vurd.name. Схема рр для мотоцикла


Самодельное реле-регулятор 6В ИЖ Юпитер-3.

Те, кто владеет мотоциклом с шестивольтовым электрооборудованием знают, что самое слабое место это зарядка. То аккумулятор внезапно подсаживается, и завести мотоцикл целая проблема, то зарядка куда то пропадает и магически возвращается, иногда приходится ехать ночью без фары чтобы полностью не посадить аккумулятор… Электронное реле-регулятор является аналогом РР-1 (регулятор напряжения и реле обратного тока) и избавит Вас навсегда от этих проблем. Дополнительных переделок в схеме электропроводки мотоцикла не потребуется. Схема содержит минимум деталей, которые имеют много аналогов.

Данное реле применимо для мотоциклов Иж-56, Иж П-1,2,3, Иж Ю-1,2,3 , Ява «Старушка», Ява-634, Урал и Днепр с шестивольтовым оборудованием.

Схема реле представлена на рисунке. В исходном состоянии стабилитрон VD1 и транзистор VT1 закрыты, а VT2 открыт, поскольку на его базу через резистор R3 подается напряжение. Таким образом, через обмотку возбуждения (Ш) протекает ток и генератор вырабатывает напряжение.

Как только напряжение в бортовой сети превысит установленный порог (7,2 В),  стабилитрон откроется и на базу VT1 поступит управляющее напряжение, что вызовет его открытие и шунтирование R3. Транзистор VT2 закроется, обесточив обмотку возбуждения. Напряжение в бортовой сети снизится и цикл повторится. Диод VD2 необходим для поглощения выбросов ЭДС самоиндукции обмотки возбуждения генератора.

Налаживание устройства заключается в подстройке резистором R1 порога открытия транзистора VT1. Для этого собранное устройство подключаем к лабораторному блоку питания к клеммам Я «+» и М «-». Параллельно диоду VD2 подсоединяем маломощную лампочку или контролируем наличие напряжения тестером. Плавно регулируем напряжение блока питания с 5 до 8 вольт. При правильно настроенном резисторе R1 лампочка должна загораться при напряжении 7,2 вольта. Следует учесть, что напряжение в сети будет меньше на 0,6 вольта чем порог срабатывания нашего реле, поскольку на диоде VD3 произойдет падение напряжения.

Схема, представленная на рисунке снизу, поясняет работу реле с генератором Г36.

Резистор любой R1 подстроечный малогабаритный сопротивлением 2000…470 Ом, желательно многооборотный для более точной подстройки. R2 R3 мощностью 0,5…0,125 Вт, могут отличаться от указанных номиналов до 50%. Стабилитрон можно заменить любым с напряжением пробоя 4,7…6,2 В. В крайнем случае можно воспользоваться цепочкой из 7-8 кремниевых диодов в прямом включении. Диод VD2 любой кремниевый с обратным напряжением не менее 100В и максимальным прямым током не менее 1А, а VD3 – не менее 10 А. VT1 – любой кремниевый NPN транзистор средней мощности. КТ606 удобен корпусом, который легко закрепить при навесном монтаже. VT2 можно заменить на любой транзистор NPN структуры с током коллектора не менее 5 А, правда в этом случае может потребоваться заменить R3 на резистор 200..300 Ом мощностью 0,5 Вт.

 

 

old-bikes.ru

Электронный реле-регулятор РР-302 | vurd.name

Проблема механического реле-регулятора на мотоцикле Урал М-66 и прочих 6-вольтовых мотоциклах не раз настигала всех владельцев данного аппарата. Начиная от банального загрязнения контактов и кончая сбитым настройкам, всё это приводит к неправильной работе механизма поддержания заряда аккумулятора.Сейчас, в 2014 году, эту проблему можно очень просто решить — купить готовый электронный аналог или изготовить его самому. Если бы электроника была 12-вольтовая, то вопросов бы вообще не было, просто идешь в магазин и покупаешь реле от ВАЗ-а, но в нашем случае всё по другому. Как выяснилось, купить можно у чувака, который проспамил по всему инету и в дополнительной рекламе не нуждается. Собственно, я заказ у него экземпляр в корпусе, готовый к замене. Этот чувак из Луганск-а, а это означает, что доставка будет как минимум занимать один месяц. Мотоциклисты живут-то по три месяца, так что этот вариант нам подходит с натяжкой. Ну да ладно, запасное будет.Вариант второй, найти схему и спаять, применив прямые руки. Вариант тоже сопряжен с трудностями, найти толковую схему практически не возможно. Ну, до текущего момента, ибо дядя Вурд решил сделать достоянием общественности эти тайные знания.

СхемаСхема от руки, хотел перерисовать в нормальном виде, но на новой системе нет нужной программы, а искать что-то другое или вырисовывать irf-ку руками мне не хочется. Так что, у нас здесь «ехать», «шашечек» не завозили.

Плата, вид со стороны пайкиПлюс монтаж, он должен быть именно таким, бронебойным.

Плата, вид со стороны деталейТупые вопросы почему у меня тут резисторы по 1 ватту, мы, пожалуй, опустим. Не было других.

На мотоцикле всё удобно, ремонтопригодноХотя я не собираюсь его особо ремонтировать.

Работает!Зажжен дальний свет, холостой ход.

Настроено на 7.25 вольт. Настройка элементарная, нужно подобрать оптимальное соотношение для делителя напряжения между R4 и R2+R3. Напряжение для открытия транзистора, а значит отключения заряда батареи, должно быть 2.5 вольт. Т.е. в схеме 4700K — 2470К мы получаем на делителе 2.5 при 7.25 на батарее. Считаем тут — http://cxem.net/calc/divider_calc.php.

Ну и главный гвоздь нашей программы — платы в формате Sprint Layout 6.RR-302-EL-REV-3.2

Берем, пользуемся, говорим «спасибо».

P.S. Изначально схема не моя, я лишь поменял номиналы на подходящие для наших мотоциклов

vurd.name

РР302 своими руками | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW

Собственно изыскал на просторах сию статейку.Делимся мыслишками-соображениями по этому поводу.Может кто уже пробовал ваять энту гравицапу?Как с элементами в радиомагазинах, доступны ли?

Сабж:

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯВМЕСТО РР-302Алексей Галич, [email protected]Санкт-Петербург, 1 октября 2003

В процессе эксплуатации своего мотоцикла К750 выпуска 1959 года с шестивольтовым генератором Г-414 у меня возникали постоянные проблемы с зарядкой аккумулятора. Виной этому служило старое механическое реле-регулятор РР-302: было практически невозможно настроить его, а если и получалось, то настройки быстро сбивались. Так появилась идея создать аналогичный по функциям электронный аналог.За основу была взята статья В. Гусева "Электронный стабилизатор вместо РР-302" (РАДИО №10, 1998), но построенный на её основе стабилизатор мягко говоря работать отказался (напряжение выдаваемое генератором с отключенной обмоткой возбуждения оказалось недостаточным для питания электронной схемы, хотя в статье и утверждается обратное), также он обладал низким КПД (из-за применения силового биполярного транзистора в качестве ключевого элемента) и недопустимо сильно грелся.Одним словом, оказалось что чем исправлять эти недостатки, было проще полностью переделать устройство, тем более что за последние годы элементная база резко шагнула вперед и сделала возможной повышение КПД устройства, что очень немаловажно, учитывая и так постоянную нехватку шестивольтового электричества выдаваемого 65-ваттным Г-414. Так на свет появилась новая схема:

Если вдаваться в подробности, то устройство генератора Г-414 принципиально отличается от 12-вольтового Г-424, что накладывает свой отпечаток на принципиальную схему регулятора напряжения:1. Г-414 - генератор постоянного тока и у него на выходе якоря нет диодов защищающих батарею от разряда через обмотки якоря и возбуждения в тех случаях, когда генератор выдает напряжение меньше, чем напряжение батареи (например при выключенном двигателе).2. У Г-414 один конец обмотки возбуждения соединен с выходом якоря, а регулирование напряжения осуществляется соединением и отсоединением второго конца обмотки возбуждения (шунта) с массой.

Логика работы регулятора напряжения проста:1. Пока напряжение в сети меньше нормы, стабилитрон закрыт, транзистор КТ315 закрыт, на затворе полевого транзистора IRF3205 присутствует высокий уровень напряжения и он открыт, выход шунта замкнут на массу через полевой транзистор (сопротивление этого полевого транзистора в открытом состоянии составляет 0.008 ома, что обуславливает практически отсутствие потерь на нём, не в пример мощным биполярным транзисторам, на которых обычно теряется около одного вольта). Таким образом по обмотке возбуждения течет ток, что заставляет генератор "генерировать" напряжение, напряжение в сети растёт вверх.2. Со временем напряжение в сети превышает норму, стабилитрон пробивает, транзистор КТ315 открывается, тем самым замыкая затвор полевого транзистора IRF3205 на массу, что приводит к закрытию полевого транзистора, выход шунта не соединён с массой. Таким образом по обмотке возбуждения ток не течёт, генератор напряжение генерировать перестаёт, напряжение в сети падает. И так далее процесс циклически повторяется.Диод КД226 необходим для защиты регулятора от всплесков ЭДС самоиндукции обмотки возбуждения при резком закрытии полевого транзистора. Диод КД2998 выполняет функцию аналогичную "реле обратного тока" в РР-302, то есть не даёт батарее разряжаться через обмотки якоря и возбуждения генератора. Этот диод должен обладать минимальным прямым падением напряжения, а также выдерживать ток в 10А.

Монтировать регулятор лучше следующим образом:Диод КД226 крепится непосредственно к клеммам якоря и шунта генератора. Диод КД2998 крепится одной стороной непосредственно к клемме якоря, а другой стороной к общей проводке (батарее) и изолируется. Такое расположение элементов позволяет избавиться от прохождения тока большой силы от якоря генератора через лишние соединительные провода и разъёмы, что в свою очередь тоже повышает КПД регулятора. Далее оставшиеся элементы регулятора монтируются на небольшой плате с тремя выходами на ножевых разъёмах, один из которых масса, другой идёт к общей проводке, а третий к клемме шунта. Полевой транзистор монтируется на той же самой плате безо всяких радиаторов, в процессе работы он вообще не греетсяВ настройке этот регулятор напряжения не нуждается, и с указанными номиналами он поддерживал напряжение ровно 7.15 вольт. Тем не менее, изменяя сопротивление 200 ом, можно добиться и других значений регулировки. Увеличение сопротивления ведет к увеличению напряжения, а уменьшение - к уменьшению.

oppozit.ru