Irbis Moto Community. Мотоцикла органы управления


Ближе к телу - настраиваем органы управления мотоцикла

Владимир Чайковский, фото Дмитрия Тюрина, Евгения Бобрикова и из архива редакции

 

 

Мы открываем эту рубрику в помощь тем, кто серьёзно интересуется вопросами эксплуатации своего мотоцикла, кто хочет, чтобы он работал долго, надёжно и с максимальной отдачей, кто любит технику и хочет лучше разобраться в ней. Наш первый «практикум» посвящён эргономике мотоцикла. Даже простейший байк позволяет настроить органы управления «под себя», что позволит отыграть немало секунд на треке, не устать в дальнобое и с честью выйти из критической ситуации.

 

 

Садясь в любой, даже самый простой автомобиль первый раз, каждый водитель интуитивно ищет ручки и кнопки регулировок сиденья и после ряда манипуляций, как правило, находит удобное именно для него положение. Затем наступает очередь зеркал, а в дорогих машинах руля, магнитолы, климат-контроля, функций подвески и так далее. Настраивать «под себя» современное авто можно долго и самозабвенно.

Но, наблюдая за теми, кто собирается прокатиться на мотоцикле, порой видишь совсем другую картину – наскоро поправив зеркала, новоиспечённый тест-пилот срывается с места в карьер. Зачастую результаты такого «теста» бывают крайне необъективны. Не отстроенный под водителя мотоцикл – как и ненастроенный музыкальный инструмент – удовольствия не доставляет! Мы часто забываем, что у современных мотоциклов, как, впрочем, и у их предков, есть богатый арсенал регулировок, позволяющий повысить комфорт водителя, а, значит, и степень его активной безопасности.

 

ДОРОЖНЫЕ МОТОЦИКЛЫ. Классический дизайн, фара, закреплённая на перьях вилки, прямая удобная посадка. Устроившись в седле, положите руки на руль, а пальцы рук на рычаги сцепления и тормоза. Удобно? Уверены? Кисти рук на руле должны лежать естественно, продолжая прямую линию предплечий, а силы указательного и среднего пальцев должно быть достаточно, чтобы уверенно выжимать как сцепление, так и передний тормоз.

 

 

На дорожных мотоциклах посадка должна быть естественной: спина почти прямая, руки слегка согнуты в локтях и расслаблены, кисти свободно лежат на рукоятках руля. Посадка не должна ограничивать движение руля – за наружной ручкой не нужно тянуться, а внутренняя не должна толкать или зажимать руку. Если удобно сесть не удаётся, попробуйте отрегулировать положение руля.

 

 

Как правило, на руле в районе места крепления есть метка, которая, по замыслу конструкторов, должна совпадать с плоскостью разъёма крышек постелей руля. Но если рукам некомфортно, можно немного повернуть руль от базового положения (от или на себя). Помните, что на крышках постели руля нужно затягивать сначала передние болты (установленным моментом), и только потом задние. В результате сзади, между крышками и траверсой получается небольшой, но необходимый зазор. После регулировки аккуратно поверните руль от упора до упора. Убедитесь, что в новом положении он свободно вращается и не задевает детали мотоцикла.

 

Метки «среднего» положения руля в кронштейнах верхней траверсы. Вместо риски на некоторых мотоциклах – точка.

 

 

Убедитесь также, что ваши пальцы не окажутся защемлёнными, скажем, между рулём и баком (правда, это чаще происходит на шоссейных мотоциклах). Проверьте, не натягивается ли сверх меры трос газа в крайних положениях руля, свободно ли возвращается ручка. Один мой приятель позорно разложился на глазах у посетителей модного кафе из-за перетянутого троса газа. При развороте трос сам «добавил газку», и удивлённый владелец модного нейкеда с грохотом и рёвом растянулся на парковке.

 

Между рулём и мотоциклом всегда должен оставаться зазор! Кронштейны рычагов сцепления и тормоза можно регулировать, проворачивая кронштейны вокруг руля.

 

 

 

Вариант регулировки угла положения руля на спортивном мотоцикле: 1 – ось вращения; 2 – зажимной болт; 3 – переставной эксцентрик; 4 – метка-указатель.

 

 

Если же регулировка руля невозможна или нужного эффекта добиться не удалось, поиграйте с положением кронштейнов рычагов сцепления и тормоза. Как правило, их можно немного проворачивать на руле, находя наиболее удобное положение для кистей рук. После регулировки также необходимо убедиться, что рычаги не упираются в обтекатель (если таковой имеется) или в защиту рук (на эндуро). Разобравшись с положением рук, пристальное внимание уделяем пальцам. На большинстве современных мотоциклов рычаг переднего гидравлического тормоза имеет регулировку. Колёсико с цифрами от одного до пяти – самый распространённый вариант, но бывает и вариант с упорным винтом.

 

Варианты регулировок рычагов: эксцентриком (оцифрованное колёсико для быстрой регулировки)...

 

 

 

...упорным винтом (с контргайкой)...

 

 

 

...и гайками с накаткой (по длине троса).

 

 

Помните: регулируя рычаг, вы никак не изменяете работоспособность тормозной системы. Все, что данная регулировка позволяет, – отдалить или приблизить рычаг к рукоятке руля. Люди с длинными пальцами отодвигают его подальше. У кого рука поменьше – например, девушки – выбирают максимально близкое положение рычага. При этом на пожилых мотоциклах (особенно с одним тормозным диском и тем паче барабаном) нужно убедиться, что в ближнем положении у рычага остаётся достаточно хода: выжмите его с силой и удостоверьтесь, что он не упёрся в ручку газа. Если упёрся, придётся отдалить его от руля. Исправить ситуацию может прокачка тормозов либо замена тормозных шлангов на армированные. О тросовом приводе не говорю – тут поможет только замена мотоцикла в сборе. Кстати, чтобы изменить регулировку положения рычага, нужно сначала слегка отжать его от руля и только в этом положении вращать регулятор. Не пытайтесь отрегулировать рычаг на ходу, это очень опасно! Если привод сцепления – тросовый, всё, что в ваших силах, – увеличить или уменьшить свободный ход рычага, вращая регулировочное колесико на конце оболочки троса. Нормой считается зазор в 1-2 мм между плоскостью рычага и кронштейна. Если при таком зазоре вам всё ещё трудно дотянуться до рычага пальцами, – можно увеличить свободный ход. Главное, чтобы хода рычага хватило для полного выжима сцепления: при полностью выжатом рычаге и включённой первой передаче мотоцикл должен уверенно стоять на месте, не пытаясь двигаться (масло в коробке должно быть прогрето). Для сохранения полного контроля над мотоциклом лучше выжимать сцепление средним и указательным пальцами, а остальные оставлять на руле. Именно поэтому полным выжимом нужно считать не момент, когда рычаг упирается в руль, а положение, при котором он дотронулся до лежащего на ручке руля безымянного пальца. Точная работа сцеплением для мотоциклиста очень важна, особенно при маневрировании в пробках, разворотах на узких улицах, форсировании препятствий. Многие мотоциклисты, забывая об этом, пытаются добиться высокой тяги на низких оборотах, меняя передаточные отношения в цепном приводе или даже притормаживая задним тормозом, когда прошивают городские заторы. Часто слышу жалобы: «Мой спортбайк на второй передаче дёргается, когда я медленно еду в пробке, а на первой он слишком резкий. Сделайте что-нибудь с двигателем». А вместо этого достаточно умело использовать потенциал правильно отрегулированного сцепления. Кстати, полное отсутствие свободного хода на рычаге сцепления недопустимо, так как может привести к быстрому и фатальному износу фрикционных дисков. Если привод сцепления гидравлический, регулируем его так же, как тормоз. Свободный ход в данном случае значения не имеет. Свободный ход ручки газа тоже можно регулировать. Многие любители быстрой езды считают, что чем меньше свободный ход на ручке газа, тем точнее контроль двигателя.

 

Регулируя свободный ход троса, можно добиться минимального люфта ручки газа. После регулировки необходимо убедиться, что ручка свободно возвращается в исходное положение при любом угле поворота руля.

 

 

Не буду спорить, но хочу предупредить, что на мотоциклах с приводом дросселя при помощи двух тросов (основного и обратного) попытки полностью убрать свободный ход ручки приводят к избыточному трению в системе. Из-за этого ручка газа перестаёт свободно возвращаться в «нулевое» положение. И происходит это иногда не сразу. Поэтому советую оградить себя от неприятных неожиданностей, оставив небольшой люфт.

 

Особенно внимательным стоит быть с двухтросовым приводом. Лучше оставить небольшой люфт, чем однажды ловить ускакавший мотоцикл.

 

 

Настроив органы рулевого управления, стоит прокатиться. Желательно не менее получаса. Тело не сразу находит удобное положение, и те настройки, что поначалу показались комфортными, нужно проверить в деле. И если с верхними конечностями всё хорошо, стоит переключить внимание на лапку коробки передач и педаль ножного тормоза.

Мне кажется, производители мотоциклетных тормозных систем должны платить «откаты» дизайнерам мотоциклетной обуви за толстые ранты на ботинках. Сколько на моей памяти стёрто задних колодок и сожжено тормозных дисков из-за того, что у очередного обладателя обуви 45-го размера башмак мирно покоился не только на подножке, но и на педали тормоза. Ничего не подозревающий «чайник» проезжал, порой, десятки километров, дымя задними колодками, что та блондинка на «ручнике». Так вот, следующий совет особенно полезен великанам. Садясь на мотоцикл, убедитесь, что правая нога не пытается нажать на тормоз. А если пытается, – пробуем тормозную лапку опустить. Многие мотоциклы позволяют это сделать благодаря регулируемой тяге между педалью и тормозным цилиндром.

 

 

Регулировать положение педали тормоза 1 можно изменением длины штока 2. Свободный ход регулируем эксцентриком 3 или винтом 4 (в зависимости от конструктива).

 

 

То же относится и к лапке коробки передач. Убедитесь, что вам удобно переключаться и не приходится тянуть до боли лодыжку. Ведь лапку переключения можно легко отрегулировать, вращая соединительную тягу или переставив её в шлицах на оси.

Не забывайте про регулировку фары. Иначе она не осветит дорогу вам, но ослепит встречного водителя. Учтите, мотоциклетные фары, как правило, расположены выше автомобильных и ослепляют очень сильно. Пожалейте автомобилистов, которым и так приходится несладко в их жестяных коробках! Для регулировки света, прежде всего, вспомним о заднем амортизаторе. Надеюсь, я вас не удивил? У большинства мотоциклов преднатяг пружины регулируют поворотной рукояткой или гайкой на самом амортизаторе.

 

Регулятор предварительного натяжения задней пружины: слева – винтом, справа – гайками на корпусе амортизатоа. При сильной загрузке мотоцикла необходимо закручивать регулятор. Если этого не сделать, луч света фары будет светить вверх и слепить встречный транспорт. Более того, мотоцикл будет хуже управляться, так как основная нагрузка придётся на заднюю ось.

 

 

Итак, если фара стала светить в небеса, попробуйте сначала отрегулировать высоту задней части мотоцикла. Возможно, причина – не в фаре, а в большом количестве съеденных водителем или пассажиром бигмаков. В этом случае, восстановив горизонтальное положение мотоцикла, вы приведёте в соответствие не только регулировку света, но и геометрию подвески. Если же регулировки амортизатора оказалось недостаточно, найдите на корпусе фары пластиковый регулятор (как правило, он похож на большой болт) и, покрутив его, добейтесь нужного результата.

 

Регулировочные винты направления света фары. (Если регулировка заднего амортизатора не помогла.)

 

Иногда регулировочные винты расположены прямо на ободке фары (например, у японских эндуро). На самых простых мотоциклах на фаре никаких специальных устройств коррекции нет, и направление луча регулируется просто поворотом её корпуса вверх или вниз. При этом обязательно слегка ослабить крепёжные болты перед настройкой и затянуть после.

 

КРУИЗЕРЫ И ТУРИСТЫ. Потренировавшись на дорожном мотоцикле, вы легко справитесь с круизером и туристом. Правда, на некоторых круизерах удобство посадки приносится в жертву стилистике. И если вы выбираете мотоцикл, чтобы производить неизгладимое впечатление на окружающих, нужно быть готовым к жертвам. Тем не менее, не стоит заходить слишком далеко. Зачастую неопытные владельцы чопперов выглядят очень потешно, с трудом пытаясь выполнить простой маневр лишь из-за того, что им очень неудобно сидеть. Кстати, это зачастую относится и к начинающим спортбайкерам. С туристами проще. Более того, многие туристические мотолайнеры помимо описанных выше регулировок имеют и дополнительные: регулируемые по высоте рули, лобовые стёкла, сиденья и так любимые автомобилистами CD-магнитолы.

 

Неестественная посадка – дань чопперной культуре. Но в жертву отчасти приходится приносить и безопасность.

 

СПОРТБАЙКИ. Они отличаются от дорожных мотоциклов, круизеров и туреров прежде всего концепцией. Они сделаны не для передвижения. Это спортивные снаряды. Как горные лыжи или штанга. Поэтому удобно на таком мотоцикле должно быть только в одном случае – при упоительно быстрой и активной езде. Город, серпантин, трек – не важно. Чем спортивнее мотоцикл, тем менее он комфортен. Как же понять, какие регулировки органов управления правильны и как найти оптимальные?

Начнём с зеркал. Вообще, на спорте зеркала это рудимент. Во-первых, они портят аэродинамику. Во-вторых, какой смысл смотреть в зеркала, если едешь как минимум на 50 км/ч быстрее, чем остальной поток (если не едешь – значит, нужно продать спортбайк и купить круизер). В-третьих, на спортбайке, особенно в городском режиме езды постоянно приходится менять положение тела из более или менее сидячего в лежачее на баке. Особо шустрые ребята еще и активно свешиваются при прохождении поворотов. То есть отрегулировать зеркала так, чтобы в них было что-то видно, на спортбайке практически невозможно. Так что много времени на это тратить не стоит. Лучше как можно чётче настроить руль, рычаги, педали, панель приборов и, возможно, подвеску (о ней – в отдельной статье). Для активной езды это очень важно. Например, у всех мотоциклов уровня мирового чемпионата под левой рукой у пилота есть колёсико, регулирующее расстояние от рычага тормоза до руля – для быстрой подстройки. Но основное – убедиться, что тормоз удобно выжимается двумя, максимум тремя пальцами. Кстати, руль, точнее клипоны – отдельные трубки, привинченные к перьям вилки, регулируются только на топовых версиях спортивных мотоциклов. Там же вы найдёте и возможность отрегулировать по вертикали и горизонтали подножки водителя, длину педали тормоза и лапки КП, а приборная панель позволяет настраивать лампу «shift lamp», подсказывающую момент переключения передачи. На продвинутых приборках можно отрегулировать обороты срабатывания лампы отдельно для каждой передачи.

 

Регулировать положение подножек на спортбайке можно, переставляя их по отверстиям в кронштейне.

 

Для тех, кому повезло владеть таким аппаратом, правила просты: собираетесь просто кататься по улицам – руль повыше, подножки пониже. Хотите тренироваться на треке – всё наоборот. Владельцам «простых» аппаратов, как правило, приходится привыкать к посадке и настройкам, выбранным для них изготовителем. И если размеры водителя серьёзно отличаются от среднестатистических размеров жителя, скажем, Японии, без тюнинговых деталей трудно обойтись. Хочу лишь предостеречь начинающих спортсменов: если после покупки спортивного мотоцикла вы всё ещё отстаёте от основной массы автомобилей на кольцевой автодороге, не нужно зарываться с головой в каталоги в поисках оборудования, способного улучшить характеристики мотоцикла. Нужно просто больше ездить и тренироваться. И очень серьёзную пользу может принести езда на мотоциклах класса…

 

 

КРОСС И ЭНДУРО. Эти мотоциклы тоже, скорее, спортивный инвентарь. Поэтому каждый настраивается под конкретного водителя и конкретные условия эксплуатации. На эндуро в основном едут стоя. В связи с этим важно, чтобы положение руля создавало комфортную стойку. Как правило, руль немного наклоняют вперёд, а рычаги сцепления и тормоза с кронштейнами проворачивают вниз.

 

На эндуро должно быть удобно ехать в стойке. При этом должно быть достаточно места для перемещения тела вперёд (при разгоне и преодолении подъёмов) и назад (при торможении и на спусках).

 

Сильно затягивать хомуты кронштейнов не рекомендуется. Ведь на бездорожье можно легко упасть или просто уронить мотоцикл. Слегка затянутый кронштейн просто провернётся вокруг руля и рычаг не сломается! Лапки тормоза и КП также необходимо отрегулировать. Ведь когда вы стоите на подножках в кроссовых мотоботах, мысы смотрят более горизонтально, а не под углом вниз. Но не переборщите. Контрольный тест прост – разгонитесь стоя до скорости 40 км/ч и попытайтесь заблокировать задний тормоз. Если это удалось без лишних усилий, – лапка отрегулирована правильно.

 

На некоторых эндуро предусмотрены регулировки педалей под разные стили езды. Эта регулировка – для езды в стойке.

 

 

Регулируя положение рычага КП, при переключении передачи вверх не пытайтесь засунуть мотобот под лапку полностью – это практически невозможно. Просто цепляйте лапку рантом ботинка, и передача переключится без труда.

 

При такой регулировке удобнее ехать сидя.

 

 

Конечно, часто бывает, что на мотоцикле сразу чувствуешь себя удобно. Если так – прекрасно, но если что-то доставляет дискомфорт, пусть всего лишь неправильное время на электронных часах, лучше не лениться и заранее устранить раздражающий фактор, дабы он не отвлекал от главного – удовольствия от управления прекраснейшим из всех транспортных средств.

 

Источник - www.zr.ru

irbismc.ru

Органы управления мотоциклом. Недвижимость Украины

Органы управления мотоциклом

Органы управления служат водителю для управления мотоциклом и работой всех его механизмов на месте и в движении. Они располагаются как с левой, так и с правой стороны руля. Для поворота переднего колеса служит руль, на котором размещаются рычаги и ручки управления мотоциклом. Рычаг управления сцеплением расположен на левой стороне руля и соединен при помощи гибкого троса с рычагом механизма выжима сцепления. При нажатии на рычаг выключается сцепление и двигатель работает вхолостую. При опускании рычага сцепление включается, силовая передача передает усилие от двигателя на заднее колесо. Рычаг управления декомпрессором находится с левой стороны руля и соединен гибким тросом с декомпрессором. При нажатии на рычаг открывается клапан декомпрессора, полость цилиндра сообщается с наружным воздухом, что необходимо для очистки цилиндра от излишнего скопления топливной смеси и остановки двигателя. Переключатель света с кнопкой сигнала обеспечивает включение ближнего и дальнего света. Нажатием кнопки включается звуковой сигнал. Педаль ножного переключения передач расположена с левой стороны картера двигателя. Нажимая на педаль или поднимая ее ногой, включают необходимые передачи. С помощью педали пускового механизма осуществляется пуск двигателя. Лампа аккумулятора помещена с левой стороны на фаре; она сигнализирует о зарядке аккумулятора и работе генератора. Центральный переключатель расположен в фаре и служит для включения и выключения зажигания, а также приборов освещения и сигнализации. Контрольная лампа при нейтральном положении коробки передач загорается зеленым светом. Спидометр указывает пройденный мотоциклом путь и скорость движения. Рычаг корректора карбюратора, расположенного на правой стороне руля, соединен при помощи гибкого троса с карбюратором. При повороте рычага манетки по часовой стрелке (на карбюраторах типа К-28) смесь обедняется, против часовой стрелки - обогащается, а на карбюраторах типа К-36- наоборот. Рычаг управления передним тормозом соединен при помощи гибкого троса с передним тормозом. При нажатии на рычаг действует тормоз переднего колеса. Пользоваться им на больших скоростях и при езде под уклон следует только совместно с задним тормозом. Правая ручка руля является одновременно вращающейся рукояткой газа. При повороте рукоятки на себя обороты двигателя увеличиваются, при повороте от себя - они уменьшаются. Педаль ножного тормоза расположена под носком ноги водителя. При нажатии на нее действует тормоз заднего колеса. Кроме того, этой педалью включается датчик сети сигнала заднего фонаря. Рычаг ручного переключения передач предназначен для переключения передач рукой и более удобной установки нейтральной передачи. Амортизатор поворота (демпфер) расположен в верхней части передней вилки. При затягивании маховичка или барашковой гайки поворот вилки затрудняется, при опускании - облегчается. Эксплуатация и обслуживание мотоцикла включают весь комплекс мероприятий, направленных на правильное использование мотоцикла и обеспечение надежности его работы. Это достигается соблюдением заводских норм нагрузки на мотоцикл, систематическим уходом за ним, своевременным проведением необходимых регулировок и устранением возникающих неисправностей. Чтобы выполнить все мероприятия по обеспечению повышения надежности работы мотоцикла и продления срока его службы, водитель должен:

  • отлично знать устройство мотоцикла и технически грамотно его эксплуатировать;
  • своевременно в установленные сроки проводить осмотры и техническое обслуживание мотоцикла;
  • безошибочно находить и быстро устранять возникающие при эксплуатации неисправности;
  • систематически совершенствовать знания материальной части, навыки по вождению мотоцикла и следить за периодической литературой, где даются рекомендации по совершенствованию эксплуатации и ухода за мотоциклом.

Эксплуатация нового мотоцикла должна начинаться с обкаточного режима, для того чтобы обеспечить приработку всех его деталей и механизмов. Обкаточный период имеет исключительно важное значение для сбережения мотоцикла и продления срока службы всех его частей. В этот период происходит осадка резьбовых соединений, прокладок, оболочек тросов управления и относительное удлинение тросов. Ослабевает затяжка болтов и гаек, увеличивается свободный ход рычагов управления сцеплением, тормозом, дроссельным золотником карбюратора, опережением зажигания, декомпрессором; цепи вытягиваются, а масло насыщается частицами металла. Обкаточный период для мотоциклов установлен следующий: К-750, М-61, М-62, М-63, «Коврове»-2000 км, для ижевских дорожных мотоциклов - 2500 км. При обкатке мотоциклов нельзя допускать езду по трудным дорогам, с большими скоростями и с пассажиром (на мотоцикле-одиночке), перегревать двигатель, развивать большие обороты вала двигателя, проводить учебную езду, заправлять мотоцикл не рекомендуемыми заводом горюче-смазочными материалами, нарушать пропорцию топливной смеси для двухтактных двигателей. Во время обкатки в топливо для двухтактных двигателей добавляют большее количество масла. На 20 л бензина берут 1 л масла, а если двигатель сильно нагревается, то на 15 л бензина - \ л масла. Приготовлять топливную смесь путем заливки в бак бензина и масла в отдельности не рекомендуется. Для правильного приготовления топливной смеси необходимо налить в отдельную посуду половину предназначенного для заправки бензина и все масло, затем тщательно перемешать их, после чего добавить в см<жь остальное количество бензина и вновь тщательно помешать до полного растворения масла. В послеобкаточный период смесь составляется в соотношении 25 : 1, т. е. на 25 л бензина берется 1 л масла. В таблице приведена допустимая скорость движения мотоцикла в период обкатки.

Страницы: 1 2

Дата: 20 ноября 2011 Автор: Прототип

Может Вас заинтересуют эти публикации:

www.reallook.com.ua

Органы управления мотоцикл Ява

К органам управления относятся устройства, при помощи которых водитель управляет механизмами мотоцикла и приборами электрооборудования.

К органам управления мотоциклов "Ява" описываемых моделей относятся: рычаг сцепления на левой стороне руля, рычаг тормоза переднего колеса на правой стороне руля, вращающаяся рукоятка газа ползункового типа на правой стороне руля и вращающаяся втулка управления пусковым карбюратором у мотоциклов "Ява-250" модели 559, рычаг тормоза заднего колеса около правой подножки водителя, педаль переключения передач (одновременно выполняющая функцию рычага пускового механизма) на левой подножке картера силового агрегата около левой подножки водителя, замок зажигания, смонтированный совместно с центральным переключателем в корпусе фары, переключатель дальнего и ближнего света, объединенный общим корпусом с кнопкой звукового сигнала на левой стороне руля.

Устройство замка зажигания с центральным переключателем и переключателя света с кнопкой сигнала рассмотрено ранее. Для передачи усилий, создаваемых рычагами тормозов, сцепления и вращающейся рукоятки газа, служат тросы, заключенные в гибкую оболочку. Устройство. Рычаги тормоза переднего колеса и сцепления аналогичны по конструкции и по способам крепления к рулю, но имеют различие в расположении отверстий для закрепления наконечников троса. Иными словами говоря, один рычаг правый, а другой левый. При отсутствии нужного рычага можно использовать другой, но тогда отверстие для крепления наконечника троса будет расположено сверху. Рычаг изготовлен из алюминиевого сплава, в отверстие, служащее для крепления его к рулю, запрессована стальная втулка. Ось, вокруг которой поворачивается рычаг, представляет собой стальную трубку, внутри которой проходит крепящий болт. Крепятся рычаги на кронштейнах, приваренных к трубке руля.

Вращающаяся рукоятка управления дроссельным золотником карбюратора мотоциклов "Ява-350" всех описываемых моделей и мотоциклов "Ява-250" с карбюратором серии СБД ползункового типа состоит из корпуса 5 (рис. 75), ползунка 3, вращающейся рукоятки и грибка 13. Корпус 5 фиксируется на трубе руля стопорным винтом 8. В корпусе находится плоская фрикционная пружина 9, притормаживающая вращающуюся рукоятку. Сила давления пружины на рукоятку и момент трения регулируются винтом в корпусе. В корпусе имеется гнездо, в которое вставляется наконечник оболочки 6 троса 7 газа. Стальная шайба 4 предохраняет корпус от износа вращающейся рукояткой.

Рис. 75. Разрез вращающейся рукоятки газа карбюраторов серии СБД (вид спереди): 1 - труба руля; 2 - вращающаяся трубка; 3 - ползунок; 4 - шайба; 5 - корпус; 6 - оболочка троса газа; 7 - трос газа; 8 - стопорный винт; 9 - пружина; 10 - спиральная лента; 11 - резиновый чехол; 12 - стопорный винт грибка; 13 - грибок-пробка.

Грибок 13 является реактивным упором вращающейся рукоятки и фиксируется на трубе руля 1 винтом 12. Грибок центрирует вращающуюся рукоятку и предотвращает попадание грязи в трубу руля. На внутреннюю поверхность вращающейся рукоятки приварена винтовая спираль (лента) 10, а снаружи надет резиновый чехол 11.

Направляющая ползунка 3 выполнена в виде осевой прорези в трубе руля. Ползунок имеет ответный паз для зацепления со спиралью рукоятки газа и бобышку для закрепления наконечника троса газа.

Разрез вращающейся рукоятки управления дросселем карбюраторов серии СД и втулки управления дросселем их обогатительного устройства устанавливаемых на мотоциклах "Ява-250", изображен на рис. 76.

Рис. 76. Разрез вращающейся рукоятки газа карбюратора серии СД (вид спереди):1 - труба руля; 2 - вращающаяся трубка с резиновым чехлом и спиральной лентой; 3 -корпус троса газа; 4 - втулка с рычагом; 5 - корпус; 6 – трос газа; 7 - трос дросселя обогатительного устройства; 8 - стопорный винт; 9 - направляющая; 10 - ползун троса обогатительною устройства; 11 – стопорный винт корпуса; 12 - грибок-пробка.

Педаль (рычаг) тормоза колеса имеет приваренную к ней ось. На конце оси педали при помощи шлицевого соединения и гайки укреплен двуплечий рычаг с отверстиями на концах. В нижнее отверстие вставляется крючок троса тормоза заднего колеса, а в верхнее - конец пружинной тяги включения стоп-сигнала. Рычаг тормоза укреплен и поворачивается во втулке кронштейна, который крепится к раме и к подножке водителя.

Педаль переключения передач и пускового механизма имеет шлицевое соединение с валом и зафиксирована на нем стяжным болтом, который входит в кольцевую проточку вала и предотвращает соскакивание педали даже при ослаблении затяжки болта.

Тросы управления состоят из многожильных стальных тросов с наконечниками, заключенными в спиральную оболочку, покрытую пластиком. Пластик надежно предохраняет внутреннюю полость оболочки от попадания в нее пыли и влаги.

Длина оболочки у тросов сцепления и тормоза переднего колеса регулируется при помощи штуцеров, смонтированных в оболочке троса. У мотоциклов моделей 353/04 и 354/04 регулировочные штуцера расположены на руле и ввинчиваются в кронштейны рычагов тормоз и сцепления.

Регулировка и профилактическое обслуживание. Вращающаяся рукоятка газа должна легко и плавно поворачиваться в обе стороны. Возможность произвольного возвращения рукоятки в нормальное положение (положение малых оборотов холостого хода двигателя) определяется желанием и привычками водителя и регулируется винтом, расположенным внизу - спереди в корпусе рукоятки.

В процессе эксплуатации необходимо систематически следить за надежностью крепления рычагов к кронштейнам руля и периодически смазывать консистентной смазкой 1-13 или солидолом оси и боковые поверхности рычагов, входящие в кронштейн.

Ось рычага тормоза заднего колеса в период обкатки нужно смазывать примерно через 1-2 тыс. км пробега или при появлении скрипа в этом узле. Перед смазкой нужно очистить от грязи зазор между втулкой и рычагом, затем закапать в него несколько капель автола, нажимая и двигая при этом рычаг тормоза. В дальнейшем ось рычага тормоза можно смазывать консистентной смазкой 1-13 один или два раза в сезон в зависимости от интенсивности эксплуатации.

Необходимо следить за состоянием наружных оболочек тросов. Участки оболочек, касающиеся деталей мотоцикла, необходимо дополнительно обматывать изоляционной лентой, тем самым предохранения их от протирания. Поврежденную наружную оболочку троса можно восстановить, надев на оголенный участок хлорвиниловую трубку или обмотав его изоляционной лентой.

Эта статья из раздела-механизмы управления, которая посвящена теме-органы управления мотоцикл ява. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

←Предыдущая Регулировка тормозов мотоцикла Ява Неисправности органов управления мотоцикл Ява Следующая→
 

motociklyava.ru