Мотоцикл двойного назначения. Двойного назначения мотоциклы


Мотоцикл двойного назначения — Википедия

Мотоцикл двойного назначения (dual-sport или dual purpose) — тип мотоцикла, предназначенный для передвижения как по асфальтовым дорогам, так и по пересечённой местности, и технически оснащённый в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения (то есть имеет внешние световые приборы, звуковой сигнал, номерной знак, а содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность не превышает установленные стандартами нормы).

История возникновения

Прародителем мотоцикла двойного назначения принято считать скрэмблер (scrambler) (англ.)русск. — английский вариант лёгкого городского мотоцикла, приспособленного к езде по плохим дорогам за счёт подвесок с увеличенными ходами и с высоко поднятыми глушителями[1]. Скрэмблеры впервые появились в конце 50-х — начале 60-х гг. двадцатого века у британских производителей Triumph (англ.)русск. и BSA (Birmingham Small Arms Company) (англ.)русск., а затем и на японском рынке.

В качестве конкурента скрэмблерам концерн Yamaha в 1968 г. создал свой гибрид для внедорожной и дорожной езды — мотоцикл DT-1, который исторически принято считать первым общедоступным мотоциклом двойного назначения[2]. Yamaha целенаправленно объединила два направления: дорожные мотоциклы, приспособленные для передвижения по грунтовым дорогам, и внедорожные спортивные мотоциклы, приспособленные для передвижения по городским дорогам[3][2]. Другие японские производители по примеру Ямахи выпустили свои модели двойного назначения. Эти мотоциклы не являлись чисто спортивной техникой, но давали возможность любителям и новичкам поучаствовать в некоторых соревнованиях, связанных с внедорожным форматом.

В 70-е годы с развитием мотоспорта появились более специализированные мотоциклы, ориентированные либо на внедорожье, либо на асфальт, поэтому мотоциклы двойного назначения постепенно отошли на второй план.

DualSport Suzuki DR650 (слева) и DR350 (справа)

Новый расцвет техники двойного назначения произошёл в 1984 г., когда появилась концепция «Dual Sport Motorcycle Rides», придуманная Джимом Пилоном[4]. Его идея возникла по вполне определённой причине: Пилон увидел, что существует достаточное количество людей, имеющих интерес ко внедорожной езде, но не имеющих возможностей участвовать в мотокроссовых соревнованиях или эндуро.

Определение концепции звучало как «Dual, as in road and dirt, and Sport as in a non-competitive venue» и предполагало возможность кататься в любые выходные в своё удовольствие в хорошей компании по красивым и интересным местам, как по дорогам, так и вне дорог, — ради фана, а не ради спортивных достижений. В противоположность эндуро (движение в одиночку и никакой помощи со стороны) Dual Sport Motorcycle Riding предполагает езду в компании с обязательной взаимовыручкой друг друга.

В 1990 году компания Suzuki выпустила мотоцикл DR350, официально позиционирующийся как DualSport или «dirt bike with a license plate» («внедорожный мотоцикл с номерным знаком»). Таким образом термин «dual-sport» (или «dualie») вошёл в употребление как среди мотопрессы, так и среди самих мотоциклистов.

Видео по теме

Мотоцикл двойного назначения vs эндуро

Изначально компоновка мотоциклов двойного назначения выполнялась, как правило, в стиле «эндуро», т.е:

Однако, в техническом плане мотоциклы двойного назначения отличаются от мотоциклов для эндуро, так как рассчитаны на утилитарное, а не спортивное использование. Например, в получившей распространение в России классификации издательства «За рулём» указывается, что «термин „эндуро“ без оговорок применяется для мотоциклов чисто спортивного назначения»[5].

Японские производители также разделяют свои модели: мотоциклы двойного назначения в стиле «эндуро» относят к «dual purpose», а мотоциклы для соревнований эндуро к «competition»[6][7].

Необходимо отметить, что со временем появились и другие варианты компоновки, характеризующиеся дорожными качествами мотоциклов двойного назначения. Мотоциклы двойного назначения, более ориентированные на дорожное использование, могут иметь низкое крепление переднего грязевого щитка, шины с более гладким протектором и даже литые колёса, что ещё больше отдаляет их от мотоциклов для эндуро.

См. также «Мотоциклы для эндуро».

Разновидности мотоциклов двойного назначения

Kawasaki Super Sherpa KL250

По происхождению

Создание мотоцикла двойного назначения может идти по следующим основным направлениям:

  • Модели, созданные на основе внедорожного мотоцикла и модифицированные для возможности дорожного использования. Эти мотоциклы обычно лёгкие и мощные, более пригодные для внедорожья, чем для асфальта.
  • Модели, созданные с «нуля», с различными комбинациями возможности эксплуатации на дорогах и вне дорог. Эти мотоциклы, как правило, тяжелее и прочнее, чем модели на основе внедорожных мотоциклов.
  • Модели, созданные на основе дорожного мотоцикла и модифицированные для возможности внедорожного использования. Эти мотоциклы, как правило, больше пригодны для асфальта.

По весу

На Западе принято разделять мотоциклы двойного назначения по весу:

  • Лёгкие — весят около 250 до 300 фунтов (110—140 кг). Они обычно имеют высокое крепление переднего грязевого щитка, большой дорожный просвет, длинноходные подвески и, как правило, развитые грунтозацепы протектора шин. Они ближе всего находятся к спортивным внедорожным мотоциклам, хороши для пересечённой местности с редкими выездами на асфальт.
  • Средние — весят от 300 до 350 фунтов (140—160 кг). Они, как правило, имеют меньший ход подвески и дорожный просвет, чем лёгкие, и часто приходят с универсальными шинами. Эти мотоциклы пригодны для передвижения по грунтовым дорогам, тропинкам, грейдерам с возможностью выезжать на асфальт.
  • Тяжёлые — весят более 350 фунтов (более 160 кг). Они предназначены, прежде всего, для путешествий на большие расстояния по асфальту с редкими вылазками на грунтовые дороги. Как правило, они комплектуются гладкими дорожными шинами.

По кубатуре

Японские производители обычно используют общий термин «Dual Purpose» для всей линейки моделей, иногда разделяя их по кубатуре[6][8][9][7].

По дорожным качествам

В России получил распространение вариант разделения по дорожным качествам (впервые предложенный издательством «За рулём»[5]):

  • «жёсткие» — наиболее приближенные к спортивной технике, чем остальные мотоциклы двойного назначения, но в отличие от мотоциклов для эндуро имеют более комфортное сиденье и пассажирские подножки;
  • «мягкие» — предназначенные, скорее, для хороших дорог, но не исключающие передвижение по пересечённой местности;
  • «туристические» — оснащённые двигателями большого рабочего объёма, с более комфортабельной посадкой и более тяжёлые, что затрудняет передвижение по пересечённой местности;
  • «городские» — обутые в чисто шоссейные шины, вследствие этого непригодные для бездорожья.

По стилю

Обозначение стилевых модификаций мотоциклов двойного назначения многие производители включают в название своих моделей. Например:

  • В стиле «эндуро»: Beta RR50 Enduro Alu, CCM 404S Enduro.
  • В стиле «trail»: CCM DualSport Trail, CCM 404DS Trail, HM Trail Locusta.
  • В стиле «adventure»: BMW R1150GS Adventure, KTM LC4 Adventure, KTM 950 Adventure.
  • В стиле «мотард» («супермото»): Beta Motard 4.0, CCM DualSport Supermoto, Derbi Senda SM X-treme, Honda XR250 Motard, Husqvarna SM 610S.

Современная интерпретация стилистики скрэмблеров привела к появлению новых моделей — в стиле «scrambler»: Voxan Scrambler 1000, Triumph Scrambler, Borile B450 Scrambler, HM City Scrambler, Kawasaki Z400 Scrambler, Ducati 350 Scrambler, Moto Morini Scrambler, BMW F800 Scrambler. Несмотря на их связь с прародителями техники двойного назначения, эти мотоциклы принято относить к категории ретро-мотоциклов.

Не так давно дилеры Kawasaki в России начали использовать для обозначения мотоциклов двойного назначения термин «многоцелевые мотоциклы» (или мотоциклы многоцелевого назначения)[10].

См. также

Примечания

Литература

  • Dual-Sport Diversions. — American Motorcyclist, 1991. — № 4.
  • Классификация // Мир мотоциклов : иллюстрированный каталог / Вед. ред. С. Дорофеев. — За рулем, 1997. — Вып. второй. — С. 202.
  • Suzuki DR650SE. — Мото, 1996. — № 9.
  • Воронцов А. Е. Энциклопедия мотоциклов. — За рулём, 2003. — С. 291.

Ссылки

wiki2.red

Мотоцикл двойного назначения Википедия

Мотоцикл двойного назначения (dual-sport или dual purpose) — тип мотоцикла, предназначенный для передвижения как по асфальтовым дорогам, так и по пересечённой местности, и технически оснащённый в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения (то есть имеет внешние световые приборы, звуковой сигнал, номерной знак, а содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность не превышает установленные стандартами нормы).

История возникновения[ | ]

Прародителем мотоцикла двойного назначения принято считать скрэмблер (scrambler) (англ.)русск. — английский вариант лёгкого городского мотоцикла, приспособленного к езде по плохим дорогам за счёт подвесок с увеличенными ходами и с высоко поднятыми глушителями[1]. Скрэмблеры впервые появились в конце 50-х — начале 60-х гг. двадцатого века у британских производителей Triumph (англ.)русск. и BSA (Birmingham Small Arms Company) (англ.)русск., а затем и на японском рынке.

В качестве конкурента скрэмблерам концерн Yamaha в 1968 г. создал свой гибрид для внедорожной и дорожной езды — мотоцикл DT-1, который исторически принято считать первым общедоступным мотоциклом двойного назначения[2]. Yamaha целенаправленно объединила два направления: дорожные мотоциклы, приспособленные для передвижения по грунтовым дорогам, и внедорожные спортивные мотоциклы, приспособленные для передвижения по городским дорогам[3][2]. Другие японские производители по примеру Ямахи выпустили свои модели двойного назначения. Эти мотоциклы не являлись чисто спортивной техникой, но давали возможность любителям и новичкам поучаствовать в некоторых соревнованиях, связанных с внедорожным форматом.

В 70-е годы с развитием мотоспорта появились более специализированные мотоциклы, ориентированные либо на внедорожье, либо на асфальт, поэтому мотоциклы двойного назначения постепенно отошли на второй план.

DualSport Suzuki DR650 (слева) и DR350 (с

ru-wiki.ru

Мотоцикл двойного назначения Вики

Мотоцикл двойного назначения (dual-sport или dual purpose) — тип мотоцикла, предназначенный для передвижения как по асфальтовым дорогам, так и по пересечённой местности, и технически оснащённый в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения (то есть имеет внешние световые приборы, звуковой сигнал, номерной знак, а содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность не превышает установленные стандартами нормы).

История возникновения[ | код]

Прародителем мотоцикла двойного назначения принято считать скрэмблер (scrambler) (англ.)русск. — английский вариант лёгкого городского мотоцикла, приспособленного к езде по плохим дорогам за счёт подвесок с увеличенными ходами и с высоко поднятыми глушителями[1]. Скрэмблеры впервые появились в конце 50-х — начале 60-х гг. двадцатого века у британских производителей Triumph (англ.)русск. и BSA (Birmingham Small Arms Company) (англ.)русск., а затем и на японском рынке.

В качестве конкурента скрэмблерам концерн Yamaha в 1968 г. создал свой гибрид для внедорожной и дорожной езды — мотоцикл DT-1, который исторически принято считать первым общедоступным мотоциклом двойного назначения[2]. Yamaha целенаправленно объединила два направления: дорожные мотоциклы, приспособленные для передвижения по грунтовым дорогам, и внедорожные спортивные мотоциклы, приспособленные для передвижения по городским дорогам[3][2]. Другие японские производители по примеру Ямахи выпустили свои модели двойного назначения. Эти мотоциклы не являлись чисто спортивной техникой, но давали возможность любителям и новичкам поучаствовать в некоторых соревнованиях, связанных с внедорожным форматом.

В 70-е годы с развитием мотоспорта появились более специализированные мотоциклы, ориентированные либо на внедорожье, либо на асфальт, поэтому мотоциклы двойного назначения постепенно отошли на второй план.

DualSport Suzuki DR650 (слева) и DR350 (справа)

Новый расцвет техники двойного назначения произошёл в 1984 г., когда появилась концепция «Dual Sport Motorcycle Rides», придуманная Джимом Пилоном[4]. Его идея возникла по вполне определённой причине: Пилон увидел, что существует достаточное количество людей, имеющих интерес ко внедорожной езде, но не имеющих возможностей участвовать в мотокроссовых соревнованиях или эндуро.

Определение концепции звучало как «Dual, as in road and dirt, and Sport as in a non-competitive venue» и предполагало возможность кататься в любые выходные в своё удовольствие в хорошей компании по красивым и интересным местам, как по дорогам, так и вне дорог, — ради фана, а не ради спортивных достижений. В противоположность эндуро (движение в одиночку и никакой помощи со стороны) Dual Sport Motorcycle Riding предполагает езду в компании с обязательной взаимовыручкой друг друга.

В 1990 году компания Suzuki выпустила мотоцикл DR350, официально позиционирующийся как DualSport или «dirt bike with a license plate» («внедорожный мотоцикл с номерным знаком»). Таким образом термин «dual-sport» (или «dualie») вошёл в употребление как среди мотопрессы, так и среди самих мотоциклистов.

Мотоцикл двойного назначения vs эндуро[ | код]

Изначально компоновка мотоциклов двойного назначения выполнялась, как правило, в стиле «эндуро», т.е:

Однако, в техническом плане мотоциклы двойного назначения отличаются от мотоциклов для эндуро, так как рассчитаны на утилитарное, а не спортивное использование. Например, в получившей распространение в России классификации издательства «За рулём» указывается, что «термин „эндуро“ без оговорок применяется для мотоциклов чисто спортивного назначения»[5].

Японские производители также разделяют свои модели: мотоциклы двойного назначения в стиле «эндуро» относят к «dual purpose», а мотоциклы для соревнований эндуро к «competition»[6][7].

Необходимо отметить, что со временем появились и другие варианты компоновки, характеризующиеся дорожными качествами мотоциклов двойного назначения. Мотоциклы двойного назначения, более ориентированные на дорожное использование, могут иметь низкое крепление переднего грязевого щитка, шины с более гладким протектором и даже литые колёса, что ещё больше отдаляет их от мотоциклов для эндуро.

См. также «Мотоциклы для эндуро».

Разновидности мотоциклов двойного назначения[ | код]

Kawasaki Super Sherpa KL250

По происхождению[ | код]

Создание мотоцикла двойного назначения может идти по следующим основным направлениям:

  • Модели, созданные на основе внедорожного мотоцикла и модифицированные для возможности дорожного использования. Эти мотоциклы обычно лёгкие и мощные, более пригодные для внедорожья, чем для асфальта.
  • Модели, созданные с «нуля», с различными комбинациями возможности эксплуатации на дорогах и вне дорог. Эти мотоциклы, как правило, тяжелее и прочнее, чем модели на основе внедорожных мотоциклов.
  • Модели, созданные на основе дорожного мотоцикла и модифицированные для возможности внедорожного использования. Эти мотоциклы, как правило, больше пригодны для асфальта.

По весу[ | код]

На Западе принято разделять мотоциклы двойного назначения по весу:

  • Лёгкие — весят около 250 до 300 фунтов (110—140 кг). Они обычно имеют высокое крепление переднего грязевого щитка, большой дорожный просвет, длинноходные подвески и, как правило, развитые грунтозацепы протектора шин. Они ближе всего находятся к спортивным внедорожным мотоциклам, хороши для пересечённой местности с редкими выездами на асфальт.
  • Средние — весят от 300 до 350 фунтов (140—160 кг). Они, как правило, имеют меньший ход подвески и дорожный просвет, чем лёгкие, и часто приходят с универсальными шинами. Эти мотоциклы пригодны для передвижения по грунтовым дорогам, тропинкам, грейдерам с возможностью выезжать на асфальт.
  • Тяжёлые — весят более 350 фунтов (более 160 кг). Они предназначены, прежде всего, для путешествий на большие расстояния по асфальту с редкими вылазками на грунтовые дороги. Как правило, они комплектуются гладкими дорожными шинами.

По кубатуре[ | код]

Японские производители обычно используют общий термин «Dual Purpose» для всей линейки моделей, иногда разделяя их по кубатуре[6][8][9][7].

По дорожным качествам[ | код]

В России получил распространение вариант разделения по дорожным качествам (впервые предложенный издательством «За рулём»[5]):

  • «жёсткие» — наиболее приближенные к спортивной технике, чем остальные мотоциклы двойного назначения, но в отличие от мотоциклов для эндуро имеют более комфортное сиденье и пассажирские подножки;
  • «мягкие» — предназначенные, скорее, для хороших дорог, но не исключающие передвижение по пересечённой местности;
  • «туристические» — оснащённые двигателями большого рабочего объёма, с более комфортабельной посадкой и более тяжёлые, что затрудняет передвижение по пересечённой местности;
  • «городские» — обутые в чисто шоссейные шины, вследствие этого непригодные для бездорожья.

По стилю[ | код]

Обозначение стилевых модификаций мотоциклов двойного назначения многие производители включают в название своих моделей. Например:

  • В стиле «эндуро»: Beta RR50 Enduro Alu, CCM 404S Enduro.
  • В стиле «trail»: CCM DualSport Trail, CCM 404DS Trail, HM Trail Locusta.
  • В стиле «adventure»: BMW R1150GS Adventure, KTM LC4 Adventure, KTM 950 Adventure.
  • В стиле «мотард» («супермото»): Beta Motard 4.0, CCM DualSport Supermoto, Derbi Senda SM X-treme, Honda XR250 Motard, Husqvarna SM 610S.

Современная интерпретация стилистики скрэмблеров привела к появлению новых моделей — в стиле «scrambler»: Voxan Scrambler 1000, Triumph Scrambler, Borile B450 Scrambler, HM City Scrambler, Kawasaki Z400 Scrambler, Ducati 350 Scrambler, Moto Morini Scrambler, BMW F800 Scrambler. Несмотря на их связь с прародителями техники двойного назначения, эти мотоциклы принято относить к категории ретро-мотоциклов.

Не так давно дилеры Kawasaki в России начали использовать для обозначения мотоциклов двойного назначения термин «многоцелевые мотоциклы» (или мотоциклы многоцелевого назначения)[10].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Dual-Sport Diversions. — American Motorcyclist, 1991. — № 4.
  • Классификация // Мир мотоциклов : иллюстрированный каталог / Вед. ред. С. Дорофеев. — За рулем, 1997. — Вып. второй. — С. 202.
  • Suzuki DR650SE. — Мото, 1996. — № 9.
  • Воронцов А. Е. Энциклопедия мотоциклов. — За рулём, 2003. — С. 291.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Мотоцикл двойного назначения — Википедия © ru.wikipedia.org

Мотоцикл двойного назначения (dual-sport или dual purpose) — тип мотоцикла, предназначенный для передвижения как по асфальтовым дорогам, так и по пересечённой местности, и технически оснащённый в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения (то есть имеет внешние световые приборы, звуковой сигнал, номерной знак, а содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность не превышает установленные стандартами нормы).

Прародителем мотоцикла двойного назначения принято считать скрэмблер (scrambler) (англ.)русск. — английский вариант лёгкого городского мотоцикла, приспособленного к езде по плохим дорогам за счёт подвесок с увеличенными ходами и с высоко поднятыми глушителями[1]. Скрэмблеры впервые появились в конце 50-х — начале 60-х гг. двадцатого века у британских производителей Triumph (англ.)русск. и BSA (Birmingham Small Arms Company) (англ.)русск., а затем и на японском рынке.

В качестве конкурента скрэмблерам концерн Yamaha в 1968 г. создал свой гибрид для внедорожной и дорожной езды — мотоцикл DT-1, который исторически принято считать первым общедоступным мотоциклом двойного назначения[2]. Yamaha целенаправленно объединила два направления: дорожные мотоциклы, приспособленные для передвижения по грунтовым дорогам, и внедорожные спортивные мотоциклы, приспособленные для передвижения по городским дорогам[3][2]. Другие японские производители по примеру Ямахи выпустили свои модели двойного назначения. Эти мотоциклы не являлись чисто спортивной техникой, но давали возможность любителям и новичкам поучаствовать в некоторых соревнованиях, связанных с внедорожным форматом.

В 70-е годы с развитием мотоспорта появились более специализированные мотоциклы, ориентированные либо на внедорожье, либо на асфальт, поэтому мотоциклы двойного назначения постепенно отошли на второй план.

DualSport Suzuki DR650 (слева) и DR350 (справа)

Новый расцвет техники двойного назначения произошёл в 1984 г., когда появилась концепция «Dual Sport Motorcycle Rides», придуманная Джимом Пилоном[4]. Его идея возникла по вполне определённой причине: Пилон увидел, что существует достаточное количество людей, имеющих интерес ко внедорожной езде, но не имеющих возможностей участвовать в мотокроссовых соревнованиях или эндуро.

Определение концепции звучало как «Dual, as in road and dirt, and Sport as in a non-competitive venue» и предполагало возможность кататься в любые выходные в своё удовольствие в хорошей компании по красивым и интересным местам, как по дорогам, так и вне дорог, — ради фана, а не ради спортивных достижений. В противоположность эндуро (движение в одиночку и никакой помощи со стороны) Dual Sport Motorcycle Riding предполагает езду в компании с обязательной взаимовыручкой друг друга.

В 1990 году компания Suzuki выпустила мотоцикл DR350, официально позиционирующийся как DualSport или «dirt bike with a license plate» («внедорожный мотоцикл с номерным знаком»). Таким образом термин «dual-sport» (или «dualie») вошёл в употребление как среди мотопрессы, так и среди самих мотоциклистов.

Мотоцикл двойного назначения vs эндуро[править | править код]

Изначально компоновка мотоциклов двойного назначения выполнялась, как правило, в стиле «эндуро», т.е:

Однако, в техническом плане мотоциклы двойного назначения отличаются от мотоциклов для эндуро, так как рассчитаны на утилитарное, а не спортивное использование. Например, в получившей распространение в России классификации издательства «За рулём» указывается, что «термин „эндуро“ без оговорок применяется для мотоциклов чисто спортивного назначения»[5].

Японские производители также разделяют свои модели: мотоциклы двойного назначения в стиле «эндуро» относят к «dual purpose», а мотоциклы для соревнований эндуро к «competition»[6][7].

Необходимо отметить, что со временем появились и другие варианты компоновки, характеризующиеся дорожными качествами мотоциклов двойного назначения. Мотоциклы двойного назначения, более ориентированные на дорожное использование, могут иметь низкое крепление переднего грязевого щитка, шины с более гладким протектором и даже литые колёса, что ещё больше отдаляет их от мотоциклов для эндуро.

См. также «Мотоциклы для эндуро».

Разновидности мотоциклов двойного назначения[править | править код]

Kawasaki Super Sherpa KL250

По происхождению[править | править код]

Создание мотоцикла двойного назначения может идти по следующим основным направлениям:

  • Модели, созданные на основе внедорожного мотоцикла и модифицированные для возможности дорожного использования. Эти мотоциклы обычно лёгкие и мощные, более пригодные для внедорожья, чем для асфальта.
  • Модели, созданные с «нуля», с различными комбинациями возможности эксплуатации на дорогах и вне дорог. Эти мотоциклы, как правило, тяжелее и прочнее, чем модели на основе внедорожных мотоциклов.
  • Модели, созданные на основе дорожного мотоцикла и модифицированные для возможности внедорожного использования. Эти мотоциклы, как правило, больше пригодны для асфальта.

По весу[править | править код]

На Западе принято разделять мотоциклы двойного назначения по весу:

  • Лёгкие — весят около 250 до 300 фунтов (110—140 кг). Они обычно имеют высокое крепление переднего грязевого щитка, большой дорожный просвет, длинноходные подвески и, как правило, развитые грунтозацепы протектора шин. Они ближе всего находятся к спортивным внедорожным мотоциклам, хороши для пересечённой местности с редкими выездами на асфальт.
  • Средние — весят от 300 до 350 фунтов (140—160 кг). Они, как правило, имеют меньший ход подвески и дорожный просвет, чем лёгкие, и часто приходят с универсальными шинами. Эти мотоциклы пригодны для передвижения по грунтовым дорогам, тропинкам, грейдерам с возможностью выезжать на асфальт.
  • Тяжёлые — весят более 350 фунтов (более 160 кг). Они предназначены, прежде всего, для путешествий на большие расстояния по асфальту с редкими вылазками на грунтовые дороги. Как правило, они комплектуются гладкими дорожными шинами.

По кубатуре[править | править код]

Японские производители обычно используют общий термин «Dual Purpose» для всей линейки моделей, иногда разделяя их по кубатуре[6][8][9][7].

По дорожным качествам[править | править код]

В России получил распространение вариант разделения по дорожным качествам (впервые предложенный издательством «За рулём»[5]):

  • «жёсткие» — наиболее приближенные к спортивной технике, чем остальные мотоциклы двойного назначения, но в отличие от мотоциклов для эндуро имеют более комфортное сиденье и пассажирские подножки;
  • «мягкие» — предназначенные, скорее, для хороших дорог, но не исключающие передвижение по пересечённой местности;
  • «туристические» — оснащённые двигателями большого рабочего объёма, с более комфортабельной посадкой и более тяжёлые, что затрудняет передвижение по пересечённой местности;
  • «городские» — обутые в чисто шоссейные шины, вследствие этого непригодные для бездорожья.

По стилю[править | править код]

Обозначение стилевых модификаций мотоциклов двойного назначения многие производители включают в название своих моделей. Например:

  • В стиле «эндуро»: Beta RR50 Enduro Alu, CCM 404S Enduro.
  • В стиле «trail»: CCM DualSport Trail, CCM 404DS Trail, HM Trail Locusta.
  • В стиле «adventure»: BMW R1150GS Adventure, KTM LC4 Adventure, KTM 950 Adventure.
  • В стиле «мотард» («супермото»): Beta Motard 4.0, CCM DualSport Supermoto, Derbi Senda SM X-treme, Honda XR250 Motard, Husqvarna SM 610S.

Современная интерпретация стилистики скрэмблеров привела к появлению новых моделей — в стиле «scrambler»: Voxan Scrambler 1000, Triumph Scrambler, Borile B450 Scrambler, HM City Scrambler, Kawasaki Z400 Scrambler, Ducati 350 Scrambler, Moto Morini Scrambler, BMW F800 Scrambler.Несмотря на их связь с прародителями техники двойного назначения, эти мотоциклы принято относить к категории ретро-мотоциклов.

Не так давно дилеры Kawasaki в России начали использовать для обозначения мотоциклов двойного назначения термин «многоцелевые мотоциклы» (или мотоциклы многоцелевого назначения)[10].

  • Dual-Sport Diversions. — American Motorcyclist, 1991. — № 4.
  • Классификация // Мир мотоциклов : иллюстрированный каталог / Вед. ред. С. Дорофеев. — За рулем, 1997. — Вып. второй. — С. 202.
  • Suzuki DR650SE. — Мото, 1996. — № 9.
  • Воронцов А. Е. Энциклопедия мотоциклов. — За рулём, 2003. — С. 291.

ru.wikipedia.org.mevn.net

Мотоцикл двойного назначения — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мотоцикл двойного назначения (dual-sport или dual purpose) — тип мотоцикла, предназначенный для передвижения как по асфальтовым дорогам, так и по пересеченной местности, и технически оснащенный в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения (то есть имеет внешние световые приборы, звуковой сигнал, номерной знак, а содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность не превышает установленные стандартами нормы).

История возникновения

Прародителем мотоцикла двойного назначения принято считать скрэмблер (scrambler) (англ.)русск. — английский вариант легкого городского мотоцикла, приспособленного к езде по плохим дорогам за счет подвесок с увеличенными ходами и с высоко поднятыми глушителями[1]. Скрэмблеры впервые появились в конце 50-х — начале 60-х гг. двадцатого века у британских производителей Triumph (англ.)русск. и BSA (Birmingham Small Arms Company) (англ.)русск., а затем и на японском рынке.

В качестве конкурента скрэмблерам концерн Yamaha в 1968 г. создал свой гибрид для внедорожной и дорожной езды — мотоцикл DT-1, который исторически принято считать первым общедоступным мотоциклом двойного назначения[2]. Yamaha целенаправленно объединила два направления: дорожные мотоциклы, приспособленные для передвижения по грунтовым дорогам, и внедорожные спортивные мотоциклы, приспособленные для передвижения по городским дорогам[3][2]. Другие японские производители по примеру Ямахи выпустили свои модели двойного назначения. Эти мотоциклы не являлись чисто спортивной техникой, но давали возможность любителям и новичкам поучаствовать в некоторых соревнованиях, связанных с внедорожным форматом.

В 70-е годы с развитием мотоспорта появились более специализированные мотоциклы, ориентированные либо на внедорожье, либо на асфальт, поэтому мотоциклы двойного назначения постепенно отошли на второй план.

Новый расцвет техники двойного назначения произошёл в 1984 г., когда появилась концепция «Dual Sport Motorcycle Rides», придуманная Джимом Пилоном[4]. Его идея возникла по вполне определенной причине: Пилон увидел, что существует достаточное количество людей, имеющих интерес ко внедорожной езде, но не имеющих возможностей участвовать в мотокроссовых соревнованиях или эндуро.

Определение концепции звучало как «Dual, as in road and dirt, and Sport as in a non-competitive venue» и предполагало возможность кататься в любые выходные в своё удовольствие в хорошей компании по красивым и интересным местам, как по дорогам, так и вне дорог, — ради фана, а не ради спортивных достижений. В противоположность эндуро (движение в одиночку и никакой помощи со стороны) Dual Sport Motorcycle Riding предполагает езду в компании с обязательной взаимовыручкой друг друга.

В 1990 году компания Suzuki выпустила мотоцикл DR350, официально позиционирующийся как DualSport или «dirt bike with a license plate» («внедорожный мотоцикл с номерным знаком»). Таким образом термин «dual-sport» (или «dualie») вошёл в употребление как среди мотопрессы, так и среди самих мотоциклистов.

Мотоцикл двойного назначения vs эндуро

Изначально компоновка мотоциклов двойного назначения выполнялась, как правило, в стиле «эндуро», т.е:

Однако, в техническом плане мотоциклы двойного назначения отличаются от мотоциклов для эндуро, так как рассчитаны на утилитарное, а не спортивное использование. Например, в получившей распространение в России классификации издательства «За рулем» указывается, что «термин „эндуро“ без оговорок применяется для мотоциклов чисто спортивного назначения»[5].

Японские производители также разделяют свои модели: мотоциклы двойного назначения в стиле «эндуро» относят к «dual purpose», а мотоциклы для соревнований эндуро к «competition»[6][7].

Необходимо отметить, что со временем появились и другие варианты компоновки, характеризующиеся дорожными качествами мотоциклов двойного назначения. Мотоциклы двойного назначения, более ориентированные на дорожное использование, могут иметь низкое крепление переднего грязевого щитка, шины с более гладким протектором и даже литые колеса, что ещё больше отдаляет их от мотоциклов для эндуро.

См. также «Мотоциклы для эндуро».

Разновидности мотоциклов двойного назначения

По происхождению

Создание мотоцикла двойного назначения может идти по следующим основным направлениям:

  • Модели, созданные на основе внедорожного мотоцикла и модифицированные для возможности дорожного использования. Эти мотоциклы обычно легкие и мощные, более пригодные для внедорожья, чем для асфальта.
  • Модели, созданные с «нуля», с различными комбинациями возможности эксплуатации на дорогах и вне дорог. Эти мотоциклы, как правило, тяжелее и прочнее, чем модели на основе внедорожных мотоциклов.
  • Модели, созданные на основе дорожного мотоцикла и модифицированные для возможности внедорожного использования. Эти мотоциклы, как правило, больше пригодны для асфальта.

По весу

На Западе принято разделять мотоциклы двойного назначения по весу:

  • Легкие — весят около 250 до 300 фунтов (110—140 кг). Они обычно имеют высокое крепление переднего грязевого щитка, большой дорожный просвет, длинноходные подвески и, как правило, развитые грунтозацепы протектора шин. Они ближе всего находятся к спортивным внедорожным мотоциклам, хороши для пересеченной местности с редкими выездами на асфальт.
  • Средние — весят от 300 до 350 фунтов (140—160 кг). Они, как правило, имеют меньший ход подвески и дорожный просвет, чем легкие, и часто приходят с универсальными шинами. Эти мотоциклы пригодны для передвижения по грунтовым дорогам, тропинкам, грейдерам с возможностью выезжать на асфальт.
  • Тяжелые — весят более 350 фунтов (более 160 кг). Они предназначены, прежде всего, для путешествий на большие расстояния по асфальту с редкими вылазками на грунтовые дороги. Как правило, они комплектуются гладкими дорожными шинами.

По кубатуре

Японские производители обычно используют общий термин «Dual Purpose» для всей линейки моделей, иногда разделяя их по кубатуре[6][8][9][7].

По дорожным качествам

В России получил распространение вариант разделения по дорожным качествам (впервые предложенный издательством «За рулем»[5]):

  • «жесткие» — наиболее приближенные к спортивной технике, чем остальные мотоциклы двойного назначения, но в отличие от мотоциклов для эндуро имеют более комфортное сиденье и пассажирские подножки;
  • «мягкие» — предназначенные, скорее, для хороших дорог, но не исключающие передвижение по пересеченной местности;
  • «туристические» — оснащенные двигателями большого рабочего объема, с более комфортабельной посадкой и более тяжелые, что затрудняет передвижение по пересеченной местности;
  • «городские» — обутые в чисто шоссейные шины, вследствие этого непригодные для бездорожья.

По стилю

Обозначение стилевых модификаций мотоциклов двойного назначения многие производители включают в название своих моделей. Например:

  • В стиле «эндуро»: Beta RR50 Enduro Alu, CCM 404S Enduro.
  • В стиле «trail»: CCM DualSport Trail, CCM 404DS Trail, HM Trail Locusta.
  • В стиле «adventure»: BMW R1150GS Adventure, KTM LC4 Adventure, KTM 950 Adventure.
  • В стиле «мотард» («супермото»): Beta Motard 4.0, CCM DualSport Supermoto, Derbi Senda SM X-treme, Honda XR250 Motard, Husqvarna SM 610S.

Современная интерпретация стилистики скрэмблеров привела к появлению новых моделей — в стиле «scrambler»: Voxan Scrambler 1000, Triumph Scrambler, Borile B450 Scrambler, HM City Scrambler, Kawasaki Z400 Scrambler, Ducati 350 Scrambler, Moto Morini Scrambler, BMW F800 Scrambler. Несмотря на их связь с прародителями техники двойного назначения, эти мотоциклы принято относить к категории ретро-мотоциклов.

Не так давно дилеры Kawasaki в России начали использовать для обозначения мотоциклов двойного назначения термин «многоцелевые мотоциклы» (или мотоциклы многоцелевого назначения)[10].

См. также

Напишите отзыв о статье "Мотоцикл двойного назначения"

Примечания

  1. ↑ Adams, Carl: (2008) The Essential Guide to Dual Sport Motorcycles", pp. 18; Whitehorse Press, New Hampshire. ISBN 978-1-884313-71-4
  2. ↑ 1 2 [www.bikeexif.com/yamaha-dt-1 Yamaha DT-1] (англ.). Проверено 28 марта 2012. [www.webcitation.org/6AivzD2CH Архивировано из первоисточника 16 сентября 2012].
  3. ↑ Воронцов, 2003.
  4. ↑ Dual-Sport Diversions, 1991.
  5. ↑ 1 2 За рулем, 1997, с. 10.
  6. ↑ 1 2 [www.honda.co.jp/motor-lineup/category/ International Honda Motor Lineup] (яп.). Проверено 29 марта 2012. [www.webcitation.org/6AhVJFm3A Архивировано из первоисточника 15 сентября 2012].
  7. ↑ 1 2 [www.kawasaki-motors.com/model/style.jsp Kawasaki Motor Lineup] (яп.). Проверено 29 марта 2012. [www.webcitation.org/6AhVOMH9B Архивировано из первоисточника 15 сентября 2012].
  8. ↑ [www.yamaha-motor.jp/mc/lineup/ Yamaha Motor Lineup] (яп.). Проверено 29 марта 2012. [www.webcitation.org/6AhVMwN1Y Архивировано из первоисточника 15 сентября 2012].
  9. ↑ [www1.suzuki.co.jp/motor/full_line/index.html Suzuki Motor Full Lineup] (яп.). Проверено 29 марта 2012. [www.webcitation.org/6Aiw0Iv8b Архивировано из первоисточника 16 сентября 2012].
  10. ↑ [www.kawasaki.ru/dualpurpose Кawasaki в РФ - Многоцелевые мотоциклы] (рус.). Проверено 29 марта 2012. [www.webcitation.org/6Aiw2WNnX Архивировано из первоисточника 16 сентября 2012].

Литература

  • Dual-Sport Diversions. — American Motorcyclist, 1991. — № 4.
  • Классификация // Мир мотоциклов : иллюстрированный каталог / Вед. ред. С. Дорофеев. — За рулем, 1997. — Вып. второй. — С. 202.
  • Suzuki DR650SE. — Мото, 1996. — № 9.
  • Воронцов А. Е. Энциклопедия мотоциклов. — За рулем, 2003. — С. 291.

Ссылки

  • [www.bikeexif.com/yamaha-dt-1 Yamaha DT-1]
  • [dualsportriding.com/ Dual Sport Riding]
  • [www.ridedualsport.com/forum/index.php?topic=31.0 Dual Sport Riding Tips]
  • [www.supersherpa.ru/helpful/enduro_dualsport/ Все, все будут ездить на эндуро!]
  • [www.advrider.com/ Adventure Rider Motorcycle Forum]

Отрывок, характеризующий Мотоцикл двойного назначения

Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея. «Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она. Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба. – Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом. Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла. – Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала. – Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть… – Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей. – Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка… – Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей. – Правда, что Наташа еще молода, но так долго. – Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей. – Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты. – Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней. – Что? Мама?… Что? – Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула. Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза. – Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться? Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь». Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал. – Любите ли вы меня? – Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала. – Об чем? Что с вами? – Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его. Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее. – Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена , равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?» – Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал. – Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя. Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала. – Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой. – Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду. – В год вы узнаете себя… – Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его. – И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение. – Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения. – Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту. С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем , теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними. В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними. – Отчего? – испуганно сказала Наташа. – Я не могу отнять его у деда и потом… – Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня. Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том. Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним. – Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его? – Да, он славный, но смешной очень. И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.

wiki-org.ru

Мотоцикл двойного назначения - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 октября 2013; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 октября 2013; проверки требуют 7 правок.

Мотоцикл двойного назначения (dual-sport или dual purpose) — тип мотоцикла, предназначенный для передвижения как по асфальтовым дорогам, так и по пересечённой местности, и технически оснащённый в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения (то есть имеет внешние световые приборы, звуковой сигнал, номерной знак, а содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность не превышает установленные стандартами нормы).

История возникновения[ | ]

Прародителем мотоцикла двойного назначения принято считать скрэмблер (scrambler) (англ.) — английский вариант лёгкого городского мотоцикла, приспособленного к езде по плохим дорогам за счёт подвесок с увеличенными ходами и с высоко поднятыми глушителями[1]. Скрэмблеры впервые появились в конце 50-х — начале 60-х гг. двадцатого века у британских производителей Triumph (англ.) и BSA (Birmingham Small Arms Company) (англ.), а затем и на японском рынке.

В качестве конкурента скрэмблерам концерн Yamaha в 1968 г. создал свой гибрид для внедорожной и дорожной езды — мотоцикл DT-1, который исторически принято считать первым общедоступным мотоциклом двойного назначения[2]. Yamaha целенаправленно объединила два направления: дорожные мотоциклы, приспособленные для передвижения по грунтовым дорогам, и внедорожные спортивные мотоциклы, приспособленные для передвижения по городским дорогам[3][2]. Другие японские производители по примеру Ямахи выпустили свои модели двойного назначения. Эти мотоциклы не являлись чисто спортивной техникой, но давали возможность любителям и новичкам поучаствовать в некоторых соревнованиях, связанных с внедорожным форматом.

В 70-е годы с развитием мотоспорта появились более специализированные мотоциклы, ориентированные либо на внедорожье, либо на асфальт, поэтому мотоциклы двойного назначения постепенно отошли на второй план.

DualSport Suzuki DR650 (слева) и DR350 (справа)

Новый расцвет техники двойного назначения произошёл в 1984 г., когда появилась концепция «Dual Sport Motorcycle Rides», придуманная Джимом Пилоном[4]. Его идея возникла по вполне определённой причине: Пилон увидел, что существует достаточное количество людей, имеющих интерес ко внедорожной езде, но не имеющих возможностей участвовать в мотокроссовых соревнованиях или эндуро.

Определение концепции звучало как «Dual, as in road and

encyclopaedia.bid

Как появились мотоциклы двойного назначения

Современного байкера уже не удивишь разделением мотоциклов на разные виды по своим возможностям и предназначением. Понятно, что основными, можно сказать, есть дорожники и внедорожники. А они уже как бы уже делятся на классы, подвиды и т.д.

Но так было не всегда. В начале своей истории мотоциклы были одного предназначения — для дорог (если таковые можно было так назвать в те времена). Но а как же появились внедорожники? Об этом историческом моменте и будет идти речь в данном посте :

Снимок сделанный на «шестидневке. Как видно спортивные мотоциклы той поры (500-кубовый AJS) практически не отличались от стандартныхТак и было — «в те времена далекие, теперь уже былинные». А еще раньше, когда мотоциклы еще только-только родились, никому и в голову не приходило делить их на «для дорог» и «для вне дорог». Хотя должны были подумать: покрытие было таким, что проложенные древними римлянами Appia оставались недосягаемым по качеству образцом. А подъезд к каждой усадьбе тем более никто не собирался асфальтировать…

Понятно, что как только появились и стала  развиваться — мотопромышленность тех времен — все столкнулись с проблемами дорог — как ни крути, а  до современного асфальта долго еще было)))  —  многие умники начали задумываться над развитием этого вида транспорта, а ведь он таки пошел.  Сто лет назад дорожные (бездорожные?) сети в Англии и, скажем, Индии разительно отличались. И кто же первым отличился в сфере внедорожных мотоциклов?  — Англичане. Да именно, еще до первой мировой войны, английские компании начали продавать специальные варианты своих мотоциклов. Они так и назывались — «колониальные», то есть для задворков Британской империи. Так что первыми эндуро можно считать именно эти мотоциклы: усиленные шасси, моторы увеличенного рабочего объема, специальные шины. Кстати, в высокоразвитую по тем временам Россию англичане поставляли мотоциклы именно в такой комплектации — познакомились, видать, с тамтешними «дорогами». Либо в заказах сразу объяснили.что к чему.И еще одно британское изобретение сыграло важнейшую роль в нашей истории: триал. Это сейчас он стал соревнованием мотоакробатов, а сто лет назад термин понимался дословно (в переводе с английского trial — проба, испытание). Спортсмены на серийных мотоциклах наматывали круги по сложной трассе, включавшей в себя и дороги, и черт знает что под колесами. И так на протяжении шести дней. В 1913 году на севере Англии, близ города Карлайл, по этой формуле впервые провели международные соревнования — International Touring Trial. Вскоре гонка получила название International Six Days Trial (то бишь «шесть дней испытаний») или, по-народному, «шестидневка».

Один из первых серийных мотоциклов для внедорожных соревнований BSA R19 1936 года — 350 кубиковПотом кому то видать из англичан надоело изматывающие многодневные заезды и он придумал проводить короткие гонки по бездорожью. Новый вид спорта, зародившийся в 20-е годы, получил название «скрэмблинг» (от слова scramble — карабкаться, протискиваться, да не просто так, а с дракой). Что же за соревнование такое?? А это именно наш современный мотокросс!!!

Сами гонщики усиливали ходовую, снимали все лишнее и форсировали моторы. Но уже в 30-е годы некоторые из английских компаний начали выпускать специальные спортивные версии аппаратов. А задранный для увеличения дорожного просвета глушитель стал модным аксессуаром мотоциклов-«спортсменов».И все же первый сделанный «с нуля» мотоцикл сугубо для внедорожных соревнований построили не англичане, а немцы. В 30-е годы в нацистском правительстве решили, что мотоспорт — эффективная форма популяризации фашистской идеологии. Компании получили из казны немалые деньги. На эти средства в 1935 году изготовили уникальный DKW SS250: его 2-тактный двигатель оборудован жидкостным охлаждением и компрессором! Машина оправдала ожидания создателей: команда Германии триумфально выиграла «шестидневку».

Ревниво наблюдая за успехами немцев, зашевелились и австрийцы. В 1938 году компания Puch выпустила модель 350GS, где GS означало Gelande Sport — «внедорожный спорт». Причем, если DKW свои SS250 сделала мизерным тиражом и только для заводской команды, то Puch запустил свой вариант и широкую продажу.

 

DKW  SS250, 1935 — первый специальный внедорожный мотоцикл. Двигатель позаимствован от машин шоссейно-кольцевых гонок

Во время второй мировой войны 350GS успели даже «повоевать» в рядах вермахта. Так что, получается, это и есть первый мотоцикл двойного назначения.Но истинно широкий размах внедорожные соревнования приобрели уже после войны, тогда и сформировались в нынешнем виде знакомые нам мотокросс, триал, «шестидневка». С чего это, спросите, спортсмены в едином порыве «полезли в грязь»? Да потому что шоссейно-кольцевые гонки, безраздельно царившие в мотоспорте до войны, стали удовольствием слишком дорогим. Возросли скорости, что потребовало постройки специализированных (и очень недешевых!) трасс, гоночные мотоциклы потеряли всякую связь (и унификацию) с серийной продукцией… Соревнования на бездорожье — другое дело. Трасса готовится за пару дней с помощью бульдозера и горстки энтузиастов, мотоциклы же строились на основе дорожных. Многие уважаемые компании (не только английские, но и немецкие, итальянские) вытекали варианты с приставками Scrambler, Six Days. Trial. Motocross…Между прочим, мы в ту пору тоже не отставали от всеобщего увлечения. Все наши мотозаводы в 40-50-е годы выпустили версии мотоциклов для мотокросса и «многодневки». Столь единодушное влечение к спорту объяснялось тем, что его рассматривали как важнейшее звено военной подготовки, в программу мотомногоборья включали бег, стрельбу и метание гранаты. Спортивные мотоциклы приравнивали к оружию -потому и не продавали населению. За рубежом картина иная: любой Scrambler можно было заказать с полным комплектом электрооборудования и зарегистрировать для «цивильной» езды. Но наша страна и народ вечно чем то отличались!))))

В Европе чудиков, желающих гонять на «кроссачах» по дорогам, находилось немного. Иное дело — в США. Необъятные просторы, полные заманчивых тропок, плюс разымая сеть дорог, ведущих к этим природным прелестям, — все это прямо-таки подталкивало, нет — толкало к мотоциклу универсальному, который может и по шоссе ухарем, и в грязи не ударить лицом в грязь, так сказать.

А раз так, в Америку хлынул вал европейских и японских мотоциклов, потакающих внедорожным причудам янки. Их стряпали по двум «рецептам»: либо на полноценный «кроссач» навешивали фару, либо сотворили скрэмблер — то есть на обычный дорожный мотоцикл устанавливали шины позубастее, высокий «кроссовый» руль, задирали крылья, что-бы пе забивались грязью, и глушитель. Честно говоря, у истинных ценителей все это не вызывало восторга. В первом случае получалась машина, безусловно, вездеходная, но страшно неудобная, неимоверно шумная, мучающая вибрациями, да и на шоссе не больно-то устойчивая. Во втором — слишком уж тяжелый для бездорожья аппарат с весьма ограничен ион проходимостью. Да и высокооборотные моторы, взятые от дорожных машин, мало подходили для ползания в грязи.Первыми осознали необходимость компромисса специалисты Yamaha. Осенью 1967 года на мотосалоне в Токио они представили необычный аппарат под индексом DT-1. Его стройный, сухощавый силуэт напоминал чистокровно спортивные машины. По на самом деле все узлы были спроектированы специально для этого «оборотня», 250-кубовый 2-тактный двигатель, умеренно (18,5 л. с.) форсированный, отличался замечательной тягой на средних оборотах. Жесткая дуплексная рама, очень легкая (весь мотоцикл весил всего 112 кг), обеспечивала значительный дорожный просвет — 245 мм. Подвески и шины — некий синтез дорожных и внедорожных достоинств.Новинку ждал ошеломляющий успех! Не прошло и пары лет, и «японский квартет» в полном составе включился в выпуск подобных машин всех форматов — от 50 до 400 см/куб. За ними со скрипом (на разработку новых машин требовались огромные деньжищи) последовали и европейцы.Конечно, и эти аппараты подходили не для всех. Прекрасное средство «для зажечь» по окрестностям — да. Великолепные «генераторы адреналина» — еще бы! Но для дальних путешествий они решительно не годились: узкие седла, миниатюрные баки и не по статусу жутко прожорливые 2-тактные моторы.

И вновь отличились смекалистые парни из Yamaha. В 1975 году они представили очередной шедевр — модель ХТ500 с надежным, выносливым и экономичным 4-тактным двигателем. То, что эта машина способна забраться куда угодно, подтвердил организованный вскоре ралли-рейд «Париж-Дакар». Первые годы мотоциклисты бороздили пески пустыни Сахара только на Yamaha XT500!Следующий шаг на пути к внедорожному дальнобою сделали немцы. В BMW всегда питали особую слабость к капризам мототуристов — основных потребителей их продукции.

И в 1980 году баварцы сделали своим поклонникам шикарный подарок — вседорожник R80G/S. Это обозначение расшифровывалось как Gelande und Strasse, то есть «бездорожье и дорога». Скептики поначалу сомневались: вы хотите сказать, что такая тяжелая (167 кг) машина подходит для грязи? Но оказалось, что немалую долю мототуристов устраивает именно такой аппарат — мощный и неприхотливый к качеству дорог. А насчет вездеходности… До лужайки можно доехать, чтобы установить палатку? И ладно…А потом выяснилось, что у европейцев и американцев совершенно различные представления о том, каким должен быть мотоцикл двойного назначения. Янки требовали прежде всего проходимости, тогда как мотоциклисты Старого Света ждали от машин еще и изысканных дорожных манер. Вечно им удобства подавай!

Японцы держали нос по ветру и уже в 80-е годы стали делать для этих двух важнейших для себя рынков совершенно разные машины. И если, скажем, серия Honda XR в Европе все же известна, то такие модели, как Yamaha ТТ или Suzuki РЕ, — совершеннейшая экзотика. В свою очередь, за океаном не жалуют «асфальтовые» Honda Transalp или Kawasaki KLE-1500. А все потому, что в принципе различаются взгляды на то, зачем, собственно, нужен мотоцикл. Для американца он прежде всего средство «оттяга», а до внедорожных красотой его и на прицепе довезет. Для европейца же мотоцикл в первую очередь — транспорт, а потому должен быть универсальным. Тем более что в уютной и сплошь заасфальтирован пой Европе не больно-то и найдешь это самое бездорожье. А коли найдешь и съедешь на него, появится дяденька лесник и впарит такой штраф, что мало не покажется.

Современный супермотард«Бегство» внедорожников из грязи привело к волникновению еще одной любопытной разновидности — городских эндуро (парадоксальное словосочетание, не так ли?), или супермотардов… Но эта тема немного другая и здесь не будем обмывать ее.

KTM LC4 Enduro — яркий представитель современных хард-эндуро

И напоследок — о терминах. Поначалу такие универсальные машины по инерции называли скрэмблерами — как предков нынешних «кроссачей». В 60-е годы вошло в моду словечко эндуро- (enduro), по-испански — «выносливый». (Вообще-то, сам корень dur- латинский, эту самую надежность и выносливость он и обозначает, а потому производные от него — французское endurance, английское durable — угнездились во многих европейских языках.) Но возникла путаница: точно так же стали называть и чисто спортивные мотоциклы для «шестидневки», и в начале 80-х годов Международная федерация мотоспорта (FIM) официально закрепила за ними название «эндуро». В ход пошел термин, изобретенный американцами: dual-purpose, то есть «двойного назначения». Название точное, но, увы, несколько громоздкое. Так что словечко «эндуро» по-прежнему доминирует. У нас в том числе: что-то родное в нем слышится для русского уха: дескать, это ж только сдуру можно лезть в грязищу по собственной охоте.))))))Названия разновидностей мотоциклов двойного назначения тоже крутятся вокруг словечка «эндуро». Хард-эндуро (от английского hard — «жесткий») — машины типа Honda XR или КТМ LC4, ориентированные главным образом на бездорожье. Софт-эндуро (soft — «мягкий») — машины скорее для асфальта. Городские эндуро -это, как мы уже говорили, те же супермо-тарды, мотоциклы на 17-дюймовых колесах, «обутых» в шоссейные шины.

Немцы, создавшие BMW R80G/S, одарили мир словосочетанием Reisen-Enduro (эндуро для путешествий), этим термином и стали называть большие многоцилиндровые мотоциклы двойного назначения. Впрочем, в последние годы они настолько утратили внедорожные свойства, что прилагать к ним слово «эндуро» стало как-то неуместно. Может быть, называть их на американский манер кроссоверами (cross-over) — так в США обозначили автомобили, сочетающие свойства дорожных и внедорожных моделей?

Или же применить красивый термин, изобретенный итальянцами из компании Ducati: Mulustrada, в вольном переводе — «вседорожник». Кстати, мне очень нравится — слово какое то приятное и тем не менее в нем говорится (я не о переводе) о какой то силе и мощи мотоцикла………….

 

mmoto.tk