Военные мотоциклы: фото, описание, назначение. Мотоциклы ссср военные


Сообщества › Военно-Техническое Общество › Блог › Мотоциклы времен Великой Отечественной Войны. История военных лет. Часть 1.

Великая отечественная война, кажется, была очень давно. Итог её мы все знаем (как говорится, у СССР первое место), остальное вроде бы не так важно. Что касательно мотоциклов – современные байкеры имеют представление об М-72 (он почитается на тусовках), но с ещё большим пиететом относятся к «Харлеям», которые тоже воевали с фашистами. Да, ещё многие знают, что М-72 был прародителем всего семейства советских «оппозитов» – Ирбитских «Уралов» и Киевских «Днепров», и в свою очередь копировал немецкий БМВ. Но вот какие ещё модели «встали под ружьё», как, когда и где было налажено производство? В блогах встречаются мнения, что в СССР не могли так быстро организовать выпуск, и мотоциклы собирались из немецких комплектов, которые выменивали на сырьё. Надо разобраться…

Если судить объективно, то предвоенный мотопарк СССР был малочисленным, в стране серийно выпускалось всего семь моделей на четырёх мотозаводах: Л-300, Л-8 (Ленинград), ИЖи 7-8-9 (Ижевск), ТИЗ-АМ-600 (Таганрог), ПМЗ-А-750 (Подольск). Они не были адаптированы для войны. По своей мощности, проходимости и эксплуатационным показателям никак не удовлетворяли требований мотоциклетных частей.

С 1932 года (раньше серийного производства в СССР не было) изготовили порядка 60 000 мотоциклов. Самыми массовыми были копии немецкого ДКВ модели «Люксус 300» конца 1920-х годов: Л-300 и ИЖи моделей 7, 8 и 9. Единственным мотоциклом с коляской был мотоцикл АМ-600 с мощностью четырёхтактного двигателя в 16 л.с. (другой «колясочник» ПМЗ-А-750 прекратили выпускать в 1939 году. Так что в предвоенном СССР фактически не было ни одной годной армейской модели. И с этим мотоциклетным парком СССР предстояло вступить в войну.Предвоенный Мотопром СССРТИЗ-АМ-600 Таганрогский мотозавод

Л-300 «Красный Октябрь» Ленинград 1932–1939 18 985 Л-8 – “ – – “ – 1938–1941 1 860 ИЖ-7 Ижевский мотозавод Ижевск 1933–1937 5 581 ИЖ-8 – “ – – “ – 1938–1940 9 893 ИЖ-9 – “ – – “ – 1940–1941 6 225 ПМЗ-А-750 Подольский механический завод Подольск 1935–1939 4 626 Таганрог 1936–1941 12 392

Л-300 (Ленинград): 1 цил. 2Т, 293 см3, 6,5 л.с., 112 кг

Л-8 (Ленинград): 1 цил. 4Т, 347 см3, 14 л.с., 150 кг.

ИЖ-9 (Ижевск): 1 цил. 2Т, 293 см3, 9,5 л.с., 137 кг.

ИЖ-9 (Ижевск): 1 цил. 2Т, 293 см3, 9,5 л.с., 137 кг.

АМ-600 с коляской (Таганрог): 1 цил. 4Т, 600 см3, 16,5 л.с

ПЛАНЫ И РЕАЛИИ

3-я пятилетка (1938-1942 г.г.) должна была стать ударной для мотозаводов – планировалось подойти к рубежу 11 000 мотоциклов в год, где роль флагмана отводилась ИЖ-9 с новым 4-тактным мотором. Он мог быть полезен для разведки и связи, но не как основной армейский мотоцикл, поскольку не был рассчитан на коляску. Для армии нужен был мотоцикл с коляской, пригодный для универсального использования.Создание мотоциклетных частей относится к 1940 г., когда Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) разработало штаты, вооружение и оснащение мотоциклетных подразделений и частей. Тогда же провели государственные междуведомственные испытания 15 мотоциклов различных классов, чтобы выявить наилучший прототип для РККА. По надёжности, выносливости и эксплуатационным показателям победил мотоцикл германской армии БМВ-Р-71 с боковой коляской типа «Геленде». Конструкция прототипа допускала массовое производство, при этом имела целый ряд новшеств для СССР: дуплексную раму, пружинную свечную подвеску заднего колеса и телескопическую вилку, ножное переключение передач, карданную главную передачу.

Армейский мотоцикл должен быть мощным – чтобы перевозить трёх бойцов, прочным и надёжным. Таким был мотоцикл германской армии БМВ-Р-71, и должен был стать новый «Боевой конь» РККА, получивший обозначение М-72.

Полный размер

Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) № 456-189сс от 4 марта 1941 г. за мотозаводами закреплялись модели для армии и устанавливались новые объемы выпуска. Ведущая роль отводилась мотоциклам М-72 – помимо Москвы, их предлагалось выпускать в Ленинграде (ЛМЗ, он же «Красный Октябрь»), Харькове (ХМЗ) и на Таганрогском инструментальном заводе № 65 им. Сталина (ТИЗ).По замыслу руководства НКСМ (Народного комиссариата среднего машиностроения) уже в июне 1941 г. ЛМЗ, ММЗ и ХМЗ должны были выкатить 100 первых мотоциклов М-72, а до конца года – 32 000. Помимо этого, оставались в планах модели АМ-600 (Таганрог), Л-8 (Ленинград и Серпухов), ИЖ-9 и ИЖ-12 (Ижевск и Серпухов) – их общее количество 18 000. Всего же в планах 1941 года было изготовить 50 000 мотоциклов.

Планы наращивания мотопромышленности СССР (постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 456-189сс 4.3.1941 г.).

БОЕВОЙ КОНЬ РККА

Никем не скрывалось, что мотоцикл М-72, принятый на вооружение перед самым началом войны, был «подсмотрен» у врага. Чем же он был хорош? Оппозитное (противоположное друг-другу) расположение цилиндров обеспечивало хорошее охлаждение потоком встречного воздуха и низкий центр тяжести. Надёжность достигалась подшипниками качения коленчатого вала, прерыватель, маслонасос, генератор приводились шестернями, чугунные цилиндры были покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком. Хотя конструктивно этот мотор не был передовым даже в своё время – применялся нижнеклапанный механизм (так называемый SV), цилиндры и головки из чугуна. При рабочем объёме 746 см3 (размерность 78х78 мм) достигалась мощность в 22 л.с. при 4600 об/мин, а наибольший крутящий момент составлял 4,0 кгс-м (3200 об/мин). Мотор был неприхотлив, невысокая степень сжатия 5,5-5,7 допускала работу на бензине с октановым числом 66. Немецкий мотоцикл свободно перевозил экипаж из трёх бойцов и стрелковое вооружение по любым дорогам.

Двигатель БМВ-Р-71 и М-72 – с оппозитным расположением цилиндров 4Т, 746 см3, 22 л.с.

Через нейтральные страны в СССР привезли пять экземпляров мотоцикла БМВ-Р-71 и в августе 1940 года организовали ЦКБ по мотоциклостроению (ЦКБМ) с целью до 1 ноября того же года изготовить комплект чертежей точной копии немецкого прототипа. Его назвали М-72 – буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.В ЦКБМ одну полученную машину разобрали до последней детали и начали проводить «корректировку конструкторской документации». На деле это означало снижение требований к точности изготовления – чтобы заводы могли на своём оборудовании воспроизвести немецкие детали. В остальном была установка «в точности повторить конструкцию германского мотоцикла». Также в лабораториях Научного автотракторного института (НАТИ) исследовали химсостав почти сотни подлинных деталей и предложили эквивалентную замену на материалы в соответствие с ГОСТами СССР.Работы велись с размахом, в производство М-72 было вовлечено несколько десятков заводов по всей стране. Головным назначили Московский мотоциклетный завод (ММЗ) – бывший велозавод. Автозаводу им. Сталина (ЗИС) предстояло изготовление двигателей, другое столичное предприятие – Автозавод им. Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ) должно выпускать коробки передач для поставки на ЗИС. В помощь ЗИСу в Киеве на заводе мотоциклетных моторов (КЗММ) предстояло также выпускать двигатели для М-72. Делать коляски, а также карданные валы и колёса поручили Горьковскому автозаводу (ГАЗ), светотехнику передали в Киржач Владимирской обл., трубы для рамы – Харьковскому велозаводу (ХВЗ).Несмотря на новизну заказа и большое число смежников, мотоцикл был создан «с нуля» менее чем за год и уже в начале 1941 года два опытных образца, вместе с эталонным БМВ-Р-71 продемонстрировали руководству страны в Кремле. Известный московский гонщик Борис Зефиров несколько раз объехал Царь-колокол. Генералы после недолгого обсуждения дали «добро» новому армейскому мотоциклу М-72.
Однако к началу Отечественной войны М-72 так и не успели запустить в серию. Только спустя два месяца Московскому и Харьковскому мотозаводам удалось начать выпуск М-72 в небольших количествах – изготовили 448 и 123 мотоцикла соответственно, чего было для Красной Армии явно недостаточно. До июля 1941 г. мотозаводы выпускали мотоциклы Л-8, ИЖ-9 и АМ-600

М-72 с ружьём Симонова

Коляска под 82-мм миномёт.

Коляска модели ОМ под огнемёт.

Конец 1941 года. Первые изготовленные в Москве М-72 отправляются на фронт.

МОТОПРОМ С НУЛЯ

Стремительное наступление фашистов в июне–июле 41-го поставило крест на подготовке производства М-72 и заставило эвакуироваться на Восток. Там, на новых и совершенно неприспособленных площадях всё начинали «с нуля». Ленинградский мотоциклетный завод в июле переехал в Горький, на площади инструментального цеха завода «Красная Этна», туда же позже перевели Харьковский мотозавод. Таганрогский завод отправили в Тюмень, Серпуховский – в Ижевск, на площади мотоциклетного завода, который в свою очередь переключили на выпуск станковых пулемётов типа «Максим». Московский завод – головной по М-72, в ноябре 1941 г. эвакуировали в Ирбит, на площади бывшего пивоваренного завода. Всего же на ММЗ успели выпустить 2 412 мотоциклов М-72.Ветераны вспоминают: эвакуацию проводили в спешке – за несколько суток, на морозе и при бомбёжках. В вагоны, и даже на открытые платформы грузили оборудование и уже изготовленные узлы (так называемую «незавершёнку»). Затем эти эшелоны месяц, а то и два добирались до пунктов назначения на Востоке страны. Туда же направили и специалистов, малую часть от требовавшихся – остальных призвали на фронт.Производственная кооперация мотоцикла М-72, едва сложившаяся до войны, была нарушена. На новых местах фактически не было ничего: электроэнергии; литейных, кузнечных и инструментальных цехов, станочного оборудования. Да и работать было некому, не говоря уж о специалистах. Восполнять кадры приходилось за счёт женщин, взрослевших школьников и инвалидов войны, способных работать в условиях военного времени при 10–12 часовом рабочем дне.

К производству мотоциклов привлекали парней и девчат, работали по 10-12 часов

В 1942 году наладили выпуск М-72 в Ирбите на ИрбМЗ и Горьком (ГМЗ), изготовив 1587 и 1284 мотоциклов соответственно. В Тюмени на ТМЗ не смогли освоить выпуск М-72, выпустили лишь 187 АМ-600, в основном из «незавершёнки» из Таганрога. Зато специалисты спроектировали и построили опытный мотоцикл с приводом на колесо коляски.

Опытный ТМЗ-53 с приводом на колесо коляски.

Таким образом, всего в Красную Армию в 1942 году поступило около 7430 мотоциклов. В 1943 г. выпуск мотоциклов на ГМЗ и ТМЗ несколько снизился, а на ИрбМЗ – вырос. Спасало положение и то, что существенно возросли поставки мотоциклов по Ленд-лизу. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана). Фактически заводы перешли на нормальный ритм работы.по материалам Wolf09

Выпуск мотоцикл М-72 в ходе ВОВ.

www.drive2.ru

Военные мотоциклы СССР

01 Фев
  • Просмотров: 4047
  • 01 Фев

В начале войны Горьковскому заводу удалось наладить производство мотоциклов и создать полный цикл изготовления модели М72. Позже начали проводить исследования по улучшению выпускаемой техники.

За несколько лет работы военные советские мотоциклы М-72 были модернизированы, а также разработана новая модель М-73.

Мотоцикл М72 представлял собой боевую машину, имеющую на борту стрелковое оружие. Поэтому его классифицировали как бронетехнику. Эта модель была оборудована 746-кубовым двигателем, коробкой передач, механизм которой позволял водителю переключать все 4 ступени при помощи ноги. Также мотоцикл имел двухдисковое сцепление, прочную сварную раму и шины размером 3,75Х19. Были установлены специальные сумки для хранения боеприпасов и ЗИП, устройство для крепления пулемета, которое свободно вращалось. Вести огонь можно было даже во время езды как по ходу движения, так и против него.

В небольшом количестве были выпущены модели без колясок. Вместо них были установлены 82-миллиметровые миномёты.

Мотоцикл М73 изготавливался на основе М72 и был дополнен бездифференциальным приводом на колесо коляски. Включался он только при необходимости в самых непроходимых местах. Все три колеса техники оборудовались тормозами. Торможение колеса коляски происходило с помощью троса, протянутого от заднего тормоза.

Ленинградский мотоциклетный завод в 1930 году начал производство мотоцикла Л300. Это была модифицированная под советские условия версия немецкой техники ДКВ Люкс 300. Эта модель была способна справиться с отечественным бензином за счет падения мощности. Заводом были выпущены также модели Л350, Л500, Л8, Л600. Мотоцикл Л600 был пожарной техникой. Все необходимое оборудование для тушения пожара помещалось в коляске слева от водителя. Модель Л8 производилась без коляски и шла как на продажу, так и в Красную армию.

Таганрогским инструментальным заводом был изготовлен мотоцикл АМ-600, который пережил множество модификаций. Он имел 600-кубовый двигатель и четырёхступенчатую коробку передач. Предназначался для отправки в Красную армию и для работы в НКВД.

Если вас интересует различная автомобильная техника и все что с ней связано, обязательно посетите портал http://www.avtograf43.ru/. Сайт предлагает узнать самые последние новости, поучаствовать в различных конкурсах, узнать о ценах на автомобили, подать объявление, воспользоваться автосправкой, почитать истории автолюбителей и много другой полезной информации.

Добавить комментарий

extreme-moto.ru

Военные мотоциклы СССР — ПМЗ А 750 — автонастрой

Продажа этих серийных трехколесных осуществлялась довольно-таки давненько, так как выпускался он во второй половине 30-х прошлого века (с 1934 по 1939 гг.). Именно этот стальной скакун считается первым массово выпускаемым отечественным тяжелым мотоциклом. Сходил он с конвейера на Подольском Машиностроительном Заводе. С этого и следует часть названия байка. За всю историю производства модели было выпущено чуть больше 4500 таких мото, а до нашего времени в пригодном для нормального ремонта состоянии смогли «дожить» лишь десятки (если не единицы).

Интересно, что не все 750-е имели боковой прицеп. Мотоциклы ПМЗ-одиночки данной серии исключением не считались. Первоначально вышеуказанная линейка трехколесных предназначалась для армейской эксплуатации. Тем не менее, известны случаи и его широкого использования в гражданских службах. Как следствие, железный конь использовался даже в советском кинематографе, служа мотоциклом героев труда.

История мотоцикла ПМЗ А 750, запчасти на который купить также проблематично в наше время, как и сам байк, удивляет. Решение о выпуске армейских мото такого типа на уровне государственного руководства было принято еще в начале 1930-х. Практически сразу же после этого легендарный создатель первых моделей ИжМаша, П. Можаров, вместе с массой других талантливых инженеров-конструкторов СССР взялся за дело. Он решил спроектировать тяжелый двухцилиндровый мотоцикл, буква «А» в названии которого указывала на возможность присоединения бокового прицепа, а цифры обозначали объем двигателя (последний подход в наше время используется большинством мировых мотобрендов). Перед главным советским конструктором стояла чёткая задача — создать трехколесного, что без особых проблем может использоваться, как на дорогах с твердым покрытием, так и на грунтовке.

Проектировочные работы увенчались успехом и, в конечном итоге, на свет появился достаточно надежный трицикл, располагающий массивной дуплексной штампованной рамой и мощным движком (который потреблял немало бензина). Мотоцикл ПМЗ-А-750 фото которого вы видите, имел весьма объемный топливный резервуар, емкостью в 21 литр, а также необычную переднюю подвеску рессорного типа.

Базовым силовым агрегатом в процессе создания трехколесного стал V-образный мотор самой раскрученной на планете мото-компании из США — «Harley-Davidson». Среди особенностей такого движка — низкое расположение клапанной системы и замкнутый тип смазки, предусматривающий циркуляцию масла. Последнее подавалось при использовании мощного насоса из картеров. Система же газораспределения основывалась на эксплуатации шестеренок и приводных кулачков клапанного механизма.

Важнейшие особенности первого советского мотоцикла ПМЗ А 750

Купить этот байк стоит каждому ценителю необычных двигателей. А последний у мото практически ничем не похож на моторы других отечественных стальных скакунов. Так КПП указанного выше трицикла находится в верхней части движка. Воздействие на ее ступени осуществляется при использовании ручного привода (рычаг, что находится слева от водителя). Ступеней у первого тяжелого советского мотоцикла было всего три.

Даже по мнению многих мотокритиков современности, описанный в этой статье байк получился очень даже удачным, как для своего далекого времени. В его конструкцию создатели смогли заложить множество передовых инженерно-конструкторских идей. Довоенный мото СССР со временем смог доказать это, удачно (хоть и не повсеместно) эксплуатируясь армией страны советов в годы Великой Отечественной. Так, стальной конь располагал весьма практичным и непривычным, как для трехколесной техники замком зажигания. Мало того, у мотоцикла ПМЗ-А-750 была даже приборка. В наличии — АКБ с мощным для своих лет генератором тока.

Испытания первых опытных моделей линейки первых тяжелых мотоциклов СССР проводили (привычно для советских времен) в ходе мотопробега из Ижевска в Москву. Эти модели ведь собирались в столице Удмуртии. В целом испытания прошли удачно. Все же и недостатков байка они показали немало. Часть проблем возникала из-за системы опережения зажигания, а также серьезной вибрации переднего колеса на относительно невысокой скорости. В конечном итоге, эти конструкторские «косяки» исправить инженерам советского мотопрома так и не удалось. Вот почему данный железный скакун был официально снят с вооружения армейских частей. Эффективной заменой первому тяжелому военному мотоциклу СССР стала модель «М-72», считающаяся удачной копией одного из «БМВ».Технические характеристики ПМЗ А 750Тип двигателя — V-образный четырехтактный двухцилиндровый.КПП — 3 ступени.Передаточные числа КПП — на первой 3.03, на второй 1.75 и на третей — 1.00.Тип основного привода на заднее колесо — цепной.Шины — R18.Максимальная скорость этого мото составляет 90 км. час.Показатель расхода бензина на 100 километров пройденного пути — 6 литров (на средней скорости).Длина/ширина/высота мотоцикла ПМЗ-А-750 соответственно составляют 2085/890/950 мм.Колесная база байка — 1395 мм.Дорожный просвет мото — 11,5 см.

Related posts:

www.autonastroy.ru

военные мотоциклы ссср Видео

...

5 лет назад

Легендарный советский мотоцикл М-72. Изначально был военным мотоциклом. Конструкция предусматривала устан...

...

3 лет назад

Оружие Победы: Урал М-72 - быстрый и массивный инструмент логистики и разведки времен Великой Отечественной...

...

4 лет назад

Фильм Мотомира Вячеслава Шеянова 2:13 - BMW R32 2:44 - BMW R47 3:06 - BMW R5 3:27 - BMW R61 3:52 - BMW R66 5:35 - BMW R12 9:13 - Zundapp ...

...

1 лет назад

ТОП 5 Мотоциклов СССР – Двухтактные мотоциклы Советского Союза. Сегодня расскажу и покажу лучшие, на мой...

...

2 лет назад

Моя страничка VK: https://vk.com/kostik_sam_po_sebe Помощь в развитии канала: http://www.donationalerts.ru/r/kasperskii54.

...

4 лет назад

место проживания и Комментарии тут http://zenkevich.ru/ правообладатель http://www.utro-russia.ru/ производство ООО"ТВпро Медиа...

...

1 лет назад

Видео подъема легендарного мотоцикла Л-300 снято нашим товарищем.Фото давно облетели весь интернет.А видео...

...

1 лет назад

Вашему вниманию самые быстрые мотоциклы Советского союза. Информация была взята: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/162...

...

1 лет назад

Мотообзор Советского тяжелого мотоцикла Днепр МТ-11. Советский Мотоцикл Днепр с коляской производили на...

...

2 лет назад

8,5% ЗАРАБОТОК на Алиэкспресс тут - https://epn.bz/inviter?i=4uigmu 7% СКИДКА на ВСЕ товары Алиэкспресс тут - https://cashback.epn.bz/?i=4uigmu.

...

3 лет назад

14.04.2015 Источник "Волгоград-ТВ": http://www.volgograd-trv.ru/news.aspx...

...

1 лет назад

Пять лучших советских мопедов. Мопеды в СССР играли огромное значение, автомобилей на всех не хватало, а...

...

2 лет назад

СУПРОТЕК Генеральный партнер "Народного автомобильного журнала" компания http://suprotec.ru/ правообладатель...

...

5 меc назад

По вашему заказу – Тест-драйв и мотообзор любимого и наикрутейшего мотоцикла – Минск 125. Шпионский боевик,...

...

7 лет назад

место проживание и Коментарии тут http://zenkevich.ru/ правообладатель http://www.utro-russia.ru/ производство ООО"ТВпро Медиа...

...

2 меc назад

это место так же известно в интернете под названием - объект А https://www.youtube.com/channel/UCHADrYrEU89U-pWC6QNMeCQ - канал артёма...

...

4 лет назад

Обзор легендарного немецкого мотоцикла времен второй мировой войны - Zündapp KS 750. Оригинальный материал взят...

...

1 лет назад

Обнаружили склад старых мотоциклов...Вы сколько точно не видели...зачем одному человеку сколько? Интернет-ма...

...

3 меc назад

Тест-драйв и мотообзор самого популярного и наикрутейшего советского мотоцикла – ВОСХОД 3М. Восход – двухт...

inlove.kz

Военные мотоциклы: фото, описание, назначение

Автомобили 16 апреля 2018

Считается, что первые военные мотоциклы были созданы в 1898 году Фредериком Симсом. Машина оснащалась четырьмя колесами, рамой велосипедного типа, седлом, силовым агрегатом мощностью 1,5 лошадиных силы. Motor Scout, а именно такое наименование получила техника, в качестве вооружения оборудовался пулеметом «Максим», бронированным щитком для защиты верхней части туловища водителя-стрелка. Аппарат был в состоянии транспортировать почти 0,5 тонны снаряжения, боеприпасов и прочего груза. Одной заправки хватало примерно на 120 миль пути. Указанная версия не получила серьезного распространения в армии.

Развитие военного мотостроения

Уже к началу Первой мировой военные мотоциклы прочно обосновались в армейских подразделениях, эксплуатировались всеми прогрессивными государствами. Машины призваны были заменить лошадей, поэтому первыми начали использовать рассматриваемые аппараты солдаты-курьеры.

Первые действующие экземпляры появились в армейских частях Германии. В отличие от «прародителя», они представляли собой модернизированные гражданские аналоги, усиленные пулеметами. Подобные передвижные точки, несмотря на тонкую броню, успешно применялись в различных операциях на фронтах Первой мировой войны.

Послевоенная активизация

В 1928 году был презентован французский военный мотоцикл Mercier. Оригинальности этому творению добавляла переднее гусеничное колесо. Через 10 лет инженером Леэтром был создан модернизированный аналог указанной машины, получивший название Tractorcycle, полностью оснащенный гусеничным ходом.

Предполагалось, что отличная проходимость и легкая броня должна была обеспечить модели признание и успех в армейской сфере. Однако байк обладал рядом существенных недостатков:

  • Большой массой (свыше 400 кг).
  • Низким параметром скорости (до 30 км/ч).
  • Плохой управляемостью.
  • Неустойчивостью на дорогах.

Несмотря на то, что вскоре конструкторы дополнили конструкцию боковыми колесами, армия так и не заинтересовалась указанной разработкой.

Видео по теме

Другие оригинальные модели

Оригинальную модель военного мотоцикла разработали в Италии. Компания Guzzi представила трицикл с пулеметом и бронированным щитком. Особенностью этой модификации стало «мертвое» размещения пулемета, направленного назад.

Бельгийские конструкторы также пытались создать нечто уникальное в этом плане. В 1935 году фирма FN презентовала упрощенную модель М-86. По сравнению с остальными европейскими аналогами того времени, машина получила ряд преимуществ:

  • Форсированный мотор объемом 600 «кубов».
  • Усиленную раму.
  • Бронированные фронтальные и боковые листы.
  • Возможность транспортирования бронированной коляски с пулеметом «Браунинга».

За время серийного выпуска было выпущено свыше 100 подобных экземпляров, эксплуатируемых армиями Румынии, Бразилии, Китая и Венесуэлы.

Немецкие военные мотоциклы

Лидер немецкой автомобильной промышленности «БМВ» сначала не представил особых инноваций, монтируя на имеющиеся аппараты оппозитный мотор М2-15В. Первая совершенно новая серийная модификация от немецких инженеров была представлена в 1924 году.

Уже в начале 30-х годов баварский концерн занялся обновлением специализированного военного мотоцикла БМВ-R35. Модель получила телескопическую переднюю вилку, усиленный силовой агрегат на 400 «кубиков», карданную передачу, отличающуюся большим показателем надежности от цепного варианта. Среди недостатков отмечают «старые» грехи, выражающиеся в жесткой задней подвеске и хрупкости рамы при нагрузках. Тем не менее, машина использовалась в моторизованных подразделениях, полиции, медсанбатах. Выпуск аппарата продолжался до 1940 года.

Одновременно с версией R35 компания «БМВ» изготавливала модификацию R12. По сути, эта машина являлась усовершенствованным вариантом серии R32. Техника оборудовалась 745-сильным мотором, вилкой-телескопом с гидравлическими амортизаторами. В конструкции рассматриваемой вариации был удален один карбюратор, что снизило мощность R-12 до 18 «лошадок». Указанная модификация приобрела свою популярность благодаря хорошим параметрам и низкой цене, став самым массовым представителем своего класса в армии Германии. С 1924 по 1935 год было произведено свыше 36 тысяч экземпляров как в одиночном исполнении, так и с коляской.

Из всех производителей немецких военных мотоциклов основным конкурентом BMW стала компания Zundapp, которая ориентировалась на государственные заказы. Серийные модели: К500, K600 и К800. Последний вариант с люлькой пользовался особой популярностью, оснащался четырьмя цилиндрами. Такая особенность наряду со всеми плюсами, имела свой недостаток в виде частого замасливания свечей, так как не все узлы прогревались равномерно.

Военные мотоциклы СССР

После окончания Первой мировой войны в России собственного мотопроизводства в военном направлении практически не было. Такая ситуация длилась до 30-х годов прошлого столетия. Техническое оснащение армии требовало модернизации, в связи с чем начались разработки первого отечественного мотоцикла, способного с достоинством переносить все тяготы русского климата.

Первыми армейскими вариантами стали модификации ХМЗ-350 и Л-300. Первый аппарат стал практически точной копией «Харлей Дэвидсон», значительно уступая американскому аналогу в качестве. Впоследствии от него решено было отказаться. На смену пришла версия ТИЗ-АМ600, выпускаемая с 1931 года. Собственная разработка включала в себя британские и американские черты, однако особых достижений не проявила.

В 1938 году советское конструкторское бюро презентовало несколько военных моделей: Л-8, а также два ИЖа, под индексами 8 и 9. Что касается первого экземпляра, он выпускался на различных заводах страны, которые вносили собственные доработки, что привело к потере унификации запчастей.

CZ 500 «Турист»

Данный байк чехословацкого производства впервые сошел с конвейера в 1938 году. Серийный выпуск не прекращался до 1941 г. Мотоцикл предназначался не только для военных нужд, но и эксплуатировался гражданским населением. На свет появилось всего шестьсот образцов машины. Модернизированную версию этого «железного коня» выпустили специально для гвардии Папы Римского. Техника окрашивалась в черный колер, что отлично сочетается с хромированными деталями аппарата.

Harley-Davidson WLA

Этот армейский мотоцикл стал одним из самых распространенных модификаций по всему миру. Он оснащался кобурам на вилке, раскрашивался в оливковый цвет. Всего было выпущено более 100 тысяч экземпляров. Именно эта версия после войны стала самой популярной в качестве переделок на чопперы и каста-байки. В СССР модель поступала по ленд-лизу.

Welbike

Британский "Вэлбайк" больше похож на мини-велосипед с моторчиком. Он обладал складной конструкцией, позволяющей транспортировать его при переброске военных отрядов по воздуху. В дальнейшем он собирался и служил для ускорения доставки личного состава до места назначения, однако не получил особого практического применения.

Период Второй мировой войны

Первыми и единственными в своем роде стали два немецких военных мотоцикла с коляской: BMW R75 и Zundapp KS750. Они специально конструировались с учетом передвижения по бездорожью. Оборудованные специально для этой цели приводы колес и специальная скорость, позволили зарекомендовать эти машины исключительно с положительной стороны.

По причине высокой цены рассматриваемые модели сначала поставлялись в парашютно-десантные подразделения и африканский корпус, позже – в войска СС. В 42-м было принято решение о производстве усовершенствованного Zundapp KS-750 с коляской BMW 286/1 (военного мотоцикла с хранением в стратегическом запасе). Он так и не вышел в серию. Производство запланировали на период после выполнения заказа на 40 тысяч экземпляров R-75 и KS-750, которых вышло всего 17 000.

Kettenkrad

С 1940 по 1945 гг. эта полугусеничная модификация использовалась для транспортировки орудий легкого типа, выступая в качестве тягача. В движение технику приводил двигатель «Опель», объемом 1,5 литра. Всего было изготовлено чуть более 8,7 тысячи экземпляров, ориентированных преимущественно на Восточный фронт.

Гусеницы неплохо справлялись с отечественным бездорожьем. Среди минусов – высокий процент переворачивания на резких поворотах, при этом система посадки усложняла быстрое ее оставление водителем. Кроме того, на этом транспорте невозможно было перемещаться на возвышенных местах в диагональном направлении.

М-72

Военные мотоциклы России того периода начались создаваться на базе БМВ. Тяжелая техника с коляской применялась в СССР с 1945 года. Выпуск машины осуществлялся в пяти городах страны. До 1960 г. Именно эта модификация стала прототипом для будущего аналога под маркой «Урал».

Изначально рассматриваемые аппараты были ориентированы строго на нужды армии. База оснащалась креплением для монтажа мощного стрелкового оружия. Байк по праву стал самым популярным боевым «железным конем». Его изображение имеется даже на одной из почтовых марок. Всего было выпущено более 8,5 тысяч экземпляров данной техники. Лишь в середине 50-х военный мотоцикл «Урал» с консервации поступил в свободную продажу для населения.

Vespa150 TAP

Эти боевые мотороллеры создавались во Франции для своей армии. Массовый выпуск техники указанного типа начался в 1956 году, оснащался мощной пушкой калибром 75 мм. Подобное вооружение не способствовало широкому применению байка в рядах вооруженных сил. При этом мотор со скромным рабочим объемом 145 «кубиков» не мог обеспечить должный показатель скорости и мобильности. Мотороллер развивал скромную скорость до 65 км/ч. Стоит отметить, что разработчики планировали в паре использовать еще один подобный аналог для транспортировки снарядов.

К-750

Военный мотоцикл «Днепр» этой серии стал усовершенствованной версией М-72 и выпускался в Киеве с 1958 года. Машина оснащалась «движком» объемом 750 «кубов», как и остальные аналоги этой серии от других производителей.

Особенности и характеристики:

  • Мощность мотора – 26 л. с.
  • Улучшенный показатель комфортабельности и надежности.
  • Ходовая часть сделана с амортизаторами с гидравликой.
  • Коляска оснащалась резиновыми рессорами и специальной подвеской.
  • Повышенная проходимость военного мотоцикла «К-750» обеспечивалась усовершенствованным механизмом привода на колесо люльки.
  • При повышении мощности двигателя, потребление горючего сократилось почти на один литр.

Новинка конца прошлого столетия

Для усиления мотострелковых возможностей армии, в середине 90-х был разработан военный мотоцикл «Урал» серии ИМЗ-8.107 с приводом бокового колеса коляски, обеспечивающего повышенную проходимость техники. Основное предназначение машины – эксплуатация в составе патрульных, мобильных разведывательных групп, для транспортировки систем связи и в качестве многоцелевой машины.

Меньшие габариты и увеличенная маневренность, по сравнению с любым армейским автомобилем, делают его оптимальным средством для ведения боевых действий в условиях города. Экипаж состоит из двух или трех человек, масса дополнительного снаряжения составляет от 25 до 100 кг.

В качестве основного орудия применяется крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 мм. Он дает возможность поражать низколетящие воздушные мишени и наземные цели с легкой броней. Кроме того, вооружение позволяет вести бой с живой силой противника на дистанции до двух тысяч метров. Обзорность обуславливает возможность стрельбы из личного оружия экипажа, находящегося под прикрытием индивидуальной бронезащиты.

Особенности «Урала»

Высокая динамика военного мотоцикла, фото которого приведено выше, проходимость и маневренность обеспечивает мощный «движок», трансмиссия и ходовая часть. Байк имеет укороченную до 1,5 метров базу, большие 19-дюймовые колеса с вездеходным узором протектора.

Конструкция и компоновка рабочих элементов сделана по автомобильному принципу:

  • Система смазки мотора.
  • КПП в отдельном блоке.
  • Карданный трансмиссионный вал.

Указанные особенности гарантируют высокий показатель надежности и ремонтопригодности. Рабочий ресурс увеличивается при соблюдении применения подходящих моторных и трансмиссионных масел автомобильного типа.

Боевой мотоцикл «Урал» с прицепом имеет особо важный для выполнения боевых заданий параметр – возможность преодоления препятствий, которые неподвластны большинству автомобилей. С поднятой коляской техника может двигаться по одной колее, сохраняя равновесие. Это позволяет миновать глубокие ямы и препятствия высотой до 70 сантиметров. Вес мотоцикла составляет 315 килограмм, что дает возможность перекантовать агрегат силами экипажа через упавшее дерево или заградительную конструкцию. Скорость до 100 км/ч обеспечивает высокий запас времени для совершения маневра, при этом эксплуатация рассматриваемого байка возможна в различных климатических поясах (от – 40 до + 50 градусов).

Характеристики ИМЗ-8.107

Ниже приведены основные ТТХ военного мотоцикла «Урал»:

  • Тип мотора – атмосферный четырехтактный бензиновый двигатель.
  • Показатель мощности – 23,5 кВт.
  • Формула колесная – 3*2.
  • Коробка передач – 4 режима с включением заднего хода.
  • Рама – сварного трубчатого типа.
  • Передняя/задняя подвеска – рычаги/маятники с пружинными гидроамортизаторами.
  • Напряжение в бортовой сети – 2 В.
  • Скорость перемещения максимальная – 105 км/ч.
  • Запас хода на одной заправке – 240 км.
  • Длина/ширина/высота – 2,56/1,7/1,1 м.
  • Вес сухой – 315 кг.
  • Возможность использования вооружение – пулемет 12,7 или 7,6 мм, ПТРК, АГС, РПГ.
  • Дополнительное оснащение – емкость для топлива, фара-искатель, набор шанцевого инструмента.

Harley-Davidson

Также популярностью в последние годы пользуется армейский мотоцикл «Харлей Дэвидсон» с двухтактным одноцилиндровым мотором «Ротакс» объемом 350 «кубов». Указанная модификация распространена в различных странах мира, эксплуатируется как транспорт для разведки или сопровождения. Среди недостатков данной модели – использование горючего J-8, которое по составу больше напоминает смесь солярки и авиационного керосина. Это делает его непригодным для эксплуатации на бензиновых моторах. Имеются исключения, например модель HDT M103M1. Средняя скорость аппарата составляет 55 миль в час.

Kawasaki/Hayes M1030

Еще одна дизельно-керосиновая модификация армейского мотоцикла. Машина относится к одним из самых утилитарных вариаций. Для американской армии его специально переработала компания Hayes Diversified Technologies. До 650-кубовой версии использовался предшественник под индексом KLR-250.

Источник: fb.ru Автомобили Трехколесный грузовой мотоцикл: характеристики, описание, фото

Грузовой мотоцикл представляет собой трехколесное транспортное средство, предназначенное для эксплуатации в качестве транспортера грузов малой массы. Эти агрегаты требуют регистрации в органах ГИБДД и наличия водитель...

Закон Военная организация РФ: описание, структура, назначение и перспективы развития

В настоящее время Россия находится на особой стадии исторического развития. Сегодня продолжаются реформы основ государственного управления и устройства, идет процесс согласования интересов государства, общества и отде...

Бизнес Вальтрап - это... Описание, назначение, виды, фото

Вальтрап – это часть снаряжения лошади. Оно представляет собой тканевое покрывало, которое подкладывают под седло. Первые примитивные модели - чепраки – появились на Руси еще в допетровское время. На сегод...

Дом и семья Магнитофонная кассета: описание, фото, размеры, назначение и принцип работы

С появлением цифровой аудиозаписи магнитофонная кассета, как и ее сородичи (дискеты с виниловыми пластинками), довольно скоро превратилась в стильные картинки, утратив свое первоначально значение. Не будем же списыват...

Хобби Яйцо Совы: описание, назначение, фото

Если вам хочется принести реальную радость малышу, проводить с ним веселые и оригинальные игры, развлекаться, то именно такая вещь, как Яйцо Совы привнесет в вашу жизнь массу новых положительных эмоций! Этот мягкий и ...

Автомобили Боковые пластиковые кофры для мотоцикла (фото). Боковые кофры для мотоцикла своими руками

Сегодня на улицах городов очень часто можно встретить мотоциклы – данный вид транспорта уже давно ни для кого не является удивительным. Вы можете заметить как классические, так и спортивные модели – а иног...

Автомобили Мотоциклы 125 кубов. Лёгкие мотоциклы: фото, цены

Легкие мотоциклы с двигателем 125 кубов - самый распространенный вид транспорта у молодежи. Первое впечатление от "осьмушки", как ласково называют байк, что под вами велосипед. Но стоит повернуть ручку газа, как тут ж...

Автомобили Мотоциклы Racer: описание, технические характеристики и отзывы

Мотоциклы Racer – это достаточно простые в обслуживании и экономичные байки, которые отличаются удачным сочетанием потребительских качеств и технических характеристик. Демократичные цены и применение новейших те...

Автомобили "Хаябуса" (мотоцикл): фото, технические характеристики, максимальная скорость

"Хаябуса" – мотоцикл, который представляет собой квинтэссенцию японского колорита. Иероглиф – несменный атрибут спортивного байка – вызывает непреодолимый восторг и определенную уверенность в том, чт...

Автомобили Мотоциклы Triumph: описание, модельный ряд

Мотоциклы Triumph - это классика во всех смыслах этого слова. Семейный бизнес, история которого уже перевалила за 100-летний рубеж, всегда выделялся на фоне остальных производителей байков. Хотя бы по той причине, что...

monateka.com

Музей военной техники «Боевая слава Урала». Автомобили и мотоциклы СССР

Эту фотографию вы уже могли видеть в первой части трилогии Музей военной техники «Боевая слава Урала». Авиационная экспозиция. Сегодня речь пойдет об авто и мотораритетах, собранных в стенах этого замечательного музей.Первый этаж посвящен автомобилям предвоенной и военной эпохам. Встречают посетителей надраенная до зеркального блеска парочка "Фордов".

1. Ford Star F 1925 г. Иготовлен на канадском заводе компании в кузове родстер.

2.

3. Его американский собрат Ford A.

4.

5.

6. Еще один Ford A, но уже в кузове Phaeton

7. Приборная панель - святая простота.

8. ГАЗ М-1

9. ЗИС-101А 1939 года.

10.

11. ЗИС-110

12.

13. Packard Super Eght. 1937-1951. Ограниченными партиями поставлялся в Советский Союз. Всего выпущено 5793 экз.

14.

15.

16. «ЗИМ» ГАЗ-12

17. Переходим на второй этаж, состоящего из двух галерей. Начнем с восточной.

18.ГАЗ-24-02

19. Если честно, то впервые увидел "Волгу" с разложенным третьим рядом сидений в багажнике.

20. Что на этом фото не так?

21. ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21

22.

23. ГАЗ-М-20 «Победа»

24. СМЗ С-3Д "Инвалидка"

25. СМЗ С-3А — серийно выпускалась Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы.

26. СМЗ С-1Л  двухместный трёхколёсный автомобиль-мотоколяска, выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом с 1952 по 1956 год. В 1956—1958 году выпускалась модификация С-3Л, отличавшаяся от базовой более мощным двигателем. Всего было изготовлено 19 128 мотоколясок С-1Л и 17 053 С-3Л.

27. Переходим на западную галерею. На переднем плане Москвич-400.

28. «Москвич-400-420К» экспериментальный образец. Говорят, сохранился в единственном экземпляре.

29. Москвич-400-420А (1949—1954) — четырёхдверный кабриолимузин (кузов с открытым верхом, но сохраняющий боковины и рамки дверей со стёклами).

30. Москвич 408. Самый дорогой моему сердцу автомобиль на выставке.

31.

32.

33. Москвич-2734 фургон на базе АЗЛК 2140. Производился в 1976—1983 гг.

34. Далее идут автомобили марки ВАЗ, но я на них подробно останавливаться не буду.

35. Лучше вернемся обратно в восточное крыло и рассмотрим еще несколько раритетных аппаратов.КМЗ К-1В — первая советская мотоколяска, трехколесная, одноместная, выпускавшаяся Киевским мотоциклетным заводом с 1947 по 1951 год.

36. Моторикша на базе мотороллера Вятка ВП-150.

37. Мотоцикл Jawa CZ Sonstige 150

38.

39. Мотоцикл Jawa 350 с коляской Velorex

40. Иж-49. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1951 по 1958 год. 350 кубов, 11 Л.С.

41.

42. Мотоцикл Jawa 350

43.

44.

45. И в завершении нашей сегодняшней экскурсии - Мопед Верховина 7

zzaharr.livejournal.com