Боевое применение мотоциклов во время Великой Отечественной войны. Мотоциклы времен вов


Сообщества › Военно-Техническое Общество › Блог › Мотоциклы времен Великой Отечественной Войны. История военных лет. Часть 2.

С МИРУ ПО НИТКЕ

Поступление мотоциклов от промышленности в 1941-42 годах совершенно не удовлетворяло потребностей Красной Армии. Поэтому уже в январе 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны (ГОКО) № 1106сс, обязывавшее Наркомвнешторг закупить в Америке и Англии 20 000 мотоциклов с колясками, состоявшие на вооружении армий этих стран. Сначала Английское правительство в поставке мотоциклов отказало, а Военный департамент США предложил мотоциклы «Индиан» модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20. Все они были без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский «Харлей-Давидсон», которого Нарксмвнешторг «выбил» только в 1943 году (за оставшиеся годы войны их ввезли рекордное число – 21 572 шт.). Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног.

Велосетт» (Англия): 1 цил. 4Т, 350 см3, 16-18 л.с.

«Матчлесс» (Англия): 1 цил. 4Т, 350 см3, 14-15 л.с.

БСА М-20 (Англия): 1 цил. 4Т, 500 см3, 12 л.с.

Десантный «Эксцельсиор»

«Индиан» (США): V2, 4Т, 500 см3, 14-16 л.с.

«Харлей-Давидсон» (США): V2, 4Т, 750 см3, 25 л.с.

Харлеевский V-твин выполнялся отдельным агрегатом от коробки передач и сцепления.

Советские специалисты отмечали несовершенство конструкции «Харлей-Давидсона» и «Индиана» по сравнению с немецкими машинами (параллелограммная вилка, жёсткая задняя подвеска), повышенный расход горючего. «Индианы» шли с маломощными 500-кубовами V-образными двигателями, не имели заднего седла, и управление было неудобным. Тем не менее, их поставки отчасти закрывали провалы в выполнении планов выпуска М-72. Также надёжность узлов и механизмов была выше, чем у М-72. Однако «наш» мотоцикл был не так требователен к обслуживанию и допускал ремонт в полевых условиях. У М-72 все три колеса были взаимозаменяемы, а у импортных – нет.Сборкой занимались Серпуховский и Московский мотозаводы, а так же Бронетанковоремонтный завод (БТРЗ) № 20. Он находился в Москве на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) и занимал участок, принадлежавший киностудии «Мосфильм».На БТРЗ № 20 технику сначала разбирали на детали, промывали и сортировали. Двигатели собирали в моторном цехе из годных или восстановленных деталей. Каждый мотор проходил сначала 8-часовую холодную обкатку, затем 4-часовую горячую. В сборочном цехе работало два тележечных конвейера, на первом собирали «одиночки», на втором – М-72. Месячный план составлял 300 машин, то есть по 10 в день без выходных. Всего же в 1942 г. на БТРЗ № 20 восстановили более 3000 отечественных мотоциклов – то есть практически столько же, сколько вместе выпустили новых мотозаводы Горького и Ирбита.

Сборка М-72 после ремонта на БТРемзаводе № 20.

Импортные мотоциклы на БТРемзаводе №20 готовы к отправке на фронт.

Импортные мотоциклы, безусловно, были крайне нужны. Но – все они поступали без колясок, и для полноценного использования требовалось организовать их выпуск в огромных количествах. Использовали те же коляски, что и на М-72, специальные кронштейны с шарнирами для крепления колясок приваривали к рамам на тех же заводах, где осуществляли сборку.

«Харлей-Давидсон» дооборудованный коляской и задним седлом от М-72.

Выпуск колясок для импортных мотоциклов.

по материалам Wolf09

www.drive2.ru

Боевое применение мотоциклов во время Великой Отечественной войны

В предверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне Motonews.ru поздравляет всех с праздником!

Еще с начала Первой мировой войны замаскированные мотоциклы стали участвовать в боевых действиях... Что касается Второй мировой - мотоциклы сразу зарекомендовали себя на войне, как маневренные, проходимые и легко ремонтируемые транспортные средства. И двухколесные и трехколёсные мотоциклы тогда оборудовали вооружением различного типа, от стрелкового до минометного, системами связи. Бойцы на мотоциклах осуществляли доставку боеприпасов, пищи и медикаментов, вывозили раненых и ходили в разведку.

В России первые мотоциклетные отделения стали создаваться при автоброневых и автотанковых отрядах, входивших в броневые силы. Автоброневые отряды предназначались для поддержки боя пехоты и кавалерии, ведения разведки боем, отражения и ведения контратак самостоятельно и во взаимодействии с частями и подразделениями других войск. Задача автотанковых состояла в непосредственной поддержке пехоты при прорывах обороны.

Массовое внедрение мотоциклов с боковыми прицепами в Красной Армии началось в канун войны, совпав с созданием крупных бронетанковых соединений – механизированных корпусов в 1939 году. Интересно, что вообще начало мотоциклетной эры еще в дореволюционной (царской) России положили: мотоцикл "Победа", созданный на вагоностроительном заводе "РуссоБалт" в Санкт-Петербурге, мотоцикл "Россия", разработанный на Лейтнеровской фабрике в Риге, и мотоцикл "Мотто Реве Дукс", сделанный на московском заводе Миллера.

В эру серийного выпуска мотоциклов СССР вступил в 1931 году, создав на ленинградском заводе "Красный Октябрь" мотоцикл по копии немецкого DKW Luxus-300. Его назвали Л–300. Такой же мотоцикл стали собирать и на Ижевском заводе, но только под маркой ИЖ–7. Они и стали первыми советскими мотоциклами, поставляемыми в РККА, и тогда курьерская связь и разведка стали держаться именно на них. Но легким мотоциклом проблемы в армии не решались. И хотя этот мотоцикл был хорош для связистов и гражданского применения, но не факт, что такой он мог утащить коляску, да еще с пулеметом и боезапасом. Тогда вскоре с конвейера сошел новый, тяжелый байк с коляской, получивший название ПМЗ-А-750, в основу которого легли двигатель американской Harley-Davidson и ходовая часть фирмы BMW. В противоположность ПМЗ, на инструментальном заводе в Таганроге было организованно производство другого тяжелого мотоцикла ТИЗ-АМ600. Его история началась как очередная вариация "Харлея". Эти мотоциклы стали поставляться исключительно в армию. Последним довоенным мотоциклом, ставшим на советский конвейер, стал мотоцикл М-72, чье производство было освоено в начале войны на Ирбитском мотоциклетном заводе. М-72 (на фото) был точной копией немецкого BMW-R75, что упрощало эксплуатацию обоих типов мотоциклов в армии.

Доказав в боях свою эффективность, мотоциклетные подразделения приняли активное участие в освобождении СССР и государств Восточной Европы, двигаясь всегда впереди до самой победы!

С праздником Великой Победы! С 9 мая! Ура!

По материалам: http://sovetsk.forum24.ru

Больше комментариев

www.motonews.ru

мотоцикл Великой Отечественной Войны! - 4 Мая 2012

Мотоцикл Harley Davidson WLA-42 (Харлей-Девидсон WLA-42) (США)

Модель: WLA-42 Год выпуска: 1942

Произведён: в США ( поставлялся в СССР во время Великой Отечественной войны по Ленд-Лизу ).

Мощность: 24,5 л.с.Скорость: до 120 миль/часВес: около 220 кгРасход топлива: 5/11 литров на 100 кмДвигатель: 4-х тактный, V-образный ( развал 45 градусов ), нижнеклапанный, карбюраторный, сжатие 5Объём цилиндров: 45 кубических дюймов ( 736 см кубических )К.П.П.: 3 передачи вперёд (+вариант: возможна установка 1 дополнительной передачи назад)Объём бензобака: 3 американских галлона ( около 14 литров )Объём маслобака: 1 американский галлонКолёса: 18 дюймов

Крутящий момент: около 6 кг/см

===================================================================================================

Это интересный вариант Харлея-Девидсона.

Он как и почти все остальные такие Харлеи-Девидсоны был прислан в СССР без коляски - одиночный вариант. Но пулемёт то куда ставить (Максим или Дегтярёв)? И грузоподъёмность с коляской намного выше. В Красной Армии пулемётные мотоциклы то уважали не меньше чем в Вермахте. Вот наши мастера вероятно из бериевских шарашек (Конструкторские Бюро где трудились заключённые - "враги народа"), или из полевых ремонтных мастерских, и придумали приделывать к Харлею-Девидсону коляски от советского тяжелого мотоцикла М-72 образца 1939 года. Узлы и сопряжения (соединения) рамы этого мотоцикла Харлей-Девидсон и рамы этой коляски - кованные вручную - возможно это первые пробные варианты. Видимо один из первых опытов по приделыванию колясок к одиночным Харлеям-Девидсонам. Вот такой исторический факт. Потом это стали делать массово - на заводах. И более технологично.

Из истории Серпуховского мотозавода: "Сразу после разгрома фашистов под Москвой (весна 1942 года) завод начал восстанавливаться и ремонтировать трофейные мотоциклы, а также собирать мотоциклы из США "Харлей" и "Индиан" с колясками для мотоциклов М-72 из города Ирбита" .

Произведён: в США ( поставлялся в СССР во время Великой Отечественной войны по Ленд-Лизу ).

Мощность: 24,5 л.с.Скорость: до 120 миль/часВес: около 220 кгРасход топлива: 5/11 литров на 100 кмДвигатель: 4-х тактный, V-образный ( развал 45 градусов ), нижнеклапанный, карбюраторный, сжатие 5Объём цилиндров: 45 кубических дюймов ( 736 см кубических )К.П.П.: 3 передачи вперёд (+ вариант: возможна установка 1 дополнительной передачи назад)Объём бензобака: 3 американских галлона ( около 14 литров )Объём маслобака: 1 американский галлонКолёса: 18 дюймовКрутящий момент: около 6 кг/см==================================================================================

===================================================================================

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как в одиночном варианте, так и с коляской.

Масса (одиночки/с коляской) 225/350 кгДлина — 2130/2380 ммШирина — 815/1590 ммВысота — 960/1000 ммБаза — 1430 ммКлиренс 135 ммВысота сиденья — 790 ммМощность двигателя 22 л.с. при 4600 об/минРабочий объем 746 см³Число тактов 4число цилиндров 2Диаметр цилиндра 78 ммСтепень сжатия 5.5Ход поршня 78 ммТип свечей А 11Карбюратор К-37Зажигание батарея 3 МТ-14Напряжение 6 ВРеле-регулятор РР-1/РР-31Генератор, мощность Г-11, 45 ВтТрансмиссия карданный валКоробка передач 4-х скоростнаяПередаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3Шины 3,75x19Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя)Запас топлива 22 лРасход топлива 7 л/100 кмМаксимальная скорость 110/95 км/ч

Конструкция

Конструкция прототипа (BMW R71) была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка(к слову, после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора.Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он лежал на высоте 592 мм. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещен вперед на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа БМВ-R71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад. Так же, в очень ограниченном количестве, в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.С 1956 года ИМЗ перешел на модель М-72М. Ее главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 г.) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надежного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.

 Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешел на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.

============================================================================================================

motocikli.ucoz.ru