Преимущества мотоцепей DID. Мотоциклы с цепью


Мотоциклетная цепь или "ты просто не умеешь их готовить" - Мототехника - MotoCitizen

УБЛАЖАЙТЕ ХОРОШИЕ ЦЕПИ

Журнал "Мото" №7 1998 год.

Многие годы с конвейеров наших заводов сходили мотоциклы исключительно с закрытыми цепями главной передачи. Аналогично были устроены "Ява" и "43". Конструкторские изощрения в виде кожухов и резиновых "гофр", под которые заталкивали в огромных количествах солидол или "графитку", позволяли отъездить на одной цепи "совкового" производства не одну тысячу километров по пыльным и грязным дорогам.

Казалось бы, всем хороша полностью закрытая цепь. Но и у этой системы есть недостатки. Во-первых, такая конструкция не позволяет создать подвеску заднего колеса с большим ходом, без чего немыслимы мотоциклы эндуро. Во-вторых, отечественные "гофры" цепи насквозь протираются на "ИЖах" и "Восходах" буквально на первой тысяче километров. А в-третьих, "буржуи" давным-давно изобрели цепи с защитными сальниками-колечками на каждом звене. С тех пор все "нормальные" мотоциклы ездят с открытыми цепями, которые совершенно не боятся ни воды, ни грязи. Условно, по форме уплотнительных колечек, они получили название "0-ринг".

Такая конструкция цепи, обладающая сплошными достоинствами, имеет лишь один несущественный недостаток: по сравнению с обычными цепями, она имеет повышенное трение, ухудшающее КПД передачи в "суставах" с сальниками. Поэтому "0-ринг" не применяется в мотоциклах для кросса и шоссейно-кольцевых гонок (в них чрезвычайно важна динамика, а ресурс цепи не имеет значения из-за непродолжительности заездов), а также на малокубатурной технике (см. табл.1).

Однако так не могло продолжаться долго, и несколько лет назад на рынке мотоаксессуаров появилась цепь, названная создателями "Х-ринг". В ней уплотнительные кольца сделаны уже не в форме обычного бублика, а имеют в поперечном сечении форму, напоминающую букву "X". Благодаря такому новшеству потери от трения в шарнирах цепи удалось снизить на 75% по сравнению с "О-ринг".

В этом материале мы расскажем об особенностях эксплуатации и обслуживания цепей "с колечками" - они рано или поздно повсеместно придут на смену обычным.

Эксплуатируя "ИЖи" и "Явы", большинство владельцев меняли цепи задней передачи только после ее полной вытяжки, когда уже невозможно было подтянуть ось заднего колеса. И, как ни странно, ничего страшного при этом не происходило. То ли цепи у нас такие "резиновые", то ли двигатели не очень мощные. Но звездочки безболезненно переживали несколько замен цепей.

Забудьте эту порочную практику, если купили хороший мотоцикл. С качественными импортными цепями этот номер не пройдет. События будут развиваться по общепринятому сценарию: после "вытягивания" цепи, начнется интенсивный износ звездочек. Во, избежание этих неприятностей на маятниках заднего колеса некоторых мотоциклов в том месте, где расположено устройство натяжения цепи, можно встретить наклейки. Они подскажут, когда пора заменить цепь. И будьте уверены, у оси колеса еще останется в запасе приличный ход для подтяжки.

Но как засечь, наступил ли критический момент, если никаких наклеек-подсказок нет? Обратимся к рекомендациям фирмы "Регина", специализирующейся на производстве цепей для любых мотоциклов.

Рис. 2 Методика определения вытяжки цепи.

Потребуется натянуть цепь усилием около 20 кг (чтобы выбрать все люфты, образовавшиеся при эксплуатации) и измерить штангенциркулем (см. рис. 2) длину определенного количества звеньев (см. табл. 2). Контролируя состояние цепи на мотоцикле, следует включить первую передачу. Пытаясь провернуть заднее колесо в ту или иную сторону, нужно "напрячь" верхнюю или нижнюю ветвь цепи (ту, которая удобнее и доступнее для измерений). Отдельно взятую цепь измерить значительно проще - достаточно подвесить к ней груз, а освободившимися руками манипулировать штангенциркулем. Если контрольный участок превышает допустимую длину, указанную в таблице, не откладывайте замену цепи до следующей получки -одолжите денег и немедленно купите. Упустите момент - и вам, возможно, придется раскошелиться и на комплект звездочек.

Чтобы снять изношенную цепь (в них, как правило, нет замка), хороши все способы -вплоть до использования "болгарки". Установка проходит несколько посложнее. Как правило, в фирменной коробочке с цепью лежат замки двух типов. Обычный - с пружинной защелкой, к которому мы все привыкли еще с велосипедов. И без защелки - он требует запрессовки щечки на оси роликов.

Рис. 1. Установка замка с использованием специальных приспособлений.

Сложности при монтаже обоих типов замков вызывают резиновые колечки-сальники. В первом случае их требуется обжать, чтобы появилась возможность зафиксировать защелку (см. рис. 1). А во втором, наоборот - не раздавить, напрессовывая щечку. Для этого в набор замка входят две дистанционные прокладки - хитро изогнутые проволочки, диаметром чуть меньше, чем резиновое колечко в сечении. Перед опрессовкой эти проволочки закладываются между щечками замка и внутренними звеньями цепи. Они вовремя остановят поступательное движение щечки и сохранят в целостности резиновые колечки. Точно так же и при рассоединении пригодной для дальнейшей эксплуатации цепи понадобится одна проволочка-прокладка (см. рис. 3).

Рис. 3. Фирменное приспособление для распрессовки цепи.

После того, как новая цепь установлена на мотоцикл, ее необходимо натянуть. Если полностью отсутствуют данные о том, каким должен быть провис цепи при "расслабленной" подвеске, можно сделать вот что. Нагрузить мотоцикл так, чтобы подвеска заднего колеса сработала до упора. В этом положении проверить провис цепи. Он должен иметь амплитуду не менее 15 мм (см. рис. 4). И что касается натяжения цепи вообще, руководствуйтесь принципом - лучше недотянуть, чем перетянуть.

Рис. 4. Лучше не дотянуть, чем перетянуть.

Наличие специальной смазки, заложенной на заводе, и защитных сальников на каждом звене может кого-то подтолкнуть к мысли, что цепь "0-ринг" необслуживаемая. Но это не так. Специалисты "Регины" рекомендуют смазывать цепи с сальниками через 400 км пробега по асфальтовым дорогам. В условиях бездорожья этот период лучше сократить.

Рис. 5. Смазка цепи.

 

Наносить смазку следует на внутреннюю сторону цепи, вращая вывешенное заднее колесо в обратную сторону (см. рис. 5). Далее в течение 10-15 минут дать испариться растворителю. После этого никакая центробежная сила не сорвет с цепи ставшую клейкой, как липучка, смазку. Ублажайте "буржуйскую" цепь регулярно, и она проживет две жизни.

Благодарим за консультацию фирму "Регина" (Италия).

 http://www.drivemc.ru/articles/moto/1998_07_chain/index.htm

motocitizen.info

Преимущества мотоцепей DID

Цены и информация о наличии товара актуальны! Доставка по всей Украине.Ознакомлен, закрыть

На этой странице рассмотрены инженерные решения, используемые в цепях для мотоциклов от японского производителя DID, позволяющие им занимать лидирующие позиции на рынке. Если Вы просто хотите купить мотоцепь, то перейдите в раздел Приводные цепи нашего интернет-магазина.

Сальники типа X-ring

Во многих цепях для мотоциклов от DID используются сальники типа X-ring. Как известно, сальники в цепи предотвращают вытекание заводской смазки из роликов, а также попадание туда пыли и грязи, что, с одной стороны, значительно продлевает срок службы цепи, а с другой — увеличивает потерю мощности в цепной передаче за счет трения между сальником и пластинами цепи. Простые цепи комплектуются сальниками круглого сечения (O-ring), которые, при зажатии между пластинами цепи, принимают овальную форму, создавая значительную площадь соприкосновения сальника и пластин цепи, генерируя, тем самым, сравнительно большую силу трения в этом узле.

Позже, инженерами DID были разработаны сальники с сечением в форме буквы X, которые при зажатии между пластинами цепи не сплющиваются как O-ring, а скручиваются, создавая минимальную площадь соприкосновения между сальником и пластинами цепи. Это инженерное решение позволило снизить силу трения в 2 раза. Также, в случае применения сальников X-ring, создается более надежный барьер на пути попадания грязи в ролик и вытекания заводской смазки из него, что позволяет значительно повысить срок службы цепи. Данный эффект достигается за счет увеличения с 2-х до 4-х количества независимых точек соприкосновения сальника и пластин цепи.

Цельные втулки шарниров цепи

В шарнирных узлах практически всех приводных цепей DID используются цельные втулки холодной штамповки. Такая технология изготовления дает идеально круглую форму втулки с гладкой и бесшовной поверхностью. Также, цельные втулки предотвращают вытекание заводской смазки, находящейся между втулкой и валиком.

Использование в мотоцепях цельных втулок позволяет снизить трение в узле подшипника (валик, втулка и ролик образуют подшипник скольжения), что на 50% повышает срок службы таких цепей по сравнению с обычными цепями со свертными (разрезными) втулками, так как причиной удлинения (выхода из строя) цепи является, как раз, износ валиков и втулок.

* условия испытаний:

  • звезды: ведущая – 25 зубьев, ведомая – 15 зубьев;
  • скорость: 200 м/мин, 420 об./мин;
  • нагрузка на цепь: 300 кгс
  • длина цепи: 80 звеньев.

SDH обработка валиков цепи

Валики отдельных серий мотоцепей DID подвергаются обработке по SDH технологии. SDH обработка валика создает на его поверхности чрезвычайно твердый слой карбида хрома. Это позволяет увеличить прочность цепи и срок ее службы без увеличения веса цепи.

В то же время, сердцевина валика остается мягкой, это позволяет избежать хрупкости металла, поглощая ударные нагрузки без разрушения.

Жесткость мотоцепи

Многие серии приводных цепей DID характеризуются высокой жесткостью (неэластичностью). Понятие жесткости мотоцепи особенно актуально для мотоциклов с большим объемом двигателя, развивающих значительный крутящий момент, способный кратковременно растягивать цепь как резину.

Жесткость это то качество цепи, которое, в буквальном смысле, можно почувствовать. Особенно хорошо понимают, что такое жесткость цепи, те байкеры, которым приходилось ездить, и на мотоциклах с цепной главной передачей, и на мотоциклах с карданом (более жесткой передачи, чем кардан, наверное, не придумаешь). Высокая жесткость цепи мотоцикла дает минимальное время отклика на команды райдера, позволяя управлять мотоциклом плавно и тонко, а также снижает потерю мощности в цепной передаче.

xn--80abnpf1b.su

УБЛАЖАЙТЕ ХОРОШИЕ ЦЕПИ

Многие годы с конвейеров наших заводов сходили мотоциклы исключительно с закрытыми цепями главной передачи. Аналогично были устроены "Ява" и "43". Конструкторские изощрения в виде кожухов и резиновых "гофр", под которые заталкивали в огромных количествах солидол или "графитку", позволяли отъездить на одной цепи "совкового" производства не одну тысячу километров по пыльным и грязным дорогам.

Казалось бы, всем хороша полностью закрытая цепь. Но и у этой системы есть недостатки. Во-первых, такая конструкция не позволяет создать подвеску заднего колеса с большим ходом, без чего немыслимы мотоциклы эндуро. Во-вторых, отечественные "гофры" цепи насквозь протираются на "ИЖах" и "Восходах" буквально на первой тысяче километров. А в-третьих, "буржуи" давным-давно изобрели цепи с защитными сальниками-колечками на каждом звене. С тех пор все "нормальные" мотоциклы ездят с открытыми цепями, которые совершенно не боятся ни воды, ни грязи. Условно, по форме уплотнительных колечек, они получили название "0-ринг".

Такая конструкция цепи, обладающая сплошными достоинствами, имеет лишь один несущественный недостаток: по сравнению с обычными цепями, она имеет повышенное трение, ухудшающее КПД передачи в "суставах" с сальниками. Поэтому "0-ринг" не применяется в мотоциклах для кросса и шоссейно-кольцевых гонок (в них чрезвычайно важна динамика, а ресурс цепи не имеет значения из-за непродолжительности заездов), а также на малокубатурной технике (см. табл.1).

Однако так не могло продолжаться долго, и несколько лет назад на рынке мотоаксессуаров появилась цепь, названная создателями "Х-ринг". В ней уплотнительные кольца сделаны уже не в форме обычного бублика, а имеют в поперечном сечении форму, напоминающую букву "X". Благодаря такому новшеству потери от трения в шарнирах цепи удалось снизить на 75% по сравнению с "О-ринг".

В этом материале мы расскажем об особенностях эксплуатации и обслуживания цепей "с колечками" - они рано или поздно повсеместно придут на смену обычным.

Эксплуатируя "ИЖи" и "Явы", большинство владельцев меняли цепи задней передачи только после ее полной вытяжки, когда уже невозможно было подтянуть ось заднего колеса. И, как ни странно, ничего страшного при этом не происходило. То ли цепи у нас такие "резиновые", то ли двигатели не очень мощные. Но звездочки безболезненно переживали несколько замен цепей.

Забудьте эту порочную практику, если купили хороший мотоцикл. С качественными импортными цепями этот номер не пройдет. События будут развиваться по общепринятому сценарию: после "вытягивания" цепи, начнется интенсивный износ звездочек. Во, избежание этих неприятностей на маятниках заднего колеса некоторых мотоциклов в том месте, где расположено устройство натяжения цепи, можно встретить наклейки. Они подскажут, когда пора заменить цепь. И будьте уверены, у оси колеса еще останется в запасе приличный ход для подтяжки.

Но как засечь, наступил ли критический момент, если никаких наклеек-подсказок нет? Обратимся к рекомендациям фирмы "Регина", специализирующейся на производстве цепей для любых мотоциклов.

Рис. 2 Методика определения вытяжки цепи.

Потребуется натянуть цепь усилием около 20 кг (чтобы выбрать все люфты, образовавшиеся при эксплуатации) и измерить штангенциркулем (см. рис. 2) длину определенного количества звеньев (см. табл. 2). Контролируя состояние цепи на мотоцикле, следует включить первую передачу. Пытаясь провернуть заднее колесо в ту или иную сторону, нужно "напрячь" верхнюю или нижнюю ветвь цепи (ту, которая удобнее и доступнее для измерений). Отдельно взятую цепь измерить значительно проще - достаточно подвесить к ней груз, а освободившимися руками манипулировать штангенциркулем. Если контрольный участок превышает допустимую длину, указанную в таблице, не откладывайте замену цепи до следующей получки -одолжите денег и немедленно купите. Упустите момент - и вам, возможно, придется раскошелиться и на комплект звездочек.

Чтобы снять изношенную цепь (в них, как правило, нет замка), хороши все способы -вплоть до использования "болгарки". Установка проходит несколько посложнее. Как правило, в фирменной коробочке с цепью лежат замки двух типов. Обычный - с пружинной защелкой, к которому мы все привыкли еще с велосипедов. И без защелки - он требует запрессовки щечки на оси роликов.

Рис. 1. Установка замка с использованием специальных приспособлений.

Сложности при монтаже обоих типов замков вызывают резиновые колечки-сальники. В первом случае их требуется обжать, чтобы появилась возможность зафиксировать защелку (см. рис. 1). А во втором, наоборот - не раздавить, напрессовывая щечку. Для этого в набор замка входят две дистанционные прокладки - хитро изогнутые проволочки, диаметром чуть меньше, чем резиновое колечко в сечении. Перед опрессовкой эти проволочки закладываются между щечками замка и внутренними звеньями цепи. Они вовремя остановят поступательное движение щечки и сохранят в целостности резиновые колечки. Точно так же и при рассоединении пригодной для дальнейшей эксплуатации цепи понадобится одна проволочка-прокладка (см. рис. 3).

Рис. 3. Фирменное приспособление для распрессовки цепи.

После того, как новая цепь установлена на мотоцикл, ее необходимо натянуть. Если полностью отсутствуют данные о том, каким должен быть провис цепи при "расслабленной" подвеске, можно сделать вот что. Нагрузить мотоцикл так, чтобы подвеска заднего колеса сработала до упора. В этом положении проверить провис цепи. Он должен иметь амплитуду не менее 15 мм (см. рис. 4). И что касается натяжения цепи вообще, руководствуйтесь принципом - лучше недотянуть, чем перетянуть.

Рис. 4. Лучше не дотянуть, чем перетянуть.

Наличие специальной смазки, заложенной на заводе, и защитных сальников на каждом звене может кого-то подтолкнуть к мысли, что цепь "0-ринг" необслуживаемая. Но это не так. Специалисты "Регины" рекомендуют смазывать цепи с сальниками через 400 км пробега по асфальтовым дорогам. В условиях бездорожья этот период лучше сократить.

Рис. 5. Смазка цепи.

Наносить смазку следует на внутреннюю сторону цепи, вращая вывешенное заднее колесо в обратную сторону (см. рис. 5). Далее в течение 10-15 минут дать испариться растворителю. После этого никакая центробежная сила не сорвет с цепи ставшую клейкой, как липучка, смазку. Ублажайте "буржуйскую" цепь регулярно, и она проживет две жизни.

drive2moto.ru