах изнасилований и жестоких избиений нет ни ярости, ни чувственности, они хладнокровно и тщательно рассчитаны, и, поскольку, зритель не видит за этим никаких эмоциональных мотивов, он может почувствовать себя оскорбленным».7

9. Durango 95

Автомобиль, на котором передвигается банда Алекса, существовал в реальности как английская малотиражная спортивная машина и носил название Adams Brothers Probe 16*.

 

10. ДОМ

Сценой с нападением на дом писателя Кубрик подчеркивает, что в мире будущего жертвами становятся в первую очередь те, кто готов прийти на помощь другим людям. Не случайно, жилище писателя (с красноречивым названием ДОМ), куда банда Алекса проникает почти без всяких препятствий, - единственный в фильме интерьер, где нет поп-арта, на стенах висят пасторальные картины, а шкафы заставлены книгами2. Его полной противоположностью выступает квартира Алекса, в которой живут его равнодушные и жестокие родители, или дом Кошатницы, побоявшейся открыть дверь незнакомцу.

 

11. «Поющие под дождем»: испытание метода Людовико на зрителях

Песня «Поющие под дождем» была написана в 1929 году для одного из первых звуковых фильмов студии MGM, но свой канонический статус в исполнении американского актера Джина Келли приобрела лишь 1952 году в одноименном фильме. Используя классическую голливудскую песню, Кубрик в определенном смысле издевается* над «добрым», но лицемерным голливудским кино. С помощью «Поющих под дождем» режиссер испытывает на зрителях собственный бихевиористический метод обработки: «Многие, и я в том числе, никогда больше не смогут смотреть на весело отплясывающего под дождем Джина Келли без подкатывающей тошноты и обиды на «Заводной апельсин», столь бесцеремонно присвоивший эту песню».2

12. «Viddy well, little brother!»: субъективная камера

Несмотря на то, что история Алекса излагается им в фильме от первого лица, в «Заводном апельсине» есть ряд сцен, показанных глазами других героев (в частности, когда писатель, мистер Александр, смотрит с пола на Алекса в маске с огромным носом-фаллосом). Благодаря им повествование приобретает объективный и беспристрастный характер: «воспринимать после этого кого-либо из героев как рупор нравственной правды становится трудно*».2

13. Афтепати в баре Korova: китч – важнейшее из искусств

Фигуры обнаженных женщин, которыми оформлен бар Korova, – пародия на провокационные работы скульптора Аллена Джоунза*, одного из самых ярких представителей британского поп-арта 1960-х годов. Целая серия его работ представляла собой мебель, сооруженную из женских манекенов в натуральную величину и стоящих в рабских позах. Результатом развития современного искусства, по Кубрику, будет стирание разницы между искусством, китчем и порнографией: «Эротика [рано или поздно] станет** популярным искусством, и эротические картины будут так же доступны, как постеры с африканской саванной».2

14. Англия: их социалистическое будущее

Разрисованная фреска в подъезде дома Алекса считается одним из свидетельств того, что Англия будущего превратилась в социалистическую страну, хотя никаких других прямых намеков на это в фильме нет.

 

15. Алекс: зло как таковое

Короткая сцена, которая подчеркивает образ Алекса: корыстный мотив в его преступлениях стоит на одном из последних мест. Злодеяния он совершает ради самих злодеяний, поэтому он почти безразличен к украденным деньгам и ценным вещам.

 

16. Бетховен: садистские фантазии и эротический экстаз

Любовь Алекса к творчеству Бетховена противопоставлена отношению к музыке его современников: для них она не представляет никакой сакральной ценности. В мире будущего музыка может лишь развлекать, выполняя утилитарные функции («стимулировать настроение»). Напротив, для Алекса музыка вообще и Девятая симфония Бетховена в частности - источник колоссальных переживаний, порождающий садистские фантазии и эротический экстаз. Советская газета «Комсомольская правда» в 1972 в рецензии на фильм отмечала: «Образованность - не препятствие для жестокости, понимание музыки - не исключает садизма. Не новая мысль для человечества, которое пережило Гитлера, обожавшего Вагнера, и сентиментальных эсэсовцев, умиленно слушавших Моцарта. Не новая и вместе с тем необычайно актуальная».8

 

17. Танцующие Иисусы: работа Германа Маккинка

Для изображения прошлого, настоящего или будущего Кубрик принципиально никогда ничего специально не выдумывал9 и всегда использовал уже существующие вещи. Скульптура, изображающая пляшущих Иисусов, на самом деле является работой голландского художника Германа Маккинка*. Частью интерьера комнаты Алекса она стала после того, как Кубрик увидел ее в мастерской художника.

18. Видения Алекса: вампир

Музыка Бетховена вызывает из подсознания Алекса целый набор образов: взрывы, катастрофы, гибель людей, но главное — представление самого себя в роли вампира, одержимого жаждой крови и насилия.

 

19. Поп-арт

По определению английского художника Ричарда Гамильтона, поп-арт есть популярное (предназначенное для массового зрителя), одноразовое (легко забываемое), дешевое, массово производимое, молодое (адресованное молодежи), остроумное, сексуальное, «с трюком», обаятельное, весьма прибыльное направление современного искусства.3 «Заводной апельсин» был снят в пиковый период влияния Англии на мировую моду и поп-культуру и стал единственной картиной Кубрика о современном британском обществе. Диагноз, который ставит этому обществу режиссер, неутешителен: в мире будущего поп-арт вытеснил и заменил культуру, пришедшую в упадок. В эстетике поп-арта выдержана тесная квартира Алекс и его родителей: яркие обои, и реалистические портреты смуглой женщины с большими глазами и выдающимся бюстом. Правда, в отличие от дома богатой Кошатницы, это скорее пролетарский китч, олицетворяющий дурной вкус.2

 

20. Музыкальный магазин: привет «Свингующему Лондону»

Образ, в котором Алекс появлялся в музыкальном магазине (эдвардианский плащ с подкладными плечами, узкие брюки, трость), вызывал у зрителей тех лет скорее воспоминания о недавнем прошлом, чем фантазии о близком будущем. Похожие образы были популярны в Англии во второй половине 1960-х годов, в эпоху «Свингующего Лондона»*.

21. Секс со скоростью 2 кадра в секунду: сделаем это по-быстрому

Сцену группового секса в комнате Алекса с двумя девицами из музыкального магазина создатели фильма демонстрируют со скоростью 2 кадра в секунду: в реальности 40-секундная сцена снималась около получаса. В сочетании с легкомысленной, лихорадочной увертюрой Россини к «Вильгельму Теллю» постельная сцена превращается в комический балет и дает саркастическую, уничижительную оценку механическому сексу подростков.4

 

22. Никого не жалко, никого: Алекс избивает друзей

Жестокость Алекса, который не жалеет даже своих друзей, преднамеренно носит чрезмерный характер. Кубрик объяснял это желанием не дать зрителям оправдывать главного героя после сцен, в которых правительство ставит над ним бесчеловечный эксперимент: «Учитывая действия правительства по отношению к Алексу, необходимо было подчеркнуть еще больше его звериное начало. Иначе это привело бы к путанице в аспекте морали. Если бы он не был таким негодяем, то любой мог бы сказать: «Не следовало подвергать его такой психологической обработке; это так ужасно, в конце концов, не такой уж он плохой парень».5

 

23. Бетховен против фаллоса: 0:1

Смертельный бой между Алексом и Кошатницой, который идет с использованием произведений искусства, в буквальном смысле превращается в борьбу фрейдистких метафор-символов: женщина атакует, используя статуэтку Бетховена, хулиган отмахивается огромным фарфоровым фаллосом*.10 Таким образом, смерть леди, принятая от гигантского фаллоса, символизирует утверждение в этом мире власти мужского начала4.

24. Новый костюм: символ подчинения

Классический синий костюм в «Заводном апельсине» — символ подчинения Алекса властям и правилам, которые действуют в этом мире.

 

25. Гомосексуальные коннотации

«Заводной апельсин» переполнен двусмысленными образами, что в свое время сделало его источником вдохновения для гомосексуалистов. В частности, аллюзии на «Заводной апельсин» часто встречались в образах Дэвида Боуи — главной андрогинной суперзвезды английского глэм-рока 1970-х.2

 

26. Алекс читает Библию: главная книга о насилии

Несмотря на то, что Алекс – дьявол воплоти, его никак нельзя назвать атеистом (в отличие от других заключенных). В частности, это следует из грез Алекса во время чтения Библии, когда он живо представляет себя римским солдатом, избивающим Христа во время шествия на Голгофу. По мнению Джеймса Нэрмора, все это прекрасно согласуется с идеей Берджесса о том, что в человеке есть и плотское, и духовное: «Я верю в первородный грех, - объяснял подоплеку своего романа Берджес, - из этого следует, что человек должен пасть, чтобы возродиться. В начале подчеркивается инфантильность Алекса. Он еще беспомощен - все еще питается молоком. Затем он вынужден отвечать - не на собственные, а на внешние сигналы. Затем он пытается покончить с собой, выпрыгнув из окна, - это изображает падение человека. Теперь должно произойти его возрождение, но не через государство. Оно произойдет через самого человека и его способность познать ценность выбора».3

27. Тюремный каппелан: скрытый гей, паяц и выразитель истины

По мнению Кубрика, после выхода «Заводного апельсина» на экраны наиболее высоко оценила и поддержала фильм газета «Католические новости». Режиссер сохранил рецензию из этого издания на память и при случае цитировал ее другим журналистам: «Стэнли Кубрик показывает, что человек нечто большее, чем продукт наследственности и (или) окружения. И, как говорит дружески расположенный к Алексу, церковник (разглагольствующий и паясничающий в начале, а «под занавес», высказывающий основной тезис фильма): «Когда человек лишен возможности выбирать, он перестает быть человеком… Фильм, видимо, хочет сказать, что лишение свободы выбора не только не спасает, но полностью отнимает у человека возможность действия… Во имя поддержки определенных моральных ценностей изменение человека должно рождаться из внутреннего побуждения, а не навязываться из вне. Спасение человека - дело чрезвычайно сложное. Но Кубрик - художник, а не моралист, поэтому он предлагает нам решать, что неправильно и почему, что необходимо делать и каким образом это следует делать».5

 

28. Метод Людовико: превращение Алекса в морального робота

Киносеанс во время лечения Алекса по методу Людовико для Кубрика стал возможностью наглядно доказать, что экранное насилие не несет ответственности за появление насилия в жизни: «Явных доказательств того, что насилие, которое мы видим в кино и по телевидению, рождает социальное насилие, нет… - говорил Кубрик. - Попытка возложить какую-либо ответственность на искусство, как на источник жизни, представляется мне совершенно неправильной постановкой вопроса. Искусство может менять форму жизни, но не создавать или быть ее причиной. Более того, приписывать искусству возможную силу воздействия нельзя, ибо это полностью расходится с принятым научным взглядом на искусство, который заключается в том, что даже в состоянии, которое наступает после гипноза, человек не в состоянии совершить поступок, противоречащий его натуре».5

 

29. Возвращение домой: не ждали

Описывая человека технического века, философ и психолог Эрих Фромм говорит, что тот «страдает не столько от страсти к разрушению, сколько от тотального отчуждения; может быть, уместнее описывать его как несчастное существо, которое ничего не чувствует - ни любви, ни ненависти, ни жалости к разрушенному, ни жажды разрушать; это уже и не личность, а просто автомат». Родители Алекса, несомненно, такие автоматы, о которых пишет Фромм. Их отчуждение настолько велико, что они могут признать сына, только ориентируясь на статьи в газетах.9

 

30. Смерть удава: аллюзия на библейскую историю

После возвращения домой Алекс узнает о смерти своего питомца — удава. Гибель змеи, которая в христианской мифологии является олицетворением дьявола-искусителя, саркастически намекает на торжество науки, одержавшей вверх над человеком и его верой.

 

31. Избиение Алекса: месть нищих

Из тюрьмы Алекс возвращается в мир, где другие люди обладают всей полнотой качеств и свойств, которых он принудительно лишен. И теперь все те, кого когда-то Алекс подвергал издевательствам, начинают ему мстить.10 Так выясняется, что человек, лишенный агрессивных инстинктов, способности к насилию, не может выжить в этом мире. И если вытравить эти инстинкты довольно сложно, то возбудить их самим зрелищем беззащитности довольно легко. Все его жертвы с легкостью принимают роль мучителей. У человека в современном мире, по Кубрику, оказывается, лишь одна альтернатива - быть жертвой или палачом.4

 

32. Ванная комната у Кубрика: привет, подсознание!

Ванная комната во всех фильма Кубрика всегда место проявления бессознательного9. В «Заводном апельсине» Алекс, не задумываясь о возможных последствиях, лежит в ванной и беззаботно напевает песенку «Поющие под дождем», по которой его опознает хозяин дома.

 

33. Ужин с мистером Александром: «преступление против актерского искусства»

В сцене ужина актер, исполняющий роль писателя, чудовищно переигрывает*, однако это не случайность: Кубрик добивался именно такого эффекта. Примеры подобного неадекватного поведения можно отыскать во всех поздних фильмах Кубрика. Оно сбивает зрителя с толку своей неуместностью, поэтому критика этот прием зачастую кажется раздражающим и несмешным. Тем не менее Кубрик всегда стремился к алогичности в актерской игре, резкому переходу от натурализма к абсурду: «В этом отношении он идет на осознанный риск; вспомним невозможно растянутую и, вообще говоря, безумную сцену Алексова возвращения в отчий дом или то, как Алекс, причмокивая, поедает ужин в больнице».2

34. Месть писателя: фильм без положительных персонажей

Писатель не только мстит беспомощному Алексу, которого он пытается довести до самоубийства, но и использует того в политических целях для борьбы с действующим правительством. На самого Алекса им всем одинаково наплевать. Таким образом, в «Заводном апельсине» положительных персонажей нет.

 

35. Министр кормит Алекса с ложечки

Сатирический кадр, где министр внутренних дел сам кормит Алекса, венчает историю взаимоотношений преступника с государством. Сцена символична: общество в буквальном смысле кормит преступника с ложечки, а тот глумиться на ситуацией. «Добрый» Алекс преследуется, убивается обществом, а вернувшись к своему естественному состоянию зла, становится нужным стране.4 В конечном счете, Алекс оказывается единственным персонажем, который вызывает симпатию, и оказывается в конце фильма в том же положении, что и в начале: «Увечный злодей возвращается к насыщенной жизни самца».2

 

36. Секс под аплодисменты: финальный кадр

Последние кадры изображают фантазии Алекса, навеянные Бетховеном. Эта сцена (на весь фильм единственная, где все участники получают явное удовольствие от секса) лишь плод нездорового воображения Алекса, который видит себя участником некоего театрального действа. Агрессия Алекса принята и одобрена высшим обществом, и теперь он теперь будет сеять насилие, опираясь на политиков и элиту.2

 

37. Титры: привет, Алекс!

Используя песню «Поющие под дождем» еще раз в финальных титрах, Кубрик намекает на излечение Алекса и возвращение его в общество в качестве полноценного члена.

 

Использованная литература:

  1. Робер Мюшембле, «Очерки по истории дьявола». М., Новое литературное обозрение, 2005 г.
  2. Джеймс Нэрмор, «Кубрик». Москва, Rosebund Publishing, 2012 г.
  3. Бакстер Д., «Стэнли Кубрик. Биография»
  4. Ханютин Юрий, «Реальность фантастического мира. Проблемы западной кинофантастики». М., Искусство, 1977 г.
  5. Журнал «Сайт энд Саунд», весна, 1972 г.
  6. «На экране Америка». М., «Прогресс», 1978 г.
  7. «Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Выпуск 4». М., Искусство, 1974 г.
  8. «На экране Америка». М., «Прогресс», 1978 г.
  9. Комсомольская правда, 1972 Брускова
  10. Перетрухина К., «Философия Стэнли Кубрика: от Алекса до Барри Линдона и обратно». Журнал «Киноведческие записки», №61, 2002 г. 
  11. Капралов Г., «Игра с чертом и рассвет в урочный час». М., Искусство, 1975 г.
  12. Соболев Р., «Голливуд. 60-е годы». М., Искусство, 1975 г.

distantlight.tv

Механический апельсин (фильм) - это... Что такое Механический апельсин (фильм)?

«Заводно́й апельси́н» (или «Механи́ческий апельсин»; англ. A Clockwork Orange) — культовый кинофильм режиссёра Стенли Кубрика, снятый в 1971 году. Экранизация одноимённого романа Энтони Бёрджесса. 4 номинации на «Оскар». Всего 5 наград и 16 номинаций. Фильм состоит из размышлений о сущности человеческой агрессии на примере подростковой агрессии, о свободе воли и об адекватности наказания. Премьера состоялась 19 декабря 1971 года. Фильм содержит сцены секса и насилия, просмотр разрешён зрителям от 18 лет и старше.

Сюжет

События фильма происходят в недалёком будущем (относительно семидесятых). В фильме рассказывается о судьбе подростка Алекса (Малкольм Макдауэлл). Алекс очень любит слушать Бетховена, насиловать женщин и совершать акты «ультранасилия»: избивать бездомных, врываться в приличные дома и грабить жильцов, драться со сверстниками. Алекс сам рассказывает свою историю. Для рассказа он использует сленг «надсат» (англ. Nadsat), в котором смешаны английские и русские слова.

Банда Алекса. Алекс в центре, справа от Алекса Тем, слева от Алекса Джорджи и Пит.

Совершив жестокое убийство и будучи подставленным друзьями-подельниками, Алекс попадает в тюрьму. Тюрьма оказывается для него невыносима, и он решает участвовать в экспериментальном «лечении», которое предлагает правительство, и после которого можно сразу выйти на свободу. «Лечение» заключается в том, что у человека вырабатывают условный рефлекс на секс и насилие: как только Алексу хотелось заняться сексом или подраться, у него начинался ужасающий, сводящий с ума приступ тошноты, от которого даже хотелось совершить самоубийство. А в качестве побочного эффекта, такой же приступ начинался у Алекса и при звуках ранее обожаемой им Девятой симфонии Бетховена.

Возвратившись домой, Алекс оказывается отвергнут своими родителями. В то же время общество внимательно следит, как новое экспериментальное «лечение» подействует на жестокого убийцу, об этом пишут все газеты. Лишённый всякой возможности защищаться, Алекс случайно встречается поочерёдно со своими жертвами и подельниками — и те и другие жестоко избивают Алекса, а последняя его жертва, политический оппозиционер, и вовсе мучает его Девятой симфонией, что заставляет Алекса выброситься из окна. Самоубийство Алекса, по планам оппозиции, должно было показать всю несостоятельность нового «лечения», предложенного правительством. Но Алекс выжил.

Только в больнице, окружённый всяческой заботой персонала, Алекс понемногу приходит в себя. Но забота оказывается не бескорыстна — в больнице Алекса навещает министр внутренних дел и просит притвориться, будто всё в порядке, и будто лечение совершенно безопасное и эффективное. Взамен он предлагает Алексу высокооплачиваемый пост во власти, на котором Алекс должен будет улучшать имидж правящей партии, подпорченный его попыткой суицида. Алекс соглашается, понимая, что попытка самоубийства начисто стерла из него все результаты «лечения». Фильм завершается его зловещими словами: «Я полностью исцелился…».

Художественная ценность

Малкольм Макдауэлл в роли Алекса.

Этот фильм, вызвавший в своё время культурный шок и ставший культовым, в полной мере отражает художественный стиль Стенли Кубрика и пронизан характерной для Кубрика мизантропией и пессимизмом. Пугающий и провокационный по содержанию, «Заводной апельсин» затрагивает сложную тему зла и насилия в современном обществе. Имеет ли государство и общество право лишать человека свободы воли, пусть даже в целях наказания и исправления? Может ли человек, личность, лишённая свободы воли, ставшая похожей на заводной апельсин, символизировать собой победу современных технологий над злом? Но наряду с социальными вопросами, в фильме глубоко затронута и природа человека. Откуда исходит агрессия? Каков человек без свободы воли? Как может садизм сочетаться с тягой к прекрасному, к музыке Бетховена, например?

Визуальный ряд и композиция кадра в этом фильме считаются неповторимым авторским почерком Кубрика. Фильм не такой визуально яркий, как «Космическая одиссея 2001», но всё же представляет огромный интерес. Чтобы подчеркнуть бунтарский характер фильма, Кубрик свёл работу камеры до самых простых движений: работы трансфокатора, горизонтального движения (особенно знаменита начальная сцена дома у писателя-оппозиционера) и лишь нескольких панорамных кадров. В фильме также очень интересно прослеживается переход от сюрреализма в начале к реализму в середине и конце, и снова к сюрреализму в заключительной сцене. В этой заключительной сцене фильма Алекс занимается сексом с женщиной в окружении аплодирующих джентльменов викторианской эпохи. Это символизирует, что агрессия Алекса принята обществом, и что Алекс теперь будет сеять агрессию, опираясь на политиков, а не на преступников.

Критика

После выхода фильма в Англии начались массовые молодежные беспорядки косвенно намекающие на фильм. В результате «Заводной апельсин» из-за обилия секса и насилия был запрещен судом Великобритании с формулировкой «зло как таковое». Однако же часть зрителей и критиков приняли фильм с восхищением. В журнале «Тайм» писалось: «Ни один фильм за последнее десятилетие (а возможно, и за всю историю кинематографа) не содержит таких изысканных и пугающих пророчеств о будущей роли культурных объектов — живописи, архитектуры, скульптуры, музыки — в нашем обществе…»

Интересные факты

  • В борьбе за «Оскаров» «Заводной апельсин» был побеждён фильмом «Французский связной» режиссёра Уильяма Фридкина.
  • Энтони Бёрджессу фильм понравился. Он яростно защищал его от разных обвинений и нападок. Но потом Бёрджесс обиделся и сказал, что Кубрик просто использовал его для создания пиара своему фильму.
  • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
  • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
  • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin' In The Rain» во время преступлений.
  • Малкольм Макдауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
  • Во время съёмок Макдауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
  • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
  • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
  • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
  • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
  • Одна из ультрас ФК Ювентус назвала себя Arancia Meccanica (итал. Заводной апельсин) в честь фильма Стенли Кубрика. Название, так или иначе, но связанное с насилием создавало сторонникам Юве множество проблем, в результате чего они были вынуждены его сменить. Однако окончательно покоряться воле политиков, которые были причастны к тому, что название группировки менялось, никто не собирался, и новым названием стало название банды, в которой состоял главный герой вышеупомянутого фильма — Drughi. Эта группа стала одной из самой могущественных, и в период с 1988 по 1996 год в ней состояло около 10 тысяч поклонников Юве. Эта фирма существует и по сей день

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Итальянский заводной апельсин

Один из миланских дилеров марки MV Agusta представил специальную версию трехцилиндрового спортбайка F3 800, который точно не останется незамеченным на улицах мегаполиса.

 

 

 

Официальный дилер марки MV Agusta компания Moto Garage Italia выпустили спецверсию спортбайка F3 800 Arancia Meccanica, что на русский можно перевести как «заводной апельсин». Мотоцикл не имеет никакого отношения к знаменитому фильму Стэнли Кубрика 1971 года — спортбайк назван так только из-за яркой оранжевой отделки корпуса. Отличительным элементом проекта MV Agusta F3 800 «заводной апельсин» является его специальная окраска, выполненная специалистами миланской мастерской PlastiDip с помощью толстой пленки, наклеенной на детали мотоцикла.

 

 

 

В случае, если владельцу все же надоест яркая внешность мотоцикла, то его всегда можно будет вернуть к первоначальному заводскому виду, для чего достаточно будет только удалить пленку. Кроме уникальной цветовой гаммы MV Agusta F3 Arancia Meccanica отличается набором деталей из углеволокна, заглушкой на месте пассажира и водительским сидением, украшенным итальянским триколором,

 

 

 

В техническом плане мотоцикл MV Agusta F3 Arancia Meccanica остался полностью стандартной моделью. Как и другие итальянские спортбайки серии F3 800, мотоцикл оснащается 798-кубовым 3-цилиндровым рядным двигателем мощностью 148 л.с. F3 800 оборудован системой MVICS включающей четыре режима отклика двигателя на ручку газа, один из которых сможет задавать сам мотоциклист, 8 уровней вмешательства антипробуксовочной системы, возможность установки датчика наклона мотоцикла, работающего совместно с трэкшн-контролем и блоком управления двигателем, система быстрого переключения КПП EAS, а также лаунч-контроль с анти-вилли системой — внушительный набор электронных помощников, пожалуй, не представленный ни на одном другом мотоцикле. Уже на конвейере F3 800 комплектуется высококлассными компонентами подвески от Marzocchi и Sachs, а также тормозами Brembo.

Источник: moto.mail.ru

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

supermotoclub.mirtesen.ru

"Заводной апельсин". История создания - ДРУГОЕ КИНО

     В 1959 году, преподаватель английского языка и литературы, Энтони Бёрджесс, потерял сознание на своем собственном уроке. Сделав снимок головы, врачи обнаружили у него опухоль мозга и предрекли, что через год Энтони отойдет в мир иной. Он и раньше понемногу писал, но только поставленный диагноз подтолкнул его к активной деятельности, дабы обеспечить семью деньгами. Одним из романов, созданных в ожидании мнимой гибели, и стал «Заводной апельсин». В 1943 году жену Бёрджесса изнасиловали у него на глазах четверо военных. Это повлекло за собой выкидыш и большую семейную трагедию. Именно об этом случае думал автор, сочиняя свою книгу. Основным же посылом этого произведения является, по словам Энтони «христианская свобода воли и сила прощения» (он был очень религиозным человеком).

В 1963 году Терри Саузерн, с которым Кубрик вместе писал сценарий для «Доктора Стрейнджлава..», показал ему понравившуюся книгу, ту самую – «Заводной апельсин». Стенли просмотрел ее и забыл, как всем тогда подумалось. После съемок «2001:Космической Одиссеи», режиссер планировал заняться картиной о жизни Наполеона под названием «Ватерлоо». Он несколько лет занимался исследованием этой темы и уже даже договорился с югославской армией для поставки статистов. Но, в последний момент что-то не срослось с финансированием. Тогда Кубрик позвонил Саузерну и сказал: «А помнишь, ты давал мне книгу?».  

 Бёрджесс же, остро нуждавшийся в деньгах, уже продал права на экранизацию за 500 долларов… Мику Джагеру! Планировалось, что именно Rolling Stones сыграют банду Алекса. Но позже права были перекуплены и за дело взялись маститые режиссеры. Факт того, что, первоначально экранизировать книгу просили Тинто Брасса, звучит как анекдот. Однако, это так – главные роли должны были исполнить четыре девушки в мини-юбках либо пенсионеры (совсем уж страшно звучит).

Когда же переработкой книги под фильм занялся Кубрик, сам Бёрджесс был этому очень рад. Интересно, что из одиннадцати адаптаций этого режиссера, «Заводной апельсин» – наименее переработанная. Книга заканчивается тем, что Алекс больше не хочет нарушать закон (само имя героя A-Lex с лат. «без закона»), умиляется детям на улице и негативно отзывается о своих прошлых бесчинствах. Считается, что такой финал был навязан писателю издательством, сам же он поддерживает киноверсию.

В одном из интервью Кубрик сказал, что если бы Малкольм Макдауэлл не согласился на главную роль – фильма, возможно, бы и не было (несмотря на то, что по сценарию Алексу всего 15 лет, а актеру же в то время уже 27).

Бюджет картины – весьма ограниченный, все съемки проводились при натуральном освещении и в «живых декорациях». Были созданы только четыре крайне необходимых интерьера (бар «Корова», тюрьма, ванная в доме писателя и прихожая квартиры Алекса) – для этого Кубрик арендовал небольшой завод. Студийных съемок не было вообще.

 Работа, несмотря на всю сложность характера перфекциониста Кубрика, проходила в очень дружелюбной атмосфере. Команда настолько сроднилась, что скромный Макдауэлл не постеснялся пописать при всей съемочной группе, когда этого потребовала роль. А актриса Адриенна Корри заявила перед съемками сцены изнасилования: «Теперь вы все убедитесь, что я – натуральная рыжая».

Тем не менее, Малкольм умудрился получить несколько серьезных травм: перелом ребер, повреждение сетчатки (несмотря на то, что сцены с глазами снимали под бдительным присмотром окулиста) и чуть не захлебнулся, когда сломался подводный дыхательный аппарат в сцене его топления. Также и змея Василий появилась в фильме только после того, как Макдауэлл признался Кубрику, что ужасно боится рептилий.

При съемках эпизода в полицейском участке, где Алексу плюют в лицо, сделали столько дублей, что у актера Обри Морриса кончилась слюна, и его подменил коллега.

Четыре дня потратил режиссер для репетиций сцены изнасилования, но никак не мог найти то, что нужно. Тогда Малкольм предложил спеть целиком единственную песню, которую он знает «Singin‘ In The Rain» и слегка пританцовывать. Кубрику показалось это столь забавным, что он тут же купил все права на композицию за 10000 долларов. Стоит заметить, что через несколько лет, после выхода «Заводного апельсина» Макдауэлл встретил на вечеринке Джина Келли, оригинального исполнителя «Singin‘ In The Rain» в одноименном фильме, последний выказал актеру все свое отвращение и сразу ушел с мероприятия.

Интересный факт: в перерывах между съемками Кубрик и Малкольм играли в настольный теннис, режиссер чаще проигрывал, а потому вычел все время, потраченное на игру, из зарплаты актера. В то же время, они играли и в шахматы, где Стенли не было равных – эти часы засчитали Макдауэллу как рабочие.

  Чтобы отдать дань писателю, Алекс носит в фильме фамилию Бёрджесс, хотя в книге это ни разу не упоминается. А машина, на которой катается банда – уникальный автомобиль – их всего три штуки в серии (Adams Probe 16).

При съемке Кубрик применял широкоугольные объективы, и использовал свои «секретные приемы» при монтаже. Как режиссер позже вспоминал, таким образом он пытался найти «киноэквивалент писательскому языку Бёрджесса, а также показать очень субъективный взгляд Алекса на вещи». Также именно здесь, одними из первых, применили радиомикрофоны (почти не требуют после себя дубляжа) и Dolby-эффект при монтировании шумов.

Фильм вышел в прокат ровно через год, после начала съемок – это рекорд скорости для Кубрика. Реакция публики на «Заводной апельсин» была очень неоднозначной.

Некоторые источники сообщают, что в Англии картину запретили после суда с пометкой «величайшее зло». Однако, на самом деле, режиссер сам изъял фильм после года проката – в адрес его семьи поступило несколько анонимных угроз и обвинений в пропаганде «насилия и жестокости». Запрет на показ сняли только после смерти Стенли в 1999 году.

 Для проката в США, чтобы перейти из категории фильмов Х в более доступную зрителям, Кубрик сократил некоторые эпизоды и заменил две сцены. В результате, «Заводной апельсин» был номинирован на Оскар по четырем номинациям, в том числе «лучший фильм» и «лучшая режиссура» (что случается крайне редко с картинами этой категории). Ни одной статуэтки лента не получила, уступив «Французскому связному» (хотя сам режиссер «Связного» Уильям Фридкин говорил после, что награда должна была достаться «действительно лучшему американскому режиссеру года и эпохи – Стенли Кубрику»).

После выхода картины на экраны в 1973 году в Ланкашире изнасиловали 17-летнюю девушку, напевая «Singin‘ In The Rain», а подросток избил своего приятеля, одевшись как герой «Заводного апельсина». Возможно, поэтому, Кубрик приказал ассистенту уничтожить весь отснятый, но не вошедший в фильм материал (по слухам – содержащий еще более агрессивные сцены).

В настоящее время, картина занимает второе место в списке самых спорных фильмов за всю историю кино («Entertainment Weekly»), а также входит в число 25 самых опасных для просмотра.

Интересно, что фильм получил достаточно теплые отзывы в Советском союзе, как «обличающий современную капиталистическую цивилизацию» и «показывающий всю дискредитацию общества капитализмом».

Сам же Кубрик охарактеризовал центральную идею «Заводного апельсина» так: «Это картина о свободе воли. Ведь теряя возможность выбора между добром и злом, мы лишаемся нашей человечности».

drugoe-kino.livejournal.com

Стиль фильма «Заводной апельсин» и его влияние

Многие фильмы и режиссёры, так или иначе повлиявшие на моду, сделали это, благодаря созданию уникальных миров. Уэс Андерсон, Баз Лурман и другие визуальные гении зачастую создают для своих фильмов целую линию мужской одежды, выдумывая порою собственный модный язык, в то время как другие картины притягивают своей простотой. Примером последнего является фильм Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». А один из представленных в фильме костюмов оказал поразительное влияние на мир моды.

«Заводной апельсин» – это размышление на тему преступления, насилия, сексуальности и молодёжной культуры, эпицентром и олицетворением которых является банда безумных садистов «Френды», перекочевавшая из романа Энтони Бёрджесса 1962 года в Кубриковскую адаптацию 1971-го. Главный герой фильма Алекс, которого играет Малкольм Макдауэлл, является лидером этой самой банды. Облачение «Френдов» незамысловатое, но запоминающееся: полностью белые костюмы в сопровождении чёрной шляпы-«котелка» и трости. Однако эта кажущаяся простота способна многое рассказать: они утончённы и опасны; мятежны и однообразны; порочны, но при этом шикарны. Они являются настолько яркой иллюстрацией нашего коллективного подсознательного Я, что вынуждены носить бандаж, чтобы обуздать его. Это же коллективное Я не лишено собственной элегантности, выражающейся в подтяжках, шляпах и тростях. Именно благодаря столь многозначной простоте внешнего вида «Френдов», что даже 50 лет спустя дизайнеры всего мира не перестают черпать вдохновение из этой культовой картины.

Алекс ДеЛардж (в центре, играет Малкольм Макдауэлл) с «Френдами» (Droogs)

Шикарный образ «Френдов» не был случайностью. Любимый дизайнер Кубрика Милена Канонеро ещё до своей карьеры в киноиндустрии была всецело очарована модой того периода. Несмотря на свою разносторонность, свидетельством которой являются такие картины, как «Отель «Гранд Будапешт», «Тит» и «Барри Линдон», именно «Заводной апельсин» дал толчок дизайнерской карьере Канонеро, 43 фильма спустя остающийся одной из самых знаменитых её работ.

Для костюмов фильма Канонеро сознательно черпала вдохновение из уличного стиля Лондона 70-х годов. Носимые «Френдами» чёрные ботинки со стальным носком («bovver boots») уже давно ассоциировались со стильными хулиганами. Бывшие до этого популярными в 50-60-х годах «котелки», к 70-м уже приобрели ретро-оттенок. А подтяжки в то время были неизменным атрибутом британских скинхедов. (Следует отметить, что в тот период скинхеды не придерживались идеологии белого превосходства и являлись иконой стиля рабочей молодёжи.) Все эти тренды были умело сплетены Канонеро воедино.

Дэвид Боуи в образе Алекса ДеЛарджа во время знаменитой сцены с изнасилованием

После выхода фильма некоторые детали из образа «Френдов» только усилили своё влияние. «Заводной апельсин» спровоцировал в Лондоне целую волну подражателей под названием «Bovver Boys», одевающихся, как герои фильма. Этот образ стал настолько тесно ассоциироваться с уличным криминалом, что в 1974 году фильм оказался изъятым из проката, и долго время был доступен лишь в виде нелегальных копий на VHS-кассетах. Разумеется, это только добавило фильму таинственности.

Вскоре после распространения образа в Лондоне его подхватили известные музыканты. Так, Led Zeppelin и Дэвид Боуи вывели образ на мировой уровень. В ранних 70-х для своих выступлений Боуи даже создал целую коллекцию основанных на фильме костюмов.

Дань уважения Megadeth «Заводному апельсину»: маскот группы Вик Раттлхэд в образе Алекса ДеЛарджа

Образ «Френдов» появился в самое удачное время, чтобы оставить после себя культурное наследие такого масштаба. С угасанием субкультуры «Bovver Boys», эстафету переняли панки. Британский профессор Эндрю Бисселл даже назвал «Заводной апельсин» явлением, «создавшим панк-движение». Множество панк-групп, таких, например, как The Ramones, Los Violadores и Scars, упоминали «Апельсин» в своих песнях. Сложно не увидеть в типичном образе панка отсылки к «Френдам» с их берцами и подтяжками. Даже носимый персонажами фильма бандаж можно было заметить на хардкор-концертах. Отрицать влияние «Заводного апельсина» на эстетику панка просто невозможно.

Одна из причин широкого влияния образа «Френдов» – это его поп-культурная привлекательность. Не одно десятилетие творческих людей привлекала юношеская, анархичная порочность персонажей. И хотя «Заводной апельсин» по достоинству считается культовой классикой, его влияние нашло успешное коммерческое выражение. Видеоклип группы Guns ‘N Roses на песню «Welcome to the Jungle» стал данью уважения картине Кубрика. Ещё один британский фильм о безбашенной молодёжи «На игле» также черпал вдохновение из «Заводного апельсина». Megadeth, к примеру, использовали тематику фильма в дизайне своих футболок. Мультсериал «Симпсоны» и журнал «Мэд» также использовали образ «Френдов», к тому времени надёжно укрепившийся в поп-культуре. И это лишь малая часть примеров, так или иначе попавших под влияние эстетики «Заводного апельсина». Сегодня же не будет ошибкой предположить, что это влияние настигло людей больше, чем посмотревших сам фильм.

Образы мужской коллекции Осень/Зима Жана-Поля Готье 2008 года

И хотя картина с самого своего выхода в прокат повлияла на множество дизайнеров и авторитетных персон мира моды, пожалуй, никто из них не оказался под таким впечатлением от неё, как Жан-Поль Готье, не раз на протяжении своей карьеры обращавшийся к образу «Френдов». В 1990 году он стал дизайнером для Blond Ambition World Tour Мадонны, точно подметив, что её сексуальный, утончённый и дерзкий антураж выигрышно сочетается с образом «Френдов». Мужская коллекция Готье осени 2008 года стала, пожалуй, самой запоминающейся модной отсылкой к «Заводному апельсину» за последние годы. Показ оказался настолько мощным, что спровоцировал интерес нового поколения к фильму. Сам Готье прямо признаёт влияние на свою работу фильма Кубрика. На одном из кинофестивалей он столкнулся с Малкольмом Макдауэллом и сказал ему: «Спасибо вам огромное, потому что фильм полностью изменил мой дизайн».

Коллекция Готье 2008 года, в свою очередь, спровоцировала новый виток дерзких образов на подиуме. Коллекции осень/зима 2009 года Александра Маккуина, весна/лето 2008-го Даниэля Авакиана на Сиднейской Неделе моды и весна/лето 2011 года Лими Фью – лишь небольшой перечень последовавших после показа Готье работ, вдохновлённых культовым фильмом.

В последние годы данный тренд нашёл своё место не только в модных показах, но и на улице, демонстрируя возрождение интереса к «Заводному апельсину» по всем фронтам индустрии моды. Коллекция KTZ осень/зима 2015-го стала элегантной комбинацией образа «Френдов» с крупными паттернами зимней уличной одежды. Весна/лето 2016 года испанского бренда Macson представляет собой переработанный для тёплого климата образ «Френда» хипстерского разлива. Коллекция весна/лето 2018-го от Undercover была явно спровоцирована эстетикой «Апельсина» в контексте их вымышленного музыкального лейбла «merch». И как можно забыть вдохновлённые «Френдами» модели Supreme аж 2003 года?

Влияние «Заводного апельсина» на поп-культуру в целом не ослабевает до сих пор. Леди Гага часто использует образы картины в своей музыке и сценическом стиле. Следы образа «Френдов» заметны в самых разных субкультурах – от японского харадзюку до европейской мужской моды самого премиального уровня. С ростом тех или иных субкультур этот образ так или иначе находит своё выражение, распробовавшие самую толику славы музыканты не медлят облачиться в заветные подтяжки и «котелок».

Роман Бёрджесса и фильм Кубрика всегда будут ассоциироваться с сексуальностью, утончённостью и безумством юношества. А потому совсем не удивительно, что образ «Френдов» раз за разом всплывает в культуре в том или ином виде. И хотя с годами вкусы могут кардинально меняться и каждое поколение имеет свои иконы стиля, оно отнюдь не создаёт свою молодёжную культуру с нуля, а перенимает символы, как правило, лишённые привязки к той или иной группе. И похоже, что, благодаря сплетению эротизма и опасности, сексуальности и насилия, образ «Френдов» стал одним из таких символов. И если позволить себе делать далеко идущие выводы на основании существующих трендов, то можно сказать, что мрачная и чувственная история «Френдов» только начинается.

«Френды» в баре «Korova Milk»

 

Источник: Grailed.com

mcmag.ru