М-72 (мотоцикл). С 72 мотоцикл
М-72 (мотоцикл) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
М-72 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
220x350px | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ММЗ ГМЗ ИМЗ «Красный Октябрь» КМЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
с 1941 по 1960 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИМЗ М-61 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
сухое, двухдисковое | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
карданная передача | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
самотёком | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3,75×19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3,75×19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
110 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 130 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
815 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
960 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 430 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
135 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
М-72 на Викискладе |
М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.
Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.
Копия немецкого мотоцикла BMW R71.
Технические характеристики
- Масса (одиночки/с коляской) 225/350 кг[1]
- Длина — 2 130/2 380 мм[2]
- Ширина — 815/1 590 мм
- Высота — 960/1 000 мм
- База — 1 430 мм
- Клиренс 135 мм
- Высота сиденья — 790 мм
- Мощность двигателя 22 л.с. при 4 600 об/мин
- Рабочий объем 746 см³
- Число тактов 4
- число цилиндров 2
- Диаметр цилиндра 78 мм
- Степень сжатия 5,5
- Ход поршня 78 мм
- Тип свечей А-11
- Карбюратор К-37
- Зажигание батарея 3МТ-14
- Напряжение 6 В
- Реле-регулятор РР-1/РР-31
- Генератор, мощность Г-11, 45 Вт
- Трансмиссия карданный вал
- Коробка передач 4-х скоростная
- Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3
- Шины 3,75×19
- Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя)
- Запас топлива 22 л
- Расход топлива 7 л/100 км
- Максимальная скорость 110/95 км/ч
История
В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW[3], на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде заводу «Красный Октябрь» также было поручено производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете в военкомате и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.
Конструкция
Файл:Мотоцикл М-72 во Владивостоке ф2.JPGНижнеклапанный оппозитный двигатель М-72, обратите внимание на характерную головку цилиндра(на данном экземпляре головка цилиндра от мотоцикла К-750, отличается более развитым оребрением)
Конструкция прототипа (BMW R71) была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка (после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора.
Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он лежал на высоте 592 мм. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким чёрным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещён вперёд на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа БМВ-R71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.
На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемёта (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад. В очень ограниченном количестве в войска поступали также модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.
В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность, как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.
С 1956 года ИМЗ перешёл на модель М-72М. Её главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 года) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменён редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надёжного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплён на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.
Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешёл на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.
Спортивные модификации
- М-72К - кроссовый мотоцикл для спортивных клубов, выпускался небольшими партиями. Облегченный, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъема клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов. Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерен. Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая— вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой. Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря легкому боковому прицепу и облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный амортизатор, гасящий колебания задней подвески. Рукоятка управления дросселем — катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота рукоятки.
- М-75М - спортивный мотоцикл с коляской на базе дорожного М-72. Двигатель с верхнеклананными головками из алюминиевого сплава, полусферическими камерами сгорания, коромыслами с игольчатыми подшипниками. Коробка передач со сближенными передаточными числами (1,875-1,3-1,0-0,917). Ходовая часть мотоцикла облегчена за счёт узких крыльев и отсутствия багажника.
- М-76 - спортивный мотоцикл-одиночка на базе дорожного М-72. Двигатель и коробка передач аналогичны М-75М, но имеет систему смазки с сухим картером[4]. Бачок для масла установлен возле седла мотоцикла. Зажигание - от магнето.
- М-80 - гоночный мотоцикл, созданный на Горьковском мотозаводе (ГМЗ) в 1946 году на базе дорожного М-72. Считается, что инженер Наум Гудкин (создатель мотоцикла) использовал задел двигателей М-75 [5](разработка которого велась в то же время), так как централизация промышленности в СССР позволяла передавать детали и целые конструкции между предприятиями. В 1947 году на таком мотоцикле заслуженный мастер спорта СССР Евгений Грингаут установил всесоюзный рекорд скорости в классе мотоциклов до 750 см3 - 172 км/ч.[6]
Год выпуска | 1941 | 1947 | 1946 | ||
Колёсная база, мм | 1400 | ||||
Дорожный просвет без нагрузки, мм | 153 | 153 | 153 | ||
Вес мотоцикла-одиночки (без заправки), кг | 210 | 180 | 175 | 192 | |
Вес мотоцикла(без заправки) с коляской, кг | 330 | - | 300 | - | - |
Ёмкость бензобака, л | 20 | 20 | 20 | ||
Макс. скорость мотоцикла-одиночки, км/ч | 110 | 160 | 170 | 170 | |
Макс. скорость мотоцикла с коляской, км/ч | 95 | - | 135 | - | - |
Рабочий объём двигателя, см³ | 746 | ||||
Степень сжатия | 5,5 | 8,5 | 9,5 | ||
Мощность двигателя, л.с. | 22 | 30 | 36 | 38 | 40 |
Обороты при макс. мощности об/мин | 4600 | 5100 | 5300 | 6000 | |
Ёмкость маслосистемы | 2,5 | 4 | 4,5 | ||
Карбюраторы | К-37 | К-37 | К-40 | К-37 с доработками | |
Диаметр диффузора | 24 | 29 | |||
Система зажигания | батарейная | магнето | батарейная | магнето М-48-Б | батарейная |
Передаточное число главной передачи | 4.62 (8/37) | 3.6 (10/36) | |||
Шины | 3,75-19 | 3,75-19 | 3,50-19 | 3,25-19 (перед) 3,50-19 (зад) |
Где можно увидеть
Напишите отзыв о статье "М-72 (мотоцикл)"
Литература
- Мотоцикл М-72. Инструкция по уходу и эксплуатации. Машгиз, Киев 1964.
- Мотоциклы «Урал», «Днепр». Эксплуатация, ремонт. Пособие по ремонту/ под ред. Т. А. Шленчик. — Чернигов: Ранок, 2001. — 208 с. — ISBN 966-8185-03-X.
См. также
Примечания
- ↑ Мотоцикл М-72. Инструкция по уходу и эксплуатации. — Киев: Машгиз, Украинское отделение, 1964.
- ↑ М. Г. Гинцбург. Устройство и обслуживание мотоциклов. — издание второе, переработанное. — М.: Машгиз, 1963. — 319 с. — 215 000 экз.
- ↑ Кащеев Л. Б., Реминский В. А. 2 // Военные машины. Автомобили ЗиС в Красной Армии.
- ↑ 1 2 3 4 Г.И.Кукушкин, И.Г.Зотов, А.Н.Силкин. Мотоциклетный спорт. — Москва: Физкультура и спорт, 1954.
- ↑ [http://motos-of-war.ru/ru/motorcycles/gmz-m-80/ М-80 | Мотомир Вячеслава Шеянова]. motos-of-war.ru. Проверено 3 марта 2016.
- ↑ 1 2 Е.Грингаут, М.Гинцбург. Секреты спортивной победы // Техника - молодёжи : журнал. — 1948. — № 6. — С. 15-17.
Ссылки
- [http://moto4you.ru/content/view/40/27/ Наследники BMW-R71 — Урал (М-72)]
- [http://museum.autoreview.ru/content/view/24/30/ Мотоцикл на стенде «Авторевю»]
Отрывок, характеризующий М-72 (мотоцикл)
– Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла. – Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я. Я не поняла, куда девалась вся моя усталость, и почему это я вдруг совершенно забыла данное себе минуту назад обещание не вмешиваться ни в какие, даже самые невероятные происшествия до завтрашнего дня, или хотя бы уж, пока хоть чуточку не отдохну. Но, конечно же, это снова срабатывало моё ненасытное любопытство, которое я так и не научилась пока ещё усмирять, даже и тогда, когда в этом появлялась настоящая необходимость... Поэтому, стараясь, насколько позволяло моё измученное сердце, «отключиться» и не думать о нашем неудавшемся, грустном и тяжёлом дне, я тут же с готовностью окунулась в «новое и неизведанное», предвкушая какое-нибудь необычное и захватывающее приключение... Мы плавно «притормозили» прямо у самого входа в потрясающий «ледяной» мир, как вдруг из-за сверкавшего искрами голубого дерева появился человек... Это была очень необычная девушка – высокая и стройная, и очень красивая, она казалась бы совсем ещё молоденькой, почти что если бы не глаза... Они сияли спокойной, светлой печалью, и были глубокими, как колодец с чистейшей родниковой водой... И в этих дивных глазах таилась такая мудрость, коей нам со Стеллой пока ещё долго не дано было постичь... Ничуть не удивившись нашему появлению, незнакомка тепло улыбнулась и тихо спросила: – Что вам, малые? – Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили... – чуть сконфузившись, пробормотала я. – Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее... – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка. Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое». Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова... Никакого, что называется, «пола» во дворце не было... Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть... Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца... – Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка. И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой... Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки. Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности... – Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам? – И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла. И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»... У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути. – А почему у вас здесь так «холодно»? – тут же, по привычке, посыпались вопросы. – Я имею в виду, почему у вас везде такой «ледяной» цвет? Девушка удивлённо посмотрела на Стеллу. – Я никогда об этом не думала... – задумчиво произнесла она. – Наверное, потому, что тепла нам хватило на всю нашу оставшуюся жизнь? Нас на Земле сожгли, видишь ли... – Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас... Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила: – Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка. – Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!.. – Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь? – Ну, старушек мне тоже очень жаль... только не злых, конечно – потупив глаза, произнесла Стелла. – Любого человека жаль, когда такой страшный конец – и, передёрнув плечиками, как бы подражая девушке-ведьме, продолжала: – А тебя правда-правда сожгли?!. Совсем-совсем живую?.. Как же наверное тебе больно было?!. А как тебя зовут? Слова привычно сыпались из малышки пулемётной очередью и, не успевая её остановить, я боялась, что хозяева под конец обидятся, и из желанных гостей мы превратимся в обузу, от которой они постараются как можно быстрее избавиться. Но никто почему-то не обижался. Они оба, и старец, и его красавица внучка, дружески улыбаясь, отвечали на любые вопросы, и казалось, что наше присутствие почему-то и вправду доставляло им искреннее удовольствие... – Меня зовут Анна, милая. И меня «правда-правда» совсем сожгли когда-то... Но это было очень-очень давно. Уже прошло почти пять сотен земных лет... Я смотрела в совершенном шоке на эту удивительную девушку, не в состоянии отвести от неё глаза, и пыталась представить, какой же кошмар пришлось перенести этой удивительно красивой и нежной душе!.. Их сжигали за их Дар!!! Только лишь за то, что они могли видеть и делать больше, чем другие! Но, как же люди могли творить такое?! И, хотя я уже давно поняла, что никакой зверь не в состоянии был сделать то, что иногда делал человек, всё равно это было настолько дико, что на какое-то мгновение у меня полностью пропало желание называться этим же самым «человеком».... Это был первый раз в моей жизни, когда я реально услышала о настоящих Ведунах и Ведьмах, в существование которых верила всегда... И вот, увидев наконец-то самую настоящую Ведьму наяву, мне, естественно, жутко захотелось «сразу же и всё-всё» у неё расспросить!!! Моё неугомонное любопытство «ёрзало» внутри, буквально визжа от нетерпения и умоляло спрашивать сейчас же и обязательно «обо всём»!.. И тут, видимо, сама того не замечая, я настолько глубоко погрузилась в столь неожиданно открывшийся мне чужой мир, что не успела вовремя правильно среагировать на вдруг мысленно открывшуюся картинку... и вокруг моего тела вспыхнул до ужаса реальный по своим жутким ощущениям, пожар!.. Ревущий огонь «лизал» мою беззащитную плоть жгучими языками пламени, взрываясь внутри, и почти что лишая рассудка... Дикая, невообразимо жестокая боль захлестнула с головой, проникая в каждую клеточку!.. Взвившись «до потолка», она обрушилась на меня шквалом незнакомого страдания, которого невозможно было ничем унять, ни остановить. Ослепляя, огонь скрутил мою, воющую от нечеловеческого ужаса, сущность в болевой ком, не давая вздохнуть!.. Я пыталась кричать, но голоса не было слышно... Мир рушился, разбиваясь на острые осколки и казалось, что обратно его уже не собрать... Тело полыхало, как жуткий праздничный факел... испепеляя, сгоравшую вместе с ним, мою израненную душу. Вдруг, страшно закричав... я, к своему величайшему удивлению, опять оказалась в своей «земной» комнате, всё ещё стуча зубами от так неожиданно откуда-то обрушившейся нестерпимой боли. Всё ещё оглушённая, я стояла, растерянно озираясь вокруг, не в состоянии понять, кто и за что мог что-то подобное со мной сотворить... Но, несмотря на дикий испуг, мне постепенно всё же удалось каким-то образом взять себя в руки и чуточку успокоиться. Немного подумав, я наконец-то поняла, что это, вероятнее всего, было всего лишь слишком реальное видение, которое своими ощущениями полностью повторяло происшедший когда-то с девушкой-ведьмой кошмар... Несмотря на страх и слишком ещё живые ощущения, я тут же попробовала вернуться в сказочный «ледяной дворец» к своей брошенной, и наверняка уже сильно нервничавшей, подружке. Но почему-то ничего не получалось... Я была выжата, как лимон, и не оставалось сил даже думать, не говоря уже о подобном «путешествии». Обозлившись на себя за свою «мягкотелость», я опять попыталась собраться, как вдруг чья-то чужая сила буквально втянула меня в уже знакомую «ледяную» залу, где, взволнованно подпрыгивая, металась моя верная подружка Стелла. – Ну, что же ты?! Я так испугалась!.. Что же с тобой такое случилось? Хорошо, что вот она помогла, а то ты бы и сейчас ещё «где-то» летала! – задыхаясь от «праведного возмущения», тут же выпалила малышка. Я и сама пока что не очень-то понимала, каким же образом такое могло со мной произойти, но тут, к моему большому удивлению, ласково прозвучал голос необычной хозяйки ледяного дворца: – Милая моя, да ты ведь дариня!.. Как же ты оказалась-то здесь? И ты ведь живая!!! Тебе всё ещё больно? – Я удивлённо кивнула. – Ну, что же ты, нельзя такое смотреть!.. Девушка Анна ласково взяла мою, всё ещё «кипящую» от испепеляющей боли, голову в свои прохладные ладони, и вскоре я почувствовала, как жуткая боль начала медленно отступать, а через минуту и вовсе исчезла. – Что это было?.. – ошалело спросила я. – Ты просто посмотрела на то, что со мною было. Но ты ещё не умеешь защититься, вот и почувствовала всё. Любопытна ты очень, в этом сила, но и беда твоя, милая... Как зовут-то тебя? – Светлана... – понемногу очухиваясь, сипло произнесла я. – А вот она – Стелла. Почему вы меня дариней называете? Меня уже второй раз так называют, и я очень хотела бы знать, что это означает. Если можно, конечно же. – А разве ты не знаешь?!. – удивлённо спросила девушка-ведьма. – Я отрицательно мотнула головой. – Дариня – это «дарящая свет и оберегающая мир». А временами, даже спасающая его... – Ну, мне бы пока хоть себя-то спасти!.. – искренне рассмеялась я. – Да и что же я могу дарить, если сама ещё не знаю совсем ничего. И делаю-то пока одни лишь ошибки... Ничего я ещё не умею!.. – и, подумав, огорчённо добавила. – И ведь не учит никто! Разве что, бабушка иногда, и ещё вот Стелла... А я бы так хотела учиться!.. – Учитель приходит тогда, когда ученик ГОТОВ учиться, милая – улыбнувшись, тихо сказал старец. – А ты ещё не разобралась даже в себе самой. Даже в том, что у тебя давно уже открыто. Чтобы не показывать, как сильно расстроили меня его слова, я постаралась тут же поменять тему, и задала девушке-ведьме, настырно крутившийся в мозгу, щекотливый вопрос. – Простите меня за нескромность, Анна, но как же вы смогли забыть такую страшную боль? И возможно ли вообще забыть такое?.. – А я и не забыла, милая. Я просто поняла и приняла её... Иначе невозможно было бы далее существовать – грустно покачав головой, ответила девушка. – Как же можно понять такое?! Да и что понимать в боли?.. – не сдавалась я. – Это что – должно было научить вас чему-то особенному?.. Простите, но я никогда не верила в такое «учение»! По-моему так лишь беспомощные «учителя» могут использовать боль! Я кипела от возмущения, не в состоянии остановить свои разбегавшиеся мысли!.. И как ни старалась, никак не могла успокоиться. Искренне жалея девушку-ведьму, я в то же время дико хотела всё про неё знать, что означало – задавать ей множество вопросов о том, что могло причинить ей боль. Это напоминало крокодила, который, пожирая свою несчастную жертву, лил по ней горючие слёзы... Но как бы мне не было совестно – я ничего не могла с собою поделать... Это был первый раз в моей короткой жизни, когда я почти что не обращала внимания на то, что своими вопросами могу сделать человеку больно... Мне было очень за это стыдно, но я также понимала, что поговорить с ней обо всём этом почему-то очень для меня важно, и продолжала спрашивать, «закрыв на всё глаза»... Но, к моему великому счастью и удивлению, девушка-ведьма, совершенно не обижаясь, и далее спокойно продолжала отвечать на мои наивные детские вопросы, не высказывая при этом ни малейшего неудовольствия.o-ili-v.ru
Мотоцикл М-72М с коляской
ВВЕДЕНИЕ
Мотоцикл является наиболее дешевым и простым видом из современных механических транспортных средств. Первый мотоцикл был сконструирован и изготовлен инженером Даймлером в 1885 г. В мотоцикле Даймлера были заложены многие конструктивные решения современного мотоцикла: форма рамы, расположение двигателя в раме, наличие механизма перемены передач и пускового механизма. Вслед за Даймлером к производству мотоциклов приступили многие предприятия в Европе, и к концу XIX в. езда на мотоцикле стала довольно популярным видом развлечения и спорта.
Надо заметить, что в то время, когда конструкция мотоцикла только отрабатывалась, еще не было четкого понятия «мотоцикл». К мотоциклам относили и собственно мотоциклы (двухколесные экипажи), и трехколесные (трициклы), и даже легкие четырехколесные экипажи массой до 200 кг (квадроциклы), которые скорее относятся к легким автомобилям. Поскольку конструкция мотоцикла только отрабатывалась, мотоциклы разных фирм отличались большим разнообразием. Наиболее простые мотоциклы мало отличались от современных велосипедов с мотором. Легкие мотоциклы, как правило, имели ременную передачу, коробка передач и сцепление у них отсутствовали, поэтому запускали двигатель «с ходу», а для остановки мотоцикла останавливали двигатель. Тяжелые же мотоциклы были близки по конструкции к современным моделям (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Легкий мотоцикл с ременной передачей
В 20—30 гг. XX в. конструкция мотоциклов в основном определилась и была близка к современной, однако параметры двигателей были значительно ниже. Кроме того, заднее колесо обычно не имело подвески, а подвеска переднего колеса не имела гасителя колебаний.
Рис. 2. Трицикл
В послевоенный период были значительно улучшены характеристики двигателей. Двигатели современных дорожных мотоциклов зачастую имеют лучшие характеристики, чем двигатели гоночных мотоциклов довоенного периода. Все современные мотоциклы имеют упругую подвеску как переднего, так и заднего колес, что в сочетании с гидравлическими гасителями колебаний обеспечивает большую комфортность при езде.
На современном этапе развитие мотоциклов идет в направлении повышения экономичности и уменьшения токсичности и шума двигателя, повышения плавности хода и комфортности, улучшения внешнего вида, снижения трудоемкости обслуживания и повышения надежности машины.
В настоящее время роль мотоциклов в разных странах различна. В капиталистических странах с развитой сетью дорог и высоким уровнем автомобилизации езда на мотоцикле является одним из средств развлечения молодежи. Мотоциклы в этом случае имеют яркую наружную отделку, мощные двигатели, дорогостоящее оборудование. Конструкция их довольно сложная, и стоимость зачастую превышает стоимость легкового автомобиля среднего класса. Для экспорта в слаборазвитые страны западные ф'ир-мы выпускают более простые модели, которые служат транспортом для людей среднего достатка. Такие мотоциклы имеют сравнительно простую конструкцию, неброский внешний вид и умеренную стоимость.
Отдельную группу представляют спортивные мотоциклы. В 20—30 гг. XX в. они отличались от дорожных только более мощными двигателями; один и тот же мотоцикл часто использовался в различных видах соревнований. Теперь мотоциклы, предназначенные для различных видов соревнований, имеют значительные отличия.
В Советском Союзе мотоцикл является распространенным видом индивидуального транспорта. При движении по грунтовым .дорогам мотоцикл имеет _преимущество перед легковым автомобилем поэтому он особенно пришелся по душе сельским жителям рыбакам, охотникам.
Первый отечественный мотоцикл «Союз» был спроектирован- в 1924 г. В 1928 г. в Ижевске было создано конструкторское бюро по мотоциклостроению и изготовлены опытные образцы мотоциклов ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5. В конструкции мотоциклов были применены технические новинки, не использовавшиеся в то время зарубежными фирмами. В 1933 г. Ижевский завод приступил к серийному производству мотоциклов ИЖ-7. В довоенный период небольшими сериями были выпущены мотоциклы Л-300, Л-600, ПМЗ А-750, АМ-600, Л-8, МЛ-3. В тот же период наша промышленность приступила квыпуску мотоцикла М-72, а его серийное производство было освоено в г. Ирбите уже вовремя Великой Отечественной войны.
После войны наша мотоциклетная промышленность начала бурно развиваться, и в настоящее время Советский Союз является крупнейшим производителем мотоциклов не только для внутреннего рынка, но и для поставок во многие страны мира. В нашей стране выпускаются мотоциклы различных классов: легкие, средние, тяжелые (мотоциклы-одиночки и мотоциклы с коляской, что позволяет удовлетворить различные запросы.
Ирбитский мотоциклетный завод с момента своего образования выпускает тяжелые мотоциклы с коляской с четырехтактным оппозитным двигателем.
Первой моделью был мотоцикл М-72, который и в наши дни нередко можно встретить на дорогах.
Ниже приведены характеристики дорожных мотоциклов производства ИМЗ.
Мотоцикл М-72М отличается от ранее выпускавшегося усиленными колесами, подрессоренным передним щитком, торсионной подвеской колеса коляски.
По сравнению с М-72М у мотоцикла М-61 увеличен ход передней вилки и задней подвески. Передняя вилка изменена. Облегчена экипажная часть.
На М-62 в отличие от М-61 введено автоматическое опережение зажигания, изменен профиль кулачка распределительного вала для снижения износа. Изменено рулевое управление (цепная ручка газа и дюралюминиевые рычаги сцепления и тормоза).
Мотоцикл М-63 оснащен рамой с маятниковой подвеской заднего колеса на пружинно-гидравлических амортизаторах (позднее аналогичная подвеска введена на колесе коляски), значительно увеличен дорожный просвет за счет внедрения новой выхлопной системы.
Мотоцикл М-66 отличает повышенная мощность двигателя. Долговечность двигателя увеличена за счет полнопоточной очистки масла, применения новой конструкции коленчатого вала. На мотоцикле установлены указатели поворотов, новые фонари.
Мотоцикл М-72М с коляской
Габаритные размеры, мм, не более: длина ширина высота | |
База, мм | |
Масса (сухая), кг, не более | |
Максимальная нагрузка включая массу водителя, пассажиров и груз в коляске), кг, не более | |
Максимальная скорость, км/ч, не менее , | |
Тип двигателя | Нижнеклапанный |
Рабочий объем, см3 | |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 78Х78 |
Степень сжатия | 5.5 |
Максимальная мощность, кВт | 16.2 |
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, мин-1, не более | |
Максимальный вращающий момент, Н-м | 39.2 |
Вместимость топливного бака, л | |
Карбюраторы | К-37 |
Подвеска заднего колеса | Свечная |
Передняя вилка | Телескопическая |
Номинальное напряжение в сети, В | |
Годы выпуска | 1942—1961 |
Мотоцикл М-52 (одиночка)
mykonspekts.ru
Портал коллекционеров и любителей старины
Если Вы хотите познать прошлое, не равнодушны к предметам старины, если Вас влечет дух ретро, тогда Добро пожаловать на портал РЕТРОБАЗАР! РЕТРОБАЗАР – это проект, созданный специально для людей, увлекающихся коллекционированием разного направления. Наша цель – организовать общение единомышленников со всего мира, а также помочь купить, продать или обменять интересные экземпляры для коллекции, демонстрировать предметы личных коллекций, создавая виртуальные выставки и галере. Приглашаем на РЕТРОБАЗАР как опытных коллекционеров, так и новичков, как профессионалов, рассматривающих антиквариат как заработок, так и истинных любителей старины. Мы сделали функционал портала RETROBAZAR простым, доступным и бесплатным для каждого зарегистрированного пользователя или гостя. Теперь коллекционеры всегда будут в курсе событий, происходящих в мире антиквариата. Мы предоставим интересную информацию о региональных выставках, клубах, рынках, ретро-магазинах, посвященных коллекционированию. Будет полезным РЕТРОБАЗАР и для тех, кого интересуют искусство и живопись, литература и история. С этой целью наша информационная база регулярно пополняется интересными фактами и новостями из жизни коллекционеров. Оставаясь с нами, Вы всегда будете в курсе того, чем живет антиквариат Украины и других стран. К Вашим услугам неограниченные категории предметов коллекционирования - бонистика, нумизматика, авто, военная археология или что-либо другое, - которые может пополнять любой пользователь, предлагая и свои личные. Ещё одна наша цель – создать уникальную базу людей, объединенных одними интересами, со всего мира. Это позволит Вам налаживать общение и сотрудничество с коллекционерами из разных уголков планеты, Вашей страны, а, возможно, и Вашего города. Универсальность портала RETROBAZAR заключается ещё и в том, что на нем можно организовать продажи разных видов: от обычных торгов до масштабных аукционов. Каждый зарегистрированный пользователь, желая продать или купить любые предметы старины, будь то старинные платья, старинные книги, марки, монеты, самовар, авто, мото или что-то еще, может воспользоваться услугами портала. Для реализации всех задач РЕТРОБАЗАР предлагает целый ряд инструментов, позволяющий интересно и с пользой провести досуг: форум,доска объявлений,внутренняя (приватная) почта,личная страница,обратная связь с администрацией портала,мультиязычный режим. Уже сейчас РЕТРОБАЗАР пользуется популярностью среди коллекционеров, пополняясь все новыми пользователями. Надеемся, что проведенное с нами время будет для Вас интересным и полезным!
retrobazar.com
М-72 (мотоцикл) — Рубрикатор
М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.
Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.
Копия немецкого мотоцикла BMW R71.
Технические характеристики
- Масса (одиночки/с коляской) 225/350 кг[1]
- Длина — 2 130/2 380 мм[2]
- Ширина — 815/1 590 мм
- Высота — 960/1 000 мм
- База — 1 430 мм
- Клиренс 135 мм
- Высота сиденья — 790 мм
- Мощность двигателя 22 л.с. при 4 600 об/мин
- Рабочий объем 746 см³
- Число тактов 4
- число цилиндров 2
- Диаметр цилиндра 78 мм
- Степень сжатия 5,5
- Ход поршня 78 мм
- Тип свечей А-11
- Карбюратор К-37
- Зажигание батарея 3МТ-14
- Напряжение 6 В
- Реле-регулятор РР-1/РР-31
- Генератор, мощность Г-11, 45 Вт
- Трансмиссия карданный вал
- Коробка передач 4-х скоростная
- Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3
- Шины 3,75×19
- Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя)
- Запас топлива 22 л
- Расход топлива 7 л/100 км
- Максимальная скорость 110/95 км/ч
История
В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW[3], на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде заводу «Красный Октябрь» также было поручено производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете в военкомате и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.
Конструкция
Файл:Мотоцикл М-72 во Владивостоке ф2.JPGНижнеклапанный оппозитный двигатель М-72, обратите внимание на характерную головку цилиндра(на данном экземпляре головка цилиндра от мотоцикла К-750, отличается более развитым оребрением)
Конструкция прототипа (BMW R71) была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка (после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора.
Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он лежал на высоте 592 мм. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким чёрным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещён вперёд на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа БМВ-R71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.
На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемёта (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад. В очень ограниченном количестве в войска поступали также модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.
В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность, как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.
С 1956 года ИМЗ перешёл на модель М-72М. Её главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 года) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменён редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надёжного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплён на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.
Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешёл на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.
Спортивные модификации
- М-72К - кроссовый мотоцикл для спортивных клубов, выпускался небольшими партиями. Облегченный, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъема клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов. Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерен. Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая— вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой. Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря легкому боковому прицепу и облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный амортизатор, гасящий колебания задней подвески. Рукоятка управления дросселем — катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота рукоятки.
- М-75М - спортивный мотоцикл с коляской на базе дорожного М-72. Двигатель с верхнеклананными головками из алюминиевого сплава, полусферическими камерами сгорания, коромыслами с игольчатыми подшипниками. Коробка передач со сближенными передаточными числами (1,875-1,3-1,0-0,917). Ходовая часть мотоцикла облегчена за счёт узких крыльев и отсутствия багажника.
- М-76 - спортивный мотоцикл-одиночка на базе дорожного М-72. Двигатель и коробка передач аналогичны М-75М, но имеет систему смазки с сухим картером[4]. Бачок для масла установлен возле седла мотоцикла. Зажигание - от магнето.
- М-80 - гоночный мотоцикл, созданный на Горьковском мотозаводе (ГМЗ) в 1946 году на базе дорожного М-72. Считается, что инженер Наум Гудкин (создатель мотоцикла) использовал задел двигателей М-75 [5](разработка которого велась в то же время), так как централизация промышленности в СССР позволяла передавать детали и целые конструкции между предприятиями. В 1947 году на таком мотоцикле заслуженный мастер спорта СССР Евгений Грингаут установил всесоюзный рекорд скорости в классе мотоциклов до 750 см3 - 172 км/ч.[6]
Год выпуска | 1941 | 1947 | 1946 | ||
Колёсная база, мм | 1400 | ||||
Дорожный просвет без нагрузки, мм | 153 | 153 | 153 | ||
Вес мотоцикла-одиночки (без заправки), кг | 210 | 180 | 175 | 192 | |
Вес мотоцикла(без заправки) с коляской, кг | 330 | - | 300 | - | - |
Ёмкость бензобака, л | 20 | 20 | 20 | ||
Макс. скорость мотоцикла-одиночки, км/ч | 110 | 160 | 170 | 170 | |
Макс. скорость мотоцикла с коляской, км/ч | 95 | - | 135 | - | - |
Рабочий объём двигателя, см³ | 746 | ||||
Степень сжатия | 5,5 | 8,5 | 9,5 | ||
Мощность двигателя, л.с. | 22 | 30 | 36 | 38 | 40 |
Обороты при макс. мощности об/мин | 4600 | 5100 | 5300 | 6000 | |
Ёмкость маслосистемы | 2,5 | 4 | 4,5 | ||
Карбюраторы | К-37 | К-37 | К-40 | К-37 с доработками | |
Диаметр диффузора | 24 | 29 | |||
Система зажигания | батарейная | магнето | батарейная | магнето М-48-Б | батарейная |
Передаточное число главной передачи | 4.62 (8/37) | 3.6 (10/36) | |||
Шины | 3,75-19 | 3,75-19 | 3,50-19 | 3,25-19 (перед) 3,50-19 (зад) |
Где можно увидеть
Литература
- Мотоцикл М-72. Инструкция по уходу и эксплуатации. Машгиз, Киев 1964.
- Мотоциклы «Урал», «Днепр». Эксплуатация, ремонт. Пособие по ремонту/ под ред. Т. А. Шленчик. — Чернигов: Ранок, 2001. — 208 с. — ISBN 966-8185-03-X.
См. также
Примечания
Ссылки
Шаблон:Мотоциклы Ирбитского мотоциклетного завода
rubrikator.info